Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Джонатан свифт личная жизнь. Интересные данные и факты из жизни джонатана свифта

Джо́натан Свифт (англ. Jonathan Swift ; 30 ноября 1667, Дублин, Ирландия - 19 октября 1745, Дублин) - англо-ирландский писатель-сатирик, публицист, философ, поэт и общественный деятель.

Наиболее известен как автор знаменитой фантастической тетралогии «Путешествия Гулливера», в которой остроумно высмеял человеческие и общественные пороки. Жил в Дублине (Ирландия), где служил деканом (настоятелем) собора Святого Патрика. Несмотря на своё английское происхождение, Свифт энергично защищал права простых ирландцев и заслужил искреннее уважение с их стороны.

Ранние годы (1667-1700)

Основным источником сведений о семье Свифта и его ранних годах является «Автобиографический фрагмент», который был написан Свифтом в 1731 году и охватывает события до 1700 года. Там говорится, что в годы гражданской войны семья деда Свифта переселилась из Кентербери в Ирландию.

Свифт родился в ирландском городе Дублин в небогатой протестантской семье. Его отец (также по имени Джонатан Свифт, 1640--1667), мелкий судейский чиновник, умер, когда сын ещё не родился, оставив семью (жену, дочь и сына) в бедственном положении. Поэтому воспитанием мальчика занимался дядя Годвин, с матерью Джонатан почти не встречался. После школы он поступил в Тринити-колледжДублинского университета (1682), который закончил в 1686 году. В результате обучения Свифт получил степень бакалавра и пожизненное скептическое отношение к научным премудростям.

Сэр Уильям Темпл

В связи с гражданской войной, начавшейся в Ирландии после свержения короля Якова II (1688), Свифт уехал в Англию, где пробыл 2 года. В Англии он служил секретарём у сына знакомого матери (по другим сведениям, её дальнего родственника) - состоятельного отставного дипломата Уильяма Темпла (англ. Sir William Temple ). В имении Темпла Свифт впервые встретил Эстер Джонсон (1681-1728), дочь служанки, рано потерявшую отца. Эстер тогда было всего 8 лет; Свифт стал её другом и учителем.

В 1690 году он вернулся в Ирландию, хотя позже неоднократно посещал Темпла. Для поиска должности Темпл вручил ему характеристику-рекомендацию, в которой отмечались хорошее знание латинского и греческого языков, знакомство с французским и отменные литературные способности. Темпл, сам известный эссеист, сумел оценить незаурядный литературный талант своего секретаря, предоставил ему свою библиотеку и дружескую помощь в житейских делах; взамен Свифт помогал Темплу в подготовке его обширных мемуаров. Именно в эти годы Свифт начинает литературное творчество, сначала как поэт. Влиятельного Темпла посещали многочисленные именитые гости, включая короля Вильгельма, и наблюдение за их беседами дало неоценимый материал будущему сатирику.

В 1692 году Свифт получил звание магистра в Оксфорде, а в 1694 году принял духовный сан англиканской церкви. Он был назначен священником в ирландский посёлок Килрут (англ. Kilroot ). Однако вскоре Свифт, по его собственным словам, «утомившись своими обязанностями за несколько месяцев», вернулся на службу к Темплу. В 1696-1699 годах пишет сатирические повести-притчи «Сказка бочки» и «Битва книг» (опубликованы в 1704 году), а также несколько поэм.

В январе 1699 года умер покровитель, Уильям Темпл. Темпл был одним из тех немногих знакомых Свифта, о ком он написал лишь добрые слова. Свифт занимается поисками новой должности, обращается к лондонским вельможам. Долгое время эти поиски успеха не имели, но зато Свифт близко познакомился с придворными нравами. Наконец, в 1700 году он назначен служителем (пребендарием) собора Святого Патрика в Дублине. В этот период он публикует несколько анонимных памфлетов. Современники сразу отметили особенности сатирического стиля Свифта: яркость, бескомпромиссность, отсутствие прямой проповеди - автор иронически описывает события, оставляя выводы на усмотрение читателя.

Мастер сатиры (1700-1713) Бюст Свифта в Соборе Св. Патрика.

В 1702 году Свифт получил степень доктора богословия в Тринити-колледже. Сближается с оппозиционной партией вигов. Авторитет Свифта как писателя и мыслителя растёт. В эти годы Свифт часто посещает Англию, заводит знакомства в литературных кругах. Издаёт (анонимно, под одной обложкой) «Сказку бочки» и «Битву книг» (1704); первая из них снабжена многозначительным подзаголовком, который можно отнести ко всему творчеству Свифта: «Написано ради общего совершенствования рода человеческого». Книга сразу становится популярной и в первый же год выходит тремя изданиями. Отметим, что почти все произведения Свифта выходили под разными псевдонимами или вообще анонимно, хотя его авторство обычно не составляло секрета.

В 1705 году виги на несколько лет завоевали большинство в парламенте, однако улучшения нравов не произошло. Свифт вернулся в Ирландию, где ему предоставили приход (в деревне Ларакор) и проживал там до конца 1707 года. В одном из писем он сравнил распри вигов и тори с кошачьими концертами на крышах.

Около 1707 года Свифт познакомился с другой девушкой, 19-летней Эстер Ваномри (англ. Esther Vanhomrigh , 1688-1723), которую Свифт в своих письмах называл Ванессой. Она, как и Эстер Джонсон, росла без отца (торговца-голландца). Сохранилась часть писем Ванессы к Свифту - «грустные, нежные и восхищённые»: «Если Вы находите, что я пишу слишком часто к Вам, то Вы должны сообщить мне об этом или вообще написать мне снова, чтобы я знала, что Вы не совершенно позабыли обо мне…»

В то же время Свифт почти ежедневно пишет Эстер Джонсон (её Свифт именовал Стеллой); позднее эти письма составили его книгу «Дневник для Стеллы», изданный посмертно. Эстер-Стелла, оставшись сиротой, поселилась в ирландском поместье Свифта вместе со своей компаньонкой, на правах воспитанницы. Часть биографов, опираясь на свидетельства друзей Свифта, предполагает, что он и Стелла тайно обвенчались около 1716 года, но документальных подтверждений этому не обнаружено.

В 1710 году тори во главе с Генри Сент-Джоном, впоследствии виконтом Болингброком, пришли к власти в Англии, и Свифт, разочаровавшийся в политике вигов, выступил в поддержку правительства. В некоторых областях их интересы действительно совпадали: тори свернули войну с Людовиком XIV (Утрехтский мир), осудили коррупцию и пуританский фанатизм. Именно к этому и призывал ранее Свифт. Кроме того, они с Болингброком, талантливым и остроумным писателем, подружились. В знак благодарности Свифту предоставили страницы консервативного еженедельника (англ. The Examiner ), где в течение нескольких лет публиковались памфлеты Свифта.

Декан (1713-1727) Собор св. Патрика, Дублин

1713: с помощью друзей из лагеря тори Свифт назначен деканом собора Святого Патрика. Это место, помимо финансовой независимости, даёт ему прочную политическую трибуну для открытой борьбы, однако отдаляет от большой лондонской политики. Тем не менее Свифт из Ирландии продолжает активное участие в общественной жизни страны, публикуя статьи и памфлеты по насущным проблемам. Гневно выступает против социальной несправедливости, сословной спеси, угнетения, религиозного фанатизма и др.

В 1714 году виги вновь вернулись к власти. Болингброк, обвинённый в сношениях с якобитами, эмигрировал во Францию. Свифт направил письмо изгнаннику, где просил располагать им, Свифтом, по своему усмотрению. Он добавил, что это первый случай, когда он обращается к Болингброку с личной просьбой. В этом же году умерла мать Ванессы. Оставшись сиротой, она переезжает в Ирландию, поближе к Свифту.

В 1720 году палата лордов ирландского парламента, сформированная из английских ставленников, передала британской короне все законодательные функции в отношении Ирландии. Лондон немедленно использовал новые права для создания привилегий английским товарам. С этого момента Свифт включился в борьбу за автономию Ирландии, разоряемой в интересах английской метрополии. Он провозгласил по существу декларацию прав угнетённого народа:

Всякое управление без согласия управляемых есть самое настоящее рабство… По законам Бога, природы, государства, а также по вашим собственным законам вы можете и должны быть такими же свободными людьми, как ваши братья в Англии.

В эти же годы Свифт начинает работу над «Путешествиями Гулливера».

1723: смерть Ванессы. Она заразилась туберкулёзом, ухаживая за младшей сестрой. Переписка её со Свифтом за последний год была по какой-то причине уничтожена.

Воззвание к народу Ирландии («Письма суконщика», 1724)

1724: анонимно изданы и разошлись многотысячным тиражом мятежные «Письма суконщика», призывающие к бойкоту английских товаров и неполновесной английской монеты. Резонанс от «Писем» был оглушительным и повсеместным, так что Лондону пришлось срочно назначать нового наместника, Картерета, для успокоения ирландцев. Премия, назначенная Картеретом тому, кто укажет имя автора, осталась невручённой. Удалось найти и отдать под суд печатника «Писем», однако присяжные единодушно его оправдали. Премьер-министр лорд Уолпол предложил арест «подстрекателя», но Картерет пояснил, что для этого понадобится целая армия.

В конечном счёте Англия сочла за лучшее пойти на некоторые экономические уступки (1725), и с этого момента англиканский декан Свифт стал национальным героем и неофициальным лидером католической Ирландии. Современник отмечает: «Его портреты были выставлены на всех улицах Дублина… Приветствия и благословения сопровождали его всюду, где бы он ни проходил». По воспоминаниям друзей, Свифт говорил: «Что касается Ирландии, то здесь меня любят только мои старые друзья - чернь, и я отвечаю на их любовь взаимностью, ибо не знаю никого другого, кто бы этого заслуживал».

В ответ на продолжавшееся экономическое давление метрополии, Свифт из собственных средств учредил фонд помощи дублинским горожанам, которым грозило разорение, причём не делал различия между католиками и англиканами. Бурный скандал по всей Англии и Ирландии вызвал знаменитый памфлет Свифта «Скромное предложение», в котором он издевательски посоветовал: если мы не в состоянии прокормить детей ирландских бедняков, обрекая их на нищету и голод, давайте лучше продавать их на мясо, а из кожи делать перчатки.

Последние годы (1727-1745) Титульный лист первого издания «Путешествий Гулливера»

В 1726 году выходят первые два тома «Путешествий Гулливера» (без указания имени настоящего автора); остальные два были опубликованы в следующем году. Книга, несколько подпорченная цензурой, пользуется невиданным успехом. За несколько месяцев она переиздавалась трижды, вскоре появились её переводы на другие языки.

В 1728 году умерла Стелла. Физическое и душевное состояние Свифта ухудшаются. Популярность его продолжает расти: в 1729 году Свифту присваивается звание почётного гражданина Дублина, выходят его собрания сочинений: первое в 1727 году, второе - в 1735 году.

В последние годы Свифт страдал от серьёзного душевного расстройства; в одном из писем он упоминал «смертельную скорбь», убивающую его тело и душу. В 1742 году после инсульта Свифт потерял речь и (частично) умственные способности, после чего был признан недееспособным. Три года спустя (1745) Свифт скончался. Похоронен в центральном нефе своего собора рядом с могилой Эстер Джонсон, эпитафию на надгробной плите он сам сочинил заранее, ещё в 1740 году, в тексте завещания:

Здесь покоится тело Джонатана Свифта, декана этого собора, и суровое негодование уже не раздирает его сердце. Ступай, путник, и подражай, если можешь, тому, кто мужественно боролся за дело свободы.

Ещё ранее, в 1731 году, Свифт написал поэму «Стихи на смерть доктора Свифта», содержащую своеобразный автопортрет:

Поставил автор цель благую - Лечить испорченность людскую. Мошенников и плутов всех Хлестал его жестокий смех… Сдержи перо он и язык, Он в жизни многого б достиг. Но он не помышлял о власти, Богатство не считал за счастье… Согласен я, декана ум Сатиры полон и угрюм; Но не искал он нежной лиры: Наш век достоин лишь сатиры. Всем людям мнил он дать урок Казня не имя, но порок. И одного кого-то высечь Не думал он, касаясь тысяч.

Перевод Ю. Д. Левина

Бо́льшую часть своего состояния Свифт завещал употребить на создание лечебницы для душевнобольных; «Госпиталь Святого Патрика для имбецилов» был открыт в Дублине в 1757 году и существует по сей день, являясь старейшей в Ирландии психиатрической клиникой.

Эпитафия Свифта самому себе. Собор Св. Патрика.

Интересные факты

  • Заметив, что многие могилы в соборе святого Патрика запущены и памятники разрушаются, Свифт разослал родственникам покойных письма, в которых требовал немедленно прислать деньги для ремонта памятников; в случае отказа он пообещал привести могилы в порядок за счёт прихода, но в новой надписи на памятниках увековечить скупость и неблагодарность адресата. Одно из писем было направлено королю Георгу II. Его величество оставил письмо без ответа, и в соответствии с обещанием на надгробной плите его родственника были отмечены скупость и неблагодарность короля.
  • Придуманные Свифтом слова «лилипут» (англ. lilliput ) и «йеху» (англ. yahoo ) вошли во многие языки мира.
  • В «Путешествиях Гулливера» упоминаются два спутника Марса, открытые только в XIX веке, причём хотя их расстояние от Марса и период обращения не соответствуют действительности, но третий закон Кеплера выполняется.
  • Как-то на площади перед собором собралась и подняла шум многочисленная толпа. Свифту доложили, что это горожане готовятся наблюдать солнечное затмение. Раздражённый Свифт велел передать собравшимся, что декан отменяет затмение. Толпа затихла и почтительно разошлась.
  • Бо́льшая часть состояния Ванессы, согласно её завещанию, отошла Джорджу Беркли, другу Свифта, в будущем известному философу. Свифт высоко ценил Беркли, который тогда был деканом в ирландском городе Дерри.
  • Первый русский перевод «Путешествий Гулливера» вышел в 1772-1773 годах под названием «Путешествия Гулливеровы в Лилипут, Бродинягу, Лапуту, Бальнибарбы, Гуигнгмскую страну или к лошадям». Перевод выполнил с французского издания Ерофей Каржавин.

Творчество

Рисунок на обложке сборника сочинений Свифта (1735): Ирландия благодарит Свифта, и ангелы дарят ему лавровый венок.

В своё время Свифта характеризовали как «мастера политического памфлета». По прошествии времени его произведения утратили сиюминутную политическую остроту, но стали образцомиронической сатиры. Его книги еще при жизни были исключительно популярны как в Ирландии, так и в Англии, где они выходили большими тиражами. Некоторые его произведения, вне зависимости от породивших их политических обстоятельств, зажили собственной литературно-художественной жизнью.

В первую очередь это относится к тетралогии «Путешествия Гулливера», которая стала одной из классических и наиболее часто читаемых книг во многих странах мира, а также десятки раз экранизировалась. Правда, при адаптации для детей и в кино сатирический заряд этой книги выхолащивается.

Философская и политическая позиция

Мировоззрение Свифта, по его собственным словам, окончательно сложилось ещё в 1690-е годы. Позднее, в письме от 26 ноября 1725 года своему другу, поэту Александру Поупу. Свифт пишет, что мизантропы получаются из людей, которые считали людей лучше, чем они есть, а затем поняли, что обманулись. Свифт же «не питает ненависти к человечеству», потому что никогда не имел никаких иллюзий на его счёт. «Вы и все мои друзья должны позаботиться о том, чтобы мою нелюбовь к миру не приписывали возрасту; в моём распоряжении есть надёжные свидетели, которые готовы подтвердить: с двадцати до пятидесяти восьми лет это чувство оставалось неизменным». Свифт не разделял либеральной идеи о высшей ценности прав отдельного человека; он считал, что, предоставленный самому себе, человек неизбежно скатится к скотскому аморализму йеху. Для самого же Свифта мораль всегда стояла в начале списка человеческих ценностей. Нравственного прогресса человечества он не видел (скорее, наоборот, отмечал деградацию), а к научному прогрессу он относился скептически и ясно показал это в «Путешествиях Гулливера».

Важную роль в поддержании общественной морали Свифт отводил англиканской церкви, которая, по его мнению, относительно меньше испорчена пороками, фанатизмом и произвольными извращениями христианской идеи - по сравнению с католицизмом и радикальнымпуританизмом. В «Сказке бочки» Свифт высмеивал теологические споры, а в «Путешествиях Гулливера» описал знаменитую аллегорию непримиримой борьбы тупоконечников против остроконечников . В этом, как ни странно, причина его неизменных выступлений против религиозной свободы в британском королевстве - он считал, что религиозный разброд подрывает общественную мораль и человеческое братство. Никакие богословские разногласия, по мнению Свифта, не являются серьёзной причиной для церковных расколов, и тем более - для конфликтов. В памфлете «Рассуждение о неудобстве уничтожения христианства в Англии» (1708) Свифт протестует против либерализации религиозного законодательства в стране. По его мнению, это приведёт к размыву, а в перспективе - к «отмене» в Англии и христианства, и всех связанных с ним моральных ценностей.

В таком же духе выдержаны и другие саркастические памфлеты Свифта, а также - с поправкой на стиль - его письма. В целом творчество Свифта можно рассматривать как призыв найти пути улучшить человеческую природу, отыскать способ возвысить её духовную и разумную составляющие. Свою Утопию Свифт предложил в виде идеального общества благородных гуигнгнмов.

Политические взгляды Свифта, как и религиозные, отражают его стремление к «золотой середине». Свифт решительно выступал против всех видов тирании, однако столь же решительно требовал, чтобы недовольное политическое меньшинство подчинялось большинству, воздерживаясь от насилия и беззакония. Биографы отмечают, что несмотря на переменчивость партийной позиции Свифта, его взгляды оставались неизменными на протяжении всей его жизни. Отношение Свифта к профессиональным политикам лучше всего передают известные слова мудрого короля великанов: «всякий, кто вместо одного колоса или одного стебля травы сумеет вырастить на том же поле два, окажет человечеству и своей родине бо́льшую услугу, чем все политики, взятые вместе».

Свифта иногда изображают мизантропом, ссылаясь на то, что в своих произведениях, особенно в IV путешествии Гулливера, он беспощадно бичует человечество. Однако такой взгляд трудно совместить со всенародной любовью, которой он пользовался в Ирландии. Трудно также поверить, что Свифт изобразил нравственное несовершенство человеческой природы с целью поиздеваться над ней. Критики отмечают, что в обличениях Свифта чувствуется искренняя боль за человека, за его неумение достичь лучшей участи. Больше всего Свифта выводило из себя излишнее человеческое самомнение: он писал в «Путешествиях Гулливера», что готов снисходительно отнестись к любому набору человеческих пороков, но когда к ним прибавляется ещё и гордость, «терпение моё истощается». Проницательный Болингброк как-то заметил Свифту: если бы он действительно ненавидел мир так, как изображает, он бы так на этот мир не злобствовал.

В другом письме Александру Поупу (от 19 сентября 1725 года) Свифт так определил свои взгляды:

Я всегда ненавидел все нации, профессии и всякого рода сообщества; вся моя любовь обращена к отдельным людям: я ненавижу, например, породу законников, но люблю адвоката имярек и судью имярек ; то же самое относится и к врачам (о собственной профессии говорить не стану), солдатам, англичанам, шотландцам, французам и прочим. Но прежде всего я ненавижу и презираю животное, именуемое человеком, хотя от всего сердца люблю Джона, Питера, Томаса и т. д. Таковы воззрения, коими я руководствовался на протяжении многих лет, хотя и не высказывал их, и буду продолжать в том же духе, пока буду иметь дело с людьми.

Книги

  • «Битва книг (англ. )», (The Battle of the Books , 1697).
  • «Сказка бочки (англ. )», (A Tale of a Tub , 1704).
  • «Дневник для Стеллы» (англ. The Journal to Stella , 1710-1714).
  • «Путешествия Гулливера» (англ. The travels into several remote nations of the world by Lemuel Gulliver, first a surgeon, and then a captain of several ships ) (1726).

Свифт впервые обратил на себя внимание читателей в 1704 году, издав «Битву книг» - нечто среднее между притчей, пародией и памфлетом, основная идея которой состоит в том, что произведения античных авторов стоя́т выше, нежели современные сочинения - как в художественном, так и нравственном отношении.

«Сказка бочки» - тоже притча, повествующая о приключениях троих братьев, которые олицетворяют три ветви христианства - англиканство, католицизм и кальвинизм. Книга аллегорически доказывает превосходство благоразумного англиканства над двумя другими конфессиями, извратившими, по мнению автора, первоначальное христианское учение. Надо отметить характерную для Свифта особенность - в критике чужих конфессий он не опирается ни на цитаты из Библии, ни на церковные авторитеты - он апеллирует только к разуму и здравому смыслу.

Часть произведений Свифта носит лирический характер: сборник писем «Дневник для Стеллы», поэма «Каденус и Ванесса» (Cadenus - анаграмма от decanus , то есть «декан») и ряд других поэм. Биографы спорят о том, каковы были отношения Свифта с двумя его воспитанницами - одни считают их платоническими, другие любовными, но в любом случае они были тёплыми и дружескими, и мы видим в этой части творчества «другого Свифта» - верного и заботливого друга.

«Путешествия Гулливера» - программный манифест Свифта-сатирика. В первой части читатель смеётся над нелепым самомнениемлилипутов. Во второй, в стране великанов, меняется точка зрения, и выясняется, что наша цивилизация заслуживает такого же осмеяния. В третьей высмеиваются наука и человеческий разум вообще. Наконец, в четвёртой появляются мерзкие йеху как концентрат исконной человеческой природы, не облагороженной духовностью. Свифт, как обычно, не прибегает к морализаторским наставлениям, предоставляя читателю сделать собственные выводы - выбрать между йеху и их моральным антиподом, причудливо облечённым в лошадиную форму.

Стихотворные произведения Свифт писал, с перерывами, всю свою жизнь. Их жанры варьируют от чистой лирики до язвительной пародии.

Публицистика Портрет Джонатана Свифта в газете International Mag., 1850.

Из многих десятков свифтовских памфлетов и писем наибольшую известность получили:

  • «Рассуждение о неудобстве уничтожения христианства в Англии (англ. )», 1708.
  • «Предложение об исправлении, улучшении и закреплении английского языка» (англ. A Proposal for Correcting, Improving and Ascertaining the English Tongue , 1712).
  • Письма суконщика (англ. ), 1724-1725.
  • Скромное предложение, 1729.

Жанр памфлета существовал ещё в античные времена, но Свифт придал ему виртуозную художественность и, в определённом смысле, театральность. Каждый его памфлет написан с позиций некоторого персонажа-маски; язык, стиль и содержание текста тщательно отобраны именно для этого персонажа. При этом в разных памфлетах маски совершенно разные.

В издевательском памфлете «Рассуждение о неудобстве уничтожения христианства в Англии» (1708, опубликован в 1711 году) Свифт отвергает попытки вигов расширить религиозную свободу в Англии и отменить некоторые ограничения для диссидентов. Для него отказ от привилегий англиканства означает попытку занять чисто светскую позицию, стать выше всех конфессий, что в конечном счёте означает отказ от опоры на традиционные христианские ценности. Выступая под маской либерала, он соглашается с тем, что христианские ценности мешают проведению партийной политики, и поэтому закономерно встаёт вопрос об отказе от них:

Большую выгоду для общества усматривают ещё и в том, что если мы откажемся от евангельского учения, всякая религия, конечно, будет изгнана навеки, и вместе с нею - все те печальные следствия воспитания, которые, под названием добродетели, совести, чести, справедливости и т. п., столь губительно действуют на спокойствие человеческого ума и представление о которых так трудно искоренить здравым смыслом и свободомыслием иногда даже на протяжении всей жизни.

К борьбе против грабительской политики английского правительства в отношении Ирландии Свифт призывал под маской «суконщика М. Б.» (возможно, намёк на Марка Брута, которым Свифт всегда восхищался). Предельно гротескна и цинична маска в «Скромном предложении», однако весь стиль этого памфлета, по замыслу автора, убедительно подводит к заключению: уровень бессовестности авторской маски вполне соответствует морали тех, кто обрекает ирландских детей на безнадёжно-нищенское существование.

В некоторых публичных материалах Свифт излагает свои взгляды прямо, обходясь (или почти совсем обходясь) без иронии. Например, в письме «Предложение об исправлении, улучшении и закреплении английского языка» он искренне протестует против порчи литературного языка жаргонизмами, диалектными и просто неграмотными выражениями.

Немалую часть свифтовской публицистики занимают разного рода мистификации. Например, в 1708 году Свифт атаковал астрологов, которых считал отъявленными мошенниками. Он издал, под именем «Исаак Бикерстафф» (англ. Isaac Bickerstaff ), альманах с предсказаниями грядущих событий. Альманах Свифта добросовестно пародировал аналогичные популярные издания, которые публиковал в Англии некий Джон Партридж, бывший сапожник; он содержал, помимо обычных туманных заявлений («в этом месяце значительному лицу будет угрожать смерть или болезнь»), также и вполне конкретные предсказания, в том числе скорый день смерти упомянутого Партриджа. Когда этот день настал, Свифт распространил сообщение (от имени знакомого Партриджа) о его кончине «в полном соответствии с предсказанием». Злополучному астрологу стоило большого труда доказать, что он жив, и восстановиться в списке издателей, откуда его поспешили вычеркнуть.

Память

Почтовая марка Румынии, посвящённая Дж. Свифту

В честь Свифта названы:

  • кратер на Луне;
  • кратер на одном из угаданных им спутников Марса;
  • площадь (англ. Dean Swift Square ) и улица в Дублине, а также улицы в нескольких других городах.

В Дублине установлены два бюста Свифта:

  • в Тринити-колледже, мраморный, ), 1749;
  • в соборе св. Патрика, ), 1766.

Джонатан Свифт в современном искусстве

  • Дом, который построил Свифт - телевизионный художественный фильм 1982 года режиссёраМарка Захарова по одноимённой пьесе Григория Горина.

Ирландский писатель-сатирик Джонатан Свифт родился 30 ноября 1667 года в Дублине, Ирландия. Его отец, которого также зовут Джонатан Свифт, был мелким судейским чиновником. Он умер за два месяца до рождения сына. Оставшись без дохода, мать Свифта приложила все свои силы, чтоб обеспечить своего новорожденного ребенка. Кроме того, Свифт был очень болезненным. Позже обнаружилось, что он страдал от болезни Меньера – заболевание внутреннего уха, которое сопровождается тошнотой и ухудшением слуха. В попытках дать своему сыну лучшее воспитание, мать Свифта отдает его Годвину Свифту, брату её покойного мужа, члену многоуважаемого адвокатского и судейского сообщества Gray’s Inn. Годвин Свифт отправляет своего племянника на обучение в гимназию Kilkenny (1674-1682), которая была, скорее всего, лучшей в Ирландии в те времена. Переход Свифта от жизни в бедности к строгой обстановке в частной школе стал сложной задачей.

Однако он быстро нашел себе друга в лице Уильяма Конгрива, будущего поэта и драматурга.

В возрасте 14 лет Свифт поступил на бакалавра в Тринити-колледж Дублинского университета. В 1686 году он получил степень бакалавра по гуманитарным наукам и продолжил обучение для получения степени магистра. Но в Ирландии начались беспорядки, а король Ирландии, Англии и Шотландии вскоре был свергнут. Эта гражданская революция стала называться «Славная революция» в 1688 году и она побудила Свифта перебраться в Англию и там начать все заново. Его мать помогла устроиться ему на должность секретаря у почитаемого английского государственного деятеля, Сэра Уильяма Темпла. На протяжении 10 лет Свифт работал в Мун-парке в Лондоне в качестве помощника Темпла, выполняя поручения, связанные с политикой, а также помогал с исследованиями и публикациями его собственных эссе и мемуаров. Темпл был поражен способностями Свифта и через некоторое время начал доверять ему более деликатные и важные дела.

Жизнь Свифта в Мун-парке также принесла ему знакмство с дочерью служанки Темпла по имени Эстер Джонсон, ей было всего 8 лет. Когда они впервые встретились, она была на 15 лет моложе Свифта, но несмотря на разницу в возрасте, они стали возлюбленными до конца своих дней. Будучи ребенком, он был для неё наставником и учителем, и дал ей прозвище «Стелла». По достижении Эстер совершеннолетия, они поддерживали достаточно близкие, но неоднозначные отношения, которые продолжались вплоть до смерти Джонсон. Был слух, что они обвенчались в 1716 году, и Свифт все время хранил при себе локон волос Джонсон.

Творчество

В течение десяти лет работы на Темпла Свифт дважды возвращался в Ирландию. В путешествии в 1695 году он выполнил все необходимые требования и принял духовный сан англиканской церкви. Под влиянием Темпла он также начал писать, сначала короткие эссе, а потом, позже, манускрипт для книги. В 1699 году умирает Темпл. Свифт заканчивает редактирование и публикацию его мемуаров – здесь не обошлось без споров с некоторыми членами семьи Темпла – а затем неохотно принимает должность секретаря и капеллана графа Беркли. Но после долгого пути в поместье графа Беркли, Свифту сообщили, что все позиции на его должность уже заняты. Обескураженный, но изобретательный, он сделал упор на свою квалификацию священнослужителя и нашел работу в маленькой общине, находящейся за 20 миль от Дублина. Следующие 10 лет он занимается садоводством, проповедует и присматривает за домом, предоставленным ему церковью. Также он снова начинает писать. Его первый политический памфлет назывался «Рассуждения о спорах и разногласиях между Афинами и Римом» (англ. “A Discourse on the Contests and Dissentions in Athens and Rome”).

В 1704 году Свифт анонимно публикует произведение «Сказка бочки» и памфлет «Битва книг». «Бочку», которая стала довольно популярна в общественных массах, жестоко осуждали в церкви Англии. Якобы, он подверг критике религию, но на самом деле Свифт всего-лишь пародировал гордость. Тем не менее, его произведения снискали ему репутацию в Лондоне, и когда в 1710 году тори пришли к власти, они попросили Свифта стать редактором их консервативного еженедельника (англ. “The Examiner”). Через некоторое время он полностью погрузился в политическую среду и начал писать одни из самых резких и известных политических памфлетом, включая такие как «Поведение союзников» (англ. “The Conduct of the Allies”) и «Атака на вигов» (англ. “Attack on the Whigs”). Посвященный в ближний круг правительства тори, Свифт излагает свои личные мысли и чувства во множестве писем к своей возлюбленной Стелле. Позднее эти письма составили его книгу «Дневник для Стеллы».

Последние годы

Когда он увидел, что тори скоро будут свергнуты с власти, Свифт вернулся в Ирландию. В 1713 году он был назначен деканом собора Святого Патрика. Он всё ещё поддерживал связь с Эстер Джонсон, также было документально подтверждено, что у него были романтические отношения с Эстер Ванхомри (которую он называл Ванессой). Ухаживания за ней вдохновили его на долгую и легендарную поэму “Cadenus and Vanessa”. Также ходили слухи, что у него были отношения с знаменитой красавицей Анной Лонг.

Во время служения в соборе Святого Патрика, Свифт начинает работать над своим, впоследствии, самым знаменитым произведением. В 1726 году, с завершением манускрипта, он совершил путешествие в Лондон и воспользовался помощью нескольких друзей, которые анонимно опубликовали его «Путешествия в некоторые удалённые страны мира в четырёх частях: сочинение Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а затем капитана нескольких кораблей» – который более известен как «Путешествия Гулливера». Книга мгновенно стала невероятно успешной и не выходила из печати с самой первой публикации. Самое интересное, что большая часть сюжетных событий имеет отношение к историческим фактам, которые Свифт сам когда-то пережил во время сильных политических потрясений.

Но недолго довелось праздновать успех, потому что давняя любовь Свифта – Эстер Джонсон – сильно заболевает. Она умирает в январе 1728 года. Её смерть толкает Свифта на написание «Смерть миссис Джонсон» (англ. “The Death of Mrs. Johnson”). Вскоре после её смерти умерли многие близкие друзья Свифта, включая Джона Гея и Джона Арбетнота. Свифт, которого всегда поддерживали люди вокруг него, стал совсем плох.

В 1742 году Свифт пострадал от инсульта и потерял способность говорить. А 19 октября 1745 года Джонатан Свифт умирает. Он был похоронен рядом с Эстер Джонсон в центральной нефе собора Святого Патрика в Дублине.

Цитаты

“Мудрый человек должен иметь деньги в своей голове, но не в сердце”.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Уже стало общим мнением, да и вы, наверно, частенько говорите, что я себялюбец, однако теперь я пребываю в таком унынии, что не могу этого сказать. Я от всей души желаю ради вас и себя, чтобы ваши новые знакомые были с вами. Да пошлет вам господь успешного окончания вашей тяжбы и благоприятного решения посредников; и помните, что богатство составляет девять десятых всего, что есть хорошего в жизни, а одна десятая - здоровье; а уж кофей занимает в ней куда меньшее место, но если все же и посчитать его за одиннадцатую долю, то без двух предыдущих его как следует не попьешь. И еще не забывайте фарфор в старом доме, и Райдер-стрит , и путешествие полковника во Францию, и лондонское бракосочетание, и больную леди в Кенсингтоне, и дурное расположение духа в Виндзоре, и как надрывались, упаковывая ящик с книгами в Лондоне . В прошлом году я только и делал, что писал вам любезности, и вы были недовольны; в нынешнем я не стану их писать и вы опять будете недовольны, но при всем том мои мысли не переменились, и я pas-решаю вам быть губернатором и готов отвечать за последствия. Надеюсь, вы позволите мне во время нашей следующей встречи воспользоваться частью ваших денег, я обязуюсь вам честно возвратить их. Rpondezmoy si vous entendez bien tout cela, et croyez que je seray toujours tout ce que vous dsirez - adieu. - [Ответьте мне, хорошо ли вы все это уразумели и поверьте, что я всегда и во всем останусь таким, как вы желаете. До свидания! (франц.) .]

Мисс Эстер Ваномри - Свифту

[июнь 1722 ]

Кэд, я уже было решила, что вы совсем забыли о моем существовании и о своем обещании писать мне. Разве это не жестоко, отсутствовать пять недель и не послать мне при этом ни единой строчки, чтобы я хоть знала, что вы здоровы и помните обо мне? Это тем более непростительно, что у вас стояла такая скверная погода, что ни о каких развлечениях вне дома не могло быть и речи. Что ж тогда еще вы могли делать, если не писать и читать? Карты вы, я знаю, не любите, да сейчас и не то время года, чтобы развлекаться таким образом. С тех пор, как я вас видела, я чаще появлялась в обществе, нежели прежде, и все потому, что вы так велели, и решительно утверждаю, что именно по этой причине день ото дня чувствую себя все хуже и хуже. Как-то на этой неделе я нанесла визит одной знатной даме, незадолго перед тем возвратившейся из путешествия, и застала у нее целое сборище дам и щеголей, одетых, надо полагать, самым изысканнейшим образом. Надеюсь, вы простите меня, если я признаюсь вам, что от души желала, чтобы вы были свидетелем этой сцены, поскольку весьма сомневаюсь, что вам доводилось когда-нибудь наблюдать нечто подобное или нечто более необычное. В поведении самой хозяйки сочетались столь разные повадки, что я никоим образом не берусь вам его описать, не рискуя истощить ваше терпение. Что же до ее слушателей, то можно было подумать, будто все они лишь ей одной обязаны своим существованием, настолько подобострастно они себя вели. Их манеры и жесты напоминали ужимки павианов и мартышек; они ухмылялись и болтали наперебой о вещах, совершенно мне непонятных. Стены комнат украшали гобелены, на которых прекрасно изображены были деревья. И вот в то время, как я любовалась ими и желала себе очутиться в такой местности с -, один из этих молодчиков выхватил мой веер, всем своим видом давая понять, что я ему нравлюсь; он поверг меня в такой ужас, что мне уже вообразилось, будто он по меньшей мере утащит меня на крышу, как это произошло с вашим приятелем , но тут в комнату вошел еще один из той же породы, и они начали корчить друг другу гримасы, а я, воспользовавшись случаем, сбежала. С тех пор, как мы с вами виделись, ни тяжба, ни решение посредников не продвинулись ни на шаг. Неудачи преследуют меня со всех сторон, и все же я вынуждена оставаться в городе, встречаться с мистером П[артингтоном] и прочее, что чрезвычайно для меня тягостно. Я решительно утверждаю, в моей жизни так мало радостей, что мне все равно, когда она прервется. Ради бога, напишите мне поскорее и поласковей, потому что, когда вас нет, ваши письма - единственная для меня отрада на земле, а вы, я уверена, слишком добры, чтобы пожалеть один час в неделю, если это может осчастливить хоть одно человеческое существо - Кэд, подумайте обо мне и пожалейте меня.

Свифт - мисс Эстер Ваномри

Письмо ваше я получил, но я так часто с тех пор переезжал с места на место, что лишен был возможности указать вам, где именно я ожидаю получить от вас ответ и, если вы сейчас находитесь в деревне и это письмо не придет к вам в положенный срок, считая от проставленного мной числа, то я и на сей раз не смогу надеяться получить что-нибудь от вас, потому что в начале августа уеду отсюда. Мне весьма понравился отчет о вашем визите и поведении дам. Нет такого дня, чтобы я не был свидетелем точно таких же глупостей, совершаемых лицами обоего пола и, тем не менее, я терпеливо сношу их развлечения ради. Нам очень трудно угодить - вот наша с вами главная беда, и вопрос лишь в том, не сами ли мы тому виной. По крайней мере я думаю, что причина у нас одна. Не в пример, однако, вам, я не имею привычки ссориться со своими лучшими друзьями. В вашем письме, я думаю, отыщется не меньше десятка мест, в которых сквозит раздражение, и каждого из них вполне достаточно, чтобы испортить два дня прогулок пешком и верхом. В одном отношении мы с вами разительно друг от друга отличаемся: я готов бежать от хандры хоть на край света, вы же, напротив, готовы свернуть со своего пути, только бы встретиться с ней. Боюсь, что плохая погода не позволила вам хоть немного насладиться преимуществами жизни в вашем деревенском обиталище и способствовала тому, что вы предавались раздумьям в своей комнате. Я же почел за лучшее воспользоваться ею, чтобы перечесть сам не знаю сколько исторических сочинений и описаний путешествий. Мой вам совет - заведите себе лошадь для верховой езды и двух слуг, которые бы вас всегда сопровождали, да навещайте своих соседей, и чем они хуже, тем лучше. Внушать почтение доставляет известное удовольствие, а это всегда в вашей власти в силу вашего умственного превосходства и богатства. Лучшее из всех известных мне жизненных правил - это пить кофей, когда представляется такая возможность, и спокойно обходиться без него, когда это невозможно. Имейте в виду, что пока вы будете продолжать хандрить, я не отстану от вас со своими проповедями. У нас с вами такое родство душ, что я чувствую себя сейчас недостаточно расположенным к писанию писем, поскольку для этого, я полагаю, необходимо хоть раз в неделю пить кофей. Я могу со всей искренностью ответить на все ваши вопросы, как всегда это делал, но должен после этого предаться всем возможным развлечениям, затем что они помогают мне сохранить душевную бодрость, точно так же, как прогулки содействуют моему здоровью, а без здоровья и доброго расположения духа лучше уж быть собакой. Никогда в жизни я не менял еще так часто декорации, нежели сейчас, и с тех пор, как уехал из Дублина, спал, я полагаю, по меньшей мере на тридцати кроватях. И укладываясь, я всякий раз непременно натягивал на себя одеяло не иначе, как левой рукой, такова уж суеверная примета, которую я усвоил за последние десять лет. На этих деревенских почтах обычно такие странные порядки, что мы принуждены быть всегда наготове со своими письмами на случай, если им внезапно вздумается их потребовать. Вот и мое сейчас спрашивают, хотя оно все равно будет отправлено не раньше завтрашнего дня. Будьте бодрей, читайте, ездите верхом и смейтесь, как Кэд - давно еще бывало вам советовал. Надеюсь, ваши дела находятся сейчас в несколько лучшем состоянии. Я жажду увидеть вас здоровой, красивой и при параде; прошу вас, не теряйте вкуса ко всему этому. Прощайте!

Свифт - мисс Эстер Ваномри

Завещание Эстер Ваномри

(Извлечено из реестра ее королевского величества суда по делам о завещаниях в Ирландии)

Именем всевышнего аминь! - Я, Эстер Ваномри, одна из дочерей ныне покойного Бартоломью Ваномри, проживавшего в городе Дублине, эскв., находясь в здравом уме и твердой памяти, изъявляю и предписываю эту мою последнюю волю и завещание в соответствии с нижеследующей формой и порядком, а именно:

Во-первых, я препоручаю мою душу в руки всемогущего господа, а тело предаю земле, с тем чтобы оно было погребено согласно благоусмотрению моих душеприказчиков. Затем я передаю и отказываю все, что мне принадлежит, будь то земля, аренда, наследство или опека, а также все мое недвижимое и личное имущество какого бы то ни было рода и вида его преподобию доктору Джорджу Беркли, одному из членов совета Тринити-колледжа в Дублине, и Роберту Маршаллу из Клонмелла, эскв., а также их наследникам, душеприказчикам и опекунам, коим со всем тем поручается, надлежит и вменяется в обязанность уплатить все мои долги, которые будут за мной числиться ко времени моей смерти, равно как и уплатить перечисляемые ниже суммы, которые мной завещаны или которые будут мной завещаны в любой приписке, каковая будет присовокуплена к этой моей последней воле и завещанию. Item [А также (лат.) .], я дарю и завещаю Эразму Льюису, эскв., сумму в двадцать пять фунтов стерлингов на приобретение кольца; Item, я дарю и завещаю Фрэнсису Эннисли из лондонского Сити, эскв., двадцать пять фунтов стерлингов на приобретение кольца; Item, я дарю и завещаю Джону Хуксу, эскв. из Гаунтса в Дорсетшире, двадцать пять фунтов стерлингов на приобретение кольца; Item, я дарю и завещаю его высокопреподобию отцу Уильяму Кингу лорду-архиепископу Дублинскому двадцать пять фунтов стерлингов на приобретение кольца; Item, я дарю и завещаю его высокопреподобию отцу Теофилусу Болтону лорду-епископу Клонфертскому двадцать пять фунтов стерлингов на приобретение кольца; Item, я дарю и завещаю Роберту Линдсею из города Дублина, эскв., двадцать пять фунтов стерлингов на приобретение кольца; Item, я дарю и завещаю Эдмунду Шулдэму из города Дублина, эскв., двадцать пять фунтов стерлингов на приобретение кольца; Item, я дарю и завещаю Уильяму Лингину из Дублинского замка, эскв., двадцать пять фунтов стерлингов на приобретение кольца; Item, я дарю и завещаю его преподобию мистеру Джону Антробусу, моему кузену, точно такую же сумму на приобретение кольца; Item, я дарю и завещаю Брайану Робинсону, врачу из города Дублина, пятнадцать фунтов стерлингов на приобретение кольца; Item, я дарю и завещаю мистеру Эдуарду Клокеру из города Дублина пятнадцать фунтов стерлингов на приобретение кольца; Item, я дарю и завещаю мистеру Уильяму Маршаллу из города Дублина пятнадцать фунтов стерлингов на приобретение кольца; Item, я дарю и завещаю Джону Финн, сыну Джорджа Финн из Килдрута, что в графстве Килдар, и крестнику моей сестры, сумму в двадцать пять фунтов стерлингов, каковая должна быть ему уплачена по достижении двадцати одного года; также я дарю и завещаю его матери миссис Мери Фини сумму в десять фунтов стерлингов на приобретение траурного платья; и ее сестре миссис Энн Векфилд из прихода Сент-Эндрюс в городе Дублине такую же сумму на приобретение траурного платья; Item, я дарю и завещаю Энн Киндон, моей нынешней служанке, сумму в пять фунтов стерлингов на приобретение траурного платья; и ее дочери Энн Клинкскеллз такую, же сумму на приобретение траурного платья; Item, я дарю и завещаю каждому слуге, который будет жить со мной во время моей смерти, жалованье за полгода; и беднякам прихода, в котором мне случится умереть, пять фунтов стерлингов; и я еще раз сим назначаю, доверяю и объявляю вышепоименованных доктора Джорджа Беркли и Роберта Маршалла, эскв. из Клонмелла, единственными душеприказчиками этой моей последней воли и завещания; и также я сим отменяю и объявляю недействительными все прежние и другие мои изъявления воли и завещания, каким бы то ни было способом сделанные, будь то словесно или письменно, и объявляю это своим единственным волеизъявлением и завещанием, в удостоверение чего я, вышеупомянутая Эстер Ваномри, прилагаю к сему свою подпись и печать сего дня, первого мая в лето господне 1723.

Э. Ваномри, (печать)


Подписано, передано и оглашено вышеупомянутой Эстер Ваномри для и в качестве ее последней воли и завещания в присутствии нас, свидетельствующих все вышеизложенное своими подписями, проставленными в присутствии вышеупомянутой завещательницы.

Джас. Дойл, Эд. Траш, Дарби Гэфни.

Последняя воля и завещание недавно умершей Эстер Ваномри были утверждены в соответствии с принятым судебным порядком и копия вручена его высокопреподобием отцом Томасом и так далее душеприказчикам - его преподобию Джорджу Беркли и Роберту Маршаллу после принесения ими личной присяги. - Помечено 6 июня 1723 г.

Точность копии сим удостоверяю

Джон Хоукинс ,

пом. регистр.

Основные даты жизни и творчества Джонатана Свифта

1667 30 ноября - В Дублине (Ирландия) у вдовы смотрителя судебных зданий Джонатана Свифта - Эбигейл Эрик родился сын, названный в память отца Джонатаном.

1668 начало (?) - Эбигейл Эрик уезжает в Англию, в Лестершир, где живет до конца дней в поместье, принадлежащем семейству Темплов, - Фарнхеме, оставя ребенка на попечении кормилицы, которая вскоре увозит его в Англию.

1672 (?) - Маленького Джонатана привозят в Дублин, где в течение ряда лет он находится на попечении своего дяди по отцу - Годвина.

1673 - Свифта определяют в грамматическую школу в Килкени (Ирландия).

1681 - В семье Эдуарда Джонсона, управляющего поместьем Темплов - Мур-Парк, близ Лондона, родилась дочь Эстер, впоследствии воспитанница Свифта и его близкий друг («Стелла»).

1682 - Начало учебы в Тринити-колледже Дублинского университета.

1686 - Свифт получает степень бакалавра искусств.

1689 - В связи с политическими волнениями в Ирландии (выступления ирландских католиков в защиту изгнанных Стюартов) Свифт прерывает учение и уезжает в Англию, где живет сначала у матери в Фарнхеме, а затем поселяется в Мур-Парке, где поступает в услужение к удалившемуся на покой политическому деятелю и эссеисту сэру Уильяму Темплу и одновременно становится учителем и наставником Эстер Джонсон.

1690 - Тяготясь своим зависимым положением покидает Темпла и уезжает в Ирландию.

1691 - Возвращение в Англию, в Мур-Парк, где Свифт становится секретарем Темпла. Начало поэтического творчества: сочинение од в духе Пиндара («Ода к афинскому обществу» и др.).

1692 - Получает степень магистра искусств в Оксфорде.

1694 - Вновь покидает Мур-Парк и уезжает в Ирландию, где благодаря рекомендации Темпла получает должность в ирландском архиве.

1695 Рукоположен в священники англиканской церкви и получает место пребендария в Кильруте, близ Белфаста (одного из центров распространения протестантских сект, выступающих против англиканской церкви), куда переезжает весной этого года. Возникновение замысла «Сказки бочки».

1696 апрель - Делает предложение Джейн Уоринг - кузине братьев Уоринг, учившихся вместе с ним в Тринити-колледже.

май - В третий раз поселяется в Мур-Парке. Пишет сатиру «Битва книг» в поддержку Темпла, принимавшего участие в развернувшемся тогда «споре о древних и новых» книгах. Продолжает работу над «Сказкой бочки».

1699 - После смерти Темпла летом этого года уезжает в Ирландию в качестве домашнего капеллана графа Беркли.

1700 - При содействии Беркли получает приход в Ларакоре (близ городка Трим в графстве Мит). Разрыв с Джейн Уоринг.

1701 май - сентябрь - Поездка в Англию, где Свифт публикует анонимно свой первый политический памфлет «Рассуждение о раздорах и разногласиях между знатью и общинами в Афинах и Риме» в поддержку лидеров партии вигов, обвиненных в государственной измене.

Убеждает Стеллу переехать вместе с ее подругой и компаньонкой Ребеккой Дингли на постоянное жительство в Ирландию.

1702 апрель - октябрь - Получает в Тринити-колледже (Дублин) степень доктора богословия.

Поездка в Англию, сближение с лидерами партии вигов.

1703 Ноябрь - 1704 май - Пребывание Свифта в Англии; публикация «Сказки бочки, написанной для общего совершенствования человеческого рода» (5 изданий до 1710 г.) и «Битвы книг».

1705 март - осень - Пребывание в Лондоне, знакомство с известными литераторами и журналистами из лагеря вигов - Аддисоном, Стилем и др.

1707 ноябрь - 1709 июнь - Свифт вновь в Лондоне, где хлопочет перед кабинетом вигов об отмене налога (так называемых первин), взимаемого с ирландского духовенства в пользу короны.

Знакомство с дочерью богатого дублинского коммерсанта Бартоломью Ваномри - Эстер («Ванессой»).

Публикация серии памфлетов под псевдонимом Исаака Бикерстафа («Предсказания на 1708 год», «Исполнение первого предсказания Бикерстафа», «Оправдание Исаака Бикерстафа» и «Предсказание Мерлина»), направленных против распространенных тогда альманахов с предсказаниями, против невежества и суеверий.

Последний приезд Эстер Джонсон в Англию.

Пишет памфлеты, посвященные проблемам религии: «Мысли приверженца англиканской церкви касательно религии и управления» (1708), «Доказательство того, что уничтожение христианства повлекло бы за собой при нынешнем положении вещей некоторые неудобства и, возможно, не привело бы к тем многочисленным благим последствиям, коих этим чают добиться» (1708, напечатано в 1709), «Проект укрепления религии и исправления нравов» (1709) и свидетельствующие о расхождениях Свифта с политикой его союзников вигов в данном вопросе. Защита позиций англиканской церкви от посягательств как сектантов, так и атеистов, и сатира на нравы современного английского общества.

август - Новая поездка в Лондон для продолжения ходатайств об отмене налога на ирландскую церковь.

сентябрь - Отставка кабинета вигов, назначение торийского кабинета во главе с Гарли и Сент-Джоном.

Отправляет Эстер Джонсон первые письма, положившие начало так называемому «Дневнику для Стеллы» (первая полная публикация отдельной книгой - 1784 г.).

октябрь - Начало сотрудничества с кабинетом тори.

ноябрь Свифту поручают выпуск торийского еженедельника «Экзаминер» (№№ 14-45 - по июнь 1711 г.) для пропаганды политики нового кабинета.

декабрь - Публикует памфлет «Краткая характеристика его светлости графа Томаса Уортона» - сатиру на лорда-наместника Ирландии и одного из лидеров партии вигов. 1711 февраль Издание «Избранных сочинений в прозе и стихах» Свифта.

Ноябрь - Выход в свет памфлета «Поведение союзников», сыгравшего огромную роль в подготовке общественного мнения Англии к мысли о необходимости положить конец войне за Испанское наследство (5 изданий в Лондоне и 3 в Дублине в течение одного месяца).

1712 - Публикует памфлет «Совет … членам Октябрьского клуба» и «Несколько замечаний касательно договора о барьере», а также «Предложение об исправлении, улучшении и закреплении английского языка».

сентябрь - Приступает к работе над «Историей четырех последних лет правления королевы» (опубликована в 1758 г.).

март - Подписание Утрехтского мирного договора.

май - Отъезд в Ирландию для вступления в должность декана собора св. Патрика в Дублине.

сентябрь - В связи с кризисом торийского кабинета спешно возвращается в Англию. Знакомство с поэтом Александром Попом, с которым Свифт учреждает клуб Мартинуса Скриблеруса (Мартина-Писаки) при участии Джона Арбетнота и Джона Гэя. Члены клуба сочиняют пародии на лжеученость и педантизм в современной литературе и науке и публикуют их под видом «Мемуаров Мартинуса Скриблеруса» (напечатаны в «Прозаических сочинениях» Попа в 1741 г.).

октябрь - Отвечает на памфлет Стиля «Размышления о важности Дюнкерка» памфлетом «Размышления о важности „Опекуна“» (журнала, издаваемого Стилем).

1714 февраль - Отвечает на памфлет Стиля «Кризис» памфлетом «Общественный дух вигов», повлекшим постановление о розыске и аресте автора. Пишет «Несколько вольных мыслей по поводу нынешнего положения дел» (опубликованы в 1741 г.).

июль - август - Смерть королевы Анны, падение торийского кабинета, отъезд Свифта в Ирландию.

ноябрь - Переезд в Ирландию Эстер Ваномри.

1715 июнь - Начало работы над «Исследованием поведения последнего кабинета министров королевы»; закончено в 1720 г. (?), напечатано в 1765 г.

1720 - Публикация памфлета «Предложение о всеобщем употреблении ирландской мануфактуры», которым Свифт начал борьбу за политические права населения Ирландии.

1721 - Работает над «Путешествиями Гулливера», первые наброски которых были сделаны значительно раньше.

сентябрь - Публикует памфлет «О нынешнем бедственном положении Ирландии».

июнь - октябрь - Путешествует по южным графствам Ирландии.

1724 Публикует пять памфлетов («Торговцам, лавочникам, фермерам и всем простым людям Ирландии», «Мистеру Гардингу, типографу», «К дворянам и помещикам Ирландии» «Всему народу Ирландии» - от лица вымышленного дублинского суконщика - и «Письмо… виконту Моулсворту» от своего имени); выступив в них против неполноценной разменной монеты, ввозимой в Ирландию неким Вудом, Свифт воспользовался этим поводом для широкой политической кампании против угнетения ирландского народа. «Письма суконщика» (еще два памфлета были напечатаны в 1735 г.) явились важнейшей вехой в становлении национального самосознания Ирландии.

1725 - Заканчивает «Путешествия Гулливера».

август - октябрь - «Путешествия Гулливера» вручены неизвестным лицом издателю Бенджамину Мотте и выходят из печати после отъезда Свифта. Необычайный успех книги (пять изданий до начала 1728 г.).

Выходит из печати поэма «Каденус и Ванесса».

1727 апрель - сентябрь - Последняя поездка в Лондон, крушение надежд на переезд в Англию,

Публикует памфлет «Беглый взгляд на положение Ирландии». Вместе с Томасом Шериданом выпускает журнал «Интелидженсер» («Соглядатай»), Дублин.

1729 - Публикует памфлет «Скромное предложение, имеющее целью не допустить, чтобы дети бедняков были в тягость своим родителям или родине, и напротив того, сделать их полезными для общества».

Получает звание почетного гражданина города Дублина.

1737 - Пишет «Наставление слугам» (не закончены, опубликованы в 1745 г.), «Полное собрание изящных и остроумных разговоров» (напечатаны в 1738 г.) и поэму «На смерть доктора Свифта (напечатана в 1739 г.).

1737 - Публикует «Предложение снабдить метками нищих… города Дублина».

1735 - Дублинский издатель Фолкнер начинает публикацию собрания сочинений Свифта в шести томах (по 1738 г.).

1738 - В связи с тяжелой психической болезнью и утратой памяти над Свифтом учрежден постоянный надзор.

1745 19 октября - Смерть Свифта в Дублине. Погребен в соборе св. Патрика подле могилы Эстер Джонсон.

А. Г. Ингер

Доктор Джонатан Свифт и его «Дневник для Стеллы»

«Дневник для Стеллы» состоит из 65 писем Джонатана Свифта (1667-1745) к самому близкому ему человеку - миссис Эстер Джонсон. Впервые он увидел ее, по-видимому, в 1689 г., когда еще совсем молодым, только что закончив учение в Тринити-колледже в Дублине, вынужден был в числе многих других выходцев из Англии и приверженцев англиканской церкви покинуть Ирландию. [В связи с вспыхнувшими в стране беспорядками на религиозной и политической почве: выступлением ирландских католиков в поддержку изгнанных Стюартов.] Свифт нашел тогда приют в поместье Мур-Парк, принадлежавшем крупному дипломату и вельможе сэру Уильяму Темплу (его отец состоял некогда в дружеских отношениях с семьей Свифта). Стелла, отчим которой был управляющим в Мур-Парке, выросла в доме сэра Уильяма, и Свифт, выполнявший при нем обязанности секретаря и проведший здесь с небольшими перерывами около восьми лет до кончины своего принципала в январе 1699 г., стал ее учителем, наставником, а затем почитаемым и любимым старшим другом. В 1689 г. ей было восемь лет.

Получив в 1700 г. приход в Ларакоре неподалеку от Дублина и чувствуя себя там одиноко, Свифт во время своего пребывания в Англии в 1701 г. уговорил Стеллу переехать вместе с ее подругой и компаньонкой Ребеккой Дингли в Ирландию. Переезд состоялся в августе того же года, и здесь Стелла жила до конца своих дней, совершив лишь однажды, в 1708 г., недолгую поездку в Англию. Что же касается Свифта, то он после этого не раз и надолго уезжал из Ирландии. Письма, составляющие «Дневник», относятся к самому длительному его пребыванию в Англии - с сентября 1710 г. по июнь 1713 г.

Знакомиться с живыми свидетельствами отдаленной от нас эпохи всегда интересно, тем более если в них отразились особенно напряженные драматические периоды в истории страны и ее народа, если автор не просто очевидец событий, но и непосредственный активный их участник, имевший возможность наблюдать их изнутри, и, наконец, если масштабы его личности соизмеримы с масштабами описываемых им событий. Именно такое счастливое совпадение характеризует «Дневник для Стеллы».

  • Location: Saint Patrick"s Close, Dublin 8, Ireland

Собор Святого Патрика

В этом рассказе речь пойдёт о соборе Святого Патрика в Дублине, самом крупном в Ирландии, расположенном в сердце средневекового квартала на улице Святого Патрика. Несмотря на то, что вход туда является платным, я считаю, что зрелище того стоит - убранство собора действительно впечатляет. Самым известным деканом собора был автор "Путешествий Гулливера" Джонатан Свифт - он покоится под сводами здания вместе с женой. Но сначала давайте посмотрим наружную часть собора и парк, разбитый рядом.

Уже в 5-ом веке н.э. на этом месте стояла церковь. Считается, что именно здесь Патрик крестил будущих христиан.

В 1191 году норманны построили более солидную, каменную церковь, которую потом немного перестроили в начале 13-ого века. С тех пор больших изменений не происходило, за исключением проведённых реставрационных работ и шпиля, добавленного в 18-ом веке.

При входе в сад возле собора первое, что бросается в глаза - клумба, отмечающая место, где находился колодец , воду из которого святой Патрик использовал для крещения местных жителей.

Надпись на табличке: Near hear is the reputed site of the well where St Patrick baptised many of the local inhabitants in the fifth century A.D.

В садике отдыхают и расслабляются люди.

Кто-то размышляет, сидя на скамейке.

Кто-то читает или что-то разглядывает, удобно развалившись прямо на траве.

То ли фонтан ещё не был включен, то ли это просто декоративная скульптура.

Вокруг - красивые и необычные здания, например вот такие.

Стена, вдоль которой стоят кадки с цветами, посвящена ирландским писателям.

На табличках слева пишут имя, жанр и годы жизни писателя, справа - основные произведения. Есть здесь Оскар Уайльд...

И Джонатан Свифт, которого давно не чистили, наверное из большого уважения.

Что ж, пора зайти внутрь, заплатив при этом довольно приличную сумму в 4,50 евро (и это ещё льготная цена). После Франции, где студентам Евросоюза вход в большинство музеев бесплатный, в Ирландии приходится привыкать доставать кошелёк. Но в случае с собором Святого Патрика я не пожалел абсолютно. Здесь огромное количество различных памятников, флагов и табличек, которые можно разглядывать часами.

У каждого стула - своя вышитая цветная подушечка.

А уж какая плитка на полу - такой красоты я пока ещё не видел ни в одной другой католической или протестантской церкви.

Или, например, орнаменты на стенах - золотые буквы на деревянных панелях, девиз британской монархии "Dieu et mon droit " ("Бог и моё право"), а также символика старейшего рыцарского ордена в мире, Благороднейшего Ордена Подвязки (The Most Noble Order of the Garter ).

Как я уже говорил, под потолком висят разнообразные флаги ирландских провинций, воинских подразделений и ещё бог весть чего.

В соборе много различных скульптур. В западной части нефа - т.н. монумент Бойла (Boyle monument ), построенный по приказу Ричарда Бойла, графа Корка, в память о своей жене, Леди Кэтрин.

Целая вереница памятников разным важным персонам.

В числе других любопытных деталей - старинные камни с кельтскими мотивами, найденные недалеко от колодца святого Патрика.

Т. н. дверь Перемирия 15-ого века. Считается, что дыру в двери прорубил лидер одного из ирландских кланов, чтобы бросить в неё своё оружие и таким образом доказать свои добрые намерения лидеру другого клана, который прятался за дверью. Доказательство оказалось достаточно убедительным, дверь открылась и оба клана заключили мир.

Колокол с надписью, в которой упоминаются гугеноты (т.е. протестанты) Дублина.

Барельеф, изображающий штурм Шведагонской пагоды в Рангуне (Бирма) британскими войсками в 1852 году. Рассказ об этой пагоде есть у Сергея Доли.

Витраж с изображением главного ирландского святого, давшего имя собору.

А вот он же, но уже в камне.

И наконец подходим к самой известной персоне, чьё имя связано с собором Святого Патрика. О близости могилы Джонатана Свифта сообщает сначала табличка на латыни с эпитафией , написанной самим Свифтом. Надпись гласит: "Здесь покоится тело Джонатана Свифта, декана этого собора, и суровое негодование уже не раздирает его сердце. Ступай, путник, и подражай, если можешь, тому, кто мужественно боролся за дело свободы.".

Затем глаз натыкается на бюст Свифта , проработавшего настоятелем собора с 1713 по 1745 год.

И в конце концов, на небольшом огороженном пятачке глаз замечает плиту, под которой обрёл покой знаменитый сатирик.

Рядом со Свифтом похоронена его жена, Эстер Джонсон , более известная под именем Стелла. Ни памятника, ни креста, но всё же могила, достойная Свифта, на мой взгляд - в западной части нефа, прямо напротив входа.

Напоследок покажу ещё несколько фотографий собора и этим завершу серию рассказов о средневековом Дублине.

Похожие публикации