Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Упражнение обособление определений. Обособление несогласованных определений

Обособленные определения и приложения

Обособленные обстоятельства

Согласованные определения (прилагательное, причастие)

Несогласованные определения (существительное с предлогом)

(при изменении главное, зависимое слово не изменяется)

Обособленные приложения.

Отвечает на вопросы КТО ТАКОЙ, ЧТО ТАКОЕ? (выражено существительным)

(при изменении изменяется вместе с главным словом)

Выраженные деепричастием

Выраженные существительным с предлогами

1. Относится к личному местоимению

Дружившие с детства, они никогда не ссорились.

2. Находятся после определяемого слова

Ягоды , собранные детьми , были вкусны.

3. Находятся перед определяемым словом и имеют значение причинности (будучи)

Измученные тяжелой дорогой , ребята быстро уснули.

1.Оносится к имени собственному Лукич , без шапки, с растрепанными волосами, бежал впереди.

2.Относится к личному местоимению

Она, в длинном нарядном платье, вышла к гостям.

1. Относится к личному местоимению

Я , как истинный друг , не мог бросить его.

2.Находятся после определяемого слова

Сергей , опытный разведчик , возглавлял отряд.

3.Относится к нарицательному существительному и уточняет его (можно заменить словами А ИМЕННО)

Остальные братья , Мартын и Прохор, до мелочей похожи на мать.

4.Однословные приложения присоединяются к существительному посредством дефиса.

Проводить Алексей пришли несколько соседей -рыбаков.

1.Независимо от места нахождения.

Встречая утро , со всех сторон перекликались птицы.

Бежал ручей, сверкая и журча.

2.Не обособляется деепричастие в роли наречия

Он читал лежа.

3. Не обособляются обстоятельства, выраженные фразеологическим оборотом.

Он бежал сломя голову.

ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ, БЛАГОДАРЯ, ВОПРЕКИ, НЕСМОТРЯ НА, СОГЛАСНО

Несмотря на предупреждение , они все-таки отправились в горы.

Благодаря нашим усилиям , мы получили первый приз.

Обособленные дополнения – это дополнения, которые выделены интонационно и пунктуационно. Дополнения отвечают на вопросы косвенных падежей. Обособленные дополнения выражаются:

именами существительными с предлогами или предложными сочетаниями

кроме, вместо, помимо, сверх, за исключением, исключая, включая, наряду с и др.

со значением включения, исключения, замещения, то есть ограничительным или расширительным значением .

Например: Тут, кроме небольшого столика с зеркалом, табурета и тряпья , не было никакой другой мебели, и, вместо лампы или свечи , горел яркий веерообразный огонек. Мистер Гопкинс, наряду с другими людьми в серых касках , стоял неподвижно.

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:

  1. Читаем внимательно все предложения.
  2. Анализируем постановку знаков препинания.
  3. Выделяем все «подозрительные» знаки препинания.
  4. Определяем характер осложнения в предложении

1.Среди предложений 14–18 найдите предложение с обособленным обстоятельством.

(14)Но он даже не оглянулся. (15)Я видел, что он узнал меня, но не хотел узнавать человека, которого считал лучшим другом, который предал его, бросив на произвол судьбы. (16)Эта встреча была неприятна ему…

(17)Мне было стыдно. (18)Весь следующий день я думал о Шарике, пытался убедить себя, что не очень виноват в случившемся: куда я мог его тогда взять, ведь я сам не знал, куда мне приткнуться.

2.Среди предложений 17–20 найдите предложение с необособленным распространённым согласованным определением.

(17)Тогда женщина опустилась на корточки и погладила её по голове, протянула ей булочку, и собака начала есть, то и дело поглядывая на женщину: она боялась, что та уйдёт. (18)Женщина всё гладила собаку и что-то тихо и печально говорила так же печально вздрагивающей животине. (19)Потом достала из сумки ливерный пирожок, положила его перед собакой и быстро, не оглядываясь, пошла.

(20)Собака, оставив недоеденный пирожок, побежала за женщиной, заскулила, та растерянно остановилась.

(3)Мальчишки торопливо наклонялись к земле, лепили снежки и швыряли в стену нового дома: там, по шероховатой бетонной стене, карабкалась белка.

(4)Мальчишки веселились, пуляли в стену снежками, а белка перебиралась смелыми короткими рывками всё выше и выше, к самой крыше, цепляясь неизвестно за что. (5)Тайга была рядом, белки забегали в посёлок нередко, но по деревьям они легко удирали назад, а этой не повезло, она, наверное, перебегала по земле, когда её заметили, метнулась к дому и теперь карабкалась по стене, беззащитная перед ударами снежков.(6)Снежные снаряды, словно пушечные ядра, с глухим фырканьем разрывались рядом с белкой, она вздрагивала всем маленьким телом, пушистый хвост прижимала к стене, как бы помогая себе даже им.

4.Среди предложений 16–24 найдите предложение с обособленным приложением.

(16)Вот и нынче урок был «Морские кишечнополостные». (17)В учебнике даны полипы, коралловые рифы и медузы. (18)А Наталья ещё и про иглокожих доложила. (19)И не просто словечками закидала, взяла мел да и нарисовала всё на доске.(20)Конечно, «пятёрка»!

(21)Учительница Клара Ниловна говорит:

– (22)Вижу, понравился вам ответ вашего товарища. (23)Но кто же вам мешает так учиться? (24)Почему Лоскутиковой интересна жизнь моря, а вам, людям, родившимся на море, до этой жизни словно бы и дела нет?

5. Среди предложений 14–20 найдите предложение с обособленными обстоятельствами.

(14)Когда я добежал до него, Уродливый был сильно покусан. (15)Он лежал, свернувшись в клубок, смежив единственный глаз, и след от слезы пересекал его нос. (16)Но что удивительно: пока я нёс его домой, он хрипел, задыхался, но пытался лизнуть меня своим мягким шершавым языком. (17)Я нёс его домой и больше всего боялся навредить ему ещё больше. (18)А он тем временем пытался лизнуть моё ухо. (19)Я прижал его к себе. (20)Он коснулся головой ладони моей руки, его золотой глаз повернулся в мою сторону, и я услышал мурлыкание.

6.Среди предложений 1–5 найдите предложения, осложнённые обособленным согласованным распространённым определением.

(1)Туман ещё не рассеялся; в нём гасли очертания огромного корабля, медленно повёртывающегося к устью реки. (2)Его свёрнутые паруса ожили, свисая фестонами, расправляясь и покрывая мачты бессильными щитами огромных складок; слышались голоса и шаги. (3)Береговой ветер, пробуя дуть, лениво теребил паруса. (4)Наконец, тепло солнца произвело нужный эффект; воздушный напор усилился, легко рассеял туман и вылился по реям в алые формы, полные роз. (5)Розовые тени скользили по белизне мачт и снастей, всё было белым, кроме раскинутых, плавно двинутых парусов цвета глубокой радости.

(29)Долго шли братья по родной земле. (30)И остановились они однажды у развилки трёх дорог.

– (31)Не случаен этот знак свыше, – молвил Старший. – (32)Раз Мечта
у каждого из нас своя, стало быть, суждено нам каждому своей дорогой идти. (33)Смеркается, однако. (34)Заночуем здесь, а до утра и подумаем, кому какой дорогой отправляться. (35)Проснувшись, братья долго молча сидели
у догоревшего костра. (36)Каждый думал о своём, но все думали об одном
и том же. (37)Сомнения терзали их души. (38)Обнялись братья на прощание и пошли каждый своим путём.

8. Среди предложений 20–29 найдите предложения с обособленным согласованным определением.

(20)Они быстро помирились, и как-то так вышло, что сразу же после этого съели это мороженое, разделив пополам. (21)Потом она вышла замуж и уехала. (22)«Я не могу взять тебя с собой, – сказала она. – (23)Ты понимаешь? (24)Я очень хотела бы, но не могу». (25)При ней он не мог заплакать. (26)Чёрный от внезапно свалившегося на него горя, он ушёл, решив больше не приходить никогда, но через три дня явился снова в надежде, что весь этот ужас про её отъезд – неправда. (27)Чужая тётка в тёплом ватнике чистила клетки и покрикивала на медвежат. (28)Маша никогда ни на кого не кричала. (29)Выросшие за лето медвежата играли на камнях и даже не заметили Тимофея, прижавшегося к сетке.

9.Среди предложений 34–37 найдите предложение с обособленным приложением.

(34)В соседнем доме, на первом этаже, болел парнишка – он был прикован к постели. (35)Это у него была такса – чёрная головешка на четырёх ножках. (36)Женечка стояла под окном и слышала разговор Косты и больного мальчика.

– (37)Она тебя ждёт, – говорил больной.

10.Среди предложений 49–52 найдите предложение с обособленными приложениями.

(49)Да! (50)Это была её родина, её горы, песни рожков, шум её моря! (51)Так значит, тот седой человек, что помог ей донести до дому корзину, был Эдвард Григ, истинный волшебник и великий музыкант! (52)Так вот какой подарок он обещал сделать ей через десять лет!

11.Среди предложений 25–31 найдите предложение с обособленным согласованным нераспространённым определением.

(25)И тут все пошли по своим делам, и мы пошли. (26)Мы молчали. (27)А я думал, как это красиво, когда весна на дворе, все нарядные, весёлые, а в синее-синее небо улетает от нас прекрасный шарик. (28)И ещё я думал, как жалко, что я не могу, не умею это рассказать Алёнке. (29)А если бы смог, всё равно Алёнка бы не поняла, она ведь маленькая. (30)Вот она идёт рядом, притихшая, и слёзы еще не просохли на щеках. (31)Ей, наверно, жаль свой шарик.


1. Несогласованные определения, выраженные сравнитель­ной степенью прилагательных, обычно обособляются, так как по значению приближаются к ослабленному сказуемому; они обычно стоят позади определяемого слова и имеют зависимые слова, например: Короткая борода,немного темнее волос, слег­ка оттеняла губы и подбородок. (А. К. Т.)

2. Определения, выраженные косвенными падежами имён существительных, как правило, стоят после определяемых слов.

Они обычно не обособляются, объединяясь с определяемым словом в словосочетание-называние, например: Найдите там дамув серой шляпке с белой птицей и скажите, что я здесь. (Ч.) Они обособляются, если только дополняют и уточняют пред­ставление об известном уже предмете или лице, например:

Величественно вышла мать,в сиреневом платье, в кружевах, с длинной нитью жемчуга на шее. (М. Г.) Определяемое суще­ствительное мать обозначает уже известное лицо, определения же только дополняют наше представление о матери в данный момент; поэтому определения обособлены.

Определения, выраженные существительными в косвенных падежах, обычно обособляются, когда относятся к личным ме­стоимениям и к именам собственным: Сегодня она,в новом голубом капоте, была особенно молода и внушительно красива. (М. Г.) Ферапонтов,в жилете, в ситцевой рубахе, стоял у лавки, выходившей на улицу. (Л. Т.)

Личные местоимения указывают на лицо, уже известное из предыдущего изложения. Собственные имена точно обозначают лицо или предмет, чтобы выделить его из ряда подобных.

Наконец, определения, выраженные косвенными падежами существительных, обычно обособляются:

а) когда следуют за обособленными определениями, выра­женными прилагательными и причастиями, например: Этот ры­систый человек,тощий, с палочкой в руке, сверкал и дымил, пылая ненасытной жадностью к игре делом (М. Г.);

б) когда стоят впереди этих определений и связаны с ними сочинительными союзами, например: Бедный гость,с оборван­ной полой и до крови оцарапанный, скоро отыскивал безопас­ный угол. (П.)

Упражнение 97. Поставьте определения вместе с зависимыми от них сло­вами (где они есть) так, чтобы они были обособленными, и напишите. Вставьте пропущенные буквы.

1) Осенё...ая деревьями дорога изв...вается около горы. 2) Солнце поднялось над горами и сг...няло ещё лежавший в тени ин...й. 3) На дворе стояла запряжё...ая двумя волами ар­ба. 4) Ручеёк изв...вался молча около полуобнажё...ых осенью деревьев. 5) Все стены пестрели от выреза...ых из журналов картин. 6) Его длинные густые волосы н... скрывали выпукло­стей просторного черепа.

98. Спишите. Объясните расстановку знаков препинания; объясните пра­вописание окончаний прилагательных и причастий.

1) Она встретила сына с радостью, неожиданной для него. (М. Г.) 2) И на пустынном берегу моря не осталось ничего в воспоминание о маленькой драме, разыгравшейся между двумя людьми. (М. Г.) 3) Её вопросы, громкие и ясные, как будто разбудили людей. (М. Г.) 4) В ласковый день бабьего лета Артамонов, усталый и сердитый, вышел в сад. (М. Г.) 5) Боль­шие деревья, лишённые снизу ветвей, поднимались из воды, мутной и чёрной. (А. Н. Т.) 6) Бледный, он лежал на полу, держа в правой руке пистолет. (Л.) 7) Вышедший рано утром отряд прошёл уже четыре версты. (Л. Т.) 8) Расколебленное ночной бурей, море до самого горизонта белело барашками. 9) При виде Калиновича лакей, глуповатый с лица, но в лив­рее с галунами, вытянулся в дежурную позу. (П и с е м с к и й.) 10) Вся деревушка, тихая и задумчивая, с глядевшими из дво­ров ивами, бузиной и рябиной, имела приятный вид. (Ч.)

11) Босая, в одной рубахе, она быстро сошла вниз. (М. Г.) 12) Говорил один из казаков, запылённый и на потной лошади. ("Л. Т.) 13) Варвара Павловна, в шляпе и шали, торопливо возвратилась с прогулки. (Т.) 14) В белом платье, с нераспле­тёнными косами по плечам, она тихонько подошла к столу. (М. Г.) 15) Передо мной, в синей долгополой шинели, стоял старик среднего роста, с белыми волосами, любезной улыбкой и прекрасными голубыми глазами. (Т.)

99. Прочитайте, укажите обособленные и необособленные определения; объясните, почему определения обособлены; затем спишите, вставляя про­пущенные буквы и знаки препинания

1) Молодой месяц св...тивший сначал... заш...л за горы. 2) Мя...кие шаги людей обутых не в сапоги приближались. 3) Солдаты теперь н... только слышали но и увид...ли две тени проходившие в пролёте между деревьями. 4) Хаджи-Мурат сдержал своего т...жело дышавшего и посеревшего от пота бе­лого коня и ост...новился. 5) Один из сидевших у костра лю­дей быстро встал и подош…л к Хаджи-Мурату. 6) Хаджи-Му­рат достал один из хозырей вынул пулю затыка...щую его и из-под пули свёрнутую трубочкой записку. 7) Хаджи-Мурат поднял голову и взгл...нул на светившееся уже сквозь стволы деревьев небо на востоке и спросил у сидевш…го поодаль от не­го мюрида о Хан-Магоме. 8) Разбудил его весёлый голос Хан-Магомы возвращавш…гося с Батою из своего посольства. 9) Солнце бл...стало и на только что распустивш…йся листве и на молодой девственной траве и на всходах хлебов и на ряби быстрой реки видневш…йся влево от дороги.

(Л. Н. Т о л с т о й.)

100. Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание.

В СТАНИЦЕ

Было время самое рабочее. Всё население станиц кишело на арбузных бахчах и виноградниках. По пыльной дороге ве­дущей к садам тянулись скрипучие арбы верхом налож...нные ч...рным виноградом. На пыльной дороге измятые колёсами ва­лялись кисти. Мальчишки и девч...нки в испачка...ых виноград­ным соком рубаш...нках с кистями в руках и во рту бегали за матерями. Обвяза...ые до глаз платками мамуки вели быков запряж…нных в высоко наложенные виноградом арбы. В воздухе над садами стоял смрад. Тёплый сильный ветер проходивший сквозь ветви не приносил прохлады а только однообразно гнул вершины ра...ыпанных по садам груш...вых персиковых и туто­вых деревьев. Рабочая пора уже нач…лась две недели тому назад, и тяж...лая н…престанная работа зан...мала всю жизнь молодой девки. Но только потухала заря она уже шла в хату и, поужинав в тёмной избушке с отцом матерью и братишкой, бе...заботная здоровая входила в хату садилась на печь и в по­лудремоте слушала разговор постояльца. Иногда она бывала ласкова но больш…й частью каждый взгляд каждое слово каж­дое движение её выражали это равнодушие не пр...зрительное но под...вляюшее и чарующее.

(По Л. Н. Т о л с т о м у.)

101. Спишите, расставляя знаки препинания. Обособленные опреде­ления подчеркните. Вставьте пропущенные н илинн.

Позади дома был старый сад уже одичавший заглуше...ый бурьяном и кустарником. Я прошёлся по террасе ещё крепкой и красивой; сквозь стекля.. .ую дверь видна была комната с пар­кетным полом должно быть гости...ая. От прежних цветников уцелели одни пионы и маки, которые поднимали из травы свои белые и ярко-красные головы; по дорожкам, вытягиваясь, ме­шая друг другу, росли молодые клёны и вязы уже ощипа...ые коровами. Было густо, и сад казался непроходимым но это только вблизи дома, где ещё стояли тополи сосны и старые липы-сверстницы уцелевшие от прежних аллей а дальше за ними сад расчищали для сенокоса. Чем дальше вглубь, тем про­сторнее, и уже росли на просторе вишни сливы раскидистые яблони обезображе...ые подпорками и старые груши такие высокие, что даже не верилось, что это груши. Сад, всё больше редея, переходя в настоящий луг, спускался к реке поросшей зелё...ым камышом и ивняком; около мельничной плотины был плёс глубокий и рыбный, сердито шумела небольшая мельница неистово квакали лягушки. На воде гладкой, как зеркало, из­редка ходили круги да вздрагивали речные лилии потревоже...ые весёлой рыбой. Тихий плёс манил к себе, обещая про­хладу и покой.

(А. П. Ч е х о в.)

102. Спишите, вставляя обособленные определения, помещённые в скобках, согласуя их с существительными, к которым их по смыслу следует отнести. Расставьте запятые.

1) Между тучами ласково блестели тёмно-голубые клочки неба (украшенный золотыми крапинками звёзд). 2) Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли (незадолго до вечера обильно смоченный дождём).

3) Широкая туча стала расти и показываться из-за вершин де­ревьев (давно лежавший свинцовой пеленой на самой черте не­босклона). 4) Искрятся пустынные окрестные бугры (осыпан­ный лебяжьим пухом молодого снега). 5) Лукашка сидел не­сколько боком на своём сытом гнедом коне (легко ступавший по жёсткой дороге и подкидывавший красивою головой с глян­цевитою тонкою холкой). 6) Проехав несколько шагов, они увидели казака (сидевший за песчаным бугром и заряжавший ружьё).

Обособление приложений.

1. Распространённое прило­жение обособляется всегда, если относится к имени нарицатель­ному или местоимению. Если же оно относится к имени соб­ственному, то обособляется тогда, когда стоит позади него.

Во всех этих случаях приложение является как бы ослаб­ленным второстепенным сказуемым.

П р и м е р ы. Мелкий дождь,предвестник осени, кропит землю. (М. Г.)Несчастью верная сестра, надежда в мрач­ном подземелье разбудит бодрость и веселье. (П.) Я,ваш старинный сват и кум, пришёл мириться к вам. (Кр.)

4) А. С. Пушкин,великий русский поэт, родился в Москве. (Ср.:Великий русский поэт А. С. Пушкин родился в Москве.)

2. Имя собственное (распространённое и нераспространённое), стоящее после нарицательного, обособляется, если служит для уточнения. В этом случае оно иногда присоединяется при помощи слов по имени, по прозвищу, по прозванию, по кличке и т. п.

П р и м е р ы. Отец мой,Андрей Петрович Гринёв, служил при графе Минихе. (П.) У второго мальчика,Павлуши, во­лосы были всклоченные. (Т.) Один из псарей Троекурова. по имени Парамошка, обиделся на слова Дубровского.

3. Нераспространённое приложение, выраженное существи­тельным нарицательным, обособляется в следующих случаях:

1) Если относится к личному местоимению, например:

Добряк, он не мог никому отказать в просьбе. Мы,ар­тиллеристы, хлопотали около орудий. (Л. Т.)

П р и м е ч а н и е. Определяемое личное местоимение может и отсутство­вать: Эка,бездельник, как расписывает! (Г.) (Приложение бездельник отно­сится к отсутствующему местоимению он.)

2) Если относится к существительным собственным и стоит после них, например: Тут был и капитан, и поручик, и Онисим Михайлович,фельдфебель. (Л. Т.)

П р и м е ч а н и е. Приложение, стоящее впереди имени собственного, обособляется только тогда, когда имеет добавочное обстоятельственное зна­чение (причинное) и одновременно поясняет и сказуемое, например: Меж тем, механик деревенский , Зарецкий жёрнов осуждал (П.) (т. е. «будучи ме­хаником деревенским...»).

3) Если относится к нарицательному существительному, рас­пространённому пояснительными словами, например: Тут на широкой улице встретился им повар генерала Жукова,стари­чок. (Ч.)

Если и приложение, и поясняемое им слово являются суще­ствительными нарицательными и не имеют зависимых слов, то они сливаются по смыслу и в произношении как бы в одно слово и на письме соединяются д е ф и с о м, например: И вот сама идётволшебница-зима. (П.) Вьётся улица-змея . (В. М.)

В некоторых случаях нарицательное существительное, стоя­щее после собственного, тоже сливается с ним как бы в одно слово и на письме присоединяется д е ф и с о м, например:

Ступайте в дворовую избу, а не то к Аграфене-ключнице . (Т.) Ходил Стенька Разин в Астрахань-город . (П.)

П р и м е ч а н и е. Дефис не ставится, если приложение, обозначающее профессию, звание, социальную принадлежность и т. п., относится к словам гражданин и товарищ: гражданин судья, товарищ профессор. Раздельно пи­шутся также названия классов предметов или существ с названиями видов этих предметов и существ: рыба акула, пшеница полтавка.

4. Приложения, присоединяемые союзом как, обособляются, если они указывают причину, например: Сосна,как дерево смолистое, с трудом поддаётся гниению. (А.) (Сосна,так как она дерево смолистое, с трудом поддаётся гниению.)

Обособленные приложения выделяются з а п я т ы м и или т и р е: В избушке, распевая, дева прядёт, и,зимних друг но­чей, трещит лучинка перед ней. (П.) Старший урядник - бравый престарелый казак с нашивками за сверхсрочную служ­бу - скомандовал «строиться». (Шол.)

П р и м е ч а н и е. Вместо запятых распространённое приложение может выделяться тире в следующих случаях:

1) Если перед приложением можно подразумевать без изменения смыс­ла речи союза именно: Основная директива -повышение качества продук­ции - выполняется успешно.

2) Если приложение стоит на конце предложения и присоединяется как бы в порядке добавления к сказанному: Со мной был чугунный чайник- единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу. (Л.)

3) Если приложений несколько, чтобы установить грань между приложе­ниями и определяемым существительным:Лютейший бич небес, природы ужас - мор свирепствует в лесах. (Кр.)

4) Если приложение относится к одному из однородных членов, чтобы не смешивать приложения с однородным членом: В комнате сидела бабушка, мой брат - пятилетний Петя, сестра Нина и я.

Упражнение 103. Спишите. Объясните расстановку знаков препинания.

1) Перед роялем сидела черномазенькая моя сестрица Лю­бочка. (Л. Т.) 2) Хозяин сакли, Садо, был человек лет сорока. (Л. Т.) 3) Малаша, шестилетняя девочка, осталась в избе. (Л. Т.) 4) Он задумался о своей жизни в сравнении с жизнью Ивана Матвеевича, каптенармуса. (Л. Т.) 5) Владимир узнал Архипа-кузнеца. (П.) 6) Девочки-подростки на другом углу площади уже водили хороводы. (Л. Т.) 7) Её отец, ботаник, был командирован на Канарские острова и там умер. (М. Г.) 8) Марья Васильевна вместе с сыном, шестилетним красавцем, кудрявым мальчиком, встретила Хаджи-Мурата в гостиной. (Л. Т.) 9) Он заложил новый сад и новый корпус, строение для дворовых. (Л. Т.) 10) Нас, врачей, поражает это поистине безграничное терпение. (Н. О.) 11) Я поссорился с Алексеем Ивановичем, а его, Ивана Игнатьича, прошу быть моим секун­дантом. (П.) 12) Студент этот, по имени Михалевич, энтузи­аст и стихотворец, искренне полюбил Лаврецкого. (Т.) 13) Оле­нин смотрел на Ванюшу только как на слугу. (Л. Т.)

104. Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

1) Смеш...н суетливый попрыгун дядя Алексей. 2) Уютный дом её наполнен подругами дочери её девицами лучших семей города. 3) Второй сын Яков кругленький и румяный был похож лиц...м на мать. 4) Толстый кучер Яким кроткий человек лас­ково и робко успокаива...т коней. 5) Там двоюр...дный брат мой работает мастером. 6) В дальнем углу светилось ж...лтое пятно огонь в квартире Серафима. 7) Всего лишь пять лет назад он пог...релец красивый здоровый явился на фабрику вместе с бой­кой женой. 8) Помялов с Воропаевым прос...т меня уговорить вас братьев продать им фабрику. 9) В сизой туч... за Москвой рекой сверкнула молния. 10) В гнев... грома ч...ткий демон он давно усталость слыш...т.

(Из произведений М. Г о р ь к о г о.)

§ 80. Обособление обстоятельств, выраженных деепричасти­ем.

Деепричастия обозначают добавочные действия, которые по­ясняют основное действие или состояние, выраженное сказуе­мым. Отношения между действием, выраженным сказуемым, с одной стороны, и действием, выраженным деепричастием, с дру­гой стороны, могут быть различны. Эти отношения близки к тем, которые имеются между сказуемыми главного и придаточного предложения, а в некоторых случаях между однородными ска­зуемыми в простом предложении. Деепричастие одно или с за­висимыми словами может обозначать действие предшествую­щее, например: Закаркав , отлетела ватага чёрная ворон. (П.) Может обозначать действие одновременное, например: Мальчик, глядя в окно вагона , счастливо улыбался. В этих случаях дее­причастия отвечают на вопрос к о г д а? и являются обстоятель­ствами времени. Деепричастие или деепричастный оборот мо­жет выражать действие, которое является причиной основного действия, например: Василиса Егоровна оставила меня в по­кое, видя моё упорство . В этом примере деепричастный оборот отвечает на вопрос почему? и является обстоятельством при­чины.

Деепричастие может обозначать способ (образ) основного действия, например: Трезор бежал впереди,помахивая хвостом. (Н. О.) Здесь деепричастный оборот отвечает на вопрос

к а к? к а к и м о б р а з о м? и является обстоятельством образа дей­ствия.

Деепричастие может иметь и другие значения. Приближаясь по значению к сказуемому придаточного пред­ложения или к однородному сказуемому, деепричастия одиноч­ные и с зависимыми словами, как правило, обособляются и вы­деляются на письме запятыми: 1)Облокотясь на бархат ложи, девушка не шевелилась. (Т.) 2) Она сидела у окна,отвернув­шись, и казалась бледной. (Т.) 3) Чертопханов,не останавли­ваясь и не оглядываясь, шёл большими шагами. (Т.)

На самостоятельность деепричастия указывает то, что оно может присоединяться, как придаточное предложение, сравни­тельным союзом, например: Невидимый ручеёк мирно болтал переливчатыми и гулкими звуками,как будто втекая в пустую бутылку. (Т.)

П р и м е ч а н и е. После союза и перед деепричастным оборотом (или деепричастием) паузы не бывает, а запятая ставится, чтобы показать начало деепричастного оборота на письме: 1) Хорь присел на скамью и,преспокойно поглаживая свою курчавую бороду, вступил со мной в разговор. (Т.) 2) Хаджи-Мурат остановился,бросив поводья, и,привычным движением левой руки отстегнув чехол винтовки, правой рукой вынул её. (Л. Т.)

Деепричастие не обособляется, когда оно сливается с гла­голом-сказуемым в одно смысловое целое. Например, в пред­ложении Ходил Никоновсогнув спину (М. Г.) автор хочет ска­зать не то, что Никонов ходил, а то, что он ходил с согнутой спиной.

2. Не обособляется группа однородных членов, состоящая из деепричастия и наречия, связанных сочинительным союзом, например: 1) Клим Самгин шагал по улицебодро и не уступая дорогу встречным людям. (М. Г.) 2) Тот ему отвечалне сму­щаясь и откровенно. (Пом.)

3. Не обособляются одиночные деепричастия, непосредствен­но примыкающие к сказуемому и имеющие значение обстоя­тельства образа действия, например: 1) Вы и в залу входите танцуя (Л. Т.) (танцуя, т. е. весело, с движениями, напоминаю­щими танцы). 2) До двух часов занятия должны были идтине прерываясь (Л. Т.) (не прерываясь, т. е. без перерыва). 3) Что, сударь, плачете? Живите-касмеясь (Гр.) {смеясь, т. е. без забот, весело). В этом случае деепричастия начинают приобре­тать значение наречия. (Ср.: В городки мы стали играть, выку­павшись, где выкупавшись - деепричастие, обстоятельство вре­мени.)

В некоторых случаях деепричастия и деепричастные оборо­ты окончательно превращаются в наречия или в цельные нареч­ные сочетания, которые не обособляются, например: нехотя, лёжа, стоя, сидя; сложа руки, спустя рукава, сломя голову, ра­зинув рот.

П р и м е р ы. 1) Он принялся было чинить перья, дасидя уснул. (Т.) 2) Григорий стоитпотупя голову. (Н.)

П р и м е ч а н и е. Если деепричастию предшествует противительный союз а, который относится к этому деепричастию, то запятая между союзом а и деепричастием не ставится, например: Он не думал о встрече с Софьей Антоновной, а неожиданно столкнувшись с нею у подъезда театра, расте­рялся.

Упражнение 105. Прочитайте. Объясните расстановку знаков препина­ния. Укажите значение деепричастий. Объясните слитное и раздельное на­писание частицы не .

1) Взмахивая на солнце серебряным топором, он ловко за­тёсывал кол и тихонько напевал. 2) Он ушёл неохотно, тяжело шаркая ногами. 3) С визгом и смехом, толкаясь, сбежали в сад девицы и, окружив стол ярким венком сарафанов, запели вели­чанье. Пётр осторожно усмехнулся, поглядывая на девиц и дёр­гая себя за ухо. 4) Он говорил не волнуясь и, вспоминая подхо­дящие пословицы, обильно смазывал жиром мудрости речь свою. 5) Баймаков слушал, молча глядя в угол. 6) Думы меша­ли ему, внезапно возникая в неудобные часы, нападая во вре­мя работы. 7) Яков Артамонов шёл не торопясь, сунув руки в карманы, держа под мышкой палку. 8) За гробом шагала нахмурясь, но без слез Зинаида. 9) Можно прожить и не хва­стаясь умом, без этих разговоров. 10) В воздухе трепещет зо­лотая паутина, сплетаясь в прозрачные узоры пламени, и зами­рает, любуясь своей красотой, отражённой в воде.

(М. Г о р ь к и й.)

106. Спишите, расставляя знаки препинания; подчеркните дееприча­стия вместе с зависимыми словами (если они имеются); устно укажите, ка­кие добавочные действия обозначают деепричастия.

За курганом садилось солнце. Горький полынный запах вы­кошенной степи к вечеру усилился но стал мягче желанней ут­ратив полдневную удушливую остроту. Жара спала. Быки шли охотно, и взбитая копытами пресная пыль на лежнике поды­малась и оседала на кустах придорожного татарника. Верхуш­ки татарника с распустившимися малиновыми макушками пла­менно сияли. Над ними кружились шмели. К далёкому степно­му пруду перекликаясь летели чибисы. Дарья лежала на по­качивающемся возу вниз лицом опираясь на локти изредка взглядывая на Наталью. Та о чём-то задумавшись смотрела на закат, на спокойном чистом лице её бродили медно-красные от­блески.

(М. Ш о л о х о в.)

107. Прочитайте, укажите, из какого произведения М. Горького взят этот отрывок. Укажите предложения с деепричастными оборотами и значе­ние этих оборотов. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

Охорашиваясь одёргивая жёлтую рубаху Цыганок осторож­но точно по гвоздям ш...гая выходил на середину кухни... Бешено звенела гитара дробно стучали каблуки на столе и в шкафу дребезжала посуда а среди кухни огнём пылал Цыганок реял коршуном размахнув руки, точно крылья, незаметно пере­двигая ноги; гикнув прис...дал на пол и м...тался золотым стри­жом осв.-.щая всё вокруг блеском шёлка а шёлк содр...гаясь и

струясь словно г...рел и плавился...

Вдруг она [бабушка] молодо встала оправила юбку выпр...милась вскинув тяжёлую голову и пошла по кухне... Дядя весь вскинулся вытянулся прикрыл глаза и заиграл медленнее;

Цыганок на минуту остановился и подск...чив пошёл вприсядку кругом бабушки а она плыла по полу бесшумно, как по воз­духу, разводя руками подняв брови глядя куда-то вдаль тёмны­ми глазами... Бабушка не плясала а словно рассказывала что-то. Вот она идёт тихонько задумавшись покачиваясь погляды­вая вокруг из-под руки и всё её большое тело колеблется нере­шительно ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась вдруг испугавшись чего-то лицо дрогнуло нахмурилось и тотчас зас...яло доброй приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону уступая кому-то дорогу отводя рукой кого-то; опустив голову зам...рла прислушиваясь улыбаясь всё веселее - и вдруг её сорвало с места закружило вихрем вся она стала стройней вы­ше ростом, и уж нельзя было глаз отвести от неё: так буйно красива и мила ст...новилась она в эти минуты чудесного воз­вращения к юности!

(М. Г о р ь к и й.)

§ 81. Обособление обстоятельств, выраженных существитель­ными с предлогами.

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами, вызывается следующими при­чинами: значением обстоятельства, наличием при обстоятель­стве пояснительных слов, положением его перед сказуемым и намерением говорящего. Обстоятельство образа действия и об­стоятельство места обособляются реже, чем обстоятельства причины и уступительные. Обстоятельства, распространённые пояснительными словами, обособляются чаще, чем нераспро­странённые обстоятельства, например: 1) Петявечером ушёл к товарищу. 2) Петя,после полученного им решительного отка­за, ушёл в свою комнату и там, запершись от всех, горько пла­кал. (Л. Т.) В случае обособления распространённые обстоя­тельства по смыслу и по произношению приближаются к при­даточным предложениям.

1. Всегда обособляется и выделяется запятыми обстоятель­ство с предлогом несмотря на, имеющее уступительное значе­ние, например:Несмотря на все мои старания, я никак не мог заснуть. (Т.)

2. Обособление других обстоятельств зависит от стилистиче­ских задач, от намерения автора. Авторы обычно обособляют их, если придают им особое значение или, наоборот, рассматри­вают их как попутные замечания, например: Крейсеры,ввиду недостатка места в бухте, держались в открытом море. (Нов.-Пр.)

Особенно часто обособляются следующие обстоятельства:

а) обстоятельства п р и ч и н ы со словами благодаря, вслед­ствие, ввиду, за неимением, согласно, по случаю, в силу и др.;

б) у с т у п и т е л ь н ы е обстоятельства с предлогом вопреки;

в) обстоятельства у с л о в и я со словами при наличии, при от­сутствии и др.

П р и м е р ы: 1) Старый и седобородый Януш,за неимением квартиры, приютился в одном из подвалов замка. (Кор.) 2}При наличии благоприятной погоды, завтра выезжаем в Казань. 3)Вопреки предсказанию моего спутника, погода проясни­лась. (Л.)

Обособление дополнений.

Из числа дополнений бы­вают обособленными очень немногие, а именно следующие:

а) дополнения с предлогами кроме, помимо, исключая и др., обозначающие предметы, исключаемые из ряда других пред­метов: Все,кроме жены, считают его виновным во всём (М. Г.);

б) дополнения с предлогами помимо, сверх, включая, кро­ме, обозначающие предметы, включаемые в ряд других пред­метов:Кроме Веленчука, около костра грелись ещё пять чело­век солдат. (Л. Т.)

Упражнение 108. Найдите обстоятельства, укажите, какие это обстоя­тельства, чем они выражены, и подумайте над тем, почему они обособлены или не обособлены. Выпишите прим- еры с обособленными обстоятельствами, подчеркните в них предлоги.

1) Леса, несмотря на тропический зной, не отличались тро­пической пышностью. (Нов.-Пр.) 2) Я ехал на почтовых, а он, по причине тяжёлой поклажи, не мог за мной следовать. (Л.)

3) Казак мой, вопреки приказанию, спал крепким сном. (Л.)

4) Савельич, согласно с мнением ямщика, советовал воротить­ся. (П.) 5) Несмотря на обилие суеты в магазине и работы дома, я словно засыпал в тяжёлой скуке. (М. Г.) 6) Долго ничего не было видно, кроме дождя и длинного человека, лежавшего на песке у моря. (М. Г.) 7) Никто, исключая камердинера, не видел его ненапудренным. (Т.) 8) Сверх красивой и приятной наружности, он обладал хорошими ма­нерами. (Т.)

109. Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните правописа­ниене и ни.

1) Род деятельности охотника Носкова никому кроме вас и меня не мог быть известен. (М. Г.) 2} Кроме полезного Сафрон заботился ещё о приятном. (Т.) 3) В ней вместо прежней доверчивости появилось замешательство. (Т.) 4) Все встали и отправились на террасу за исключением Гедеоновского. (Т.) 5) Все не исключая и самого кучера опомнились толь­ко тогда, когда на них наскакала коляска с шестёркой лошадей. (Г.) 6) Я думаю кроме России в сентябре месяце нигде подоб­ных дней не бывает. 7) Она придя на сход вместо Осипа стала браниться. (Ч.) 8) Несмотря на все мои старания я никак не мог заснуть. (Т.) 9) За неимением комнаты для проезжаю­щих на станции нам отвели ночлег в дымной сакле. (Л.) 10) Пётр Васильевич любил видеть у себя гостей и угощать их несмотря на скудность своих средств. (Т.) 11) Маленькая спальня Верочки выходила в сад, и кроме чистенькой её кро­ватки да умывального столика с зеркальцем да одного кресла в ней мебели не было. (Т.)

Упражнение 1. Распространенные и нераспространенные определения относятся к личному местоимению. Подчеркните определения. Расставьте знаки препинания.

1. Я наученный горьким опытом буду внимательнее к ней. 2. И утомленный своим счастьем он заснул. 3. Усталый с лирою я прекращаю спор. 4. Осененная реющей влагой распустила ты пряди волос. 5. Сердитый на вид он был добряк в душе. 6. Мир знает их веселых и влюбленных.

Упражнение 2. Определение стоит после определяемого слова. Укажите границы определительного оборота, отметьте слово, к которому оборот относится.

Образец. Утро, \ясное под лучами солнца \, расцветало. (Цветом выделены определения)

1. Сад огражденный высоким забором молчаливо облетает. 2. Ее лицо мокрое от слез улыбалось. 3. Там оказался переулок не замеченный с корабля. 4. Поляны усыпанные березовым листом были полны солнца. 5. Отряд вышедший рано утром прошел уже четыре версты. 6. Иван бледный от гнева вышел в коридор.

Упражнение 3. Определение стоит перед определяемым словом. Укажите границы определительного оборота, отметьте слово, к которому оборот относится.

Образец. \Покрытые росой \ тополя медленно покачивались.

1. В Риме умевший печь хлеб раб стоил в 10 раз дороже гладиатора. 2. У древних римлян изготовленный с помощью дрожжей хлеб считался роскошью. 3. Это была самая удаленная от земли точка. 4. Археологи рассматривали высеченные первобытным человеком изображения. 5. На поросшей мхом сосне мелькает белка. 6. Сопровождаемый офицером комендант вошел в дом.

Упражнение 4. Определение стоит перед определяемым словом, но имеет обстоятельственное значение. Подчеркните оборот, укажите слово, к которому он относится. Задайте к определению обстоятельственный вопрос, расставьте знаки.

Образец. \Подгоняемая шестами \, лодка хорошо шла по течению (почему?).

1. Талантливо написанная книга обычно живет дольше автора (_____). 2. Подавленный воспоминаниями Василий надолго замолчал. (_____) 3. Разбуженная их голосами мать вышла из дома. (_____) 4. Потрясенная чудовищной картиной бегства рота остановилась у спусков в порт. _____ 5. Принужденный к бездействию император упустил минуты переправы русских через Неман. (_____)

Упражнение 5. Выполните по образцу. Берег, \плоский и песчаный \ ,был хорошо виден.

1. Парк угрюмый и печальный тянулся вдоль реки. 2. Глаза внимательные и добрые смотрели на меня. 3. Иван бледный и взволнованный выбежал в коридор. 4. Мысль простая и яркая крепко легла в его голову.

Упражнение 6. Сравните предложения. Обратите внимание на место определительного оборота и на слово, к которому он относится. Объясните в каждом случае знаки препинания.

1. Наряженная в белое девушка шла на экзамен. _____________

2. Наряженная в белое , девушка не решилась сесть на скамейку.

________________________________________________________________________________________

3. Девушка, наряженная в белое , шла на экзамен. _______________________________________

4. Наряженная в белое , она шла на экзамен. ___________________________________________

5. Кто-то наряженный в белое шел на экзамен. ___________________________________________

6. Все наряженные в белое шли на экзамен. ______________________________________________

Упражнение 7. Обособление несогласованных определений.

Сравните:

Аня,

Она, в светлой шубке, была особенно хороша.

Мама, в светлой шубке, была особенно хороша.

Девушка _ в светлой шубке_ была особенно хороша.

Сделайте вывод, когда обособляются несогласованные определения. ______________________________________________________________________

Упражнение 8. Определите, в каких предложениях несогласованные определения будут обособляться.

1. Вдалеке показался город с населением 60 тысяч человек.

2. И вся она в старенькой гимнастерке показалась Алексею очень усталой.

3. Коля в своей новой курточке был героем дня.

4. Третий пассажир был некий майор с гладко выбритой головой.

5. Из экипажа вышел человек в зеленой шубе.

Упражнение 9. Сравните два предложения. Попробуйте определить, чем по смыслу отличается предложение с запятыми от предложения без запятых.

Дед в сером тулупе и старой шапке сидел на завалинке.

Дед, в сером тулупе и старой шапке, сидел на завалинке.

Обособление приложений

Упражнение 1. Приложение относится к личному местоимению. Укажите местоимения, подчеркните предложения. Расставьте знаки препинания.

1. Он старожил этих мест повел спутников тайными тропами. 2. Сумерки, но мы дети еще на улице. 3. Он даже снился мне этот рояль. 4. Талантливый инженер он очень помог нам. 5. Лишь я таинственный певец на берег выброшен грозою.

Упражнение 2. Приложение относится к собственному перед существительным. Подчеркните приложение, отметьте слово, к которому оно относится.

1. Великий русский поэт Пушкин родился в Москве. 2. Журналист районной газеты Арефьев ходит по комнате. 3. Младший офицер седьмой роты Яхонтов первый раз участвовал в больших маневрах. 4. Он узнал жену Шевцова Ефросинью и вышел ей навстречу. 5. Единственный сын Егора Михайловича Костя Рыжов сделался охотником.

Упражнение 3. Приложение относится к собственному имени существительному и стоит после существительного. Подчеркните приложения, отметьте слово, к которому они относятся. Расставьте знаки препинания.

1. Андрей Николаевич Бекетов ботаник был ректором Петербургского университета. 2. Алексей Алексеевич человек военного склада всегда был аккуратно одет. 3. Командир думал, что Птицыну этому далеко не молодому человеку сам бог велел быть ординарцем. 4. Америго Веспуччи мелкий служащий банкирского дома участвовал в экспедиции в Новый Свет. 5. Альфред Нобель прославленный изобретатель динамита подписал 27 ноября 1895 года знаменитое завещание.

Упражнение 4. И определяемое слово, и приложение являются существительными нарицательными. Подчеркните приложения, укажите слова, к которым они относятся. Расставьте знаки препинания.

1. Стены его сарая бывшего курятника были завешаны этюдами. 2. Цвел шиповник спутник июньских ночей. 3. Ветер известный шалун захлопнул калитку. 4. Лотос символ красоты и мудрости растет на Востоке. 5. Остров затянут туманом серой неподвижной мглой.

М.Ю. ОХЛОПКОВА,
г. Дубна,
Московская обл.

Упражнение 18. Найдите в предложениях обособленные или необособленные определения. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Хмурившаяся с утра погода стала понемногу разъясняться (Арсеньев). 2. Он уже открыл рот и привстал немного с лавки, но вдруг поражённый ужасом закрыл глаза и свалился с лавки (М. Горький). 3. Охваченный злым отчаянием я видел вокруг только эти волны с беловатыми гривами (М. Горький). 4. Охваченный каким-то неясным предчувствием Корчагин быстро оделся и вышел на улицу (Н. Островский). 5. Мересьев сидел молчаливый и тревожный (Полевой). 6. Прошёл истопник похожий на негра и не затворил возле меня двери (Бунин). 7. Пока тарантас сопровождаемый лаем с грохотом катится по мостикам через овраги, я смотрю на груды кирпичей оставшихся от сгоревшего дома и потонувших в бурьяне и думаю о том, что сделал бы старик Кологривов, если бы увидел нахалов скачущих по двору его усадьбы (Бунин). 8. Павел вышел к ней в комнату и усталый присел на стул (Полевой). 9. Огонь разорвавшейся возле него бомбы мгновенно осветил двух человек стоящих наверху и белую пену зеленоватых волн разрезаемых пароходом (Л. Толстой). 10. Тяжёлый никем не слыханный грохот потряс воздух (А.Н. Толстой). 11. Чичиков только заметил сквозь густое покрывало лившего дождя что-то похожее на крышу (Гоголь). 12. Испуганный шумом барсук бросился в сторону и исчез из виду (Арсеньев).

Упражнение 19. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Девочка сорвала с куста смородины веточку и восхищённая ароматом почек догнала своего спутника и передала ему веточку (Пришвин). 2. В длинной бороде отца протопопа и в его небольших усах соединяющихся с бородой у углов рта мелькает несколько чёрных волос придающих ей вид серебра отделанного чернью (Лесков). 3. Глаза у него коричневые смелые и ясные (Лесков). 4. Небо почти не отражается в воде рассекаемой ударами вёсел пароходных винтов острыми килями турецких фелюг и других судов бороздящих по всем направлениям тесную гавань (М. Горький). 5. Длинная плотина обсаженная серебристыми тополями замыкала этот пруд (Тургенев). 6. Она была в белом халате испачканном кровью в косынке туго повязанной по самые брови (А.Н. Толстой). 7. Длинные обхватистые подняли сосны широкие руки и все цепляют облака удержать стараются (Куранов). 8. Сердитый на вид он был добряк в душе (Фадеев). 9. Энергичный высокий немного злой и насмешливый он стоит так, точно прирос к брёвнам, и в напряжённой позе готовый каждую секунду поворотить плоты зорко смотрит вперёд (М. Горький). 10. Потемневшее от пыли голубое южное небо - мутно (М. Горький). 11. Из-за моря выступали горы похожие на стаю облаков и за ними клубились облака похожие на снеговые горы (Крымов). 12. Звон якорных цепей грохот сцепленных вагонов подвозящих груз металлический вопль железных листов откуда-то падающих на камень мостовой глухой стук дерева дребезжание извозчичьих телег свистки пароходов то пронзительно резкие то глухо ревущие крики грузчиков матросов и таможенных солдат - все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня (М. Горький). 13. И сами люди первоначально родившие этот шум смешны и жалки: их фигурки пыльные оборванные юркие согнутые под тяжестью товаров лежащих на их спинах суетливо бегают то туда то сюда в тучах пыли в море зноя и звуков, они ничтожны по сравнению с окружающими их железными колоссами грудами товаров гремящими вагонами и всем, что они создали (М. Горький). 14. Длинный костлявый немного сутулый он медленно шагал по камням (М. Горький). 15. Человек он очень добрый но с понятиями и привычками довольно странными (Тургенев). 16. Но заплатить за что-нибудь хоть самонужнейшее вдруг двести триста рублей казалось им чуть ли не самоубийством (Гончаров). 17. На следующий день мы узнали, что советская разведка вошла в город но потрясённая чудовищной картиной бегства остановилась у спусков в порт и не открывала огня (Паустовский). 18. Очевидно, подавленный воспоминаниями Аржанов надолго замолчал (Шолохов). 19. Он осмотрелся и увидел, что валявшийся у дороги опрокинутый и давно растасканный по частям грузовик дымит быстро разгораясь (Полевой). 20. Наступила заря, и закованный в снег двуглавым обломком кристалла в огне загорался Казбек (Заболоцкий). 21. И заключённый в правильный квадрат то мечется и рвётся за ограду то молчаливо облетает сад (Шефнер). 22. Я так и не вошёл в дом посидел на лавочке и не замеченный никем ушёл (Никитин). 23. Но кроме песни у нас было ещё нечто хорошее нечто любимое нами и, может быть, заменявшее нам солнце (М. Горький). 24. Он стоял удивлённый неожиданной встречей и тоже смущённый собирался уйти (Н. Островский). 25. Мягкое и серебристое оно [море] слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков неподвижных и не скрывающих собой золотых узоров звёзд (М. Горький).


- Упражнение 237. Перепишите, ставя нужные знаки препи-
нания.
I. 1. Науки чуждые музыке были постылы мне (Я.).
2. У крыльца стояло несколько повозок запряженных
гуськом (Акс.). 3. Стройный тонкий стан и широкие пле-
чи Печорина доказывали крепкое сложение способное
переносить все трудности кочевой жизни (Л.). 4. Неболь-
шой новый армячок надетый внакидку чуть держался
на узеньких плечах мальчика (Т.). 5 На солнце ярко свер-
кнули занесенные снегом избушки (Григ.). 6. Даже бере-
зы и рябины стояли сонные в окружавшей их знойной
истоме (М.-Сиб.). 7. Это была улыбка необыкновенно
добрая широкая и мягкая, как у разбуженного ребенка
(Ч.). 8. Шепот ветвей раздавался отчетливо и близко ни-
чем не отдаленный и не прикрытый (Кор.). 9. Листва из-
под ног выходит плотно слежалая серая (Пришв.).
10. Стихи стоят свинцово тяжелы, готовые и к смерти и
к бессмертной славе (Маяк.). 11. И мгновенно где-то за
лесом стоящие зенитки начинают обстреливать вражес-
кий самолет (Вс. Ив.). 12. Дорога вилась по влажным ко-
согорам, густо заросшим дубняком и кленом еще хра-
нившими багряную листву (Фад.). 13. Многие деревья
стояли уже обнаженные и черные, как поздней осенью
(Лауст.). 14. Вспоминается что-то, сохранившееся в па-
мяти еще с детских лет. 15. Все отобранные для выстав-
ки картины скоро будут экспонироваться.
.П. 1. Окрестность.исчезла во мгле мутной и желтова-
той (П.). 2. Обвитое виноградником место было похоже
на крытую уютную беседку темную и прохладную
(Л. Т.). 3. Меня давит эта жизнь нищая скучная (М. Г.).
4, Водил смычком по скрипке старой цыган поджарый и
седой (Марш.). 5. По дорожке чистой гладкой я прошел
не наследил (Ее.). 6. Клокочет голос меди трудовой в
осенний полдень сумрачный и мглистый (Багр.). 7. Небо
раскрылось в вышине прозрачно-льдистое и голубое
(Фад.).
III. 1. На крик его явился смотритель заспанный (Т.).
2. Две барышни взволнованные подбегают к ней [Лю-
бочке] (Ч,). 3. Люди же изумленные стали как камни
(М. Г.). 4. Софья одетая лежала на кровати в своей ком-
нате в состоянии страшного никогда не испытанного с
такой силой смятения (Марк.).
Д л я с п р а в о к.
1. Как правило, обособляются распространенные определе-
ния, выраженные причастием или прилагательным с зависи-
мыми от них словами и стоящие после определяемого суще-
ствительного, например: Тополи, покрытые росой, наполняли воз-
дух нежным ароматом (Ч.); Бледный свет, похожий на чуть раз-
бавленную синькой воду, заливал восточную часть горизонта (Па-
уст.).Не обособляются распространенные определения, стоящие
перед определяемым существительным и не имеющие добавоч-
ных обстоятельственных оттенков значения, например: За сто-
лом рылся в книгах приехавший недавно из станицы счетовод (Шол.).
Причастия или прилагательные одиночные или с зависи-
мыми словами, стоящие после неопределенного, определитель-
ного, указательного и притяжательного местоимений, не обо-
собляются, так как образуют одно смысловое целое с место-
имением, например: Ее большие глаза... искали в моих что-нибудь
похожее на надежду (Л.); Даша ждала всего, но только не этой
покорно склоненной головы (А. Н. Т.); Всем явившимся к врачу паци-
ентам была оказана помощь; Ваше написанное от руки заявление с
трудом удалось прочитать.
Не обособляются распространенные определения, стоящие
после определяемого существительного, если оно само по себе
в данном предложении не выражает нужного понятия и нужда-
ется в определении, например: Чернышевский создал произведе-
ние в высшей степени оригинальное и чрезвычайно замечательное
(Писарев) (сочетание создал произведение не имеет законченно-
го смысла).
Не обособляются также распространенные определения, если
по смыслу они связаны не только с подлежащим, но и со сказу-
емым, входя в состав последнего, например: Луна взошла сильно
багровая и хмурая, точно больная (Ч.). Море у его ног лежало без-
молвное и белое от облачного неба (Пауст.). Обычно это бывает
при глаголах д в и ж е н и я и с о с т о я н и я, выступающих
в роли знаменательной связи. Если же глагол этого типа сам по
себе выражает сказуемое, то определение обособляется, напри-
мер: Трифон Иванович выиграл у меня $ва рубля и ушел, весьма
довольный своей победой (Т.).
2. Часто обособляются два и больше одиночных определе-
ния, стоящих после определяемого имени существительного,
например: Настала ночь, лунная, ясная (Т.). Однако обособле-
ние двух нераспространенных определений обязательно только
тогда, когда определяемому существительному предшествует еще
одно определение, например: Мне очень обидно слышать эти рос-
сказни, грязные и лживые (М. Г.). При отсутствии предшествую-
щего определения два последующих одиночных определения
могут не обособляться, например: Под этой толстой серой ши-
нелью билось сердце страстное и благородное (Л.).
3. Обособляется одиночное определение, стоящее после оп-
ределяемого существительного, если оно имеет добавочное об-
стоятельственное значение, например: Молодому человеку, влюб-
ленному, невозможно не проболтаться (Т.) (то есть «если он влюб-
лен» или «когда он влюблен»).
Упражнение 238. Перепишите, ставя нужные знаки препи-
нания.
I. 1. Сопровождаемый офицером комендант вошел в
дом (Я.). 2. Сконфуженный Миронов поклонился в спи-
ну ему (М. Г.). 3. Веселый и жизнерадостный Радик был
вообще любимцем (Фад.). 4. Охваченный каким-то не-
ясным предчувствием Корчагин быстро оделся и вы-
шел из дому (Я. О.). 5. Утомленные маминой чисто-
плотностью ребята приучились хитрить (Пан.). 6. Оглу-
шенный тяжким гулом Теркин никнет головой (Твард.).
II. 1. Окаймлен летучей пеной днем и ночью дышит
мол (Бл.). 2. И снова отсеченная от танков огнем залегла
на голом склоне пехота (Шол.). 3. Разбитый сном доб-
рался Григорий до конюшни и вывел коня на проулок
(Шол.). 4. Распластанные на траве сушились заслужен-
ные рубахи и штаны (Пан.).
III. 1. Я нашел его готового пуститься в дорогу (Я.).
2. Убаюканный сладкими надеждами он крепко спал (Ч.).
3. Я прихожу к вечеру усталый и голодный (М. Г.).А. Она
пришла домой расстроенная но не павшая духом
(/. Ник.). 5. Он повернулся и ушел, а я расстроенный
остался рядом с девочкой в пустой жаркой степи (Па-
уст.). 6. Ах ты миленький!
Д л я с п р а в о к. *
1. Распространенные или одиночные определения, стоящие
непосредственно перед определяемым именем существительным,
обособляются, если имеют добавочное обстоятельственное зна-
чение (временное, причинное, условное, уступительное), на-
пример: Оглушенный ударом грузовского кулака, Буланин снача-
ла зашатался на месте, ничего не понимая (Купр.) (то есть «бу-
дучи оглушен»); Высокая, Леля и в стеганых одеждах была из-
лишне худой (Коч.) (то есть «потому что была высокой»).
2. Распространенное или одиночное определение обособля-
ется, если оно оторвано от определяемого существительного
другими членами предложения, независимо от того, находится
ли определение впереди или после определяемого слова, на-
пример: Стрелы, пущенные в него, упали, жалкие, обратно на зем-
лю (М. Г.); Залитые солнцем, стлались за рекой гречаные и пше-
ничные нивы (Шол.).
3. Обособляется определение, относящееся к личному мес-
тоимению, независимо от степени распространенности и мес-
тоположения определения, например: Пораженный страхом, я
иду за матушкой в спальню (П.); Меня, мокрого до последней нит-
ки, сняли с лошади почти без памяти (Акс.). Не обособляются
определения при личном местоимении:
а) если определение по смыслу тесно связано не только с
подлежащим, но и со сказуемым (ср. п. 1 пояснений к упражне-
нию 237, например: Он выходит из задних комнат уже оконча-
тельно расстроенный (Гонч.); До шалаша мы добежали промокшие
насквозь (Пауст.);
б) если определение стоит в форме винительного падежа,
который может быть заменен творительным падежом, напри-
мер: И потом он видел его лежащего на жесткой постели в доме
бедного соседа (Л.), (ср.: видел его лежащим).
Упражнение 239. Перепишите, ставя нужные знаки препинания.
1. Саша Бережнова в шелковом платье в чепце на
затылке и в шали сидела на диване (Гонч.). 2. Сила силь-
нее его воли сбросила его оттуда (Т.). 3. Офицеры в но-
вых сюртуках белых перчатках и блестящих эполетах
щеголяли по улицам и бульвару (Л. Т.). 4. Какая-то пол-
ная женщина с засученными рукавами и с поднятым
фартуком стояла среди двора (Ч.). 5. Сегодня она в но-
вом голубом капоте была особенно молода и внуши-
тельно красива (М. Г.). 6. Дед в бабушкиной кацавейке в
старом картузе без козырька щурится чему-то улыбает-
ся (М. Г.). 7. На румяном лице его с прямым большим
носом строго сияли голубоватые глаза (М. Г.). 8. Вдруг из
глубины души, как со дна моря, всплывает новая мысль
оставить все это (Нов.-Пр.). 9. Служитель тоже в белом
принял из рук Григория шинель (Шол.). 10. Мы все одер-
жимы одной страстью сопротивляться (Кетл.).
Для с п р а в о к. Несогласованные определения, выражен-
ные косвенными падежами существительных (чаще с предлога-
ми), обособляются, если нужно подчеркнуть выражаемое ими зна-
чение, например: Холоп, в блестящем убранстве, с откидными
назад рукавами, разносил тут же разные напитки и съестное (Г)
Обычно обособляются подобные несогласованные опреде-
ления, если относятся:
а) к собственному имени, например: Из памяти не выходила
Елизавета Киевна, с красными руками, в мужском платье, с
жалкой улыбкой и кроткими глазами (А. Н. Т.);
б) к личному местоимению, например: Я удивляюсь, что вы,
с вашей добротой, не чувствуете этого (Л. Т.).
в) к названиям лиц по степени родства, по занимаемому по-
ложению, профессии и т. д., например: Вышла мать, в сиреневом
платье, в кружевах, с длинной нитью жемчуга на шее (М. Г.).
Обособляются несогласованные определения, если образу-
ют ряд однородных членов с предшествующими или последую-
щими обособленными согласованными определениями, напри-
мер: Я увидел мужика, мокрого, в лохмотьях, с длинной боро-
дой... (Т.).
Часто несогласованное определение обособляется для того,
чтобы его оторвать от ближайшего члена предложения (обычно
сказуемого), к которому оно могло бы быть отнесено по смыслу
и синтаксически, например: Маляр, в нетрезвом виде, выпил вме-
сто пива чайный стакан лаку (М. Г.).
Обычно обособляются несогласованные определения, вы-
раженные сравнительной степенью прилагательного, особенно
если определяемому существительному предшествует согласо-
ванное определение, например: Короткая борода, немного тем-
нее волос, слегка оттеняла губы и подбородок (А. К. Т.).
Обособляются несогласованные определения, выраженные
неопределенной формой глагола, перед которой можно без ущер-
ба для смысла поставить слова а именно, например: Я шел к вам
с чистыми побуждениями, с единственным желанием - сделать
добро (Ч.); Была еще последняя надежда - с наступлением ночи
прорваться в степь (Фад.). В этих случаях ставится тире.
Упражнение 240 (повторительное). Перепишите, ставя, где
нужно, знаки препинания. Объясните их постановку.
I. 1. Как бедной мне не горевать! (Кр.). 2. Тронутый
преданностью старого кучера Дубровский замолчал и
предался своим размышлениям (П.). 3. Уверенный в при-
вязанности своей дочери Троекуров никогда не мог до-
биться от нее доверенности (П.). 4. Казак мой был очень
удивлен, когда, проснувшись, увидел меня совсем оде-
того (Л.). 5. Привлеченные светом бабочки прилетели и
кружились около фонарей (Акс.). 6. Крепко привязанные
к молодым дубкам добрые кони наши терпели страш-
ную пытку от нападения овода (Акс.). 7. Взъерошенный
немытый Нежданов имел вид дикий и странный (Т.).
8. Передо мной в синей долгополой шинели стоял ста-
рик среднего роста с белыми волосами любезной улыб-
кой и прекрасными голубыми глазами (Т.). 9. Остродумов
имел вид сосредоточенный и дельный (Т.). 10. Глаза сли-
пались и полузакрытые тоже улыбались (71)- И- Отчуж-
денный несчастьем своим от сообщества людей, он вы-
рос немой и могучий, как дерево растет на плодородной
земле (Т.). 12. Около полудня обыкновенно появляется
множество круглых высоких облаков золотисто-серых с
нежными белыми краями (Т.). 13. Идешь вдоль опушки,
глядишь за собакой а между тем любимые лица мертвые
и живые приходят на память давным-давно заснувшие
впечатления неожиданно просыпаются (Т.). 14. Алеша за-
думчивый направился к отцу (Дост.). 15. По пыльной до-
роге ведущей садами тянулись скрипучие арбы верхом
наложенные черным виноградом (Л. Т.). 16. Запряженные
в сохи и бороны лошади были сытые и крупные (Л. Т.).
17. Оленин был юноша нигде не кончивший курса нигде
не служивший промотавший половину своего состояния
и до двадцати четырех лет не избравший еще себе ника-
кой карьеры и никогда ничего не делавший (Л. Т.). 18. Я
часто находил у себя записки короткие и тревожные (Ч.).
19. Вечерние досуги не занятые писанием бумаг и реше-
ний он посвящал чтению (Кор.). 20. Над Ветлугой спусти-
лись сумерки синие теплые тихие (Кор.).
П. 1. Это было бледное крошечное создание напоми-
навшее цветок выросший без лучей солнца (Кор.). 2. Око-
ло него лежала маленькая котомка и коса без черенка,
обернутая в жгут из соломы аккуратно перекрученный
веревочкой (М. Г.). 3. Потом пришла весна яркая сол-
нечная (М. Г.). 4. Освещенное луной и перекрытое стран-
ными тенями падавшими на него от лохмотьев шапки
от бровей и бороды это лицо с судорожно двигавшимся
ртом и широко раскрытыми глазами светившимися ка-
ким-то затаенным восторгом было страшно жалко
(М. Г.). 5. Всегда насмешливый, часто резкий Варавка
умел говорить и вкрадчиво с дружеской убедительнос-
тью (М. Г.). 6. Месяц уже не желтый а серебряный, под-
нялся к самой верхушке тополя (Купр.). 7. Здоровые мо-
лодые сильные они подхватили почти подняли Антипа
на воздух и бросили на палубу (Сераф.). 8. Еще час тому
назад сильный и злой сейчас он слабо часто стонал
(А. Н. Т.). 9. Много виднелось стрелецких кафтанов крас-
ных зеленых клюквенных (А. Н. Т.). 10. Клокочет голос
меди трудовой над Азией песчаной и сухой над Афри-
кой горячей и кремнистой (Багр.). 11. В бузине сырой и
гулкой соловей ударил дудкой (Багр.). 12. Отрезанные от
всего мира уральцы с честью выдержали казачью осаду
(Фурм.). 13. Если бы он написал обо всем этом то полу-
чилась бы книга увлекательная и не похожая ни на что
в литературе (Пауст.). 14. Оскорбленный и потрясенный
шел Тарас по городу (Горб.). 15. Лошади вытянувшие
черные головы, и всадники согнувшиеся над ними
показывались на мгновение на белом фоне неба (Фад.).
16. Несколько раз таинственный и одинокий, появляет-
ся мятежный броненосец «Потемкин» на горизонте в
виду бессарабских берегов (Кат.). 17. В кухне молодая жен-
щина в платочке и калошах на босу ногу стояла на подо-
коннике и мыла окно (Пан.). 18. А театр осаждало люд-
ское море буйное напористое (Н. О.). 19. К концу января
овеянные первой оттепелью хорошо пахнут вишневые
сады (Шол.). 20. Пламя перебежало на хвою и раздуваемое
ветром разгорелось со стонами и свистом (Полев.).

Похожие публикации