Тренировка кратковременной памяти упражнения. Полезные советы о том, как тренировать память
Как тренировать память? Уверен, что таким вопросом задавался каждый из нас. Со временем начинаешь замечать, что какие-то мелкие детали забываются, что-то «выпадает» из головы. Потом маленькие детали становятся все больше и больше. Со временем начинаешь забывать важные события, даты, встречи. Это становится действительно проблемой, которую нужно решать.
Если раньше проблема плохой памяти волновала лишь стариков, то сейчас и молодежь все чаще жалуется на подобные недуг. Так что это? Болезнь, банальная невнимательность и рассеянность, или еще что-то?
Статья в тему: |
Ученые доказали, что 30% услышанной вами информации забудется через 20 минут, а уже через несколько часов вы не будете помнить и 70% того, о чем говорили. Ладно, если вы забываете что-то несущественное, но порой бывает так, что очень нужные встречи или дела попросту уходят на второй план. Как же тренировать память, как научиться получать максимум из услышанной, увиденной, прочитанной информации? Сегодня мы расскажем про 10 простых, но очень действенных способов улучшения вашей памяти. На первый взгляд они кажутся уж очень простыми, но если регулярно придерживаться нижеприведенных рекомендаций, то уже через несколько недель вы увидите качественные изменения.
1. Тренировка
Мозг можно рассматривать как мышцу. Конечно, не в классическом понимании этого слова, а лишь в том плане, что ему тоже нужны тренировки. Если вы хотите иметь хорошую память, то нужно ее тренировать. Разгадывайте кроссворды, учите песни, стихи, тексты. Можете начать изучать иностранный язык.
Один мой товарищ делал так. Каждое утро едя на работу он запоминал названия магазинов. Когда приезжал в офис, то записывал те, которые остались в памяти. На следующий день опять запоминал, и опять записывал. Со временем он уже наизусть мог их назвать, сказать где находятся, чем торгуют и т.д. Отличный и довольно необычный способ тренировать память, при этом не тратя лишнего времени.
Статья в тему:
|
2. Виноградный сок
Очень простой способ улучшить память – пить виноградный сок. Но не нужно путать настоящий сок с жижей которая продается в супермаркетах. Лучше самому с осени запастись качественным, красным виноградным соком.
Ученые из США доказали, что ежедневное употребление именно красного сока улучшает память на 20%. Это происходит за счет высокого содержания антиоксидантов, которые способствуют омоложению мозга.
3. Физическая активность
Наше тело – это идеальный механизм, и если оно находится в хорошем состоянии, то все функционирует правильно. Так вот, физическая активность способствует улучшению памяти. Когда вы двигаетесь, занимаетесь спортом, ведете активный образ жизни, то кровь циркулирует лучше, и переносить кислород в ваш мозг.
Интересный факт, президент США Франк Рузвельт обладал невероятной способностью запоминать имена. Он знал и помнил всех, с кем когда либо общался. Вы спросите как это ему удавалось? Все довольно просто. Рузвельт мысленно писал на лбу у человека его имя, и это позволяло при встрече быстро его вспомнить.
Статья в тему: |
4. Говорите в слух
Если хотите что-то запомнить, то нужно это проговорить в слух. Мозг устроен таким образом, что он гораздо лучше воспринимает информацию если она поступает в разных формах. Поэтому, если вам нужно запомнить адрес, телефон, имя человека, то не просто запишите его в блокнот, а еще и проговорите.
Очень действенным являются и ассоциативные ряды. Например, если название улицы тяжело запомнить, то подумайте с чем оно у Вас ассоциируется. Так вы создаете в памяти определенные образы, позволяющие быстрее воспроизводить информацию.
5. Сон
Самый простой способ улучшить память – это сон. Не засиживайтесь за компьютером до утра, ложитесь раньше, отдыхайте, высыпайтесь. Во сне расслабляются все мышцы, организм приходит в тонус, мозг тоже отдыхает. Ученые уже не раз акцентируют свое внимание на том, что здоровый и полноценный сон позволит Вам не только прожить дольше, но также наполнит зарядом энергии на весь день.
Очень важно еще понимать, что главное не сколько часов вы спите, а когда вы ложитесь отдыхать. Самое оптимальное время для сна с 21 до 01 ночи. Именно в это время мозговые волны максимально спокойны, тело все расслаблено, и вы по настоящему отдыхаете. Человеку, который ложиться спать в 22 часа, достаточно 5-6 часов для сна. Если же вы ложитесь в 3, а то и в 5 утра, то и 10 часов может быть мало. В результате вы проснетесь уставшим, вялым, без сил и энергии. Понятное дело, что в таком состоянии память будет куда хуже.
6. Релаксация
Под релаксацией лично я понимаю различные духовные практики – йога и медитация. Восточные мудрецы уже тысячелетиями практикую медитации, и это позволяет им не только жить более ста лет, но и все время оставаться в сознательном и бодрствующем состоянии.
Медитация – это очищения ума, минуты безмолвия и самопознания. Когда вы медитируете, то как бы раскладываете все мысли и переживания по полочкам, очищаете ум от лишнего.
7. Гимнастика для глаз
Еще один научный факт, который был подтвержден многими учеными. Достаточно каждое утро уделять 30 секунд небольшой гимнастике для глаз, и ваша память улучшиться на 10%. Что нужно делать? Просто встаньте перед окном, или где Вам удобно, и перемещайте глаза из стороны в сторону. Такое упражнение позволит задействовать оба полушария головного мозга, синхронизировать их работу.
Интересный факт. Если вы хотите заучить какую-то важную информацию, то лучше это делать с 7 до 10 утра, и с 17 до 20 вечера. Именно в эти периоды активность головного мозга выше на 30%. Поэтому, если готовитесь к сессии, то не стоит учить по ночам и недосыпать. Лучше хорошенько высыпайтесь, а все самое главное учите с утра.
8. Ассоциации
Чуть выше я уже косвенно затронул ассоциации и ассоциативные ряды. Это очень действенный метод, который доказан не только научно, но и проверен на собственном опыте. У меня очень много запахов ассоциируются с теми или иными людьми, и с событиями, при которых я этот запах впервые почувствовал. Вы же можете использовать свои образы. Например, какие-то названия, картинки, звуки, или те же запахи.
Ассоциации позволяют капнуть глубоко в недра нашей памяти, найти такие уголки, где спрятано самые интересные воспоминания.
9. Здоровое и правильное питание
Здоровое и правильное питание способствует развитию организма, его нормальному функционированию. Поэтому, если вы хотите улучшить свою память, то нужно отказаться от продуктов содержащих химию, Е-добавки, красители, усилители вкусу. Все это блокирует нормальное развитие организма и мозга в том числе.
Употребляйте больше свежих и натуральных продуктов. В первую очередь обратите внимание на те, которые содержат антиоксиданты. Это черника, брокколи, шпинат, орехи, цитрусовые, свекла, чернослив, изюм. Не забываем, естественно, про омега – 3 жирные кислоты!
Интересный факт. В последнее время ученые очень осторожно, но регулярно, заявляют, что вегетарианская диета, которая основывается на употреблении свежих овощей и фруктов (до 90% рациона) значительно полезнее нежили обычное питание. Свежие овощи и фрукты, а также злаки и орехи, содержать все необходимые витамины, минералы, быстро перевариваются и легко усваиваются организмом.
Статья в тему: |
10. Витамины
Конечно же, без витаминов никуда. Но не стоит думать, что синтетические витамины, которые продаются в аптеках, сильно Вам помогут. Тут, прежде всего, нужно рассчитывать только на натуральные витаминные комплексы. Понимаете о чем я? Да-да, яблоки с бабушкиной деревни, зелень, овощи и фрукты – вот то, что сделает Вас здоровее и сильнее.
Очень много витамином, различных жиров и минералов содержится в бобовых и злаках. Маш, нут, чечевица – лидеры по содержанию белка и незаменимых аминокислот.
У меня всегда была проблема запомнить телефонный номер. Даже во время пользования городским телефоном я всё время обращался к блокноту, чтобы не перепутать цифры. С развитием технологий и появлением 11-значных номеров я вовсе не мог ни на секунду задержать их в голове. Вместе с тем, мой друг Михаил при необходимости мог запоминать их на несколько часов.
Как-то раз я поинтересовался у Миши, почему ему так легко даётся запоминать длинные наборы чисел. Он сразу сказал, что это умение ему приходилось развивать, а сейчас ещё и поддерживать.
Михаил спросил у меня, пробовал ли я разбивать номер на составные части, чтобы легче запоминалось. Получив утвердительный ответ, он рассказал, как улучшить кратковременную память и упражнения посоветовал.
Назначение и преимущества
Процесс запоминания происходит по схеме. Сначала чётко отпечатывается образ, который сохраняется в течение 0,1 – 0,5 секунд. Затем из полученных знаний выделяются особо важные элементы и поступают в краткосрочную базу. Без повтора материала данные хранятся не более 30 секунд.
Как говорит Харуки Мураками: «Память и мысли стареют так же, как и люди».
Различают виды краткосрочной памяти, в зависимости от источника информации:
- тактильная;
- вкусовая;
- обонятельная;
- зрительная;
- слуховая.
Основную информацию люди получают с помощью глаз и ушей. Поэтому последние 2 вида наиболее ценны, именно их нужно развивать.
Объём информации, которая откладывается на короткий срок, ограничен. Ребёнок в состоянии запомнить 5-7 элементов, взрослый 7-9. Но необходимо понимать, что эта величина сугубо индивидуальна и напрямую зависит от генетических качеств.
Ненужные сведения тут же стираются, важные – переходят в оперативную или долговременную память. Главное преимущество кратковременного запоминания – происходит фильтрование лишней информации, сохраняется только суть.
Это позволяет сэкономить время, запомнить то, что действительно важно, избегать информационной перегрузки – источника тревог и стресса. Тренировать – значит приучать мозг фокусироваться на задаче, не перегружать его.
Упражнения
Существуют различные способы развития кратковременной памяти. Все они одинаково полезны. Но следует помнить, что результаты дают только регулярные тренировки. Их необходимо совершать каждый день по полчаса.
«Техника Фибоначчи»
Это математический ряд чисел, где каждая последующая цифра является суммой двух предыдущих. При сбивании со счёта, забывании последовательности, начинают заново. Пример 1+1=2, 2+1=3, 3+2=05, 5+3=8, 8+5=13, 13+8=21… Вычислив последовательность, её проговаривают про себя.
Мнемоническое упражнение «20»
Задание состоит из 20 бессвязных слов. Нужно, чтобы кто-то написал их для вас. Задача: запомнить слова по порядку за 1 минуту, а затем выписать то, что запомнилось на лист бумаги. Результат оценивается по критериям: точность воспроизведения по порядку, количество забытых слов. Пример задания, как тренировать кратковременную память:
- работа;
- книга;
- импровизация;
- кружка;
- спортсмен;
- рука;
- равенство;
- диван;
- субтитр;
- каламбур;
- слеза;
- огород;
- телефон;
- вулкан;
- сельдь;
- люстра;
- наколенник;
- магия;
- солнце.
Нет никаких правил запоминания: удобно использовать ассоциативный метод – используйте, удобно перечитывать слова в течение всей минуты – перечитывайте, удобно записать на диктофон и прослушать – делайте так. Нужно развивать ту форму восприятия, которая ближе. Главное – уложиться в отведённое время.
«Абзац»
Популярное упражнение для группового психологического тренинга на тему, как улучшить кратковременную память. Но метод можно использовать и для индивидуальной тренировки. Понадобится книга. Её открывают на любой странице и зачитывают какой-нибудь абзац. Задача: запомнить каждое слово.
Если занятие ведётся в коллективе, то назначается ведущий. После прочтения он терпеливо выжидает, когда группа вспомнит весь текст. При возникновении трудностей подсказывает очередное слово. Если упражнение выполняется самостоятельно, то необходимо сначала приложить усилия, чтобы вспомнить текст, а уже потом подсматривать.
«Она поднесла её к губам… и в самый последний миг, содрогаясь всем телом, наклонилась вперёд и торопливым движением выплеснула содержимое в горшок с папоротником. А потом села и взглянула на него надменно».
«10 предметов»
Тренировка кратковременной памяти тесно связана со зрительным восприятием. Эффективно развивать его с помощью этого упражнения. На столе раскладывают 10 предметов. В течение 1 минуты необходимо запомнить их расположение, форму, расцветку и т.д. По прошествии указанного времени, закрывают объекты тёмным материалом. Задача: рассказать о предметах всё, что вспоминается.
Начинать допускается с простых предметов, но каждый раз следует усложнять задание. Для этого берут детали сложных форм. В конечном счёте, можно пробовать описать рисунки на ковре, картины, картинки из книг. Если предполагается описание какого-то художественного элемента, то достаточно одной позиции.
«Всплеск эмоций»
Считается, что это упражнение больше нацелено на развитие оперативной памяти, отвечающей за сохранность информации до определённого времени. Но без объёмного краткосрочного хранилища, сведения просто не дойдут до «оперативного отдела». Поэтому эффективность методики высока.
Суть заключается в том, чтобы информацию сопровождали эмоции. Их отсутствие – одна из основных причин забывчивости. Например, завтра нужно подстричься. Любой человек делает то, что важно для него в настоящий момент. Поэтому каждый говорит себе фразы типа: «послезавтра презентация проекта, если завтра не подстригусь, буду выглядеть как обезьяна».
Все мы ищем причины для того, чтобы выполнить дела в срок. Упражнение позволяет вызвать эмоции, когда естественных причин для них недостаточно. Необходимо придумать какую-нибудь страшилку. Что будет, если завтра не подстричься? Возможно несколько вариантов:
- Не смогу промыть волосы, появятся вши.
- Когда буду проходить мимо парковки, волосы попадут в окно одной из машин. Водитель зажмёт их стеклом, и буду я бегать за автомобилем по всему городу.
- Подует ветер, и мои волосы понесут меня в какое-нибудь Зазеркалье. Ищи потом выход из этой страны чудес.
Примеры фантастические, но действенные даже в таком ключе. Чем страшнее (или смешнее?) история, тем лучше запоминается, что нужно сделать.
Методы восстановления обстановки и составления автопортретов
Ряд техник, помогающих как улучшить краткосрочную память, так и развивать внимание, направлен на воспроизведение недавних событий. Самой популярной из них стала модифицированная техника Пифагора. Она предлагает вспоминать перед сном все события дня в мельчайших подробностях.
Необходимо вспомнить свои первые мысли после пробуждения, действия после подъёма с кровати. При этом сохраняется хронологический порядок – нельзя перескакивать с утренних событий на дневные или вечерние. Правило одно: чем ярче образы воспоминаний, тем эффективнее упражнение.
Вне зависимости от того используете вы эту методику или нет, следует попробовать другие упражнения из этой группы в течение дня. Например:
- Вспомните прямо сейчас, что вы делали до прочтения этой статьи. Допустим, вы мыли посуду. Это была сервировочная или наплитная тара? Чего было больше: тарелок или ложек? Губка (тряпка) какого цвета использовалась?
- Прощаясь с малознакомым или до этого разговора незнакомым человеком, ещё раз окиньте его взором. Сразу после диалога вспомните в мельчайших подробностях его лицо, телосложение, рост, особенности, одежду. Запишите всё на листок бумаги. Постарайтесь при следующей встрече понять, не ошиблись ли вы в своём описании.
Упражнения выполняют в любое удобное время дома, на работе, в общественном транспорте. Для исследования берётся любая ситуация. При изучении человека, главное – не рассматривать его в упор, чтобы не напугать.
Итого
Существует множество приёмов того, как развить кратковременную память. Все они сводятся к описанию предметов, людей, недавних событий. Развитие позволяет переносить больше информации в другие отделы. Соответственно улучшаются другие виды восприятия, запоминания и воспроизведения информации.
«Тренируй память, чтобы помнить, что ты уже забыл», – говорил Доминик Опольский. Зачем это нужно? Чтобы время, затраченное на воспоминание и самокритику за неосуществлённые дела, можно было провести с большей пользой.
Экология сознания: Жизнь. Эти упражнения развивают память на иностранные фамилии, сложные географические и биологические термины и т. п., а также формирует общую установку на соотнесение нового изучаемого материала с элементами уже известных, хранящихся в памяти знаний.
Лучшие упражнения на запоминание
Запоминание несвязанных чисел
Учащемуся предлагается заучивать один за другим несколько рядов из 10-12 цифр.
При этом подчеркивается, что основной упор следует делать не на механическом повторении цифр вслух или про себя и не на зрительное фотографическое их запечатление, а на поиск осмысленных связей между ними. Например, просматривая ряд цифр 6513024860, можно установить, что 65:13=5; 2, 4, 8 - ряд степеней числа 2; ряд 0, 2, 4, 8, 6 - возрастающие четные числа, среди которых два последних переставлены; 65 - номер вашей квартиры, а 86 - год свадьбы вашего брата; по краям сходные числа 65 и 60; в конце каждой половины цифр - нули и т. д. Чем больше подобных соотношений в каждом ряду обнаруживается, тем лучшим оказывается запоминание цифр.
После такого анализа нескольких рядов учащемуся предлагается по памяти записать на бумаге цифры, содержащиеся в каждом из них, в той же последовательности. Ряды можно брать из таблицы случайных чисел или, в крайнем случае, из телефонного справочника.
Ряды случайных чисел для запоминания:
6442180814 1798548911
4380009351 4132644344
4102483167 9624043642
0747744606 5484654759
Если при проверке обнаружится, что в одном из рядов допущена ошибка, следует проанализировать вместе с учащимся ее происхождение: она является показателем недостаточной четкости смыслового анализа ряда,
Это упражнение формирует способность легко запоминать различные числа (исторические даты, адреса, номера телефонов и т. п.), а также формирует обобщенную установку на поиск связей в запоминаемом материале вместо механического запечатления.
Анализ бессмысленных слов
Учащемуся предъявляются несколько квазислов длиной в 20-25 букв, наподобие следующего:
КОМОЛИСТРЕНОШИВЕРТОН
Упражнения на развитие памяти
Медленно просматривая каждое слово, следует выделить некоторый смысл в его отдельных буквосочетаниях или вскрыть связи между его частями. Например, «комол» - сокращение от «комсомол», или объединение двух коротких слов с буквой о в середине: «ком» и «мол»; сочетание «комолист» можно ассоциировать со словами «вокалист» или «голосист» или интерпретировать как сложное слово: «ком» (или «кому»)+«лист»; «стрено» связать со словами «стрела» или «встреча», а «стренош» - со словом «стреножить»; «шиверт» - с выражением «шиворот-навыворот», а «шивертон» - со словом «камертон». При анализе слова в целом можно заметить, что во всех случаях после согласной буквы следует гласная, за исключением сходных сочетаний «стр» в середине слова и «рт» в конце, а также, что из гласных в этом слове есть только буквы о, и, е, которые, как известно, находятся в конце первой половины алфавита и не перемежаются никакими другими гласными.
После сверки воспроизведенных слов с предъявленными проводится анализ причин ошибок. Воспроизведение совершается через несколько часов и через день после заучивания с целью обнаруживания слабых мест смыслового запоминания каждого учащегося и их коррекции при последующих выполнениях упражнения.
Это упражнение развивает память на иностранные фамилии, сложные географические и биологические термины и т. п. , а также формирует общую установку на соотнесение нового изучаемого материала с элементами уже известных, хранящихся в памяти знаний.
Запоминание пар слов
Учащимся предлагаются наборы из 25-30 пар не связанных друг с другом слов, например: кит - сигарета, слива - лампа, жук - облако и т. п. Последовательно прочитывая каждую пару слов, следует сформировать в уме некоторые образы, необычные картинки, в которых причудливым способом сочетались бы эти два предмета. Каждую картинку следует представить себе как можно ярче, эмоциональнее. Например, плывет кит с сигаретой во рту, сигарета светит в сумраке, от нее поднимается дым, похожий по цвету на шкуру кита. Или на настольной лампе вдруг, как на дереве, созрели сочные, сладкие сливы. Или внутри сливы находится нить накала и она светит, как лампа.
После этого предъявляются на бланке или зачитываются первые слова каждой пары. Второе слово надо вспомнить и самостоятельно записать. Затем предъявляются только вторые слова пары, по ним надо восстановить первое слово. Процедура повторяется через несколько дней после запоминания и завершается анализом причин допущенных ошибок.
Это упражнение направлено на совершенствование приема создания ярких образов при запоминании текстового материала.
"Тройная стимуляция" памяти
Упражнение разработано по аналогии с известной методикой «двойной стимуляции» памяти (А. Н. Леонтьев) и на начальном этапе предполагает работу лишь с двумя рядами стимулов. Учащимся предъявляется ряд карточек с напечатанными на них словами или нарисованными картинками и предлагается из другого аналогичного набора карточек подобрать к каждой из первого набора такую, которая подходила бы к ней по смыслу (например, зерно - хлеб, дом - забор) с тем, чтобы в дальнейшем можно было, глядя лишь на второй ряд карточек, в точности вспомнить все карточки первого ряда.
После того, как учащийся усвоил принцип подбора сходных слов и воспроизведение основного слова с опорой на вспомогательное, задание усложняется.
Ему предлагают первый набор карточек (например: крыша, судья, рельс, лодка) и просят положить рядом с ними карточки второго набора (мяч, синица, окно, вокзал), основываясь на смысловом, образном, эмоциональном или каком-либо ином сходстве слов. Карточки второго набора располагаются под карточками первого набора («окно» под «крышей», «синица» под «самолетом», «мяч» под «судьей», «вокзал» под «рельсом»).
Затем первый набор карточек закрывается листом ватмана и предъявляется третий набор карточек (герань, кресло, змея, сапог). Задача учащихся - положить под каждой из карточек оставшегося второго набора связанную с ней карточку нового - третьего набора (окно - герань, синица - змея, мяч -- сапог, вокзал - кресло).
После этого закрывается и второй набор карточек. Задача учащихся - глядя лишь на третий ряд карточек, вспомнить связанные с каждой из них карточки второго и первого наборов (по карточке «герань» восстановить «окно» и «крышу», по карточке «змея» вспомнить «синицу» и «самолет» и т. д.).
При достижении легкости в выполнении этого упражнения предлагается называть сразу карточки первого набора, не называя карточек второго набора. Можно вводить и большее количество опосредствующих наборов: четыре или пять,- удлиняя и усложняя тем самым смысловые цепочки слов.
Это упражнение формирует способность быстро находить и устанавливать смысловые связи между отдельными элементами материала и опираться на них при его воспроизведении.
Раскладывание карточек с несвязанными словами
Используются комплекты из 15-20 карточек со словами, по возможности не связанными по смыслу и не похожими по звучанию. Например: счетчик, стол, фонарь, палитра, токарь, свинец, шерсть, фикус, мелодия, схема, зебра. Задача учащегося - предложить несколько вариантов раскладки карточек, облегчающих их запоминание. Например, можно объединить слова с общей первой буквой - «с» и «ф», и внутри каждой группы попытаться увязать слова друг с другом: фикус светит, как фонарь (или фонарь сделан в форме фикуса), а на столе лежит схема свинцового счетчика и на нее пролили сироп. Возможна и логическая классификация: токарь, зебра, фикус - живое (причем, здесь и человек, и животное, и растение); палитра и мелодия связаны с искусством; стол, фонарь, счетчик - бытовые предметы и т, д. Можно объединить слова к по конкретным ситуациям, составив один-два небольших рассказа, например: Некто включил фонарь, чтобы посмотреть на счетчик, а для этого пододвинул стол, чтобы на него взобраться, при этом упал фикус и т. п.
После раскладывания карточек осуществляется непосредственное и отсроченное воспроизведение слов и анализируются причины пропусков и замен некоторых из них.
Это упражнение формирует способность находить многообразные связи в первоначально разрозненном материале, обеспечивая тем самым его эффективное запоминание.
Анализ структуры длинных предложений
Подбирается несколько предложений, состоящих из 18-20 слов. Например: «Японские специалисты, обслуживающие компьютеры, давно заметили, что злейшим врагом больших ЭВМ являются крысы, которые прогрызают важные системы электронного управления на транспорте и в производстве». Медленно и вдумчиво прочитывая предложение, следует шаг за шагом составлять схему, отражающую его синтаксическую структуру. Затем, глядя на схему (слова в которой не несут никакой конкретной информации, а выступают в роли вспомогательных опор, пунктирных линий воспроизведения),
- какими
- какие
- что сделали
- кого, что
- чего
- кем
- являются
- кто
- каких
- кто
- которые
- что делают
- которые
- что делают
- что
- делающие
- кого
- что
- что:
- когда
- чего
- где (2 места)
- какие
- каких
следует попробовать как можно точнее восстановить предложение (сразу же после запоминания и спустя несколько часов).
Это упражнение развивает способность вскрывать и использовать все до одного смысловые соотношения между элементами фразы, что является необходимой предпосылкой точного в смысловом отношении или даже дословного запоминания определений, цитат или ключевых фраз текстов.
Анализ структуры коротких текстов
Предъявляются законченные тексты из 5-7 развернутых предложений. Например: «По мнению американских ученых, четыре-пять часов, проведенных перед телевизором, действуют на организм как несколько рюмок алкоголя. В эксперименте ученые использовали группу водителей, которые сели за руль после того, как в течение нескольких часов смотрели телевизор. В результате 9 % из них необоснованно пересекли запрещающие линии на шоссе, 20 % перепутали зеленый и красный цвета светофора. Фактически они поступали как люди, употребившие алкоголь».
В процессе чтения текста составляется схема, отражающая все смысловые его части:
- о сходстве одного с другим
- кто участвовал
- что делали
- сперва
- потом
- линии
- цвет
- вывод о сходстве
- линии
- цвет
- вывод о сходстве
- суть
- эксперимент
- результаты
- сравнение
Спустя несколько минут или часов следует, глядя на схему, как можно точнее воспроизвести содержание текста. Важно, чтобы все смысловые единицы текста были воспроизведены. Это упражнение развивает способность производить глубокий анализ структуры текста в процессе составления его схемы, а также точно использовать составленную схему при воспроизведении материала.
Составление схематических рисунков
Предъявляются искусственные сложные тексты, перегруженные информацией об отдельных элементах, связях между ними, последовательно влияющих друг на друга и т. д. Например:
«Если действие первого и второго явления на третье оказывается совместным, то сочетание признака А первого явления и признака Б второго явления приводит к изменению свойства В в третьем явлении. Изменение свойства В спустя некоторое время приводит к изменению свойства Г, которое теперь немедленно порождает его признаки Д и Е, которые, взаимодействуя друг с другом, усиливаются. Это приводит к тому, что третье явление разрушительно действует на четвертое явление. Это происходит так: новые свойства Д и Е третьего явления порождают в четвертом явлении свойство Ж, которое, нарастая, приводит его к взрыву».
Медленно читая текст, следует составить схематический рисунок, отражающий описанные в нем процессы.
Затем спустя несколько минут или часов надо максимально точно воспроизвести содержание текста, используя для этого составленный рисунок. По мере достижения легкости в выполнении этого упражнения воспроизводить текст следует без рисунка, опираясь лишь на зрительное его представление.
Это упражнение формирует способность быстро и точно переводить содержание текста в образный план, вычленять в нем наиболее существенные связи и использовать зрительные представления в структуре логической памяти.
Составление плана текстов
Это упражнение предлагается для самостоятельного выполнения в домашних условиях. Рекомендуется взять научную или научно-популярную книгу, представляющую для понимания некоторую трудность, однако не перегруженную специальными терминами и фразами со сложной конструкцией. Следует ежедневно прочитывать несколько страниц текста и по ходу чтения записывать в тетради его план. Например, прочитать 1-2 абзаца, определить для себя: это о том-то, и главное здесь то-то, и тут же записать двумя-тремя словами первый пункт плана, затем перейти к следующим абзацам и т. д.
Спустя несколько дней или недель следует открыть тетрадь с планом и попробовать как можно точнее восстановить по нему весь прочитанный текст. Основное внимание при этом обращается на максимально подробное разворачивание, раскодирование каждого пункта плана, восстановление всего содержания связанного с ним отрывка текста.
Тщательно анализируются причины всех трудностей, возникающих в процессе воспроизведения. Поскольку они в основном связаны с недостаточно глубоким смысловым анализом отдельных отрывков текста или с неудачной формулировкой отдельных пунктов плана, учащийся имеет возможность на собственном опыте убедиться в том, насколько полезным для запоминания оказывается понимание материала, а также постепенно определить для себя, какие именно особенности оформления пунктов плана обеспечивают высокую эффективность запоминания и воспроизведения. Вначале такой анализ затруднений проводится совместно с психологом, в дальнейшем - самостоятельно.
Звери в состоянии невесомости
ЗАДАНИЕ 1. Посмотри внимательно на этот рисунок. Звери попали в необычную ситуацию. Постарайся запомнить расположение зверей. На запоминание дается 3 минуты.
ЗАДАНИЕ 2.
Необходимо нарисовать то, что удалось запомнить.
ЗАДАНИЕ 3.
Необходимо обсудить с ребенком процесс запоминания.
ПРИМЕЧАНИЕ. Существует несколько способов запоминания положения зверей.
1. Большой квадрат разделен на 9 маленьких квадратов. При запоминании, таким образом, можно опираться на положение животного относительно стороны маленького квадрата.
2. Звери повторяются. Поэтому сначала можно запомнить расположение ежей, затем - лис и т. д.
3. Звери чередуются. Поэтому можно найти закономерности их расположения.
4. Можно совместить способы запоминания.
Ассоциации
ЗАДАНИЕ 1. Я буду называть тебе слова, а ты отвечай мне на каждое мое слово своим, первым пришедшим тебе в голову. Внимание!
Родина
Сквер
Геометрия
Фальсификация
Удар
Ошибка
Камин
Контроль
Ножницы
Любовь
Беда
Свидание
Сказка
Необычность
Костер
Записка
Губы
Проблема
Родители
Кризис
ЗАДАНИЕ 2. Постарайся вспомнить слова, которые я называл.
ПРИМЕЧАНИЕ.
В данной игре применяется уже известный прием - ассоциации - установление связей запоминаемого с чем-либо известным по сходству, подобию, смежности или противоположности.
Игра Барабан
ЗАДАНИЕ 1. Придумай способ, с помощью которого можно запомнить букву и ее местонахождение на этом игровом барабане.
ЗАДАНИЕ 2. Нарисуй, не подглядывая, что и как расположено на игровом барабане.
ЗАДАНИЕ 3. Расскажи, каким способом запоминал.
ПРИМЕЧАНИЕ. Надо приветствовать ситуацию, когда ребенок придумывает несколько способов запоминания. Это говорит о творческой направленности его мышления. В тех случаях, когда ребенок нашел несколько способов запоминания, но правильно воспроизвести эту картинку не смог (ошибся в написании или местонахождении букв), надо особое внимание уделить развитию памяти. Такого рода результаты указывают на недостаточное развитие, скорее всего, его природной памяти.
Запомни фразы
Закройте глаза и представьте соответствующие картинки, названия которых произнесут:
1. Лев, нападающий на антилопу
2. Собака, виляющая хвостом
3. Муха в вашем супе
4. Миндальное печенье в коробке
5. Молния в темноте
6. Пятно на вашей любимой одежде
7. Бриллиант, сверкающий на солнце
8. Крик ужаса в ночи
9. Радость материнства
10. Друг, ворующий деньги из вашего кошелька
А теперь вспомните и запишите названия визуализированных картинок. Если вспомните более 8 образов, упражнение выполнено успешно.
10 слов
Зачитывают 10 слов. Нужно запомнившиеся слова в том же порядке, как они были предъявлены.
Слова:
утро, серебро, ребенок, река, север, вверх, капуста, стакан, школа, ботинок.
Числовые ряды
Зачитываются ряды чисел. Нужно записать запомнившиеся числа. После этого вновь прочитывают ряды чисел и неправильно воспроизведенные по порядку и величине числа зачеркивают. Пропуск числа в ряду не считается ошибкой.
Числовые ряды:
37 48 95
24 73 58 49
89 65 17 59 78
53 27 87 91 23 47
16 51 38 43 87 14 92
72 84 11 85 41 68 27 58
47 32 61 18 92 34 52 76 84
69 15 93 72 38 45 96 26 58 83.
опубликовано
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Правильная техника тренировки памяти и развития внимания – важные составляющие для людей, которые поддерживают работу мозга в тонусе и не хотят ничего забывать. Нет плохой или хорошей памяти – бывает та, которой нужна тренировка. Поэтому вопрос «как тренировать память?» является актуальным для современного человека. Ведь каждый день мы сталкиваемся с потомком информации, которая требует сортировки, а важная – запоминания. В этой статье мы разберемся, как и с помощью каких методов можно улучшить показатели памяти.
По типу восприятия информации, классификация состоит из следующих видов:
- Мгновенный вид – оценочная память, функционирующая буквально секунды. Она работает, когда мы переходим дорогу и смотрим не едет ли навстречу автомобиль, или когда складываем числа в уме.
- Кратковременный вид – информация, которую мы получаем от внешних раздражителей. Срок хранения информации – 3 месяца. До того как мозг освободится от лишних воспоминаний, на нейронном уровне принимается решение – перенести полученные сведения в долговременную память или нет.
- Долговременный вид – информация, прошедшая отбор из кратковременного вида. Мы можем воспроизводить её в голове сколько угодно раз, помнить месяцами и даже годами.
Чем лучше развит мгновенный и кратковременный вид, тем проще информация переходит в долговременный. А чем больше информации у нас в долговременной памяти, тем более интеллектуально развитыми мы становимся.
С рождения у каждого человека преобладает тот или иной вид памяти. При правильном использовании техник запоминания для развитого вида, вы будете помнить гораздо больше.
Но это не означает, что можно не тренировать другие виды и пользоваться только одним. Как раз наоборот, для эффективного восприятия информации, нужно пользоваться всеми доступными ресурсами мозга.
Способы и приемы для тренировки памяти
Способов как натренировать свою способность к запоминанию множество. Они направлены на один конечный результат – усвоение информации в долговременной памяти и восполнение пробелов в малоразвитом виде памяти. Нижеописанные методики – базовые. Только после их усвоения можно переходить к трудным упражнениям.
- Метод, основанный на внимательности.
Внимание – главное составляющее работы мозга и памяти. Если на объекте нет концентрации, то ни о каком запоминании не может быть и речи. Поэтому важно направлять внимание на то, что вам нужно запомнить, подкрепляя это конкретными целями. Например, чтобы выучить ПДД поставьте себе такую цель – чем больше внимания я сконцентрирую на правилах сейчас, тем больше я выучу, и тем наименее проблематично сдам экзамены.
- Метод, основанный на ассоциациях
Ассоциации образуют связь между кратковременной памятью и тем, что уже было заложено в долговременную. Поскольку новый воспринимаемый объект уже подкреплен в долговременной памяти, на его запоминание нужно меньше усилий и времени. Главное – ассоциация должна быть понятной и легкой для восприятия.
- Метод повтора информации
Основан на периодическом воспроизведении полученных данных в кратковременной памяти для лучшего усвоения в долговременной. Чем новее полученная информация, тем больше потребуется концентрации и повторений.
Эти методы можно применять в повседневной жизни или для выполнения конкретных упражнений, направленных на развитие запоминания.
Выше мы условились, что выделяют кратковременную и долговременную память, и что одна напрямую связана с другой. Конечно же, натренировать можно и ту и другую, но для каждой существуют различные техники и упражнения, которые мы рассмотрим ниже.
Как тренировать кратковременную память
Техника тренировки кратковременной памяти основывается на методе повтора информации. Рассмотрим некоторые упражнения, с помощью которых можно улучшить навыки кратковременной памяти:
- «Техника Фибоначчи» - представьте последовательность чисел, где каждое число – это сумма двух предыдущих. Например: 1+1=2, 1+2=3, 2+3=5 т. е. последовательность представляет собой – 2, 3, 5 и т. д. Делайте это упражнение 30 минут в день и вы заметите как со временем показатели внимания и кратковременного запоминания улучшатся.
- Мнемоническое упражнение «20» - попросите друга написать на листе бумаги 20, ничем не связанных друг с другом слов. Затем возьмите лист и попытайтесь за 1 минуту выучить их по порядку. Для лучшего эффекта пользуйтесь ассоциативным методом запоминания.
- Упражнение «Абзац» - возьмите книгу, и откройте на случайной странице. Найдите в ней абзац – до 4 строк, прочитайте и попробуйте повторить уже без книги. Когда у вас будет получаться пересказывать маленькие абзацы, переходите к большим.
Как тренировать долговременную память
Для тренировки долговременной памяти применяются схожие упражнения, направленные на более долгое хранение данных. Действенный метод – постоянное повторение информации. Учите наизусть стихи или специальные материалы для работы и учебы. Неважно что, главное, сам процесс концентрации внимания на том, что вы учите. Для лучшего усвоения, проговаривайте информацию вслух и в голове.
Перечислим некоторые упражнения, которые помогут вам развить свою долговременную память:
- Загадайте предмет, который вы видите несколько раз на дню и попытайтесь визуализировать его – вспомнить качественные свойства, внешний вид. Сделайте описание наиболее точным.
- Составьте на бумаге список дел на день в случайном порядке. Запомните его, и в течение дня, не прибегая к помощи записи, организуйте эти дела в продуктивной для вас последовательности.
- Выберете картину, которая вам больше всего нравится. Опишите, что вы на ней видите. На следующий день, помимо того, что нужно вспомнить предыдущее описание, вы должны дополнить его новыми характеристиками. То же проделать и на следующий день. Когда поймете, что идеи для описания картины закончились, переходите к новой.
Тренировка памяти у пожилых людей
В преклонном возрасте работа мозга заметно ослабевает. Это связано с тем, что снижается способность нервных клеток реагировать на внешние и внутренние возбудители, вследствие чего деятельность головного мозга уменьшается. Кроме ухудшения запоминания, наблюдается и потеря концентрации внимания. Но это не означает, что эти процессы являются следствием болезни, или ситуацию нельзя улучшить. Рассмотрим способы как натренировать память у пожилых людей:
- Собирайте пазлы. Подберите понравившуюся картинку и вперед! Только не начинайте с больших и сложных, потому что они могут оказаться тяжелыми в сборке, а такое занятие вам надоест.
- Перед тем как лечь спать разберите по полочкам события своего дня: вспомните дела, которые вы делали, с кем вы встретились, о чем говорили. Чем детальнее вспомните, тем лучше.
- На каждую букву алфавита придумайте по 5–10 слов. На это упражнение придется затратить время, но зато по его окончании вы почувствуете активную работу мозга!
- Играйте в настольные игры - шахматы или шашки. Особое значение уделите концентрации внимания, когда придумываете ходы. Отгадывайте кроссворды, сканворды. Играя каждый день по 30 минут, вы активизируете ваше внимание и процесс запоминания.
Программы для развития памяти и внимания
В век компьютеризации широкое распространение получили программы для развития мозга и памяти, предназначенные для ПК.
- MemoryTester – тесты, которые помогут объективно оценить возможности мозга. На основании результатов, вы узнаете какой вид памяти вам следует в большей степени развивать.
- Mnemonics – программа, предназначенная для отработки запоминания числовой информации. Для того чтобы быстро оперировать с числами, программа предлагает перекодировать их в слова согласно специальному коду.
- «Лунтик. Тренируем память и внимание» - для развития мышления у детей, подойдет онлайн-версия данной игры. Лунтик поможет ребенку проверить математические способности, навыки внимания, выполняя задания во время игрового процесса.
- VisualRepSystem – программа, предназначенная для развития визуальной памяти.
- Language Memory Bomber - программа для изучения иностранных слов с помощью методов визуализации и ассоциативных рядов.
Таким образом, развитие и тренировка памяти – неотъемлемая часть эффективной работы мозга. У каждого может быть своя техника тренировки памяти, главное, правильно её подобрать, и тогда она принесет положительные плоды. Можно использовать все методы, предложенные в статье, или заниматься только одним упражнением – решать вам, но не забывайте, что для видимого результата нужно с постоянной периодичностью практиковаться в развитии способностей.
Статья на тему:"Тренинги для развития памяти"
В нашей статье «Тренировка и улучшение памяти внимания» мы расскажем вам, как при помощи тренировок можно улучшить память и внимание. Согласно статистике около 70% людей боятся старческого маразма, испытывают страх перед возрастными изменениями своих умственных способностей. Хотя, по мнению ученых, эта опасность реальна для 5%. Можно конечно записать себя в компанию Вальтера Скотта, который не запоминал содержание своих произведений, или Чарли Чаплина, который всегда забывал фамилию театрального директора. Но гораздо спокойнее и увереннее чувствует себя тот, кто своей забывчивостью не шокирует окружающих людей.
Давно никого не удивляет такой парадокс: мы верим в большие возможности мозга, но когда с возрастом ослабевает память и интеллектуальные способности, мы считаем это явление практически неизбежным. Но если разобраться живость нашего ума, это вовсе не влияние наследственности и не дар богов, как принято людям думать. Мы можем и в состоянии сохранить свой интеллект до 80 лет и даже гораздо выше.
Итак, как можно улучшить работу мозга? 1. Тренировка памяти 2. Стимуляция работы мозга с помощью ноотропных средств
Прежде всего, необходимо обратить внимание на свой рацион, ведь нормальное функционирование мозга зависит от наличия в организме достаточного количества витаминов: А, С, Е, К и группы В. Каждый из них способствует тому или иному аспекту хорошей работы мозга: препятствует быстрой утомляемости, замедленной реакции, позволяет сохранить память острой, помогает сосредоточиться. Для хорошей работы мозга и, соответственно, хорошей памяти важно присутствие в организме достаточного количества железа, фолиевой кислоты и полиненасыщенных жирных кислот омега-3. Поэтому в рационе должны присутствовать постное красное мясо, говяжья печень, картофель, сваренный в мундире, ржаной хлеб, молоко, бананы, йогурт, овсянка, гречка, яблоки, жирные сорта рыб, свежие овощи и фрукты, грецкие орехи, льняное масло.
Умственные способности ухудшаются потому, что между нервными клетками головного мозга ухудшается связь.
Прежде считалось, что однажды давшая сбой клетка мозга не восстанавливается, но сейчас это утверждение опровергнуто.
Оказывается, нервные клетки, а также клетки головного мозга, можно восстановить в ходе регулярных умственных тренировок.
Тренировка памяти и внимания
Статья на тему:"Задания на развитие памяти"
Что такое память?
Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Человек без памяти не был бы человеком. Любая простая или сложная деятельность (чтение,письмо или осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Если бы не было памяти, мы не могли бы понять ни одного предложения, так как, не успев дочитать до конца, забыли бы его начало. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями.
Память многолика. Существует определенный запас слов, сведений, понятий, образов, которые хранятся в памяти, как в арсенале, всю жизнь; это собственное имя, образы папы и мамы, родной язык, черты и особенности того места, где человек родился и т. д. Все это долговременная память. Но существует и кратковременная память. Например, нужно не забыть сказать сыну, чтобы он надел чистую рубашку, не забыть купить газету и т. п. Но вот день прошел, и многие подробности, связанные с ним, отходят на задний план. В этом случае информация хранилась недолго: секунды или минуты. Такая память и называется кратковременной. Набор упражнений для развития памяти у подростков.
Память, один из психических процессов, который можно развивать с наибольшей эффективностью. Ниже приводятся игры, задания, упражнения развивающие память подростков.
Процедура 1
Зачитываются слова. Испытуемые должны постараться запомнить их попарно. Затем читаются только первые слова каждой пары, а испытуемые записывают второе.
МАТЕРИАЛ: курица - яйцо, ножницы - резать, лошадь - сено, книга - учить, бабочка - муха, щетка - зубы, барабан - пионер, снег - зима, петух - кричать, чернила - тетрадь, корова - молоко,паровоз - ехать, груша - компот, лампа - вечер.
Процедура 2
"Закройте глаза и представьте соответствующие картинки, названия которых произнесут..." 1. Лев, нападающий на антилопу 2. Собака, виляющая хвостом 3. Муха в вашем супе 4. Миндальное печенье в коробке 5. Молния в темноте 6. Пятно на вашей любимой одежде 7. Бриллиант, сверкающий на солнце 8. Крик ужаса в ночи 9. Радость материнства 10. Друг ворующий деньги из вашего кошелька
Тесты для развития памяти
Статья на тему:"Тесты для развития памяти"
В настоящее время проблемами развития памяти озабочены представители разных наук, таких как психологии, биология, генетика, кибернетика, медицина и другие. В каждой из этих наук существуют свои вопро¬сы, в силу которых они обращаются к проблемам памяти, своя система понятий, соответственно, свои теории памяти. Но все эти науки, вместе взятые, расширяют наши знания о памяти человека, взаимно дополняют друг друга, позволяют глубже заглянуть в это, одно из самых важных и загадочных явлений человеческой пси¬хологии.
Этот простой тест на определение памяти может помочь дать Вам лучшее представление о том, есть ли проблемы с памятью или нет повод для беспокойства.
1. Замните эти слова: яблоко, телевидение, баранина
2. Запомните это имя и адрес:Федор Крайнов 2745 3 набережная, 190/9 3. Вспомните то, что делали последние 3 недели. Вспомнить было сложно?
4. Сложно ли для Вас запомнить списки?
5. Заметили ли вы снижение вашу способность вычислять в голове математические примеры?
6. Вы забывали платить по счетам?
7. Для Вас проблема запомнить имена?
8. У вас были случаи, когда вы забывали людей, которых должны знать?
9. Были ли у вас трудности с тем, чтобы найти правильное слово, которое хотите использовать?
10. Были ли у вас проблема, с запоминанием простых задач, таких как использование микроволновой печи или пульта дистанционного управления?
11. Есть ли у вас провалы в памяти, которые мешают вашей работе?
12. Есть ли у вас провалы в памяти, которые мешают вашему взаимодействию дома?
13. Есть ли у вас провалы в памяти, которые мешают адаптироваться в разных социальных ситуациях?
14. Имена последних трех мэров Вашего города.
15. Имена последних четырех российских президентов.
16. Что вы ели на ужин позавчера?
17. Каковы были последние два фильмы, которые вы посмотрели?