Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Современные действующие старообрядческие монастыри. История иргизских старообрядческих монастырей

Это странное место с запутанной историей находится в пяти минутах от не самой отдаленной станции московского метро. При этом оно малоизвестно, во всяком случае муж, проживший в этих краях немало, знал о нем на уровне "да, вроде там что-то есть".
На полноценную историческую справку у меня нет энтузиазма, да и уровень знаний в религиозных вопросах мал. Поэтому прошу простить, если что-то слегка перепутаю.
Это место - один из центров московского старообрядчества. Сначала появилось кладбище, возникшее здесь в 1771 году во время эпидемии чумы. Под предлогом чумного карантина были созданы богадельни. Все это организовывал и финансировал купец-старообрядец Ковылин. На рубеже веков появились мужской и женский старообрядческие монастыри (с кладбищем между ними), вокруг располагались дома, магазины, фабрики: община насчитывала около 10 тысяч человек.
В середине 19 века начался новый виток гонений на старообрядцев. Им был оставлен только бывший женский монастырь. Он закрывался при советской власти, но затем был восстановлен (правда часть территории бывшего монастыря занимает Преображенский рынок); вход туда для посторонних закрыт (можно попасть с экскурсией).
А на территории бывшего мужского монастыря был создан Никольский единоверческий монастырь (единоверцы сохраняли старую обрядность, но признавали юрисдикцию РПЦ). Он просуществовал до 1923 года. В последние годы его храмы принадлежат православному приходу, но основной храм он делит с московской поморской старообрядческой общиной.
Вот такая запутанная история. Разобравшись в ней в первом приближении, можно наконец посмотреть (съемка середины апреля).
Самое красивое и гармоничное, что мы увидели - часовня Николая Чудотворца на Преображенском кладбище. Построена в 1805 году, архитектором предполагали Баженова (и неудивительно - и по стилю похоже, и чувствуется рука незаурядного мастера), но авторство принадлежит Федору Соколову. Это стиль "русской готики", считалось, что образцом послужило оформление Царицынского дворца. Часовня отреставрирована в 2002 году, сейчас находится в хорошем состоянии и принадлежит старообрядцам.

В нынешний старообрядческий монастырь, как я уже сказала, доступа почти нет, можно лишь любоваться оградой с башенками (начало 19 века).

А вторая половина территории доступна для посещения.
Храм Николая Чудотворца построен в 1784-1790 гг. Архитектор - тоже Федор Соколов, хотя и здесь предполагали руку Баженова.

Второй храм - надвратный храм Воздвижения креста господня - построен в 1801 году тоже Ф.Соколовым. При советской власти все пять глав его были сломаны. В постсоветское время они восстановлены, сейчас здесь находятся иконописные и реставрационные мастерские.

И наконец очень красивая колокольня. Построена в 1876-79гг. получила неофициальное название "Преображенская свеча". Ее отреставрировали еще при советской власти, но колоколов на ней нет.

Вот такое странное место. Показалось мрачноватым, но красивым и неожиданным. Столько роскошной "русской готики" в одном месте не знаю, есть ли еще где-нибудь в Москве

А вот так все это выглядело в 1882 году (фото из Википедии)

С пятницы на субботу, покатались по Ярославским землям- Переславль-Залесский, Ростов, Борисоглебский, Улейма, Углич, дальше через С-Пасад домой в Москву. Так как главная цель нашей поездки- староверческий монастырь в Улейме, то и начну с него.
Фотографии с моей мыльницы нет смысла вываливать, тем более жизнь в монастыре крайне не богатая и было бы лучше не фотографировать, а хоть чем то помочь... под катом выложу старые фото с http://www.temples.ru .
Экскурсию нам провела настоятельница монастыря- матушка Олимпиада. (насилу упросил сфотографироваться).
Ето крыльцо Введенской церкви, сейчас там инокини молятся, раньше в Троицкой надвратной, но там произошел пожар, потихоньку идет ремонт.

Находится монастырь в селе Улейма, на одноименной реке, в 12 км. на юг от Углича, а мы ехали из Ростова- примерно 80 км.
По преданию, монастырь основал в XV веке ростовский инок Варлаам, который принёс сюда икону Николы Чудотворца из итальянского города Бари. В 1469 году на средства углицкого князя Андрея Васильевича здесь были построены деревянная часовня Николы Чудотворца, кельи для монахов и ограда. В 1563 году углицкий князь Юрий Васильевич построил здесь деревянную церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 1589 году в монастыре был поставлен первый каменный Никольский собор.

В Смутное время, в 1612 году, монастырь был разрушен поляками, от которых в стенах монастыря оборонялись две тысячи крестьян и монахов. Последние защитники укрылись от врагов в стенах Никольского собора, рухнувшего в результате подкопа и похоронившего под своими стенами сотни людей. Строительство нового Никольского собора на подклете прежнего началось в 1620-е годы.

Акварель В.И.Серебрянникова, 1840-е годы
Никольский собор,Надвратная Троицкая церковь и Введенская церковь.

В советское время, монастырь был упразднен и заброшен, лишь в конце 60-х началась реставрация.
Фото 1973 года.Никольский собор.

В 1992 году Николо-Улейминский монастырь возродился как мужской монастырь Русской Православной старообрядческой Церкви (Белокриницкое согласие). Но из-за малочисленности насельников был превращён в женский. По большому счету, ето единственный старообрядческий м-рь в России, остальные живут по скитам.
Еще раз друзья, обращусь к вам с просьбой, если есть возможность помочь хоть какой копейкой, то поверьте, инокини помоляться о вашей безсмертной душе, а уж чадам РПСЦ, было бы стыдно не помочь- едиственному монастырю в России.
Номер счета казначея монастыря инокини Иларии (Кирьянова Ирина Ивановна): Сбербанк 4276 7700 1709 4019.

Хозяйство огромное, а помощников не так много...
2002г.

сейчас, в етом году, залили бетоном дорогу... у матушки Олимпиады мечта... столбы електрические сменить, держаться на честном слове и на проводах

Вход сейчас, через северные ворота.

Встречали нас, наши старые знакомые Павел и Елена Карповы и их младшая дочка Анюта, так то они наши прихожане с "Белорусской", но летом живут в Угличе.

Единственный мужчина- дед Михаил.

Заглянул в подвал... картошка в етом году не уродилась. Как правда и у всех (((.


История иргизских старообрядческих монастырей.
И.В.Полозова.
«Старообрядество: история, культура, современность» выпуск 13 Москва 2009

Иргиз - крупнейший старообрядческий центр конца XVTII-первой половины XIX столетия. Известно, что интенсивное заселение этого края начинается в XVIII в.. вследствие издания правительственных указов 1716, 1718 и 1727 гг. о колонизации заволжских земель. Именно в это время появляются первые старообрядческие поселения на берегах р. Большой Иргиз. Важное значение для освоения этих земель старообрядцами имел манифест Екатерины II от 4 декабря 1762 г. В нём была обещана свобода богослужения и некоторые другие льготы старообрядцам, мигрировавшим из России от политики жестокого преследования «инакомыслящих»: «Бежавшим из своего отечества подданным возвращаться позволяем и обнадеживаем, что хотя б по законам и следовало учинить наказание, но, однако ж, все их до сего преступления прощаем, надеясь, что они, восчувствовав к ним сии наши оказываемые матерний щедроты, потщатся, поселясь в России, пожить спокойно и в благоденствии в пользу свою и всего общества». В результате этих многообещающих перспектив во второй половине XVIII в. происходит активное переселение старообрядцев на территорию Заволжья. Значительная часть прибывших староверов осваивает земли вдоль р. Большой Иргиз, в результате чего здесь образуются старообрядческие поселения, в том числе слободы Балаково, Мсчетная (ныне г. Пугачёв), Каменка, Криволучье, Преображенка и др. .
Большая часть переселенцев прибыла на Иргиз с Ветки, где в 1764 г. по распоряже¬нию Екатерины II началась кампания, названная «вторая выгонка Ветки» (3). Именно выходцами из Польши были основаны старообрядческие монастыри на Иргизе. Уже в
1762 г. здесь поселяются первые старообрядцы с Ветки, основавшие свои обители. Так, в
1763 г. образуется Авраамиев скит (с 1786 г. - Нижне-Воскресенский монастырь), в 1764 г. - Пахомиев (с 1788 г. - Средне-Никольский монастырь) и Исаакиев (с 1783 г. - Всрхне-Успенский, в 1804 г. преобразован в Спасо-Преображенский монастырь), в 1765 г. - Магаритин скит (с 1782 г. - Верхне-Покровский женский монастырь), в 1783 г. - Анфисин скит, (впоследствии Средне-Успенский женский монастырь).
Иргизский край как нельзя более подходил для замкнутой и обособленной жизни следователей старой веры: глухие непроходимые леса, извилистое течение Иргиза, непроторенные тропы, а также большая отдалённое от крупных населённых пунктов позволяли старообрядцам максимально отстраниться от мирской суеты и надзора со стороны правительства и господствующей церкви.
Нижне-Воскресенский монастырь (1763-1829). Авраамиев скит основан уроженце с. Садовка Вольского уезда Саратовской губернии. Инок Авраамий, поселившийся в стаобрядческой слободе на Ветке, после манифеста 1762 г. возвратился на родину вместе с товарищами, где организовал общежительство и построил часовню. В 1786 г. здесь на месте часовни создан храм Вознесения Христова и скит был преобразован в монастырь. 1795 г. старообрядцы построили ещё один зимний храм во имя Рождества Богородицы с пределом апостола Иоанна Богослова. 27 июля 1829 г. указом Синода монастырь обращен единоверческий и получил статус общежительного монастыря третьего класса.
Средне-Никольский монастырь (1764-1837). Пахомиев скит располагался несколь выше по Иргизу, напротив слободы Мечетной. Его обосновал также выходец с Ветки, иеромонах Пахомий. В 1790 г. здесь был построен Никольский храм, и скит преобразовали в монастырь. В 1798 г. построена Покровская церковь. В 1837 г. монастырь преобразован мужской единоверческий.
Верхне-Успенский, или Спасо-Преображенский, монастырь (1764-1841). Исаакиев скит основал переселенец с Ветки, священноинок Исаакий. В 1764 г. здесь возводится Покровская часовня, к которой позже пристраивает алтарь. В 1783 г. освящается второй, Успенский храм. В 1798 г. в монастыре произошел пожар, в результате которого сгорели все монастырские постройки. Однако сразу после пожара старообрядцами возведён новый Преображенский собор, и в июне 1804 г. произошло освящение вновь выстроенной деревянной церкви во имя Преображения Господня. В 1841г. монастырь обращен в единоверие и получил статус общежительного монастыря третьего класса.
Верхнее-Покровский женский монастырь (1765-1836). Основательницей скита являлась инокиня Маргарита (Матрона Матвеевна Ильина, дочь симбирского купца), долгое время проживавшая на территории Ветки. Ею был организован один из самых больших старообрядческих монастырей. Женские монастыри на Иргизе не имели церквей, и силами старообрядцев в 1782 г. здесь была выстроена одна просторная деревянная часовня. В 1836г. монастырь отказавшийся принять единоверие, императорским указом был закрыт.
Средне-Успенский монастырь (1783-1837). Его основательница инокиня Анфиса, вместе с сестрами также переселилась из Польши. Монахини основали скит, а в 1796 г. здесь была построена часовня во имя Успения Пресвятой Богородицы. В 1815 г. монастырь полностью сгорел. После пожара инокини перебрались на новое место, недалеко от Средне-Никольского мужского монастыря, и вновь выстроили часовню. В 1837 г., после отказа монастырских насельниц принять единоверие, монастырь 6ыл закрыт.
В период зарождения и развития иргизских монастырей население скитов возрастало с потрясающей интенсивностью. Так, по переписи 1762-1765 гг. в Авраамиевом скиту проживало 17 человек, в Пахомиевом - 29, Исаакиевском 37. К 1797 г. по официальным сведениям в монастырях проживало уже 165 человек по седьмой ревизии 1827 г. - 209 мужчин и 154 женщины. В реальности проживающих в скитах было значительно больше, так не все жители монастырей обладали документами которые следовало представить официальным переписчикам: «слепых», то есть беспаспортных, на Иргизе всегда было гораздо больше, чем «лицевых».
Статистические сведения, предоставляемые правительством, были явно занижены, по другим данным, в 1827 г. в Средне-Успенском монастыре проживало 128 инокинь и 147 послушницы, а всего 302 человека; в Верхнее-Покровском монастыре 20 схимниц, 300 инокинь и 200 белиц, всего 502 человека. По данным Н. Попова, только в Нижне-Воскресенском монастыре число всех жителей с проживающими приезжими старообрядцами доходило до 300 человек, Верхне-Покровском от 50 до 400, в Средне-Никольском от 500 до 700 монахов и послушников, в Средне-Успенском - до 600 человек монахинь и послушниц. В 1828 г. в Спасо-Преображенском монастыре было 87 келий, в Верхне-Покровском - 100 дворов и 200 келий, в Средне-Успенском 145 келий, в Средне-Никольском - 61 келья. Кроме того, в каждом монастыре имелись отдельные строения для библиотеки, общей трапезы, настоятелей и др. Увеличилось и число монашествующих, которое по отдельным монастырям колебалось от 100 до 700, и в общем количестве достигло 3000 человек.
При этом следует учитывать, что также в геометрической прогрессии увеличивалось и число старообрядцев в окрестных селениях. Практически всё население округи обращалось за исправлением треб в иргизские монастыри. Как значится в записках современника, в уезде проживало до 25000 старообрядцев одного только беглопоповского согласия. Эти сведения представляются тем более правдивыми, что официальная церковь вплоть до 1830-х годов не уделяла краю необходимого внимания. Часто новообрядческие церкви находились друг от друга на расстоянии 70 км. Поэтому во многих прииргизских сёлах верующие жили в браке без венчания, умирали без покаяния, хоронились без отпевания. В результате со времени заселения этих мест старообрядцами большая часть православных приняла старую веру. О переходе в старообрядчество обитателей окрестных сёл мы находим многочисленные свидетельства в архивных документах. В конце XVIII в. «жители различных губерний, начавшие переселяться в сей необжитый край, не имели у себя ни церквей, ни священников для исправления христианских треб, посему по необходимости должны были обращаться с требами в иргизские монастыри». Практически все сёла Николаевского уезда, где располагались Иргизские монастыри, были «совращены к расколу»: Большой Красный Яр, Давыдовка, Каменка, Натальино, Порубежка и многие другие. Приведём только некоторые имеющиеся факты проживания монахов и монахинь с Иргиза в городах и сёлах губернии: с. Давыдовка, Пузановка, д. Большой Кутум, г. Вольск и др. Таким образом, старообрядчество являлось наиболее близкой, а часто и единственной религиозной конфессией на изучаемой территории и, следовательно, оказывало значительное идеологическое влияние на местное население.
В 1780 г. настоятель Верхне-Успенского (впоследствии Спасо-Преображенского) монастыря Сергей Юршев получил официальное разрешение отправлять здесь богослужение по старым обрядам. С этого времени начинается активная публичная деятельность монастырей по окормлению старообрядческой паствы не только беглопоповцев Саратовской губернии, но и многих других территорий населённых старообрядцами.
В октябре 1782 и мае 1783 гг. в Успенском монастыре проходил Первый, а в декабре 1783г. Второй Собор. На этих «всеобщих собраниях» решался один из самых важных для старообрядцев вопросов: о законности принятия беглых священников из господствующей
церкви через миропомазание с оставлением их в прежнем сане. В результате активных и грамотных действий иргизских монахов соборными постановлениями 1783 и 1792 г. Иргиз добивается монополии на приём и «исправу» беглых священников. С этого периода беглопоповские старобрядческие общины России для исполнения церковных треб принимают только священников, которые получили «исправу» на Иргизе. Так Иргиз завоевал единоличное право на поставление священников для старообрядцев по всей территории страны, тем самым значительно укрепив свой авторитет в глазах приверженцев старой веры.
В начале 1790-х годов из иргизских монастырей стали рассылать исправленных попов, уставщиков, которые могли совершать повседневные службы, крестить, исповедовать и даже приобщать. Одновременно в мужских монастырях проживало до 40 священников, из которых одни находились на постоянной службе монастырях, другие выполняли требы, посещая старообрядцев соседних уездов и губерний, а третьи проходили исправу и обучались традициям старообрядческого богослужения.
По сведениям единоверческого архимандрита Платона, только в Нижне-Воскресенском монастыре при настоятеле Прохоре беглых попов было около 50 человек, «из коих все, по справе разосланы по разным местам России к раскольникам».
На Иргизе проживали и «исправлялись» священники со всех регионов Поволжья, основную группу которых составляли свяшенники, прибывшие из Саратовской, Симбирской и Казанской губерний. Кроме того, значительное колличество беглого священства приезжало и из других районов России: Астрахани, Вятки, Калуги, Костромы, Пензы, Сызрани, Тамбова, Чистополя, Ярославля и др.
Историки приводят многочисленные примеры прошений старообрядцев Саратовской губернии о дозволении им принимать с Иргиза «исправленных» священников. Так, в Вольске старообрядцы пригласили с Иргиза «двух священников и диакона, которые в 1817г. открыто служили и даже совершали торжественные крестные ходы с колокольным звоном»; в 1828 г. прихожане с. Сухого Отрога, Кормежки, слободы Криволуикой и д. Большой Кушум обратились с прошением к князю Волконскому о дозволении им исправлять требы у священников иргизских монастырей; в 1851 г. священник господствующей церкви г. Вольска сообщает: «есть слухи, что требы у беглопоповцев исправляет вышедший из бывших раскольников иргизских монастырей, Вольский мещанин, называет себя о. Исакием». Кроме того, учение иргизских старообрядцев достигло и отдалёных сёл губернии: Салтыково Аткарского уезда, Алексеевка, Болтуновка Хвалынского уезда и др..
Старообрядцы разных регионов на Иргиз посылали многочисленные запросы с просьбой прислать им исправленных попов. В 1803 г. такое прошение поступило от жителей г. Городца Нижегородской губернии, в 1811 г. от старообрядцев Ярославской губернии, в 1812 и 1816 гг. - Владимирской губернии, в 1818 г. - Екатеринбургской, Оренбургской, Тобольской и Томской губерний. Иргизские миссионеры часто путешествовали с Иргиза на Дон и обратно. В Пермскую губернию «толпами посылались беглые попы с Иргиза, а постриженники иргизские заводили скиты и часовни».
Довольно быстро роль иргизских монастырей становится в мире старообрядчества очень значительной, что дало повод исследователям истории саратовского края сравнивать эти монастыри со знаменитыми православными центрами, такими, как Киев и Афон. «Весть о формальном разрешении для Иргиза богослужения по старому обряду быстро разнеслась по России. С Урала, Дона, Волги, из отдалённой Сибири, с гордой Невы - отовсюду потянулись сюда вереницы богомольцев. Одни шли на поклонение святыням, веря легенде, будто места для построения иргизских скитов указаны были основателям самим Богом и будто на Иргизе, как и на Керженце, почивают нетленные мощи подвижников; другие шли сюда для получения запасных даров». Герои романа П.И. Мельникова говорят об иргизских монастырях как о столице православия: «Как по падении благочестия в старом Риме Царьград вторым Римом стал, так и по падении благочестия во святой Афонской горе второй Афон на Иргизе явился... Поистине царство иноков было... Жили они беспечально и во всем изобильно...».
Монастыри поддерживали тесные контакты со всем старообрядческим миром России. Так, на освящение вновь выстроенной деревянной церкви во имя Преображения Господня в Спасо-Преображенском монастыре 9 июня 1804 г. прибыли гости из разных губерний страны: «иеромонахи 2 и 2 иеродьякона, 10 попов, 6 дьяконов и старообрядцы различного звания, а именно: Уральского войска старшин, имеющих штаб- и обер-офицерские чины 27; рядовых казаков 500, Донского войска старшин 10, рядовых 35; сибирских купцов: екатерининских - 27, пермских - 30, иркутских - 20, казанских - 35, самарских - 45, саратовских -260, Вольских - 120, хвалынских - 80, астраханских - 30, из различных губерний земледельческих крестьян и прочего звания мужеска пола до 4000, а всего 5537 человек». Если доверять указанным в документе цифрам, то значительное количество монастырских гостей свидетельствует не только об обширных контактах старообрядцев, но и о внушительном авторитете монастырей. Влиятельные и могущественные покровители старообрядческих обителей прилагали много усилий для того, чтобы слава иргизских монастырей не только не меркла, но, напротив, преумножалась.
Расцвет иргизских старообрядческих монастырей, их значительно усилившееся влияние на жителей губернии и всей России не могли не волновать официальную власть. В связи с этим предпринимались неоднократно попытки ограничить рост их авторитета. 2 августа 1828 г. последовал высочайший указ о подчинении этих монастырей губернскому начальству и их подготовке к переходу в единоверие. После передачи иргизских обителей в ведение губернского начальства был запрещён приём в них новых насельников, а жившим там до ревизии 1827 г. - свободное передвижение монахов по территории России.
Реорганизация монастырей привела к тому, что большая часть старообрядцев, не пожелав принять единоверие, вынужденно покинула свои обители. Основная масса иргизских насельников была направлена в места их прописки, а остальные старообрядцы насильственно высланы в отдалённые регионы страны. Так, после перехода в 1829 г. Нижне-Воскресенского монастыря в единоверие из числа почти 60 насельников, воспротивившихся его принятию, одни были отданы в солдаты, другие сосланы в Сибирь. Некоторые из монахов реорганизованных монастырей отправились на поиски лучших мест для проживания, где можно было бы без пристального надзора властей следовать своим обычаям и обрядам. «Большая часть населения иргизских монастырей после их обращения немедленно разбрелась не только по Среднему Поволжью, но по губерниям всей России, преимущественно по Московской, Тамбовской, Тверской, Вятской, Владимирской, Нижегородской, Смоленской, Оренбургской и др. Так велико было нравственное притяжение иргизских общин, что ним притекали разнородные и едва ли не мые крепкие силы раскола из всех конц России».
Странствующие иргизские монахи вы вали со стороны населения к себе большое чувствие, «их считали мучениками за веру, имели с ними сношение и благоговели перед ними». Тем самым правительство не только не способствовало борьбе со старообрядчеством, но и, наоборот, неосознанно помог ему распространять старую веру и «сеять плевела раскола» по всей территории страны.

В третьей части речь пойдет о старообрядческих храмах других согласий. В первой и второй частях я рассказал о храмах Белокриницкого согласия, самого крупного среди староверов. Их духовный центр на Рогожской был основан в 1771 году в связи с эпидемией чумы. В том же году и по той же причине возникла и Преображенская община федосеевцев. Особую роль сыграл один из дворовых людей князей Голицыных, купец Илья Алексеевич Ковылин, организовавший богадельню и спонсировавший масштабное строительство. А так как Ковылин был федосеевцем (одна из крупнейших конфессий беспоповства), Преображенская община стала центром этой конфессии, да и вообще беспоповства в России. В 1784—1811 годы по проекту архитектора Ф. К. Соколова (на средства и под руководством купца Ковылина) был построен большой комплекс сооружений (в который входили мужской и женский монастыри) в подражание Выгорецкой пустыни.


Федосеевский монастырь, позже Никольский единоверческий

На кладбище и вокруг него Ильей Алексеевичем Ковылиным постепенно были построены дома, магазины, фабрики и молельни. В начале XIX века здесь было около 10000 прихожан. А в окрестных приютах насчитывалось до 1500 человек. Таким образом община стала крупнейшим благотворительным заведением Москвы.
«Для ограничения деятельности раскольников» по указанию императора Николая I 3 апреля 1854 г. Успенская церковь была передана единоверцам (то есть старообрядцам, признающим власть Московского патриархата). В 1866 мужской двор переселён на женский, где сохранилась старообрядческая община, а на территории бывшего мужского двора открыт Никольский единоверческий монастырь. На Преображенском кладбище находилась богатейшая библиотека сочинений о расколе, собранная купцом А. И. Хлудовым; хранились древние иконы (в том числе 1300 икон, собранных Е. Е. Егоровым), произведения древнерусского искусства. В 1920 все федосеевские молельни, кроме Крестовоздвиженской, закрыты, призреваемые выселены. В начале 1920-х гг. закрыт Никольский единоверческий монастырь. Библиотека Хлудова и часть собрания Егорова переданы в Государственный Исторический музей, древние иконы — так же в Исторический музей, откуда потом часть из них попала в Третьяковскую галерею и небольшое количество в Музей Коломенское. В 1920-х гг. в здании бывшей монастырской школы и в кельях монастыря открыта трудовая школа, а после размещались различные учреждения, например общежитие завода Радио.
Вход в монастырь - через Крестовоздвиженскую надвратную церковь, перестроенную в 1854 году (надстроены главки) из староверческой моленной (т.е. молитвенного дома) 1801 года постройки.

Старообрядческая (федосеевская) церковь Воздвижения Честного Креста Господня

Напротив Крестовоздвиженских ворот - старейший храм Преображенской общины: Никольско-Успенская церковь. Храм был построен в 1784 году, и первоначально носил посвящение Успения Пресвятой Богородицы. В Никольский храм был переосвящен в 1854 году, тогда же был перестроен, в том числе получил ненужную беспоповцам апсиду. Архитектором собора прежде считался предположительно В.И.Баженов, но по последним, наиболее достоверным разысканиям проект это был Ф.К.Соколова. Ныне в здании церкви находятся два храма разных конфессий, разделённые глухой стеной: Никольская церковь новообрядцев в западной части, а в восточной Успенская поморская. Вообще-то, беспрецедентный случай!

Старообрядческая (поморская) церковь Успения Пресвятой Богородицы и Никольский храм


Восточная, старообрядческая часть храма

Колокольня, построенная уже при единоверцах, в 1870-е годы - хотя и выдержана в едином стиле с изначальными постройками, немного от них отличается:
Изначально ни один храм Преображенской общины не назывался "церковью" - были или моленные, или часовни. Успенская часовня стала церковью, видимо, только при единоверцах, получив апсиду, а потом это название распространилось по всей общине.
После Великой Отечественной войны «Преображенское» стало фактическим центром всего российского беспоповства, там располагались духовные центры трех согласий — старопоморского (федосеевского), брачного поморского (ДПЦ) и филипповского.
Преображенское кладбище рядом с монастырем долгое время было исключительно старообрядческим. На кладбище много купеческих захоронений. Во время Великой отечественной войны начались активные гражданские захоронения. На воинском участке могилы более 10 тысяч бойцов и командиров Красной Армии.

Старообрядческая (федосеевская) часовня Николая Чудотворца "О девяти крестах" на Преображенском кладбище

Старообрядческая (федосеевская) часовня Воздвижения Честного Креста Господня на Преображенском кладбище

Ещё одна надмогильная Федосеевская часовня на Преображенском кладбище

В полусотне метров севернее Никольского монастыря, находится Преображенский старообрядческий (федосеевский) богадельный дом . В обычном понимании это монастырь. Сейчас это называется паломнический центр старообрядцев-поморцев имени протопопа Аввакума. Архитектурный ансамбль этой части сохранился со времен постройки почти без изменений, а сама женская часть была более обширной и упорядоченной. Ныне вся она принадлежит федосеевцам - второму по времени возникновения (1706 год) и самому крупному течению беспоповства, отколовшемуся от поморцев из-за того, что те сотрудничали с "властью антихриста" - например, молились за царя. Федосеевцы (или старопоморцы) - более радикальное крыло, они сохранили только 2 православных обряда (Крещение и Покаяния), отвергали бракосочетание, и их принципиальная позиция - неприятие любой существующей власти.

Воздвиженский Собор

Моленная Успения Пресвятой Богородицы

Моленная Преображения Господня

Моленная Покрова Пресвятой Богородицы

Моленная Всемилостивого Спаса

Моленная Пророка Илии

Помимо Преображенского кладбища, в Москве есть еще несколько старообрядческих объектов, о которых я не рассказал в первых двух частях. О храме Покрова Пресвятой Богородицы в Замоскворечье уже шла речь во второй части. Освящен он 26 сентября 1910 года как белокриницкий. В 20-х годах закрыт. А в 1990 году храм был передан другому толку старообрядчества - Древле-православной церкви (ДПЦ).

Первая старообрядческая церковь поморской общины, построенная сразу же после выхода царского манифеста о веротерпимости 1905 г. Идея постройки храма принадлежала давним и близким сотрудникам В. Е. Морозова и его сыновей: И. К. Полякову, директору правлений «Товарищества мануфактур В. Морозова с сыновьями», а также И. И. Ануфриеву, члену правления товарищества. Построена в 1907-1908 гг. в древнепсковском стиле с привнесением особенностей поморского зодчества, что выражалось не только в отсутствии алтаря, но также в строгости и скромности архитектурных форм и интерьера. На фронтоне звонницы были помещены фигуры двух ангелов, поддерживающих икону Спасителя (не сохр.). В 1930 г. храм закрыли. В нем помещался детский театр, библиотека, завод… С 1960-х гг. церковь занимал цех швейной фабрики «Космос». В настоящее время ведется активная реставрация.


Фото 1991 года (автор aj1972)

В бывшей трансформаторной разместилась Федосеевская моленная на Семёновской

А теперь немного о зданиях в которых были старообрядческие церкви или моленные.
Кто проезжал по улице Бауманской, ни мог не обратить внимание на то, что осталось от колокольни бывшей старообрядческой церкви Екатерины Великомученицы . Располагалась он в доме купца 2-й гильдии И.И.Карасёва с 1872 года, на втором этаже. В 1915 году по проекту Н.Н.Благовещенского была построена та самая, отдельно стоящая колокольня. Церковь принадлежала Никольско-Рогожской старообрядческой общине (так называемой "беглопоповской"). Считается, что верхняя часть колокольни - это миниатюрная копия колокольни на Рогожском кладбище. В 1979 году дом Карасёва, где размещалась церковь Святой Екатерины, был снесен, а колокольня сохранилась.

Недалеко от Курского вокзала, в Подсосенском переулке, дом 21, стр. 3, располагалась старообрядческая (поморская) моленная в доме Морозова

В Замоскворечье, на Бахрушина, в здании, сейчас обстроенном и устроенном в нём кинотеатре, в бывшем доме Лубковой была домовая старообрядческая (ДПЦ) Казанская церковь

Выше я упоминал единоверцев. Единоверие нельзя в буквальном смысле назвать староверием. Хотя они признают древние богослужебные чины (двоеперстие, служба по старопечатным книгам и др.) и бытовой уклад, НО и, признают иерархическую юрисдикцию Московского Патриархата.
Всё же, я расскажу и о их Московских храмах.
О Никольском единоверческом монастыре я рассказал выше. Расскажу ещё о трех храмах.
На Таганской улице, лом 20а находится Единоверческая церковь Николая Чудотворца, что на Студенце . Построена как «новообрядческая» в центре Семёновской слободы в 1672-1673 гг. (по другим источникам 1699-1702) на месте храма XVI в. Перестроена в 1712 г. (арх. О. Стаpцев). Храм был закрыт в 1920-е гг. Он подвергся разрушению и переделке. Здесь размещалось фабричное общежитие. В 1965 г. собирались уничтожить церковь, однако этого удалось избежать благодаря многочисленным протестам общественности. В 1966-1969 гг. была проведена реставрация. Церковь возвращена верующим в 1992 г. Вновь освящена в 1996 г. как центр Московской единоверческой общины.

В Лефортово, на Самокатной стоят рядом два больших храма. Троицкая и Введенская церкви. Строились они, и до 1930-х годов прошлого века были единоверческими. В 1990-е же были переданы для восстановления «новообрядческой» общине. Единоверческая церковь Троицы Живоначальной у Салтыкова моста была построена в 1817-1819 гг. как летний храм. Чуть позже, в 1829 г. рядом с ней был возведен зимний (теплый) храм Введения во храм Пресвятой Богородицы. Церковь относилась к Троицко-Введенской (Новоблагословенной) старообрядческой, единоверческой общине В 1931 г. храм был закрыт. Здание храма последовательно занимали под жилье, склад, помещения научного института, производственный цех. Богослужения были возобновлены в 1992 г.
, располагался недалеко от Рогожской заставы, на Владимирском шоссе (ныне шоссе Энтузиастов, территория завода "Серп и Молот"). Основан он был на Новоблагословеном единоверческом кладбище в 1862 г. в память освобождения крестьян от крепостного состояния. Окончательно устроен в 1866 г. В 1922 г. монастырь закрыли. Территория включена в состав завода «Серп и Молот» (бывший завод Гужона), храмы сломаны в 1934 г. Единственное сохранившееся здание - заложенная в 1873 году Никольская церковь (Шоссе Энтузиастов, д. 7).

В настоящее время изуродована и лишена признаков храма. Находится на пересечении Третьего транспортного кольца и Шоссе Энтузиастов. Никольская церковь была приватизирована в начале 1990-х годов и используется как офисное здание.

Похожие публикации