Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Витраж в искусстве средних веков западной европы. История витража

Витражи средних веков

Средневековые витражи играли особую роль в религиозных обрядах, символизируя божественную милость и созидание. Именно поэтому витражи повсеместно использовались для художественного оформления готических и романских соборов. Согласно мышлению того времени, свет, льющийся с неба, означал сияние, идущее от Бога. Роль земного воплощения такого божественного света играли витражи средневековых соборов. В масштабных цветных полотнах с изображениями сцен из Библии наилучшим образом отражалась торжественность, мистичность, возвышенность религиозной культуры.

Активное использование витражей в раннем Средневековье объясняется еще и тем, что по мере утверждения каркасной системы стены соборов становились более ажурными. Поэтому традиционные настенные росписи все чаще заменяли витражи. Они лучше вписывались в убранство церковных помещений, были более яркими, долговечными и соответствующими целям христианской религии. Прихожане, присутствуя при совершении обрядов, чувствовали большую причастность к происходящему, грубость и скудность быта словно уходила на второй план, давая возможность окунуться в эстетическое удовольствие созерцания прекрасных картин из стекла.

Особенность средневековых витражей заключается в том, что при взгляде снаружи здания они кажутся совершенно тусклыми и невыразительными. Их практически невозможно заметить, поскольку темные стекла почти сливаются со стенами. Но стоит только зайти вовнутрь, как перед вами открывается вся красота и духовная сила искусства цветного остекления средневековых храмов. Под лучами яркого солнечного света стекла витражей начинают светиться, наполняя пространство собора искусно подобранными красочными переливами, то есть, происходит своего рода презентация божественного света.

История развития средневековых витражей

То, что мы сегодня называем витражами, появилось на свет в эпоху христианства. Некоторые литературные источники и исторические доклады, позволяют предположить, что прототип средневековых витражей эпохи раннего христианства представлял собой набор разноцветных кусочков стекла, которые скреплялись между собой с помощью замазки в прорезях каменных или деревянных досок, вставлявшихся в оконные проемы. В 5-6 веках нашей эры такими витражами были украшены храмы в городах Галлии, а позже они появились в Англии и Германии.

Необходимо отметить, что в средневековье витраж воспринимался как элемент посредничества между божественными и земными сферами, поскольку магическая игра солнечного света на разноцветных стеклышках интерпретировалась как метафорическое выражение божественной любви и силы. То, что сейчас кажется наивным и неправдоподобным, тем не менее, имеет обоснование, поскольку современное мировоззрение существенно отличается от мистицизма, предобладавшего в социуме той эпохи. Прекрасные цветные картины являлись своеобразными прообразами райского великолепия.

В 11 веке коренным образом изменился облик священных храмов, что позволило витражному стеклу стать выдающимся изобразительным средством. В этот период знаменитые средневековые витражи приобретают свою классическую форму, и появляются сюжетные витражные картины на библейские темы.

Этому способствовало и появление способа изготовления тонкого листового стекла, разделение мастеров на тех, кто изготавливал витражи, и на стеклоделов, а также использование свинцового профиля при создании полотен.

Верующие рассматривали средневековые витражи как картины художников, чем они, в общем-то, и являлись. Цветные стеклянные картины завораживали своей красотой и необычностью, становясь еще одним атрибутом святости и веры.

Помимо сугубо религиозного значения, появление витражей именно в церковном интерьере было обусловлено их дороговизной. Только храмы, богатые горожане и вельможи могли позволить себе такую роскошь, как витражные картины. Но если в храмах эти шедевры были доступны всем, то витражами, находящимися в личном пользовании, могли любоваться исключительно их владельцы.

Эволюция витражей средневековой Европы в основном была связана с соборами, которые в 11-12 веках являлись центром повседневной общественной жизни. Если посмотреть на фото средневековых витражей, то можно увидеть, что основными цветами были красный (на основе меди) и синий (кобальт). Эти цвета позволяли существенно снизить интенсивность солнечных лучей, и создать внутри храма особую, таинственную атмосферу соприкосновения с высшими божественными силами. Позднее в стеклянную массу научились добавлять окислы различных металлов, что позволило получить стекла зеленого (на основе медных окислов), желтого (смесь железа и марганца), и коричневого цвета.

Средневековые витражи – памятники

До наших времен сохранилось не так уж и много настоящих средневековых витражей. Тем удивительнее выглядит Шартрский собор, в котором сохранились в практически первозданном виде витражи 12-13 веков. В стенах этого собора, строительство которого было начато еще в 10 веке, насчитывается 146 витражей, общей площадью 2600 квадратных метров. Отличительной особенностью является
удивительная насыщенность и чистота красок, секрет получения которых утерян. Наиболее известными витражными композициями являются витражное окно «Богородица из красивого стекла» (1150 год), и композиция «Древо Иесеево».

Витражи в Шартрском соборе представляют собой около 1400 сюжетов на различные библейские темы. Кроме того на них запечатлены около 100 сюжетов из жизни тех лиц, которые пожертвовали свои средства на содержание этого собора.

Не менее прекрасен и средневековый Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари), в котором проявилось вся самобытность витражного искусства. К сожалению, среди витражей этого собора очень мало подлинных, поскольку все они представляют собой позднейшие работы, которыми заменили пострадавшие за долгую историю собора витражи.

В полной неприкосновенности до нас дошло только окно-роза. Однако это 13-метровое окно, которое включает в себя около восьмидесяти разных сцен из Ветхого завета, позволяет нам представить все былое величие .

Именно витражное окно с рисунком роз описано в знаменитом романе Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»

Средневековые витражи и Россия

В средневековой России витражи практически не использовались для остекления и художественного оформления церквей и храмов, в силу особых климатических условий, и православных традиций, запрещающих писать иконы на стекле. Только немногие факты, которые удалось обнаружить ученым, позволяют предположить, что витражное искусство все-таки не обошло стороной постройки русской знати. Но, к сожалению, ни одного образца цветного декоративного остекления до наших дней не сохранилось. Первые самостоятельные попытки в этой области стеклоделия в России были предприняты только в 1820-х годах. И первые получившиеся витражи стали украшением не религиозных строений, а светских особняков и замков.

Мода на витражи пришла в Российскую империю из Западной Европы, и связано это было с определенным мировоззрением романтической эпохи. В православную культовую архитектуру витражи проникли благодаря ориентации русского храмостроения на классицистические европейские памятники.

Витраж Исаакиевского Собора в Санкт-Петербурге является ярким примером, ключевым памятником в истории русского витражного искусства. Его установка в главном православном храме России утвердила витражное остекление в системе оформления русских православных церквей.

Однако появились и некоторые новшества, которые позволили существенно расширить возможности использования витражей и художественные возможности витражных композиций в целом. Например, если средневековый витраж был ограничен цветовой палитрой стекла, то современные полотна поражают разнообразием не только ярких и насыщенных цветов, но и мягких, пастельных полутонов.

Коснулись новшества и материала для крепления витражей. Если искусство витража средневековья предполагало использование только свинцового профиля, то современные изделия в стиле Средневековья могут быть изготовлены с использованием латунного, медного или свинцового профиля, а также тонкой металлической фолии. Все эти новшества позволяют мастерам создавать более пластичные композиции, не ограничивая свою фантазию и талант средствами их воплощения, дают возможность открыть перед нами всю красоту и необычность витража в духе традиций Средневековья.

Слайд 1

Искусство средневекового витража

Слайд 7

Слайд 8

Витраж (от лат. vitrum и фр. vitre – стекло) – уникальный по силе своего художественного воздействия на зрителя и многообразию эффектов вид художественного и декоративного творчества.

Слайд 9

План урока

1.История витража. 2.Искусство создания витража. 3.Практическое занятие: изготовление витража.

Слайд 10

История витража

История возникновения витража теряется в седой древности. Археологические изыскания свидетельствуют, что попытки изготовления витражного стекла предпринимались в древнем Вавилоне, Египте, Греции и Риме.

Слайд 11

На территории древнего Карфагена найдены стеклянные обломки, указывающие на то, что свои первые шаги искусство витража осуществляло там более пяти тысяч лет назад. Эллинистическому миру рубежа старой и новой эры история возникновения витража была обязана техникой цветного катанного стекла наподобие миллефиоре флорентийского Возрождения.

Слайд 12

Примерно в I в. До Р.Х. в Сирии возникла стеклодувная техника, которая произвела переворот в стекольном производстве. Стеклодувная трубка позволила изготовить полый стеклянный шар (банку), который затем можно было проколоть и получить относительно ровную пластину. Подобной техникой изготовления листового стекла пользовалось еще искусство витража в средневековье и в эпоху Ренессанса.

Слайд 13

История появления витража в том смысле, который мы придаем этому слову сегодня, связана, прежде всего, с распространением христианства. Считается, что впервые полноценные витражные окна были созданы в Византии при строительстве храма св. Софии Константинопольской в VI веке. По свидетельству современников, витражное искусство той эпохи ограничивалось использованием кусочков стекла различной формы и диаметра, вмазанных в прорези на доске, которой застраивался оконный проем.

Слайд 14

В Европе того времени, еще не знавшей стекла, использовались тонкие пластины камня – алебастра, или селенита. Однако именно в европейском храмовом зодчестве в XI веке раннее искусство витража достигло небывалых дотоле высот. Началом следующего века датируется и первый трактат по витражному искусству. Описанная в 1100 году германским монахом Феофилом технология создания витражей до сих пор применяется в витражном искусстве как классическая. Классический витраж формировался из сотен кусочков цветного стекла, соединенных между собой н – образными свинцовыми переплетами, которые затем спаивались по стыкам. Способ получения стекла разных цветов посредством добавления в расплавленную стеклянную массу красочных пигментов пришел в Европу с Востока. Для проработки мелких деталей например, лиц при создании фигуративных композиций использовали особый глазирующий состав на основе стеклянного порошка – гризайль. Расписанная гризайлью витражная пластина подвергалась обжигу, в результате которого глазурь прочно вплавлялась в стекло.

Слайд 15

Слайд 16

Развитие витражного искусства в храмовом зодчестве раннего средневековья неотделимо от общей концепции христианского богослужения, от смысла литургического действа. Храм – это место, где земное и небесное сливаются в неразрывном метафизическом единстве. Витражи, наполняющие его таинственным мерцанием, бросающие повсюду цветные блики – символизируют сияние горнего мира, божественный свет. В сумраке романских базилик свечение витражных панно должно было вызывать чувство чего-то трансцендентного, космического, повергать набожных прихожан в священный трепет…

Слайд 17

Слайд 18

В конце XII столетия на смену романскому – византийскому стилю в Европу приходит свой собственный, готический стиль, начало которому было положено аббатом Сугерием, руководившим в 1144 году возведением апсиды королевской церкви аббатства Сен-Дени. Новые архитектурные принципы готического храмового зодчества позволили максимально расширить пространство, занятое окнами, а, следовательно, витражами. Готическое искусство витража средних веков в сравнении с романским становится более монументальным. Совершенствуются технологии производства, появляются ранее неизвестные архитектурные элементы, успешно декорируемые витражами – например, круглые готические окна-розетки. Искусство витража средних веков ярко расцветает во Франции, Англии и других странах. Наряду с традиционными иконописными темами и сценами Священной истории, готическое витражное искусство обращается к сюжетам истории светской: деяниям королей, и пр.

Слайд 19

Значительнейшими памятниками искусства витража средних веков являются Нотр-Дамм в Париже и Кентерберри, соборы в Бурже, Шартре, Сансе, Амьенне, и пр. Светская история витражного искусства этого периода ознаменована появлением французского лучистого стиля – орнаментальной росписи гризайлью по белому стеклу.

Слайд 20

В эпоху Возрождения страной, где история развития витража достигла наивысшего расцвета, стала Италия. История возникновения витража принципиально нового типа в Италии XIV-XV веков связана, во-первых, с новыми реалистическими приемами изобразительного искусства, основанными на применении перспективы и светотеневой моделировки, а во-вторых, с новыми техниками производства витражного стекла. Теоретически обоснованные Джотто, Ботиччелли, Микеланджело и другими художниками принципы возрожденной иллюзионистической живописи античности открыли витражному искусству новые изобразительные средства.

Слайд 21

Использование серебряной протравы и прочих химических веществ усовершенствовало технологию производства витражного стекла, позволив не добавлять красочный пигмент в расплавленную массу, а надежно окрашивать уже готовые пластины белого стекла в оттенки желтого или красного цвета. Эти, и им подобные новшества технологии дали художникам возможность сделать витраж более изобразительным, картинным, за счет уменьшения количества свинцовых переплетов между стеклянными пластинками.

Слайд 22

Также, в эпоху возрождения в изготовлении витражей стала применяться пескоструйная техника, позволившая добиться различных фактур поверхности стекла. История витража XV-XVI веков отмечена огромным разнообразием техник, изобразительных средств, приемов. Придя из Италии, витраж ренессансного типа вскоре распространился по всей Европе. Крупнейшие стеклодельческие центры возникли в Англии, Нидерландах, Бельгии и пр

В религиозных обрядах свет всегда играл особую роль, он был символом созидания и божеской милости. В самом начале Ветхого Завета записано: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы». Земным воплощением божественного света стали витражи романских и готических соборов — настоящие произведения искусства Средневековья. Наглядное тому подтверждение — витражи старинного собора в Шартре и собора Парижской Богоматери, построенного в XII-XIV веках.

Особенность витражных стекол заключалась в том, что снаружи они почти не заметны, бесцветны, сливаются со стенами, видны лишь очертания креплений. Всю красоту художественного изображения можно оценить внутри собора. При хорошей погоде яркий солнечный свет, проникающий сквозь стекла-витражи, преображает их, они начинают светиться.

Первоначально основными цветами витражей были, как правило, красный и синий. Позднее научились в расплавленную стеклянную массу добавлять окислы металлов и получили зеленые, желтые и коричневые стекла. Иногда их делали рельефными, выпуклыми, что усиливало преломление света, его «игру». О мастерстве художника можно судить по подбору разноцветных стекол, создающих удивительные орнаменты или картины на религиозные темы.

Витраж, сооруженный на портале собора Парижской Богоматери перед входом,- круговой, он изготовлен в виде так называемой розетки. Снаружи он кажется темным и невыразительным, к тому же его «заслоняют» скульптуры Мадонны с младенцем на руках и два ангела.

На витражах северной стороны собора, созданных в 1250-е годы, изображены сюжеты из Евангелия, в центре их — также Мадонна с младенцем. На витражах южной стороны запечатлен образ Христа в окружении апостолов и мучеников. Изнутри эти розетки кажутся светящимися яркими звездами на темном фоне стен собора…

История витражей уходит корнями в Древний Египет. При раскопках храмов археологи нередко находили цветное стекло, которое архитекторы и строители прошлого использовали еще во втором тысячелетии до нашей эры. Затем цветные стекла появились в окнах раннехристианских базилик Рима, Равенны. Красный и синий цвет стекол позволял снизить интенсивность солнечных лучей. Цветные стекла создавали внутри храма особую таинственную атмосферу посвящения к высшим божественным силам.

Сюжетные витражи на евангельские темы появились в раннехристианских романских храмах Франции в X-XII веках. Цветные стекла осторожно вырезались, из них на плоскости составлялось изображение, потом все стекла крепились специальными свинцовыми полосками с углублениями. Чем выше поднимались потолки храмов, тем выше делались витражи, тем праздничней и нарядней становилось внутри храма.

На верующих витражи производили впечатление какого-то неземного благословения. Они завораживали, становились еще одним атрибутом святости и веры. Их рассматривали как картины художников.

Один из немногих готических соборов Франции, в котором сохранились почти неизменными витражи с XII-XIII веков, является Шартрский, строительство, которого началось еще в середине X века. В общей сложности в его высоких стрельчатых окнах установлено 146 витражей. В них изображены около 1400 сюжетов на разные темы из истории христианства. Наряду со сценами из Ветхого и Нового Завета запечатлены около 100 сюжетов из жизни королей, рыцарей, ремесленников, все знатные лица, которые пожертвовали средства на содержание собора. Эти цветные стеклянные художественные «полотна» занимают площадь около 2600 квадратных метров. Со времен Средневековья они дошли до нашего времени почти нетронутыми.

Но в период Реформации витражное искусство пережило упадок, более того, появились религиозные деятели, которые утверждали, что витражные стекла искажают дневной Божий свет и их надо заменить.

В эпоху барокко и Просвещения витражи никого не интересовали, старые не реставрировались, новые не создавались. Некоторые витражные стекла разбивали, заменяя простым стеклом. Такое варварское отношение длилось почти до XIX века, когда снова возродился интерес к этому искусству. Правда, новоявленные мастера принялись заменять прежние «устаревшие» витражные картины на новые. Тем самым были загублены сотни, если не тысячи старинных витражей в храмах Франции, Германии. Многие оригинальные стекла стали добычей коллекционеров.

Современный способ изготовления витражей почти не изменился с тех давних пор. Так же подбираются цветные стекла, из них составляется либо яркая мозаика, либо картинное изображение. Стеклорезательная техника позволяет создавать не только яркие, но и полутоновые расцветки. Для крепления стекла все так же используется свинцовая проволока или пластмасса. Но есть и некоторые новшества. На прозрачное стекло нередко наносят узор гравированием или травлением плавиковой кислотой. Тем самым проявляются новые фактурные возможности стекла.

РАСЦВЕТ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ (XII -XVI ВВ.)

Расцвет искусства витража начался в XII веке. К этому времени относится трактат монаха Теофила, в котором он подробно описывает процесс создания витражного окна. Сначала стекло варили в специальных печах, в процессе варки окрашивая стеклянную массу в определенный цвет. Затем изготавливали плоский стеклянный лист. Готовые стекла нарезали раскаленным железным прутом на фигурные пластинки в соответствии с подготовленным рисунком и раскладывали на деревянной доске с эскизом будущего произведения. Затем стекла в несколько приемов расписывали красками и последовательно обжигали в печи. Готовые детали витража скрепляли между собой свинцовой проволокой, концы которой припаивали друг к другу, и заключали в деревянную, а позже металлическую оконную раму. В результате получался витраж, в котором мозаичный набор фигурных стекол сочетался с росписью деталей красками. Позже такие витражи получили название комбинированных.
Описанный Теофилом метод изготовления витражей мало отличается от современного. Этапы производимых работ остались те же, изменились и стали более совершенными инструменты. Так, вместо раскаленного железного прута современные мастера используют специальные стеклорезы, деревянную доску с рисунком заменили бумажные выкройки.

В Европе плоское стекло изготавливали холявным способом. Стеклянные пластинки имели неравномерную толщину и бугристую шероховатую поверхность. Дефекты стекла: видимые внутри него воздушные пузырьки, крупинки нерастворившегося песка, — обусловленные несовершенством существовавшей тогда технологии варки стекла, придают витражам раннего средневековья особенную эффектность. Эти «погрешности » непредсказуемо преломляют рассевают падающий свет, усиливая «звучание “ цвета и придавая витражу вид сверкающего драгоценного украшения. Искусные мастера умело использовали стекла с неровностями для получения удивительной игры света и цвета.

В период раннего Средневековья витражи собирали из стекол чистых насыщенных цветов: наиболее распространенными были синий, желтый, красный, зеленый, пурпуровый, белый, а также их оттенки. Однако этой цветовой палитрой далеко не ограничивались возможности мастера-витражиста. Для получения разнообразнейших тонов использовалось многослойное стекло: на пластинку стекла одного цвета накладывали стекло другого цвета, отдельные участки наложенного слоя обтачивались до тех пор, пока под ним не проступал цвет нижнего стекла. Для достижения необходимых колористических эффектов мастера накладывали несколько разноцветных слоев друг на друга. Так, в витражах Шартрского собора обнаружены участки, состоящие из 27 (!) чередующихся красных и бесцветных слоев стекла. Свет, проходя сквозь такую слоистую толщу, приобретает неповторимую окраску, играет тончайшими нюансами оттенков. Недаром окна готических соборов современники сравнивали с ювелирными украшениями. «Чистое золото, изобилие гиацинтов, изумрудов и драгоценных камней», так описывали витражи в соборе монастыря Сен-Дени в Париже. Они надолго стали идеалом красоты для современников и непревзойденным образцом совершенства для потомков. Строительство церкви Сен-Дени (закончена в 1144 г.) — первого прецедента архитектурной готики — было отражением философских взглядов настоятеля монастыря — аббата Суггерия. Мистическую интерпретацию света, пришедшую в средневеко¬вый Запад в сочинениях Псевдо-Дионисия Ареопагита он связал с практическими проблемами храмового строи¬тельства. Настоятель пожелал сделать стены монастырского храма полупрозрачными, заменив их огромными окнами с цветными витра¬жами. Лучи света широким потоком проникали внутрь и этому вторжению придавался характер ослепительного триумфа. Суггерий уделял первостепенное внимание освещению церкви и изображениям на окнах, так как созерцание витражей было для него одним из духовных путей от «материального к имма¬териальному, от телесного к духовному, от человеческого к бо¬жественному». В течение последней трети ХII века начинание, предпринятое в монастыре Сен-Дени было развито при возведении многих храмов, как во Франции, так и в других странах.

В сочинениях средневековых богословов архитектура храма — воплощения града Божьего на земле — получила символическое значение. Каждый элемент здания был наделен определенным смыслом: боковые стены трактовались как образ Ветхого и Нового завета, столбы и колонны, несущие свод, как апостолы и пророки, а порталы — как преддверие рая. К этому присоединялись яркие и образ¬ные символические интерпретации находящихся в окнах витражей. Свет витражей отождествлялся со све¬том христианского знания: «Ясные окна, от непогоды охраняющие и свет приносящие, суть отцы церкви, све¬том христианской доктрины буре и ливню ереси противостоящие. Стекла оконные, лучи света пропускающие, есть дух отцов церк¬ви, божественные вещи во тьме будто в зеркале созерцающий». Искусство витража развивалось вместе со стилистической эволюцией средневекового культового зодчества, и прошло все стадии от романской архитектуры до «пламенеющей » готики. В этот период во Франции, Германии, Англии были созданы наиболее значительные памятники витражного искусства. Словно написанные на окнах цветным светом, они до сих пор поражают людей. Как правило, витражи готических соборов состояли из множества небольших самостоятельных композиций, каждая из которых была заключена в отдельную ячейку переплета оконной рамы. Тематика одного окна, как правило, была единой, но раскрывалась через множество сюжетов-клейм. Это было обусловлено и техническими сложностями: изготавливаемое до XIV плоское стекло имело небольшие размеры, а многосоставная конструкция оконного переплета обеспечивала ему дополнительную жесткость.

К XIV веку в развитии стеклоделия произошли значительные изменения: научились изготавливать более качественное бесцветное стекло, пластины его стали больше, что увеличило поле для живописи. Лекальная раскройка стекол стала крупнее, в результате многие части изображений «освободились » от свинцовой пайки, соединяющей кусочки стекла между собой. Значительно расширился ассортимент красок для живописи на стекле. Была открыта так называемая «серебряная золотая» (Silbergelb ) — способ окраски стекла окислами серебра, в результате чего оно приобретало желто-золотистый цвет. Окраске подвергал не только бесцветную, но и цветную стеклянную массу, в результате чего получали недоступные раньше цвета и оттенки. Стала популярна гравировка — специальным колесиком на поверхности стекла вырезались узоры, которые особенно эффектно выглядели на многослойном стекле. Все эти усовершенствования привели к тому, что в XV столетии предпочтение отдавалось уже не цветным стеклам ярких и насыщенных тонов, а бесцветным, покрытым полихромной росписью. В витражах стали активно использовать приемы обычной живописи, контурная линия постепенно потеряла свою силу и выразительность, приобрела мягкость, перейдя в разряд «живописных » средств. Мастера наступившей эпохи Возрождения воздавали великолепные картины на стекле, искусно решая проблемы перспективы, объемности форм и реалистичности изображения. В это же время разноцветные окна стали принадлежностью не только церквей, но и светских сооружений — ратуш и дворцов знати. Вплоть до XVI в. в жилых домах использование стекла было большой редкостью в связи с его дороговизной и малодоступностью. Ситуация изменилась лишь после распространения в XVI веке лунного способа в изготовлении плоского стекла. Витражное искусство развивалось в это время не только во Франции и Германии, но и в Англии, Испании, Италии, Фландрии, Швейцарии. В Швейцарии с конца XV в. распространяется мода на небольшие панно, подвешиваемые перед окном. Это так называемые кабинетные витражи. Как правило, изображались на них гербы или события из жизни заказчика. Они получили распространение также в Германии, Нидерландах и Англии.


Витраж (фр. vitrage — остекление, от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.


Изготавливается изделие из бесцветных стекол, цветных, либо с росписью по стеклу специальными красками, либо без них. Вариантов много, как и много техник работ по созданию витражей.


Зачем нужен витраж? Это прелестное украшение и художественное яркое решение для любого интерьера, это оригинальный заменитель стекла и одновременно возможность, не упускать солнечного света, оставаясь спрятанным от чужого внимания.


История витражей начинается глубоко в древности, и,как бы случайно. Но ее дальнейшее развитие показало, что эта оригинальная находка таит в себе бездну потенциальных открытий и применений. Сначала витражное искусство используется в церквях, храмах, дворцовых зданиях. Но позднее интерес к витражам проявляется и со стороны светского общества.

Изначально стекла вставлялись в проемы, затем появляются первые мозаичные картины. Вырезались куски цветного стекла, которые вставлялись в оправу из металла, а уже саму оправу водружали на место предполагаемого витража. Оправа представляла собой некий узор, как правило, это был геометрический орнамент или изображения растений. Для больших окон или проемов выбирались краски более темных и насыщенных окрасок, нежели для небольших оконцев.


Когда витраж стал популярен, начались эксперименты мастеров с красками, в процессе которых выяснилось, что стекла могут быть окрашены и интенсивнее. В период 9-10 веков нашли новый способ окрашивания стекол обжигом, что в свою очередь положило начало живописи по стеклу.

Прелесть витражей и мозаичных панно заключается не только в том, что это сделано из стекла, но и в том, что картина, созданная таким образом, никогда не изменить своих ярких красок и очертаний. А игра льющегося или затухающего света и бликов на такой картине всегда будут будоражить воображение.

Витраж возник в эпоху христианского храмового строительства. До этого древние римляне и греки выкладывали мозаики стен и полов из непрозрачного стекла. Основой христианского храма стал базилик - тип общественного здания, у храма были оконные проемы, этим он отличался от античного, их закрывали витражами.


Во второй половине пятнадцатого века придумали технологию создания прозрачного стекла в Венеции. С тех пор витраж стал полноправной частью интерьеров. На витражах изображались сцены из Библии, он стал олицетворять христианскую мифологию.

Важными ступенями в развитии искусства витража была цветовая палитра, и каждый новые цвет, оттенок и эксперимент, который удачно заканчивался, становился еще одним маленьким завоеванием мастеров витражей и мозаичистов. Все это происходило на фоне относительно небольших успехов в стекловарении, которое долго добивалось успехов и не дотягивало до намеченных целей.

Палитра, которой пользовались мастера еще с времен средневековья, поражала своим богатством и разнообразием. Шесть цветов, основных, и их оттенки: синий, желтый, красный, белый, зеленый и пурпурный. Кроме шести вышеназванных основных существовали и многие оттенки каждого из них. Самым популярным, любимым художниками цветом, был пурпурный. Чаще всего оттенки пурпурного использовались для передачи цвета тел на сюжетных рисунках - это пурпурный неяркий оттенок. Само стекло в его бесцветном состоянии содержало некоторый оттенок. Например, не слишком яркий, но заметный желтый оттенок, отдававший голубизной, «морской» оттенок, перламутровый и немного зеленоватый.

Витражи и история их развития очень тесно связаны со стилем готики, развитым в средние века во множестве стран. Готика преимущественно коснулась храмовой архитектуры и дворцовых построек. Готика - это строгие религиозные храмы со шпилями, уходящими стрелой в голубое небо, с вытянутыми и аскетичными формами. Затем получила распространение аристократическая и рыцарская готика. Именно в готическом стиле развилось искусство витражей: строгий стиль прекрасно гармонировал с яркими и светящимися на фоне песчаника витражными окнами, достигавших огромных размеров.

Усложнялась живопись по стеклу, развитие «колористики» для витражей давало прекрасные результаты и позволяло утоньшать и детализировать рисунки. Большие, а иногда просто огромнейшие, пространства окон позволили не использовать свинцовую арматуру. Ведущая роль отдается главному архитектору, который вместе с мастером витража или живописцем должен был согласовать до деталей сочетание стилей, чтобы вся композиция витража соответствовала и органично вписывалась в ансамбль. Это был один из лучших периодов «жизни» витражей.


Чуть позже появляется момент соперничества между настенной живописью и живописью по стеклу. Некоторые наиболее выдающиеся работы великих мастеров-художников, выполненные на холстах, специально переносятся и дублируются на стеклах.

Живопись на стекле развилась из первых, совершенно произвольных сюжетных плоскостных рисунков и простых орнаментов до намного более сложных и усовершенствованных с помощью различных методов картин. В период расцвета этого искусства стали создавать не просто витражи, расписанные сюжетами, а целые циклы. Орнамент и сюжетная живопись пересекаются: орнаментальные узоры дополняют и продолжают сюжет. Рисунки максимально усложнились, проявилось богатство оттенков в передаваемых картинах.

Еще одним видом существовавшего популярного применения витражного искусства была так называемая кабинетная живопись. Бедные люди не могли себе позволить в доме или в малюсеньком оконце ставить витраж, а вот аристократы - вполне. В кабинетах делалось бесцветное стекло, на фоне которого и вставлялся для украшения цветной витраж. Таким образом, украшалась обстановка и был сделан акцент в кабинетном интерьере. Эпоха Возрождения изменила отношение к витражам, они пережили всплеск в истории и отошли на второй план.

Ренессанс принес с собой новые правила и образцы в архитектуре, одно из которых было увеличение света в храме, что означало сокращение популярности для искусства витражей и мозаик. Но это не означало конца или затухания мастерства.


Развитие в областях науки, в частности в химии позволили достичь новых высот в науке стекловарения и красящих веществ. Кроме того, общие для живописи достижения в качестве изображения человеческого тела и пропорциональных фигур дали необходимые знания и для живописцев по стеклу.


Итак, что же происходит с витражами в эпохе Ренессанса? Во-первых, новый шаг в стекловарении - создаются стекла большого размера, бесцветные стекла хорошего качества. Немного меняются приоритеты: собственно витражи и мозаики не так популярны, как расписанные стекла. Во-вторых, продолжает использоваться стиль гризайль. В-третьих, чтобы увеличить спектр возможных оттенков, художники начинают использовать эффект наложения цветных стекол.



Художниками Возрождения создаются очень сложные мнокомпонентные изображения с выраженными объемностью и перспективой. Круглые медальоны, украшенные фигурными ансамблями, вставленных в витраж, отдают свое место пейзажам, изображающих архитектуру готики с балдахинами, прорисованными драпировками, ярко прописанными фигурами, исторические сюжеты на все полотно витража.




Похожие публикации