Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Налоги в истории государства российского. Из истории налогов россии Налог в царской

В 2010 году мы отмечаем двойной юбилей: 20-летие создания налоговых органов России и 125 лет с момента образования Податной инспекции в структуре Минфина. Однако прообраз современных налогов возник на Руси значительно раньше

Налоги появились с возникновением первых общественных потребностей. Они начали зарождаться еще при распаде родоплеменного строя, а свое развитие получили с момента образования государства. В современном обществе налоги являются основным источником пополнения государственного бюджета.

Древняя Русь

На Руси финансовая система начала складываться в период объединения Древнерусского государства, то есть с конца IX века. Утвердившись в Киеве, князь Олег (ск. 912 или 922) занялся установлением дани с подвластных племен. Это были кривичи, ильменские славяне, древляне, мери и др. В 884 году Олег победил днепровских северян и потребовал с них дань легкую. Легкость обложения преследовала далеко идущие политические цели. Северяне, ранее платившие дань хазарам, не оказали сильного сопротивления дружине Олега. Обложение оказалось для них легче, чем во время зависимости от хазар. Об этом узнали радимичи, жившие на берегах реки Сожи, и без сопротивления стали уплачивать дань киевскому князю, защитившему их от хазар. Дань уплачивалась как деньгами, так и натурой. Например, древляне (славянское племя, обитавшее в украинском Полесье) платили по одной кунице с жилья, а население Новгородской земли платило дань киевскому князю русскими гривнами, серебряными слитками.

Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею.

Известно, что в Древней Руси было также поземельное и косвенное обложение . Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Торговые пошлины взимались за провоз товаров через горные заставы, за перевоз через реки, за право иметь склады, за право устраивать рынки, за измерение товаров.

Судебные пошлины взыскивались за уголовные преступления. В зависимости от тяжести проступка они составляли от 5 до 80 гривен. Например, за убийство чужого холопа без вины убийца платил господину цену убитого (в качестве возмещения убытков), а князю — пошлину, именуемую , в размере 12 гривен. Вира могла уплачиваться также за другие преступления — за убийство чужого коня, скота, похищение бобра из ловища и т. д.

Если убийца скрылся, то виру платили жители округа, , где было совершено убийство. Обязанность верви схватить убийцу или платить за него виру способствовала раскрытию преступлений, предотвращению вражды, ссор и драк.

Возникнув в качестве обычая, эти порядки впоследствии были узаконены в «Русской Правде» князя Ярослава Мудрого (около 978-1054) — первом российском своде законов, включавшем нормы налогового законодательства.

Средние века

В XII веке сборщик пошлин в Киеве назывался осьмеником. Он взимал осмничее — сбор за право торговли. С XIII века на Руси входит в обиход название «таможник». Так стали называть главного сборщика торговых пошлин. По всей видимости, это слово происходит от монгольского «тамга» — деньги. У таможника имелся помощник, именовавшийся мытником.

Во время монголо-татарского нашествия основным налогом стал выход , взимавшийся сначала баскаками — уполномоченными хана, а затем, когда удалось освободиться от ханских чиновников, самими русскими князьями. Выход взимался с души мужского пола и с головы скота.

Каждый удельный князь сам собирал в своем уделе и передавал ее великому князю для отправления в Золотую Орду. Но был и другой способ взимания дани — откуп . Откупщиками выступали чаще всего хорезмские или хивинские купцы. Внося татарам единовременные суммы, они затем обогащались сами, увеличивая налоговый гнет на русские княжества. Сумма выхода стала зависеть от соглашений великих князей с ханами.

В итоге взимание прямых налогов в казну самого Русского государства стало почти невозможным. Главным источником внутренних доходов были пошлины и, прежде всего, торговые сборы . Количество доходов существенно увеличилось за счет присоединения к Московскому княжеству новых земель при князе Иване Калите (около 1288-1340) и его сыне Симеоне Гордом (1316-1353). Торговые пошлины обычно были таковы: «с воза пошлины — деньга; если кто поедет без воза верхом на лошади, но для торговли — платить деньгу же, со струга (ладьи) — алтын. Когда кто начнет торговать, берется от рубля алтын». В летописях упоминаются также пошлины с серебряного литья, с клеймения лошадей, гостиная, медовая и др.

Конфликт князя Дмитрия Донского (1350-1389) с темником Мамаем (около 1335-1380), фактическим правителем Золотой Орды, начался с разногласий из-за размера дани. Победа в Куликовской битве, одержанная в 1380 году русскими полками во главе с князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками, не принесла России освобождения от ордынской дани.

После свержения власти Золотой Орды

Уплата выхода была прекращена лишь через 100 лет в 1480 году Иваном III (1440-1505), после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: ямские, пищальные (для производства пушек), сборы на городовое и засечное дело, то есть на строительство засек — укреплений на южных границах Московского государства. Кроме дани, источником дохода казны великого князя служили оброки. На оброк отдавались пашни, сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды.

Ко времени правления Ивана III относится древнейшая переписная окладная книга Вотской пятины Новгородской области с подробным описанием всех . В каждом погосте сначала описывалась церковь с ее землей и дворами церковнослужителей, затем оброчные волости, села и деревни великого князя, далее — земли помещиков и купцов. При описании селения указывалось количество высеваемого хлеба, доход в пользу землевладельца, угодья, существующие при селении. Если жители занимались не хлебопашеством, а другим промыслом, то изложение сведений соответственно изменялось.

Описание земель имеет важное значение, поскольку на Руси получила развитие посошная подать (единицей обложения служила соха — определенное количество земли), включавшая в себя и поземельный налог. Размер последнего зависел не только от количества земли, но и от ее качества. Для определения размера налогов служило «сошное письмо». Оно предусматривало измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных данных в условные податные единицы — сохи и расчет на этой основе налогов. Соха как единица налогообложения была отменена в 1679 году. Единицей для исчисления прямых податей стал двор.

Косвенные налоги взимались через систему пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные.

Правление Ивана Грозного

Иван Грозный (1530-1584) преумножил государственные доходы, наведя порядок в собирании налогов. Земледельцы при нем были обложены определенным количеством сельскохозяйственных продуктов и деньгами, что записывалось в особые книги. Что касается прямых податей , то главным объектом обложения служила земля, а раскладка (расчет) налога велась на основании писцовых книг. Книги описывали количество и качество земель, их урожайность и населенность. Со времени правления Ивана Грозного в промышленных местах раскладка податей стала производиться не по сохам, а «по животам и промыслам». Многие натуральные повинности были заменены денежным оброком .

Кроме и оброка, практиковались целевые налоги . Такими были ямские деньги, стрелецкая подать для создания регулярной армии, полоняничные деньги для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и русских, угнанных в полон (плен).

Раскладкой и взиманием податей занимались земские общины через выборных окладчиков. В их обязанности входило наблюдение за тем, чтобы налоговые тяготы были разложены равномерно «по достатку», для чего составлялись так называемые окладные книги.

Главными из косвенных налогов оставались торговые пошлины , которые взимались при любом передвижении, складировании или продаже товаров, а также таможенные и судебные пошлины. Торговые пошлины часто отдавались на откуп, то есть право их сбора передавалось за определенную плату частным лицам (откупщикам). Введение системы откупов служило препятствием для развития торговли, так как приводило к искусственному усложнению налогообложения, необоснованным придиркам и вымогательству со стороны откупщиков и нанятых ими сборщиков.

XV-XVII века

В конце XV века произошло политическое объединение русских земель. Однако стройной системы управления государственными финансами не существовало еще довольно долго. Большинство прямых налогов собирал . Одновременно с ним обложением населения занимались территориальные приказы:

  • в первую очередь Новгородская, Галичская, Устюжская, Владимирская, Костромская чети, которые выполняли функции приходных касс;
  • Казанский и Сибирский приказы, взимавшие ясак с населения Поволжья и Сибири;
  • Приказ большого дворца, облагавший налогом царские земли;
  • Приказ большой казны, куда направлялись сборы с городских промыслов;
  • Печатный приказ, взимавший пошлину за скрепление актов государевой печатью;
  • Казенный патриарший приказ, ведающий налогообложением церковных и монастырских земель.

Помимо перечисленных, отдельные виды налогов также собирали Стрелецкий, Посольский, Ямской приказы. Иными словами, финансовая система России в XV-XVII веках была сложна и запутанна. Она была несколько упорядочена в царствование Алексея Михайловича (1629-1676), создавшего в 1655 году Счетный приказ. Задача Счетного приказа состояла в контроле приходных и расходных сумм по разным учреждениям.

Проверка финансовой деятельности приказов, анализ приходных и расходных книг позволили довольно точно определить бюджет страны. При этом налоговое бремя росло. Увеличилась и стала постоянной полоняничная подать . Резко выросла стрелецкая подать , которая ранее была незначительным хлебным налогом. Был введен имущественный налог на наследство . Значительное повышение акциза на соль вызвало возмущение населения и соляные бунты. Акциз на соль пришлось отменить, однако он успел нанести серьезный ущерб экономике России.

Царствование Петра I

Крупномасштабные государственные преобразования в России, затронувшие практически все сферы экономики, включая финансы, связаны с именем Петра Великого (1672-1725). В допетровское время финансовая система Руси ориентировалась на увеличение налогов по мере возникновения и возрастания потребностей казны вне связи с реальным положением дел в экономике страны. Петр I предпринял усилия для подъема производительных сил, поскольку считал это необходимым для укрепления финансового положения государства. В народно-хозяйственный оборот входили новые промыслы, велась разработка еще не тронутых недр и богатств, во всех отраслях хозяйства появлялись новые орудия производства и новые приемы труда. Развивались горное дело, обрабатывающая промышленность, страна покрывалась сетью заводов и мануфактур.

В 1717 году была учреждена . Ей Петр Великий предписывал поддерживать промышленников-предпринимателей, «вспомогать наставлением, машинами и всякими способами». В России возникли металлургия, горнозаводская промышленность, судостроение, суконное и парусное дело.

Активно перенимая зарубежный опыт, Россия проводила протекционистскую политику, то есть предпринимала меры по защите внутреннего рынка от проникновения на него иностранных товаров, в том числе через взимание таможенных пошлин.

Чтобы стимулировать развитие промышленности, занятие заводчиков и фабрикантов ставилось наравне с государственной службой. Промышленное развитие требовало расширения торговли. Однако развитие торговли затруднялось из-за состояния путей сообщения. Несмотря на это, в России бурно росла налоговая база. Она давала средства для реорганизации армии, строительства флота. А параллельно шло исследование российских просторов, поиски новых месторождений полезных ископаемых. Гарантируя отдачу в будущем, все это требовало огромных финансовых ресурсов в настоящем.

Помимо , были введены военные налоги : деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей. Царь даже учредил особую должность — прибыльщик, обязанностью которого было «сидеть и чинить государю прибыли». Также были введены гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, пошлина на бороды и др.

Впоследствии прибыльщики предложили коренное изменение системы налогообложения, а именно переход к подушной подати . Напомним, до 1679 года единицей налогообложения была соха, устанавливаемая «сошным письмом». С 1679 года такой единицей стал двор. Теперь предложено было перейти от подворной системы обложения к поголовной. Единицей налогообложения вместо двора стала мужская душа.

Петр I также реорганизовал управление финансами . Вместо многочисленных приказов, ведавших доходами и расходами, были учреждены Камер-коллегия и Штатс-контор-коллегия. Первой из них поручили надзирать над окладными и неокладными приходами. Окладными назывались доходы, размер которых известен заранее (например, подушная подать), неокладными — таможенные пошлины, откуп, налог с заводов и другие, размер которых заранее неизвестен. Камер-коллегия имела сеть своих учреждений на местах. Штатс-контор-коллегия ведала расходами, вела книгу, именуемую Генеральным штатом государства. Главными расходными статьями в тот период времени были содержание армии и флота. Для контроля за расходованием денежных средств была создана Ревизион-коллегия.

Эпоха Екатерины II

Во время правления Екатерины II (1729-1796) кардинальным изменениям подвергся порядок налогообложения купечества. Были отменены все частные промысловые налоги и подушная подать с купцов, и вместо них установлен . В зависимости от имущественного положения купечество было разделено по трем гильдиям. Чтобы попасть в третью гильдию, нужно было иметь капитал не менее 500 руб. Лица с меньшими капиталами считались не купцами, а мещанами и уплачивали подушную подать. При капитале от 1000 до 10 000 руб. купец входил во вторую гильдию, а купцы с большими капиталами — в первую. Причем о величине своего капитала каждый купец объявлял сам «по совести». Проверки имущества не проводились, доносы на его утайку не принимались.

Екатерина II по-своему преобразовала систему управления финансами. В 1780 году была создана экспедиция государственных доходов, разделенная в следующем году на четыре самостоятельные экспедиции. Одна из них заведовала доходами государства, другая — расходами, третья — ревизией счетов, четвертая — взысканием недоимок, недоборов и начетов (штрафов).

В губерниях для управления государственным имуществом, сбора податей, ревизии счетов и заведования другими финансовыми делами были созданы коллегиальные губернские казенные палаты. Губернской казенной палате подчинялись губернское и уездные казначейства, которые хранили казенные доходы. Казенные палаты просуществовали вплоть до XX века, хотя отдельные их функции подвергались изменениям.

Таким образом, Екатерина II продолжила курс Петра I на усиление местного самоуправления, передачу ему новых функций, наделение самостоятельными финансовыми ресурсами. В период ее правления заметно укрепились бюджеты городов.

Начало XIX века

В 1802 году Манифестом Александра I (1777-1825) «Об учреждении министерств» было создано Министерство финансов. В 1809 году разработана программа финансовых преобразований — «План финансов». Появление этого документа связано с именем крупного государственного деятеля (1772-1839). Программа содержала ряд неотложных мер, направленных на ликвидацию бюджетного дефицита, рост доходов казны, в том числе за счет повышения податей и введения новых налогов.

Через несколько лет после «Плана финансов», а именно в 1818 году, в России появился первый крупный труд в области налогообложения — книга (1789-1871) «Опыт теории налогов». Эта книга свидетельствует о том, что в России хорошо знали работы западных экономистов. Имелся и отечественный опыт. «Все богатства народные, — считал Н.И. Тургенев, — проистекают из двух главных источников, кои суть: силы природы и силы человеческие. Но для извлечения богатства из сих источников нужны средства. Сии средства состоят в различных орудиях, строениях, деньгах и так далее. Ценность сих орудий, строений, денег называется капиталом. Все налоги вообще проистекают из трех источников дохода общественного, а именно: из дохода от земли, из дохода от капиталов, из дохода от работы».

Н.И. Тургенев выдвигает новую для того времени задачу. Он требует заранее изучать и прогнозировать возможные последствия от введения или изменения тех или иных налогов. Данное требование до сих пор является актуальным для нашей экономики.

На протяжении XIX века основным прямым налогом была подушная подать . Количество плательщиков определялось по ревизским переписям.

Наряду с основными ставками по прямым налогам вводились надбавки целевого назначения . Таковыми, в частности, были надбавки на строительство государственных больших дорог, на устройство водных сообщений, временные надбавки для ускорения уплаты государственных долгов (действовали с 1812 по 1820 год). С дворян, имевших доход выше установленного размера, взимался только последний из перечисленных налогов — на уплату государственных долгов. Причем дворяне, которые жили за границей не по службе и проживали доходы вне отечества, «должны были платить вдвое».

Кроме того, существовали специальные государственные сборы . Например, в 1834 году был введен сбор с проезда по законченному к тому времени шоссе Санкт-Петербург — Москва. К 1863 году этот сбор распространился на 23 шоссейные дороги. Взимались сборы с пассажиров железных дорог, пароходств, за перевозку железнодорожных грузов большой скоростью, сборы в морских портах.

Действовали также пошлины с имущества, переходящего по наследству или по актам дарения . В тот период времени указанные пошлины взыскивались только с лиц, не имеющих прямого права наследования. Кроме государственных налогов, имелись местные .

К середине 50-х годов XIX века финансовое положение России было подорвано Крымской войной. Бюджетный дефицит пришлось покрывать повышением налогов, привлечением займов и работой печатного станка. Вместе с тем для оживления промышленности были снижены таможенные пошлины.

Вторая половина XIX века

В 1863 году в налоговой системе России произошли существенные изменения. С мещан вместо подушной подати стали взимать налог с городской недвижимости . Этим налогом облагались не только , но и заводы, фабрики, бани, складские помещения, сады, огороды, оранжереи и другие строения, а также пустующие земли.

На базе законов Екатерины II о купеческих гильдиях началась реорганизация промыслового налога . Изменения происходили в 1863, 1865, 1885 и 1898 годах. Важнейшую часть промыслового налога стали составлять пошлины на право торговли и промыслов. Чтобы заниматься торгово-промышленной деятельностью, предприниматели должны были ежегодно брать свидетельства и вносить соответствующую плату в бюджет. Предусматривались свидетельства двух видов: гильдейские (купеческие) и просто промысловые.

В 1898 году появилось Положение о государственном промысловом налоге. Этот налог, представлявший собой комплекс прямых окладных и неокладных налогов на торгово-промышленную деятельность, просуществовал в России вплоть до революции 1917 года. Основной промысловый налог состоял из налога с торговых заведений и складских помещений, налога с промышленных предприятий и налога со свидетельств на ярмарочную торговлю. Указанные налоги взимались по фиксированным ставкам, дифференцированным по губерниям России, при ежегодной выборке промысловых свидетельств.

Величина дополнительного промыслового налога зависела от размера основного капитала и прибыли предприятия, а также от того, является предприятие гильдейским или акционерным обществом.

В 1875 году государственный , введенный в 1864 году, был заменен поземельным налогом . Общая сумма налога с каждой губернии и области определялась произведением подлежащей обложению территории в десятинах на оклад (ставку) налога с десятины удобной земли или леса. Величина оклада (ставки) налога колебалась от 1/4 копейки в Архангельской и Олонецкой губерниях до 17 копеек в Курской губернии.

В результате предпринятых мер бюджетный дефицит удалось ликвидировать. Этому в большой степени способствовали косвенные налоги . Среди косвенных налогов самые крупные доходы государству приносил акциз на алкогольные напитки или, как его называли в России, питейный налог . В стране издавна варили мед, пиво, брагу. Вино и водка стали распространяться лишь с XIV века. Торговали ими государственные целовальники, которые принимали присягу в добросовестном ведении дела и в подтверждение клятвы целовали крест, откуда и происходит их название. Контролировали целовальников выборные кабацкие головы.

До Екатерины II передача питейного дела на откуп была редким случаем. В 1817 году откупа были временно отменены, и в России вернулись к казенной продаже вина. Но через 10 лет их ввели вновь в интересах пополнения казны. С 1863 года откупа были отменены окончательно и введен акциз в размере 4 копеек на 1 градус крепости напитка. Помимо акциза, формой питейного налога стал патент на торговлю спиртным.

Кроме того, действовали различные акцизы : на табак, спички, сахар, керосин, соль, прессованные дрожжи и ряд других товаров. Система акцизов, как и таможенные пошлины, имела не только фискальный характер. Она также обеспечивала государственную поддержку отечественным предпринимателям, защищала их в конкурентной борьбе с иностранцами.

Основной прямой налог — подушная подать — все больше изживал себя, не отвечая экономическим условиям России. Неоднократное его повышение приводило лишь к росту недоимки. Тем не менее правительство долго не решалось на полное упразднение подушных податей и их замену подоходным налогообложением, ограничиваясь лишь отменой подушной подати для отдельных категорий населения.

Подушная подать была отменена лишь в 1882 году. Это событие связано с именем министра финансов России Николая Христиановича Бунге (1823-1895). Взамен подушной подати пришлось увеличить налог на городскую недвижимость, поземельный налог, гербовый сбор, установить налог с наследств и налог на доходы от денежных капиталов. Через четыре года оброчная подать с крестьян была преобразована в .

Итак, налоговая система страны все усложнялась. Поэтому реформы требовались и в налоговом администрировании . До 1861 года ответственными за уплату налогов в поместьях были приказчики. Подати с государственных крестьян взимали выборные земские власти: десятские, сотские, целовальники. В 1861 году функции по сбору податей были переданы мировым посредникам, а в 1874 году податной надзор отдан уездной полиции. Таким образом, сбором налогов стали руководить исправники — главы полиции в уезде. В 1880-е годы созданы губернские и уездные податные присутствия. Они избирались сроком на три года губернским земским собранием, губернской Думой и купеческим обществом.

В 1885 году по инициативе Н.Х. Бунге был учрежден институт податных инспекторов. На податных инспекторов возлагалась непосредственная работа с налогоплательщиками на местах, включавшая назначение и взимание всех прямых налогов и контроль за их сбором. При этом податные инспекторы имели также полномочия на проведение ревизий в уездных финансовых органах и органах местного самоуправления. Именно Податную инспекцию можно считать предшественником современной налоговой службы России. Поэтому в 2010 году отмечается не только 20 лет со дня создания налоговых органов России, но еще и 125 лет с момента образования современного прообраза этого ведомства — Податной инспекции в структуре Минфина. Податная инспекция просуществовала до 1917 года, показав высокую эффективность работы

Вира — древнерусская и древнескандинавская мера наказания за убийство, выражавшаяся во взыскании с виновника денежного возмещения

Вервь — древняя общинная организация на Руси и у хорватов

Помимо выхода или дани, были и другие ордынские тяготы, например ям — обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам

Погост — административно-территориальная единица на Руси

Прямая подоходная подать взималась только с восточных инородцев, у которых работоспособный мужчина был обложен меховой или пушной данью, известной под названием "ясак"

Доходы Приказа большого прихода состояли из сборов с лавок, гостиных дворов в городах, погребов, мер для питья и товаров, таможен и др. Собранные деньги расходовались на содержание приезжавших иноземных купцов, на выдачу содержания русским послам, отправляемым за границу, на постройку судов и покупку товаров, на жалованье подьячим, работникам при судах и при царском Соляном дворе

Мануфактур-коллегия — коллегиальный орган государственной власти, отвечавший за развитие российской промышленности, создание и функционирование мануфактур

Стрелецкие подати — деньги, собираемые с городского населения

Первоначально гильдейский сбор составлял 1% от объявленного капитала (независимо от гильдии), но впоследствии увеличивались как размеры гильдейского сбора, так и минимальные размеры объявленного капитала, необходимого для записи в ту или иную гильдию

М.М. Сперанский впоследствии писал: "Переменив систему финансов... мы спасли государство от банкротства"

На обороте титульного листа книги Н.И. Тургенева было напечатано распоряжение автора: "Сочинитель, принимая на себя все издержки печатания сей книги, предоставляет деньги, которые будут выручаться за продажу оной, в пользу содержащихся в тюрьме крестьян за недоимки в платежах налогов"

Бурный рост городского населения привел к тому, что в 1894 году в России был введен государственный квартирный налог, который уплачивал содержатель квартиры (не важно, являлась квартира его собственностью или была арендована)

В соответствии с правилами 1864 года все бывшие земские сборы были разделены на государственные, губернские и уездные, а также частные земские сборы

Сущность выкупной операции состояла в следующем: под земли, приобретаемые крестьянами, правительство выпускало особые кредитные процентные обязательства (выкупные свидетельства), по которым крестьяне обязаны были в течение 49,5 лет ежегодно платить в казну проценты и погашать часть суммы основного долга

История налогов в царской Российском

Налогообложение в допетровскую эпоху (IX-XVII вв.). В Древнерусском государстве (конец IX в.) основным источником доходов казны стала дань - прямой налог (подать), собираемый с населения. Первые упоминания о взимании дани относятся к эпохе князя Олега (? - 912). При этом древнерусские летописи именуют «данью» военную контрибуцию.

По мере роста и усиления Киевского феодального государства дань перестала быть контрибуцией и превратилась в подать. Единицей обложения данью в Киевской Руси был «дым», определявшийся количеством печей и труб в каждом домохозяйстве, рало или плуг (известное количество пашни). Обложение «по дыму» известно с давних времен. При сборе некоторых прямых налогов счет «на дым» сохранялся в России до XVII в. (раскладка мирских повинностей, деньги на ратных людей, на выкуп пленных, стрелецкая подать), а в Закавказье - до начала XX в. Дань платили предметами потребления (мехами и пр.) или деньгами - «по шлягу от рала» (под ралом понималась единица обложения - плуг или соха, а шляг - арабские монеты, платежное средство того времени на Руси).

Дань взималась двумя способами: «повозом» и «полюдьем». Под «повозом» понималась система привоза дани князю (великому князю), а под «полюдьем» - система сбора дани путем снаряжения экспедиций. Первоначально дань собиралась при личном участии князя и его дружины (полюдье), позднее устанавливались места сбора дани и лица, ответственные за ее сбор. Дань как прямая подать существовала в XI-XII вв. и первой половине XIII в.

Во времена Золотой Орды (1243-1480) появились различного рода подати и сборы с податного населения, взимавшиеся преимущественно раскладочным способом. Известно 14 видов «ордынских тягостей», из которых главными были: «выход» («царева дань»), налог непосредственно монгольскому хану; торговые сборы («мыт», «тамка»); извозные повинности («ям», «подводы»); взносы на содержание монгольских послов («корм») и др. В XIII в. дань взималась в пользу ханов Золотой Орды (выход ордынский ), платили ее русские князья начиная с Ярослава Всеволодовича (1191 - 1246, в 1236-1238 гг. княжил в Киеве, с 1238 г. - великий князь Владимирский) более 200 лет. В 1257 г. для сбора дани татарскими численниками были проведены первые переписи населения (Суздальской, Рязанской, Муромской, Новгородских земель). Выход взимался с каждой души мужского пола и со скота.

В XIV-XV вв. помимо ордынской дани со свободного населения взималась дань, которая направлялась прямо в княжескую казну - в виде натуральных сборов. При Иоанне III (1440-1505, великий князь Московский с 1462 г.) в 1480 г. уплата выхода была прекращена. Хотя в договорных и духовных грамотах и после 1480 г. встречаются упоминания о выходе ордынском, но эти средства шли на содержание татарских царевичей, живших в России. Кроме того, Иоанн III закрепил исключительное право казны перерабатывать хмель, варить мед и пиво - медовая дань . В XV-XVI вв. существовала пошлина за право продажи алкогольных напитков - яеуся .

К XIV в. в московском государстве сложилась система кормлений - предоставление права на управление определенной территорией за службу великому князю (князю). Формально полномочия кормленщика ограничивались уставными грамотами. Кормленщик назначал своих слуг сборщиками пошлин (пошлинники) и прямых налогов (тиуны). Обжалование действий назначенных кормленщиком сборщиков осуществлялось путем подачи челобитной (жалобы) великому князю (князю). Кормленщик получал доходный список, «как ему корм и всякия пошлины сбирать», а населению предоставлялось право челобитья на злоупотребления наместников. Сборы приурочивались к определенному времени - сбору урожая.

С конца X в. взималась дорожная пошлина (сначала в пользу Золотой Орды, затем - князей и монастырей). Взималась в виде мыта (на перевозимые товары), годовщины (с торговых людей), мостовщины и перевоза (на людей и товары). Многочисленные дорожные пошлины были отменены только в 1654 г., а мостовщина и перевоз - в 1753 г.

В феодальный период (XIII-XIV вв.), кроме указанных видов налогообложения, появились судебные , торговые пошлины, а также пошлины с соляных варниц, серебряного литья и др. Гостиная пошлина взималась за право иметь склады, торговая - за право устраивать рынки. Судебная пошлина « вира » взималась за убийство, пошлина « продажа » - за другие преступления. К началу XVII в. данью или данными деньгами стали называть целую группу налогов (кроме дани - прямой государственной подати), взимавшихся с черносошных крестьян и посадских людей.

Со второй половины XVI в. налоги и сборы взимались в денежной форме. В военное время вводили чрезвычайные налоги: пищальные деньги предназначались на покупку огнестрельного оружия, емчужные - на изготовление пороха, полоняничные взимались для выкупа полоняников - людей, захваченных в плен татарами и турками, совершавшими частые набеги на южные территории. В 1679 г. полоняничные деньги вошли в состав стрелецких денег, представлявших собой налог на содержание стрелецкого войска.

При Иоанне IV Грозном (1530-1584) в 1555 г. установлен сбор четвертовых денег (денег из чети), представлявших собой подать, взимавшуюся с населения для содержания должностных лиц. Сбор их осуществляли чети - центральные государственные учреждения (XVI-XVII вв.), ведавшие сбором разного вида податей (оборонные, стрелецкие, ямские, полоняничные деньги, таможенные и кабацкие пошлины). К XVII в. функционировало шесть четей: Владимирская, Галицкая, Костромская, Нижегородская, Устюгская и Новая.

Еще во времена Золотой Орды появился термин «пошлинные люди» , означавший знатных лиц, которые брали на откуп дань ханам. При Иоанне IV пошлинные люди состояли при наместниках и собирали с городов и окружных жителей разного рода пошлины, это аналог западноевропейских откупщиков.

С 1556 г. проводились реформы государственного и местного управления, были ликвидированы кормления (система содержания должностных лиц за счет местного населения), упразднена власть наместников и волостелей, вместо них учреждены губные и земские учреждения.

В период царствования Михаила Федоровича (1596-1645, царь с 1613 г., первый царь из рода Романовых) взимание податей стало основываться на писцовых книгах. Служилых людей, живущих в посадах, обложили общим посадским тяглом . (Под термином «тягло» порой понимались все виды прямых налогов.) Тяглом облагался не член общины, а определенная единица, округ, волость как совокупность хозяйств. От тягла освобождала гражданская служба по назначению от правительства, военная служба, дворцовая, придворная и отчасти принадлежность к купеческому сословию. С XVII в. эти привилегии стали подвергаться ограничениям.

В XV-XVI вв. (период становления централизованного государства) распространение получила подать, поступавшая в казну Московского князя (впоследствии - царя), взимавшаяся в качестве посошного обложения . Данный вид налогообложения получил свое название от «сохи». Соха - единица обложения в Московском государстве с XIII в. до середины XVII в., когда соха стала заменяться новой податной единицей - «живущей четвертью». В различные периоды на отдельных территориях значение сохи неоднократно менялось.

Налоговая реформа Петра I (XVIII в.). Для покрытия расходов, связанных с ведением войны, развитием мануфактурного производства,Петр Великий ввел чрезвычайные налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей . Вводятся прибыльщики - чиновники, которые должны «сидеть и чинить государю прибыли», придумывать новые виды податей. По инициативе прибыльщиков были введены: подушная подать; гербовый сбор; налоги с постоялых дворов; налоги с пеней; налоги с плавных судов; налоги с арбузов; налоги с орехов; налоги с продажи съестного; налоги с найма домов; ледокольный налог и др .

В ходе реформы подворное налогообложение было заменено подушной податью , введены новые виды налогообложения - горная подать, гербовые сборы, пробирная пошлина, знаменитый налог на бороды . Реформирована организационная система сбора налогов: финансовые приказы заменены финансовыми коллегиями. Были заложены основы системы местного самоуправления и местных налогов и сборов. В эпоху Петра I широкое развитие получила система взимания налогов через откупщиков .

Подушная подать представляла собой вид прямого личного налогообложения, взимаемого с «души» (кроме привилегированных сословий) в размерах, не зависящих от величины дохода и имущества. Объектом налогообложения становится не двор, а ревизская (мужская) душа.


Удивительно, что лучший глава национального банка 2015 года, по версии журнала Euromoney , Эльви́ра Сахипза́довна Набиу́ллина все-таки не поехала в Даво́с , когда рубль продолжал свое устойчивое падение, фиксируя все новые антирекорды. Вероятно, кто-то из старших товарищей все-таки посоветовал не делать этого. Ведь для главы Банка России гораздо важнее не состояние национальной валюты, а общение с представителями мировой элиты, чьи заказы, похоже, и обслуживает данное заведение. Впрочем, не оно 1. Судя по действиям возглавляемого юристом правительства и его финансово-экономического блока, она в этом не одинока. Присвоение почетных званий лучшего министра финансов Анато́лию Бори́совичу Чуба́йсу в 1997 году и Алексе́ю Леони́довичу Ку́дрину в 2010-ом тем же самым журналом Euromoney наглядно свидетельствует о высокой оценке их деятельности в России в интересах их зарубежных хозяев. Они внесли свой посильный вклад в разрушение России, теперь на их месте находятся новые исполнители, успешно продолжающие их дело.

Строго говоря, этот процесс был начат в 1991 году в ходе так называемой «демократической» революции. Как и положено всякой приличной революции, начиная с голландского мятежа в 1572 году, она всегда приводила к тому, что в ее результате неизбежно возрастало налоговое бремя, налагаемое на самые широкие слои населения. Например, при безжалостной испанской тирании простые трудящиеся в Нидерландах платили налоги, не превышающие 5% от их доходов. У мастеров, этих представителей среднего класса того времени, налоги доходили до 6%. После победы Нидерландской буржуазной революции, которую западные историки обычно именуют Голландским мятежом или бунтом, в 1630 году налоги у трудящихся выросли до 16%, а у представителей среднего класса до 20%. Новому государству было за что бороться.

В антинародной царской России, этой «тюрьме народов» подушный налог был равен 5 рублям золотом в год, при этом средняя зарплата по стране в 1913 году была примерно 40 рублей в месяц. Пропуская потрясения, связанные с революциями, гражданской и войнами с Германией, величина налогов в период «застоя» для трудящихся складывалась из подоходного налога в 13% при зарплате более 100 рублей в месяц и примерно 2% инфляции. Если добавить к этому еще налог за бездетность в 6%, то в совокупности общая сумма налогов в наихудшем варианте не превышала 21%.

В 1991 году на этот раз в России победила очередная «демократическая» революция. Опустим бурные 90-е с их 200% инфляцией, кризисами и прочими прелестями и посмотрим, как обстоят дела сейчас. Казалось бы, они могут выглядеть даже лучше, чем при социализме. Подоходный налог - те же 13% и никакого налога на бездетность. Если же присмотреться повнимательнее, то к этим 13% подоходного налога добавляются 30%, которые перечисляются предприятиями в пенсионный фонд, а также фонды социального и обязательного медицинского страхования. Плательщиком здесь вроде бы выступает предприятие, а не сам работник, но по сути это те средства, которые работник мог получить в качестве заработной платы, но правительство, прикрываясь законом, фактически отнимает их у трудящихся. Также формально это не налоги, но по сути именно таковыми они и являются. Поскольку сейчас у правительства с поступлениями средств дела обстоят неважно, то в рамках антикризисного плана-2016 правительство рассматривает возможность передать их сборы Федеральной налоговой службе. Это наверняка упростит их администрирование. Но мы немного отвлеклись.
Итак, пока у нас есть 43% подоходных налогов. Это не все. Еще 1 налогом на доход населения является инфляция. Даже при официальных 13% общая сумма налогов у нас плавно вырастает до 56%, а в реальности еще больше. Если добавить к этому неизбежный налог на добавленную стоимость в размере 10-18%, которую платит в конечном итоге тот же потребитель, величина налога на доход вырастает до 66-74%. Или 3/4 зарплаты трудящегося отбирает «демократическое» государство. Это не считая прочих акцизов, прямых и косвенных налогов и так далее. Но даже если остановиться на этом, довольно интересно сравнить текущие налоговые платежи с аналогичными платежами в царской России. Тем более, что золото прекрасно это позволяет.

Если взять текущую цену унции золота примерно в 1100$, то даже при курсе в 85 рублей за 1$ царские 5 рублей золотом (4,3 грамма золота 900-ой пробы) это примерно 11700 нынешних бумажных рублей. При средней зарплате в 30 000 нынешних бумажных рублей в месяц и только 13%-ном налоге на доход величина только прямого подоходного налога работника за год оказывается = 46800 рублям или в 4 раза больше, чем при царе!
Если это демократия или власть народа, то возникает естественный вопрос: о каком именно народе в данном случае идет речь? Если же под демократией в данном случае понимается власть рабовладельцев над рабами, тогда, наверное, да.

По мере ухудшения поступлений в казну мы можем увидеть не только повышение уже существующих налогов, но и появление новых. Например, введение прогрессивной шкалы налогообложения физических лиц. Для начала это будут лица с большим доходом. Никто против этого возражать не будет, забывая о том, что рубль сегодняшний также будет отличаться от рубля завтрашнего, как и от рубля вчерашнего. В отличие от золотого рубля или грамма золота бумажный рубль вчера, сегодня и завтра - это разные рубли с постоянно уменьшающейся покупательной способностью. И те налоговые ставки, которые сегодня вроде бы могут относиться только к богатым, уже завтра могут относиться ко всем.

Еще 1 вариантом может стать налог на увеличение капитала для физических лиц. Если вы ранее, защищая свои сбережения, купили американский или европейский дензнак, скажем, по 30 рублей, а сейчас он стоит 90, то с разницы государство может попросить вас заплатить подоходный налог. Ведь вы же в результате падения курса национальной валюты стали на 60 рублей «богаче». Для упрощения процесса сбора налогов могут просто ввести налог с продажи валюты населением и обязать банки взимать его при каждой операции и перечислять в налоговую службу. Никаких расходов для государства, зато 1 сплошной доход. Собственно говоря, вариантов, за что можно собрать средства с населения, масса.

И чем дальше власти будут двигаться в этом направлении, проявляя тем самым все большую заботу о России и ее гражданах, тем хуже у нас будут жить эти самые широкие слои населения, но тем больше будет «лучших» министров и центральных банкиров.
Терпение народа велико, но не беспредельно, и может закончиться социальным взрывом или бунтом, возможно, и бессмысленным, но, скорее всего, точно беспощадным. И властям стоит об этом хорошенько помнить, а то ведь получится как в том стихотворении: «Там собрался у ворот, этот, как его, народ….»

НАЛОГИ, обязательные платежи, взимаемые государством с частных лиц и организаций.

В Российской Империи основное место в системе налогообложения составляли косвенные налоги и среди них - доход от винной монополии, составлявший почти четверть всех поступлений. Подоходный налог в России отсутствовал, он был введен только с 1 янв. 1917.

Отсутствие общегосударственных налогов в России в какой-то степени компенсировалось налогом на недвижимые имущества в городах и местечках, введенным в 1863 в виде заменительного вследствие отмены с этого года подушной подати с мещан, т. к. мещанство составляло большинство в таких поселениях (по крайней мере более мелких). Но налог этот уплачивался лицами всех сословий и не только с жилых помещений, но и со всей недвижимой собственности (дворовых мест). Налог этот был раскладочный, т. е. составлял заранее определенную сумму, устанавливаемую законодательным порядком на 10 лет вперед и распределяемую на отдельные поселения (городского характера), а внутри них - между отдельными владельцами - органами городского и соответственного управления сообразно имевшимся у них собственным данным для целей местного обложения.

Промысловое обложение в России в виде самостоятельных налогов появилось в XVIII в. Правда, издавна существовали разные торговые сборы, но они имели вид косвенных налогов (на товары), пошлин за право торговли, передвижение и т. п. или, наконец, таможенных пограничных и внутренних сборов. Начало взимания промысловых налогов следует отнести к эпохе Петра I в связи с созданием им торговых гильдий и цехов, но учреждения эти, конечно, преследовали цели не столько финансовые, сколько полицейско-правовые. Гильдейские пошлины, установленные с этого времени, сообщали уплачивавшим их лицам сословные купеческие права, и так продолжалось до введения промыслового налога 1898.

В 1898 система промыслового налогообложения была изменена. По новой системе государственному промысловому налогу подлежали: 1) торговые предприятия, в т. ч. кредитные и страховые, торговое посредничество, подряды и поставки; 2) промышленные предприятия: фабрично-заводские (в т. ч. горнозаводские), ремесленные и перевозочные; 3) личные промысловые занятия. Без уплаты государственного промыслового налога разрешалась торговля вразнос и из передвижных помещений, а по уплате промыслового свидетельства 4-го разряда (низшего) - и из небольших постоянных помещений следующими товарами: 1) всякого рода сельскохозяйственной продукцией и строительными материалами; 2) съестными припасами в сыром или изготовленном для потребления виде; 3) изделиями кустарного и домашнего производства (кроме золотых и серебряных вещей и из драгоценных камней); 4) простонародной одеждой, обувью и принадлежностями к ним вроде простого галантерейного товара; 5) сельскохозяйственными простыми и ручными орудиями и инструментами; 6) смолой, дегтем, рогожами, мочалами, пухом, перьями, щетиной и т. д.; 7) спичками; 8) цветами, растениями и певчими птицами; 9) газетами, книгами, другими произведениями печати и картинами. Кроме того, от уплаты промыслового налога освобождались казенные и некоторые общественные предприятия (общеполезные), вспомогательные и т. п. кассы, лечебные и учебные заведения, библиотеки, издательства произведений печати и торговля ими (последнее - кроме столицы и местностей 1-го разряда), театры и другие публичные зрелища, сельскохозяйственные первичные обработки собственных продуктов и еще особо перечисляемые занятия и промыслы.

Промысловый налог разделялся на основной и дополнительный.

Основной налог уплачивался посредством выборки промысловых свидетельств; для определения размера налога все местности империи разделялись на классы, а предприятия и промыслы по их доходности - на разряды: 5 - для торговых предприятий, 8 - для промышленных и 7 категорий (крупных) - для личных промысловых занятий. Комбинацией классов, местностей и разрядов определялся размер основного налога (от 1500 до 2 руб.).

Дополнительный налог взимался по-разному с акционерных предприятий и предприятий, обязанных публичной отчетностью, и со всех остальных. А именно, с двух первых: а) в виде налога с капитала по 15 коп. с каждой сотни рублей основного капитала (если общая сумма этого сбора превышала размер основного налога); б) в виде процентного сбора с прибыли, превышающей 3% на капитал, с прогрессивным его увеличением. Получавшие чистую прибыль св. 10% уплачивали сверх 6% еще 5% с той суммы чистой прибыли, которая превышала 10% на основной капитал.

С остальных предприятий взимался дополнительный сбор в двух видах: а) раскладочный, устанавливаемый в законодательном порядке ежегодно вперед в общей сумме для империи, а внутри ее - Министерством финансов для отдельных местностей (губерний и др.). Внутри них раскладка по видам промышленности и торговли и отдельным предприятиям производилась казенными палатами, податными присутствиями и другими местными учреждениями; б) процентный с прибыли в размере 12 руб. с каждых 30 руб. той части или излишка прибыли, которая превышала увеличенный в 30 раз оклад основного налога, уплаченного за данное предприятие или личное промысловое занятие.

Видом прямых налогов в России была подушная подать. Введена была она Петром I в качестве военного налога вместо займов на военные надобности и прежних «стрелецких» денег, распределявшихся между населением очень неравномерно. Из слов самого Петра I, сказанных им на торжестве в Шлиссельбурге по случаю окончания войны со шведами, явствует, что он вел свои войны, не обременив народ ни копейкой государственных займов. Первоначально сбор этой подати был поручен полковым командирам и офицерам, а полученные суммы оставались прямо в полках или пересылались в Военную коллегию. Всеми предшествовавшими и последовавшими за установлением подушной подати указами и регламентами Петр I систематически проводил мысль о подоходном начале в обложении, так что ревизская душа должна была служить лишь внешним или отправным пунктом и основанием для расчета средней или приблизительной нормы оклада. Таковы были указы и регламенты 1705 и 1710, а равно и непосредственно касавшийся подушной подати указ 1718, в котором перечислялись лица, обязанные ее платить и освобождавшиеся от нее. Тут не было и речи об одних крестьянах (см.: Крестьянство) как о плательщиках. Когда говорилось о них, то имелись в виду или уже имевшие землю, или подлежавшие наделению ею в достаточном количестве; распределение же платежей должно было происходить сообразно имуществам и доходам плательщиков («зело крепко по состоянию натуры и обстоятельствам провинций, по цене полевых продуктов и по иным потребным резонам», 1719).

Чисто подушный и сословный (крестьянский) характер подать эта приобрела только после смерти Петра I при Екатерине I, когда собранному ею совету «из шляхетства и иных знатных господ» был поставлен вопрос, «почем впредь крестьянам с души платить» (до 1863 подушную подать платили, правда, еще и мещане). Главным недостатком этого налога было несоответствие размера его платежным силам населения, т. к. сбор постоянно увеличивался, а проектированного Петром I достаточного наделения землей сделано не было. Об этом недостатке говорилось очень давно; так, еще в 1762, т. е. в год издания Жалованной грамоты дворянству, генерал-прокурор Глебов подавал в Сенат заявление о неудобстве подушной подати и предлагал ее отмену. Но серьезно вопрос о преобразовании ее встал только через 100 лет в связи с освобождением крестьян от крепостной зависимости; в 1860 была учреждена податная комиссия для пересмотра системы податей, которая принципиально высказалась за отмену подушной подати. Проект этот, опубликованный в 1869, был представлен на рассмотрение только что учрежденных тогда земств, которые в значительном большинстве высказались в том же смысле, но только предлагали различные заместительные налоги. Вопрос долгое время не решался и, казалось, совсем заглох. Тем выше должна быть признана заслуга министра финансов Н. Х. Бунге, который сумел провести отмену подушной подати. Сначала он предполагал сделать это постепенно, начиная с 1882 в течение семи лет, отыскивая исподволь заменявшие ее источники доходов. В таком смысле и состоялось Высочайше утвержденное 18 мая 1882 мнение Государственного Совета; но затем Бунге решил произвести отмену сразу, что и было осуществлено по закону 1885, суть которого заключалась в следующем: подать подлежала отмене по всей России, кроме Сибири и некоторых окраин; для возмещения же недобора от оставшейся в то время суммы поступлений от подушной подати (из-за происшедшей ранее частичной отмены ее, уменьшившейся приблизительно с 50 млн до 37) предложены были две меры: увеличение на 1 коп. акциза со спирта (9 вместо 8) и повышение оброчной подати для государственных крестьян на величину слагаемой с них подушной, с тем, однако, чтобы это повышение не превзошло величины выкупных платежей бывших помещичьих крестьян (в одних и тех же губерниях), т. к. в средних расчетах по губерниям эти платежи были выше. Оброчная подать по всем губерниям составляла в среднем 56 коп. на десятину, выкупные же платежи бывших помещичьих крестьян (из-за общего и добавочного их понижения) составляли 1 руб. 35 коп., а удельных - 74 коп. Т. к. государственные крестьяне платили подушной подати только 38 коп., значит, с увеличением оброчной на оклад подушной платежи их (56+38=94) были бы в среднем ниже выкупных помещичьих крестьян. Расчеты эти, однако, существенно изменялись при применении их к отдельным губерниям и уездам, а именно, оказывалось, что в некоторых из них выкупные платежи бывших помещичьих крестьян были бы ниже, чем оброчные в совокупности с подушной податью государственных крестьян. Очевидно, тут нельзя было бы повышать оброчную подать на величину отменяемой подушной, не нарушая вышеуказанного взаимоотношения между теми и другими разрядами крестьян. Поэтому при обсуждении вопроса в Государственном Совете был установлен и другой предел: увеличение оброчной подати не должно превышать 45% прежней ее величины. Вместе с тем в состав оброчной подати был как бы включен процент погашения стоимости оплачиваемых ею государственных земель, так что подать эта была превращена в выкупной платеж.

В законодательстве русском н. XX в. под общим названием «Подати» перечислялись частично существующие тогда, частично отмененные, почти личные налоги, а именно: 1) подушная и оброчная; 2) сбор с евреев-земледельцев; 3) подымная подать в Закавказье; 4) подать со скота у киргизов; 5) кибиточная подать; 6) ясак-подать с некоторых бродячих инородцев, уплачиваемая большей частью в натуре мехами и т. п. (мягкой рухлядью). Сбор этот шел в доход государя; 7) заменительные подати вместо исполнения в натуре воинской повинности на Кавказе (своего рода военный налог); 8) особый сбор с приезжавших на Макарьевскую ярмарку в Н. Новгород (сборы с приезжавших на время в другие города и местечки, напр. на различные курорты, не назывались податями или налогами, как идущие на местные нужды, а не в казну; они были или чисто личные, как, напр., в Ялте, или уплачивались сообразно стоимости занимаемого жилого помещения). Характер подушной подати имели все паспортные сборы, т. е. сборы с видов на жительство, кроме местных прописочных, больничных и адресных сборов и разных сословных платежей.

Тема данной статьи, заданная названием, практически бездонная, ведь всем известна способность государства изобретать налоги. Но здесь все будет очень сжато и коротко, а за подробностями милости просим в "источники".

Российская Империя.

В середине 19 века основной груз налогов несли крестьяне и городские жители (мещане), а дворянство, духовенство, казаки и еще ряд категорий были освобождены от уплаты налогов. Подушная подать составляла в среднем по империи 95 коп. с человека в год, однако к ней присоединялись целый ряд дополнительных налогов: земский сбор, натуральные повинности, налог на соль, рекрутские сборы, сборы на удовлетворение общественных и мирских надобностей, питейный налог и т.д. В итоге общая сумма налогов увеличивалась примерно до 4,55 руб. в год, а иногда и больше.

Тяжелым грузом для крестьян стали выкупные платежи, составлявшие во 2-й половине 19 века большую часть их расходов на уплату налогов. По форме они являлись погашением (с процентами) выданной казной ссуды за выкуп земли у помещиков. Объем выкупных платежей составлял 6-7 руб. в год. В конце века из-за роста недоимок правительство несколько раз частично списывало долги крестьян по выкупным платежам. Выкупные платежи были полностью отменены, а недоимки списаны с 1 января 1907 года в рамках столыпинской аграрной реформы.

В 1863 подушная подать с мещан была фактически заменена налогом на недвижимость, который составлял 0,2% стоимости недвижимости в год. В 90-х годах в результате реформ С.Ю.Витте основное бремя налогов было переведено с физлиц на предпринимателей. Поземельный налог был значительно снижен, а в 1898 подушная подать была отменена окончательно по всей стране. По данным на 1909 год, государственный поземельный налог на крестьянские земли составлял в среднем 13 копеек с десятины, земские сборы - 60 копеек с десятины, мирские и страховые сборы - 40 копеек с десятины.

Уровень прямого обложения плательщиков земельного налога в России в 1913 году (в % к доходу). С частных владельцев земли: госналог - 1, местные налоги - 6, всего - 7. С крестьян землепользователей: госналог - 1, местные налоги - 13, всего - 14. С владельцев городской недвижимости: госналог - 5, местные налоги - 11,7, всего - 16,7.

В 1913г. средний заработок рабочего составлял 37 рублей в месяц. Распределялся он у мужчины-холостяка примерно следующим образом:
Расходы на питание - 16,79 руб.
Аренда жилья - 5,43руб.
Одежда - 5,52 руб.
Гигиена тела - 1,55 руб.
Посылка денег - 1,20 руб.
Духовные и общие потребности - 1,70 руб.
Врачебная помощь - 0,61 руб.
Табак и алкоголь - 2,04 руб.
Сборы и налоги - 0,03 руб.
Прочие расходы - 1,47 руб.
Всего: 36,34 руб.
По данным доктора исторических наук Петрова Ю.А., в целом российские рабочие на рубеже ХIХ-ХХ вв. на уплату прямых налогов расходовали всего 0,5% годового бюджета. Любопытно сравнить уровень налогообложения в РИ с развитыми странами. В 1912г. налогов на душу населения в рублях платили в России - 11,23; в Германии - 27,38; Англии - 48,54; Франции - 41,60.

Для налогообложения граждан в СССР с 1922 существовал подоходно-имущественный налог, с 1924г. переименованный в подоходный. Шкала подоходного налога в СССР изменялась много раз и всегда являлась прогрессивной. Кроме прямого подоходного налога существовали косвенные: акцизы; патентная и судебная пошлины; патентный, прописочный, канцелярский, гербовый сборы. В 1930 эти сборы заменили госпошлиной. Кроме подоходного граждане периодически выплачивали разные сборы (фактические налоги): сбор на коллективизацию, покупка гособлигаций и т.п.

Налоги на крестьян: с 1923 крестьян выплачивали единый сельхозналог, в начале 30-х его размер составлял примерно 15-30 руб. с личного хозяйства колозника, а с единоличников - в несколько раз больше. С 1935 ставка с/х налога стала прогрессивной и значительно росла. Если в 1940 году в денежном выражении валовый сельхозналог составил 1,9 млрд. рублей, то в 1951 году - ужк 8,3 млрд. рублей. С 1939г. этот налог исчислялся с личного подсобного хозяйства колхозников исходя из размеров доходности, полученной от скота, от посевов на приусадебном участке, от фруктовых деревьев, кустарников и т.д. В 1950 и 1951 гг. правительство повысило ставки налога с посевов зерновых культур на приусадебных хозяйствах, а в 1952 г. сельхозналог был повышен еще на 15,6 %. После смерти Сталина размеры сельхозналога и других видов налогов на крестьян были существенно уменьшены, а к 1965 году они в среднем составили около трети от уровня 1951 года. Кроме сельхозналога крестьяне периодически выплачивали еще ряд фактических налогов: так называемое "самообложение", культналог, страховые платежи и принудительная покупка гособлигаций.

Об уровне доходов советского крестьянства в 40-50-е годы можно судить по следующей таблице

Кроме денежных налогов советские крестьяне были обложены еще и натуральным налогом, размер которого также постоянно увеличивался. Например, если в 1940 году колхозный двор был обязан сдать в год 32-45 килограммов мяса (единоличники – в 2 раза больше), то в 1948 году – уже 40-60 килограммов мяса. По молоку обязательные поставки выросли в среднем со 180-200 литров до 280-300 литров в год. Если молока не было, то налог брался по эквиваленту другими продуктами - мясом, маслом и т.п. Примерная норма обязательных бесплатных поставок с личного хозяйства до 1949 г.: 40 кг мяса, 280 л молока, 100 шт. яиц с хозяйства, картошки с 0,4 га – 350 кг, и т.д. Нормы варьировались в зависимости от региона.

С 1972 на доход менее 70 рублей у совграждан налога не было. При доходе от 71 до 91 руб. налог составлял 0,25-7,12 руб. У бухгалтеров была специальная таблица подоходных налогов. При зарплате от 92 до 100 руб. - 7,12 руб. + 12% с суммы, превышающей установленную. Выше 101 руб. - 8,20 руб. +13%. Существовали отдельные ставки подоходного налога на гонорары от написанных книг, на кустарные промыслы. Налог за бездетность составлял 6%, этим налогом облагались мужчины 20-50 лет и замужние бездетные женщины 20-45 лет.

И сегодня в мире.
Таблица, говорят, не точная, но общее представление дает, одновременно разбивая старые иллюзии и внушая новые:)

Источники:
Шацилло М. "Эволюция налоговой системы России в ХIХ веке"

Похожие публикации