Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Способность ребенком ставить перед собой конкретные цели. С целью по жизни

Наверное, едва ли не самая сложная задача для родителей - научиться стоять в стороне и смотреть, как их дети ставят перед собой цели и не могут их достичь. Когда дети говорят о крушении надежд и своем бессилии, естественной реакцией некоторых родителей будет защитить их от разочарования. Взрослые вмешиваются в учебу своих детей и переписывают, например, заданное на дом сочинение. Они спорят с тренером о том, почему их детей не взяли в школьную сборную, настаивают па том, чтобы учитель повысил ребенку оценку, или пишут записку с требованием продлить срок сдачи задания. У всех подобных поступков есть общая подоплека: ими вы пытаетесь оградить детей от разочарования, несправедливого обращения или возможной неудачи.

Однако умение справляться с неудачей и совершенными ошибками, учиться па них и ставить новые цели - это жизненно важный навык. Сталкиваясь с проблемами и трудностями, дети вырабатывают стойкость и характер . Они узнают, что ошибки в жизни неизбежны, и их самоуважение не страдает, когда они ошибаются. И наоборот, родители, которые ограждают детей от разочарований и неудач, тем самым невольно показывают детям, что те не способны ‘Преодолевать трудности самостоятельно, и приучают их сдаваться, как только задача становится слишком сложной.

Как же помочь своим детям понять, что прожить без ошибок и неудач невозможно? Как научить своих детей ставить перед собой реальные цели и безболезненно приходить в себя, если дела пошли не по плану? Мы подскажем, что можно сделать, чтобы выработать у ребенка позитивный взгляд на совершение ошибок и на необходимость учиться па них, а также на постановку целей.

Помогите своим детям ставить цели

Возможно, ваш ребенок хочет играть в школьной футбольной команде, попасть на доску почета ил и отказаться от какой-нибудь плохой привычки, например перестать грызть ногти. Может быть, у вашего ребенка есть стимул начать питаться здоровой пищей или лучше развить спортивные навыки. Какими бы ни были их цели, помогите своим детям определить необходимые для их достижения шаги. Для этого помогите им:

Ставить перед собой конкретную, а не обобщенную цель. Например, ваша дочь говорит, что хочет лучше учиться в школе. Помогите ей немного сузить поле деятельности, пояснив, чего же именно она хочет достичь. Утверждение, что она хочет получить пятерку по французскому, звучит конкретнее, чем желание стать лучшей ученицей в классе.

Устанавливать реалистичное время для достижения цели. Эту цель легко достичь в ближайшем будущем или ваш ребенок будет стремиться к ней длительное время?

Разбивать цель на маленькие этапы. Некоторые цели сначала кажутся недостижимыми. Нельзя похудеть на 15 килограммов или подготовить и разослать 10 заявлений о зачислении в колледжи за один вечер. Помогите своим детям легче добиваться поставленных целей, объяснив им, как разбить их на мелкие задачи. Например, если вашему сыну за три недели надо создать 45-минутную компьютерную презентацию для урока естествознания, расскажите ему, что первые два дня нужно собирать информацию, на третий набросать раскадровку и т. д.

Не потерять сосредоточенности . Даже при очень четком плане результат может не соответствовать желаемому. В таком случае помогите детям вернуться назад и подумать, что им нужно сделать, чтобы достичь своих целей.

Представить, как они будут жить в ближайшие шесть месяцев . Если они решат продолжать добиваться цели, каков должен быть конечный результат и какие чувства они будут испытывать? И наоборот, что они почувствуют, если не попытаются достичь своей цели или сдадутся?

Подавайте пример

Дети - внимательные наблюдатели. Они смотрят, как вы преодолеваете трудности, они наблюдают за вашими реакциями на неудачи и провалы. Думайте о том, как вы реагируете, когда сталкиваетесь с ситуацией, в которой можете потерпеть неудачу. Видят ли ваши дети, как вы берете препятствия приступом, ставите цели и подбираете пути решения их, если ваши первые попытки не увенчались успехом? Можете ли вы служить примером гибкости и решительности? Или они видят, как вы отступаете? Находите ли вы оправдание своим ошибкам, осуждая других или жалуясь, что задача слишком тяжела? Хотя демонстрация правильного отношения к ошибкам не гарантирует, что ваши дети будут поступать так же, она все же дает им пример, которому им нужно следовать.

Несовершенные родители

Порой лучше всего подбодрить детей is обучении может возможность увидеть, что их родители тоже не совершенны. Когда вы делаете ошибку - говорите, что же вы сделали неправильно: забыли, что должны были испечь для школьного праздника тридцать кексиков или опоздали па родительское собрание. Но обязательно добавляйте, чему вы научились на своей ошибке - например, с этого дня вы будете выходить на десять минут раньше или будете вести календарь, чтобы помнить, когда наступает ваша очередь нести в школу угощение.

И еще: вместо того чтобы говорить детям, что делать ошибки - это нормально, расскажите им о вашем собственном опыте из детства. Например, вы очень хотели играть в школьном театре, но так перенервничали, что на спектакле забыли все свои реплики. Поделитесь с детьми тем, что вы чувствовали, когда совершили ошибку, а также, как вы справились с трудностями. Расскажите, чему вы научились и что вы делали по-другому, когда вышли на сцену в следующий раз. Не забывайте подчеркивать, что вы пережили это поражение, - и тогда ваши дети переживут свои.

Используйте ошибки в качестве обучающих моментов

Иногда, вне зависимости от того, насколько усердно ваши дети стараются достичь цели, им это не удается. Возможно, им помешали какие-то внешние факторы, а возможно, они просто сделали ряд ошибок на пути к цели. В любом случае они могут огорчаться и беспокоиться о том, как бы не совершить таких же ошибок снова.

Когда такое случается, ваши дети могут отказаться от новых попыток. Вероятно, они попросят вас сделать дело за них. Как бы ни был велик соблазн оградить их от трудностей, все же настаивайте, чтобы они сделали еще одну попытку, и спросите, что, по их мнению, они могли бы сделать по-другому. Чему научил их опыт? Мягко укажите на то, что они сделали неправильно, и подчеркните то, что им удалось.

Опять же, важно подчеркнуть, что далеко не всем все удается с первой попытки. Все так или иначе ошибаются - на спортивных мероприятиях, на выступлениях, в играх, в школе. Когда и ваши дети, в свою очередь, ошибаются, предложите им хорошенько подумать о новых способах и новых стратегиях, с помощью которых можно достичь поставленных целей.

Выказывайте безграничную любовь

Очень важно отделять понимание того, что ваш ребенок потерпел неудачу, от представления, что ваш ребенок - неудачник. Будьте осторожны, чтобы не привить ребенку это чувство. В моменты гнева или раздражения у вас могут ненароком вырваться утверждения вроде:

  1. Как ты мог такое сделать?
  2. Ты никогда меня не слушаешь!
  3. Что с тобой случилось?
  4. Ты такой неуклюжий.
  5. Я же тебе говорила, что ничего не выйдет.

Все эти утверждения снижают самоуважение ребенка. Помните также о том, что если ваши дети будут бояться, что вы рассердитесь, накажете их, будете меньше их любить за ошибки, они научатся скрывать от вас все свои неверные шаги. И они с меньшей вероятностью решатся в будущем ставить перед собой сложные задачи, так как будут бояться неудачи.

Сценарий самого худшего

Когда вы видите, что ваши дети, боясь неудачи, сомневаются, браться ли им за что-то новое или ставить ли перед собою какую-то цель, спросите их, что самое плохое может случиться, если они сделают попытку и потерпят поражение. Да, они расстроятся, но, возможно, чему-то научатся па горьком опыте. В большинстве случаев последствия неудачи будут совсем не так масштабны и ужасны, как думали дети.

Важность целей и ошибок

Очень часто детям не удается достичь своих целей, потому что они совершают ошибки, расстраиваются и сдаются. Взрослый вы или ребенок, ошибки являются частью жизни. Подумайте над следующими сведениями, которые предоставляет Калифорнийская комиссия по повышению самоуважения и личной и общественной ответственности.

Ошибки - естественная часть жизни. Мы учимся на своем опыте; ошибки и провалы могут научить нас куда лучше удач и успехов. Эйнштейн провалил выпускной экзамен по математике. Эдисон перепробовал около 9000 видов нитей накала, прежде чем нашел ту, которая бы работала в электрической лампочке. Уолт Дисней пять раз становился банкротом, прежде чем был построен Диснейленд. Если мы примем свои ошибки, мы сможем продолжать рисковать, узнавать новое и двигаться дальше с воодушевлением и удовлетворением.

Подумайте о том, насколько изменилась бы наша жизнь, если бы эти преуспевающие, талантливые люди сдались при первом же провале их экспериментов. Они могут служить вдохновляющим примером для вашего неустрашимого затейника.

Навыки правильного целеполагания становятся все более востребованными. О том, как помочь ребенку овладеть ими, рассказывает детский коуч Марина Ким.

Взрослых приучили к тому, что нельзя работать без четко сформулированных целей. Критерии их выполнения - это некий маркер профессиональной эффективности. Подрастающему поколению придется учиться ставить цели, чтобы быть успешными во взрослой жизни.

Детский психолог, профессиональный коуч детей и подростков Марина Ким рассказывает, как помочь ребенку не только формулировать цели максимально конкретно, но и достигать их.

Цели на работе нам обычно ставят в SMART-формате, описывают «картину успеха», обозначают допустимые сроки, иногда мотивируют нас изречением Наполеона о том, что «невозможность - слово из словаря глупцов» и далее ожидают фееричных результатов.

Таким образом, бизнес задает вектор развития для каждого сотрудника в отдельности и для всей корпорации в целом. Некоторые переносят такой подход из бизнес-среды в частную жизнь - ставят и личные цели, не связанные с работой.

Расскажу о том, как можно работать с ребенком в направлении правильного целеполагания.

Поставить перед собой задачу: помочь ребенку

Расставляйте приоритеты в постановке целей вместе с детьми

Современные родители стремятся научить детей не просто плыть по течению, а занимать проактивную позицию в жизни, четко понимать свои цели, грамотно расставлять приоритеты, отделять главное от второстепенного.

В этом заключается совместная работа родителя, ребенка и детского коуча - в правильной постановке целей, в правильном планировании их достижения, в определении имеющихся ресурсов и препятствий.

Все вышеперечисленное и составляет ядро детского коучинга или, как бы сказали филологи, красную нить этого романа.


Проработать жизненные ценности: понять, какая цель правильная

Цель должна:

Соответствовать возрасту ребенка (маленький ребенок - маленькая цель)

Базироваться на жизненных ценностях самого ребенка, а не его родителя

Основная задача родителей - помочь ребенку сформулировать цель конкретно, осознать, какой смысл заложен в этой цели, какие есть ресурсы, где их недостаток и как можно его восполнить.

Ребенок будет увлеченно идти к достижению цели, получать удовольствие от процесса, анализировать неудачи, праздновать первые победы, одним словом пребывать в ресурсном состоянии до тех пор, пока его цели будут находиться в гармонии с его жизненными ценностями.

Я хочу предложить вам один инструмент детского коучинга, который позволит вашему ребенку подробно проработать свои цели.

Попросите ребенка заполнить таблицу ниже, расписав 1-2 цели. Помогите, если ему будет сложно, обсудите то, что у вас получилось. Чем подробнее будет заполнена таблица, тем более полную картину вы увидите.

Некоторые недоумевают, зачем при формулировке целей прописывать жизненные ценности. Ценности - это некий глубинный смысл цели, ответ на вопрос: «Что в глобальном смысле даст мне достижение цели?»


Проанализировать таблицу: понять, какие показатели важны


Проанализируйте, чему предстоит научиться ребенку, чтобы достичь поставленных целей

В зависимости от того, каким образом распределится заполнение столбцов «Имеющиеся знания» и «Чему необходимо научиться» , вы поймете «масштаб бедствия».

Возможно, самыми необходимыми знаниями, умениями и навыками ребенок уже владеет. Необходимо овладеть лишь дополнительными опциями. В этом случае надо будет углублять имеющуюся базу, параллельно расширяя кругозор по выбранной тематике.

Если же имеющиеся знания - капля в море, а список того, что необходимо освоить, - безграничный, то вы сможете правильно расставить приоритеты - заложить необходимое количество времени.

Если же время изначально ограничено, то этот параметр нужно поставить во главу угла и осваивать только то, что возможно в конкретный промежуток времени.

Прописывая «Что мне необходимо делать», ребенку нужно составить некий пошаговый план конкретных действий. Например, позвонить в вуз, зайти на сайт, сходить на день открытых дверей, подать заявку на участие в олимпиаде, пройти профориентацию.


Стать поддержкой для ребенка и найти ресурсы


Главное для ребенка - поддержка и забота родителей

Для любого ребенка его родители - огромный ресурс. Как правило, родители всегда готовы помогать ребенку в достижении целей, но лучше лишний раз убедиться, что вы находитесь в одном информационном поле с ребенком, обсуждая ответственность друг друга.

Если по каким-то причинам вы не готовы помогать ребенку материально или физически, честнее сообщить об этом сразу и не вызывать у него ложных надежд.

Кроме родителей, ребенок может привлекать к достижению своих целей и иные ресурсы. Это могут быть друзья, другие взрослые, которые могут стать наставниками, успешные в данной области родственники, признанные эксперты. Покажите ребенку все возможные варианты поиска дополнительных ресурсов.

Надеюсь, при помощи этого инструмента детского коучинга родители смогут научить своих детей грамотно работать с целями. Это тот навык, который будет актуален в течение всей жизни, ведь как сказал немецкий поэт Лессинг: «Самый медлительный человек, не теряющий из виду своей цели, все же проворнее того, кто блуждает без цели».

Если вдруг вы также испытываете проблемы с постановкой целей, то рекомендуем вам пройти по следующим ссылкам:

  1. . Тренер Светлана Ризаева подготовила для вас бесплатный онлайн-тренинг по целеполаганию, в котором она учит реализовывать мечты через их структурирование и трансформирование в конкретные цели.
  2. . В этом бесплатном онлайн-курсе по постановке целей личный коуч Тимур Ядгаров раскрывает секреты формулирования самодостигающихся 4D-целей.

Ставить цели и достигать их не учат в школе и университете. Родителям самим нужно объяснить ребёнку, почему это важно и как добиваться желаемого. Ниже - примерная схема, как поговорить с подростком о целях, а также простое и полезное упражнение, которое поможет ему стать целеустремлённым.

Мифы

Не всему, что говорят о целях, можно верить. Разберёмся, что вымысел, а что правда.

Миф № 1. «Всего можно добиться и без целей»

Цель - это как фонарь в ночи. Петляя и спотыкаясь, вполне можно дойти до нужного места. Но это не точно. А с фонарём этот путь преодолевается быстрее и гораздо легче. Цели не только дают нужное направление, но и вдохновляют на движение вперёд.

Миф № 2. «Чтобы поставить цель, нужен повод»

Так уж устроен человек, что начало он планирует на 1 января, 1 сентября или, на худой конец, ближайший понедельник. Всё это стереотипы. В эти периоды жизни и так достаточно хлопот, поэтому «красивые» даты не лучшее время для важных перемен. Не стоит ждать особого случая, сегодня - идеальный день для этого.

Миф № 3. «Всё придётся делать самому»

Цели - индивидуальное дело, но из этого не следует, что нельзя рассчитывать на помощь. Помогать тому, кто точно знает, куда идёт, гораздо приятнее, чем тому, кто живёт в сомнениях или без желания чего-то добиться. Учителя, друзья, родственники - все, кто есть в жизни подростка, - наверняка готовы помогать и поддерживать.

Правда

Правда № 1. «Цели важны»

Цели - это возможность для подростка представить себя в будущем, понять, о какой жизни он мечтает. Такое понимание помогает сохранять , улучшает физическое и эмоциональное состояние и ведёт к успеху. Наверняка в вашем окружении есть человек, который добился чего-то значимого. Посоветуйте подростку поговорить с ним. Успешный человек может рассказать, как он впервые поставил цель, как шёл к своей мечте, а заодно поделится советами и поддержит.

Правда № 2. «Не все ставят цели»

По данным исследований, цели есть лишь у трёх человек из 100. И даже у этих трёх цели чаще всего абстрактны и не имеют срока исполнения. Возможно, именно поэтому немногие добиваются успеха. Не стоит ориентироваться на большинство.

Правда № 3. «Стать целеустремлённым может каждый»

Целеустремлённость - это такой же навык, как умение читать, писать или считать. От подростка требуется только желание им овладеть, а также действия. Он может начать прямо в эту минуту, вот первое задание:

  • Пусть подросток поразмышляет, чем он хочет заниматься, чего желает добиться.
  • Затем пусть запишет мысли в блокноте или на листке бумаги.
  • Нужно заглядывать в блокнот каждый день или повесить листок на видное место.

Вот и сделаны три первых шага на пути к целеустремлённости. Осталось составить план действий и придерживаться его, пока желаемое не будет достигнуто.

Что такое «лестница цели» и как на неё взобраться

Попросите подростка представить себе лестницу. Наверху его ждёт мечта. Чтобы до неё добраться, нужно подняться по ступенькам, и каждая ступенька - это маленькая цель на пути к большой мечте. В этом состоит суть «лестницы цели».

Это «лестница целей». Объясните подростку, как взобраться на самый верх.

Чтобы сконструировать такую «лестницу», нужно выполнить следующие шаги.

Шаг первый. Выбрать

В начале необходимо определиться, чего хочется достичь в первую очередь. Пусть это будет не слишком долгосрочная цель, чтобы потренироваться, почувствовать уверенность и вдохновиться первыми результатами. В нашем примере эта цель звучит как «найти место для стажировки».

Шаг второй. Правильно сформулировать

Цель должна быть:

  • конкретна («получить пять на экзамене по алгебре», а не «выучить алгебру»);
  • измерима (должно быть предельно ясно, что и сколько нужно сделать: например, получить пятёрку, прочитать пять книг, пробежать десять километров);
  • достижима (нужно реально оценивать свои силы: стать голливудским актёром за год вряд ли получится);
  • важна (подростку стоит прислушаться к себе: действительно ли он хочет этого добиться или же он попал под влияние друзей, любимой передачи или фильма);
  • иметь срок выполнения (то есть нужно всегда назначать дату, к которой нужно достигнуть желаемого).

Если желание соответствует этим критериям, можно переходить к третьему шагу. В ином случае придётся переформулировать цель. Вот пример.

Цель : стать хорошим человеком.

Почему такая цель не подходит : стать хорошим человеком - стоящая цель, но непонятно, что для этого нужно делать. Какие действия сделают лучше? Уборка на столе? Большая активность на уроках? Помощь приюту для бездомных? Чтобы сделать свои цели достижимыми, нужно добавить в формулировки глаголы, которые означают конкретные действия, ведущие к цели.

Правильная цель : хотя бы два часа в неделю проводить занятия для маленьких детей в библиотеке.

Шаг третий. Определиться с действиями

Попросите подростка ответить на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы добиться желаемого?» Речь идёт именно о маленьких шагах, которые помогут дойти до самого верха лестницы. Лучше придумать как можно больше шагов и записать эти действия в столбик на листке бумаги. Это может быть звонок кому-то, просьба о помощи, изучение материала, дополнительные занятия, овладение каким-то .

Шаг четвёртый. Заполнить все «ступеньки»

В получившемся плане действий нужно вычеркнуть повторы и пункты, которые кажутся бесполезными. Затем переписать оставшиеся пункты плана в логическом порядке. Например, чтобы получить пятёрку на контрольной, нужно:

  • спросить учителя, что будет на контрольной;
  • прочитать главы из учебника на соответствующие темы;
  • просмотреть материал с урока;
  • решить задачки;
  • пройти тренировочный тест;
  • попросить кого-то проверить знания.

Длина «лестницы цели» зависит от сложности цели. Чем она сложнее, тем больше пунктов.

Шаг пятый. Определить сроки

Цель так и останется мечтой, если не обозначить конкретные сроки. Всё, что нужно, - это добавить к каждой «ступеньке» дату, к которой планируется выполнить ту или иную задачу.

Шаг шестой. Начать подниматься

На самую первую «ступеньку» можно подняться уже сегодня. Выполнив самое простое действие, подросток закрепит в голове ощущение «Я могу!». Не стоит откладывать на завтра или на понедельник то, что можно сделать сейчас.

Анна Сызгаева
Успешный педагог - залог успешного воспитания ребёнка

Профессиональное поведение педагога , его изменение, то какими новыми профессиональными умениями он овладел, и какая ценностная мотивация лежит в основе всех его преобразований, становится одной из важнейших проблем, обуславливающих сопровождение и воспитание ребёнка дошкольного возраста. Мастерство современного педагога формируется через постоянную профессиональную работу по самообразованию. Современному педагогу необходимо владеть предметными и психолого - педагогическими знаниями ; обладать высокими профессиональными качествами; способностью помочь ребёнку найти свой путь самореализации, стать самостоятельным, творческим, уверенными в себе человеком. Цель личностного и профессионального саморазвития педагога – успех в его педагогической деятельности . Можно развести личностную (внутреннюю) успешность : ощущение удовлетворённости жизнью, полноты самораскрытия, воплощение идеалов самоотдачи и т. д. – и профессиональную (внешнюю) успешность , которая обычно выражается в формальных показателях : профессиональном статусе, квалификационной категории. Внутренний успех возможен без внешнего успеха ,

но внешний успех невозможен без внутреннего ощущения успеха .

Успешный педагог , удовлетворённый собой и своей деятельностью, убежденный в своей личной и профессиональной компетентности, уверенный в своём успехе , оказывает позитивное воздействие на самооценку и на отношение к нему детей, членов коллектива, стимулирует у них стремление к успехам в деятельности и в конечном итоге оказывает развивающее воздействие на их личность.

В условиях модернизации и инновационного развития нашего общества важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни и быть успешным . Анализ современной научной литературы дает основание рассматривать понятие «успех » в различных аспектах : в психологическом : «успех » понимается как переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому стремилась личность, либо совпал с её ожиданиями, надеждами (уровнем притязаний, либо превзошел их; в социально-психологическом : «успех » рассматривается как оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами деятельности (когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для личности, можно говорить об успехе ); в педагогическом аспекте «успех » трактуется как качество, присущее личности, достигнувшей успеха в процессе воспитания и обучения . Таким образом, понятие «успех » можно рассматривать в узком и широком значении. Узкое значение сводится к пониманию оценки конкретного результата деятельности, значимого для личности. В широком смысле под успехом понимается жизненная успешность , которую человек достигает и переживает в ходе собственной жизнедеятельности, стремясь реализовать свой творческий потенциал. Успешный ребёнок обладает способностью продемонстрировать свои знания, умения и навыки (знать, понимать и уметь объяснить то, что ты понимаешь – это не одно и то же); высокий уровень знаний, способность использовать полученные знания в жизни, положительная мотивация к обучению, сохранение познавательного интереса, адекватно-позитивная самооценка.

Исследователи подчеркивают, что достижению высоких результатов способствуют такие качества, как вера в значимость и важность своего дела, понимание своей миссии, высокая работоспособность, энтузиазм, вера в себя, постоянное стремление к развитию и самосовершенствованию, внутренняя свобода. Именно высокая мотивация достижения, стремление к успеху определяют реальные результаты деятельности успешных людей .

Успеху способствует следующие особенности личности :

Упорное утверждение своей личности. Эта психологическая особенность обычно проявляется очень рано, но совсем не обязательно в высоких оценках за учебу. Скорее, она выражается в стремлении не подлаживаться под окружающих, а идти к собственной цели, не пасуя перед преградами.

Способность контактировать с окружающими. Основа этой способности - умение понять психологические особенности сотрудников и соперников и правильно использовать эту козырную карту в жизни.

Физическая выносливость. Психическая гармония обеспечивает завидное здоровье, которое тоже относится к важному элементу успеха .

Удивительная способность точно предвидеть, как будут развиваться события.

Особая гибкость. Человек, рожденный для удачи, точно понимает, когда надо признать свое поражение, или пойти на разумный компромисс. Он умеет при необходимости быть и очень упорным, но не делает личной трагедии и из отступления, поскольку уверен в успехе .

Незаурядная способность убеждать других.

Творческая активность - это одно из самых важных качеств людей, демонстрирующих высокую успешность , которое проявляется в самых широких областях.

Среди отдельных качеств личности, определяющих творческую активность, можно выделить стремление к новому; критичность мышления; способность к преобразованиям; стремление к творчеству и достижению успеха .

Мотивация достижения успеха , по мнению Г. Меррея, выражается в потребности преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в труде, самосовершенствоваться, соперничать с другими и опережать их, реализовывать свои таланты и тем самым повышать самоуважение. Множество исследований указывают на то, что вероятность успеха обучения повышается , когда учащиеся имеют возможность двигаться - в спорте, игровой деятельности, театральных постановках или на танцах, рисовать, исследовать. Американский психолог Говард Гарднер с полным основанием констатирует, что наша культура уделяет слишком много внимания вербальному и логическому интеллекту, тогда как другие формы интеллекта игнорируются. Преимущество такого представления об интеллекте - отсутствие дискриминации. Поэтому Гарднер обращает наше внимание на разные возможности творческого развития. Он выделяет семь видов интеллекта. Кроме того, важен тот факт, что каждый человек способен совершенствовать любой из семи интеллектов. К тому же все семь интеллектов сложным образом дополняют и усиливают друг друга. Известно, к примеру, что кинестетический интеллект имеет большое значение для наших вербальных, логических и «внутриличностных» способностей.

Учение о «семи интеллектах» напоминает о том, что интеллект проявляется не только в традиционно выделяемых вербальных и математических способностях. Интеллект - это наша способность успешно реагировать на новые ситуации и учиться на опыте. Он действует в разных жизненных ситуациях, в задачах, которые ставит перед нами жизнь.

1. Вербальный интеллект - это вербальные, речевые способности, интеллект журналистов, адвокатов, писателей, а также психотерапевтов, ведущих и тренеров. Тот, кто обладает этой формой интеллекта, может аргументировать, убеждать, беседовать, ободрять и учить, умело используя слова.

2. Логико-математический интеллект - операции с числами и логикой, интеллект ученого, программиста, экономиста и бухгалтера. Это наша способность думать в понятиях причины и следствия, формулировать тезисы, развивать концепции, распознавать образцы и рационально анализировать процессы и события.

3. Пространственно-визуальный интеллект - этот вид интеллекта «думает» в картинах и пространственных представлениях.

4. Музыкально-ритмический интеллект - здесь речь идет о восприятии ритмов и мелодии , их оценивании и создании.

5. Телесно-кинестетический интеллект - это интеллект нашего тела. К нему относится способность контролировать движения, ловко работать руками. В большинстве учебных ситуаций этим интеллектом недопустимо пренебрегают, хотя люди часто используют его при проведении досуга.

6. Межличностный интеллект - под этим подразумевается способность понимать других людей и сотрудничать с ними. Межличностный интеллект выражается в том, как мы воспринимаем настроения , темперамент и потребности других, как реагируем на них.

7. «Внутриличностный» интеллект - это наша способность понимать свой собственный внутренний мир. Сильный «внутриличностный» интеллект позволяет нам воспринимать наши чувства , установки и предрассудки и ориентировать поведение на наши собственные желания.

Каждый из нас обладает всеми типами интеллекта, хотя выражены они по-разному : одни сильнее, другие слабее. Практически нет таких вещей в жизни, для выполнения которых нам было бы достаточно одного типа интеллекта. Человек как животный организм может получать информацию с помощью органов чувств (глаз, ушей, носа, языка, кожи, мышц) . Соответственно этому и различают виды информации : зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая, осязательная, мышечное чувство.

Теория Гарднера - не типология «профилей одаренности» (это распространенное недопонимание) . Напротив, она помогает нам осознать наш потенциал : если мы хотим добиться лучших результатов в работе, нужно задействовать как можно больше видов интеллекта. Большинство людей могут развить любой тип интеллекта намного лучше, чем им кажется. Недостаточное развитие какого-либо типа связано с культурными предрассудками, влиянием родителей, системой образования или травматическим опытом.

Существуют разные возможности достижения успехов в области конкретного типа интеллекта. Например, кто-то не любит читать, но обладает высокоразвитым лингвистическим интеллектом, являясь прекрасным рассказчиком. Подобные факты нужно учитывать, предлагая задействовать в работе людей с разными типами интеллекта.

Теория множества интеллектов предлагает нам создавать различные ситуации в команде, соответствующие естественным склонностям детей, их личным потребностям. Нам необходимо заботиться о многообразии методов работы : не только разговаривать и печатать, но работать с рисунком, с движениями, с музыкой и ритмом, с пространством, взаимодействием и самонаблюдением.

Литература :

1. Говард Гарднер. Структура разума : теория множественного интеллекта. – М.: ООО «И. Д. Вильямс» , 2007. – 512 с.

Как научить своего ребенка самостоятельности

Сегодня я бы хотела с вами поговорить на тему «Как научить своего ребенка добиваться желаемого результата». Согласитесь, тема не из легких... В нашем современном мире, она, на мой взгляд, особенно актуальна. Почему? Да потому, что с мониторов и экранов телевизоров мы очень часто слышим о людях, которые очень быстро и без всяких усилий добились успеха в жизни или мгновенно разбогатели.

Да, есть много передач, в которых говориться о том, как важно работать над собой и добиваться всего своим непосильным трудом. Нам, взрослым, самим иногда хочется попасть на место того человека из телевизора, но реальность намного сложнее. А еще сложнее убедить в этом наших детей. Они ведь тоже смотрят телевизор, общаются в интернете, где богатство и успех находится на расстоянии вытянутой руки, это все рядом, но только не у них. И казалось бы, что может помешать иметь то, что хочется. Но задача родителей рассказать своим детям о том, что в нашей жизни ничего не дается даром, за все приходится платить, и что только своим трудом, умом, упорством, дисциплиной и ежедневной работой можно достичь реального результата. И убедить ребенка получиться только у тех взрослых, которые сами в это верят.

Наш век - это недолговечные результаты, случайные победы; успех с легкостью может свалиться на голову, но так же быстро и улетучиться. Многие думают что для того, чтобы быть успешным, нужно только везение и умение обаять окружающих, но никак не результат труда и работы самого человека. Некоторые взрослые ведут себя в жизни так, как будто смотрят телевизор: могут переключать моменты в жизни, словно используют пульт от телевизора - не понравился канал или программа - переключил. Также происходит с отношениями, работой, чувствами. Дети все это тоже видят и прекрасно копируют. Как же рассказать ребенку, что для достижения результата нужно упорно трудиться долгое время (если, конечно, вы сами верите в то, что не все в нашей жизни везение)?

Достигать результата - это значит работать и прилагать усилия. А что означает прилагать усилия - это значит справляться с трудностями, возникающими в процессе работы, которые мешают идти к намеченной цели. Конечно, было бы неплохо получить все и сразу, но без стараний и усилий ничего не выйдет. Ребенок, который добивается того, чего хочет (в хорошем смысле этого слова), становиться самостоятельным, уверенным, понимает, что в дальнейшем многое в его жизни зависит от него самого. Может гордиться собой и видеть чувство гордости своих близких (я сделал(а) это, а ведь это было так не просто!).

А как научить ребенка прикладывать усилия?

В первую очередь, понадобится само усилие, но теперь уже от родителей ребенка! Эта задача не из легких, быть последовательным и требовательным к своему ребенку. Маме после работы, дорожных пробок и магазина гораздо легче убрать игрушки и прибрать в детской комнате самой, нежели просить это сделать своего ребенка.

Как же заставить ребенка делать все самому?

Довольно часто родители пытаются пристыдить своего ребенка, но это почти никогда не помогает и к тому же может вызвать обратную реакцию. Если мы будем указывать ребенку только на его недоделки, мы можем вызвать у ребенка чувство вины или реакцию «зачем что то делать, если результат будет тем же» и ребенок перестает стараться. Намного проще и легче прилагать усилия ребенку, если он точно знает, что будет в конце, что он получит за свои труды. И помните! Ребенок развивается только там, где ему это интересно самому. Намного легче и быстрее ребенка можно научить читать, если ему очень хочется узнать, чем же закончиться интересная книга, английский быстрее выучится, если будет англоязычный друг в скайпе и так далее.

Детям нравится преодолевать трудности, но нам, родителям, очень важно знать еще и то, что выбирать направление он должен сам, и настаивать на том, что ему не интересно, не имеет смысла. И если ребенок все-таки отказывается от чего либо, постарайтесь разобраться - может, это совсем не его и лень тут совсем не причем.

Нужно ли рассказывать ребенку о том, что его усилия - это важно?

Думаю да, но в самом начале или тогда, когда ребенок отказывается что-то делать. Например: чистить зубы нужно, потому что без этого не будет гигиены полости рта и соответственно, здоровых зубов. Вот поэтому родители должны быть последовательны, а дети должны знать: что, почему и как им надо делать. В этом очень хорошо помогают ежедневные ритуалы, такие как: утром заправить постель; сделать зарядку; портфель и одежду в школу приготовить вечером и так далее. По мере взросления ребенка вводить все новые и новые обязанности, соответствующие его возрасту.

Что делать, если ребенок не справляется с поставленной для него задачей?

Для начала, как я сказала выше, задача должна соответствовать возрасту и умениям ребенка. Но если ребенок не справляется, то я скажу вам так - ребенок нуждается и в отрицательном опыте тоже, при условии, что это никак не вредит здоровью и жизни самого ребенка. Для психологического роста детям необходим опыт преодоления неудач. Нужно позволить ему встретиться с результатом своих действий или бездействий, это поможет ребенку повзрослеть.

Как помочь ребенку справиться с неудачей?

Родителям крайне важно объяснить ребенку, что именно у него не получилось и почему. Таким образом, они помогают ребенку справиться с неудачей. В этот момент очень важно быть терпеливым и добрым родителем, избегать обобщающей критики (у тебя как всегда; ты как обычно), и говорить не про ребенка в целом, а про его отдельно взятое не получившееся дело.

И самое главное - сколько бы родители не говорили ребенку, как нужно сделать правильно, но при этом делают сами не так, ничего из этого не выйдет. Только собственным примером родители могут научить ребенка добиваться чего то в жизни, не бросать на полпути начатое и доводить дело до конца. Ребенок стремится быть похожим на того родителя, которого он ценит и уважает. Дорогие родители, старайтесь соответствовать именно таким качествам!

Похожие публикации