Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Экологический урок на тему: "Воды России". Сообщение: Использование воды в промышленности, быту и сельском хозяйстве

Общероссийский образовательный проект «Вода России. Чистые реки» реализуется в рамках федеральной целевой программы «Вода России» по инициативе Минприроды России при поддержке Зелёного движения России ЭКА.

Цель урока — развить ответственное отношение школьников к водным ресурсам России, познакомить их с главными реками страны и направлять их к совершению конкретных шагов по водосбережению и охране природы в повседневной жизни.

Задачи:

  • Расширить представление учащихся о строение рек и показать зависимость между строением рек и выполняемыми ими природными функциями.
  • Расширить представление учащихся о значении рек в природе и для человека.
  • Познакомить с 5 великими реками России: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур.
  • На примере 5 великих рек России обсудить экологические проблемы, характерные для рек России в целом и пути решения этих проблем.
  • Предложить возможные подходы к экономии и меньшему загрязнению воды в быту.
  • Способствовать формированию у школьников ответственного отношения к водным ресурсам.

Начался урок так: мы обсудили с учащимися способы пополнения рек водой. Сначала дети устно разгадывали ребусы и узнавали названия разных типов питания рек, а потом смотрели презентацию об особенностях каждой реки.

Разобравшись с особенностями строения рек в целом, учащиеся отправились в виртуальное путешествие по России и познакомились с 5 главными реками страны: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур. Перед началом «путешествия» на каждый стол были положены набор карточек. Задача детей - после того, как они услышат рассказ про очередную реку, отобрать карточки, на которых изображены те функции, которые может выполнять, по их мнению, эта река в хозяйстве человека. Затем обсудили с детьми их решения.

Для получения информации о том, как способствовать сохранению рек чистыми и полноводными, учащиеся выполнили игровое задание. На каждый стол выдан был комплект карточек. Учащиеся советовались в группе и отбирали те действия, которые помогут снизить загрязнение воды от различных хозяйственных действий человека. После выполнения задания состоялось обсуждение, благодаря которому были проверены как правильность выполненных заданий, так и сформированы конкретные советы по водосбережению.

В конце урока учащиеся получили книжки-памятки, которые забрали с собой для выполнения домашнего задания по теме урока.

Такие уроки помогают с ранних лет прививать детям уважение и бережное отношение к водным ресурсам, сохранять водные богатства нашей страны.

25-26 мая 2018 года в 5-7 классах лицея № 87 прошёл Всероссийский интерактивный урок «ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА И СВЯЗЬ С СОХРАНЕНИЕМ ЛЕСОВ».

ЦЕЛЬ УРОКА — с помощью увлекательных игровых форматов рассказать о том, как лес стоит на страже природы и людей, помогая приспосабливаться к опасным климатическим изменениям.

А главное — вдохновить и научить школьников действовать для сохранения лесов и более благоприятного климата!

БЛАГОДАРЯ УРОКУ учащиеся узнали, как устроено и живет дерево; какие важные функции выполняют леса в природе; что происходит с экосистемой, когда вырубается лес; как мы, люди, меняем климат и чем это грозит нам и природе; какую роль играют леса в замедлении изменения климата; какие простые правила нужно соблюдать, чтобы сохранить лес.

Ребята научились в ходе игровых заданий моделировать разные ситуации, находить и обосновывать решения по сохранению леса и благоприятного климата; беречь лес и его богатства и снижать свой климатический след с помощью простых повседневных действий; делиться этими знаниями со своими сверстниками и родителями.

Изменение климата и сохранение лесов — крайне актуальные на сегодняшний день темы, которым очень важно уделять внимание и время при работе со школьниками!

Лес и климат — вещи неразрывные. Без лесов невозможен благоприятный для нас климат, а если допустить сильное изменение человеком климата планеты, то исчезнет очень много лесов. Нашим детям предстоит жить в меняющемся мире, и они должны понимать как причины происходящих изменений, так и то, что можно делать на разных уровнях, чтобы эти изменения в будущем были менее опасными для людей и природы. Мы должны беречь лес и делать всё, чтобы избежать слишком сильных изменений климата.

Благодаря экоуроку «Лес и климат» школьники узнали о функциях лесов в природе, их роли в замедлении изменения климата, о мерах по их сохранению и др. Обучающиеся научились снижать свой климатический след с помощью простых повседневных действий. В ходе игровых заданий ребята совершили путешествие по нашей планете вместе с молекулами углекислого газа.

Игровые задания позволили детям выработать меры и решения, соблюдение которых поможет сохранить леса, чтобы они, в свою очередь, помогли замедлить изменение климата и уменьшить разрушительную силу его последствий. Урок получился очень динамичный и гармоничный, благодаря интересной и познавательной беседе, показу презентации, развивающей игре и, конечно же, отзывчивым сердцам ребят. Дети очень активно участвовали в ходе беседы и игры, рассуждая и делая соответствующие выводы.

Тема урока: Вода. Экологические аспекты водопользования

Продолжительность урока – 2 часа.

Форма проведения урока – ролевая игра.

Цель урока: рассмотреть некоторые экологические аспекты водопользования.

Задачи урока : изучить понятие «экологическое природопользование воды», провести анализ водопроводной воды по органолептическим показателям и по содержанию общего железа в водопроводной воде, рассмотреть основные источники загрязнения природной воды и обсудить пути решения проблемы охраны вод.

Проблемный вопрос : Какую воду мы пьем? Кто виноват? Что делать?

Тип урока: сообщение новых знаний.

Эпиграф:


Даже малую былиночку любя.

Е.Евтушенко

Подготовка к уроку. Класс делится на группы: лаборанты (лаборатория № 1, лаборатория № 2), представители комитета природных ресурсов, юные химики. Учащиеся предварительно готовятся к уроку, собирая информацию о воде, готовят презентации, лаборанты изучают методику оценки качества питьевой воды. Отделы продумывают названия группе, девиз, создают визитные карточки, эмблемы.
На доске – карта г. Ноябрьска, на которой отмечены флажками места взятия проб воды и записаны слова:

«Земли не вечна благодать,
Когда далекого потомка
Ты пустишь по миру с котомкой,
Ей будет нечего подать…»

В.Федоров.

Оборудование и реактивы:

  • для лаборантов лаборатории № 1: колбы на 250 мл, мерные цилиндры, листочки с текстом, стеклянные пластинки, водяная баня, инструкционные карты, пробы воды, маркеры;
  • для лаборантов лаборатории № 2: консервированные пробы воды, роданид калия, азотная кислота, пероксид водорода, пробирки, белый лист бумаги, стеклянные трубочки или пипетки для воды.
  • карта г.Ноябрьска, на которой отмечены районы, из которых взяты пробы воды для анализа на содержание общего железа, указка;
  • для комитета природных ресурсов: литература по теме, учебники;
  • для химиков: три пробирки под номерами: № 1 – хлорид натрия, № 2 – ортофосфат калия, № 3 – сульфат натрия; бутыльки с растворами: нитрата серебра, хлорида бария; планшетки;
  • кристаллы, видеоролик «Горение воды в атмосфере фтора», информация для составления рубрики: «Знаете ли вы, что…»;
  • компьютеры, тест по теме: «Вода» и презентация (Power Point), анимационная модель «Круговорот воды в природе», проектор.
  • для всех групп: оценочные листы, лист с заданием;
  • листочки или таблички с названием отделов;
  • оборудование и реактивы для взрыва гремучего газа;
  • минеральная вода, разовые стаканы.

Структура урока:

I. Актуализация. Урок начинает учитель, используя презентацию в Power Point <Приложение 4 . Слайды 1-15>

Учитель: Здравствуйте! Я приветствую всех и поздравляю с наступающим праздником, ведь завтра, 22 марта – Всемирный день воды и наш урок посвящается самому удивительному из веществ – воде. Согласитесь, немногие из нас отказались бы: прогуляться по берегу моря, послушать шум водопада, прокатиться на катере или на яхте, искупаться в искристых брызгах фонтана, посидеть на берегу тихой речки, поиграть с морской волной или полежать на пляже... . Всё это будет летом, а пока мы можем любоваться снегами, умываться чистой водой, закаляться, пить воду и готовить пищу, есть… Можем сходить в бассейн … . Ведь это так прекрасно! <Приложение 4 . Слайд 16>

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь» – эти слова написал французский писатель и летчик Антуан де Сент-Экзюпери после того, как его самолет разбился в пустыне и он несколько дней провел под палящим солнцем.
Мы обычно не задумывается о воде, когда её достаточно, воспринимаем как должное. Монгольская пословица гласит: «Человек не ценит воду до тех пор, пока не иссякнет источник». Так давайте же говорить о воде, о её проблемах, пока источник не иссяк, ведь он уже много лет просит о помощи. <Приложение 4 . Слайд 17>
Тема урока: «Вода». При подготовке к уроку, я прочитала утверждение, которое меня очень удивило: «Если воспринимать информацию о воде, при помощи цифр, кодов, символов на самом современном компьютере, в круглосуточном режиме, то на это понадобится 100000 лет земного времени». У нас времени очень мало, поэтому мы всего лишь затронем одну струну этого уникального инструмента под названием «вода», и называется она «Экологические аспекты водопользования».

Цель урока: рассмотреть некоторые аспекты водопользования.

Задачи:

  • провести анализ водопроводной воды;
  • выяснить основные источники загрязнения воды;
  • рассмотреть возможные пути охраны природных вод.

II. Постановка проблемы и задания группам

Прежде, чем приступить к работе, необходимо пройти тестирование, которое поможет определить уровень компетенции сотрудников.

IV. Изучение нового материала, решение проблемы

Учащиеся работают с информацией, выполняют задания (Приложение 1 , Приложение 2 , Приложение 3 ). Включаем музыку. 10-15 мин

IV. Выступления специалистов

а) Слово предоставляется лаборантам лаборатории № 1. Лаборатория проводила анализ водопроводной воды по органолептическим показателям и установила следующее:
из трех проб воды, исследуемых нами, можно применять только образец № 1, проба взята из питьевого крана в начальной школе МОУ СОШ № 7.
Проба № 2 может применяться для культурно-бытовых целей, готовить пищу на этой воде и пить такую воду нежелательно, т.к. она не соответствует ГОСТу по мутности, прозрачность составляет 5 см. Пить такую воду можно только после дополнительной очистки. Мы рекомендуем жильцам дома № 6, ул. Советская, использовать дополнительные фильтры, а так же обратиться в ЖЭУ с заявлением о проведении экспертизы и решения вопроса о повышении качества питьевой воды.
Третий образец взят из крана в бытовой комнате ООО «Нордпласт» на промзоне, вода не соответствует ГОСТу по всем органолептическим показателям, это вода технического назначения, пить такую воду нельзя!

б) Слово предоставляется заведующей лаборатории станции обезжелезивания Бень Екатерине <Приложение 4 . Слайды 19-23> которая вместе с группой посетили станцию обезжелезивания, познакомились с её сотрудниками, узнали о работе станции и научились проводить качественный анализ на содержание общего железа в воде. (Учащиеся рассказывают о результатах своего исследования водопроводной воды в различных районах города и сообщают о результатах анализа питьевой воды на содержание общего железа).
Из трех проанализированных проб по этому показателю пригодна для питья только проба № 1 (питьевой кран МОУ СОШ № 7), в пробе № 2 повышено содержание общего железа, а пробу № 3 – употреблять категорически запрещается, т.к. налицо явное превышение ПДК (ПДК 0,3 мг/л).
Кроме того, сдав пробу данной воды на количественный анализ общего железа в лабораторию станции обезжелезивания, мы получили данные, что содержание общего железа в ней превышает ПДК в 20 раз!<Приложение 4 . Слайды 24-25 >
Учитель: поговорим об охране природных ресурсов.
Конституция РФ.
Ст. 42. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии … .
Ст.58. Каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. <Приложение 4 . Слайд 26 >
А вот наша любимая тундра, последствия аварии на нефтепроводе… <Приложение 4 . Слайд 27>
А это кит. Кит, выбросившийся на берег, - последствия загрязнения моря отходами химического производства. Северное море. Нидерланды.
Почему так происходит? Основные источники загрязнения воды, их причины выясняли представители комитета природных ресурсов, им слово.

в) Выступление сотрудников комитета природных ресурсов

Выступления учащихся сопровождается демонстрацией слайдов. <Приложение 4 . Слайд 27>

Основные источники загрязнения воды:

1. Загрязнение твёрдыми частицами.
2. Загрязнение минеральными веществами:

  • соединениями металлов;
  • минеральными удобрениями.

3. Загрязнение органическими веществами.
4. Загрязнение нефтью и её производными. <Приложение 4 . Слайд 28>

Пути решения проблемы загрязнения гидросферы:

  • Безотходные технологии – кардинальное решение проблемы.
  • Процесс очистки сточных вод:
  • очистка и обеззараживание бытовых и животноводческих стоков;
  • очистка стоков предприятий транспорта;
  • очистка стоков, содержащих нефтепродукты. <Приложение 4 . Слайды 29-30>

V. Пресс-конференция

Возможные вопросы специалистам.

  1. Каковы основные источники загрязнения природных вод в нашем регионе?
  2. Кто осуществляет контроль над состоянием водных объектов?
  3. Как обычный житель может принять участие в охране воды?
  4. Как в домашних условиях оценить качество воды?
  5. Можно ли определить содержание железа в воде визуально?
  6. Какие заболевания возникают у людей, которые употребляют некачественную воду?
  7. Можно ли избавиться от лишнего железа кипячением?
  8. Куда обращаться, если из крана течет вода, непригодная к использованию?
  9. Какова экологическая ситуация в нашем городе?
  10. Каковы основные экологические проблемы в нашем регионе?
  11. Чистая ли вода в наших реках и озерах?

VI. Викторина

Юные химики подготовили для нас викторину.

  • Может ли вода гореть? <Приложение 4 . Слайды 31-33>

Видеоролик «Горение воды в атмосфере фтора» (Приложение 6 ).

  • Как известно, вода – хороший растворитель, а возможен ли обратный процесс?
  • Можно ли из раствора вырастить кристалл? <Приложение 4 . Слайд 34>

Демонстрация кристаллов медного купороса и алюмокалиевых квасцов, выращенных учащимися.

  • Чем отличаются круговорот воды в естественных условиях от круговорота в условиях загрязнения окружающей среды?

Демонстрация анимационной модели«Круговорот воды в природе». Программы Физикона. Открытая химия 2,5.

V. Закрепление. Подведение итогов, выводы

– Итак, мы сегодня много говорили о воде, о проблемах, связанных с водопользованием.
– Что такое водопользование?
– Можно ли считать водопользование в нашей стране, городе рациональным? Почему?
– Мы искали ответы на вопросы:

  • Какую воду мы пьем?
  • Кто виноват в загрязнении воды?

– Мы выяснили, что пьем мы не всегда чистую воду, что виноват в загрязнении воды сам человек. Наше государство, власти принимают определенные меры по охране вод, но как показывает жизнь, этих мер недостаточно, но не только потому, что эти меры дорого стоят, а еще и потому, что экологическое сознание нашего общества сформировано недостаточно.
Экологическое водопользование каждый человек понимает по-разному. Обычный человек расскажет о том, как исчезла в реке рыба, а чистое озеро превратилось в болото и появились комары, которых никогда раньше не было; биолог, возможно, будет говорить о исчезновении видов, о мутациях; географ вспомнит мертвый Арал и высохшие реки; эколог обязательно скажет о нарушении связей в экологических сообществах; химик же будет искать причину в использовании веществ.

  • Как вы понимаете термин «экологическое водопользование»?

– Я хотела бы в заключении привести пример своей семьи. Я родилась на берегу маленькой горной речки у истоков Оби. Мой отец рассказывает, что раньше из реки пили воду и ловили ценную рыбу; я – рыбу уже не помню, но помню, что всё лето мы купались в реке, а моя дочь – видит планшет на берегу реки «Купаться запрещено!». Хочется спросить: «Что с нами происходит и что достанется нашим внукам?».

Вывод: экологическое водопользование означает бережное отношение к воде: рациональное использование, восстановление и охрану природных вод.

«Человекразумный» должен использовать водные источники так, чтобы всем было хорошо: и растениям и животным, главная задача – не нарушать веками устоявшееся равновесие в природе. С другой стороны – мы должны обеспечить источникам воды такие условия, чтобы они дарили нам здоровье и радость. Ведь человеку ничего не стоит из «живой» воды сделать «мёртвую», тому немало примеров.

  • Как мы должны относиться к воде?

– Очень жаль, что у нас мало времени, и мы не поговорили об уровне экологического сознания нашего общества, ведь от него зависит судьба воды и будущих поколений. <Приложение 4 . Слайды 35-41>

Учитель: Вода – наше богатство, она нужна всем: человеку, растениям, дельфинам, рыбкам и другим животным. Урок заканчиваю словами Е.Евтушенко:

«Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя».

VI. Демонстрация опыта «Взрыв гремучего газа»

– Приглашаю вас пройти в кабинет химии и завершить урок уникальным опытом. Мы станем свидетелями рождения воды!

– Сегодня мы много говорили о воде, о проблемах, связанных с водой, приглашаю вас испить чистой водички! Будьте здоровы! Благодарю всех за сотрудничество!

Коммунальное государственное учреждение « Областная специальная школа – интернат для детей с нарушениями слуха города Талдыкорган» государственного учреждения « Управление образования Алматинской области»

Клышбаева Асель Кайратовна

Открытое занятие

Тема: Вода – это жизнь. Охрана воды и водоемов.

Цели:

Образовательные:

Закрепить знания учащихся о свойствах воды, выявить причины загрязнения воды, расширить представления об охране воды человеком;

Развивающие:

развивать речь, наблюдательность, внимание, слуховое восприятие, умение общаться, договариваться, взаимодействовать друг с другом; умение сравнивать и делать выводы;

Коррекционные:

формировать интонационную сторону речи, работать над выразительном чтением;

Воспитательные;

Продолжать воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде.

Задачи урока:

Расширение представлений детей об окружающем мире через сопоставления, сравнения, связи содержательно – смысловых фрагментов о воде.

Активизация и обогащение словаря: жидкость, бесцветная, пресная, соленая

Тип урока:

Урок формирования знаний и навыков.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, презентации, плакаты на тему « Берегите воду», заготовки для коллективной работы учащихся, стаканы с водой для детей, картинки с обитателями водной среды.

Ход урока

    Орг момент

Вы пришли сюда ….. (учиться)

Не лениться, а …..(трудиться)

Работать как? (старательно)

А слушать как? (внимательно)

Если хочешь отвечать …(руку не забудь поднять)

Если спросят …. (надо встать, громко, четко отвечать)

II . Мотивация учебной деятельности.

У: Сегодня мы будем говорить о веществе, без которого мы жить не можем. А вот, что об этом веществе сказал писатель Антуан де Сент – Экзюпер, Послушайте внимательно и скажите о чем идет речь:

- «У тебя нет ни вкуса, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете» (На доске написано).

У: - Как вы думаете о чем говорит писатель? Ответ вы можете сказать с помощью ребуса, который написан на доске.

ВО ДА

У: Сегодня мы будем говорить про воду. А что вы знаете о воде? (На доске карточки со словами Вода – это)

Д: - Вода – это жидкость.

Вода бывает горячая и холодная.

В воде можно купаться.

У: Как много вы знаете. Молодцы! А хотите узнать еще больше о воде? Итак, сегодня мы узнаем, почему воду говорят природным богатством, познакомимся с некоторыми её свойствами, поговорим, о том, как правильно охранять воду, и чем вы можете помочь воде.

III . Работа по теме урока.

У: Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть повсюду только в разных количествах и состояниях. Без воды нам не прожить.

Знакомство с понятием «исследователь»

У: Перед нами сегодня откроется еще одна страничка знаний. Предлагаю наш класс превратить на время в научный центр, а работать будут исследовательские лаборатории. Вы – исследователи. Кто знает, кого называют исследователями?

Д : Исследователи – это люди, которые хотят быть умными.

Исследователи следят за чем- то непонятным и новым.

Слайд(Исследователь)

У: Исследователь – это человек, который занимается научной деятельностью.

У: Итак ребята наша научная аудитория превращается в исследовательскую лабораторию.

Звучит музыка, дети одевают атрибуты исследователя.

У: А как вы думаете, что будет предметом исследования?

Д: Вода

Сегодня мы будем изучать вопросы о свойствах воды, наблюдать за распространением воды в природе, узнаем о значении воды для растений, животных, человека, и попробуем решить проблему загрязнения и охраны воды.

План работы нашего исследования (На доске)

    Изучение вопроса о свойствах воды и её превращениях.

    Наблюдение за распространением воды в природе.

    Изучение вопроса о значении воды для растений, животных, человека.

    Обсуждение проблемы загрязнения и охраны воды.

Практическая работа.

Опыт №1

1 –я исследовательская группа ответьте на первый вопрос.

У: Вы, наверное, догадались, что у вас в стакане?

Д: Вода. Воду можно перелить в банку и обратно.(Дети демонстрируют)

У: Почему?

Д: Она текуча.

У: Какой сделаем вывод?

Д: Вода – жидкость.

Опыт №2

У: Всегда ли она жидкая?

Если нальем в блюдце и поставим в морозилку. Что произойдёт?

(Исследователи каждой лаборатории рассматривают, держат в руках кусочки льда)

У: Какой сделаем вывод?

Д: Вода, если её заморозить, превращается в лёд.

Лёд – это вода в твёрдом состоянии.

Опыт№3

Видео – сюжет.

Д: Внимание, мы пришли к лаборатории № 3. Давайте пройдём дальше. Здравствуйте. Познакомтесь- это старший работник научной лаборатории Алма апай. Алма апай давайте проведём практическую работу поставив чайник с водой на плиту. Посмотрите наш чайник за кипел. Если он простоит на плите 10 мин, то что будет с чайником. Давайте по наблюдаем.

Вот посмотрите после десяти минут кипения чайника, в чайнике воды не осталось.

У: Куда делась вода?

Д: Вода превратилась в пар.

У: Какой сделаем вывод?

Д: Вода – это пар, газ.

У: Молодцы! Давайте сделаем выводы по первому вопросу. Какие превращения имеет вода?

Д: Вода в природе может находится в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном. (Слайд на доске)

У: хорошо. Молодцы. Вы показали свои практические работы. А теперь давайте вернёмся в нашу научно- исследовательскую аудиторию, где продолжим наши работы. (Звучит музыка, ребята садятся на свои места)

У: Внимание на доске второй вопрос.

2) Распространение воды в природе

У: Вода в природе в жидком состоянии – это море, река….. Продолжите.

Д: Океан, лужа, ручей, родник, дождь.

У: Вода в природе в твёрдом состоянии – это …

Д: Ледники, снег, лёд, град.

У : Вода в природе в газообразном состоянии – это …

Д: Облака, туман, тучи.

(Слайд круговорот воды природы)

У: давайте перейдем к третьему вопросу.

3-й вопрос Изучение вопроса о значении воды для растений, животных, человека

(Слайд земля)

У: Какого цвета больше на нашей планете, какой кажется земля?

Д: Голубой

У: А почему?

Д: Потому что это вода.

У: Действительно, голубой цвет – это вода. Поэтому мы можем сделать вывод, что воды на земном шаре очень много. Это моря и океаны. Но кроме этого на земле есть много голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. И это все водные запасы земли. Но в морях и океанах вода какая?

Д: Соленая

У: А человеку нужна пресная вода, то есть которая бежит в речках и озерах. А ее не так и много. Поэтому сбережение пресной воды – главная задача человека.

У: А где мы используем воду?

Д: Воду мы используем в хозяйстве- умываемся, стираемся, готовим обеды.

У: Хорошо. Посмотрите слайды. Обратите внимание, кроме хозяйственных нужд, вода нужна и растениям, и животным, на гидроэлектростанцию, если не будет гидроэлектростанции, то у нас не будет света, электричество, перевозку грузов по рекам, отдых на воде.

Животные и растения так же не могут жить без воды. А для некоторых из них вода является домом. Например: для рыб, дельфинов. Если бы не было воды, не было бы ничего живого.

(Слайд на доске Вода – это) диаграмма

У: Значит, вода – это…?

Д: Вода – это жизнь.

У: Зачем мы должны мыться, закаляться?

Д: Чтобы быть здоровыми.

У: Значит вода – это?

Д: Вода – это здоровье.

У: По рекам, океанам ходят лодки и корабли. На реках строят гидроэлектростанции. Где получают электричество. Значит вода – это?

Д: Вода – это друг и помощник человека.

У: Молодцы. Давайте сделаем вывод по третьему вопросу.

Вода – это жизнь, здоровье, помощник человека.

IV . Физ.минутка

У: дорогие исследователи вы наверное немного устали. Давайте сделаем маленький перерывчик. Встаньте, возьмите частичку вашей теплоты и подарите ее нашим гостям. Ребята говорят пожелания гостям.

У: .Ребята возьмите стакан с водой в руки. Перед тем как выпить воду загадайте желание, и оно обязательно сбудется.

V . Продолжение работы по теме урока.

У: Молодцы. Вы отдохнули немного? А теперь давайте продолжим наш урок и перейдем к четвертому уроку.

4 Обсуждение проблемы загрязнения и охраны воды.

У: Всем нужна вода. Поэтому нужно очень бережно относиться к ней. К сожалению, водным источникам тоже грозит беда. Отчего же? Давайте посмотрим сказку про рыбака. Сказка поучительная! Экологическая драма!

Сказка про рыбака.

Рыбак: Из страны заморской, дальней

Я подарок получил

Удочку, чтоб рыб ловил

На Каратал поспешил

Леску в воду отпустил

Друг: Ну и что, поймал?

Рыбак: Поймал!

Друг: Какую? Может, рыбку золотую?

Рыбак: Да куда там? Если б так

Я б тогда не был бедняк

Я поймал не щуку, не карася,

А маленького пескаря

Говорит вдруг мне пескарь!

Пескарь: В речке нам житья не стало

Рыб, ракушек стало мало.

Рыбак: Что с твоим речным народом?

Пескарь: Грязь всю в речку к нам сливают

От нее все погибает

Все бросают в воду к нам

От иголок до пижам

И полно других отходов

Вот беда, браток, какая!

Рыбак: Что же делать? Как нам быть?

Соберу- ка, я друзей

И решим вопрос скорей.

У: Грустная сказка! Всему нужна вода, и особенно, чистая вода. Давайте поговорим о том, отчего вода загрязняется и чем это грозит. Посмотрите слайд и скажите отчего загрязняется вода?

(Слайд фабрики, заводы, бросают мусор, моют машины)

Д: Фабрики и заводы загрязняют воду. Это наносит вред растениям, животным, человеку.

От грязной воды страдает всё живое.

Грязная вода вредна для здоровья человека.

У: Как ещё человек загрязняет воду?

Д: Бросает мусор, моет машины.

У: Давайте подумаем, что вы, дети можете сделать, чтобы вода была чистая. Уважаемые исследователи, вносите свои предложения.

Д: Не выбрасывать мусор в водоёмы.

Чистить берега рек и озёр.

Ставить таблички с призывами о бережном отношении к воде.

Не уничтожать растения и обитателей водоёмов.

Сажать деревья около водоёмов.

У: Помните, что пресной воды на земле мало, и мы должны расходовать воду экономно. А что значит

« Экономно»? Давайте посмотрим видео.

(Видео как правильно экономить воду)

У: Кто мне скажет где и как мы должны экономить воду?

    Д: Надо беречь воду на кухне. Когда мы моем посуду, надо закрывать воду. Мыть посуду в какой либо ёмкосте.

    Экономить воду при стирке.

    Экономить воду в ванной комнате. Во время чистки зубов не забывайте воду выключать.

    Надо учить всех плотно закрывать краны.

У: Правильно. И я надеюсь, что вы так и будете поступать.

У: Давайте подведём итог.

VI . Рефлексия учебной деятельности.

Смогли ли мы достичь целей, поставленных в начале урока? Для самопроверки мы заполним таблицу.

Что я знал (а)?

Что я узнал (а)?

Вода- это жидкость

Вода бывает горячая и холодная

В воде можно купаться и нырять

Лёд – это вода в твёрдом состоянии

Вода – это пар, газ

Облака, туман, тучи – это вода в газообразном состоянии

В морях и океанах вода солёная

В речках вода пресная

Вода- это жизнь

Вода- это здоровье

Вода – это друг человека

Пресной воды на земле мало

Мы должны экономить воду

Чистить берега рек и озёр

Не выбрасывать мусор в водоёмы

VII . Итоговое обобщение.

У: Вода – наше богатство, которая является чудесным даром природы. И хочется закончить наше занятие призывом!

Природу не уродуй,

Природу не обидь.

Родился человеком

Так надо им и быть!

Пусть на земле не умирают реки,

И стороной обходит их беда.

Пусть чистой остаётся в них на веки,

Студёная и чистая вода.

Всё это называется природа,

Давайте же всегда её беречь!

У: На этом наш урок закончен. По прощайтесь.

Д: До свидание!

Разработки уроков (конспекты уроков)

Основное общее образование

Линия УМК О. С. Габриеляна. Химия (8-9)

Линия УМК О. С. Габриеляна. Естествознание (10-11) (баз.)

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

УМК «Химия. 8 класс» О. С. Габриеляна.

Интернет-ресурсы

Цель урока: Показать учащимся проблемы, стоящие перед человечеством из-за безответственного отношения к водным ресурсам. Показать ответственность каждого за сохранность природных богатств. Возможность человека разумно управлять своей деятельностью.

Повторение тем: Вода, растворы, роль воды в жизни живых организмов, металлы, соединения азота, кальция, магния, жесткость воды, минеральные удобрения, фенол, реакции ионного обмена, решение аналитических задач.

Умения: Анализировать, делать выводы, применять теоретические знания на практике. Выработка навыков обращения с лабораторным оборудованием, техникой проведения химического эксперимента, работы в группах.

Тип урока: Комбинированный.

Формы работы учащихся: коллективная, групповая.

Необходимое оборудование: образцы воды, плакаты, пробирки, растворы: фенол, щелочь, роданид калия, карбонат натрия, хлорид железа, сульфид калия, фенолфталеин, спиртовка, компьютер, презентация. http://prezentacii.com/ekologiya/8277-zagryaznenie-vodnoy-sredy.html

Структура и ход урока

  1. Вступительное слово учителя о цели урока и о воде.
  2. Сообщения учащихся.
  3. Класс делится на бригады, каждая из которых получает задание для исследования, теоретические вопросы и экологические задачи.
  4. Заслуживаются и обсуждаются результаты работ.
  5. Заключительное слово учителя.
  6. Подведение итогов урока.

Сегодня мы проводим экологический урок на тему «Вода». Мы поговорим о воде ни как о веществе, а как о частице природы, коей является и сам человек. Мне бы хотелось начать наш разговор с древнегреческого изречения: «Самое лучшее – это вода, лучше, чем олимпийские игры, лучше, чем золото»

Так считали древние греки, но, к сожалению, современный человек не считает воду богатством. Вода для нас это такая же обыденность, как луч солнца, воздух, леса. И действительно, человек и вода неразделимы. Мы пьем, готовим пищу, стираем, моем, купаемся, поливаем растения, забывая, что через несколько десятков лет однажды наши внуки откроют кран, а вместо прозрачной живительной влаги получат лишь химический коктейль, а то и вовсе ничего.

Вода – универсальный растворитель. В ней может растворяться множество токсичных веществ, наносящих вред окружающей среде. Именно с этим связано большое количество экологических проблем.

В настоящее время экологи, ученые, да и просто здравомыслящие люди бьют тревогу: «ЗАГРЯЗНЕНИЕ ГИДРОСФЕРЫ – ЭТО ТА ЖЕ САМАЯ ЯДЕРНАЯ ВОЙНА, НО РАСТЯНУТАЯ ВО ВРЕМЕНИ».

Вот почему сегодня мы с вами будем говорить о воде.

Ведь просто не может такого быть, чтобы от каждого из нас ничего не зависело! Итак, для чего же человеку нужна вода? Как он ее использует? И что оставит своим потомкам?

Сообщение: Роль воды в жизни человека

Вода составляет 80–90% массы растений и 75% массы животных. В составе человеческого тела воды 65%. Вода служит постоянным участником интенсивных биохимических процессов, происходящих в человеческом организме. Ни один жизненный процесс не совершается без нее. Нарушение водного баланса ведет к серьезным сдвигам в организме человека. При утрате 6–8% влаги от массы тела человек впадает в полуобморочное состояние, при потере 12% и выше процентов влаги наступает смерть. Сколько же человеческому организму нужно воды?

Ученые считают, что в среднем человеку нужно 2,5 литра воды в сутки, при этом один литр приходится на питьевую воду. Однако при определенных условиях потребность в воде возрастает до 4–5 л, а в условиях жаркого климата при низкой влажности воздуха достигает 6 л и более. Человек может прожить без пищи пять-шесть недель, без воды - пять дней. Здесь уместно привести слова Дж. Байрона: «Не испытав страданий жажды, нельзя постичь, как много значит для людей вода».

Главным потребителем воды на Земле является человечество и его деятельность. И не случайно все великие цивилизации древности возникали и развивались вблизи воды, в больших речных долинах. Не существовало ни одной великой цивилизации в местности, лишенной воды.

Подводя итог вышесказанному, следует еще раз подчеркнуть, что вода - хранитель и распределитель на нашей планете солнечной энергии, главный творец климата, ежедневной погоды, аккумулятор тепла и, что особенно важно, необходимейшее условие жизни на планете. И нет на Земле ничего, к чему надо было бы относиться с большим вниманием и осторожностью, чем к столь привычной для нас воде. По образному выражению академика А. Л. Карпинского, «вода - это живая кровь, которая создает жизнь там, где ее не было».

Вода является главным фактором, определяющим климат на поверхности Земли.

Главная роль воды состоит в том, что она является средой и источником водорода для жизненных процессов. Практически все органические вещества биосферы представляют собой продукт фотосинтеза, при котором растения используют световую энергию для соединения двуокиси углерода с водой. Без воды, как известно, фотосинтез не может происходить. Процесс, которому обязана вся жизнь нашей планеты. Вода - единственный источник кислорода, выделяемый в атмосферу при фотосинтезе. Вода необходима для биохимических и биофизических процессов, обеспечивающих возможность жизни на Земле. Образно говоря, в капле воды заключена жизнь

Сообщение: Использование воды в промышленности, быту и сельском хозяйстве

В структуре водоотведения 35% приходится на все отрасли промышленности, кроме теплоэнергетики, 33% – на теплоэнергетику, 18% составляют сбросы стоков с мелиорированных полей и 14%сбросы коммунально-бытового хозяйства городов и сельских населенных пунктов.

Одним из главных потребителей воды является орошаемое земледелие – 190 м 3 /год. Чтобы вырастить 1 т. хлопка, требуется 4–5 тыс. м 3 пресной воды, 1 т. риса – 8 тыс. м 3 . При орошении большая часть воды расходуется безвозвратно.

Коммунально-бытовое потребление воды превышает 20 км 3 /год. Важной задачей является сокращение потребления водопроводной воды на технические нужды. В Москве, например, на долю промышленности приходится 25% подаваемой в столицу водопроводной воды. Однако нет никакой необходимости использовать питьевую воду на технические нужды. Для этого необходимо расширить сеть технических водопроводов, что существенно снизит себестоимость потребляемой воды.

Велики расходы воды в промышленности (около 90 км 3 /год). Для выплавки 1 т. стали требуется 200–250 м 3 воды, 1 т. целлюлозы – 1300 м 3 ,... Велики резервы экономии воды в промышленности за счет внедрения прогрессивных технологических процессов. Например, на старых нефтехимических заводах для переработки 1 т. нефти расходуется 18–22 м 3 воды, в то время, как на современных заводах с оборотным водоснабжением и системами воздушного охлаждения – около 0,12 м 3 /год.

В настоящее время положение усугубляется тем, что после приватизации основного числа предприятий, в том числе и экологически грязных предприятий, новым хозяевам не хватает денег для постройки или модернизации очистных сооружений. Человечество улучшает свою жизнь с помощью технической революции, забывая при этом, что он сам часть природы и Земля – его дом. Поэтому и превращаются наши реки и озера в помойки. Что же угрожает нашим рекам?

Сообщение: Что угрожает рекам?

Положение с некоторыми главными реками мира приближается к кризисному из-за перегруженности плотинами, морским транспортом, загрязнения и климатических изменений.

Об этом предупреждает Всемирный фонд охраны дикой природы, который опубликовал свой отчет в преддверии Всемирного дня воды, отмечаемого 22 марта.

В отчете, который озаглавлен "10 главных рек мира – под угрозой", указано, что по степени важности эту проблему можно сравнить с проблемой изменения климата на планете. Из десяти рек, о которых говорится в отчете, пять находятся в Азии. В их числе – Янцзы, Меконг и Ганг. В черном списке оказались также европейский Дунай и североамериканская Рио-Гранде. Во Всемирном фонде охраны дикой природы считают, что состояние водных ресурсов является вопросом национальной безопасности. Всемирный фонд охраны дикой природы свои выводы основывает на ряде последних исследований, которые позволили ему оценить степень угрозы главным рекам мира. Организация указывает, что для рек наиболее опасны строительство плотин, чрезмерное использование воды для промышленных целей и сельского хозяйства, изменение климата, загрязнение и судоходство.

Международный фонд защиты дикой природы выступил с предупреждением, что существование значительной части мировых рек под угрозой из-за их запруживания и пересыхания, Только треть из 177 рек, чья длина превышает 1000 километров, по-прежнему текут беспрепятственно, и их число постоянно уменьшается. Представитель фонда заявил в интервью Би-би-си, что запруживание рек превратилось в глобальную мировую проблему, угрожающую популяции рыб. Так, редкие виды рыб в Амазонке и Меконге и речные дельфины Ганга находятся под угрозой исчезновения. В докладе также указывается на сокращение запасов чистой питьевой воды.

Сообщение: Проблемы мирового океана

Мировой океан – «житница» человечества – стал всемирной свалкой, куда выбрасывает человек отходы своей деятельности. Средиземное море – колыбель нескольких цивилизаций – получило название «Великого больного». К 2000 г. объем выбрасываемых отходов достиг 100 млрд.т. Объем загрязненной воды увеличился в 10 раз. Мировые ресурсы чистой воды могут быть исчерпаны. В 20 из 69 исследованных участков Токийского залива вообще не обнаружено признаков жизни, 60% рыбы, выловленной в других местах залива, отравлено. В США отравлена вся система Великих озер. Схожее положение и в Европе, и в нашей стране: многие крупнейшие речные артерии отравлены.

Сообщение: Влияние загрязнений вод на здоровье людей

Вода – это минерал, обеспечивающий существование живых организмов на Земле. Вода входит в состав клеток любого животного и растения. Недостаточное количество воды в организме человека приводит к нарушению вывода продуктов обмена пищеварения, кровь обедняется водой, человека лихорадит. Доброкачественная вода – важный фактор жизни человека, животных и их здоровья.

Сегодня во всем мире наибольшую опасность водам суши несет загрязнение. Под загрязнением подразумеваются всевозможные физические и химические отклонения от природного состава воды: частое и длительное ее помутнение, повышение температуры, гниющие органические вещества, нередко, присутствие в воде сероводорода и других ядовитых веществ. Ко всему этому прибавляются еще и сточные воды: хозяйственно-бытовые, пищевой промышленности, сельского хозяйства. Нередко сточные воды содержат нефтепродукты, цианиды, соли тяжелых металлов, хлор, щелочи, кислоты. Не следует забывать и о заражении вод гербицидами и радиоактивными веществами. Так же сегодня повсеместно воды загрязнены сбрасываемым отовсюду мусором. Кроме того сбросовые воды с полей попадают в водоемы неочищенными.

В результате роста промышленности сильно загрязняются водоемы и реки. . Среди загрязняющих веществ от промышленных предприятий наиболее заметно загрязнение углеводородами. Производство и широкое применение синтетических поверхностно-активных веществ (ПАВ), особенно в составе моющих средств, обуславливает их поступление, вместе со сточными водами во многие водоемы. В том числе источники хозяйственно-питьевого водоснабжения. Неэффективность очистки воды от ПАВ является причиной их появления в питьевой воде водопроводов. Поверхностно-активные вещества могут оказывать отрицательное влияние на качество воды, самоочищающую способность водоемов, организм человека.

Интенсивное использование земель в сельском хозяйстве усилило загрязнение водоемов смывами с полей вод, содержащих химические вещества, пестициды. Многие загрязняющие вещества могут попадать в водную среду из атмосферы вместе с осадками. Например, такой элемент как свинец. Первым под удар попадают нервная и кровеносная системы, особенно к свинцовым отравлениям чувствительны дети.

Химические вещества, сбрасываемые вместе со сточными водами, попадая в реки и озера, часто изменяют водную среду. Под действием таких веществ вода может стать непригодной для деятельности человека и поддержания жизнедеятельности флоры и фауны.

Большой урон могут нанести не только химические вещества, но и органические. Сброс органических веществ в чрезмерно большом количестве приводит к тяжелым отравлениям природных вод. В конечном счете от загрязнения природных вод страдает сам человек и его деятельность. Водоснабжение населенных пунктов целиком зависит от рек, а обработка вод с высоким содержанием органических и минеральных примесей становится все труднее и дороже. В силу этих обстоятельств, здоровье населения подвергается серьезному риску. Последствия нахождения в воде некоторых веществ, полное удаление которых не может обеспечить ни одна система очистки сточных вод, могут с течением времени сказаться на человеке. Загрязнение пресных вод является серьезно проблемой человечества.

В США отравлена вся система Великих озер. Схожее положение и в Европе и в нашей стране: многие крупнейшие речные артерии отравлены.

В результате переизбытка новых веществ, природа не в состоянии переработать промышленные отходы. Сейчас ежегодно синтезируется 260 новых веществ. Что же делается у нас в стране для улучшения катастрофического положения?

Сообщение «Меры по водоохране»

Кроме проблемы загрязнения, на повестке дня стоит не мене актуальный вопрос дефицита воды. Мы, живя в данном регионе на себе это практически не ощущаем, но есть районы, где все не так благополучно. Проблема дефицита воды стала общемировой. Какие проекты нам предлагает наука?

Сообщение: Решение проблем дефицита воды

"Сейчас в мире кризис с запасами пресной воды. Эта проблема не менее важная, чем глобальные климатические изменения", – указывает Дэвид Тикнер, глава водной программы британского отделения Всемирного фонда охраны дикой природы. "Необходимо, чтобы представители деловых кругов и политики признали, что климатические перемены – не единственная экологическая проблема, требующая срочного вмешательства. Они должны понимать, что проблемой пресной воды нужно заняться прямо сейчас", – добавляет он. В ХХ в. население земного шара выросло в три раза. За это же период потребление пресной воды увеличилось в семь раз, в том числе на коммунально-питьевые нужды – в 13 раз. При таком росте потребления стало резко не хватать водных ресурсов в целом ряде регионов мира. По данным Всемирной организации здравоохранения более двух миллиардов человек в мире страдают сегодня от нехватки питьевой воды. В ближайшие 20 лет, учитывая современные тенденции роста населения и мирового хозяйства, следует ожидать увеличения потребности в пресной воде не менее чем на 100 км 3 в год. Проблему дефицита пресной воды в мире пытаются устранить различными способами.

Экспорт воды. Соглашения по транспортировке воды заключены между Турцией и Израилем; Белоруссией и Объединёнными Арабскими Эмиратами, Кенией, Киргизией и Германией и другими странами. Между Израилем и Турцией заключен договор на 20 лет на доставку по морю 50 млн м 3 ежегодно по цене 0,7 долларов за кубический метр воды. Объёмы других подобных контрактов измеряются сотнями миллионов долларов.

Создание искусственных водоёмов. В Туркмении в пустыне Каракум планируется реализовать проект крупнейший в мире водоёма. Срок реализации проекта 20 лет, стоимость 12 млрд долларов.

Экономия расхода воды. Американский Конгресс принял еще в 1992 г. специальный закон об уменьшении на 70 % объёма воды на коммунальные нужды.

Опреснение морской воды или солёной воды из подземных источников. Выработка пресной воды в мире растет непрерывно и высокими темпами.

В настоящее время основным источником пресной воды продолжают оставаться воды рек, озер, артезианских скважин и опреснение морской воды. В то же время, если во всех речных руслах находится 1,2 тыс. км 3 , то количество воды находящееся в каждый данный момент в атмосфере равно 14 тыс. км 3 . Ежегодно испаряется с поверхности суши и океана 577 тыс. км 3 и столько же потом выпадает в виде осадков. Вода в атмосфере в течение года обновляется 45 раз.


По высоте влага распределена неравномерно. Половина всего водяного пара приходится на нижний, полуторакилометровый слой атмосферы, свыше 99% – на всю тропосферу. У земной поверхности абсолютная влажность в среднем по миру составляет 11 г/м 3 . Многие из стран жаркого пояса страдают от отсутствия пресной воды, хотя ее содержание в атмосфере значительно. Например, в Джибути в течение всего года практически не бывает дождей, в то время как абсолютная влажность в приземном слое воздуха колеблется от 18 до 24 г/м 3 . В пустынях Аравийского полуострова и в Сахаре над каждым квадратом поверхности со стороной 10 км в сутки проносится такое же количество воды, какое содержалось бы в озере площадью 1 км 2 и глубиной 50 м. Чтобы взять эту воду, надо только открыть символический «кран».

А теперь поговорим о состоянии водных ресурсов в нашем районе.

Сообщения: Какую воду мы пьем

Водопроводная вода

Давно обнаружена прямая связь между качеством питьевой воды и продолжительностью жизни человека .

К сожалению, наша страна по этому показателю занимает 50-е место, и вода, которую мы ежедневно пьем, играет здесь не последнюю роль.

Поскольку основные источники питьевой водопроводной воды – реки и подземные воды, которые находятся под постоянной угрозой загрязнения промышленными отходами, применяемыми в сельском хозяйстве химическими веществами, а также конечными продуктами обмена веществ человека и животных, становится понятным, насколько насущна проблема качества воды в наших водопроводных трубах.

Наиболее низким качество водопроводной воды бывает обычно весной, в период таяния снегов, но и в любое другое время года мы не застрахованы от того, что в один прекрасный момент из водопроводного крана не польется вдруг этакая странная жидкость с экзотическим запахом и цветом. Да и пресловутое хлорирование воды, спасая нас от серьезных недугов, положительных качеств ей, очевидно, не прибавляет.

Химический состав водопроводной воды и его влияние на организм человека

Химические вещества поступают в организм человека не только при прямом потреблении воды в питьевых целях и при приготовлении пищи, а также и косвенно.

Например, при вдыхании летучих веществ и кожном контакте во время принятия водных процедур. Вода, текущая из наших кранов, имеет определенный химический состав. Химические вещества, содержащиеся в воде, можно разделить на несколько групп.

  • Первая группа объединяет вещества, которые наиболее часто встречаются в водопроводной воде. К ним можно отнести фтор (F), железо (Fe), медь (Си), марганец (Mn), цинк (Zn), ртуть (Hg), селен (Se), свинец (РЬ), молибден (Мо), нитраты, сероводород (H 2 S) и др.
  • Вторая большая группа – это вещества, остающиеся в воде после реагентной обработки: коагулянты (сульфат алюминия), флоккулянты (полиакриламид), реагенты, предохраняющие водопроводные трубы от коррозии (остаточные триполифосфаты), а также остаточный хлор.
  • К третьей группе относятся химические вещества, которые попадают в водоемы со сточными водами (бытовые, промышленные отходы, поверхностные стоки сельскохозяйственных угодий, которые были обработаны химическими средствами защиты растений: гербицидами и минеральными удобрениями). Это пестициды, тяжелые металлы, детергенты, минеральные удобрения и др.
  • И последняя группа химических веществ – это компоненты, которые могут попадать в воду из водопроводных труб, переходников, соединений, сварочных швов и др. (медь, железо, свинец).

Система фильтрации на станциях водоподготовки очень примитивна:

  • сетка от крупного мусора,
  • коагулянты, осаждающие различные примеси,
  • H 2 O пропускают через песчаные фильтры,
  • обеззараживают хлором и выпускают в водопроводную сеть.

Накладывается на эту «чистоту» изношенность водопроводной системы.

Сообщение: Какие же водоохранные меры предлагаются учеными?

Для кардинального решения проблемы качества воды в условиях будущего необходим комплекс скоординированных мер, основной задачей которых является прекращение сброса сточных вод в реки и водоемы, то есть отделение хозяйственного звена круговорота воды от источников водных ресурсов.

Один из путей решения этой проблемы – улучшение и совершенствование технологических процессов на промышленных предприятиях, создание на них расширенных и законченных циклов производства с использованием образующихся при этом отходов и переход на повторное использование вод.

Необходим срочный переход от “прямоточного” (река-предприятие-река) водоснабжения предприятий к замкнутому циклу, то есть чтобы взятая однажды вода находилась все время в обороте, это предположит полное исключение попадания сточных вод в реки и водоемы. Создание систем такого рода водоснабжения промышленных предприятий дают большой экономический эффект.

Для бытовых сточных вод перспективным является повторное использование в тех отраслях промышленности, которые не требуют воды высокого качества, а также для орошения земледельческих полей. Это дает большой эффект, так как бытовые стоки содержат большое количество органических веществ. Вместе c тем это способствует почвенному обезвреживанию сточных вод. Конечно, перед тем как проводить такое использование нужно осуществлять проверку на наличие вредных веществ.

Также не менее важным для решения проблемы охраны водных ресурсов является снижение водоемкости производства и расходования воды на единицу продукции.

Одним из путей борьбы с количественным истощением водных ресурсов будет также снижение количества воды, расходуемого в орошаемом земледелии. Например, для выращивания 1 тонны риса расходуется 7000 тонн воды. Необходимо также стремиться снизить количество воды, расходуемой на производство единицы сельскохозяйственной продукции. Меры, направленные на повышение эффективности использования водных ресурсов в земледелии, имеют большое значение.

«Что пользы в том, что ты многое знал, Раз ты не умел применять свои знания к твоим нуждам». Петрарка, 14-й век.

Сейчас вам предстоит побыть в роли исследователей, химиков аналитиков. Вы знаете, что любое растворимое вещество можно обнаружить с помощью характерных реакций. Вам предстоит провести исследование проб воды, взятых из различных водоемов. Как наличие этого вещества может отразиться на экосистеме местности?

Какие меры надо предпринять для устранения данного загрязнения?
Также вы получаете экологическую задачу, решение которой предполагает аналитическую работу. Затем мы выслушаем ваши отчеты о работе.

Учащиеся выполняют работу.

Мне хочется закончить урок словами Д.И. Менделеева: «В химии нет отходов, а есть неиспользуемое сырье».

Причина экологического кризиса не в бурном развитии науки и техники, а в несовершенстве технологии, складывающейся в условиях полного пренебрежения к вопросам взаимодействия с окружающей средой, в экологической отсталости соответствующего производства. Сегодня решается вопрос о малоотходной и безотходной технологии.

А как мы с вами можем позаботиться о сохранении природных богатств?

Совсем просто. Не сломай ветку, не сорви цветок, посади дерево, покорми птицу, почини подтекающий кран.

«Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя».

Муниципальное образование

Ленинградский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8 имени А.Н. Докучая

пос. Бичевого

муниципального образования

Ленинградский район

Экологический урок

«Вода России»

Разработала

кл. руководитель 6 класса

О.С. Колесник

Цель урока:

Донести до сознания школьников понимание бережного отношения к

воде как к жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы.

Необходимо побудить школьников к самостоятельному размышлению о важности воды для жизни планеты в настоящем и, главное, в будущем.

Задачи:

Донесение информации о водных ресурсах нашей местности и их экологическом состоянии; о влиянии воды на здоровье и жизнедеятельность человека, о важности бережного отношения к воде.

Ход урока

Организационная часть:

Слово учителя:

На протяжении истории человечества люди боролись за воду и с водой. Глобальной проблемой на сегодняшний день стала чистая вода.

В 2003 году Организация Объединенных Наций провозгласила период с 2005 по 2015 года - Международным десятилетием действий «Вода для жизни».

При этом в течении этого десятилетия каждый год, должны быть посвящен определенной проблеме, связанной с водными ресурсами.

2015 «Вода и устойчивое развитие».будет посвящен вопросу взаимосвязи воды и энергии или проще говоря вопросам гидроэлектростанций.

Россия - водная держава. Наша страна занимает второе место по объему речного стока после Бразилии и третье по водообеспечению на одного человека после Канады и Бразилии. На территории нашей Родины 2,5 миллиона рек и 2,7 миллиона озёр. Например, на озеро Байкал приходится 20% общих мировых запасов пресной воды.

Но, такое изобилие водных запасов накладывает огромную ответственность на наше государство за сохранение этого природного ресурса. К середине 21 века проблема дефицита воды встанет очень остро, такого мнения придерживаются международные эксперты.

День воды является прекрасной возможностью напомнить людям о важности водных ресурсов. Поскольку мировые запасы были и остаются нестабильными. Из-за чрезвычайно высоких темпов роста населения, неэффективного управления, и глобального загрязнения имеющиеся запасы воды ежедневно истощаются.

А ведь в будущем этой живительной влаги будет нужно ещё больше. Она необходима для выращивания культур, санитарно-гигиенических нужд, питья, нужд промышленности. Огромный разрыв, появившийся между предложением и спросом, вскоре увеличится и поставит под угрозу экологическую устойчивость.

Учёные находятся в настоящей тревоге, поскольку их прогнозы сводятся к тому, что к 2025 г около 3 млрд человек будут ощущать нехватку воды, ведь водные ресурсы небезграничны, и она постепенно превращается в дефицитный ресурс.

Ежегодно ООН информирует общественность о проблеме снабжения людей питьевой водой, предлагает возможные решения по защите водной среды.

Без воды не будет жизни. Об этом необходимо помнить всем и каждому. Бережное отношение к природным ресурсам позволит продлить жизнь на нашей чудесной планете. Пора человечеству задуматься о том, что мы оставим в наследство нашим внукам и правнукам.

Сегодня разговор поведем о воде

ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА «Береги воду!»

Девиз нашего урока: Вода - это жизнь.

Слайд2

II. Основная часть:

22 марта весь мир праздновал День водных ресурсов. Проблема пресной воды становится все острее. Уже сегодня стоимость бутылки воды равняется литру бензина. В скором времени вода может стать «золотым ресурсом», а Россия - его главным экспортером.

ОЗЕРО БАЙКАЛ (1-й уч-ся)

Слайд 3,4

19 % всей пресной воды мира сконцентрировано всего лишь в одном озере, что составляет 4/5 всех поверхностных вод России. Поэтому озеро Байкал априори воспринимается как решение всех проблем пресной воды в России на долгие годы. Экологическая катастрофа на Байкале кажется невероятной, а тревожные сообщения о целлюлозно-бумажном комбинате, который сбрасывает неочищенные отходы прямо в озеро, преувеличенными. Если вспомнить, что сегодня один человек из пяти испытывает нехватку питьевой воды, то Байкал в будущем станет намного прибыльней, чем нефтяные скважины.

Тем не менее, воды Байкала не такие уж и неисчерпаемые. Несмотря на рекордную глубину и 336 впадающих рек, воды озера восстанавливаются сравнительно дольше, чем речная вода - основной источник пресной воды. Кроме того, у современных экологов вызывают опасения экологические загрязнения, причиной которых является не только печально известный комбинат в городе Байкальске, но также естественные выбросы метана со дна озера, а главное - загрязнение рек, впадающих в Байкал. Больше всего опасений вызывает река Хайлар, которая проходит на границе с Китаем и находится в совместном пользовании. На сегодняшний день - это один из самых грязных водных объектов в Забайкалье.

2. РЕКА ВОЛГА (2-й уч-ся) Слайд 5,6


Река Волга такая же широкая, как и русская душа. Даже изначальное название реки звучало как «Ра» - «щедрая». Самая большая река в Европе и сегодня не скупится на свои дары, только в широте своей она немного потеряла. Одиннадцать гидроэлектростанций и тринадцать водохранилищ - не шутки. «Реки больше нет, есть природно-техногенная система», - говорит директор Института экологии Волжского бассейна Геннадий Розенберг, обещая, что река вскоре превратится в сточную канаву.

Искусственные водоемы - это стоячая вода, которая приводит к быстрому заболачиванию. Уже сегодня большая часть территории реки превратилась в болота, и процесс продолжается. Самая большая река в Европе считается и самой грязной. Конечно, ей еще далеко до Индонезийской реки Цитарум, но если нещадная и бездумная эксплуатация будет продолжаться, то скоро главная река России потеряет свое значение как пресный запас воды и превратится в «зеленую клоаку», благодаря сине-зеленым водорослям, которые приводят к вторичному загрязнению реки.

3. РЕКА АМУР Слайд 7,8


На планете осталось всего три большие свободные реки, не огороженные плотинами, и одна из них Амур. Сегодня это самая перспективная золотая жила для России в вопросе экспорта пресной воды. Дело в том, что в современном мире самая нуждающаяся в воде страна - это не Кения или Нигер, а Китай, где нехватку воды ощущают более 300 городов. По прогнозам, в ближайшее время китайская жажда достигнет потребности в импорте 240 миллиардов кубических метров воды. Поэтому левые притоки Амура в ближайшем будущем обещают стать одним из главных пунктов в российско-китайской торговле.

4. ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ Слайд 3,4

На сегодняшний день это самые чистые источники пресной воды, которые являются основной частью водного фонда России. Наибольшие запасы сосредоточены в Сибирском округе (около 28,9% от всех запасов России), где они постоянно пополняются за счет таяния вечной мерзлоты. Только оттуда ежедневно извлекаются 1,6 млн м3 воды в сутки. Кстати, одни подземные воды дают повод не бояться России иссякания питьевых запасов.

Статистические данные оптимистично говорят, что освоенные хранилища подземных вод используется только на 15%, при этом ученые утверждают, что это даже не половина из всех потенциальных подземных источников в России. Кроме того, в последнее время запас пресной воды в России используется экономно - ежегодно он сокращается на 2-3%. В условиях возможного дефицита питьевой воды в ближайшем будущем, точнее в 2050 году, как предсказывают гидрологи, подземная вода может стать «второй нефтью».

5. АРКТИЧЕСКИЙ ЛЕДНИК

По оценкам экспертов ООН, всего лишь через 40 лет потребность человечества в продовольствии, в том числе и в воде вырастет на 70%, что потребует мобилизации 90% всех мировых ресурсов пресной воды. В этих условиях дело может дойти до разработки «законсервированных» запасов - ледников. В ледяных шапках Земного шара «заморожено» самое большое количество пресной воды (примерно 25 млн км3). В случае России - это морские льды Арктики. Только за один летний сезон, когда наступает естественное таяние этого природного льда, можно получить более 7000 км3 пресной воды, а это количество превышает все мировое водопотребление.

6. ВАСЮГАНСКОЕ БОЛОТО

Болота, столь нелюбимые и зловещие места в культуре, являются прекрасными фильтрами пресной воды и еще одним хранилищем этого ценного ресурса. Страны Европы, бездумно осушившие все свои болота в XVIII-XIX веках, сегодня, когда человечество поближе познакомилось с этими явлениями природы, могут завидовать России, столь богатой на болота стране. Возьмем, например, Большое Васюганское болото в междуречье Оби и Иртыша. Оно простирается на огромные территории - 500 км. В Европе такому гиганту просто не нашлось бы места. Сегодня Васюганское болото - один из главных источников пресной воды для четырех областей (Томской, Новосибирской, Омской, Тюменской). Многие сибирские реки берут начало из Большого Васюганского болота, а на его территории находятся 800 тысяч озер.

7. АТМОСФЕРНАЯ ВЛАГА

Болота болотами, а будущее ученые видят в разработке новых способов получения питьевой воды из атмосферной влаги. Как там, в уроке географии? - «в воздухе содержится от 12 до 16 тысяч кубических километров влаги», - ни много ни мало, а весь запас воды в Великих озерах Америки. «Чай из пара» уже не является фантастикой. Еще в 90-х были изобретены первые установки по кондиционированию воды, которые могут собирать в среднем около 20-30% от водяных паров в кубическом метре воздуха. Кстати, в России активно изучаются перспективы использования атмосферной влаги при тушении лесных пожаров в засушливые сезоны.

III. Обобщение и подведение итогов. Викторина .

Викторина для закрепления.

Перечислите города, в названии которых упоминаются реки. (Волгоград, Ростов на Дону,..)

Назовите плавающую птицу, лишенную способности, летать, которая является символом одного из полюсов Земли? (пингвин)

Agua” в переводе с латинского значит “вода”. Назовите как можно больше слов, используемых в русском языке, в составе которых упоминается латинское название воды. -Разъясните значение этих слов.

Аквариум - дом для рыб. Акватория - водное пространство. Акваланг - водное снаряжение. Акварель - краска, для которой нужна вода.

Понятно ли значение этих слов? Какое отношение они имеют к теме урока?

Agua в переводе с латинского - вода. А алфавит начинается с буквы “а”, так жизнь начинается с воды. Вода содержится в каждом человеке животном и растении и уходит из них только вместе с жизнью. Вот почему девиз урока: Вода - это жизнь.

Кто из ученых впервые осуществил анализ и синтез воды? Когда это произошло? Какое это имело значение? (Природа воды была раскрыта французским химиком Лавуазье и его коллегой математиком Лапласом. Они синтезировали воду из кислорода и водорода, причем масса полученной воды была равна массам водорода и кислорода, участвующих в реакции. Вскоре Лавуазье провел опыт по ее разложению, пропуская водяной пар над раскаленным железом, получил водород. Новый способ получения водорода заинтересовал Парижскую академию наук.

Почему? Вода стала причастна к первым полетам на воздушных шарах, открыв путь к практическому воздухоплаванью. Процесс разложения воды имеет большие перспективы, так как водород в будущем - экологическое топливо. Как вы думаете почему? (образуется вода в результате его сгорания) Но пока перед учеными стоит проблема выгодного способа разложения воды и безопасности использования водорода в качестве топлива. Может быть, кто-то из вас в будущем станет великим химиком и решит эти проблемы).

Как вы думаете, какова роль воды в организме?

(Вода в организме выступает в ролях - как растворитель, переносчик и регулирует теплоту тела).

Какое физическое явление лежит в основе процесса растворения? Как ускорить процесс растворения в воде: а) твердого вещества, например сахара; б) газа, например углекислого газа?

1 V Итог урока

Итоговое слово

- Как минимум, есть два варианта сценария развития нашей страны.

1. Мы ничего не делаем, проблемы продолжают усугубляться, и мы продолжаем ничего не делать. Но такой сценарий нас не устраивает.

2. Мы ищем практические пути решения и решаем проблемы. Этот сценарий нас устраивает, но мы должны понимать, что существующие и все возникающие экологические проблемы легко не решаются.

Мы не можем решить эти проблемы по одиночке. Они решаются только сообща, но хотя бы маленький шаг на пути к решению экологических проблем должен сделать каждый из нас.
- Что может делать каждый из нас в отдельности, и что мы можем сделать вместе. Обсуждение.
Если хотим сделать природе и себе добро, то должны использовать её ресурсы (воду, топливо) разумно, экономно, без излишеств. Экономят ресурсы не только жадные люди, а все, кому это небезразлично.

Итоговая беседа

Если бы Вы стали президентом, чтобы сделали Вы в области охраны природы? (нужное подчеркнуть)

а) издали больше законов по охране природы.

б) проводили контроль над деятельностью предприятий к качеству его продукции.

в) внедрили новые разработки, способствующие охране окружающей среды.

г) увеличили число заповедников.

д) поддерживали экологические движения.

е) все вместе.

и) свой вариант ответа.

Существует одно поучительное предание, которое напоминает нам о различии между ценностями истинными, вечными и мнимыми, проходящими. Царь Дхатусена, правивший на острове Шри - Ланка в 5 веке нашей эры, в ответ на требования мятежников показать тайники, где спрятаны несметные царские сокровища, привел своих неразумных врагов к созданному им искусственному озеру Калавена, имевшему 80 км в окружности. Озеро спасло жителей острова во время засухи. Царь зачерпнул пригоршню воды и сказал: “Друзья мои, это и есть мое богатство”.

Похожие публикации