Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Космонавт монголии. Гуррагча жугдэрдэмидийн



Г уррагча Жугдэрдэмидийн (Гуррагча Сансар)* – лётчик-космонавт Монгольской Народной Республики, первый и единственный космонавт Монголии и 101-й космонавт мира, космонавт-исследователь космического корабля «Союз-39» и член 9-й экспедиции посещения орбитальной станции «Салют-6», капитан Военно-воздушных сил Монгольской Народной Армии.

Родился 5 декабря 1947 года в селе Рашант Гурван-Булакского сомона Булганского аймака Монгольской Народной Республики (МНР) в многодетной семье пастуха. Монгол. Член Монгольской народно-революционной партии (МНРП) с 1979 года. В 1955-1966 годах учился в школе-интернате, где получил начальное медицинское образование. В 1966 году поступил в сельскохозяйственную академию в Улан-Баторе, но в 1968 году был призван в Монгольскую Народную Армию (МНА). Служил радистом в радиотехнических войсках.

В 1971 году был направлен на учёбу в СССР. В 1972 году окончил Военную школу младших авиационных специалистов в городе Кант (Киргизская ССР), в 1977 году – Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е.Жуковского. С 1977 года служил инженером по авиационному оборудованию в отдельной авиационной эскадрилье МНА.

Был одним из четырёх отобранных кандидатов-финалистов от МНР, отправленных в конце января 1978 года на обследование в Центральный военный научно-исследовательский авиационный госпиталь в Москву. В марте 1978 года решением специальной комиссии был отобран одним из двух кандидатов для космического полёта по программе сотрудничества социалистических стран «Интеркосмос», и в апреле того же года начал подготовку к полёту в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина. Прошёл полный курс подготовки к полётам на космических кораблях типа «Союз» и орбитальной станции «Салют-6». В октябре 1978 года был назначен в первый (основной) экипаж корабля «Союз-39» (позывной – «Памиры»).

Космический полёт совершил с 22 по 30 марта 1981 года в качестве космонавта-исследователя космического корабля «Союз-39» (командир экипажа В.А.Джанибеков) и члена 9-й экспедиции посещения орбитальной станции «Салют-6», где работал экипаж 5-й основной экспедиции в составе командира В.В.Ковалёнка и бортинженера В.П.Савиных. Продолжительность полёта составила 7 суток 20 часов 42 минуты 3 секунды.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 30 марта 1981 года за успешное осуществление международного космического полёта и проявленные при этом мужество и героизм гражданину Монгольской Народной Республики Гуррагче Жугдэрдэмидийну присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11454).

У казом Президиума Великого Народного Хурала Монгольской Народной Республики от 31 марта 1981 года за успешное осуществление космического полёта и проявленные при этом мужество и героизм Гуррагче Жугдэрдэмидийну присвоено звание Героя Монгольской Народной Республики с вручением ордена Сухэ-Батора и медали «Золотая Звезда».

В последующие годы являлся одним из руководителей национальной космической программы. В 1981-1983 годах заместитель заведующего административным отделом Центрального Комитета Монгольской народно-революционной партии. В 1983-1991 годах руководитель Общества содействия обороне. В 2000-2004 годах министр обороны Монголии (до назначения министром обороны служил начальником штаба войск ПВО Монголии). С 2004 года президент Союза монгольских обществ дружбы со странами СНГ.

Монгольский космонавт Ж.Гуррагчаа: «Я сын пастуха»

В этот день в Монголии традиционно организуется несколько мероприятий: тематическая выставка во Дворце мира, научно-исследовательская конференция и встречи-приемы первого монгольского космонавта на разных уровнях и т.д.

В этом году исполняется 33 года с полета героя Монголии Ж.Гуррагчаа в космос, и празднование в этом году будет более скромным – заявил представитель Дворца мира в Улан-Баторе, который возглавляет сам первый космонавт страны.

В 1978 году решением специальной комиссии Жугдэрдэмидийн Гуррагчаа был отобран одним из двух кандидатов от МНР для космического полёта по программе сотрудничества социалистических стран «Интеркосмос» и в марте того же года начал подготовку к полёту в Центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина.

Ж.Гуррагчаа совершил космический полет с 22 по 30 марта 1981 года в качестве космонавта-исследователя на КК «Союз-39» (командир экипажа В. А. Джанибеков) и орбитальном научно-исследовательском комплексе ОС «Салют-6» - КК «Союз Т-4.

После возвращения с космоса Ж.Гуррагчаа был удостоен звания Героя Советского Союза и Героя Монгольской народной республики.

Спустя месяц после полёта в космос он дал своё первое интервью советскому журналу «Техника-молодёжи».

- Какие общие задачи встают перед человечеством на пороге планомерного освоения космического пространства? Как представляется вам будущее земли?

- Космическое пространство осваивалось планомерно с самого начала, с запуска первого советского ИСЗ в 1957 году, первого советского космического корабля, пилотируемого Юрием Гагариным, 20-летие полета которого мы совсем недавно отмечали. В настоящее время успешно выполняется программа «Интеркосмос», она вносит весомый вклад в развитие науки и народного хозяйства стран социалистического содружества. Запуски космических кораблей уже сейчас окупаются, но в грядущем, после создания орбитальных заводов и электростанций, экономический эффект космических полетов неизмеримо возрастет.

Хочу сказать несколько добрых слов о «Салюте-6» - славном предшественнике будущих орбитальных поселений. Это не только гостеприимный «космический дом», но и большая научная лаборатория, оснащение которой позволяет проводить самые сложные исследования и эксперименты.



- Что в вашей личной жизни послужило главным толчком, побудившим вас принять решение стать космонавтом?

- В 1961 году, когда Юрий Гагарин впервые поднялся в космос, я был еще мальчишкой и, конечно, не помышлял, что спустя какие-то два десятка лет мне доведется пройти по проторенной им дороге. Конечно, в детстве, как очень многие мои сверстники, я мечтал стать летчиком. Жизнь, казалось бы, распорядилась по-своему: окончив в Москве Военно-воздушную инженерную академию, я стал инженером - приобрел хотя и связанную с авиацией, но тем не менее сугубо земную профессию. Однако, когда мне сообщили, что идет набор в отряд космонавтов, я без раздумий подал соответствующее заявление. Удачно прошел медкомиссию и в конце концов стал космонавтом.

Мне выпало огромное счастье и очень большая честь быть первым представителем монгольского народа в космосе. Главной объективной причиной того, что я стал космонавтом, было, несомненно, стремление служить своей социалистической родине. А основной субъективный фактор - это, пожалуй, любовь к скорости и к познанию неведомого, возникшая в раннем детстве.



Я сын пастуха и с малых лет приобщался к профессии скотовода. Верхом научился ездить уже в три-четыре года, а с семи лет начал участвовать в скачках, в совершенстве овладев искусством верховой езды. Скачки у нас, кстати говоря, - это не развлечение, а довольно нелегкий труд. Обычная дистанция - 30 километров, а подыскать в степи совершенно ровный участок такой протяженности не всегда удается. Приходится зачастую преодолевать небольшие горки и броды, причем средняя скорость составляет километров 30-40 в час, а сразу после старта, пока лошади еще бодры, достигает и 70-80 км/ч. Так что я уже со школьного возраста полюбил быструю езду, стремительное покорение расстояний. Очень увлекался и «охотой за облаками» - погоней за тенью осенних облаков. Если ветер наверху сильный, то тень очень быстро скользит по степи, а ты преследуешь ее на лошади, состязаешься в скорости с ветром. Ощущение необыкновенное! Но отец порой бывал недоволен - ведь в такой скачке можно и лошадь загнать, и самому лоб расшибить.

Вообще, в Монголии все мальчики любят скорость. Зимой катаются с горок на самодельных санках, самодельных лыжах, проводят так целые выходные дни. А какая радость промчаться на коньках! Летом же все без исключения запускают воздушные змеи. Вполне возможно, что именно эти нехитрые устройства и вызвали у меня первый интерес к полетам, перешедший позднее в любовь к авиации.

- С какими новыми, ранее неизвестными явлениями столкнулись вы во время полета? Можно ли говорить всерьез о возможной встрече космонавтов с инопланетянами?

- Мы долго и старательно готовились к встрече со всем, что могло нас ожидать на орбите. Даже невесомость воспроизводилась в специальных самолетах-лабораториях. В условиях кратковременного полета по параболе нас научили координировать свои движения, управлять своим телом. В результате я вполне нормально воспринял настоящую орбитальную невесомость, никаких профилактических средств не понадобилось. И большая заслуга в этом советских врачей и инструкторов, которым я искренне благодарен.
Ходят слухи, что в небе замечали какие-то «летающие тарелки». В них я никогда не верил, но это не означает, что я отрицательно подхожу к вопросу о существовании инопланетян. Нельзя исключить, что где-то в космосе, очень далеко от нас, обитают разумные существа, похожие на людей. Или, наоборот, вовсе непохожие. Но пока в нашем распоряжении нет никаких научных данных, подтверждающих либо опровергающих это предположение.

- Как, на ваш взгляд, изменились бы темпы освоения космического пространства, если бы средства, затрачиваемые сейчас на вооружение, были направлены на мирные цели?

- Гонка вооружений, разжигаемая империалистическими кругами, поглощает массу средств. В том числе и в государствах социалистического содружества, которые обязаны заботиться о своей обороне. Если можно было бы направить эти средства на мирное освоение околоземного пространства, космонавтика давала бы куда больший практический выход, чем сейчас, и народное хозяйство социалистического лагеря развивалось бы еще более бурными темпами. Нашу планету часто сравнивают с космическим кораблем. Сверху, с орбиты, хорошо видно, как справедливо это сравнение. И как прекрасна Земля. И хочется обратиться ко всем людям с призывом - заботиться о сохранении нашей планеты, сделать все, чтобы передать ее потомкам цветущей и мирной.

- Чем, по-вашему, будет отличаться процесс освоения космоса от заселения в прошлом новых земель на нашей планете?

- Освоение новых земель в прошлом не приносило особых хлопот: приходили поселенцы, отстраивались, возделывали почву, разводили домашних животных, сажали сельскохозяйственные растения. А в космосе нет готовых земель, там придется все начинать с нуля. Прообраз небольшого космического поселения - это станция «Салют-6». Одни живут там подолгу, другие прилетают «в гости» - словом, все идет своим чередом. Размеры орбитальных станций постепенно будут увеличиваться, пока они не превратятся в автономные «небесные городки» со своими заводами, фабриками, металлургическими комбинатами, солнечными электростанциями.

На прогулке в Звездном городке. Ж. Гуррагча, его жена Батмунх и сын Батбаяр со своим русским товарищем Юрой.

- Не могли бы вы рассказать о самом веселом и смешном эпизоде, случившемся с вами во время полетов или в период подготовки к ним?

- Как это ни удивительно, иногда на орбите пропадают разные предметы. Хотя, казалось бы, деваться им просто некуда. Во время одного из экспериментов мне пришлось вести различные записи. При перерывах в работе пишущую ручку полагалось, чтобы она не улетела, подсовывать под специальную резинку рядом с рабочим местом. Пока я работал, меня снимали кинокамерой, все на меня смотрели. Записав очередную серию данных, я аккуратно зафиксировал ручку резинкой и посмотрел в иллюминатор. Ничего особенного за бортом не происходило, и я вернулся к прерванным занятиям. Потянулся за ручкой, а ее нет. Как я уже говорил, все наблюдали за мной, но никто не заметил, куда она подевалась. Так и не нашлась.

В другой раз командир орбитального комплекса В. Коваленок потерял свои часы и даже пообещал официально объявить благодарность тому, кто их найдет. Но даже это не помогло. Такие таинственные пропажи на орбите случаются довольно регулярно. Был один забавный эпизод и после возвращения на Землю. Едем мы на пресс-конференцию: В. Джанибеков, я и наши дублеры - В. Ляхов и М. Ганзориг. Вдруг на полпути от Звездного мой командир озадаченно вопрошает: «Братцы, а куда мы, собственно, направляемся?» Этот простой вопрос всех поставил в тупик. Оказалось, никто из нас не поинтересовался, где будет проходить пресс-конференция. Знали только, что в Москве, в 11 часов. А Москва-то, она большая... Очень неуютно нам сделалось. Ну а Ляхов, молодец, нашелся. «Включайте, - говорит, - «Маяк», проинформируют в лучшем виде». И действительно, диктор тут же объявляет, что вот, мол, через полчаса в пресс-центре МИДа начнется пресс-конференция для советских и иностранных журналистов. Мы и помчались туда, хорошо, что поспели вовремя.



Справка

Первый монгольский космонавт Ж. Гуррагча родился 5 декабря 1947 года в семье многодетного арата. Среднюю школу окончил в городе Булган. В 1968 году был призван в Монгольскую народную армию, где служил радистом. В 1971 году Гуррагча был направлен в Советский Союз в военную авиационную школу младших специалистов. В 1977 году он окончил Военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского. С апреля 1978 года Гуррагча проходил полный курс подготовки к космическим полетам в Центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина. Свой первый космический полет совершил в марте 1981 года на корабле «Союз-39» совместно с советским космонавтом Владимиром Джанибековым.

Он родился в многодетной семье монгольского пастуха в социалистической Монголии, где было десять детей. Завоевания социализма в родной стране, искренняя дружба и поддержка советских людей помогли Гуррагча проложить свою тропинку в космос. Он всегда останется другом нашей стране, потому что знает, что интернационализм и социализм вещи неразрывные.

Первый монгольский космонавт Гуррагча во главе делегации провел несколько дней на Алтае. (Монгольская делегация прибыла на Алтай 10 сентября) Вместе с ним приехал его космонавт-дублер Ганзориг, монгольские художники и артисты. Гуррагча ответил на вопросы газеты «Голос труда».

- Первым редактором нашей газеты был Виктор Сапов, работавший в Монголии четыре года корреспондентом газеты «Правда». Вы, конечно, встречались с ним?

Да я хорошо помню Виктора Григорьевича. Он бывал у меня в гостях. Первый раз, помню, это было зимой. Зимы у нас такие же холодные как в Сибири, но наше общение было всегда очень теплым. Я много раз встречался с ним.

- Не секрет, что последние годы между Россией и Монголией уже не было таких тесных отношений как раньше. А как вообще монголы вспоминают прошлые годы?

Конечно, раньше везде можно было встретить русского человека в Монголии - врача, строителя или военного. Но кем бы он не был, монголы всегда знали, что встречают друга. Наша дружба была проверена и ровно 70 лет назад, когда монгольские цирики и советские солдаты сражались рядом против общего врага. Поэтому в программе нашего визита на Алтай одним из главных пунктов стало открытие выставки картин, приуроченной к 70-летию победы на Халхин-Голе. Художник Федор Семенович Торхов на протяжении многих лет поддерживал настоящие человеческие контакты между Алтаем и Монголией. Еще в 2000 году он открыл персональную картинную галерею из 50-ти своих картин в нашем городе Ульгия. Из космоса не видны на Земле никакие границы. Мою Монголию было легко найти, сориентировавшись по Байкалу. Плохо, что сейчас, имея такую большую общую границу, политики так усложнили простым людям возможность бывать в гостях и поддерживать старую дружбу - найрамдал.

- Я читал, что у вас теперь другая фамилия?...

Да, Сансар, это слово означает «Космос». У нас до недавнего времени не было фамилий. Гуррагча - это имя, а Жугдэрдэмидийн - это не фамилия, а родовое имя. В 1996 году в рамках программы по восстановлению родовых фамилий я взял себе в качестве новой родовой фамилии слово «Сансар».

- Помните день, когда был первый космический полет?

В 1961 году, когда Юрий Гагарин впервые поднялся в космос, я был еще мальчишкой и, конечно, не представлял, что спустя два десятилетия мне посчастливится пройти по проложенной им дороге. В детстве, как очень многие сверстники, я мечтал стать летчиком. Но, когда учился в школе-интернате, получил начальное медицинское образование, а потом поступил в сельскохозяйственную академию в Улан-Баторе, откуда был призван в армию. А потом постепенно начала осуществляться мечта детства: окончив в Москве Военно-воздушную инженерную академию, я стал инженером, приобрел хотя и связанную с авиацией, но, тем не менее, сугубо земную профессию. Однако, когда мне сообщили, что идет набор в отряд космонавтов, я без раздумий подал заявление. Удачно прошел медкомиссию и, в конце концов, стал космонавтом. Мне выпало огромное счастье и очень большая честь быть первым представителем монгольского народа в космосе. Главной объективной причиной того, что я стал космонавтом, было, несомненно, стремление служить своей социалистической родине. А основной субъективный фактор - это, пожалуй, любовь к скорости и к познанию неведомого, возникшая в детстве. Я сын пастуха и с малых лет приобщался к профессии скотовода. Верхом научился ездить уже в три-четыре года, а с семи лет начал участвовать в скачках, овладев искусством верховой езды. Скачки у нас, кстати говоря, - это не развлечение, а довольно нелегкий труд. Обычная дистанция - 30 километров, а подыскать в степи совершенно ровный участок такой протяженности не всегда удается. Приходится преодолевать небольшие горки и броды, причем средняя скорость составляет километров 30-40 в час, а сразу после старта, пока лошади еще бодры, достигает и 70-80. Так что я уже со школьного возраста полюбил быструю езду. Вообще, в Монголии все мальчики любят скорость. Зимой катаются с горок на самодельных санках, самодельных лыжах, проводят так целые выходные дни. А какая радость промчаться на коньках! Летом же все без исключения запускают воздушные змеи. Вполне возможно, что именно эти нехитрые устройства и вызвали у меня первый интерес к полетам, перешедший позднее в любовь к авиации.

- Возвращаясь к юбилейным торжествам этого года... У нас на Алтае выросли два известных участника событий на Халхин-Голе: начальником политического отдела при комкоре Жукове был Михаил Семенович НИКИШОВ, а летчик Михаил Федорович БУРМИСТРОВ стал посмертно Героем Советского Союза. Как в Монголии хранят память о той далекой войне?

Михаил Семенович изображен на многочисленных фотографиях 1939 года вместе с Георгием Константиновичем Жуковым. Эти фотографии есть в единственном музее маршала Жукова за границей - у нас в Улан-Баторе. Я - летчик и поэтому, конечно, мне знакомо имя Героя-летчика майора Бурмистрова. Как писал Константин Симонов, в монгольском высоком небе тогда в 1939-м столько самолетов билось сразу, что такое грозное зрелище больше ему не довелось увидеть никогда!

- Вы работали в ЦК Монгольской Народно-революционой партии...

Да, я был заместителем заведующего административным отделом ЦК. Четыре года был министром обороны Монголии, депутатом МНРП в Великом Хурале, а теперь уже пять лет как на пенсии. Сейчас возглавляю Союз обществ дружбы, где общество дружбы с Россией, конечно, играет ведущую роль. Я хорошо знал вашего земляка Германа Титова. Мне давно хотелось побывать на его малой родине, которая так близко от Монголии.

Вот такой он, первый космонавт Монголии, простой в общении, любящий и знающий русский язык, в кожаной куртке чем-то напоминающий нашего Василия Шукшина. Общение с ним показало, что не чиновники, постоянно твердящие о «Большом Алтае» на своих многочисленных встречах, а другие совсем люди - как космонавт Гуррача и художник член крайкома КПРФ Федор Торхов - все эти годы по-настоящему, а не на словах, своей дружбой поддерживали ставшую почти незаметной ниточку старых связей между нашими странами-соседями. Люди и в Монголии, и в России никогда не забудут, что их связывал социалистический интернационализм, а не какое-то отвлеченное «партнерство»! Пресловутое новое «партнерство» не помогло за годы «реформ» возобновить поставки монгольского мяса на Бийский мясокомбинат.

Евгений Платунов

Справка.

Жугдэрдэмидийн Гуррагча (Сансар) родился 5 декабря 1947 года в селе Рашант Гурван-Булакского сомона (района) Булганского аймака, Монголия. В марте 1978 года был отобран в качестве одного из двух монгольских кандидатов в космонавты по программе «Интеркосмос». Приступил к подготовке в ЦПК им. Ю.А.Гагарина в апреле 1978 года и в октябре того же года был назначен в первый (основной) экипаж корабля «Союз-39» (позывной - «Памиры»). С 22 по 30 марта 1981 года в качестве космонавта-исследователя на КК «Союз-39» и орбитальной станции «Салют-6» вместе с Владимиром Джанибековым. Продолжительность полета составила 7 суток 20 часов 42 минуты 03 секунды. Гуррагча - Герой Советского Союза, кавалер ордена Ленина и медали Золотая Звезда (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 30 марта 1981 года), Герой Монгольской Народной Республики, кавалер ордена Сухэ-Батора (Указ Президиума Великого народного хурала МНР от 30 марта 1981 года). Полет Ж. Гуррагча стал возможен только благодаря программе «Интеркосмос», объединившей социалистические страны. Судьба обоих космонавтов от Монголии (основного и дублера) сложилась удачно. Гуррагча стал министром обороны, депутатом парламента, а его дублер возглавляет Институт информатики и дистанционного зондирования Академии наук Монголии. Этому могли бы позавидовать многие космонавты из бывших социалистических стран, например, космонавт из ГДР Зигмунд Йен теперь работает… таксистом!

На фотографиях: заслуженный художник России, почетный работник культуры Монголии Федор ТОРХОв и монгольский космонавт Жугдэрдэмидийн ГУРРАГЧА.

В 17 часов 59 минут по московскому времени с космодрома Байконур был произведен запуск космического корабля "Союз-39" с международным экипажем на борту в составе командира корабля Героя Советского Союза, летчика-космонавта СССР, полковника Владимира Джанибекова и космонавта-исследователя, инженера по авиационному оборудованию, гражданина Монголии, капитана Жугдэрдэмидийна Гуррагчи.

Целью запуска корабля являлась стыковка с орбитальным комплексом "Салют-6" — "Союз-Т-4" и проведение на его борту научно-технических исследований и экспериментов совместно с космонавтами Владимиром Коваленком и Виктором Савиных.

Монголия стала десятой страной мира, чей гражданин совершил космический полет, а Жугдэрдэмидийн Гуррагча стал первым и до сих пор единственным гражданином Монголии, побывавшим в космосе.

В рамках программы по восстановлению родовых (клановых) фамилий Гуррагча (Гуррагча — имя, Жугдэрдэмидийн — родовое имя) взял себе в качестве новой родовой фамилии слово "Сансар" (космос).

У космонавта есть два сына, имя младшего — Отбаяр (родился в 1982 году). Оно переводится с монгольского на русский язык как "звездный праздник".

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Здравствуйте уважаемые.
Продолжаем с Вами разговор, начатый вот тут вот:
Итак...
Следующий космонавт участвовал в составе экипажа Союза- 39 и являлся гражданином Монголии. Звали его Жугдэрдэмидийн Гуррагча . Командиром корабля был Владимир Джанибеков.
Родился будущий космонавт в семье скотоводов и у него было 9 братьев и сестер. Ничего не предвещало ему такую блестящую карьеру. Учился, служил, попал сначала в связь, потом в авиацию. Летал. Однако в марте 1978 года решением специальной комиссии Жугдэрдэмидийн Гуррагча и еще один монгольский летчик Майдаржавын Ганзориг , который позже стал его дублером, были отобраны от Монгольской Народной Республики (МНР) для космического полета по программе сотрудничества социалистических стран "Интеркосмос".

Владимир Джанибеков и Жугдэрдэмидийн Гуррагча.


В апреле 1978 года они приступили к тренировкам в Центре подготовки космонавтов в Звездном городке, где прошли полный курс подготовки к полетам на космических кораблях типа "Союз" и орбитальной станции "Салют-6". Запуск был 22 марта 1981 года, а полет продлился 7 дней 20 часов.
После полета Гурагча сделал блестящую карьеру на родине, став в 2000 году Министром Обороны. Он до сих пор чрезвычайно популярен на родине, являясь одним из самых известных людей за всю историю Монголии. Он сменил родовое имя (фамилию) на Сансар (космос) и теперь его правильнее называть Жугдэрдэмидийн Гуррагча Сансар . Среди нынешних его увлечений развитие русского хоккея (бенди) в Монголии. Кстати и судьба его дублера сложилась благополучно. Майдаржавын Ганзориг возглавляет один из институтов Академии наук Монголии.

Монгольский космонавт и его дублер

Социалистическая Румыния всегда держалась отдельно, а ее лидер Николаэ Чаушеску старался придерживаться своей собственной политики, насколько это можно дальше держась от кильватера Москвы. Это не всегда нравилось и в космической программе Советский Союз осуществил небольшую «месть», когда представитель СРР должен был лететь последним среди представителей соц.лагеря. Однако, как бы там не было 14 мая 1981 года с космодрома Байконур был осуществлен запуск космического корабля Союз-40 с экипажем в составе командира корабля Леонида Попова и гражданина Румынии Думитру Дорин Прунариу , который является первым и возможно единственным космонавтом своей родины в истории.

молдавская марка с изображением первого румынского космонавта.

Серьезный ученый, инженер Прунариу являлся военным поскольку-постольку, так как был призван в армию и получил армейский чин только перед зачислением в отряд космонавтов.
Тем не менее в 2000 году он получил звание Генерал-майора ВВС.
В полете, который продлился 7 дней он занимался научными опытами, прежде всего связанными с изучением магнитного поля Земли.
После приземления занимался наукой, преподавал и учился. Около года был послом Румынии в Российской Федерации. В настоящее время при деле - в июне 2010 года назначен председателем Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях. Кроме того, с 2007 года возглавляет представительство Румынии при Европейском Союзе в Брюсселе. Осталось только добавить, что дублером у Прунариу был Думитру (Митикэ) Дедиу .

Д.Д. Прунариу в наши дния

Следующий космический покоритель уникален с любой точки зрения. Посудите сами: Он первый участник программы Интеркосмос, который представлял не социалистическую, а капиталистическую страну. Он первый иностранец, совершивший 2 полета на советских пилотируемых кораблях, первый иностранец побывавший на обоих космических станциях (Салют-7 и Мир), первым иностранным космонавтом прошедшим подготовку по программе «Буран-Энергия», стал первым гражданином не СССР и США, вышедшим в открытый космос. Зовут этого человека Жан-Лу Жак Мари Кретьен и он гражданин Франции. Помимо прочего он стал первым французом в космосе.
Всего у Кретьена 3 полета в космос.

Космонавт и астронавт Ж.-Л. Кретьен

Первый стартовал 24 июня 1982 года. Космический аппарат «Союз Т-6» вывел на орбиту экипаж в составе Владимира Джанибекова, Александра Иванченкова и Кретьена . Продолжительность полета составила 7 суток, 21 час. Дублером у Кретьена был Патрик Пьер Роже Бодри.
Второй полет начался 26 ноября 1988 года. Корабль назывался «Союз ТМ-7». Экипаж:
Александр Волков, Сергей Крикалёв, Жан-Лу Кретьен . На старте присутствоваллллллл Президент Республики Франсуа Миттеран и музыканты «Pink Floyd», чей концертный альбом «Delicate Sound of Thunder» советские космонавты взяли на борт, этот альбом стал первым рок-альбомом, прозвучавшим в космосе.

Экипаж Союза Т-6 В. Джанибеков, А. Иванченков, Ж.-Л.Кретьен

Ну а в третий раз полет он совершил 26 сентября по 6 октября 1997 года на шаттле Atlantis
К сожалению в результате несчастного случая в 2001 году он был вынужден оставить космическую карьеру.
Сейчас активно занимается бизнесом и спортом, является вице-президентом нескольких крупных компаний.

11 иностранным космонавтом, запущенным на околоземную орбиту стал индийский летчик-испытатель майор ВВС Ракеш Шарма . Он прошел утомительный отбор, где опередил 239 кандидатов.
Сам полет был проведен с составе космического корабля «Союз Т — 11». Экипаж: Юрий Малышев (командир), Геннадий Стрекалов, Ракеш Шарма.
Запуск: 3 апреля 1984 года
Посадка: 11 апреля 1984 года (на Союзе Т-10»)

Советско-индийский экипаж

По легенде, во время пребывания на станции «Мир» с индийским космонавтом был проведен сеанс связи с премьер-министром страны Индирой Ганди. На вопрос Ганди о том, как выглядит Индия из космоса, Шарма ответил строкой из патриотического стихотворения: «Лучше всех в мире». Дублером на полет был Равиш Мальхотра .
Еще надо отметить, что у этого советско-индийского экипажа был красивый и интересная эмблема государственные флаги СССР и Индии и трехглазый Сурья - бог солнца, несущийся по облакам на золотой колеснице. Мифологический бог символизирует стремление людей к полету в бескрайние просторы, к звездам.

Эмблема полета "Союз Т-11"

После полета Шарма с огромной помпой был встречен в Индии, но продолжал заниматься авиацией, будучи летчиком-испытателем. Лично участвовал в разработке и испытании легкого перехватчика для индийских ВВС. Активно сотрудничает он до сих пор с Индийской организацией космических исследований (ISRO), которая постепенно готовит собственного исследователя космоса. У индийцев он будет называться виоманавт (vyomanaut). Термин «виома» (vyoma) на санскрите обозначает «небо».
Шарма один из 52 человек, награжденных высшим военным орденом страны «Ашока Чакра».

советско-сирийский экипаж Союз ТМ-3

Мало кто теперь помнит, но в космосе побывал и гражданин многострадальной ныне Сирии. Полковник Мухаммед Ахмед Фарис с 22 по 30 июля 1987 года совершил космический полёт на корабле «Союз ТМ-3». Кроме него в состав экипажа входили Александр Викторенко (капитан) и Александр Александров .
К сожалению я не смог найти информации, чем ныне занимается единственный сирийский космонавт. В начале двухтысячных он возглавлял авиашколу в Алепо, где и жил со своей семьей. Своего младшего сына он назвал Мир, в честь нашей орбительной станции. Будем надеяться, что у Мухаммеда все в порядке и гражданская война не затронула его семью и его жилище.

Летчик-космонавт Мухаммед Ахмед Фарис

Помните, когда мы говорили с Вами о 4 космическом полете в рамках программы «Интеркосмос», то упомянули о том, что болгарский космонавт Георгий Иванов (Каккалов) был выбран только в последний момент, ввиду того, что у его дублера Александра (Александъра) Александрова возникли некоторые проблемы со здоровьем? Ну так вот Александров все-таки смог пробиться в космос, пусть после второй попытки, но совершил космический полет. Таким образом Народная Республика Болгария стала единственной страной в рамках Интеркосмоса, которая смогла отправить на околоземную орбиту сразу 2-х своих представителей.

Савиных-Соловьев-Александров

Полет стал возможным после реализации советско-болгарской программы научных исследований «Шипка» и болгарской стороне пришлось как следует раскошелится.
Сам полет проходил с 7 по 17 июня 1988 года на аппарате«Союз ТМ-5» (посадка на корабле «Союз ТМ-4»)
Экипаж:
Анатолий Соловьев
Владимир Савиных
Александър Александров

Во время полетов было проведено 59 различных экспериментов, были сделаны нужные Болгарии фотографии.
По окончанию полета Александров работал при Академии Наук, а потом подался в бизнес. Сейчас живет в Софии, смог защитить докторскую диссертацию. Его бизнес связан с авиаперевозками. Увлечением Александрова стал гольф, которому он отдает немало своих сил и средств.
Интересно, что среди кандидатов на космический полет был также его брат Пламен, но не прошел по показателям здоровья. Дублером Александрова выступил Красимир Стоянов.

Второй болгарский космонавт А. Александров

Ну и последним перед закрытием программы «Интеркосмос» иностранным космонавтом стал капитан ВВС Афганистана Абдул Ахад Моманд. Программа полёта афганского космонавта на станцию «Мир», получившая название «Шамшад», была подготовлена с участием представителей Афганистана. Этот полет, как Вы понимаете был связано исключительно с действиями советских войск в Афганистане, но заслуг и мужества Моманда это некоим образом не ущемляет.

космонавт Абдул Ахад Моманд

Вообще то лететь должен был другой — Мухаммад Дауран . Но у того то-ли был принцип аппендицита, то-ли приняли во внимания, что он этнический таджик. Поэтому лететь должен был пуштун Моманд.
Полет проходил на корабле «Союз ТМ-6».
Экипаж: Владимир Ляхов (капитан), Валерий Поляков, Абдул Ахад Моманд.
Запуск был произведен 29 августа 1988 года. Посадка (на «Союзе ТМ-5») 7 сентября 1988 года. Посадка происходила внештатно. В связи со сбоями датчиков на запуск двигателей космонавты чуть было не погибли. И спасло их действие именно афганца. Он, нарушив инструкции Центра Управления полета лично проверил приборы и указал на ошибку командиру Ляхову. Все решила одна минута. Командир корабля сориентировался и прервал программу приземления. В итоге обоим пришлось просидеть в тесном спускаемом аппарате больше суток, но в конце концов се кончилось благополучно.

В.Ляхова и А.А. Моманда приветствуют жители Кабула.

Судьба Абдул Ахмада сложилась наиболее сложно. По возвращению домой он стал заместителем министра гражданской авиации Республики Афганистан, но после прихода к власти талибов бежал из страны и попросил политического убежища в Германии. Где и проживает сейчас со своей семьей. У Мухаммада 2 дочки (одна из которых родилась в Звездном городке) и небольшая фирма, никак не связанная не с авиацией, ни с космосом.
Более успешно сложилась судьба у его напарника и дублера - Мухаммада Даурана. Он дослужился до зания генерал-полковника и был некоторое время командующим ВВС и ПВО Афганистана.
Итак программа «Интеркосмос» длилась чуть более 10 лет (1978-1988). Ха это время на орбите побывало 14 иностранных космонавтов из 13 стран. Самый старший из них Зигмунд Йен, которому на момент полета исполнился 41 год, самый молодой — 28-летний Прунариу. Меньше всего в космосе провел Георгий Иванов, а больше всего пришлось провести Абдул Ахад Моманду.
Здоровья и процветания героем вчерашнего дня!
Приятного времени суток.

Похожие публикации