Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Морфологический разбор союза а примеры. Морфологический разбор союзов

Значение союза, его морфологические признаки и синтаксическая функция

Союз - служебная часть речи, которая служит для связи членов предложения, частей сложного предложения, предложений в тексте, а также частей текста.

По происхождению союзы могут быть непроизводными (а, но, и) и производными (что, если, как). По структуре выделяются союзы простые (как, когда, будто) и составные (потому что, прежде чем, в то время как). По своему употреблению в предложении союзы подразделяются одиночные (но, зато, однако), повторяющиеся (то... то, или ... или, не то... не то) и двойные (если... то, хотя ... но, так как... то).

В зависимости от выполняемой функции союз может открывать предложение, может стоять между частями простого предложения, а может быть внутри простого предложения. Например: Рыбников выпил стакан большими, жадными глотками. Даже руки у него задрожали от жадности. И тотчас налил себе другой стакан. Сразу было видно, что его уже долго мучила жажда (А. Куприн). Летит, летит степная кобылица и мнёт ковыль... (А. Блок).

Будучи служебной частью речи, союз не называет явления действительности, а лишь указывает на отношения между ними. По синтаксической функции союзы делятся на сочинительные (и, да, но) и подчинительные (когда, если, потому что).

Союзы не обладают самостоятельным значением и не являются членами предложения, поэтому союзы необходимо отличать от омонимичных им относительных местоимений и наречий, выступающих в качестве союзных слов. Например: Я сказал, что (союз ) не пойду сегодня в школу. - Я спросил, что (союзное слово) мы делали на уроке.

Типы союзов по происхождению, структуре и употреблению

По своему происхождению союзы могут быть непроизводными (и, а, но, или и др.) и производными (что, если, как, когда и др.).

По структуре союзы могут быть простыми (что, как, когда и др.) и составными (потому что, так как, для того чтобы, несмотря на то что и др.).

По употреблению союзы делятся на одиночные (но, а, же, зато, однако, да и др.), повторяющиеся (и... и, то ... то, или... или, либо ... либо, не то... не то, ни... ни и др.), двойные, или парные (если... то, когда... то, хотя... но, так как... то, едва... как, лишь только... как, чем... тем, как ... так и, не только... но и, не столько... сколько, если не... то, не то что... а, не то что... но, не то чтобы а, не то чтобы... но и др.)

Типы союзов по синтаксической функции

Союзы так же, как и предлоги, не имеют самостоятельного значения. Под значением союза понимают те грамматические отношения, которые возникают между синтаксическими единицами, соединёнными союзом . В зависимости от характера выражаемых отношений и с учётом роли в предложении союзы делятся на сочинительные (и, а, но, или и др.) и подчинительные (что, как, чтобы, когда, почему, отчего, как только, потому что и др.).

Сочинительные союзы

Сочинительные союзы выражают отношения синтаксической равнозначности, равноправности между однородными членами предложения, а также между частями сложносочинённого предложения, например: Вдали ещё гудит трамвай, но затихают переулки, и потухает неба край (Эллис).

По характеру выражаемых отношений сочинительные союзы делятся на несколько групп:

Типы сочинительных союзов

Выражаемые отношения

Примеры

Соединительные

Выражают отношения перечисления.

И, да (в значении «и»), и... и, ни... ни, тоже, также.

Противителные

Выражают отношения противопоставления, несоответствия, различия.

Но, а, да (в значении «но»), однако, зато, же.

Разделительные

Выражают отношения взаимоисключения, чередования действий, явлений, признаков.

Или, либо, ли... ли, то... то, не то... не то, то ли... то ли.

Сопоставительные, или градационно-сопостовительные

Выражают отношения сопоставления.

Как... так и, не только... но и, хотя и... но, если не... то, не столько... сколько.

Пояснительные

Выражают отношения пояснения

А именно, то есть, или (в значении «то есть»), как-то.

Присоединительные

Выражают отношения присоединения, то есть присоединяют к предложению что-то добавочное, дополнительное.

И то, а то, да и, а также и др.

Сочинительные союзы могут находиться на стыке отдельных предложений связного текста, например: За столом у окна сидит поручик запаса армии Валериан Иванович Чижевич. Перед ним домовая книга, в которую он вписывает паспорты постояльцев. Но после вчерашнего работа идёт плохо, буквы рябят и расползаются, дрожащие пальцы не ладят с пером, а в ушах гудит, как осенью в телефонном столбе (А. Куприн).

Противительные союзы но, а, да (в значении «но»), однако, открывающие абзац, выполняют в произведении художественную функцию. Этот приём помогает пишущему передать особое эмоциональное состояние героя, сделать неожиданный переход от одной темы к другой. Например:

...Мы - лисы, а общество - это курятник, охраняемый собаками. Известно ли вам, что в деревнях самые художественные, самые одарённые натуры идут в конокрады и в браконьеры-охотники? Что делать: жизнь до сих пор была так скудна, так плоска, так невыносимо скучна для пылких сердец! Но я перехожу к вдохновению. Без сомнения, вам, милостивые государи, приходилось читать о сверхъестественных по своему замыслу и выполнению кражах? (А. Куприн).

Подчинительные союзы

Подчинительные союзы выражают отношения синтаксической неравнозначности между частями сложноподчинённого предложения, например: И жил я, вашу волю поражая, коль этот мир о помощи просил (И. Коневский); Был лишь орудьем рог, дабы, в горах пленительное эхо пробуждать (Вяч. Иванов); Если кто уцелел от людей, то против вещей бессилен (Н. Рерих).

По характеру выражаемых отношений (функция именной части сказуемого в односоставном безличном предложении). делятся на несколько групп:

Типы подчинительных союзов

Выражаемые отношения

Примеры

Изъяснительные

Выражают отношения пояснения.

Что, чтобы, как и др.

Временные

Выражают временные отношения.

Когда, как только, лишь только, едва, только, лишь, прежде чем, с тех пор как, пока, пока не, после того как, до тех пор пока, по мере того как, после того как и др.

Причинные

Выражают причинные отношения.

Потому что, так как, ибо, вследствие того что, благодаря тому что, ввиду того что, оттого что, в связи с тем что, в силу того что, по причине того что, из-за того что идр.

Условные

Выражают условные отношения.

Если, коли, раз, ежели, кабы.

Сравнительные

Выражают сравнительные отношения.

Как, словно, будто, как будто, точно, чем, нежели, подобно тому как, как если бы и др.

Подчинительные союзы , как и сочинительные, могут находиться на стыке отдельных предложений связного текста.

Морфологический разбор союза

Морфологический разбор союза включает выделение двух постоянных признаков (тип союза, неизменяемость). Непостоянных признаков союз не имеет, так как является неизменяемым словом. В морфологическом разборе союза можно также указать его тип по структуре: простой или составной.

Схема морфологического разбора союза.

I . Часть речи.

II . Морфологические признаки:

1) сочинительный или подчинительный;

2) неизменяемое слово.

III . Синтаксическая функция.

IV .Особенности правописания (если есть).

Когдая был маленький, я очень любил мороженое (М. Зощенко). Образец морфологического разбора союза.

I . Когда - союз, соединяет простые предложения в составе сложного.

II . Морфологические признаки.

1) подчинительный, временной;

2) неизменяемое слово.

III . Синтаксическая функция.

Не является членом предложения.

Разряды союзов по значению и строению. Морфологический разбор союза».

Цели урока:

1) формирование умения рассказывать о союзе,

2) находить союзы в тексте,

3) правильно определять разряды союзов,

4) научиться выполнять разбор союза.

Тип урока: повторение и закрепление изученного материала.

Оборудование:

Учебники,

Тетради,

Ручки,

Карандаши.

Ход урока:

1) Организационный момент:

Учитель:

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня мы повторим с вами две предыдущие темы и разберем новую.

2) Проверка домашнего задания.

3) Фронтальный опрос:

Учитель:

Что такое союз ?

Ученик:

- Союз – это служебная часть речи, которая связывает однородные члены или простые предложения в составе сложного.

Учитель:

Какова функция союза в предложении?

Ученик:

Связывать однородные члены или простые предложения в составе сложного.

Учитель:

Какие служебные части речи вы еще знаете?

Ученик:

Частицы, предлоги, междометия.

Учитель:

Какую служебную часть речи вы уже изучили?

Ученик:

Предлог.

Учитель:

Что общего между предлогами и союзами?

Ученик:

Не являются членами предложения, не изменяются.

Учитель:

На прошлом занятии мы с вами разобрали таблицу «Разряды союзов по значению». Давайте повторим ее. Итак, на какие две группы делятся союзы?

Ученик:

Союзы делятся на две большие группы – сочинительные и подчинительные.

Учитель:

На какие группы делятся сочинительные союзы. Приведите примеры.

Ученик:

Сочинительные союзы делятся на: соединительные (например, и, да (в значении и ), также, тоже ); противительные (например, но, а, зато, да (в значении но ), однако ), разделительные (например, не только…но и, или…или, либо…либо ).

На какие группы делятся подчинительные союзы?

Ученик:

Подчинительные союзы делятся на две группы – изъяснительные и обстоятельственные.

Учитель:

Приведите примеры изъяснительных союзов.

Ученик:

- Что, потому что, как, будто.

Учитель:

На какие подгруппы делятся обстоятельственные союзы? Приведите примеры.

Ученик:

Подчинительные союзы бывают: временные (когда ), целевые (чтобы ), причинные (потому что ), уступительные (хотя ), следствия (так что ), условные (если ), сравнительные (как будто ).

Учитель:

Разряды какой части речи, ранее изученной, напоминают вам разряды союзов?

Ученик:

Разряды наречий.

Учитель:

На прошлом занятии вам давалась информация под запись. Какими еще бывают союзы? Приведите примеры, употребите в предложении.

Ученик:

Одиночными (употребляются один раз. Например, «Ученый малый, но педант»), повторяющимися (например, и…и, или…или, ни…ни «За дождем не видно ни моря, ни неба»), двойными (их компоненты взаимосвязаны. Например, как…так и, не только…но и, если…то . «Пушкин создал свои произведения как в стихах, так и в прозе»).

Учитель:

Какие вы знаете союзы по строению?

Ученик:

По строению союзы бывают простыми и составными.

Учитель:

Чем они отличаются?

Ученик:

Простые союзы состоят из одного слова, а составные из двух и более.

Учитель:

Приведите примеры простых и составных союзов.

Ученик:

Простые союзы: а, но, и, зато. Составные: потому что, так как, не только…но и.

Учитель:

Какая служебная часть речи имеет такое же строение?

Ученик:

Предлог.

4) Выполнение морфологического разбора.

Учитель:

Выполняем морфологический разбор союзов (у доски и в тетрадях).

« План морфологического разбора союза» .

I . Часть речи.

II . Грамматическая роль.

III . Морфологические признаки:

1) сочинительный/ подчинительный;

2) одиночный/ повторяющийся/ двойной;

3) простой/ составной.

IV . Неизменяемое слово.

Учитель:

Записываем предложение (выполняем работу в тетради, один ученик работает у доски), выполняем морфологический разбор союза:

«Я слыхал о тамошних метелях и знал , что целые обозы бывали ими занесены» ().

I . И – союз.

II . Слыхал и знал .

III . Морф. призн.:

1) соч.;

2) одиноч.;

3) прост.

IV . Неизм. слово.

I . Что – союз.

что?

II . […], (что…)

III . Морф. призн.:

1) подч., изъяснит.;

2) одиноч.;

3) прост.

IV . Неизм. слово.

Учитель:

Записываем еще предложение:

«Базар кишел народом, потому что было воскресенье».

I . Потому что – союз.

почему?

II . […], (потому что…)

III . Морф. призн.:

1) подч., обтоят., причины;

2) одиноч.;

3) состав.

IV . Неизм. слово.

Учитель:

Запишите примеры под диктовку и выполните самостоятельно разбор союзов.

1) Вышла я за него, только чтобы не ослушаться моего отца.

2) За три дня охотники не убили ни одной утки, но зато застрелили барсука.

3) Если встретимся и я буду свободна, поцелую ваши руки от радости.

4) Шкатулка играла долго, то останавливаясь, то снова наполняя дом таинственным звоном.

5) Дул с моря бриз, и месяц чистым рогом стоял за длинной улицей села.

6) Идет по планете весна молодая, как будто цветы разноцветной земли на улицах нашей Москвы зацвели.

7) Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.

8) Горько мне, что я бесплодно трачу чистоту и нежность лучших дней.

9) Вот опальный домик, где жил я с бедной нянею моей.

10) Снегу было мало, снежных буранов тоже .

5) Подведение итогов.

Учитель:

Итак, сегодня мы повторили разряды союзов по значению и строению, выполнили морфологические разборы некоторых союзов. На следующих занятиях мы продолжим тему «Союз», познакомимся с правописанием союзов и употреблением их в простых и сложных предложениях.

6) Домашнее задание: упр. 389, 395.

7) Выставление оценок.

Планирование урока:

1) Организационный момент…………………………………1 мин.

2) Проверка домашнего задания…………………………….10 мин.

3) Фронтальный опрос……………………………………….15 мин.

4) Выполнение морфологического разбора………………...15 мин.

5) Подведение итогов………………………………………….2 мин.

6) Домашнее задание…………………………………………..1 мин.

7) Выставление оценок………………………………………...1 мин.

Подчинительные союзы

Подчинительные союзы также делятся на несколько групп в зависимости от выражаемых значений (см. табл. 46).

В табл. 46 представлены семантические союзы, т.е. обозначающие определенные значения (точнее, логико-семантические отношения между словоформами или частями сложного предложения). В противоположность им выделяются асемантические союзы, указывающие только на подчиненность придаточной части, присоединяющие обычно изъяснительные придаточные. Особенностью таких союзов является функция присоединения, не вносящая дополнительных сложных оттенков в высказывание. В наиболее чистом виде "присоединительность" реализуется союзом что (Во Всеобщей декларации прав человека указано , что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах ).

Об употреблении подчинительных (как и сочинительных) союзов в сложных предложениях речь пойдет подробнее в разделе "Грамматика. Синтаксис".

Таблица 46. Группы подчинительных союзов

Группа союзов по значению

Примеры на употребление

Временные

когда , после того как , перед тем как , как только , едва лишь , едва... как

После того как пал Будапешт и была взята Вена , палатное радио не выключалось даже ночью (Е. Носов)

Причинные

потому что , так как , из-за того что , в связи с тем что , ввиду того что , оттого что , благодаря тому что , в силу того что , вследствие того что , в результате того что , тем более что

Надо добавить вытяжные стояки , потому что каждая корова испаряет дыханием десять килограммов воды в сутки (С. Антонов); Оттого что дощаник был сколочен наспех , крыша его в хребтине прогнулась (В. Поволяев)

Условные

если , если... то , в случае если , в том случае если , при условии что , ежели {прост. )

Но как я могу проявить инициативу , если я не уважаю начальника (Г. Семенов); Фоме Фомичу приказали явиться , угрожая силою в случае отказа (Ф. Достоевский)

Уступительные

хотя , несмотря на то что , вопреки тому что , невзирая на то что , независимо от того что , при всем том что

Вечером на "Газике" приезжал инженер , и , хотя от него решительно никакой помощи не было , в избе становилось спокойней (С. Антонов)

Следствия

так что , в результате чего

Луша пришла в опустевшую избу , села на стул и заплакала громко , навзрыд , так что было слышно на улице (С. Антонов)

чтобы , для того чтобы , ради того чтобы , с тем чтобы , затем чтобы

Он встал , чтобы уйти , но невольно задержался (Л. Сейфуллина)

Сравнительные

как , будто , как будто , словно , также как , подобно тому как , вроде того как , как если бы

Степь уходила вдаль , обширная и ровная , как море (Л. Соболев); На Красной площади , будто сквозь туман веков , неясно вырисовываются очертания стен и башен (А. Н. Толстой)

Сопоставительные (при совпадении с подчинительными союзами по формальному признаку не противопоставляемые сочинительным союзам по значению)

если... то , в то время как , между тем как , тогда как , по мере того как , чем... тем

Здесь еще отметим, что некоторые подчинительные союзы могут использоваться в структуре простого предложения. Например, союз чтобы присоединяет обстоятельство цели, выраженное инфинитивом (Вот мы тут только что решили рассказывать по очереди , чтоб убить время (А. Новиков-Прибой), союз как присоединяет именную часть составного сказуемого (Мечты как вольные птицы ), обстоятельство образа действия (Как гром раздался оглушительный взрыв ) и может выступать в роли предлога в качестве (Итак , я вам советую как приятель быть осторожнее (М. Лермонтов ).

Союзы как часть речи пополняются новыми образованиями в основном из двух источников: 1) за счет наречий и частиц (вернее , ведь , зато , кстати , скорее , точнее и т.п. ): Приют наш мал , зато спокоен (М. Лермонтов); Корень "снеж" в слове подснежник выделяется как морфема , точнее (вернее ) морф , по сравнению с корнем в слове "снеговик"; 2) за счет производных отыменных предлогов, к которым либо присоединяется местоимение то с союзом что (за счет + того , что; в связи + с тем , что ), либо в которые вставляется местоимение тот с союзами что , чтобы , если (по той причине; с той целью , чтобы; на тот случай , если ).

Союзные слова

В роли союзов могут употребляться некоторые разряды местоимений. К ним относятся местоимения-существительные кто , что , местоимения-прилагательные какой , который , чей , каков , местоимения-числительные сколько , насколько , местоимения-наречия где , куда , откуда , когда , как , почему , отчего , зачем. Их называют союзными словами, так как они служат для соединения частей сложноподчиненного предложения. В отличие от союзов, которые употребляются только для оформления связи между частями сложного предложения, союзные слова выступают в придаточной части в роли того или иного члена предложения. Например, в предложении Мы не знали , откуда приехал наш школьный друг и почему он не зашел к нам , союзные слова откуда и почему не только соединяют придаточные части с главным, но и выступают в придаточных в роли обстоятельств, соответственно места и причины, а в предложении Я знаю человека , который приехал оттуда союзное слово который также не только соединяет придаточную часть с главной, но и выступает в первой в роли подлежащего.

Союзное слово характеризуется двойной синтаксической связью: с одной стороны, с тем членом главной части, к которому относится придаточная, с другой - с тем членом придаточной части, к которому относится само союзное слово. Но здесь может быть и исключение, если речь идет о слове который.

Например: 1) Апелляция - , которая имеет право пересмотра дела; 2 ) Апелляция - это обжалование какого-либо постановления в высшей инстанции , у которой есть право пересмотра дела; 3) Апелляция - это обжалование какого-либо постановления в высшей инстанции , в которую обращается апеллирующий. В первом предложении союзное слово которая имеет форму рода и числа существительного инстанция , к которому относится вся придаточная часть вместе с этим словом, но падеж его определяется синтаксической ролью, выполняемой им в придаточной части, - подлежащее, поэтому оно стоит в И.п. Во втором предложении род и число слова который также зависят от определяемого существительного апелляция , а падеж- от глагола-сказуемого есть (у чего?), который и обусловливает синтаксическую роль союзного слова - дополнение. В третьем предложении род и число союзного слова опять же определяются существительным апелляция , падеж - глаголом-сказуемым обращается (к кому?), отсюда и его синтаксическая функция - дополнение.

Морфологический разбор союза

План разбора: 1. Часть речи. Общее значение. 2. Морфологические признаки: а) сочинительный или подчинительный; б) простой или составной.

Образец разбора: , потому что в них участвовали представители всех в идов спорта.

Устный разбор. 1. И - союз. Соединяет однородные обстоятельства на стадионе и в бассейне . 2. Имеет морфологические признаки: сочинительный, простой.

2. Потому что - союз. Соединяет части сложного предложения Соревнования проходили на стадионе и в бассейне (почему?), потому что в них участвовали представители всех видов спорта. Имеет морфологические признаки: подчинительный, простой.

Письменный разбор. 1.И - союз. и 2. Морф, призн.: соч., прост.

1. Потому что - союз и , потому что . 2. Морф, призн.: подч., сост.

1. Союз – служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного.

Например:

Шумела полночная вьюга в лесной и глухой стороне (союз и связывает однородные определения);

Дохнул сентябрь , и георгины дыханьем ночи обожгло (Фет) – союз и связывает простые предложения в составе сложносочинённого предложения;

Лицо его улыбалось и морщилось , как будто ему было щекотно , больно , смешно (союз как будто связывает придаточное предложение с главным в составе сложноподчинённого).

2. Союзы, как и другие служебные части речи, не изменяются.

3. Союзы не являются членами предложения, а связывают члены предложения и/или части сложного предложения.

4. По строению союзы делятся на разряды:

простые (состоят из одного слова) – и, а, но, да, если, что, когда и др.:

День и ночь; не день, а ночь; узнал, что опоздал;

составные (состоят из нескольких слов) – потому что, так как, как будто, вследствие того что, с тех пор как, в то время как, для того чтобы и др.:

Он не пришёл, потому что заболел; Говорили, как будто его видели в Анапе; Для того чтобы сдать экзамен, надо много заниматься;

повторяющиеся (состоят из двух или более одинаковых союзов) – ни – ни, то – то, не то – не то:

Его не было ни в саду, ни в доме; На улице не то снег, не то дождь;

двойные (обязательно состоят из двух частей) – как – так и; не только – но и; не столько – сколько; когда – то; если – то; едва – как; чем – тем :

5. По значению союзы делятся на разряды:

а) сочинительные – связывают однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого предложения:

соединительные (имеют значение соединения): и, да (в значении и ), ни – ни, и – и, не только – но и, как – так и, тоже, также :

Я не пришёл, и он не пришёл; Я не пришёл, он тоже не пришёл; Не только я не пришёл, но и он не пришел; Ни я не пришёл, ни он не пришёл;

противительные (имеют значение противопоставления) – а, но, зато, да (в значении но ), однако (в значении но ) и др.:

Не он, а я сделаю это; Говорил он тихо, но спокойно; Говорил он тихо, однако спокойно; Говорил он тихо, зато спокойно.

разделительные (имеют значение разделения) – или, либо, то – то, не то – не то, или – или и др.:

Или дождь идёт, или снег сыплет; То дождь идёт, то снег сыплет; Не то дождь идёт, не то снег сыплет;

б) подчинительные – связывают простые предложения в составе сложноподчинённого предложения:

временные (указывают на время) – когда, пока, едва, лишь, лишь только, как только и др.:



Когда мы вернулись, было уже темно; Как только мы вернулись, пошёл дождь;

причинные (указывают на причину) – потому что, оттого что, так как, ибо и др.:

Мы остались дома, потому что пошёл дождь; Мы остались дома, так как пошёл дождь;

целевые (указывают на цель) – чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы и др.:

Пришлось поспешить, чтоб не опоздать к ужину;

условные (указывают на условие) – если, раз и др.:

Если Раз не хочешь опоздать, поспеши;

уступительные (указывают на противоречие одного события другому) – хотя; несмотря на то, что; пускай и др.:

Хотя было ещё темно, на улице было много народу; Пускай погода тёплая, всё равно можно простудиться;

сравнительные (указывают на сравнение) – как будто, словно, точно, как, будто, что (в значении как, будто ) и др.:

Птица кричала протяжно, будто плакала;

следственные (указывают на следствие) – так что :

На поезд мы опоздали, так что ночь пришлось провести на вокзале;

изъяснительные (указывают на то, о чём говорят) – что, будто, чтобы и др.:

Я знал, что приехал не вовремя; Говорят, будто он собирался уехать в деревню; Я хочу, чтобы он остался дома.

Примечание. Некоторые разряды союзов в школьной грамматике не рассматриваются. Обычно их включают в состав сочинительных союзов:

а) пояснительные союзы то есть, или (в значении то есть ) и др. (Мы пели, смеялись, то есть веселись во всю; Лингвистика, или языкознание, – это наука о языке );

б) присоединительные союзы да и (Я говорил шёпотом, да и дед отвечал вполголоса ).



Обратите внимание!

1) Некоторые союзы имеют омонимы среди других частей речи. В частности, что, как, когда имеют омонимы среди местоимений и местоименных наречий. Для их разграничения следует помнить, что относительные местоимения и местоименные наречия в составе придаточных предложений выполняют функцию членов придаточных предложений, тогда как союзы членами предложения не являются.

Ср.: Я знаю, что он не придёт (что – союз). – Я знаю, что он подарит мне на день рождения (что – союзное слово, местоимение).

2) Союз ни – ни имеет омоним среди усилительных частиц. Учтите, что союз ни – ни всегда является повторяющимся и синонимичен повторяющемуся союзу и – и.

Ср.: Как ни трудно, держись (ни – усилительная частица). – Его не было ни дома, ни на работе (ни – ни – союз; Его не было и дома, и на работе ).

3) Несмотря на – предлог в простом предложении (Несмотря на усталость, он продолжил восхождение к вершине ); несмотря на то, что – союз в сложноподчинённом предложении с уступительным придаточным предложением.

4) Составные союзы потому что, оттого что, в то время как, для того чтобы могут распадаться на две части: первая входит в состав главного предложения и является самостоятельной частью речи – местоимением и местоименным наречием (это член главного предложения); вторая часть находится в придаточном и выполняет функцию подчинительного союза.

Ср.: Он не смог продолжить восхождения, потому что слишком устал (потому что – союз). – Он не смог поехать с нами потому, что должен был помочь матери по хозяйству (потому – местоименное наречие; обстоятельство причины в главном предложении; что – союз).

Никогда не распадаются на две подобные части составные союз: так как, так что.

«Союз. Морфологический разбор союзов. Правописание союзов»

Упражнение 109. Раскройте скобки, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Сделайте полный морфологический разбор слов, над которыми стоит цифра 3 .

1. Так (же), как громы, гр..мели боевые орудия. Так (же), как молния, св..ркали огне..ные взрывы. Так (же), как ветры, ворвались ко..ные отряды (Гайдар). 2. Что (бы) 3 рыбку с..есть, надо в воду лезть (пословица). 3. Он непр..ме..но хотел стать г..роем и для этого был готов сделать любое, самое страшное, что (бы) ему ни предложили (Симонов). 4. Василёк во (что) бы (то) ни (стало) хотел рас..казать всё брату (Н. Островский). 5. Всё бел..т..ся Лукерья Львовна, всё то (же) врёт Любовь Петровна, Иван Петрович.. так (же) глуп, Семён Петрович.. так (же) скуп (Пушкин). 6. На то вам и красное лето да..но, что (бы) веч..но любить это скудное поле, что (б) веч..но вам милым казалось оно (Некрасов). 7. Толстый ковёр лежал на полу, стены то (же) 3 были увеш..н..ы коврами (М. Горький). 8. И что (бы) она ни делала, за что (бы) ни пр..нималась – всё выход..т у неё красиво (Тургенев). 9. Не за (то) волка б..ют, что сер, а за (то), что овцу с..ел (пословица). 10. Я насл..ждался мирно своим трудом, успехом, славой, так (же) 3 трудами и успехами друзей (Пушкин). 11. Так (же) по утрам над Ближними Мельницами стонал от гудков воздух, но 3 был он уже не холодный и 3 тума..ный, а 3 яркий, светоносный (Катаев). 12. Собаки др..мали, лошади при чуть бре..ж..щ..м, слабо л..ющ..мся свете звёзд то (же) лежали (Чехов). 13. Лошадь не могла сдвинуть воз, по (тому) что 3 заднее колесо соск..чило (Л. Толстой). 14. По (этому) признаку и по (тому), что нижн..я часть ствола обг..рела, я разгадал происх..ждение ямы (Пришвин). 15. По (тому), как, поб..гровев, засв..тились курчавые головы сосен и острые шпили елей, угадывалось, что подн..лось со..нце (Б. Полевой). 16. По окончани.. митинга народ разошёлся так (же) быстро, как и собрался (Катаев). 17. Труд необходим человеку так (же), как пища, он должен быть р..гулярным, сист..матическим (Сухомлинский). 18. Я думал так (же) и о том человеке, в ч..их руках находилась моя судьба (Пушкин). 19. Хотелось бы, что (бы) счаст..е пр..шло, как заслуга (Пришвин). 20. Человеку надо жить, работать и относит..ся к людям так, что (бы) чес..но заслужить настоящую славу (Кассиль). 21. Я склонился к реке, но и там, в эт..й тёмн..й, холодн..й глубине, то (же) к..лыхались, дрожали звёзды (Тургенев). 22. Вот, (на) пример, я давеча (на) счёт бунтов говорил, что нельзя назвать бунтовщиками кр..ст..ян за (то) только, что они хлеб по шести гривен о..дать не согл..шались! (Салтыков-Щедрин). 23. Мне стало грус..но и досадно не (по) тому, что гу..ны вым..рли, а (от) того, что смысл слова, которое меня так долго муч..ло, ок..зался столь простым (М. Горький). 24. (По) тому, что 3 говорил «дед», ясно было, что 3 Витька сдержал слово (Фадеев). 25. К..мета Галлея и какая (то) другая к..мета с яд..витым хвостом то (же) вд..хновили Блока, по (тому) что и они были «гибельны» (Чуковский). 26. В ст..роне от села небо чуть осв..тилось, под тучами заиграли (бледно) голубые з..рницы – (не) то загорелось что (то), (не) то 3 немцы нервн..чали, догадываясь, что этой ноч..ю вокруг них смыкает..ся кольцо, и опять стали пускать р..кеты (Овечкин). 27. (На) пример, он пиш..т о небрежности языка литератора, (при) чём оказывает..ся, что он неспособен отл..чить небрежность автора от небрежности ко..ректора (М. Горький). 28. Я думаю, что име..но ф..нтазия, «выдумка» создала и восп..тала (то) же одно из уд..вительных кач..ств человека – интуицию, (то) есть 3 «домысел» (М. Горький). 29. Нельзя представить, что (бы) читатель см..ялся над фел..етоном от первой до последн..й строч..ки (М. Кольцов). 30. Быстро ст..мнело, так (что) 3 (н..) чего уже нельзя было уже ра..смотреть н.. у себя под ногами, н.. (в) переди, н.. 3 (с) зади (Фадеев). 31. Голубые глаза его сл..гка потускнели, (в) следстви.. старч..ской слезы, но смотрели (по) прежнему благ..душно, (как) бу..то говорили: (за) чем тебе в душу мою заб..рат..ся? Я и без того весь тут (Салтыков-Щедрин).

Похожие публикации