Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Теоретическая и эмпирическая операционализация понятий. Open Library - открытая библиотека учебной информации Структурная операционализация понятия стратегия

Значительное место в программе занимает рассмотрение основных понятий, в которых описывается проблема исследования. Данный этап называется логическим анализом и интерпретацией основных понятий и переменных. Логический анализ понятий разделяется на две процедуры, связанные между собой: интерпретацию и операционализацию.

Интерпретация это трактовка, объяснение основных понятий, присутствующих в исследовании. Она предполагает рассмотрение уже имеющихся в научной литературе вариантов их толкования с последующим выбором одного из них, по мнению исследователя, наиболее верно отражающего содержание рассматриваемого явления или процесса.

То есть в этой части методологического раздела программы предстоит тщательно разобраться в структурных элементах поставленной проблемы. Мы уже говорили выше, что одна из главных целей социологического исследования состоит в том, чтобы дать научное объяснение изучаемых явлений и процессов.

Слова, которые мы выбираем для описания социальных явлений, называются понятиями. Понятия должны быть тщательно подобраны, точны и информативны. Например, мы описываем некоторых змей как ядовитых, а других как неядовитых, некоторых политиков как либеральных, других как консервативных и т.д. Задача этой части работы состоит в том, чтобы, прежде всего, пояснить, что именно мы имеем в виду под каждым понятием, дать ему определение, или, иначе говоря (концепт). Поэтому такого рода работу называют концептуализацией. Т.е. исследователь должен с самого начала объяснить, что он имеет в виду. И важно, чтобы всякий раз, когда вы употребляете какое-то понятие, вы имели бы под ним одно и то же, в каком бы контексте оно ни использовалось. Это необходимо для того, чтобы те, кто будут читать его отчеты и оценивать их, отчетливо представляли себе, что именно обозначается этими концептами, и могли решить, соответствует ли приведенное значение их собственному пониманию термина.

Среди определяемых для исследователя понятий особое место занимают так называемые переменные. Переменная в социологическом исследовании – это такое явление, характеристика или процесс, которые могут иметь различные конкретные значения. Переменной, к примеру, является пол (который может принимать различные конкретные значения, как «мужской» или «женский», возраст, образование и т.п. Переменными также могут быть: мнения людей, знания, события, факты. Например, переменная факта участия избирателя в выборах может принимать значения:

01 участвовал

02 не участвовал

03 не помнит

04 нет ответа

В эмпирической социологии, как и в математике, переменные подразделяются на независимые и зависимые (функции). Независимы переменные – это те наблюдаемые явления, параметры и характеристики, которые способны воздействовать на возникновение других явлений или вызвать их к жизни. Зависимые переменные – те, которые были вызваны, зависели или выступили в качестве функций других явлений. Те переменные, которые предшествуют по времени возникновения всем другим переменным и могут затрагивать своим воздействием другие независимые переменные, называются антецедентными переменными. Переменные, которые происходят ближе по времени к появлению на свет зависимой переменной и при этом сами испытывают на себе воздействие других независимых переменных, называются интервентными (т.е. промежуточными или вмешивающимися) переменными.

Рассмотрим такой пример. Исследователь выдвигает гипотезу о том, что на вероятность участия избирателя в голосовании на выборах оказывает влияние образовательный уровень. В данном случае образование будет независимой переменной, а участие в голосовании – зависимой переменной. Далее, исследователь начинает размышлять: а благодаря чему формальное образование может вызвать такой эффект? Это говорит о том, что социолог уже начал тем самым искать антецедентные или интервентные переменные, которые могли бы стоять между образованием избирателя и вероятностью явки его на избирательный участок. Можно было бы, например, предположить, что в результате получения образования у человека вырабатывается более сильное чувство гражданского долга, которое и служит причиной участия его в голосовании. Интервентные переменные становятся между независимой и зависимой переменными и помогают более убедительно объяснить процессы влияния одних переменных на другие.

Вторым этапом логического анализа понятий выступает операционализация. Операционализация – продолжение, детализация интерпретации основных понятий. Это процесс «расчленения» основных понятий на составные элементы, получение более простых (операциональных) понятий, поддающихся социологическому замеру, т.е. – это процедура сведения общих понятий к эмпирически проверяемым индикаторам и показателям. Именно они подлежат непосредственному измерению и наблюдению. На основе этих простейших понятий, не допускающих двоякого толкования, составляются вопросы анкеты или бланка интервью. Индикаторы подразделяются на прямые и косвенные. Прямые индикаторы характеризуют содержание понятия прямо и непосредственно, например, пол, возраст, место жительства и т.д., то косвенные же делают это неоднозначно. Например, такое понятие как «социальный статус», может вызвать разночтения и потребует довольно большого числа индикаторов. Или, допустим, такое понятие как «групповая сплоченность» и т.д.

Таким образом, операционализация чаще всего осуществляется с помощью не одного вопроса, а нескольких. Другое название операционализации – эмпирическая интерпретация понятий.

Параллельно с интерпретацией и операционализацией основных понятий осуществляется предварительный системный анализ объекта , т.е. систематизация имеющихся сведений о данной предметной области и применительно к данному объекту. Цель предварительного системного анализа – построение гипотетической модели объекта как системы, выявление его элементов и связей, что позволяет далее сформулировать общие и частные гипотезы исследования.

Для полноценного социологического исследования необходимо провести глубокий логический анализ терминов, то есть теоретическую интерпретацию, структурную и факторную операционализацию основных понятий темы исследования.

Теоретическая интерпретация - процедура теоретического толкования анализируемого понятия в соответствии с ранее установленным научным определением. Силласте Г.Г. Методика и техника социологический исследований в сфере экономики и финансов. Часть 1. М. 1998 В рамках изучаемой проблемы были выбраны следующие ключевые понятия: жизненные стратегии, учащаяся молодежь, рыночные отношения.

Жизненные стратегии - понятие, связанное с концепцией личности как субъекта жизненного пути - ее организатора, регулятора ее времени, и событий, способного разрешить жизненные противоречия. Понятие «С.ж.» определяется в рамках типологического подхода к личности и обозначает (в тенденции) способность личности строить и регулировать свою жизнь в соответствии со своим типом личности для оптимального использования своих личностных возможностей и способностей. Стратегия это оптимальное использование времени жизни для продуктивной деятельности, саморазвития и самовыражения. Построение стратегии возможно только на основе не стереотипного, а проблемного отношения к собственной жизни. Последнее необходимо и неизбежно в силу того, что личность осуществляет свою жизненную линию, выстраивает свою «логику» жизни в различных, в том числе препятствующих ей условиях и обстоятельствах. Соотнесение последних со своими желаниями, ценностями образует личностную проблему, которую субъект должен понять, осознать и найти, соответственно, жизненно-практические способы ее решения. С.ж. в самом широком смысле слова делятся на активные и пассивные, последние представляют собой скорее тактики, т. е. поиски выхода из уже не зависящего от субъекта положения. По другому основанию делит стратегия жизни Э.Фромм, ставя проблему «быть», т. е. осуществлять свою сущность в соответствии со своими ценностями, или «иметь» (потреблять). Третье основание связано с эгоцентрическим (индивидуалистическим) типом личности и тем, который придерживается стратегии служения делу, призванию. Четвертое основание, в некоторой степени связанное со вторым, может различать С.ж. на основе типа притязаний личности - у одних они ориентированы на легкость жизни и достижений (отказе от того, что дается трудом, усилиями), у других - на преодоление трудностей, более того, их интерес к жизни связан со сложностью, интенсивностью (иногда риском).

С.ж. представляет собой составление субъектом определенной семантической, смысловой композиции из того, чем он располагает, обладает, использует, потребляет, из того, что он создает соотносительно с тем, что от него требуется, которая определяет в итоге то, чего он способен достичь. Эта композиция включает не только совокупности личностных и жизненных ресурсов, но и осознанный учет цены, которую человек готов платить за свои достижения (ценой может быть как чрезмерность усилий, так и потери, отказ от удовлетворения желаемого ради достижения более значимого, принципиального). Стратегия жизни, как писал С.Л. Рубинштейн, неизбежно связана с временными отступлениями, при которых человек, однако, не отказывается от своих ценностей, задач, отступает, но не уступает.

С.ж. как ее практическая реализация и организация самым непосредственным образом связана со способностью организации времени. Кроме известных и многократно описанных способностей прогнозирования и предвидения, существует особенность организации времени, которую можно назвать «своевременностью», т. е. оптимальным совпадением активности личности с логически соответствующим моментом жизни: активность, проявленная слишком рано или слишком поздно, даже при ее максимуме, не дает желаемого результата. Жизненная суетливость, погоня за мелкими успехами и делами не имеет ничего общего с своевременностью, которая как раз предполагает точный расчет соотношения внешних и внутренних обстоятельств для «главного усилия».

Другая способность личности заключается в способе саморегуляции, при котором личность в состоянии в данный момент концентрировать оптимально совместив все психические, личностные возможности, минимизировать внутреннюю неопределенность, аморфность. Это необходимо в стратегически поворотные периоды и моменты жизни, которые могут определить весь ее дальнейший ход. Способность к организации времени жизни заключается в умении не судорожно, а разумно распределить все важные жизненные дела, занятия, общение, чтение в определенной последовательности и разместить их в масштабе жизни для полноценного ее осуществления.

Стихийная С.ж., пассивность, неподлинность приводят к личностным или жизненным потерям, утратам: одни имеют место в силу неспособности раскрыть свой потенциал, вторые - от неадекватного его применения, третьи, в результате нерешенных жизненных противоречий.

С.ж. не является только узко понятым приведением в соответствие своего типа и способа жизни, своеобразным жизненным стилем. Отношение к себе как субъекту, источнику жизненных перемен, причине событий и поступков, позволяет не ограничивать себя рамками своего типа, а выявлять новые, еще никогда не испробованные возможности, стремления, силы, тогда С.ж. превращается в подлинное творчество жизни и самого себя. (Словарь по профориентации и психологической поддержке)

Учащаяся молодежь - это социальный слой, исследуемый психологами, педагогами, антропологами и, конечно, социологами на междисциплинарной основе. Молодежь не однородная социальная группа, приобретающая целостность только в возрастных границах, относительно которых у исследователей, впрочем, нет единого мнения. Связано это с различными подходами к указанной группе: социокультурным, психологическим, биологическим, образовательным или профессиональной адаптации и пр. Большой словарь по социологии

Рыночные отношения - Экономические отношения, складывающиеся между производителями, продавцами, покупателями, потребителями товаров и услуг, органами государственного и муниципального управления в условиях рыночной ориентации на выгоду, экономической независимости хозяйствующих субъектов, рыночного ценообразования, конкуренции.Современный экономический словарьРайзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.

Операционализация - это научная процедура выделения в анализируемом понятии дополнительных понятий, раскрывающих, детализирующих структурные элементы ключевого понятия, а также факторы, обуславливающие развитие изучаемого процесса. Силласте Г.Г. Методика и техника социологических исследований в сфере экономики и финансов. Часть 1. М. 1998

Структурная операционализация понятия «жизненные стратегии»Факторная операционализация жизненных стратегий учащейся молодежи сельских школ

Результаты структурной и факторной операционализации ключевых и косвенных понятий позволяют определить вопросы будущей анкеты, а так же сформулировать задачи и выдвинуть гипотезы исследования.

Цель исследования - определить влияние сельской школы на формирование жизненных стратегий учащейся молодежи.

Задачи исследования

Выявить социальные особенности жизненных стратегий учащейся молодежи в селе;

Проанализировать особенности сельской молодежи

Выявить зависимость жизненных стратегий сельской молодежи от экономической ситуации;

Выявить жизненные стратегии после окончания школы;

Выявить факторы, которые влияют на выборы жизненных стратегий учащейся молодежи.

Гипотеза-основания:

В иерархии влияния на формирование жизненных стратегий какое место занимает школа, учителя, родители. Что именно или кто больше всего оказывает влияние на сельских старшеклассников: одноклассники, учителя, администрация, родители.

Сельская школа формирует жизненные стратегии, направленные на такое содержание жизненных стратегии, которые включает в себя выбор сельской местности, как региона проживания, выбор профессии, связанной с селом, самореализация в селе.

Гипотезы-следствия:

Сельская школа не справляется с функцией формирования жизненных стратегий, связанных с сельским образом жизни, под влиянием таких объективных факторов, как безработица (отсутствие рабочих мест).

В ближайшее время можно ожидать, что влияние сельских школ будет способствовать развитию рыночных отношений, за счет улучшения образования и увеличению сельских школ

Большинство учащихся сельских школ планирует уехать из сельской местности для реализации своих жизненных стратегий.

Обратимся к интерпретированному понятию «совместительство» и проведем вычленение в нем основных структурных элементов.

Структурная операционализация.

Наличие работы по совместительству (заключен трудовой договор, а не гражданско-правовой): внутренние совместители {постоянные (штатные)}; внешние совместители; вынужденное совместительство.

Внешние совместители: совместительство связано с преподаваемым предметов; совместительство не связано с преподаваемым предметом.

Вынужденное совместительство – длительное (от учебного года и более) совмещение преподавательской деятельности в нескольких учебных заведениях.

Факторная операционализация.

Отношение к совмещению преподавательской деятельности в нескольких учебных заведениях: с удовольствием и профессиональным интересом; вынужденные неудобства в связи со сложившимся обстоятельствам.

Профессиональный интерес: чтение прикладных курсов и работа на выпускающих кафедрах; соображения престижности; желание приобрести опыт и поднять свой рейтинг.

Обстоятельства: низкая заработная плата; слабая материально-техническая база ВУЗа; потребность в ведении научно-исследовательской работы.

Престиж преподавательской деятельности: высокий, средний, приемлемый, низкий, очень низкий,.

Уровень ежемесячного дохода, который позволил бы удовлетворять насущные потребности: более 40000 руб; от 25000 до 40000; от 15000 до 25000; менее 15000.

Напряженность преподавательского труда: очень высокая; высокая; средняя; низкая; очень низкая.

Обратимся к интерпретированному понятию "заработная плата" и проведем вычленение в нем основных структурных элементов. Их два:

1. Денежное вознаграждение;

Это первый уровень структурной операционализации. Чтобы получить полную структуру ключевого понятия надо расписать второй уровень.

Согласно Современному Экономическому Словарю денежное вознаграждение - это денежная оплата труда работников в виде заработной платы и премиальных выплат, зависящая от количества и качества труда.

В элементе первого уровня «денежное вознаграждение» можно выделить несколько его составляющих:

1. Величина заработной платы;

2. Премиальный выплаты;

3. Количество часов труда.

В рамках этого исследования рассмотрим величину заработной платы в зависимости от ее формы (форм зарплаты труда гораздо больше, но в контексте преподавательской деятельности имеет смысл рассматривать только эти три):

1. Должностной оклад;

2. Тарифная сетка (ставка);

3. Установленная контрактом.

Должностной оклад - месячная заработная плата, тариф оплаты труда, предусмотренный для лиц, занимающих данную должность.

Единая тарифная сетка - система дифференциации оплаты труда в зависимости от квалификации работника и характера выполняемых работ; обязательна для всех организаций РФ, находящихся на бюджетном финансировании.

Трудовой контракт - договор, заключаемый между нанимателем и наемным работником в письменной форме на определенный срок или на время выполнения конкретной работы (подряд). Права, обязанности и ответственность сторон, условия оплаты и организация труда устанавливаются самостоятельно сторонами соглашения. В контракте могут быть предусмотрены разнообразные льготы для создания дополнительных стимулов к труду. При истечении срока действия контракта он автоматически продлевается на неопределенный срок, если ни одна из сторон не потребовала прекращения трудовых отношений.

Теперь можно перейти к заключительной стадии логического анализа ключевого понятия - к факторной операционализации.

Величина заработной платы согласно законодательству имеет четко установленный минимум (МРОТ=2300 руб) и практически не имеет предела роста. От себя замечу, что не в случае преподавателя государственного ВУЗа, где существуют пределы заработной платы и относительно низкие.

Премиальные выплаты представляют собой доплаты и надбавки стимулирующего характера. Их существует очень много.

Определяющий фактор, лежащий в основе одной из групп отражает возраст преподавателя и сферы деятельности после получение высшего педагогического образования. Доплаты молодым специалистам в целях укрепления кадрового состава педагогических работников: в течение первых 3 лет работы; имеющим диплом с отличием, в течение первых 3 лет работы.

Количество часов аудиторной, учебно-методической и научной работы напрямую зависит от ученой степени, ученого звания преподавателя, занимаемой должности, наличия работы по совместительству.

Ученая степень: кандидат наук и доктор наук.

Ученое звание: доцент и профессор.

Должность: декан факультета, заведующий кафедрой, профессор, доцент, старший преподаватель, преподаватель, ассистент.

Согласно Соверменному Экономическому Словарю труд - осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, людей, требующая приложения усилий, осуществления работы; один из четырех основных факторов производства.


Популярные статьи:

Благотворительный фонд «Кто, если не я?»
Благотворительный фонд «Кто, если не Я?» создан в 2007 году для разработки и практической реализации социальных проектов в сфере поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе оставшихся без попечения родителей, пос...

Неолиберальная глобализация
Наряду с объективными процессами глобализации в 70-е годы XX века начала бурно развиваться теория неолиберальной глобализации, которая с конца прошлого столетия стала господствующей не только в теории, но и в экономической практике, полити...

Теоретический анализ социальных проблем молодых семей в современном обществе. Понятие и общая характеристика молодой семьи
Существует множество дефиниций семьи, выделяющих в качестве семье образующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших и крайне расширительных (например, семья - это группа людей, любящих друг друга, или...


Два вида испытаний: с контролем по нагрузке и с контролем по деформации.

Программа исследования

Цель исследования

Изучить удовлетворённость условиями труда сотрудников ОАО «Сбербанк России» по Новосибирской области в городе Бердске, раскрыть проблемные стороны организации труда на этом предприятии.

Задачи исследования

Для проверки основной гипотезы необходимо выявить, существует ли благоприятная атмосфера в коллективе, которая способствует вовлечению в рабочий процесс и повышает удовлетворенность трудом.

Для проверки дополнительных гипотез предполагается решить следующие задачи:

1) Изучить динамику изменения уровня вовлеченности в рабочий процесс.

2) Определить степень информированности работников о проведении компанией различного рода досуговых мероприятий.

3) Определить особенности межличностных отношений в трудовом коллективе.

4) Выявить наличие возможностей для самореализации сотрудника.

5) Проанализировать материальную обеспеченность сотрудников относительно затраченного труда.

Объект исследования: сотрудники ОАО «Сбербанк России» по Новосибирской области в городе Бердске.

Предмет исследования: особенности удовлетворенности работников трудом.

Гипотезы исследования:

1) Можем предположить, что благоприятная атмосфера в коллективе способствует вовлечению в рабочий процесс и повышает удовлетворенность трудом.

2) Многие люди, считают, что сотрудники банков получают достаточно высокие зарплаты. Следовательно, сотрудники должны быть удовлетворены своей заработной платой относительно приложенных усилий.

3) Удовлетворенность трудовым процессом в целом зависит также от уровня организации работы банка, графика работы, удобства расположения рабочего места для работы с клиентами.

4) Можно предположить, что сотрудники, которые достаточно информированы о досуговых мероприятиях и принимают в них участие, больше удовлетворены трудом, чем те, кто стараются избегать таких мероприятий.

5) Возможность самореализации является важным условием для сотрудников данной организации.

Методы сбора информации

Сбор первичной социологической информации будет осуществляться с помощью опроса посредством раздаточной анкеты. Анкетирование – это «метод получения первичной информации, заключающийся в составлении анкет и проведении опроса; применяется в общественных науках, при переписях населения, в изучении обществ, мнения» .

Методы анализа информации

При обработке полученных результатов применялись методы анализа данных, классификации, сравнения, методы графического представления данных. Была использована ручная обработка полученной информации.

Анализ данных – это «этап эмпирического социологического исследования, в ходе которого при помощи содержательных соображений и математико-статистических методов на основе первичной информации раскрываются связи исследуемых переменных» .

Классификация - это «система соподчиненных понятий (классов, объектов, явлений) в той или иной отрасли знания или деятельности человека, составленная на основе учета общих признаков объектов и закономерных связей между ними, позволяющая ориентироваться в многообразии объектов и являющаяся источником знания о них» .

Сравнение – это «познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов, при помощи которой выявляются количественные и каче­ственные характеристики предметов, признаки, детерминирующие возмож­ные их отношения» .

Графический метод - это «метод условных изображений при помощи линий, точек, геометрических фигур и других символов» .

Определение выборочной совокупности

Генеральная совокупность – сотрудники всех филиалов ОАО «Сбербанк России» Новосибирской области по городу Бердску – 67 человек. Выборочная совокупность – 25 человек, отобранных по случайно-вероятностной выборке, что гарантирует статистически значимые результаты опроса.

Операционализация трудовых понятий

Организация-


1. Это внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия отдельных элементов или частей системы в соответствии со структурой целого.


2. Это объединение людей, совместно реализующих цели программы и действующих на основе определенных норм и правил .

Открытое акционерное общество (ОАО) – это общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами .

Должность – служебное положение работника, обусловленное кругом его должностных обязанностей, правами и характером ответственности .

1. Это сумма денег законно и периодически поступающая в непосредственное распоряжение агента рыночных отношений.

2. Это денежная оценка результатов деятельности любого субъекта рыночной экономики (юридического и физического лица) .

Производительность труда - это экономическая категория, выражающая степень плодотворности целесообразной деятельности людей по производству материальных и духовных благ .

Нормирование труда – это определение необходимых затрат труда (времени) на выполнение работы (изготовление единицы продукции) работниками в конкретных организационно-технических условиях и установление на этой основе норм труда .

Условия труда – это совокупность взаимодействующих социально-экономических, технико-организационных, социально-психологических, естественно-природных факторов, влияющих на здоровье, работоспособность человека, его отношение к труду, степень удовлетворенности им, на эффективность производства, уровень жизни и развитие личности работника .

Стимулирование труда - это, прежде всего, внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда, материальная оболочка мотивации персонала .

Удовлетворённость трудом – это эмоционально окрашенное оценочное представление субъекта деятельности о результате своей трудовой активности, о самом процессе работы и внешних условиях, в которых она осуществляется .

Трудовой коллектив - это все граждане, участвующие своим трудом в деятельности предприятия на основе трудового договора. Трудовой коллектив решает вопросы заключения коллективного договора с администрацией, самоуправления трудового коллектива, предоставления работникам предприятия социальных льгот из фонда трудового коллектива и т. д. .

Коллективный договор – это правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии, в учреждении, организации .

Повышение квалификации – это подготовка кадров с целью усовершенствования знаний, умений и навыков в связи с повышением требований к профессии или повышением в должности .

Самореализация - реализация потенциала личности. Самореализация достижима лишь в высшей точке, если удовлетворены все другие биологические и социальные потребности .

Дистанционное обучение (ДО) - это обучение на расстоянии, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно и когда все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий .

Понятие социального факта.

В науке факт – это обоснованное знание, полученное путем описания отдельных фрагментов действительности в определенное время и в определенном месте.

Социальный факт – фактуальная основа социологического знания.

Понятие «социальный факт» было введено в социологию Э.Дюркгеймом. По Дюркгейму, социальный факт – это всякий образ действия, способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий свое собственное существование независимо от его индивидуальных проявлений. Разделял социальные факты на:

Морфологичекие – материальный субстрат общества, напр., плотность населения.

Нематериальные факты – компоненты коллективных представлений, имеющие надындивидуальное социально-культурное значение.

Социальные факты можно рассматривать в 2-х планах:

1)онтологическом (не зависящем от сознания). В этом плане факты – это любые, не зависящие от наблюдателя, состояния действительности или свершившиеся события.

2)логико-гносеологическом. Здесь факты – это обоснованное знание, которое получено путем описания отдельных фрагментов реальной действительности в некотором строго определенном пространственно-временном интервале.

Социальные факты – это элементарные компоненты системы знания.

В современной социологии социальными фактами принято считать:

а)совокупные, систематизированные характеристики массового поведения

б)совокупные систематизированные характеристики массового сознания – мнений, оценок, суждений, верований и т.п..

в)совокупные обобщенные характеристики продуктов человеческой деятельности, материальной и духовной.

г)в феноменологически ориентированной социологии в качестве социального факта рассматриваются отдельные события, случаи, состояния социального взаимодействия, подлежащие интерпретации с позиций деятельного субъекта.

В исследовании задача социолога состоит в том, чтобы:

Отделить существенное от случайного и несущественного;

Описать устойчивые свойства социального процесса.

Для выявления существенного в явлениях социологи весьма часто используют аппарат вероятностной статистики, а именно закон больших чисел. Согласно ему, большое число индивидуальных и относительно случайных причин и условий приводит к результату, почти не зависящему от случайностей. В следствие такой опоры на статистику социальные факты нередко называют статистическими фактами.

Операционализация понятийэто научная процедура выделения в анализируемом понятии дополнительных понятий, раскрывающих, детализирующих структурные элементы ключевого понятия и факторов, обуславливающих развитие изучаемого процесса. Понятие «операционализация» разработал и ввел в научный оборот Лазарсфельд. Суть операционализации понятия – это его эмпирическое истолкование, разложение объекта на характеристики, доступные измерению социологическими индикаторами. Операционализация понятий означает построение системы эмпирических индикаторов (признаки объекта, поддающиеся измерению) объекта или явления, доступных для измерения.


Существует 2 уровня операционализации: структурная и факторная.

Структурная операционализация осуществляется для выделения «составных частей» ключевого понятия, т.е. его структурных элементов. Например, обратимся к понятию «молодежь» и проведем операцию вычленения в нем основных структурных элементов. Их четыре:

1)специфическая социально-демографическая группа (возрастные рамки 16-30 лет);

2)период становления, социальной зрелости;

3)период адаптации;

4)психологические особенности

Факторная операционализация – процедура выявления факторов, обусловливающих непосредственно или косвенно развитие изучаемого социального объекта. Факторы могут быть объективными и субъективными.

Сложность процедуры операционализации зависит от вида социологического исследования. Для разведывательного исследования глубокой и всесторонней операционализации не требуется, что определяется узостью задач. В описательном и аналитическом исследованиях требования к глубине и объему операционализации значительно усложняются, что вытекает из более весомых целей и задач, которые в них ставятся.

Похожие публикации