Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Нельзя заменить придаточное причастным оборотом. Подготовка к егэ по русскому языку "замена придаточного предложения причастным оборотом"

Замена придаточной части сложноподчинённого предложения на обособленное определение, выраженное причастным оборотом

Компоненты формулировки:


  • Сложноподчиненное предложение состоит из нескольких частей. Важно понимать границу между ними. От главного к придаточному можно поставить вопрос. Поскольку в задании А6 используются придаточные-определительные, то чаще всего они присоединяются словом который в одной из форм. Важно понимать, к чему это слово относится.

  • Обособленное определение. Определение - это то, что вы подчеркиваете волнистой линией (хотите более научное объяснение - сами смотрите в учебнике). Обособленное - значит выделенное запятыми.

  • ^ Причастный оборот - это причастие с зависимыми словами: "низко пролетевший над бруствером" .
Механизм выполнения задания:

С каждым предложением нужно сделать именно то, что просят в задании. Как? Очень просто.

1)Определить границы частей сложного предложения.

2)Найти союзное слово (обычно "который" ) в начале придаточной части и определить, к чему оно относится и выступает ли оно в роли подлежащего.

3)Попытаться заменить придаточное причастным оборотом: союзное слово нужно отбросить, а глагол заменить причастием и согласовать с ним все зависимые слова.

Разбор примера

1) 1 Французские слова и выражения , 2 которые проникают в русский язык, 1 называют галлицизмами.

Главное разбито на две части. 2-я часть - придаточное: "которые проникают в русский язык" . Слово "которые" относится к объекту в главной части ("французские слова и выражения" ). Поэтому трансформация возможна. Измененное предложение звучит так: "Французские слова и выражения, проникающие в русский язык , называют галлицизмами" . В этом предложении только одна часть. Фрагмент "проникающие в русский язык" - это и есть обособленное определение, отвечающее на вопрос "какие?".

2) 1 Окружающая среда , 2 в которой существуют живые организмы, 1 постоянно меняется.

Опять же придаточное-определительное вставлено внутрь главного. Здесь замена невозможна! Почему? Смотрите "совет №1", он же ключ к заданию. Во второй части свой объект ("организмы" ) - не тот, что в главном предложении ("окружающая среда" ). Как не верти, ничего не получится. "Окружающая среда, существующая..." Не получается. Ведь "существует" не среда, а организмы. Это и есть вариант, который надо записать в ответ (зачеркиваем в бланке вторую клеточку).

^ НЕЛЬЗЯ переделать:


  • Если сказуемое в придаточном выражено глаголом в будущем времени . Причина: не может быть причастия будущего времени. Пример: "Брокер, который первым почувствует смену тренда..."

  • Если придаточная часть содержит безличную конструкцию . Пример: "Вот правила, которые необходимо помнить ".

  • Если союзное слово стоит в В. падеже с предлогом или в Р., Д., Т., П. падеже (с предлогом или без) . Пример: "Картина, за которой охотилась полиция, наконец всплыла на черном рынке".(нельзя сказать: Картина, охотившаяся полиция,…) При этом надо иметь в виду, что если союзное слово использовано в Р.П при глаголе с отрицанием, то замена возможна! Однако такие предложения встречаются в современном языке крайне редко. Пример: "Клад, котор ого (Р.П.) так и не нашли пираты, преспокойно лежал под развесистой секвойей" > "Клад, так и не найденный пиратами..."

  • Если в главной части есть указательное местоимение (напр., "тот", "те" и т.д.) + существительное, связанное с союзным словом ("который"): "Он увидел на столе тот самый конверт , который был доставлен накануне" (стилистически неверно будет сказать "тот самый конверт, доставленный накануне").

  • Если после сказуемого в придаточной части следует частица бы . Пример: "Среди моряков не было ни одного, который согласился бы снова выйти в море в такую погоду".

Слайд 2

А 6. Замена придаточного определительного причастным оборотом

Слайд 3

Задание А26 из демоверсии-2011

А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? 1) Заповедник, который был основан в середине прошлого века, невелик и занимает всего несколько гектаров нетронутого низинного леса. 2) Продукты питания человека и состав воздуха, которым он дышит, в значительной мере являются результатом жизнедеятельности растений. 3) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, который образуется после полного развёртывания листвы деревьев. 4) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесуА.Н. Островского мотив простора и полёта, который неразрывно связан с образом Катерины.

Слайд 4

Повторим теорию

Слайд 5

Причастие - это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? Причастный оборот - это причастие с зависимым словом

Слайд 6

Придаточное определительное предложение– это та часть сложноподчинённого предложения, которая зависит от главного и отвечает на вопрос КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? и т. п. В КИМах А26 ЕГЭ придаточное определительное чаще всего содержит союзное слово КОТОРЫЙ, реже с союзного слова ЧТО. Вот эту часть СПП мы и исследуем на предмет замены её на причастный оборот

Слайд 7

Рассмотрим случаи, когда придаточную часть сложноподчиненного предложения НЕЛЬЗЯзаменить определением, выраженным причастным оборотом:

Слайд 8

1. Если союзное слово КОТОРЫЙ дистанционно удалено от главного предложения, то есть между главным предложением и союзным словом КОТОРЫЙ есть другое(-ие) слово(-а):Большие светлые здания,(окна которыхотражали первые солнечные лучи),бежалипо обе стороны дороги. Если союзное слово который стоит в косвенном падеже с предлогом: Дом,(вкотором я живу),построил мой дед Обратите внимание Чаще всего этот случай используется в заданиях ЕГЭ! Она без памяти любила сына, в котором видела черты своего покойного мужа.Летчик,о котором писали газеты, стал гостем телестудии.Из-за ближайшей избы выехали всадники, на которых было надето то-то невообразимое. На 17-ый слайд На 16-ый слайд На 20-ый слайд

Слайд 9

2. Причастие имеет только две формы времени: настоящего и прошедшего, поэтому, если сказуемое придаточного предложения выражено глаголом в форме будущего времени, такая замена невозможна: Впечатления,(которые мы получаем в детстве),оказывают на нас огромное влияние. – Впечатления, /полученные нами в детстве/, … В небольшой зале два тенора пели дуэт из «Пуританки», и всё вокруг заполнялось волнами бархатных звуков, (которые лились в душе, опьяняя южной страстью). - …звуков, /лившихся в душе, опьяняя южной страстью/. У почти безголосого тенора Нодена,(который тем не менее считается лучшим вокалистом),была совершенно поразительная манера пения. - … тенора…,/считавшегося тем не менее лучшим вокалистом/, … НО:Грядущая третья технологическая революция,(которая изменит саму природу труда),будет основываться на силе умственной активности человека. – Глагол-сказуемое изменит стоит в форме будущего времени, поэтому замена НЕВОЗМОЖНА. На 22-ой слайд

Слайд 10

3. Причастия образуются от глаголов изъявительного наклонения (они обозначают реальное действие: читать – читают – читающий, читал – читавший; избирать – избирают – избираемый, избрать - избрал - избранный). Если в придаточном предложении сказуемое выражено глаголом в форме условного наклонениячитал бы, избрал бы и т.д., его НЕЛЬЗЯ заменить причастным оборотом. Такие конструкции можно обнаружить «одним взглядом» - ориентируете себя на поиск частицы бы – формального признака глагола в условном наклонении. При воспоминании об Аделине Пагги я переживаю состояние,(которое хотелось быиспытывать вновь и вновь). – Глагол-сказуемое стоит в форме условного(сослагательного) наклонения. – Замена НЕВОЗМОЖНА. На 19-ый слайд

Слайд 11

4. Если в главном предложении сложноподчиненного предложения с придаточным определительным есть указательное слово, придаточное предложение НЕЛЬЗЯзаменить причастным оборотом. Такие конструкции можно обнаружить «одним взглядом» - ориентируете себя на поиск указательного слова в главном предложении. Указательное слово в главном предложении «говорит» только об одном: «после меня пойдёт придаточное предложение и никакая другая конструкция». При воспоминании об Аделине Пагги я переживаютосостояние,(которое испытал, слушая колоратуру).

Слайд 12

5. Если придаточное определительное представляет собой безличное предложение, то его НЕЛЬЗЯзаменить причастным оборотом. При воспоминании об Аделине Пагги я переживаю состояние,(которое невозможно передать словами).– Это безличное предложение – замена НЕВОЗМОЖНА. На 22-ой слайд

Слайд 13

6. Если союзное слово КОТОРЫЙ в придаточном предложении не употреблено в форме ИМЕНИТЕЛЬНОГО или ВИНИТЕЛЬНОГО падежей, то такое придаточное НЕЛЬЗЯ заменить причастным оборотом. На репетициях присутствовал автор пьесы,(которого мы немного побаивались). – Мы немного побаивались (кого? чего?) автора (Р.п.) – проверяй опорным словом «коза»: побаивались (кого? чего?) козы (Р.п.). – Союзное слово КОТОРОГО стоит в форме Р.п., а не именительного или винительного, поэтому замена НЕВОЗМОЖНА.

Слайд 14

Помни Сказуемое в придаточном определительном должно быть выражено только глаголом изъявительного наклонения. То есть если в придаточном определительном использован глагол условного наклонения, его замена причастием невозможна. В главной части сложноподчиненного предложения с придаточным определительным не должно быть указательного местоимения, иначе его замену причастным оборотом осуществить не удастся. Не следует забывать и о том, что причастия образуются не от всех глаголов; полезно помнить: действительные причастия настоящего времени не могут быть образованы от глаголов совершенного вида (т.к. у них нет основы настоящего времени и они обозначают действие одноразовое или краткое, ограниченное пределом), а страдательные причастия не образуются от непереходных глаголов. Такие глаголы, как жать, мять, бить, вить, пить, шить, печь, сечь, пасти, красть, класть, мести, мазать, колоть, молоть, знать, писать, держать, резать, являясь глаголами несовершенного вида, переходными, все-таки не образуют форм страдательных причастий настоящего времени, следовательно, замена придаточных определительных причастиями будет невозможна.

Слайд 15

Потренируемся А26

Слайд 16

А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?1) С 1923 года В.В. Алёхин руководил в МГУ кафедрой геоботаники, которая была создана по его личной инициативе.2) Всё творчество писателя Евгения Носова и есть большая мудрая книга, которая помогает людям быть добрее, щедрее душой.3) Дело В.В. Алёхина продолжают преданные науке учёные, для которых смыслом работы стало сохранение неповторимого природного уголка соловьиного края.4) В фамильном архиве есть письмо актёра Щепкина, который с душевной болью сообщает о закрытии театра в Тифлисе. Теория

Слайд 17

А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?1) В глубоком пространстве между небом и морем носились волны, которые одна за другой взбегали на песчаный берег.2) В иллюминаторе самолёта видны камчатские реки, берега которых покрыты крупными и средней величины валунами.3) Широкое применение находят сплавы на основе титана, которые характеризуются высокой химической стойкостью.4) Технологические свойства металлов выявляются путём испытаний, которые называют технологическими пробами. Теория

Слайд 18

А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?1) С одной стороны к форуму примыкало здание государственного архива, которое стояло на сводчатых подземных этажах.2) Солнечная энергия, которая падает на фотосинтезирующие органы растений, аккумулируется во вновь образующихся органических соединениях.3) Учёные предложили пропитывать старинные рукописи органическим раствором с добавлением антиоксидантов, которые смогли бы остановить процесс распада бумаги.4) Воплощением мощи и исторической значимости императорского Рима были триумфальные сооружения, которые возводились во славу Рима. Теория Теория

Слайд 19

А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?1) Нужно научиться быть благодарными природе за ту красоту, которую она нам дарит.2) С одной стороны к форуму примыкало здание государственного архива, которое стояло на сводчатых подземных этажах.3) Степные реки состоят из цепи омутов или небольших глубоких и прозрачных озёр, которые соединяются между собой перекатами.4) Девятая симфония Бетховена служила образцом для художников эпохи романтизма, которые увлекались утопией синтетического искусства. Теория

Слайд 20

A26 В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить определением, выраженным причастным оборотом? 1) Вечером я рассказал дедушкин секрет Мише, который вообще- то не должен был о нем знать. 2) Братья, которые так веселились и радовались еще секунду назад, с приходом Степана помрачнели. 3) На картине было знакомое водохранилище, которое уже укрыл снег. 4) Я открыл окно и услышал с улицы цыганскую песню, которая так восхитила и растрогала меня много лет назад.

Слайд 21

A26 В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом? 1) Я до сих пор с удовольствием перечитываю книгу Рэя Брэдбери, которую сестра подарила мне в честь окончания девятого класса. 2) К машине, которая остановилось на обочине, направился милиционер. 3) Много было сделано ошибок, которые исправить уже невозможно. 4) Колин приятель, который работал вместе с ним, был ленив до невозможности. Теория

Слайд 22

Вкаком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом? 1) У зайцев, которые живут среди снегов, ноги имеют большую площадь опоры. 2) Беличий домик-шар, который проконопачен шерстью, травою и мхом, хорошо держит тепло. 3) Страус - самая крупная на земле птица, которая не умеет летать. 4) Перед поездкой вспоминаю зверей, которые могут встретиться мне в Африке Теория

Слайд 23

Всем удачи на ЕГЭ

После прочтения этой статьи задание А6 покажется вам очень простым!

Формулировка задания А6
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Московское училище живописи и ваяния, которое было основано в 1933году, называли иногда "второй Академией художеств".
2) Благодаря своей цепкой памяти на лица Александров мог вспомнить любого человека, которого когда-то видел.
3) А.И.Куинджи был из тех мастеров, которые умели схватить, запечатлеть моменты проявления наивысшей красоты природы.
4) В.И.Даль - человек удивительной судьбы, который много сделал для прогресса российской науки и культуры.
В случае, когда замена возможна , это выглядит так:
до замены: [ Существуют три основные проблемы ] , ( которые определяют практическую значимость проекта ) . - СПП с придаточным определительным.
после замены:
[ Существуют три основные проблемы, определяющие практическую значимость проекта ] . - простое предложение, осложнённое причастным оборотом.
Как произвели замену?
Шаг 1. В главном предложении находим существительное , от которого задаётся вопрос к придаточному.
Это слово "проблемы" :
Проблемы (какие?) которые определяют практическую значимость проекта.
Шаг 2. Убираем из придаточного союзное слово "которые".
Шаг 3. Находим в придаточном глагол-сказуемое и заменяем его причастием , согласуя с вопросом:
определяют - (проблемы) какие? определяющие
Напоминаю, что по заданию А6 надо найти такое предложение, в котором нельзя произвести замену придаточного причастным оборотом!
Рассмотрим случаи, когда замена невозможна.


Случай 1. В главном предложении есть указательные местоимения (тот, та, такой...).
Например: Мы решали такие задачи, которые могут встретиться на экзамене.
Случай 2. Союзное слово КОТОРЫЙ стоит в форме косвенного падежа (замена возможна, если "который" - в форме и.п. или В.п. без предлога).
Например: Вдали виднелись деревья, на которых распустились листочки.
Случай 3. Сказуемое в придаточном - глагол в условном наклонении.
Например: Я увидел книгу, которую хотел бы иметь в своей библиотеке.
Случай 4. Сказуемое в придаточном - глагол будущего времени.
Например: Мы устроили праздник для детей, которые осенью пойдут в школу.

Случай 5. Придаточное предложение является безличным.
Например: Важный момент, который необходимо учитывать при выборе материала для покрытия террасы, - это лёгкость ухода за ним.
Объясните, почему в данных предложениях невозможна замена придаточного причастным оборотом.
1. Учёные ежедневно обогащают науку большими и малыми открытиями, которые в дальнейшем принесут людям большую пользу.
2. А.И.Куинджи был из тех мастеров, которые умели схватить, запечатлеть моменты проявления наивысшей красоты природы.
3. Есть люди, которых на пути к заветной цели не остановит ни одно препятствие.
4. Люди на холстах Сильвестра Щедрина не были условными фигурками, которым отводилась роль лишь "оживлять" прекрасные виды.
5. Российские учёные предлагают разместить на Луне микроволновые станции, которые можно питать электроэнергией от солнечных батарей.
6. В иллюминаторе самолёта видны камчатские реки, берега которых покрыты крупными и средней величины валунами.
7. Лишь немногие осознают ту огромную роль, которую играет магний в нашем организме.
8. Учёные предложили пропитывать старинные рукописи органическим раствором с добавлением антиоксидантов, которые смогли бы остановить процесс распада бумаги.
9. Это село возникло в более поздний период рядом с остатками древнего города, название которого оно закрепило за собой.
10. Дело В.В.Алёхина продолжают преданные науке учёные, для которых смыслом работы стало сохранение неповторимого природного уголка соловьиного края.
11. По библейской легенде, жители Древнего Вавилона пытались построить башню, которая должна была бы достигнуть неба.
12. Скептик - это тот человек, который не верит в бесплатный энтузиазм.
13. Важный момент, который необходимо учитывать при выборе материала для покрытия террасы, - это лёгкость ухода за ним.
14. Есть множество приёмов, которые помогут превратить ваш сад в райский уголок.
15. Камни, из которых слагаются ныне вершины Альп и Гималаев, когда-то формировались под водой.

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:
  • Готовимся к ЕГЭ
  • по русскому языку
  • Автор презентации:
  • Печказова Светлана Петровна,
  • учитель русского языка и литературы МОУ «Многопрофильный лицей №1»
  • Чамзинского муниципального района Республики Мордовия
  • задание типа А 26
  • Синонимическая замена сложноподчинённых предложений простыми предложениями
  • с причастным оборотом
  • продолжить подготовку к ЕГЭ по русскому языку;
  • отрабатывать навык выполнения задания типа А 26;
  • систематизировать знания о структуре сложного предложения с придаточным сочинительным;
  • систематизировать знания о структуре простого
  • предложения с причастным оборотом;
  • учить правильно производить синонимическую замену.
  • Цель урока:
  • Задания по данной теме в КИМах сформулированы
  • следующим образом:
  • А 26
  • В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя / можно заменить причастным оборотом?
  • Придаточные
  • определительные
  • Придаточные определительные отвечают на вопрос какой?, относятся к одному слову в главной части (существительному, местоимению или слову другой части речи в функции существительного) и располагаются после этого определяемого слова.
  • Парк, в котором мы любили гулять , был больше похож на лес.
  • Придаточные определительные чаще всего присоединяются при помощи союзных слов - относительных местоимений какой, который, чей, что и местоименных наречий где, куда, откуда, когда.
  • Союзные слова что, где, куда, откуда, когда являются для придаточных определительных неосновными и всегда могут быть заменены основным союзным словом который в определённой форме:
  • Парк, где (= в котором / = в парке) мы любили гулять , был больше похож на лес.
  • 1. Союзное слово который употреблено с предлогом:
  • Наш парк, в котором мы любили гулять по утрам, стал другим.
  • 2. В главной части сложноподчинённого предложения есть указательное местоимение:
  • Уже в ранних произведениях Достоевского явственно обнаружились такие черты реализма, которые выделили его из круга писателей натуральной школы.
  • 3. Сказуемое в придаточном определительном выражено глаголом условного наклонения:
  • Это путешествие могло дать мне такие впечатления, которых я не мог бы приобрести, сидя дома.
  • 4. В придаточном определительном употреблён глагол, от которого не образуются причастия.
  • Придаточное определительное
  • нельзя заменить
  • причастным оборотом,
  • если:
  • Глаголы,
  • от которых нельзя
  • образовать причастие:
  • Действительные причастия настоящего времени не могут быть образованы от глаголов совершенного вида, а страдательные причастия не образуются от непереходных глаголов:
  • Должен быть на свете человек,
  • который поймёт меня.
  • Глагол поймет совершенного вида, поэтому от него нельзя образовать действительное причастие настоящего времени.
  • Такие глаголы, как жать, мять, бить, вить, пить, шить, печь, сечь, пасти, красть, класть, мести, мазать, колоть, молоть, знать, писать, держать, резать, являясь глаголами несовершенного вида, переходными, всё-таки не образуют форм страдательных причастий настоящего времени, следовательно, замена придаточных определительных причастиями будет невозможна:
  • Лисица – зверь нередкий, которого обычно все знают, даже маленькие дети.
  • Глаголы,
  • от которых нельзя
  • образовать причастие:
  • 1. В сложном предложении найди придаточное определительное.
  • 2. В придаточном найди сказуемое.
  • 3. Образуй от него причастие.
  • 4. Убери союзное слово который .
  • 5. У тебя получился причастный оборот.
  • 6. Иногда необходимо поменять местами слова в причастном обороте: поставить причастие на первое место.
  • Алгоритм действия
  • при замене
  • придаточного определительного
  • причастным оборотом:
  • 1. Найди придаточное определительное: которые нанесены кистью по поверхности стекла.
  • нанесены.
  • 3.Образуй из него причастие: нанесённый (и различные варианты данного слова).
  • 4. Убери союзное слово которые.
  • нанесёнными кистью по поверхности стекла .
  • Правильный вариант предложения:
  • Нередко художник-витражист дополняет свой рисунок чёрными линиями, нанесёнными кистью по поверхности стекла .
  • Образец рассуждения:
  • Нередко художник-витражист дополняет свой рисунок чёрными линиями, которые нанесены кистью по поверхности стекла.
  • Найди придаточное определительное: которую играет магний в нашем организме.
  • 2. В придаточном найди сказуемое: играет.
  • 3.Образуй из него причастие: играющий (и различные варианты данного слова).
  • 4. Убери союзное слово которую.
  • 5. У тебя получился причастный оборот: играющую магний в нашем организме.
  • Лишь немногие осознают ту огромную роль, играющую магний в нашем организме.
  • В данном предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
  • Образец рассуждения:
  • Лишь немногие осознают ту огромную роль, которую играет магний в нашем организме.
  • Проверь себя
  • Герои В. Шукшина пришли из той «шукшинской жизни», которую мог бы прожить сам писатель.
  • В текстах-характеристиках следование подтем не является свободным, а подчинено определённым принципам систематизации, которые опираются на традицию и логику.
  • Физика, по мнению многих, ведёт своё начало с опыта, который был проведён Галилеем несколько веков назад.
  • Репутация Репина как художника, который соединил в своём творчестве лучшие черты русского реализма, сложилась ещё при его жизни.
  • А 26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
  • Проверь себя
  • Событие, о котором пойдёт речь, стало уже легендой.
  • Три тополя, которые росли на краю поля, превратились в огромных великанов.
  • Он заметил в банках с водой на окнах букеты белых и нежных нарциссов, которые склонялись на своих ярко-зелёных тучных и длинных стеблях с сильным ароматным запахом.
  • Иностранец окинул взглядом высокие дома, которые квадратом окаймляли пруд.
  • Проверь себя
  • Доверься врачу, который приготовит тебе это лекарство.
  • Мрачная сталинская эпоха, о которой написаны сотни различных произведений, в творчестве В.Шаламова выглядит особенно страшной.
  • Пугачёвский бунт, о котором так интересно написал А.С.Пушкин в своей повести «Капитанская дочка», по своим масштабам превзошёл все предыдущие крестьянские войны.
  • Маленький зайчонок, который был найден ребятишками в лесу, быстро осмелел и прыгал по всему дому, выпрашивая морковку.
  • А 26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
  • Проверь себя
  • В гостиную входили из коридора, который заканчивался входом в кухню.
  • Егорушка, задыхаясь от зноя, который особенно чувствовался теперь после еды, побежал к осоке и отсюда оглядел местность.
  • Огромный дом, в котором родился Грэй, был мрачен внутри и величественен снаружи.
  • Когда Никита один возвращался домой, высоко в небе стояла луна, которая освещала поля бледным синим светом.
  • А 26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
  • Проверь себя
  • Земля, которая показалась на горизонте, произвела на матросов неописуемое впечатление: все прыгали и кричали что-то бессвязное, восторженно ликующее.
  • Здесь начинался старинный графский парк, в густой зелени которого были разбросаны красивые дачи, цветники, оранжереи и фонтаны.
  • Проток имел под водою свои собственные берега, обраставшие в летнее время густыми водяными травами, которые расстилались по водной поверхности.
  • Снег, который таял в чёрной воде озера, щекотал лицо и порошил серым дымом леса.
  • А 26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения можно заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
  • Проверь себя
  • Мечты о полётах в космос, которыми жили многие учёные прошлых столетий, осуществились лишь в двадцатом веке.
  • Пригородный поезд, на который мы едва успели, вскоре весело мчал нас по солнечному белоствольному лесу к заветной рыбалке и ночному костру.
  • Поэт Роберт Рождественский, который тонко чувствовал жизнь во всем её проявлении, оставил нам удивительные стихи.
  • Навсегда, на всю жизнь я запомнил левую плоскость самолёта «У-1», на котором мы учились летать.
  • А 26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
  • Проверь себя
  • Певцы, которые исполняли старинные цыганские песни, очень понравились Кротову.
  • Эта война, которая продлится десятилетия, станет одной из печальных страниц в истории.
  • До ближайшей деревни оставалось еще вёрст десять, а большая тёмно-лиловая туча, которая взялась бог знает откуда, быстро продвигалась к нам.
  • Охотник вышел из леса на большое болото, которое в народе называлось Ведьминым.
  • А 26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
  • Проверь себя
  • В мусоре, который выбросили из комнаты, попалось несколько медных монет, сильно позеленевших.
  • Артисты, которые не были заняты в этот вечер, собрались в доме юбиляра и устроили настоящий праздник.
  • Почему я вижу звёзды, которые так ярко светятся на чёрно-синем болгарском небе?
  • Однажды я прочитал статью, в которой описывалась история редкой марки.
  • А 26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
  • Проверь себя
  • Я где-то читал, как по одной надписи, которая была вырезана на камне, учёные открыли жизнь целой страны.
  • Старый князь, при котором жила Агафья, был большой любитель псовой охоты.
  • Тут было много офицеров, которые отличились в боях.
  • Огромный олень, который величаво вышел на освещённую луной поляну, внезапно резко метнулся в ближайшие кусты ольшаника.
  • А 26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
  • Проверь себя
  • Ямщик остановил усталую тройку у ворот единственного каменного дома, который стоял при въезде.
  • Сам город выгодно отличается от своих собратий удивительной чистотой улиц, происходящей не столько от заботливости городского управления, сколько от песчаной почвы, на которой выстроен город.
  • Разъяренные мужики, которые не ожидали от барина такой неслыханной дерзости, схватились за рогатины.
  • Корабль стал похож на щепку, которая попала в течение реки.
  • А 26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
  • Проверь себя
  • Тёмные лохматые облака, которые проплывали над нами, чем-то напоминали огромных небесных псов, догонявших невидимую добычу.
  • На коне сидел маленький золотой всадник, который взмахивал шашкой направо и налево всякий раз, когда часы били.
  • Карета свернула к большому пруду, который показался из-за высоких деревьев.
  • Хорош берёзовый лес в те дни, про которые сказано: «то было раннею весною…».
  • А 26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
  • Проверь себя
  • В одном из окон показалось женское лицо, которое было похоже на тыкву хвостиком кверху.
  • Последние волны согретого солнцем тумана, который прятался по низинам, медленно таяли на наших глазах.
  • Незадолго до женитьбы барина, о котором ты ещё много услышишь, случилось вот какое происшествие.
  • Журавлиный клин, который показался вдалеке, привлек всеобщее внимание горожан: он был необычайно велик.
  • А 26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
  • Проверь себя
  • Сосед, на которого только теперь обратил внимание Егорушка, быстро разделся, сбежал вниз по крутому бережку и бултыхнулся в воду.
  • Синим было чистое небо, а золотистые холмы, которые раскинулись до самого горизонта, напоминали сказочную иллюстрацию из какой-то детской книжки.
  • Дорога привела нас в глубокий овраг, который пугал и манил окрестных ребятишек своей мрачной глубиной.
  • На стене висели две длинные китайские картины из сильно потемневшей материи с вышитыми на ней пейзажами, которые изображали природу этой восточной страны.
В оформлении фона использованы интернет-ресурсы:
  • В оформлении фона использованы интернет-ресурсы:
  • http://detsad-kitty.ru/uploads/posts/2010-06/1277926087_8e28bea376c3.jpg
  • Иванова Ю.С. ЕГЭ. Русский язык: помощь в подготовке к сдаче практического экзамена. – М.: Тригон, 2008.
  • Новикова Л.И. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизированному тестированию. – М.: Экзамен, 2009.
  • ЕГЭ по русскому языку 2011
  • http://russianege.ucoz.ru/
  • Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
  • http://gimn56.tsu.ru/project/rus/index.php?page=2&id=26
  • Использованный материал:

Связаны с заменой придаточного определительного причастным оборотом.

Предложения с причастным оборотом (примеры):

  • Я увидела кота, лакающего молоко из миски.
  • На улице шел дождь, сопровождающийся раскатами грома.
  • На дереве сидела ворона, громко каркающая куда-то в сторону.
  • В небо поднимался самолет, улетающий в другую страну.
  • На сцене находился мужчина, исполняющий веселую песню.
  • Он слушал музыку, доносящуюся из радиоприемника.
  • Снаружи моросил дождь, сопровождающийся небольшими раскатами грома.

Замена в предложении определительного придаточного причастным оборотом возможна благодаря тому, что они выполняют примерно одинаковые функции:

  • отвечают на один вопрос какой?
  • указывают на признак определяемого слова (существительного или местоимения, к которому относятся):

НЕЛЬЗЯ

заменить придаточное определительное причастным оборотом, если:

1) те придаточные, в которых союзное слово КОТОРЫЙ употреблено с различными предлогами (в котором, при котором, с которым и т.д.) или перед ним стоит какое-либо существительное не в именительном падеже

“Идиот” – роман, в котором творческие принципы Достоевского воплощаются в полной мере, а удивительное владение сюжетом достигает подлинного расцвета.

Ловушка!

В некоторых вариантах союзное слово КОТОРЫЙ может быть употреблено без предлогов.

2) если в придаточном уже есть подлежащее и слово КОТОРЫЙ стоит не в именительном падеже:

В лесу я увидел маленького желтого олененка, которого сопровождала мать-олениха .

3) если в главной части есть указательное местоимение (то, та, те, тот и др.) или в придаточном есть деепричастный оборот , который нельзя опускать.

При воспоминании об Аделине Патти я переживаю вновь то состояние, которое испытал, слушая её колоратуру .

4) если в предложении вместо слова КОТОРЫЙ встречаются союзные слова ГДЕ, КУДА, ОТКУДА, КОГДА:

Невдалеке от дома, где жил писатель, рос высокий тополь (= Невдалеке от дома, в котором жил писатель, рос высокий тополь).

Подсказка. Если в предложенных ответах встречается подобное предложение, вы смело его вычеркиваете.

Ловушка!

Иногда в задании А26 в предложении в качестве союзных слов могут выступать КТО, ЧТО, КАКОЙ, ЧЕЙ. Их легко можно заменить относительным местоимением КОТОРЫЙ в соответствующем падеже.

Алгоритм действий.

1) В каждом предложении находим союзное слово который .

2) Ищем вариант, где перед словом который стоит предлог, или в качестве союзных слов используется где, когда, куда, откуда , или в придаточном уже есть подлежащее.

Разбор задания.

В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Туманные полосы, в которых тонули луга и пашни, начали понемногу алеть и расходиться.

2) Дул ветерок, что был насыщен запахами полыни и пшеничной соломы, и раскачивал на меже высокие репейники.

3) Письмо, которое теперь лежало на столе, меня очень напугало.

4) Разведчики тихо вышли на берег, который был покрыт высокой и густой травой, и быстро перебрались на противоположную сторону реки

Из всех вариантов подходит только вариант №1, так как перед словом который стоит предлог. Проверяем остальные варианты. Вариант №2 – ветерок, насыщенный … Вариант №3 – письмо, лежащее … Вариант №4 – на берег, покрытый … Во всех остальных придаточное определительное легко заменяется на причастный оборот.

Таким образом , правильный ответ – вариант №1.

Если что-то непонятно, этих материалов вам недостаточно, или нужно лучше понять, что такое причастие, посмотрите видео .

Потренируйся.

1. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Усадьба стоит у самой кромки холма, который покрыт живописной вековой дубравой.

2) Это село возникло в более поздний период рядом с остатками древнего города, название которого село закрепило за собой.

3) В конце Х1Х века имение приобрел курский купец первой гильдии Георгий Александрович Новосильцев, который был последним владельцем Лебяжьего.

4) Учебно-игрушечная мастерская в Сергиевом Посаде, которую организовало Московское земство в 1891 году, во многом обязана своим существованием С.Т.Морозову.

2. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) В 1880-е годы Репин создал ряд картин, которые были посвящены злободневной теме – судьбе революционера-народника.

2) Стекло двери, которая ведет на веранду, усеяно дождевыми каплями.

3) На выставке «Союза молодежи», которая открылась в ноябре 1913 года в Петербурге, Малевич объединил свои работы в две группы: «Заумный реализм» и «Кубофутуристический реализм».

4) Основа реалистического творчества Достоевского – мир человеческих страданий, в изображении которых он не знает себе равных.

3. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

2) Уникальным явлением в жанре эссе стал роман А.И.Герцена «Былое и думы», который был назван «эссеистическим романом, эпопеей, энциклопедией эссеизма».

3) Цель реферата – передать основную, существенную, новую информацию, которая содержится в реферируемом документе.

4) В наше время непрерывно растет объем информации, которая передается по глобальным линиям магистральной связи.

Похожие публикации