Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Где похоронен макиавелли. Никколо макиавелли - биография, информация, личная жизнь

Никколо Макиавелли (Макьявелли, итал. Niccolò di Bernardo dei Machiavelli). Родился 3 мая 1469 года во Флоренции - умер 21 июня 1527 там же. Итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель. Занимал во Флоренции пост секретаря второй канцелярии, отвечал за дипломатические связи республики, автор военно-теоретических трудов. Выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что выразил в прославленном труде «Государь», опубликованном в 1532 году.

Никколо Макиавелли родился в деревне Сан-Кашано, рядом с городом-государством Флоренция, в 1469 году, в семье Бернардо ди Никколо Макиавелли (1426-1500), адвоката, и Бартоломмеи ди Стефано Нели (1441-1496).

У него было две старшие сестры - Примавера (1465), Маргарита (1468), и младший брат Тотто (1475).

Его образование дало ему полное знание латинской и итальянской классики. Был знаком с трудами , Иосифа Флавия, . Древнегреческий не изучал, но читал латинские переводы , и , у которых черпал вдохновение для своих исторических трактатов.

Заинтересовался политикой с юности, о чём свидетельствует письмо от 9 марта 1498 года, второе из дошедших до нас, в котором он обращается к своему другу Рикардо Бекки, флорентийскому послу в Риме, с критической характеристикой действий Джироламо Савонаролы. Первое из сохранившихся писем, от 2 декабря 1497 года, было адресовано кардиналу Джованни Лопесу, с просьбой признать за своей семьёй спорные земли семьи Пацци.

Историк-биограф Роберто Ридольфи описывает Макиавелли следующим образом: «Человек он был стройный, среднего роста, худощавого телосложения. Волосы были чёрные, белая кожа, маленькая голова, худое лицо, высокий лоб. Очень яркие глаза и тонкие сжатые губы, казалось всегда немного двусмысленно усмехавшиеся» .

В жизни Никколо Макиавелли можно выделить два этапа: в течение первой части своей жизни он, в основном, занимается государственными делами. С 1512 года начинается второй этап, ознаменованный принудительным удалением Макиавелли от активной политики.


Макиавелли жил в беспокойную эпоху, когда Римский папа мог обладать целой армией, а богатые города-государства Италии попадали один за другим под власть иностранных государств - Франции, Испании и Священной Римской империи. Это было время постоянных перемен союзов, наёмников, переходивших на сторону противника без предупреждения, когда власть, просуществовав несколько недель, рушилась и сменялась новой. Возможно, наиболее значительным событием в череде этих беспорядочных переворотов было падение Рима в 1527 году. Богатые города, вроде Флоренции и Генуи, перенесли примерно то же, что и Рим 5 столетий назад, когда он был сожжён армией варваров-германцев.

В 1494 году французский король Карл VIII вступил в Италию и в ноябре прибыл во Флоренцию. Пьеро ди Лоренцо Медичи, семья которого правила городом почти 60 лет, был изгнан как изменник. Во главе посольства к французскому королю был поставлен монах Савонарола.

В это тревожное время Савонарола стал настоящим повелителем Флоренции. Под его влиянием в 1494 году была восстановлена Флорентийская республика, также были возвращены республиканские учреждения. По предложению Савонаролы были учреждены «Большой совет» и «Совет восьмидесяти». 4 года спустя, при поддержке Савонаролы, Макиавелли появился на государственной службе, как секретарь и посол (в 1498 году) .

Несмотря на скорую опалу и казнь Савонаролы, через полгода Макиавелли был вновь переизбран в Совет восьмидесяти, ответственный за дипломатические переговоры и военные дела, уже благодаря авторитетной рекомендации премьер-секретаря Республики, Марчелло Адриани, известного гуманиста, который был его учителем.

Между 1499 и 1512 годами он предпринял множество дипломатических миссий ко двору Людовика XII во Франции, Фердинанда II, и к Папскому двору в Риме.

14 января 1501 года Макиавелли смог снова вернуться во Флоренцию, где женился на Мариетте ди Луиджи Корсини , которая происходила из семьи, занимавшей такую же ступень на социальной лестнице, как и семья Макиавелли. Их брак стал актом, объединившим две семьи во взаимовыгодный союз, однако Никколо испытывал к жене глубокую симпатию, у них было пятеро детей. Находясь по дипломатическим делам за границей в течение длительного периода, Макиавелли обычно заводил отношения с другими женщинами, к которым также питал нежные чувства.

С 1502 по 1503 год он был свидетелем эффективных градоустроительных методов солдата-клерикала Чезаре Борджиа, чрезвычайно способного военачальника и государственного деятеля, целью которого в то время было расширение его владений в центральной Италии. Главными его орудиями были смелость, благоразумие, уверенность в своих силах, твёрдость, а подчас и жестокость.

Историки полагают, что именно месяцы, проведенные в обществе Чезаре Борджиа, послужили толчком к зарождению у Макиавелли идеи «мастерства управления государством, независимого от моральных устоев», которые впоследствии отразились в трактате «Государь» .

Смерть папы Александра VI, отца Чезаре Борджиа, лишила Чезаре финансовых и политических ресурсов. Политические амбиции Ватикана традиционно ограничивало то обстоятельство, что к северу от Папской области были рассыпаны коммуны, де-факто управляемые независимыми князьями из местных феодальных родов - Монтефельтро, Малатеста и Бентивольо. Чередуя осады с политическими убийствами, Чезаре и Александр за несколько лет объединили под своей властью всю Умбрию, Эмилию и Романью. Но герцогство Романья вновь стало распадаться на мелкие владения, в то время, как Эмилией завладели знатные роды Имола и Римини.

После краткого, длиной в 27 дней, понтификата Пия III, Макиавелли 24 октября 1503 года был отправлен в Рим, где на конклаве, 1 ноября, был избран папой Юлий II, отмеченный историей как один из наиболее воинственных пап.

В письме от 24 ноября Макиавелли попытался предугадать политические намерения нового Папы, главными противниками которого были Венеция и Франция, что было на руку Флоренции, которая опасалась венецианских экспансионистских амбиций. В этот же день, 24 ноября, в Риме, Макиавелли получает известие о рождении своего второго ребёнка, Бернардо.

В доме гонфалоньера Содерини Макиавелли обсуждает планы создания народного ополчения во Флоренции, чтобы заменить им городскую стражу, состоящую из наёмных солдат, которые казались Макиавелли предателями. Макиавелли первым в истории Флоренции создал профессиональную армию. Именно благодаря созданию во Флоренции боеспособной профессиональной армии, Содерини удалось вернуть республике Пизу, отделившуюся в 1494 году.

В 1503 - 1506 годах Макиавелли был ответственен за флорентийскую стражу, включая защиту города. Он не доверял наемникам (позиция, разъясненная подробно в «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия» и в «Государе») и предпочитал ополчение, сформированное из граждан.

К 1512 году Священная Лига под руководством папы Юлия II добилась ухода французских войск из Италии. После этого папа обратил войска против итальянских союзников Франции. Флоренция была «пожалована» Юлием II своему верному стороннику кардиналу Джованни Медичи, командовавшему войсками в последнем сражении с французами.

1 сентября 1512 года Джованни Медичи, второй сын Лоренцо Великолепного, вошёл в город своих предков, восстановив над Флоренцией власть своей семьи. Республика была отменена.

Макиавелли оказался в опале, а в 1513 году был обвинен в заговоре и арестован.

Несмотря на тяжести тюремного заключения и пытки, он отвергал свою причастность и был, в конечном счёте, освобожден. Он удалился в своё поместье в Sant’Andrea в Percussina около Флоренции и начал писать трактаты, которые и обеспечили ему место в истории политической философии.

В ноябре 1520 года был призван во Флоренцию и получил должность историографа. В 1520 - 1525 годах написал «Историю Флоренции».

Макиавелли умер в Сан-Кашано, в нескольких километрах от Флоренции, в 1527 году. Местонахождение его могилы неизвестно. Однако кенотаф в его честь находится в Церкви Санта-Кроче во Флоренции. На памятнике выбита надпись: Никакая эпитафия не выразит всего величия этого имени.

Сочинения Никколо Макиавелли:

«Государь» (Il Principe)

Рассуждения:

«Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» (Discorsi sopra la prima deca di Tito Livio)
Discorso sopra le cose di Pisa (1499)
«О том, как надлежит поступать с восставшими жителями Вальдикьяны» (Del modo di trattare i popoli della Valdichiana ribellati) (1502)
«Описание того, как избавился герцог Валентино от Вителлоццо Вителли, Оливеретто Да Фермо, синьора Паоло и герцога Гравина Орсини» (Del modo tenuto dal duca Valentino nell’ ammazzare Vitellozzo Vitelli, Oliverotto da Fermo, etc.)(1502)
Discorso sopra la provisione del danaro (1502)
Discorso sopra il riformare lo stato di Firenze (1520)

Диалоги:

Della lingua (1514)

Лирика:

Поэма Decennale primo (1506)
Поэма Decennale secondo (1509)
Asino d’oro (1517), стихотворное переложение «Золотого осла»

Биографии:

«Жизнь Каструччо Кастракани из Лукки» (Vita di Castruccio Castracani da Lucca) (1520)

Прочее:

Ritratti delle cose dell’ Alemagna (1508-1512)
Ritratti delle cose di Francia (1510)
«О военном искусстве»(1519-1520)
Sommario delle cose della citta di Lucca (1520)
История Флоренции (1520-1525), многотомная история Флоренции
Frammenti storici (1525)

Пьесы:

Andria (1517) - перевод комедии Теренция
La Mandragola, комедия (1518)
Clizia (1525), комедия в прозе.

Романы:

Итальянский писатель и философ Макиавелли Никколо был важным государственным деятелем во Флоренции, занимая должность секретаря, отвечавшего за ведение внешней политики. Но гораздо большую известность ему принесли написанные им книги, среди которых особняком стоит политический трактат «Государь».

Биография писателя

Будущий писатель и мыслитель Макиавелли Никколо родился в пригороде Флоренции в 1469 году. Его отец был адвокатом. Он сделал все, чтобы сын получил лучшее по тем временам образование. Для этой цели не было места лучшего, чем Италия. Главным кладезем знаний для Макиавелли стал латинский язык, на котором он прочитал огромное количество литературы. Настольными книгами для него стали труды античных авторов: Макробия, Цицерона, а также Тита Ливия. Юноша увлекался историей. Позже эти вкусы отразились на его собственном творчестве. Ключевыми для писателя стали работы древних греков Плутарха, Полибия и Фукидида.

Макиавелли Никколо начал свою государственную службу в то время, когда Италия страдала от войн между многочисленными городами, княжествами и республиками. Особое место занимал Папа Римский, который на рубеже XV и XVI вв. был не просто религиозным понтификом, но и значимой политической фигурой. Раздробленность Италии и отсутствие единого национального государства делали богатые города лакомым куском для других крупных держав - Франции, Священной Римской империи и набирающей мощь колониальной Испании. Клубок интересов был очень сложным, что приводило к зарождению и расторжению политических союзов. Судьбоносные и яркие события, свидетелем которых стал Макиавелли Никколо, сильно повлияли не только на его профессионализм, но и на мировоззрение.

Философские взгляды

Идеи, изложенные Макиавелли в его книгах, существенно повлияли на восприятие обществом политики. Автор стал первым, кто подробно рассмотрел и описал все модели поведения правителей. В книге «Государь» он напрямую заявил о том, что политические интересы государства должны превалировать над договоренностями и другими условностями. Из-за этой точки зрения мыслитель считается образцовым циником, который не остановится ни перед чем ради достижения своей цели. Государственную беспринципность он объяснял служением высшей благой цели.

Никколо Макиавелли, философия которого родилась в результате личных впечатлений от состояния итальянского общества начала XVI века, не только рассуждал о пользе той или иной стратегии. На страницах своих книг он подробно описал строение государства, принципы его работы и взаимоотношения внутри этой системы. Мыслитель предложил тезис о том, то политика является наукой, в которой есть свои законы и правила. Никколо Макиавелли считал, что человек, в совершенстве овладевший этим предметом, может предсказывать будущее или определять исход того или иного процесса (войны, реформ и т. д.).

Важность идей Макиавелли

Флорентийский писатель эпохи Возрождения ввел в гуманитарную науку много новых тем для рассуждения. Его диспут о целесообразности и соответствии моральным нормам поставил острый вопрос, над которым до сих пор спорят многие философские школы и учения.

Рассуждения о роли личности правителя в истории также впервые появились из-под пера Никколо Макиавелли. Идеи мыслителя привели его к выводу, что при феодальной раздробленности (в которой, например, пребывала Италия) характер государя подменяет собой все властные институты, что наносит вред жителям его страны. Иначе говоря, в раздробленном государстве паранойя или слабость правителя приводит к десятикратно худшим последствиям. За свою жизнь Макиавелли увидел достаточно таких живописных примеров благодаря итальянским княжествам и республикам, где власть качалась из стороны в сторону как маятник. Часто такие колебания приводили к войнам и другим бедствиям, которые больнее всего били по простому населению.

История «Государя»

Следует отметить, что трактат «Государь» писался как классическое руководство по применению, предназначенное для итальянских политиков. Подобный стиль изложения сделал книгу уникальной для своего времени. Это был тщательно систематизированный труд, в котором все мысли излагались в форме тезисов, подкрепленных реальными примерами и логическими рассуждениями. «Государь» был опубликован в 1532 году, спустя пять лет после смерти Никколо Макиавелли. Взгляды бывшего флорентийского чиновника тут же нашли отклик у самой широкой публики.

Книга стала настольной для многих политиков и государственных деятелей последующих столетий. Она активно переиздается до сих пор и является одним из столпов гуманитарных наук, посвященных обществу и институтам власти. Главным материалом для написания книги стал опыт падения Флорентийской республики, которое пережил Никколо Макиавелли. Цитаты из трактата были включены в разные учебники, по которым учили госслужащих разных итальянских княжеств.

Наследственность власти

Свой труд автор разделил на 26 глав, в каждой из которых обращался к тому или иному политическому вопросу. Глубокое знание истории Никколо античных авторов часто попадаются на страницах) позволило доказать свои догадки на опыте древней эпохи. Например, он посвятил целую главу судьбе персидского царя Дария, захваченного В своем очерке писатель дал оценку произошедшему падению государства и привел несколько аргументов о том, почему страна не взбунтовалась после смерти молодого полководца.

Вопрос о видах наследственности власти очень интересовал Никколо Макиавелли. Политика, по его мнению, напрямую зависела от того, каким образом престол переходит от предшественника к преемнику. В случае если трон передается надежным путем, государству не будут угрожать смуты и кризисы. В то же время в книге приведено несколько способов удержания тиранической власти, автором которых был Никколо Макиавелли. Кратко говоря, государь может переселиться на новую захваченную территорию, чтобы самому непосредственно следить за местными настроениями. Ярким примером такой стратегии стало падение Константинополя в 1453 году, когда турецкий султан перенес в этот город свою столицу и переименовал ее в Стамбул.

Сохранение государства

Автор попытался подробно объяснить читателю то, как можно удержать захваченную иноземную страну. Для этого, согласно тезисам писателя, есть два способа - военный и мирный. При этом оба метода допустимы, и их нужно умело сочетать, чтобы одновременно задабривать и пугать население. Макиавелли был сторонником создания колоний на приобретенных землях (приблизительно в том виде, как это делали древние греки или итальянские морские республики). В той же главе автор вывел золотое правило: государю необходимо поддерживать слабых и ослаблять сильных, чтобы сохранять баланс внутри страны. Отсутствие мощных противодействующих движений помогает сохранить власти монополию на насилие в государстве, которая является одним из главных признаков надежного и стабильного правления.

Так описывал способы решения этой проблемы Никколо Макиавелли. Философия писателя сформировалась как совокупность его собственного управленческого опыта во Флоренции и исторического знания.

Роль личности в истории

Так как Макиавелли уделял большое внимание вопросу о важности личности в истории, он также составил короткий очерк тех качеств, которыми должен обладать эффективный государь. Итальянский писатель делал упор на скупость, критикуя щедрых правителей, тративших свою казну впустую. Как правило, такие самодержцы вынуждены прибегать к повышению налогов в случае возникновения войны или другой критической ситуации, что крайне раздражает население.

Макиавелли оправдывал жесткость правителей внутри государства. Он считал, что именно такая политика помогает обществу избежать лишних беспорядков и смут. Если, например, государь преждевременно казнит людей, склонных к мятежу, он убьет несколько человек, при этом спасая все остальное население от ненужного кровопролития. В этом тезисе снова повторяется пример философии автора о том, то страдания отдельных людей ничто по сравнению с интересами всей страны.

Необходимость жесткости правителей

Флорентийский писатель часто повторял мысль о том, что человеческая природа непостоянна, а большая часть людей вокруг - это сборище слабых и алчных существ. Поэтому, продолжал Макиавелли, государю необходимо внушить благоговейный страх среди своих подданных. Это позволит сохранить дисциплину внутри страны.

В пример он приводил опыт легендарного античного полководца Ганнибала. Он с помощью жестокости поддерживал порядок в своем многонациональном войске, несколько лет сражавшемся на римской чужбине. Причем это не была тирания, потому что даже казни и расправы над виновными в нарушении законов были справедливыми, и никто вне зависимости от своего положения не мог получить иммунитет. Макиавелли считал, что жестокость правителя оправдывается, только если это не откровенный грабеж населения и насилие над женщинами.

Смерть мыслителя

После написания «Государя» знаменитый мыслитель последние годы своей жизни посвятил созданию «Истории Флоренции», в которой вернулся к своему любимому жанру. Он скончался в 1527 году. Несмотря на посмертную славу автора, место его могилы до сих пор неизвестно.

Родился 3 мая 1469 во Флоренции, второй сын в семье нотариуса. Родители Макиавелли, хотя и принадлежали к древнему тосканскому роду, были людьми весьма скромного достатка. Мальчик рос в атмосфере «золотого века» Флоренции при режиме Лоренцо Медичи. Немного известно о детстве Макиавелли. Из его сочинений явствует, что он был проницательным наблюдателем политических событий своего времени; наиболее значительными из них было вторжение в Италию в 1494 короля Франции Карла VIII, изгнание семейства Медичи из Флоренции и установление республики, вначале под управлением Джироламо Савонаролы.

В 1498 Макиавелли был принят на службу секретарем во вторую канцелярию, Коллегию Десяти и магистратуру Синьории – посты, на которые он с неизменным успехом избирался вплоть до 1512. Макиавелли посвятил всего себя неблагодарной и плохо оплачиваемой службе. В 1506 добавил к множеству своих обязанностей работу по организации флорентийской милиции (Ordinanza) и контролирующего ее деятельность Совета Девяти, учрежденным в немалой степени по его настоянию. Макиавелли считал, что следует создать гражданскую армию, способную заменить наемников, в которых крылась одна из причин военной слабости итальянских государств. На всем протяжении службы Макиавелли использовали для дипломатических и военных поручений на флорентийских землях и сбора информации во время зарубежных поездок. Для Флоренции, продолжавшей профранцузскую политику Савонаролы, то было время постоянных кризисов: Италия раздиралась внутренними распрями и страдала от иностранных вторжений.

Макиавелли был близок к главе республики, великому гонфалоньеру Флоренции Пьеро Содерини, и хотя не имел полномочий вести переговоры и принимать решения, миссии, которые ему поручались, часто носили деликатный характер и были весьма важными. Среди них следует отметить посольства к нескольких королевским дворам. В 1500 Макиавелли прибыл ко двору короля Франции Людовика XII, чтобы обсудить условия помощи в продолжении войны с отпавшей от Флоренции мятежной Пизой. Дважды находился при дворе Чезаре Борджа, в Урбино и Имоле (1502), чтобы оставаться в курсе действий герцога Романьи, возросшая власть которого беспокоила флорентийцев. В Риме в 1503 наблюдал за выборами нового папы (Юлия II), а находясь при дворе императора Священной Римской империи Максимилиана I в 1507, обсуждал размеры флорентийской дани. Активно участвовал и во многих других событиях того времени.

В этот «дипломатический» период жизни Макиавелли приобрел опыт и знание политических институтов и человеческой психологии, на которых – как и на изучении истории Флоренции и Древнего Рима – основываются его сочинения. В его докладах и письмах того времени можно обнаружить большинство идей, которые он впоследствии развивал и которым придал более отточенную форму. Макиавелли часто испытывал чувство горечи, и не столько из-за знакомства с оборотной стороной внешней политики, сколько из-за разногласий в самой Флоренции и ее нерешительной политики в отношении могущественных держав.

Его собственная карьера пошатнулась в 1512, когда Флоренция потерпела поражение от Священной лиги, образованной Юлием II против французов в союзе с Испанией. Медичи вернулись к власти, и Макиавелли был вынужден покинуть государственную службу. За ним следили, он был заключен в тюрьму по обвинению в заговоре против Медичи в 1513, его пытали веревкой. В конце концов Макиавелли удалился в унаследованное от отца скромное поместье Альбергаччо в Перкуссине близ Сан-Кашано по дороге в Рим. Спустя некоторое время, когда Юлий II умер и его место занял Лев X, гнев Медичи смягчился. Макиавелли стал посещать друзей в городе; он принимал активное участие в литературных собраниях и даже лелеял надежду вернуться на службу (в 1520 получил должность государственного историографа, на которую был назначен университетом Флоренции).

Потрясение, испытанное Макиавелли после своего увольнения и крушения республики, которой он служил столь верно и ревностно, побудило его взяться за перо. Характер не позволял долго оставаться в бездействии; лишенный возможности заниматься любимым делом – политикой, Макиавелли написал в этот период работы значительной литературной и исторической ценности. Главный шедевр – Государь (Il Principe), блестящий и широко известный трактат, написанный в основном в 1513 (издан посмертно в 1532). Первоначально автор озаглавил книгу О княжествах (De Principatibus) и посвятил ее Джулиано Медичи, брату Льва X, однако в 1516 тот умер, и посвящение было обращено к Лоренцо Медичи (1492–1519). Исторический труд Макиавелли Рассуждения о первой декаде Тита Ливия (Discorsi sopra la prima deca di Tito Livio) был написан в период 1513–1517. Среди других произведений – Искусство войны (Dell"arte della guerra , 1521, написано в 1519–1520), История Флоренции (Istorie fiorentine , писалась в 1520–1525), две театральные пьесы – Мандрагора (Mandrag ol a , вероятно, 1518; первоначальное название – Commedia di Gallimaco e di Lucrezia) и Клиция (вероятно, в 1524–1525), а также новелла Бельфагор (в рукописи – Сказка, написана до 1520). Его перу также принадлежат стихотворные произведения. Хотя споры о личности Макиавелли и его мотивах продолжаются по сей день, он безусловно является одним из величайших итальянских писателей.

Трудно дать оценку произведениям Макиавелли, и прежде всего из-за сложности его личности и неоднозначности идей, до сих пор вызывающих самые разноречивые толкования. Перед нами интеллектуально одаренный человек, необычайно проницательный наблюдатель, обладавший редкой интуицией. Он был способен к глубокому чувству и преданности, исключительно честен и трудолюбив, а его сочинения обнаруживают любовь к радостям жизни и живое чувство юмора, впрочем обычно горькое. И все же имя Макиавелли часто употребляется как синоним предательства, коварства и политического аморализма.

Отчасти такие оценки вызваны религиозными причинами, осуждением его трудов как протестантами, так и католиками. Поводом послужила критика христианства в целом и папства в частности; по мнению Макиавелли, папство подрывало воинскую доблесть и сыграло отрицательную роль, став причиной раздробленности и унижения Италии. Вдобавок ко всему его взгляды часто извращались комментаторами, а его фразы об установлении и защите государственности вырывались из контекста и цитировались с целью закрепить расхожий образ Макиавелли – злонамеренного советника государей.

Лучшие дня

Кроме того, Государь считался его наиболее характерным, если не единственным сочинением; из этой книги очень легко отобрать отрывки, явственно доказывающие одобрительное отношение автора к деспотизму и находящиеся в разительном противоречии с традиционными моральными нормами. В какой-то степени это можно объяснить тем, что в Государе предлагаются чрезвычайные меры в чрезвычайной ситуации; однако сыграло роль и отвращение Макиавелли к полумерам, а также тяга к эффектной подаче идей; его противопоставления приводят к смелым и неожиданным обобщениям. В то же время он действительно считал политику искусством, которое не зависит от морали и религии, по крайней мере когда речь идет о средствах, а не о целях, и сделал себя уязвимым для обвинений в цинизме, пытаясь найти универсальные правила политического действия, которые были бы основаны на наблюдении фактического поведения людей, а не рассуждениях о том, каким оно должно быть.

Макиавелли утверждал, что такие правила обнаруживаются в истории и подтверждаются современными политическими событиями. В посвящении Лоренцо Медичи в начале Государя он пишет, что самым ценным даром, который мог бы сделать, является постижение деяний великих людей, приобретенное «многолетним опытом в делах настоящих и непрестанным изучением дел минувших». Макиавелли использует историю, чтобы с помощью тщательно отобранных примеров подкрепить максимы политического действия, которые он сформулировал, опираясь на собственный опыт, а не на исторические штудии.

Государь – труд догматика, а не эмпирика; еще менее это сочинение человека, претендующего на получение должности (как часто полагали). Это не холодный призыв к деспотизму, но книга, проникнутая высоким чувством (несмотря на рассудочность изложения), негодованием и страстью. Макиавелли стремится показать различие между авторитарным и деспотическим способами правления. Эмоции достигают апогея в конце трактата; автор взывает к сильной руке, спасителю Италии, новому государю, способному создать мощное государство и освободить Италию от иноземного господства «варваров».

Замечания Макиавелли о необходимости беспощадных решений, если и кажутся продиктованными политической ситуацией той эпохи, остаются актуальными и широко дебатируемыми и в наше время. В остальном его прямой вклад в политическую теорию незначителен, хотя многие из идей мыслителя стимулировали развитие позднейших теорий. Сомнительно также практическое влияние его сочинений на государственных деятелей, несмотря на то что последние часто опирались на идеи Макиавелли (нередко их искажая) о приоритете интересов государства и методов, которые должен использовать правитель в завоевании (acquista) и удержании (mantiene) власти. По сути дела, Макиавелли читали и цитировали адепты автократии; впрочем, на практике автократы обходились и без идей итальянского мыслителя.

Большее значение эти идеи имели для итальянских националистов в эпоху Рисорджименто (политического возрождения – от первых вспышек карбонарства в 20-х годах 19 в. до объединения в 1870) и в период фашистского правления. В Макиавелли ошибочно видели предтечу централизованного итальянского государства. Однако, как и большинство итальянцев того времени, он был патриотом не нации, а своего города-государства.

В любом случае опасно приписывать Макиавелли идеи других эпох и мыслителей. Исследование его трудов должно начинаться с понимания того, что они возникли в контексте истории Италии, конкретнее – истории Флоренции в эпоху захватнических войн. Государь был задуман как учебник для самодержцев, значимый для любых времен. Однако при критическом его рассмотрении не следует забывать о конкретном времени написания и личности автора. Чтение трактата в этом свете поможет понять некоторые неясные места. Остается, однако, фактом, что рассуждения Макиавелли не всегда отличаются последовательностью, и многие из кажущихся его противоречий следует признать действительными. Макиавелли признает как свободу человека, так и его «фортуну», судьбу, с которой энергичный и сильный человек все же может как-то бороться. С одной стороны, мыслитель видит в человеке безнадежно испорченное существо, а с другой – страстно верит в способность правителя, наделенного virtu (совершенной личностью, доблестью, полнотой силы, ума и воли), освободить Италию от иноземного господства; защищая человеческое достоинство, он вместе с тем приводит свидетельства глубочайшей развращенности человека.

Следует также кратко упомянуть о Рассуждениях, в которых Макиавелли сосредоточивает внимание на республиканских формах правления. Сочинение претендует на формулировку вечных законов политической науки, полученных в результате изучения истории, однако его невозможно понять, не принимая во внимание то негодование, которое вызывали у Макиавелли политическая коррупция во Флоренции и неспособность к правлению итальянских деспотов, выставлявших себя в качестве наилучшей альтернативы хаосу, созданному их предшественниками во власти. В основе всех работ Макиавелли – мечта о сильном государстве, не обязательно республиканском, но опирающемся на поддержку народа и способном оказать сопротивление иноземному вторжению.

Главные темы Истории Флоренции (восемь книг которой были преподнесены папе Клименту VII Медичи в 1525): необходимость общего согласия для укрепления государства и неизбежное его разложение при нарастании политических распрей. Макиавелли приводит факты, описанные в исторических хрониках, однако стремится выявить подлинные причины исторических событий, коренящиеся в психологии конкретных людей и конфликте классовых интересов; история нужна ему для того, чтобы извлечь уроки, которые, как он считал, будут полезны для всех времен. Макиавелли, по-видимому, первым предложил понятие исторических циклов.

История Флоренции, отличающаяся драматизмом повествования, рассказывает историю города-государства от зарождения итальянской средневековой цивилизации до начала французских вторжений в конце 15 в. Этот труд проникнут духом патриотизма и решимостью найти рациональные, а не сверхъестественные причины исторических событий. Однако автор принадлежит своему времени, и в этом труде можно найти ссылки на знамения и чудеса.

Чрезвычайную ценность представляет переписка Макиавелли; особенно интересны письма, которые он писал своему другу Франческо Веттори, главным образом в 1513–1514, когда тот был в Риме. В этих письмах можно найти все – от описания мелочей домашней жизни до непристойных анекдотов и политического анализа. Наиболее известно письмо от 10 декабря 1513, в котором изображен обычный день в жизни Макиавелли и дается бесценное объяснение того, как появилась идея Государя. В письмах отражаются не только амбиции и тревоги автора, но также живость, юмор и острота его мышления.

Эти качества присутствуют во всех его сочинениях, серьезных и комедийных (например, в Мандрагоре). В оценке сценических достоинств этой пьесы (ее все еще иногда играют, и не без успеха) и содержащейся в ней злой сатиры мнения расходятся. Однако Макиавелли проводит здесь и некоторые свои идеи – об успехе, сопровождающем целеустремленность, и неизбежном крахе, ожидающем колеблющихся и тех, кто принимает желаемое за действительное. Ее персонажи – включая одного из самых известных в литературе простаков, обманутого мессера Нича, – узнаваемы как типические характеры, хотя и создают впечатление результатов оригинального творчества. В основе комедии – живая флорентийская жизнь, ее нравы и обычаи.

Гением Макиавелли было создано и беллетристическое Жизнеописание Каструччо Кастракани из Лукки, составленное в 1520 и живописующее восхождение к власти знаменитого кондотьера в начале 14 в. В 1520 Макиавелли посещал Лукку как торговый представитель по поручению кардинала Лоренцо Строцци (которому он посвятил диалог Об искусстве войны) и, по своему обыкновению, изучал политические институты и историю города. Одним из плодов его пребывания в Лукке стало Жизнеописание, изображающее беспощадного правителя и известное романтическим изложением идей об искусстве войны. В этой небольшой работе авторский стиль столь же отточен и ярок, как и в других сочинениях писателя.

К тому времени, когда Макиавелли создал главные произведения, гуманизм в Италии уже прошел самый пик расцвета. Влияние гуманистов заметно в стилистике Государя; в этом политическом труде мы можем видеть характерный для всей эпохи Возрождения интерес не к Богу, но к человеку, личности. Однако интеллектуально и эмоционально Макиавелли был далек от философских и религиозных интересов гуманистов, их абстрактного, по существу средневекового подхода к политике. Язык Макиавелли отличается от языка гуманистов; проблемы, которые он обсуждает, почти не занимали гуманистическую мысль.

Макиавелли часто сравнивают с его современником Франческо Гвиччардини (1483–1540), также дипломатом и историком, погруженным в вопросы политической теории и практики. Далеко не столь аристократичный по рождению и темпераменту, Макиавелли разделял многие основные идеи и эмоции философа-гуманиста. Для них обоих характерны ощущение катастрофы в итальянской истории из-за французского вторжения и возмущение состоянием раздробленности, не позволявшей Италии противостоять порабощению. Однако различия и расхождения между ними также значительны. Гвиччардини критиковал Макиавелли за его настойчивые призывы к современным властителям следовать античным образцам; он верил в роль компромисса в политике. По существу, его взгляды более реалистичны и циничны, чем взгляды Макиавелли.

Надежды Макиавелли на расцвет Флоренции и собственную карьеру оказались обманутыми. В 1527, после того как Рим был отдан испанцам на разграбление, что еще раз показало всю степень падения Италии, во Флоренции было восстановлено республиканское правление, продолжавшееся три года. Мечта вернувшегося с фронта Макиавелли получить место секретаря Коллегии Десяти не сбылась. Новая власть его более не замечала. Дух Макиавелли был сломлен, здоровье подорвано, и жизнь мыслителя оборвалась во Флоренции 22 июня 1527.

Творчество и личность (1469-1512) постоянно вызывали интерес у политологов и исследователей. Видный политический деятель эпохи позднего итальянского Возрождения, Макиавелли занимал большой пост в управлении Флорентийской республики, будучи секретарем Сеньории, канцлером Десяти. Занятию этой должности предшествовал опыт решения юридических дел в высоких инстанциях. Макиавелли был организатором и участником военной компании и инициатором создания республиканского ополчения.

Политическое мировоззрение Макиавелли складывалось в условиях гибели республики и первых шагов абсолютизма. Именно поэтому образ мышления и личность политического деятеля эпохи позднего Возрождения были столь противоречивы. Считая лучшей формой государства республику, Макиавелли постепенно склоняется к мысли, что для объединения Италии и защиты ее от внешних врагов необходима сильная, неограниченная, «чрезвычайная власть» - диктатура государя.

Прообразом идеала правителя для Макиавелли стал Цезарь Борджа - герцог Валентино - жестокий, решительный и проницательный правитель, не считающийся с моралью. Исследователи наследия Макиавелли обвиняли его во введении аморальности в принцип политики, и одной из целей данного реферата является доказательство того, что Макиавелли не идеализировал авторитарное правление, а скорее исследовал сущность единовластия и методов его установления.

Макиавелли и его политические идеи привлекли к себе внимание уже в ХУ1 веке. И если как литератор и автор пьесы «Мандрагора» он был признан выше Боккаччо, то судьба его политических исследований была печальна: многие его книги были запрещены, за их хранение инквизиция подвергала пытке. Однако интерес к его произведениям и их интерпретация были велики настолько, что привели к распространению мнения о Макиавелли как о проповеднике метода вседозволенности в политике, оправдывающего любой аморальный поступок правителя, апологете идеи «цель оправдывает средства».

Современная политология опирается на опыт исследователей творчества Макиавелли. Одним из первых русских исследователей политического наследия великого итальянца был А.С. Алексеев. Он первый из отечественных исследователей творчества великого флорентийца обратил внимание, что не все приписываемые ему воззрения соответствовали смыслу его учения: «Целый ряд мыслей Макиавелли, всего ярче освещающих его политические убеждения и философскую подкладку его учения, или остались по сие время незамеченными, или ложно истолковывались» (Алексеев А.С. Макиавелли как политический мыслитель. М, 1890, с. У1).

Монография В. Топор-Рабчинского «Макиавелли и эпоха Возрождения» показывает, какой беспощадной критике подвергает он коварство и жестокость тиранов, как ищет идеальный тип государя, который установил бы правосудие, порядок и независимость от чужеземцев.

Исследование В.И. Рутенбурга «Жизнь и творчество Макиавелли» (Л., 1973) наиболее полно выражает современную точку зрения на противоречивое творчество политического мыслителя, доказывает, что многое, из чего произрос «макиавеллизм», домыслено за него более поздними последователями.

Исходным моментом в учении Макиавелли о лучшем устройстве современного общества является принцип реалистической оценки действительности. Не бог и не фортуна, по его мнению, а лишь глубокий трезвый анализ обстоятельств и умение перестроить действия в соответствии с реальной ситуацией могут обеспечить правителю успех во всех его начинаниях. Этой мыслью проникнуты все политические рекомендации Макиавелли. Основанием этому служит не только античная история, примеры из которой широко использованы в его трудах, но и сама итальянская действительность. Изучение жизненной ситуации, конкретных обстоятельств должны определять поступки людей, если они стремятся к счастью и благополучию. Даже судьба не может нарушить этого принципа, ибо ее возможности равны возможностям человека: « Я полагаю, что весьма возможно, что судьба управляет половиной наших действий, но вместе с тем думаю, что она оставляет по крайней мере другую их половину на наш произвол». Макиавелли чужд предрассудков, но предлагает верить в судьбу. Он действительно признает силу судьбы (fortuna), точнее, обстоятельств, которые заставляют человека считаться с силой необходимости (necessita).Но судьба, согласно Макиавелли, лишь вполовину властна над человеком, влияя на его действия, ход и исход событий. Человек может и должен бороться с окружающими его обстоятельствами, с судьбой, и вторая половина дела зависит от человеческой энергии, умения, таланта. Заключая рассуждения о роли судьбы в жизни человека, Макиавелли подчеркивает важность оценки обстоятельств: « При изменчивости судьбы и при постоянстве образа действий людей они могут быть счастливы только до тех пор, пока их действия соответствуют окружающим им обстоятельствам; но едва это нарушается, люди тотчас же делаются несчастными».

Итак, попытаемся разобраться, что же привело Никколо Макиавелли, видного деятеля республиканской Флоренции к выводу и открытой пропаганде единоличной формы правления. Как было сказано выше, опираясь на исторический опыт с античных времен до современности, Макиавелли подверг анализу устройство итальянских государств и, как реалистический политик безусловно республиканского толка, попытался установить общие законы политической жизни. Он приходит к выводу, что главный закон политической жизни - постоянное изменение форм правления: «...рождаются различные виды правительств, которые могут проходить через много раз повторяющиеся изменения». Опыт современных итальянских государств наталкивает его на мысль, что « принципат легко становится тиранической формой правления, власть оптиматов с легкостью становится правлением немногих, а народ без труда склоняется к вольному поведению». Выведенный Макиавелли закон циклизма форм правления утверждает: исторический процесс, смена форм государства происходит не по желанию людей, а под влиянием непреложных жизненных обстоятельств, под «воздействием действительного хода вещей, а не воображения».

Макиавелли был первым из мыслителей Возрождения, мыслителем нового типа, кто провозгласил естественную необходимость смены форм правления. «Если идея замкнутого круга исторического процесса была созвучна условиям Италии позднего Возрождения, более плодотворным и перспективным оказался тезис Макиавелли о неизбежном движении и даже диалектическом перерастании (буквально «соскальзывании») различных форм государства в свою противоположность, независимо от добродетельных или порочных средств». (Рутенбург, с. 368)

Одной из характерных черт итальянского Возрождение было реалистическое отношение к действительности, и эта черта в полной мере свойственна творчеству Николло Макиавелли. Как прогрессивный политический деятель своей эпохи, Макиавелли мечтал о воссоединении Италии в единое государство, свободное от диктата папства и своеволия чужеземцев. По его мнению, единственный способ в достижении этой цели - установление твердой власти. Фактически этому и посвящен «Государь», последняя глава которого в общей форме призывает к борьбе за ликвидацию господства варваров-чужеземцев и спасению Италии.

Макиавелли дает четкое определение причин слабости Италии - виновником политической раздробленности страны он считает папство. Признавая религию в качестве инструмента, способствующего укреплению государства, Макиавелли тем не менее отмечает, что причиной краха является церковь, «именно церковь держала и держит нашу страну разобщенной».

Вряд ли можно счесть «Государя» пособием по объединению страны - политические и экономические предпосылки позволят сделать это лишь три века спустя - но из письменных трудов можно предположить, что Макиавелли предполагал объединение Италии в форме конфедерации. «Опыт истории, наблюдения самого Макиавелли политической жизни и форм правления Франции, папства, германских земель, синьорий и республик Италии, очевидно, убедили его в нереальности содружества отдельных итальянских государств и необходимости твердой власти хорошо организованных республик» (Рутенбург, с. 368) Идеалом Макиавелли было республикански-синьориальное правление, примером которому служили периоды «смешанного правления» Ликурга в Спарте и римские образцы. Деятельность Цезаря Борджа, Франческо Сфорца, Медичи, венецианских патрициев, возглавляемых дожем, позволило обобщить опыт итальянской тирании ХУ века: «...кто борется за управление народом, путем ли республиканским или через принципат, и не беспокоится о том, что существуют враги нового строя, образует государство весьма недолговечное». (Макиавелли, «Государь», с. 47).

Всякий человек, а тем более государь, должен поступать в зависимости от того, какие требования выдвигает действительность. Деятельность государя должна анализироваться в связи с конкретными обстоятельствами, ибо от этого зависит ее успех. Именно во имя принципа соответствия действий требованиям времени Макиавелли допускает возможность нарушения государем этических норм: «Государи должны обладать гибкой способностью изменять свои убеждения сообразно обстоятельствам и, как я сказал выше, если возможно не избегать честного пути, но в случае необходимости прибегать к бесчестным средствам». (гл. ХУ111).

Правитель должен придерживаться принципа твердой власти, использовать любые средства для упрочения государства и в необходимых случаях проявлять жестокость. Последовательно проводя этот принцип, Макиавелли приходит к оправданию аморальности - если игнорировать цель, во имя которой он санкционирует аморализм государя. А цель эта - благополучие государства, а в условиях Италии - создание сильной единой политической власти. Этим Макиавелли как бы низводит высокую политику на реальную земную почву.

Макиавелли разделял веру большинства гуманистов в творческие возможности человека. Лишенная всякой абстрактности, его вера обладает практической целеустремленностью. Идеал человека воплощен у Макиавелли в образе сильной, политически активной личности, способной создать хорошо устроенное государство, где интересы народа и действия правителя находятся в полном согласии. Общество нуждается в сильной личности, и поэтому ее деяния должны быть направлены на общее благо: «необходимо, чтобы воля одного давали государству его порядок и чтобы единичный ум распоряжался всеми его учреждениями... Ни один умный человек не будет упрекать его, если при устроении государства или при учреждении республики он прибегнет к каким-нибудь чрезвычайным мерам». (Макиавелли, соч, т.1, с.148, М., 1934).

Никко́ло Макиаве́лли (правильнее: Никколо́ Макьяве́лли) (Nicolas Machiavel, итал. Niccolò Machiavelli; 3 мая 1469 — 21 июня 1527), итальянский мыслитель, писатель, политический деятель (занимал во Флоренции пост государственного секретаря). Выступал сторонником сильной государственной власти, допуская в случае необходимости использование любых средств для её укрепления («Государь», опубл. в 1532). Автор военно-теоретических трудов. Автор идеи о всеобщей воинской обязанности (в трактате «О военном искусстве» призывал к переходу от наёмной к набираемой по призыву из граждан государства армии).

В работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» он рассматривает государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, учреждений, законов. Он называет политику «опытной наукой», которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее.

Он считал, что в основе политического поведения лежат выгода и сила, в политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели.

Макиавелли поддерживал идею объединения Италии в единое государство, считая, что в этом деле "цель оправдывает средство". Многие неправильно понимают эту фразу, потому что она вырвана из текста.

Существуют два способа действия для достижения целей: путь закона и путь насилия. Первый способ — способ человеческий, второй — диких животных. Государи должны уметь пользоваться обоими способами.

Макиавелли освобождает политику от принципов морали. Известно, что именем Макиавелли («макиавеллизм») называется политика, основанная на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали. Самоуверенность, смелость и гибкость — вот от чего зависит успех политики, по мнению Макиавелли. При рассмотрении форм государственного устройства он отдает предпочтение республике, а не монархии. Единовластие необходимо при создании и реформировании государств, а республиканское правление является лучшим для поддержания государственной власти.

Рассматривая политику применительно к конкретному обществу, Макиавелли отмечает большое влияние на нее борьбы противоположных классов: простого народа и элиты, имущих и неимущих. Из соотношения борющихся в обществе сил он выводит и конкретные формы государства. Он предпочитает умеренную республику или «смешанную форму государства», в которой сочетаются демократический, " аристократический и монархический элементы власти.

Биография

Никколо Макиавелли родился в Сан Каскиано в Вал ди Песе деревне рядом с городом — государством Флоренция, Италия, в 1469, и был вторым сыном Бернардо ди Николо Макиавелли (1426—-1500), адвоката, и Бартоломмеа ди Стефано Нели. Его образование дало ему полное знание латинской и итальянской классики. Макиавелли родился в шумную эру, в которую Римский папа мог вести армии, и богатые города — государства Италии падали один за другим в руки иностранной Франции, Испании и Священной Римской империи. Это было время постоянной перемены союзов, наемников, переходивших на сторону соперников без предупреждения, когда власть, просуществовав несколько недель, рушилась и сменялась новой. Возможно, наиболее значительно в течение этого беспорядочного переворота было Падение Рима (1527). Богатые города, типа Флоренции и Генуи перенесли примерно то же, что и Рим двенадцать столетий назад, когда он был сожжен германской армией.

Макиавелли появился на государственной службе как клерк и посол в 1494. В тот же самый год Флоренция восстановила Республику и удалила семью Медичи, правителей города в течение почти шестидесяти лет.

Маккиавелли был помещен в Совет, ответственный за дипломатические переговоры и военные дела. Между 1499 и 1512 он предпринял множество дипломатических миссий ко двору Людовика XII во Франции, Фердинанда II, и к Папскому двору в Риме. C 1502 до 1503 он был свидетелем эффективных градоустроительных методов солдата-церковника Чезаре Борджиа, чрезвычайно способного военачальника и государственного деятеля, целью которого в то время было расширение его владений в центральной Италии. Главными его орудиями были смелость, благоразумие, уверенность в своих силах, твердость, а подчас и жестокость.

В 1503—1506 гг, Макиавелли был ответственен за флорентийскую милицию, включая защиту города. Он не доверял наемникам (позиция, разъясненная подробно в «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия» и в «Государе») и предпочитал ополчение, сформированное из граждан. В августе 1512 после запутанного ряда сражений, соглашений и союзов Медичи с помощью Папы римского Юлия II восстановили власть во Флоренции и республика была отменена. Макиавелли, игравший существенную роль в правительстве республики, оказался в опале, в 1513 он был обвинен в заговоре и арестован. Несмотря ни на что, он отвергал свою причастность и был в конечном счете освобожден. Он удалился в свое поместье в Sant"Andrea в Percussina около Флоренции и начал писать трактаты, которые и обеспечили ему место в истории политической философии. Макиавелли умер в Сан-Кашьяно, в нескольких километрах от Флоренции, в 1527. Местонахождение его могилы неизвестно; однако кенотаф в его честь находится в Церкви Санта-Кроче во Флоренции.

Похожие публикации