Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Мероприятия о едином дне правовых знаний. Внеклассное мероприятие «День правовых знаний

Командная игра «Знание права нам необходимо!»

Мероприятие, посвященное Всероссийскому дню правовой помощи детям - 20 ноября 2015 г.

Вильданова Э.Р., учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №5

«Общим достоянием всех детей являются их права. Каждый ребенок имеет право жить и развиваться, получать образование, не подвергаться насилию, жестокому обращению и отчуждению и заявлять о себе».

Из послания Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна

Цель и задачи мероприятия : правовое просвещение, формирование у школьников правовой культуры; воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма; формирование базисных знаний о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека и ребенка; формирование навыков практического использования знаний; развитие логического мышления, памяти, коммуникативных способностей.

В игре участвуют 4 команды по пять человек. Побеждает та команда, которая после всех конкурсов набирает больше очков. Вопросы и задания рассчитаны на общее развитие детей и не затрагивают узкоспециальные области права, политики, экономики и других сфер общественной жизни. Болельщики формируют 4 группы поддержки по три человека.

Игра проходит в актовом зале в форме конкурса. Зал для игры оформляется плакатами с латинскими «крылатыми изречениями», посвященными праву.

Вступительное слово ведущего.

20 ноября мы отмечаем Всемирный День ребенка и Всероссийский день правовой помощи детям в РФ (с 2013 г.)

В 1954 году Генеральная Ассамблея ООН рекомендовала всем странам ввести в практику празднование Всемирного дня ребёнка (Universal Children"s Day), как дня мирового братства и взаимопонимания детей, посвященного деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире. ООН предложила правительствам праздновать этот день в любой из дней, который каждое из них признает целесообразным, и предположила, что всеобщее празднование Всемирного дня ребёнка послужит укреплению солидарности и сотрудничества между нациями. А 20 ноября знаменует день, в который ассамблея приняла в 1959 году Декларацию прав ребёнка, а в 1989 году - Конвенцию о правах ребёнка.

По данным ООН, ежегодно одиннадцать миллионов детей умирают, не дожив до своего пятого дня рождения, еще десятки миллионов остаются физически или умственно больными, не имея возможности для взросления, жизни и развития. Многие из этих смертей вызваны легко предотвращаемыми или легко излечиваемыми болезнями; другие - губительными последствиями нищеты, невежества, дискриминации и насилия. Все вместе эти причины приносят тяжелые утраты семьям, общинам, государствам и всему миру. Не только в раннем детстве приходится сталкиваться с силами, угрожающими жизни и благосостоянию детей. Они становятся более незащищенными, поскольку зачастую лишены прав, в том числе права на образование, на участие в общественно-политической жизни, на защиту от нанесения вреда здоровью.

В Конвенции ребенок впервые рассматривается как личность, имеющая права, которые государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязаны "уважать и гарантировать". Данное положение свидетельствует о том, что ребенок является особо уязвимым членом общества и потому, требует и заслуживает специальной защиты.

Конвенцией ребенок рассматривается как независимая личность . Конвенция характеризует ребенка как лицо, наделенное конкретными правами: право на жизнь (ст. 6), иметь семью (ст. 9), на имя и гражданство (ст. 7), на образование (ст.28), на защиту от насилия (ст. 19), на равенство, на свободу мысли и слова (ст. 13), на отдых и досуг (ст. 31), на медицинское обслуживание и заботу о здоровье (ст. 24), на помощь государства (ст. 18-27) и др.

Согласно данному документу все дети имеют право на развитие своих возможностей, свободу от голода и нужды, а также жестокости и других форм злоупотребления.

Конвенция о правах ребенка связывает возможности детей со всеми правами и обязанностями родителей или лиц, несущих за них ответственность. Исходя из этого, дети могут участвовать в принятии решений, которые способны затрагивать его настоящее и будущее.

Конвенция делает возможной для ребенка защиту своих прав с помощью национальных судебных или административных процедур (ст. 12).

Конвенция утверждает приоритет интересов детей, рассматривает принцип соблюдения прав и интересов всех детей без каких-либо исключений или какой-либо дискриминации (ст. 2). При этом согласно ст.ст. 5, 12 Конвенции, реализация ряда прав ребенка зависит от его возраста, зрелости и степени его развития; а согласно ст.ст. 20, 23, особые потребности признаются Конвенцией за инвалидами и детьми, постоянно или временно лишенными семьи.

За время прошедшее с момента ратификации Конвенции Россией, законодателями были предприняты значительные усилия по приведению российского законодательства в соответствие с Конвенцией.

Права ребенка в России регулируются такими законодательными документами, как:

Конституция РФ; Семейный кодекс РФ;

Законодательство РФ об охране здоровья граждан;

Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ;

Федеральный закон «Об образовании»;

Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей;

Закон о социальной защите инвалидов в РФ.

Федеральный закон об опеке и попечительстве

В развитие положения Конституции РФ о защите материнства, детства и семьи государством (ст. 38), гражданское, уголовное, административное и другие отрасли законодательства содержат нормы о защите прав ребенка.

Семейный кодекс РФ 1995 г. отводит правам несовершеннолетних детей целую главу (гл. 11 СК РФ).

Практически все нормы о защите семейных прав ребенка, закрепленные в ней, так или иначе, отражают требования Конвенции.

Глава 11 (ст. 54-60) Семейного Кодекса закрепляет за детьми такие основные права:

право жить и воспитываться в семье;

право на общение с родителями и родственниками;

право на защиту;

право выражать свое мнение;

право на имя, отчество и фамилию;

имущественные права, включая права собственника.

Российское законодательство закрепляет все права, гарантированные ребенку Конвенцией.

Защиту прав детей в России осуществляет как Уполномоченный по правам человека, так и Уполномоченный по правам ребенка, должность которого введена Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 г.

30 декабря 2009 года Павел Астахов назначен на должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Указом Президента РФ N 1518 "Об уполномоченном при президенте российской федерации по правам ребенка". Задача омбудсменов - обеспечение защиты прав ребенка и содействие восстановлению нарушенных прав ребенка.

При уполномоченных по правам ребенка в Москве, Белгородской, Орловской, Ивановской, Ульяновской, Кемеровской областях, ХМАО – Югре, ЯНАО и др. территориях уже созданы и действуют детские общественные советы.

«Правовой турнир» проводится в рамках Всемирного дня ребенка и Всероссийского дня правовой помощи детям. Дети и молодежь (завтрашние взрослые) являются самым ценным капиталом каждого общества. Непрерывная связь и взаимопонимание всех поколений имеют важнейшее значение для любого общества. Это - непременное условие стабильности нашего мира, оптимизма и ответственности нынешнего поколения перед будущими поколениями.

26 лет назад, мир дал детям обещание делать все возможное для защиты и продвижения их прав на выживание и процветание, образование и развитие, полное раскрытие их потенциала, а также на то, чтобы их голоса были услышаны.

Ход командной игры «Турнир знатоков права»

Ведущая.

В игре участвуют 4 команды по пять человек, сформированных из ребят 9-х классов. Побеждает та команда, которая после всех конкурсов набирает больше очков. Вопросы и задания рассчитаны на знание права. Болельщики формируют 4 группы поддержки по три человека.

Оценивать ответы команд сегодня будут члены уважаемого жюри. (представление жюри)

Перечень заданий «Правового турнира»:

    Приветствие команд (название, девиз)- (5 баллов)

    «Всякая всячина» (за каждый верный ответ 1 балл)

    Права человека (5 баллов)

    Конкурс «Черный ящик» (5 баллов)

    Конкурс «Крылатые фразы» (6 баллов)

    Конкурс для группы поддержки «В шутку о серьезном» (1 балл команде)

    Конкурс капитанов (3 балла)

    Все о паспорте

    Конвенция о правах ребенка (8 баллов)

Ведущая.

- Объявляем первый конкурс-приветствие. Жюри оценивает название, девиз и приветствие команд. Максимальная оценка – 5 баллов.

Приветствие от команды №1

Приветствие от команды №2

Приветствие от команды №3

Приветствие от команды №4

Слово предоставляется уважаемым членам жюри для оценки приветствия команд …..

Ведущая. Второй конкурс называется «Всякая всячина». Команды должны будут ответить на 2 вопроса в отведенные на конкурс 3 мин. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.(итого 5 баллов) Если вы затрудняетесь с ответом, слово переходит следующей команде. Жюри фиксирует правильные ответы.

Вопросы командам:

    В каком году была принята ныне действующая конституция? (1993)

    15-летнему подростку запретили посещать церковь. Какое право нарушено? (Уважение свободы совести)

    Учительница прочитала записку, адресованную школьнику. Какое право нарушено? (Право на тайну переписки)

    14-летнему подростку разрешили участвовать в боях. Какое право нарушено? (До 15 лет не принимать участие в военных действиях)

    Какие страны не ратифицировали Конвенцию о правах ребенка? (США, Сомали)

    17-летнюю девушку не допустили к экзаменам в военное училище. Какое право нарушено? (Равные права для всех детей независимо от пола)

Уважаемое Жюри, подведите итоги второго конкурса и огласите их.

Ведущая.

- Объявляю условия третьего конкурса, посвященного правам человека .

Командам предлагаются на выбор карточки с незаконченными фразами, касающимися различных сказочных героев. Карточки вынимаются поочередно. Вам необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу. Команды должны руководствоваться положениями Всеобщей декларации прав человека и статьями Конституции. Время на размышление- 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.(итого 5 баллов)

Текст контрольного листа

    Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на………………

(личную неприкосновенность)

    Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Бура-

тино воспользуется своим правом на……………..(получение бесплатного обра-

зования)

    Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка путешественница», отправившись в

Путешествие, воспользовалась своим правом на……(свободное передвижение)

    Полицейские из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в камор-

ку папы Карло нарушили его право на ……(неприкосновенность жилища)

    Балда из сказки А.Пушкина «Сказание о попе и о его работнике Балде», нанявшись

На работу к попу, воспользовался своим правом на…….(труд)

    Царевич Иван из сказки «Иван- царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя

Берендея, нарушил его право на….(владение имуществом)

    В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на

……..(жизнь и личную неприкосновенность)

    Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право…………(поль-

зоваться учреждениями культуры)

    Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса, пытались отнять у него деньги,

что является покушением на право Буратино……(иметь имущество и собственность)

    Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в Страну дураков, они

воспользовались правом…..(уехать из своей страны и вернуться на родину)

    Какое право нарушила ведьма в сказке "Сестрица Алёнушка и
    братец Иванушка"? (Право на жизнь)

    Почему обитатели двора в сказке Андерсена "Гадкий утенок"
    обижали гадкого утенка? (Он был не похож на других)

    Какое право было нарушено в сказке "Заюшкина избушка"?
    (Право на неприкосновенность жилища)

    Кто нарушил это право (Лиса) и кто помог зайцу восстановить
    свои права? (Петух)

    Какое право нарушил Иван-Царевич в сказке "Иван Царевич и
    Серый Волк? (Право на владение личным имуществом)

    Каким правом пользовалась лягушка в сказке Гаршина "Лягушка-путешественница"? (Право на свободное передвижение)

    Как далеко могла передвигаться лягушка, используя свое право
    на свободу передвижения? (Без ограничений)

    Какие права нарушили братья в сказке "Иван Царевич и Серый
    Волк"? (Право на жизнь и личную неприкосновенность)

    Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноименной сказке, украв братца? (Похищение детей)

    Какое право Царевны нарушил Кашей Бессмертный, увезя её к себе и решив вступить с ней в брак, в сказке "Царевна Лягушка"? (Вступать в брак по свободному и обоюдному согласию)

Слово жюри.

Ведущая.

Переходим к следующему конкурсу под условным названием «Черный ящик».

Нужно угадать, что находится в шкатулке. Вопросы задаются по очереди; при отсутствии ответа вопрос переходит к другой команде. Правильный ответ оценивается в 5 баллов. Время на размышление 1 минута.

* Вопрос команде «1»

В ящике находится то, что у халифов было желтым, у албанцев - без клюва и ногтей, у их российского «собрата» они есть. (Двуглавый орел)

* Вопрос команде «2»

В ящике находится то, что в переводе с латинского означает «установление, устройство. (Конституция)

* Вопрос команде «3»

В ящике находится книга, состоящая из двух частей - общей и особенной. В первой, в частности, дается определение того, что считается преступлением. (Уголовный кодекс РФ)

* Вопрос команде «4.»

В ящике находится то, что с повязкой на глазах, весами и мечом в руках (Фемида – богиня правосудия)

Слово жюри…

1-й вед. Следующий конкурс называется «Крылатые фразы». Перед вами по 2 конверта с набором слов. Нужно расположить слова так, чтобы можно было прочитать юридические термины и изречения из Римского права. Время на размышление- 5 минут. За каждое верно сложенное высказывание- 3 балла.(итого – 6 баллов за два изречения)

    Против факта не дается доказательства

    Грубая небрежность приравнивается к умыслу

    Совесть - тысяча свидетелей

    Лучше быть обманутым, чем обмануть другого

    Невежество судьи - бедствие для невинного

    Чем сильнее власть, тем меньше свободы

    Когда говорит оружие, законы молчат

    Подстрекатель виновен более, чем исполнитель

Пока команды работают, мы проводим конкурс для групп поддержки. Называется он «В шутку о серьезном». За каждый верный ответ болельщики могут принести 1 балл своей команде. Отвечает тот, кто первым поднял руку.

    Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Л.Гайдая «Бриллиантовая рука. Ответ: «Черт побери».

    У лесных зайцев нет клыков, а у городских «зайцев» нет именно этого. Чего? Ответ: «Билета».

    Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом, актером в самодеятельности, водителем- каскадером. Ответ: Юрий Деточкин, герой фильма «Берегись автомобиля».

    Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий. Ответ: сорока.

    Его приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного, беспаспортного и безработного. Ответ: «Буратино».

    «Избави бог и нас от этаких судей»,- восклицал И.А.Крылов. Кто же был героем его басни? Ответ: осел.

    Как появилось выражение «Написано на лбу»? Ответ: «Происходит от обычая ставить клеймо на лоб преступнику».

    Часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня? Ответ: «Шапка».

(Команды и болельщики работают 5 минут, затем ведущий забирает листы с ответами у команды и передает их членам жюри)

Уважаемые члены жюри, подсчитайте баллы и огласите их.

Ведущая.

- Переходим к конкурсу капитанов: «Собери пословицу». Капитаны отвечают по очереди. Правильный ответ оценивается в 3 балла. Противник может ответить на вопрос своего соперника в том случае, если тот молчит. Время на обдумывание не более 1 минуты.

Не воровством добывают деньги, а? (трудом).

Легко воровать, да? (тяжело отвечать).

Хоть с умом воровать, а? (беды не миновать).

Незнанием закона никто? (не отговаривайся!)

Шила? (в мешке не утаишь).

Каков грех, ? (такова и расплата.)

Один раз украл, а? (навек вором стал).

Знает кошка, ? (чье мясо съела).

Дуракам? (закон не писан).

Меч правосудия не? (имеет ножен).

За худые слова? (летит и голова)

Права влекут за? (собой и обязанности)

Уважаемые жюри оценивает работу капитанов.

Ведущая.

Объявляется следующий конкурс «Правовой казус, или в жизни все случается…»

(текст задачи выдается командам)

1.У вас день рождения и большая шумная компания. Соседка по дому просит сделать музыку тише и не шуметь, так как уже вечер. Как же быть: поговорить с друзьями или не обращать внимания на старушку, ведь вы имеете право на досуг и культурную жизнь? (Ответ: Нарушается право других на отдых - ст. 37 Конституции РФ)

2. Начальник предприятия разговаривает с рабочим предприятия.

Вот, Иванов, по какому вопросу я тебя вызвал. Тебе кстати, сколько лет?

Через три месяца будет 18.

Хотим мы тебя с завтрашнего дня отправить в очередной отпуск продолжительностью 20 дней. Извини, на больший срок никак не могу.

Так вы же мне обещали дать отпуск в июне-июле. А сейчас только апрель.

Должен сам понимать: не могу же я отпуск всем предоставить. А ты у нас человек молодой, семьи, детей у тебя нет. Можешь и весной отдохнуть.

Прав ли начальник предприятия в отношении несовершеннолетнего?

(Ответ: Нет. Не прав. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам, не достигшим 18 лет, предоставляется продолжительностью 31 календарный день в любое удобное для них время (ст. 267 ТК РФ).

3.В суд поступило исковое заявление от гражданки Сидоровой в котором она просит суд вынести решение об изменении имени своему 12 летнему сыну, в связи с тем, что он не хочет носить имя, данное ему при рождении родителями. Что должен учесть суд при вынесении решения по поступившему исковому заявлению?

(Ответ: Перемена имени лицом, не достигшим 18-ти лет, производится при наличии согласия обоих родителей, а при отсутствии такого согласия на основании решения суда с учетом мнения ребенка).

4.Во время летних каникул 16-летние подростки решили поработать и заработать на карманные расходы. Ирина хорошо танцует и собирается на работу в ночной клуб танцовщицей, Павел отличается хорошей физической подготовкой и решил поработать грузчиком в магазине, а Наталья собирается стать продавцом в магазине табачных изделий своей тети. У кого из подростков есть шансы найти работу?

(Ответ: В соответствии со ст. 265 ТК РФ несовершеннолетних работников запрещается принимать на работы с вредными или опасными условиями труда, а также на работы, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных клубах и барах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами).

Ведущая.

Пока команды решают правовые задачи, разминка для групп поддержки. Правильные ответы принесут командам дополнительные баллы – по 1 баллу за каждый верный ответ

1) Нецензурная брань в школе – это издержки воспитания или противоправное действие? (КоАП, ст. 158, мелкое хулиганство)

2) Может ли быть привлечен к уголовной ответственности 14-летний подросток, вымогавший деньги у одноклассников? (УК РФ, ст. 20)

3)Можно ли расценивать как шалость заведомо ложное сообщение о готовившемся взрыве в школе? (УК, ст. 20)

4)С какого возраста учитывается мнение ребенка в ходе судебного или административного разбирательства? (СК, ст. 57, с 10 лет)

5)Кто пользуется преимущественными правами в отношении детей – мать или отец? (СК, ст. 61, равенство прав родителей)

6)Может ли 12-летний подросток разрешить своим друзьям поиграть на компьютере, подаренном ему на день рождения? (СК, ст. 60, с согласия родителей)

7) Какие обязанности государства по отношению к детям сформулированы в Конвенции о правах ребенка? (Охранять и защищать права детей)

8)на кого конкретно Конвенция о правах ребенка возлагает ответственность за защиту прав и интересов детей? (На родителей)

Уважаемое жюри подводит итоги конкурса и оглашает результаты команд.

Ведущая.

Следующий конкурс на знание документа, удостоверяющего вашу личность «Все о паспорте». Оценивается конкурс по 1 баллу за каждый верный ответ. Если команда не знает ответ, то право ответа переходит следующей команде.

1. Сколько страниц в паспорте? (19.)
2. С какого возраста паспорт действует бессрочно? (С 45 лет.)
3. Что написано на первой странице паспорта? (Паспорт гражданина Российской Федерации.)
4. На какой странице ставится личная подпись владельца паспорта? (На с. 2.)
5. Какая информация о владельце паспорта находится на странице рядом с фото?(Фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения, место рождения.)
6. Какие сведения о владельце еще указаны в паспорте? (Воинская обязанность, семейное положение, дети, сведения о ранее выданном паспорте.)
7. Сколько страниц отведено в паспорте разделу «Семейное, положение»? (Две 14 и 15.)
8. На скольких страницах паспорта проставлен номер? (На 10.)
9. Обладают ли страницы паспорта водяными знаками? (Да.)
10. Что должен предпринять гражданин, потерявший паспорт? (Немедленно заявить в органы внутренних дел.)
11. Какие отметки по желанию гражданина могут быть сделаны в паспорте учреждениями здравоохранения? (Отметки о группе крови и резус-факторе.)
12. Каков был возраст получавших паспорт граждан СССР? (16 лет.)
13. Делается ли отметка о вероисповедании гражданина в паспорте? (Нет.)
14. В каком году началась выдача паспорта нового образца? (2001 г.)
15. Указывается ли в паспорте национальность? (Нет.)
16. Встречаются ли в паспорте римские цифры? (Нет.)
17. Сколько цифр в номере паспорта? (10.)
18. Сколько страниц паспорта отведено под раздел «Воинская обязанность»? (Одна – 13-я.)
19. В каких двух случаях паспорт могут вам заменить? (При утрате паспорта и при смене фамилии.)
20. В каких случаях паспорт необходим? (При устройстве на работу, при покупке билета на поезд или самолет, при получении денег в сберкассе, при записи в библиотеку и так далее.)

Ведущая. 1.

Последний конкурс для команд на знание Конвенции о правах ребенка.

За каждый правильный ответ – 1 балл, итого – 10 баллов получат команды, если верно ответят на все вопросы (текст заданий на листах выдается капитанам команд)

1. На какие крупные группы можно разделить международные документы, в том числе о правах человека? Декларации и конвенции

2. В каком году была принята «Декларация о правах ребенка»? 1959 г.

3. В каком году была принята «Конвенция о правах ребенка»? 1989 г.

4. Кем была принята «Конвенция о правах ребенка»? Генеральной Ассамблеей ООН

5. Когда наша страна ратифицировала «Конвенцию о правах ребенка»? 1990 г.

6. Кто, согласно Конвенции, является ребенком? Каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия

7. С какого момента, согласно Конвенции, ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства? С момента рождения

8. На кого распространяются права, предусмотренные Конвенцией по правам ребенка? На всех детей без исключения

9. В каких случаях, согласно Конвенции ребенок может быть разлучен с родителями? Когда это противоречит наилучшим интересам ребенка

10. Кто несет ответственность за образование ребенка? Родители

Ведущая.

- Просим уважаемых членов жюри подсчитать баллы за последний конкурс и огласить общий счет, назвать команду победителей и вручить Грамоты!

Спасибо всем участникам Правовой викторины! До свидания и до новых встреч.

Приложение1 .

Турнир знатоков права

(оценочный лист)

Конкурсы (баллы)

1 команда

2 команда

3 команда

4 команда

Примечания

1. Приветствие (5 баллов)

2. «Всякая всячина» (12 баллов; за каждый верный ответ 1 балл)

3. Права человека (5 баллов; за каждый верный ответ -1 балл)

4. «Черный ящик» (5 баллов)

5. «Крылатые фразы» (6 баллов)

6. Конкурс для болельщиков «В шутку о серьезном»

7. Конкурс капитанов (3 балла)

8. Все о паспорте

9. Конвенция о правах ребенка

Итого:

Вопросы правового просвещения, образования и воспитания учащихся приобретают особое значение в условиях формирования правового государства и гражданского общества в России, потребовавших усиления требований к уровню готовности гражданина к осознанному поведению в формирующемся правовом пространстве Российской Федерации. Одним из важных шагов на пути создания системы этой работы в школе является проведение , который состоялся в МОУ «СОШ № 9» 14 ноября 2017 года

Цель данного мероприятия - формирование первоначальных правовых знаний, знакомство с основным законом страны - Конституцией РФ, воспитание чувства гражданского долга и ответственности, соотнести права и обязанности детей, способствовать осознанию ответственности за свои права.

В этот день в школе было много гостей: Гвоздилова Юлия Николаевна, капитан юстиции, следователь следственного отдела, Дашкевич Валерий Александрович, капитан внутренней службы, специалист направления информационных технологий, связей и защиты информации тыла, Ксенофонтова Ольга Алексеевна, майор внутренней службы, старший юрисконсульт правового направления, Молодцова Юлия Александровна, капитан полиции, инспектор (по исполнению административного законодательства) ОГИБДД, Молчанова Ирина Вячеславовна, капитан полиции, дознаватель отделения дознания, Чижов Евгений Викторович, старший участковый уполномоченный полиции ОУУП и ПДН, Щетинин Василий Игоревич, старший участковый уполномоченный полиции ОУУП и ПДН, председатель Общественного совета при ОМВД ОМВД России по Тихвинскому району Ленинградской области Окунева Жанна Михайловна. Утром волонтеры школьного объединения «V18» организовали акцию «Стена гласности».

В ней принимали участие дети разных возрастов. Главным вопросом акции был «Что для Вас интернет друг или враг?». Большее количество детей голосовали за вариант ответа «друг».

Тематика проводимых тематических бесед была спланирована заранее с учетом возрастных особенностей и интересов детей: 1-4 классы «Большие права маленького человека».

Ученики начальных классов учились правильно вести себя в школе и на улице, в ходе ролевых игр решались проблемные ситуации, формировалось толерантное сознание детей и ответственность за правонарушения, дети в игровой форме разбирались в понятиях «права и обязанности». 5-6 классы «Проступок. Правонарушение. Преступление»; 7- 8 классы «Игра под названием жизнь», «Разрешение конфликтов без насилия», «ПДД знай и соблюдай»; 9 классы «Правила поведения несовершеннолетних», «Административно-уголовная ответственность», «Безопасность детей в интернете». Обучающиеся 11 класса практически разобрали правовые законы государства и законы общества. Обучающимся особенно запомнился классный час «Игра под названием жизнь», во время которого они не только получили нужную им информацию, но и поиграли в тематическую игру «Разрешается - запрещается».

В рамках профориентации был организован круглый стол с обучающимися 10А класса. Ребятам не только рассказали куда можно пойти учиться, чтобы поступить на службу в МВД, но и показали видеофильм о профессии сотрудника органов внутренних дел. Дашкевич В.А. ответил на все интересующие ребят вопросы. У присутствующих захватывало дух, когда они услышали о подвигах сотрудников ОМВД нашего родного города. Из года в год полицейские вытаскивали людей из рек, спасают людей на пожарах, вытаскивают отчаявшихся из петли.

Стоит вспомнить героические поступки правоохранителей, в том числе совершенные ценой жизни. Ребята узнали, что МВД России активно участвует в миротворческой деятельности с 1992 года. В 1990-е годы количество сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, задействованных в миротворческих операциях ООН, не превышало четырех десятков человек. Россияне в составе миротворческих полицейских сил несли службу в Хорватии, Боснии и Герцеговине, Конго, Восточном Тиморе, Грузии, Либерии. Резкий рост числа российских полицейских миротворцев произошел в конце 1990-х - начале 2000-х годов, когда в связи с событиями в бывшей Югославии на основании соответствующих резолюций Совета безопасности ООН, распоряжений Президента и Правительства Российской Федерации сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащие внутренних войск МВД России были направлены в Косово в состав Международных Сил.

Квота МВД России тогда составляла 100 человек. Всего в период 1999- 2011 годов через Косово прошло несколько сотен сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. В 2000-е годы российские полицейские миротворцы также несли службу в Македонии, Сьерра-Леоне, Судане, Гаити. Сегодня наши полицейские участвуют в трех миссиях ООН по поддержанию мира (Либерия, Гаити, Восточный Тимор). В последние годы МВД России старается последовательно наращивать профессиональный уровень сотрудников, командируемых в миротворческие миссии ООН, прежде всего за счет повышения эффективности отбора кандидатов.

Валерий Александрович пожелал ребятам строить жизнь с умом, делая работу над ошибками тех, кто их совершил, беречь все, что перешло по наследству от дедов и прадедов, ветеранов воин.

На переменах школы был организован просмотр видеороликов «Права и обязанности несовершеннолетних».

В течение декады был оформлен сменный информационный стенд «Подросток и закон», также оформлена выставка «Закон обо мне, мне о законе», фотовыставка совместных мероприятий. С целью привлечь внимание всех участников образовательного процесса, на стенде были размещены основные права ребенка (согласно Конвенции ООН), данные служб, обеспечивающие защиту прав ребенка, план мероприятий в рамках декады, в школьной библиотеке организована выставка «Школьникам о праве».

На выставке были представлены учебная литература, периодические издания, материалы из сети Интернет. В ноябре было проведено анкетирование с обучающимися 5-11 классов «Твои права и обязанности». В анкетировании приняло участие 485 обучающихся. В результате анализа ответов анкетирования можно сделать вывод, что обучающиеся школы в достаточной мере знают свои основные права и обязанности.

Приоритетным правом для себя ученики считают право на образование, свободу и детство. Большинство знают законы, в которых упоминаются их права. Но есть некоторые обучающиеся, которые не имеют представления об этом.

Школьной службой медиации, под руководством педагога-психолога Варламовой Н.В., была проведена игра-тест «Опасная ситуация и выход из неё» для обучающихся 5-11 классов, благодаря которой, ученики проанализировали основные и самые распространённые опасные жизненные ситуации, и пути их решения: как предотвратить опасную ситуации, как действовать в неблагоприятных обстоятельствах.

Социальным педагогом школы Морозовой Татьяной Викторовной и инспектором по делам несовершеннолетних отделения по делам несовершеннолетних отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних, капитаном полиции, Собаниной Ириной Александровной были организованы рейды «Семья», «Подросток», в ходе которых обследовались жилищно-бытовые условия проживания несовершеннолетних, состоящих на каком-либо учете, находящихся в социально опасном положении, а также учащихся, нуждающихся в социально педагогической помощи.

Подводя итоги декады в актовом зале школы, председатель Общественного совета при ОМВД России по Тихвинскому району Ленинградской области Окунева Ж.М., подчеркнула значимость таких совместных мероприятий. С учащимися продолжается работа по формированию правовой культуры, развиваются навыки правомерного поведения. Основу ее составляют такие важнейшие характеристики, как знание своих прав и обязанностей, повышение ответственности за свое поведение. Зная свои права, дети смогут ориентироваться в сложном современном мире и при необходимости грамотно отстаивать свои интересы, поэтому, бесспорно, польза от таких встреч велика.

В завершении встречи директор школы Минецкая Мария Владимировна поблагодарила председателя Общественного совета Окуневу Ж.М., сотрудников ОМВД России по Тихвинскому району за организацию и проведение декады правовых знаний в МОУ «СОШ № 9» и от администрации школы вручила благодарственные письма за сотрудничество, высокий профессионализм, ответственность и принципиальность, большой личный вклад в ходе совместных мероприятий, направленных на патриотическое и правовое воспитание граждан.

21.11.2014г. Итоги Недели профилактики экстремизма

14.11.2014г. Акция "Мир на планете - счастливы дети!"

В рамках Городской недели профилактики экстремизма "Единство многообразия" для учащихся 7 АБВ классов была проведена акция "Мир на планете - счастливы дети!". Задача этого мероприятия: сформировать у обучающихся отрицательное отношение к экстремистским проявлениям. Учащиеся были ознакомлены с Декларацией принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО. Ребята прочли стихи о мире; проявив творчество, создали "Плакат мира". Мероприятие было подготовлено и проведено социальным педагогом Центра ПМСС "Поддержка" Карпенко И.Н. и социальным педагогом школы Головко Г.Г.

13.11.2014г. Уроки толерантности, приуроченные к 16 ноября - Всемирному Дню Толерантности.

Для учащихся 3-х классов были проведены Уроки толерантности, приуроченные к 16 ноября - Всемирному Дню Толерантности. Такие уроки проходят в нашей школе ежегодно. Ребята узнали что такое толерантность, каким должен быть толерантный человек, поиграли в командные игры. Занятие провела социальный педагог ЦПМСС "Поддержка" Карпенко И.Н.

Итоги недели профилактики







16.09.2014г. Игра-викторина "Подросток и закон"


Проведение игры-викторины "Подросток и закон" для учащихся 5-6 классов было направлено на разъяснение норм морали и права, Это очень важно для того, чтобы дети начали осознавать себя представителями человечества. Осознание того, что является человеческим в целом, помогает нам понять, что может быть бесчеловечным. Игру провели специалист центра "Поддержка" Карпенко И.Н. и социальный педагог Головко Г.Г.

16.04.2014г. Неделя правовых знаний

В рамках недели правовых знаний в школе прошли беседы с учащимися на тему: "Ответственность подростков и молодежи за участие в деятельности неформальных объединений экстремистской направленности". Беседы проводила специалист Центра психолого-медико-социального сопровождения "Поддержка" Конечных И.Н. и социальный педагог школы Головко Г.Г.

"Ответственность подростков и молодежи за участие в деятельности неформальных объединений экстремистской направленности". С учащимися провели беседы специалист Центра "Поддержка" Конечных И.Н.,

"Ответственность подростков и молодежи за участие в деятельности неформальных объединений экстремистской

26.11.2013г. Международный день толерантности

Новое слово "толерантность" и его значение узнали учащиеся 3 Б класса на занятии "16 ноября - международный день толерантности". Такие занятия стали традицией в нашей школе. А проводит их специалист Центра "Поддержка" Конечных И.Н. Помогала ей в этом социальный педагог Головко Г.Г.

Ноябрь 2013г. Дискуссии на тему: "Как воспитать толерантного человека".

В канун международного Дня Толерантности в 6 В и 7 В классах были проведены дискуссии на тему: "Как воспитать толерантного человека". Занятия провела специалист Центра "Поддержка" Конечных Ирина Николаевна.

20.11.2013г. Единый день правовых знаний

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ Единого дня правовых знаний 20.11.2013 в ГБОУ СОШ №1412 I подразделение по теме: «Конвенция ООН о правах ребенка» (для старшеклассников: «Об ответственности подростков и молодежи за участие в деятельности неформальных объединений экстремистской направленности», вопросы антинаркотической направленности

Название

Ответственный

Учащиеся

Инспектор ПДН

Антонова Н.В.

«Подросток и закон»

Учащиеся

6 - 7 классов

ЦПМСС «Поддержка»

Конечных И.Н.

«Об ответственности подростков и молодежи за участие

в деятельности неформальных объединений экстремистской направленности»

Учащиеся

9 - 11классов

Ответственный секретарь КДН и ЗП

Бронников Д.В.

Уроки обществознания

«Конвенция ООН о правах ребенка»

Учащиеся

5 - 8классов

Учащиеся

9 - 11классов

Учителя Алешечкина М.С.

Артамонова М.П.

Мешкова С.И,

24.04.2013г. Единый День правовых знаний.

Единый День правовых знаний прошел в школе 24 апреля. Он был посвящен теме: "Ответственность подростков и молодежи за участие в деятельности неформальных объединений экстремистской направленности". С учащимися провели беседы специалист Центра "Поддержка" Конечных И.Н., инспектор по делам несовершеннолетних Антонова Н.В.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ Единого дня правовых знаний с 19.04 по 25.04.2013

по теме: «Об ответственности подростков и молодежи за участие в деятельности неформальных объединений экстремистской направленности»

Название

«Административная и уголовная ответственность за совершение противоправных действий, в том числе в составе НМО экстремистского толка»

Учащиеся

Классов

Инспектор ПДН

Антонова Н.В.

«НМО и ответственность за экстремистскую деятельность»

Учащиеся

9А, 8Б классов

ЦПМСС «Поддержка»

Конечных И.Н.

Профилактическое мероприятие антинаркотической направленности

Учащиеся

11А, 10А классов

Специалист ФСКН

Пеляева О.С.

Уроки обществознания

«Подросток и общество»

Учащиеся

5 - 11классов

Учителя Мешкова С.И.,

Артамонова М.П.

Алешечкина М.С.

2 марта на территории ЦДЮТТ "Пилот" прошел праздник, посвящённый Дню защитника отечества и 95-летию Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

2 марта на территории ЦДЮТТ "Пилот" прошел праздник, посвящённый Дню защитника отечества и 95-летию Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. На празднике состоялось вручение призов и грамот победителям конкурса рисунков на темы: "Бибирево моего будущего", "Ребенок и право", "Остановим беззаконие!". Восемь наших учеников получили награды и грамоты. Среди них Ясинская Екатерина - I место, Скрипникова Анастасия - II место. Призерами стали Маткин Антон, Картмазова Юлия, Хасьянова Кристина, Кузьминова Александра, Степанова Валерия, Горячкина Мария. Творческие работы ребят будут экспонироваться в детской бибилиотеке, в Управе Бибирево. Также выпущен буклет с рисунками наших учащихся.

01.03.2013г. "Улица полна неожиданностей"

1 марта в 4-х классах прошла профилактическая беседа по Правилам Дорожного Движения на тему "Улица полна неожиданностей". Мы искренне благодарим за проведенную беседу Сорокина Алексея Игоревича, старшего инспектора ДПС, члена родительского комитета 4а класса!

10.02.2013г. Выставка рисунков.

В школе прошла выставка рисунков учащихся, приуроченная к 95-летию создания Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Темы конкурса: "Бибирево моего будущего", "Остановим беззаконие!", "Подросток и право". Лучшие рисунки будут демонстрироваться в Управе Бибирево, их авторов ожидают награды и подарки. Также работы ребят будут опубликованы в брошюре.

28.12.2012г. Беседы об ответственности.

В преддверии начала зимних каникул в школе были проведены беседы с учащимися 7-11 классов об ответственности несовершеннолетних. Беседы провела инспектор ПДН Антонова Н.В. Она напомнила ребятам о соблюдении безопасного поведения, об ответственности за совершение необдуманных поступков.

15.11.2012г. День толерантности.

16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости.

Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. День терпимости отмечается в разных странах по аналогичному сценарию. В этот день проводятся массовые мероприятия, посвященные воспитанию терпимости у жителей стран-участниц ООН и других народов мира. Большинство мероприятий ориентировано на учебные и профессиональные заведения, но часть их проводится и для всей общественности.

День терпимости посвящен соблюдению принятой в 1995 году Декларации терпимости. Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма. Данное явление пробуждает тревогу и заставляет правительства стран с ним бороться, дабы избежать отрицательного опыта, полученного при проявлении массового фашизма во время великой Отечественной войны.Такие явления как экстремизм и насилие являются нездоровыми проявлениями психологии поведения человеческого общества.

Для учащихся 3АБ классов были проведены Уроки Толерантности. Учащиеся узнали о значении слова "толерантность", обсудили разные жизненные ситуации и свое отношение к ним. Ребята разделились на команды и с удовольствием играли, соревновались, подбирали слова-синонимы. Конечно, победила дружба! Занятие провели социальный педагог Центра "Поддержка" Ирина Николаевна Конечных, а помогала ей социальный педагог школы Головко Г.Г.

Воспитание правовой культуры подрастающего поколения – это целый комплекс мер и методов, формирующий его гражданские позиции. Научить детей знать свои права, уважать права других людей, цивилизованно решать конфликты и споры – вот основные в средней общеобразовательной школе.

Согласно Концепции модернизации образования, педагоги и организаторы в школе уделяют особое внимание понятиям «духовность», «правовое самосознание» и защите прав учащихся. Мероприятия по правовому воспитанию должны проводиться регулярно . При их планировании используется метод личного примера, принуждения, поощрения, анализа правовых форм.

Мероприятия по правовому воспитанию школьников планируются педагогическим коллективом школы совместно с администрацией города (района). Такие мероприятия проводятся как в стенах школы, так и за ее пределами. Их цель – формирование правовой культуры учащихся. Это значит формирование:

  • элементарных понятий о правах и обязанностях;
  • понятий о демократии и правах человека;
  • понятий об уголовной ответственности;
  • уважения к правам человека и свободе личности
  • толерантности.

Планирование мероприятий по гражданско-правовому воспитанию в школе

Современная школа – это важный социальный институт, в котором тесно соприкасаются интересы государства, общества и личности. Воспитание юридически-грамотного гражданина – как раз тот случай, когда интересы распределяются поровну. Дети – самые уязвимые в юридическом плане, граждане, поэтому их правовое воспитание у государства в приоритете.

? Правовое воспитание лежит за пределами учебной программы, поэтому его задачи, в основном, решаются средствами внеклассной деятельности.

Такие мероприятия могут иметь различные формы, их целевой аудиторией являются как сами учащиеся, так и их родители (законные представители) Цели и задачи мероприятий напрямую зависят от возраста детей.

В составлении плана по гражданско-правовому воспитанию в школе принимают участие:

  • классные руководители;
  • социальный педагог;
  • заместитель директора по внеклассной работе;
  • педагог-организатор.

Этот план составляется на 1 учебный год, заверяется руководитель учебного заведения. Ответственность за проведение правовых мероприятий четко указывается в планировании. Помимо педагогического состава школы, к участию в мероприятиях подключаются сотрудники правоохранительных органов, службы защиты детей и социальных служб.

Планирование и проведение мероприятий по гражданско правовому воспитанию учащихся школ осуществляется на основании:

  1. Конституции Российской Федерации;
  2. Закона РФ «Об образовании»;
  3. ФЗ. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»№120 от 02.06.1999г.;
  4. Конвенции ООН «О правах ребенка»;
  5. Семейного кодекса РФ;
  6. Уголовного кодекса РФ.

Мероприятия по правовому воспитанию в начальной школе

Основной период формирования личности приходится как раз на период обучения в начальной школе. Правовое воспитание играет в этом процессе важную роль, тесно переплетаясь с патриотическим и нравственным воспитанием.

Планируя свою работу по знакомству детей с правовыми понятиями, учителю следует помнить об их возрастных особенностях. Детям младшего школьного возраста сложно воспринимать юридические термины, многие понятия им нужно давать понятным, все еще «детским» языком. Для учащихся 1-4 классы педагог должен очень внимательно отфильтровывать информацию, адаптируя ее согласно возрасту детей. В начальной школе правовое воспитание еще не проходит самостоятельно, а является продолжением нравственного и патриотического воспитания.

В начальной школе мероприятия по правовому воспитанию проходят, чаще всего, в форме игры. Это может быть дидактическая игра, игра-квест в форме путешествия (знакомство с государственными символами России) ролевые и словесные игры. Такие игры развивают у детей интерес к истории своей страны, пробуждают гражданские чувства, а вместе с тем закладываются знания в правовой области.

Другая форма мероприятий – тематические классные часы. Классный час дает возможность провести беседу, игру, викторину. Дидактическая игра может стать продолжением беседы в рамках классного часа (после беседы о правах человека провести дидактическую игру «запрещающие-разрешающие знаки поведения).

Знания, которые дети получат во время таких мероприятий, повышают их уверенность в себе. Младшие школьники учатся ценить труд, опыт, достижения своих предков, осознавая себя частью страны, общества, своей ответственности перед страной и окружающими.

Примерные темы мероприятий по гражданско-правовому воспитанию учащихся начальных классов средней школы

Форма мероприятия Темы
Тематические классные часы 1. «Чисто не там, где убирают» (экономия природных ресурсов: вода, электричество, топливо, продукты питания)
2. «Свой и чужой» (правила поведения на улице)
3. «Звонок в службы спасения» (телефоны экстренного реагирования)
4. «Права и обязанности школьника»
5. «Права, обязанности и ответственность ребенка до 10 лет», «Один дома», «Все мы разные, но мы – одна семья!», «Лотерея вежливости, хороших поступков и веселых затей» (о воспитании личности в коллективе)
Дидактические и ролевые игры 1. «Необычное школьное путешествие» (игровой практикум по правилам поведения в школе), понятие нормативно-правовых актов (беседы)
2. Деловая игра «Я и мои права» (знакомство с понятиями «гражданин«; «права граждан»; «права детей»; «обязанности школьников»; учить применять права и обязанности в повседневной жизни)
3. Игра-викторина «Я имею право» (Продолжать знакомить детей с их правами. Учить выражать свои права в системе символов. Формировать в форме игры правильный и справедливый взгляд на жизненные ситуации, начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина.
Выставки 1. Выставка рисунков ко дню защиты детей «Наши права в рисунках»
2. Конкурс плакатов «Вредным привычкам «нет»»
Родительский всеобуч 1. «Как уберечь ребенка от насилия»
2. Свободное время ребенка
3. «Система работы школы по предупреждению правонарушений»

Мероприятия по правовому воспитанию в средних и старших классах

Учащиеся средних и старших классов – вчерашние дети, шаг за шагом вступающие во взрослую жизнь. Подростковый период характеризуется весьма неустойчивым психическим состоянием, перепадами настроения, поиском себя. Такое нестабильное и неуверенное состояние делает подростков уязвимыми перед социально опасными личностями, перед соблазном перейти закон, и всем огромным миром, который они еще совсем не знают.

Именно поэтому правовое воспитание не просто важно, но и жизненно необходимо. Подростки уже в состоянии разделять плохое и хорошее, и если совершают плохие поступки, то делают это осознанно.

Мероприятия по юридическому воспитанию молодежи должны иметь конкретную цель, требовать от подростков активного участия. Для эффективности воспитательной работы, в подготовке и проведении мероприятий должны принимать все стороны социального окружения учащегося: семья (родители), школа, представители общественности и правопорядка.

Формы мероприятий, направленных на юридическое просвещение старших школьников, могут быть любыми:

  • Беседа;
  • Тематический классный час;
  • Информационные плакаты (лучше, если их делают сами ученики);
  • Игры, конкурсы, викторины;
  • Экскурсии;
  • Выставки, наглядная агитация;
  • Встречи – лекции с представителями социальных структур;
  • Родительский всеобуч.

Примерные темы мероприятий по гражданско –правовому воспитанию для учащихся 5-11 классов

Форма мероприятия Тема (задача)
Классные часы в средних классах 1. «О вреде курения»,
2.«Ты не прав, если ты не знаешь прав»
3. «Предупреждён-значит вооружен»
4. «Законы жизни школьного коллектива»
5. «Что такое порядочность»
6. «Правила доверия»
7. «Конфликты в коллективе и способы их разрешения»
8. «Я – гражданин России»
Классные часы в старших классах 1. «Умей сказать «нет»
2. «Склонность или пагубная привычка?
3. «Незнание законов не освобождает от ответственности»
4. «Что такое порядочность жизни»
5. «Что значит быть принципиальным»
6. «Что такое цель
7. «Свобода половых отношений»
8. «Любовь и дружба
9. «Закон о наркотиках»
10. «Мои права – мои обязанности»
11. «Как не стать жертвой преступления»
Конкурсы, викторины, игры 1. Викторина «Знаю свои права» (ко дню защиты прав детей)
2. Ролевая игра «Мы и выборы»
3. Правовая игра «Я и мои права»
4. Деловая игра по праву «Сам себе адвокат»
5. Викторина ля начинающих политиков «Большая восьмерка»
Наглядная агитация 1. Стенд «Правовой уголок школьника»
2. Выставка тематической литературы Предупреждение вредных привычек у подростков».
3. Выставка рисунков «Наши права в рисунках»;
4. Конкурс плакатов «Я выбираю жизнь!»
Родительские всеобучи 1. «Проблемы профилактической работы с педагогически запущенными детьми» (совместно с ОПППН УВД)
2. «Готовность родителей к кризисам своих детей» (средние классы)
3. «Занятость детей «группы риска» в кружках, секциях и факультативах»
4. «Подросток и его профессиональные интересы»

Мероприятия, проводимые школой в отношении детей из «группы риска»

Если мы говорим о мероприятиях по правовому воспитанию, то следует отметить ту работу, которую ведет каждая общеобразовательная школа с детьми из неблагополучных семей, «трудными» подростками, и детьми, которых воспитывают опекуны (приемные семьи). Такая работа ведется ни от случая к случаю, а постоянно, на протяжении всего календарного (не учебного) года.

В отношении таких детей школа ставит перед собой задачи:

  1. Выявление неблагополучных семей (детей, оказавшихся в непростой ситуации);
  2. Ведение картотеки «трудных» подростков;
  3. Подбор документов на учащихся. Передача их в комитет по делам несовершеннолетних;
  4. Индивидуальные беседы с «трудными» подростками о вреде курения, алкоголя и наркотических препаратов;
  5. Беседы и консультации с родителями;
  6. Групповая и индивидуальная работа психолога с «трудными» подростками, а также с детьми в сложной жизненной ситуации;
  7. Контроль за неблагополучными семьями, регулярные рейды;
  8. Встречи с инспекторами по делам несовершеннолетних.

Помимо указанных выше мероприятий, в конце учебного года педагогический коллектив проводит мониторинг, выявляющий уровень агрессии, тревожности среди учащихся. Контролирует психологический климат в классе, а также занятость детей и подростков вне школы и на каникулах.

ГКОУ РО Колушкинская школа-интернат VIII вида

«День правовых знаний»

Педагог Сухомлина Е.В.

Дата проведения: 20.11.2015

Педагог: . Сегодня мы поговорим о ваших правах – правах детей.

Ранним весенним утром, когда все на земле ещё спали, солнечный луч увидел на подоконнике крохотную прозрачную девочку.

Почему ты такая бледная? – спросил луч.

Потому что я не настоящая девочка, а мечта, - ответила малышка.

Чья мечта? – удивился луч.

Мама и папа мечтают обо мне во сне, - объяснила девочка.

Почему же ты грустная? – расстроился солнечный луч.

Я исчезну, когда мама и папа проснутся, а я хочу быть настоящей девочкой и жить вместе с ними, - заплакала девочка.

Не плачь, - попросил луч. – Я подарю тебе жизнь. Если я отдам тебе свет и тепло, ты станешь настоящей девочкой.

Солнечный луч сверкнул и исчез, а на подоконнике лежала розовая крохотная малышка и громко плакала: «Мама! Мама!»

Родители проснулись и вскочили. Мама взяла девочку на руки, крепко прижала к себе и воскликнула:

Я слышу, как стучит её сердечко!

Дай и мне послушать, - попросил папа.

Он нагнул голову к дочке и обрадовано сказал:

Как хорошо, что у нашей дочурки маленькое, но сильное сердечко!

Дай мне подержать мою дочурку, - попросил папа.

Только осторожнее, - ласково сказала мама.

Не бойся, - усмехнулся папа, - у меня сильные руки.

Это самая красивая девочка в мире, - радовалась мама, глядя на голубые дочкины глазки и золотистые волосики.

Вдруг к ней пришла тревожная мысль.

Чья эта чудесная малышка? Как она здесь появилась?

Может, аист принёс? – задумчиво произнёс папа.

Не говори глупостей, мы живём в большом городе, здесь все аисты давным-давно исчезли.

Неважно, откуда появилась эта малышка, главное – это новая жизнь. Каждый ребёнок имеет право на жизнь, - торжественно произнёс папа, и мама с ним согласилась.

Педагог: Ваши родители тоже мечтали о появлении на свет своего ребёнка. И ваше рождение для них – самое важное и счастливое событие в их жизни. Ф. М. Достоевский так говорил о любви к детям: «Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка».

Но так думали не всегда. Жестокие законы Древней Греции и Рима позволяли убить ребенка. В средние века рыбаки вылавливали из рек неводом тела утопленных младенцев. В XVII веке в Париже детей постарше продавали нищим, а малышей у собора Парижской богоматери раздавали даром. Это еще очень недавно!

В XVII в. английские тюрьмы были полны подростками 10-12-летнего возраста, а в знаменитой «Каролине» - Уголовно-судебном уложении короля Карла V (1532) - предусматривалась смертная казнь подросткам, совершившим значительные кражи и при отягчающих обстоятельствах.

И только в конце XIX - начале XX вв. человечество осознало, что ребёнок обладает теми же правами, что и взрослый. Первоначально рассматривались предупредительные меры, которые необходимо принять для недопущения рабства, эксплуатации детского труда, торговли детьми и детской проституции. В этой связи в 1924 г. в Женеве Лига Наций приняла Декларацию прав ребенка.

В 1959 г. принимается Декларация прав ребенка. 20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН единогласно всего лишь за две минуты приняла Конвенцию о правах ребенка, превратив ее в международный юридический механизм, обеспечивающий правовую защиту самой уязвимой части мирового сообщества - детей. (Слайд 1, 2)

Какие же права имеют дети? (Дети знакомятся с правами ребёнка с помощью презентации.)

Дети имеют право на защиту от дискриминации. (Слайд 3)

Все дети имеют право на жизнь. (Слайд 4)

Все дети имеют право на имя и на приобретение гражданства, а также они имеют право на сохранение своего имени и гражданства. (Слайд 4)

Все дети имеют право на защиту от насилия или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей или других лиц, заботящихся о ребёнке. (Слайд 5)

Дети имеют право на особую защиту и помощь, если у них нет возможности жить со своими родителями. (Слайд 6)

Все дети имеют право свободно выражать мнение, ребёнок имеет право на то, чтобы его мнение было услышано и принято во внимание. (Слайд 7)

Все дети имеют право на защиту о насилия, похищения или от любой другой формы эксплуатации. (Слайд 8)

В случае усыновления все дети имеют право на наилучшую заботу. (Слайд 9)

Все дети имеют право на защиту в военное время. Военная служба или участие в военных действиях не допустимы для детей в возрасте до 18 лет. (Слайд 10)

Дети с ограниченными возможностями имеют право на особую заботу и образование, которые помогут им развиваться и вести полноценную и достойную жизнь. (Слайд 11)

Все взрослые и дети должны знать об этой Конвенции. (Слайд 12)

Все дети имеют право на получение образования, которое даёт возможность развития личности ребёнка. (Слайд 13)

Все дети, принадлежащие к этническим, религиозным или языковым меньшинствам, имеют право пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и пользоваться родным языком. (Слайд 13)

Все дети имеют право играть и отдыхать в таких условиях, которые способствуют их творческому и культурному развитию, занятием искусством, музыкой, театральными постановками. (Слайд 14)

Все дети имеют право на защиту от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для здоровья ребёнка или препятствовать получению образования. (Слайд 15)

Все дети имеют право на защиту от незаконного применения и распространения наркотических средств. (Слайд 16)

Педагог: Кто же несёт ответственность за то, чтобы эти права соблюдались?

Конвенция подчеркивает, что ваши родители первыми несут ответственность за вас. Они берегут и защищают вас. Взрослые не должны допускать, чтобы ни в чем не повинных малышей били, сажали под арест. Они должны следить, чтобы дети хорошо учились, росли грамотными, умелыми, воспитанными. (Слайд 17)

И по сей день ребенка бросают, когда он помеха. Растет число внебрачных, подкинутых, беспризорных, эксплуатируемых, развращаемых, истязуемых детей. Между прочим, благополучие ребенка во многом зависит от родителей. О том, какими должны быть родители, в шутку от имени детей написал современный поэт Марк Шварц.

Если вы родители –

Ласкатели,

Хвалители,

Если вы родители –

Прощатели,

Любители,

Если –

Разрешатели,

Купители,

Дарители,

Тогда вы

Не родители,

А просто

ВОСХИТИТЕЛИ!

А если вы родители –

Ворчатели,

Сердители,

Если вы родители –

Ругатели,

Стыдители,

Гулять не отпускатели,

Собакозапретители,

То – знаете, родители,

Вы просто

КРОКОДИТЕЛИ!

М.Шварц.

Ответственность по защите прав ребёнка возлагается и на государство. (Слайд 18)

В нашей стране проблема защиты детства почти всегда стояла особенно остро. Российские дети, по данным статистики, находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей. 60 % сирот, достигших трех лет, попадают в специнтернаты. 348 тыс. семей состоят на учете в ПДН.

Поэтому понятно, что необходимо и детям, и родителям получить знания в области прав ребенка. Очень важно уметь отстаивать свои права.

Викторина.

  1. В «Сказке о мёртвой царевне» А. С. Пушкина есть такие строчки:

Свесть Царевну в глушь лесную,

И, связав её , живую,

Под сосной оставить там

На съедение волкам!

В чём провинилась Царевна, кто и за какие поступки может так жестоко наказывать ребёнка?

Ответ: Никто и никогда не смеет оскорблять и мучить ребёнка.

  1. Вспомним сказку А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Там есть слова:

В бочку с сыном посадили,

Засмолили, покатили

И пустили в окиян –

Так велел де царь Салтан.

Какое право было нарушено?

Ответ: Главное право каждого человека – право на жизнь. И маленький человек, ребёнок, тоже имеет право на жизнь.

  1. Кто в сказке Г. Х. Андерсена «Голый король» не побоялся сказать королю правду? Имел ли он на это право?

Ответ: Ребёнок имеет право на своё собственное мнение.

  1. «Сейчас же отопри дверь, - прорычал Волк, - а то я её выломаю!» - «Дом поросёнка – это его крепость», - сказал Наф-Наф своим братьям, и они приготовились защищаться.

Какое право было нарушено Волком?

Ответ: Ребёнок имеет право спокойно жить в своём доме и чувствовать себя хозяином, как папа и мама.

  1. Эту сказку Андерсен писал, вспоминая своё детство. Вот и этого гадкого утёнка все считали неуклюжим, некрасивым и вообще – чужим, щипали, били, гнали отовсюду… Какое право было нарушено?

Ответ: Ребёнок не обязан быть, «как все».

  1. «Много чудесных подарков получила новорождённая принцесса, и вдруг во дворце появилась злая ведьма.

Вы не пригласили меня на крестины! – сказала она королю и королеве. – Так я пришла сама, и вот мой подарок: когда принцессе исполнится 16 лет, она уколется веретеном и умрёт.

Бессовестная злая колдунья наказала младенца за провинность родителей. Какое право она нарушила?

Ответ: Ребёнок не отвечает за провинность родителей, что бы они не совершили.

  1. В какой сказке нарушено право на развлечения и отдых?

Ответ: «Золушка».

  1. Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий сверчок Буратино в сказке А. Толстого «Золотой ключик»?

Ответ: Правом на бесплатное образование.

Педагог: Почему так важно учиться? Что может дать вам хорошее образование?

(Ребята высказывают своё мнение.)

Педагог: Какие поговорки о знаниях вы знаете?

(Ребята называют.)

педагог предлагает послушать мудрые пословицы разных народов.

Сперва аз да буки, а потом науки. (Русская пословица)

Диплом имеет, а дела не разумеет. (Русская пословица)

По ученику и об учителе судят. (Русская пословица)

В науку нет коротких путей. (Японская пословица)

Знает не тот, кто много прожил, а тот, кто много постиг. (Казахская пословица)

Человек неученый - что топор неточёный. (Русская пословица)

Повторенье - мать ученья. (Русская пословица)

Не выучит школа, выучит охота. (Русская пословица)

Знанием добудешь тысячи мечей, но мечом знания добыть не сможешь. (Персидская пословица)

Кто хочет много знать, тому надо мало спать. (Русская пословица)

: Все дети в нашей стране могут получить образование. Именно поэтому пришли сегодня в школу.

Задорной песней лето отзвенело,
И золотая осень началась.
Скорей, друзья, у вас немало дел,
Вас ждет залитый солнцем школьный класс.
Вы побывали в лагере, в походах,
Окрепли, повзрослели, развились -
Позвольте вас поздравить с новым годом,
С учебным годом - новым шагом в жизнь!
Пусть каждый школьный день пройдет недаром,
Вам надо много, очень много знать,
Чтоб стать такими, как герой Гагарин,
Чтоб глубь Земли и Космос покорять!

Источники информации:


Подписи к слайдам:

«День правовых знаний»

Конвенция о правах ребёнка 1989

Статья 2. Дети имеют право на защиту от дискриминации. Это означает, что все дети имеют одинаковые права, независимо от цвета кожи, пола, возраста или религии.

Статья 6. Все дети имеют право на жизнь. Статья 7 и статья 8. Все дети имеют право на имя и на приобретение гражданства, а также они имеют право на сохранение своего имени и гражданства.

Статья 19. Все дети имеют право на защиту от всех форм насилия или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей или других лиц, заботящихся о ребёнке.

Статья 20. Дети имеют право на особую защиту и помощь, если у них нет возможности жить со своими родителями.

Статья 12. Все дети имеют право свободно выражать мнение, ребёнок имеет право на то, чтобы его мнение было услышано и принято во внимание.

Статья 34, статья 35 и статья 36. Все дети имеют право на защиту от насилия, похищения или от любой другой формы эксплуатации.

Статья 20. Дети имеют право на особую защиту и помощь, если у них нет возможности жить со своими родителями. Статья 21. В случае усыновления все дети имеют право на наилучшую заботу.

Статья 38. Все дети имеют право на защиту в военное время. Военная служба или участие в военных действиях не допустимы для детей в возрасте до 18 лет.

Статья 23. Дети с ограниченными возможностями имеют право на особую заботу и образование, которые помогут им развиваться и вести полноценную и достойную жизнь.

Статья 42. Все взрослые и дети должны знать об этой Конвенции. Все дети имеют право знать о своих правах, и взрослые тоже должны знать о них.

Статья 28 и статья 29. Все дети имеют право на получение образования, которое даёт возможность развития личности ребёнка. Статья 30. Все дети, принадлежащие к этническим, религиозным или языковым меньшинствам, имеют право пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и пользоваться родным язык.

Статья 31. Все дети имеют право играть и отдыхать в таких условиях, которые способствуют их творческому и культурному развитию, занятием искусством, музыкой, театральными постановками.

Статья 32. Все дети имеют право на защиту от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для здоровья ребёнка или препятствовать получению образования.

Статья 33. Все дети имеют право на защиту от незаконного применения и распространения наркотических средств.

Статья 5 и статья 18. Родители несут основную долю ответственности за воспитание своих детей. Наилучшие интересы ребёнка являются предметом их основной заботы.

Статья 3. Все взрослые всегда должны поступать так, чтобы обеспечить наилучшие интересы детей. Статья 4. Государство несёт ответственность за соблюдение прав всех детей.


Похожие публикации