Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Все о русском обычае чаепитие. Традиции русского чаепития и чайные мифы

Юлия Верн 39 631 9

Чай - уникальный напиток, по популярности своей едва ли отстающий от кофе. Он захватил почти весь мир, Россия в этом случае не осталась в стороне. Еще с семнадцатого века у нас появилась любовь к этому напитку, которая послужила толчком для чайных традиций и употреблении чая на протяжении многих столетий.

Один из основных чайных мифов гласит, что завез листья в Россию Петр I, но, на самом деле, если копнуть историю чуть глубже, то можно узнать, что первая информация о чае появилась задолго до рождения великого правителя. Первая версия о появлении напитка ссылается еще на 1567 год. Год, когда казачьи атаманы отправились на китайскую территорию и, вернувшись оттуда, описали любопытным русским о традиционном азиатском ритуале употребления неизвестного раньше напитка.

Путь чая из Китая в Россию

Первые появившиеся достоверные источники ссылаются на семнадцатый век. Тогда, в 1608 и 1615 годах были совершены две неудачные экспедиции, но третий раз, в 1618 году стал более удачным - путешественники наконец-то добились успеха. Отряд, возглавляемый казаком по имени Иван Петелин, все-таки добрался до Китая. Предполагается, что в этот год русские уже узнали о существовании чая, но более точных дат о начале его употребления нет. Одна из версий утверждает, что после экспедиции царь того времени Михаил Федорович Романов получил подарок от китайских послов - сразу несколько ящиков чая. Повара совершенно не знали, что с ними делать, пытались приготовить суп, добавляя различные приправы, но очень скоро времени разобрались с листьями.

История развития русских чайных традиций несколько перекликается с французской, поскольку в этой Европейской стране чай тоже жители стали употреблять как лечебный напиток и только после этого из-за его особенного вкуса. В России даже можно найти среди старых медицинских книг рецепты, основным ингредиентом которых служил именно чай.

Русские оценили чай за его свойства, например, способность бодрить и бороться с сонливостью. В середине семнадцатого века был заключен договор с Китаем, обеспечивающий регулярные поставки в Москву. Несмотря на достаточно высокую цену, расходились эти сушеные листья очень быстро, почти всегда оставаясь популярным товаром.

Интересно знать!
Во время правления Екатерины II русские стали употреблять чай в огромных количествах. Несмотря на то, что обгонять чай по популярности стали исконно русские напитки - морсы, медовуха - он все равно оставался крайне желанным напитком.

Последующее распространение напитка по стране способствовало развитию смежных областей. Например, резко разрослось производство тульских самоваров, в девятнадцатом веке получил широкую огласку русский фарфор, идеально подходивший для традиционных церемоний. Многие из этих предметов стали традиционными, сохранившимися в истории страны как исключительно чайные. Кроме того, к девятнадцатому веку, когда цена на чай несколько упала, его начали пить все сословия, но, конечно, именно тогда появился некачественный чай, употребляемый беднейшими слоями населения.

Борис Кустодиев. Купчиха за чаем (1918 год)

Виды чая, популярные в России

Русские, оценившие чай, почти сразу выделили самые любимые сорта. Их везли не только из Китая, но и из Индии, с Цейлона по морским путям. Среди москвичей наибольшее распространение получили:

  • «Жемчужный отборный»,
  • «Императорский лянсин»,
  • «Юнфачо с цветами»,
  • «Серебряные иголки» — более редкий и дорогой белый чай.

В северной столице России полюбились чайные смеси с цветочными добавками, например, именно жители Петербурга чаще других пили знаменитый китайский чай с жасмином.

Разумеется, качественные китайские и другие поставки состояли из отборного черного, зеленого чая разной ценовой категории, но в России предлагали и совершенно другие напитки под тем же названием. Изначально связано это было именно с высокой ценой на хороший товар, кроме того, некоторые русские, особенно крестьяне, особо не разбирающиеся среди элитных напитков и угощений, предпочитали ароматные травяные сборы вместо терпкого питья. Особенно популярны стали:

  • «копорский» напиток, готовящийся из высушенных листов Иван-чая;
  • фруктовый чай, приготовленный из смеси измельченных фруктов и ягод с добавлением их же высушенных листьев;
  • «деревянные» чаи, за основу которых брались листья или даже кора дуба, березы, ясеня, а также других растений;
  • травяные сборы, среди которых особенно популярной была душица.

Такие подделки жестоко пресекались правительством, особенно, если их пытались выдать за настоящий чай с помощью ядовитых красителей, а также прочих ненатуральных добавок. Но, с другой стороны, некоторые из этих напитков стали традиционными. Тот же Иван-чай русские пьют и любят до сих пор, невзирая на то, что изначально «копорский» напиток был лишь дешевым аналогом оригинала.

Вообще, именно из-за поиска альтернатив традиционному напитку в России появилось такое большое разнообразие чаев. В первую очередь изобретательности бедных слоев населения обязан так называемый фиточай, ныне популярные травяные сборы. Раньше они использовались исключительно как лекарственные средства - в малых дозах и исключительно на полезных травах, но с постепенным развитием русской чайной культуры оказалась почти так же популярны, как черный и следующий за ним зеленый чай.

Николай Богданов-Бельский. Новые хозяева. (1913 г.)

Традиции русского чаепития

За долгое время существования чая в России сложились определенные чайные традиции, многие из которых известны до сих пор. Особенность русского чаепития, прежде всего, заключалась в богатом убранстве стола. С напитком подавали огромное количество угощений - выпечку сладкую и несладкую, варенья, сахар и другие лакомства. Чаепитие обычно становилось долгим мероприятием, вполне нормальным было выпить шесть-семь чашек подряд. Кроме того, чай пили в самых разных ситуациях - во время торжества, с семьей или при встрече гостей.

Чай для всех

Чай и его альтернативные варианты очень быстро стали популярными среди всех слоев населения. Дворяне, купцы и помещики, мещане и простые люди, а также организаторы общественных пунктов питания полюбили этот напиток. Аристократы видели что-то возвышенное и старались подражать англичанам в способе питья чая, а прочие люди, среди которых были чиновники и простые служащие, владельцы лавок и разносчицы, подражали уже аристократам. Получалось что-то вроде «испорченного телефона», чаепитие обрастало традициями на уровне отдельных социальных слоев.

Кстати, именно благодаря чаю появился «романс» - ныне хорошо известный музыкальный жанр. Это связано, прежде всего, с тем, что за столом обычно во время чаепития проводили много времени: обсуждались различные сделки, враги договаривались о перемирии, а влюбленные и их семьи - о помолвке. Неудивительно, что во время этих долгих встреч вспоминали о лирических стихах, позже положенных на музыку. Преимущество романсов заключалось еще и в том, что для их исполнения хватило бы одного простого инструмента, что было крайне удобным фактом во время исполнения песни за столом.

Самовары и блюдца

Пожалуй, самая известная на весь мир русская чайная традиция - это самовар. Но он когда-то был иностранцем. Похожие приспособления использовались в Иране, Китае и Японии с самой древности. Кроме того, археологами были найдены части булгарского самовара, очень похожего на русский. Подобный высокий сосуд существовал даже в Древнем Риме. На русскую землю самовар приехал вместе с Петром I из Голландии.

Самовары были разных форм и размеров

Мастера его заметно изменили и усовершенствовали. Особенно яркие экземпляры стали делать в Туле, они даже удостоились возможности выгравировать государственный герб. Постепенно самовар стал не просто посудой для чая, но и настоящим произведением искусства, мастера соревновались в умении овладеть металлом и придать ему особое изящество, художественность. Сначала самовары грелись с помощью угля или дров, потом появились керосиновые экземпляры, а позже уже широко использовались электрические.

Любопытно!
Еще одним важным символом русского чаепития стало блюдце. Именно из него прихлебывали чай помещики, купцы, ремесленники и простые крестьяне, хотя среди представителей аристократического общества эта привычка считалась крайне вульгарной. Когда чашку возвращали на блюдце, означало, что чая больше не нужно. То же самое означал перевернутый стакан у бедных слоев населения, и ложечка, оставленная в чашке - у знати.

Неотъемлемой вещью стали и чайные сервизы - предмет мечты и гордости любой русской хозяйки. В семнадцатом столетии англичане узнали секрет фарфора, и по Европе пронесся настоящий ураган производства различной посуды. Сначала цена на нее была слишком высока, но достаточно скоро снизилась, и европейский фарфор смогли позволить себе почти все слои населения. На производство русской чайной посуды влияние оказала Елизавета Петровна, приказав основать Императорский фарфоровый завод. При Екатерине II же стали изготавливать прекрасные фамильные чайные сервизы, по качеству не уступавшие ни восточным, ни европейским.

Красивые дополнения

Одним из самых известных украшений стола на Руси можно назвать бабу на чайник. Баба на чайник - это специальная грелка, выполненная в виде женщины в пышных ярких юбках. Ею накрывали верхнюю часть самовара в ожидании, пока заварится чай, позже - заварочный чайник. Кстати, сейчас бабу на чайник тоже можно купить и использовать - так напиток дольше сохранит тепло.

Главным чайным экспонатом советского времени стал железный подстаканник, хотя появился он намного раньше. Изначально чисто функциональная вещь тоже превратилась, как и самовар, в предмет искусства. Подстаканники покрывали самыми разными узорами. Правда, появившийся в XVII веке вместе со стаканом, подстаканник изначально был деревянным. Он предназначался для интеллигентных мужчин, которые, согласно моде того времени, предпочитали пить чай из стаканов. В последующем подстаканник стал более дорогим и изящным - серебряным, уже потом его заменила более дешевая металлическая версия. Сейчас этот функциональный прибор можно встретить в поездах - там традиция пить чай из стакана в подстаканнике сохранилась.

Экспозиция подстаканников в музее

Разумеется, отношение к чаю и традиции менялись с момента его появления, но любовь к нему оставалось прежней. Спустя некоторое время после появления в стране, чай стали выращивать на русских землях. В СССР он оставался едва ли не единственным достойным напитком армии, поскольку алкоголь был запрещен, а солдаты снабжались чаем бесплатно, кроме того, чай предлагали в любом советском общепите.

В любом случае чай был и остается важным русским напитком. Этот факт доказывает хотя бы количество народных фразеологизмов, основанных на названии напитка. Русские традиции чаепития чрезвычайно богаты, а само его существование важно, наверное, для любого жителя страны.

С XII века можно говорить о возникновении на Руси своеобразного и колоритного русского ритуала чаепития традиционного русского травяного напитка Иван-чай. В городке Копорье получали «Копорский чай», при заваривании ферментированных листьев Иван-чая или кипрея узколистного (Epilobium angustifolium), многолетнего травянистого растения из семейства Кипрейные. Первые исторически достоверные письменные упоминания о чаепитии из самовара , появившегося в России, относятся к концу XVII века. Официальная история чаепития в России ведётся с 1638 года . По легенде монгольский хан прислал в подарок царю Михаилу Фёдоровичу четыре пуда китайского чайного листа. Чудесный напиток зелёного и чёрного чая пришёлся по вкусу при дворе русского государя. В 1655 году придворный лекарь вылечил царя Алексея Михайловича, отца будущего императора Петра I, настоем зелёного чая от болезни желудка. А в 1679 году русскому послу Головину удалось договориться с Пекинским двором о пограничном пропуске русских чайных караванов.

Хороший чай в те времена был недёшев, очень важно было, кроме умения заварить вкусный чай, ещё и не меньшее умение подать его. В России с XVI и до середины XIX века пили исключительно китайский чай. И по общему объёму ввоза и потребления чая жители Российской империи к 1844 году перепили даже англичан…

В Москве фунт зелёного китайского чая стоил 12 руб., а то же количество чёрного - чуть больше двух рублей. Это не могло не повлиять на отношение к зелёному чаю, он был вытеснен с рынков европейской части Российской империи. Привычка пить только чёрный чай впоследствии препятствовала распространению зелёного. Через сто лет зелёный чай почти перестали употреблять.

С 1885 года появляются первые чайные плантации и в России в самых южных районах Российской империи – в Абхазии, Грузии, Аджарии, в Азербайджане, на юге Кубани, и в Закавказье. Сейчас в России чай выращивают только в Краснодарском крае, но потребляет его 95 % россиян, так что на душу населения приходится примерно 1-1,2 кг. в год.


Законодателем моды чаепития стала Москва.
Так, как пили чай в Москве, больше нигде чай не пили. До середины XIX века Москва употребляла до 60% ввозившегося в Россию чая. Бытовало выражение «москвичи-чаёвники», «москвичи-водохлебы». «Существует ли на земном шаре хоть один подобный город, в котором чай играет такую важную роль, как в Москве»? - спрашивал когда-то Н. Поляков. На многих территориях России продолжали пить Иван-чай и в XIX веке о дорогом зелёном чае, чёрном китайском и индийском чае знали только понаслышке.

Замечательное описание московского чаепития прошлого века оставил известный писатель-москвовед Александр Вьюрков (1885 — 1956 г.г.) в произведении «Друг семьи»: «Чай москвичи пили утром, в полдень и обязательно в четыре часа . В это время в Москве в каждом доме кипели самовары. Чайные и трактиры были полны, и жизнь на время замирала. Пили его вечером; пили, когда взгрустнется; пили и от нечего делать, и «просто так».

«Пили чай с молоком, с лимоном, с вареньем, а главное - с удовольствием, причем москвич любил чай крепкий, настоистый и горячий, чтобы губы жёг. От жидкого чая, «сквозь который Москву видать», москвич деликатно отказывался и терпеть не мог пить его из чайника

Если москвич, выпив десяток стаканов, отставлял стакан в сторону, это не значило ещё, что он напился: так он делал передышку. А вот, когда он, опрокинув стакан вверх дном, клал на него остаток сахару и благодарил, это означало, что с чаепитием покончено и никакие уж тут уговоры не помогут. Во время чаепития москвич внимательно следил, как ему наливали чай. Если стакан наливали не доверху , гость тут же просил долить его, чтобы жизнь была полнее. Если самовар, потрескивая углями, «пел песни», суеверный москвич радовался: это к добру

«Если же при прогоревших угольях самовар вдруг ни с того ни с сего начинал свистеть, москвич испуганно хватал крышку, прикрывал ею самовар и начинал трясти. Заглушив таким способом свист, москвич долго потом находился в тревоге и ожидании всяких неприятностей. Самой плохой приметой считалось, если самовар распаяется. В этом случае обязательно жди беды».

Чаем в России увлекались повсеместно. В купеческой среде чаепитие проходило с особым размахом. Купцы проводили за чайным столом долгие часы и, бывало, выпивали по двадцать чашек чая — «чай по-купечески».

Многие ходили в трактиры именно для чаепития:
«В Москве много трактиров, и они всегда битком набиты преимущественно тем народом, который в них только пьет чай…Это народ, выпивающий в день по пятнадцать самоваров, народ, который не может жить без чая, который пять раз пьет его дома и столько же раз в трактирах…» (В.Г.Белинский «Петербург и Москва»).

Появилось и русское изобретение самовар, усовершеннствованный «протип» древнего устройства для и чая. В богатых купеческих семьях держали несколько самоваров разных форм и размеров и металлических чайников.

Знаменитая кустодиевская «Купчиха» пила чай со сладким вишнёвым, клубничным, или яблочным вареньем, с мёдом или вприкуску с кусочком колотого сахара. Варенье купчиха намазывала на хлеб или ела ложкой из блюдца. Сахар в XIX веке был совсем непохож на нынешний, рассыпной. Он был неосветленным и кусочками - хозяин дома откалывал его от большой «сахарной головы», а чай с ним пили «в прикуску». И колотый сахар не растворялся моментально, но был «долгоиграющим», как леденец, что помогало растянуть удовольствие. И, конечно, как и сегодня, в чай добавляли молоко, сливки или кружочек дорогого лимона, а иногда и фруктовые наливки.

В середине XIX века, и не только в Москве, а во всех крупных городах чай из больших самоваров стали предлагать публике в парках и других прогулочных местах. Горячий чай был незаменимым напитком, предлагаемым во всех придорожных трактирах, горячий напиток согревал людей зимой, бодрил уставших, словом, облегчал тяготы путников, путешествующих по дорогам России.

На почтовых станциях чаем угощали как господ, так и ямщиков, поэтому самовары ставили и в «чистой» половине, и в ямщицкой. Зимой в дороге алкогольные напитки не употреблялиь, так как при больших морозах опьянение могло привести к трагедии, а чёрный китайский чай согревал, бодрил, поднимал настроение. Для чайной церемонии путешественник имел при себе дорожный погребец, включавший в себя, как правило, две чашки с блюдцами, две ложки, чайницу, чайник со спиртовкой, канистру для спирта, коробку для бутербродов, наконец, сам погребец. Дорожный сундучок был широко распространен в южных районах России, в среде степных помещиков, вынужденных совершать длительные поездки.

К XIX веку относится появление чисто русских заведений, не имевших аналогов за рубежом, - чайных. Появились они в сельской местности в Тверской губернии при Александре II. С первых же дней чайные были поставлены правительством в совершенно особые условия: для них была установлена минимальная арендная плата, очень низкий налог и «демократичный» режим работы. Чайные имели право начинать работу с 5 утра (когда трактиры ещё были закрыты). Это вызвало большое недовольство хозяев трактиров, упрекавших власти в предоставлении чайным налоговых льгот.

Чайные быстро завоевали любовь рабочего люда, и крестьян , приезжавших на базар, извозчиков, которые коротали время чайных в ожидании седоков.

В Санкт-Петербурге первая чайная была открыта 28 августа 1882 года. Затем появились они в Москве и в других городах России. Первые чайные открылись на рабочих окраинах, вблизи крупных промышленных предприятий, потом появились чайные рядом с рынками и стоянками извозчиков. Как правило, в каждой чайной было по три комнаты, кроме кухни, посудомоечной и подсобных помещений.

Хозяевам чайных разрешалось иметь «музыку» (граммофон) и бильярд. Почти во всех чайных посетителям могли предложить подшивку газет. В чайной не имели права торговать алкогольными напитками. Кипяток в чайных разрешалось подавать только в самоварах. К чаю подавали молоко, сливки, хлеб, бублики, баранки, масло, колотый сахар.

Вот как описывает, например, смоленский краевед А.Я. Трофимов одну из городских чайных конца XIX столетия, которую содержало общество попечения о народной трезвости. «Это было одноэтажное деревянное строение до 25 метров в длину: два зала, кухня, где повара готовили лёгкие закуски - блины, яичницу, мясные и рыбные блюда.»

Исстари русские чайные были не только питейными заведениями, но и своеобразными народными канцеляриями. В чайной за умеренную, а то и вовсе мизерную плату могли составить прошение, жалобу - любую бумагу. А писарями в чайных «служили» бывшие мелкие служащие присутственных мест… По вечерам в этом «писарском» зале через проекционный фонарь показывали зрителям «туманные картинки», беря за вход 1-3 копейки…

В XIX веке русские выработали свой ритуал чаепития и свои рецепты приготовления чая. Из Сибири пришёл обычай пить чай с сахаром вприкуску или, как тогда говорили, «с угрызением».

Так что же такое русское чаепитие? Это, в первую очередь, духовная процедура. В «Толковом словаре живого русского языка» В.Даля глагол «чаевать» означает «прохлажаться за чаемъ, пить его въ раздольи» . И конечно, только русский человек мог так колоритно описать чайник в загадке :

В брюхе – баня,
В носу – решето,
На голове – пупок,
Всего одна рука,
И та – на спине.

В русском чаепитии, прежде всего, важна компания. Пожалуй, именно эта неосознанная радость от того, что за столом сидят хорошие люди, что разговор течёт мирно и степенно и что вообще есть такая возможность – вырваться на часок-другой из суеты, забыть обо всех делах и просто выпить чаю – именно она и является самой важной частью русского чаепития.

Ширилось производство и расфасовка чая.

Среди самых известных чайных товариществ России выделялись «Высоцкий и Ко.», «С.Перлов», «Петр Боткин», «Караван» («Т.Д. Вогаз и Ко.»), «Братья К. и С.Поповы», «Василий Перлов» и многие другие. История «чайной империи» Перловых началась в 1787 году.

Товарищество «Василий Перлов с сыновьями », основанное в 1787 году, приносила славу и завидный доход - ежегодный оборот превышал 16 млн рублей . Заслуженной наградой стало право именоваться поставщиком двора Его Императорского Величества. Помимо этого Перловы были поставщиками двора императора Австрийского, короля Румынского, князя Черногорского и Великого Герцога Нассаузского. Прошло сто лет со дня основания фирмы, и на круглую дату, в 1887 году, основателю Товарищества «Василий Перлов с сыновьями» было пожаловано дворянское звание. В 1890 году по инициативе С. В. Перлова на улице Мясницкой в Москве был построен чайный магазин.

Дом Перлова с чайным магазином. Москва

Как только стало известно, что регент молодого китайского императора Ли Хунг-Чанг, прибывший на коронацию Николая II, остановится в доме чайного торговца Перлова, было принято решение о переделке фасада дома и интерьера магазина в китайском стиле. В 1895 году фасад и интерьер дома Перлова были оформлены в китайском стиле по проекту архитектора К. К. Гиппиуса. Отделка дома Перлова и магазина на Мясницкой в китайской стиле сохранилась до сих пор…

Русский чай, Иван-Чай или Копорский чай напиток, известный более десяти веков. Традиция чаепития появилась на Руси задолго до знакомства с заморским черным чаем. В качестве заварки использовались сушеные листья растения кипрей и такой чай был в большом почете. Согласно русской легенде, кипрей изначально в народе Иван-чаем величали… “… Жил один русский паренек, ходил он всегда в красной рубахе и любил в поле среди кустарников и трав высоких водится. Люди, когда мимо проходили и замечали среди зелени красное что-то, говорили: «Да это Иван, чай, бродит». Так и повелось: краснота в зелени ассоциировалась с Иваном…”. А как-то раз люди разводили костер и вместе с дровами подкинули в огонь высокую траву кипрея. Листья Иван-чая попали в кипящий котел, отвар получился приятно ароматный, бодрил и понимал настроение. Так и повелось на Руси заваривать.

Этот напиток упоминается в древних русских рукописях, его знала и любила Европа, и поэтому Иван-чай в больших колличествах вывозили заграницу, где и называли его “русским чаем”. В XIX веке Иван-чай активно экспортировался в Великобританию, владевшую огромными чайными плантациями в Индии, но покупавшую ежегодно десятки тысяч пудов Копорского чая, предпочитая его индийскому. Но на родине кипрея, в России в это время рынок заполонил индийский чай и целебный национальный напиток был незаслуженно забыт. А ведь этот исконно-русский ароматный, чуть терпкий напиток не только вкусен, но и очень полезен для всего организма.

Иван-чай полезен для человека всеми своими частями: из молодых побегов делают салаты, корни едят в свежем виде, из сушёных делают муку. Пух Иван-чая, появляющийся после цветения, используют для набивания подушек. Кипрей - отличный медонос, из его нектара производится особый кипрейный мёд, высококачественную пыльцу. Из стеблей кипрея получается волокно, ну а из соцветий и листьев делают чай.

Копорский чай обладает приятным, чуть терпким вкусом с душистым цветочно-травяным ароматом. Содержит до 20 % дубильных веществ, биофлавониды, слизь, пектиновые вещества и витамины группы «В», «С». В цветках Иван-чая содержится до 25 мг нектара на каждый цветок. Кроме того, Иван-чай содержит много белка, который легко усваивается организмом, что позволяет просто и быстро насыщаться энергией.

В 100 гр. зелёной массы Иван-чая содержится:

    железа −2,3 мг.

    никеля - 1,3 мг.

    меди - 2,3 мг.

    марганца - 16 мг.

    титана - 1,3 мг.

    молибдена - 0,44 мг.

    бора - 6 мг.

В значительном количестве калий, натрий, кальций, магний, литий и др. В 100 гр. листьев Иван-чая содержится от 200 до 400 мг аскорбиновой кислоты (в несколько раз больше, чем в лимонах). Наличие в растении железа, меди, марганца позволяет считать его средством, способным улучшать процесс кроветворения, повышать защитные функции организма. Не содержит кофеина, щавелевой и мочевой кислот, которые являются нарушителями обмена веществ.

К нему не возникает привыкание, как к обычному чаю или кофе.

Оказывает действие: вяжущее и противовоспалительное; болеутоляющее и жаропонижающее; успокоительное при стрессах, нервных нагрузках; снимает пищевые, алкогольные отравления, отрезвляет; ощелачивает, очищает кровь; повышает иммунитет; восстанавливает силы при истощении; полезен при гипертонии, атеросклерозе и малокровии; полезен при подагре и нарушении солевого обмена; зарубцовываются язвы желудочно-кишечного тракта; полезен при камнях в печени, почках и болезнях селезенки; полезен при внутренних кровотечениях, болезненных менструациях; укрепляет корни волос; уменьшает интоксикацию при раке; помогает избавиться от простатита и аденомы предстательной железы.

Состав определяет многообразие целебных свойств Иван-чая. Благодаря высокому содержанию аскорбиновой кислоты и биофлавонидов (витамин Р), рекомендован для повышения иммунитета и сопротивляемости различным инфекциям, укрепления кровеносных сосудов, связывает и выводит тяжелые металлы, очищает организм при различных интоксикациях, в том числе алкогольных, от радиационного загрязнения, оздоровляет и повышает работоспособность. Благотворно влияет на иммунную и эндокринную системы, эффективен при любых воспалительных процессах, обладает выраженным успокаивающим, мягким снотворным действием.

Как правильно приготовить и заварить Иван-Чай

Приготовить Копорский чай самостоятельно не составит труда, главное условие при приготовлении – произвести ферментацию . В результате этой “операции” не растворимые полезные вещества Иван-чая переходят в растворимую фазу и могут при заваривании переходить в воду.

Само растение содержит в себе всё необходимое для ферментации. Это его собственные соки и ферменты. Если листик помять в руках, то часть клеточек лопнет, растение пустит сок. Во влажных мятых листьях будет содержаться витамины, питательные вещества и внутриклеточные ферменты. Вот эти ферменты, выйдя из вакуолей, начинают активно изменять биохимический состав растения. Это как-бы самопереваривание. Листья при этом несколько темнеют, появляется другой, приятный запах. Для этого процесса ферментации необходимо оставить мелконарезанные хорошо помятые листочки в неметаллической посуде под гнётом (при уменьшении контакта с воздухом и металлом сохраняются витамины) на 1-2 суток при комнатной температуре. Если держать дольше – чай заквасится как капуста.

После ферментации, листья нужно выложить на чугунную сковороду и на очень медленном огне “томить” в течении минут сорока. Это прогревание до горячего состояния необходимо для ускорения ферментации, при которой часть нерастворимых неэкстрагируемых веществ растительной ткани превращаются в растворимые и легкоусваиваемые. Это те вещества, которые дают вкус, запах и цвет чая.

После сорока минут томления необходимо включить средний огонь и, постоянно помешивая деревянной лопаточкой, довести листья до сухого состояния. Делать это нужно очень аккуратно, чтобы не сжечь листья, иначе чай примет палёный аромат. По внешнему виду – это обычный черный крупнолистовой чай, однако с приятным своеобразным запахом. При заваривании Иван-чай даёт хороший цвет и приятный запах, а при увеличении дозировки приобретает интенсивный цвет и терпкость наподобии привычного чая.

Что интересно, – заварка Иван-чая не окрашивает зубную эмаль, да и вообще правильно приготовленный Иван-чай гораздо вкуснее индийского или цейлонского. По свойству напиток Иван-чая занимает как бы промежуточное положение между чёрным и зелёным по крепости и целебности. А если в этот чай добавить цветы, сушеные ягоды и плоды, то он станет истинным неповторимым подарком Родной Матушки-Природы – себе на Радость и гостям на удивление!

Кипрей – растение дикое, растущее возле рек, во влажной почве. Также встречается на лесных полянах, холмах и т.д. Может вырастать до полуметра, бывает достигает человеческого роста. Цветет практически на протяжении всего лета розоватого цвета цветами, которые раскрываются только рано утром. Растение-барометр – перед дождем закрывает цветки.

Если вы приметили плантацию Иван-чая, весной, приблизительно в начале мая, оборвите верхушки молодых побегов, из них у вас получится Копорский чай высшего сорта. А купированные побеги начнут куститься, и к началу цветения, листьев на растениях будет гораздо больше чем обычно.

Сырье собирают во время цветения, – июль-август, когда цветочная кисть еще не полностью распустилась, потому как в дальнейшем, когда растение отцветает – появляется плоды-коробочки, наполненные семенами с пухом.

Русская традиция чаепития не доведена до тонкой филигранности, свойственной обстоятельным японцам, или традиционности и незыблемости, которую столь ценили англичане (), однако поэтичность и многоликость сделали её уникальной и самобытной. В чём же особенность чаепития в России? Что включает в себя понятие русского чаепития?

Несмотря на то, что началась с середины XVII века, китайский напиток начал проникать в каждую русскую семью только с XIX в. Любовь к «чаёвничанию» оставила свой отпечаток практически везде, коснувшись даже архитектуры. Вспомните – вы и сами наверняка не раз видели уютные веранды, нередко украшенные деревянной резьбой, увитые растениями и выкрашенные в жизнерадостные тона. Просторные южные веранды, окна которых выходили в сад, становились идеальным местом для сбора в кругу семьи вокруг самовара. Душистый полезный чай с мёдом, молоком, сладостями смешивался с терпкими ароматами весеннего вечера и располагал к долгим задушевным беседам и решению – в том числе и деловых – вопросов. По сей день в провинциальных городках сохранились такие веранды – символы развития русской традиции чаепития.

Русские классики не раз упоминали и описывали в своих произведениях традицию чаепития. А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой ценили и любили чай, считали его напитком не только для тела, но и для души.

Л.Н. Толстой писал: «Я должен был пить много чая, ибо без него не мог работать. Чай высвобождает те возможности, которые дремлют в глубине моей души».

Русское чаепитие – традиция, которая сближает

За одним столом собирались все члены семьи. В центре, на кипенно-белой скатерти, стоял самовар на подносе, будто объединяя участников застолья. Большой, пузатый, начищенный, он созывал домочадцев деловитым пыхтением (см.) неразделимы в русской истории. До сих пор этот аппарат – бережно хранимая традиция, символ радушия и задушевности, неотъемлемая часть удивительного ритуала.

С самоваром также связано несколько традиций чаепития в России:

  • Потрескивающий углями самовар – к добру;
  • Если самовар свистел, крышку открывали и начинали его трясти – подобные «трели» считались предвестниками неудач;
  • Самая же плохая примета – распаянный самовар. В этом случае ждали беды;
  • Недолитый доверху стакан гость просил наполнить до краев, чтобы «жизнь была полной».


– это множество сладостей и кушаний, неспешность и вкус, размеренное любование каждой деталью. Чаем наслаждались дома и в общественных местах, в одиночестве и в компании. В московских домах сложилась традиция чаёвничать четыре раза, а именно: утром, в полдень, в четыре часа дня и обязательно вечером. О том, как заваривали чай, старые кулинарные книги гласят: «Чай на четырёх человек: одну чайную ложку чая положить в заварной чайник, долить кипятком и, накрыв полотенцем или поставив на самовар, дать настояться. Через 15 минут, когда чай настоится, его разливают по чашкам, доливая чистый кипяток».

Только представьте, не пределом было выпить и десять, и двадцать чашек, сидя за столом. Любопытно, что даже если присутствующий за столом отставлял чашку – это не значило, что он закончил. Однако стоило повернуть чашку вверх дном и положить на неё остатки сахара – чаепитие считалось законченным.

Сервировка стола

Богатство кушаний на столе, изысканность и почти претенциозность сервировки стали отличительной чертой русского чаепития. Обязательными «присутствующими» на столе были: самовар, заварной чайник и чайница, молочники, сливочники, сахарницы, вазы для выпечки и сладостей. Варенья, джемы, ватрушки, пироги, баранки, кулебяки, пряники, засахаренные фрукты служили превосходным обрамлением для главного героя – чая.

Серебряная или из белометаллических сплавов посуда была модна в богатых домах Москвы. Металлическую посуду украшала чеканка. Конечно, вне моды были изысканные фарфоровые, стеклянные и фаянсовые сервизы Императорского завода, заводов Гарднера и Попова. Наслаждались не только вкусом и ароматом, но и цветом чая. К концу XIX его начали наливать в прозрачные стаканы с серебряными подстаканниками, которые стали удобным и оригинальным «оформлением» драгоценного напитка.

Вихрь событий и стрессов нынешних дней захватывает и заставляет постепенно забывать, терять нить традиций и сложившихся образов. Некогда модные предметы, без которых сложно было представить дом, становятся достоянием прошлого. Сегодня чай пьют из кулера и пакетиков, а не из самовара. А ведь традиция чаепития в России так самобытна и ярка, она объединяет вокруг себя семьи, она настоящая драгоценность, которую мы должны хранить и проносить сквозь годы!

1 /15

  • — Марокко —

    Чай туарегов — кочевников с территории Марокко представляет собой смесь мяты, листьев зеленого чая и щедрой порции сахара. Такой чай считается изысканным угощением и подается в высоких и тонких стаканах-армудах.

  • — Тибет —

    В Тибете не задаются вопросом, что добавлять в чай — молоко или сахар. Тут в чай добавляют масло и соль. А еще в горах часто готовят чай путем многочасового кипячения. Получившуюся пасту замешивают с мукой и едят в качестве энергетических батончиков. Часто такой смесью прикармливают и скот.

  • — Индия —

    Индия является самым большим производителем и потребителем чая на планете. Тут чай любят сочетать с такими пряностями, как корица, мускатный орех, имбирь, гвоздика, кардамон, и перец. Хотя региональные рецепты могут меняться, такой пряный чай является типичным элементом жизни индусов и продается на каждом углу. Пьют напиток из простых глиняных чашек, которые позволяют полностью оценить вкус и аромат напитка.

  • — Аргентина —

    В Аргентине пьют мате — травяной чай, который сами аргентинцы называют «напитком богов». Мате готовится в калебасах — специальных емкостях, сделанных из местной тыквы. Чай пьют через трубочки из соломы, чтобы отфильтровать мелкую взвесь травы, которую представляет собой мате.

  • — Россия —

    Чайные традиции России создавались в те дни, когда чай был довольно большой редкостью и чаепитие само по себе было довольно неординарным событием. Специально для того, чтобы чая хватило на всех, придумали самовары — крупные емкости, где нагревалась вода и заваривался черный чай. В России чай принято пить с сахаром и молоком — говорят, что именно эту привычку у русских позаимствовали англичане.

  • — Китай —

    Традиционная китайская чайная церемония — невероятно детальный процесс, который может различаться в зависимости от провинции. Ритуал включает в себя маленькие заварочные чашки, щипцы, специальные салфетки и полотенца, а также строго соблюденную последовательность заваривания. Чай в Китае принято пить медленно из крошечных чашек, чтобы лучше понять вкус и особенности напитка.

  • — Тайланд —

    В 1949 году, когда в Китае бушевала гражданская война, китайские беженцы бежали в Тайланд, захватив с собой элементы китайской культуры, в том числе и чайную церемонию. Но в Тайланде традиция значительно видоизменилась, включив в себя особые тайские сорта чая, а также дополнительные ингредиенты вроде аниса, фиников и цветов апельсина.

  • — Тайвань —

    Тайвань имеет много общего с Китаем, но только не в сфере чая. На Тайване пьют холодный чай со сливками и сахарным сиропом. Такой напиток называют тапиока — в честь растения, имеющего белые, крахмалистые соцветия. Тайванский чай был изобретен совсем недавно — в 1988 году, однако быстро стал известным по всему миру.

  • — Гонконг —

    Чай в носке — звучит не очень привлекательно, однако именно так готовится традиционный гонконгский напиток. Заварку насыпают в специальный чулок, который помещают в емкость с водой. Подают такой чай (чаще всего улун), вместе с молоком и коричневым сахаром.

  • — Япония —

    Островное государство имеет весьма разнообразные чайные церемонии. Эти обряды включают в себя много деталей — от подготовки дома до особого инвентаря. Особо японцы любят пить горький зеленый сорт Матча и заедать его сладкими конфетами.

  • — Пакистан —

    Чай является самым распространенным напитком в Пакистане, который имеет много общего с индийскими традициями. Тут пьют чайную смесь, которая включает в себя сочетание фисташек, миндаля, соли, молока и специй, такие как кардамон, корица, и аниса. В итоге получается напиток бледно-розового цвета, который подается с традиционной сладкой выпечкой.

  • — Великобритания —

    Чай появился в Англии в 17-м веке, но традиции сложились позже — приблизительно в середине 19-го века. В 1840 году стандартное чаепитие начиналось вечером, после питательного ужина. Горничные готовили чайник с черным чаем и множество мелких закусок вроде пирожных и бутербродов. Чай пили долго, коротая время беседами и поглощением закусок.

  • — Новая Зеландия —

    Британские миссионеры в начале 19-го века привезли с собой чай, а на месте приобрели привычку заваривать вместе с чаем кусочки киви. Так появился новозеландский чай, который сегодня пьют так же, как в викторианской Британии, но с местными экзотическими дополнениями.

  • — Иран —

    Проникнув на территорию Ирана со стороны Индии, чай сперва не прижился тут. Тем не менее, в 20-м веке иранцы радикально решили проблему, выведя собственный сорт черного чая, который сегодня является предметом национальной гордости. Его подают крепко заваренным и разливают по маленьким кружкам. Заедают чай различными сладостями и кусочками колотого сахара.

  • — Малайзия —

    В этой стране Юго-Восточной Азии чай пьют в смеси с сахаром, сгущенным молоком, при этом немного взбивая напиток. Так он приобретает слегка пенистую структуру, а сам процесс взбивания может стать весьма необычным зрелищем.

Похожие публикации