Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

О пустыне для детей. План открытого игрового занятия «Исследование пустыни

Лидия Куранова
Занятие по ознакомлению дошкольников с природными зонами земли. Тема: «Пустыня»

Тема: «Пустыня»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Труд».

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная, музыкально-художественная.

Познание (формирование целостной картины мира). познакомить с климатическими условиями жарких материков, углублять и систематизировать представление детей о животном и растительном мире пустыни, понимание того, что для сохранения природы её нужно беречь; развивать познавательный интерес к обитателям пустыни, любознательность, воображение; воспитывать любовь к природе, интерес и стремление изучать её.

Коммуникация: учить детей поддерживать беседу об обитателях пустыни, рассуждать, высказывать свою точку зрения.

Познание (развитие конструктивной деятельности) учить детей сооружать макет пустыни из песка с её обитателями.

Физическая культура. формировать в процессе двигательной деятельности различные виды познавательной деятельности.

Обогащение словаря: оазис, смерч, саксаул, барханы.

Планируемые результаты: проявляет интерес к новым знаниям; формулирует ответы на поставленные вопросы педагога по содержанию рассказа, употребляя в речи сложные предложения разных видов; знает обитателей пустыни; умеет сооружать макет пустыни с её обитателями.

Материал: глобус; ящик с невысокими бортами, песок (для макета пустыни); фигурки животных и растения пустыни; картинки с изображением животных, растений и пейзажа пустыни; прозрачный стакан, песок, вода для опыта; загадки; музыкальное сопровождение (шум дождя, гроза).

Предварительная работа: рассматривание глобуса, материков, географической карты: нахождение пустынь, гор, рек и их обозначение на карте.

Подготовительная работа: подготовить ящик с невысокими бортиками, мелкий песок.

Ход занятия

1. Рассказ педагога о пустыне (использовать демонстрационный материал - картинки с изображениями растений и животных пустыни).

1/7 часть всей суши Земли занимают пустыни. Пустыни – это очень сухие территории, где выпадает очень-очень мало дождя в год. Самая большая и жаркая пустыня планеты – Сахара – находится на севере Африки (показать на глобусе). Растительность пустыни бедна. Растения не образуют сплошного покрова. Они растут пучками, редкими кустиками. Между которыми видна растрескавшаяся глина или сухой песок. Встречаются отдельные участки, на которых нет никакой растительности. Лето в пустыне жаркое, мало выпадает осадков, поэтому здесь растут такие растения, которые могут переносить длительную засуху. У них корни глубоко уходят в землю, т. к. только там, в глубоких слоях почвы, они могут найти влагу. Мелкие листья, характерные для растений пустыни, способствуют меньшему испарению воды с их поверхности. У отдельных растений вместо листьев колючки.

В полдень очень жарко, в такое время без труда можно испечь яйцо в раскалённом песке.

В каждой жаркой пустыне раз в год приходит время, когда растения внезапно зацветают. Это происходит, когда приходит дождь, чаще всего это весной. Если начинается дождь, то сильный, слабый дождь высох бы по дороге на землю – так в пустыне жарко.

Растения пустыни необычные.

Кактус имеет мягкий, как губка, ствол, который толстеет полный воды после дождя. Он не имеет листьев. Кактус накапливает воду в зелёных стволах.

Мастиковое дерево, корни до 30м в длину.

Белый и чёрный саксаул –корни глубоко уходят в землю; вместо листьев – чешуйки.

Растут ещё верблюжья колючка и полынь, цветут лилии и красные маки.

Поверхность пустыни холмистая. Часто встречаются большие холмы из мелкого песка. Это барханы.

В пустыне часто возникает смерч. Это огромный столб песка, поднятый ветром. С ним невозможно бороться. Он всё сметает на своём пути.

Животный мир пустыни тоже своеобразен. Животные нетребовательны к пище и воде. Окраска их под цвет выжженной солнцем поверхности – жёлто-серая. Они приспособились к сильной жаре. Многие из них прячутся в густых, тенистых местах во время жаркой части дня, в норках, появляясь в сумерках или ночью, чтобы поохотиться или попастись.

Ящерицы не пьют воду. Им хватает той жидкости, которую они получают с пищей. Специальные зубчики на пальцах не дают провалиться в песок, и они очень быстро скользят по песку, благодаря «песчаным лыжам». Живут они в норках, покинутых животными, или роют сами. В целях защиты используют рефлекс самокалечения – отбрасывают хвост, который со временем отрастает.

Черепахи (в длину примерно 20см) могут весить 1.5-2кг; питаются растительной пищей, иногда мелкими насекомыми.

В пустыне обитают совы, змеи, жуки-скарабеи, антилопы-джейран, жабы, дикие ослы, насекомые: саранча, тарантулы, скорпионы, жуки. Ящерица-варан – самая крупная. Длина серого варана – 1.5м. Из-за больших размеров его называют пустынным крокодилом.

В пустыне живёт одно из интереснейших животных – верблюд. Верблюд – это не только транспортное средство. Он легко проходит по сыпучим пескам, потому что «пескоступы» у него мягкие и широкие. Питается горьковато-солёной травой, саксаулом, полыньёй, верблюжьей колючкой. Верблюд может жить без воды 2-3 недели, питаясь содержащими воду растениями. Десятки литров воды может потерять в жаркую погоду и не умирает от жажды, а лишь высыхает, теряет вес. Зато потом, восполняя его, выпивает 13 ведёр воды за 10 минут. Вода, словно губка, впитывается всеми частями тела. У них мозоли на коленях, на груди и на пятках. Для чего? В таких вот «мозолистых башмаках» очень удобно ходить по щебнисто-каменистой пустыне и мягкому песку, не увязая в нём и не обжигаясь. Верной защитой от жары и холода служит густая шерсть. Длинные ноги удобны при ходьбе, длинная шея позволяет своевременно рассмотреть опасность, густые длинные ресницы защищают глаза от пыли и песка. Вода и пища хранится в двух горбах. Верблюда называют «кораблём пустыни». Как вы, ребята, думаете, почему? (потому что они перевозят соль, сахар, лес, хлопок, зерно, муку). Для пустыни – это самый дешёвый и удобный транспорт. Почему? (не нужно дорогое топливо, различные прицепы, таскающие груз, они неприхотливы в еде).

Почти везде есть подземные воды, зажатые в твёрдых породах, но есть немногочисленные места, где твёрдые породы – скалы – выходят на поверхность. Эти места в пустынях называют оазисами. Такие растения, как финиковые пальмы, растут только вблизи оазисов, т. к. там их корни могут добраться до воды. Многие пустынные птицы, такие как песчаная куропатка, и более крупные животные, такие как лисы, регулярно посещают оазисы, чтобы напиться воды.

Беседа «Пустыня и ее обитатели»

Цель: Сформировать целостное представление детей о пустыне.

Задачи:

Продолжать формировать экологические представления детей о разнообразии природы, о пустыне и ее обитателях;

Обобщить представления детей о взаимосвязи природных условий с жизнью растений и животных;

Учить отвечать на вопросы, используя в речи сложноподчиненные предложения;

Упражнять в умении различать и называть представителей животного и растительного мира пустыни;

Развивать познавательную активность, коммуникативные навыки, умение рассуждать, делать простые умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи, умение классифицировать;

Формировать умение выслушивать друг друга при обсуждении проблемных вопросов;

Способствовать воспитанию самостоятельности и активности;

Воспитывать бережное отношение к природе через формирование у детей понимания взаимосвязи и взаимозависимости всех объектов и явлений в природе.

Предварительная работа: знакомство с разнообразием природы, животного и растительного мира пустыни, беседы с детьми о пустыне, рассматривание люстраций о животном и растительном мире пустыни.

Материал: макет пустыни, иллюстрации животных и растений пустыни, Лесовичок, игра «Лото «Животные», письмо.

Ход беседы.

Дети, кто-то стучит к нам в дверь, кто это может быть?

Это наш старый знакомый Лесовичок. Он принес нам письмо, которое недавно получил. Прочитаем? «Здравствуй, мой друг Лесовичок! Пишет тебе храниетль большой пустыни Песчаник. Я приглашаю тебя к себе в гости в пустыню. Приезжай поскорее». Лесовичок приглашает нас отправиться с ним в путешествие. Хотите поехать впустыню? Тогда закрывайте глаза и слушайте меня:

Садовая дорожка Идут они в кочевье

Усыпана песком. Под музыку звонков.

Но плохо, если много Лежачие деревья

Песка лежит кругом. Растут среди песков.

Вот желтая страница – Безлиственные сучья

Пустынная страна. К сухой земле пригнул

Песок по ней кружится, Живучий и колючий

Несется как волна. Кустарник-саксаул.

Неведомо откуда, А ветер носит тучи

Неведомо куда Горячего песка.

Бегут по ней верблюды, Идет песок летучий

Степные поезда. На приступ, как войска…

Вот мы и прибыли в пустыню. Открываем глаза.

Подходим с детьми к макету пустыни.

Как вы думаете, от какого слова образовано слово «пустыня»? - Я думаю что слово «пустыня» образовано от слова «пусто».

А вы знаете, почему природную зону назвали именно так? - Пустыни – области земной поверхности, где из-за слишком сухого и жаркого климата может существовать только очень скудный растительный и животный мир.

Какие бывают пустыни? - Песчаные, глинистые, каменистые.

Самая жаркая пустыня находится в Африке. Название у нее сладкое, но не сахар – Пустыня Сахара.

Где находится самая большая в мире пустыня Сахара? – Самая большая в мире пустыня Сахара находится в Африке.

Пустыня находится в самом жарком месте на Земле. Небо здесь не знает, что такое облака, кругом жёлтый песок. Земля от солнца раскаляется, как печь.

Как вы думаете, ребята, на что похожа пустыня? – Пустыня похожа на песочное море.

Правильно, ребята, пустыня похожа на огромное песочное море. Оно, как бы, застыло. Когда дует ветер, по ней вместо волн «бегут» барханы, поэтому, внешне пустыня похожа на застывшее море. Когда это море успокаивается, то его поверхность становится ровной и гладкой, потому что волны оседают. Когда же ветер стихает в пустыне, её поверхность остаётся неровной, «взволнованной», потому что песок некоторое время сохраняет форму волн.

А какой климат в пустыне? - Климат жаркий, дожди идут редко, ярко светит солнце, иногда дуют сильные ветра.

А вы знаете, что такое песчаная буря? – Песчаная буря – это, когда дует сильный ветер и поднимает песок.

Верно, но так это или нет, мы проверим.

Проведение опытов.

Опыт 1. «Возникновение бури»

Для проведения опыта разделитесь на пары. (Подходят к столам) Сначала один из вас будет дуть в трубочку, а второй - наблюдать, что происходит в стаканчике, потом поменяетесь.

Что вы узнали? Что вы для этого делали? Что вы увидели? Какой можно сделать вывод? (Ответы детей)

Вывод: сильный ветер поднимает песок, и так возникают песчаные бури.

Физкультминутка. Игра «Мы – песчинки, мы – комочки глины»

Ход игры. Подул сильный ветер и песчинки полетели в воздухе (дети свободно бегут по групповой комнате). Ветер затих и песчинки опустились на землю.(дети приседают). Подул ветер на глину и она собралась в комочки (дети встают и собираются в небольшие группы, тесно прижавшись друг к другу). Повторяем 2 – 3 раза.

Да, ребята, в пустыне сухо, жарко, дожди идут редко, а солнце печет сильно и немилосердно. Как вы считаете, могут ли в таких условиях выжить растения?

А какие растения могут выжить? Назовите их. - Кактусы, верблюжья колючка, саксаул. - Силуэтные изображения растений расставляем на макете пустыни.

А почему они выживают в условиях пустыни? - Они выживают в условиях пустыни потому, что могут делать запасы воды в своих стеблях и листьях, и у них очень длинный корень.

Я предлагаю проверить, что происходит с водой в пустыне. (Подходят к столам)

2. Опыт «Что происходит с водой в пустыне»

Возьмите стакан с водой и вылейте её в стакан с песком. Что вы увидели? Какой можно сделать вывод? (Ответы детей)

Вывод: вода просачивается через песчинки и уходит вниз.

Если в пустынях мало растений, то чем же питаются тогда животные – обитатели пустыни? - они питаются мелкими грызунами, насекомыми, и теми растениями, которые найдут. И еще стараются селиться ближе к оазису.

Что такое оазис? – Оазис – это место около водоема, островок растительности в пустыне.

Какие животные могут встретиться нам на берегах Нила в оазисе? Пустыне? (дети называют животных и ставят игрушки на поверхность макета.)

А теперь отгадайте загадки:

Нет ушей, не видно ножек

Шар в колючках- это …(Ёжик)

Камень на ножках

Ползёт по дорожке,

Панцирь-рубаха

В ней вся …(черепаха).

Колючка вкуснее чем множество блюд

Её обожает горбатый…(Верблюд).

Что вы знаете о верблюде? - Это животное крупных размеров, приспособлено к проживанию в пустынях и степях. Встречаются верблюды двух видов: двугорбый, или бактриан, и одногорбый, или дромедар. Издавна известно, что верблюд очень выносливое животное и может прожить до 40 лет. Верблюд способен выдержать без воды почти до двух недель и около месяца без еды, но когда доберется до воды, то может выпить почти 100 литров. Верблюжья шерсть считается хорошим лекарством от разных заболеваний. В старину верблюды предназначались для грузоперевозок, а во время войн их использовали для устрашения врага. Существует 2 вида верблюдов: одногорбые и двугорбые. Горб верблюда защищает его спину от палящего жаркого солнца.

Караван верблюдов идет по пустыне, а мы возвращаемся домой.

Мы отправляемся в дальний поход,

Кубань, Переясловская, садик нас ждет.

В Африке жарко, а дома тепло.

Время с друзьями провели хорошо.

Припев: Африка, Африка, прощай, Африка, Африка.

Вот мы и дома.

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру. На столе лежат картинки разных животных. А вам надо выбрать только обитателей пустыни. Приступайте к выбору.

Молодцы, правильно выбрали всех животных пустыни.

Итог:

Что нового, интересного вы узнали сегодня о пустыне, животных и растениях пустыни?


Несмотря на то, что само ее имя «пустыня» происходит от таких слов, как «пусто», «пустота», этот удивительный природный объект наполнен разнообразной жизнью. Пустыня очень многолика: помимо песчаных барханов, которые привычно рисует наш взор, существуют солончаковые, каменистые, глинистые, а также снежные пустыни Антарктиды и Арктики. С учетом снежных пустынь этой природной зоне принадлежит одна пятая часть всей поверхности Земли!

Географический объект. Значение пустынь

Главная отличительная черта пустыни - это засуха. Рельефы пустынь весьма разнообразны: островные горы и сложные нагорья, мелкие сопки и пластовые равнины, озерные впадины и высохшие многовековые речные долины. На формирование рельефа пустынь большое влияние оказывает ветер.

Человек использует пустыни в качестве пастбищ для скота и площадок для выращивания некоторых культурных растений. Растения для прокорма скота развиваются в пустыне благодаря горизонту конденсированной влаги в почве, а пустынные оазисы, залитые солнцем и подпитанные водой, являются исключительно удачным местом для выращивания хлопка, дынь, винограда, персиковых и абрикосовых деревьев. Разумеется, для человеческой деятельности пригодны лишь небольшие территории пустынь.

Характеристика пустынь

Пустыни располагаются либо рядом с горами, либо практически на границе с ними. Высокие горы препятствуют движению циклонов, и большинство приносимых ими осадков выпадает в горах или предгорных долинах с одной стороны, а на другую сторону - туда, где лежат пустыни - доходят лишь небольшие остатки дождей. Та вода, которой удается достичь почвы пустыни, стекает по наземным и подземным водотокам, собираясь в источники и образуя оазисы.

Для пустынь характерны различные удивительные явления, которые не встречаются ни в одной другой природной зоне. Например, когда в пустыне нет ветра, в воздух поднимаются мельчайшие крупицы пыли, образуя так называемый «сухой туман». Песчаные пустыни умеют «петь»: движение больших пластов песка порождает высокий и громкий слегка металлический звук («поющие пески»). Известны пустыни и своими миражами и страшными песчаными бурями.

Природные зоны и виды пустынь

В зависимости от природных зон и типа поверхности существуют такие виды пустынь:

  • Песчаные и песчано-щебневые . Отличаются большим разнообразием: от лишенных любой растительности цепочек барханов, до покрытых кустарниками и травой территорий. Передвигаться по песчаной пустыне чрезвычайно сложно. Пески занимают не самою большую часть пустынь. Для примера: пески Сахары составляют 10% от ее территории.

  • Каменистые (гамады), гипсовые, щебнистые и щебнисто-галечниковые . Объединяются в одну группу по характерному признаку - грубой, твердой поверхности. Этот вид пустынь наиболее распространен на Земном шаре (гамады Сахары занимают 70% от ее территории). В тропических каменистых пустынях произрастают суккуленты и лишайники.

  • Солончаковые . В них концентрация солей преобладает над другими элементами. Соляные пустыни могут быть покрыты твердой растрескавшейся соляной коркой или соляной трясиной, способной «засосать» полностью крупное животное и даже человека.

  • Глинистые . Покрыты протянувшимся на многие километры глинистым гладким слоем. Характеризуются малой подвижностью и низкими водными свойствами (поверхностные слои впитывают влагу, не давая ей пройти вглубь, и быстро высыхают во время жары).

Климат пустынь

Пустыни занимают следующие климатические пояса:

  • умеренный (Северное полушарие)
  • субтропический (оба полушария Земли);
  • тропический (оба полушария);
  • полярный (ледяные пустыни).

В пустынях преобладает континентальный климат (очень жаркое лето и холодная зима). Осадки выпадают крайне редко: от одного раза в месяц до одного раза в несколько лет и только в виде ливней, т.к. небольшие осадки земли не достигают, испаряясь еще в воздухе.

Суточная температура в данной климатической зоне очень колеблется: от +50 о С днем до 0 о С ночью (тропики и субтропики) и до -40 о С (северные пустыни). Воздух пустынь отличается особой сухостью: от 5 до 20% днем и от 20 до 60% ночью.

Самые большие пустыни мира

Сахара или Королева пустынь - самая большая пустыня мира (среди жарких пустынь), территория которой занимает свыше 9 000 000 км 2 . Расположена в Северной Африке, знаменита своими миражами, которые здесь случаются в среднем 150 тысяч в год.

Аравийская пустыня (2 330 000 км 2). Расположена на территории Аравийского полуострова, захватывая также часть земли Египта, Ирака, Сирии, Иордании. Одна из самых своенравных пустынь мира, известная особенно резкими колебаниями суточной температуры, сильными ветрами и пыльными бурями. От Ботсваны и Намибии до ЮАРпростирается более, чем на 600 000 км 2 Калахари , постоянно увеличивая свою территорию за счет аллювия.

Гоби (более 1 200 000 км 2). Располагается на территориях Монголии и Китая и является самой большой пустыней Азии. Почти всю территорию пустыни занимают глинистые и каменистые почвы. На юге Средней Азии лежат Каракумы («Черные пески»), занимая территорию в 350 000 км 2 .

Пустыня Виктория - занимает почти половину территории австралийского континента (свыше 640 000 км 2). Знаменита красными песчаными дюнами, а также сочетанием песчаных и каменистых территорий. Также в Австралии расположена Большая Песчаная пустыня (400 000 км 2).

Очень примечательны две южноамериканские пустыни: Атакама (140 000 км 2), которая считается самым засушливым местом на планете, и Салар-де-Уюни (более 10 000 км 2)- самая большая солевая пустыня мира, запасы соли которой насчитывают более 10 млрд. тонн.

Наконец, абсолютным чемпионом по занимаемой территории среди всех мировых пустынь является Ледяная пустыня Антарктида (около 14 000 000 км 2).

Если в мы знакомились с жизнью крайнего Севера, то теперь наоборот предлагаю вам отправиться в один из самых жарких уголков мира – в пустыню Сахара. Если вам хочется жаркого солнца, а отпуск еще нескоро, значит, нам с вами по пути Основная форма обучения дошкольников, как известно, игра, поэтому мы не будем слишком задерживаться на изучении сухих фактов, а, как обычно, устроим приключение с большим количеством игр, загадок и поделок.

В статье вы найдете много тематических игр, которые рассчитаны на младших и старших дошкольников – детей от 3 до 7 лет. Предложенные идеи лучше всего распределить на несколько занятий. Мы с дочкой, как правило, растягиваем наше путешествие на пару недель, каждый раз по-новому обыгрывая занятие. Например, в первый день мы переодеваемся в кочевников и, смастерив верблюда из стульев, разыгрываем нелегкую жизнь в жаре, на другой день погружаемся в изучаемую среду, разглядывая пустыню в книжке, на третий день – играем с сенсорной коробкой и т.д.

Находим пустыню на карте

Как обычно, в первую очередь нужно понять, куда мы направляемся, и отыскать на карте (а заодно и на глобусе) пустыню. Помимо той пустыни, в которую вы решили отправиться (у нас это была Сахара), найдите и другие крупные пустыни, обратите внимание ребенка на то, как они обозначаются на карте. Попутно можно вспомнить и другие уже знакомые на карте места.

Презентация на тему «Пустыня» для детей

Теперь, когда мы знаем, где находимся, нелишним будет получить первое представление о том месте, куда мы, путешественники, попали. Наилучшим образом для этого, на мой взгляд, подходит презентация – в ней есть самые основные факты, не перегруженные лишними и плохо запоминающимися деталями, ну и самое главное в ней много фотографий.

Нашу презентацию о пустыне можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ . В ней коротко рассказывается о том, кто живет в пустыне, как удается животным выживать в таких тяжелых условиях, что такое песчаная буря, что такое оазис и т.п. Ниже в статье вы также найдете дидактическую игру, которая поможет закрепить все знания полученные из презентации.

Сенсорная коробка «Пустыня»

Раньше я делала тихонько по ночам, пока дочь не видит, так как хотелось показать ей все уже в готовом виде. Теперь же Тасе стало интересно принимать активное участие в создании таких коробок. Так что наш макет пустыни мы делали вместе. Да собственно делать его совсем нетрудно.

Для основного наполнителя коробки можно набрать обычный песок. Но если под боком у вас нет песчаного побережья, и вы не хотите разорять детские песочницы, то можно взять декоративный желтый песок для аквариумов, кукурузную муку или . Мы использовали кукурузную муку.

Ну и какая же пустыня без оазиса? Оазис можно сделать из гидрогеля (аквагрунта), стеклянных декоративных камешков голубого цвета, голубой ткани или пряжи () или – самый неудобный, но самый натуралистичный вариант – из обычной воды. Водоем в оазисе окружаем растительностью. Если есть, можно поставить небольшие домики.

Сенсорная коробка – это настоящий простор для сюжетных игр. В нашей миниатюрной пустыне люди, изнывая от жары, отчаянно пытались добраться до оазиса, кто-то ехал на верблюде, кто-то добирался на внедорожнике.

Потом наши путешественники попали в песчаную бурю, укрывались от бушующей стихии, (мы посыпали на них кукурузную муку через сито)

раскапывали засыпанные во время песчаной бури колеса джипа и т.п.

Игры на тему «Пустыня»

В игре любой новый материал запоминается лучше всего, поэтому постарайтесь включить в ваше путешествие как можно больше разноплановых игр, в том числе подвижных. Идеи:

  • Играем в кочевников

Подобно кочевникам, наряжаемся в длинные одежды (имитируя арабскую одежду – бурнус), голову обматываем платком (это будет куфья), и отправляемся в путешествие по пустыне. Верблюда можно сделать из двух стульев, составленных друг за другом (спинки будут горбами верблюда). Если количество стульев позволяет, можно и целый караван организовать

Обыгрываем все трудности, с которыми сталкивается путешественник в пустыне: идем по раскаленному песку в поисках оазиса, мучаемся от жары, убегаем от змеи или варана, преодолеваем песчаную бурю, хорошенько закутавшись в одежды и спрятавшись за верблюдами и т.п. Устав от путешествия, на ночь ложимся спать возле своих верных верблюдов.

    Кактусы из прищепок

Верблюды, конечно, могут долго обходиться без воды и еды, но все-таки нелишним будет их покормить перед нашим путешествием. Любимое блюдо верблюдов – верблюжья колючка, что-то подобное можно сделать при помощи прищепок. Ну или просто сделать кактусы.

  • Пальчиковая игра «Дождик, веселей!»

Играя в путников, идущих по пустыне и утомленных от жары, пробуем вызвать дождь, в этом нам поможет пальчиковая игра:

Дождик, дождик, веселей!(поочередно каждым пальчиком правой руки стучим по ладони левой)
Капай, капай, не жалей!(поочередно каждым пальчиком левой руки стучим по ладони правой)
Только нас не замочи!(складываем руки домиком над головой)
Зря в окошко не стучи!(стучим кулачком о кулачок)
Брызни в поле гуще:(изображаем пальчиками «брызги»)
Станет травка гуще!(ладони перед собой, пальчики смотрят вверх, растопыриваем их — изображаем травку)
  • Игра «Кактусы»

Договариваемся, что сейчас мы побудем кактусами. По команде «Дождь» кактусы изображают сбор воды и откладывание ее в стебли, а по команде «Солнце» — просто стоят, разведя руки в стороны.

  • Игра «Тушканчики»

Прыгаем как тушканчики: из глубокого приседа на двух ногах выпрыгиваем вперед и вверх. Можно также подвесить предмет на небольшой высоте над головой, чтобы «тушканчик» пытался его достать во время прыжка.

Либо заранее готовим для малыша схему верблюда с учетом имеющегося набора деталей, либо творим вместе, что получится

  • Джин из лампы

Если у вас дома есть кувшинчик, похожий на волшебную лампу Алладина, можно обыграть появление волшебника джина. Джином может быть папа или какая-нибудь игрушка (у нас Джином был Али-баба из игры «», оттуда же и волшебная лампа).

Как обычно, появляясь из лампы, Джин обещает исполнение желаний: например, может помочь выбраться из пустыни или угостить чем-нибудь сладким. Но сначала нужно его чем-то удивить. К примеру, отгадать его хитроумные загадки (см. ниже), сложить пазл или изготовить какую-нибудь тематическую поделку (см. ниже).

  • Собираем пазл

Наш африканский пазл можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ .

  • Дидактическая игра на тему «Пустыня»

Чтобы закрепить основные понятия из презентации, можно сыграть в простую игру. Для этого понадобятся карточки с изображением обитателей и других явлений, характерных для пустыни (Наши карточки можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ , для удобства заранее их лучше приклеить на картон).

Перед игрой все карточки складываются в колоду картинками вниз. Ведущий достает из колоды по одной карточке и показывает всем игрокам. Кто быстрее угадает, что изображено на карточке, тот и забирает ее себе. Побеждает игрок, набравший наибольшее количество карточек.

Интересно также смешать несколько наборов карточек, чтобы повторить и другие темы. Например, добавьте к набору «Пустыня» еще и «Арктику »

  • «Али-Баба и непослушный верблюд» (My-shop , Ozon )

Во время нашего путешествия в пустыню, я совершенно случайно вспомнила о ранее купленной игре, и она пришлась нам как нельзя кстати. Никакой обучающей функции игра не несет, исключительно развлекательная.

Идея игры в том, чтобы уложить на верблюда как можно больше поклажи, при этом нужно постараться делать это так аккуратно, чтобы норовистый верблюд не начал проявлять свой характер и не разбросал все вещи вместе с сидящим на нем Али-Бабой. Верблюд имеет свойство вскакивать с места при любом неаккуратном движении, а также при слишком большом количестве вещей. Так что эмоции в этой игре гарантированы. Единственное, имейте ввиду, дети помладше (до 3-4 лет) могут побаиваться верблюда с его резкими движениями.

Загадки про пустыню для детей

Целый день в жаре идёт,
Ест колючки и не пьёт.
Чай, ковры, шелка и дыни
Пронесёт через пустыню,
После – выпьет влаги пруд
Друг кочевника — … (верблюд)
Вот идёт на ножках дом,
Кто живёт – не знаю – в нём!
Что за зверь? – Я видел лапу!!
Успокоил меня папа –
Места нет для страха!
Это – ... (черепаха)
В норке переждав жару,
Ночью, точно кенгуру,
На двух лапках резво скачет,
Зверёк маленький — ... (тушканчик)
По пригорочку бежит,
Хвостиком-рулём рулит.
Схватишь хвостик, только — ах!
Убежала! ... Хвост в руках.
(ящерица)
Верёвка по земле ползёт,
Вот язычок, открытый рот,
Всех укусить, готова Я,
Нет ушей, ни ног, ни глаз,
Но, зато колючки класс!
У него цветочек красный,
Как красив цветущий … (кактус)

Поделки на тему «Пустыня» для детей

Несколько идей поделок, которые могут пригодиться во время вашего путешествия в пустыню.

  • Черепаха из бумажной тарелки . Сначала раскрашиваем тарелки, пытаясь изобразить «черепаший» узор на панцире, потом снизу подклеиваем все остальные (заранее раскрашенные) части тела.

  • Египетская пирамида из бумажных блоков . На листе цветной бумаги заранее расчерчиваем блоки, предлагаем ребенку вырезать их и приклеить в виде пирамиды.

  • . Детям постарше можно предложить сделать объемную пирамиду из картона. Для этого заранее подготовьте схему . После того, как макет будет вырезан, останется только согнуть его по линиям и склеить.

  • Кактус из пластилина и кусочков спички

Сценарий написан для познавательного детского праздника.
Присутствовало трое детей (две девочки и мальчик) возраста 5,5-6 лет.

Оформление помещения

  1. Пирамида из картона. Нужна не столько для сценария, сколько для подходящего настроя
  2. Сфинкс из картона
  3. Фигурки египтян (вырезаны с фотографий древних папирусов)
  4. Пустыня – таз с песком или манкой
  5. Африканские животные (игрушки)
  6. Угощение: сухофрукты (финики, инжир), фрукты, овощи (огурцы, перец), орехи, лаваш, сыр, печенье, восточные сладости.

Вступительная часть

Найдите на карте Египет, спросите, что дети о нем знают. О прошлом лучше говорить, показывая события на временной прямой. Сначала укажите наше время, потом посмотрите, как давно появился Древний Египет, когда были построены Великие пирамиды. Расскажите о Нефертити (о красоте, подробности ее жизни – тема не детская). Спросите, хотят ли дети с ней встретиться.

Придумайте ритуал переноса во времени. У нас дети вспоминают волшебные слова из разных сказок, берутся за руки, колдуют: “Абракадабра, хотим перенестись в Древний Египет, во времена царицы Нефертити”. Дует волшебный ветер, и мы оказываемся там, где нужно.

В Древнем Египте дети наряжаются в воротники из золотой парчи и надевают бусы и браслеты (украшения любили и мужчины, и женщины). После этого спросите, как попасть к царице, что нужно сделать, чтобы стража пустила посетителей во дворец. Возможно, кто-то предложит принести подарки или пробраться через тайный ход, или же дети будут в замешательстве. Расскажите им об оракулах, о том, что их в древности использовали, чтобы получить ответ на важный вопрос. В оракуле на празднике (пластиковая канистра с отверстием, оклеенная папье-маше) содержится ответ, как попасть во дворец.

Автор этой и других фотографий Анастасия Липатова

Конечно, ответ написан иероглифами. Ключ к ним у нас был вот в этой книге . Но вы можете сами установить соответствие русских букв и иероглифов, по аналогии с английским вариантом .

Основная часть

Сообщение оракула гласит “Соберите бусы”. Ведущий может пояснить детям, что теперь нужно выполнять задания разных персонажей, которые встретятся в путешествии, и получать бусины. Бусины самодельные, слеплены из глины, украшены бисером.

Базар . На базаре детей встречает торговец (здесь и далее все персонажи – картонные фигурки, распечатывали отсюда). Он обещает бусину, если дети помогут ему сделать серебряные медальоны. Один из способов изготовления украшений в Египте — чеканка. На плотной фольге палочками нужно выдавить рисунок.

Пустын я. Торговец рассказывает, что несколько бусин находятся далеко в пустыне. Поскольку пешком туда не пройдешь – ищем верблюда. Его нужно вежливо попросить отвезти детей и накормить воображаемыми колючками. Верблюд сделан из игрушечного верблюда, одеяла и подушек. Дети садятся верхом и перемещаются, отталкиваясь ногами от пола. По сигналу “песчаная буря!” они должны все вместе прятаться под покрывало и замирать.

Прибыв на место, дети видят миску с манкой. В ней лежат фигурки обитателей пустыни и спрятаны три бусины. Дополнительная сложность – песчаные червяки, которых необходимо прогнать (я использовала идею этой игры).

Великий Нил . Прежде чем идти к реке – немного расскажите о том, какую роль она играла в Древнеегипетской цивилизации, и о том, что сейчас это одна из двух самых длинных рек в мире. В Ниле (ванная с подкрашенной водой) плавает банка с бусинами. Охраняют ее крокодилы (вырезаны из картона). Дети кидают в крокодилов монетки, пока хищники не уйдут на дно (картон намокает и тонет быстро, так что не бросайте крокодилов в воду заранее). После этого достают банку с бусинами.

Оазис . Ведущий рассказывает детям, что такое оазис и обещает подарить бусину, если они скажут, какое растущее здесь дерево египтяне считали священным деревом жизни. В качестве подсказки, ведущий задает вопросы, а дети складывают название дерева из первых букв ответов на них. Вопросы:

  1. Мифическое существо с телом льва и головой человека (Сфинкс)
  2. Обозначения слов или букв у древних египтян (Иероглифы)
  3. Священное животное, которое египтяне называли “миу” (Кошка)
  4. Место в пустыне, где есть источник воды и много растений (Оазис)
  5. «Обитатель» пирамиды (Мумия)
  6. Животное, которое возит людей и грузы. Но не верблюд. (Осел)
  7. Бог солнца у Египтян (Ра)

Если ответа на какой-то из вопросов дети не знают, ведущий им подсказывает (на нашем празднике затруднения вызвал только последний вопрос). Так же он может комментировать остальные ответы, добавляя какие-то подробности. И нужно рассказать про сикомор, показать его фотографию.

Библиотека . Дети приходят к писцу и тот обещает бусину в обмен на новые свитки папируса. Папирус просто сделать из бумаги (свернуть трубочкой, закрепить и нарезать треть, чтобы получились листья) и разложить по комнате, чтобы дети прежде его собрали. Потом нужно отрезать корень (расскажите, что корни съедобны) и листья, а стебель разрезать вдоль. Получится несколько полосок. Их складывают, как и для настоящего папируса, одним слоем вдоль и вторым слоем – поперек. Ведущий рассказывает, что у папируса клейкий сок и под прессом части прочно соединяются. А на празднике их можно смазать ПВА. На получившихся папирусах дети в конце праздника могут что-то написать.


Поля . Дети приходят к крестьянам и те просят помочь сделать ирригационные каналы. В лотке два берега из глины, в центре продольное углубление с водой, от которого палочками нужно прокопать каналы.

Пирамида . Последние несколько бусин лежат в пирамиде. Но дорогу к ним охраняет сфинкс, задающий загадки. Загадка: “Почему древние египтяне называли свою страну Кемет (черная земля)”. Всю необходимую информацию (о том, как важен был Нил, как хорошо все созревало на удобренных его черным илом полях) дети получили, когда прокапывали каналы. Но, возможно, им потребуются наводящие вопросы, чтобы ответить сфинксу.

Сбоку в пирамиде сделаны углубления, в некоторых из которых лежат бусины. В других предполагалось положить что-то неприятное на ощупь. Но мы выбрали мармеладных червяков, которым дети только обрадовались.

Бусины собраны. Теперь дети их делят между собой, надевают по очереди на шнур и несут во дворец. На входе их встречает стражник. Он дает какое-нибудь задание (например, написать свое имя иероглифами) или довольствуется объяснением детей кто они и куда идут.

Похожие публикации