Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Урок по фгос с технологической картой. Типы уроков по фгос - технологические карты



Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Принципы и положения для работы с технологическими картами

Уважаемые коллеги!
Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо знать ряд принципов и положений, которые помогут вам работать с ней.
Технологическая карта - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.

Структура технологической карты:

  1. название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
  2. планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);
  3. межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);
  4. этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
  5. контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Технологическая карта позволит учителю:

  1. реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
  2. системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  3. проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  4. на практике реализовать межпредметные связи;
  5. выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Технологическая карта позволит администрации школы:

  1. контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.

Технологические карты разрабатываются учителями школ г. Санкт-Петербурга, работающих по УМК «Перспектива» издательства «Просвещение», в рамках эксперимента, рассчитанного на 4 года обучения в начальной школе. Научное руководство экспериментальной деятельностью осуществляет Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования. Сегодня в инновационной деятельности по освоению нового образовательного стандарта принимают участие 12 школ Санкт-Петербурга и более пятидесяти педагогов. Руководители образовательных учреждений обеспечили условия подготовки учителей к инновационной деятельности: обучение, экспериментальную деятельность, участие в научно-практических конференциях, моральное и материальное стимулирование. Учителя-экспериментаторы в рамках повышения квалификации освоили инновационные программы: «Новый образовательный стандарт второго поколения», «Условия формирования УУД», «Технология работы с информацией» и другие.
Представленные Вашему вниманию технологические карты разработаны в течение первого года эксперимента и предназначены для обучения детей в 1-м классе. В них детально проработаны этапы обучения, обеспечивающие, предметные и метапредметные умения.
В 2010 году мы планируем опубликовать на сайте издательства «Просвещение» технологические карты для обучения детей во 2-м классе.
Апробация новейших разработок показала следующие результаты:

  1. значительно повышается уровень мотивации учащихся к учебной деятельности;
  2. появляется конструктивная коммуникация ученика и учителя;
  3. школьники позитивно воспринимают и успешно используют приобретенные знания и умения в интеллектуально-преобразовательной деятельности в рамках изучаемой темы.


Технологические карты разработаны на основе технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК) , которая раскрывает общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

На первом этапе «Самоопределение в деятельности» организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.

На втором этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.

Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает:
на 1 шаге - организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне
«знания» - освоение отдельных терминов, понятий, высказываний;
на 2 шаге - организацию деятельности учащихся по освоению
этой же учебной информации на уровне «понимания» ;
на 3 шаге - организацию деятельности учащихся по освоению
этой же учебной информации на уровне «умения» ;
на 4 шаге - организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения
этой же учебной информации данного блока.

Диагностическое задание по своему характеру соответствует заданию на «умение», но его цель - установить степень освоения содержательного блока.

Учебные задания на «знание», «понимание», «умение» формулируются с учетом требований логико-информационной корректности. Последовательное выполнение учебных заданий создает условия для освоения содержания темы, формирования умений работать с информацией, которые соответствуют метапредметным (познавательным) умениям. Успешное выполнение заданий служит основанием для перехода к освоению следующего содержательного блока. Результатом этого этапа являются приобретенные знания и умения, необходимые для решения ситуативного задания, обозначенного на первом этапе.

На третьем этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» для выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания.

На четвертом этапе «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.
Таким образом, представленная технология не только обеспечивает условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развития информационно-интеллектуальной компетентности младших школьников.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Выступление на методическом объединении по теме: Практическое занятие: составление технологических карт.

Учитель: Чаплыгина С.А.

Учитель, начинающий реализовывать ФГОС, должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение. Требования ФГОС : формирование универсальных учебных действий обучающихся. Организовать урок в соответствии с этим требованиями может помочь технологическая карта урока.

Технологическая карта урока - это графическое отображение сценария урока, план проведения урока, в котором заложены методы индивидуальной работы и возможности вариативного развития урока. Здесь описывается процесс деятельности, а также все операции деятельности и ее составляющие. В технологической карте может быть четко отражено взаимодействие учителя и ученика на уроке, планирование деятельности на каждом этапе урока.

Традиционный конспект – это содержание урока по вертикали, а технологическая карта – по горизонтали. При планировании урока учитель определяет все виды деятельности обучающихся на уроке в целом и отдельных его этапах. Составляя конструкт урока, учитель формулирует проблемные вопросы для обучающихся, направленные на достижение результата. Современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.

В структуру современного урока мною внесены новые элементы и этапы, связанные с достижениями личностного результата.

  • Мотивирование к учебной деятельности осуществляется через включение учащихся в поисковую и исследовательскую деятельность. Учитель создает условия для возникновения внутренней потребности в изучении материала.
  • Тема урока - это главный предмет излагаемых знаний, то, что подлежит не только изучению, но и обсуждению. Тема предполагает и постановку проблемы, предопределяющей отбор учебного материала. Как правило, тема урока представляется в его заголовке.
  • Цель урока учащиеся формулируют самостоятельно, определяя при этом границы собственного знания и незнания.
  • Новый этап урока – это выявление затруднений и планирование своих действий по решению учебной задачи.
  • Учащиеся самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном, учатся давать оценку деятельности по ее результатам, делают выводы.
  • На этапе рефлексии учитель в системе обучает детей оценивать свою готовность обнаруживать незнания, находить причины затруднений, определять результат своей деятельности
  • Домашнее задание на современном уроке обучающиеся выбирают самостоятельно (из предложенных учителем) с учётом индивидуальных возможностей. Учитель обозначает для себя ту часть материала, которую будет использовать в дальнейшем (то есть отбирает материал, рассматривая его сквозь призму деятельности.)

Фронтальный опрос, часто используемый на традиционном уроке, не давал возможности включить в деятельность всех обучающихся, поэтому на современном уроке учитель включает учеников в индивидуальную и групповую виды деятельности.

Обучающихся необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию не только в учебнике, но и в других источниках; самостоятельно перерабатывать содержание материала с записью основных положений в виде пересказа, конспекта, схем, тезисов, сложного плана.

Для закрепления материала и самостоятельной работы учитель применяет такие техники, как чтение таблиц, диаграмм, составление интеллект -карт, изучение и комментирование графиков, чертежей (это позволяет включить учеников в активную мыслительную деятельность). На протяжении всего урока необходимо помнить, что любой ученик при пассивном восприятии учебного материала не может развиваться. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, побуждающих к действию учеников.

На современном уроке подбор заданий и вопросов осуществляется на основе системно - деятельностного подхода к обучению. Учитель предлагает задания, которые ориентированы на получение не только предметного, но и метапредметного и личностного результатов. К таким заданиям относятся продуктивные (творческие). Выполняя такие задания, обучающиеся не найдут готовый ответ в учебнике, а значит учатся применять знания на практике, проектируют новые способы действий, формируют собственную жизненную позицию. Формулировка таких заданий звучит иначе, выполняя такие задания, учащиеся применят имеющиеся знания в новой ситуации, связанной с реальной жизнью.

Современный урок предполагает, что тема урока может быть сформулирована и самими обучающимися, тем самым учитель совместно с детьми выводит урок на новый, современный уровень, что позволяет реализовать системно – деятельностный. Основная дидактическая структура отображается в плане-конспекте урока и в технологической карте. Она имеет как статичные моменты, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственно более гибкая структура:

1. Организационный момент:

  • тема;
  • цель;
  • образовательные, развивающие, воспитательные задачи;
  • мотивация их принятия;
  • планируемые результаты: знания, умения, навыки;
  • личностноформирующая направленность урока;

2. Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).

3. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока.

  • постановка учебной задачи
  • актуализация знаний

4. Сообщение нового материала:

  • решение учебной задачи;
  • усвоение новых знаний;
  • первичная проверка понимания учащихся нового учебного материала (текущий контроль с тестом).

5. Закрепление изученного материала:

  • обобщение и систематизация знаний;
  • контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).

6. Подведение итогов:

  • диагностика результатов урока;
  • рефлексия достижения цели.

7. Домашнее задание:

  • инструктаж по его выполнению.

Необходимо четко обозначить тему, и цель и задачи урока.
Цель – один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определённых средств. Цель выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему.

Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и целью; осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия.
Цель урока определяется:

  • планируемым результатом урока
  • путями реализации этого плана

Цель обычно начинается со слов «Определение», «Формирование», «Знакомство» и пр. В формировании цели урока следует избегать глагольных форм.

Задача – данная в определённых условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определённой процедуре.

Полный цикл продуктивного мышления включает постановку и формулирование задачи самим субъектом, что происходит при предъявлении ему заданий, условия которых имеют проблемный характер.

Задачи могут возникать в практической деятельности или создаваться преднамеренно (учебные, игровые и т.п.). Иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности. Формулировка задач урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос: "Что надо сделать, чтобы достичь цель урока?" Таким образом, задачи должны начинаться с глаголов – «повторить», «проверить», «объяснить», «научить», «сформировать», «воспитывать» и пр.

Сразу необходимо предусмотреть планируемые результаты урока. В формулировке планируемых результатов также необходимо единообразие и соответствие задачам: сколько задач - столько и планируемых результатов должно быть.

На основном этапе урока крайне важна подготовка каждого ученика к активной учебной деятельности.
ЭОР можно использовать на любом этапе урока, если это целесообразно, позволяет экономить время урока, повышает интерес учащихся. Обязательным моментом является и список источников информации, которые были использованы как при подготовке, так и в ходе урока.

Технологическая карта - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта - технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.

Структура технологической карты включает:

  • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
  • цель освоения учебного содержания;
  • планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
  • метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
  • основные понятия темы;
  • технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
  • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
  • определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  • освободить время для творчества - использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;
  • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
  • на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
  • решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
  • соотнести результат с целью обучения после создания продукта - набора технологических карт;
  • обеспечить повышение качества образования.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

  • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
  • используются эффективные методы работы с информацией;
  • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
  • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Примеры шаблонов технологических карт:

Технологическая карта урока математики

по теме « _______________________»

Дата проведения:______________________________________

Учитель: ___________________________________________

Количество часов по теме: _______________________

Место урока в данной теме: ___________________________

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:____________________________________________________________________

Задачи урока:

  1. Создать условия для актуализации опорных знаний.
  2. Организовать формулировку темы урока.
  3. Организовать постановку учебной цели и учебных задач учащимися.
  4. Способствовать деятельности я по самостоятельному выводу_________________
  5. Продолжить работу по формированию ответственности обучающихся за свою деятельность на уроке, умений самостоятельно добывать знания, овладению способами и критериями самоконтроля и самооценки.

Основные этапы урока

Задачи этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Методы

обучения

Прогнозируемый

результат

Учебно-метододич. обеспечение

План.

время

1.Организационный этап

Психолог. подготовка к общению

Обеспечивает

благоприятный

настрой.

Настраиваются на работу,

Словесные

Психологическая готовность

Организация внимания

2) Проверка домашнего задания.

Проверить уровень усвоения учащимися изучаемого материала,

Контролирует правильность выполнения заданий, организует устранение пробелов в знаниях учащихся

Проверяют домашнее задание

Фронтальный опрос

Правильно выполненное домашнее задание, коррекция ошибок

Фронтальный опрос

2.Актулизация опорных знаний

Создать ситуацию, успеха, путем проверки владения материала прошлых уроков;

Организует работу по актуализации опорных знаний

Запись решения выражений по вариантам

практический

Быстрая проверка опорных знаний

Запись на

доске и в тетрадях

3.Определение совместной

цели деятельности

Обеспечить

деятельность по определению целей урока

Создает проблемную ситуацию, объясняет учебную задачу, наблюдает

консультирует.

Отвечают на вопросы, формулируют цель урока

Словесные

отвечают верно

беседа

5.Изучение нового материала

способствовать деятельности учащихся по самостоятельному выводу алгоритма разложения многочлена на множители способом группировки

Организует работу учащихся по выводу алгоритма разложения многочлена на множители в группах

Отвечают на вопросы, записывают алгоритм разложения в таблицу

словесные

Верное составление алгоритма разложения на множители способом группировки в рабочих тетрадях

беседа

4. Первичное применение

знаний

Установить правильность составленного алгоритма и осознанность изученного

Предлагает выполнить задания

Выполняют задания

практические

Выполнят верно

Выполняют

задания на

доске и в тетрадях

7. Контроль и самопроверка знаний

Выявить

качество

усвоения

материала

Предлагает проверить задания

Проверяют

задания

самоконтроль

Выполнили верно

Проверяют

задания

6. Подведение итогов. Рефлексия

Дать оценку

работы

класса

Подводит итоги урока, ставит задачи на следующий урок

Заполняют листы самоконтроля

самооценка

Осмысление результатов своей работы

Листы самоконтроля

8.информация о дом. задании

Обеспечить понимание содержания домашнего задания

Поясняет домашнее задание

Записывают дом. задание

словесные

Важно также уметь проанализировать свой урок. Зная, на какие моменты опирается анализ урока, учитель будет более грамотно подходить к процессу его конструирования.

Основные пункты и требования аспектов анализа урока.

1. Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ):

  • соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию;
  • результативность решения дидактической задачи.
  • Соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника.

3. Методы и средства обучения:

  • соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели;
  • использование разнообразных приемов, методов и средств обучения, включая информационные (программные мультимедиа средства на различных этапах урока: обучающие программы и презентации, электронные учебники, видеоролики, а также электронные образовательные ресурсы).

4. Формы обучения:

  • соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока;
  • целесообразность использования предложенных заданий.

5. Результативность урока:

  • достижение цели и решение основной дидактической задачи урока

6. Практическая направленность урока:

  • практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам;
  • организация и проведение лабораторных практикумов и экспериментов с виртуальными моделями, обработка результатов эксперимента.

7. Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности:

  • уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока
  • характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий);
  • взаимопомощь;
  • интерактивная составляющая и доля самостоятельной работы учащегося с ИКТ в зависимости от уровня технической оснащенности.

8.Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока:

  • личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные.

9. Формирование ИКТ- компетентности:

  • применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности обучающихся.

10. Структура урока:

  • соответствие структуры урока основной дидактической задаче.

11. Контрольно-оценочная деятельность:

  • использование современных способов оценивания и проверки знаний в условиях информационно-коммуникационных технологий;
  • осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов;
  • ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся;

12.Педагогический стиль:

  • соблюдение норм педагогической этики.

13. Гигиенические требования:

  • температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы;
  • соответствие санитарно-эпидемиологическими требованиям;
  • соответствие требованиям к организации образовательного процесса с использованием ИКТ.

Анализ урока на основе системно- деятельностного подхода может строиться следующим образом:

1. Время самостоятельной работы учеников (не менее 50% времени урока).
2. Время, в течение которого говорил учитель (не более 10 минут).
3. Сколько учеников отвечали устно на уроке и сколько времени (должны все).
4. Сколько учеников получили оценки (должны все).
5. Время, в течение которого ученики двигались (не менее 2-3 минут).
6. Сколько учеников готовы к восприятию нового материала (как проверено).
7. Сколько учеников ушли с урока с полным пониманием нового учебного материала (как проверено).
8. Соответствует ли объем домашнего задания норме (да – нет).


Материал представляет План-конспект 2-х уроков математики для 5 класса по теме «Решение уравнений» и Технологическую карту урока, реализующую цели формирования у обучающихся универсальных учебных действий. Данная работа поможет учителям математики в планировании урочной деятельности в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

С 1 сентября 2011 года образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Новая система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков (ЗУН) и ставит главной задачей развитие личности ученика. Формулировки Стандарта II поколения указывают на реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Эти требования сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Главной же частью ядра ФГОС являются универсальные учебные действия (УУД) которые разделены на личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные. Формирование у учащихся в процессе обучения УУД требуют принципиальных изменений деятельности учителя реализующего новый стандарт. В современном образовании акцент ставится на обеспечение становления личности школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей, на умения применять знания, на знания как средство развития личности. Поэтому формулировки заданий на уроках математики теперь будут выглядеть несколько иначе. На уроках математики предлагается наряду с усвоением конкретных знаний, научить преобразовывать и применять освоенный обучающимися опыт для получения нового знания. Научить работать с текстами, рисунками, графиками, таблицами и схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения.

Без математической подготовки невозможно стать образованным современным человеком т.к. :

В школе математика служит опорным предметом для смежных дисциплин: физики, химии, биологии, информатики и др.;

В послешкольной жизни - получение специальности, в ряде которых необходим высокий уровень образования связанный с непосредственным применением математики: экономика, финансы, психология, и т.д;

Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.

Поставленная задача с этого момента полностью меняет конструирование современного урока. Так как же построить урок? Какие основные моменты следует учесть учителю при подготовки к современному уроку, чтобы реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта?

По моему мнению, наиболее «удачным» сценарием современного урока является его обобщенно-графическое выражение, а именно Технологическая карта урока, как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика, дающая возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия всех участников учебного процесса.

Технологическая карта урока позволяет учителю:

Увидеть учебный материал целостно и системно и спроектировать учебный процесс по освоению темы с учетом цели курса математики;

Полностью отразить последовательность всех осуществляемых действий и операций, при более тщательном планировании всех этапов урока, приводящих к намеченному результату;

Корректировать, варьировать и синхронизировать действия всех субъектов педагогической деятельности;

Согласовывать действия учителя и ученика;

Организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения.

Технологическая карта урока позволит учителю:

Реализовать планируемые результаты ФГОС;

Сформировать у учащихся УУД в процессе изучения темы, раздела, всего учебного курса;

Спроектировать свою деятельность на четверть (триместр), полугодие, год;

Спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

Выполнить диагностику достижений планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;

Соотнести результат с целью обучения;

Обеспечить повышения качества образования.

На мой взгляд, повышение качества образования происходит за счет того, что:

· учебный процесс по освоению темы, раздела, курса проектируется от цели до результата;

· организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность учащихся;

· обеспечиваются условия для применения ЗУН в практической деятельности.

Изучая формулировки Стандарта II поколения, я осознала важность и необходимость в умении планировать и строить урок, так чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения, достижения трех групп планируемых образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных, сформулированных не в виде ЗУН, а в виде формируемых способов деятельности. А проанализировав (открытые источники сети Интернет) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями-предметниками (Е.В.Якушина «Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС»; Е.В.Якушина «Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС»; И.М.Логвинова, Г.Л.Копотева «Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС»; А.П.Ерославцева, Е.А.Баяринова «Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме «Площадь прямоугольника. Единицы площади»; «Технологическая карта урока математики, 5 класс, учитель Т.И.Козак»; Л.А.Мишукова «Технологическая карта урока»), пришла к выводу, что унифицированной формы подобной карты в настоящее время не существует. На основе множества Технологических карт урока я смогла подобрать для своей работы данную структуру, на мой взгляд, удачно реализующую цели формирования у обучающихся универсальных учебных действий. В зависимости от типа урока по ФГОС количество этапов конструирования урока можно менять.

Предметные умения формируются у учащихся только в процессе обучения данному учебному предмету и имеют применение главным образом в этом предмете и отчасти в смежных предметах .

В современных условиях технологическая карта урока представляет собой инновацию, которая обладает рядом специфических черт таких как:

  1. интерактивность,
  2. структурированность,
  3. алгоритмичность при работе с информацией,
  4. технологичность,
  5. обобщённость.

Рисунок 2. Методология создания технологической карты урока

В настоящее время имеет место несколько разнообразных подходов к созданию технологической карты урока. Все они направлены на схематизацию процессов на уроке. Большинство из них можно назвать поверхностными в силу преувеличенной шаблонности. Однако, если обратиться к тем подходам к составлению технологической карты урока, которые соответствую требованиям ФГОС нового поколения, то можно выделить три ключевые тенденции:

  1. Рост востребованности и популярности технологической карты урока в педагогической среде;
  2. Технологические карты урока различаются по количеству и перечню выделенных разделов в зависимости от степени детализации хода урока;
  3. Разработчики технологических карт урока изменяют и расширяют их структуру внося элементы отражающие содержательные особенности преподаваемого ими предмета.

Одной из ключевых особенностей технологической карты урока можно с уверенностью назвать повышенные требования к учителю. К числу ключевых требований к учителю при проектировании технологической карты урока относится:

  1. владение конструктивно-планирующими умениями;
  2. знание целей и задач учебного курса, предмета, дисциплины;
  3. умение ориентироваться в актуальных учебно-методических комплектах по заданному предмету;
  4. знание условий обучения и возрастных особенностей;
  5. учет уровня общего развития обучающимися данного класса.

Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки. Важным нюансом в пользу замены план-конспектов, технологической картой является наличие возможности оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных средств, видов и подходов к организации учебной деятельности на каждом этапе урока. Этот факт позволяет современному педагогу оценить рациональность отбора содержания материала, адекватность применяемых форм и методов работы в их совокупности .

Рисунок 3. Структура технологической карты урока

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, а также проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса. Кроме того, правильно составленная технологическая карта современного урока дает возможность гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке и согласовать действия учителя и учащихся.

Технологическая карта урока включает в свою структуру такие элементы как:

  1. тема;
  2. цель;
  3. задачи;
  4. мотивация их принятия;
  5. планируемые результаты: знания, умения, навыки;
  6. личностноформирующая направленность урока.
Цель урока представляет собой подачу информации по теме урока в ключе направленном на раскрытие её основных компонентов и выполнения воспитательных и образовательных задач.

Цель урока определяется следующими факторами:

  1. Планируемые результаты урока
  2. Пути реализации зафиксированного план урока.

Задачи урока – данная в определённых условиях цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определённой процедуре.

Полный цикл продуктивного мышления включает постановку и формулирование задачи самим субъектом, что происходит при предъявлении ему заданий, условия которых имеют проблемный характер.

Задачи могут возникать в практической деятельности или создаваться преднамеренно. Иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности.

Сразу необходимо предусмотреть планируемые результаты урока. В формулировке планируемых результатов также необходимо единообразие и соответствие задачам: сколько задач – столько и планируемых результатов должно быть. На основном этапе урока крайне важна подготовка каждого ученика к активной учебной деятельности .

Опорная таблица для конструирования технологической карты урока

Образовательные задачи урока

Возможные методы и приёмы выполнения

Организационный этап

Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания

Рапорт дежурного, фиксация отсутствующих, стихотворный настрой и др.

Проверка выполнения домашнего задания

Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы

Тесты, дополнительные вопросы, продолжи ответ…, разноуровневые самостоятельные работы

Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта

Сообщение темы и цели (в виде проблемного задания, в виде эвристического вопроса, через показ конечных результатов, использование технологической карты мыследеятельности – кластер. В начале урока даётся загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом

Этап усвоения новых знаний и способов действий

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала

Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору

Работа с определением

Использование обыденных аналогий

Представление основного материала одновременно в словесной и знаково-символической формах, представление изученного материала в сравнительных и классификационных таблицах, рассказ, лекция, сообщение, модульное обучение, использование компьютерного учебника, проблемное обучение, коллективное обучение, построение структурно-логической схемы, генетический метод обучения

Первичная проверка понимания изученного

Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала

Опорный текст, подготовка учащимися своих вопросов, своих примеров по новому материалу

Этап закрепления новых знаний и способов действий

Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания

Использование взаимообразных задач, вопросно-ответное общение, придумывание своих заданий

Применение знаний и способов действий

Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях

Разноуровневые самостоятельные работы, деловая игра, учебные ситуации, групповая работа, дискуссия

Обобщение и систематизация

Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей

Построение "дерева" "темы", построение "здания темы". Построение блок-формулы: уменьшаемое-вычитаемое=разность. Учебные ситуации, "пересечение тем"

Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий

Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, тесты, задания на выделение существенных признаков (глубина) задания, на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость), задачи с избыточными, противоречивыми данными (способность к оценочным действиям)

Коррекция знаний и способов действий

Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия

Использование разделённых на мелкие этапы и звенья упражнений

Применение развёрнутых инструкций с регулярным контролем. Тесты, задания с пропусками, структурно-логические схемы с пропусками

Информация о домашнем задании

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Три уровня домашнего задания:

Стандартный минимум

Повышенный

Творческий

Подведение итогов занятия

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися

Рефлексия

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

Телеграмма, СМС, незаконченное предложение, координаты

Итак, зачем же нужна технологическая карта урока? Прежде всего, она позволяет увидеть учебный материал целостно и системно. Помимо этого технологическая карта урока направлена на проектирование образовательного процесса с учётом цели освоения определенного предмета в рамках школьной программы. Использование технологической карты позволяет гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, а также осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Рисунок 4. Значение технологической карты урока

Технологическая карта позволит учителю:

  1. Реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
  2. Определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
  3. Системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  4. Осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
  5. Проектировать свою деятельность на определенный период при помощи перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  6. Освободить время для творчества;
  7. Определить возможности реализации межпредметных знаний;
  8. На практике реализовать общие для всех предметов связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
  9. Выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
  10. Обеспечить повышение качества образования.

Литература

  1. Технологическая карта урока как инструмент проектирования cовременного урока в начальной общеобразовательной школе. Методическое пособие / Автор-составитель С.С. Пичугин. – Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2013. – 50 с.
  2. Фридман Л. М., Кулагина И.Ю. Формирование у учащихся общеучебных умений:– М.: Изд-во Российского открытого университета, 1993. – 34 с.
  3. Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС // URL:

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Технологическая карта урока как основа проектирования урока и инновационный инструмент реализации ФГОС Выполнила Учитель ГБОУ лицея №504 Жогальская Светлана Геннадьевна Москва 2015г

2 слайд

Описание слайда:

Технологическая карта урока как основа проектирования урока и инновационный инструмент реализации ФГОС «Если мы хотим достигнуть какой-нибудь цели воспитанием, то должны прежде всего сознать эту цель.» К.Д.Ушинский

3 слайд

Описание слайда:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА – форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия (темы), указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия (прохождения темы) время, квалификация работников и т.п. (Политехнический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989). ПРОИЗВОДСТВО

4 слайд

Описание слайда:

ПЕДАГОГИКА Технологическая карта - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС.

5 слайд

Описание слайда:

Методологические позиции: она имеет статус документа; в ней записан весь процесс; указаны операции, их составные части; названы материалы; перечислено оборудование; указаны инструменты; обозначены технологические режимы; рассчитано время; определён квалификационный статус исполнителей.

6 слайд

Описание слайда:

Зачем нужна технологическая карта урока? Для представления в воображении урока в «целом» (с целями, задачами, методами, формами, техническими средствами обучения, с видами контроля, видами рефлексии…) Для планирования достижений метапредметных результатов Для самоанализа и анализа того, что делается на уроке (с разных точек зрения) Для четкости в постановке учебных задач Для создания опорного конспекта для будущих уроков

7 слайд

Описание слайда:

выстроить алгоритм работы по теме; определить виды УУД, которые формируются на изучаемом материале; реализовать воспитательные возможности темы; установить преемственность в изучении материала; реализовать межпредметные связи Технологическая карта позволяет учителю:

8 слайд

Описание слайда:

Традиционный конспект Технологическая карта Целеполагание в соответствии со знаниевой парадигмой в соответствии с планируемыми результатами ФГОС (три группы) Основной метод описания объяснительно- иллюстративный структурно-логический; проектный Особенность проектирования по видам деятельности учителя по видам деятельности учителя и обучающихся Используемые средства обучения учитель и учебник как основные носители знания использование всех компонентов УМК и современных ресурсов Дидактический подход межпредметные связи на основании некоторых элементов знания формирование целостной картины мира на основе реального использования жизненного опыта детей, знаний из других предметных областей, метапредметных знаний Форма описания урока использование прямой (беседа) или косвенной речи учителя использование формулировок, четкое и лаконичное описание деятельности Оценка учителем – результатов обученности в целом всеми участниками – процесса, результата, индивидуальных достижений

9 слайд

Описание слайда:

Структурные компоненты технологической карты урока блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить) Инструментальный блок (какими средствами это достижимо) Блок организационно- деятельностный (структуризация на действия и операции)

10 слайд

Описание слайда:

БЛОК ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ Тема урока Цель урока(целеполагание, проблема- выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и целью; осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия.) 3. Планируемый результат 4.Личностно-формирующая направленность урока

11 слайд

Описание слайда:

Инструментальный блок Задачи урока Тип урока Учебно-методический комплекс: источник информации оборудование дидактическое сопровождение материалы для познавательной деятельности ученика

12 слайд

Описание слайда:

Уровневые задания; Карточки для самостоятельной работы; Тексты контрольных самостоятельных работ; Технологические карты лабораторных работ; Инструкция по технике безопасности; Задания для выполнения на уроке; Задания для самопроверки; Другие материалы, с которыми непосредственно работает ученик и т.п. Материалы для познавательной деятельности учеников

13 слайд

Описание слайда:

Дидактическое сопровождение Проблемные вопросы; Когнитивные и деятельностные установки; Понятийный аппарат; Логические схемы; Рисунки; Видеозаписи; Индикаторы обратной связи и т.п.

14 слайд

Описание слайда:

Программа дисциплины; План урока; Литература для учителя; Литература для учеников; Учебники; Сборники задач, практических заданий, диктантов и т.п.; Интернет-сайты; Кинофильмы; Видеозаписи, аудиозаписи; Научная периодическая печать; Массовая периодическая печать; Учебные телефильмы и т.п. Источники информации

15 слайд

Описание слайда:

Оборудование Приборы; Технические средства обучения; Электронные средства обучения; Телевидение; Компьютеры; Локальная сеть; Магнитная доска; Карты; Препараты; Реактивы; Демонстрационные модели по содержанию учебной дисциплины и т.п.

16 слайд

Описание слайда:

План урока Диагностика результатов урока Домашнее задание Организационно- деятельностный блок

17 слайд

Описание слайда:

Структурные элементы технологической карты По вертикали – этапы урока (например): Организационный момент. Подготовка к активной познавательной деятельности. Установка познавательной задачи. Усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания. Закрепление знаний. Самопроверка знаний. Подведение итогов. Домашнее задание.

18 слайд

Описание слайда:

По горизонтали: Задачи каждого этапа. Методы. Формы. Виды деятельности учителя. Деятельность учащихся. Формируемые УУД: личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные.

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

* МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ регулятивные коммуникативные познавательные целеполагание речевые средства, в т.ч. с опорой на ИКТ работа с инфор- мацией: поиск, запись, восприятие в т.ч. средствами ИКТ планирование способ действия контроль коррекция коммуникация при взаимодействии использование моделей, знаков и символов,схем логические опе- рации: анализ, синтез, сравнение, сериация, класси- фикация, обобще- ние, подведение под понятие, ана- логия, суждение чтение ИКТ Оценка по результатам выполнения Оценка в процессе выполнения проектно -исследов. деятельн.

21 слайд

Описание слайда:

1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид. 2. Формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные). 3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом. 4. Формулировка цели каждого этапа урока. 5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт). 6. Выбор форм работы на уроке: - индивидуальная; - фронтальная; - парная; - групповая. 7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика. Данный материал может быть использован учителями,работающим по разным УМК. Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями–практиками, я пришла к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует. Свой выбор я остановила на такой технологической карте урока: Этапы работы над технологической картой

22 слайд

Описание слайда:

Формулировки деятельности учителя и обучающихся Деятельность учителя Формулировки деятельности примеры. Деятельность обучающихся Проверяет готовность обучающихся к уроку. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему. Создает эмоциональный настрой на... Формулирует задание... Напоминает обучающимся, как... Предлагает индивидуальные задания. Записывают слова, предложения. Делят (звуки, слова и т. д.) на группы. Выполняют упражнение в тетради. По очереди комментируют... Обосновывают выбор написания... Приводят примеры. Пишут под диктовку. Проговаривают по цепочке. Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы.

23 слайд

Описание слайда:

Структура технологической карты урока Тема: Тип: Задачи: Планируемые результаты Предметные Метапредметные Личностные Межпредметные связи: Ресурсы урока: Для учителя: Для учащихся: Ход урока: Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихся 1. Актуализация необходимых знаний 2. Мотивация познавательной деятельности 3. Организация познавательной деятельности 4. Подведение итогов Дополнительный материал: Диагностика достижения планируемых результатов: Дополнительные творческие задания: Самоанализ Достижения Затруднения Предложения

24 слайд

Описание слайда:

Расширенная ТК Основные составляющие урока Этап урока Время, мин Цель Результаты Содержание учебного материала Методы и приемы работы Формы учебной деятельности Деятельность учителя Деятельность обучающихся

25 слайд

Описание слайда:

26 слайд

Описание слайда:

27 слайд

Описание слайда:

Типы уроков по ФГОС «…современный урок должен стать уроком творческой дружбы учителя и ученика.» (Куманев А.А.).

28 слайд

Описание слайда:

1. Структура урока усвоения новых знаний: 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания 6) Первичное закрепление. 7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

29 слайд

Описание слайда:

2. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления). 1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Первичное закрепление § в знакомой ситуации (типовые) § в изменённой ситуации (конструктивные) 5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) 6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

30 слайд

Описание слайда:

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения) 1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Актуализация знаний. § с целью подготовки к контрольному уроку § с целью подготовки к изучению новой темы 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6) Обобщение и систематизация знаний 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

31 слайд

Описание слайда:

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Обобщение и систематизация знаний Подготовка учащихся к обобщенной деятельности Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 7) Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

32 слайд

Описание слайда:

5. Структура урока контроля знаний и умений 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся обще учебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика). Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура 4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Похожие публикации