Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Большой этнографический диктант вопросы. Положение о проведении в Республике Мордовии просветительской акции «Этнографический диктант

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

О проведении Всероссийской просветительской акции "Большой этнографический диктант"

В соответствии с письмом руководителя Федерального агентства по делам национальностей от 18.08.2017 N 2572-01.1-23-НБ, в целях оценки уровня этнографической грамотности населения, их знаний о народах, проживающих в Российской Федерации, получения объективной информации об уровне этнокультурной компетентности населения России с учетом его возрастной и социальной структуры, руководствуясь Положением о министерстве образования Рязанской области , утвержденным Постановлением Правительства Рязанской области от 11.06.2008 N 99 , приказываю:

1. Провести 3 ноября 2017 года Всероссийскую просветительскую акцию "Большой этнографический диктант".

2. Утвердить состав организационного комитета по проведению Всероссийской просветительской акции "Большой этнографический диктант" согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

3. Утвердить площадки проведения Всероссийской просветительской акции "Большой этнографический диктант" согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

4. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя министра образования Рязанской области О.В.Колесник.

Министр
О.С.ЩЕТИНКИНА

Приложение N 1. Состав организационного комитета по проведению Всероссийской просветительской акции "Большой этнографический диктант"

Приложение N 1
к приказу
министерства образования
Рязанской области
от 15 сентября 2017 г. N 945

Щетинкина Ольга Сергеевна

министр образования Рязанской области

Горожанова Марина Вячеславовна

первый заместитель министра культуры и туризма Рязанской области (по согласованию)

Назарова Ольга Алексеевна

первый заместитель министра печати и массовых коммуникаций Рязанской области (по согласованию)

Голубева Ольга Александровна

начальник отдела общего образования министерства образования Рязанской области

Кашаев Андрей Анатольевич

ректор ОГБУ ДПО "Рязанский институт развития образования"

Еременко Татьяна Вадимовна

профессор кафедры государственного и муниципального управления и политтехнологий ФГБОУ ВО "Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина" (по согласованию)

Выропаева Надежда Сергеевна

заведующая универсальным читальным залом ГБУК РО "Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького" (по согласованию)

проректор по научно-исследовательской работе и инновационной деятельности ОГБУ ДПО "РИРО", региональный координатор

Рябцева Светлана Олеговна

главный специалист отдела общего образования министерства образования Рязанской области

Минаева Татьяна Вадимовна

ведущий эксперт отдела семейной и демографической политики управления социализации и государственной поддержки детства министерства образования Рязанской области

Приложение N 2. Площадки проведения Всероссийской просветительской акции "Большой этнографический диктант"

Приложение N 2
к приказу
министерства образования
Рязанской области
от 15 сентября 2017 г. N 945

Наименование места проведения

Ответственный за проведение по площадке

Должность

Контактная информация

ГБУК РО "Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького"

Выропаева Надежда Сергеевна

Заведующая универсальным читальным залом

тел. 8-961-009-54-60, электронная почта [email protected]

ФГБОУ ВО "Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина"

Еременко Татьяна Вадимовна

Доктор педагогических наук, доцент, проректор по научной деятельности, профессор кафедры государственного и муниципального управления и политтехнологий

тел. 8-4912-97-15-12, электронная почта [email protected]

ОГБУ ДПО "Рязанский институт развития образования"

Миловзоров Александр Владимирович

Проректор по научно-исследовательской работе и инновационной деятельности

Федеральный список вопросов Этнографического диктанта 2019 г. (с 1 по 20) и дополнительные вопросы для главной площадки (с 21 - 30), ИЭА РАН

1. Россия является федеративным государством и состоит из 85 равноправных субъектов - республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Укажите их количество. Ответ запишите в формате А – 1; Б – 2 и т д.

Правильный ответ: А – 5; Б – 1; В – 4; Г – 3; Д – 6; Ж – 2

2. Одним из крупнейших этнографических музеев мира является Российский этнографический музей (РЭМ), посвященный народам России и стран бывшего СССР. Его коллекция насчитывает около полумиллиона экспонатов. В каком городе находится этот музей?

А. Владивосток

Б. Москва

В. Новосибирск

Г. Санкт-Петербург

Правильный ответ: Г

3. Какой народный праздник в прошлом завершал весенние полевые работы, а ныне является символом дружбы и широко распространен в регионах России, его отмечают также на федеральном уровне и за рубежом?

А. Калмыцкий Зул

Б. Тюркский Нардуган

В. Сабантуй поволжских и других народов

Г. Бурятский Сагаалган

Правильный ответ: В

4. Для поддержки этнических культур и обеспечения конституционных прав на национально-культурное развитие принята Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. На какой территории реализуется Стратегия?

А. В российских республиках

Б. В тех регионах России, где много этнических групп и языков

В. На всей территории России

Правильный ответ: В

5. Русский географ, ботаник, статистик, экономист, государственный и общественный деятель, первый исследователь Тянь-Шаня, организатор Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года:

А. Владимир Клавдиевич Арсеньев (1872-1930)

Б. Пётр Кузьмич Козлов (1863-1935)

В. Николай Михайлович Пржевальский (1839-1888)

Г. Петр Петрович Семенов (1827-1914)

Правильный ответ: Г

6. Государственная перепись населения – важное историческое событие, она проходила в современной России в 2002 и 2010 годах. Когда состоится следующая Всероссийская перепись населения?

А. В 2020 г.

Правильный ответ: А

7. Россия многокультурная и многоязычная страна. Как государство подсчитывает это многообразие?

А. В России нет официальной статистики о национальностях и языках

Б. Кроме государственной переписи, в России имеются и другие источники официальных сведений о национальностях и языках

В. Государственная перепись – единственный источник официальных сведений о национальностях и языках в России

Правильный ответ: В

8. Какие возможности есть у каждого жителя страны для самоопределения национальной принадлежности во время Всероссийской переписи населения?

А. Указывать свою национальность запрещено

Б. Указывать свою национальность можно, выбирая из официального списка

В. Можно указывать свою национальность совершенно свободно

Правильный ответ: В

9. В одной из республик России говорят более чем на 30 языках. Средневековые географы писали, что это «страна гор и гора языков». О какой республике Российской Федерации идет речь?

А. Республика Алтай

Б. Республика Башкортостан

В. Республика Дагестан

Г. Кабардино-Балкарская Республика

Правильный ответ: В

10. Какой из перечисленных языков - рекордсмен России по количеству букв (66)?

А. Татарский

Б. Адыгейский

В. Ительменский

Г. Нивхский

Правильный ответ: Б

11. Какие из перечисленных языков России являются финно-угорскими языками?

А. Карачаево-балкарский, крымскотатарский, чулымский

Б. Нанайский, негидальский, эвенский

В. Вепсский, хантыйский, марийский

Г. Агульский, рутульский, табасаранский

Правильный ответ: В

12. В России, при большом количестве языков, широко распространен русский язык. Какая часть населения владеет русским языком в Российской Федерации?

А. Половина населения

Б. Две трети населения

В. 75% населения

Г. Более 90% населения

Правильный ответ: Г

13. Котляры, ловари, сэрвы, влахи, крымы – каким группам населения России принадлежат эти названия?

А. Грекам

Б. Караимам

В. Татарам

Г. Цыганам

Правильный ответ: Г

14. Самоназвание какого из этих народов (“ня”) в переводе на русский язык означает “товарищ”?

А. Абазины

Б. Буряты

В. Нганасаны

Правильный ответ: В

15. Какой народ России включает «горную» (кырык) и «луговую» (олык) группы?

А. Ижора в Ленинградской области

Б. Кумыки в Дагестане

В. Марийцы в Республике Марий Эл

Г. Ногайцы в Ставропольском крае

Правильный ответ: В

16. Сопоставьте современные и старинные названия народов Дальнего Востока, наделенных статусом коренных малочисленных в России. Некоторые старинные названия используются в быту и сегодня. Ответ запишите в формате А – 1; Б – 2 и т д.

Правильный ответ: А-4, Б-2, В-1, Г-3

17. В среде какого народа, ныне имеющего статус коренного малочисленного в России, традиционно были распространены железоделательные ремесла, при этом русские переселенцы называли своих соседей «кузнецкие татары»?

Б. Уйльта

В. Кереки

Г. Шорцы

Правильный ответ: Г

18. Некоторые группы русского народа связаны с историей старообрядчества. В Поволжье – это кержаки и кулугуры, в Ставрополье – некрасовцы. Как именуют потомков старообрядцев в Забайкалье?

А. Духоборы

Б. Семейские

В. Молокане

Г. Субботники

Правильный ответ: Б

19. Пироги и лепешки – излюбленное традиционное блюдо многих народов России. Сопоставьте кулинарное блюдо и этническую кухню. Ответ запишите в формате А – 1; Б – 2 и т д.:

Правильный ответ: А – 3; Б – 1; В – 5; Г – 2; Д – 4

20. На Руси до XVIII века была основой питания, но затем ее заменил картофель. Её приготовляли в традиционной русской печи в собственном соку, а благодаря лекарственным средствам, применяли и в лечении. Что это за овощ?

Б. Свекла

В. Брюква

Правильный ответ: А

=================================================================

Дополнительные вопросы для проведения диктанта на главной площадке

21. Какой из этих традиционных напитков удмурты подают на свадьбе под названием «девичье вино»?

Г. Кумышка

Правильный ответ: Г

22. Наименование какого тюркского народа России совпадает с историческим названием крупного ханства, возникшего в междуречье Волги и Урала после распада Золотой Орды и существовавшего в XV- XVII веках?

А. Карачаевцы

Б. Кумыки

В. Ногайцы

Правильный ответ: В

23. Слово “шаман” стало интернациональным. Из какого языка был заимствован этот термин?

А. Алтайского

Б. Бурятского

В. Мансийского

Г. Эвенкийского

Правильный ответ: Г

24. У какого народа после сватовства проводили обряд “tabakad” - табаки, на котором родственники жениха и невесты в знак согласия должны были вместе курить табак?

А. Белорусы

Б. Водь

В. Ингуши

Г. Лезгины

Правильный ответ: Б

А. Армяне

Б. Ассирийцы

В. Даргинцы

Г. Теленгиты

Правильный ответ: Б

26. Сушено-вяленое мясо рыб, один из основных традиционных продуктов питания народов Дальнего Востока, называется:

А. Балы́к

Б. Строгани́на

Г. Ю́кола

Правильный ответ: Г

27. Какие народы традиционно использовали следующие виды переносного жилища? (ответ запишите в формате А – 1; Б – 2 и т д.)

Правильный ответ: А – 4; Б – 2; В – 1; Г – 3

28. Где находится самое почетное место в традиционном переносном жилище – юрте или чуме?

А. Напротив входа

Б. Слева от входа

В. Справа от входа

Г. У входа

Правильный ответ: А

29. Какой из видов меховой обуви носили саамы Кольского полуострова, отправляясь в тундру?

А. Валенки – тёплые войлочные сапоги из овечьей шерсти

Б. Торбаса - мягкие сапоги из оленьих шкур шерстью наружу

В. Унты - мех внутрь или наружу, чаще всего собачий или олений

Г. Яры - зимние сапоги из оленьей кожи с загнутыми вверх носками

Правильный ответ: Г

30. Что означает «Гжельский куст»?

А. Особый вид подмосковного растения

Б. Историко-культурный район Подмосковья с традиционными русскими промыслами

В. Особый рисунок на керамических игрушках

Г. Речная система Подмосковья

  1. «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле…» - какой документ начинается этими словами?
    1. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года
    2. Конституция Российской Федерации
    3. Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»
    4. Декларация о государственном суверенитете РСФСР
    показать Ответ: 2.
  2. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года на территории России проживают представители 193 национальностей, 7 из которых по численности превышают 1 млн. человек. Укажите эти самые большие народы.
    1. Русские
    2. Ненцы
    3. Чеченцы
    4. Якуты
    5. Армяне
    6. Башкиры
    7. Адыгейцы
    8. Буряты
    9. Украинцы
    10. Чуваши
    11. Табасараны
    12. Татары
    показать Ответ: 1, 3, 5, 6, 9, 10, 12.
  3. Россия относится к числу наиболее многоязычных стран мира. На скольких языках и диалектах говорят жители современной России? показать Ответ: 4
  4. В состав Российской Федерации входят 22 республики.
    а. Республика Мордовия
    б. Республика Калмыкия
    в. Республика Тыва
    г. Республика Дагестан
    д. Республика Марий Эл
    е. Чувашская Республика
    ж. Удмуртская Республика
    з. Республика Адыгея
    и. Республика Ингушетия
    к. Республика Бурятия
    л. Кабардино-Балкарская Республика
    м. Республика Хакасия
    Какой из перечисленных республик соответствует название столицы?
    1. Улан-Удэ
    2. Магас
    3. Ижевск
    4. Элиста
    5. Кызыл
    6. Абакан
    7. Саранск
    8. Нальчик
    9. Майкоп
    10. Йошкар-Ола
    11. Махачкала
    12. Чебоксары

    показать Ответ: 1-к, 2-и, 3-ж, 4-б, 5-в, 6-м, 7-а, 8-л, 9-з, 10-д, 11-г, 12-е.
    (посмотреть все Субъекты Российской Федерации)
  5. В одной из самых многонациональных республик России говорят более чем на 30 языках. Средневековые географы писали, что это «страна гор» и «гора языков».
    О какой республике Российской Федерации идет речь?
    1. Республика Алтай
    2. Республика Хакасия
    3. Республика Дагестан
    4. Республика Марий Эл
    5. Республика Адыгея
    6. Карачаево-Черкесская Республика.
    показать Ответ: 3.
  6. Крупнейшей языковой общностью в Европе, включая страны бывшего СССР, являются славяне - более 320 млн. чел.
    Ниже перечислены 5 славянских народов, укажите их.
    1. Сербы
    2. Албанцы
    3. Русины
    4. Молдаване
    5. Поляки
    6. Венгры
    7. Черногорцы
    8. Румыны
    9. Греки
    показать Ответ: 1, 3, 5, 7, 9.
  7. Одна из мировых религий – буддизм – имеет в России многовековые корни.
    Самым северным буддистским храмом в мире считается дацан в Якутске.
    Назовите единственный в Европе регион традиционного распространения буддизма.
    1. Республика Башкортостан
    2. Республика Калмыкия
    3. Республика Адыгея
    4. Республика Саха (Якутия)
    5. Республика Бурятия
    показать Ответ: 2.
  8. В соответствии с российским законодательством к коренным малочисленным относятся народы численностью менее 50 тысяч человек, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков и сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы.

    Выберите 6 из ниже перечисленных народов, включенных в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации?

    1. Коми-пермяки
    2. Ненцы
    3. Цыгане
    4. Нганасаны
    5. Вепсы
    6. Ассирийцы
    7. Саамы
    8. Эстонцы
    9. Ханты
    10. Бесермяне
    показать Ответ: 2, 4, 5, 7, 9, 10.
  9. В составе Советского Союза было 15 союзных республик.
    Некоторые перечислены ниже, назовите четыре, какие.
    1. Узбекистан
    2. Таджикистан
    3. Румыния
    4. Финляндия
    5. Казахстан
    6. Туркменистан
    7. Черногория
    показать Ответ: 1, 2, 5, 6.
  10. В разных регионах России от Крыма до Алтая и Сибири проживают около 12 млн. представителей тюркских народов.
    Выберите из списка шесть таких народов.
    1. Татары
    2. Башкиры
    3. Чукчи
    4. Удмурты
    5. Чуваши
    6. Мордва
    7. Балкарцы
    8. Крымские татары
    9. Буряты
    10. Якуты
    11. Калмыки
    показать Ответ: 1, 2, 5, 7, 8, 10.
  11. Выберите из списка 6 народов России, говорящих на финно-угорских языках.
    1. Тувинцы
    2. Вепсы
    3. Башкиры
    4. Русские
    5. Карелы
    6. Удмурты
    7. Манси
    8. Рутульцы
    9. Мордва
    10. Дигорцы
    показать Ответ: 2, 4, 6, 7, 8, 10.
  12. Какой из языков России занесен в Книгу рекордов Гиннеса из-за количества падежей (более 40)?
    1. Табасаранский
    2. Даргинский
    3. Русский
    4. Чеченский
    5. Ульта
    показать Ответ: 1.
  13. В России проживает несколько тысяч поморов. Их традиционные занятия - рыболовство и промысел морского зверя. На побережье какого моря живут поморы?
    1. Черное море
    2. Охотское море
    3. Белое море
    4. Каспийское море
    показать Ответ: 3.
  14. Одним из основных направлений христианства является православие. Общая численность его последователей в мире составляет около 200 млн. человек.
    Укажите 7 государств, где традиционно широко распространено православие.
    1. Грузия
    2. Польша
    3. Греция
    4. Румыния
    5. Финляндия
    6. Россия
    7. Чехия
    8. Молдавия
    9. Хорватия
    10. Болгария
    11. Сербия
    12. Литва
    показать Ответ: 1, 3, 4, 6, 8, 10, 11.
  15. Старейшая мечеть в России, построенная в 8 веке, внесена в реестр мирового наследия ЮНЕСКО.
    В каком городе она находится?
    1. Москва
    2. Астрахань
    3. Казань
    4. Дербент
    5. Санкт Петербург
    показать Ответ: 5.
  16. В 2016 г. отмечается 170-летие выдающегося русского этнографа Н.Н. Миклухо-Маклая, который стал первым исследователем, использующим метод непосредственного (включенного) наблюдения. Народы, которые он изучал, называли его «Бог Маклай из небесной страны Русии». Аборигены до сих пор используют его глиняные статуэтки как чудодейственные талисманы.
    Народы какого региона мира изучал Н.Н. Миклухо-Маклай?
    1. Новая Гвинея
    2. Мадагаскар
    3. Амазония
    4. Центральная Африка
    5. Гренландия
    6. Австралия
    показать Ответ: 1.
  17. Одним из крупнейших этнографических музеев мира является Российский этнографический музей, посвященный истории народов России и стран бывшего СССР. Его коллекция насчитывает около полумиллиона музейных экспонатов.
    В каком городе находится этот музей?
    1. Москва
    2. Нижний Новгород
    3. Санкт-Петербург
    4. Владивосток
    5. Новосибирск
    показать Ответ: 3.
  18. Какому из народов, перечисленных ниже, соответствует название традиционного жилища.
    (Ответ запишите в формате: 1 - а, 2 - д и т.д.)
    1. Ненцы
    2. Украинцы
    3. Тувинцы
    4. Долганы
    5. Чукчи
    6. Горские народы Северного Кавказа
    7. Русские
    а. Балок
    б. Изба
    в. Яранга
    г. Сакля
    д. Юрта
    е. Хата
    ж. Чум
    показать Ответ: 1 - ж, 2 - е, 3 - д, 4 - а, 5 - в, 6 - г, 7 - б.
  19. Какому из народных промыслов, перечисленных ниже, соответствует описание?
    (Ответ запишите в формате: 1 - а, 2 - д и т.д.)
    1. Богородское
    2. Федоскино
    3. Хохлома
    4. Жостово
    5. Дымково
    6. Кубачи
    а. Промысел глиняных игрушек, в росписи которых не встречаются полутона и цветовые переходы.

    б. Производство холодного оружия и ювелирных изделий из серебра

    в. Декоративная роспись деревянной посуды и мебели, выполненная чёрным и красным цветом по золотистому фону

    г. Народный промысел художественной росписи металлических подносов.

    д. Промысел деревянных игрушек, символом которого является движущаяся игрушка «Кузнецы» - человек с медведем, бьющие поочередно по наковальне.е. Искусство лаковой миниатюры, которыми украшаются сделанные из папье-маше табакерки, портсигары, шкатулки, ларцы. Этот промысел вдохновил на создание нового искусства Палех, Мстёру.

    показать Ответ: 1 - д, 2 - е, 3 - в, 4 - г, 5 - а, 6 - б.
  20. ЮНЕСКО объявило якутский эпос одним из шедевров устного и нематериального наследия человечества. Его песни исполняются непрерывно в течение семи дней и ночей. Самая длинная состоит из 36 тысяч стихотворных строк, это более чем в 2 раза длиннее, чем Илиада Гомера.
    Как называется эпос якутского народа?
    1. Джангар
    2. Нарты
    3. Калевипоэг
    4. Олонхо
    5. Витязь в тигровой шкуре
    6. Манас
    7. Пополь-Вух
    показать Ответ: 4.
  21. К национальной кухне какого народа относятся эти блюда?
    (Ответ запишите в формате: 1 - а, 2 - д и т.д.)
    1. Кулебяка
    2. Драники
    3. Хинкали
    4. Пахлава
    5. Чебуреки/чибереки
    6. Форшмак
    7. Лагман
    8. Штрудель
    а. Татары
    б. Крымские татары
    в. Украинцы
    г. Узбеки
    д. Русские
    е. Евреи
    ж. Азербайджанцы
    з. Белорусы
    и. Армяне
    к. Немцы
    л. Грузины
    показать Ответ: 1 - д, 2 - а, 3 - з, 4 - л, 5 - ж, 6 - б, 7 - е, 8 - г, 9 - к, 10 - в, 11 - и.
  22. Этот оригинальный и очень полезный чай получил довольно широкое распространение в кухне многих народов России от Бурятии до Северного Кавказа. В сочетании с парой кусочков хлеба он может заменить завтрак, а то и обед. Россиянам этот напиток известен как калмыцкий чай. Каждую третью субботу мая в Калмыкии отмечается День калмыцкого чая.
    Выберите из списка 4 необходимых ингредиента для его приготовления:
    1. Зеленый плиточный чай
    2. Сахар
    3. Шоколад
    4. Молоко
    5. Иван-чай
    6. Сливочное масло
    7. Кардамон
    показать Ответ: 1, 4, 6, 7.
  23. Это традиционное удмуртское свадебное блюдо давно стало одним из «фирменных» блюд российской кухни. В переводе с удмуртского и коми языков означает «хлебное ушко».
    О каком блюде идет речь?
    1. Лагман
    2. Паэлья
    3. Калья
    4. Пельмени
    5. Шаньги
    показать Ответ: 4.
  24. Удмурты называют его Тол Бабай, буряты – Сагаан Убугун, чуваши – Хёл Муччи, якуты – Чысхаан, тувинцы – Соок-Ирей, карелы – Паккайне, татары и башкиры – Кыш Бабай, марийцы – Йушто Кугыза.
    Под каким именем он известен каждому жителю России?
    1. Петрушка
    2. Дед Мороз
    3. Домовой
    4. Кощей Бессмертный
    5. Змей Горыныч
    показать Ответ: 2.
  25. Этот вид единоборства сформировался в начале 20 века на основе наиболее ценных элементов национальных видов борьбы народов СССР: азербайджанской (гюлеш), узбекской (ўзбекча кураш), грузинской (чидаоба), казахской (казакша курес), башкирской (башкортса кɵрəш), бурятской (бʏхэ барилдаан), молдавской (трынта) и др. Истории его создания посвящен приключенческий художественный фильм «Непобедимый», снятый в 1983 г. Сейчас используется для подготовки сотрудников МВД, ФСБ, спецназа ГРУ.
    Как называется эта борьба?
    1. Капоэйра
    2. Вольная борьба
    3. Самбо
    4. Джиу-джитсу
    5. Айкидо
    показать Ответ: 4.
  26. Национальные праздники – это не просто способ весело провести время, это форма сохранения традиций и ритуалов, которые передаются из поколения в поколение.
    Укажите праздники, соответствующие каждому народу.
    (Ответ запишите в формате: 1 - а, 2 - д и т.д.)
    1. Татары
    2. Русские
    3. Якуты
    4. Буряты
    5. Евреи
    6. Чуваши
    7. Калмыки
    а. Масленица
    б. Ысыах
    в. Сагаалган
    г. Акатуй
    д. Зул
    е. Песах
    ж. Сабантуй
    показать Ответ: 1 - ж, 2 - а, 3 - б, 4 - в, 5 - е, 6 - г, 7 - д.
  27. На формирование национального костюма любого народа всегда оказывали влияние климат, географическое положение, хозяйственный уклад и основные занятия.
    Какому народу соответствуют представленные головные уборы?
    (Ответ запишите в формате: 1 - а, 2 - д и т.д.)
    1. Кокошник
    2. Айшон
    3. Тухъя
    4. Панга
    а. Мордва-мокша
    б. Чуваши
    в. Русские
    г. Удмурты
    показать Ответ: 1 - в, 2 - б, 3 - г, 4 - а.
  28. Образ плута и озорника встречается в фольклоре практически всех народов: Хитрый Пётр – у южных славян, Пулу-Пуги – у армян, Тиль Уленшпигель – у фламандцев и немцев, Пэкалэ и Тындалэ – у румын и молдаван, Фёдор Набилкин – у белорусов, Лопшо Педунь – у удмуртов.
    Как зовут аналогичного героя в фольклоре народов Средней Азии, Ближнего Востока и Кавказа?
    1. Алдар-Косе
    2. Кемине
    3. Ходжа Насреддин
    4. Будамшу
    5. Сеня Малина
    6. Ахмет акай
    показать Ответ: 3.
  29. В столице Дагестана Махачкале в 2006 г. был открыт мемориальный комплекс «Памятник русской учительнице» - 10-метровая бронзовая скульптура молодой женщины с открытой книгой в руке.
    Кому посвящен этот мемориал?
    1. Представителям русской интеллигенции, посвятившим жизнь просвещению дагестанских народов
    2. Учителям всех дагестанских школ, в знак уважения к этой профессии
    3. Первой учительнице большевика Махача Дахадаева, в честь которого названа столица Дагестана г. Махачкала
    показать Ответ: 1.
  30. Кто является автором этих строк? «Мне все народы очень нравятся.
    И трижды будет проклят тот,
    Кто вздумает, кто попытается
    Чернить какой-нибудь народ». показать Ответ: 4.

Просветительской акции «Этнографический диктант»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок и условия проведения в Республике Мордовия 2016 году просветительской акции «Этнографический диктант» (далее - Диктант).

1.2. Организатором Диктанта является Поволжский центр культур финно-угорских народов.

1.3. Общее руководство подготовкой, проведением и подведением итогов Диктанта осуществляет Организационный комитет, оперативное руководство – Рабочая группа.

1.4. Ответственными исполнителями за организацию и проведение Диктанта в Республике Мордовия являются Министерство по национальной политике Республики Мордовия и Поволжский центр культур финно-угорских народов.

1.5. Информационную поддержку оказывают региональные средства массовой информации .

1.6. Полная информация о Диктанте размещается на сайтах www. miretno. ru и www .pckfun. ru

2. Цель, задачи и принципы проведения Диктанта

2.1. Диктант проводится с целью оценки уровня этнографической грамотности населения, их знания о народах, проживающих в Российской Федерации, в том числе Республике Мордовия.

2.2. Задачами Диктанта являются:

Получение объективной информации об уровне этнокультурной компетентности населения России с учетом его возрастной и социальной структуры;

Предоставление возможности участникам Диктанта получить независимую оценку своих знаний в области этнографии;

Привлечение внимания средств массовой информации и российского общества к проблеме этнографической грамотности населения;


Мотивация различных слоев населения к изучению этнографии (этнологии) как науке, занимающей критически важное местоположение в гармонизации межэтнических отношений, сохранении и развитии этнокультурной самобытности народов России, актуализация знаний о народах, проживающих в Российской Федерации, в том числе Республике Мордовия.

2.3. Проведение Диктанта основано на следующих принципах:

- принцип добровольности участия в написании Диктанта и работе по его подготовке и проведению;

- принцип открытости – принять участие в написании Диктанта может любой желающий, независимо от возраста, образования, социальной принадлежности, вероисповедания и гражданства;

- принцип доступности – участие в Диктанте является абсолютно бесплатным, каждому участнику Диктанта гарантировано бесплатное получение бланка для написания Диктанта, бланка с заданиями Диктанта, проверка работы и получение результатов на официальном сайте Диктанта;

- принцип компетентности – в чтении тестовых заданий Диктанта участвуют только профессиональные этнографы (этнологи);

- принцип единства времени, текста, порядка написания и проверки – Диктант проводится в один день в одно и то же время во всех регионах страны (по местному времени), в том числе Республике Мордовия; участники получают одинаковые по уровню сложности задания и одинаковое время на их выполнение; все задания проверяются и оцениваются по единым критериям.

3. Участники Диктанта

3.1. Участником Диктанта считается лицо, которое получило, заполнило и сдало на проверку бланк для написания Диктанта.

3.2. Участниками Диктанта могут стать жители Мордовии, владеющие русским языком , независимо от образования, социальной принадлежности, вероисповедания и гражданства в возрасте от 15 лет.

3.3. Стать участником Диктанта можно, обратившись на любую республиканскую площадку его написания, независимо от места жительства (прописки, регистрации).

3.4. Участие в конкурсе является добровольным и бесплатным.

4. Республиканские площадки

4.1. Общим руководством проведения Диктанта в Республике Мордовия занимается Министерство по национальной политике Республики Мордовия.

4.2. Республиканскими площадками проведения Диктанта могут являться образовательные организации, учреждения культуры и другие учреждения, давшие на это согласие.

4.3. Республиканские площадки получают от Рабочей группы в период подготовки к проведению Диктанта всестороннюю информационную и консультативно-методическую помощь, а так же бланки для написания Диктанта, подробную инструкцию по порядку проведения Диктанта и заполнению бланков; бланки с заданиями Диктанта (в электронном виде) и презентацию для показа на экране (при желании).

4.4. Республиканские площадки берут на себя обязательства по организации и проведению Диктанта, включая:

Предоставление помещений, оборудованных посадочными местами для участников Диктанта (не менее 50 мест), по возможности проекционная техника для демонстрации заданий Диктанта (в отдельных случаях по согласованию с ответственным исполнителем количество посадочных мест может быть менее 50);


Проведение фото-и/или видеосъемки Диктанта (по возможности);

Сканирование и отправку скан-копий заполненных участниками бланков для написания Диктанта в Центр проверки заданий на электронный адрес *****@***ru в срок до 8 октября 2016 года.

5. Организация и проведение Диктанта

5.1. Диктант проводится в единый день – 4 октября 2016 года. Время проведения Диктанта указано в пункте 7 настоящего Положения.

5.2. Текст Диктанта включает в себя 30 тестовых заданий.

5.3. Общая сумма балов за Диктант – 100.

5.4. Рабочий язык диктанта – русский.

5.5. Во избежание утечки информации Оргкомитет назначает ответственное за конфиденциальность проведения Диктанта лицо. Данный человек несет ответственность за нераспространение бланков с заданиями Диктанта до начала его проведения.

5.6. Перед началом Диктанта каждый участник получает в распечатанном виде бланк с заданиями Диктанта и устную инструкцию по его заполнению. Время выполнения заданий участниками Диктанта 45 минут. Общее время проведения диктанта, включая инструктирование участников - 60 минут.

5.7. Каждому участнику присваивается индивидуальный идентификационный номер, вписываемый в бланк для написания Диктанта при его получении. Данный номер так же дублируется в виде отрывного листка, который остается у участника Диктанта. По нему участник сможет проверить свой результат на сайте www. miretno. ru .

5.8. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья возможно увеличение времени выполнения заданий (при необходимости по их запросу).

5.9. Участники Диктанта выполняют задания лично, без помощи из вне. Запрещается выполнять задания коллективно и/или с любой посторонней помощью (включая комментарии и ответы по условиям задач), пользоваться при выполнении заданий Конкурса книгами, конспектами, интернетом и любыми иными внешними источниками информации, а так же любыми техническими средствами передачи и обработки информации , включая средства мобильной связи. При несоблюдении данного пункта организаторы Диктанта оставляют за собой право исключить нарушителя и аннулировать результаты его работы.

5.10. Заполненные участниками и сданные на проверку бланки для написания Диктанта сканируются на республиканских площадках, скан-копии бланков направляются в Центр проверки заданий на электронный адрес *****@***ru не позднее 8 октября 2016 года.

5.11. Сданные на проверку бланки для написания Диктанта не рецензируются и участникам Диктанта не возвращаются. Аппеляция не предусмотрена.

5.12. Результаты написания Диктанта отдельными участниками (с указанием индивидуального идентификационного номера бланка), правильные ответы на задания Диктанта и разбор типичных ошибок публикуются на сайте Диктанта www. miretno. ru до 20 октября 2016 года.

5.13. Каждой площадке, осуществляющей проведение Диктанта, вручается Благодарственное письмо от организатора Диктанта.

5.14. По результатам проведения Диктанта в срок до 4 ноября 2016 года формируется Аналитический отчет, в рамках которого будет дана оценка уровня этнографической грамотности населения России в целом и его отдельных возрастных групп, приведена оценка результатов проведения Диктанта в регионах, сформулированы рекомендации по внесению изменений в учебные программы по этнографии.

6. Важные даты

6.1. Рассылка бланков для написания Диктанта и инструкции по порядку проведения Диктанта и заполнению бланков: до 19 сентября 2016 года.

6.4. Отправка скан-копий заполненных бланков для написания Диктанта в Центр проверки заданий на электронный адрес *****@***ru до 8 октября 2016 года.

6.6. Публикация на сайте Диктанта www. miretno. ru результатов написания Диктанта отдельными участниками (с указанием индивидуального идентификационного номера бланка), правильных ответов на задание Диктанта и разбор типичных ошибок: 20 октября 2016 года.

7. Время проведения диктанта (время местное)

11.00 – начало работы Республиканских площадок;

11.00-12.00 – сбор, регистрация участников и выдача бланков участников Диктанта (в это время на площадке, по возможности, организуется показ научно-популярных фильмов в сфере аудиовизуальной антропологии, слайд-шоу, проведение викторин этнографической тематики и т. п.);

Похожие публикации