Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Окружающий мир. Развитие растения из семени

На заре истории человечества весеннее пробуждение жизни в прорастающем семени должно было обратить на себя внимание нашего далекого предка, и, несомненно, было воспринято им как чудо.

От случайных наблюдений над прорастанием семян первобытный человек перешел к их сознательному посеву, который на протяжении многих веков совершался как религиозный обряд. Так, например религиозные легенды и мифы, связанные с посевом и прорастанием семян, служили жрецам рабовладельческого общества средством принуждения населения к работе на полях, где эта работа проводилась под видом служения божеству.

Меня заинтересовала тема развития растений из семени. Мне было интересно узнать, в любых ли условиях растение из семени прорастет одинаково или нет, как влияет на рост растения отсутствие света или воды, как происходит развитие, если растение подвергается вредному излучению. Я решила провести исследование и выявить наиболее подходящие условия для роста и развития растения в домашних условиях. Для опыта я взяла семена фасоли.

Актуальность темы: Выращивая в своих квартирах цветы и другие растения, человек не только украшает своё жилище. Растения являются источником кислорода, полезных веществ, энергии, обладают свойствами лекарства. В результате деятельности растений воздух в городах очищается от газов, пыли, сажи. Развитие растений становится всё более зависимым от экологических факторов, которые изменяют свойства почвы, рост растений и их качество. Современный человек не представляет своей жизни без электромагнитных приборов. Поэтому выявление наиболее благоприятных условий для роста растений на сегодняшний день является актуальным и полезным.

Цель исследования: опытно-экспериментальным путём сравнить различные условия для развития растения из семени, в зависимости от факторов окружающей среды (освещённость, тепло, влажность, излучение) и выявить наиболее благоприятные.

Изучив литературу по данной теме, я узнала, что каждое семя напоминает маленький пакетик, в который упаковано будущее растение. Семя содержит не только новое растение, но и все вещества, необходимые для его питания.

Крохотный росточек, находящийся в семени, называется зародышем, или эмбрионом. Из верхней его части вырастают стебель и листья. Из остальной части эмбриона отходит отросток, из которого затем развивается корень. Семена идут в рост при благоприятных условиях. Для прорастания семян различных видов растений требуются разные условия, но некоторые условия необходимы всем без исключения семенам. Такими условиями являются тепло, достаточное количество влаги, кислорода и солнечного света. При наличии этих условий запас питательных веществ начинает питать зародыш. Эмбрион растет, образуются корневая и побеговая системы, - разорвав кожуру семени, они выходят наружу. Теперь их можно посадить в почву и, что очень важно, разместить при этом пореже, чтобы молодые растения могли расти свободно. Вскоре появляется молодое растение, которое постепенно становится похожим на растение-родителя.

Фасоль – широко распространенное растение семейства бобовых. Стебель сильноветвистый, покрыт короткими волосками, обладает способностью виться, но при отсутствии опоры растение стелется по почве, листья очередные, имеют длинный черешок, снабжены мелкими прилистниками; цветки мотылькового типа, собранные в редкую пазушную кисть, бывают белыми, розоватыми или фиолетовыми. Плод – боб, цилиндрически прямой или несколько изогнутой формы, окраска бобов фасоли может быть самой разной: от белой и розовой до коричневой и темно-фиолетовой.

II ЭТАП. Опрос садоводов.

Второй этап был нацелен на изучение различных мнений садоводов-любителей по поводу условий, в которых должна содержаться рассада, для успешного роста и созревания.

Мои бабушки являются садоводами-любителями. Каждый раз по весне они начинают высаживать различные семена, ждать пока растение не будет готово к высадке в огород. У каждой бабушки есть свое место в квартире, где по её мнению лучшие условия для развития растений и свой метод посадки, рыхления и полива. У одной бабушки это место – подоконник на солнечной стороне с редким поливом. Вторая бабушка распологает горшки с ростками на полу возле батареи, где менее яркий свет и чаще поливает ростки.

Так какие же условия наиболее удачные? Между двух людей это понять нельзя, нужно взять третьего садовода, которым станет бабушкина соседка по огороду тетя Наташа.

Тетя Наташа имеет свой отличный взгляд на выращивание рассады. Она ставит рассаду в места, которые зависят от дня с момента высадки. Первые 5 дней – рассада стоит в темном теплом месте и частыми поливами. Последующие дни рассада стоит в светлом прохладном месте с более редкими поливами.

Таким образом, мнение тети Наташи объединило мнение двух бабушек. Это может означать только одно – то, что не существует единого мнения по способу и месту выращивания растений. Подходящие условия можно определить только экспериментально.

III ЭТАП. СВОД-Анализ.

Он используется для того, чтобы в возможностях (В) и угрозах (У) выявить сильный и слабые стороны.

Светлое теплое место Светлое, в области электромагнитного Теплое темное место. Теплое темное место, ограниченный излучения (за компьютером). полив.

6. 11 день Появились ростки.

3 Высадила семена в 4 горшочка. Полила все посаженные семена.

Светлое теплое место Светлое, в области Теплое темное место. Теплое темное место, электромагнитного излучения (за ограниченный полив.

компьютером).

9. 11 деньполив полив полив

10. 11 день Появились ростки.

11. 11 день полив полив Появились ростки. Полив полив

12. 11 деньПоявились ростки Появились ростки.

13. 11 день полив полив полив

16. 11 день полив полив полив полив

17. 11 день Толстые стебли, большие Толстые стебли, небольшие листья, Толстый стебель, листья Толстый стебель, листья

14 листья, зеленый цвет светло-зеленый цвет практически отсутствуют, отсутствуют, бледный цвет

3 растения 3 растения бледный цвет 2 растения

16:12:15 см 30:28:28 см 1 растение длина 18: 20 см

Длина 14 см.

19. 11 день 16полив полив полив

20. 11 день 17 полив

22. 11 день 19полив полив полив

25. 11 день 22 полив полив полив полив

28. 11. день Зеленые толстые стебли, Светло-зеленый цвет, Толщина стебля не изменилась, Стебли вялые, лежат,

25 большие листочки в количестве 9 листочков размером 2-4 см бледный цвет, 2 листочка длинойлистьев нет.

24 штук размером 33:30:30 2 см. Больше не буду мучить от 4 до 8 см высота растения растение

34:32:34 30 см

1. 12. день полив полив полив

4. 12. день полив полив полив

8. 12. день Растения имееют пышную крону,Листья и стебли почти высохли, Растение не выросло 30 см.

33 цвет насыщенный зеленый, вид стали тонкими, растения почти Листочки так и не развернулись.

здоровый. лежат. Растение имеет тонкий бледный,

Много мелких новых листочков,Эксперимент закончен. немного вялый стебель и листья.

стебли начинают переплетаться. Появились 3 новых листочка, но они очень маленькие

(3 мм) и почти белые.

13. 12. Все растения прекрасно себя день 38 чувствуют. Разрослись. Имеют здоровый вид и окраску.

V ЭТАП. Заключительный.

Проведенные опыты доказывают, что действительно для развития растения необходимо создание для него благоприятных условий.

1. Все ростки бобов фасоли появились одновременно – значит, я правильно замачивала семена в хорошо увлажненной марле. Семенам нужна не только вода, но и кислород; если семена утоплены в воде, то она мешает дышать зародышам, и зародыши могут «задохнуться».

2. Всходы быстрее всего появляются в темноте. Поэтому до появления первых всходов лучше держать горшочки с проращенными семенами в темном месте.

3. Растению для полноценного развития необходимы свет, влага и тепло. Растение в горшочке №4, которое росло в темном теплом месте и имело ограниченное количество воды, погибло первым. Несмотря на то, что на первых порах оно росло и развивалось даже лучше, чем растения в горшочке №1. Через две недели после появления всходов растение погибло.

4. В течение целого месяца развивались растения в горшочке №3. Но бледный цвет, отсутствие листьев, вялость, не здоровый внешний вид свидетельствуют о том, что свет – необходимое условие для хорошего развития растений.

5. Жизнь растений в горшочке №2, стоявшем в светлом месте в области электромагнитного излучения, показывает, что излучение губительно действует на растения. Ростки фасоли появились первыми, растения отличались быстрым ростом, но вскоре рост и развитие прекратились. Оказывается для растений излучение более опасно, чем отсутствие света.

6. Для полноценного роста и развития растений необходимы кислород, свет, тепло, влага, отсутствие вредных излучений.

Цели:

  1. Определить условия прорастания и развития растения из семени в результате практической работы.
  2. Научить учащихся различными методами решать проблему или получать новое знание (опыты, поиск информации, компьютер, энциклопедия и др. источники) и практически применять полученные знания и опыт в жизни.
  3. Развивать учебно-познавательный интерес; воспитывать любознательность, потребность в новых знаниях, пытливость ума.
  4. Воспитывать любовь к своей земле, ценностное отношение к жизни людей, растений, животных; воспитывать в себе успешного ученика, укреплять понятие образца «хорошего ученика».

Оборудование :

  1. Учебник, тетрадь.
  2. Схема-рисунок «Развитие растения из семени». (Смотри приложение к уроку)
  3. Тест «Развитие растения из семени».
  4. Оборудование для практической работы (семена фасоли, проросшие семена фасоли, салфетки, стаканчики для опытов и т. д.)
  5. Таблицы, карточки, рисунки с изображением поэтапного развития растения из семени.
  6. Видеофильм «Времена года», «Весна», «Апрель».
  7. Аудиозапись музыки для релаксации «Музыка дождя», «Звуки леса».

Ход урока

I. Организационный момент

Включение детей в деятельность. Выделение содержательной области. Организация самоопределения ученика относительно известной нормы деятельности на уроке.

II. Актуализация знаний

1) актуализация ЗУН, достаточных для «открытия нового знания»

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все: и млад, и стар,
Что она – большущий шар.
(планета Земля)

Вопросы учителя:

Почему на Земле есть жизнь? (Сложились особые условия: вода, почва, воздух.)

– Что произошло бы на Земле, если бы она летела вокруг Солнца на другой орбите? (Более удалённые от Солнца небесные тела получают слишком мало солнечного тепла, они сильно охлаждены, а на тех, которые ближе к Солнцу – слишком жарко для живых существ.)

– Какое главное условие возникновения и развития жизни на Земле? (У Земли есть воздушная и водная оболочки. Воздух и вода стали главными условиями возникновения и развития жизни на Земле.)

– В чём нуждается всё живое на Земле? (В тепле, свете, воде и воздухе.)

– Как называется наука, которая изучает живую природу? (Биология – «БИОС» – жизнь, «ЛОГОС» – учение.)

– Как появилась наука о растениях – ботаника? (Древние люди, собирая растения, накапливали знания о них.)

III. Постановка проблемы

ВЕСНА – это солнце,
ВЕСНА – это радость,
Весна – это жизнь.
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня…
Улеглись в полях метели
В свои белые постели.
И ВЕСНА идёт повсюду,
Гонит зиму со двора.
(Г. Ладонщикова)

ПРОСМОТР ФИЛЬМА «Пробуждение природы от зимнего сна», «Проталины».

Дышит, растёт,
А ходить не может.
(Растение)

IV. «Отрытие детьми нового знания»

1) включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы.

Мы решили, что будет понятнее, если самим понаблюдать, что происходит с семенем в разных условиях, и определить все условия прорастания и развития растения из семени. (Метод – практическая исследовательская работа).

2) Решение детьми проблемы с помощью выбранного метода.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

  • «Условия прорастания растения из семени»,
  • «Условия развития растения из семени»

Цель: определить, при каких условиях семя прорастает, а при каких – нет. (Рабочая тетрадь, с. 34, №76, 77.)

Таблица №76. Наблюдения велись в течение 5 дней. Таблица заполнялась ежедневно.

  1. Семя в сухой салфетке – не проросло, без изменений.
  2. Семена во влажной салфетке и в тепле – набухли, появился корешок.
  3. Семена в стакане с водой – набухли, не проросли.
  4. Семена в холодильнике во влажной тряпочке (немного набухли, не проросли)

Таблица №77. Наблюдения велись больше 2 недель. Таблица заполнялась на уроках «Окружающий мир», наблюдения велись ежедневно.

  1. Семя с корешком посадили в почву в стаканчики. Почва всегда влажная.
  2. Появился росток на 3 день, росток пробивается сквозь оболочку и растёт вверх.
  3. Растение сбрасывает оболочку семени.
  4. На новом растении появляются первые листочки.
  5. Выросшее растение в шкафу – жёлтое, хилое.

Учащиеся рассказывают о личных опытах, наблюдениях, показывают рисунки, фотографии, проросшие растения.

3) Фиксирование нового алгоритма понятия («открытие» нового знания)

Заполнение схемы – рисунка учащимися индивидуально и учителем на доске.

ВЫВОД: Для прорастания и развития растения из семени необходимы ВЛАГА, ТЕПЛО, ВОЗДУХ,СВЕТ, МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА.

ЗАГАДКИ

    Я из крошки-бочки вылез,
    Корешки пустил и вырос. (Росток)

    Он без рук,
    Он без ног,
    Из земли пробиться смог. (Росток)

    Раскололся тесный домик на две половинки,
    И посыпались в ладони бусинки – дробинки.
    (Семена гороха, фасоли, бобов, акации, сурепки, редиса, репы …)

КАК ПРОРАСТАЮТ СЕМЕНА

В каждом семечке внутри прочной внешней оболочки находится крошечный зародыш растения. Чтобы оно выросло, каждое семя содержит запас питательных веществ. Самое главное, что необходимо для прорастания зародыша, – это вода и тепло. Поэтому молодой побег всегда направляется к солнечному свету. А корешок прорастает вниз, в почву.

Рост семени начинается так: вода проникает внутрь оболочки семени, и он набухает. Первым сквозь оболочку пробивается корешок и начинает расти вниз. Затем вверх пробивается росток. Корешок обрастает тонкими, похожими на волоски отростками, которые тянут из почвы воду и минеральные вещества. После того, как росток пробьётся к поверхности почвы, на нём появляются зелёные листочки.

V. Первичное закрепление. КЛУБ Почемучек

«Я – исследователь».

  1. Самостоятельное решение детьми типовых заданий.
  2. Проговаривание способа решения проблемы в громкой речи.

1) Защита исследовательской работы «Как растут растения и почему растут вверх?» –

ИСТОЧНИКИ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ (КНИГА, КОМПЬЮТЕР, ВЗРОСЛЫЕ, ЭНЦИКЛОПЕДИЯ И ДР.)

2) Защита исследовательской работы «Помело. Что это за растение? Как его вырастить?» –

(Растение выращено из семени помело, плод цитрусовых растений – помело).

VI. Создание ситуации успеха

Дополнительно:

Тест «Развитие растения из семени» (Возможно провести тестирование на след. уроке)

1) Самостоятельное решение детьми типовых заданий.

Самопроверка.

2) Создание ситуации (У девочки погиб побег мандарина, забыла поливать);

Самооценка. Дети довольны работой.

– Что понравилось больше всего?

– Теперь дети смогут правильно посадить рассаду цветов на уроке технологии для школьной клумбы.

VII. Итог занятия

  1. Сегодня мы были исследователями, добились успеха, правильно сделали выводы. (Необходимые условия для прорастания и развития растения – вода, тепло, свет, кислород, минеральные вещества).
  2. Кто какие темы проектов защищал?

Как решали проблему поиска информации? Какие методы исследования использовали? Кто помогал? (Радость успеха, удовольствие от проделанной работы)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

– Рассказать родителям о проделанной работе; о выводах на уроке по теме; о том, что понравилось, что ты теперь сможешь сам посадить любое растение.

– На следующем уроке мы снова поговорим о растениях – о раннецветущих растениях. Поищите материал к этому уроку.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

Урок добра.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МИНУТКА: «Значение растений и животных в жизни человека»

Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Куличкова Ирина, Ковалёва Мария, Конопелько Светлана

Название проекта : «Развитие растения из семени»

Руководитель проекта : Зарембо Марина Николаевна

Цель проекта : проследить, как из семян вырастают новые растения.

Задачи проекта:

· Выбрать участников проекта

· Подготовить необходимое оборудование для проекта

· Индивидуально создать условия для проращивания растений каждому участнику проекта.

· Самостоятельно прорастить выбранное растение из семени

· Оформить свои наблюдения в дневник

· Сделать выводы по данному проекту

Направления деятельности:

· поисковая - работа с литературой и интернет-ресурсами о различных растениях

· творческая - развитие интереса и расширение кругозора учащихся

· исследовательская – наблюдение за выращиваемыми растениями

Объект исследования: мандарин, помидор

Предмет исследования: условия роста растений

Практический выход проекта: создание коллективного проекта

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тверская область

Вышневолоцкий район

МОБУ «Красномайская СОШ»

Проект

2012 год

Название проекта : «Развитие растения из семени»

Руководитель проекта : Зарембо Марина Николаевна

Цель проекта : проследить, как из семян вырастают новые растения.

Задачи проекта:

  1. Выбрать участников проекта
  2. Подготовить необходимое оборудование для проекта
  3. Индивидуально создать условия для проращивания растений каждому участнику проекта.
  4. Самостоятельно прорастить выбранное растение из семени
  5. Оформить свои наблюдения в дневник
  6. Сделать выводы по данному проекту

Направления деятельности:

  1. поисковая - работа с литературой и интернет-ресурсами о различных растениях
  2. творческая - развитие интереса и расширение кругозора учащихся
  3. исследовательская – наблюдение за выращиваемыми растениями

Объект исследования: мандарин, помидор

Предмет исследования: условия роста растений

Практический выход проекта: создание коллективного проекта

Сроки реализации проекта : 23 декабря 2011 года –21 февраля 2012 года

Актуальность

Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нём для себя что–то новое. На уроках «Окружающего мира» мы знакомились о растениеводстве, с развитием растений из семени. Это и послужило основой для создания нашего проекта. В нашем классе несколько учащихся выявили желание вырастить своё собственное растение и пронаблюдать за его развитием.

Гипотеза

Среди большого разнообразия растений есть такие, которые не столь требовательны к долготе светового дня и могут вырасти в искусственных условиях. Поэтому, мы предположили, что и семена мандарина и помидора можно прорастить в домашних условиях.

План реализации проекта

  1. Уточнить условия роста мандарина, помидора.
  2. Прорастить семена и поместить их в почву.
  3. Наблюдать за развитием ростков.
  4. Следить за соблюдением условий.
  5. Вести дневник наблюдения.
  6. Получить конечный результат.
  7. Сделать вывод.

Ожидаемые результаты

Предполагается, что в результате работы будет создан проект.

Учащиеся 4 класса проявят интерес и примут активное участие в поиске материалов о растениях с целью дальнейшего оформления проекта.

Осуществление проекта позволит решить задачи воспитания активной жизненной позиции ребят, формирования чувства ответственности.

Реализация проекта

«Развитие растения из семени»

Проект, который был осуществлен с 23 декабря 2011 года по 21 февраля 2012 года, можно охарактеризовать как исследовательский. В проекте принимали участие 3 учащиеся 4 класса.

Ковалёва Мария

Куличкова Ирина

Конопелько Светлана

Руководитель проекта :

Зарембо Марина Николаевна

Этапы реализации проекта :

  1. введение в проект (23 декабря 2011 года)
  2. индивидуальная работа в проекте (23 декабря 2011 года –10 февраля 2012 года)
  3. оформление и представление наблюдений в виде дневников наблюдений (16 февраля 2012 года)
  4. создание коллективного проекта (21 февраля 2012 года)

На первом этапе была выбрана тема проекта, после обсуждения ситуации выявлена гипотеза, выбраны участники проекта.

На втором этапе осуществлялась самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным задачам. Для поиска необходимой информации использовались Интернет–ресурсы, библиотечный фонд.

На третьем этапе представлены результаты своих наблюдений в виде дневников наблюдений. Участники проекта рассказали о своих наблюдениях классу.

Дневник наблюдений Ковалёвой Марии:

Я взяла блюдо, бинт и семечко мандарина. Налила воды в блюдо и капельку на бинт. Завернула семечко бинтом и положила в блюдце.

30.12.2011

Я купила земли и насыпала её в горшок. Затем полила землю водой и сделала углубления в 1 см. После посадила туда семечки.

31.12.2011

На следующий день после последнего полива семечко дало росток, но он ещё очень маленький, а второй, к сожалению, сломался.

7.01.2012

Росток подрос и его уже опять пора поливать.

21.01.2012

Росток вырос теперь он высотой 8 см, а ширина листа составляет 4 см!!!

10.02.2012

Дневник наблюдений Куличковой Ирины:

Я взяла семечки мандарина и положила их в марлю. Затем я взяла блюдце и положила туда марлю с семечками, залила водой.

Прошло два дня. Я взяла почву и насыпала её в горшочек. Потом полила почву и проделала в ней углубления в 1см, посадила туда две семечки.

Прошло ровно три недели и четыре дня. В моём горшочке проклюнулись два маленьких росточка.

Сейчас мои два росточка ростом 5 см и у них появились маленькие листочки. Росточки растут и зеленеют с каждым днём, и я очень радуюсь этому.

Дневник наблюдений Конопелько Светланы:

Я положила в блюдечко 4 семечки помидор, накрыла мокрой марлей.

24.12.2011

Семена в марле я продержала один день, а затем высадила в почву. В маленьком горшочке я сделала 4 лунки по 1см, поместила в них семена и полила.

25.12.2011

Спустя неделю, после полива, появился маленький росточек.

2.01.2012

После того, как ростки проросли, я поставила их на подоконник, поближе к свету. Я тщательно следила за влажностью в почве и освещением. Они выросли длиной 5 см. 20.01.2012

С каждым днём их длина увеличивается. Эти растки можно будет позже высадить в грунт у меня на даче, а потом с них собирать плоды.

20.02.2012

На заключительном этапе основное внимание было уделено коллективному анализу проведенных дел и созданию проекта.

Результаты проекта

Наши исследования доказали, что растения, такие как мандарин или помидор, не столь требовательны к долготе светового дня и могут вырасти в искусственных условиях.

  • http://www.treeland.ru/article/garden/teplic/mainculture/tomat.htm
  • Жизнь цветкового растения начинается с семени. Семена могут различаться по форме, размерам, весу и окраске, однако принципы строения всех семян одинаковы. Для развития любого растения необходимы питательные вещества.

    Инструкция

    Семя состоит из зародыша, кожуры и запаса питательных веществ. Зачатком будущего растения является зародыш. В нем различают зародышевые корешок, стебелек, почечку и семядоли. Запас питательных веществ, необходимый для развития зародыша, находится в эндосперме – особой запасающей ткани внутри семени.

    Растения могут быть двудольными и однодольными. Зародыши первых имеют две семядоли, вторых – одну. Объемное соотношение зародыша и эндосперма также может различаться: у некоторых растений (ясени, пшеницы, лука) зародыш маленький, а весь объем семени занимает запасающая ткань, тогда как у других, напротив, по мере созревания и разрастания зародыш вытесняет эндосперм (у яблони и миндаля). У ряда растений (фасоли, тыквы, стрелолиста, частухи) семя может состоять только из зародыша и семенной кожуры, а запас питательных веществ у них сосредоточен в семядолях и других клетках зародыша.

    Итак, семя – это зачаток будущего растения и «резерв» питательных веществ для его будущего роста. Когда оно покоится, процессы жизнедеятельности в нем протекают вяло и незаметно, но стоит ему попасть в благоприятную среду, эти процессы активизируются. В это время семя прорастает.

    Начало новому растению дают только семена с живым зародышем. По ряду причин зародыш может погибнуть. Сделать семя невсхожим могут болезни, вредители, ненадлежащее хранение и т.д. Порой зародыши могут погибнуть от слишком долгого хранения семян. При попадании воды внутрь семени все семена набухают, но прорастают из них только всхожие, а невсхожие загнивают.

    Для прорастания семян нужны благоприятствующие этому условия, главные из которых – наличие воды, воздуха и тепла. Зародыш потребляет питательные вещества исключительно в виде раствора, однако для разных семян необходимо разное количество воды. То же самое можно сказать по поводу тепла и воздуха.

    Первым из семени растения прорастает корешок: разорвав кожуру и выйдя наружу семени, он быстро растет и укрепляется в почве, поглощая из нее воду и минеральные вещества. Далее начинает расти стебелек, поднимающий над поверхностью почвы почечку и семядоли (будущие листья). У части растений семядоли остаются в почве, а надземный побег развивается из почечки.

    Органические вещества, запасенные в семени, используются для питания будущего растения, пока проросток не достигнет поверхности почвы. Но если они израсходуются до того, как начнется процесс фотосинтеза, проросток может погибнуть.

    Цели:

    1. Определить условия прорастания и развития растения из семени в результате практической работы.
    2. Научить учащихся различными методами решать проблему или получать новое знание (опыты, поиск информации, компьютер, энциклопедия и др. источники) и практически применять полученные знания и опыт в жизни.
    3. Развивать учебно-познавательный интерес; воспитывать любознательность, потребность в новых знаниях, пытливость ума.
    4. Воспитывать любовь к своей земле, ценностное отношение к жизни людей, растений, животных; воспитывать в себе успешного ученика, укреплять понятие образца «хорошего ученика».

    Оборудование :

    1. Учебник, тетрадь.
    2. Схема-рисунок «Развитие растения из семени». (Смотри приложение к уроку)
    3. Тест «Развитие растения из семени».
    4. Оборудование для практической работы (семена фасоли, проросшие семена фасоли, салфетки, стаканчики для опытов и т. д.)
    5. Таблицы, карточки, рисунки с изображением поэтапного развития растения из семени.
    6. Видеофильм «Времена года», «Весна», «Апрель».
    7. Аудиозапись музыки для релаксации «Музыка дождя», «Звуки леса».

    Ход урока

    I. Организационный момент

    Включение детей в деятельность. Выделение содержательной области. Организация самоопределения ученика относительно известной нормы деятельности на уроке.

    II. Актуализация знаний

    1) актуализация ЗУН, достаточных для «открытия нового знания»

    Ни начала, ни конца,
    Ни затылка, ни лица.
    Знают все: и млад, и стар,
    Что она – большущий шар.
    (планета Земля)

    Вопросы учителя:

    Почему на Земле есть жизнь? (Сложились особые условия: вода, почва, воздух.)

    – Что произошло бы на Земле, если бы она летела вокруг Солнца на другой орбите? (Более удалённые от Солнца небесные тела получают слишком мало солнечного тепла, они сильно охлаждены, а на тех, которые ближе к Солнцу – слишком жарко для живых существ.)

    – Какое главное условие возникновения и развития жизни на Земле? (У Земли есть воздушная и водная оболочки. Воздух и вода стали главными условиями возникновения и развития жизни на Земле.)

    – В чём нуждается всё живое на Земле? (В тепле, свете, воде и воздухе.)

    – Как называется наука, которая изучает живую природу? (Биология – «БИОС» – жизнь, «ЛОГОС» – учение.)

    – Как появилась наука о растениях – ботаника? (Древние люди, собирая растения, накапливали знания о них.)

    III. Постановка проблемы

    ВЕСНА – это солнце,
    ВЕСНА – это радость,
    Весна – это жизнь.
    Отшумела злая вьюга,
    Стала ночь короче дня.
    Тёплый ветер дует с юга,
    Капли падают, звеня…
    Улеглись в полях метели
    В свои белые постели.
    И ВЕСНА идёт повсюду,
    Гонит зиму со двора.
    (Г. Ладонщикова)

    ПРОСМОТР ФИЛЬМА «Пробуждение природы от зимнего сна», «Проталины».

    Дышит, растёт,
    А ходить не может.
    (Растение)

    IV. «Отрытие детьми нового знания»

    1) включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы.

    Мы решили, что будет понятнее, если самим понаблюдать, что происходит с семенем в разных условиях, и определить все условия прорастания и развития растения из семени. (Метод – практическая исследовательская работа).

    2) Решение детьми проблемы с помощью выбранного метода.

    ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

    • «Условия прорастания растения из семени»,
    • «Условия развития растения из семени»

    Цель: определить, при каких условиях семя прорастает, а при каких – нет. (Рабочая тетрадь, с. 34, №76, 77.)

    Таблица №76. Наблюдения велись в течение 5 дней. Таблица заполнялась ежедневно.

    1. Семя в сухой салфетке – не проросло, без изменений.
    2. Семена во влажной салфетке и в тепле – набухли, появился корешок.
    3. Семена в стакане с водой – набухли, не проросли.
    4. Семена в холодильнике во влажной тряпочке (немного набухли, не проросли)

    Таблица №77. Наблюдения велись больше 2 недель. Таблица заполнялась на уроках «Окружающий мир», наблюдения велись ежедневно.

    1. Семя с корешком посадили в почву в стаканчики. Почва всегда влажная.
    2. Появился росток на 3 день, росток пробивается сквозь оболочку и растёт вверх.
    3. Растение сбрасывает оболочку семени.
    4. На новом растении появляются первые листочки.
    5. Выросшее растение в шкафу – жёлтое, хилое.

    Учащиеся рассказывают о личных опытах, наблюдениях, показывают рисунки, фотографии, проросшие растения.

    3) Фиксирование нового алгоритма понятия («открытие» нового знания)

    Заполнение схемы – рисунка учащимися индивидуально и учителем на доске.

    ВЫВОД: Для прорастания и развития растения из семени необходимы ВЛАГА, ТЕПЛО, ВОЗДУХ,СВЕТ, МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА.

    ЗАГАДКИ

      Я из крошки-бочки вылез,
      Корешки пустил и вырос. (Росток)

      Он без рук,
      Он без ног,
      Из земли пробиться смог. (Росток)

      Раскололся тесный домик на две половинки,
      И посыпались в ладони бусинки – дробинки.
      (Семена гороха, фасоли, бобов, акации, сурепки, редиса, репы …)

    КАК ПРОРАСТАЮТ СЕМЕНА

    В каждом семечке внутри прочной внешней оболочки находится крошечный зародыш растения. Чтобы оно выросло, каждое семя содержит запас питательных веществ. Самое главное, что необходимо для прорастания зародыша, – это вода и тепло. Поэтому молодой побег всегда направляется к солнечному свету. А корешок прорастает вниз, в почву.

    Рост семени начинается так: вода проникает внутрь оболочки семени, и он набухает. Первым сквозь оболочку пробивается корешок и начинает расти вниз. Затем вверх пробивается росток. Корешок обрастает тонкими, похожими на волоски отростками, которые тянут из почвы воду и минеральные вещества. После того, как росток пробьётся к поверхности почвы, на нём появляются зелёные листочки.

    V. Первичное закрепление. КЛУБ Почемучек

    «Я – исследователь».

    1. Самостоятельное решение детьми типовых заданий.
    2. Проговаривание способа решения проблемы в громкой речи.

    1) Защита исследовательской работы «Как растут растения и почему растут вверх?» –

    ИСТОЧНИКИ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ (КНИГА, КОМПЬЮТЕР, ВЗРОСЛЫЕ, ЭНЦИКЛОПЕДИЯ И ДР.)

    2) Защита исследовательской работы «Помело. Что это за растение? Как его вырастить?» –

    (Растение выращено из семени помело, плод цитрусовых растений – помело).

    VI. Создание ситуации успеха

    Дополнительно:

    Тест «Развитие растения из семени» (Возможно провести тестирование на след. уроке)

    1) Самостоятельное решение детьми типовых заданий.

    Самопроверка.

    2) Создание ситуации (У девочки погиб побег мандарина, забыла поливать);

    Самооценка. Дети довольны работой.

    – Что понравилось больше всего?

    – Теперь дети смогут правильно посадить рассаду цветов на уроке технологии для школьной клумбы.

    VII. Итог занятия

    1. Сегодня мы были исследователями, добились успеха, правильно сделали выводы. (Необходимые условия для прорастания и развития растения – вода, тепло, свет, кислород, минеральные вещества).
    2. Кто какие темы проектов защищал?

    Как решали проблему поиска информации? Какие методы исследования использовали? Кто помогал? (Радость успеха, удовольствие от проделанной работы)

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

    – Рассказать родителям о проделанной работе; о выводах на уроке по теме; о том, что понравилось, что ты теперь сможешь сам посадить любое растение.

    – На следующем уроке мы снова поговорим о растениях – о раннецветущих растениях. Поищите материал к этому уроку.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

    Урок добра.

    ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МИНУТКА: «Значение растений и животных в жизни человека»

    Дерево, цветок, трава и птица
    Не всегда умеют защититься.
    Если будут уничтожены они,
    На планете мы останемся одни.

    Похожие публикации