Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Аппиева дорога — самая значимая дорога Древнего Рима. Путешествие в Древний Рим

Trish Hartmann / flickr.com Stefano Costantini / flickr.com Stefano Costantini / flickr.com Mitch Barrie / flickr.com Carole Raddato / flickr.com Larry / flickr.com Patrick Morgan / flickr.com Stefano Costantini / flickr.com Roger W / flickr.com faungg’s photos / flickr.com Церковь Домине-Кво-Вадис (Darold Massaro / flickr.com)

Очень древнее, со времен Средневековья, утверждение гласит: все дороги ведут в Рим. Если говорить о Риме, это поистине правдивые слова.

Ведь расположение его дорог планировалось таким образом, чтобы римляне могли беспрепятственно добраться до любой точки Апеннинского ас ее крепкие, тесно уложенные камни могут выдержать не одну грузовую машину. Патриций Аппполуострова и не только. И Аппиева дорога точное доказательство этому.

История Аппиевой дороги, хорошо сохранившейся до нашего времени, началась в конце IV до н. э. Она связывала Рим с Южной Италией, а порт Бриндизи открывал морской путь в такие значимые страны, как Греция, Малая Азия и Северная Африка.

Аппиева дорога в Риме (Larry / flickr.com)

Если более подробно проследить направление дороги, то в начале своего функционирования она связывала Капую и Беневент, а в течение полувека строительства по дороге можно было добраться до Бриндизи. Здесь римлянами были поставлены две внушительные по размерам колонны из мрамора, означающие окончание Аппиевой дороги.

До наших дней на этом месте осталась только одна колонна. Однако, вторая колонна полностью не исчезла с лица Земли. В XVII столетии ее преподнесли в дар городу Лечче, пережившему страшную чуму. И чтобы увековечить окончание этой смертоносной болезни колонну с фигурой покровителя города святого Оронта установили в самом центре города. И теперь это строение именуется Чумным столбом.

Carole Raddato / flickr.com

Родоначальником этого государственно важного объекта считают римского цензора Аппия Клавдия Цека. Однако есть более древние источники, уже содержащие информацию о дороге. Точно известно, что именно Аппий Клавдий Цек в 312 г. до н. э. приказал вымостить эту дорогу для беспрепятственного передвижения римских легионов и торговых караванов из Рима и обратно.

Аппиева дорога играла основополагающую роль в достижении военных и торгово-экономических целей Древнего Рима. Строительство дороги было настолько важным событием в Риме, что его подробное описание нашлось в рукописях историка Тита Ливия.

По данным древнегреческого историка Диодора Сицилийского строительство дороги шло основательно, Аппий подошел к своему творению довольно серьезно. Он приказал засыпать все ямы и овраги, а также снести холмы, чтобы максимально выровнять настил дороги.

Чтобы увеличить ее площадь и протяженность, не искривляя дороги, он распорядился избавиться от всех болотистых участков. Строительство Аппиевой дороги было не из дешевых, и обошлось казне в довольно круглую сумму.

Секрет долговечности

Аппиева дорога - древний фундаментальный объект Рима, дошедший до нас в почти первозданном облике. Она функционировала до VI в. н. э., и даже сейчас ее крепкие, тесно уложенные камни, могут выдержать не одну грузовую машину.

Патриций Аппий Клавдий понимал важность существования этого пути и сделал все, что было в его силах, для успешного окончания строительства Аппиевой дороги.

Великая дорога Древнего Рима (Stefano Costantini / flickr.com)

В чем же секрет долговечности Аппиевой дороги? Все дело в структурности покрытия дороги, которое имеет настил в несколько слоев камнями толщиной до одного метра. Верхняя облицовка состоит из гладких и аккуратно точно подогнанных базальтовых плит и булыжников. Даже спустя сотни лет их целостность не разрушили внешние катаклизмы.

Существует информация, что Аппий Клавдий, испытывая качество дорожного настила, пытался вставить в каменные стыки лезвие острого кинжала. Если у него получалось прорезать щель, этот участок дороги сразу же перебирали и укладывали заново.

Дорога имеет практически идеально ровную поверхность, что послужило хорошей переправой для колесниц и пеших обозов.

Аппиева дорога обладает еще одной уникальной чертой – серединной возвышенностью, из-за которой вода в любом своем количестве не задерживалась на дорожном покрытии, и дорога всегда оставалась чистой и сухой.

Аппиева дорога и прилегающие территории

Аппиева дорога очень хорошо спроектирована. На одинаковых промежутках по обочинам дороги установлены мильные столбы, указывающие своим путникам километраж пройденного им пути. Также установлены места отдыха и многие другие объекты, которые важны для людей, прошедших приличное расстояние.

Автомобили проезжающие по Аппиевой дороге (Mitch Barrie / flickr.com)

Города, через которые проходила Аппиева дорога, обустраивали церквями, заезжими дворами и закусочными. Некоторые ее места оснащены пешеходными дорожками.

Ширина дороги, которая составляет 4 метра, позволяла разъехаться двум колесницам, а в наши дни – двум автомобилям.

В течение своего существования Аппиева дорога была и тропой войны, и крупнейшим торгово-экономическим звеном, и паломническим путем. Сейчас к ее и без того богатому прошлому прибавился статус пешеходно-прогулочного, туристического и спортивного маршрута.

На Олимпийских играх 1960 года, она послужила площадкой для состязания легкоатлетов-марафонцев.

Гробницы Аппиевой дороги

В Риме законодательство запрещало погребение умерших в пределах города. Для этого были использованы области крупных дорог, выходящих за Рим, в том числе и Аппиева дорога. Отрезок от Рима до Беневента, использовался более часто для этих целей.

Уже тогда земля под захоронение имела цену: чем ближе участок к городу, тем выше его стоимость. Соответственно, чем ближе захоронение было к городской черте, тем владелец участка был более уважаем и богат.

Захоронений достаточно много, наиболее престижные и масштабные из них:

  • катакомбы св. Себастьяна и св. Каллиста;
  • катакомбы уважаемой семьи Сципионов, где прах членов семьи находится в каменных саркофагах;
  • колумбарий Помпония Хила - семья которая, судя по богатому убранству гробницы, разбогатела после получения вольной;
  • колумбарии вольноотпущенников Ливии поражает своими размерами, здесь могло вместиться несколько тысяч урн.

Некоторые захоронения внешне похожи на храмы и даже целые пирамиды. На VI миле от города хранятся, окутанные зеленью, отдельные части погребальных строений, монументов и церквей.

В истории Аппиевой дороги происходило много жестоких событий. После усмирения восстания Спартака, по обочине дороги установили столбы, на которых страшную смерть приняли более 6 тыс. плененных, принимавших участие в бунте.

Церковь Домине-Кво-Вадис - Куда ты идешь, Господи?

Кроме гробниц, Аппиева дорога известна загородными виллами. Внимание привлекают дворцы Квинтилиев, философа Сенеки, императора Максенция, Клодия Пульхра.

Церковь Домине-Кво-Вадис (Darold Massaro / flickr.com)

Главная точка остановки большинства экскурсий – церковь Домине-Кво-Вадис. Со старославянского название церкви означает: «Куда ты идешь, Господи?».

Причиной возникновения такого священного имени послужила легенда об апостоле Петре: апостол сбежал из заточения и на пути встретил Иисуса Христа, задав вышеупомянутый вопрос, в ответ услышал: «Туда, где вновь буду распят». Эти слова поразили апостола и он признал свое слабодушие. Спустя какое-то время он вернулся в Рим, сдался властям и принял мученическую смерть.

Особое достояние этого святого места – камень, где отчетливо видны отпечатки ног, принадлежащие, по некоторым источникам, Иисусу Христу.

Говоря о достопримечательностях Аппиевой дороги, необходимо вспомнить о развалинах средневековых крепостей и укреплений, цирке Максенция, колоннах Геркулеса и Пия IX – эти и еще множество десятков других античных конструкций образуют «золотой» ряд на всем пути от Рима до Бриндизи.

Многие строения не сохранились до наших дней. Но даже сейчас наследие Рима бесцеремонно гласит о былом величии и могуществе древнего Античного государства.

После того, как оставил я стены великого Рима, С ритором Гелиодором, ученейшим мужем из греков, В бедной гостинице вскоре Ариция нас приютила; Дальше был - Аппиев форум, весь корабельщиков полный И плутов корчмарей. - Мы свой переезд разделили На два; но кто не ленив и спешит, те и в день проезжают. Мы не спешили; дорогой же Аппия ехать покойней .
А́ппиева дорога (лат. Via Appia) — самая значимая из античных общественных дорог Рима. Дорога, проложенная в 312 году до н. э. при цензоре Аппии Клавдии Цеке, проходила из Рима в Капую, позднее была проведена до Брундизия. Через неё было налажено сообщение Рима с Грецией, Египтом и Малой Азией.


Римские дороги сохранились до наших дней. Римляне строили их основательно, на века. Сначала землемеры точно намечали маршрут дороги. Затем выкапывалась глубокая канава необходимой ширины. Ее заполняли слоями камней. Верхняя часть дороги мостилась огромными, хорошо подогнанными друг к другу булыжниками или каменными плитами. Чтобы дорогу не размывали дожди, ее середина делалась выше обочин, а вдоль дороги выкапывались канавы. Качество строительства Аппиевой дороги было таковым, что и через 900 лет она прекрасно служила без ремонта. И сегодня сохранились отдельные участки Аппиевой дороги, поражающие своей незыблемостью.


Аппиева дорога стала "родоначальницей" знаменитых римских дорог, пролагавшихся везде, где проходили римские войска. Там, где дорога подходила к реке, римляне строили мосты. Иногда над мостами надстраивались акведуки - водопроводы. Такие мосты до сих пор сохранились в Южной Франции, Испании и в других местах. Римские дороги давали возможность быстро достигать отдаленных окраин государства, развивать торговлю. Немало современных автострад в Европе проложено по дорогам, намеченным еще римлянами.

Покорив племена центральной Италии, римляне упорно продвигались на юг Апеннинского полуострова. Часть захваченных земель они раздавали римским крестьянам. Римляне основывали новые города и поселения, куда переселялись жители Рима и Лация. Во время самнитских войн в 312 году началась прокладка дороги, связывавшей Рим с Капуей. Это было сделано по приказу цензора Аппия Клавдия Слепого, поэтому дорога получила название Аппиевой.

Вдоль Аппиевой дороги расположено множество памятников: гробницы и виллы республиканского и имперского периода, христианские и иудейские катакомбы, средневековые башни и укрепления, зачастую построенные на руинах римских памятников, ренессансные и барочные постройки.
Аппиева дорога была построена в три основные фазы:
IV век до н. э.: Первый участок дороги в 195 км был построен из Рима до Капуи для военных целей, в помощь римлянам против самнитов. В «De aquaeductibus urbis Romae» («Об акведуках города Рима») римский государственный деятель Секст Юлий Фронтин писал, что после 30 лет войны с самнитами цензор Аппий Клавдий Красс, получивший позднее прозвище Цек (лат. Caecus, «Слепой»), поручил построить дорогу от Капенских ворот до города Капуи.Однако, возможно, дорога существовала и ранее, до Аппия Цека, а заслуга цензора состояла в том, что он дал ей нужное направление и вымостил её III век до н. э.:

Второй небольшой участок был проложен от Капуи до Беневента (лат. Beneventum). Параллельно до Беневента шла Латинская дорога, которая, возможно, была построена ещё до АппиевойРим, таким образом, укрепил свои позиции в Кампании. Вторая половина II века до н. э.: До 122 года до н. эдорога из Беневента была продолжена через Венузию и Тарент до Брундизия. Тем самым, Аппиева дорога соединила Рим с Эгнатиевой дорогой на Балканском полуострове и стала важнейшей дорогой для торговли товарами и рабами с Востока.


В 71 году до н.э., вдоль Аппиевой дороги от Капуи до Рима, после подавления восстания Спартака, были распяты более 6.000 пленных рабов.

Аппиева дорога, фантастически преображённая воображением Пиранези
Аппиева дорога имела важное военное, культурное и торговое значение. Теодор Моммзен отмечал её значение в качестве военной магистралиТак, первый участок дороги был спланирован и построен в 312 году до н. э., то есть во время второй самнитской войны 326 по 304 годов до н. э. В войне против Пирра и во время Македонских войн (206—168 до н. э.) Аппиева дорога также служила для поддержки римлянОсобенно важным было то, что в ходе строительства дороги Аппий провёл канал через Понтийские болота, который осушил землю и упростил отправление кораблей из Лация в Таррацину. С античности дорога имела важнейшее значение, связывая Рим с такими богатыми регионами, как Кампания, Апулия и позднее для развития торговли с Востоком.
Уже в древности Аппиева дорога называлась — «царица дорог» (лат. regina viarum): об этом пишет, например, римский поэт Публий Папиний Стаций (лат. Publius Papinius Statius) в произведении «SILVAE» («Леса»), книга II: «Appia longarum teritur regina viarum»

Вскоре римляне стали строить вдоль дороги монументальные гробницы и великолепные памятники, убранство которых стало делом престижа. Так, уже через 20 лет после открытия движения по Аппиевой дороге представители римского рода Сципионов построили склепы для захоронения членов семьи
Роль дороги сохранялась также в византийский период, как сообщение Рима с Новым Римом, Константинополем. При императорах Диоклетиане, Максенции, Константине, Валентиниане некоторые участки Аппиевой дороги были восстановлены и обновлены
Они так плотно были прилажены друг к другу и как бы слиты, что для смотрящих на них казались не приложенными друг к другу, но сросшимися между собою. И несмотря на то, что в течение столь долгого времени по ней ежедневно проезжало много телег и проходило всякого рода животных, их порядок и согласованность не были нарушены, ни один из камней не был попорчен и не стал меньше, тем более не потерял ничего из своего блеска Прокопий Кесарийский. «Война с готами»

Ещё в 536 году византийский историограф Прокопий, восхищённый её структурой и древним возрастом, с восторгом описывал дорогуКороль остготов Теодорих Великий приказал в начале VI века провести ремонтные работы на дорогеи затем использовал её для наступления войск на Рим в 536 году.

В Средневековье значение дороги в качестве торгового и транспортного маршрута начало убывать, она использовалась паломниками, путешествующими до катакомб, базилики святого Себастьяна, путешествуя далее до порта Брундизий, чтобы затем отправиться к Святой земле. В катакомбах на Аппиевой дороге были захоронены многие христианские святые и мученики, например, святой Себастьян, папа римский Каллист. Сохранились путеводители (лат. Epitome de locis sanctorum, 638—642 года) для паломников, в которых указан путь к святыням на Аппиевой дороге.

В IX—X веках Ватикану принадлежали крупные земельные угодья вдоль дороги, однако, памятники постепенно приходили в упадок под воздействием погодных условий и рук человека: на дороге происходил сбор строительного материала — каменных блоков, прежде всего травертина — для строительства новых зданий. В XI веке церковь начала передавать владения в руки семей римских баронов и графовТак, графы Тускуланские превратили гробницу Цецилии Метеллы в часть крепости. В 1300 году Бонифаций VIII Каэтани отдал эту крепость своей семье, представители которой ввели высокие дорожные налоги на товары и путешественников, так что стал использоваться другой маршрут в Рим: через Новую Аппиеву дорогу (итал. Appia Nuova) и ворота Сан-Джованни


В конце XVI века Григорий XIII приказал положить покрытие на Appia Nuova, тем самым вытеснив старую Аппиеву дорогу, которая стала обычной пригородной дорогой. В конце XVII века Иннокентий XII построил дорогу, соединившую две Аппиевы дороги: Appia Pignatelli. Остальные памятники продолжали подвергаться дальнейшему демонтажу. До конца XVIII века Аппиева дорога оставалась недоступной для проезда. Интерес к раскопкам на дороге пришёл с «модой» охотиться за останками святых и мучеников и поставлять артефакты в музеи и коллекции по всей Европе. На части Аппиевой дороги в XIX веке, когда её расчищали по приказанию папы Пия VI, археологами проводились раскопки.


Маршрут дороги:Рим,Ариция,Таррацина (88 км.),Фунди,Формия (142 км.),Минтурна, Синуэсса,Капуя (195 км.),Беневент,Венузия,Тарент,Урия,Брундизий (540 км.)
Via Appia начиналась у Капенских ворот (лат. Porta Capena) Сервиевой стены, именно с этого места начинался отсчёт мильных камней. После строительства Аврелиановой стены часть Аппиевой дороги оказалась в черте города. Далее дорога проходила до римских ворот святого Себастьяна (лат. Porta San Sebastiano, ранее Porta Appia) Аврелиановой стены, 90 км прямой дороги до Таррацины, огибая с юга гору Альбано, пересекала Понтийские болота. Последние 28 километров шли параллельно дренажным каналам, что позволяло продолжать альтернативный маршрут на лодке, повозке или на лошади

Император Траян приказал проложить более короткую дорогу (Траянова дорога, Via Appia Traiana) от Беневента до Брундизия через Бариум, которая сократила время в пути до 13-14 дней (путешествие по Аппиевой дороге длилось до 15 дней). Аппиева дорога имела ответвления, соединявшие её с другими большими дорогами, такими, как via Domitiana (пересекались у города Синуэсса, далее шла на юг к Неаполю), via Setina, соединявшая Аппиеву дорогу и город Сетия (лат. Setia); Кампанская дорога из Капуи в Кума (лат. Cumae); via Aquillia, начинавшаяся в Капуе в Салерне (лат. Salernum); via Minucia объединяла Via Valeria и via Aquillia и пересекала Аппиеву дорогу и Латинскую дорогу.


В черте города Рима дорога сегодня называется Старой Аппиевой дорогой (итал. Via Appia Antica), для отличия от Новой Аппиевой дороги (итал. Via Appia Nuova), построенной в 1780-х годах между Римом и озером Альбано, и Виа Аппия Пиньятелли лат. Via Appia Pignatelli, построенной около 1700 года при папе Иннокентии XII для соединения старой и новой Аппиевых дорог.


Затраты на строительство и содержание дорог составляли огромные суммы. Так, надпись на табличке, обнаруженной на Аппиевой дороге, свидетельствует о проведении работ при императоре Адриане: часть затрат оплатил император, другую часть — жители прилегающих селений. По подсчётам учёных, расходы на милю составили в среднем около 109 тысяч сестерциев (для сравнения: хлеб в 75 году до н. э. стоил от двух до трех сестерциев, а в I веке н. э. 600 сестерциев за рабыню считались дешёвой платой)
Основание дороги было вымощено тёсаными камнями (из серого вулканического базальта — итал. selce, лат. silex), которые укладывали на слой гальки и цемента (см. основную статью Римские дороги). Ширина (до 4 метров) позволяла разъехаться двум конным экипажам, по бокам дороги шли похожие на тротуар возвышения и глубокие канавы для стока дождевой воды. Одна из колонн, обозначавших окончание дороги в Бриндизи
Однако, в одном из писем брату Цицерон сообщает о том, что во время наводнений дорогу вблизи храма Марса заливало водой, а в другом предупреждает об опасности замерзнуть «в низинах Аппиевой дороги»
На определённом расстоянии друг от друга находились дорожные станции, служившие местом отдыха для путников. Одну из них — «Три харчевни» (лат. Tres Tabernae), расположенную в 45 километрах от Рима, неоднократно упоминает Цицерон в письмах и в других своих произведениях.Эта же станция, названная в синодальном переводе «Три гостиницы», упоминается в Деяниях святых апостолов (Деян.28:15).

Через каждую римскую милю (1478 метров) стоял мильный столб (лат. colonna miliaria), обозначавший расстояние и с указанием имени правившего на тот момент императора. Столб первой мили Аппиевой дороги сейчас заменён на копию, остальные столбы не сохранились. Каждые 10 миль были оборудованы местами для отдыха. Две мраморные колонны в Брундизии, возведённые во II веке, обозначали окончание дороги. Сейчас в порту города находится лишь одна из них (19 метров в высоту), украшенная изображениями Юпитера, Нептуна, Марса и восьми тритонов, вторая была перенесена в 1666 году в город Лечче и использовалась как чумной столб.

После наводнения в 2008г

Памятники вдоль дороги

«Hominem mortuum in urbe ne sepelito neve urito» — «Пусть мертвеца не хоронят и не сжигают в городе».

Таблица X, 450 год до н. э

.
Римский закон запрещал захоронения в черте города, поэтому для погребений римляне использовали крупные дороги, ведущие из Рима. Большинство памятников на Аппиевой дороге было возведено во II веке после того, как вместо римской традиции сжигания тел умерших (прежде на Аппиевой дороге появлялись колумбарии с урнами), зажиточные граждане начали хоронить тела в земле.Так, несколько километров Аппиевой дороги использовались для постройки гробниц и памятников (особенно на отрезке Рим — Беневент), что давало возможность жителям Рима показать своё богатство и положение в обществе.

Цена на участки земли в начале общественных дорог (лат. viae publicae), соединявшие между собой наиболее крупные города, была высока, некоторые вообще не предназначались для продажи, поэтому чем ближе захоронение находилось к городским воротам, тем более уважаем был хозяин участкаСенат пытался прекратить излишнее украшение захоронений, однако закон не смог противостоять традициям римлянК обстановке гробниц относились ниши для урн с прахом (со II века чаще саркофаги каменные скамьи и кресла, стены были оштукатурены и расписаны.)

Среди видов захоронений, встречающихся на Аппиевой дороге, выделяются следующие: Колумбарии: на Аппиевой дороге были выстроены колумбарии римских семейств Волузиев, Цецилиев, Карвилиев, Юниев Силанов; снаружи, над главным входом помещалась мраморная доска с именем того, кому принадлежал колумбарий
Подземные сооружения — гипогеи и катакомбы, подземные захоронения с нишами для погребения. Первые гробницы на Аппиевой дороге представляли собой подземные камеры, вырубленные в туфе, например, гробница Сципионов. Позднее появились обширные подземные погребения, такие как катакомбы св. Себастьяна и катакомбы св. Каллиста; Небольшие и среднего размера гробницы, иногда напоминающие по форме дом или храм; Монументальные гробницы — мавзолеи, построенные по принципу этрусских тумулусов: наиболее известна гробница Цецилии Метеллы.
На Аппиевой дороге также возводились загородные виллы римской аристократии, например, вилла Квинтилиев, вилла императора Максенция, философа Сенеки, противника Цицерона Клодия Пульхра и других знатных жителей.

Постройки I—VI мили

Участок дороги, расположенный за Сервиевой стеной, начинался у Капенских ворот и до строительства Аврелиановой стены в III веке находился за чертой города

Капенские ворота (лат. Porta Capena)

— некогда городские ворота Рима, входившие в Сервиеву стену. От этих ворот начиналась Аппиева дорога и Латинская дорога. До наших дней не сохранились.

Гробница Сципионов (лат. Scipioni)

— небольшие катакомбы знатной семьи Сципионов, датируемые II веком до н. э.; в главном помещении гробницы располагались каменные саркофаги членов семьи, в более скромном зале с нишами для погребальных урн — прислуги и вольноотпущенников;
Колумбарий Помпония Хила (лат. Pomponius Hylas) — хорошо сохранившаяся камера-гробница I века н. э., найденная в 1831 году. Помпоний и его жена Помпония Виталина, судя по богатому убранству гробницы, были разбогатевшими императорскими вольноотпущениками. Позднее гробница была расширена нишами для урн потомков и родственников четы;

Порта Аппия (позднее «Ворота святого Себастьяна»)

— являются частью стены Аврелиана, от них начиналась Аппиева дорога.

I миля

Порта Аппия Реконструированный мильный столб

Обозначавший первую милю от Капенских ворот Первая мильная колонна (итал. Prima colonna miliaria) — фрагмент колонны в городской стене в ста метрах от Порта Аппия. Колонна обозначала первую милю от Капенских ворот (1478 метров). Оригинальная колонна, найденная в 1584 году, является сейчас частью балюстрады на лестнице Капитолийского холма. Гробница Геты (лат. Geta) — гробница, первоначально украшенная мрамором. На данный момент нет доказательств, что здесь находилось захоронение Геты, сына императора Септимия Севера;

Гробница Присциллы (лат. Priscilla)

— гробницу построил для своей жены Присциллы Тит Флавий Абаскант, вольноотпущенник времени императора Домициана. Основание гробницы четырёхугольное, прежде было покрыто травертином. В ней же находилось помещение в форме греческого креста, в котором находились саркофаги и 13 ниш. Вход в гробницу находился в противоположной стороне и был с XII века до последнего времени закрыт фермерским домом. В Средние века над гробницей была надстроена смотровая башня из использованного кирпича и мраморных фрагментов;

Церковь Домине-Кво-Вадис (лат. Domine quo vadis

Санта-Мария-ин-Пальмис) — небольшая церковь на дороге. О побеге апостола Петра из Мамертинской тюрьмы напоминают два места на Аппиевой дороге: Пётр повязал раны повязкой, но потерял её на дороге, на этом месте была построена капелла Ad Fascoliam, которую позднее перестроили в церковь Святых Нерея и Ахилея (итал. Santi Nereo et Achileo). За воротами святого Себастьяна апостол пришёл к тому месту, где от Аппиевой дороги ответвляется Via Ardeatina: он мог отправиться в порт Остия и затем отплыть в Галлию или идти дальше по Аппиевой дороге до Бриндизи и затем отправиться на Восток. Однако, в этот момент ему явился Христос, к которому Пётр обратился вопросом: «Камо грядеши, Господи» (лат. Domine quo vadis?), на что получил ответ: «Иду туда, где меня вновь распнут» (лат. Eo Romam iterum crucifigi). Пётр вернулся в Рим и принял мученическую смерть

Колумбарии вольноотпущенников Ливии

— один из самых больших римских колумбариев, в котором могло поместиться около 3000 урн. Колумбарий был обнаружен в 1726 году в практически разрушенном состоянии, однако сохранились зарисовки и план сооружения, выполненный Пиранези. Здание представляло собой прямоугольник, в котором имелись четыре полукруглых углубления и четыре квадратных

II миля

На территории виллы Казали (итал. Villa Casali)

13 века расположено подземное языческое захоронение гипогей Вибии, включающее в себя 8 отдельных гипогеев на нескольких уровнях. Катакомбы с великолепными росписями датируются III и началом V века.
Самый известный гипогей, давший имя катакомбам, принадлежит Викентию (лат. Vicentius), священнику культа фракийского бога Сабатия, и его жене Вибии (лат. Vibia). Гипогей украшен росписями из IV века, изображающими кражу Прозерпины Плутоном, Юпитера Сабатия, Гермеса Психопомпа (Сопроводителя душ);
Гробница вольноотпущенников рода Волусия (лат. Volusia); Катакомбы святого Каллиста — одни из крупнейших христианских катакомб Рима, использовавшиеся для захоронений в течение II—IV веков;
Катакомбы Винья Ранданини (итал. Vigna Randanini) — иудейские катакомбы, захоронения жителей иудейской общины Рима, живших прежде всего в районе Трастевере и у Капенских ворот
Гробница Волумния (лат. Volumnius)

Колонна Пия IX

Посвящена папе, поручившему проведение реставрационных работ на Аппиевой дороге в 1852 году. Работами руководил архитектор Луиджи Канина (итал. Luigi Canina), который рассматривал дорогу и прилегающие территории как своего рода археологический парк
Катакомбы святого Себастьяна — этот участок дороги из-за углубления на дороге назывался ad catacumbas, что позднее дало название всем подземным захоронениям. С XI века катакомбы стали называться именем святого Себастьяна, так как расположены под базиликой Св. Себастьяна (в честь раннехристианского мученика святого Себастьяна; первоначально — базилика Апостолов — Memoria Apostolorum). Базилика приобрела современный вид после реставрационных работ, проведённых при кардинале Шипионе Боргезе в начале XVII века;

Гробница Ромула (лат. Romulus)

Сына императора Максенция, являвшаяся частью монументального комплекса императорского дворца и цирка Император построил гробницу для себя и своей семьи в начале IV века, однако в ней был захоронен, возможно, только его сын Валерий Ромул, умерший в 309 году в возрасте пятнадцати-шестнадцати лет; За гробницей Ромула на Виа Аппия Пиньятелли находится цирк Максенция, построенный в 309 году;

Гробница Цецилии Метеллы (лат. Caecilia Metella)

— монументальный мавзолей Цецилии Метеллы, дочери консула Квинта Целия Метеллы Кретика, около 50 года до н. э. Гробница в XI веке использовалась в оборонительных целях графами Тускулумскими и в 1299 году римское дворянским семейством Каэтани превращено в башню крепости;

Небольшая готическая церковь Сант-Никола-а-Капо-ди-Бове (итал. Sant Nicola a Capo di Bove).
III миля

Развалины некогда крепости семьи Каэтани (лат. castrum Caetani) ;


Башня Капо ди Бове (итал. Torre Capo di Bove)

— руины бетонной гробницы, по форме напоминающей башню. Мраморная доска укреплённая на монументе, напоминает о тригонометрических измерениях астронома отца Анджело Секки (итал. Angelo Secchi) в 1855 году, которые в 1871 году послужили для проверки геодезической сети в Италии; Героический рельеф — погребальная стела с мраморным рельефом, оригинал которого хранится в Национальном римском музее, являлась частью несохранившегося монумента республиканского периода. На рельефе изображён обнажённый молодой человек в героической позе в накидке на плечах и оружием эпохи эллинизма у ног;

Гробница Марка Сервилия (лат. Marcus Servilius)


-с рельефными фрагментами в стене. Монумент стал первым памятником на Аппиевой дороге, восстановленным в 1808 году,при этом Антонио Канова пытался «законсервировать» рельефы на месте их находки, а не переносить из гробницы в музеи.
IV миля

«Гробница Сенеки» в виде столба простой кирпичной кладки, полностью лишённого декоративных фрагментов. Монумент, известный как гробница Сенеки, в память о философе и воспитателе Нерона, владельце виллы на IV миле Аппиевой дороги Четырёхугольное основание круглого мавзолея времен ранней республики с фрагментами фриза в стене; в погребальной камере находятся два саркофага;


Гробница сыновей Секста Помпея (лат. Sextus Pompeus Iustus)
- украшенная стихами — кирпичное строение с треугольным тимпаном, построенным Антонио Кановой. Тимпан украшен стихом, написанным гекзаметром, в котором Секст Помпей вспоминает о преждевременной смерти своих детей. В стены гробницы были инкрустированы многочисленные декоративные фрагменты. Сохранился лишь один фрагмент саркофага, изображающий супружескую пару;

Гробница святого Урбана
-епископа Рима, преемника святого Каллиста. Монумент, построенный из кирпича на высоком постаменте, датируется IV веком. В Средневековье над основанием гробницы располагалась башня Борджиани. В конце XIX века рядом с гробницей были найдены руины виллы Мармении (лат. villa Marmenia) — римской знатной женщины, принявшей христианство. Фрагменты виллы датируются республиканским периодом, частично IV—V веками Гробница «с дорическим фризом» из туфа в виде алтаря, украшенная фризом с изображениями шлема, ваз и розеток. Гробница, датируемая республиканским периодом, была перестроена Каниной и недавно был восстановлена управлением по археологии Рима;
Гробница Илария Фуска (лат. Hilarius Fuscus)
— треугольный фронтон, построенный Каниной, — оттиск погребальной стелы, которая хранится в Национальном римском музее. На фронтоне изображены пять портретов: в центральной нише — изображения супружеской пары, возможно, с их дочерью; две мужские фигуры представлены в двух боковых нишах. По изображению украшений для волос удалось установить дату постройки гробницы — около 30 года до н. э. Кирпичный колумбарий прямоугольной формы датируется серединой II века, ниши для урн расположены на различных уровнях; Кирпичный колумбарий — ещё один колумбарий прямоугольной формы;
Гробница вольноотпущенников Клавдия — захоронение семьи освобождённых при императоре Клавдии: главы семьи Клавдия Секундина (лат. Claudius Secundinus), переписчика, гонца, и его жены Флавии Ирины (лат. Flavia Irene) и их двух детей; Гробница, напоминающая по форме храм, выполнена из кирпича и богато украшена рельефными фризами;
Гробница Рабириев (лат. Rabirii)
— гробница напоминающая по форме алтарь, перестроена Каниной, который собрал мраморные фрагменты, найденные вблизи захоронения. На рельефе изображены Гай Рабирий Гермодор (лат. C. Rabirius Hermodorus), его жена Rabiria Demaris, возможно, вольноотпущенные Рабирия Постума (лат. C. Rabirius Postumus), торговца и банкира.
V миля

Гробница в виде пирамиды



Гробница Куриациев



Вилла Квинтилиев Casal Rotondo
Гробница — тумулус Куриациев (лат. Curiacii);

Гробница — пирамида ;

Вилла Квинтилиев (лат. Villa Quintilii)
— руины, в народе называемые «Старый Рим» (итал. Roma vecchia) Братья Максим и Кондин (лат. Maximus, Condinus) Квинтилии подверглись гонениям при императоре Коммоде и были убиты. Их вилла была конфискована и до IV века постоянно расширялась и перестраивалась. К Аппиевой дороге выходят нимфеум виллы (нимфеум — храм, в форме грота с фонтаном, посвященный нимфам), ипподром и резервуар для воды. Нимфеум в V веке был перестроен в крепостное сооружение. Статуи с виллы Квинтилиев хранятся в музеях Ватикана;
Развалины гробницы Супсифаниев (итал. Supsifanii). Надписи свидетельствуют о том, что гробница была построена за 27 тысяч сестерциев;
Гробница Септимии Галлы (лат. Septimia Galla);
Камень Публия Сергия Деметрия (лат. Publius Sergius Demtrius)— винодела из Велабро; Casal Rotondo — гробница цилиндрической формы времён Республики. Позднее была расширена и отреставрирована. Сейчас на её фундаменте расположен крестьянский дом с садом и оливковыми деревьями.

VI миля
На этом отрезке дороги множество отдельных фрагментов лежат в траве.
Базальтовая башня (итал. Torre Selce) — захоронение в виде пирамиды, построенное в XII веке из базальтовых обломков;
Красная башня (итал. Torra Rossa) из красноватого туфа;
Надгробие Марка Помпея (лат. Marcus Pompeius) ;
Дорические колонны, колонны Геркулеса — возможно, руины храма Геркулеса императора Домициана;
Гробница Квинта Кассия (лат. Quintus Cassius), торговца мрамором; Кирпичная гробница Квинта Веранния (лат. Quintus Verannius), легата Нерона в Британии; Torraccio di Palombaro — похожее на башню строение с четырьмя апсидами, которое в X веке было перестроено в церковь Санта-Мария-Мадре-ди-Дио, и поэтому хорошо сохранилось.

От VI мили до Бриндизи
В около 16,5 км от Капенских ворот, в конце девятой мили, располагалась первая почтовая станция, на которой меняли лошадей лат. Mutatio ad nonum. В 300 метрах от этого места заканчивается территория города Рима. За железнодорожным переездом Рим-Террачина старая Аппиева дорога соединяется с новой у местечка Фраттоккье (итал. Frattocchie). В современной Террачине находятся руины храма Юпитера Анксура
(лат. Jupiter Anxur, Anxur — так называли вольски это поселение), датируемый I веком до н. э. Здесь же император Траян приказал снести часть скалы, чтобы сократить время в пути. В Формии расположена гробница Цицерона.


Идея крупного археологического парка в районе между колонной Траяна и Castelli Romani возникла во время Наполеоновских войн. Восстановительные работы на дороге начал папа Пий VII в конце XVIII века, а завершил папа Пий IX в 1852 году, в них принимали участие ведущие археологи, учёные, инженеры, художники. Например, захоронения на IV миле были перестроены Антонио Кановой, а от IV мили до местечка Фраттоккье — Луиджи Каниной (лат. Luigi Canina). В 1931 году via Appia Antica была включена в городской план как «крупный парк».

После Второй мировой войны возникают планы по застройке дороги жилыми домами, а также проект роскошного жилого района на месте виллы Квинтилиев.
Римская кольцевая автодорога (итал. Grande Raccordo Anulare) пересекла старую Аппиеву дорогу на седьмой миле, нанесённый при этом ущерб был ликвидирован лишь недавно.

В 1955 году папа Пий XII освятил первый камень Олимпийского стадиона, который должен был быть построен над катакомбами Св. Каллиста, но проект был остановлен благодаря общественному резонансу. Наряду с крупными проектами на дороге постоянно шла реализация частных несанкционированных проектов, строились дома, происходил захват земли и зданий для создания неконтролируемой промышленной деятельности. Небольшая группа архитекторов, градостроителей и журналистов выступила против деятельности властей по застройке Аппиевой дороги. В конце 1960 года государство ограничило парковую зону на несколько метров в каждую сторону от дороги. В 1979 году мэр Арган рассмотрел предложение создать обширный археологический парк в центре Рима, и лишь в 1988 году было одобрено учреждение регионального парка via Appia Antica.

Погребение в катакомбах
Вся территория регионального парка Аппиева дорога закрыта для движения по выходным дням и праздникам с марта 1997 годаСегодня Аппиева дорога — это государственная дорога — итал. Strada Statale 7 Via Appia, частично асфальтирована, однако сохранились крупные участки дороги с античным покрытием, местами с глубокими колеями, выбитыми колесами повозок и колесниц.
В XX и XXI веках Аппиева дорога стала популярным местом проведения различных спортивных состязаний. Во время Олимпийских игр 1960 года в Риме здесь проходили соревнования легкоатлетов-марафонцев
В живописи
Гравюры «Аппиева дорога» из произведения Пиранези «Римские древности» (1753 год).

«Гёте в Кампанье»
— известная картина немецкого художника Иоганна Генриха Вильгельма Тишбейна, на заднем плане которой изображены горы Альбано, руины акведуков и гробница Цецилии Метеллы. Тишбейн писал в одном из писем, что он изобразил писателя сидящим на руинах и размышляющим над судьбами человеческих творений
«Аппиева дорога при закате солнца» — картина Александра Иванова, 1845 год, Государственная Третьяковская галерея


Американский художник Джон Линтон Чепмен (англ. John Linton Chapman) (1839—1905) писал виды руин на Аппиевой дороге в 1869 году (всего 10 картин, посвящённых дороге
В литературе
Гораций в «Сатирах» описывает своё путешествие из Рима в Брундизий по Аппиевой дороге. Байрон «Чайльд-Гарольд», стих IV посвящён Риму и его достопримечательностям, например, герой Байрона размышляет у мавзолея Цецилии Метеллы, кем могла быть эта римлянка.

В «Путешествии в Италию» (нем. Italienische Reise) Гёте описывает посещение разрушенных гробниц Аппиевой дороги, в том числе мавзолея Цецилии Метеллы. Писатель отметил, что «при виде её только и начинаешь понимать, что значит прочная каменная кладка. Эти люди работали для вечности, всё было ими учтено, кроме безрассудного, дикого варварства, от которого нет спасения»
Чарльз Диккенс в «Картинах Италии» (англ. Pictures from Italy) описал путешествие по Аппиевой дороге.

Выбравшись на Аппиеву дорогу можно долго ехать мимо обрушившихся гробниц и развалившихся стен, лишь кое-где встречая заброшенный, необитаемый дом; мимо цирка Ромула, где отлично сохранилось ристалище для колесниц, места судей, соревнующихся и зрителей; мимо гробницы Цецилии Метеллы; мимо ограждений всякого рода, стен и столбов, заборов и плетней, пока не выехали на открытую равнину Кампаньи, где по эту сторону Рима нет ничего, кроме развалин. Не считая далеких Апеннин, встающих на горизонте слева, все обширное пространство пред вами — сплошные развалины. Разрушенные акведуки, от которых остались лишь живописнейшие ряды арок; разрушенные храмы; разрушенные гробницы. Целая пустыня развалин, невыразимо унылая и мрачная, где каждый камень хранит следы истории Чарльз Диккенс. «Картины Италии»

Источники :
1. Тит Ливий История Рима от основания города (книга IX) (рус). 2000.. Сайт парка «Аппиева дорога» (итал.).
2. Сергеенко, М. Е. Жизнь Древнего Рима.под ред. проф. С.Л. Утченко "Хрестоматии по истории древнего Рима". Gegenwart. — München: Artemis, 1990.
3. Гёте, И.В. «Путешествие в Италию».

Не зря прозвали "царицей дорог". Окаймленная усыпальницами, катакомбами и храмами, она активно использовалась в Средневековье. Соединившая главные населенные пункты великой империи, представляла собой настоящее чудо инженерной мысли Аппиева дорога в Риме.

История создания великого пути

Консул Римской республики Аппий Клавдий вошел в историю именно как создатель самой значимой магистрали, соединившей Вечный город, Капую и Беневент. Вскоре путь был доведен до морского порта Брундизии (Бриндизи). Правда, некоторые исследователи считают, что трасса уже была проложена, а политик лишь приказал качественно ее вымостить. Ответственный за строительство патриций контролировал процесс, и в результате появилась Аппиева дорога в Риме (Италия), способная выдержать все нагрузки.

Военачальника критиковали за то, что он израсходовал почти весь государственный бюджет, однако со временем экономическая целесообразность трассы была подтверждена. Противники Клавдия упрекали его в использовании столь дорогостоящего проекта лишь для своего прославления, и оказались правы, поскольку при упоминании имени Аппия первое, что приходит в голову, - протянувшаяся на 570 километров одноименная дорога. И это несмотря на то что политик внес огромный вклад в развитие юриспруденции и даже литературы.

Возведение известной достопримечательности, процесс строительства которой проходил в несколько этапов, началось в 312 году до нашей эры, а закончилось через два столетия. Римляне установили мильные столбы с указаниями полезной информации для путников, и две величественные мраморные колонны, обозначив конец дороги, и одну из них сейчас можно наблюдать на том самом месте, где ее воздвигли. Вторая была подарена Лечче - центру одноименной провинции Италии. После избавления от последней в истории города эпидемии чумы жители воздвигли античную колонну на главной площади.

Причины появления Via Appia Antica

Историки полагают, что главной причиной для строительства широкой трассы, замощенной огромными валунами, послужила военная необходимость: по ней маршировали римские легионеры, которые отправлялись войну с самнитами. Кроме того, она соединяла столицу с самыми отдаленными регионами государства, чтобы власти могли их контролировать.

Со временем Аппиева дорога в Риме, воспетая в литературных произведениях и запечатленная на живописных полотнах, приобрела огромное экономическое значение: ее создание улучшило торговые связи между Востоком и Римом. А в Средние века магистраль превратилась в священный путь для паломников. Вскоре вдоль тропы войны и торговой артерии стали строиться роскошные дворцы и усыпальницы знатных горожан. Значительная часть сооружений после распада Римской империи была разобрана, а в XVIII веке появилась новая трасса с таким же названием, путь которой проходит от столицы государства к Альбанскому озеру. Поэтому официальное имя древней магистрали - Старая Аппиева дорога в Риме.

Строгий контроль и мастерство рабочих

Трасса с многослойным покрытием, состоящим из камней толщиной около метра, прекрасно сохранилась, несмотря на очень солидный возраст, и даже в настоящее время некоторые ее участки пригодны для эксплуатации. Можно отметить особое мастерство строителей, отполировавших до блеска и тщательно подогнавших друг к другу базальтовые плиты, между которыми не было ни одной щели.

Существует древняя легенда, согласно которой Аппий Клавдий, контролировавший процесс, вставлял тонкое лезвие кинжала между булыжниками, чтобы проверить качество кладки. Как только ему удавалось это сделать, рабочие мостили дорогу заново. Благодаря этому она получилась очень ровная, что делало ее удобной как для пеших путников, так и для колесниц, запряженных лошадями. Строители выравнивали поверхность, а камни укладывали на предварительно уложенные слои песка и гальки.

Любопытно, что средняя часть трассы была приподнятой, и даже после проливных дождей вода стекала на обочину, где рабочие прорыли канавы для ее отвода, и Аппиева дорога в Риме всегда оставалась сухой. Ее ширина, составляющая около четырех метров, позволяла свободно разъехаться колесницам.

Археологический парк

Сегодня дорога, уникальность которой заключается в ее долговечности, имеет статус государственной, и на ее территории находится археологический парк, сформировавшийся в XIX веке. На трассе, участки которой залиты современным асфальтом, можно рассмотреть уголки с неплохо сохранившимся античным покрытием, где оставлены следы древних повозок. А полотно, непригодное для эксплуатации, разрушено не временем, а владельцами земель, расположенных рядом с дорогой. После того как пришла в упадок, каменные плиты выкорчевывались и использовались при постройке жилых домов.

Дорога, где ощущается атмосфера Вечного города

Аппиева дорога в Риме, история которой началась до нашей эры, является не только прогулочной, но и спортивной трассой: в 1960 году здесь соревновались олимпийцы, а сейчас проводятся различные мероприятия. В выходные и праздничные дни она закрыта для автотранспорта. Огромное количество экскурсионных программ дает прекрасную возможность туристам познакомиться с античной дорогой и уникальными сооружениями, возведенными вдоль нее на протяжении всего пути от столицы Италии до Бриндизи. Сюда стоит приехать ради того, чтобы в полной мере ощутить атмосферу Вечного города.

Престижное место вдоль дороги

Хорошо спроектированная Аппиева дорога в Риме, маршрут которой начинался от Капенских ворот, полностью разрушенных в настоящее время, стала излюбленным местом для захоронений богатых горожан. Дело в том, что на городской территории во времена расцвета великой империи было запрещено хоронить усопших. И сразу после появления Regina Viarum, что переводится с итальянского как "царица дорог", на прилегающих к ней участках стали возводиться не только погребальные сооружения, но и роскошные виллы, поскольку эти места считались очень престижными. Римская знать строила огромные фамильные склепы, в которых хоронила своих близких, колумбарии, памятные стелы.

С распространением христианства вдоль трассы стали появляться могилы тех, кто принял новую религию. Их хоронили в катакомбах - подземных кладбищах с целой сетью переходов и галерей. Со временем многие памятники разрушились, и их разобрали на стройматериалы. Большая часть античных и средневековых строений, дошедших до потомков, напоминает о былом величии Древнего Рима и его богатой истории.

Что посмотреть?

Самым любопытным сооружением является каменный мавзолей Цецилии Метеллы, по форме больше похожий на крепость. Из усыпальницы, которая со временем превратилась в военное укрепление, останки дочери великого политика были перенесены в другое место.

Аппиева дорога в Риме - это известный паломнический путь, на котором появился небольшой храм Domine Quo Vadis, перестроенный в XVII веке. Он был воздвигнут на том месте, где встретились Иисус и святой Петр. В легендарной церкви хранится реликвия - копия каменной плиты с отпечатками следов ног Христа. На ней выбито пожелание доброй дороги пилигримам, приходившим сюда помолиться и попросить о благополучном возвращении домой.

Вместо огромного поместья Квинтилиев сейчас можно увидеть лишь живописные руины. Когда-то римский правитель вероломно захватил роскошную виллу, убив ее хозяев. Так сложилась судьба, что император нашел в ней свою смерть - он погиб в резиденции во время заговора.

Усыпальница Сципионов, в которой покоятся члены известного аристократического семейства, была всеми забыта, и только в XVIII веке до нее добрались археологи, а обнаруженные экспонаты находятся в

Вилла Максенция - это бывшая резиденция жестокого императора. Сейчас от нее остались развалины из красного кирпича, а несколько столетий назад это был грандиозный архитектурный комплекс, состоящий из роскошного дворца, мавзолея и цирка. После гибели правителя памятник был разрушен, и только 50 лет назад местные власти задумались о его реконструкции.

Подземные кладбища

На многие километры вдоль трассы протянулись катакомбы Сан-Каллисто, посетить которые можно во все дни, кроме среды. В "городе мертвых" с узкими каменными коридорами и замурованными нишами можно узнать о языческой и христианской культуре подземных захоронений. Это довольно мрачное место, где всегда холодно и царит вечный мрак.

Рядом находятся катакомбы Сан-Себастьяна, и древняя легенда гласит, что в них хранились мощи святых Петра и Павла. Попасть в небольшое подземное кладбище можно только в сопровождении гида, поскольку в темных лабиринтах легко заблудиться.

Аппиева дорога в Риме: как можно добраться?

Чтобы самостоятельно доехать до популярной достопримечательности, нужно сесть на расположенной напротив Капитолийского холма, на городской автобус под номером 118. Выйти необходимо на остановке Appia Antica - Domine Quo Vadi, и взорам туристов откроется признанная одной из главных достопримечательностей Аппиева дорога в Риме.

Как добраться до нее в выходные дни? В субботу и воскресенье, когда для общественного транспорта закрыт путь, специальный туристический автобус № 110, который отходит от станции метро Термини, довезет до местной достопримечательности.

Как рассказывают туристы, путешествовать по трассе в рабочие дни не очень-то и удобно, а до главных исторических памятников идти довольно долго. Вдоль многокилометрового пути не проложены тротуары, и приходится постоянно прижиматься к обочине, пропуская летящие вперед машины. Поэтому лучше всего приезжать сюда в выходные, чтобы насладиться пешими прогулками, тишиной и особой атмосферой исторического места.

Аппия Антика (Старая Аппиева Дорога) когда-то была одной из самых важных и знаменитых дорог мира, так как вела из Рима к самым дальним концам Римской Империи. Аппиева дорога была построена в 312 до н.э, являясь детищем Аппия Клавдия Цека. Римский военачальник был известен организацией массовых общественных работ, благодаря которым удалось вывести жизнь римлян на совершенно новый уровень. Именно Аппиев Путь стал самым известным проектом государственного деятеля, соединив Рим с портовым городом Бриндизи.

История строительства

Дорогу начали строить с укладки глины, на которую затем укладывался бут и маленькие камни. Затем все это покрывалось финальным слоем гравия, и финальной укладкой каменной плитки, обеспечивающей плоскую поверхность для удобной езды по дороге. Историки говорят, что камни совмещались так хорошо, что между ними невозможно было вставить даже лезвие ножа. По обе стороны дороги были вырыты канавы для отвода воды, поддерживаемые опорными стенами.


Аппиева Дорога общей длиной в 560 километров начиналась у Большого Цирка, проходя вдоль Терм Каракалла и Стены Аврелиана. Возле Рима вдоль дороги были построены гробницы выдающихся людей. Покидая город, дорога проходила через богатый пригород, следуя через Аппиевы горы и Болота Понтия в Террацину, прибрежный город в 56 километрах к югу от Рима. Оттуда Путь Аппия следовал вдоль западного побережья, заканчиваясь в Капуа. Общая длина дороги в этой точке составляла 210 км. Эта дорога отлично служила своей цели, помогая римской армии быстро перемещать военные запасы. Это поспособствовало нескольким выдающимся победам армии.


В 295 году до н.э. дорога была продлена к Беневенто, а в течение последующих 5 лет к Венозе и Таранто. В конечном счете, Аппиев Путь пролегал до портового города Бриндизи на южном побережье Италии. Его общая длина от Рима составила 560 километров.

Памятники вдоль Аппиевой Дороги

Так как было запрещено хоронить мертвых в черте города, многие были похоронены вдоль ведущих из Рима дорог. Важные люди строили вдоль дорог гробницы для себя и всей своей семьи. Иногда эти могилы были столь большими, что достигали размеров дома. Их формы варьировались от холмов или пирамид до небольших храмов. Вдоль Аппиевой дороги было установлено множество таких памятников, и многие из них все еще видны сегодня.


Самой выдающейся из гробниц считается хорошо сохранившаяся могила Цецилии Метелла, жены одного из генералов Юлия Цезаря. Гробница больше похожа на хорошо защищенную крепость. Среди других выдающихся памятников гробница Марка Сервилия, римского военачальника Секста Помпея, философа Сенеки и многие другие. Особое внимание стоит обратить на гробницу семьи Помпея Секста, надпись на которой гласит о горе родителя, вынужденного хоронить своих маленьких детей. Вдоль Аппиевой дороги также похоронен император Галлиен, убитый в 268 году.

Другие достопримечательности

Помимо многочисленных могил вдоль дороги, на Аппиевой Дороге есть некоторые другие памятники. Среди выдающихся достопримечательностей Храм Геркулеса, церковь Домине-Кво-Вадис (где по преданию Апостол Петр встретил Христа), и остатки готической церкви Сан Никола. Вилли Квинтили с её древними термами, красивыми бордюрами и скульптурами расположена в Нуова рядом с дорогой. Неподалеку расположена могила Ромула и Цирк Максенция, большая арена для каретных гонок. Рядом с цирком был построен дворец, созданный императором Максенцием. Цирк был вторым в Империи по размерам, уступая только Большому цирку. Он также является луше всего сохранившимся из всех римских цирков.


Аппиева дорога славится памятниками и могилами древних римских семей, но многие находят более интересным то, что скрыто под дорогой. А под ней находится сеть древних туннелей, известных как Римские катакомбы. Первые христиане хоронили своих мертвых под землей и при необходимости проводили секретные церковные службы. Несколько катакомб открыты для общественности, а экскурсии здесь проводят местные священники и монахи. Посетители могут увидеть древние погребальные ниши и некоторые образцы раннего христианского искусства.


Экскурсии по Аппиевой Дороге

Сегодня Аппиева дорога является популярной достопримечательностью Рима и начинается у стены Аврелиана и Ворот Святого Себастьяна. Первая часть дороги довольно неудобна для пешеходных прогулок. Она ведет вдоль церкви Кво-Вадис, катакомб Сан Каллисто и Сан Себастьяно к внушительной могиле Цециллии Метеллы. Отсюда дорога вымощена подлинными римскими камнями, сохранившимися до наших времен. Экскурсия покрывает множество километров, охватывая остатки многочисленных исторических могил и прочих памятников.

Рим — не просто известнейший туристический центр и город с древнейшей историей. Столица Италии — это настоящее наследие человеческой цивилизации. С этим городом связано так много, что перечисление всех знаменательных исторических фактов, дат и мест займет не один час. Уже одно то, что многие достопримечательности Рима, весь его великолепный исторический центр, а также памятники священного оплота католицизма — — являются бережно охраняемым, драгоценным Всемирным наследием ЮНЕСКО, говорит о многом.

Рим — это не просто столица одного из государств Средиземноморья. Это и сохранившаяся до наших дней столица могучей когда-то Римской империи, а таким грандиозным «наследством» могут похвастаться не многие города мира. Более того, множество строений Древнего Рима сохранились практически не разрушенными (или бережно восстановленными благодарными потомками) до настоящего времени, и Аппиева дорога — одно из таких своеобразных «сооружений», которое было создано еще в далеком 312 году до нашей эры и существует по сей день. Что же это такое?

История Аппиевой дороги

История Аппиевой дороги (Via Appia Antica) в Риме очень давняя и славная. Проложена она была еще до Рождества Христова во время цензорства, дважды консула и римского диктатора Аппия Клавдия Цека (потому она и зовется «Аппиевой»). Она была, собственно, построена по его приказу. В те времена Аппиева дорога имела для Рима огромное транспортное значение и являлась крупнейшей общественной дорогой; сначала соединяла столицу Римской империи с Капуей, позднее была продлена до Брундузии.

Старая Аппиева дорога, ее самая древняя часть, была построена в IV век до н. э. Ее длина составляла примерно 195 современных километров. Причиной основания этого пути были военные действия римлян против самнитов, древнейшего племенного народа Италии. Аппиева дорога была вымощена крупным булыжником. Это способствовало быстрому передвижению римской конницы и пехоты. За многие годы существования толстые камни Аппиевой дороги были
отполированы колесами римских колесниц и сандалиями легионеров. До сих пор на всем ее протяжении можно видеть щербины, которые оставили лошади римлян 2 тысячи лет назад.

В III-II века до н. э. дорога была признана одним из важнейших путей сообщения и продолжала достраиваться. Важнейшей заслугой Аппия Клавдия Цека было именно то, что он не только начал ее строительство, но и задал ей правильное направление. Через несколько десятилетий Аппиева дорога в Риме стала главной артерией страны, через которую проходил торговый путь с Востоком. Торговали всем, начиная с роскошных восточных тканей и заканчивая важнейшим «товаром» древности — рабами, которых в огромном количестве привозили с «варварских» территорий.

Сами римляне называли Аппиеву дорогу «царицей дорог», настолько высоко ценилась она в древности. В таком ключе о ней даже упоминает в своем произведении Публий Папиний Стаций, известный древнеримский поэт. Да и в XIX веке н. э. ее воспел в своем произведении итальянский композитор О. Респиги.

Интересно, что многие знатные римляне строили вдоль дороги Аппия монументальные гробницы и великолепные памятники. Для многих римских семейств (таких, как Сципионы) было делом чести и высокого престижа «переплюнуть соседа» по части роскоши убранства. Аппиева дорога печально известна еще и тем фактом, что именно вдоль нее в 71 году до н. э. были распяты 6 тысяч рабов, которых взяли в плен римские солдаты после подавления восстания Спартака. В Средние века она стала привлекать толпы паломников, которые стремились посетить древние захоронения христианских мучеников — катакомбы.

Описание Аппиевой дороги

Основная часть дороги благодаря мастерству ее строителей прекрасно сохранилась до наших дней. Она представляет собой путь шириной в две римские повозки (около 4-х метров), вымощенный крупными тесаными камнями, которые укладчики дороги очень плотно пригоняли друг к другу. Это делалось из расчета, что по дороге должны были пройти многочисленные римские полчища и проехать огромное количество колесниц и повозок с грузом. По обе стороны этого каменного пути были устроены сточные канавы для отвода лишней дождевой влаги и возвышения для пешеходов, напоминающие современные тротуары.

При закате солнца Аппиева дорога вкупе со всеми гробницами и другими величественными сооружениями, которые высятся практич

Ески на всем ее протяжении, производит просто грандиозное впечатление. Большее время дня она достаточно пустынна. Время от времени попадаются путешественники. Можно встретить и автомобиль, но это скорее исключение, чем правило: проезд по Аппиевой дороге запрещен.

Основные достопримечательности , которые можно посетить, прогуливаясь вдоль Аппиевой дороги:

Гробница Цецилии Метеллы
Огромная, в виде башни, гробница знатной римской матроны Цецилии Метеллы. Цециллия была дочерью консула, одного из богатейших граждан Рима. Величественная усыпальница построена в виде округлой башни диаметром 11 метров. Высота сооружения — около 7 метров. Сейчас гробница наполовину разрушена, но все равно является одной из уникальных реликвий Аппиевой дороги, ведь она представляет собой ярчайший образчик римских усыпальниц.

Строительство башни велось без использования соединяющего раствора — в ход шли только каменные блоки, тщательно пригнанные друг к другу. Верхняя часть гробницы искусно отделана мрамором — дорогим материалом, который могли позволить себе лишь богатые люди — и украшена изображениями животных. Останки Цецилии были помещены в саркофаг, который размещался в центральной части гробницы, а позже был перенесен в Палаццо Фарнезе. Гробница украшена надписью, которая говорит о том, что построена она была для любимой дочери и жены.

Знаменитые катакомбы Домитиллы
Во времена Римской империи использовались в качестве первых христианских храмов и молелен. Это одни из самых больших римских катакомб. Основаны были на месте семейной усыпальницы рода Флавиев. Есть версия, что земля эта принадлежала внучке Весписиана (императора) Домитилле. Она была одной из первых христианок, за что и преследовалась, и была замучена насмерть. Со временем подземная галерея усыпальницы была существенно увеличена и стала огромным христианским захоронением, которое представляет и художественную ценность, поскольку украшено прекрасными фресками разных исторических периодов.

Останки Виллы Квинтилиев
Сейчас это прекрасное сооружение практически разрушено, а когда-то оно являло собою настолько роскошную усадьбу двух братьев, что им позавидовал сам император Коммод. Тиран казнил Квинтилиев и присвоил их виллу себе. Но и сейчас она производит потрясающее впечатление на фоне окружающей природы.

Гробница Сципионов

Гробница одного из знатнейших римских родов — Сципионов. Одна из самых древних родовых усыпальниц Аппиевой дороги. Занимает значительную территорию и вмещает более 30-ти захоронений, в том числе и могилу прославленного поэта Рима Квинта Энния (хоть он и не принадлежал к роду Сципионов). Первые захоронения в этом обширном погребальном комплексе производились в III в. до н. э. Последние соотносят приблизительно с I в. н. э. Гробница представляет собой историческую и культурную ценность как один из выдающихся примеров римских захоронений той эпохи.

Как добраться до Аппиевой дороги

Адрес этой достопримечательности Рима: Via Appia Antica, 60, Рим, Италия (индекс 00179).

  • Добраться до Аппиевой дороги можно автобусом №118. Билет стоимостью 1,5 евро необходимо приобрести заблаговременно в городе на станции метро, в газетном или табачном киоске, поскольку у водителей этих автобусов билетов нет.
  • В выходные дни до Аппиевой дороги можно доехать на специальном туристическом автобусе . Проезд в течение 3-х дней обойдется в 25 евро. Номер этого автобуса — 110 и отправляться на нем нужно от станции метро Термини.

Аппиева дорога на карте Рима:

Похожие публикации