Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Постановка и автоматизация звука Ш: речевой материал, комплекс артикуляционной гимнастики. Карточки для домашнего задания «Автоматизация звука Задания логопеда на звук ш

Ш Карточка №1

Правильное положение органов артикуляции при произношении звука «Ш» – губы слегка вытянуты и округлены, зубы «заборчиком» со щелью, язык поднят вверх, воздух теплый, струя направлена вверх: Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш (длительно, выходит воздух из пробитого мяча).

Задание 1:Хлопни в ладоши , если услышишь звук «Ш»: Р, С, Ш, М, З, Ш,Л,П, Ш, С.

Задание 2: Выкладывать фигурки из палочек и произносить звук «Ш» столько раз, сколько палочек в фигурке:

Задание 3: Четко произносить прямые слоги (следить за тем, чтобы звук « ш » произносился утрированно, протяжно). Проговаривать многократно.

Ша-ша-ша ши-ши-ши

Шо-шо-шо ше-ше-ше

Ша-шо-шу-ши-ше

Шо-шу-ши-ше-ша

Шу-ши-ше-ша-шо

Ши-ше-ша-шо-шу

Ше-ша-шо-шу-ши

Задание 4: Четкое проговаривание слогов и слов за взрослым:

Ша-ша-ша——шапка ша-ша-ша—–шайба

Ша-ша-ша—–шаль ша-ша-ша—–шахта

Ша-ша-ша—-шах

Ша-ша-ша—-шахматы

Задание 5: Счет слов от 1 до 10 с загибанием пальцев (по образцу)- шайба, шапка, шахта.

Образец: одна ш апка три ш апки

две ш апки четыре ш апки и т. д. до10. Звук «Ш» произносить утрированно, с ударением.

Задание 6: Деление слов на слог и(шап-ка , шу-ба , шай-ба ), в каком слоге находится звук» Ш» в первом или во втором, произнеси этот слог.

Задание 7 : нарисовать в тетрадке картинки (или приклеить готовые), в названии которых слышится звук «Ш»

Ш

Карточка №2

Задание 1 : Длительное произношение звука «Ш» (шипит гусь) ш ш ш ш ш ш ш…..

Задание 2 :Выкладывать фигурки из палочек и произносить слоги: «ша», « шу », « ши », « ше », « шо »:

Задание 3: Проговаривание слоговых рядов за взрослым:

Ша-шо-шу-ши

Шо-шу-ши-ша

Шу-ши-ша-шо

Ши-ша-шо-шу

Задание 4 : Игра «Добавь слог» « ША»: ка…., лап…, ду…, афи…, гало…, Ма…, Да…, Па…, Ми…

Задание 5: Четко произносить слова с ударением на слоге «Ша»: ш аг, шагом, шайба, шапка, шахта, шах, мышата, большая, ушанка, мешать, дышать, душа.

«ШО» : меш ок,пушок, петушок, большой, мышонок, шов, шок.

Задание 6: Счет слов от 1 до 10 с загибанием пальцев : мышонок,мешок, петушок.

Задание 7: нарисовать в тетрадке картинки или приклеить готовые: петушок, мешок, мышонок.

Карточка №3 Ш

Задание 1 : Игра «Добавь слог «ШИ»: у…, мы…, малы…., камы…, ков…, напи…, шала…, ланды…, детены… .

Задание 2: четко произносить слова с ударением на слоге «ШЕ »: шел, шелк, шепот, ушел, нашел, вошел.

«ШИ»: шик , шило, шина, шип, шить, дыши, пиши, камыши, малыши, ушиб, ошибка, машина, кувшин, ковши.

Задание 3: Игра «Запомни, повтори за взрослым»:

Шапка – шуба- шиповник-шепот

Шуба-шиповник-шепот-шапка

Шиповник-шепот-шапка-шуба

Шепот-шуба-шапка-шиповник

Задание 4 : Счет слов от 1 до 10 с выкладыванием спичек – лошадь, машина, ковш.

Карточка № 4 Ш

Задание №1 :Четкое проговаривание слов без ударения на слоге: «ША» - шаги,шагать, ваша, наша, каша, шалфей, лошадь, вешалка, афиша.

«ШИ »- шинель, шипеть, шиповник, шипы, уши, мыши, наши, ваши, калоши, тишина, шитье, баклуши.

«ШЕ»- камешек, шелуха, тише, выше, башенка, вишенка, шептать, плюшевый, шептунья.

Задание 2 : Четко, выделяя голосом звук «Ш», проговори каждое имя 3-4 раза : Миша, Маша, Даша, Наташа, Паша, Алеша, Илюша, Антоша, Глаша.

Задание 3

Я иду, и ты……………(идеш ь) Я плыву, и ты………(плывеш ь)

Я пою, и ты……………(поеш ь) Я бегу, и ты………..(бежиш ь)

Я веду, и ты……………(ведеш ь) Я лечу, и ты……….(летиш ь)

Я шагаю, и ты……….(шагаеш ь) Я мою, и ты……….(моеш ь)

Я копаю, и ты ………..(копаеш ь) Я знаю, и ты………(знаеш ь)

Задание 4: Счет слов с выкладыванием пуговиц: малыш , кувш ин, ш алаш .

Задание 5 : Подбери название слов (картинок) так, чтобы получилась короткая рифмовка:

Вшин- вшин-вшин—–назову………..(кувш ин).

Ошка- ошка- ошка—–называю……..(кош ка).

Ушка- ушка- ушка——назову…………(подуш ка).

Ышка- ышка- ышка—– называю…….(мыш ка).

Ашка- ашка- ашка——-назову…………(букаш ка).

Ишня- ишня- ишня——называю………(виш ня).

Шина- шина- шина——назову…………(маш ина).

Задание 6 : Четко произносить чистоговорки :

Ша-ша-ша ——шапка, шахматы, лапша

Ши-ши-ши——шина, шило, камыши

Ша- ша- ша——я катаю малыша

Ша- ша- ша——купаем малыша

Карточка №5 Ш

Задание №1 : Четко произносить слоговые ряды:

Шка-шко-шку-шки ашк-ошк-ушк-ишк акш-окш-укш-ышк

Шко-шку-шки-шко ошк-ушк-ишк-ашк окш-укш-ыкш-акш

Шку-шки-шка-шко ушк-ишк-ашк-ушк укш-ыкш-акш-окш

Шки-шка-шко-шку ишк-ашк-ушк-ошк ыкш-акш-окш-укш

Задание №2: Подобрать родственные слова к слову: мышь – (мышонок, мышата, мышиный, мышка); лягушка – (лягушонок, лягушата, лягушиный, лягушатник). Знать родственные слова наизусть, при произношении четко выделять звук «Ш ».

Задание №3: Четко произносить слова за взрослым: подошва, швея, швы, шведы, шкаф, шкатулка, школьник, шланг, шлем, шлепать, шлак, шмыгать, шпалы, шпагат, шпион, шпилька, шпулька, шпаклевка (голосом выделять звук «Ш »).

Задание № 4: Деление слов на слоги под хлопки (см . задание №3)

Задание №5 : Четкое проговаривание чистоговорок за взрослым:

Шу-шу-шу——пилотку я ношу ше-ше-ше—–сидит утка в камыше

Шу-шу-шу—–я значок ношу ше-ше-ше—–кошка в шалаше

Шу-шу-шу—–помогите малышу ши-ши-ши—-Миша с Машей малыши

Шу-шу-шу—–Маша кушает лапшу ши-ши-ши—-глубоко дыши

Шу-шу-шу—–шубу новую ношу ши-ши-ши—–кашу ешьте малыши

Задание №6 : Возьмите картинки мальчика и девочки, дайте им имена (Ми ш а и Ма ш а). Распределите между ними картинки как считаете нужным. Получившиеся сочетания слов произнесите 3-4 раза.

Например: У Маши шапка (шуба, кошка, шкаф) и так далее.

Задание №7 : Нарисовать в тетрадке около Миши и Маши их любимые картинки.

Карточка №6 Ш

Задание № 1 : Четко произноси обратные слоги за взрослым:

Аш-ош-уш-ыш яш-еш-иш-юш

Ош-уш-ыш-аш еш-юш-иш-яш

Уш-ыш-аш-ош иш-еш-яш-юш

Ыш-аш-ош-уш юш-иш-яш-еш

Задание №2: Четко произносить слова с ударением на слоге «АШ»: ваш, наш, башня, пашня, кашка, букашка;

«ОШ»: кошка, мошка, окошко, лукошко, ладошка, Антошка;

«УШ» : душ, тушь, ушки, мушка, пушка, душно, опушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, макушка, квакушка, болтушка;

«ЫШ» : вышка, мышка, пышка, малышка, камыш, малыш;

Задание №3:

Образец : У Маши подушка. – Это Машина подушка.

У Миши шашки. ——- У Даши кошка.——- У Наташи галоши.—–

У Паши картошка.—— У Сани машина.—— У Катюши вишня.——

У Сани ракушка.——– У Алеши катушка.—- У Маши пышка.——–

Задание № 4 : Игра «Я начну, а ты закончи»:

Я нашёл мыш ку-малыш ку. Я маш у ш апкой.

Ты нашёл мыш ку-малыш ку. Ты…………………..

Он…………………………………….. Он…………………..

Мы……………………………………. Мы………………..

Вы……………………………………. Вы…………………

Они………………………………….. Они…………………

Задание №5: Нарисовать в тетрадке или приклеить готовые картинки со звуком «Ш»

Окошко, лягушка, малыш, башня, подушка, пушка.

Задание №6 : Выучить наизусть, четко произнося звук «Ш»:

Кош ка в окош ке ш апку ш ьет,

Мыш ка в тапках избуш ку метёт.

Карточка №7 Ш

Задание№1: Четко произносить слова с ударением на слоге «ЁШ»: даёшь, поёшь, лепёшка, пьёшь;

«ЕШ»: пешка, вешний, поешь;

«ИШ»: бишка, вишня, мишка, лишний, тишь, домишко;

«ЮШ»: плюшка, клюшка, конюшня.

Задание№2 : Счёт слов от 1-до 10(с загибанием пальцев): пеш ка, миш ка, плюш ка.

Задание №3 :Четко произнеси слова тройками :

Вышка-пышка-мышка

Кошка-мошка-ложка

Подушка-лягушка-квакушка

Бабушка-дедушка-донышко

Бишка-мишка-домишко

Льёшь-пьёшь-даешь

Задание №4: Игра «Назови ласково»:

Воля-волюшка камень——– мать———- пятно——-

Доля-долюшка солнце——— тётя———– окно——–

Дума———— хлеб———— дядя——— дно———

Кума———— хозяйка——- батя——— поле——–

Зима———— штаны——– дед———- вишня——-

Задание №5: Четкое проговаривание словосочетаний за взрослым с нажимом на звук «Ш»:

Наш а ш кола пыш ная плюш ка больш ой ш мель

Ш вейная маш ина ш елковая ш аль пш енная каш а

Маш инный шов наш а бабуш ка ш ипение кош ки

Маш инные ш ины Даш ина ш апка больш ой ш каф

Ш кольный ш каф шитьё шинели шиншилловая шуба

Ш елуха ш иповника ш ипы ш иповника деш ёвые книж ки

Ш умят камыш и ш утник миш утка больш ая кош ка

Карточка №8: Ш

Задание№1: Четко произнести чистоговорки за взрослым:

Аш-аш-аш- шар, машина, карандаш ыш-ыш-ыш-у Кати камыш

Аш-аш-аш-я точу карандаш ыш-ыш-ыш-упал малыш

Аш-аш-аш-дайте карандаш ашка-ашка-летит букашка

Ош-ош-ош-у меня нож ошка-ошка- на окошке кошка

Уш-уш-уш-поломался душ ушка-ушка-лягушка-квакушка

Уш-уш-уш- очень тёплый душ ышка-ышка-маленькая мышка

Задание№2: Взрослый называет один предмет, а ребёнок- множество таких же предметов:

Шалаш – шалаши шкаф -……. Башня -……… шляпа-………

Камыш – камыши петушок -……… детёныш -…… ландыш……..

Задание№3: Послушай пары слов, составь с ними предложения. Проговори их 3-4 раза.

Шалаш – ландыши. Петушок – зёрнышки. Машина – шофёр. Воробышек – крыша. Шахматы – шкаф. Кукушка – гнёздышко. Ватрушка – лепёшка. Лошадь – мешки.

Задание№4: Игра « Я начну, а ты закончи»:

Я ношу новую шубу Я шепчу потешки кошке на ушко

Ты…………Ты………….

Он ………… Он…………..

Мы ……….. Мы……….

Вы ……….. Вы………….

Они ………. Они………..

Задание№5: Выучить наизусть стихотворение «Мишутка»:

Одеваем малыша, одеваем голыша.

Шапку и шубку одеваем на мишутку.

Задание №6: Нарисовать или приклеить в тетрадке картинку к стихотворению.

Карточка№9 Ш

Задание№1 : Чёткое проговаривание предложений за взрослым (выделять звук «Ш»):

У Маши шляпа. У Алёши ландыши. Миша и Паша едут на лошадке. Малыши шагают в школу. Миша нашёл камешек. У шиповника шипы. Паша и Наташа не шумят. Алёша кушает пшенную кашу. У Миши новые шахматы. Мышонок упал в кувшин. Илюша гоняет шайбу. Алёше купили большую машину. Наш мишутка любит шутки. Готовит Наташа пшённую кашу. У нашей машины шипы на шинах. Идёт пешком мышонок с мешком. Маша и Даша шьют шубу Наташе. Маша вышивает подушку. Миша машет дедушке шапкой. Наш Антошка глядит в окошко.

Задание№2: Измени предложения по образцу:

Образец : У Маши подушка — Это Машина подушка.

У Миши шашки ……………. У Илюши шайба………….

У Паши шапка………………… У Маши плюшка…………

У Наташи шуба……………… У Даши кошка…………..

У Алёши вишни…………….. У Катюши мишка……….

Задание№3: Исправь предложения:

Наша мышка съела кошку. Ландыши очень любят бабушку. Лягушка боится мошки. На подушке лежит диван. Воздушный шар любит со мной играть. Кошка убегает от мышки. Каша готовит машу. Лошадка едет на Мише. Книжки любят малышей. Клюшкой забивают шапки. Подушка отдыхает на кошке.

Задание№4 : Послушай предложения. Представь. Что предметов не один , два. Составь новые предложения и проговори их. Выделяя звук «Ш».

Например: Одна мышка шумит под вешалкой.- Две мышки шумят под вешалкой.

Одна кошка отдыхает на подушке.——— Одно пятнышко видно на шубе.———

Одна шашка упала на кушетку.————— Один башмак валяется под шкафом.—–

Одна шкатулка лежит в шкафу.————— Один школьник бежит в школу.——–

Один мишка шумит на опушке.————– Одна кукушка кукует на опушке.———-

Задание№5: Выучить наизусть стихотворение: «Шишка».

Шумит на опушке Мишка – Топтыжка

Шишка на макушке у бедного Мишки .

(нарисовать к стихотворению картинку).

Карточка№10 Ш

Задание№1: Игра «Я начну, а ты закончи»:

Я—– ш топаю кукуш онку капюш он Я—–куш аю ш околад

Автоматизация звука Ш в словах

Проговаривать слова со звуком «ш» в начале слова

Шкаф, шнур, шпалы, шторы, школа, школьник, швея, шпоры, шкура, швабра, штука, шпага,
Шар, шум, шок, шапка, шить, шуба, шина, шахта, шахматы, широкий, шея, шарф, шорты, шило, Шура

Шаг, шар, шарф, шайба, шапка, шахта, шахматы, шорох, шёл, шёлк, шёпот, ширь, шило, шина, шить, шили, ширма, шум, шут, шуба, шутка, шуруп, шутить, шея.

Шинель, шипеть, широкий, шиповник, швы, швея, шкаф, шкатулка, школа, школьник, шкура, шла, шлак, шланг, шлем, шли, шлюпка, шляпа, шницель, шнурок, штаб, шмель, шпалы, шпагат, шпион, шпиль, штамп, штопать.

Штора, штопор, штука, штурвал, штык, мышата, большая, ушанка, мешать, решать, дышать, лошадка, лапша, мешок, пушок, вершок, горшок, петушок, ремешок, гребешок, большой, мышонок, ушёл, нашёл, пришёл, вошёл.

Проговаривать слова со звуком «ш» в середине и конце слов

Ма-ша, Да-ша, Ми-ша, Па-ша, Лё-ша, ка-ша, ма-ши-на, вы-ше, ти-ше, пи-шу, но-шу, ко-шу, ды-шу, па-шу
Мы-шка,пу-шка, поду-шка, лягу-шка, кату-шка, вы-шка, ко-шка,марты-шка, лепё-шка, карто-шка, петру-шка
Мишутка, дышу, ношу, тушу, прошу, мишень, ошейник, решение, дыши, ерши, пиши, камыши, малыши, ушиб, ошибка, машина, кувшин, решили.
Ваша, наша, каша, крыша, Даша, Маша, Лёша, Паша, Миша, Алёша, Наташа, Андрюша, чешуя, уши, мыши, калоши, ландыши, хороший, горошина, младший, тишина.
Душ, кыш, мышь, ваш, наш, этаж, саквояж, багаж, камыш, стриж, экипаж, нож, ёж
Ваш, наш, башня, пашня, чашка, кашка, рубашка, ромашка, букашка, карандаш, кошка, мошка, крошка, окошко, горошки, лукошко, ладошка, окрошка, картошка, душ, ушки, мушка, пушка, душно, опушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, квакушка, ватрушка, радушный, ракушка.
Вышка, мышка, пышка, крышка, малышка, мартышка, покрышка, камыш, малыш, Яшка, бляшка, гуляш, даёшь, льёшь, пьёшь, поёшь, трёшь, берёшь, Алёшка, лепёшка, рыбёшка, матрёшка, поварёшка, пешка, орешки, вешний, внешний, поёшь, Бишка, вишня, мишка, лишний, парнишка, кричишь, молчишь.
Башмак, башлык, кашне, каштан, ушли, петушки, бабушка, дедушка, ландыш, детёныш, Алёнушка, Бурёнушка, пушнина, тушканчик, донышко, пёрышко, пятнышко, брёвнышко, брюшко, полюшко, мякиш, финиш, даришь, валишь, делишь, пилишь.

Сосчитай до пяти.

Один камыш, два камыша………….пять камышей.
Один шалаш, два шалаша…………..пять шалашей.
Одна шуба, две шубы……….………пять шуб.
Одна школа, две школы………….…пять школ.
Одно шило, два шила…………….…пять шил.

пышка - вышка кадушка - подушка
школа - школьник камушки - кумушки
шкаф - ушко пушка - мушка
багаж/ш/ - гараж/ш/ кошки - мышка

Запомни и повтори ряд слов.

шум - шумный - шуметь шут - шутливый - шутить
шаг - шагом - шагать шахтер - швея - штурм
малыш - бабушка - дедушка штаны - рубашка - шуба

Автоматизация звука Ш в предложениях

Проговаривать предложения со звуком «ш»

На вешалке шуба и пушистая шапка. Маша надела шарф. Паша пошёл в школу. Кошка ловит мышку. Мышка убежала от кошки. Машина везёт пшеницу. В мешке шишки. Дедушка режет картошку. Бабушка вяжет шарф. Миша завязал шнурки. Маша несёт в лукошке ёжика.

Хороши в дорожку пирожки с горошком. Хороша Маша, да жаль что не наша. Шапка да шубка, вот и весь Мишутка. У Маши гамаши, у Мишки штанишки. Шесть мышат в норке шуршат. Тише, тише, не шумите, нашу Машу не будите. Тише, мыши, кот на крыше, а котята ещё выше.

Наташа пишет. Вот Маша. У Маши шляпа. У Лёши ландыши. Ландыши хороши. Миша и Паша едут на лошадке. У реки камыши. Река широкая. Малыши шагают в школу. Школа большая. Ум хорошо, а два лучше. В гостях хорошо, а дома лучше.

У Димы шапка - ушанка. Маша надела новую шубу. Алеша потерял шарф. Яша едет на лошадке. Даша не шали. Даша и Антоша шагают в ногу. Алеша подарил Маше цветные карандаши. Миша нашёл камешек. На дороге шумит машина. У шиповника шипы. Шипы колючие. Гриша и Миша гоняют шайбу. Лёша ел пшённую кашу. Дальше в лес - больше дров.

Наш мишутка любит шутки. Готовит Наташа пшённую кашу. У нашей машины шипы на шинах. Идёт пешком мышонок с мешком. Маша и Даша шьют шубу Наташе. У Катюши на подушке вышита кукушка. Я нашла катушку у Маши под подушкой. Мошки и букашки мешают Гоше и Паше.

Мама шьёт на швейной машине. У бабушки шёлковая шаль. Даша вымыла голову шампунем. В Машиной шкатулке много шпулек и катушек. Маша надела шубу, шапку, шарф, валенки и пошла гулять с Наташей. Алеша нашёл много волнушек и шампиньонов. В одно ушко вошло, а в другое вышло.

Я по камушкам пошёл, шубу шёлкову нашёл. У Маши на кармашке маки и ромашки. Шапка да шубка - вот он, наш Мишутка. Пыхтит, как пышка, пухлый Мишка. Метил в лукошко - попал в окошко. Тише, мыши, кот на нашей крыше. Зашумите - он услышит. Шапкой Мишка шишку сшиб. Маша дала Ромаше сыворотку из-под простокваши.

Клеить детские игрушки поручается Андрюшке. Со своим большим мешком еле-еле шёл пешком. Долго-долго крокодил море синее тушил. Уронила белка шишку, шишка стукнула зайчишку. Нет, твой голос не хорош, слишком тихо ты поёшь. Купался Иванушка у белого камушка. Двое пашут, а пятеро руками машут.

Ленивой кошке мышей не поймать. Мал горошек, да кашу варит. По пташке и гнездышко. Шила в мешке не утаишь. Что посеешь, то и пожнёшь. Больше думай - меньше говори. Кошки нет дома - мышам воля. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

Что напишешь пером, то не вырубишь топором. Нашему Вaнюшке всегда под ногами камешки. За работу пастушку дайте сыру-творожку. Дела на вершок, а слов на мешок. Тише едешь - дальше будешь. Душа ушла в пятки. Кому вершки, а кому корешки. Шагал шакал с кошёлкой, нашёл кушак из шёлка.
Маша шьёт штанишки плюшевому Мишке.В шалаше шалят ребятишки.Маша ест пшённую кашу.Гриша и Миша гоняют шайбу.Даша надела широкий шарф.Ландыши хороши.Малыши шагают в школу.Миша и Паша едут на лошадке. Миша нашёл камешки.По шоссе идёт машина. Наташа пишет письмо Шуре.Паша и Наташа, прошу не шуметь.У Лёши ландыши и ромашки. У Маши шляпа и шарфик.У реки камыши и кувшинки. У шиповника острые шипы.Хороша уха из ершей.

Автоматизация звука Ш в чистоговорках

Ша-ша-ша- ша-ша-ша - наша Маша хороша.
Ша-ша-ша - ша-ша-ша - Маша моет малыша.
Шо-шо-шо- Шо-шо-шо- Паша пишет хорошо.
Шо-шо-шо- Шо-шо-шо - мы рисуем хорошо.
Шу-шу-шу- Шу-шу-шу - буквы на доске пишу.
Шу-шу-шу- Шу-шу-шу - хорошо я их пишую.
Ши-ши-ши- Ши-ши-ши - вот играют малыши.
Ши-ши-ши- Ши-ши-ши - у них есть карандаши.
Аш-аш-аш- Аш-аш-аш - это Мишин карандаш.
Аш-аш-аш- Аш-аш-аш - это Машин карандаш.
Ош-ош-ош- Ош-ош-ош - я на дедушку похож.
Ош-ош-ош- Ош-ош-ош - я на бабушку похож.
Уш-уш-уш- Уш-уш-уш - папа починил наш душ.
Ша-ша-ша - нет карандаша.
Шо-шо-шо - нам гулять хорошо.
Шу-шу-шу - я сижу и не шуршу.
Ши-ши-ши - притихли малыши.
Ше-ше-ше - радостно душе.

Про Таню
Ша-ша-ша-ша,
Наша Таня хороша.
Шо-шо-шо-шо,
И поет хорошо.
Шу-шу-шу-шу,
Поет песню малышу.
Ши-ши-ши-ши,
Любят песни малыши.

Песня малышу
Ша-ша-ша,
Пойте с нами не спеша.
Шу-шу-шу-шу,
Поем песню малышу.
Ши-ши-ши,
С нами пели камыши.
Шо-шо-шо,
Получилось хорошо.

Автоматизация звука Ш в пословицах

Богатство, что вода: пришла и ушла.
Большому кораблю - большое плаванье.
В лес не съездишь - так на печи замёрзнешь.
Дружба как стекло: разобьёшь - не сложишь.
Зимою шубка не шутка.
Не давши слово, держись, а давши, крепись.
Нет лучшего друга, чем матушка.
Поспешишь - людей насмешишь.
С кем поведёшься, от того и наберёшься.
Тише едешь - дальше будешь.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Шила в мешке не утаишь.

Автоматизация звука Ш в стихах

Наша ёлка велика!
Наша ёлка высока!
Выше папы, выше мамы -
Достаёт до потолка.

*****
Ленивая кошка не ловит мышей.
Ленивый мальчишка не моет ушей.
Ленивая мышка не выроет норку.
Ленивый мальчишка не любит уборку.
Ленивая мушка не хочет летать.
Ленивый мальчишка не хочет читать!
Что делать, скажите, добрейшей старушке,
Когда завелись у старушки в избушке:
Ленивая кошка, ленивая мышка,
Ленивая мушка, ленивый мальчишка.

*****
В тишине лесной глуши
Шёпот к Шороху спешит.
Шёпот к Шороху спешит,
Шёпот по лесу шуршит.
- Ты куда?
- К тебе лечу.
Дай на ушко прошепчу
Шу-шу-шу да ши-ши-ши.
Тише, Шорох, не шурши,
Навостри-ка уши -
Тишину послушай!..

*****
Ш-ш-ш. Тихонько притаитесь.
Ш-ш-ш. Ни чуть не шевелитесь.
В прятки в тишине играют -
Лишь тогда вас не поймают.

*****
Шершень шустрый прилетел,
Шершень на цветочек сел.
Шершень посидит немножко
И отправится в дорожку.

*****
Маша любит кушать кашу,
Маша говорит Наташе:
«Кашу кушать все должны,
Каши детям всем нужны».

*****
Петушок, петушок, золотой гребешок.
Масляна головушка, шелкова бородушка,
Что ты рано встаёшь, голосисто поёшь,
Детям спать не даёшь?

*****
Наша Маша хороша,
Ходит Маша не спеша,
Наша Маша маленькая,
На ней шубка аленькая.

*****
Мышка в кружечке зелёной
Наварила каши пшённой.
Ребятишек дюжина
Ожидает ужина.

*****
На кухне кошка готовит лепёшки.
Любит лепёшки котёнок Тимошка.

*****
Вышивает Даша мишку,
Маша вышивает мышку.

*****
Две букашки на опушке
Шьют мышатам по подушке.

*****
Миша и Паша шайбу гоняют,
Маша и Даша им не мешают.

*****
Шагают по опушке мышки,
Под мышками у мышек книжки.

*****
Школьник, школьник, ты силач:
Шар земной несёшь, как мяч.

*****
Петушок, петушок!
Подари мне гребешок!
Ну, пожалуйста! Прошу!
Я кудряшки причешу.

*****
Затихает шорох шинный,
Наступает час мышиный.
Ночью пусть пируют мыши:
Тише, тише, тише, тише.
(И. Токмакова)

Воробей
- Воробей, чего ты ждёшь?
Крошек хлебных не клюёшь.
- Я давно заметил крошки,
Да боюсь сердитой кошки.
(А. Тараскин)

Мыши
Наши мыши - ваших тише,
Не шуршат по погребам.
К вам не ходят наши мыши.
Не пускайте ваших к нам.
(В. Степанов)

Птичка
Птичка под моим окошком
Гнёздышко для деток вьёт,
То соломку тащит в ножках,
То пушок во рту несёт.

Миша пишет
Вот детишки Маша, Миша.
Маша меньше, Миша выше.
Миша Маше что-то пишет.
Отгадай, что пишет Миша.

*****
Пять ребят живут в избушке,
Пять маслят вблизи опушки.
У масляток - шапочки
У ребяток - тапочки.

Мышь как мышь
Мышь как мышь, сама с вершок!
Влезла мышка на мешок.
Позвала к себе мышат.
Пусть крупою пошуршат!
Пошуршать бы пошуршали!
Только кошки помешали…
(Г. Лагздынь)

Бабушка
У бабушки нашей хватает забот:
Для Тани с Наташей и вяжет, и шьёт.
Читает им книжки, поёт перед сном,
Гулять ребятишек ведёт перед сном.
(З. Александрова)

Мышки
Пляшут мышки - шалунишки,
Кто на чашке, кто на крышке.
Тише, тише, тише, мышки,
Не мешайте спать братишке.
(А. Стародубова)

*****
Шумит на опушке
Мишка Топтыжка.
Шишка на макушке
У бедного мишки.

*****
Пишет школьник Паша:
Шапка, шайба, каша,
Мышка, мошка, шутка,
Шахматы, Мишутка.

*****
У Маши - котёнок Тимошка,
У Миши - мышонок Тотошка.
Не могут Тотошка с Тимошкой
Не шуметь хотя бы немножко.

*****
Шубу, шапку и калоши
Мы найти никак не можем.
Вот такие шутки
У нашего Мишутки!

Мышонок и мышь
Мышонку шепчет мышь:
- Ты всё шуршишь, не спишь!
Мышонок шепчет мыши:
- Шуршать я буду тише.
(А. Капралова)

Лягушата
У речушки, вдоль опушки,
Мимо вспаханных полей
Шли ленивые лягушки
В гости к бабушке своей.
(И. Демьянов)

Шишки у Мишки
Бросил палку сверху Мишка.
- Падай в шапку с ёлки, шишка!
Шишка - хлоп по голове.
Стало шишек сразу две.
(Е. Петрищева)

Ручеёк
- Ручеёк, куда спешишь?
- К речке, к речке, мой малыш!
- Ручеёк, когда ты спишь?
- Никогда не сплю, малыш.
(Г. Виеру)

Пекарь
Я песок мешаю с глиной, как муку.
На горячем камне к ужину пеку:
Крендель для матрёшки, клоуну - лепёшки,
Пряники для мишки, заиньке - коврижки.
(Г. Ладонщиков)

Ромашки
Есть на новом платье у меня кармашки.
На кармашках этих вышиты ромашки.
Ромашки, ромашки - будто луговые.
Ромашки, ромашки - прямо как живые.
(М. Пляцковский)

Везёт нас лошадка
Везёт нас лошадка, лошадка, лошадка -
Ни шатко, ни валко, ни валко, ни шатко.
Стегнуть бы кнутом бы лошадку,
Да - жалко.
(А. Шибаев)

Мошки
Облепили лампу мошки,
Греют тоненькие ножки.
Осторожно, мошки!
Обожжёте ножки!
(В. Лунин)

*****
На лугу поспела кашка.
Кашку ест корова Машка.
Машке нравится обед:
Ничего вкуснее нет!
(А. Шибаев)

Когда играешь сам
Когда один играешь, танцуешь и поёшь,
То маме не мешаешь и ныть перестаёшь.
Тогда рисуешь, пишешь, сидишь в углу, как мышь.
И шума не услышишь, хотя весь день шумишь.

Ромашки
Нарядные платьица, жёлтые брошки,
Ни пятнышка нет на красивой одёжке.
Такие весёлые эти ромашки -
Вот-вот заиграют как дети, в пятнашки.
(Е. Серова)

Лягушки
На старой кадушке
Сидели лягушки
Зелёные ушки,
Тупые макушки.
Я к ним подошёл,
Они в воду бултых!
И нечего больше
Сказать мне про них.
(В. Степанов)

Семейка
Мышка в кружечке зелёной
Наварила кашки пшённой.
Ребятишек дюжина
Ожидает ужина.
Всем по ложечке досталось,
Ни крупинки не осталось!
(С. Маршак)

*****
Шорох, шептанье, шум под окном,
Шлёпанье лёгкое…Кто это - гном?
Шшш! Там за шторами, возле окна,
Шустрым мышонком шуршит тишина.
(В. Лунин)

*****
Петушки распетушились,
Но подраться не решились.
Если очень петушиться,
Можно пёрышек лишиться.
Если пёрышек лишиться,
Нечем будет петушиться.

Автоматизация звука Ш в текстах

Перескажи тексты, чётко проговаривая звук Ш.

Шалун Миша

Миша - шалун. Шалил с кошкой. Кошка мяукала. Бабушка отняла кошку.
Ушёл Миша в лес. Увидел шишку и кинул шапку. В шишку не попал, а шапка повисла на ветке. Нет шишки, нет шапки. Так и пошёл Миша домой.

Яша и Алёнушка

Ушла мама в аптеку. Дома Алёнушка и Яша. У Яши башня, катушка и пушка. У Алёнушки матрёшка и кукла Малышка. Матрёшка на подушке. Взяла Алёнушка Малышку. Стала кормить её кашкой. Потом надела на Малышку рубашку, башмаки.
А Яше надоели игрушки. Катушку он отдал кошке. Катает кошка катушку. Идёт Яша на кухню. Берёт ватрушку и даёт кошке. Посмотрел в окошко. Видит Яша, что идёт мама.
Пришла мама. Она довольна, что Алёнушка и Яша играют.

Кошка и мышка

Ушли все из дома. А кошка была дома. Села кошка на окошко. Вышла из норки мышка. Кошка не видит мышку. Мышка не видит кошку. Пошла мышка на кухню. Нашла крошки от пышки. Поела мышка крошки. Потом мышка увидела кружку. Кружка накрыта крышкой. Кошка почуяла мышку и прыгнула с окошка. Побежала мышка. Но кошка поймала мышку.

На опушке

Ходила Алёнушка в лес. Набрала лукошко ягод. Вышла на опушку леса. Там росли ромашки. На ромашках сидели букашки. Недалеко речушка. У речушки камыши. Там квакают лягушки. На дереве сидит кукушка. Присела Алёнушка на брёвнышко. Отдохнула и пошла домой.

Ландыши

Ландыши любят тень под дубками. Подойдёшь к месту, где ландыши. Ландышей видимо-невидимо. А на некошеном лугу ромашки и мышиный горошек. Рядом, у речушки, камыши. Колышет ветер камышинки. Шуршат они, нарушая тишину. Нарвёшь ландышей - и домой. Хороши ландыши!

Автоматизация звука Ш в скороговорках

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Мышь широкими шагами шаркала по мостовой.
В камышах шуршат мышата,
Шумно плещутся в ушатах.

Широкие шины
Шикарной машины
Бесшумно шуршат по шоссе.

Сшила Шура шикарную шубу.

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!

Загадки "Звук Ш"

Выучить загадки.
Старушка ползёт, избушку везёт. (Улитка)

Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб)

Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыши)

Висит груша нельзя скушать. (Лампочка)

На зелёной хрупкой ножке вырос шарик у дорожки.(Одуванчик)

Пляшет крошка, а у крошки всего одна ножка. (Юла)

Два брюшка, четыре ушка. (Подушка)

Под кочкою крошка, только шляпка да ножка. (Гриб)

Чем больше из неё берёшь, тем больше она становится.(Яма)

В большой избе - избушка, а в избушке - щебетушка. (Птица в клетке)

Решила раз шалунья - кошка
Со мною поиграть немножко.
По комнате меня катала,
На мне все нитки размотала.
(Катушка)

Угадайте, что за шапка - меха целая охапка.
Шапка бегает в бору, у ствола грызёт кору. (Заяц)

Идёшь, идёшь, конца не найдёшь. (Дорога)

Под крышей ножки, а на крыше суп да ложки. (Стол)

Голова на ножке, в голове - горошки. (Мак)

Сидит на крыше всех выше и дымом дышит. (Труба)

Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы!
(Гриб)

С неба падают ледышки,
Прямо падают в ладошки.
Есть ледышки меньше крошки.
Есть ледышки больше шишки.
(Град)

Не смотрел в окошко - был один Антошка.
Посмотрел в окошко - там второй Антошка!
Что это за окошко, куда смотрел Антошка?
(Зеркало)

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад №10» V вида

Картотека заданий по автоматизации

звуков {ш}, {ж}

Подготовила

учитель-логопед

Автоматизация звука Ш

(6 занятий)

Занятие 1

1. Артикуляционная, дыхательная и пальчиковая гимнастика.

2. Длительное произнесение звука Ш→.

3. Слоги и слова

ша-ша-ша – шапка ша-ша-ша – шахта

ша-ша-ша – шах ша-ша-ша – шахматы

ша-ша-ша – шампунь ши-ши-ши – шина

ши-ши-ши – шипы ши-ши-ши – шить

ши-ши-ши – шиповник ши-ши-ши – шипеть

ше-ше-ше – шея ше-ше-ше – шеф

ше-ше-ше – шест ше-ше-ше – шесть

ше-ше-ше – шелест шо-шо-шо – шов

шо-шо-шо – шёпот шо-шо-шо – шок

шо-шо-шо – шоссе шу-шу-шу – шум

шу-шу-шу – шут шу-шу-шу – шуба

шу-шу-шу шутка шу-шу-шу – шутка

4. Слоговые ряды

ша-шо-шу-шы шу-ши-ша-шо

шо-шу-ши-ша ши-ша-шо-шу

5. Образование глаголов

шум – шуметь шут - шёпот - шипение –

шаг - шеф - шик - шитьё –

6. Упражнение «Припомни, повтори» (слова из упражнения 3 на ша-, ши-, шу-, ше-).

7. Упражнение «1-2-5-9» со словами

шайба, шинель, шутка, шов.

8.

шагать в шинели и шапке, шептать шутки.

9.

шина, шипы, шифон, шинели .

10. Правило правописания ШИ.

Занятие 2


1,2 – см. занятие 1

3. Слоговые ряды

шан-шон-шун-шин шун-шин-шан-шон

шон-шун-шин-шан шин-шан-шон-шун

То же с согласными П, Т, К, М вместо Н.

4. Слоги и слова

ша-ша-ша – наша ша-ша-ша – ваша

ша-ша-ша – каша ша-ша-ша – душа

ша-ша-ша – афиша ша-ша-ша – ушанка

ша-ша-ша – кушак ша-ша-ша – ишак

ши-ши-ши – уши ши-ши-ши – мыши

ши-ши-ши – дыши ши-ши-ши – ушиб

ши-ши-ши – ошибка ши-ши-ши – машина

ши-ши-ши – камыши ши-ши-ши – пушинка

шо-шо-шо – пушок шо-шо-шо – мешок

шо-шо-шо – петушок шо-шо-шо – капюшон

шо-шо-шо – большой шо-шо-шо – мышонок

шо-шо-шо – кукушонок шо-шо-шо – тушёнка

ше-ше-ше – меньше ше-ше-ше – тушеные

ше-ше-ше – больше ше-ше-ше – гашеные

ше-ше-ше – тоньше ше-ше-ше – покушение

5. Упражнение «Назови ласково» - образование существительных с уменьшительно – ласкательным значением. Образец: пух – пушок, камень – камешек. Пух, обух, петух, дух, смех, грех*, штрих*, слух*, ремень*, камень, орех*.

6. Образование глаголов несовершенного вида

тушение – тушить уменьшение -

покушение - улучшение* -

утешение - погашение –

украшение* - оглушение* -

7. Спряжение в настоящем времени

шушукаться в тишине, потешаться над ошибками

8. Упражнение «1-2-3-9» со словами

камыш, мышонок, кукушонок.

9. Образование родственных слов от слова мышь .

10. Многократное проговаривание чистоговорок.

Наша Маша (Даша, Наташа, Катюша) моет под душем шею и уши.

Тише, мыши, не шумите,

Нашу Машу не будите.

Тише, мыши, тише, мыши!

Кот сидит и тихо дышит.

Занятие 3

1, 2 – см. занятие 1

3. Слоги и слова

аш-аш-аш – наш аш-аш-аш – ваш

ыш-ыш-ыш – мышь ыш-ыш-ыш – камыш

еш-еш-еш – кулеш еш-еш-еш – плешь

уш-уш-уш – душ уш-уш-уш – куш

иш-иш-иш – финиш иш-иш-иш – тишь

ёш-ёш-ёш – мнёшь ёш-ёш-ёш – пьёшь

4. Слоговые ряды

аш-ош-уш-ыш яш-ёш-юш-иш

ош-уш-ыш-аш ёш-юш-иш-яш

уш-ыш-аш-ош юш-иш-яш-ёш

ыш-аш-ош-уш иш-яш-ёш-юш

5. Изменение глаголов по образцу (образование 2-го лица единственного числа настоящего времени)

идти – ты идёшь утешать - петь –

уменьшать - шуметь - есть –

шутить - видеть - пить –

погашать - ехать - писать –

дышать - тушить - ходить –

думать – мешать - шить –

водить - будить - шагать -

6. Заучивание чистоговорок

Мышонку шепчет мышь:

- Ты все шумишь, шумишь.

Мышонок шепчет мыши:

-Шуметь я буду тише.

7. Припоминание слов со звуком Ш из этой чистоговорки, деление слов на слоги, выделение ударного слога, определение места звука Ш в каждом слове.

8. Повторение правила правописания ШИ, печатание по следам анализа слов


наш, наши, ваш, ваши, мыши.

9. Преобразование слов путём перестановки слогов, букв

наши → шина камыш → мышка шути → туши

Занятие 4

1,2 – см. занятие 1

3. Слоговые ряды

шка-шко-шку-шкы ашк-ошк-ушк-ышк

шко-шку-шкы-шка ошк-ушк-ышк-ашк

шку-шкы-шка-шко ушк-ышк-ашк-ошк

шкы-шка-шко-шку ышк-ашк-ошк-ушк

акш-окш-укш-ыкш

окш-укш-ыкш-акш

укш-ыкш-акш-окш

ыкш-акш-окш-укш

4. Слова (проговаривание, запоминание, воспроизведение при повторном проговаривании по четыре слова)

кошка мушка лягушка катушка дедушка

кашка мишка букашка бабушка девушка

мошка пушка окошко кукушка опушка

мышка пышка подушка макушка квакушка

5. Заучивание чистоговорок

Кошка в окошке шапку шьёт,

Мышка в сапожках избушку метет.

Тише, мыши, не шумите,

Кошку, мыши, не будите.

6. Упражнение «1-2-5-9» со словами

кошка, мышка, кукушка, букашка, шкаф

7. Спряжение в настоящем времени

дышать нашей кошке в ушко,

вышивать подушку для кошки.

8. Проговаривание рассказа «Кошка и мышка» с опорой на серю сюжетных картинок.

Все ушли из дома. Одна кошка сидит на окошке. Кошка видит мышку. А мышка не видит кошку. Мышка шмыг на кухню. Там на столе пышка. Мышка ест пышку. А кошка - с окошка и за мышкой.

9. Аппликация «Кошка и мышка».

Занятие 5

1,2 – см. занятие 1

3. Слоговые ряды

шта-што-шту-шты ашт-ошт-ушт-ышт

што-шту-шты-шта ошт-ушт-ышт-ашт

шту-шты-шта-што ушт-ышт-ашт-ошт

шты-шта-што-шту ышт-ашт-ошт-ушт

атш-отш-утш-ытш

отш-утш-ытш-атш

утш-ытш-атш-отш

ытш-атш-отш-утш

4. Слова (проговаривание и запоминание, затем воспроизведение по четыре слова)

штанга штабель штольня штука

штат каштан штопка штык

штамп штаны шток штепсель

штатив штамповка штоф паштет

5. Упражнение «1-2-5-9» со словами и словосочетаниями

штанга плюшевый мишка

штольня новые штанишки

штепсель мишкины штанишки

6. Спряжение в настоящем времени

штопать штанишки плюшевому мишке

7. Проговаривание предложений

шьёт штанишки.

Плюшевому мишке бабушка штопает штанишки.

У плюшевого мишки новые штанишки.

8. Звуко-слоговой анализ, схемы слов, печатание по следам анализа

штанга, штангист, штаны, штанишки

9. Аппликация «Плюшевый мишка в штанишках».

Занятие 6

1, 2 – смотри занятие 1

3. Слоговые ряды

шна-шно-шну-шны и т. д. анш-онш-унш-ынш и т. д.

ашн-ошн-ушн-ышн и т. д. нша-ншо-ншу-нши и т. д.

4. Закрепление названий детёнышей мышки, лягушки, кукушки – упражнение «У кого кто?» «Кто с кем?»

5. Упражнение «1-2-5-9» со словами

мышь, кукушка, кукушонок, лягушонок,

мышка, лягушка, мышонок, лягушатник

6. Образование родственных слов от слов кукушка, лягушка, мышь.

7. Упражнение «Назови ласково»

воля – волюшка кума - изба – мать –

воля - сова – баба – тётя –

дума - зима – вдова - дядя -

дети - хозяйка - лебедь - сват –

8. Чистоговорка «Кукушонок»

Кукушка кукушонку шьёт новый капюшон.

- Надень, кукушонок, капюшон!

Как в капюшоне ты смешон!

9. Образование, проговаривание притяжательных прилагательных от существительных мышь (мышиный, мыший), кукушка (кукушкин, кукушечий), лягушка (лягушачий, лягушиный, лягушечий).

Автоматизация звука Ж

(3 занятия)

Занятие 1

1. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательные упражнения, вырабатывающие и закрепляющие теплую воздушную струю.

2. Произнесение звука Ж→.

3. Слоговые ряды

жа-жа жа-жа-жа жа-жо-жу-жы

жо-жо ↔ жо-жо-жо жо-жу-жи-жа

жу-жу ↔ жу-жу-жу жу-жи-жа-жо

жэ-жэ ↔ жэ-жэ-жэ жи-жа-жо-жу

4. Слова (проговаривание, деление на слоги, выделение ударного слога)

а) жа-жа-жа – жаба, жатва, жаль, мать, жадина, жакет, жабий;

жо-жо-жо – жёлудь, жёлтый, жёсткий, жом;

жу-жу-жу жук, жуть, жухлый, жуткий, жулик, Жучка;

же-же-же жесть, жест, желе, жемчуг, жжение, жечь;

б) жа-жа-жа – кожа, лужа, лежа, ужас, лежать, бежать, ужалить, жужжать;

жо-жо-жо – флажок, снежок, лужок, стожок, ожог, ежонок, ножовка;

жи-жи-жи – ежи, ужи, ужин, ужимки, снежинка, пожитки;

же-же-же – уже, зажечь, неужели, уважение, положение, скольжение;

жу-жу-жу – кожух, пожух, покажу, накажу, кунжут, жужелица.

5. Упражнение «1-2-5-9» со словами

ёж, уж, ежиха, ежонок,

ужонок, ёжик

6. Родственные слова (проговаривание, запоминание, воспроизведение):

- уж ужонок, ужата, ужиха, ужиный, ужовый, ужовник…

- ёж ежонок, ежата, ежиха, ёжик, ёжиком, ежовник, ежовый, ёжится, ежевика…

7. Словообразование прилагательных, подбор к ним существительных. Образец: железо - железная лопата, жадина – жадный человек

жаба - ужас - железо - ежевика –

кожа - жадина - баклажан - сжег –

лыжи - жесть - чижи - ужи –

8. Словообразование глаголов

жатва – жать ужин - лежанка –

жаль - нажим - жёлтый –

живой - уважение - жалость –

9. Зуко-слоговой анализ, схемы слов, печатание под диктовку по следам анализа

жесть, живет, ужин, ужас.

10. Закрепление правила правописания ЖИ.

11. Заучивание чистоговорок о еже, выделение слов со звуком Ж

Ель на ёжика похожа, Бедный ёжик ёжится -

Ель в иголках, Всё ему неможется.

Ёжик тоже. И синеет кожица -

Так ему неможется.

Занятие 2

1,2 – см. занятие 1

3. Слоговые ряды

жда-ждо-жду-жды джа-джо-джу-джи

ждо-жду-жды-жда джо-джу-джи-джа

жду-жды-жда-ждо джу-джи-джа-джо

жды-жда-ждо-жду джи-джа-джо-джу

4. Слова (проговаривание, деление на слоги, выделение ударного слога)

жда-жда-жда нужда, жажда, надежда, невежда, одежда, нежданно, подождать, убеждать, долгожданный, жаждать;

жди-жди-жди – вожди, дожди, подожди;

жды-жды-жды – дважды, однажды, каждый;

жду-жду-жду – жду, ждут, подожду, между, жажду.

5. Словообразование отглагольных существительных. Образец: родиться – рождение

водить - обсуждать - наслаждаться –

ходить - убеждать - заблуждаться –

блуждать - насаждать – возбудиться –

6. Упражнение «1-2-5-9» со словами и словосочетаниями

дождь жужжащий жук

невежда жующая лошадь

сапожник подвижник ножницы

бумажник багажник художница

8. Звуко-слоговой анализ, схемы слов, печатание под диктовку

художник, бумажник, художница

9. Повторение чистоговорок на звук Ж.

Предлагаю Вашему вниманию картотеку упражнений по автоматизации звука [Ш], которую можно использовать для индивидуальных домашних заданий детям.

Данный материал может заинтересовать не только начинающих, но и опытных логопедов.

Упражнения по автоматизации звука [Ш]. Карточка 1

Дата:___________

ша-ши-ше ша-ши-ши ша-ше-ше
ши-ше-ша ше-ши-ши ше-ша-ша
ше-ша-ши ши-ша-ша ши-ше-ше

4. Проговаривать слова, четко произнося звук [Ш]. (В случае неправильного произношения звуков [Р] и [Л] подчеркнутые слова не проговаривать)

Шаг, шар, шарф, шайба, шахта, шапка, мышата, ушанка, решать, мешать, дышать, лошадка, лапша, шах?маты.

Ваша, наша, каша, Даша, Маша, Лёша, Паша, Миша, Наташа, Андрюша.

Шина, шило, шить, дыши, пиши, камыши, малыши, ушиб, ошибка, машина, кувшин, шили, решили.

Шинель, шипеть, широкий, шиповник, уши, мыши, калоши, ландыши, горошина, младший, тишина.

Шея, шест, шесть, шерсть, мишень, ошейник, ре?шение.

Шорох, мешок, пушок, вершок, горшок, петушок, ре?мешок, большой, мышонок, шёл, шёлк, шёпот, ушёл, нашёл, пришёл, вошёл.

Шуруп, шутить.

Швея, швы, шкаф, шкатулка, школа, школьник, шкурка, шлак, шлем, шлюпка, шляпа, шмель, шницель, шнурок, шпалы, шпион, штаб, штопать, штора, штука, штурвал, штык,

5. Проговаривать слоги и слова, четко произнося звук [Ш].

ша-ша-ша - шаг
ша-ша-ша - каша
ши-ши-ши - шить
ши-ши-ши - мыши
шо-шо-шо - шов
шо-шо-шо - шепот
шу-шу-шу - шум
шу-шу-шу - укушу

У Маши - ландыши. Камыши шумят. У мыши - мышата. Илюша гоняет шайбу. Алёша ушиб ногу. У Паши и Тимоши машинки. Алеше купили большую ушанку. Маша несёт кувшин. У Даши шёлковая шаль. Миша катает машинку.

Упражнения по автоматизации звука [Ш]. Карточка 2

Дата:___________

1. Выполнять артикуляционную гимнастику.

2. Длительно произносить звук [Ш].

3. Проговаривать слоги, четко произнося звук [Ш].

ша
ша - шу
ша - шо - шу
шо
ши - шо
ши - шу - ше
шу
ше - ша
шо - ша - ши
ши
шо - ше
ше - ши - ша
ше
шу - ши
шу - ше - шо

4. Проговаривать слова, четко произнося звук [Ш].

шаль
шина
шум
шов
шапка
шило
шут
шёлк
шайба
шея
шуба
шок
шахматы
шеф
шутка
шёпот

шампунь шипы шутник
шакал шинель шумовка
шалун шиповник шампиньон
шаман шитье

5. Игра «Один-много»

Шина-шины шаг-шаги

шапка-…
шинель-…
шайба-…
шаман-…
шея-…
шампунь-…
шутка-…

6. Проговаривать предложения, четко произнося звук [Ш].

На шахте шумно. У мамы шелковая шаль. Шут выдумывает шутки. Мама будет шить шубу. Шеф не любит шума и шуток. На шиповник шипы. Шалуны шумели и шалили. Кто-то шипит над шиповником. Шампиньоны удобно вынимать шумовкой.

Упражнения по автоматизации звука [Ш]. Карточка 3

Дата:___________

1. Выполнять артикуляционную гимнастику.

2. Длительно произносить звук [Ш].

3. Проговаривать слоги, четко произнося звук [Ш].

ша
ша - шу
ша - шо - шу
шо
ши - шо
ши - шу - ше
шу
ше - ша
шо - ша - ши
ши
шо - ше
ше - ши - ша
ше
шу - ши
шу - ше - шо

4. Игра «Изменяй предложения»

Я шевелю ногами. (Ты…, Мы…, Вы…, Он…, Она…Они…)
Я надену шубу и шапку.
Я покупаю шампунь.
Я нюхаю шиповник.

5. Замени первый звук в слове на звук [Ш]

Тапка-шапка
Маг-…
Зов-…
Даль-…
Фея-…
Губы-…

6. Игра «Посчитай слова» (1-2-5)

одна шуба
две шубы
пять шуб…

Слова: шапка, шина, шутка, шип, шутник.

7. Проговаривать предложения, четко произнося звук [Ш].

Миша моет шею и уши. У машины новые шины. Машенька, дай башенку. Машутке шьют новую шубу. На шубе виден шов. Я ношу новую шубу и шапку. Петушок, петушок, выгляни в окошко!

Упражнения по автоматизации звука [Ш]. Карточка 4

Дата:___________

1. Выполнять артикуляционную гимнастику.

2. Длительно произносить звук [Ш].

3. Игра «Назови картинки». Нзови предметы. Не забывай чётко произносить звук [ш].

Назови и раскрась только те картинки, названия которых начинаются на звук [ш].

Корзинка слов: шапка, шуба, шут, шина, шахматы, шипы, шаль, машина, уши, мыши, петушок, лошадь, ошейник, клавиши, вишенка.

4. Игра «Слушай взрослого». Хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком [Ш]:

Кот, шило, вода, шея, корова, хлеб, шампунь, шиповник, рыбак, ботинки, шорты, шутка.

Молодец! Ты учишься не только говорить звук [Ш], но и слышать его в словах.

Бережная Галина Георгиевна,
учитель-логопед,
МБОУМО «Центр развития ребенка -
детский сад № 98 «Энергия», г.Краснодар

Плоскостное ориентирование со звуками для старших дошкольников 5-6 лет

Светлана Сергеевна Утюжникова, учитель-логопед, МАДОУ д/с «Буратино», районный центр Кыра
Совместная деятельность учителя-логопеда с дошкольниками-это не только школа обучения и воспитания, но и занимательное игровое путешествие.
Чтобы преподнести ребёнку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному выговариванию слова, необходимо использовать игровые упражнения. Существует много вариантов, рассмотрим один из них, как плоскостное ориентирование по автоматизации шипящих звуков [Ш]-[Ж] в словах.Данный игровой материал,будет полезен педагогам,родителям для работы с детьми.
Цель игры: автоматизация шипящих звуков в словах;
Задачи:
-развивать слуховое восприятие, внимание, речь, мышление, творческие способности, мелкую моторику рук;
-активизировать словарный запас;
-учить ориентироваться на плоскости, считать по клеткам;
-воспитывать стремление добиваться положительного результата;


Для автоматизации звуков в словах, предлагаю использовать таблицы, состоящие из клеточек и фишку. Фишку следует поставить на букву и передвигать её по инструкции учителя-логопеда. Таблицы созданы в программе PowerPоint, где подобран наглядный материал для автоматизации звуков. В одной клетке напечатана буква, обозначающая автоматизируемый звук. В других клетках-изображения предметов, в названиях которых есть автоматизируемый звук. Если фишка останавливается на пустой клеточке, то следует предложить ребёнку самостоятельно придумать слово с данным звуком. Необходимо помнить, что буквы мы видим, а звуки произносим и слышим. Рассмотрим игровое пособие по автоматизации звуков [Ш]-[Ж];

Звук Ш. Буква Ш



Слова для справок: бабушка,лягушка,кошелёк,дедушка,кошка,мешок,лошадка;
Слова для справок: матрёшка,мишка,камыш,машина,вишня,мышка,шары;
Особенности артикуляции звука [Ш]
Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).
Характеристика звука [Ш]

Согласный, глухой, всегда твёрдый. Звук обозначается синим цветом.

Звук Ж. Буква Ж



Слова для справок: мороженое,подснежник,жилет,ёжик,жираф,лыжник,пирожное;
Слова для справок: художник,жук,снежинка,ежевика,дождь,ножницы,рыжик;
Особенности артикуляции звука [Ж]
Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).
Характеристика звука [Ж]

Согласный, звонкий, всегда твёрдый. Звук обозначается синим цветом.

Задания для игры

- «Назови предмет, к которому ты придёшь, если передвинешься от буквы на три клетки вправо»;
- «Назови предмет, к которому ты придёшь, если будешь двигаться от буквы на одну клетку вниз и на одну клетку вправо»;
- «Назови предмет, к которому ты придёшь, если будешь двигаться от буквы на одну клетку вниз, на три клетки вправо и на одну клетку вверх»;
Кроме мотивации найти и назвать предмет, ребёнок учится ориентироваться на листе бумаги.
Таким образом, как показывает практика, использование таких игровых упражнений при автоматизации звуков речи и активизации словарного запаса у детей, способствует развитию речи, формирует навыки плоскостного ориентирования.

Презентация на тему: Игровые задания на автоматизацию звуков [Ш]-[Ж] в словах

Похожие публикации