Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Надо делать утренний намаз. Обязательные намазы: особенности и порядок выполнения мужчинами

Состоит из 2-х рака"атов сунны и 2-х рака"атов фарза. Сначала совершается 2 рака"ата сунны, затем 2 рака"ата фарза.

2 рака"ата сунны фаджра

1-й рака"ат:

  1. Встать в направлении к Кыбле так, чтобы расстояние между стопами было шириной в 4 пальца.
  2. Намерение: «Намерился выполнить 2 рака"ата сунны сегодняшего фаджр намаза ради Аллаха».
  3. Со словами «Аллаху Акбар», совершить вступительный такбир. Мужчины поднимают руки, направив их ладонями в сторону Кыблы – так, чтобы подушечками больших пальцев коснуться мочек ушей. Женщины поднимают руки, направив их ладонями к Кыбле с сомкнутыми пальцами так, чтобы кончики пальцев были на уровне плеч.
  4. Кыям – стояние после такбира. Руки сомкнуты, смотреть желательно на место суджуда. Мужчинам следует положить правую руку поверх левой, при этом мизинцем и большим пальцем правой руки обхватить кисть левой. В таком положении руки следует держать на животе чуть ниже пупка. Женщины кладут правую руку на левую и держат их на уровне груди.
  5. В положении кыям (стоя), последовательно читается: дуа «Субханака», «А"узу-Бисмиллях», суру «Аль-Фатиха» и суру из Корана.
  6. Руку"у – поясной поклон. Со словами «Аллаху Акбар» совершить поясной поклон и в этом положении читать:

Субхана рабби аль "Азым - 3 раза

Смысл: «Хвала моему Великому Господу».

Мужчины во время руку"у руки, с разведенными пальцами, кладут на колени и держат прямыми ноги и спину; у женщин колени и спина согнуты не полностью, а пальцы собраны вместе.

  1. Выпрямление с руку"а со словами:

Сами"Аллаху лиман хамидах

Смысл: «Слышит Всевышний тех, кто восхваляет Его».

Полностью выпрямившись, произносится:

Раббана лякяль хамд

Смысл: «Господь наш, лишь Тебе хвала».

  1. Суджуд – земной поклон. Сказав «Аллаху Акбар», коснуться пола сначала коленями, потом руками, потом лбом и носом; при этом голова находится между кистями рук, ноги не отрываются от земли, глаза смотрят на кончик носа. В этом положении повторить 3 раза:

Субхана Рабби альА"ля

Во время суджуда у мужчин локти не касаются земли и разведены от боков. Стопы ног параллельны друг другу, пальцы направлены в сторону Кыблы. У женщин локти прижаты к бокам, ноги в том же положении, что и у мужчин.

  1. Ку"уд - сидение между двумя суджудами: со словами «Аллаху Акбар» оторвать лоб от земли и сесть на колени. Руки положить на колени, взгляд направлен на бедра.

Мужчины садятся на левую ногу, при этом пальцы правой ноги, прогнувшись, направлены в сторону Кыблы; женщины садятся на левое бедро, подобрав под себя обе ноги и направив стопы в правую сторону, пальцами к Кыбле.

  1. Со словами «Аллаху Акбар» совершается второй суджуд и в этом положении читается:

Субхана Рабби аль А"ля - 3 раза

Смысл: «Хвала моему Господу, который превыше всего».

  1. Выход из суджуда. Сначала следует поднять голову, затем оторвав от земли руки, положить их на бедра и подняться с колен. Встать со словами «Аллаху Акбар» (для чтения второго рака"ата) и в положении кыяма (стоя) сомкнуть руки на животе (мужчины) или на груди (женщины).

Вышеперечисленные пункты (с 1-го по 11-й) составляют 1-й рака"ат.

2-й рака"ат:

  1. Стоя, последовательно читать «Бисмиллях», суру «Аль-Фатиха» и суру из Корана.
  2. Так же, как и в первом рака"ате, со словами «Аллаху Акбар» совершить поясной поклон и произнести:

«Субхана рабби аль "Азым» - 3 раза

  1. Выпрямляясь со словами «Сами"Аллаху лиман хамидах», полностью выпрямиться и произнести:

«Раббана лякяль хамд».

  1. Со словами «Аллаху Акбар», совершить саджда. В этом положении читается «Субхана Рабби аль А"ля» 3 раза.
  2. Со словами «Аллаху Акбар», сесть между суджудами.
  3. Со словами «Аллаху Акбар», совершить второй суджуд и произнести «Субхана Рабби аль А"ля» 3 раза.
  4. Последнее сидение. Произнося «Аллаху Акбар», подняться из положения саджда и сесть на колени. Кисти рук находятся на коленях, глаза смотрят на бедра. Мужчины садятся на левую ногу, при этом пальцы правой ноги, прогнувшись, направлены в сторону Кыблы. Женщины садятся на левое бедро, подобрав под себя обе ноги и направив стопы в правую сторону, пальцами к Кыбле.
  5. Сидя, последовательно читать «Ташаххуд», «Салават», ду"а «Раббана».
  6. Салям - Сначала повернуть голову направо (при этом смотреть на плечо) и произнести:

«Ассаляму алейкум ва рахматуЛлаах».

Смысл: «Мир вам и милость Аллаха».

  1. Так же, повернув голову налево, произносится:

«Ассаляму алейкум ва рахматуЛлаах» .

  1. Подняв руки до уровня плеч, ладонями к верху прочитать ду"а после саляма:

«Аллахумма антассаляму ва минкассаляму табаракта йа заль джаляяли валь икрам».

После этого протираем ладонями лицо.

Два рака"ата сунны фаджр намаза завершены.

Илдус хазрат Файзов, специально для сайт

Что Вы думаете об этом? Оставьте свой комментарий.

Утренний намаз состоит из четырёх ракаатов, два из которых —" сунна и два — фард. Сначала исполняется 2 ракаата сунна, потом 2 ракаата — фард.

1. Стоя, сердцем выразите намерение (ният) совершить намаз.

2. Поднимите обе руки, ладонями в сторону Киблы и произнесите "Аллаху акбар" .

3. Затем положите правую руку ладонью на левую руку и опустите сложенные таким образом руки чуть ниже пупка(женщины ставят руки на уровне груди)и прочтите ду`а "Сана"
"Субхаанакя аллаахумма ва бихамдика,ва табааракясмука, ва та‘аляя джаддука,ва ляя иляяхэ гайрукь" .

Затем:
"Аузу билляхи минашшайтаани р-раджим"
Суру "аль-Фатиха"
Бисмилляхи р-рахмаани р-рахим

Аррахмаани р-рахим
Маалики яумиддин




Амин!
..

После суры аль-Фатиха читаем еще одну короткую суру или один длинный аят например сура "аль-Ихлас"
Къуль хува Аллааху Ахад
Аллааху с-съамад
Лям йалид ва лям йууляд
Ва лям йакулляхуу куфуван ахад

4. Опустив руки, произнесите: "Аллаху акбар" и совершите руку" (поясной поклон). В поклоне произнесите:

"Субхана-Раббияль-"азыйм" - 3 раза

5. После руку" выпрямите тело до вертикального положения, произнося:

"Самигаллаху-лимян-хамидах" . Затем скажите

"Раббана уа лякаль хамд"

6. После короткой паузы выполните земной поклон "сажда", говоря "Аллаху акбар" . В земном поклоне Вам следует касаться земли ладонями, коленями, пальцами ног, лбом и носом. Достигнув спокойствия в земном поклоне произнесите:

"Субхана-Раббияль-Агъля" - 3 раза.

7. После этого со словами "Аллаху акбар" поднимитесь с сажда в сидячее положение выдержав в этом положении паузу 2-3секунды

8. И снова словами "Аллаху акбар" снова опуститесь в сажда и снова произнесите: "Субхана-Раббияль-Агъля" - 3 раза.

9. После этого со словами "Аллаху акбар" поднимитесь с сажда вво второй ракаат. Читаете суру "аль-Фатиха"
Бисмилляхи р-рахмаани р-рахим
Альхамдy лилляхи раббиль галямин
Аррахмаани р-рахим
Маалики яумиддин
Иййякя нагбyдy ва ийякя настагыйн
Ихдина с-сырааталь мyстакыйм
Сырааталлязина ангамта алейхим
Гайриль магдуби алейхим валяд-даааллиин"
Амин!
..
("Амин" произносится про себя).

После суры аль-Фатиха читаем еще одну короткую суру или один длинный аят например сура "аль-Фаляк"
Къуль а"уузу бираббильфалакъ
минн шарри маа хъалакъ
ва минн шарри гаасикъын изяя вакъаб
ва минн шаррин-наффаасаати филь"укъад
ва минн шарри хаасидин изяя хасад

10. Опустив руки, произнесите: "Аллаху акбар" и совершите руку" (поясной поклон). В поклоне произнесите: "Субхана-Раббияль-"азыйм" - 3 раза

11. После руку" выпрямите тело до вертикального положения, произнося: "Самигаллаху-лимян-хамидах" после говорите про себя "Раббана уа лякаль хамд"

12. После говорите "Аллаху акбар" , исполните сажда (земной поклон). В поклоне произнесите:

"Субхана-Раббияль-Агъля" - 3 раза.

13. После этого со словами "Аллаху акбар" поднимитесь с сажда в сидячее положение. Выдержав в этом положении паузу 2-3секунды

14. И снова словами "Аллаху акбар" снова опуститесь в сажда и снова произнесите:

"Субхана-Раббияль-Агъля" - 3 раза.

15. После произносите "Аллаху акбар" поднимитесь с сажда в сидячее положение и читаете дуа "Аттахият":

"Аттахиятy лилляхи вассалаватy ватайибяту. Ассалямy алейке аюyханнабийю ва рахматyллахи уа баракатyх. Ассалямy алейна ва галя гыйбадилляхи с-салихийн. Ашхадy алля илляха илляллах Ва ашхадy анна Мухаммадан Габдyху уа расyлюх".

Затем читаете "Салават":
Аллахума салли аля Мухаммадин ва аля али Мухаммадин,кяма салляйта аля Ибрахима ва аля али Ибрахима, иннакя Хамидун маджид. Аллахума, барик аля Мухаммядин ва аля али Мухаммядин кяма баракта аля Ибрахима ва аля али Ибрахима, иннакя Хамиду маджид.

Затем читаете даа «Раббана»:
"Раббана атина фид-дунья хасанатав ва филь-ахырати хасанатав ва кына ‘азабан-нар".

16. Произнесите приветствие: "Ассаляму алейкум уа рахматуллах" с поворотом головы сначала в сторону правого плеча, а затем - в сторону левого.

На этом намаз завершен.

Затем читаем фарз. Фарз утреннего намаза выполняется в точности как суннат.

namazvdom   |   09.01.2016

С именем Аллаха Милостивого и Милосердного! Мир и благословение пророку Мухаммаду!

1. Совершение утреннего намаза равноценно молитве на протяжении всей ночи . Усман ибн Аффан, да будет доволен им Аллах, свидетельствует: «Я слышал как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто совершил ночной намаз (иша) с джамаатом будто молился половину ночи. Тот же, кто совершил утренний намаз (фаджр) с джамаатом будто молился всю ночь». (Муслим, 260/656).

2. Совершивший утренний намаз удостаивается покровительства Всевышнего . Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Совершающий утренний намаз находится под защитой Всевышнего, и Он ничего не потребует от вас за Свою защиту». (Муслим, 261/657).

3. Человеку, который имеет привычку совершать утреннюю молитву в мечети с джамаатом, в Судный день будет дарован нур (сияние). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Обрадуй идущих в темноте ночи на намаз в мечеть полным сиянием в Судный день». (Ибн Маджа, 781).

4. Совершающий утренний намаз в мечети с джамаатом непременно войдёт в Рай . Ведь наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вошёл в Рай тот, кто совершал Аль-Бардайн». (Бухари, 548/549). (Аль-Бардайн — утренний и послеполуденный намазы).

5. Предпочтение утреннего намаза сну облегчает удел . Ведь Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сон в утреннее время лишает удела». (Джами’ ас-Сагир, 5129). Суть сказанного в том, что переиод между наступлением утренней молитвы и восходом солнца, является временем зикра (поминания) Всевышнего. Имам Ибн Кайим относительно этого сказал: «Утренний сон лишает бараката по причине того, что это время распределения удела».

6. Совершение утренней молитвы лучше , чем владение всем миром . Ведь Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Два раката утреннего намаза лучше этого мира и всего того, что в нём есть». (Муслим, 96/725).

7. Совершающий утренний намаз удостаивается свидетельства ангелов . Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ангелы, которые пребывают среди вас ночью, сменяют тех из них, кто находится среди вас днём, встречаясь друг с другом во время утренней и послеполуденной молитв. После этого ангелы, которые провели среди вас ночь, возносятся к небесам и Аллах, знающий о положении людей лучше ангелов, спрашивает их: «В каком положении вы оставили Моих рабов?». Ангелы же отвечают: «Мы покинули их, когда они молились, и когда мы пришли к ним, они тоже молились». (Бухари, 530).

8. Всевышний дарует Своё благословение и изобилие человеку, который совершает утреннюю молитву. Ведь не кто иной, а сам Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, как-то раз, обратившись ко Всевышнему, воскликнул: «О Аллах! Благослови утро моей общины!». (Тирмизи, 1230).

Физические способы:
— Рано лечь спать.
— Поставить будильник так далеко, чтобы до него нельзя было дотянуться рукой.
— Пить на ночь много воды, чтобы ночью хотелось бы встать в туалет.
— Договориться с каким-либо другом или членом семьи, чтобы они пробудили вас.

Моральные способы:
— Перед сном представлять, что вы встаёте и совершаете намаз.
— Убеждать себя, что утренний намаз — это встреча с Аллахом, которую нельзя пропустить.
— Внушать себе, что когда прозвенит будильник, надо тут же встать, а не откладывать подъём с мыслью «я полежу только пять минут и встану…»

Духовные меры:
— Наполнить сердце мыслями о значении утреннего намаза, любви к нему и страхом пропустить его.
— Возносить обильные дуа к Аллаху, чтобы он не дал вам проспать этот намаз.
— Искренне раскаиваться, когда не получается встать на утренний намаз, и при первой же возможности возместить его.
— Быть далеким от других грехов и ошибок, раскаиваться в них и просить у Аллаха наставить вас на прямой путь.

Да дарует нам всем Аллах возможность легко вставать на утренний намаз и всегда совершать его! Амин.

Почти все намазы: будь то фарды, ваджибы, суннаты или нафль-намазы – состоят из одних и тех же действий и читаются одинаково.

Намаз делится на периоды, которые называются ракаатами. Ракаат – это строго определенная последовательность действий и слов. Начинается ракаат со стояния (кыям), во время которого читается что-то из Корана, затем следует поясной поклон (руку), после которого, выпрямляясь, молящийся возвращается в вертикальное положение, из которого переходит в земной поклон (саджда), который совершается два раза. Каждый второй ракаат завершается сидением (каʼда) для чтения ташаххуда. Все это мы подробно рассмотрим дальше.

Намазы характеризуются прежде всего по числу ракаатов. Так, мы сказали, что утренний намаз (фаджр) состоит из двух ракаатов, обеденный (зухр) – из четырех, вечерний (магриб) – из трех и т. д.

Порядок совершения намаза по ханафитскому мазхабу

Для каждого мусульманина является фардом совершение намаза пять раз в день. Это утренний - фаджр , полуденный - зухр , послеполуденный - аср , вечерний - магриб и ночной - иша намазы. К совершению намаза следует приступать с чистым телом, в чистой одежде, на чистом месте, обратившись лицом к кибле - в сторону Священной Каъбы. Намаз совершается в следующем порядке:

Намаз фаджр

Намаз фаджр состоит из двух ракъатов намаза сунна и двух ракъатов фард-намаза - всего четыре ракъата.

Сунна-намаз в два ракъата совершается следующим образом:

1. Обратившись в сторону Каъбы вознамерившийся про себя произносит: “Я вознамерился своевременно совершить два ракъата сунна-намаза фаджр обратившись к кибле - искренне ради Аллаха”;

2. Произносится такбирул ихрам (такбирул ифтитах) - الله أكبر “Аллаху акбар” (Аллах Велик), которым начинается совершение намаза. При этом мужчины, обратив открытые ладони рук к кибле, касаются большими пальцами мочек ушей. Женщины в этом случае поднимают руки до уровня плеч. Как у мужчин, так и у женщин, при поднятии рук с произнесением такбирул ихрама пальцы рук держатся немного растопыренными, ладони обращенными в сторону киблы;

3. Руки складываются.

Мужчины кладут правую ладонь поверх левого запястья. При этом, большим пальцем и мизинцем правой руки обхватывают запястье левой руки, образовывая при этом “замок”. Остальные три средних пальца плотно ложатся на левую руку. В таком положении замкнутые руки свободно опускаются на уровень чуть ниже пупка. Женщины, положив правую руку поверх левого предплечья, держат их на уровне груди.

Это состояние называется кийам. В кийаме - положении стоя, направив взор на место совершения саджды, совершающий намаз поочередно читает:

Молитва Сана:

سبحانك اللهم وبحمدك وتبارك اسمك وتعالى جدك ولا إله غيرك «Субханакаллахумма ва бихамдика ва табарокасмука ва таъала джаддука ва лаа илааха гойрук» . (Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе, благословенно имя Твое, превыше всего величие Твое, и нет никого достойного поклонения, кроме Тебя.)

Вслед за этой молитвой для кираата сур произносится :

بِسْمِ اللَّـهِ الرَّحْمَـٰنِ الرَّحِيمِ أعوذ بالله من الشيطان الرجيم “Аъуузу биллахи минашшайтанир раджим. Бисмиллахир Рахманир Рахим” (Прибегаю к защите Аллаха от побиваемого камнями шайтана,Во имя Аллаха, Милостивого, Милующего.) .

Дуа «Субханака » и данная формула защиты произносятся только в первом ракаате. в ханафитском мазхабе слова «бисмилляхи-р-Рахмани-р-Рахим» произносятся про себя, даже если молитва читается вслух.

Затем читается сура «Фатиха»:

الْحَمْدُ لِلَّـهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ Аль-хамду лилляхи роббиль-ʼалямин

الرَّحْمَـٰنِ الرَّحِيمِ Aр-Рахманир-Рахим

مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ Mалики яумид-дин

إِيَّاكَ نَعْبُدُ وَإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ Ийяка наʼбуду уа ийяка наста’ин

اهْدِنَا الصِّرَاطَ الْمُسْتَقِيمَ Ихдинас-сыратоль-мустакым

صِرَاطَ الَّذِينَ أَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ Сыратоль-лязина анʼамта ʼалейхим

غَيْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَلَا الضَّالِّينَ Гойриль магдуби ʼалейхим уа ляд-дооооллин

(Амин – произносится тихо)

Значение: “ Хвала Аллаху, Господу миров,Милостивому, Милующему,Властителю Судного дня.Тебе одному мы поклоняемся и к Тебе одному взываем о помощи.Наставь нас на путь праведный –Путь тех, кого Ты одарил Своими благами,А не тех, кто навлекна себя Твой гнев,и не тех, кто впал в заблуждение.”

Следом за сурой «Аль-Фатиха» читается другая сура или аяты Корана. Произносить «бисмилляхи-р-Рахмани-р-Рахим» перед ними не нужно.

Минимальное количество аятов Корана, которое нужно прочитать после суры «Аль-Фатиха», – три коротких аята или один длинный.

В качестве короткой-суры начинающие могут читать одну из следующих малых сур:

Сура «Кавсар»: “Иннаа аътойнакал кавсар. Фасолли лироббика ванхар. Инна шаниака хувал абтар” .

Значение: “Поистине, Мы даровали тебе Кавсар! Совершай же намаз Господу твоему и закалывай! Поистине, ненавистник твой – он сам куцый”.

Сура «Ихлас»: “Кул хуваллаху ахад. Аллахус сомад. Лам йалид ва лам йулад. Ва лам йакуллаху куфуван ахад” .

Значение: «Скажи: «Он – Аллах, Един, Аллах – Сомад. Не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один!»

Сура «Фалак»: “Кул аъуузу бироббил фалак. Мин шарри ма холак. Ва мин шарри госикин иза вакаб. Ва мин шаррин наффасаати фил ъукад. Ва мин шарри хасидин иза хасад” .

Значение: «Скажи: “Прибегаю к защите Господа рассвета, от зла того, что Он сотворил, и от зла темной ночи, когда она наступила, и от зла дующих на узлы, и от зла завистника, когда он завидовал!”»

Сура «Наас»: “Кул аъуузу бирроббин наас. Маликин наас. Илахин наас. Мин шаррил васвасил ханнаас. Аллазии йувасвису фии судурин наас. Минал жиннати ван наас” .

Значение: «Скажи: «Прибегаю к защите Господа людей, Царя людей, Бога людей, от зла искусителя, исчезающего, который наущает в груди людей, [который] из джинов и людей!»

4. После окончания короткой-суры произносится “Аллаху акбар” и совершается поясной поклон - рукуъ. Мужчины поклоняются не сгибая локтей и колен, крепко обхватив при этом растопыренными пальцами рук коленные чашки. Голова и спина мужчин должны находиться на одном уровне по горизонтали.

В отличие от мужчин, женщины наклоняются при совершении рукуъ несколько меньше. В рукуъ женщины слегка сгибают колени и держатся за колени, не растопыривая пальцы рук, как то делают мужчины.

В положении рукуъ, в состоянии душевного покоя три раза произносится سبحان ربي العظيم “Субхана Роббийал Азим” (Великий мой Господь не имеет недостатков)

5. Из состояния рукуъ выпрамляются произнося одновременно

سمع الله لمن حميده “Самиъаллаху лиман хамидах” (Аллах слышит того, кто Его восхваляет)

Выпрямленное положение тела называется кавма

Находясь в кавме, произносится “Роббана лакал хамд” (О наш Господь! Тебе слава!) , и совершающий намаз малость остается в этом положении, в состоянии душевного покоя.

6. Далее, произнося начинается выполнение саджды, касаясь земли сначала коленями, затем ладонями, далее носом и лбом в конце. При совершении саджды пальцы ног находятся в направленном (разогнутом) в сторону киблы положении и не отрываются от земли. Мужчины не касаются локтями земли и своих обоих боков, по мере возможности направляют все части тела (конечности) в сторону киблы.

Женщины в саджде кладут локти на землю.

При саджде, когда лоб и нос касаются земли, в состоянии душевного покоя три раза произносится سبحان ربي العلى “Субхана Роббийал Аъла” (Мой Всевышний Господь не имеет недостатков)

7. Затем произнеся الله أكبر “Аллаху акбар” (Аллах Велик), и выпрямившись от саджды, совершающий намаз некоторое время сидит на корточках.В этом пололожении руки, в том числе и пальцы рук находятся на ногах произвольно. При этом кончики пальцев рук должны быть на уровне сгиба колен - не должны свисать с колен или не достигать этого сгиба. В этом положении сидя, в состоянии душевного покоя два раза произносится ربي اغفر لي “ Робби гфирли” (О мой Господь! Прости меня!)

Совершение второго земного поклона без полноценного выпрямления – лишь чуть приподняв голову – недопустимо!

Оставайтесь в таком положении столько времени, чтобы можно было хотя бы один раз произнести: «СубханаЛлах».

Можно произнести:

В этом положении мужчины сидят на «подстиланной» левой ноге, а пальцы правой ноги остаются как при саджде -направленными (разогнутыми) в сторону киблы.Женщины сидят, загнув ступни ног носками вправо.

8. Произнеся “Аллаху акбар” совершается вторая саджда. В положении саджды вновь будучи в состоянии душевного покоя три раза произносится “Субхана Роббийал Аъла” . На этом завершается первый ракъат намаза.

9. Затем, произнеся “Аллаху акбар” , совершающий намаз поднимается с саджды, но не садится, а ни на что не опираясь, встает в положение кийам для соверешения второго ракъата.

10. В положении кийам, начиная уже только с “Бисмиллахир Рахманир Рахим” , читается сура «Фатиха», вслед за ней читается любая короткая-сура. При этом короткие-суры, прочтенные в каждом последующем ракъате должны быть не длинее предыдущей и ниже порядковым номером по своему расположению в Куръане.

11. Произнеся “Аллаху акбар” совершается рукуъ. В этом положении с покоем в душе три раза произносится “Субхана Роббийал Азим” .

12. Произнеся “Самиъаллаху лиман хамидах” , принимается ровное положение стоя), и произносится “Роббана лакал хамд” и малость выдерживается это положение стоя.

13. С произнесением “Аллаху акбар” , совершается саджда точно также как и в первом ракъате. В этом положении со спокойствием в душе три раза произносится “Субхана Раббийал Аъла” .

14. Со словами “Аллаху акбар” совершающий намаз поднимается с саджды и, выпрямившись, малость сидит на пятках. В этом положении, в состоянии душевного покоя он два раза произносит “ Робби гфирли ” .

15. Произнеся “Аллаху акбар” , совершается вторая саджда. В положение саджды в состоянии душевного покоя трижды произносится “Субхана Роббийал Аъла” .

16. Затем человек подниматся с саджды, сопровождая это движение словами такбира “Аллаху акбар” и садится на пятки. Это положение называется каъда. В положении каъда руки и пальцы лежат на согнутых в коленях ногах произвольно. При этом кончики пальцев должны быть на уровне сгиба колен, не должны свисать с колен и не должны не достигать этого сгиба.

В этом положении мужчины сидят на левой ноге (пятке), а ступню правой ноги держат перпендикулярно к земле так, что пальцы этой ноги при этом держатся разогнутыми параллельно земле и направлены в сторону киблы.

Женщины сидят, загнув ступни ног носками вправо. При этом взгляд совершающего намаз направляется на область груди, преимущественно на ту часть, где находится сердце. В данном положении читается дуа ташаххуд:

Молитва Ташаххуд (Аттахийяту):

التحيات لله والصلوات و الطيبات،
السلام عليك أيها النبي ورحمة الله وبركاته،
السلام علينا وعلى عباد الله الصالحين،
أشهد أن لا إله إلا الله وأشهد أن محمدا عبده ورسوله

«Ат-тахийяту лилляхи уас-соляуату уат-тоййибат,Ассаляму ʼаляйка айюхан-набийю уа рахматуллахи уа баракатух, Ас-саляму ʼаляйна уа ʼаля ʼибадилляхис-солихин,Ашхаду алля иляха илляллаху уа ашхаду анна Мухаммадан абдуху уа расулюх» .

(Приветствия Аллаху, молитвы и добрые дела. Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и Его благословение.Мир нам и истинным слугам Аллаха.Свидетельствую, что нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Его Посланник.)

Затем читается салават:

اللهم صل على محمد وعلى آل محمد

كما صليت على إبراهيم وعلى آل إبراهيم.

وبارك على محمد وعلى آل محمد

كما باركت على إبراهيم وعلى آل إبراهيم،

في العالمين إنك حميد مجيد

Салават: «Аллахумма солли ала Мухаммадив ва алаа али Мухаммад, кама соллайта ала Ибрахима ва ала али Ибрахим, иннака Хамидум Маджид. Аллахумма барик ала Мухаммадив ва ала али Мухаммад, кама баракта ала Ибрахима ва ала али Ибрахим, иннака Хамидум Маджид» .

(О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как Ты благословил Ибрахима и семейство Ибрахима. Поистине, Ты – Достойный похвалы. Славный! Аллах, пошли благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада, как Ты послал их Ибрахиму и семейству Ибрахима. Поистине, Ты – Достойный похвалы, Славный!)

Затем возносится одна из молитв, о которых упоминается в хадисах:

رَبَّنَا آتِنَا فِي الدُّنْيَا حَسَنَةً

وَفِي الآخِرَةِ حَسَنَةً

وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ

«Роббана атина фид дунйа хасанатав ва фил ахирати хасанатав вакина азабан наар» (сура Бакара, аят 201).

(О наш Господь! Даруй нам благо в земной жизни и благо в вечной жизни и защити нас от наказания в Аду!)

17. Повернув голову сначала враво произносится приветствие , затем повернув голову влево, также произносится “Ассаламу алайкум ва рахматуллах” , тем самым намаз завершается. При поворачивании головы в стороны для приветствий взор опускается на правое или левое плечо так, что если посмотреть краем глаз (периферическим взглядом) поверх плеча, то можно увидеть два ряда позади себя. При поворачивании головы с одной стороны в другую взгляд не поднимается выше области груди

В таком же порядке совершается два ракъата фард-намаза фаджр.

Начинать день с поклонения Всевышнему Аллаху - это обязанность для мусульман. Читая пять раз в течение суток обязательную молитву, последователи Заключительного Божьего посланника (с.г.в.) постоянно держат себя в тонусе, заряжаются положительной энергией и созидательным настроем, чтобы делать мир вокруг себя лучше.

Порядок выполнения молитвы сабах

Молитва-фаджр очень проста по своей структуре. Она включает два ракагата (ракаата) суннат и столько же - фарда. В целом их исполнение практически идентично, за исключением нескольких моментов, о которых будет упомянуто ниже. Здесь же мы опишем то, как необходимо читать утреннюю молитву на примере двух ракагатов фарда. Следуйте этой инструкции, а также посмотрите видео.

Обращаем внимание, что положения тела молящегося, описанные далее по тексту, относятся к мужчинам. Для женского пола они слегка .

2 ракагата фарда утренней молитвы

Ракагат №1

Намерение (ният). Всё начинается с намерения и по нему будет оцениваться - именно таков посыл одного из самых известных высказываний Пророка Мухаммада (с.г.в.) (см. сборники Аль-Бухари и Муслима). Не является исключением и намаз. Для выполнения этого элемента молитвы не надо зазубривать какие-то специальные молитвенные формулы. Достаточно лишь подумать о том, что сейчас пришло время для фаджр-намаза, и верующий готов к нему. Также можно про себя сформулировать фразу о намерении помолиться (на любом языке). По-русски она может звучать примерно так: «О, Господин! Я намереваюсь прочитать два ракагата фарда молитвы сабах».

После проговаривания намерения, вставший по направлению к кыйбле верующий громко произносит такбир-тахрим (слова «Аллаху Акбар» ), поднимает кисти рук на уровень головы (тыльной стороной ладоней назад). Большие пальцы в этот момент прикасаются к мочкам уха (если молящийся - представитель ханафитского или маликитского мазхаба) либо нет (у шафиитов и ханбалитов). Именно с этой точки отсчёта человек полноценно приступает к утреннему намазу - ему нельзя отвлекаться, говорить посторонние слова, разглядывать всё вокруг. Во время поклонения следует стоять тихо, смирно, направив взгляд в то место, куда будет совершаться земной поклон.

Дуа-сана. Верующий складывает руки на животе так, что правая ладонь обхватывает левое запястье крайними пальцами кисти. Ханафиты располагают сложенные таким образом руки ниже пупка, шафииты - выше, а ханбалиты вольны решать, как им удобнее. Маликиты же и вовсе свободно опускают руки вниз.

Заняв описанную позицию (оно называется кыямом ), необходимо прочитать дуа-сана. Есть определённые различия в её формулировке у шафиитов и представителей других направлений богословско-правовой мысли суннитского ислама. Приведём обе версии.

Шафииты читают следующий текст:

«Уаджахту уаджхийа лиллязии фатарас-самауаати уал-ард, ханиифям муслима, уа маа ана минал-мушрикиин, иннас-саляти уа нусуки, уа махъйая уа мамати лилЛяхи Раббиль-‘алямиин, ля шарикя лях, уа би зяликя умирту уа ана минал-муслимиин»

Перевод: «Направляю своё лицо к Тому, Кто создал небеса и землю. Я не из числа многобожников, которые поклоняются кому-то ещё, ведь, поистине, мои вера и действия на её основе, жизнь и смерть - всё это у Аллаха, Который один и не имеет никаких сотоварищей. Это то, что я обязан делать, я, поистине, верующий мусульманин».

В остальных мазхабах читается другой - более короткий - текст:

«Субханяка Аллахуммя уа бихамдикя, уа табаракасмукя, уа та’аля джаддукя, уа ля Иляха гайрук»

Перевод: «Хвала Тебе, Всевышний Творец! Твоё имя - величайшее, ничто с ним не сравнится. Никто не достоин быть равным Тебе. Никто не достоин того, чтобы поклоняться ему, кроме Тебя».

Коранические суры и аяты в кыяме. После мольбы-сана необходимо произнести та’аууз и бисмилля: «А’узу билЛяхи минашшайтанир-ражим, бисмилЛяхир-Рахмянир-Рахим» («Обращаюсь к Всевышнему Аллаху от козней сатаны, который должен быть побит камнями. Именем Аллаха, Милостивого и Милосердного») и громко прочитать первую суру Корана «Аль-Фатиха». Вслед за ней идёт дополнительная сура (обычно короткая, например, ) или, как минимум, 3 аята из любой иной суры (если она длинная).

Руку’ (поясной поклон). Прочитав священные аяты из Книги Аллаха и сказав такбир («Аллаху Акбар»), уходим в поясной поклон. Для этого опираемся центром ладоней в коленные чашечки, спина прогибается так, чтобы быть максимально параллельной полу. Взгляд устремлён на стопы. То есть если смотреть на молящегося со стороны, то его положение будет похоже на букву «Г». В поясном поклоне верующий три раза говорит формулу: «Субханя Раббиал-‘Азым» («Пречистый [от всего плохого, негативного] наш Господин»). Далее он говорит формулу «Сами’Аллаху лимян Хямидэ» («Всевышнему Аллаху известно всё, все прославления, [которые поступают Ему]»). Сказав это, молящийся выходит из поясного поклона и занимает вертикальную позицию (здесь руки опущены по швам), после чего говорит единожды фразу «Раббаня, ЛяКал-хямдэ» («О Господин миров! Тебе направлены все эти восхваления»).

Саджда (земной поклон или суджуд). Провозгласив такбир («Аллаху Акбар»), начинаем совершать земной поклон, опустив на поверхность пола сперва колени, и далее - руки и голову. Лоб и нос притрагиваются к полу, глаза остаются открытыми. Кисти рук располагаются на уровне головы так, что локти приподняты над полом. У шафиитов ладони находятся на линии плеч, локти так же оторваны от пола. Ханбалиты опускаются на земной поклон по-другому: в начале пола касаются руки, и только после них - колени.

Опустив голову на пол, молящийся троекратно проговаривает про себя: «Субханя Рабби аль-А’ля» («Пречистый [от любого негатива] Мой Великий Господь»). После этого молящийся произносит такбир и на несколько секунд выходит из саджды, усаживаясь на левую ногу и держа правую в так называемом половинчатом положении - на неё не падает вес тела, она немного убрана вбок, при этом пальцы стоп обращены в направлении кыйблы. Кисти рук лежат на коленях. Далее верующий, сказав такбир, снова уходит в состояние земного поклона, где проговаривает ту же фразу «Субханя Рабби аль-А’ля» .

Возвращение из суджуда знаменует такбир и занятие вертикального положения кыям. Приступаем к следующему ракагату фардовой части фаджр-намаза.

Ракагат №2

Здесь в кыяме верующий уже не читает дуа-сана, а сразу переходит к суре «Фатиха», вслед за которой идёт дополнительная (например, ). Далее всё аналогично предыдущему ракагату - руку’ и саджда.

Различия начинаются в момент окончания суджуда. Во 2-м ракагате после земного поклона человек усаживается в то же самое положение, как посреди обоих земных поклонов. Оно называется ку’уд (с арабского буквально - «сидение»). В данном положении про себя произносится дуа-ташаххуд :

«Ат-тахияту лилЛяхи уас-саляуату уат-тайибят. Ассаляму ‘аляйка, айюханнабийу, уа рахматулЛахи уабяракятуху. Ассаляму ‘аляйня уа ‘аля ‘ыйбадилляхи-с-салихиин. Ашхаду ал-ля-иляха илля-Ллаху, уа ашхаду ан-на Мухаммадан габдуху уа Расулюх»

Перевод: «Наши приветствия, молитвы, мольбы и восхваления Тебе, Всевышний. Мир тебе, наш Пророк, милость тебе от Всевышнего Аллаха, Господа миров, и Его благословения. Свидетельствую, что нет никого, кто мог бы быть достойным поклонения, кроме Всевышнего Аллаха. Свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и посланник».

Часто дуа-ташшахуд сопровождается специальной жестикуляцией. В момент произнесения «Ашхаду ал-ля-иляяха илля-Ллаху» приподнимается указательный палец правой руки - до тех пор, пока не начнётся вторая часть свидетельства «уа ашхаду ан-на…».

Затем идёт ещё одна мольба - дуа-салават :

«Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин уа ‘аля Али Мухаммад. Кяма салайта ‘аля Ибрахима уа ‘аля Али Ибрахима. Инняка хамиидун маджидъ. Аллахумма барик ‘аля Мухаммадин уа ‘аля Али Мухаммад. Кяма барактя ‘аля Ибрахима уа ‘аля али Ибрахима, инняка хамиидун маджидъ»

Перевод: «О, Всевышний Аллах! Благослови Мухаммада и его семью так, как Ты благословил Ибрахима и его род. Воистину, Ты Достоин похвалы. О, Всевышний Творец! Пошли благословения Мухаммаду и его семье так, как Ты благословил Ибрахима и его семейство. Воистину, Ты Достоен славы и восхваления».

За салаватом идёт часть аята из суры «Аль-Бакара»:

«Раббаня-аттииня фид-дунья хасанатяу-уа фил ахирати хасанатау уа кыйна газабаннар» (2:201)

Перевод: «О, наш Великий Господин! Подари же нам в этом мире мире и мире Вечном добро. Обеспечь нас защитой от Ада и его мучений».

Молящийся читает это про себя, равно как и ташаххуд с салаватом.

Таслим (приветствие). Наконец, подходит время приветствия, когда читающий намаз поворачивает голову сначала вправо, а потом - влево, направляя взгляд на свои плечи. При каждом повороте следует сказать вслух слова: «Ас-саляму галяйкум уа рахматуЛлаа». («Приветствие вам и милость Аллаха»). Под «вами» здесь подразумеваются другие верующие, которые молятся рядом, ангелы, записывающие наши деяния, и джины-мусульмане.

Потом молящийся три раза говорит «Астагфируллахи» («Прости меня, Всевышний Аллах») и проговаривает вслух дуа приветствия :

«Аллахумма, Антас-саляму уаминКяс-салям. Табаракта я зал-джаляли валь-икрам»

Перевод: «О Всемогущий Аллах! Ты есть мир, и Ты - это источник мира. Даруй же нам Своё благословение».

Вознося это завершающее дуа, надлежит держать кисти рук напротив груди. Завершив её, произносится «аминь», и верующий протирает ладонями лицо. На этом два ракагата фардовой части молитвы сабах завершаются.

Суннат в 2 ракагата

Как уже было сказано выше, суннат в намазе фаджр практически не отличается от обязательной части молитвы. Необходимо лишь помнить, что такбиры, коранические суры и прочие элементы, которые в фарде произносятся громко, во время ракагатов суннат проговариваются не вслух. Кроме того, надо напомнить, что 2 ракагата суннат в молитве сабах предшествуют фарду.

Дуа-кунут в рамках фаджр-намаза

Это, пожалуй, один из немногих дискуссионных моментов, которые касаются данной молитвы. Правда, уровень накала в обсуждениях между разными богословско-правовыми школами сравнительно низкий. В частности, шафииты уверены, что дуа-кунут - это сунна, так как его чтение практиковалось Пророком (с.г.в.). Основание для такого утверждения - хадис в сборнике аль-Хакима, где повествуется, как в фардовой части утренней молитвы Милость миров Мухаммад (с.г.в.) после выхода из руку во 2-м ракагате, приподняв кисти рук на уровень груди, читал такое дуа:

«Аллахуммя, ихдиня(а) фимя(а)н хядяйтя вя гяфиня(а) фимя(а)н ‘афяйтя. Вя тявялляня фиимян тявялляйтя. Вя бя(а)рик ляня(а) фиимя(а) а’тяйкя. Вя кыня(а) шярра мя(а) кадайтя. Фииннякя такъдии вя ля(а) юкъда ‘аляйкя. Вя инняху ля я’иззу мян ‘адяйтя. Тябя(а)рактя Раббяня(а) вя тягя(а)ляйтя. Фялякяль-хямду ‘аля(а) мя(а) кадайтя. Нястягъфирукя вя нятуубу иляйкя. Вя салли-лЛахуммя гяля(а) саййидиня(а) Мухяммядин, ан-Нябийи-л-уммийи вя гяля(а) аалихи вя сахибихи вя сяллим»

Перевод: «О, Великий Господин! Сделай нас такими же, какими ты сделал тех, кто находится, по Твоему изволению, на прямом пути - направь нас по этому пути! Просим Тебя обезопасить нас от невзгод, подобно тем, кто был избавлен от этого Тобой! Даруй нам благословение на то, что определено Тобой нам. Защити нас от зла! Именно Ты всем властвуешь, и Твоё решение всё меняет. Никто, кто получил Твою поддержку, не может быть ущемлённым. Никто не способен достичь силы и могущества, кто лишён Твоей милости. Твои блага велики, Ты чист от всего негативного, что Тебе могут приписать по незнанию либо неверию. Прости нас, Всевышний. И просим благословения за нашего пророка Мухаммада и его род, а также его сахабов».

Ханафиты и другие сунниты считают хадис из сборника аль-Хакима слабым. Кроме того, существует мнение, согласно которому Посланник Всевышнего (с.г.в.) читал дуа-кунут в молитве фаджр лишь один месяц, но после него отказался от этой практики.

Если вы придерживаетесь шафиитского мазхаба и собираетесь произнести дуа-кунут в намазе сабах, то вам необходимо придерживаться такого распорядка:

Выйдя из поясного поклона и сказав «Раббаня, ЛяКал-хямдэ» , держите свои руки на уровне груди, направляя ладони к небу, и прочтите вышеприведённый текст дуа-кунут. Далее уходите в суджуд и завершите намаз, как описано выше.

Похожие публикации