Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Толкование иов библия. Библия онлайн

История многострадального Иова

В очень давние времена жил к востоку от Палестины праведный человек, по имени Иов. Это был справедливый и добрый человек, который всегда старался во всей жизни своей угодить Богу. Господь наградил его за благочестие большими благами. Он имел многие сотни крупного и тысячи мелкого скота. Утешала его большая и дружная семья: у него было семь сыновей и три дочери.

Но диавол позавидовал Иову. Он стал клеветать Богу на праведного Иова: "Разве даром богобоязнен (праведен) Иов? Отними у него все, что у него есть, - благословит ли он Тебя?" Бог же, чтобы показать всем, насколько верен Ему Иов, и чтобы научить людей терпению в их страданиях, разрешил диаволу отнять у Иова все, что он имел. И вот, в один день, разбойники угнали у Иова весь его скот, слуг перебили, а страшный вихрь из пустыни разрушил дом, в котором собрались дети Иова, и все они погибли. Но Иов не только не стал роптать на Бога, а сказал: "Бог дал, Бог и взял: да будет благословенно имя Господне ".

Посрамленный диавол не удовлетворился этим. Он снова стал клеветать на Иова: "3а жизнь свою отдаст человек все, что есть у него: но коснись его костей, его тела (т. е. порази его болезнью), - увидишь, благословит ли он Тебя?" Бог разрешил диаволу лишить Иова еще и здоровья. И вот заболел Иов самою страшною болезнью - проказой. Тогда даже жена Иова стала уговаривать его сказать слово ропота против Бога, а друзья его, вместо утешения, только расстраивали невинного страдальца своими несправедливыми подозрениями. Но Иов остался тверд, не потерял надежды на милосердие Божие и только просил Господа засвидетельствовать, что он терпит все невинно.

В беседе с друзьями Иов пророчествовал об Искупителе (о Спасителе) и о будущем воскресении: "Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю (увижу) Бога. Я узрю (увижу) Его сам; мои глаза, а не глаза другого, увидят Его" (Иов. 19, 25-27).

После этого Бог, показав всем пример верности и терпения в Своем рабе Иове, Сам явился и велел друзьям его, взиравшим на Иова, как на великого грешника, просить молитв за себя у него. Бог наградил Своего верного раба. Иову вернулось здоровье. У него было снова семь сыновей и три дочери, а скота стало вдвое больше прежнего, и жил Иов еще сто сорок лет в почете спокойно, благочестиво и счастливо.

История многострадального Иова учит нас, что несчастья Бог посылает не только за грехи, но иногда Бог посылает несчастья и праведникам для еще большего утверждения их в добре, для посрамления диавола и для прославления правды Божией. Затем история жизни Иова раскрывает нам, что не всегда земное счастье соответствует добродетельной жизни человека и учит нас также быть сострадательными к несчастным.

Иов, своими невинными страданиями и терпением, прообразовал Господа Иисуса Христа. Поэтому в дни воспоминания страданий Иисуса Христа (на Страстной седмице) в церкви читается повествование из книги Иова.

ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию, в "Книге Иова".

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Тяжёлые испытания Иова. Иова 1:13-22 И был день, когда сыновья его и дочери его ели и вино пили в доме первородного брата своего. И вот, приходит вестник к Иову и говорит: волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали савеяне и взяли их, а отроков поразили остриём меча; и

Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

Благословление Иова. Иова 42:10–13,16,17 И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде. Тогда пришли к нему все братья его и все сестры его и все прежние знакомые его, и ели с ним хлеб в доме его, и

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

История Иова Около того времени, когда евреи переселились в Египет, жил в Аравии муж по имени Иов. Во всей стране он славился своим богатством, но еще более он славился своей справедливостью, своим милосердием к бедным и своим благочестием. У него было семь сыновей и три

Из книги Жития Святых - месяц май автора Ростовский Димитрий

За что на многострадального Иова обрушились его страшные несчастья? В ветхозаветной Книге Иова рассказывается, что до начала своих тяжких испытаний Иов жил праведно и счастливо, заслуженно наслаждаясь всеми доступными человеку благами. Судьба не обошла его богатством,

Из книги Жития Святых - месяц июль автора Ростовский Димитрий

Из книги Иллюстрированная Библия автора

Из книги Жития Святых (все месяцы) автора Ростовский Димитрий

Тяжёлые испытания Иова. Иова 1:13-22 И был день, когда сыновья его и дочери его ели и вино пили в доме первородного брата своего. И вот,. приходит вестник к Иову и говорит: волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали савеяне и взяли их, а отроков поразили остриём меча; и

Из книги Патерик Печерский, или Отечник автора

Благословление Иова. Иова 42:10-13,16,17 И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде. Тогда пришли к нему все братья его и все сестры его и все прежние знакомые его, и ели с ним хлеб в доме его, и

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Житие святого праведного и многострадального Иова Святой праведный Иов по рождению своему происходил из племени Авраамова; жил он в Аравии, - местом пребывания его была земля Хус , которую населяли потомки Уца, племянника Авраама, сына-первенца Нахора, брата Авраамова

Из книги Догмат и мистика в Православии, Католичестве и Протестантстве автора Новоселов Михаил Александрович

Житие преподобного отца нашего Иоанна Многострадального «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян.14:22), - сказал Апостол Павел.Согласно с ним и возлюбленный ученик Иисусов, Иоанн девственник, сказал:- «Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби»

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Житие преподобного отца нашего Иоанна Многострадального 31 (18) июля Он ради девства много пострадал и живым закопался в землю до груди. Со словами «учителя языков» - «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22) - согласно слову возлюбленного

Из книги Иллюстрированная Библия. Ветхий Завет автора Библия

Ответ Иова Жалоба Иова на собственные страдания 1 Тогда Иов ответил:2 - О если взвесить мои страдания,мою беду положить на весы!3 Они перевесили бы песок морей –мои слова оттого и бессвязны.4 Стрелы Всемогущего во мне,напоен мой дух их ядом;ужасы Божьи ополчились против

Из книги автора

Ответ Иова Обвинение Иова 1 Тогда Иов ответил:2 - Долго еще вам мучить меняи своими словами меня терзать?3 Вот уже десять раз вы меня стыдили.Вам не стыдно меня оскорблять?4 Если я и впрямь согрешил,при мне мой грех и останется.5 А если хотите передо мною кичиться,позором моим

Из книги автора

История Иова Весьма ясно раскрыта эта мысль в книге Иова. Иов терпеливо переносит свои несчастия и не отпадает от Бога не потому, что он думает о награде, а просто потому, что верует в Бога. Поэтому на искусительный совет жены Иов даже и не упоминает о будущем воздаянии, а

Из книги автора

История праведного Иова Истинная религия и благочестие не ограничивались тесным кругом избранного рода. Отдельные праведники жили и в других местах древнего мира.Таким праведником был Иов, жизнь которого описывается в книге, известной под его именем (книга Иова). Он жил

Из книги автора

История Иова Был человек в земле Уц, имя его Иов, и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла.2 И родились у него семь сыновей и три дочери.3 Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц, и

Трактующей проблему страдания праведного. Книга Иов - один из древнейших образцов спекулятивной нравоучительной литературы Ближнего Востока.

Анализ текста книги Иов показывает, что она составлена из прозаической повествовательной рамки (пролог - главы 1–2; эпилог - 42:7–17) и поэтических глав, в которых представлены дискуссия Иова с друзьями и ответ Бога Иову. Прозаические и поэтические главы различны не только по форме, но и по содержанию:

Иов, житель восточной земли Уц, обладатель несметных стад и многочисленных слуг (подобно патриархам в книге Бытие), отец семи сыновей и трех дочерей - угодный Господу праведник: «Нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иов 1:8), - говорит Господь Сатане . Однако Сатана заявляет, что благочестие Иова небескорыстно: «Но простри руку Твою, и коснись всего, что у него, - благословит ли он Тебя?» (1:11). В следующих одно за другим несчастьях Иов в один день теряет все свое имущество и детей, однако ни одно богохульное слово не сходит с его уст. Напротив, он заявляет: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (1:21). Однако это испытание не кажется Сатане решающим, и он предлагает испытать Иова телесными страданиями. С позволения Бога Сатана насылает на Иова проказу, однако Иов стойко переносит и это несчастье: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (2:10).

В эпилоге Бог сторицей вознаграждает Иова за стойкость в страданиях и порицает трех его друзей за то, что те «говорили о Нем не так верно, как раб Его Иов» (42:7).

В этом прозаическом обрамлении развертывается дискуссия (поэтические главы книги), в которой Иов предстает не как благочестивый человек, принимающий с любовью беды, обрушиваемые на него Богом, а как мятежник, вступающий, вопреки увещеваниям друзей, в спор с Богом. Иов проклинает день своего рождения (3:3), обвиняет друзей в недостаточном сочувствии к его страданиям (6:14–30; 16:1–5), утверждает свою непорочность (23; 27; 31) и требует третейского суда между ним и Богом (9:29–35; 16:21–22); Иов обвиняет Господа в несправедливости Его кар (10), сокрушающих надежды праведника (14:18–22), теряет веру в воздаяние за добродетель (21) и в справедливость установленного Богом порядка вещей (24). В ответ Бог вопрошает Иова о мере его знания (38, 39), и устыженный Иов замыкает уста; Бог вопрошает Иова, не хочет ли он обвинить Его, чтобы оправдать себя (40:8), и Иов «отрекается и раскаивается в прахе и пепле» (42:6).

Прозаическая часть книги Иова (пролог и эпилог) представляет собой независимое от поэтической части литературное произведение. Герой повествования упоминается в книге пророка Иехезкеля : «Если бы нашлись... сии три мужа: Ной, Даниэль и Иов, то они праведностью своею спасли бы только свои души... но не спасли бы ни сыновей, ни дочерей, а они, только они спаслись бы...» (14:14 и 16). Имя Иова, так же как название его местопребывания - Уц (в Библии также имя одного из внуков Сима ; Быт. 10:23), следует рассматривать как анахронизмы, а роль, которую играет в рассказе Сатана, свидетельствует о влиянии персидской культуры. О попытке придать повествованию архаический характер говорят и другие анахронизмы (например, халдеи упомянуты под их древним названием касдим ; 1:17). Действие происходит в земле «сынов Востока» (Иов 1:3), то есть на исторической родине патриархов; как и в историях о патриархах, богатство измеряется числом слуг и количеством скота (Иов 1:3; 42:12; Быт. 24:35; 26:14; 30:43); долголетие Иова напоминает долголетие патриархов (Иов 42:16; Быт. 25:7; 35:28; 47:28); Иов, как и Авраам , называется «раб Господень» (Иов 1:8; 2:3; 42:8; Быт. 26:24) и, как Авраам (Быт. 22:1, 12), испытывается Богом и успешно выдерживает испытание своей веры; наконец, упоминаемая в книге Иова денежная единица ксита (42:11) встречается только в повествованиях о патриархах (Быт. 33:19). Новейшие филологические исследования доказывают, что в дошедшей до нас форме рассказ был зафиксирован после возвращения изгнанников из пленения вавилонского .

Многочисленные попытки библеистов установить период составления поэтических глав книги Иова не привели к однозначным результатам. В языке диалогов столь заметно влияние арамейского языка, что некоторые исследователи (например, Н. Х . Тур-Синай) пришли к выводу, что книга Иова была либо переведена с арамейского, либо составлена на северной периферии Эрец-Исраэль, подверженной влиянию арамейской литературы. С другой стороны, имена друзей Иова (Элифаз из Теймана, Билдад из Шуаха и Цофар из На‘амы) указывают на их связь с Эдомом .

Среди современных библеистов преобладает мнение, что и поэтическая часть книги Иова приняла окончательную форму после вавилонского пленения. Во всяком случае, именно в этот период поэтически-философская дискуссия была включена в теодицею повествовательной рамки. Книга Иова - вершина библейской поэтической «литературы мудрости», которая процветала на Ближнем Востоке, но в древней культуре Израиля подверглась уникальной трансформации и в Библии пронизана глубоким религиозным чувством.

Страждущий праведник - тема, известная шумеро-вавилонской и древней египетской литературам, но там она не озарена драматической напряженностью книги Иов. Пафос протеста человека против деяний Бога сравним в некоторой мере лишь с пафосом древнегреческой классической трагедии. Однако в последней царит неумолимый рок, неподвластный даже богам. В книге же Иова герой призывает самого Бога к суду и требует от него ответа, а Бог отвечает ему и упрекает в неискренности друзей Иова за то, что они порицали его, исходя из формальной теодицеи, отрицающей сомнение. Вера в милость Бога, который нисходит до ответа смертному, свидетельствует о сугубо религиозной сущности книги Иов, несмотря на наличие в ней элемента скептицизма. Глубокая религиозность, которой проникнута книга, выходит далеко за рамки библейского жанра. Иов с его метаниями, сомнениями, вызовом Богу и, наконец, смирением перед открывшимся ему величием Всевышнего стал в еврейской и мировой художественной и философской литературе символом трагической и одновременно жизнеутверждающей героической конфронтации человека с Богом и созданной Им вселенной.

На протяжении веков смысл книги Иов трактовался различно. В Талмуде и Мидраше Иов рассматривается то как один из немногих подлинно богобоязненных персонажей Библии, то как богохульник. В Талмуде приводится мнение о том, что Иов - вымышленная личность, герой назидательной притчи (ББ. 15а–б). В том же контексте, однако, сказано (ББ. 15б), что по библейской характеристике Иов превосходит праведностью даже праотца Авраама.

Книга Иова получила свое название от главного действующая лица в книге, история и причина страданий которого служит предметом ее содержания.

По содержанию книгу можно разделить на три части. Первая часть книги состоит из первых двух глав, она служить введением в книгу. Здесь изображается благочестие Иова и его благоденствие, как награда за добродетели. Иов был великим праведником: правдивость или истинность, непорочность, т.е., отсутствие дурных склонностей, праведность, т.е., жизнь по закону Божию, богочестие, т.е., искреннее почитание Бога и хождение пред Ним в целях точного исполнения Его воли, незлобие или благочестивая настроенность являлись главными качествами добродетельной жизни Иова. Будучи сам строго благочестивым, Иов также строго следил за поведением своих детей, и если они устраивали семейные братские пиршества, то Иов, как отец их патриарх своего рода, приносил за них жертву всесожжения, в опасении не согрешили ли они пред Богом не только поступками, но даже мыслью, нарушив чувство благоговейного к Нему отношения (I гл. 1–6 ст.). Затем пророчески представляется, как диавол на небе пред лицем Бoжиим клевещет на Иова, считая благочестие Иова корыстным и лицемерным, что и может обнаружиться, по мнению диавола, если отнять у него богатства. Господь попускает диаволу сделать это и по действиям диавола Иов подвергается страшным бедствиям: он лишается всего своего богатства и даже своих детей, которые погибли под развалинами дома во время пира. Но Иов терпеливо перенес все эти бедствия и, вопреки ожиданиям диавола, благоговейно прославил Господа, как виновника и подателя благ человеку.

После этого диавол снова возводит клевету на Иова и, считая посланное на него страдание малозначительным, указывает пред судом Божиим на необходимость поразить его самого лично. Тогда Господь отдал тело Иова диаволу с условием не лишать его жизни. И вот святой патриарх был поражен от диавола страшною болезнью черной проказы и, как таковой, должен был находиться вне селения и испытывать все ужасные последствия этой болезни. Верующий в Бога, молящий Его и надеющийся на Него, святой страдалец и это бедствие встретил безропотно, всецело отдаваясь Тому, Кому он служит в течение всей своей жизни (I и II гл.).

Вторая часть книги обнимает главы III-XLI. Она состоит из ряда речей, которые произносились друзьями Иова, пришедшими его утешить, ответных на них речей самого Иова и речи Господа, обращенной к последнему. Иов своею скорбною речью, в которой жалобы его на свое мучительное состояние дошли до крайней степени и выразились в проклятие им дня своего рождения, положил начало для разговора. В ответ на эти жалобы Иова первый стал говорить Елифаз из Фемана (Идумеи), как старший из друзей, затем говорил Валдад из Савхеи и наконец – Софар из Паама . На речь каждого из друзей Иов отвечал отдельно. Далее в таком же порядке следовал второй ряд речей и за ним третий. Друзья Иова защищали то общее положение, что здесь на земле грешные люди всегда наказываются Богом, а правовые благоденствуют, что земная жизнь представляем собою полное соответствие между нравственным достоинством человека и его внешним положением. Этот неизменно существующей порядок в жизни на земле, по мнению их, основывался на понятии о Боге, как Существе правосудному всемогущем, всесвятом, Творце мира и других Его бесконечных свойствах. Доказывая эту общую мысль различными способами (напр. показаниями опыта, истории, свидетельствами предков и т.п.), они применяют ее к Иову и обвиняют его в нечестии, за которое он будто бы и наказан Богом так тяжко. Иов же, в свою очередь, старается удостоверить своих друзей в том, что он не знает за собой никакого греха и терпит страдания незаслуженно. Теми же самыми способами, которыми пользовались друзья, он доказываем существование другого порядка на земле, по которому часто нечестивые благоденствуют, а праведники страдают и поэтому счастье и несчастье человека здесь не может служить показателем его благочестия или нечестия . Сознавая праведность жизни и испытывая в то же время ужасные страдания, он недоумевает над таким своим противоречивым положением на земле, обращается за советом к друзьям, но вместо утешения от них слышит лишь только слова обвинения, от которых страдания его еще более усиливаются . При таких тяжелых обстоятельствах Иов дерзновенно взывает к суду Божию в надежде быть оправданным. Под влиянием незаслуженности своих страданий и непосильного для разума вопроса о причине их невольно в голове страдальца возникают мрачные мысли о целесообразности устройства мира, Промысле Божием, благости Божией и т.п. .

Когда друзья Иова и сам он замолчал, заговорил младший из собеседников Илиуй. В своих речах он не обличал Иова, подобно старшим друзьям, в тяжких преступлениях, но, указывая на воспитательное значение посылаемых Богом бедствий, раскрывал опасную крайность самооправдательных суждений Иова . – Иов молчал, несмотря на неоднократное предложение Елиуя согласиться с его мыслями . Тогда в буре и грозе выступает с Своими речами Сам Бог, как всемогущий Правитель мира и Судья. Речь Господа к Иову изложена в вопросительной форме. Пораженный вопросами об устройстве мира физического, животного и нравственного, с которыми Господь обратился к нему , Иов сознал свое ничтожество пред Богом. Он исповедал пред Богом неисповедимость Его судеб в промышлении миром, сознался в неуместности сомнений и просил Бога простить ему такое неразумение .

В заключительной части книги повествуется о том, как Бог (за исключением Елиуя) осудил друзей Иова за их неправое и жестокое к нему отношение, даровав им помилование только лишь при условии ходатайства за них пред Богом праведного Иова . Самого же Иова Господь исцелил от болезни и сугубо против прежнего вознаградил богатством и семейным счастьем (XLII, 7–17 ст.).

Время жизни Иова

Праведный Иов жил во времена патриархальные, ранее времен Моисея. Это видно из прибавления к книге, где он называется пятым от Авраама (XLII, 17). Доказательством сего служит и то обстоятельство, что жизнь Иова, его богатства, религиозные обряды, общественный и семейные отношения описываются такими чертами, которые вполне соответствуют временам патриархальным. Напр., в книге повествуется об одном только древнейшем виде жертвы – всесожжения (I, 5); встречаются указания на изначальные предшествовавшие события жизни человечества: творение человека (X, 8–11 ст.), падение его (XIV, 4–5 ст.), всемирный потоп (XXII, 15–20 ст.), истребление Содома (XVIII, 15) и проч. Между тем как о событиях, происходивших при Моисее и после него, ничего в книге не говорится.

Писатель книги

Автором книги Иова был прежде всего сам Иов, как это признается мнением древних иудейских и христианских толковников. Предположение это подтверждается косвенным свидетельством самой книги. Речи Иова, его друзей и речи Господа к нему изложены так подробно и живо, что невольно приходится сделать заключение о писателе книги, как действующем лице, участнике разговоров или, по крайней мере, очевидце и непосредственном слушателе. Таковым вероятнее всего и был сам Иов, как главное действующее лицо в книге, которому более чем кому-либо другому могли быть известны и памятны все эти речи. К тому же он сам выражал желание, чтобы его страдания и исповедание веры написаны были на память потомству. «Кто бо дал бы, да напишутся словеса моя и положатся оная в книзе во век и на днице железне и олове, или на камениях изваяются » (XIX, 23–24). Но дальнейшая обработка книги в то художественное произведение, каковым она является в настоящем своем виде, была сделана другим богодухновенным писателем из евреев, жившим в более поздние времена, чем патриарх Иов. На это указывает, во-первых, самое присутствие книги Иова в каноне священных еврейских книг; во-вторых, это открывается из того, что в исторических частях книги, где речь ведется от лица самого писателя книги, употребляется имя Божие – Иегова, исключительно открытое и принадлежащее народу еврейскому (); а в речах Иова и друзей его вместо этого имени употребляются другие имена Божии, выражающие общие понятия о Существе Божием и Его промыслительных действиях. Видно, что автор-еврей, избегая влагать в уста Иова и его друзей имя Иеговы, тем самым старается отделить себя от этих лиц и показать, что последние не принадлежат к благословенному племени Авраама.

Кто же собственно из священных писателей принимал участие в составлении книги, точно указать невозможно; но из сопоставления этой книги с другими произведениями библейской письменности можно думать, что таковым был царь Соломон. Книги Соломоновы Екклезиаст и книга Притчей имеют большое сходство с книгою Иова. Это сходство усматривается как в содержании их, т.е., в одинаковости предметов обсуждения теми и книгою Иова, так и в образе изложения их, т.е., в употреблении одинаковых приемов изложения и развития мыслей. Весьма вероятно, что сделанную Иовом историческую запись евреи нашли в Васане, когда при Моисее завоевали и заселили эту страну и возможно, что найденную запись внесли в существовавшие у них особые сборники, напр., «браней Иеговы», в котором помещались повествования о многочисленных победах, одержанных евреями при помощи Божией. Отсюда она уже легко могла сделаться известным царю Соломону, мудрецу древности, любившему почерпать знания из всевозможных источников ( ст. ).

Цель написания книги Иова

Первоначальный писатель книги – сам Иов, как видно из собственных его слов (XIX, 23–24), при описании истории своей страдальческой жизни, руководился желанием передать на разрешение потомкам вопрос о причине страдания праведников на земле и указать им, что эти страдания происходят по воле Божией. Это наставление должно служить великим утешением для всех, кого постигнуть земные бедствия, ибо при этом условии страдания получают свой высший смысл и более легко могут быть переносимы страдальцами, которые таким образом отсюда получают возможность почерпать себе силы для перенесения их.

Что же касается царя Соломона, то он при написании книги Иова преследовал ту цель, чтобы показать людям, что земная жизнь не представляет собою конечного воздаяния человеку, что она имеет переходное значение, служа подготовлением к другой загробной жизни, где царствует правда, где зло существует только как наказание, и добро служит вознаграждением. Побуждением к сему научению со стороны премудрого царя Соломона были те бедствия, которые постигли государство в последние годы его царствования и которые своею тяжестью вызывали большой ропот среди народа. Народ обвинял в этом царя и употреблял все усилия, чтобы выйти из своего несчастного состояния. Желая успокоить своих подданных, царь Соломон и воспользовался древним сказанием книги Иова, содержание которого вполне соответствовало обстоятельствам времени, ибо наглядно в живом примере поучало к терпеливому и благодушному перенесению земных бедствий. Он присоединил к первоначальному виду книги введение и заключение, при этом в первом (введении) богопросвещенный писатель указал, что главным виновником людских зол является диавол, а во втором (заключении) назидательно провел ту мысль, что всякое бедствие терпеливо, безропотно с верою и надеждою на Бога перенесенное человеком, может сделаться для него источником счастья еще здесь на земле.

Главные предметы учения в книге Иова

В прологе книги раскрывается та учительная мысль, что все, происходящее на земле, совершается по непосредственной на то воле Бога, почему Он и является верховным Судиею. Исполнителями воли Божией на земле являются ангелы, при этом по попущению Божию не стесняется в своей деятельности и злой дух. Ангелы, как духи добрые , являются защитниками человека, помогая ему в борьбе со злом (Mф. XVIII, 10) и представляя суду Божию плоды благой ею деятельности. Злой же дух, как дух противления, является страшным врагом по отношению к человеку; он клевещет на него, старается умалить все хорошее в человеке и, наконец, употребляет различные коварные средства, нередко крайне мучительные для него, чтобы вызвать в человеке ропот и таким образом довести его до греха и поставить в противное отношение к Богу. Страдания праведных попускаются Богом для испытания и усовершенствования их веры и благочестия, но праведники находятся под особым покровительством Божиим, так что диавол не может причинить им никакого зла без воли Божией. Отсюда преданность человека Богу служит для него лучшим средством для борьбы с диаволом, давая ему возможность чрез это обессиливать злого духа и лишать его власти над собою.

Учение о человеке

Человек по самому рождению своему греховен, так как является на свет с первородным грехом. человеческая кратковременна и полна несчастий и тяжелых трудов, посылаемых от Бога (XIV, 1–6: XV, 14 и др. VII, 1–3).

Учение об Искупителе и будущем воскресении

Не находя утешения в речах своих друзей и крайне обиженный несправедливым отношением их к себе во время болезни, Иов надеется получить правду, как воздаяние, в другой загробной жизни. Свою веру в это великое будущее время он исповедует следующими словами: «Вем, яко присносущен есть, иже имать искупити мя и на земли воскресити кожу мою, терпящую сия, от Господа бо ми сия совершишася, яже аз в себе свем, яже очи мои видеша, а не ин: вся же ми совершишася в недре " (XIX, 25–27).

В первых словах Иова выражается вера его в искупление Присносущным (Богом), но как это, по верованию Иова, совершится, определенно здесь не указывается. Если же сопоставить эти слова страдальца с другими его словами, где раскрывается учение о величии Божеской природы и ограниченности, ничтожности человеческой, каковое различие делает невозможным для человека предстать пред Богом для своего оправдания и предполагает Ходатая – Богочеловека (IX, 33), то можно думать, что под искуплением Иов разумел примирение человека с Богом, или уничтожение того средостения заслугами Искупителя Господа Иисуса Христа, которое со времени первородного греха отделяло людей от Бога.

В словах: "и на земли воскресити кожу мою, терпящую сия », Иов выражает свою уверенность в событии будущего воскресения из мертвых. Нельзя здесь усматривать простого пожелания Иова выздороветь от болезни и возвратить себе счастье на земле, так как надежда на это выздоровление, по признанию его, исчезла под влиянием разрушавшей его организм болезни. Наоборот, он ждал себе скорой смерти, как явления неизбежного, непредотвратимого по ходу своей болезни и крепко убежден был к невозможности выздороветь (VI, 11–12; XIII, 28; XIV, 18–22; XVII, 11): поэтому в указанных словах Иова содержится учение о всеобщем воскресении мертвых. В каком виде воскреснут мертвые, Иов не говорит: из слов, что Господь воскресит кожу, «терпящую сия», можно заключать, что он ожидал воскресения людей в том виде, в каком они и умрут. всеобщего воскресения из мертвых раскрывается и в других речах праведного страдальца. В XIV гл. 12–15 ст. Иов говорит, что «человек, уснув, не востанет Дóндеже , не будет небо сошвено, и не возбудятся от сна своего. Убо, о, дабы во аде мя сохранил еси, скрыл же мя бы еси, Дóндеже престанет гнев твой, и вчиниши ми время, в неже память сотвориши ми. Аще бо умрет человек, жив будет: скончав дни жизни своею, потерплю, Дóндеже паки буду. Посем воззовеши, аз же послушаю тя: дел же руку твоею не отвращайся ». Из этих слов видно, что воскресению из мертвых будет предшествовать обновление мира и земли , что людей подобна сну, после которого наступает пробуждение, подобно тому как и после смерти наступит пробуждение людей от сна смерти. Воcкресшие люди, по учению Иова, явятся на суд Божий, к которому они будут призваны особым повелением Божиим (15 ст.). Иов надеялся быть оправданным тогда во взводимых на него друзьями преступлениях и торжественно выразил свое упование исповеданием веры в наступление будущего славного времени воскресения всех людей из мертвых: «Вем бо, яко присносущен есть, иже имать искупити мя, и на земли воскресити кожу мою терпящую cия ». Он изъявил желание, чтобы эти знаменательные слова его были вырезаны железным резцом на скале вовеки (XIX, 23–24).

Словами: "от Господа бо ми сия совершишася, яже аз в себе свем, яже очи мои видеста, а не ин: вся же ми совершишася в недре « Иов указывает на свое внутреннее чувство, которое свидетельствует ему, что все переживаемые им бедствия посланы Богом не как наказание его за грехи, а по особому воздействию Божию. Эта мысль неоднократно высказывалась им, как показание голоса совести, которая у праведника была свободна от грехов, в чем друзья его старались обвинить и усмотреть причину постигших его несчастий (XIX, 1–6 ст. VII, 20).

Пророчественный смысл исповедания Иова в пришествие Искупителя и будущее воскресение яснее открывается при чтении в русском переводе Библии , сделанном, как известно, с еврейского подлинника: »Я знаю. Искупитель мой жив, и Он в последний день восстановит из праха распадающуюся кожу мою сию. И я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаявает сердце мое в груди моей «. По этому чтению, Иов надеется своими собственными глазами во плоти своей увидеть Бога – Искупителя уже после того, как тело его воскреснет из мертвых и он предстанет на страшный суд Божий.

Отсюда видно, что тайна воскресения из мертвых не была ясно открыта ветхозаветным людям. В словах Иова мы видим только указание «на воскресение суда», другая же после воскресения из мертвых – блаженная жизнь в непосредственном общении с Богом здесь не указывается. Эта истина стала известною только в Новом Завете, когда Господь во всей полноте и ясности раскрыл ее в Своем евангельском учении (). Более понятною для сознания верующих последователей Его, даже св. апостолов, она стала только лишь после события воскресения Спасителя, которое послужило началом воскресения всех людей ( и др.) . Тем же самым объясняется и то обстоятельство, что вся вообще речь Иова о будущих отдаленных события отличается прикровенным характером.

Преобразовательное и нравоучительное значение Иова

Иов прообразовал Господа Иисуса Христа многими чертами своей жизни. Прежде всего страдания Иова прообразовательно с различных сторон указывали на спасительные страдания Богочеловека. Подобно тому как виновником страданий Иова был диавол, который явился клеветником на Иова пред Богом, следствием чего и были ниспосланы Иову страдания, так и страдания Богочеловека вызваны были диаволом, который прельстил первых людей, увлекши их ко греху и следствием этого было то глубокое заражение человечества грехом, которое потребовало страданий Иисуса Христа.

Как страдания Иова были незаслужены, ибо он был великий праведник, так , как Богочеловек, рожденный от Пресвятой Девы Марии и Св. Духа, был совершенно безгрешен и Его страдания были безвинны и незаслужены (; ; ). Как Иов во время своих страданий испытывал чувство невыносимой боли, которую причиняла ему болезнь и при этом был оставлен всеми, даже своими родственниками и друзьями, так Иисус Христос претерпел страшные мучения смертной казни на кресте и был всеми оставлен, даже Своими учениками в Гефсиманском саду, когда воины пришли взять Его. Как праведный Иов во время своих страданий испытывал нравственные мучения от друзей, которые обличали его в пороках и внутренно в душе мучился ужасным религиозным чувством, по которому он считал себя оставленным даже Самим Богом, без причины его каравшим; так и Господь Иисус Христос претерпел на Себе подвиг великого истощания, подвергшись издевательствам со стороны врагов и такое же состояние Богооставленности испытал на кресте, когда вопиял к Богу: «Боже мой, Боже мой вскую мя еси оставил " (Mф. XXVII, 16).

Иов прообразовал Христа не только своими страданиями, а и своим прославлением, бывшим после этих страданий наградою за его терпение. Славный конец страданий Иова предуказывал собою великие следствия крестных страданий Спасителя: воскресение, вознесение на небо с человеческою плотью одесную Бога Отца, распространение по всему миру евангельского учения, которыми прославил и превознес Отец Ииcyca Христа за Его величайшее смирение, послушание и терпение в подвигах страдания (; ).

На прообразовательное значение жизни Иова указывает и Православная , заимствующая из книги Иова паремейные чтения в первые пять дней страстной седмицы, когда воспоминаются страдания Христовы.

Нравоучительное значение жизни Иова указано апостолом Иаковом. Увещевая страждущих христиан терпеливо переносить переживаемые ими бедствия, он указывает на пример Иова, который за свое терпение удостоился от Бога великой награды. »Вы слышали о терпении Иова, и видели конец (онаго) от Господа; ибо Господь весьма милосерд и сострадателен « – так говорит св. апостол (). Великое благодушное терпение выказал Иов, когда лишился всего имения и детей; «наг я вышел из чрева матери моей», – говорил верный раб Божий, – «наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял, да будет имя Господне благословенно " (). Примером терпения Иова является для всех людей особенно поучительным, потому что страдания его были глубоки и всесторонни, так как страдалец испытывал мучения телесные, нравственные и религиозные, при этом одновременное действие их усиливало тяжесть их. Кроме того, Иов, перенося несчастия, лишен был возможности сознавать высоту и значение своих страданий, чтобы почерпать отсюда для себя ободрение. Он находился далеко в худших условиях, чем первые христианские мученики, которые, страдая за веру Христову, шли по стопам Самого Христа и воодушевлялись тем мученическим славным венцом, который они надеялись получить на небесах, по заповеди, Спасителя. (Лук. ХII, 8). Напротив, Иов жил в такое время, когда господствующим воззрением у людей было то, по которому думали, что человек в земной жизни получает воздаяние от Бога и что внутреннему достоинству человека соответствует и его внешнее положение на земле. Только непоколебимое упование Иова на Божественное правосудие и ожидание торжества его в будущей жизни за гробом поддерживали в нем бодрость духа и давали ему возможность пребывать твердым. Но такое воззрение было личным, а потому оно и не могло быть таким авторитетным источником ободрения, как данное в Откровения. Итак, каждый из нас, кого постигнут неудачи и житейские невзгоды, может с пользою для себя взирать на например страдальца Иона, чтобы найти в нем утешение, чтобы избавиться чрез него от малодушия и с бодростью для себя переносить свои несравненно легкие по отношении с ним несчастия.

Иов действительно существовал

Есть мнение, будто Иов – вымышленный персонаж из народного предания.

Однако Святое Писание совершенно не разделяет подобного взгляда. Например, в главе 14 Книги пророка Иезекииля Иов упоминается наряду с другими мужами, которые являются историческими личностями, а именно с Ноем и Даниилом. Кроме того, в главе 5 Послания Иакова мы видим, что история Иова приводится в качестве примера преследуемым христианам того времени. И эта история, должно быть, действительно произошла, так как вымышленные рассказы со счастливым концом не помогли бы угнетенным людям.

Поэтому мы считаем, что все описанное в этой книге является правдой.

Где и когда жил Иов?

В определенном смысле этого человека скрывает завеса таинственности. Он жил в земле Уц. То есть не в Ханаане. Однако ни один географический атлас не ответит нам с точностью, где именно находилась эта территория. Одни указывают на Иорданию, другие на Едом. Вероятнее всего, Иов жил недалеко от города, в котором он занимал влиятельное положение (Иова 29:7).

Также нельзя точно сказать, когда именно жил Иов. Любые попытки определить это заканчиваются неудачей. Наиболее вероятно, что события, описанные в этой книге, происходили во времена пребывания израильтян в Египте. Кроме того, вполне возможно, что один из друзей Иова, Вилдад Савхеянин, был потомком Шуаха, сына Авраама и Хеттуры (Быт. 25:2). Более того, есть основания полагать, что предком Елифаза Феманитянина был Исав (Быт. 36:10). Итак, предположительно Иов жил во время, не очень отдаленное от периода патриархов. Однако абсолютной уверенности в этом нет.

Тем не менее подобная неопределенность никак не мешает понять суть данной книги. Мы без всяких сомнений верим, что «…Святое Писание вполне содержит волю Божью; и все то, во что человек должен верить, дабы спастись, достаточно изложено в оном» (Бельгийское исповедание, артикул 7).

Вот почему мы уверены: в этой книге содержится важная весть, вполне достаточная для того, чтобы пребывающего в растерянности человека нашего времени научить, во что он должен верить в трудные времена, дабы спастись.

Не только богатый, но и благочестивый

Этот человек был благочестивым и праведным, непорочным и справедливым, богобоязненным и удаляющимся от всякого зла. Какая потрясающая характеристика! Выглядит как рекомендация, с радостью выданная церковным советом брату, который собирается сменить место жительства!

Иов был очень богатым человеком. Он владел огромным поголовьем скота. Тем не менее он не полагался на богатство. Несомненно, Иов был благодарен Богу за все это, однако больше всего на свете он ценил общение с Ним. По этой причине Иов и назван благочестивым, непорочным. Это слово явственно указывает на то, что Иов был цельной натурой, обладал сильным характером, искренне любил Бога, Которого считал единственным Источником всех благ.

Иов был крупным предпринимателем, занимался торговлей шерстью и скотом. Он покупал и продавал. Говорят, что в торговле невозможно оставаться честным, однако Иов был праведным, справедливым. Люди доверяли ему.

Богачи запросто могут чувствовать себя независимыми, а следовательно поступать авторитарно. Однако Иов не был таким человеком. Ведь он почитал Господа и был богобоязненным.

Кроме того, Иов не участвовал в злых делах, так как удалялся от всякого рода зла.

Потому что об этом и пойдет речь в данной книге. И в особенности о том, какова цена такой высокой оценки Иова.

Эта характеристика была дана Иову в период великого процветания. Но – и здесь мы несколько забегаем вперед – что произойдет в трудные времена?

Иов был непорочным и справедливым, но также и сказочно богатым. Он был богобоязненным человеком. И Бог чудесным образом благословлял его. Но что случится с верой Иова, когда Бог положит конец его привилегированному положению?

В данном случае мы имеем дело с одним из самых животрепещущих, насущных вопросов современности. Конечно, нам легко полагаться на Бога, когда в нашей жизни все идет гладко. Однако сможем ли мы так же уповать на Отца нашего Небесного, когда Он поколеблет все основания нашей жизни? Что случится с нашей верой в Бога, если Он лишит нас земных радостей?

Насколько же крепким было хваленое благочестие Иова?

Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно сказать еще несколько слов о нем самом.

Иов как отец

Отец несет ответственность, как руководитель семьи. Все об этом хорошо знают. Руководство семьей является частью служения отца как царя. Он ответственен за порядок в своей семье.

Еще более важным является служение отца как пророка. К сожалению, есть отцы, которые лишь изредка говорят со своими детьми о Господе, если вообще делают это. Они никогда не обсуждают с детьми прочитанное из Святого Писания.

Но осознает ли каждый отец то, что он также является и священником в своей семье? Это значит, он должен быть заинтересован в том, чтобы у его детей были личные отношения с Господом, – даже больше, чем в их оценках и успеваемости.

В этой связи об Иове мы слышим лестные отзывы. Семь сыновей Иова устраивали пиры – скорее всего, речь идет о праздниках, посвященных сбору урожая или стрижке овец. Молодые люди гостили друг у друга, вместе праздновали с радостью и веселием. Мы читаем о праздничных пиршествах, о яствах и питье. У них, по всей видимости, были хорошие отношения, так как все они поочередно принимали остальных членов семьи в собственном доме. Также в празднествах участвовали и три их сестры. Все указывает на непринужденную атмосферу семейного единения.

Однако после празднеств сыновья и дочери должны были прийти к отцу. Иов посылал за ними и освящал их, а на следующее утро рано вставал и возносил за каждого всесожжения. В возносящемся к небу дыме и пламени мы видим образ того, что впоследствии произойдет с нашим Господом Иисусом Христом. Живя в ветхозаветном периоде, Иов просил Бога, чтобы Он очистил его детей, что возможно благодаря будущей жертве Иисуса Христа.

Можем ли мы сказать, что во время этих празднеств имело место нечто непристойное? Упивались ли там вином?

Об этом ничего не говорится. Тем не менее Иов рассуждал так: «Может быть, сыновья мои согрешили, и похулили Бога в сердце своем».

Возможно, он иногда не доверял своим детям? Может быть, он в чем-то их подозревал? Однако любые критические вопросы неуместны, так как Святое Писание в данном случае одобряет его действия.

Пусть же такая осторожность Иова будет примером как для молодых, так и для пожилых. Иногда родителям очень тяжело принять весть о плохом поведении своих детей. Но разве сами они всегда поступают правильно? Мы должны уметь доверять своим детям, не правда ли?

Как же поступал Иов?

Он понимал, как трудно молодым, полным жизни людям праздновать и веселиться, не нарушив при этом Божьих заповедей. Но Иов не сетовал по поводу «нынешней молодежи» и позволял им устраивать праздники. Он не был придирчивым хлопотуном. Но и не впадал в другую крайность, когда родители совершенно не вмешиваются в жизнь своих детей. Поэтому после празднеств он вел сыновей и дочерей к жертвеннику. Он как бы подводил их к подножию Христова креста. Сжигаемая огнем жертва служила превосходным напоминанием о том, что веселое времяпрепровождение никогда не должно нарушать их отношений с Богом. Поэтому Иов молился о них и приносил жертвы, прежде чем он услышит жалобы. Вероятно, на них это производило глубокое впечатление. Таким способом Иов учил своих детей, чтобы они не забывали Господа – даже во времена празднеств.

Как Бог отзывался об Иове

Характеристика Иова основывалась не только на человеческих суждениях. Люди могут ошибаться и иметь слишком высокое мнение о благочестии того или иного человека. Но в данном случае Сам Бог четко и ясно сказал, что на земле нет более благочестивого человека, чем Иов.

Это произошло во время встречи на небесах. Кроме ангелов на небесном собрании присутствовал также и сатана. Он возвратился после своих странствований по земле.

В Откровении, 12:10, он назван «клеветником братий наших, клеветавшим на них пред Богом нашим день и ночь». Таким образом, нам не нужно ломать голову в догадках, дабы понять, что же он собирался делать на этом небесном собрании. Во время последнего своего путешествия по земле он наблюдал падение отдельных верующих. Собрано достаточно материала для огромного числа обвинений! Вера и христианская нравственность, по его мнению, ничто, пустой фарс.

Итак, обсуждается очень важный вопрос. Сам Господь поднимает его, спрашивая сатану: «Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова?» (Иова 1:8). И прежде чем сатана смог что-то сказать, Он добавляет: «…ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иова 1:8).

Удивительно слышать такой похвальный отзыв из уст Самого Бога! Иов не был совершенным человеком. Самые святые люди на земле находятся лишь в начале пути совершенного послушания Богу. Тем не менее Сам Бог дал высокую оценку благочестию Иова. Он сказал эти слова прямо в лицо сатане. Таким образом, благочестие Иова было бесспорным. Это факт. Однако мы должны помнить об одной вещи. Бог не превозносил Иова. Он указывал сатане не на деяния благочестивого человека. Ведь верная жизнь Иова в сущности представляла собой результат труда Самого Бога. Господь говорит о «рабе Моем Иове», который находился в самом начале пути послушания Богу. Но и это начало было следствием действия Святого Духа. Поэтому это никакой не фарс. Сатане было бы лучше не высказывать подобную мысль!

Иов был лицемером?

Все указывает на то, что сатана хорошо знал Иова. Во время своего последнего странствования по земле он обратил на Иова внимание, однако не смог найти в нем ничего подозрительного. Он должен был признать, что в жизни Иова не было ничего достойного его критики.

Тем не менее он яростно выступал против Божьей положительной характеристики Иова. Сатана утверждал, будто у Бога неправильное суждение о его праведности, говоря: «Разве даром богобоязнен Иов?» (Иова 1:9). Он хотел показать, что Иов – обыкновенный эгоист, и заявлял, что в своем благочестии Иов руководствовался лишь корыстными побуждениями и ничем иным. Этот человек, вне сомнений, был избалован Богом, даровавшим ему замечательную семью, огромное богатство и почет. Чего еще он мог желать? Однако если Бог нарушит счастливое благоденствие Иова, что тогда случится с его любовью к Богу?

Таким образом, сатана представил следующую схему: исчезнет богатство Иова – исчезнет и вера Иова; и то, что Бог считает благочестием, на самом деле является не чем иным, как следствием личных интересов Иова.

Это было весьма серьезное заявление, могущее возыметь ужасные последствия. Сатана таким образом мог нанести сокрушительный удар по характеристикам всех христиан, вынеся им убийственный вердикт. Не забывайте, что, по словам Самого Бога, на земле не было более благочестивого человека, чем Иов. Теперь представьте, что все это благочестие обусловлено обыкновенным эгоизмом и потому является ложным. В таком случае вся христианская жизнь укоренена в эгоизме, а обращение и покаяние представляют собой не что иное, как завуалированный эгоизм. Благочестие и праведность? Все это на самом деле лишь отражение личных интересов.

Эта клевета была попыткой покушения на церковь с ее проповедью, благовестием и миссионерской деятельностью. Если признать истинность такого положения вещей, подлинное благочестие являлось бы лишь выдумкой, фикцией. То, что мы читаем об Аврааме и Моисее, о Петре и Павле не имело бы смысла. Все христиане в таком случае лишь преследовали бы собственные интересы. Таков было бы их единственный стимул.

Наиболее крайнее проявление такого цинизма подразумевает то, что труд Христа был изначально обречен на провал: Он всегда привлекал бы людей, преследующих лишь собственные интересы.

Итак, мы затронули основной вопрос этой книги: могут ли христиане искренне любить Бога, пребывая даже в тяжких испытаниях?

Бог уверен в вере Иова

Господь совершенно серьезно отнесся к обвинениям сатаны. Он мог, например, сказать: «Отойди от меня, сатана, ты лжешь!» На этом и закончилась бы Книга Иова.

Но обвинение нужно было опровергнуть.

Поэтому сатана получил разрешение разрушить жизнь Иова. Бог, будучи полностью уверен в Иове, знал, что сатана потерпит поражение. Откуда же у Него была такая уверенность? Дело в том, что вера Иова была следствием действий не человека, но исключительно Самого Бога. Поэтому Иов мог выстоять против всех нападок сатаны.

Пока еще он живет тихо и спокойно. Однако сатана, подобно льву, уже приготовился наброситься на свою жертву. Над Иовом сгущаются тучи. Но Бог не допустит, чтобы начатое Им дело потерпело крах.

Какое ободрение для нас!

Как мы отреагируем, сможем ли не сдаваться, когда на нас обрушится горе? Горе… Потому что счастье, ради которого стоило жить, исчезло. Горе… Потому что наши сокровенные желания так и не исполнились или потому что угасла наша последняя надежда. Есть ли уверенность в том, что мы с верою сможем преодолеть все это и справиться с трудностями?

В притче о сеятеле Иисус говорит о людях, чья вера до такой степени поверхностна, что при первом же испытании она улетучивается. Но чего ожидать нам, когда мы, несмотря на свои прегрешения, полагаемся на Господа? Сможем ли мы любить Его, когда Он лишит нас благ?

Поэтому нам и надо узнать, как закончилась история Иова. Ведь он прошел испытание. И это дает нам надежду. Но почему? Разве можем мы сравниться с Иовом? Мы же не он! И это правда. Возможно, нам и не сравниться с ним в его терпении и стойкости. Тем не менее, как мы надеемся, нас с Иовом связывает то, что мы слеплены из одного теста. Поэтому наше упование зиждется на том факте, что Бог Иова является также и нашим Богом. Стойкость, которую Бог даровал Иову, Он также даст и нам.

Ведь эта история не представляет собой описание личных заслуг Иова. Это повествование отражает благую весть, которую Бог несет всем, кто на Него уповает: «Я помогу тебе выстоять, пройти через все это». Вот поэтому все то, о чем говорится в Книге Иова, имеет такое большое значение для нас.

Среди своих так называемых учительных книг имеет небезынтересное произведение, называемое Книгой Иова. Название ей дано по имени главного героя, и преданного слуги Божия.

Структура книги

Чтобы понять, что представляет собой главный герой, нужно предварительно разобраться в произведении. Повествование о злоключениях, которые претерпевает библейский персонаж Иов, разделено на пролог, основную часть и эпилог.

В прологе описывается благословенная жизнь праведника, его процветание в духовном и материальном плане. Основная часть рассказывает о том, как претерпевает горе, выпавшее на его долю в результате спора сатаны и Бога. Сама по себе эта часть делится на три раздела: разговоры Иова с друзьями, слова Елиуса и речь Всевышнего. Эпилог замыкает круг и рассказывается о восстановлении справедливости и возвращении благосостояния пророка.

Повествовательная канва произведения

Начинается рассказ с того, что на собрание сыновей Божиих пришел Сатана и стал провоцировать Бога отнять свое благословение от праведного и безгрешного Иова, чтобы проверить, сохранит ли он верность Всевышнему в скорби. В результате Бог поддается провокации и отдает своего слугу в руки дьявола с одним условием - не убивать его. В дальнейшем библейский персонаж Иов переживает ряд потрясений: единовременно умирают все его сыновья и дочери, он лишается всего своего богатства и имущества, а сам жестоко заболевает проказой. Чтобы его утешить и поддержать, к нему приходят три друга. Большая часть книги представляет собой как раз их речи и ответы на них Иова, в которых они совместно пытаются установить причины, по которым на праведника обрушились такие бедствия. Они считают, что Иов многострадальный повинен в каком-то тяжком грехе, потому что невиновного, по их мнению, Бог уберег бы от напрасных мучений. Но пророк упрямо заявляет о своей непорочности и, смиряясь под властью Божией, благословляя его имя, тем не менее призывает его к ответу. В конце концов, Бог является и обличает неправоту как самого Иова, так и его друзей. Господь устраивает суд и задает вопросы главному герою, на которые он не в состоянии дать ответ. И все-таки в заключение Бог хвалит верность и терпение своего слуги, исцеляет его от болезни и умножает утраченное имущество больше прежнего. Друзей же его он обвиняет в клевете на себя и повелевает им попросить у Иова помолиться за них, чтобы отвратить наказание за то, что они говорили о нем «не так верно». На этом повествование заканчивается.

Историчность книги

Религиозные деятели иудаизма и христианства до двадцатого века по большей части считали, что история библейского Иова исторически достоверна. Утверждавших же легендарность описываемых в книге событий, как и отрицавших само существование этого пророка, обычно сравнивали с еретиками. Так случилось, например, с Феодором Мопсуестийским, которого осудил пятый Но развитие библеистики в двадцатом и привело к тому, что чаша весов стала склоняться на иную сторону. Сегодня множество серьезных исследователей Библии считают, что история библейского Иова - это притча, педагогическая поэма, а не рассказ о жизни реального человека.

Время жизни Иова и время написания книги

Сразу стоит сказать, что все попытки установить время, когда жил библейский персонаж Иов, обречены на неудачу. Во-первых, он был главой племени кочевников, каких было множество на Ближнем Востоке, и не привязан повествованием книги ни к каким городам и монархическим династиям. Во-вторых, скорее всего, Иов многострадальный - собирательный образ. Вероятно, он даже не чисто еврейского происхождения, потому что в Библии он упоминается как человек без родословной, не имеющий ни отца, ни матери. А между тем евреи всегда упоминали родословную ветвь, когда говорили о людях (будь это живые люди или библейские персонажи), возводящих свое происхождение к Аврааму - прародителю евреев. Поэтому логичней всего предположить, что в основе книги лежит ближневосточная языческая легенда, творчески обработанная иудейским автором.

А вот о том, что касается написания этой поэмы в том виде, как она вошла в канон Библии, можно сделать определенные предположения. На основании внутреннего анализа текста, языка, структуры, наличия арамейского влияния и поздних вероучительных признаков, можно более или менее уверенно предположить, что середина первого тысячелетия до нашей эры - время, когда «родился» литературный герой Иов. Библия евреев в это время была кодифицирована и подверглась серьезной редакции. Вероятно, тогда же в педагогических целях в нее внесли и повествование о страдающем праведнике.

Авторство книги

Вопрос о том, кому обязан своим происхождением библейский персонаж Иов, решается непросто. С одной стороны, книга входит в иудейский канон Писаний, а с другой все ее действующие лица среди людей - не евреи. Жена Иова - аравитянка, друзья тоже представители различных нееврейских семитских народностей. Плюс язык книги очень сильно арабизирован, что позволяет сделать два предположения: либо автор был арабом, либо евреем, жившим в арабском окружении.

У читателей Библии периодически появляются вопросы о неких странных существах, которые населяют землю. Примером этого может служить знаменитый левиафан. Это история библейского Иова одна из немногих упоминает его, вкладывая в уста Бога упоминание о грандиозном морском чудовище. Вместе с ним упоминается некий бегемот. Скорее всего, речь идет о мифическом огромном существе, которое неподвластно человеческому могуществу. Господь говорит Иову, что только сотворивший его может воткнуть в него свой меч. Другое интересное место находится в самом начале текста, где о Сатане говорится, как о сыне Божием, одном из его ангелов.

Заключение

Данная книга стоит особняком в каноне по своему содержанию и форме. И хотя в ее каноническом достоинстве мало кто сомневался, она является неоднозначной по самому важному вопросу - вопросу зла. К этому не имеют отношения такие странные образы, как бегемот или левиафан. Это история библейского Иова учит верующих, что ответа на вопрос о причине страданий человеку не узнать. Ведь Бог является на вызов Иова, но не желает нести ответственности и не дает ответа, а просто задавливает его своим авторитетом и мощью, задавая вопросы, перед которыми человек бессилен, в результате чего герой просто «полагает руку на уста». Сам сюжет спора не получает развития и итога. Таким образом, непонятно, что и кому доказывал Бог, проводя своего самого преданного слугу через жуткие страдания (включая гибель десяти невиновных детей Иова). К тому же сами по себе действия Господа трудно назвать этичными в современном понимании этого слова.

Похожие публикации