Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Тесты задания 9 огэ русскому языку. Алгоритм выполнения задания

Задание 9

Обособленные обороты

Формулировки задания:

9. Среди предложений 24–28 найдите предложение

(24)Пробираюсь вдоль забора и вдруг слышу голоса; один голос я тотчас узнал: это был повеса Азамат, сын нашего хозяина; другой говорил реже и тише. (25)"О чем они тут толкуют? - подумал я, - уж не о моей ли лошадке?" (26)Вот присел я у забора и стал прислушиваться, стараясь не пропустить ни одного слова. (27)Иногда шум песен и говор голосов, вылетая из сакли, заглушали любопытный для меня разговор.

(28)- Славная у тебя лошадь! - говорил Азамат, - если бы я был хозяин в доме и имел табун в триста кобыл, то отдал бы половину за твоего скакуна, Казбич!

9. Среди предложений 15–21 найдите предложение с обособленным обстоятельством . Напишите номер этого предложения.

(15)- Постой, постой! - закричал вдруг Максим Максимыч, ухватясь за дверцы коляски, - совсем было забыл... (16)У меня остались ваши бумаги, Григорий Александрович... я их таскаю с собой... думал найти вас в Грузии, а вот где бог дал свидеться... (17)Что мне с ними делать?..

(18)- Что хотите! - отвечал Печорин. - Прощайте...

(19)- Так вы в Персию?.. а когда вернетесь?.. - кричал вслед Максим Максимыч...

(20)Коляска была уж далеко; но Печорин сделал знак рукой, который можно было перевести следующим образом: вряд ли! да и зачем?..

(21)Давно уж не слышно было ни звона колокольчика, ни стука колес по кремнистой дороге.

Ответ: ___________________________

9. Среди предложений 3-10 найдите предложение с обособленным распространённым приложением. Напишите номер этого предложения.

(3)- Mesdames, а где же тапер? (4)Я спрашивала у всех в доме, и никто ничего не знает. (5)Тот говорит - мне не приказывали, тот говорит - это не мое дело... (6)У нас постоянно, постоянно так, - горячилась Тиночка, топая каблуком о пол. - (6)Всегда что-нибудь перепутают, забудут и потом начинают сваливать друг на друга...

(7)Самая старшая из сестер, Лидия Аркадьевна, стояла перед трюмо. (8)Повернувшись боком к зеркалу и изогнув назад свою прекрасную обнаженную шею, она, слегка прищуривая близорукие глаза, закалывала в волосы чайную розу. (9)Она не выносила никакого шума и относилась к «мелюзге» с холодным и вежливым презрением. (10)Взглянув на отражение Тины в зеркале, она заметила с неудовольствием:

Ответ: ___________________________

9. Среди предложений 26–35 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством . Напишите номер этого предложения.

(26)- Так что же? - спросил Гвоздев.

(27)- Да что же я могу вам сказать? (28)Откровенно говоря, я не совсем ясно представляю себе, что именно хотели бы вы...

(29)- То-то вот и есть!.. Ничего вы мне не можете ответить, - усмехнулся Гвоздев.

(30)Редактор облегченно вздохнул, справедливо предполагая, что разговор окончен и Гвоздев уже не будет больше к нему приставать с вопросами... (31)И вдруг он подумал:

(32)«А что, как он побьет меня? (33)Он - такой злой».

(34)Ему вспомнилось выражение лица Гвоздева там, в редакции, во время этой глупой сцены. (35)И он подозрительно покосился на него.

Ответ: ___________________________

9. Среди предложений 18–24 найдите предложение с обособленным обстоятельством . Напишите номер этого предложения.

(18)- Сыграйте, пожалуйста, еще раз рапсодию № 2.

(19)Он заиграл, сначала робко, неуверенно, гораздо хуже, чем он играл в первый раз, но понемногу к нему вернулись смелость и вдохновение. (20)Присутствие того, властного и необыкновенного человека почему-то вдруг наполнило его душу артистическим волнением и придало его пальцам исключительную гибкость и послушность. (21)Он сам чувствовал, что никогда еще не играл в своей жизни так хорошо, как в этот раз, и, должно быть, не скоро будет еще так Хорошо играть.

(22)Юрий не видел, как постепенно прояснялось хмурое чело Антона Григорьевича и как смягчалось мало-помалу строгое выражение его губ. (23)Когда он кончил при общих аплодисментах и обернулся в ту сторону, то уже не увидел этого привлекательного и странного человека. (24)Зато к нему подходил с многозначительной улыбкой, таинственно подымая вверх брови, Аркадий Николаевич Руднев.

Ответ: ___________________________

Согласно спецификации 9 задание проверяет знание следующих тем:

- Осложненное простое предложение?

- Знаки препинания в простом осложненном предложении

- Знаки препинания при обособленных определениях?

- Знаки препинания при обособленных обстоятельствах

- Знаки препинания при сравнительных оборотах?

Алгоритм выполнения задания

1) Хорошо выучите всю теорию по этому заданию. Важно не запутаться в терминологии. Важно знать, что такое обособленные, однородные члены предложения, что такое осложненное простое предложение, и чем оно бывает осложнено. В задании не просят расставить запятые. Формулировка может быть следующей: "Среди предложении? 24–28 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения."

2) Внимательно прочитайте все предложения. Особое внимание обратите на слова-помощники в задании: "обособленное", "однородное" , "распространенное" и т.д.

3) Выучите разницу между определениями, обстоятельствами и дополнениями.

Нужно знать некоторые особенности терминологии. Например, обособленные определения - это очень часто причастные обороты, но, конечно, не всегда. Бывают и одиночные определения. Обособленные обстоятельства часто бывают выражены деепричастным оборотом, но тоже не всегда. Приложение - это определение, выраженное существительным.

Вот все эти тонкости важно знать, прежде чем вы приступите к выполнению задания.

Что нужно знать?

Осложненное простое предложение - это предложение, в составе которого есть: однородные члены предложения. обособленные определения или приложения, дополнения, обстоятельства. вводные конструкции вставные конструкции слова-обращения междометия уточнение сравнительный оборот Но в данном задании проверяются только осложнения, грамматически связанные с членами прделожения. Поэтому теорию о вводных словах, конструкциях, междометиях, обращениях можно найти в следующем задании.

Однородные члены предложения – это члены предложения, которые отвечают на один вопрос и относятся к одному слову.

Будьте внимательны!

  • рядом стоящие определения не всегда являются однородными. Например: Большой зеленый дом . В данном случае прилагательные красивый и зеленый не являются однородными, так как описывают предмет с разных сторон: размера и цвета). Также мы можем заметить, что одно прилагательное является качественным (большой), другое – относительным (зеленый). Как проверить себя? Попробуйте подставить между определениями союз И. Проверьте как звучит подобное сочетание. Большой и зеленый дом. (режет слух, есть ощущение, что слова неоднородны или неравноправны в этой конструкции)

Запомните: однородными могут быть любые члены предложения, даже обособленные (определения, обстоятельства и дополнения).

Запятая при однородных членах

Запятая нужна

Запятая не нужна

между однородными членами, не связанными союзами

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, систематизировали, изучали их, организовывали выставки, публиковали научные статьи. , , , , .

между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, изучали и систематизировали их. , и .

между однородными членами, связанными противительными союзами а, но, да (в значении но), однако, зато

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, систематизировали, изучали их, но организовать выставку в то время они не могли. , , , но .

между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом в пару

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции и изучали их. и .

между однородными членами, связанными повторяющимися союзами: сочинительнымии, да (в значениии), ни… нии разделительнымиили, либо, то… то, то ли… то ли, не то… не то)

Сотрудники музея и хранили коллекции, и систематизировали, и изучали их, и организовывали выставки, и публиковали научные статьи. , и , и , и , и .

в устойчивых сочетаниях ни пуха ни пера, и смех и грех, ни свет ни заря и т.д

перед второй частью двойных союзов не только…, но и…; как…, так и…; не столько…, сколько; хотя и…, но…; если не…, то и др

Сотрудники музея не только хранили коллекции, но и систематизировали, изучали их, организовывали выставки, публиковали научные статьи. [ не только], [но и ], , .

Запятые не ставятся, если несколько определений не являются однородными членами

между парными однородными членами, связанными союзами И и ИЛИ Сотрудники музея тщательно хранили коллекции и изучали их, организовывали выставки и публиковали научные статьи. и , и .

Обособленные члены предложения.

Обособленное – это значит выделенное запятыми с двух сторон (или с одной, если стоит в конце предложения).

Здесь необходимо повторить, что же такое определение, дополнение и обстоятельство.

Определение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопрос как(ой, ая, ое, ие)?

Обстоятельство - второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: как? когда? каким образом? и т.д.

Дополнение – отвечает на вопросы косвенных падежей.

ОБОСОБЛЕННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение - это определение, выраженное именем существительным, которое дает предмету, человеку или явлению другое название, по-новому характеризующее эти предметы, людей или явления. Например: Мороз-воевода дозором обходит владенья свои . Приложение может указывать на степень родства, национальность, звание, профессию и т.д. Часто приложения в тексте обособляются. Обособление приложения в тексте - это выделение приложения запятыми. Однако не путайте обособленное приложение и обособленное определение, выраженное причастным или определительным оборотом. Обособленное определение отвечает на вопрос: какой? Например: Березу, срубленную под корень , убрали с тропинки. В этом предложении есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом. Приложение же будет отвечать на вопрос: кто? что? Например: Разносчик болотной влаги , меня прознобил туман . Приложением здесь является выражение - «разносчик болотной влаги». Оно относится к имени существительному «туман», по-другому называет это явление. Пример приложения: Часов в одиннадцать к нам зашел Егор Лизунов, сосед . Приложением здесь является существительное «сосед», относящееся к определяемому существительному, имени собственному - «Егор Лизунов». В обоих случаях приложения являются обособленными, т. е. они выделяются запятыми. Иногда приложение может выделяться в тексте с помощью тире. Рассмотрим случаи обособления приложений:

ПРИЛОЖЕНИЕ ОБОСОБЛЯЕТСЯ ЗАПЯТЫМИ

Распространенное приложение, выраженное нарицательным существительным с зависимыми словами и относящееся к нарицательному существительному (определяемому слову); может находиться в постпозиции и в препозиции.

Там соловей, весны любовник , всю ночь поет; Он был сирота, сын мелкого чиновника ; Разносчик болотной влаги , меня прознобил туман.

Одиночное приложение, стоящее после нарицательного существительного, если определяемое существительное имеет при себе пояснительные слова.

Бурая кобылка, забияка , всегда дразнившая старика и делавшая ему всякие неприятности, и тут по воде подошла к нему.

Приложение (одиночное и распространенное), относящееся к имени собственному, если оно стоит после определяемого слова.

Но в старину княжна Алина, Ее московская кузина , Твердила часто ей об них; Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста .

Приложение, стоящее перед именем собственным, если оно имеет добавочное обстоятельственное значение (причинное, уступительное).

Талантливая пианистка , Анна все-таки не поехала на фестиваль; Умница и отличная хозяйка , Наталья быстро привела дом в порядок.

Приложение, выраженное именем собственным и уточняющее нарицательное существительное - определяемое слово (при этом определяемое слово обычно идет с зависимыми словами).

Дочь господина Перекатова, Машенька , с лица походила на отца; Товарищ Петра Ивановича, Шварц , сходил сверху.

Приложение, присоединяемое союзом как , словами по имени , по фамилии , по прозвищу , родом и др.

Студент этот, по имени Михалевич, энтузиаст и стихотворец, искренно полюбил Лаврецкого; Герасиму, как отличному работнику , тут же дали косу в руки; Этот жид, по прозвищу Гиршель , то и дело таскался в наш лагерь.

Приложение при личном местоимении (в постпозиции и в препозиции, одиночное и распространенное).

Меж тем как мы, враги Гимена , В домашней жизни зрим один Ряд утомительных картин; Нас, женщин , не обманешь.

ПРИЛОЖЕНИЕ ВЫДЕЛЯЕТСЯ ТИРЕ

Приложение, имеющее характер пояснения по отношению к главному слову.

Какая-то ненатуральная зелень - творение скучных беспрерывных дождей - покрывала жидкою сетью поля и нивы.

Приложение, перед которым можно вставить слова а именно , то есть , без изменения смысла.

Рядом помещалась каморка -хранилище каталогов ; Он шел в направлении прежнего своего жилища - постоялого двора .

Распространенное приложение, стоящее в конце предложения.

У каждого из нас был свой любимый ребенок - орудие драки .

ПРИЛОЖЕНИЕ НЕ ОБОСОБЛЯЕТСЯ

Одиночное и распространенное приложение, стоящее перед определяемым словом - именем собственным (приложение не имеет добавочного обстоятельственного значения).

Сперва опишу вам отставного генерал-майора Вячеслава Илларионовича Хвалынскаго; Кучер Антон и кузнец Архип пропали неизвестно куда; Доктор Соловьева приехала на конференцию.

ОБОСОБЛЕННОЕ СОГЛАСОВАННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Согласованное определение может быть выражено одиночным причастием, двумя или несколькими однородными причастиями, причастным оборотом, двумя или несколькими однородными причастными оборотами, прилагательным с зависимыми словами.

ОДИНОЧНЫЕ И РАСПРОСТРАННЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБОСОБЛЯЮТСЯ

Определения, выраженные причастным оборотом или прилагательным с зависимыми словами и стоящие после определяемого слова.

Муму, отроду еще не бывавшая в таких великолепных хоромах , очень испугалась; Сквозь сумрак, всегда присутствующий под сводами старых деревьев , вдруг откроется поляна, заросшая блестящими лютиками .

Два или более одиночных определения, стоящие после определяемого слова.

День ее, нерадостный и ненастный , давно прошел; Крыльцо, темное и похилившееся , было тоже не заперто; У него была жена, пухлая, чувственная, слезливая и злая ; Анна Павловна, бледная, негодующая, разгневанная , собиралась говорить.

Одиночные определения, стоящие после определяемого слова и образующие ряд однородных членов с определительным оборотом.

Мне чудятся другие звуки, длинные, тонкие, подобные звукам эоловой арфы ; Появились горы, темные, волнистые, покрытые лесом .

Одиночные определения (в препозиции и в постпозиции), имеющие добавочное обстоятельственное значение (причины или уступки).

Алена, обрадованная , весело рассмеялась; Сергей Сергеевич, очарованный , долго не сводил глаз с пейзажа; Уставшая , Ольга Ивановна все же поехала вечером к Садовским.

Распространенные определения, стоящие перед определяемым словом и имеющие добавочное обстоятельственное значение (причины, условия, уступки).

Взволнованные известием , путешественники не могли продолжать путь; Занятый своими мыслями , Никита не обращал внимания на суету, царившую в доме.

Определительные обороты или одиночные определения, отделенные от определяемого слова другими членами предложения.

Воздух густел, отягченный ночной влагой ; Все цветы мои были вырваны разом, разбросанные и истоптанные ; Мне навстречу, чистые и ясные, словно обмытые утренней прохладой , принеслись звуки колокола, и вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми мальчиками , промчался отдохнувший табун.

Определения (одиночные или распространенные, в постпозиции и в препозиции), относящиеся к личному местоимению.

Волнуемый воспоминаниями , я забылся; Бледный , он лежал на полу; Он умер в час перед обедом, Оплаканный своим соседом, детьми и верною женой ; Он стоял, весь взъерошенный и выпачканный красками , перед натянутым холстом.

Два определительных оборота, связанных одиночным соединительным союзом и выступающих в функции однородных членов

Очерки деревьев, обрызганных дождем и взволнованных ветром ,

начали выступать из мрака.

ОДИНОЧНЫЕ И РАСПРОСТРАННЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ

Распространенные определения, стоящие перед определяемым словом и не имеющие добавочного обстоятельственного значения.

Услыхавшая шум няня стояла в дверях; Приютившийся к берегу городок показывал свои дома и улицы; Недавно расчищенная дорожка скоро вывела нас из липовой рощи.

ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Обособленные обстоятельства выражаются одиночным деепричастием или деепричастным оборотом, а также именами существительными с предлогами «благодаря», «вопреки», «в отличие», «несмотря на» и т.д. В тексте такие конструкции выделяются запятыми. Вспомним следующие правила:

ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ОБОСОБЛЯЮТСЯ

Обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, независимо от места в предложении.

И княгиня внутренне радовалась, глядя на свою дочку ; Кругом, теряясь в золотом тумане утра , теснились вершины гор; Мы с ним невольно подружились, живя вместе ; Она вышла из беседки, что-то напевая .

Обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями (если сохраняют значение глагольности, выступают в функции второстепенного сказуемого).

Но я, любя , был глуп и нем; Утром, просыпаясь , сажусь у окна; Отдохнув , он собирался уходить; Муму съела полтарелки и отошла, облизываясь ; Уголья, вспыхивая , ярко освещали его молодое лицо; Уезжая , я значительно пожал его руку.

Обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями или деепричастными оборотами и стоящие рядом с сочинительным или подчинительным союзом.

Но, испугавшись своего шепота , он грозит кому-то пальцем; Доктор вскочил и, не отдавая себе отчета в своих движениях , размахнулся и изо всей силы ударил фельдшера по лицу; Я думаю, что, анализируя произведение , критик не заметил главного.

Обстоятельства, выраженные двумя одиночными деепричастиями или двумя деепричастными оборотами, выступающими в функции однородных членов.

Туманы, клубясь и извиваясь , как змеи, сползали туда по морщинам соседних скал; Удаляясь от условий общества и приближаясь к природе , мы невольно становимся детьми; Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая .

Распространенные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами благодаря, ввиду, в зависимости, во избежание, вопреки, в отличие, в противоположность, в силу, вследствие, в случае, за неимением, за отсутствием, несмотря на, подобно, по причине, по случаю, при условии, при наличии, согласно и др.

Он вышел и, благодаря искусно принятым мерам , успел незаметным образом пронести под полой большую бутылку; Несмотря на паклю , вода скоро появилась у нас под ногами; Несмотря на все мои старания , я никак не мог заснуть.

ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ

Деепричастные обороты, выраженные фразеологизмами.

Она кричала не переводя духа ; По улице бежала сломя голову собачонка; Вы работаете спустя рукава ; Они мчались высунув язык ; Бухгалтер незаметно перекрестился и побежал очертя голову .

Деепричастия, утратившие глагольное значение

Буду в институте начиная с трех часов .

Одиночные деепричастия, близкие к наречию образа действия

Не спеша бредут кони средь зеленых лугов; Они сидели не шевелясь ; Вы нас слушали не перебивая .

ОБОСОБЛЕННЫЕ УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБСТОЯТЕЛЬСТВА)

При уточнении разграничиваются уточняющие и уточняемые члены предложения. Уточняющими называют те члены предложения, которые поясняют другие. Уточняться могут все члены предложения - и главные, и второстепенные. Уточняющие члены предложения могут быть присоединены к уточняемым словам союзами то есть , или , иначе , именно , а также словами особенно , даже , в частности , в том числе , например .

Например: Шесть мальчиков, в том числе и Артем, отправились на рыбалку. Часто в тексте используется уточнение без союзов. В этом случае уточняющие члены предложения могут быть выражены именами существительными в косвенных падежах с предлогами, наречиями, словосочетаниями и т.д. Например: Там, вдали, разгоралась заря. Уточнения в тексте всегда обособляются, т.е. выделяются запятыми.

УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВЫДЕЛЯЮТСЯ ЗАПЯТЫМИ

Уточняющие обстоятельства места, времени, образа действия.

В сенях, в темном углу , стояла старостиха; Посреди леса, на расчищенной и разработанной поляне , возвышалась одинокая усадьба Хоря; Здесь, в спальне , царил мертвый покой; По еле обеда, в семь часов, в комнату его вошла Прасковья Федоровна; Он наивно, по-детски, вытер пальцами глаза.

Уточняющие определения.

Вошел молодой, лет двадцати пяти , кареглазый мужчина.

Сравнительный оборот

Оборот, выражающий сравнение и представляющий собой часть простого предложения.

Выделяются запятыми

Не выделяется запятыми

Сравнительные обороты со словами: как, словно, будто, как будто, точно, чем, нежели, что, как и.

Пример: Вдруг запахло пирогами, будто из дома.

Сравнительные обороты с указанными союзами, входящие в состав сказуемого или тесно связанные с ним по смыслу.

Пример: Звезды на темном небе словно блестки, рассыпанные по бархату

Если в основной части предложения имеется указательное слово так, такой, тот, столь.

Пример: Иван был так возмущен его поведением, как и все окружающие.

Если на первый план в обороте выступает значение обстоятельства образа действия (на вопрос как?); обычно такие обороты можно заменить творительным падежом существительного или наречием.

Пример: Как град посыпалась картечь (Лермонтов)

Словосочетания как правило, как исключение, как обычно, как всегда, как прежде, как сейчас, как теперь, как нарочно выделяются запятыми с двух сторон, как вводные слова. (если не входят в состав сказуемого)

Если основное значение оборота – приравнивание или отождествление.

Пример: ...Ты любил меня как собственность.

Словосочетания не кто иной, как и не что иное, как .

Пример: Не кто иной, как Иванов к нам пожаловал.

Если союз как имеет значение «в качестве».

Пример: Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених. (Пушкин)

Если оборот с союзом как характеризует предмет одной стороны и стоит в конце предложения.

Я говорю как литератор (Горький).

если сравнительному обороту предшествует отрицание НЕ или слова совсем, совершенно, почти, вроде, точь-в-точь, именно, прямо, просто и т.п.,

Пример: Я воспитал в себе это чувство праздника не как отдыха и просто средства для дальнейшей борьбы, а как желанной цели, завершения высшего творчества жизни (Пришвин)

Если сравнительный оборот является фразеологизмом.

Пример: У льва как гору с плеч свалило (Крылов); Да сказать лекарю, чтоб он перевязал ему рану и берег его как зеницу ока (Пушкин); Молодые супруги были счастливы, и жизнь их текла как по маслу (Чехов).

Сравнительные фразеологические обороты, которые не выделяются запятыми:

белый как лунь, белый как полотно, белый как снег, бледный как смерть, блестит как зеркало, болезнь как рукой сняло, бояться как огня, бродить как неприкаянный, бросился как безумный, бубнит как пономарь, вбежал как сумасшедший, вертится как белка в колесе, визжит как поросенок, вижу как днем, все как на подбор, вскочил как ужаленный, глядел как волк, глуп как пробка, гол как сокол, голодный как волк, далек как небо от земли, дрожал как в лихорадке, дрожит как осиновый лист, ему все как с гуся вода, ждать как манны небесной, заснул как мертвый, здоров как бык, знать как свои пять пальцев, идет рядом как пришитый, катался как сыр в масле, колыхался как студень, красив как бог (но перед именем собственным: красив, как Аполлон; то же: быстрый, как Аякс; мудрый, как Соломон; сильный, как Геркулес, и т.п.), красный как рак, крепок как дуб, кричит как оглашенный, летит как стрела, лупить как Сидорову козу, лысый как колено, льет как из ведра, машет руками как мельница, мокрый как мышь, мрачный как туча, народу как сельдей в бочке, не видать как своих ушей, нем как могила, носится как угорелый, нужен как воздух, остановился как вкопанный, остался как рак на мели, острый как бритва, отличаться как небо от земли, побледнел как полотно, повторял как в бреду, пойдешь как миленький, поминай как звали, поразить как обухом по голове, похожи как две капли воды, пошел ко дну как камень, преданный как собака, пристал как банный лист, провалиться как сквозь землю, пропал как в воду канул, прямо как нож по сердцу, пылал как в огне, развеялся как дым, расти как грибы после дождя, свалился как снег на голову, сидел как на иголках, сидеть как на угольях, сидел как прикованный, слушал как завороженный, смотрел как зачарованный, спал как убитый, стройный как кедр ливанский, твердый как кремень, темно как ночью, тощий как скелет, труслив как заяц, умер как герой, упал как подкошенный, уперся как баран, упрям как осел, устал как собака, хлещет как из ведра, ходил как в воду опущенный, холодный как лед, черный как черт, чувствовать себя как дома, шатался как пьяный, шел как на казнь и т.п.

Попробуйте свои силы:

Задание 9 ОГЭ по русскому языку построено на работе с обособленными членами предложения. Очень важны знания пунктуации. Цель - проверить умение учащихся видеть осложнённое предложение, а также отличать, чем оно осложнено.

Как подготовиться

Чтобы с успехом пройти испытания и получить хороший балл, придется как следует изучить теорию. Вы не должны путаться в терминологии. Нужно понять, что такое обособленные и однородные члены предложения, что такое осложненное предложение, и какие виды осложнения существуют. Поймите разницу между дополнениями, определениями и обстоятельствами.

Задание 9 ОГЭ по русскому языку может иметь несколько вариантов. Например, будет нужно найти среди нескольких предложений одно, с обособленными однородными определениями и написать его номер. Или отыскать среди нескольких предложений одно, с обособленным приложением. После чего также указать его порядковый номер.

Не переживать и тренироваться

Варианты ОГЭ лишь кажутся сложными, главное - хорошо знать теорию и не волноваться. Внимательно читайте текст, вспоминайте правила, ищите правильный ответ и отмечайте его в билете. Для самостоятельной подготовки можно использовать имеющие в сети варианты решений с подробным разбором, это значительно облегчит подготовку и сделает испытания простыми и совсем не страшными, позволит не только лучше усвоить материал, но и почувствовать атмосферу настоящего экзамена.

Все вопросы по русскому языку разработаны федеральным институтом педагогических измерений и полностью соответствуют школьной программе. Время, отведенное на решение билета, составляет 235 минут.

Чтобы хорошо подготовиться и не испытывать проблем на экзамене, изучайте предложенные варианты заданий, серьезно отнеситесь к своим пробелам и уделите им больше внимания.


Ответ: 5
Ответ: 20
Ответ: 19
Ответ: 31
Ответ: 24
Ответ: 21
Ответ: 20
Ответ: 11
Ответ: 11
Ответ: 30
Ответ: 2627
Ответ: 2021|2120
Ответ: 2
Ответ: 4
Ответ: 7
Ответ: 22
Ответ: 7
Ответ: 72|27
Ответ: 12 15 16
Ответ: 7
Ответ: 13
Ответ: 47|74
Ответ: 7
Ответ: 20
Ответ: 13
Ответ: 12
Ответ: 28
Ответ: 16
Ответ: 19
Ответ: 22
Ответ: 21
Ответ: 19
Ответ: 22
Ответ: 810|108
Ответ: 2326|2623
Ответ: 35
Ответ: 1921|2119
Ответ: 1314|1413
Ответ: 42
Ответ: 37
Ответ: 1114
Ответ: 15
Ответ: 3
Ответ: 10



ОГЭ. Задание 9. Обособленные члены предложения.
1.Среди предложений 1–7 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
(1)Солнце садилось. (2)Вокруг пахло вечерней прохладой. (3)Птицы замолчали, уступив место нашему герою. (4)Он вскарабкался на остатки трухлявого пенька, чтобы быть повыше, и запел. (5)Это был светлячок - маленькая букашечка, и пел он свою незатейливую песенку о том, что видел: прекрасную картину заката, красивое небо, зелёное море травы, серебряные слёзы росы и любовь. (6)Он пел о любви к жизни. (7)Он во всём видел любовь.
2. Среди предложений 17–21 найдите предложение с обособленным обстоятельством. (17)Когда поезд отошёл от очередной станции, я поставил книгу на открытое окно и стал смотреть на лес, на поля и луга, которые мелькали за окном. (18)И вдруг - о ужас! (19)Книга исчезла между двойными окнами вагона. (20)Ещё не понимая серьёзности положения, я замер и испуганно смотрел на отца, на соседа-лётчика, который пытался достать книгу. (21)Через минуту уже весь вагон помогал нам.
3. Среди предложений 18-21 найдите предложение с обособленным обстоятельством
(18)Валерка почувствовал на своём лице влажные прикосновения тёплого собачьего языка: совсем крошечная собака, а прыгала так высоко! (19)Он протянул руки, подхватил собаку, и она уткнулась ему в шею, часто и преданно дыша.
– (20)Чудеса! - раздался густой, сразу заполнивший всё пространство лестничной клетки голос. (21)Голос принадлежал щуплому невысокому человеку.
4. Среди предложений 31-38 найдите предложение с обособленным приложением.
(31)И тогда соседский мальчишка, школьник, первым решил сказать ему правду.
– (32)Да это не твой отец. (33)Что ты голосишь? (34)Это артист. (35)Не веришь - спроси у киномеханика.
(36)Но киномеханик молчал: взрослые не хотели лишать мальчика его горькой и прекрасной иллюзии.
(37)Мать наклонилась к сыну, скорбная и строгая, в глазах её стояли слёзы.
– (38)Пойдём, сынок, пойдём. (39)Это был твой отец, - тихо сказала она и повела его из зала.
5. Среди предложений 23–27 найдите предложение с обособленным обстоятельством. (23)Летом 1942 года ребят впервые пригласили на военный крейсер. (24)Они поехали на грузовой машине, захватив музыкальные инструменты и танцевальные костюмы. (25)На палубе корабля играл мелодии Чайковского Витя Панфилов, танцевала Рая Иванова, читала стихи Вера Бородулина. (26)По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы. (27)3навшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников.
6. Среди предложений 21−28 найдите предложение с обособленными согласованными определениями.
(21)Когда, довольный и счастливый, я вернулся на своё место, Павлика не оказалось рядом. (22)Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза.
– (23)Ты чего это? (24)Не стоит из-за этого дуться, ну покричит и забудет.
(25)Он молчал и глядел мимо меня. (26)Какое ему дело до Елены Францевны, он и думать о ней забыл. (27)Его предал друг. (28)Спокойно, обыденно и публично, средь бела дня, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду.
7. Среди предложений 18-21 найдите предложение с обособленным определением.
(18)На мгновенье в душу закрадывается страх, как бы не задохнуться, но он вспоминает, что Жучка сидит там уже целые сутки. (19)Это успокаивает его, и он спускается дальше.
(20)Жучка, опять усевшаяся на прежнее место, успокоилась и весёлым попискиванием выражает сочувствие безумному предприятию. (21)Это спокойствие и твёрдая уверенность Жучки передаются мальчику, и он благополучно достигает дна.
8. Среди предложений 10−14 найдите предложение с обособленным согласованным определением.
(10)Зависть, в которой кроется исток многих человеческих слабостей и пороков, не оставляла Сеньку в покое...
(11)Трудно было отыскать людей, более не похожих друг на друга, чем Ваня и Сенька. (12)В ту пору Ваня ещё очень ему сочувствовал. (13)Когда Сеня, путаясь и напрягаясь, блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший, Ваня страдал. (14)А после урока, на котором Голубкин получал очередную двойку, этот верзила теснил невысокого Ваню: тот, оказывается, подсказывал недостаточно чётко и ясно.9. Среди предложений 10–14 найдите предложение с обособленным приложением..(10)Вошла учительница - все кинулись по местам, и начался урок. (11)Лисапета Вторая нацарапала записочку Вере, своей соседке по парте: «Жеку теперь засмеют!».
(12)Вера незаметно обернулась к Жеке. (13)Тот сидел сгорбясь - локти в парту, кулаки под закаменевшим подбородком, - взглядом упирался в одну точку - от всех отгорожен, замкнут, защёлкнут на замок. (14)Просто дикарь, да и только.
10. Среди предложений 25–31 найдите предложение с обособленным приложением..(25)Тогда он впервые задумался о феномене детства. (26)Когда оно начинается, вопросов не вызывало, но когда оно заканчивается и где тот рубеж, начиная с которого человек становится взрослым? (27)Очевидно, что у деревенских ребятишек детство заканчивалось раньше, чем у городских.(28)Северная деревня всегда жила впроголодь, а после войны все обнищали вконец, работали бабы и ребята. (29)Из тридцати ушедших на фронт местных мужиков вернулись с войны двое. (30)Дети, маленькие мужики-школьники, рано начинали трудовую жизнь, и детство у них было украдено. (31)Впрочем, что тут считать: у одних было украдено детство, у других - юность, у третьих - жизнь.11. Среди предложений 24-29 найдите предложения с обособленным обстоятельством.
– (24)Откуда у тебя цветы? - спросила учительница.
– (25)Это мне Витя подарил, - спокойно сказала Лена. (26)Все сразу зашушукались, посмотрев на Витю, а Витя низко опустил голову.
(27)А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя уже чувствовал недоброе, Валерка стал кривляться, глядя на него.
– (28)А вот и жених пришёл! (29)Здоро во, юный жених!
12. Среди предложений 18-22 найдите предложения с обособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номера этих предложений.
(18)Входя в класс, Илья сунул котёнка подвернувшемуся Сане, и тот спрятал его в свой портфель.
(19)На последней перемене главные враги рода человеческого, Мурыгин и Мутюкин, котёнка немного поискали, но вскоре забыли. (20)После четвёртого урока всех отпустили, и мальчишки с гиком и воем рванулись вон из школы, оставив этих троих без внимания в пустом классе, уставленном пёстрыми астрами.
(21)Миха подробно рассказал, как утром, по дороге в школу, вытащил бедолагу-котёнка почти из самой пасти собаки, собиравшейся его загрызть. (22)Но отнести его домой, однако, он не мог, потому что тётя, у которой он жил с прошлого понедельника, ещё неизвестно как бы к этому отнеслась.
13. Среди предложений 1–5 найдите предложение с обособленным приложением.
(1)Девочку звали Алиса. (2)Ей было шесть лет, у неё был друг - театральный художник. (3)Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. (4)Но она была не просто девочка, она - помощник художника.
(5)Однажды в театральном дворе Алиса увидела парня и сразу поняла, что он не артист.
14. Среди предложений 1–4 найдите предложение с обособленным согласованным определением.
1)Однажды в начале октября, рано утром, уходя в гимназию, я забыл ещё с вечера приготовленный матерью конверт с деньгами. (2)Их нужно было внести за обучение в первом полугодии.
(3)Когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, только тогда я вспомнил про конверт и понял, что она, видно, не стерпела и принесла его сама.
(4)Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики, и с заметным волнением, как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, которые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили.
15. Среди предложений 1−7 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
(1)Я даже не помню, как называлась та книга. (2)Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. (3)Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. (4)Петька Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол. (5)Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.
– (6)Санёк, спасибо за книгу! (7)Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! - восхищённо улыбаясь, произнёс Петька и пожал мне руку.
16. Среди предложений 19–25 найдите предложение с обособленным обстоятельством..(19)Начиная с воскресенья в деревню стали приезжать всё новые и новые дачники. (20)Хозяек охватила лихорадка наживы, и цены поднялись втрое, а так как народ всё ехал, то стали уж хапать без всякой совести.
(21)Как-то зашла к Поликарповне соседка. (22)За разговором невзначай поинтересовалась, за сколько та сдаёт жильё, а услышав ответ, удивлённо раскрыла глаза:
– (23)Да ты, бабка, спятила совсем! (24)У меня есть один, он у тебя с руками за сто оторвёт. (25)Теперь по полтораста берут, по двести!
17. Среди предложений 1–8 найдите предложение с обособленным приложением..(1)На хуторе сон и тишина. (2)Мы идём вдоль низкого, белого под луной заборика, по-южному сложенного из плоского дикого камня. (3)Такое чувство, словно и родился я здесь, и прожил здесь жизнь, и теперь возвращаюсь домой.
(4)Громко стучу в раму окна. (5)Нечего спать, раз мы вернулись. (6)И сейчас же распахивается дощатая дверь. (7)Панченко, ординарец мой, сонный, зевающий, босиком стоит на пороге.
– (8)Заходите, товарищ лейтенант.
18. Среди предложений 1-8 найдите предложения с обособленным приложением..1)Всё началось на перемене перед шестым уроком. (2)Лена Болдырева, томная пышноволосая красавица, закапризничала:
– (3)Слушайте, люди, меня уже достала эта химия!
(4)Кто-то в тон ей произнёс с плачущей интонацией:
– (5)А кого она не достала!
(6)Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией. (7)Наш класс считался образцовым, в нём учились восемь отличников, и было нечто забавно-пикантное в том, что именно мы, добропорядочные, примерные дети, странной, необычной выходкой поразим всех учителей, украсив тусклую однотонность школьных будней яркой вспышкой сенсации. (8)От восторга и от тревоги ёкало сердце, и, хотя никто не знал, во что выльется наше приключение, обратной дороги уже не было.
19. Среди предложений 12-17 найдите все предложения с однородными членами.
(12)Частенько отец просит меня напомнить ему содержание кинокартины или книги, которую мы оба читали.
– (13)Какая диковинная память, а! - радостно говорит он. - (14)Всё помнит, будто вчера читал... (15)А я вот всё позабыл, всё перепутал!
(16)Мне кажется, отец просто счастлив, что он всё забывает и путает.
(17)На следующий день, после того как я смазал по физиономии Костику, отец сказал:
20. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным распространённым приложением.
(1)В дверь позвонили. (2)Из прихожей донеслись оживлённые голоса и смех. (3)Появились гости. (4)Солидные, хорошо одетые люди здоровались с хозяевами, подходили к столу, накладывали в тарелки закуску. (5)Дамы располагались в удобных мягких креслах; мужчины, образовав группки, беседовали друг с другом. (6)Семён Петрович поднял меня с места и представил гостям:– (7)Вот Иван, самый большой оригинал из всех друзей моей дочери.
21. Среди предложений 9-13 найдите предложение с обособленным согласованным определением.
(9)Изредка ребята приходили ко мне домой. (10)Пластинки слушали, играли моей железной дорогой, болтали о том о сём, но ни о чём серьёзном.
(11)И ещё ребята любили, когда я пускал с балкона бумажных голубей. (12)Точнее говоря, это были не совсем голуби. (13)Я научился делать из бумаги птичек, похожих на летающие блюдца.
22. Среди предложений 1-8 найдите предложения с однородными членами.
(1)Для меня музыка - это всё. (2)Я люблю джаз, как дядя Женя. (3)Что дядя Женя творил на концерте в Доме культуры! (4)Он свистел, кричал, аплодировал! (5)А музыкант всё дул напропалую в свой саксофон!..
(6)Там всё про меня, в этой музыке. (7)То есть про меня и про мою собаку. (8)У меня такса, зовут Кит..23. Среди предложений 6-11 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
(6)Корольков лежал у себя в комнате на диване и думал о том, что Оксана не умеет разговаривать с матерью, а Надежда - с дочерью. (7)Она командует, унижая её. (8)И они зажигаются друг о друга, как спичка о коробок. (9)Корольков знал по себе: от него тоже можно чего-то добиться только лестью. (10)Лесть как бы приподнимала его возможности, и он стремился поднять себя до этого нового и приятного ему предела.
(11)Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретрухи24. Среди предложений 17-20 найдите предложение с обособленным обстоятельством
(17)Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с круглым лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса.(18)Отец привёз куклу из Японии, где был в командировке. (19)Я должна была бы обрадоваться заморской игрушке. (20)Но она была выше меня ростом, и я, болезненно на это отреагировав, сразу же её невзлюбила.
25. Среди предложений 9-13 найдите предложение с обособленным дополнением.
(9)Лицо её было подвижным, как у клоуна: она и им распоряжалась без натуги. (10)Разочарование, восторг, изумление - все эти чувства сменяли друг друга, не оставляя места неопределённости. (11)Отсутствие однообразия и было Машиным образом.
(12)Никто не считал Машу чемпионкой класса по «многоборью», так как она ни с кем не боролась, поскольку её первенство было бесспорным.
(13)Во всём, кроме женственности и красоты: тут первой считалась Ляля.
26. Среди предложений 12-15 найдите предложение с обособленным обстоятельством.
(12)Стремясь доставить матери радость, дочка восклицала:
– (13)Если б ты видела фигуру спящего льва, которую вылепила Оля! (14)Я весь вечер говорю шёпотом: вдруг он проснётся?
(15)Часто она забирала Олины работы, чтобы показать маме, и взяла слово, что, когда мама наконец поднимется, Оля нарисует её портрет.
27. Среди предложений 26-30 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством.
(26)«Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» - рассуждала бабушка.
(27)Все этажерки и книжные полки в доме были сделаны руками Олега. (28)Когда собирались гости, бабушка потихоньку, тайком от внука, хвасталась:
– Всё он!.. (29)Своими руками!
(30)И потом во всеуслышание, чтобы слышал Олег, восклицала:
– Но главное, конечно, музыка! (31)Он будет музыкантом!
28. Среди предложений 14-19 найдите предложение с распространённым приложением.
– (14)Приходит как-то в сельсовет кузнец Егор, - продолжил Лёня. - (15)Нечем, говорит, чинить то, что требуется, потому давайте колокола снимать.
(16)Встревает тут Федосья, баба из Пу́стыни: (17)«У Пожалостиных в доме старухи по медным доскам ходят. (18)Что-то на тех досках нацарапано - не пойму. (19)Эти доски и пригодятся».
29. Среди предложений 17-21 найдите предложение с обособленным приложением.
– (17)3дравствуйте, барышня! - сказал он, поднимаясь навстречу.
– (18)3дравствуйте, Яков Ильич! - низко кланяясь, прошептала оробевшая Динка.
(19)Портрет Катри, её живые, горящие глаза, притихший двойник портрета, Иоська, и сам несчастный, уединившийся здесь после смерти жены скрипач - всё это внушало ей ужас. (20)Ноги её, казалось, приросли к порогу, и, не зная, что ей делать, она жалостно попросила:
– (21)Сыграйте, Яков Ильич.
30. Среди предложений 20-23 найдите предложение с обособленным согласованным определением.
(20)Так Лёвка из человека, которого собирались на весь свет опозорить, превратился в героя. (21)И с этого, наверное, времени зародилась у Глебова та тяжесть на дне души… (22)И нет несчастнее людей, поражённых завистью. (23)И не было сокрушительней несчастья, чем то, что случилось с Глебовым в миг его, казалось бы, высшего торжества.31. Среди предложений 18-22 найдите предложение с необособленным согласованным распространённым определением.
(18)Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом. (19)«Как я скажу Андрею?» - мучительно думала Динка. (20)А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.
(21)Проследив остановившийся взгляд Динки, Лёня увидел въезжающий с дороги велосипед.
– (22)Не говори ему ничего, - сжимая холодную руку подруги, быстро сказал Лёня. - (23)Слышишь меня?
32. Среди предложений 17-20 найдите предложение с однородными обособленными определениями.
(17)Вообще, мои родители то и дело обвиняли нас обоих в нечёткости: мы нечётко сообщали, кто и когда звонил маме или отцу по телефону, нечётко соблюдали режим дня.
(18)Проводив маму с отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, как заговорщики, собирались на экстренный совет. (19)Невысокая, сухонькая, с коротко подстриженными волосами, бабушка напоминала озорного мальчишку. (20)А этот мальчишка, как говорили, сильно смахивал на меня. (21)И не только внешне.
– (22)Ну-с, сколько денег откладываем на кино? - спрашивала бабушка.
33. Среди предложений 20-25 найдите предложение с обособленным согласованным определением.
(20)Я выпросил у отца большую конторскую книгу, вывел на обложке: «(21)Летопись. (22)Древняя, средняя и новая история деревни Тыжи, сочинённая Н.И. Березиным».
(23)Вначале описание деревни шло гладко. (24)Но после слов: «Заложена деревня в...» - начались затруднения. (25)Основание деревни относилось, конечно, к древней истории, но никаких древностей мне обнаружить не удалось.
34. Среди предложений 8-14 найдите предложения с приложением.
(8)А вот совсем другое дело - кинотеатр «Арс», плохонький сарайчик на площади. (9)Там неудобные деревянные сиденья, там сидят в пальто, там мусор лежит на полу. (10)Там не встретишь «завзятых театралов», принаряженных дам, заранее оскорблённых тем, что они, люди приличные, вынуждены три часа провести в обществе ничего не смыслящих профанов. (11)Там толпа вваливается и рассаживается, гремя сиденьями и распространяя кислый запах сырых пальто. (12)Сейчас начнут. (13)Это - счастье. (14)Это - кино.
35. Среди предложений 23-27 найдите предложения с однородными членами.
(23)Конечно, я тогда плохо разбирался в этом, но мертвенную скуку и ужасающую безрадостность увиденного чувствовал. (24)3апах «анатомички», казалось, преследовал меня, он исходил там от всего: во всех выступлениях была видна ненужность происходящего. (25)Ненужность никому! (26)Ни выступающим, ни зрителям. (27)Это отсутствие надежды на радость заставило меня твёрдо отказаться от мысли поступить в институт культуры.36. Среди предложений 33-37 найдите предложение с обособленным приложением..(33)Вытирая ладони о свою майку, Гоша топчется беспомощно, моргает, но Верочка неумолима. (34)И тогда, отдав ей транзистор, Гоша плетётся к себе в квартиру.
(35)Торопливые шаги на лестнице, голоса: выбегают на двор Серёжка и Павлик, одноклассники Гоши, с удочками и с какой-то картонной, но грозного вида трубой.
– (36)Это ракета, - сообщает Серёжка внушительно. - (37)В лесу запустим.
37. Среди предложений 19-23 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
(19)Будущая офицерская жизнь представлялась мне тогда в ореоле сплошного веселья и лихости, а не в бремени трудов и забот, как это бывает в действительности.
(20)По мере перехода в высшие классы свободного времени, конечно, становилось меньше, появились другие интересы, и воинские упражнения мои почти прекратились. (21)Не бросил я только гимнастики и преуспевал в «военном строе», который был введён в программу реального училища в 1889 году.
(22)Во всяком случае, когда я окончил училище, хотя высокие баллы по математическим предметам сулили лёгкую возможность поступления в любое высшее техническое заведение, об этом и речи не было. (23)Я избрал военную карьеру.
38. Среди предложений 12-17 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
(12)Толе очень нравилось бежать в школу под дождём. (13)Один раз он обернулся и вдруг на другой стороне улицы увидел маму. (14)На улице было много плащей и зонтиков, но маму он узнал сразу. (15)А она, заметив, что Толя обернулся, спряталась за углом старого двухэтажного дома.
(16)«Прячется!» - сердито подумал Толя. (17)И побежал ещё быстрей, чтоб мама не вздумала догонять его.
39. Среди предложений 40-45 найдите предложение с обособленными обстоятельствами.
(40)Сперва заработали ноги. (41)Краб перевернулся, медленно, с трудом поднялся. (42)Встал, отдыхая и отходя. (43)Он стоял, большой, корявый, стоял и набирался сил. (44)И как-то сразу же пропали все белые пятна.
– (45)Будет жить, - сказал Зыбин твёрдо.
40. Среди предложений 34 – 38 найдите предложение с обособленным обстоятельством.
(34)Хорошо, - Митя побоялся обидеть старого медведя, - а завтра мы ляжем спать пораньше, чтобы поиграть с вами со всеми живыми.
(35)Мальчик пожал ручку солдатикам, погладил по голове собачку Тишку, поставил машинки в гараж. - (36)Ника, давай спать, а завтра опять поиграем с игрушками!
– (37)Хорошо, - зевая, сказала девочка и уснула.
(38)Утром детей разбудил папа:
41. Среди предложений 5-14 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
(5)Вы, девчонки, совсем помешались на Антуане, - рассмеялась Оля Авласович. - (6)Антуан сказал, Антуан посмотрел… (7)Как ненормальные, честное слово, будто на нём свет клином сошёлся!
– (8)Можно подумать, тебе Клюшев не нравится! - насмешливо сказала Таня.
– (9)Нисколечко! (10)А тебе? - лукаво посмотрела на неё Оля.
(11)Таня внутренне вздрогнула, но опять вовремя совладала с собой и ответила:
– (12)Да так, с ума не схожу, как некоторые… - (13)И она с лёгким презрением посмотрела на Аллочку.
(14)Любимова дёрнула плечиком, но оправдываться не стала.
42. Среди предложений 13-18 найдите предложение с обособленным обстоятельством..(13)Вы задумывались когда-нибудь, как много делают для вас мамины руки, как натружены они, как беспокойны - добрые, нежные, сильные и заботливые мамины руки. (14)Они - самое первое, что мы почувствовали в жизни, когда пришли в этот новый, незнакомый и удивительный мир. (15)Они прижали нас к груди, защитив от невзгод и тревог. (16)Мамина ладошка коснётся твоих волос, потреплет их игриво, и вот ушли все неприятности и огорчения, как будто мама отвела их от тебя своей материнской рукой. (17)Самое дорогое сокровище, самая большая ценность в нашей жизни - руки нашей мамы! (18)Взявшие на себя всю боль и холод, все раны и удары жизни, все тяжести и непогоды - всё то, что ограждает нас от невзгод и позволяет быть счастливыми.43. Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным согласованным распространённым определением.
(1)В конце третьего класса, как раз по весне, когда вскрылась река и с шорохом и гулом уплыли вниз по воде рыхлые серые льдины, наша учительница Анна Николаевна привела в класс нового ученика в кителе с морскими пуговицами. (2)Эти пуговицы бросились мне в глаза прежде всего: у всех были железные пуговицы со звёздочкой, а у Витьки Борецкого - с якорями.
(3)Витька Борецкий сидел в классе тихо на предпоследней парте, посверкивал завидными пуговицами, был тих и аккуратен, тянул руку, если хотел сказать или спросить, в общем, был образцовым пай-мальчиком, совершенно непохожим на нашу шумливую братию.
(4)Вовка Мешков с первого дня невзлюбил Борецкого. (5)У Мешкова от роду не было внутренних тормозов. (6)Был он развязный, невоспитанный, и у него даже, казалось, глазки хищно щурились, когда он смотрел на Витьку.
44. Среди предложений 7-12 найдите предложение с обособленным дополнением.
(7)Я услышал голос Наили и представил себе её: волосы должны быть тёмными, глаза - с угольками в середине, губы - чуть припухшие, с едва заметными трещинками от воды и ветра. (8)Вместе с её голосом до меня долетало её дыхание, похожее на шелест листвы, когда пахнёт ветер. (9)Когда голос её умолкал, я боялся, что он не зазвучит снова - воспарит и умчится, как птица. (10)Мне хотелось, чтоб он звучал вечно и никто, кроме меня, его не слышал бы.
(11)Она сидела на прибрежном песке, поджав ноги и упершись подбородком в колени. (12)Она сидела неподвижно, может быть, даже уснула.

Формулировка задания:

Среди предложений 24-28 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения:
- (24)А зачем нам ваши копии? - с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. - (25)Музей не возьмёт копии. - (26)Не возьмёт, и вы не берите. - (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. - (28)И пожалуйста, верните мне все документы.

Правильный ответ: 27

Комментарий: тон (какой?) вызывающий, полный претензии

Что нужно знать:

Простое предложение

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ - это единица синтаксиса, грамматически организованная группа слов, законченная по смыслу. Грамматическая основа предложения - это подлежащее и сказуемое. В простом предложении может быть только одна грамматическая основа.

Часто за осложняющий компонент принимается придаточное предложение, и, наоборот, придаточная часть сложного предложения ошибочно понимается как осложнение.
Чтобы не ошибиться, надо чётко усвоить: осложняющий компонент не содержит в себе грамматической основы , а представляет собой дополнительное, добавочное высказывание, которое соотносится с основным, у которого есть оформленная грамматическая основа.

Осложняющие компоненты в предложении

Осложняющими компонентами могут быть:

  • однородные члены (Ни торт , ни новые игрушки , ни весёлые развлечения - ничто не радовало девочку );
  • обособленные определения (Дорога, мощённая булыжником, поднималась на вал );
  • обособленные дополнения (Всё общество, исключая Сергея Львовича , было в сборе );
  • обособленные приложения (Мы, филологи , знаем силу слова );
  • обособленные обстоятельства (Лиза, несмотря на вмешательство матери , устроила всё по-своему );
  • вводные слова (Я, по всей вероятности , здесь долго не задержусь) ;
  • вводные сочетания (Сановник этот, по меткому замечанию одного современника , имел сильный ум и надменную фигуру );
  • вводные предложения (Он приехал в Суздаль - в этом городишке бывал и я - и, представьте, принялся наводить справки о Модесте Петровиче );
  • вставные конструкции (... младшему - дураку (а точнее, доброму, честному простаку ) - всё хорошее по справедливости достаётся );
  • обращения (О, Павел Иванович , позвольте мне быть откровенным );
  • сравнительные обороты (Руки её холодны, словно лёд );
  • уточняющие члены предложения (У забора, на груде досок , уже поджидали Васька и Дран ).

Осложненное простое предложение (задание 9 ОГЭ).

задание 9 ОГЭ теория:

Простое предложение – это предложение, которое состоит из ОДНОЙ грамматической основы.

Предложение осложняют:

  1. Прямая речь
  2. Вводные слова и предложения
  3. Вставные конструкции
  4. Обращения
  5. Однородные члены предложения
  6. Обособления

В данной статье рассмотрим предложения, осложненные однородными членами предложения и обособленными членами предложения.

Однородные члены предложения

– это члены предложения, которые относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и выполняют одну и ту же синтаксическую функцию. Однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные: Потекла со страшной быстротой густая , пёстрая , странная жизнь (М. Горький). На лугу росли ромашки, одуванчики.

Однородные и неоднородные определения

Однородные определения характеризуют предмет с одной стороны (по цвету, форме, размеру) или создают целостную картину о предмете. Между однородными определениями обычно можно вставить союз и .

Например: По улице летели красные, желтые, синие шарики. (Красные, желтые, синие – однородные определения, обозначающие цвет, между ними можно поставить союз и .)

Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон. Между неоднородными определениями нет сочинительной связи, они произносятся без перечислительной интонации и не допускают вставки союза и .

крупные красные душистые цветы. (Крупные, красные, душистые – прилагательные, обозначающие разные признаки: цвет, форму, запах; это неоднородные определения.)

Обособленные члены предложения

Обособление – выделение запятыми

  1. Обособление определений

Определение – это второстепенный член предложения,
обозначающий признак предмета и отвечающий на вопросы: какой? чей?
Определение в предложении чаще всего выражается именем прилагательным,
местоимением, именем существительным и др.

Согласованные определения выражаются прилагательными, местоимениями, причастиями, числительными, которые согласуются с определяемым словом в роде, числе, падеже. Пыльная (какая? прилагательное) дорога вела в дремучий (какой? прилагательное) лес.

Несогласованные определения связываются с определяемым словом с помощью:

  • управления – дополнение ставится при главном слове в определённом падеже.

    в доме (каком? из чего?) из камня ; улочки (какие? чего?) Риги , бокал (какой? из чего?) из хрусталя

  • примыкания – дополнение является неизменяемой частью речи или неизменяемой формой.

    яйцо (какое?) всмятку ; шапка (какая?) набекрень.

Несогласованные определения при прямом порядке слов стоят после главного слова. Исключение составляют притяжательные местоимения его, её, их , которые занимают положение перед главным словом.

Алгоритм обособления согласованных определений:

Алгоритм обособления несогласованных определений:

2. Обособление приложений

Приложение - это определение, выраженное именем существительным, согласованным с определяемым словом в падеже.

Похожие публикации