Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Обособленные части речи таблица. Обособленные дополнения

Обособление - это смысловое и интонационное выделение членов предложения с целью придать им известную смысловую и синтаксическую самостоятельность в предложении.

В устной речи они выделяются интонацией, а на письме отделяются или выделяются знаками препинания.

Разные члены предложения обособляются по разным причинам. В одном случае второстепенные члены предложения обособляются потому, что по своему значению в предложении приближаются к сказуемому. В других случаях они обособляются потому, что используются в предложении как нечто добавочное, введённое для уточнения какого-либо члена предложения или для сообщения о нём чего-то дополнительного.

Все обособленные члены делятся на две группы: обособленные члены со значением добавочного сказуемого и обособленные члены со значением уточнения .

I. Значение добавочного сказуемого могут иметь обособленные определения, приложения и обстоятельства.

Эти члены предложения легко заменить сказуемым.

Сравните: 1) Море, утихшее за ночь , сейчас еле плескалось в скалах. - Море утихло за ночь и сейчас еле плескалось в скалах; 2) Отличный механик , он легко устранил неисправность в моторе. - Он легко устранил неисправность в моторе, так как был отличным механиком ; 3) Проехав несколько станций без остановки , электричка остановилась только в Люберцах. - Электричка проехала несколько станций без остановки и остановилась только в Люберцах.

Обособленные определения выражаются причастными оборотами, одиночными и однородными причастиями и прилагательными, а также оборотами, состоящими из прилагательных или существительных с зависимыми словами.

Например: Книги, прочитанные в детстве , помнятся всю жизнь; А лес, молчаливый , темный , тянулся на много верст вокруг (Бунин); Я прожил жизнь, полную неожиданностей (Паустовский); Коля, в своей новой курточке с золотыми пуговками , был героем дня (Тургенев).

Обособленные обстоятельства могут выражаться деепричастными оборотами, одиночными деепричастиями, а также существительными с предлогами несмотря на, согласно, благодаря, вопреки, по причине и др.

Например: Крупные капли дождя разбивались о землю, превращаясь в пыль и мельчайшие брызги (Солоухин); Несмотря на погоду , мы решили выступать (Обручев).

Обособленные дополнения чаще всего выражаются существительными с предлогами кроме, помимо, сверх, за исключением, включая и др.

Например: Кроме диких птиц и зверей , около монастыря не показывалась ни одна душа (Чехов).

Все обособленные члены предложения могут быть выражены также сравнительными оборотами с союзами как, как будто, будто, словно и др.

Например: По сухим сосновым борам идешь, как по глубокому дорогому ковру ; Комната была залита ровным светом, будто от керосиновой лампы (Паустовский).

II. Значение уточнения могут иметь различные обособленные члены предложения , которые конкретизируют предшествующие уточняемые члены. Уточняющим будет считаться такой член предложения, который, находясь после своего синтаксического аналога, будет сужать передаваемое понятие или ограничивать его в каком-то отношении.

Иными словами, уточняющее обстоятельство времени должно идти после обстоятельства времени, определение – после определения, но смысл второго должен быть уже и конкретнее первого. В роли уточняющих членов выступают обстоятельства места, времени, образа действия, определения и приложения.

Например: С юга, со степного гребня , набегом шел теплый и мокрый снег; Разметнов на вторые сутки, к вечеру , прибежал к Давыдову (Шолохов). В этих предложениях конкретизируются обстоятельства места и времени (наиболее распространенные случаи).

Обособляются присоединительные конструкции, которые содержат дополнительные замечания или разъяснения , вводимые в середину или в конец предложения. Такие конструкции обычно присоединяются словами даже, особенно, в особенности, например, в частности, главным образом, в том числе, притом, и притом, и (в значении «и притом»), да, да и, да и вообще и др.

Например: Было очень тепло, даже жарко (Чаковский); В людях есть много благородства, много любви, самоотвержения, особенно в женщинах (А. Островский); А Рудин заговорил о самолюбии, и очень дельно заговорил (Тургенев); Что тут делать скульптору, да ещё плохому ? (Тургенев); Уже на Кавказе я узнал, и то не от капитана , что он был четыре раза тяжело ранен… (Л. Толстой); Дорога была только одна, и притом широкая и обставленная вехами , так что сбиться было невозможно (Короленко); Пусть эти люди, да и многие другие , запомнят случившееся. Казалось, что всё, в том числе леса и поля , движется на запад, а на восток идти и ехать невозможно (Казакевич)

Условия обособления

Для того чтобы понять, почему одни второстепенные члены предложения обособляются , а другие нет, почему в одних случаях обособление обязательно, а в других факультативно, необходимо учитывать условия обособления .

Условия обособления - это те факторы, которые благоприятствуют смысловому и интонационному выделению членов предложения.

Самым общим и самым обязательным условием возможности обособления является отсутствие тесной связи второстепенного члена с главным словом. Прежде всего это проявляется в том, что обособление допускают только «факультативные» члены предложения - такие, которые не являются необходимыми при главном слове: определения, приложения, обстоятельства. Наоборот, те члены предложения, которые связаны с передачей основного, а не дополнительного содержания, обособлению не подвергаются.

Например , не обособляются определения, без которых существительное неспособно полноценно обозначить предмет или обстоятельство: Вместо весёлой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой (А. Пушкин). Дополнения, чаще всего выступающие в роли обязательного члена предложения, тесно связанного с главным словом, также обособлению не подвергаются.

Таким образом, условия обособления - это всё то, что способствует ослаблению связи с главным словом и усилению смысловой значимости самого второстепенного члена.

На обособление влияют синтаксические, морфологические и семантические условия.

Синтаксические условия:

1. Порядок слов:

Есть обычный (прямой) и необычный (обратный) порядок слов (инверсия). Так, при прямом порядке слов согласованное определение стоит перед определяемым словом, а несогласованное - после определяемого слова, добавочное действие, названное деепричастием, - после основного, обозначенного сказуемым. Если второстепенный член предложения ставится на необычное для него место в предложении, то тем самым он выделяется, особо подчёркивается - усиливается его смысловая значимость.

Поэтому среди согласованных определений обычно обособляются те, которые стоят после определяемого слова, а среди обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями, - стоящие перед сказуемым.

Например: Он, не останавливаясь, бежал и Он бежал не останавливаясь .

2. Дистантное положение второстепенного члена предложения по отношению к главному слову (оторванность второстепенного члена предложения от главного слова).

Например: И снова, отсечённая от танков огнём , залегла на голом склоне пехота (М. Шолохов).

Такой отрыв определения от определяемого слова непривычен и приводит к усилению его смыслового веса. А это вызывает необходимость обособить такое определение.

3. Объём обособляемого члена (распространённые члены предложения обособляются чаще, чем нераспространённые) или наличие двух или нескольких однородных второстепенных членов .

Например: Ведёрко, полное росы , я из лесу принёс (С. Маршак) и Ведёрко полное набрать не пожалел я сил (С. Маршак).

, необычная для данного второстепенного члена предложения (появление у второстепенного члена добавочного значения), когда второстепенный член поясняет не только то слово, которому непосредственно подчинён, но и какой-либо другой член предложения.

Например , обособляется согласованное определение, стоящее даже перед определяемым словом (прямой порядок слов), если это определение имеет добавочное обстоятельственное значение: Истощенный усилиями и лишениями , старик слег в постель (причастный оборот, стоящий перед определяемым словом, обособляется здесь потому, что имеет еще и обстоятельственное (причинное) значение).

Морфологические условия обособления

Иногда обособление зависит от наличия в составе выделяемого члена предложения определённой грамматической формы или служебного слова определённого лексико-грамматического разряда, т.е. обособление в таком случае связано с морфологическим способом выражения второстепенного члена.

Деепричастия, краткие формы прилагательных и причастий, выступающие в функции определения, сочетания со сравнительными союзами (сравнительные обороты), некоторые сочетания существительных с предлогами, наличие вводных слов обычно образуют обособленные второстепенные члены.

Например: Когда письмо было готово и я собирался его заклеить, вошёл, видимо рассерженный , староста (В. Короленко). В этом предложении одиночное (нераспространённое) согласованное определение рассерженный, стоящее перед определяемым существительным, обособляется, так как к нему относится вводное слово видимо (которое, кстати, не отделяется запятой от определения).

Практически всегда (кроме отдельных особых случаев) обособляются обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами.

Краткие формы прилагательных и причастий в современном русском языке закрепились в функции сказуемого. Сравнительно редко (в основном в поэзии) они употребляются как определения (которые относятся к подлежащему), сохраняя значение добавочного сказуемого, что делает их обособление обязательным, независимо от местоположения.

Например: Колеблется воздух, прозрачен и чист (Н. Заболоцкий); Богат, хорош собою , Ленский везде был принят как жених (А. Пушкин); В привычный час пробуждена , вставала при свечах она (А. Пушкин).

Сравнительный союз, как правило, требует интонационного выделения оборота: Душный воздух неподвижен, как вода лесного озера (М. Горький).

Семантические условия обособления

Отсутствие или наличие тесной смысловой и синтаксической связи между второстепенным членом предложения и тем словом, к которому он относится, иногда обусловливается семантикой поясняемого слова. Чем конкретнее, определённее значение слова, тем менее оно нуждается в распространении, тем слабее связи с ним второстепенных членов, которые поэтому легко обособляются.

Например , личные местоимения «не признают» обычных определений, нельзя сказать: внимательный я, сердитый он (сравните: внимательный ученик, сердитый человек ). Поэтому определения, относящиеся к личному местоимению, всегда обособляются.

Например: А он, мятежный , просит бури... (М. Лермонтов).

Если определяемое слово является именем собственным или относится к терминам родства (мать, отец, дедушка, бабушка и подобные), то это тоже может способствовать обособлению определения .

Например: Дед, в бабушкиной кацавейке, в старом картузе без козырька , щурится, чему-то улыбается (М. Горький).

Наоборот: с существительными, слишком общими по значению (человек, вещь, выражение, дело и подобные), определения образуют единое целое, т.к. существительное без определения не может участвовать в формировании высказывания.

Например: Это заблуждение свойственно даже людям умным и образованным ; Случались дела смешные, трогательные и трагические (В. Астафьев) - определения в этих предложениях необходимы для выражения основного (а не добавочного) сообщения.

Таким образом, обособленные второстепенные члены со значением добавочного сообщения имеют :

смысловые признаки: вносят в предложение дополнительное значение и по своей смысловой роли в предложении приближаются к сказуемому, к придаточному предложению;

грамматические признаки: являются только второстепенными членами предложения (обособленными определениями, обстоятельствами йии дополнениями);

интонационные признаки: произносятся с особой выделительной интонацией (интонация обособления);

пунктуационные признаки: на письме выделяются с обеих сторон запятыми.

1. Обособляются и отделяются на письме запятыми одиночные и распространённые согласованные определения, если они относятся к личному местоимению, например:

1) Утомлённый долгой речью , я закрыл глаза и заснул. (Л); 2) А он, мятежный , просит бури, как будто в бурях есть покой. (Л); 3) Но ты взыграл, неодолимый , и стая тонет кораблей. (П.)

Примечание. От обособленных согласованных определений, выраженных прилагательными и причастиями, необходимо отличать прилагательные и причастия, входящие в составное именное сказуемое, например: 1) Он пришёл особенно возбуждённый и весёлый . (Л. Т.); 2) Он пошёл домой грустный и усталый . (М. Г.) В этих случаях прилагательные и причастия могут быть поставлены в творительном падеже, например: Он пришёл особенно возбуждённым и весёлым .

2. Обособляются и отделяются на письме запятыми распространённые согласованные определения, если они стоят после определяемого существительного: 1) Офицер, ехавший верхом, натянул поводья, остановился на секунду и обернулся вправо. (Купр.); 2) Струйки дыма вились в ночном воздухе, полном влаги и свежести моря. (М. Г.) (Ср.: 1) Ехавший верхом офицер натянул поводья, остановился на секунду и обернулся вправо. 2) Струйки дыма вились в полном влаги и свежести моря ночном воздухе — обособления нет, так как определения стоят перед определяемыми существительными.)

3. Обособляются одиночные согласованные определения, если их два или больше и они стоят после определяемого существительного, в особенности если перед ним уже есть определение: 1) Кругом было поле, безжизненное, унылое. (Бун.); 2) Солнце, великолепное и яркое, поднималось над морем. (М. Г.)

Иногда определения так тесно связаны с существительным, что последнее без них не выражает нужного значения, например: В лесу Ефрема ждала атмосфера удушливая, густая, насыщенная запахами хвои, мха и гниющих листьев . (Ч.) Слово атмосфера приобретает необходимое значение лишь в сочетании с определениями, и потому они не могут быть от него обособлены: важно не то, что Ефрема «ждала атмосфера», а то, что эта атмосфера была «удушливая», «густая» и т. п. Ср. ещё один пример: Лицо его [вожатого] имело выражение довольно приятное, но плутовское (П.), где определения тоже тесно связаны с определяемым словом и поэтому не обособляются.

4. Согласованные определения, стоящие впереди определяемого существительного, обособляются, если имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, уступительное или временное). Эти определения часто относятся к собственным именам: 1) Привлечённые светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря. (Акс.); 2) Утомлённый дневным переходом, Семёнов заснул скоро. (Кор.); 3) Ещё прозрачные, леса как будто пухом зеленеют. (П.); 4) Не остывшая от зною, ночь июльская блистала. (Тютч.)

5. Несогласованные определения, выраженные косвенными падежами существительных с предлогами, обособляются в том случае, если им придаётся большая самостоятельность, т. е. когда они дополняют, уточняют представление об известном уже лице или предмете; это обычно бывает, если они относятся к собственному имени или личному местоимению: 1) Князь Андрей, в плаще, верхом на вороной лошади, стоял за толпой и смотрел на Алпатыча. (Л. Т.); 2) Сегодня она, в новом голубом капоте, была особенно молода и внушительно красива. (М. Г.); 3) Элегантный офицер, в фуражке с золотыми дубовыми листьями, кричал в рупор что-то капитану. (А. Н. Т.) Ср.: Больше всех был недоволен задержкой инженер с громовым голосом, в черепаховых очках. (Пауст.)

Несогласованные определения, выраженные косвенными падежами существительных, кроме того, обычно обособляются: а) когда следуют за обособленными определениями, выраженными прилагательными и причастиями: Мальчик, стриженый, в серой блузе, подал Лаптеву чаю без блюдечка. (Ч.); б) когда стоят впереди этих определений и связаны с ними сочинительными союзами: Бедный гость, с оборванной полою и до крови оцарапанный, скоро отыскал безопасный угол. (П.)

Тема урока . Условия обособления дополнения

Цель урока : дать понятие об обособлении дополнений, совершенствовать знания учащихся об обособленных членах предложения, развивать пунктуационные навыки, творческие способности учащихся, воспитывать культуру языка, письма.

Тип урока : урок усвоения новых знаний

Оборудование: таблица-схема, толковый словарь русского языка

Ход урока

    Актуализация опорных знаний учащихся

1.Фронтальный опрос

    Какие члены предложения называются обособленными?

    Назовите известные вам обособленные члены предложения.

    Какова роль обособленных второстепенных членов предложения? (Помогают выделить особо значимые признаки предмета; пояснить, уточнить, раскрыть смысл того или иного члена предложения)

II . Сообщение темы и цели урока

    Восприятие и первичное осознание нового материала

1. Ознакомление учащихся с теоретическим материалом учебника

    Какие дополнения обособляются?

    Каковы основные значения обособленных дополнений?

(Обособленные дополнения имеют значения включения, исключения, замещения , то есть, ограничивают или расширяют смысловое поле предложения ).

2. Работа с таблицей-схемой «Обособление дополнений» (на доске или на слайде)

Предлоги

+ сущ.

Примеры

Сверх всяких ожиданий, весна была холодной.

    включая, наряду

Наряду с благородными, попадаются грибы попроще.

    за исключением, исключая

Рассказ очень понравился мне, за исключением нескольких деталей.

    вместо, помимо

Вместо голых утесов, я увидел зеленые горы.

    «не считая кого-чего-либо», «за исключением кого-чего-либо»;

    «сверх кого-чего-либо»;

«вдобавок к кому-чему-либо»

Кроме сосновых лесов, есть леса еловые, березовые. Ни одного звука, кроме дождевых капель, не слышалось вокруг.

Есть в тех лесах, кроме дикого зверя, и разная птица.

вместо = за, взамен (не обособляется ) Вместо благодатного дождя пошел град.

    Составление алгоритма выделения обособленного дополнения .

    Найдите в предложении существительные в косвенном падеже с предлогами: сверх, включая, наряду, за исключением, исключая, вместо, помимо, кроме .

    Выделите границы обособленного дополнения.

    Для проверки правильности определения границ обособленного дополнения исключите его из предложения. Если дополнение выделили верно, то смысл предложения не нарушится.

    Проверьте: имеет ли обособленное дополнение значение исключения, включения, замещения.

    Обособьте дополнение.

    Практическое применение новых знаний

1. Определение стилистических особенностей обособленных дополнений.

Прочитайте предложения, соблюдая интонацию обособления. Чем выражены обособленные дополнения? Объясните расстановку знаков препинания. Какие стилистические черты научной и художественной речи выражают обособленные дополнения?

1.Площадь всех природных льдов на нашей планете, включая область расположения айсбергов и разреженных льдин, составляет в среднем сто миллионов квадратных километров. 2. Щука обитает в пресных водах, за исключением холодных быстротекущих рек. 3. К ластоногим, кроме тюленей, принадлежат крупные моржи, отличающиеся размерами клыков. 4. Вместо знакомой равнины с дубовым леском и низенькой белой церковью в отдалении, увидел я совершенно другие, неизвестные мне места. 5. На дальний глухариный ток охотники, кроме меня, не приезжали. 6. Приблизившись к перекрёстку, я, помимо воли, свернул на знакомую улицу и, только пройдя метров пятнадцать, спохватился и пошёл обратно.

Учащиеся самостоятельно или с помощью учителя отмечают, что обособленные дополнения в научном стиле выполняют информационную функцию, внося в речь уточнение. В художественном стиле обособленные члены предложения помогают передать мысль более выпукло и конкретно, внести уточняющие смысл подробности, акцентировать внимание читателя на чем-либо важном.

2. Лингвистический тренинг

Определите, в каких предложениях дополнения необходимо обособить? (знаки препинания не расставлены) Укажите причину обособления: 1) обозначают предметы, включенные в однородный ряд; 2) обозначают предметы, исключенные из него;

3) обозначают предметы, замещающие другие.

1. Впереди ничего не было видно кроме тусклых огоньков.

2. В саду помимо сторожа никто не бывал.

3.Вместо фруктов он купил овощи.

4.Воды нигде нет за исключением редких ключей.

5.Сверх всякого ожидания лето оказалось дождливым.

6. Лисица водится почти во всех частях света исключая Австралию.

7. В его коллекции наряду с марками животных встретилось несколько интересных экземпляров.

8. Вместо песчаных дюнов на горизонте показался зеленый оазис.

3. Творческая работа

Составьте предложения, в которых данные словосочетания выполняли бы функцию обособленных дополнений: наряду со своими обязанностями ; за исключением тенистого сада, кроме нескольких лодок; помимо лесных богатств; сверх наших ожиданий .

    Работа с текстом

Запишите текст под диктовку, произведите его анализ.

В приморском парке

В приморском парке росли деревья и цветы, собранные со всех сторон мира. Помимо привычных акаций и дубов, встречались здесь деревья с африканским знойным отливом в широких листьях. Фикусы росли на улице, а я-то думал, что они растут лишь в кадках деревенских домов. Широко стояли чинары, роняя на чистые дорожки мохнатые шарики с ниточками. Кипарисы, таинственные и задумчивые, и днем и ночью мудро молчали. Раскинув могучие кроны, магнолии светились необыкновенными снежно-белыми цветами. Наряду с экзотическими деревьями, росли здесь вечнозеленые кустарники.

    Что отражает заголовок: тему или основную мысль?

    Какова основная мысль текста?

    Определите тип и стиль речи. Докажите справедливость своего утверждения.

    Какими языковыми и изобразительными средствами пользуется автор?

    Найдите обособленные члены предложения. Какие это обособления? Какова их роль в данном тексте?

    Обоснуйте постановку знаков препинания в предложениях с обособлением.

    Написание каких слов следует объяснить?

    Какие правила орфографии необходимо помнить, чтобы не допустить ошибок в этих словах?

    Объясните значение слова «экзотический ». Подберите синонимы к слову. Чем отличаются слова, входящие в синонимический ряд? Почему в тексте используется данное слово?

    Подведение итогов урока.

    С какими предлогами обычно обособляются дополнения?

    Каковы условия обособления дополнений?

    В каком случае не обособляются дополнения с предлогом вместо?

    Домашнее задание

Написать мини-сочинение о любимом уголке природы с использованием обособленных дополнений.

Тема: БСП с отношениями причины, пояснения, дополнения

Цель урока: познакомить учащихся с обобщенным правилом постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении (БСП).

Задачи урока: 1. Формировать у учащихся умение различать варианты пунктограмм и употреблять двоеточие между частями БСП; 2. закрепить роль постановки запятой и точки с запятой между частями БСП; 3. повторить роль двоеточия в других пунктограммах; 4. содействовать нравственному воспитанию школьников.

Оборудование: таблицы, карточки

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Повторение ранее изученного на постановку запятой и точки с запятой между частями БСП.

Запятая меду частями БСП:

    части БСП обозначают одновременность или последовательность событий,

    тесно связаны между собой по смыслу,

    обычно кратки,

    произносятся тоном перечисления,

    между частями БСП мысленно можно поставить союз И.

Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет. , , . БСП

Точка с запятой между частями БСП:

    части БСП менее связаны по смыслу,

    более распространены,

Сел да поехал; ах, хорошо! [ да ], [межд., ]! БСП

Крой да песни пой; шить станешь – наплачешься. [ да ], . БСП

III. Объяснение нового материала.

1. Объявление темы и цели и урока. Вспомним в каких предложениях встречается двоеточие (при прямой речи, при обобщ. слове с однор. чл.)

2. Работа по таблице: «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении». Вывод: Мы познакомились с правилами постановки двоеточия в БСП, давайте изобразим их в

Алгоритм анализа БСП:

    найти грамматические основы;

    определить интонацию и определить смысловые отношения между частями БСП;

    поставить необходимый знак препинания;

    построить схему БСП.

3. Объяснительное письмо. Запишем предложение, объясним значение второй части:

На реке Каратал происшествие: (пояснение) лед отправился в путешествие.

Мы сбежались на происшествие: (причина) захотелось и нам в путешествие.

Посмотрели мы и увидели: (дополнение) льдины мчатся в одном направлении.

Женщина плакала навзрыд: (причина) среди погибших был и ее муж.

Страшная мысль мелькнула в уме моем: (пояснение) я вообразил ее в руках у разбойников.

Павел чувствует: (дополнение) чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше кисти.

Двоеточиие 1: (потому что)Я понял. что сам виноват: не учел особенности грунта.

2: (а именно) В прекрасном месте высадились: трава подстрижена, дорожки посыпаны песком. 3: (что) Вдруг чувствую: сейчас сядем на мель.

5. Работа над интонацией предложений с двоеточием. Запишем предложение:

Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физических страданий.

В последнюю минуту вспомнил: в кармане револьвер.

Прочитайте их, наблюдая за интонацией. Обратите внимание, что перед двоеточиями в конце первой части предложения голос слегка понижается и делается пауза более продолжительная, чем при запятой, потому что дальше будет следовать разъяснение.

А теперь с помощью схемы произнесите предложение с необходимой интонацией:

Я убежден лишь в одном: вдохновение приходит во время труда.

Народы знают: правда есть!

Взглянул на часы: они показывали начало восьмого.

6. Работа в группах по карточкам. Причина, пояснение,дополнение. Схема.

1.Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников.

пояснение : .

2.Всю дорогу от станции до хутора молчали: говорить мешала тряская езда. причина : .

3. Он поднял глаза: маленькое облачко неслось по небу. дополнение : .

4.Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает. пояснение : [ и ].

5. Я понимал: выручить нас может только случайность. дополнение : . .

6. Печален я: со мной друга нет. причина : .

7.Однако пора спать: уже без четверти шесть причина : .

8.Знаю: батька на сынишку издержал последний грош. дополнение : . .

9. Мне стало страшно: на краю грозящей бездны я лежал. причина :

IV. Подведение итогов урока.

V. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание: упражнение, придумать рассказ на свободную тему, используя в тексте данный тип предложений.

3 1. Вторая часть указывает причину того, о чем говорится в первой части (между обеими частями можно поставить союз потому что) Предметы теряли свою форму: всё сливалось сначала в серую, потом в темную массу. (И. Гончаров) Предметы теряли свою форму: всё сливалось сначала в серую, потом в темную массу. (И. Гончаров)

4 2. Вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой части или каких-либо её членов (между обеими частями можно вставить союз а именно) У моряков есть прекрасный обычай: когда судно уходит в дальний рейс, то все стоящие в бухте суда провожают его гудками.

5 3. Вторая часть поясняет сказуемое первой части (между обеими частями можно вставить союз что или глаголы увидел, услышал, почувствовал с союзом что) О, знаю я: трон ждёт тебя (А.Пушкин) О, знаю я: трон ждёт тебя (А.Пушкин) Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды. (М.Горький) Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды. (М.Горький)

6 Упражнения для закрепления:

7 Задание 1. Конструирование предложений. - Перестройте предложения из сложноподчинённых предложений в бессоюзные сложные предложения. - Как изменяется пунктуационное оформление? Задание 1. Конструирование предложений. - Перестройте предложения из сложноподчинённых предложений в бессоюзные сложные предложения. - Как изменяется пунктуационное оформление?

8 1) Мы знаем, что главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле 1) Мы знаем, что главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле 2) Добрые деяния никогда не следует откладывать, потому что всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. 2) Добрые деяния никогда не следует откладывать, потому что всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. 3) Осень и зиму Павел не любил, потому что они приносили ему много физических мучений. 4) Вдруг я чувствую, что кто-то берёт меня за плечо и толкает. 4) Вдруг я чувствую, что кто-то берёт меня за плечо и толкает. 5) Я поднял голову и увидел, что перед огнём на опрокинутой лодке сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником. 6) Я знаю, что чудеса на белом свете случаются.

9 Задание 2. Конструирование предложений Объедините простые предложения в бессоюзные сложные с двоеточием. Напишите их и расставьте знаки препинания.

10 1.Образовалась течь. Лодка стала погружаться в воду. 1.Образовалась течь. Лодка стала погружаться в воду. 2.Собака лежала у самой калитки. Я боялся двинуться дальше. 2.Собака лежала у самой калитки. Я боялся двинуться дальше. 3. Мы собрались в лес. Дрова были на исходе. 3. Мы собрались в лес. Дрова были на исходе. 4. Я стал прислушиваться. Возле дома ходили. 4. Я стал прислушиваться. Возле дома ходили. 5. Часы пробили одиннадцать. Пора ложиться спать. 5. Часы пробили одиннадцать. Пора ложиться спать. 6. Ноги увязли в грязи. Мы свернули с дороги. 6. Ноги увязли в грязи. Мы свернули с дороги.

11 Вывод: Как и в других бессоюзных сложных предложениях в предложениях с двоеточием велика роль интонации, которая придаёт синтаксической конструкции «жизнь». Как и в других бессоюзных сложных предложениях в предложениях с двоеточием велика роль интонации, которая придаёт синтаксической конструкции «жизнь». Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится в тех случаях, когда: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится в тех случаях, когда: а) есть значение причины; б) второе предложение поясняет первое; в) второе предложение дополняет первое.

Обособленные дополнения - это падежные формы имен существительных с предлогами и предложными сочетаниями: кроме, вместо, помимо, наряду с, за исключением, исключая и т. п. Подобные сочетания имеют значение включения, исключения, замещения, т. е. ограничительное или расширительное значение.

Обособление этих оборотов не является обязательным и зависит от смысловой нагрузки, объема оборота, желания его выделить с целью подчеркнуть роль в предложении.

Например: В Мещерском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха (Паустовский).

1. Обороты со значением включения, исключения и замещения называют предметы, включенные в однородный ряд или, наоборот, исключенные из него, или предметы, замещающие другие.

Они выделяются или не выделяются запятыми по условиям контекста: в зависимости от степени их распространения, места расположения в предложении.

Такие обороты включают предлоги и предложные сочетания: кроме, наряду, помимо, включая, исключая, за исключением, сверх, вместо и др.

Например: Когда наступили трудные годы Гражданской войны, Лизе, наряду со всеми , пришлось искать службу (Фед.); Отряд, за исключением трех-четырех человек «бездомных» , по обыкновению, распался на группки (Фад.); Отсюда и любовь Толстого к народному творчеству, к фольклору – работа, имеющая, помимо всего , и большое чисто научное значение (Пауст.); Вырубка и родничок заросли лещиной, все кругом стало полуживое, исключая пустошей , таинственно синевших впереди (Леон.); Наряду с другими , я оказался в колонне демонстрантов (газ.); Четыре орудия поочередно слали снаряды туда, но, сверх Григорьева ожидания , орудийный огонь не внес заметного замешательства в ряды красных (Шол.).

2. Оборот со словом кроме имеет два значения:

1) одно совпадает со значением слов за исключением , т.е. оборот имеет значение исключения из ряда подобных предметов.

Например: На всех берегах залива на протяжении сотен верст мною не было встречено ни одного человека, и, кроме горчайшей полыни и сухого бурьяна , я не сорвал ни одной травинки (Пауст.); Пробившиеся к самому берегу мужики сколько ни смотрели, ничего уже, кроме быстрой, по-осеннему темной воды , не увидели (Пауст.); Долго ничего не было видно, кроме дождя и длинного человека , лежавшего на песке у моря (М. Г.); Как ни вглядывался Вихров, ничего не разглядел в потемках, кроме белесого продолговатого пятна (Леон.); Вершинин отправил луговиков в институт, всех, кроме Свиридовой , – ее он включил в высокогорный отряд (Зал.).

2) другое значение – противоположное – это обозначение включения в ряд подобных предметов.

Например: У Бунина, кроме блестящих, совершенно классических рассказов , есть необычайные по чистоте рисунки (Пауст.); Кроме студентов , на конференцию приехали и преподаватели. Кроме блюд и соусников , на столе стояло множество горшочков (Г.); Теперь слышались, кроме грачиных , человеческие голос а (А.Т.); Кроме дикого зверя , есть в этих местах и разная птица.

Однако в печати встречаются и необособленные обороты с предлогом кроме со значением включения: Кроме зарплаты они получают и премиальные; Кроме рисунков были приложены ещё чертежи; Кроме хозяев в комнате были и гости; Кроме вашей химии существуют ведь и другие науки.

Вариативность пунктуации позволяет в некоторых случаях внести ясность в текст.

Сравните: Пригласили и других, кроме тебя (значение исключения: «пригласили и других, а тебя не пригласили»). - Пригласили и других кроме тебя (значение включения: «пригласили тебя наряду с другими»).

Иногда объем обособляемого оборота с предлогом кроме со значением включения меняется в зависимости от вносимого в предложение смысла.

Сравните: Кроме записей живой диалектной речи , на местах имеются и другие источники пополнения наших знаний о словарном богатстве народных говоров (т. е. записи живой диалектной речи являются дополнительным источником к уже имеющимся на местах). - Кроме записей живой диалектной речи на местах , имеются и другие источники пополнения наших знаний о словарном богатстве народных говоров (т. е. записи на местах являются дополнительным источником к имеющимся другим источникам).

Как правило, обособляется оборот с кроме при отрицательных местоимениях никто, ничего и вопросительных местоимениях кто, что .

Например: Я ничего не мог различать, кроме мутного кручения метели (П.); На охоте дядя Ерошка питался по суткам одним куском хлеба и ничего не пил, кроме воды (Л.Т.); Никто, кроме солнца и голубого неба , не глядит на него (М.Г.); Кто, кроме нас самих , должен заботиться об охране природы?; Что, кроме осуждения , может вызвать неуважение к обществу?

Обособляются обороты с сочетаниями кроме как, кроме шуток и кроме того (в значении вводного слова).

Например: Мы и зла-то никому, кроме как медведям , не делаем (Марк.);Кроме шуток , неужели вам нравятся такие книжки? (Дост.); Мечик окончательно уверил себя в том, что Бакланов гораздо лучше и умней его, что Бакланов, кроме того , очень смелый и сильный человек (Ф.).

Оборот кроме того обособляется и после союза: И, кроме того…; Но, кроме того…; Если, кроме того…; Хотя, кроме того… и т. д.

3. Оборот с предлогом вместо употребляется и обособляется в двух случаях:

1) как дополнение, зависящее от глагола-сказуемого.

Например: Вместо весёлой петербургской жизни , ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой (П.) - оборот связан со сказуемым, так как и то и другое «могло ожидать меня»; обособление факультативно.

2) Как особая конструкция, не управляемая глаголом-сказуемым.

Например: Вместо ответа , Кириле Петровичу подали письмо (П.) - оборот синтаксически не связан со сказуемым, поскольку не образуется словосочетание подать ответ ; Вместо ответа на какой-то запрос , Зурин захрипел и присвистнул (П.) - то же самое: слово ответ лексически не сочетается со словами захрипел и присвистнул ; обособление обязательно .

Сравните также: Помимо своей работы , я теперь тружусь ещё и в Радиокомитете (Павл.).

Но если предлог вместо имеет значения «за», «взамен» , то оборот с ним не обособляется .

Например: Вместо гнедого жеребца Коржу дали толстого белого мерина (Дик.); Вместо шубы надел пальто; Пошёл на заседание вместо заведующего . Он сел в кабину машины вместо шофера («за шофера, в качестве шофера»).

В предложениях: Он медленно обходил все гавани и все причалы – неимоверно худой и торжественный, как Дон Кихот, опираясь вместо рыцарского копья на толстую палку (Пауст.); Наталья попробовала улыбнуться, но вместо улыбки жалкая гримаса исказила ее лицо (Шол.) предлог вместо имеет значение «взамен» ; именно в таких случаях выделение необязательно , особенно при отсутствии распространения оборота.

Похожие публикации