Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Словарь терминов капоэйры. Капоэйра - что это, боевое искусство или танец? Что из себя представляет капоэйра

Капоэйра (Capoeira) — афро-бразильское национальное боевое искусство, синтез танца, акробатики и игры, и все это сопровождающееся национальной бразильской музыкой. Согласно общепринятой версии, капоэйра возникла в Южной Америке в 17-18 в.в.

Но все же о родине и времени возникновения такого уникального искусства эксперты спорят до сих пор. Никто точно не знает, откуда она появилась, кто был основателем древнего мастерства и, как капоэйра, от столетия к столетию достигла стремительной популярности. Существуют несколько основных гипотез ее возникновения.

1. Прототипом воинственных движений стал африканский танец зебр, который был распространен у местных племен.

2. Капоэйра - слияние древних культур - латиноамериканских и африканских танцев.

3. Танец рабов-невольников, который постепенно перерос в боевое искусство . Связано с высадкой европейцев на континент и зарождение работорговли.

В любом случае, истоки капоэйры нужно искать в глубине веков.

История возникновения капоэйры

Наиболее вероятной принято считать последнюю теорию. Завезенные из Африки рабы от непосильного труда на плантациях были вынуждены бежать в джунгли Амазонки и создавать свои общины «Киломбуш» - свободные поселения или присоединяться к тем индейским племенам, которые еще не были покорены колонизаторами Старого Света. Беглым рабам приходилось защищать «Киломбуш» всеми доступными методами. От недостатка оружия вводилось обучение рукопашному бою. В это время, как предполагают историки, и появилось искусство защиты - капоэйра.

Слово капоэйра не имеет точного перевода. По некоторым предположениям, оно означает разновидность джунглевых зарослей - капоэйрас. Согласно другим источникам - место с низкой травой - площадка, где удобно проводить воинствующие тренировки.

Практическое владение искусством капоэйры

С отменой крепостного права в 1888 году все рабы стали свободны, однако сей факт мало повлиял на благополучие Африканских невольников. Большинство из них стали на путь криминала. В городах увеличилось число убийств, грабежей, разбоев. С тех пор слова капоэйра - капоэйрист стали носить неприглядные синонимы: бандит, вор, грабитель. И властям пришлось официально запретить капоэйру. Существует даже задокументированный полицейский рапорт, в котором упоминается некий Besouro или Бизору. Он один, без посторонней помощи, ради собственной забавы, используя искусство капоэйры «надавал тумаков» отряду полицейских, забрал все оружие и отнес в отделение полиции, чтобы похохотать над слабостью блюстителей порядка. Среди капоэйристов он стал человеком-легендой.

Однако, несмотря на все запреты, капоэйра продолжала существовать как танец и, как боевое искусство. Мастера-капоэйристы набирали учеников, давали им второе имя (прозвище) и обучали методике ведения боя. Прозвище нужно было для конспирации, а также использовалось во время тренировочного процесса.

Первые школы капоэйры в Бразилии

Если полиции становилось известно место проведения танцев капоэйры, и она хотела застать всех врасплох - ничего не получалось. Раздавались звуки беримбао, ударного музыкального инструмента и тогда музыканты выстукивали особый ритм кавалариа. Он служил сигналом опасности. Капоэйристы и зрители разбегались, а музыканты продолжали развлекать сами себя - играть и танцевать.

После революции в Бразилии в 1930 году и последующего признания капоэйры, в 1937-м, в городе Сальвадоре зарегистрировали первую школу этого боевого искусства. Возглавил региональный центр физической культуры учитель капоэйры - Бимба. Впоследствии, обучение у Бимбы сформировалось в одно из направлений боя. Другой стиль искусства капоэйры был разработан учителем Пастинья в 1941 году и стал именоваться ангола. Название пошло от организованного им спортивного центра.

Распространение по всему миру

С начала 50-х годов капоэйрой стали интересоваться в Европе. Первое знакомство с латиноамериканским танцем связывают с фигурой Камиза Роша, однако пионером европейской капоэйры все же принято считать Martinho Fiuza. В Соединенных Штатах родоначальником капоэйры был Jelon Vieira - мастер школы Senzala.

Это боевое искусство нельзя однозначно назвать средством силового достижения цели, хотя на протяжении столетий большинство ударов практиковалось уличными бандами, телохранителями, наемниками. С капоэйрой такие личности не имеют ничего общего. Настоящая капоэйра скрыта от посторонних глаз. Мастера древнего искусства и преданные ученики собираются на «роду» в тайных местах, чтобы поддержать древние традиции. В капоэйре заключена не только сила ведения боя, но и философский смысл, физическое развитие. Такие представления проходят под песни и музыку простых музыкальных инструментов. Традиции сохранились и в наши дни.

История капоэйры

Достоверные сведения о капоэйре начинаются с XVIII века , но, фактически, она зародилась несколько ранее. Согласно общепринятой версии, капоэйра возникла в Южной Америке благодаря чернокожим рабам, которых португальцы привозили из других колоний - Анголы , Мозамбика , Гвинеи , Конго . Вследствие жестокого обращения бразильских рабовладельцев часть рабов бежала в сельву , где африканская религия и культура встретилась с индейской. Беглые селились в киломбуш (ед.ч. - киломбу) - «вольных городах», из субкультуры которых и начала своё распространение капоэйра.

По разным сведениям, капоэйра ведёт своё происхождение от :

  • субкультуры африканского национального танца. Первоначально она не несла в себе боевого аспекта, который появился уже позднее, на территории Бразилии.
  • африканского ритуального боевого танца «нголо » («n’golo»), являвшегося неотъемлемым атрибутом обряда инициации в южных районах Анголы, и изображавшего танец зебр - молодые воины вступали в ритуальный бой друг с другом.

Однако, несмотря на разные версии, качества танца в капоэйре присутствуют.

Развитие капоэйры в то время неразрывно связано с легендарным героем - Зумби , который стал для народа Бразилии символом сопротивления. Зумби дус Палмарис (порт. Zumbi dos Palmares ) возглавлял один из крупнейших киломбу - Палмарис , который просуществовал в условиях правительственной блокады около семидесяти лет .

Происхождение названия

Споры относительно этимологии слова «капоэйра» не прекращаются до сих пор. Самые распространенные версии:

Капоэйра в подполье

Новым этапом в развитии капоэйры стало официальное документирование информации, касающейся капоэйры. Этот период начинается подписанием в г. на территории Бразилии Золотого Закона , который отменил рабство. При этом необходимо отметить, что ввоз рабов был запрещён ещё раньше - в г. - законом Кейроза, но на протяжении ещё почти сорока лет работорговля продолжалась нелегально, вплоть до 13 мая 1888 года . В тот день принцесса Изабелла, правившая в то время вместо заболевшего императора, подписала закон следующего содержания:

Несмотря на официальное уравнение всех индейцев, негров и метисов в общечеловеческих правах с европейцами, в стране по-прежнему существовала социальная дискриминация , проявлявшаяся во всех сферах жизни общества. Религия Кандомбле и капоэйра, как и многие другие элементы культуры не-европейского населения Бразилии, оказались под официальным запретом. Социальной рефлексией на этот факт явилось т. н. «Сопротивление» - капоэйра стала одновременно и танцем, и оружием среди группировок подпольщиков и уличных банд . В г. практика капоэйры была запрещена первой конституцией Бразильской Республики .

Разделение стилей

Капоэйра Режионал

Достаточно яркими представителями стиля Капоэйры Ангола являются:

Капоэйра Контемпоранеа

Термин «Контемпоранеа» используется для групп, которые практикуют стиль Ангола, одновременно модернизируя его. Этот стиль является очень спорным, так как многие современные капоэйристы утверждают, что нельзя смешивать стили Ангола и Режионал, что ученик должен практиковать лишь один из них для того, чтобы полностью принять форму игры. Другие утверждают, что капоэйрист должен иметь навыки как традиционной, так и современной капоэйры и поддерживают тренировки в обоих стилях одновременно. В целом стиль Контемпоранеа является предметом множества споров среди капоэйристов.

Название «Контемпоранеа» также применяется к различным группам, которые не связывают себя ни с Местре Бимба , ни с Местре Пастинья .

На протяжении последних нескольких лет различные философии современной капоэйры выражались в создании различных школ, в частности в Северной Америке , которые создают и продолжают развивать их индивидуальную школу современного искусства. Это стало определяющей характеристикой многих школ, вплоть до того, что опытный ученик порой может определить, из какой школы происходит его соперник, судя лишь по стилю игры капоэйриста. Некоторые школы обучают смешанным техникам, основанным на сочетании нескольких стилей. Традиционно, роды в этих школах начинаются со стиля Ангола, во время которого местре или опытный ученик поет ладаинью (которую, как правило, можно услышать в начале игры в Капоэйре Ангола). Через некоторое время игра ускоряется и вскоре местре подает знак, после которого ритмы беримбау становятся традиционными для стиля Режионал.

Каждый из стилей, Режионал и Ангола, уделяют основное внимание различным свойствам и ключевым моментам. Режионал концентрируется на развитии скорости и быстроты рефлексов, в то время как Ангола делает упор на глубокую осмысленность каждого движения, практически как в партии шахмат. Школы, которые учат сочетать оба вида, преподают это как возможность использовать сильные стороны каждого из направлений в своей игре.

Распространение капоэйры по миру

Капоэйра в Европе

Первое близкое знакомство Европы с капоэйрой датируется 1951 годом - европейским туром артистической труппы Companhia Brasiliana , за которой последовали другие - например Furacões da Bahia или Brasil Tropical , основанная мастером Камиза Роша . После этого отдельные специалисты получили возможность оставаться в Европе продолжительное время, обучая капоэйре или выступая с сольными номерами. Пионером европейской капоэйры считается Martinho Fiuza , приехавший в г. Следует отметить, что регулярное преподавание капоэйры в США началось всего на три года раньше - в г. мастером Jelon Vieira (школа Senzala ) в Нью-Йорке . В г. в Германию прибыл Пауло Сикейра (Paulo Siqueira ), это событие принято считать началом непрерывного развития капоэйры в Европе .

Капоэйра в СНГ

Первый серьёзный интерес к этому виду искусства в России и СНГ был проявлен в г., после выхода на экраны фильма «Только сильнейшие », с Марком Дакаскосом в главной роли.

Ситуация, связанная с недостатком информации, начала изменяться, когда капоэйристы из стран СНГ стали посещать тренировочные лагеря и семинары по капоэйре в Европе , США и Бразилии .

Следующим этапом в развитии отечественной капоэйры стали визиты бразильских мастеров. Каждый год в СНГ с программой семинаров приезжают многие известные бразильские мастера капоэйры, и, как правило, они действительно заинтересованы в развитии групп капоэйры в России и СНГ .

Капоэйра в России

Капоэйра сегодня

Встречи капоэйристов

Встречи капоэйристов, в абсолютном большинстве случаев, проходят по следующим правилам. Музыканты становятся в изголовье круга (порт. Roda ). Роду образуют капоэйристы или публика, стоящая или сидящая по кругу. Все поют песни на португальском языке. Двое входят в игру около места расположения музыканта с Гунгой, называемого Пе ду Беримбау (порт. Pe do Berimbau ), иногда используя акробатические элементы. Начинается игра - передвижения, удары, прыжки чередуются в попытках достать соперника или вынудить его упасть. Характер игры в Роде (быстро или медленно, дружески или агрессивно) зависит от ритма, который играет беримбау, и песен .

Музыка

«Умение петь и отвечать… это обязанность каждого капоэйриста. Неумение петь соло - это не дефект, но неумение отвечать вместе с хором - это большой недостаток. В батерии не должны находиться люди, которые не поют вместе с хором».

«Почему в песнях есть сюжет?.. …Для того, чтобы, когда в роду приходит представитель другой группы или мастер, импровизация предупреждала бы роду, нужно ли остановиться, или подбадривала бы продолжить игру».

Тренировки и рода проходят под живую музыку, которую создает специальный «оркестр капуэйры» - батери́я (или шара́нга). Существуют несколько традиций состава батерии, они довольно разнообразны.

Основную роль в аккомпанементе и ведении роды играет Беримба́у (порт. Berimbau ) - инструмент, напоминающий лук с резонатором. Беримбау задаёт основной ритм и темп игры в Роде .

Более-менее общепринятой считается традиция, когда основой батерии являются три беримбау , каждый из которых служит своей цели:

Кроме беримбау, «классическая» батерия имеет в своем составе:

Ритмы беримбау

Три основных вида беримбау

Ритм беримбау определяет характер игры в Роде, существует множество популярных традиционных и «авторских» ритмов для этого инструмента, например:

Существуют и другие ритмы, подробней описанные в главной статье раздела.

Песни

В традиционной капоэйре песенный цикл делится на три основных части:

Открывает музыкальную последовательность ладаинья - это традиционная сольная песня местре (или человека, «ведущего» роду). Певец может рассказать притчу или передать сообщение зрителям. Соло может быть импровизированным. Пока поёт мастер, первая пара игроков, сидя, ждёт, расположившись по обе стороны от него.

Общие понятия и определения в капоэйра

  • порт. Abadá / Абада - специальные капоэйристские штаны белого цвета.
  • порт. Amazônia / Амазониа - стиль игры капоэйра, при игре в этом стиле капоэйристы подражают движениям животных, используя преимущественно нижнюю технику.
  • порт. Angola / Ангола - стиль игры капоэйра, характеризуется особым ритмом игры на беримбау, в роде играют очень близко и медленно.
  • порт. Apelido / Апелиду - имя в капоэйре, даётся местре до батизаду.
  • порт. Axé / Аше - энергия капоэйры.
  • порт. Bateria / Батериа - оркестр, инструменты и люди, играющие на них, они задают темп игры.
  • порт. Batizado / Батизаду - церемония посвящения, крещение, получение первой корды.
  • порт. Benguela / Бенгела - стиль игры капоэйра, характеризуется особым ритмом игры на беримбау, в роде преобладают уходы, перемещения, ритм средний, удары плавные ине высокие.
  • порт. Volta ao mundo / Волта ау мунду - проход в роде по кругу, используется для передышки игроков или музыкантов.
  • порт. Grimas / Гримаш - палки для макулеле.
  • порт. Jogo / Жогу - игра в роде.
  • порт. Jogo de compra / Жогу ди компра - игра, в которой выходят в роду по одному человеку, сменяют того, кто дольше играет.
  • порт. Iuna / Иуна - стиль игры капоэйра, характеризуется особым ритмом игры на беримбау, в роде преобладает акробатика, играют на расстоянии, чтобы не мешать друг другу.
  • порт. Corda / Корда - цветной шнур, показывающий статус капоэйриста, носится на поясе.
  • порт. Corridos, quadros / Курридус, куадрус - песни, исполняемые участниками роды.
  • порт. Ladainha / Ладаинья - песня-вступление, поётся только в анголе, исполняется сольно.
  • порт. Maculelê / Макулеле - танец-игра с палками, участники выполняют разнообразные движения, попадая в ритм, задаваемый барабанами.
  • порт. Regional / Режионал - стиль игры капоэйра, характеризуется особым ритмом игры на беримбау, в роде играют быстро, преобладают высокие и быстрые удары, можно делать прыжки и акробатику.
  • порт. Roda / Рода - круг, образуемый участниками, в котором играют капоэйристы.
  • порт. Solo / Соло - одиночное выступление капоэйриста, в роде или без неё, в котором он показывает своё умение выполнять какие то удары, связки, акробатические движения.
  • порт. Toque / Токе - ритм игры на беримбау.
  • порт. Troca de corda / Трока ди корда - смена корды, переход на следующий уровень.
  • порт. Chamada / Шамада - вызов, определённая последовательность шагов и действий, используется исключительно в анголе для передышки или изменения хода игры.
  • порт. Chulas / Шулас - восхваляющая песня, поётся только в анголе.

Движения и удары

В капоэйре нет статических стоек. Её основа - джинга (порт. ginga ). Джинга - это непрерывное движение, игрок постоянно передвигается, готовый уйти от удара или провести удар самому. Основные стойки и перемещения:

  • Джинга (порт. Ginga ).
  • Негачива (порт. Negativa ).
  • Эшкива (порт. Esquiva ).
  • Кокоринья (порт. Cocorinha ).
  • Роле (порт. Role ).

Стойки и перемещения на руках:

  • Ау аберту (порт. Au aberto )
  • Ау фешаду (порт. Au fechado ).
  • Ау добраду (порт. Au dobrãdo ).
  • Ау агулья (порт. Au agulha ).
  • Бананейра (порт. Bananeira ).
  • Бику ди папагайу (порт. Bico de papagaio ).
  • Макаку (порт. Macaco ).

Названия движений в разных школах различаются, приведённые выше термины характерны для определённых школ направлений Режионал и Капоэйра Контемпоранеа. Под теми же названиями в других школах могут подразумеваться несколько другие движения.

Градации мастерства

В современной капоэйре направлений режионал и контемпоранеа для обозначения мастерства принята система поясов или платков, цвета которых определяются каждой отдельной школой. Поясами (порт. cordão ) или нашейными платками (порт. lenço ) являются цветные шнуры-платки, которые носят капоэйристы. Степень, апелиду (и пояс-платок) они могут получить только на церемонии посвящения (порт. batizado ). Вместе с практикой в роде и отработкой новых элементов ученик изучает португальский язык, музыку, песни, историю капоэйры и её философию. При упорстве и постоянных тренировках через несколько лет можно достичь звания опытного ученика (порт. formado ). Следующий уровень уже позволяет помогать своему учителю. Высшие звания - местре-шарангейру (порт. mestre-xarangeiro ) контра-местре (порт. contra-mestre ) и местре (порт. mestre ). Звание местре позволяет открыть собственную школу, достижение этого звания занимает не менее десяти лет.

В традиции большинства школ направления Ангола выдача поясов и проведение батизаду не практикуется.

Батизаду (Batizado)

Посвящение в капоэйристы, когда новичку могут дать имя («апелиду») и первый кордао. В капоэйра нет традиционной сдачи на пояс по нормативам как в других боевых искусствах, готовность к смене пояса определяет тренер по итогам тренировок за всё время. Если игрока вызвали в круг на батизаду, можно считать, что повышение в градации поясов у него есть, если только он не допустит «громких ошибок» или не выкажет элементарного незнания правил выхода в роду. В разных школах церемония проходит по-разному, обычно проводить батизаду имеет право капоэйрист не ниже уровня «профессор». Церемония смены пояса (степени) называется «Трока ди кордао» (порт. Troca de Cordaо ) и обычно проводится вместе с батизаду.

Организация движения капоэйристов

Школы капоэйры сейчас объединяют десятки тысяч людей по всему миру. Регулярно проводятся фестивали, семинары.

Школа определяется принадлежностью к одному из стилей капоэйры. Как правило, у каждой школы существует базовое местоположение и множество филиалов по всему миру. Местре (или его ученики) регулярно посещает филиалы и проводит батизаду. Существует множество как всемирно признанных и уважаемых школ, так и малоизвестных.

Вместе с тем, безусловно, необходимо учитывать следующие мнения:

«…Капоэйра - она как воздух: мы знаем, что он есть, мы им дышим, мы не можем жить без него. И в то же время мы не можем поймать его, заключить в какие-то рамки. Капоэйра не может ограничиваться лишь одной единственной группой занимающихся, одной единственной формальной организацией и тем более одной группой мастеров, которые заявляют монополию на владению ею. Капоэйра выходит за рамки всех нас. Никакое общество, группа или человек никогда не будут её контролировать…
…Прежде чем думать о создании института капоэйры, мы должны спросить самих себя: почему кому-то нужно нас организовывать? Зачем нам нужна организация, которая будет контролировать наш образ жизни? Кто от этого выиграет? Капоэйра? Капоэйрист? Бюрократы ? Действительно ли создание подобных организаций так необходимо?…
…мы открыты для познания капоэйры, но не хотим, чтобы кто-либо навязывал нам собственную шкалу ценностей. Мы хотим такого сообщества, в котором ценится и поощряется как индивидуальность каждого участника, так и сотрудничество между ними…» - Местре Кобра Манса

Таким образом, можно заметить, что существуют две основные тенденции: максимум организованности и максимум свободы. И, разумеется, сколько угодно мнений, находящихся между этими полюсами. Каждая группа, объединение капоэйристов или человек, не имеющий прочной связи с конкретной группой, выбирает свой путь. Впрочем, тут вступает в действие другой принцип - следования «линии» - традиции, передаваемой от учителя к ученику.

Капоэйра в фильмах, клипах, рекламных роликах и компьютерных играх

Современная капоэйра включает в себя множество зрелищных акробатических прыжков, трюков и перемещений. Игра, в которой мощные удары комбинируются с головокружительной акробатикой, способна произвести на постороннего наблюдателя сильнейшее впечатление. Закономерно, что капоэйра не осталась незамеченной голливудскими режиссёрами.

Only the strong

Первый художественный фильм, полностью посвящённый капоэйре.

Другие игры

Кроме игры «Capoeira Fighter», сделанной энтузиастами, существует множество коммерческих игр, в которых капоэйра присутствует в том или ином виде. В число игр подобного рода входят такие тайтлы как «Tekken » (эпизоды с 3-го и выше: Эдди Гордо, Тайгер, Кристи Монтейро), Prince of Persia (The Sands of Time; WW; TTT), «Fatal Fury» (FF1, 3, Real Bout 1, 2, Special), «The King of Fighters» (KoF: MI 1, KoF: MI2, KoF 11), «Street Fighter 3» (все версии), Rage of the Dragons. Перечисленными играми дело не ограничивается, и далеко не во всех играх капоэйра представлена именно как боевая дисциплина. К примеру, в онлайновой ролевой игре World of Warcraft тролли после команды танцевать (/dance) начинают выполнять движения капоэйры.

Примечания

  1. Health"snews.com Капоэйра – пристало ли джентльмену? ,
  2. Health"snews.com Капоэйра – Главное – растяжка ,
  3. ISBN 5-93347-205-0 .
  4. Статья Киломбуш - свободные города на v8mag.ru
  5. Капоэйра Ангола: сборник статей. М., Русаки, 2005., ISBN 5-93347-205-0 . Дэниэл Досон, статья «Капоэйра Ангола и местре Жоао Гранди», англ.
  6. Капоэйра Ангола: сборник статей. М., Русаки, 2005., ISBN 5-93347-205-0 . стр. 22
  7. Статья КАПОЭЙРА: БРАЗИЛЬСКИЙ БОЕВОЙ ТАНЕЦ на idance.ru
  8. Более подробно капоэйра в этот период описана в книге

Капоэйра — так называется афро-бразильское боевое искусство, сочетающее в себе элементы танца, игры и акробатики, сопровождающееся ритмом традиционных бразильских музыкальных инструментов. Преимущественно в капуэйре (капоэйре) применяется техника использования ног.

Этимология этого слова достоверно не известна. Существует ряд различных трактовок, из которых наиболее вероятной кажется версия исследователя Фу Киау Бунсеки . Он предполагает, что это искажённое звучание одного из слов языка киконго, означающее "перепархивать с места на место", а также "бить, драться". Оба слова употребляются для описания движений петуха во время петушиных боев. " Kipura в культурном контексте народа конго также означает человека, который в бою подражает движениям петуха во время петушиных боев…".

Относительно истории этого направления боевых искусств существует несколько различных версий. В XVII веке на территории Бразилии проходили ожесточённые колониальные войны. Африканские рабы, которых португальцы привозили из колоний Анголы, Мозамбика, Гвинеи и Когнго сбегали от рабовладельцев в сельву и создавали там свободные сообщества (киломбуш ). Нападения на киломбуш были явлением регулярным, и их обитателям необходимо было выработать систему самообороны. Считается, что именно тогда прообраз капоэйра был передан обитателям киломбуш индейцами южно-американского континента.

По другой версии, капойэра изначально была африканским ритуальным инициационным танцем, позднее ассимилировавшемся под влиянием индейцев Южной Америки и перенёсшим акцент на боевое искусство.

Где-то в начале 1800-х гг. капоэйра вышла за пределы киломбуш и стала применяться уличными группировками различного этнического состава банд.

Современная капоэйра, в отличие от ранних форм, довольно редко применима в боевых целях. Как правило, это бесконтактные поединки, однако, проводятся и полноконтактные бои на чемпионатах мира. Традиции определяют внешний вид участников, музыку и порядок прохождения аттестации, в целом — весь ход встреч.

Первая официальная школа капоэйры, основателем которой стал Местре Бимба (Мануэль душ Рейш Машаду ), была открыта в 1932 году. Местре Бимба создал новый стиль капоэйры и назвал его "Лута Режионал Байана " (Luta Regional Baiana ), более распространённое название "Капоэйра Режиональ " ("Режиональ "). Благодаря систематизации опыта различных школ и улучшения техники преподавания, а также разработке методики преподавания и комплексов ударов, капоэйра Местре Бимбы — это совершенно уникальный и новый подход к теории и практике этого единоборства. Местре Бимба вывел "8 последовательностей Бимбы" ("последовательностей"), которые и сегодня считаются азбукой обучения капоэйристов, практикующих режиональ и некоторые другие направления современной капоэйры.

Другой влиятельной фигурой в искусстве капоэйра стал Местре Пастинья (Висенте Феррейра Пастинья ), основатель Академии "Капоэйры Ангола ", открытой им в 1941 году. Его стиль капоэйры так и называется "Ангола ". Отличие от стиля режиональ заключается в том, что значение придаётся не столько боевому аспекту капойэры, сколько традиционному ритуальному игровому характеру. Между этими двумя направлениями существует серьёзное различие как по скорости и способу исполнения техники, так и по общему характеру направленности игры. Если режиональ делает акцент на скорости и быстроте рефлексов, то ангола большое значение придаёт осмысленности каждого движения.

Тем не менее, существуют сторонники единой капоэйры (капоэйра "Контемпоранеа "), не противопоставляющие две эти техники, а использующие преимущества каждой их них в игре.

В режиональ и контемпоранеа принята система поясов, цвета которых обозначают мастерство и определяются каждой отдельной школой. Пояс можно получить только на посвящении (батизадо / batizado ).Совместно с практикой игры, а также отработкой элементов движения, изучается португальский язык, культура, музыка, песни, философия и история капоэйры. Звание опытного ученика (formado ) даётся через несколько лет постоянных тренировок. Следующим уровнем считается помощник учителя контра-местре (contra-mestre ), а звание местре (mestre ) даёт возможность открывать собственную школу. Обычно на достижение этого звания уходит не менее десяти лет.

В традиции большинства школ направления анголы ритуал батизаду и система поясов не практикуется.

Встречи капоэйристов проходят по определённым правилам: музыканты, задающие ритм игре, становятся в изголовье круга (т.н. Рода/ Roda ). Состав Роды образуют сами капоэйристы и публика, располагающиеся по кругу. Рода поёт песни на португальском языке. В центре проходит сама игра, в которой игроки, используя прыжки и удары, пытаются достать соперника и вынудить его упасть. Характер игры в Роде (дружески или агрессивно), её темп (быстро или медленно) полностью зависят от задаваемого ритма. В капоэйре не практикуются статические позы, её основа — жинга (ginga ) — непрерывные движения игроков.

Сегодня школы капоэйры объединяют множество людей во всем мире. Фестивали и семинары по капоэйре проводятся регулярно в разных странах.

Современная капоэйра — это зрелищное действо, производящее неизгладимое впечатление, игра, в которой потрясающие акробатические трюки комбинируется с удивительными по красоте и силе боевыми ударами.

Во время тренировок в школе капоэйры можно убрать лишний вес, получить великолепную растяжку и накачать мышцы. Из искусства капоэйры берут начало современный хип-хоп, брейк-данс и столь зажигательная латиноамериканская музыка. Ограничений по возрасту и способностям практически нет, начать занятия может практически любой. Говорят, что искусство капоэйры учит взлетать не только над землёй, но и над самим собой.

Капоэйра - это смесь боевого искусства и танца, проходящая в игровой форме. Если вам не понятно, попробуем объяснить по-другому. Представьте 2-х дерущихся людей. Но при этом они не бьют друг друга кулаками, а наносят изящные делают сложные прыжки и подсечки. Всё это действо сопровождается своеобразной музыкой, под которую соперники вставляют

Боитесь боли? Напрасно! Ведь капоэйра - это только имитация драки с бесконтактными ударами. В чём-то она похожа на брейк-данс. В этой статье мы кратко расскажем об этом

Капоэйра - что это?

Попробуем ответить на данный вопрос. Всё-таки это больше боевое искусство, чем танец. Насчёт возникновения капоэйры есть множество догадок, гипотез и мнений, которые по большей части противоречивы. В их основе лежат как романтические истории, так и реальные факты. Самая распространённая версия гласит, что капоэйра была придумана африканскими рабами, которых вывезли в Бразилию. У самого слова нет конкретного значения. Но исследователи и мастера переводят его как «низкая растительность». То есть это место с низкой травой, где удобно заниматься капоэйрой.

Первые достоверные сведения об этом единоборстве относятся к 18 веку. Именно тогда появились письменные источники. Но на самом деле капоэйра намного старше.

В 1500 году португальцы приехали в Бразилию. Начав колонизацию, они стали использовать местных индейцев в качестве рабов. Но те либо убегали, либо быстро гибли. Чтобы пополнить португальцы решили привезти рабов из своих колоний - Конго, Гвинеи, Мозамбика и Анголы. Рабы привезли собственную культуру, религию и традиции, которые впоследствии легли в основу капоэйры. Например, у ряда был обряд инициации под названием «Танец зебр». Это действо перерастало в ритуальный бой между молодыми войнами. в сочетании с другими и лёг в основу единоборства. Теперь вы знаете краткий ответ на вопрос: «Капоэйра - что это?» Идём далее.

Достоинства

Конечно, навыки, которые вы получите на тренировках, пригодятся для самообороны. Но большинство людей посещают занятия не для этого. Главное достоинство этого единоборства в том, что оно делает тело изящным и красивым, позволяя прийти к оптимальной физической форме. И всё это проходит увлекательно - в виде боя, танца и игры. Новички часто задают вопрос: «Капоэйра - что это в плане тренировок?» Отвечаем: «Творчество и свобода».

Во время занятий расходуется много энергии, и задействуются практически все мышечные группы. Это способствует снижению лишнего веса и тонусу кожи. Прежде всего, подтягиваются ягодицы и бёдра, так как основная нагрузка ложится на ноги.

Также капоэйра помогает избавиться от живота, потому что различные повороты и уклоны постоянно тонизируют мышцы пресса. Над рельефом придётся поработать дополнительно, но подтянутый плоский живот точно обеспечен.

Помимо этого, развивается гибкость и координация тела. Ваш организм становится сильным и управляемым, а движения - отточенными.

Как проходят занятия

Для начала стоит позаботиться об одежде. Можно купить специальный костюм или одевать то, что удобно. Единственное, не подойдут свободные майки, так как придётся стоять на голове. Обувь не понадобится - тренировки проходят босиком.

Любая школа капоэйра делит занятие на три этапа:

  • Разминка. Это могут быт упражнения из фитнеса или стандартные танцевальные движения;
  • Отработка основных движений и приёмов;
  • Сам танец. Поначалу новички могут только наблюдать со стороны. Но после получения соответствующих навыков им позволяют участвовать наравне с остальными.

Новичкам нужно помнить, что хоть бой и бесконтактный, некоторые травмы всё же возможны. Не всегда можно предугадать движения соперника и увернуться. Также серьёзная нагрузка идёт на суставы. Поэтому при наличии связанных с ними заболеваний необходимо проконсультироваться с врачом.

Разновидности

Бразильская капоэйра включает в себя два главных стиля - реджионал и ангола. Реджионал - это резкость, скорость, прыжки и Здесь все удары наносят в полную силу, поэтому не всегда есть возможность увернуться. Благодаря этому реджионал является наиболее зрелищным стилем. Ангола же характеризуется плавными и медленными движениями. Это не очень красивая капоэйра. Для начинающих идеально подойдёт данный стиль. Он поможет хорошо разучить базовые движения.

Чаще всего в течение поединка-танца участники применяют оба стиля. Но главный фактор выбора манеры боя - музыка, которая всегда была неотъемлемой частью представления и тренировки. Причём обычная музыка для капоэйры не подойдёт. Используют исключительно фольклорные мотивы и песни, сопровождаемые игрой на древних инструментах. Подобная музыка выступает в качестве фона, а также даёт вдохновение, заряжает энергией бойцов и задаёт настрой игры.

Заключение

Теперь вы знаете ответ на вопрос: «Капоэйра - что это?» Если вам наскучили тренажёры и стали раздражать однотипные упражнения, то попробуйте заняться этим единоборством. Ещё не было ни одного человека, которого бы этот модный и увлекательный танец-драка оставил равнодушным.

Похожие публикации