Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Физиопроцедуры на дом для ребенка лор. Физиотерапия для детей

Детская физиотерапевтическая помощь в «Мать и Дитя» - эффективное и безопасное лечение и профилактика различных заболеваний у детей с рождений до 15 лет. Реабилитация маленьких пациентов после перенесенных травм, хирургических вмешательств, различных острых заболеваний, при наличии врожденных патологий и восстановление психоэмоционального равновесия ребенка также в компетенции детского физиотерапевта.

Физиотерапия - по сути - лечение силами природы. Безусловно, эти силы воссоздаются в искусственных условиях, благодаря ультрасовременному оборудованию и специальным натуральным и комбинированным составам, однако их целебное воздействие от этого только преумножается. В рамках физиотерапевтического лечения каждое воздействие на ребенка происходит целенаправленно, выверено буквально до секунды.

Каждая программа физиотерапии создается индивидуально, с учетом всех особенностей организма ребенка и медицинских задач, стоящих перед врачами. При взаимодействии высококвалифицированных врачей различных специализаций под руководством опытного физиотерапевта. Курс физиотерапии — это, как правило, комплексное лечение, в результате которого запускаются процессы саморегуляции, восстанавливаются физиологические ресурсы организма.

Детская физиотерапия существенно отличается от взрослой, организм ребенка, особенно малыша до 1 года, иначе реагирует на любые воздействия, поэтому детские физиотерапевты «Мать и Дитя» не только обладают высочайшей компетенцией и большим опытом, но и регулярно совершенствуют свои навыки и лучших российских и западных центрах. Оснащение Детских центров позволяет применять все методы лечения, существующие в международной детской физиотерапевтической практике.

Физиотерапия в «Мать и Дитя»

Физическое воздействие:

  • Водолечение;
  • Галоаэрозольная терапия;
  • Грязелечение;
  • Лечебная физкультура;
  • Массаж;
  • Теплолечение.

Аппаратное воздействие:

  • Амплипульстерапия;
  • Гальванизация;
  • Дарсонвализация;
  • Импульсная электротерапия (диадинамотерапия);
  • Интерференцтерапия;
  • Лекарственный электрофорез;
  • Магнитотерапия (высокочастотная, индуктотермия);
  • Магнитотерапия (переменная низкочастотная);
  • Миоэлектростимуляция;
  • СВЧ-терапия (ДМВ, СМВ);
  • УВЧ-терапия;
  • Флюктуоризация;
  • Фототерапия (ИК, хромотерапия);
  • Фототерапия (УФО);
  • Фотохимиотерапия;
  • Электросон;

Мы поможем, если у вашего ребенка

  • аллергия;
  • заболевания желудочно-кишечного тракта;
  • заболевания кожи (атопический дерматит, экзема);
  • заболевания костно-мышечной системы (ревматоидный артрит, ревматический полиартрит и другие формы артритов, последствия переломов костей, остеохондропатии);
  • заболевания ЛОР-органов (острый ринит и синусит, хронический тонзиллит);
  • заболевания нервной системы (остаточные явления перинатального поражения ЦНС, остаточные явления перенесенной нейроинфекции, невриты, детские церебральные параличи, заболевания периферических нервов, черепно-мозговые травм, нейромышечные дистрофии и т.д.);
  • заболевания опорно-двигательного аппарата (сколиотическая болезнь, врожденная косолапость, врожденный вывих бедра, остеохондропатии, травмы, ювенильный ревматоидный артрит и др.);
  • заболевания органов дыхания (пневмония, острый бронхит, рецидивирующий обструктивный бронхит, бронхиальная астма);
  • заболевания сердечно-сосудистой системы (миокардит, ревматизм, кардиопатия, аритмия, пороки сердца, артериальная гипертензия);
  • острый гематогенный остеомиелит;
  • последствия родовой травмы;
  • рахит;
  • флегмона новорожденных.

Восстановить, сохранить и приумножить ресурсы детского организма, предупредить различные заболевания, эффективно и безопасно преодолеть их - все это возможно Детских центрах «Мать и Дитя». Здоровье с первых дней жизни и навсегда - главная цель нашей работы!

Методические указания к 1-му занятию по общей физиотерапии: «Биофизические основы физиотерапии. Применение постоянного тока в клинике внутренних болезней»

Уважаемый студент! Настоящие методические указания ни в коей мере не заменяют ни учебник, ни другие учебно-методические пособия, ни лекции. Это лишь путеводитель, который позволит вам более четко структурировать материал, ничего не пропустить и лучше подготовиться к занятию по общей физиотерапии. Предполагается обязательная работа с базовым учебником (Боголюбов В.М., Пономаренко Г.Н.. Общая физиотерапия. – М.: Медицина, 2003.), ссылки на страницы которого приведены ниже, и конспектами лекций по соответствующим разделам. Кроме того, для лучшего усвоения материала мы рекомендуем пользоваться дополнительной литературой и учебно-методическими пособиями, указанными в разделе «Список литературы».

Как уже следует из заголовка темы, первое занятие построено из двух тематических блоков – это введение в дисциплину (основные общие вопросы) и глава, посвященная действию на организм гальванического тока.

Основы физиотерапии

1. Определение физиотерапии (Стр.6). Физиотерапия - область медицины, изучающая действие на организм природных и искусственно создаваемых (преформированных ) физических факторов , применяемых для лечения больных, профилактики заболеваний и медицинской реабилитации . Обратите внимание на выделенные ключевые слова определения. Физиотерапия как дисциплина структурно делится на общую и частную (стр. 9).

2. Предмет физиотерапии (стр. 6). Лечебные физические факторы, их классификация. Для более конкретного наполнения приведенной на стр.6 классификации достаточно взглянуть на оглавление учебника.

3. Преимущества физиотерапии перед фармакотерапией (стр. 7-8). Физиотерапия не противопоставляется другим методам лечения, а является эффективным и ценным дополнением фармакотерапии.

4. Ознакомьтесь с очерком об истории развитии и становлении физиотерапии как науки (стр. 9-20).

5. Общие механизмы действия физических факторов. Взаимодействие физического фактора и организма проходит несколько стадий. 1). Физическая стадия – передача биологической системе энергии, которая в процессе взаимодействия с тканями проходит, рассеивается, поглощается и отражается. 2). Физико-химическая стадия характеризуется первичными физико-химическими сдвигами в клетках и окружающей их среде. Наиболее изученными первичными эффектами являются теплообразование (нагрев тканей), изменения рН, концентрации и соотношения ионов в клетках и тканях, образование свободных форм веществ, генерация свободных радикалов, изменение пространственной структуры (конформации) биополимеров, прежде всего, белков. Менее изученные первичные эффекты - изменение физико-химических свойств воды, поляризационные и биоэлектретные эффекты, изменение электрических свойств клеток. Одному физическому фактору могут быть присущи многие физико-химические эффекты, а применение разных физиотерапевтических методов может вызывать одни и те же первичные сдвиги. Более подробно эти вопросы будут рассмотрены на лекции или на практическом занятии; рекомендуем также обратиться к учебному пособию, приведенному в списке литературы (Дробышев В.А., Карева Н.П., Люткевич А.А. Введение в физиотерапию. Теоретические основы действия и классификация лечебных физических факторов. Гальванизация и электрофорез. Учебно-методическое пособие. – Новосибирск, 2008. - С. 8-11.).


3). Биологическая – совокупность изменений в органах и тканях, возникших как ответ на действие физического фактора. Они могут быть как непосредственные, так и возникающие рефлекторно, в связи с чем выделяют местную, рефлекторно-сегментарную и общую (генерализованную) реакцию организма (Стр. 21-25)

6. Основные принципы лечебного применения физических факторов (Стр. 25-32)

7. Общие противопоказания для физиотерапии (знать наизусть!) – стр. 29-30. Злокачественные новообразования, системные заболевания крови, кахексия, гипертоническая болезнь III стадии, резко выраженный атеросклероз сосудов головного мозга, заболевания сердечно-сосудистой системы в стадии декомпенсации, кровотечения и кровохарканье, а также склонность к ним (или подозрение), общее тяжелое состояние больного, лихорадка, эпилепсия с частыми приступами, тяжелые психозы.

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИОТЕРАПИИ У ДЕТЕЙ.

(В.С.Улащик. Физиотерапия. Универсальная медицинская энциклопедия. Минск, 2008. С.377-381)

Физиологическое и лечебное действие физических факторов существенно зависит от реактивности организма, функционального состояния отдельных его органов и систем, возраста, конституциональных признаков и др. Анатомо-физиологические особенности детского организма не только заметно сказываются на действии лечебных физических средств, но и определяют необходимость соблюдения ряда условий при проведении физиотерапевтических процедур у детей. Современные знания в этой области позволяют сформулировать следующие основные принципы назначения физиотерапии в детском возрасте.

1. Физическую терапию у детей следует более строго комбинировать с питанием и диетотерапией, пребыванием на воздухе, с воспитательными и учебными мероприятиями. Все они могут существенно изменять действие физических факторов на здоровый и больной организм. Важно учитывать и время кормления, сопровождающегося активированием обменных процессов в детском организме. Физиотерапевтические процедуры рекомендуется проводить не ранее чем через 1 ч после кормления и не позднее, чем за 30-45 мин до следующего кормления. При физическом или умственном перенапряжении, утомлении обязателен отдых ребенка перед проведением физиотерапевтических процедур.

2. Во избежание переутомления ребенка в течение дня назначают только одну общую процедуру и лишь при острой необходимости (например, при кожных заболеваниях, болезнях опорно-двигательного аппарата) с интервалом в 2-3 ч в один день проводят общую и местную физиотерапевтические процедуры.

3. У детей реадаптация происходит медленнее, а последействие лечебных физических факторов сохраняется продолжительнее,

поэтому повторные курсы физиотерапии надо назначать через более длинные промежутки, чем у взрослых. Как правило, повторно на одну и ту же область тот же самый метод назначают по прошествии не менее двух месяцев. При возникновении повторного обострения заболевания лучше применить новый близкий по характеру действия метод, чем повторять прежнее назначение. Это особенно относится к таким методам, как УВЧ-терапия, лекарственный электрофорез, УФ-облучение, ингаляционная терапия.

4. В связи с высокой лабильностью всех систем организма ребенка и с целью предупреждения неадекватных реакции у детей строго следует соблюдать принцип постепенной интенсификации воздействия физическими факторами: лечение необходимо начинать с минимальных дозировок и постепенно повышать их до оптимальных.

5. При лечении детей физическими факторами нужно следить как за местными, так и общими (сон, аппетит, прибавление в весе, подвижность и др.) реакциями, индивидуальной переносимостью процедур. Общие реакции являются надежным индикатором адекватности проводимых физиотерапевтических процедур. Необходимость соблюдения данного правила диктуется еще и тем, что у ребенка не всегда можно получить правильное представление о вызываемых процедурой ощущениях, которые имеют дозиметрическое значение. Нелишне напомнить, что первые физиотерапевтические процедуры необходимо проводить в присутствии врача, который объективно оценивает реакцию ребенка на воздействие, уточняет его дозировку и методику проведения.

6. Общая энергетическая нагрузка физиотерапевтических процедур у детей должна быть меньшей, чем у взрослых. Для выполнения этого требования у детей (по сравнению со взрослыми): уменьшают интенсивность (дозировку) воздействия физическим фактором, применяют бальнеотерапевтические процедуры при меньших концентрациях солей и газов; сокращают продолжительность физиотерапевтических процедур; применяют только портативные аппараты; уменьшают площадь воздействия, избегают общих физиотерапевтических процедур; снижают число процедур на курс лечения; увеличивают межпроцедурные промежутки (у детей процедуры обычно проводят через день). Конкретные дозировки определяются возрастом ребенка, характером патологического процесса, видом проводимой физиотерапии. В качестве же общего ориентира можно рекомендовать следующее: у детей по сравнению со взрослыми дозиметрические параметры воздействия уменьшают на 1/3-1/5.

7. У детей имеются некоторые ограничения в выборе места проведения физиотерапевтических процедур. Как правило, у ребенка не воздействуют на следующие области (зоны) тела: ростковые зоны костей, область сердца, паренхиматозные и эндокринные органы, места с нарушенным или плохо развитым кровообращением.

8. Санаторно-курортное лечение также имеет свои особенности у детей, прежде всего организационные. В детских санаторных учреждениях, например, установлены более продолжительные сроки лечения (45-60-90 дней), чем у взрослых. В местные санатории можно направлять детей от 1 года до 14 лет включительно, а на курорты - с 5 лет (детей с церебральным параличом и заболеваниями опорно-двигательного аппарата - с 3 лет). В санатории для лечения родителей с детьми принимают детей в возрасте от 4 до 14 лет, а в санаторные лагеря круглогодичного функционирования (детские санатории) - от 6 до 14 лет. В силу несовершенства адаптационных механизмов у детей отдается предпочтение направлению в местные санатории, особенно при непродолжительных сроках санаторно-курортного лечения.

9. Ограниченные возможности автоматизма условно-рефлекторной деятельности и своеобразие формирования костно-мышечной системы определяют некоторые особенности ЛФК у детей: меньшая нагрузочность физических упражнений; небольшая продолжительность занятий и повторение их в течение дня; включение в комплекс игровых элементов и игр; исключение из занятий силовых упражнений и упражнений на выносливость. Одним из важнейших условий эффективности назначаемой ребенку лечебной физкультуры является соответствие выбранных средств и методик проведения ее возрастным периодам и особенностям.

10. Анатомо-физиологические особенности детского организма и своеобразная динамика становления отдельных его систем несколько расширяют (по сравнению со взрослыми) противопоказания для физической терапии в педиатрии. В частности, от применения физических факторов следует воздержаться, если у ребенка резко снижены адаптационные возможности, изменена реактивность организма, имеется опасность диссименации болезни. Общими противопоказаниями для физиотерапии (кроме общепринятых) у детей являются также резкая гипотрофия, повышенная кровоточивость, высокая температура тела. Своеобразие возрастной реактивности организма не только диктует особенности физиотерапии у детей, но и требует определенных возрастных ограничений в использовании у них физиотерапевтических методов.

Организм детей и особенности его работы в норме и патологии будут существенно отличаться от работы взрослого организма. Стадии созревания различных из органов и систем будут во многом зависеть от возраста малыша. Именно поэтому принципы физиотерапии в педиатрии основываются на применении ряда особых принципов. Разработаны как общие рекомендации для всех методов лечения, так и отдельные своды правил для назначения и проведения для отдельных физиотерапевтических процедур. В лечении детей могут использоваться различные виды лечения – это ультрафиолетовое облучение, применение ультразвука, УВЧ- или магнито-терапия, синусоидально-модулированные токи, электросон и многие другие. Все они имеют свой перечень показаний и противопоказаний.

Основные принципы физиолечения детей.
Важно помнить о том, что проведение физиотерапевтического лечения у детей должно комбинироваться строго с режимом питания общим режимом дня. Важно учитывать время, которое проводится ребенком на воздухе. При назначении процедур особое внимание необходимо уделять времени его кормления. Все процедуры можно проводить не ранее, чем через час после приема пищи, а затем следующий прием пищи должен быть также не ранее получаса-45 минут после процедуры. Если у ребенка отмечаются физическое перенапряжение или умственные перегрузки, то перед началом физиотерапии ребенку в обязательном порядке нужно отдохнуть.
В детском возрасте результаты от физиотерапевтических процедур могут сохраняться больше, и организм ребенка медленнее заново адаптируется. Именно поэтому повторный курс леченых процедур им стоит назначать реже, чем для взрослых пациентов. Если требуется использование одного и того же метода на одни и те же области, необходим перерыв как минимум в два месяца. При развитии более ранних периодов обострения заболевания необходимо предпочтение отдавать другим методам воздействия. А, исходя из того, что дети имеют склонность быстро утомляться, детям обычно назначают всего одну процедуру в день. Исключением могут служить случаи, когда этом возникает острая необходимость и необходимы более частые процедуры и воздействия. Это, к примеру, относится к болезням опорно-двигательной системы или кожных патологий. В таких случаях методы физиотерапии могут проводиться с интервалами более 2-3 часов.
Все системы детского организма имеют высокую подвижность и лабильность, и для того, чтобы можно было предупредить формирование негативных реакций среди детей, важно начинать воздействия минимальных доз процедуры, постепенно доводя их до оптимальных. Общие нагрузки при физиотерапии у детей должны быть намного ниже, чем среди взрослых. С той целью, чтобы соблюсти подобные требования, нужно предпринимать такие шаги:
- дозировки процедур должны быть уменьшены
- сокращается длительность самих процедур
- уменьшается площадь воздействия
- увеличивается промежуток между процедурами
- снижается количество процедур на курс лечения.
Помимо всего прочего, для бальнеологических процедур могут применяться меньшие концентрации соли и газа, стараются отказываться от общих процедур при физиотерапии.
В течение процесса лечения ребенка важно вести наблюдение за всеми реакциями организма детей. Об общем состоянии ребенка можно говорить, оценивая тот факт, каким будет сон и аппетит, прибавки веса и достаточный объем движения. Подобная оценка в состоянии ребенка важна, так как сами дети очень сложно могут описать свое состояние. При первых процедурах обычно необходимо присутствие врача, чтобы он мог оценивать влияние физиотерапии на здоровье ребенка.
У детей есть особые зоны, на которые запрещено воздействовать физиотерапией. К ним относят область проекции сердца, области ростовых зон костей, места нарушения кровообращения, эндокринные и паренхиматозные органы. Все особенности в детском организме и динамика развития его органов и систем будут накладывать определенные ограничения в проведении физиотерапии. Так, у детей не назначают процедуры, если он имеет сниженные возможности адаптации, если имеется опасность распространения болезни или отмечены изменения в реактивности организма. Не показана физиотерапия при гипотрофии, повышении температуры тела и склонности к кровоточивости.

Методы физиотерапии у детей.

Применение УФО у детей.
Ультрафиолетовое облучение показано детям с рождения, его активно применяют у новорожденных при борьбе с желтухой в роддоме. Показания для применения УФО – болезни пупка, пиодермии, состояние гиперкальциемии, если родничок с рождения малый или закрыт, патологии верхних дыхательных путей, бронхиты и пневмонии. Противопоказания относятся к общим противопоказаниям для всех физиопроцедур. Не назначают УФО при снижении гемоглобина у ребенка ниже 60 г\л.
Местное применение ультрафиолетового облучения не должна превышать 4% поверхности тела за одно воздействие. До полугода это 60 см2, до года около 80см2. В возрасте от года до трех лет это примерно 150 см2, для детей 4-7 лет это 200см2, до 12 лет это 300см2. После 12 лет местное облучение можно проводить на 400см2, при этом нельзя выбирать дозу более 2 биодоз облучения.
При проведении общего облучения максимальные дозы воздействий на весь курс лечения будет зависеть от возраста малыша, в среднем, она составляет 1.5-2 биодозы детям до двух лет, в старшем возрасте количество доз облучения увеличивается.

Методы гальванизации и электрофореза у детей.
Эти методы можно применять детям с месячного возраста. Плотность тока должна составлять 0,05 ма/см.кв. в среднем, процедура будет продолжаться 10-15 минут, это втрое меньше, чем для взрослых пациентов. Курс лечения для детей примерно составляет от 20 до 25 процедур, и это больше, чем для взрослых людей. Если применяются растворы адреналина или димедрола, тогда на одну процедуру будет достаточно одной разовой дозы.
Метод гальванического воротника применяют детям от двух лет, как и методики интраназальной гальванизации и методик Вермеля.

Применение лечебной физкультуры у детей.
Это практически самый важный из разделов физиопроцедур среди детей, особенно важный для детей в раннем возрасте. Различные упражнения при помощи мячей, надувных снарядов игрушек под контролем специалиста принесут много пользы детям с рождения. Курс, длительность и интенсивность, набор упражнений определяется врачом, исходя из конкретных патологий.

Применение динамических токов у детей.
Применяют подобный метод физиотерпии у детей не ранее семи лет, так как младшие дети плохо переносят подобные процедуры. Обычно такие процедуры применимы при вазомоторном рините, допустимой силой тока будет около 8-10ма, и этим достигается эффект вибраций, но не жжения.

Это далеко не все методики физиотерапии, применяемые у детей, мы поговорим во второй части еще о некоторых из них. Но важно знать, что физиолечение не относится к основному и не применяется, за редким исключением, в острой фазе патологии. За состоянием ребенка и эффективностью методик следит врач, который при необходимости, корректирует состояние или даже отменяет процедуры, если они плохо переносятся малышом.

Еще статьи на тему "Уход за детьми":














Физиотерапевтические методы лечения широко используются в педиатрии, что объясняется их безопасностью, эффективностью и отсутствием побочных эффектов. В основе физиолечения – применение физических факторов, создаваемых природным способом или же при помощи специального медицинского оборудования. Их направленное воздействие на организм новорожденного создаёт раздражение рецепторов кожи, что приводит к активизации процессов выздоровления, а также общему улучшению состояния здоровья.

Использование физиотерапии для новорожденных имеет свои особенности:

  • терапевтические дозы воздействия физических факторов соответствуют возрастной дозировки;
  • проведение процедур следует осуществлять в первой половине дня;
  • сеансы лечения должны проводиться только через несколько часов после кормления или за час до него;
  • курсы физиотерапии составляют 7 -10 процедур.

При назначении физиотерапии новорожденным специалистами нашей клиники учитывается состояние ребёнка, его возраст, наличие заболеваний, аллергических реакций и т.д. Обязательно берутся во внимание особенности организма грудничка – повышенная возбудимость и анатомо-физиологические особенности детей первых месяцев жизни. Также существуют противопоказания для проведения физиопроцедур:

  • высокая температура тела;
  • заболевания сердечно-сосудистой системы;
  • инфекционные заболевания в острой стадии;
  • травмы и кровотечения;
  • новообразования;
  • общее тяжелое состояние ребёнка.
  • судорожный синдром.

Врачи-физиотерапевты нашей клиники в обязательном порядке учитывают все особенности проведения курса физиотерапии новорожденным . Её эффективность гарантированна только в том случае, если лечение проводится под контролем компетентных специалистов.

Физиотерапия для грудничков

Несмотря на безопасность основных методов физиотерапии, далеко не все её процедуры рекомендуются для проведения в первые месяцы жизни. К основным методам лечения, которые могут применяться для грудничков, принадлежат:

  • электрофорез – локальное введение лекарств в организм малыша, сопровождаемое лёгким воздействием электрического тока. Такие процедуры позволяют уменьшить терапевтическую дозу ввиду лучшей усвояемости лекарства. Чаще всего при помощи электрофореза вводятся различные микроэлементы, противовоспалительные средства, препараты, улучшающие кровообращение и т.д.;
  • лазеротерапия – поток инфракрасного излучения оказывает заживляющее действие, активизирует обменные процессы в тканях, помогает быстрее рассосаться отёкам, улучшает лимфоток, обладает обезболивающим и противовоспалительным эффектом. Лазерная физиотерапия для грудничков рекомендуется при целом ряде заболеваний, однако в перовую очередь назначается в период реабилитации после травм и операций;
  • магнитотерапия – направленное воздействие магнитного поля позволяет ускорить лечение при целом ряде заболеваний – воспалительных процессах органов дыхания, неврозах, дерматитах, нарушениях в работе пищеварительного тракта и т.д.;
  • СМТ–терапия – лечение синусоидальными модулированными тока низкой частоты, которое широко рекомендуется при болезнях опорно-двигательного аппарата и нервной системы.
  • массаж – регулярные сеансы детского массажа рекомендуются педиатрами не только при лечении различных заболеваний опорно-двигательного аппарата, нервной и сердечно-сосудистой системы, простудных заболеваниях и патологиях органов дыхания, но и в качестве профилактики;

лечебная физкультура – ЛФК назначается малышам с врождённым и приобретёнными заболеваниями костно-мышечной системы, болезнями, связанными с нарушениями в работе ЦНС, при общем ослаблении организма и недостаточном физической развитии.

Похожие публикации