Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Социально педагогическая работа с детьми инвалидами исследование. Направления социально-педагогической деятельности с детьми-инвалидами

В работе социального педагога с детьми с ограниченными возможностями и их семьями осуществляются три основных направления: социальная адаптация, социальная реабилитация, социально-педагогическая поддержка и интеграция.

Социально-педагогическую реабилитацию детей с ограниченными возможностями понимаем как комплекс мероприятий по социально-педагогической поддержке и развивающе-коррекционной деятельности, направленных на восстановление разрушенных или недостаточно развитых способностей к общению, творчеству, социально-одобряемых форм поведения, в целях интеграции в общество и социальное функционирование в нем в качестве полноценного члена.

Содержание социально-педагогической реабилитации детей с нарушением слуха заключается в том, что этот процесс состоит из двух блоков: коррекционно-развивающий блок, коррекционно-педагогическая работа, лечебная деятельность по отношению к детям с нарушением слуха; социально-педагогической поддержки - развитие творческих способностей приемлемых методов обучения, организация досуга, коммуникативных способностей и жизнедеятельности со своими сверстниками.

Основными формами и методами социально-педагогической реабилитации являются: коррекционно-педагогические занятия; арт-игро-психотренинг; семейная психотерапия; общевоспитательные мероприятия; библиотерапия; проигрывание конфликтных ситуаций; ролевые игры; инсценировки; активизация мышления, памяти, внимания.

Используя и адаптируя приемы социально-педагогической реабилитации (В.Г. Бочарова, В.П. Кащенко, В.И. Шевченко и др.) наряду с общепедагогическими технологиями мы выделяем лечебно-педагогические технологии. К ним относятся снятие синдрома страха, агрессии и различных комплексов (застенчивости, одиночества, отчуждения и др.).С этой целью используются технологии: упражнения, дидактические театры, изучение, привыкание, приемы восстановления памяти, речи и т.д.Основной упор в данных технологиях делается на отбор и применение эффективных диагностик и внедрение необходимых условий социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными физическими возможностями.

Основными принципами социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов является раннее начало реабилитации, непрерывность и поэтапность ее проведения, системность и комплексность осуществление программ реабилитации детей с ограниченными физическими возможностями. Для эффективной реализации данного процесса необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, его психику, среду окружения (дом, семья, школа, медико-психологический центр и т.д.).

При организации процесса реабилитации в образовательных учреждениях необходимо организовать взаимодействие с центрами по реабилитации детей и детей с ограниченными возможностями, разрабатывать и внедрять коррекционные программы, вести подготовку кадров по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в рамках программы «Дети-инвалиды».

Одним из компонентов модели социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями является комплекс педагогических условий:1) оказание психолого-педагогической помощи семье в процессе воспитания ребенка с ограниченными физическими возможностями. 2) разработка и реализация реабилитационно-коррекционных программ основанных на творческой деятельности детей с ограниченными физическими возможностями.3) разработка и реализация индивидуальных программ реабилитации детей с ограниченными физическими возможностями.

Под интеграцией индивидов с особыми нуждами - инвалидов в общество понимается включение инвалидов в общество как полноправного членов, активно участвующих во всех сферах жизнедеятельности, освоение им экономики, культуры, науки и образования. Наукой и практикой выделены различные пути, обеспечивающие интеграцию. Здесь и роль обучения (с его содержанием и коррекционным направлением, профессиональной подготовкой), и роль воспитания, направленного на освоение инвалидами культурных и духовных ценностей, и организация их активного участия во всех сферах жизнедеятельности.

Экетернальная интеграция направлена на предоставление возможностей массовой и специальной школе для совместной работы или даже, при наличии соответствующих условий, на слияние их в одно учреждение. Это влечет за собой, к примеру, улучшение обеспечения специальным обучением детей со спе­циальными нуждами в массовых школах, тем самым сокращая число учащихся, направляемых в специальное образование. Другим примером экстернальной интеграции является coтрудничество между массовыми и специальными школами, благода­ря которому дети после небольшого периода обучения в специальной школе могут вернуться в массовое образование. Интернальная интеграция посвящена вопросам сотрудничества различных типов специальных школ и их слияния, если это возможно. Ее следствием является, к примеру, объединение под одной крышей школ для детей с трудностями в обучении и школ для детей с легкой степенью умственной отсталости.

Социальная интеграция происходит тогда, когда учащиеся со специальными нуждами, получающие отдельное обучение в специальных классах, смешиваются с учениками обычных клас­сов для выполнения целого ряда видов деятельности, получая таким образом возможность достаточных контактов со сверст­никами.

Термин «интеграция на уровне учебных планов» включает в себя случаи, когда дети со специальными нуждами и так на­зываемые нормальные дети обучаются вместе в одно и то же время, в одном и том же классе и одними и теми же учителями. Это не исключает возможности для ряда детей находиться под пристальным вниманием педагогов и иметь в течение части дня специальные занятия отдельно от остального класса.

Выделяют положительные и отрицательные аспекты интеграции. Положительное аспекты: Дети с особыми нуждами воспринимаются как равные «нормальным» детям; Ребенок не отделен от «нормальных» детей, которые могли бы способствовать его социальной адаптации; Если ребенок посещает местную школу, то нет необхо­димости отрывать его от родителей; Предполагается, что контакт детей с родителями способ­ствует их нормальному развитию. «Нормальные» дети учатся вос­принимать «особых» детей как нормальных членов общества. Отрицательные аспекты: Ребенок со специальными нуждами, учась в обычном классе, не всегда получает необходимую помощь. Ребенок со специальными нуждами требует много вни­мания со стороны учителя, что негативно сказывается на других учениках. Специалисты разных областей специального образования не всегда доступны всем школам страны. Проблемы с государственным и муниципальным финан­сированием могут привести к тому, что незначительные сред­ства, выделяемые для детей со специальными нуждами, будут рассеяны по многим школам и классам. Ребенок с трудностями в обучении может чувствовать се­бя «тупым» по сравнению с одноклассниками. Ему трудно най­ти друзей. Также есть риск дискриминации со стороны других учеников

Социально-педагогическая поддержка - совокупность социально-педагогических услуг со стороны государственных и негосударственных струк­тур в период его кризисного состояния, в сложных жизненных ситуациях. Отличительные признаки социально-педагогической поддержки - временный или частичный характер, активное участие самого нуждающегося в решении поставленных задач, использование элементов самоподдержки, возможная возвратность выделяемых финансовых средств. Работая с детьми с ограниченными возможностями, социальный педагог помогает как можно раньше организовать их лечение, консультирует родите­лей, как приучать ребенка к самообслуживанию, развивать стрем­ление к знаниям. Он помогает организовать больных детей, их контакты со сверстниками с целью привития таким детям навы­ков общения, правильного культурного поведения. Важным в физическом развитии, приобретении навыков домашнего труда и самообслуживания является организованное социальным педаго­гом трудовое воспитание и обучение больного ребенка.

Социальным педагогам, работающим с семьями детей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, необходимо помнить о постоянных стрессовых ситуациях, которые испытывают такие семьи. Это и уменьшение бюджета семьи, поскольку один из родителей вынужден оставить работу, и нарушение в связи с этим социальных, общественных связей, и отсут­ствие психологической помощи, позволяющей противостоять обстоятельствам, и другие трудности, с которыми ежедневно сталкиваются родители.

Социальный педагог часто сталкивается с тем, что семья по причине неосведомленности не пользуется этими услугами. Он разъясняет родителям их права, советует, куда обратиться за по­мощью. Уже в роддоме ребенку устанавливается диагноз. Если необхо­димо, дают направление для его подтверждения в специальные консультационные центры. Затем ребенка ставят на учет в районной поликлинике или в соответствующем лечебном заведении, где он наблюдается врачом-куратором.

Социальный педагог вместе с лечащим врачом, психологом и родителями составляет программу психолого-педагогической по­мощи больному ребенку: его развития, обучения и воспитания. По этой программе ребенок подготавливается к школе, приобретает навыки самообслуживания, общения с окружающими, происхо­дит восстановление его физического и психического состояния.

В зависимости от рода заболевания программы реабилитации детей с разными нарушениями в развитии имеют каждая свою специфику. Так, программы работы с дезадаптированными деть­ми, детьми с нервно-психическими заболеваниями, олигофренией и умственной отсталостью включают лечебную педагогику, психологическую коррекцию, игротерапию, сказкотерапию, коррекционно-развивающую физкультуру.

Работа соц. педа с такими детьми предполагает: изучение воспитанника, выявление причин заболевания, от­ставания в развитии и обучении; определение форм и методов индивидуальной работы; организацию обучения и воспитания с учетом здоровья ребенка; оказание помощи воспитаннику, находящемуся в ситуации кризиса; консультацию родителей; выработку единых педагогических требований с сотрудниками центра в работе с каждым ребенком; соблюдение прав ребенка.

Соц. пед в работе с ребенком-инвалидом выделяет ряд проблем, кото­рые ребенок может решать только с ним. Он помогает ребенку-инвалиду адаптироваться в окружающем мире, чему способствует реализация таких узкоцелевых программ, как «Личная гигиена», «Я в быту», «Я в трамвае», «Я в магазине» и т.д. Работа педагога направлена и на то, чтобы помочь ребенку приобрести умения и навыки общения в окружающей его среде. Для преодоления трудностей общения детей-инвалидов со здоро­выми детьми социальный педагог составляет программу, по кото­рой ребенок подготавливается к такому общению, принимая уча­стие в конкурсах, проведении дней рождения, обсуждении книг и фильмов и т.д.

Включение детей-инвалидов в трудовую деятельность (фотогра­фия, пошив одежды, ремонт обуви, работы по дереву) - также предмет особой заботы соц. педагога. Здесь нужно не толь­ко подготовить и заключить договоры, но и научить ребят профес­сии, дать им необходимые умения и навыки. Важно, чтобы они участвовали во всех производственных процессах, умели планиро­вать свой труд, содержать в порядке инструменты и оборудование. Важно также, чтобы дети-инвалиды в процессе труда могли проявлять свои способности.

Методики и техники социально-педагогической работы с детьми-инвалидами.

Инвалидность – это любое следствие дефекта или ограниченная возможность конкретного человека, препятствующая или ограничивающая выполнение им какой-либо нормативной роли исходя из возрастных, половых или социальных факторов.

Семья, в которой есть дети-инвалиды особый объект внимания. Получив

информацию о такой семье, составив план оказания ей помощи, разрабатываются

реабилитации составляется совместно с детским врачом на каждого ребенка-

инвалида. Чаще всего с ребенком работают психолог, невропатолог,

психоневролог, логопед, массажист, дефектолог и инструктор по лечебной

физкультуре.

Учитывая, что эти дети плохо ориентируются в жизни, составляются

программы, которые включили бы ребенка в окружающий мир. Часть из них

относится в личности ребенка, его личному поведению («Личная гигиена», «Я в

быту») и часть - к его поведению в обществе («Я в трамвае», «Я в магазине»

Работа педагога направлена на то, чтобы помочь ребенку приобрести умения

и навыки общения в окружающей его среде. Для преодоления трудностей общения

детей-инвалидов со здоровыми детьми социальный педагог составляет

программу, по которой ребе нок подготавливается к такому общению. Это может

быть участие в конкурсах, проведения дней рождения, обсуждение книг и

Включение детей-инвалидов в трудовую деятельность (фото, пошив одежды,

ремонт обуви, работы по дереву) - также предмет особой заботы социального

педагога. Здесь нужно не только подготовить и заключить договора, по и

научить ребят профессии, дать им необходимые умения и навыки. Важно, чтобы

они участвовали во всех производственных процессах, разбирались в вопросах

экономии, планирования труда, умели содержать инструменты в надлежащем

состоянии и т.д.

Важно, чтобы эти дети в процессе труда могли проявлять свои способности.

Для этого нужно научить ребенка рисовать, лепить, познакомить его с

народным творчеством, рассказать о национальной росписи тканей, деревянных

и глиняных игрушек, привлечь к росписи ребят.

Выставки работ детей, их участие в праздниках, концертах и спектаклях

помогают в утверждении каждого из них как личности.

Творческая работа сопровождается чтением книг, созданием библиотеки, что

развивает ребенка, расширяет его кругозор.

Исследователи отмечают, что 10% подростков страдают какими-либо

заболеваниями, 5% имеют психические отклонения. Важно, чтобы больной

ребенок не раздражал остальных членов семьи. Оранжерейное отношение к

такому ребенку приводит к формированию иждивенца, опасна и другая

крайность, когда родителей или окружающих раздражает болезнь ребенка, что

также усугубляет его состояние.

Долг родителей - успокоить ребенка, облегчить его переживания, создать в

семье атмосферу оптимизма. В этом семье может помочь только социальный

Говоря о детях-инвалидах, следует обратиться к лечебной педагогике

А.А.Дубровского. В своей книге «Жемчужина России» автор рассказывает о

лечении детей в санаторном пионерском лагере у моря.

Покажется незначительным его посадка деревьев так, что, по его мнению,

они оказывают и лечебное, и эмоциональное воздействие на ребенка. Он пишет,

как ребята тянутся к платанам, считая их своими друзьями. Все это потому,

что на детей с нарушенной заторможенной психикой благоприятно влияют

деревья с крупными кронами конической или пирамидальной формы и заостренной

вершиной (тополь, ель, пихта). В парке были посажены щадяще-успокаивающие

деревья, с раскидистыми, повислыми, зонтикообразными, шарикообразными,

плакучими кронами, с бледной окраской листвы.

Дубровский пишет, что дети любили собираться под платанами, так как он

притягивает, потому что «имеет кругленькие, на длинной ножке, мягкие

пушистые шарики. Шаровидная, округлая, овальная форма всегда успокаивает. И

недаром люди для устроения добрых дел садятся за круглый стол».

Успех лечения, пишет он, зависит от того, как оно, будет организовано.

Важно построить работу так, чтобы преодолеть одиночество и подавленность

На первом этапе - это доверительная беседа с ним, из которой воспитатель

выясняет «главные желания ребенка». Первостепенной является задача педагога

отвлечь ребенка от «ухода в болезнь» и поверить в свое выздоровление.

«Нередко причиной болезни, - пишет Дубровский, - и болезненного

состояния являются неразвитость души, безделье, скука, праздность,

черствость и бездушие, грубость и взаимонепонимание, холодность и

безразличие, ограниченность и агрессивность. Поэтому мы и видим основную

свою задачу в том, чтобы уважением и доверием к ребенку помочь ему

научиться стать человеком и жить среди людей.

Понимание, великодушие, милосердие, терпимость и вера в ребенка - вот

наши главные лекарства. И еще - полнокровная, радостная, яркая, наполненная

трудом, общением и заботой о других, жизнь. Только так больной ребенок

сможет почувствовать себя полнокровным человеком. «Учись быть активным,

невзирая на болезнь, не сосредоточивайся на болезни, и она отступит!» -

внушаем мы постоянно детям»

Придавая особенное значение в лечебной педагогике труду, он пишет о

«труде-заботе», которым увлечен весь санаторий, каждый ребенок, о

традициях, рожденных совместным трудом, которые выливались в желание всем

поговорить, попеть, помечтать. Он пишет о «труде-радости», мероприятиях,

которые вносят в жизнь больных детей романтику. Встречи с легендарными

людьми, игры и общественно-полезная работа, комната размышлений, где

сформулированы заповеди этического поведения детей. Цель комнаты

размышлений - побудить ребенка к осмыслению себя, своего отношения к людям,

проверке своего поведения моральными заповедями.

Лечебная педагогика А.А. Дубровского направлена на то, чтобы помочь

ребенку справиться с болезнью, выйти из нее стойким, умеющим жить среди

людей. Он ставит задачи - увлечь больных детей возможностью

самосовершенствования и «творения добра», привить любовь к природе,

развивать творчество и самовоспитание.

Решать эти задачи можно, по его мнению, только вовлекая детей в труд и

Дубровский формулирует основные направления работы социального педагога

с больными детьми. Это:

Проведение этических бесед;

Организация детского самоуправления;

Обязательное участие детей в труде, занятие гимнастикой;

Сотрудничество детей и воспитателей.

Кроме того, социальному педагогу надлежит:

Организовать для всего коллектива содержательные игры;

Помочь ребенку заняться творчеством;

Организовать отдых: на стадионе, в комнате сказок, картинной галерее,

парке, библиотеке и др.;

Создать «Комнату размышлений»;

Проводить занятия психотерапией и аутогенной тренировкой.

В условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации перед творчески работающими педагогами-дефектологами и социальными педагогами возникает ряд проблем, которые требуют квалифицированного решения. Основными среди них являются:

· обеспечение успешности в обучении и воспитании каждого ученика с отклонениями в развитии;

· сохранение и укрепление здоровья ребенка при организации его учебной деятельности;

· обучение родителей адекватным способам взаимодействия со своими детьми;

· исключение механического усвоения знаний детьми и содействие приобретению каждым ребенком социального опыта и жизненной компетенции.

На данном этапе ведущими специалистами высказывается мысль о приоритетности социального развития таких детей перед когнитивным. Отсюда актуальным является отказ от узкопредметного образования в пользу социокультурного контекста, в центре которого находится сам ребенок. Это предполагает развитие у ребенка жизненных, ключевых компетенций, опираясь на его резервные возможности. Для повышения эффективности обучения и воспитания таких детей педагогам-дефектологам и социальным педагогам необходимо определиться в тактике педагогических действий, в содержании взаимодействия и сотрудничества взрослых и ребенка, в разработке индивидуальных программ, которые создаются на основе формирования ключевых компетенций с учетом резервных возможностей ребенка.

При разработке индивидуальных программ для детей с особенностями развития специалисты берут за основу три следующие компетенции, отражающие уровень социального развития детей:

· ценностно-смысловая компетенция (способность видеть и понимать мир, принимать решения, осознавать смысл и последствия своих действий);

· коммуникативная компетенция (умение пользоваться языком как средством общения при выполнении различных социальных ролей, умение устанавливать контакт с окружающими);

· личностно-социальная компетенция (обеспечение физического и духовного саморазвития, овладение способами деятельности для реализации личностных качеств).

После изначально проведенной диагностики учителями-дефектологами, психологами и социальными педагогами совместно с родителями составляются индивидуальные программы развития и воспитания, которые формируют социальную компетенцию на основе выявленных ведущих сенсорных систем ребенка (зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, вкусовая и др.). У детей формируются различные формы общения и способы усвоения собственного опыта, формируется представление о себе, об окружающем мире, о деятельности и взаимоотношениях с окружающими людьми. Затем в ходе работы по программе детьми осуществляется перенос действий из школьной ситуации в домашнюю (ребенок выполняет одинаковые поручения в школе и дома). Например, ребенок собирает со стола посуду, моет, ставит на стол, поливает цветы, ухаживает за ними, моет игрушки, подметает пол и др.


Немаловажное значение для эффективности коррекционно-развивающей работы с ребенком, имеющим ограничения в развитии, имеют условия семейного воспитания . На первое место здесь выходит отношение родителей к дефекту ребенка. В соответствии с уровнем знаний, культуры, личностных особенностей родителей и других факторов возникают различные типы реагирования и поведения родителей в связи с появлением в семье ребенка-инвалида. Такая жизненная ситуация может сопровождаться потрясением и стрессовым состоянием родителей, чувством растерянности и беспомощности, может привести даже к распаду семьи. В то же время часто родители, проявляя боязнь за ребенка и контролируя его, ограничивают мир, в котором он живет. Это может вызвать у ребенка еще большую пассивность, нежелание проявлять самостоятельность, формирование позиции «выученной беспомощности». Он оказывается неспособным выполнять даже те трудовые операции, которые в его ситуации не являются препятствием.

Нерациональное воспитание ребенка с отклонениями в развитии в семье создает предпосылки для возникновения вторичных отклонений в его психическом развитии, которые оказывают значительное влияние на его интеллектуальное и личностное развитие в дальнейшем. Практика свидетельствует, что решение проблемы социальной адаптации семей данной категории возможно при коррекционном воздействии не только на ребенка с отклонениями, но и на его родителей, в связи с чем возникает вопрос о создании программ повышения психолого-педагогической культуры родителей, их просвещения в форме консультаций, семинаров, круглых столов, конференций.

Таким образом, социально-педагогическая деятельность в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации детей направлена на оказание помощи как детям с отклонениями в развитии, так и их родителям.

Особое значение для эффективности коррекционно-развивающей работы с ребенком с отклонениями в развитии имеет ранняя комплексная помощь – система мер, включающая выявление, обследование, коррекцию физических и (или) психических нарушений, индивидуализированное обучение ребенка в возрасте до трех лет с психолого-медико-педагогическим сопровождением в условиях семьи, учреждений образования и организаций здравоохранения. В службу раннего вмешательства входят следующие специалисты: учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальные педагоги, инструктор ЛФК, медсестра-массажист. Все специалисты работают в тесной взаимосвязи друг с другом. Важнейшим направлением работы здесь является содействие установлению родителями эмоционального контакта с ребенком, обучение ребенка социальному взаимодействию . Недостаточное развитие навыка взаимодействия часто приводит к тому, что родители теряют веру в успех работы с ребенком, утрачивают стремление с ним общаться, играть и даже просто ухаживать за ним. По этой причине оценка эмоционального контакта между родителями и ребенком и помощь в его налаживании, если он нарушен, очень важны при составлении индивидуального плана раннего вмешательства.

Последующие этапы индивидуальной программы предполагают организацию работы с ребенком по таким направлениям:

· установление доверительных отношений со взрослыми;

· вовлечение ребенка в простые игры (повторные игровые действия);

· воспитание культурно-гигиенических навыков;

· формирование навыков самообслуживания, принятия пищи;

· закрепление умения одеваться и раздеваться, надевать и снимать колготки, носки, ботинки, шапку;

· приучение ребенка к опрятности (умения пользоваться носовым платком, приводить в порядок одежду, своевременно сообщать взрослым о своих естественных потребностях и т. д.).

В процессе работы с детьми-инвалидами более старшего возраста в качестве одного из самых неблагоприятных явлений, которое по своему негативному влиянию приближается к физическому или психическому ограничению возможностей, является пассивная позиция инвалида с отсутствием мотивации к активному творческому труду. При работе с ребенком с ограниченными возможностями необходимо осуществлять профилактику возникновения у него такого состояния или предпринять меры по его преодолению. Для этого следует выявить имеющиеся возможности для творческого труда и иных форм активности, создать соответствующие социально-педагогические условия (работа кружков и студий декоративно-прикладного творчества, флористики и др.).

Для полноценного развития и функционирования человек должен быть включен в деятельность, имеющую социальное измерение, способствующую реализации его социальных возможностей. В этом направлении актуальной является оккупациональная терапия, т. е. терапия занятостью. При этом в работе с ребенком важно проявлять уважение к нему как к личности, найти в нем реальные и потенциальные положительные качества, помочь ему избавиться от восприятия себя как жертвы, объекта снисходительной благотворительности.

Таким образом, суммируя опыт социальных педагогов по работе с детьми-инвалидами образовательно-воспитательных и специальных учреждениях, можно выделить следующие направления их работы :

– взятие на учет ребенка-инвалида;

– организация медико-генетической консультации для родителей при наличии наследственной патологии;

– совместно с медицинскими работниками составление плана социально-медицинской реабилитации (индивидуальной программы реабилитации) ребенка-инвалида и организационная помощь при ее проведении в поликлинике, на дому, в специализированном стационаре,
в летнем оздоровительном лагере, санатории;

– поиск спонсоров при направлении ребенка-инвалида на лечение за рубеж;

– оказание помощи в приобретении необходимых тренажеров, инвалидных колясок, лекарств и др.;

– содействие в организации диспансеризации родителей, других детей при наличии у них отклонений в состоянии здоровья;

– помощь в организации оздоровления родителей совместно с детьми в санаториях, семейных пансионатах, домах отдыха;

– организация информационно-просветительских услуг для родителей с привлечением специалистов необходимого профиля;

– организация контактов с образовательными учреждениями, содействие в предоставлении образовательных услуг;

– устранение конфликтных ситуаций между родителями и детьми, членами семьи;

– воспитание правильного отношения у родителей и других детей к ребенку-инвалиду как равноценному члену семьи;

– формирование в микрорайоне и образовательном учреждении здорового общественного мнения по отношению к инвалидам и их семьям;

– организация обществ семей, имеющих детей-инвалидов, активное участие в их деятельности;

– содействие в профориентации, профобучении, трудоустройстве и профадаптации детей-инвалидов;

– выявление детей, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения, их устройство в специализированные учреждения;

– содействие в оказании материальной и бытовой помощи семье, имеющей ребенка-инвалида (получение государственных пособий и льгот и др.);

– закрепление детей-инвалидов за магазинами с обеспечением гарантированного набора основных продуктов питания, комплектов детской одежды и обуви и т. д.;

– содействие в оказании гуманитарной помощи различного вида;

– содействие в выделении денежных сумм и путевок в санатории и дома отдыха;

– содействие в открытии реабилитационных, досуговых, специализированных обучающих центров и пансионатов для детей-инвалидов и членов их семей.

В конце XX века в нашей стране начали создаваться, главным образом в крупных городах, специализированные центры по работе с различными категориями детей-инвалидов и их семьям. В таких центрах совместными усилиями специалистов-медиков, психологов, социальных работников, социальных педагогов и др. - клиентам оказывается комплексная медицинская, социальная, психологическая и педагогическая помощь. Однако ведущее место при этом отводится социально-педагогической деятельности. Социально-педагогическая деятельность поддержки лиц с ограниченными возможностями - непрерывный педагогически целесообразно организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности человека с особыми потребностями на разных возрастных этапах, в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи.

Значимость ее обусловлена тем, что помощь ребенку и его семье должна быть не столько психологически глубокой, сколько широкой по охвату проблем, а также участников событий, в число которых входят члены семьи, и их родственники, работники специализированных учреждений, чье внимание необходимо привлечь к проблемам семьи ребенка-инвалида и ее нуждам. В такой ситуации ребенок с ограниченными возможностями и семья, в которой он воспитывается, нуждаются в помощи специалиста, который смог бы активно войти в конкретную жизненную ситуации семьи, смягчить воздействие стресса, помочь мобилизовать имеющиеся внутренние и внешние ресурсы всех членов семьи. Таким специалистом, профессионалом подготовленным к решению такого рода социально-психолого-педагогических проблем, и является социальный педагог. Социальный педагог - сотрудник специального образовательного учреждения - взаимодействует с представителями всех социальных институтов (педагогами, психологами, врачами, социальными работниками, сотрудниками правоохранительных органов, трудовыми коллективами, родителями) и другими заинтересованными людьми.

Главная цель социально-педагогической деятельности в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями - помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка-инвалида, способствовать ее оптимальному решению, несмотря на имеющиеся объективный фактор риска; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса. Иными словами, цель социального педагога - способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи в ситуации рождения ребенка-инвалида.

Рождение больного ребенка неизбежно изменяется уклад и особенно психологический климат в семье. Все члены семьи, и в первую очередь мать находятся в состоянии эмоционального стресса. И в таком состоянии многие родители хотят оказаться от ребенка-инвалида. И чтобы предотвратить отказ от ребенка и включить семью в реабилитационный процесс, специалист должен иметь реальные представление о перспективах ребенка и о той роли, которую надлежит сыграть семье в ходе его воспитания и развития. Задача социального педагога - помочь родителям преодолеть первоначальную реакцию подавленности и растерянности, а в дальнейшем занять активную позицию в реабилитации ребенка, сосредоточив усилия не только на лечении, но и на развитии его личности, на поиске адекватных способов социализации и достижении оптимального уровня адаптации в обществе. Для этого социальный педагог оказывает образовательную помощь: предоставляет семье информацию, касающуюся этапов восстановительного лечения и перспектив ребенка, подкрепляя ее документальными фактами, фото и видеоматериалами, сообщает о возможности установления временной инвалидности и связанных с ней льгот.

Кроме того, социальный педагог выступает в качестве посредника между медицинским персоналом и семьей. В то время как медики заняты лечением, он помогает семье преодолеть кризис и начать действовать. Например, установить связь с другими родственниками, с семьями, испытывающими подобные затруднения, с организациями, способными предоставить помощь.

Таким образом, социальный педагог в индивидуальных беседах через образовательную и посредническую помощь, то есть косвенным образом, достигает эффекта психологической поддержки, воздействуя на чувства сомнения и страха, препятствующие контролю над ситуацией. Кроме того, семья может быть вовлечена в программу семейной терапии и обучающих тренингов, цель которых - улучшение общения между членами семьи и решение скрытых проблем, которые обнаруживаются в кризисной ситуации.

Одним из ведущих методов работы социального педагога и семьи ребенка-инвалида является составление контракта (договора). Он составляется между профессионалом, оказывающими помощь, и клиентом - семьей или отдельным ее представителем.

Договор включает:

  • а) описание ключевой проблемы ил проблем, которые обе стороны надеются разрешить;
  • б) цель и задачи проводимой работы;
  • в) процедуры и методики, которые будут использованы;
  • г) требование к клиенту и специалисту, характеризующие роли каждого из них в процессе решения проблемы (для социального педагога это обычно встречи, беседы, письма, телефонные звонки);
  • д) временные рамки совместной деятельности и действия в случае, если соглашение будет нарушено одной из сторон.

При составлении контракта семьи или отдельного члена должны определить желательные и осуществляемые цели и задачи предстоящей деятельности. А социальный педагог должен определить придельные сроки, которые будут обязательными и для него, и для подопечного, и помочь последнему в выборе и осуществлении цели.

Контракт между социальным педагогом и клиентом (в нашем случае - семьей ребенка-инвалида) считается первичным, могут существовать контракты между социальным педагогом и другими системами, помогающими разрешить проблемы клиента, сберегая его силы и энергию.

Очень распространена такая форма работы с семьей, как патронаж. Центральный совет обучения и подготовки патронажных работников Великобритании определил патронаж как подотчетную профессиональную деятельность, которая позволяет инвалидам, семьям и общинам идентифицировать личные, социальные и ситуативные трудности, оказывающие на них отрицательное воздействие.

Патронаж помогает и дает им силы справиться с этими трудностями посредствам поддерживающих, реабилитационных, защитных и коррекционных действий. Медицинские и хозяйственно-бытовые услуги не исчерпывают возможности патронажа, в его рамках могут осуществляться различные виды образовательной, психологической, посреднической помощи, поэтому посещение клиента на дому является неотъемлемой формой работы социального педагога во взаимодействии с семьей.

Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности.

Таким образом, патронаж - одна из форм работы социального педагога, представляющая собой посещение клиентов на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать связи с клиентом, своевременно выявлять проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж делает социально-педагогическую деятельность более эффективной.

Метод консультации представляет собой взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные специальные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому в решении текущих проблем или при подготовке к предстоящим действиям.

Поскольку консультирование предназначено для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач, оно способно найти широкое применение и в социально-педагогической практике, нацеленной на реабилитацию семьи ребенка-инвалида.

Необходимость использования этого метода связана с тем, что значительная часть семей, имеющих ребенка-инвалида, находится в острых или хронических стрессовых состояниях, испытывающих трудности адаптации к своему новому статусу, имеют неустойчивую мотивацию к участию в реабилитационном процессе, сталкиваются со сложностями межличностного общения внутри семьи и с ближайшим окружением. И помимо новых знаний им необходимо специально организованное доверительное общение.

Также могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) - тренинги. Особенно распространены психологические и образовательные тренинги. Психологический тренинг представляет собой сочетание многих приемов индивидуальной и групповой работы, нацеленных на формирование новых психологических умений и навыков. В настоящее время цели проводимых тренинговых программ расширялись, и тренинг перестал быть только областью практической психологии, заняв достойное место в социальное место в социальной работе, системе образования.

Образовательные тренинги для родителей направлены прежде всего на развитие умений и навыков, которые помогают семьям управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных и конструктивного взаимодействия. В образовательных тренингах активно используется, например, индивидуальные упражнение на управление своим телом, эмоциями; ролевые игры в малых группах; система домашних заданий, выступлений, дискуссий; приемы арттерапии, игротерапии, просмотр видеоматериалов и др.

Тренинг является одним из самых перспективных методов решения проблемы психолого-педагогического образования родителей. Эта проблема не теряет своей актуальности в течении последних лет. Особо остро она стоит в отношении родителей-инвалидов.

Для того чтобы тренинг получил признание и был успешным, он должен быть максимально целенаправленным и интенсивным; новые усилия и навыки должны формироваться постепенно с предоставлением широких возможностей для их закрепления. Перед родителями нужно ставить задачи адекватные уровню их и возможностей, следует использовать непрерывную систему обратной связи и др.

Групповые методы работы дают возможности родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность приписать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.

Несмотря на высокие требования при соответствующей подготовки социальных педагогов именно групповые формы работы, в частности образовательные тренинги для родителей, эффективность которых доказана зарубежным опытом, войдут в разряд ведущих технологий социально-педагогического воздействия.

Посредническая помощь социального педагога (звонки, письменные обращения в различные инстанции), наряду с образовательной помощью и психологической поддержкой, позволяет в ряде случаев найти источники для оплаты лечения и отдыха ребенка, получить единовременное материальное пособие в сложившихся неблагоприятных обстоятельствах, установить телефон на льготных основаниях и др., то есть в какой-то мере улучшить материальное положение семьи.

Надо отметить, что установление инвалидности ребенку определенной частью семей воспринимается очень болезненно, и по этому семьи не всегда пользуются этим правом, теперь дополнительный источник помощи. Социальный педагог, раскрывая положительные стороны статуса инвалида, нейтрализует предупреждения и негативные установки родителей, препятствующие получению необходимых льгот и материальных средств.

Таким образом, социальный педагог очень важную роль в жизни ребенка-инвалида и его семьи. В своей деятельности он в основном использует такие методы как контакт, консультирование, тренинги. Также одной из важнейших форм взаимодействия социального педагога с семьей ребенка с ограниченными возможностями является патронаж. Все эти методы и формы заимствованы в основном из зарубежного опыта, и поэтому говорить о целостных социально-педагогических технологиях пока еще рано - они находятся в стадии формирования и апробации.

Социальный работник может осуществлять свою деятельность в различных сферах жизнедеятельности общества, в том числе, и в образовательной сфере. В отечественной науке принято считать, что в сфере образования должен работать социальный педагог. Но ему приходится выполнять множество функций, свойственных социальному работнику особенно в специализированных учреждениях. Для доказательства данного утверждения были проанализированы функции, которые обозначены в ряде учебных пособий.

Школа - интернат - это «школа, в которой учащиеся живут и находятся на частичном государственном обеспечении».

Обучение в школе-интернате разноуровневое и дифференцированное по государственным программам, вспомогательным специальным программам, включая обучение по индивидуальной программе в классе. Кроме обозначенных в школе-интернате выстроена система дополнительного образования.

Основными функциями социального работника являются следующие:

  • 1. Диагностическая (постановка социального диагноза «заболевания» ребенка, семьи или группы).
  • 2. Терапевтическая (определение возможных средств «лечения»: исправление ситуаций, условий, непосредственное оказание помощи, консультирование, психотерапия, коррекция).
  • 3. Диспетчерская (в случае, требующем вмешательства других специалистов: психолога, психотерапевта, сексолога, экономиста, юриста и так далее).
  • 4. Информационная (сбор информации о ребенке, семье или группе семей, проблемах и условиях социума для обеспечения результативности социального «вмешательства»).
  • 5. Реабилитационная (помощь по восстановлению жизненных сил клиента).
  • 6. Профилактическая (предупреждение социальных и индивидуальных рисков).
  • 7. Адаптационная (облегчение вхождения индивида в сравнительно незнакомое общество или культурную систему).
  • 8. Коррекционная (изменение социального статуса, экономического, культурного уровня, ценностей, ориентаций клиента).
  • 9. Коммуникативная (деятельность осуществляется с помощью общения, профессиональный интерес и творческий поиск направлены на решение проблемы конкретного клиента).

Основными функциями социального педагога являются следующие:

  • 1. Образовательно-воспитательная - она обеспечивает целенаправленное педагогическое влияние на поведение детей и взрослых, использование в воспитательном процессе средств и возможностей социальных институтов, возможности самой личности, как активного субъекта воспитательного процесса.
  • 2. Диагностическая - с её помощью изучается медико-психологические и возрастные особенности, способности человека, мир его интересов, круг общения, условия жизни, выявляет позитивные и негативные влияния и проблемы.
  • 3. Организаторская - она помогает организовать социально-педагогическую деятельность детей и взрослых, их инициативу, творчество, влияет на содержание досуга, содействует в вопросе трудоустройства, профессиональной ориентации и адаптации, помогает взаимодействию медицинских, образовательных, культурных, спортивных, правовых, учреждений между собой в социально-педагогической работе.
  • 4. Прогностическая- осуществляет участие в программировании, прогнозировании и проектировании процесса социального развития конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, занимающихся социальной, работой.
  • 5. Предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая - учитывает и приводит в действие социально-правовые, юридические и психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний, организует оказание социотерапевтической помощи нуждающимся, обеспечивает защиту их прав.
  • 6. Организационно-коммуникативная - способствует включению добровольных помощников в социально-педагогическую работу, деловые и личностные контакты, сосредоточивает информацию и налаживает взаимодействие в их работе с детьми, семьями.

Законодательная база РФ обязывает общество заниматься воспитанием и образованием детей-инвалидов. Деятельность социального работника в учреждениях интернатного типа с детьми-инвалидами ведется по нескольким направлениям:

  • а) социальная - диагностика;
  • б) медико-социальная работа;
  • в) учебно-воспитательная работа;
  • г) социальная - коррекция;
  • д) социальная - адаптация;
  • е) социокультурная;
  • ж) социально-правовая;
  • з) профилактическая.

Основными формами работы с детьми-инвалидами являются:

  • 1. Индивидуальная.
  • 2. Групповая.
  • 3. Коллективная.

Индивидуальная форма применяется в работе по индивидуальному консультированию учащегося. Консультирование осуществляется по различному ряду вопросов касающихся: защиты прав ребенка, оказанию психологической помощи, помощь в заполнении документации.

Одной из основных форм работы социального педагога является взаимодействие с семьей, индивидуальная работа с каждым родителем. Изучение специфики семьи, беседы с родителями, наблюдение за общением родителей с детьми намечает конкретные пути совместного воздействия на ребенка. Социальный педагог изучает семейную микросреду ребенка-инвалида. В разговоре ребенка с родителями можно узнать много нужной информации, о его пристрастиях и интересах, здоровье, привычках, умениях и навыках в различных формах деятельности. Посещение позволяет социальному работнику познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. Кроме того, такая форма работы дает возможность общаться не только с матерью, отцом, самим ребенком, но и с другими членами семьи, которые принимают участие в его воспитании. Одной из форм индивидуальной дифференцированной работы с родителями и детьми являются консультации. Они помогают, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой - побуждают родителей серьезно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Давая консультации, социальный педагог отвечает на вопросы родителей и детей, стремится дать им квалифицированный совет.

Работа педагога направлена на то, чтобы помочь ребенку приобрести умения и навыки общения в окружающей его среде. Для преодоления трудностей общения детей-инвалидов со здоровыми детьми социальный педагог составляет программу, по которой ребенок подготавливается к такому общению. Это может быть участие в конкурсах, проведения дней рождения, обсуждение книг и фильмов. Включение детей-инвалидов в трудовую деятельность, например, пошив и ремонт одежды, работа по дереву -- также предмет особой заботы социального педагога. Здесь нужно не только подготовить и заключить договора, но и научить ребят профессии, дать им необходимые умения и навыки. Важно, чтобы они участвовали во всех производственных процессах, разбирались в вопросах экономии, планирования труда, умели содержать инструменты в надлежащем состоянии и так далее. Выставки работ детей, их участие в праздниках, концертах и спектаклях помогают в утверждении каждого из них как личности. Творческая работа сопровождается чтением книг, созданием библиотеки, что развивает ребенка, расширяет его кругозор.

Если говорить о работе социального педагога с детьми - инвалидами, то следует обратить внимание на лечебную педагогику А.А. Дубровского. По его мнению, очень важно построить работу с детьми с ограниченными возможностями так, что он смог преодолеть одиночество и подавленность.

Социально - педагогическая работа социального педагога с детьми инвалидами должна осуществляться в форме доверительных бесед, из которых специалист должен выяснить желания, увлечения ребенка. Первостепенной является задача педагога отвлечь ребенка от болезни, научить его жить среди людей. Понимание, великодушие, милосердие, терпимость и вера в ребенка -- вот главные лекарства. Только таким образом, больной ребенок сможет почувствовать себя полнокровным человеком. Большое значение необходимо придавать труду. Лечебная педагогика А.А. Дубровского направлена на то, чтобы помочь ребенку справиться с болезнью, выйти из нее стойким, умеющим жить среди людей.

Также, Дубровский формулирует основные направления работы социального педагога с больными детьми:

  • 1. Проведение этических бесед.
  • 2. Организация детского самоуправления.
  • 3. Обязательное участие детей в труде.
  • 4. Сотрудничество детей и воспитателей.
  • 5. Помощь ребенку в занятиях творчеством.
  • 6. Организация активного отдыха (на стадионе, картинной галерее, парке, библиотеке и так далее) и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что главная цель и задача работы социального педагога это помочь ребенку адаптироваться к жизни в социуме различными методами и приемами, такими как работа с семьей, непосредственно с самим ребенком, проведение различного рода бесед, мероприятий, помощь семьям, где находится ребенок с ограниченными возможностями.

Похожие публикации