Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Сержант ефимов александр николаевич родился в ленинграде. Александр Николаевич Ефимов: биография

Александр Николаевич Ефимов

Родился 6 февраля 1923 г. в селе Кантемировка в семье железнодорожника. Детство и юность провёл в городе Миллерово Ростовской области. В 1941 г. окончил Луганский аэроклуб. В РККА с мая 1941 г. В 1942 г. окончил Луганскую военную авиационную школу лётчиков.

Ефимов участвовал в Великой Отечественной войне с августа 1942 г. в должности лётчика 594-го штурмового авиационного полка. С ноября 1942 г. он лётчик, командир звена, штурман и командир авиаэскадрильи 198-го штурмового авиационного полка. К июлю 1944 г. командир эскадрильи 198-го штурмового авиаполка старший лейтенант Ефимов совершил 100 боевых вылетов на разведку и штурмовку войск, аэродромов, переправ и железнодорожных эшелонов противника.

К сентябрю 1944 г. Александр Ефимов совершил 170 боевых вылетов на Ил-2. 170 раз наносил он удары противнику в Подмосковье, под Смоленском, под Ельней, на Орловско-Курской дуге, в Белоруссии, Польше, Пруссии. 26 октября 1944 г. А.Н. Ефимову было присвоено звание Героя Советского Союза.

В один из апрельских дней лётчики получили приказ штурмовать порт на Балтике Свинемюнде. Погода нелётная: сплошная низкая облачность, туман, а над заливом - сильнейший ливень. До цели дошла одна эскадрилья Ефимова, остальные не смогли пробиться. Ефимов подал сигнал к штурмовке. Немцы встретили нашу эскадрилью массированным огнём. Это был победный, 222-й боевой вылет А.Н. Ефимова.

Герой Советского Союза А.Н. Ефимов участвовал в Параде Победы.

18 августа 1945 г. в День авиации капитана Ефимова наградили второй медалью «Золотая Звезда». В Кремле из рук М.И. Калинина он принял высокую награду, которой удостаивались лучшие из лучших.

После войны Ефимов занимал различные командные должности в ВВС. В 1951 г. он окончил Военно-воздушную академию. Командовал полком, дивизией. В 1957 г. окончил Военную академию Генштаба. Был заместителем командующего 30-й воздушной армией (в Прибалтийском военном округе). В 1964–1969 гг. командовал 57-й воздушной армией в Прикарпатском военном округе. С марта 1969 г. - первый заместитель главкома ВВС.

Ефимов летал до 1983 г.

С декабря 1984 г. по июль 1990 г. Ефимов был главнокомандующим Военно-воздушными силами, заместителем министра обороны СССР. В 1990–1993 гг. - председатель Государственной комиссии по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением. В августе 1993 г. маршал авиации, дважды Герой Советского Союза, заслуженный военный лётчик СССР, доктор военных наук, профессор, лауреат Государственной премии СССР А.Н. Ефимов ушёл в отставку. Ушёл из жизни 31 августа 2012 г.

Исследователь древнерусского зодчества, рисовальщик.

Воспитывался в семье помещика Е.Г. Заплатина, возможно, был его внебрачным сыном от крепостной Анисьи Леонтьевой. В 1806-1821 годы учился в императорской АХ в Санкт-Петербурге, где определилось его дарование рисовальщика. Тогда же он выполнил гравюры для изданий «Краткие сведения о вновь построенных при Академии художеств зданиях» (СПб., 1820 год) и «Путешествие в Китай через Монголию в 1820 и 1821 годы» (СПб., 1824. 3 ч.) Е.Ф. Тимковского, а также виды ряда столичных храмов (Казанского собора, церковь вмц. Екатерины). В течение последних 6 лет в АХ он изучал только архитектуру, при выпуске получил аттестат 1-й степени и большую золотую медаль за проект Музеума - «Храма собрания трех знатнейших художеств» в стиле классицизма, преподавал в АХ.

В 1826 году был направлен президентом АХ А.Н. Олениным в Киев для обмера фундаментов Десятинной церкви, где Н.Е. Ефимов предпринял 1-ю в России попытку воссоздания (т. н. реставрации) храма на основании исторических и археологических материалов в формах византийской, или «древней киевской», архитектуры: в виде однокупольной церкви с обширными хорами. Император Николай I проект не утвердил, и церковь впоследствии была построена В.П. Стасовым.

В 1826-1827 годы побывал в Москве и Новгороде для изучения древнерусcкого церковного зодчества. В 1827 году по постановлению Совета АХ Н.Е. Ефимов отправился в Италию на 3 года, но прожил там до 1840 года, занимаясь изучением, зарисовкой и реставрацией древних памятников (в т. ч. римского храма Юпитера Громовержца и «дома трагического поэта» в Помпеях). Участвовал в проектировании ряда домов и усадеб, в 1830 году создал проект соборной православной церкви свт. Николая Чудотворца.

С мая по октябрь 1835 года вместе с меценатом В.П. Давыдовым и художником К.П. Брюлловым был в Греции и Малой Азии, «снимая виды с мест и строений», в частности выполнил фасад, разрез и предварительные обмеры храма Св. Софии в Константинополе поле и карту Афона с изображениями монастырей. Рисунки Е.Н. Ефимова заслужили похвалы Ж.О.Д. Энгра и Б. Торвальдсена, а также великой княгини Елены Павловны и великого князя Михаила Павловича.

В 1840 году вернулся в Россию и 29 сентября был удостоен звания академика, в 1842 году избран почетным вольным общником АХ, в 1844 году стал профессором АХ 2-й степени. Будучи знатоком древнерусской архитектуры, в самостоятельном творчестве Н.Е. Ефимов проявил себя как представитель историзма, прежде всего неоренессанса и тоновского (русско-византийского, как называли его современники) стиля.

Основные работы Н.Е. Ефимова связаны с его деятельностью в Комиссии проектов и смет при Главном управлении путей сообщения и публичных зданий. Ему принадлежат планировочные решения центральных площадей Санкт-Петербурга. В связи со строительством 1-го стационарного моста через р. Неву Н.Е. Ефимов перепланировал Благовещенскую пл. (1842-1843 годы). При реконструкции Знаменской пл. (1845 год) определил место Николаевского вокзала (построен К.А. Тоном). Завершил композиции Исаакиевской и Мариинской площадей, начатые О. Монферраном и А.И. Штакеншнейдером; здесь по его проектам были возведены здания Министерства государственных имуществ (1844-1850 годы) и дома министра (1847-1853 годы) в формах неоренессанса, была выполнена ограда памятника Николаю I.

Н.Е. Ефиомв - автор перестройки в духе флорентийского ренессанса ратуши и гильдейского дома для Городской думы на Невском проспекте (1847-1853 годы), других государственных и частных заказов в столице и пригородах, из которых наиболее известен дворец С.Л. Нарышкиной-Шуваловой (1843-1846 годы). Н.Е. Ефимов проектировал общественные здания в средней полосе России; в 1841-1852 годы в составе группы архитекторов разработал 60 образцовых проектов фасадов обывательских домов «в тосканском и венецианском вкусе».

С 1840 году Н.Е. Ефимов - главный помощник архитектора Стасова по реконструкции Зимнего дворца. Участвовал в разработке проектов Георгиевского, Аполлонова и других залов, трудился над реконструкцией Большого (Старого) Эрмитажа (автор Театральной лестницы, 1843-1847 годы), встроил в здание Малого Эрмитажа конюшни, манеж и сараи (1840-1843 годы), совместно со Стасовым (с 1848 года единолично) руководил возведением Нового Эрмитажа по проекту немецкого архитектора Л. фон Кленце.

По проектам Н.Е. Ефимова в Санкт-Петербурге были построены Никольская «Миловская» (от фамилии купца - руководителя общины) единоверческая церковь (1845-1852 годы) и Воскресенская церковь в М. Коломне (проект 1845-1846 годов, окончена в 1861 году при участии А.И. Шевцова, В.Ф. Небольсина, К.Я. Маевского). Оба храма разрушены в 1932 году. 5-главые храмы были выстроены в русско-византийском стиле с некоторыми отступлениями от образцовых тоновских проектов в пропорциях и декоре. 3-частную в плане Никольскую церковь отличали массивная центральная луковичная глава и утонченная высокая шатровая колокольня над притвором.

Первоначальный проект Воскресенской церкви, составленный Шевцовым в барочно-классицистических формах, не был одобрен, и Н.Е.Ефимов разработал новый, в духе тоновской архитектуры. Крестообразный в плане, насыщенный декором с преобладанием аркатурно-колончатых поясов храм венчали 5 близких по размерам глав. Возможно, Н.Е. ЕФимов работал и над проектом единоверческого храма св. вмч. Димитрия Солунского на Большеохтинском кладбище (1846-1853 гды, разрушен в 30-х годах XX века), который по архитектурным формам был похож на «Миловскую» церковь.

Самой значительной работой Н.Е. Ефимова следует считать комплекс Воскресенского Новодевичьего монастыря на Царскосельском (ныне Московском) проспекте (проект утвержден 12 марта 1848 года). В том же году за месяц соорудили деревянную церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в простых «клетских» формах (снесена в 1929 году). 3 ноября 1849 года в присутствии императора, который был постоянным попечителем строительства, состоялась закладка собора. Он возвышается в центре комплекса, к югу - настоятельские покои с церковной иконы Божией Матери «Отрада», или «Утешение», к северу - больничный корпус с церкви Трех святителей.

В архитектуре монастыря Н.Е. Ефимов в наибольшей степени проявил себя продолжателем Тона. Строгая, восходящая к классицизму симметрия построек - кубического объема 5-главого собора и фланкирующих небольших 5-главых церквей с шатровыми звонницами - сочетается с отделкой в духе «итальянизирующего» направления русского зодчества XV-XVI веков. Декор типичен для русско-византийского стиля: килевидные, 3-частные и полуциркульные кокошники (некоторые с раковинами), наличники с разорванными фронтонами, аркатурно-колончатые пояса, полуколонки с «дыньками», перспективные порталы. Расположенный при въезде в город со стороны древней столицы, величественный комплекс Новодевичьего монастыря и своим названием перекликался со знаменитой московской обителью, став примером совмещения «древнемосковских» традиций с санкт-петербургскими. Строительство церквей в русско-византийском стиле, возведенных по проектам Н.Е. Ефимова, сыграло значительную роль в придании столице «национального» облика, что согласовывалось с «русскостью» санкт-петербургского периода отечественной истории.

Н.Е. Ефимов спроектировал также ряд православных храмов для Херсонской губернии (1842-1843 годы), Новочеркасска (1844-1845 годы), Лифляндии (1845-1846 годы) и 2 лютеранских храма. В 1848 году он переработал в русско-византийском стиле составленный в 1841 году архитектором И.И. Шарлеманем 2-м проект Сампсониевской церкви на месте Полтавской битвы (строительство: 1851-1854 годы, перестройка: 1894-1895 годы, архитектор Н.Н. Никонов).

Н.Е. Ефимов скоропостижно скончался в расцвете сил, не успев завершить ряд крупных работ. Несколько его построек закончил Л.Л. Бонштедт (дом министра государственных имуществ, здание Думы), совместно с Н.А. Сычёвым - Новодевичий монастырь, где Н.Е. Ефимов и похоронен близ алтаря Казанской церкви. Надгробие в виде мраморного саркофага установлено императорским Санкт-Петербургским обществом архитекторов к столетию Н.Е. Ефимова в 1897 году по инициативе архитектора И.С. Китнера (архитекторы С.П. Галензовский и И.В. Жолтовский).

Старший брат Н.Е. Ефимова, Иван (1795-1841 годы), также выпускник АХ (1815 год), академик, с 1820 года служил губернаторским архитектором в Нижнем Новгороде.

Николай Ефимович Ефимов родился 9 мая 1799 года в деревне Яковлево в Курской губернии, воспитывался в доме местного помещика Е. Г. Заплатина. В шесть лет мальчик уже умел писать, читать и хорошо рисовать. 6 октября 1806 года Николай поступил в Академию художеств. На выпуском экзамене он выполнил проект музея, за который удостоился золотой медали и права на заграничную поездку для продолжения обучения.

Перед поездкой за границу Николай Ефимов остался при Академии, где начал обучать воспитанников черчению ордеров. В 1826 году по поручению президента Академии художеств А. Н. Оленина Ефимова отправили в Киев для обследования обнаруженных остатков Десятинной церкви. Архитектор увлёкся археологией, проводил соответствующие научные работы в Новгороде и Москве.

Заграничная поездка Николая Ефимова началась в 1827 году. Он посетил Пруссию, Австрию, Италию, Грецию. В Санкт-Петербург зодчий вернулся в 1840 году, сразу же был признан академиком и причислен к Кабинету Его Императорского Величества.

В новой должности Николай Ефимов помогал В. П. Стасову восстанавливать Зимний дворец после пожара. Архитектор принимал участие в разработке проектов Фельдмаршальского, Петровского, Гренадёрского, Белого, Апполонова и Георгиевского залов. Он же занимался окончательной отделкой галерей Малого Эрмитажа .

Николай Ефимов трудился не только в Санкт-Петербурге. За работы в Орле, Казани и Нижнем Новгороде он получил звание почётного вольного общника Академии художеств. Позже ему присвоили звание профессора второй степени, даже без исполнения программы.

Архитектору довелось завершить формирование Исаакиевской площади . В 1844 году Николай Ефимов начал стрительство зданий министра и министерства государственных имуществ. Им же была создана художественная ограда памятника Николаю I .

В 1847 году по проекту Николая Ефимова начали перестраивать здание Городской думы. Им же были выполнены проекты Шуваловского дворца (наб. р. Фонтанки, 21) и дома С. О. Китнера (Исаакиевская пл. 7). Архитектор принимал активное участие в строительстве Нового Эрмитажа - корректировал линии южного фасада здания и изменял конструкцию сводов первого этажа. Николаем Ефимовым был создан проект Воскресенского Новодевичьего монастыря (Московский пр. 100), Миловской церкви на Захарьевской улице, Малокаменской церкви в Коломне. Зодчим построены дом обер-полицмейстера и полицейского управления Адмиралтейской части (Большая Морская ул. 22), Единоверческая церковь святого Николая (Захарьевская ул. 18), дом департамента внешней торговли (Малый пр. ВО, 15), дом таможенного ведомства (Средний пр. ВО 21), дом А. Н. Якунчиковой (наб. р. Мойки, 66). Зодчим была распланирована

Над полем боя

Аннотация издательства: Дважды Герой Советского Союза маршал авиации А. Н. Ефимов начал свой фронтовой путь в августе 1942 года. Защищая Родину, он сражался с врагом до победного окончания войны, громил фашистские полчища под Ржевом и Орлом, Брянском и Смоленском, в Белоруссии, Польше и Германии, совершил 222 боевых вылета, уничтожил немало живой силы и техники противника. О суровых фронтовых буднях, о подвигах боевых товарищей рассказывается в воспоминаниях бывшего командира эскадрильи 198-го штурмового полка 4-й воздушной армии. Ныне маршал авиации Александр Николаевич Ефимов - первый заместитель главнокомандующего ВВС СССР. Его мемуары рассчитаны на массового читателя.

Биографическая справка: ЕФИМОВ Александр Николаевич, родился 6.02.1923 в селе Кантемировка, ныне пгт Воронежской области в семье железнодорожника. Русский. Член КПСС с 1943. Окончил школу No 2 в городе Миллерово Ростовской области в 1940. В Советской Армии с 1941. Окончил Ворошиловградскую военно-авиационную школу пилотов в 1942. На фронтах Великой Отечественной войны с августа 1942. Командир эскадрильи 198-го штурмового авиационного полка (233-я штурмовая авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) старший лейтенант Ефимов к июлю 1944 совершил 100 боевых вылетов на разведку и штурмовку войск, аэродромов, переправ и железнодорожных эшелонов противника. 26.10.44 ему присвоено звание Героя Советского Союза. К концу войны штурман 62-го штурмового авиационного полка капитан Ефимов совершил еще 122 боевых вылета. Всего им лично и в составе группы уничтожено 85 самолётов врага на аэродромах и 7 в воздушных боях, много живой силы и техники противника. 18.8.45 награжден второй медалью "Золотая Звезда". В 1951 окончил Военно-воздушную академию, в 1957 - Военную академию Генштаба, служил на командных должностях в ВВС. С 1969 первый заместитель главкома, с 1984 главком ВВС - заместитель министра обороны СССР. Заслуженный военный летчик. Маршал авиации (1975). Кандидат военных наук. Депутат Верховного Совета СССР 2, 9 -11-го созывов. Член ЦК КПСС с 1986. Награжден 3 орденами Ленина, 5 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1 степени, орденом Красной Звезды, "За службу Родине в ВС СССР" 3 степени, медалями, иностранными орденами. Государственная премия СССР. Бронзовый бюст установлен в Миллерово. (Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Москва. Воениздат. 1987. Том 1. Стр. 490-491) \\\ Андриянов П.М.

Глава первая. Первая высота

Глава вторая. Счастье встречать самолеты

Глава третья. Курс на запад

Глава четвертая. Июль обещает грозу

Глава пятая. Над "смоленскими воротами"

Глава шестая. Здравствуй, край партизанский

Глава седьмая. Через Вислу

Глава восьмая. Суровый учитель - война

Глава девятая. Под солнцем победы

Глава первая. Первая высота.

В ту вторую военную осень 1942 года сентябрь в Подмосковье выдался капризным. Солнечная погода часто сменялась холодными дождями, небо хмурилось, блекли безвременно багряные краски осеннего леса.

Ненастная погода, неутешительные сводки Советского информбюро плохо действовали на настроение. Фашисты рвались к Сталинграду, стремились отрезать Кавказ. И на Западном фронте ничего утешительного.

Скорее бы в самолет - и в бой!.. Мы с Толей Украинцевым, товарищем по авиационному училищу, третий день месили грязь на фронтовых дорогах в войсках нужного нам аэродрома. След его отыскался неожиданно. Помог сержант-регулировщик. Он же пристроил нас на машину со снарядами, следовавшую в том направлении.

В кабине трехтонки мы почувствовали себя счастливыми: теперь-то уж наверняка доберемся. Прижавшись друг к другу, чтобы согреться, мы задремали и... проехали свой перекресток. Проснулись от близкого орудийного грохота. Куда это нас занесло? Оказывается, водитель привез нас прямо на огневую позицию батареи, искусно замаскированной на опушке леса. Она поддерживала атаку нашей пехоты на безымянную высоту, по гребню которой окопался враг.

Залпы наших орудий сливались с близкими разрывами фашистских снарядов. В артиллерийской канонаде нам, необстрелянным, трудно было определить, где наш выстрел и где разрыв чужого снаряда. Можно было запросто угодить под тугую волну взрыва или под разлетавшиеся веером осколки. Любопытный Толя поднял один такой, увесистый, с зазубринами, и тут же бросил:

Горячий, сволочь!

В артиллерийскую дуэль вплетались пулеметные очереди. Время от времени над нами, задевая за верхушки деревьев, с надрывом крякали мины, осыпая осколками расчеты батареи. Среди артиллеристов уже были раненые. Но никто не отходил от орудий.

Трудная это была атака: местность впереди открытая, и лют свинцовый дождь с высоты. В ожидании команды прижалась к мокрой земле наша пехота. Вот цепь поднялась и устремилась вперед. С высоты зло залаяли пулеметы. Больно было видеть, как падали и оставались неподвижными фигурки наших солдат. Поредевшая цепь залегла. Атака захлебнулась. Словно поперхнувшись, разом замолчали пушки и пулеметы. На миг воцарилась тишина... Неподвижные фигурки солдат на раскисшем от дождя поле, и эта нелепая, зловещая тишина...

Потом на моем пути было много боев, но этот, первый, увиденный "со стороны", на всю жизнь врезался в память.

Растерянные и ошеломленные, мы не сразу сообразили, чего добивается от нас разгоряченный боем лейтенант-артиллерист с двумя кубиками на петлицах. После наших сбивчивых объяснений понял наконец, что мы, молодые летчики, направляемся в штурмовой авиационный полк, ищем аэродром.

Там ищите! - резко махнул он рукой в тыл, а сам сорвался на крик: - И вообще, где она - ваша авиация? Где обещанная поддержка с воздуха? Кто ответит за них? - Лейтенант бросил гневный взгляд в сторону наших бойцов, оставшихся на склоне безымянной высоты.

Подавленные, возвращались мы с передовой. Зарядивший с утра дождь не переставал. Наши серые солдатские шинели промокли насквозь. В пудовых от налипшей грязи сапогах хлюпала вода.

Давно был съеден сухой паек - шесть черных сухарей. И все-таки больше голода и холода терзала нас обида. Мы так гордились нашей авиацией, а тут вдруг самолеты не прилетели, атака пехоты сорвалась. На наших глазах погибло столько бойцов!

Как ни мал был наш опыт, мы, конечно, догадывались, что авиация в тот день была обречена на бездействие из-за сложных метеорологических условий. При такой видимости даже с малой высоты трудно рассмотреть объект штурмовки. А зазеваешься - сам врежешься в какой-нибудь косогор. Нет, приходили мы к выводу, в такую погоду летать нельзя.

Но как только в памяти вставала картина боя за высоту и искаженное гневом лицо лейтенанта, логический ход наших рассуждений обрывался. Вроде бы и сознавали мы, что штурмовики и в дождь должны действовать в интересах наземных войск. Но в ту пору еще неведомо было нам, что скоро сами будем вести боевую работу в куда более трудных условиях.

За разговорами незаметно подошли к нужному нам повороту на деревню Чертаново. К одиноко стоящему высохшему тополю прибита фанерная указка с лаконичной надписью: "Хозяйство Тысячного".

Сомнений нет, идем правильно. Еще в отделе кадров Западного фронта нам сказали, что майор Тысячный - командир нашего штурмового авиационного полка.

Вот наконец и Чертаново. Единственную улицу перегораживал самодельный шлагбаум. Миновав его, тут же встретили офицера с красной повязкой на рукаве.

Вам кого, товарищи военные?

В коротких замызганных шинелях и выцветших старых пилотках мы мало походили на выпускников известного в стране авиационного училища. Офицер прочитал наши предписания и тотчас оживился:

Ну, давайте знакомиться. Я - лейтенант Васильев, командир звена. Милости просим в наш будущий гвардейский полк.

Иностранные награды

В отставке

Общественная деятельность - член Общественной палаты РФ (с 2006 года)

Алекса́ндр Никола́евич Ефи́мов (6 февраля , Кантемировка - 31 августа , Москва) - участник Великой Отечественной войны , дважды Герой Советского Союза , Заслуженный военный лётчик СССР (1970), маршал авиации (1975), доктор военных наук , член Общественной палаты РФ . Депутат Совета Национальностей Верховного Совета СССР 9-11 созывов (1974-1989) от Киргизской ССР . Член ЦК КПСС (1986-1990).

Биография

Александр Николаевич Ефимов родился 6 февраля 1923 года в селе Кантемировка Воронежской губернии (ныне посёлок городского типа Кантемировка Кантемировского района Воронежской области) в семье железнодорожника.

Детские и юношеские годы прошли в городе Миллерово .

Всего за годы войны Ефимов совершил 288 боевых вылетов на штурмовике Ил-2 , в ходе которых им лично и в составе группы уничтожено 85 вражеских самолётов на аэродромах (что является высшим достижением среди советских лётчиков всех родов авиации) и 8 самолётов сбито в воздушных боях, уничтожено большое количество живой силы и техники противника.

В мирное время А. Н. Ефимов занимал высокие командные должности в ВВС : в 1951 году по окончании Военно-воздушной академии в Монине командовал полком, дивизией; в 1957 году , окончив Военную академию Генштаба, назначается заместителем командующего 30-й воздушной армией в Прибалтийском военном округе ; с по 1969 год командовал воздушной армией в Прикарпатском военном округе ; с марта 1969 года на должности первого заместителя Главкома ВВС. В начале 1970-х годов воевал вместе с Хосни Мубараком .

С августа 1993 года маршал авиации А. Н. Ефимов - в отставке.

1 Ныне живущий. 2 Впоследствии получил звание Главного маршала артиллерии. 3 Лишён звания в 1952 году, восстановлен в 1953. 4 Разжалован до звания генерал-майор артиллерии в 1963 году. 5 Главный маршал артиллерии, ранее имел звание генерала армии.

Отрывок, характеризующий Ефимов, Александр Николаевич

– Нет, это не может быть! – проговорил он вслух. Не в силах сидеть на месте, он с письмом в руках, читая его. стал ходить по комнате. Он пробежал письмо, потом прочел его раз, другой, и, подняв плечи и разведя руками, он остановился посреди комнаты с открытым ртом и остановившимися глазами. То, о чем он только что молился, с уверенностью, что бог исполнит его молитву, было исполнено; но Николай был удивлен этим так, как будто это было что то необыкновенное, и как будто он никогда не ожидал этого, и как будто именно то, что это так быстро совершилось, доказывало то, что это происходило не от бога, которого он просил, а от обыкновенной случайности.
Тот, казавшийся неразрешимым, узел, который связывал свободу Ростова, был разрешен этим неожиданным (как казалось Николаю), ничем не вызванным письмом Сони. Она писала, что последние несчастные обстоятельства, потеря почти всего имущества Ростовых в Москве, и не раз высказываемые желания графини о том, чтобы Николай женился на княжне Болконской, и его молчание и холодность за последнее время – все это вместе заставило ее решиться отречься от его обещаний и дать ему полную свободу.
«Мне слишком тяжело было думать, что я могу быть причиной горя или раздора в семействе, которое меня облагодетельствовало, – писала она, – и любовь моя имеет одною целью счастье тех, кого я люблю; и потому я умоляю вас, Nicolas, считать себя свободным и знать, что несмотря ни на что, никто сильнее не может вас любить, как ваша Соня».
Оба письма были из Троицы. Другое письмо было от графини. В письме этом описывались последние дни в Москве, выезд, пожар и погибель всего состояния. В письме этом, между прочим, графиня писала о том, что князь Андрей в числе раненых ехал вместе с ними. Положение его было очень опасно, но теперь доктор говорит, что есть больше надежды. Соня и Наташа, как сиделки, ухаживают за ним.
С этим письмом на другой день Николай поехал к княжне Марье. Ни Николай, ни княжна Марья ни слова не сказали о том, что могли означать слова: «Наташа ухаживает за ним»; но благодаря этому письму Николай вдруг сблизился с княжной в почти родственные отношения.
На другой день Ростов проводил княжну Марью в Ярославль и через несколько дней сам уехал в полк.

Письмо Сони к Николаю, бывшее осуществлением его молитвы, было написано из Троицы. Вот чем оно было вызвано. Мысль о женитьбе Николая на богатой невесте все больше и больше занимала старую графиню. Она знала, что Соня была главным препятствием для этого. И жизнь Сони последнее время, в особенности после письма Николая, описывавшего свою встречу в Богучарове с княжной Марьей, становилась тяжелее и тяжелее в доме графини. Графиня не пропускала ни одного случая для оскорбительного или жестокого намека Соне.
Но несколько дней перед выездом из Москвы, растроганная и взволнованная всем тем, что происходило, графиня, призвав к себе Соню, вместо упреков и требований, со слезами обратилась к ней с мольбой о том, чтобы она, пожертвовав собою, отплатила бы за все, что было для нее сделано, тем, чтобы разорвала свои связи с Николаем.
– Я не буду покойна до тех пор, пока ты мне не дашь этого обещания.
Соня разрыдалась истерически, отвечала сквозь рыдания, что она сделает все, что она на все готова, но не дала прямого обещания и в душе своей не могла решиться на то, чего от нее требовали. Надо было жертвовать собой для счастья семьи, которая вскормила и воспитала ее. Жертвовать собой для счастья других было привычкой Сони. Ее положение в доме было таково, что только на пути жертвованья она могла выказывать свои достоинства, и она привыкла и любила жертвовать собой. Но прежде во всех действиях самопожертвованья она с радостью сознавала, что она, жертвуя собой, этим самым возвышает себе цену в глазах себя и других и становится более достойною Nicolas, которого она любила больше всего в жизни; но теперь жертва ее должна была состоять в том, чтобы отказаться от того, что для нее составляло всю награду жертвы, весь смысл жизни. И в первый раз в жизни она почувствовала горечь к тем людям, которые облагодетельствовали ее для того, чтобы больнее замучить; почувствовала зависть к Наташе, никогда не испытывавшей ничего подобного, никогда не нуждавшейся в жертвах и заставлявшей других жертвовать себе и все таки всеми любимой. И в первый раз Соня почувствовала, как из ее тихой, чистой любви к Nicolas вдруг начинало вырастать страстное чувство, которое стояло выше и правил, и добродетели, и религии; и под влиянием этого чувства Соня невольно, выученная своею зависимою жизнью скрытности, в общих неопределенных словах ответив графине, избегала с ней разговоров и решилась ждать свидания с Николаем с тем, чтобы в этом свидании не освободить, но, напротив, навсегда связать себя с ним.
Хлопоты и ужас последних дней пребывания Ростовых в Москве заглушили в Соне тяготившие ее мрачные мысли. Она рада была находить спасение от них в практической деятельности. Но когда она узнала о присутствии в их доме князя Андрея, несмотря на всю искреннюю жалость, которую она испытала к нему и к Наташе, радостное и суеверное чувство того, что бог не хочет того, чтобы она была разлучена с Nicolas, охватило ее. Она знала, что Наташа любила одного князя Андрея и не переставала любить его. Она знала, что теперь, сведенные вместе в таких страшных условиях, они снова полюбят друг друга и что тогда Николаю вследствие родства, которое будет между ними, нельзя будет жениться на княжне Марье. Несмотря на весь ужас всего происходившего в последние дни и во время первых дней путешествия, это чувство, это сознание вмешательства провидения в ее личные дела радовало Соню.
В Троицкой лавре Ростовы сделали первую дневку в своем путешествии.
В гостинице лавры Ростовым были отведены три большие комнаты, из которых одну занимал князь Андрей. Раненому было в этот день гораздо лучше. Наташа сидела с ним. В соседней комнате сидели граф и графиня, почтительно беседуя с настоятелем, посетившим своих давнишних знакомых и вкладчиков. Соня сидела тут же, и ее мучило любопытство о том, о чем говорили князь Андрей с Наташей. Она из за двери слушала звуки их голосов. Дверь комнаты князя Андрея отворилась. Наташа с взволнованным лицом вышла оттуда и, не замечая приподнявшегося ей навстречу и взявшегося за широкий рукав правой руки монаха, подошла к Соне и взяла ее за руку.
– Наташа, что ты? Поди сюда, – сказала графиня.
Наташа подошла под благословенье, и настоятель посоветовал обратиться за помощью к богу и его угоднику.
Тотчас после ухода настоятеля Нашата взяла за руку свою подругу и пошла с ней в пустую комнату.
– Соня, да? он будет жив? – сказала она. – Соня, как я счастлива и как я несчастна! Соня, голубчик, – все по старому. Только бы он был жив. Он не может… потому что, потому… что… – И Наташа расплакалась.
– Так! Я знала это! Слава богу, – проговорила Соня. – Он будет жив!
Соня была взволнована не меньше своей подруги – и ее страхом и горем, и своими личными, никому не высказанными мыслями. Она, рыдая, целовала, утешала Наташу. «Только бы он был жив!» – думала она. Поплакав, поговорив и отерев слезы, обе подруги подошли к двери князя Андрея. Наташа, осторожно отворив двери, заглянула в комнату. Соня рядом с ней стояла у полуотворенной двери.
Князь Андрей лежал высоко на трех подушках. Бледное лицо его было покойно, глаза закрыты, и видно было, как он ровно дышал.
– Ах, Наташа! – вдруг почти вскрикнула Соня, хватаясь за руку своей кузины и отступая от двери.
– Что? что? – спросила Наташа.
– Это то, то, вот… – сказала Соня с бледным лицом и дрожащими губами.
Наташа тихо затворила дверь и отошла с Соней к окну, не понимая еще того, что ей говорили.
– Помнишь ты, – с испуганным и торжественным лицом говорила Соня, – помнишь, когда я за тебя в зеркало смотрела… В Отрадном, на святках… Помнишь, что я видела?..
– Да, да! – широко раскрывая глаза, сказала Наташа, смутно вспоминая, что тогда Соня сказала что то о князе Андрее, которого она видела лежащим.
– Помнишь? – продолжала Соня. – Я видела тогда и сказала всем, и тебе, и Дуняше. Я видела, что он лежит на постели, – говорила она, при каждой подробности делая жест рукою с поднятым пальцем, – и что он закрыл глаза, и что он покрыт именно розовым одеялом, и что он сложил руки, – говорила Соня, убеждаясь, по мере того как она описывала виденные ею сейчас подробности, что эти самые подробности она видела тогда. Тогда она ничего не видела, но рассказала, что видела то, что ей пришло в голову; но то, что она придумала тогда, представлялось ей столь же действительным, как и всякое другое воспоминание. То, что она тогда сказала, что он оглянулся на нее и улыбнулся и был покрыт чем то красным, она не только помнила, но твердо была убеждена, что еще тогда она сказала и видела, что он был покрыт розовым, именно розовым одеялом, и что глаза его были закрыты.
– Да, да, именно розовым, – сказала Наташа, которая тоже теперь, казалось, помнила, что было сказано розовым, и в этом самом видела главную необычайность и таинственность предсказания.
– Но что же это значит? – задумчиво сказала Наташа.
– Ах, я не знаю, как все это необычайно! – сказала Соня, хватаясь за голову.
Через несколько минут князь Андрей позвонил, и Наташа вошла к нему; а Соня, испытывая редко испытанное ею волнение и умиление, осталась у окна, обдумывая всю необычайность случившегося.
В этот день был случай отправить письма в армию, и графиня писала письмо сыну.
– Соня, – сказала графиня, поднимая голову от письма, когда племянница проходила мимо нее. – Соня, ты не напишешь Николеньке? – сказала графиня тихим, дрогнувшим голосом, и во взгляде ее усталых, смотревших через очки глаз Соня прочла все, что разумела графиня этими словами. В этом взгляде выражались и мольба, и страх отказа, и стыд за то, что надо было просить, и готовность на непримиримую ненависть в случае отказа.
Соня подошла к графине и, став на колени, поцеловала ее руку.
– Я напишу, maman, – сказала она.
Соня была размягчена, взволнована и умилена всем тем, что происходило в этот день, в особенности тем таинственным совершением гаданья, которое она сейчас видела. Теперь, когда она знала, что по случаю возобновления отношений Наташи с князем Андреем Николай не мог жениться на княжне Марье, она с радостью почувствовала возвращение того настроения самопожертвования, в котором она любила и привыкла жить. И со слезами на глазах и с радостью сознания совершения великодушного поступка она, несколько раз прерываясь от слез, которые отуманивали ее бархатные черные глаза, написала то трогательное письмо, получение которого так поразило Николая.

На гауптвахте, куда был отведен Пьер, офицер и солдаты, взявшие его, обращались с ним враждебно, но вместе с тем и уважительно. Еще чувствовалось в их отношении к нему и сомнение о том, кто он такой (не очень ли важный человек), и враждебность вследствие еще свежей их личной борьбы с ним.
Но когда, в утро другого дня, пришла смена, то Пьер почувствовал, что для нового караула – для офицеров и солдат – он уже не имел того смысла, который имел для тех, которые его взяли. И действительно, в этом большом, толстом человеке в мужицком кафтане караульные другого дня уже не видели того живого человека, который так отчаянно дрался с мародером и с конвойными солдатами и сказал торжественную фразу о спасении ребенка, а видели только семнадцатого из содержащихся зачем то, по приказанию высшего начальства, взятых русских. Ежели и было что нибудь особенное в Пьере, то только его неробкий, сосредоточенно задумчивый вид и французский язык, на котором он, удивительно для французов, хорошо изъяснялся. Несмотря на то, в тот же день Пьера соединили с другими взятыми подозрительными, так как отдельная комната, которую он занимал, понадобилась офицеру.
Все русские, содержавшиеся с Пьером, были люди самого низкого звания. И все они, узнав в Пьере барина, чуждались его, тем более что он говорил по французски. Пьер с грустью слышал над собою насмешки.
На другой день вечером Пьер узнал, что все эти содержащиеся (и, вероятно, он в том же числе) должны были быть судимы за поджигательство. На третий день Пьера водили с другими в какой то дом, где сидели французский генерал с белыми усами, два полковника и другие французы с шарфами на руках. Пьеру, наравне с другими, делали с той, мнимо превышающею человеческие слабости, точностью и определительностью, с которой обыкновенно обращаются с подсудимыми, вопросы о том, кто он? где он был? с какою целью? и т. п.
Вопросы эти, оставляя в стороне сущность жизненного дела и исключая возможность раскрытия этой сущности, как и все вопросы, делаемые на судах, имели целью только подставление того желобка, по которому судящие желали, чтобы потекли ответы подсудимого и привели его к желаемой цели, то есть к обвинению. Как только он начинал говорить что нибудь такое, что не удовлетворяло цели обвинения, так принимали желобок, и вода могла течь куда ей угодно. Кроме того, Пьер испытал то же, что во всех судах испытывает подсудимый: недоумение, для чего делали ему все эти вопросы. Ему чувствовалось, что только из снисходительности или как бы из учтивости употреблялась эта уловка подставляемого желобка. Он знал, что находился во власти этих людей, что только власть привела его сюда, что только власть давала им право требовать ответы на вопросы, что единственная цель этого собрания состояла в том, чтоб обвинить его. И поэтому, так как была власть и было желание обвинить, то не нужно было и уловки вопросов и суда. Очевидно было, что все ответы должны были привести к виновности. На вопрос, что он делал, когда его взяли, Пьер отвечал с некоторою трагичностью, что он нес к родителям ребенка, qu"il avait sauve des flammes [которого он спас из пламени]. – Для чего он дрался с мародером? Пьер отвечал, что он защищал женщину, что защита оскорбляемой женщины есть обязанность каждого человека, что… Его остановили: это не шло к делу. Для чего он был на дворе загоревшегося дома, на котором его видели свидетели? Он отвечал, что шел посмотреть, что делалось в Москве. Его опять остановили: у него не спрашивали, куда он шел, а для чего он находился подле пожара? Кто он? повторили ему первый вопрос, на который он сказал, что не хочет отвечать. Опять он отвечал, что не может сказать этого.

Поделиться с друзьями:
Похожие публикации