Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Экспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемы. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ

Елена Никитаева

Дети по своей натуре- любознательные, любопытные исследователи , открывающие для себя этот мир. Очень важно поддержать и направить их интерес, чтобы помочь развитию ключевых компетенций. Опытно-исследователькая деятельность очень помогает это делать, ведь знания, полученные в процессе такой работы , гораздо лучше откладываются в долговременную память, да и сама деятельность более мотивирована и эмоционально окрашена. То, что ребенок "пропустил через свои руки",запоминается более надежно. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию окружающего мира, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность.

Поделюсь своим опытом работы в этой области . Для начала был создан уголок экспериментирования, в который вошли образцы песка, глины, минералов, соль, сахар, растительное масло, сода, пробирки, лупы, весы, емкости, магнит, спринцовки, а так же природный материал.


Очень удобно опытно-экспериментальную деятельность распределить в соответствии с комплексно-тематическим планированием. Например, осенью, когда начинается тема " ; стихии (вода, воздух, огонь, земля- почва, минералы, мы проводим опыты с водой :

1. Свойства воды,

2. Вода-растворитель,

3. Как вода испаряется,

4. Опыты с пленкой поверхностного натяжения,

5. Выращивание кристаллов,

6. Фильтрование воды

7. Укоренение ростков,

8. Разные способы полива растений (в почву, в поддон,

9. Тонет- не тонет,

10. Перенос воды трубочкой,

11. Свойства пресной и соленой воды,

12. Как растения пьют воду,

13. Таяние льда в разных условиях

14. Сравнение свойств льда и снега.





Опыты с воздухом :

1. Как можно обнаружить воздух?

2. Как движется нагретый воздух?

3. Ветер- движение воздуха (создание ветра путем выдувания воздуха,с помощью взмахов веера, плотных листов картона).

4. Как меняется объем воздуха при охлаждении.

5. Как воздух сжимается. Упругость.

6. Выдувание пузырьков трубочкой в воду.

7. Измерение объема выдыхаемого воздуха

8. Как можно опереться на воздух? (модели парашюта, планера, планирование крылаток, перьев) .

9. Как работает воздух ?Движение воздуха- наблюдение за перемещением вертушек, флажка, пуха, листьев.


Опыты с почвой , минералами :

1. Состав почвы

2. Сравнение свойств песка и глины

3. Сравнение свойств камней (цвет масса, зернистость, однородность, блеск, пористость, хрупкость, твердость).

4. Свойства магнита.

5. Проращивание семян, укоренение ростков, наблюдение за ростом растений в разных условиях.

6. Сравнение свойств мокрого и сухого песка.

7. Какая почва лучше пропускает воду.





Использование опытно-экспериментальной деятельности является наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов,ознакомления детей с окружающим миром, развивают наблюдательность и пытливость ума, активизируют стремление к познанию мира. Очень важно анализировать вместе с детьми полученный результат и делать вывод.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников (5–7 лет) Тема опыта работы: «Опытно – экспериментальная деятельность старших дошкольников» Дошкольное детство - это начальный этап человеческой.

Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать- и я пойму. Китайская народная пословица. Современные дети очень много времени.

Опытно – экспериментальная деятельность. В старшем дошкольном возрасте продолжается опытно – экспериментальная деятельность. Особый интерес.

Опытно-экспериментальная деятельность «Невидимка воздух» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Радуга» Программное содержание:.

Экспериментирование является основным видом исследовательской деятельности. Считается, что экспериментирование претендует на роль ведущей.

Опытно-экспериментальная деятельность. Опыты с водой. Опытно-экспериментальная деятельность. Цель: развитие познавательно - исследовательской деятельности, знакомство детей со свойствами воды.

Колесник Наталья Георгиевна

Воспитатель 2 квалификационной категории

ДОУ №4 «Журавленок»

Что я слышу – забываю.

Что я вижу – я помню.

Что я делаю – я понимаю

Конфуций

Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду с игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, в процессе которой формируется способность к начальным формам обобщения, умозаключения. У детей возникает интерес, когда они сами могут обнаружить новые свойства предметов, их сходство и различия, предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно.

Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам .

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее развивается его речь.

В связи с этим, особый интерес представляет детское экспериментирование.

В процессе детского экспериментирования дети учатся

v Видеть и выделять проблему

v Принимать и ставить цель

v Анализировать объект или явление

v Выделять существенные признаки, связи

v Выдвигать гипотезы, строить сложные предложения

v Отбирать материал для самостоятельной деятельности

v Делать выводы

Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и др. Он задумывается о таких физических явлениях как замерзание воды зимой, выпадение осадков, распространение звука в воздухе, в воде и др.

В нашем детском саду мы создаём условия для развития познавательной и речевой деятельности ребёнка средствами экспериментальной деятельности.

    Мы проводим опыты с объектами живой и неживой природы (с растениями, насекомыми, воздухом, водой, песком, землёй);

    Знакомимся с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

    Знакомим с основными видами движения (скорость, направление);

    • Развиваем географические представления – знакомим с глобусом, даём знания о Солнечной системе, о различных космических явлениях;

      При проведении опытов знакомим детей с правилами техники безопасности.

Опыты и эксперименты проводятся разные: демонстрационные (педагог сам проводит опыт и демонстрирует его; а дети следят за ходом и результатами) и фронтальные (объекты эксперимента находятся в руках у детей) – те и другие учат детей наблюдать, анализировать, делать выводы.

В уголке экспериментов в свободное время дети самостоятельно повторяют опыты, применяя при этим полученные во время организованной образовательной деятельности знания, умения и навыки.

Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

В процессе экспериментирования (самостоятельного или под руководством взрослого) дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если…?), почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек», направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию у ребёнка познавательной активности, логического мышления, связной речи.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами, так как каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность.

Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действий рекомендуем и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты.

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»

Сухомлинский В.А.

Ряд опытов и экспериментов, которые были проведены с детьми старшей группы:

    Опыты и эксперименты с живой природой

«Испарение влаги с листьев растений»

Цель: Уточнить, что вода движется из почвы к листьям. Установить, куда исчезает вода.

У детей были разные предположения.

Например:

Я думаю, что листики воду впитывают в себя”.

Вода по стебелькам попадает в листья, и она находится внутри листьев”.

На вопрос: “А кто думает иначе?” Маша высказала другое мнение: “Я думаю, что вода испаряется в воздухе, и превращается в пар”.

Все предположения мы с детьми решили проверить.

Надели на комнатное растение целлофановый пакет и закрепили его. Растение поставили в теплое, светлое место. Через некоторое время дети обнаружили на целлофане капельки воды.

Максим сделал вывод: “Капельки появились на листиках потому, что вода испаряется, пар поднялся вверх и снова стал водой”.

На вопрос: “А почему же не видно воды на листьях остальных комнатных растений”, Юля сделала вывод: “Вода с листьев испаряется в воздухе, а в природе пар уходит в небо и образует облака, а на землю выпадают осадки”.

«Где лучше расти»

Цель: Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений.

Дети сажали зерна в землю, песок и глину. На первом этапе дети высказывали мнения, какая почва более благоприятна для растений и объясняли их:

Например:

Я думаю, что лучше растениям будет расти в песке, потому что он рассыпчатый, не твердый”.

А другой ребенок высказал обратное предположение: “В пустыне, где один песок, растения растут очень плохо”.

На вопрос: “Как вы думаете, зернышко, посаженное в глину прорастет?” Маруся высказала свое предположение: “Растения не смогут расти в глине, потому что глина твердая, засыхает, и воздух к корешкам попадать не будет”.

Ребята, имея какой-то объем знаний, интуитивно понимают, что земля более благоприятная почва для растений, но объяснить почему – не могут. И только к концу эксперимента дети пришли к такому выводу: что земля плодородная, в ней много минералов, она рыхлая.

Этот эксперимент вызвал живой интерес у детей: они с нетерпением наблюдали за всходами растений, делали зарисовки.

    Опыты и эксперименты с неживой природой

«Сухой из воды»

Цель: Определить, что воздух занимает место.

На первом этапе я предложила детям объяснить, что означает “выйти сухим из воды”, возможно ли это. Дети составили интересные предложения, и у каждого было свое мнение:

Можно надеть резиновые сапоги и непромокаемый комбинезон и тогда, я думаю, не промокнем”.

Можно проплыть на лодке по воде и остаться сухим”.

Есть специальные костюмы, акваланги, одевают их водолазы и тогда можно выйти сухим из воды”.

На вопрос: “Можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку?” у детей были разные мнения:

Салфетка будет мокрая, потому что в стакан попадет вода, а салфетка впитает в себя воду и размокнет”.

Если стакан пластмассовый, он не утонет, и салфетка останется сухой, а стеклянный стакан утонет, и салфетка намокнет”.

Погрузив стакан в воду до дна емкости, и подняв его, дети определяют, что салфетка не намокла (у детей было такое удивление, что кто-то высказал такое предположение, что салфетка волшебная).

Как вы думаете, что помешало воде намочить ее?

Дети не сразу догадались, почему. Затем я опустила стакан в воду под наклоном. Увидев пузырьки, Миша догадался, что в стакане воздух.

«Поможем воде стать чистой»

Цель: Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды.

Перед детьми была поставлена проблемная ситуация. Пришло письмо от жителей Цветочного города, где они сообщают, что у них сломался водопровод, а в реке вода грязная, и они не знают, что же им делать?

На вопрос: “Ребята, чем мы можем помочь жителям Цветочного города?” мнения у детей были разные:

Можно починить водопровод, поменять трубы;

Можно очистить реку, взять моторную лодку, и с помощью сети собрать весь мусор на реке;

Можно привести на водовозе чистую воду жителям города;

Нужно установить в трубе сетку, грязная вода будет поступать через эту сетку и выходить чистой.

С помощью чего можно это сделать?

Дети предлагают взять разные материалы для фильтра: вату, бумагу, марлю, салфетки, ткань. Самостоятельно берут все необходимое для очистки воды.

Дети самостоятельно пришли к выводу о том, что:

    грязь осталась на фильтре, вода стала чистой;

    такую воду нельзя употреблять в пищу;

    ее можно использовать в быту (мыть руки, пол, стирать белье…)

«Свойства материалов»

Цель: Актуализировать знания детей о свойствах различных материалов (бумага, железо, пластмасса, дерево).

Детям пришло письмо от Незнайки с просьбой помочь ему подобрать материал для постройки корабля, чтобы отправиться в путешествие.

На вопрос: “Какими свойствами должен обладать корабль?”, ответы у детей были разные:

Чтобы корабль не утонул, он должен быть небольшого размера”.

У корабля должен быть высокий борт, якорь и спасательный круг”.

На корабле нужен парус и штурвал”.

На вопрос: “Как вы думаете, какой материал нужен для постройки корабля?”, последовали такие предположения:

Я думаю, что корабль можно построить из пластмассы, потому что пластмасса легкая”.

Давайте построим корабль из бумаги, она может удержаться на воде”.

Я не согласна, дно у корабля намокнет и он утонет”.

Можно построить из железа, потому что железо прочное”.

Для постройки корабля нужно использовать дерево, потому что дерево не тонет”.

В ходе самостоятельного экспериментирования дети сделали вывод, из чего можно построить корабль.

«Магнит и его свойства»

Цель: Познакомить детей с понятием «магнит». Сформировать представление о свойствах магнита.

Детям предлагается рассмотреть предметы и определить, из каких материалов они сделаны.

На вопрос: “Что же произойдет с этими предметами, если поднести магнит?” Даша: “Я думаю, что предметы останутся лежать на столе”.

Альберт предположил: “Я думаю, что магнит притянет к себе железные предметы, потому что он сам сделан из железа”.

Предлагаю детям решить такую задачку: “Как из стакана с водой достать скрепку, не замочив рук”? Последовали такие предложения:

Надо подержать магнит над стаканом”.

А давайте скрепку достанем ложкой”.

И, наконец, Миша высказал такое мнение: “А давайте приложим магнит к стенке стакана, магнит притянет скрепку и мы медленно поднимем ее на поверхность”.

В ходе экспериментирования, дети сделали вывод, что магнитная сила действует сквозь воду и стекло.

«Извержение вулкана»

Цель: Познакомить с вулканом как природным явлением; развивать познавательную активность в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме; учить самостоятельно, формулировать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предложения; аккуратность, взаимопомощь.

К детям приходит дедушка Знай. Рассказ-легенда «Что такое вулкан?».

Рассмотрели с детьми иллюстрации с изображением вулканов.

Какой формы вулкан?

На что похожа верхняя часть вулкана? (На кратер. )

Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато-оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.

Ребята, вы хотите увидеть извержение вулкана? Попробуем это сделать.

Показ демонстрационного опыта.

Что наблюдаете?

Как я изготовила лаву?

Рассказ дедушки Зная о том, какие у нас в стране есть вулканы (На Дальнем востоке, Камчатке, Курильских островах ).

Дети, давайте зарисуем вулкан (Изобразительная деятельность ).

Приложение №1

Анкета

ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В СЕМЬЕ

    ФИО ребенка ________________________________________________

    2. В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка? (нужное подчеркнуть)

а) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых)

б) пробует создавать что-то новое из обычных предметов, веществ.

3. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок? (с водой, моющими средствами, стеклами, бумагой, тканью)

4. Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома?

Если да, то как часто? (часто, редко, всегда, никогда), и какие

5. Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию (нужное подчеркнуть):

Проявляю заинтересованность, расспрашиваю;

Оказываю эмоциональную поддержку, одобряю;

Сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность;

Другие методы (какие именно?).

6. Какие из наиболее ярких открытий для самих себя, по Вашему мнению, сделал Ваш ребенок?

7. Чем радует и удивляет Вас Ваш ребенок (любознательностью, познавательной активностью, чем-то другим)

8. Что вам больше по душе: когда ребенок самостоятельно познает окружающий мир или при тесном взаимодействии с родителями?

Приложение №2

ВАРИАНТЫ СОВМЕСТНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ХОДЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ СИТУАЦИЙ ДОМА.

v В ванной комнате разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами (Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой?)

Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность.

v Экспериментировать с предметами (тонут или плавают в воде). Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если в нее набрать воды? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы утонула? Если прижмешь, а потом отпустишь, что будет?

Это поможет понимать, что такое объем, делать открытия и смелее экспериментировать.

v Уборка комнаты ( как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобиться помощь?)

подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы.

v Поливка цветов ( всем ли растения надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений?)

это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.

v Ремонт в комнате (какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? На что бы тебе приятно было смотреть? Как думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки?)

это поможет ребенку научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.



Приложение №3

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ

для поддержания интереса детей к познавательному эксперементированию


Н е следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

Н ельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

С июминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

Н е следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

И мпульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?

Е сли поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

П оощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

П редоставлять возможность действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

Е сли у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

С раннего детства побуждайте доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

П роявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя)

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»

Ральф У. Эмерсон

Список используемой литературы.

    Н.М. Зубкова “Воз и маленькая тележка чудес” (Опыты и эксперименты для детей 3 – 7 лет).

    Л.Н. Прохорова “Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации”

    Фолькович “Развитие речи”

    В.В. Щетина “Неизведанное рядом”

    Материалы интернет-сайтов.

Наталья Житнева
Экспериментирование - ведущий вид деятельности в детском саду

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность . Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности , оно должно возникать по инициативе самого ребенка. Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании , в изготовлении моделей.

Следует отметить, что в возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно.

После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям : одно направление – превращается в игру, второе – в осознанное экспериментирование .

Таким образом, для детей дошкольного возраста экспериментирование , наравне с игрой, является ведущим видом деятельности

Роль развития опытно - экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста очень велика. Детское экспериментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей детей.

Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Для успешного развития необходимо уделять больше внимание на создания условий, активности самих детей.

Дошкольники учатся во время эксперимента ставить цель , решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы. Большую радость, удивление дети испытывают от своих маленьких открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы :

o Как я это делаю?

o Почему я это делаю именно так, а не иначе?

o Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапам : выслушав и выполнив одно задание, ребята получают следующее. Однако благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент и затем следить за ходом его выполнения. Уровень самостоятельности детей повышается.

В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными. Несложные опыты могут быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде, включаться в занятия.

С малышами можно проводить игры с водой : «Водичка-водичка» , «Кто живёт в воде?» , «Сказка о том,как радуга в воде купалась» , «Мыльные пузыри» и др.

Игры с песком : «Песочные человечки» , «Маленький художник» , «Лепим куличики» , «Пускаем кораблики» .

Игры с камешками : «Сказка о камешках» , «Брызгалки» .

В средней группе работа ведется с небольшими усложнениями, дети более осознанно относятся к проведению игр-опытов : со снегом, льдом, деревом, камнями.

Поскольку сложность экспериментов возрастает и самостоятельность детей повышается, необходимо еще больше внимания уделять соблюдению правил безопасности. В этом возрасте дети довольно хорошо запоминают инструкции, понимают их смысл, но из-за несформированности произвольного внимания часто забывают об указаниях и могут травмировать себя или товарищей. Таким образом, предоставляя детям самостоятельность, воспитатель должен очень внимательно следить за ходом работы и за соблюдением правил безопасности, постоянно напоминать о наиболее сложных моментах эксперимента .

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности , в частности – к экспериментированию . К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности , направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности . С детьми можно проводить следующие опыты и эксперименты : Экспериментирование с песком , глиной (Уточнить представления о свойствах песка и глины.)

Опыты с водой (Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло) .

Экспериментирование с воздухом (Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха). Наблюдение за жизнью растений, животных Что выделяет растение? Почему цветы осенью вянут? Могут ли животные жить в земле?

Экспериментирование с предметами (Мир бумаги, путешествие в мир стеклянных предметов, легкая пластмасса, как достать скрепку из воды, не замочив рук и др.)

В младшей группе необходимо оборудовать мини – лабораторию для проведения исследований : специальная посуда, простые приборы, объекты живой и неживой природы, тазы с песком и водой, емкости с сыпучими продуктами и т. д.

В старшей группе этого возраста формируются уголки экспериментирования . Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования , распределяются по разным разделам, которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.

В уголке экспериментирования желательно иметь разное оборудование :

Приборы – помощники : увеличительные стекла;

Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;

Природный материал; Разные виды бумаги;

Красители : пищевые и непищевые; Медицинские материалы;

В процессе экспериментирования идет развитие всех психических процессов. Он воспроизводит в речи все увиденное, формулирует обнаруженные закономерности, делает выводы.

Поэтому важно включать экспериментирование в различные виды деятельности : в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность . Это способствует поддержанию познавательного интереса детей.

Опытно – экспериментальная деятельность детей должна соответствовать возрасту и возможностям детей. Например : (Изучая свойства песка, малыши делают вывод, что сухой песок светлого цвета, сыпучий, из него нельзя слепить куличик. Мокрый песок темный, из него легко лепить, но невозможно сделать рисунок, так как он не сыплется. Наблюдая за ветром, дети приходят к выводу, что при наличии ветра лопасти бумажных вертушек и султанчики вращаются медленно или с ускорением. Знакомясь со свойствами бумаги и ткани, ребята замечают, что бумага рвется. В зависимости от толщины ее можно мять, она намокает в воде. Ткань состоит из ниток, мнется, ее легко стирать, гладить)

Очень интересны и увлекательны опыты с воздухом, так как он не видим. Детишки с удовольствием запускают воздушного змея, чтобы увидеть порывы ветра, движение воздушных масс. Набирают в полиэтиленовые мешки воздух и замечают, что они становятся плотными, упругими. Дуют через трубочку на поверхность воды, при этом образуются волны и пузыри. А если через трубочку подуть на небольшой предмет, то он начнет двигаться. Очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И всё это – в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры. Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, играя, он учится. Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов.

Я уверена, что систематические игры – экспериментирования , занятия с опытами во всех видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

наталья юхник
Экспериментальная деятельность в детском саду

Организация экспериментальной деятельности в детском саду

Экспериментальная деятельность в детском саду .

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди-часть этого мира - открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности.

При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

Образ мира - это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности .

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе.

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам

деятельности является одной из составляющих как общего развития дошкольника, так и дальнейшей успешности его

обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему

миру, желание освоить все новое-основа формирования

этого качества. На протяжении всего дошкольного детства

наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность , как процесс усвоения знаний, умений,навыков.

Одним из перспективных методов,способствующих решению данной проблемы

является детское экспериментирование . В 1990годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н. Н. Поддъяков,проанализировав и обобщив свой богатейшийопыт исследовательской работы в системедошкольного образования, пришел к заключению,что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» , -гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками» , - утверждают педагоги-практики.

Малыш - природный исследователь окружающего мира.

Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками,языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Основная цель экспериментирования : развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и

явлениями окружающей действительности.

Исходя из этой цели, вытекают следующие задачи :

Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка средствами физического эксперимента .

Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.

Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Опытно-экспериментальную деятельность можно разделить по следующим направлениям :

Живая природа : характерные особенности сезонов разных природно-климатическихзон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.

Неживая природа : воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.

Человек : функционирование организма,рукотворный мир, материалы и их свойства.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

Насыщенная развивающая, предметно-пространственная среда становится основой для организации увлекательной,содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка :

«Центр познания» обеспечивает решение задач познавательно-исследовательской деятельности детей (развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; опыты и эксперименты

Младшая группа

Много возможностей развития детей заложено в игре-экспериментировании

Игры с песком, водой, красками требуют специального оборудования. Лучше размещать материалы для таких «неопрятных» игр ближе к источнику воды, обязательно в этом месте постелить пластиковый коврик или клеенку, иметь несколько комплектов защитной одежды (халатики,нарукавники, старые папины рубашки) . Рядом в коробке,контейнере или на полках находятся необходимые

предметы : емкости для переливания воды, мелкие резиновые игрушки, игрушки-забавы для игр с водой и песком (плавающие игрушки, водяные мельницы, сита,

шарики от пинг-понга, поролоновые губки, формочки, ведерки, штампы, воронки, камешки, мелкие пластмассовые игрушки для закапывания в песок.

Средняя группа

Требования к уголку примерно те же, что и для младшего возраста, но набор материалов шире, и представлены они постоянно

Игры с песком, водой, глиной, красками, светом, зеркалом, пеной организуются в специальном месте для детского экспериментирования . Также надо показать детям способы фиксации процесса и результата экспериментов , внести бумагу и ручку для самостоятельных зарисовок. Это будет способствовать развитию исследовательских умений, планирования, целеполагания.

Старший дошкольный возраст

При организации детского экспериментирования стоит новая задача : показать детям различные возможности инструментов, помогающих познавать мир, например, микроскоп. Если позволяют условия в детском саду , желательно для

старших дошкольников выделить отдельную комнату для экспериментов с использованием технических средств. А в группе оставить только небольшую часть оборудования для экспериментирования с материалами , шарами,подвесами, водой, природными материалами.

Существование воздуха

Цель : Доказать существование воздуха

Материалы : таз с водой, пустой стакан, соломинка

Опыт 1. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Вывод : в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Опыт 2. Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь

предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде?

(Видны пузырьки воздуха) . Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Вывод : Воздух прозрачный, невидимый.

Опыт 3. Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается? (Получается буря в стакане воды)

Вывод : в воде есть воздух.

Как работает воздух.

Цель : увидеть, как воздух может поддерживать предметы.

Материал : два одинаковых листа бумаги, стул.

Предложите малышу скомкать один лист бумаги. Затем пускай он встанет на стул и с одинаковой высоты бросит одновременно смятый и ровный листок. Какой листок приземлился раньше?

Вывод : смятый листок упал на пол раньше, так как ровный листок опускается, плавно кружась. Его поддерживает воздух.

Воздух легче воды

Цель : доказать, что воздух легче воды

Материал : надувные игрушки, таз с водой

Детям предлагается "утопить" игрушки, наполненные воздухом, в том числе спасательные круги. Почему они не тонут?

Вывод : Воздух легче воды.

Движение воздуха – ветер

Налейте в таз воду. Возьмите веер и помашите им над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы получается ветер. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер – это движение воздуха. Сделайте бумажные кораблики и опустите их в воду. Подуйте на кораблики. Кораблики плывут, благодаря ветру. Что происходит с корабликами, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря и кораблик может потерпеть настоящее крушение. (Всё это дети могут продемонстрировать

Воздух внутри нас

Цель : знакомить детей со свойствами воздуха

Материалы : мыльные пузыри

1. Поставьте перед ребёнком стаканчик с мыльными пузырями и предложите выдуть мыльные пузыри.

2. Обсудите, почему они называются мыльными, что внутри этих пузырей и почему они такие легкие, летают.).

«Имеет ли воздух вес?»

1. Делаем самодельные весы.

2. Взвешиваем 2 не надутых шарика.

3. Вес одинаковый.

4. Один из шариков надуваем.

5. Вновь взвешиваем. Что произошло? Надутый шар перевешивает пустой : воздух имеет вес.

6. Проткнем надутый шар. Что произошло?

У воды нет запаха

Цель

Материалы : стаканы с водопроводной водой

Предложите детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет) . Как и в предыдущем случае, из самых лучших побуждений они вас начнут уверять, что вода очень приятно пахнет. Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для вашего здоровья.

Вода прозрачная

Цель : познакомить детей еще с одним свойством воды-прозрачностью

Материал : стакан с водой, стакан с молоком,2 ложечки.

Воспитатель предлагает в оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком - нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком - нет.

Вывод : вода прозрачная, а молоко - нет.

У воды нет вкуса

Цель : познакомить детей со свойствами воды

Материалы : стаканы с водой, стаканы с соком

Предложите детям попробовать через соломинку воду. Вопрос : есть ли у нее вкус?

Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дайте им для сравнения попробовать сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит : «Какая вкусная вода!» , хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.

А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить.

Вода - жидкая, может течь и не имеет формы

Цель : Доказать, что вода – жидкая, может течь, не имеет формы

Материалы : Пустой стакан, стакан с водой, сосуды различной формы

Дайте детям два стаканчика - один с водой, другой - пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью. Теперь предложить переливать воду в сосуды различных форм. Что происходит с водой, какую форму она принимает?

Окрашивание воды

Цель : выявить свойства воды : вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

Материал : ёмкости с водой (холодной и тёплой, краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная) . Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску) . Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой) . В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой) . Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной)

«Дружба красок»

1. Берем три банки гуаши (красный., желтый, синий)

2. Берем три стакана с водой.

3. В первом стакане смешиваем красный и желтый цвета – получился оранжевый.

4. Во втором стакане смешиваем синий и красный – получаем фиолетовый.

5. В третьем стакане смешиваем желтый и синий – получаем зеленый. Почему?

«Растворение веществ в воде»

1. Берем стакан воды и кусок сахара.

2. Кладем сахар в стакан.

3. Размешиваем. Что произошло?

4. А что будет, если положить еще больше сахара?

«Растения пьют воду»

1. Берем 2 стакана, наливаем в них воду, ставим веточки комнатного

растения.

2. В воду одного из стаканов добавляем краситель красного цвета.

3. Через некоторое время : в этом стакане листья и стебель приобретут

красный оттенок : растение пьет воду.

Лед – твердая вода

Цель : знакомить со свойствами воды

Материалы : сосульки различных размеров, миски

Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную посуду, чтобы ребенок наблюдал за своей сосулькой. Если опыт проводится в теплое время года, сделайте кубики льда, заморозив воду в холодильнике. Вместо сосулек можно взять шарики из снега.

Дети должны следить за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении.

Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда. Что с ними происходит? Возьмите одну большую сосульку и несколько маленьких. Следите, какая из них растает быстрее.

Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают за разные промежутки времени

Вывод : лед, снег – это тоже вода.

Куда делась вода?

Цель : выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды) .

Материал : две мерные одинаковые ёмкости.

Дети наливают равное количество воды в ёмкости; вместе с воспитателем делают отметку уровня; одну банку закрывают плотно крышкой, другую - оставляют открытой; обе банки ставят на подоконник.

В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках ёмкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки, куда исчезла вода с открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности в воздух) . Когда ёмкости закрыты,испарение слабое (частицы воды не могут испариться с закрытого сосуда) .

Игра : "Где спряталась вода»

– Посмотрите на картинки и отыщите, где спряталась вода.

Вывод : вода в окружающей среде бывает разной. Твердая как лед, в виде пара и жидкая. Она прозрачна, без вкуса, цвета и запаха.

Магнитная задача.

Цель : узнать, действительно ли магнит притягивает металлические предметы.

Материал : небольшой лист бумаги, гвоздь, магнит.

Малыш кладет на стол лист бумаги, а рядом – гвоздь. Как с помощью магнита можно поднять лист бумаги? Нужно положить под бумагу гвоздь, а сверху приложить магнит и поднять. Гвоздь прилипнет к магниту и поднимет бумагу.

Летающая бабочка.

Цель : познакомиться с магнитом и магнитной силой.

Материал : лист цветной бумаги, скрепка, нитки, магнит.

Малыш с вашей помощью вырезает из бумаги бабочку. Теперь прикрепляет к ней скрепку, а к скрепке –нитку. Пусть возьмет в одну руку нитку, а в другую магнит. Как заставить бабочку летать? Магнит притягивает скрепку, и бабочка поднимается - «летает» .

Сыпучий песок

Цель

Материалы : лоток, песок, лупа

Возьмите чистый песок и насыпьте его в большой лоток. Рассмотрите через лупу форму песчинок. Она может быть разной, в пустыне она имеет форму ромба. Возьмите песок в руки, он сыпучий. Попробуйте его пересыпать из рук в руки.

Песок может двигаться

Цель : знакомить детей со свойствами песка

Материалы : лоток, песок

Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он попал в одно место.

Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, или в другом возникают сплавы. Движение песка похоже на течение.

Свойства рассеянного песка

Цель : знакомить детей со свойствами песка

Материалы : лоток, песок

Разровняйте площадку из сухого песка. Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Погрузите без надавливания в песок карандаш. Положите на поверхность песка какой-нибудь тяжелый предмет (например, ключ) . Обратите внимание на глубину следа, оставшегося от предмета на песке. А теперь встряхните лоток. Проделайте ключом и карандашом аналогичные действия. В набросанный песок карандаш погрузится примерно вдвое глубже, чем в рассеянный. Отпечаток тяжелого предмета будет заметно более отчетливым на набросанном песке, чем на рассеянном. Рассеянный песок заметнее плотнее.

Свойства мокрого песка

Цель : знакомить детей со свойствами песка

Материалы : лоток, песок

Предложите пересыпать мокрый песок. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг друга. На мокром песке можно рисовать, высыхая, рисунок сохраняется. Если в мокрый песок добавить цемент, то и высохнув, песок свою форму не потеряет и станет твердым, как камень. Вот так песок работает на строительстве домов. Предложите сделатьпостройки из песка, нарисовать картинки на песке.

Где вода?

Цель : знакомить детей со свойствами песка и глины

Материалы : лоток, песок, глина

Предложить детям выяснить свойства песка и глины, пробуя их на ощупь (сыпучие, сухие) .

Дети наливают стаканчики одновременно одинаковым количеством воды (волы наливают ровно столько, сколько чтобы полностью ушла в песок) . Выяснить, что произошло в емкостях с песком и глиной (Вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины) ; почему (у глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду) ; где больше луж после дождя (на асфальте, на глинистой почве, т. к. они не пропускают воду внутрь; на земле, в песочнице луж нет); почему дорожки в огороде посыпают песком (для впитывания воды.)

Песочные часы

Цель : знакомить детей со свойствами песка

Материалы : лоток, песок, песочные часы

Показать детям песочные часы. Пусть они последят за тем, как пересыпается песок. Дайте детям возможность ощутить длительность минуты. Попросить детей набрать в ладошку как можно больше песка, сжать кулачок и смотреть, как бежит струйка песка. Дети не должны разжимать свой кулачки до тех пор, пока не высыплется весь песок

Где лучше расти?

Цель

Материалы : лотки, песок, глина, почва, семечки,перегнившие листья Возьмите глубокий лоток. Приготовьте почву : песок, глину,

перегнившие листья, затем посадите туда семечко быстрорастущего растения. Полейте водой и поставьте в теплое место. Вместе с детьми ухаживайте за посевом, через некоторое время появится росток.

Вывод : что земля плодородная, в ней много минералов,она рыхлая.

Как передвигается вода в почве

Цель : знакомить детей со свойствами почвы

Материалы : почва, цветочный горшок, вода Насыпьте сухой земли в цветочный горшок или в жестяную жестянку от консервов с отверстиями в дне. Поставьте горшок в тарелку с водой. Пройдет некоторое время, и вы заметите, что почва смочилась до самого верха. Когда нет дождей, растения живут за счет воды, которая поднимается из более глубоких слоев почвы.

Игра «Свет бывает разный» - Незнайка предлагает детям разложить картинки на две группы : свет в природе, искусственный свет -изготовленный людьми. Что светит ярче - свеча, фонарик, настольная лампа? Продемонстрировать действие этих предметов, сравнить, разложить в такой же последовательности картинки с изображением этих предметов. Что светит ярче -солнце, луна, костер? Сравнить по картинкам и разложить их по степени яркости света (от самого яркого) .

Солнечный зайчик

Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно,поймайте с помощью зеркальца лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т. д. Предложите поймать убегающего «зайчика» . Если ребёнку понравилась игра, поменяйтесь ролями : дайте ему зеркало, покажите как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света как можно более эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия : «Поймаю- поймаю! Какой шустрый зайчик – быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать… Ну-ка заяц, спускайся к нам!» и т. д. Смех ребёнка станет вам самой лучшей наградой. зайчик стал тёплым. «Кто его согрел?» .

Кто нагрел предметы?

На прогулке воспитатель показывает детям зайчика и говорит : «Зайчик прыгнул на скамейку. Ах, как тепло! Потрогайте скамеечку, какая она : тёплая или нет? Кто её нагрел? Да, солнышко! Пришла весна. Солнышко сильно греет – нагрело и скамейку. Теперь зайчик прыгнул на качели». Дети вместе с воспитателем обходят участок и выясняют, что тёплыми стали стол, стена здания и т. п.

«Кто нагрел всё это?» - спрашивает воспитатель. Можно посадить зайчика на скамейку и через некоторое время убедиться, что и зайчик стал тёплым. «Кто его согрел?» .

Мнемотаблицы

Итак, можно сказать, что на протяжении дошкольного детства , наряду с игровой,

огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская

деятельность , в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Проведение экспериментов , занимательных опытов из доступного материала, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности .

Становится очевидным, что усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение исследовательской деятельности в практику работы дошкольных образовательных учреждений. Систематические занятия по развитию детского

экспериментирования во всех его видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса.

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь

на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел. К. Е. Тимирязев.

Похожие публикации