Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Теплоход "Сергей Абрамов". В списках больше не значится

Павел Акимович Рачков
200px
Период жизни

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Прозвище

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Псевдоним

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения
Дата смерти
Принадлежность

СССР 22x20px СССР

Род войск
Годы службы
Звание

: неверное или отсутствующее изображение

Часть

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Командовал

эскадрильей 955-го штурмового Рижского авиационного полка 305-й штурмовой авиационной дивизии

Должность

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сражения/войны
Награды и премии
Связи

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

В отставке

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Автограф

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Биография

Родился 22 июня 1923 года в деревне Малое Кузьминское (ныне Кольчугинский район Владимирской области) в семье рабочего. Окончил среднюю школу и два с половиной курса педагогического училища в 1941 году.

На фронте с июля 1943 года. Был лётчиком, командиром звена и эскадрильи. Воевал на Юго-Западном , 3-м Украинском , 3-м и 2-м Прибалтийских фронтах. Член ВКП(б) с 1944 года. Участвовал в Барвенково-Лозовской , Днепропетровской , Никопольско-Криворожской , Одесской операциях, в освобождении Прибалтики , в том числе городов Рига , Приекуле , Либава (Лиепая).

Командир эскадрильи 955-го штурмового авиаполка капитан Рачков к марту 1945 года совершил 123 боевых вылета, из них 55 - в качестве ведущего групп 6-8 самолётов, нанёс противнику большой урон в живой силе и боевой технике. В Прибалтике его эскадрилья совершила 150 боевых вылетов и за свою боевую работу получила 17 благодарностей от высшего командования.

Память

Награды

  • Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (18.08.1945);
  • орден Ленина (18.08.1945);
  • три ордена Красного Знамени (25.10.1943; 30.01.1944; 15.01.1945)
  • два ордена Отечественной войны I степени (30.05.1944; 11.05.1945);
  • орден Отечественной войны II степени (17.01.1944);
  • медали.

Напишите отзыв о статье "Рачков, Павел Акимович"

Литература

  • Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов . - М .: Воениздат , 1988. - Т. 2 /Любов - Ящук/. - 863 с. - 100 000 экз. - ISBN 5-203-00536-2.
  • Нагорный А. Ф., Травкин В. В. Земли Владимирской богатыри. 2-е изд. Ярославль, 1967. / стр. 329-330.

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Рачков, Павел Акимович

– Хочешь покажу что-то?... – тихо спросила Стелла.
И вдруг, вместо бабушек появились невероятно красивые, ярко сияющие сущности... У обоих на груди сверкали потрясающие звёзды, а у Стеллиной бабушки на голове блистала и переливалась изумительная чудо-корона...
– Это они... Ты же хотела их увидеть, правда? – я ошалело кивнула. – Только не говори, что я тебе показывала, пусть сами это сделают.
– Ну, а теперь мне пора... – грустно прошептала малышка. – Я не могу идти с тобой... Мне уже туда нельзя...
– Я обязательно приду к тебе! Ещё много, много раз! – пообещала от всего сердца я.
А малышка смотрела мне вслед своими тёплыми грустными глазами, и казалось, всё понимала... Всё, что я не сумела нашими простыми словами ей сказать.

Всю дорогу с кладбища домой я безо всякой причины дулась на бабушку, притом злясь за это на саму себя... Я была сильно похожа на нахохлившегося воробья, и бабушка прекрасно это видела, что, естественно, меня ещё больше раздражало и заставляло глубже залезть в свою «безопасную скорлупу».... Скорее всего, это просто бушевала моя детская обида за то, что она, как оказалось, многое от меня скрывала, и ни чему пока не учила, видимо считая меня недостойной или не способной на большее. И хотя мой внутренний голос мне говорил, что я тут кругом и полностью не права, но я никак не могла успокоиться и взглянуть на всё со стороны, как делала это раньше, когда считала, что могу ошибаться...
Наконец, моя нетерпеливая душа дольше выдержать молчание была не в состоянии...
– Ну и о чём вы так долго беседовали? Если, конечно, мне можно это знать... – обиженно буркнула я.
– А мы не беседовали – мы думали, – спокойно улыбаясь ответила бабушка.
Казалось, она меня просто дразнит, чтобы спровоцировать на какие-то, ей одной понятные, действия...
– Ну, тогда, о чём же вы там вместе «думали»? – и тут же, не выдержав, выпалила: – А почему бабушка Стеллу учит, а ты меня – нет?!.. Или ты считаешь, что я ни на что больше не способна?
– Ну, во-первых, брось кипятиться, а то вон уже скоро пар пойдёт... – опять спокойно сказала бабушка. – А, во-вторых, – Стелле ещё долго идти, чтобы до тебя дотянуться. И чему же ты хочешь, чтобы я учила тебя, если даже в том, что у тебя есть, ты пока ещё совсем не разобралась?.. Вот разберись – тогда и потолкуем.
Я ошалело уставилась на бабушку, как будто видела её впервые... Как это Стелле далеко до меня идти?!. Она ведь такое делает!.. Столько знает!.. А что – я? Если что-то и делала, то всего лишь кому-то помогала. А больше и не знаю ничего.
Бабушка видела моё полное смятение, но ни чуточки не помогала, видимо считая, что я должна сама через это пройти, а у меня от неожиданного «положительного» шока все мысли, кувыркаясь, пошли наперекосяк, и, не в состоянии думать трезво, я лишь смотрела на неё большими глазами и не могла оправиться от свалившихся на меня «убийственных» новостей...
– А как же «этажи»?.. Я ведь никак не могла сама туда попасть?.. Это ведь Стеллина бабушка мне их показала! – всё ещё упорно не сдавалась я.
– Ну, так ведь для того и показала, чтобы сама попробовала, – констатировала «неоспоримый» факт бабушка.
– А разве я могу сама туда пойти?!.. – ошарашено спросила я.
– Ну, конечно же! Это самое простое из того, что ты можешь делать. Ты просто не веришь в себя, потому и не пробуешь...
– Это я не пробую?!.. – аж задохнулась от такой жуткой несправедливости я... – Я только и делаю, что пробую! Только может не то...
Вдруг я вспомнила, как Стелла много, много раз повторяла, что я могу намного больше... Но могу – что?!.. Я понятия не имела, о чём они все говорили, но теперь уже чувствовала, что начинаю понемножку успокаиваться и думать, что в любых трудных обстоятельствах мне всегда помогало. Жизнь вдруг показалась совсем не такой уж несправедливой, и я понемногу стала оживать...
Окрылённая положительными новостями, все последующие дни я, конечно же, «пробовала»... Совершенно себя не жалея, и вдребезги истязая своё, и так уже измождённое, физическое тело, я десятки раз шла на «этажи», пока ещё не показываясь Стелле, так как желала сделать ей приятный сюрприз, но при этом не ударить лицом в грязь, сделав какую-нибудь глупую ошибку.
Но вот, наконец-то, решила – хватит прятаться и решила навестить свою маленькую подружку.
– Ой, это ты?!.. – сразу же зазвучал счастливыми колокольчиками знакомый голосок. – Неужели это правда ты?! А как же ты сюда пришла?.. Ты что – сама пришла?
Вопросы, как всегда, сыпались из неё градом, весёлая мордашка сияла, и для меня было искренним удовольствием видеть эту её светлую, бьющую фонтаном, радость.
– Ну что, пойдём гулять? – улыбаясь, спросила я.
А Стелла всё никак не могла успокоиться от счастья, что я сумела придти сама, и что теперь мы уже сможем встречаться, когда пожелаем и даже без посторонней помощи!
– Вот видишь, я же тебе говорила, что ты можешь больше!.. – счастливо щебетала малышка. – Ну, теперь всё хорошо, теперь уже нам никто не нужен! Ой, а это как раз-то очень хорошо, что ты пришла, я тебе хотела что-то показать и очень тебя ждала. Но для этого нам придётся прогуляться туда, где не очень приятно...

И похоронен на Площади Павших борцов в Волгограде.

Рачко́в Иван Семёнович
Дата рождения 14 октября (1899-10-14 )
Место рождения Кстово , Нижегородская губерния
Дата смерти 26 августа (1942-08-26 ) (42 года)
Место смерти Сталинград , СССР
Гражданство Российская империя Российская империя
РСФСР РСФСР
СССР СССР
Род деятельности Капитан речного флота
Награды и премии
Это статья про волжского капитана, погибшего во время Сталинградской битвы. О Герое Советского Союза Иване Ильиче Рачкове см. соответствующую статью.

Биография

Иван Семёнович родился в городе Кстово Нижегородской губернии (сейчас Нижегородская область) в семье лоцмана . В 1912 году он начал работать матросом на пароходе «Лилия» . В 1916 году Иван Семёнович работал на пароходе "Чайковский", а весной 1918 года стал штурвальным .

В 1935 году Иван Семёнович закончил Горьковский речной техникум и был назначен первым штурманом , а затем капитаном судна «Гончаров» . В 1938 году был переведён на почтовый пароход «Иосиф Сталин» Волжского грузопассажирского речного пароходства .

Участие в Сталинградской битве

В 1942 году во время Сталинградской битвы пароход под управлением Ивана Семёновича совершал рейсы, вывозя из Сталинграда мирных жителей и раненых бойцов. Обратными рейсами доставлял продовольствие, боеприпасы и пополнение защитникам Сталинграда .

В ночь с 26 на 27 августа 1942 года судно с эвакуируемыми жителями было обстреляно с оккупированного берега и затонуло. Иван Семёнович, спасая пассажиров, погиб на боевом посту.

Обстоятельства гибели

Днём 24 августа в районе посёлка Рыно́к артиллерийским огнём с берега и бомбардировкой с воздуха было потоплено пассажирское судно «Композитор Бородин», на котором находилось 700 человек. Погибло около 400 человек. Следующая попытка эвакуации вверх по течению проводилась ночью.

Погрузка мирного населения на борт «Иосифа Сталина» проходила на пристани у завода «Красный Октябрь » с утра 26 августа. В ночь на 27 августа пароход направился в Куйбышев совместно с пароходом «Михаил Калинин» и теплоходом «Парижская Коммуна». «Иосиф Сталин» шёл замыкающим в колонне, когда в районе Акатовка - Рыно́к караван подвергся обстрелу с оккупированного (западного) берега Волги. При появлении судов противник запустил осветительную ракету и с помощью громкоговорителей на русском языке приказал стать на якорь : «Русский пароходы, сдавайсь. Не будешь - будем стрелять пушка» .

Суда сбросили ход и начали маневрирование. «Парижская коммуна», имитируя выполнение приказа, приблизилась вплотную к правому берегу, который заканчивался высоким обрывом, и, дав полный ход, попыталась проскочить опасный участок. Под обрывом образовалась мёртвая зона, по которой прошла «Парижская Коммуна», а за ней «Михаил Калинин». В это время немцы стали выдвигать к обрыву орудия. Несмотря на манёвр, пароходы не смогли выйти из-под обстрела, и на обоих судах были попадания, вызвавшие пожары, которые были потушены силами команд . К моменту прохождения участка «Иосифом Сталиным» орудия были выдвинуты максимально вперёд и мёртвой зоны уже не было. Капитан Иван Семёнович Рачков принял решение не приближаться к берегу, а полным ходом проскочить зону поражения. Траектория судна проходила в 200 метрах от орудий, и противник без проблем расстреливал корабль. На пароходе вспыхнул пожар, усугублённый большим количеством деревянных надстроек. Один из снарядов попал в машинное отделение и вывел из строя пожарное оборудование. Пароход потерял ход и стал дрейфовать вниз по течению. Многие пассажиры и члены команды погибли во время пожара и от артиллерийского обстрела. Оставшиеся в живых стали бросаться за борт. Капитан Рачков управлял судном и руководил спасательными работами, находясь в рулевой рубке. Он решил посадить пароход на песчаный осерёдок , чтобы пассажиры и команда могли спастись на отмели. Один из снарядов попал в рубку, и Иван Семёнович был смертельно ранен. Штурман довёл судно до осерёдка, что дало возможность спастись части людей . Судно затонуло на малой глубине, и над поверхностью Волги осталась мачта с красным флагом . Во время спасательной операции с борта «Иосифа Сталина» удалось спасти 50 человек, большинство из которых имели ранения и ожоги. Капитан Иван Семёнович Рачков оставался на своём посту и руководил спасением судна, пассажиров и перевозимых грузов до самой смерти. Члены экипажа привязали тело капитана Рачкова к дивану-скамейке и спустили в воду . Позже тело было подобрано на переправе .

Награды

Память

Внешние изображения
Теплоход «Капитан Рачков» в 2000 году

Иван Семёнович Рачков похоронен в Волгограде в братской могиле на площади Павших борцов .

Именем капитана Ивана Семёновича Рачкова названы:

  • улицы:
в Волгограде с 25 августа 1954 года есть улица им. Капитана Рачкова . в Кстове с 1985 года проспект Капитана Рачкова . На доме № 11 установлена аннотированная доска с названием проспекта. На светло-сером мраморе написано: «Проспект капитана Рачкова. Назван именем нашего земляка капитана парохода „Иосиф Сталин“ Рачкова Ивана Семеновича, погибшего на боевом посту на р. Волге под Сталинградом 27 августа 1942 года при эвакуации раненых и мирного населения. Посмертно награждён орденом Ленина.»;
  • библиотека:
В Кстове 24 ноября 2000 года в старой части Кстова на здании библиотеки была установлена мемориальная доска, а самой библиотеке было присвоено И. С. Рачкова. На мемориальной доске написано: «Библиотека имени капитана Рачкова Ивана Семеновича, героически погибшего 27.08.1942 года на р. Волге под Сталинградом.» ;

Ивану Семёновичу была посвящена народная песня «Капитан Рачков» .

Примечания

  1. , с. 493.
  2. Лепендин Аркадий Павлович; Владислав Сидоров. Лепендин Аркадий Павлович, командир СУ-85 (неопр.) . Воспоминания - Самоходчики . Я помню. Проверено 19 февраля 2015.
  3. Оба судна пережили войну и эксплуатировались на Волге до 1980-х годов.
  4. 48°53′26″ с. ш. 44°40′39″ в. д. H G Я O L Возможное место гибели парохода «Иосиф Сталин». Сейчас на этом месте находится Волгоградское водохранилище .
  5. Иосиф Сталин (неопр.) . Водный транспорт. Проверено 26 февраля 2015.
  6. Чеботарев Михаил Николаевич, А. Н. Абоймов, М. Д. Амусин, В. Я. Нейгольдберг, В. Ф. Саратов, Е. А. Ягодинский. Речники в Сталинградской битве: На переправах // Советский речной транспорт в Великой Отечественной войне / руководитель коллектива М. Н. Чеботарев. - М: Воениздат, 1981. - С. 195. - 328 с. - 25 000 экз.
  7. Постановление от 10 октября 2011 года № 3060 «Об утверждении Общегородского перечня наименований элементов улично-дорожной сети и иных территорий проживания граждан городского округа город-герой Волгоград» (неопр.) . Администрация Волгограда (Волгоградская область) (10 октября 2011). Проверено 19 февраля 2015.
  8. 48°33′22″ с. ш. 44°26′17″ в. д. H G

Вообще-то до того, как он сгорел я тоже не знал кто такой Сергей Абрамов. Ну, пароход, ну, скорее всего писатель или ученый - композиторы как-то более знакомы, вот ещё на художника тоже похож в принципе, но нет... Революционер, красный командир или ещё какой герой - вряд ли, знакомы они все. Ну, есть же пароход "Зосима Шашков" - ну кто, скажите, сходу скажет кто это такой? Или вот "Н.Г. Славянов" (был, теперь "Образцов"). Не будь я на нем - откуда бы я знал, что это изобретатель электродуговой сварки? Вот и Сергей Абрамов такой же. Типичное советское название для обычного теплохода проекта 26-37 .
И тут он сгорел. Опа - а раньше он был "Капитан Рачков". Вспоминаю - видел я его под таким названием, да. В конце 90-ых. Но как-то не сложились у меня эти названия в один корабль. Отдельно "Абрамов" и отдельно "Рачков". Ведь ничего нового на слух в "Абрамове" нет. Никакая не княжна великая или там триумф-паласно-президентское что-то. Ладно, думаю, википедия, мне поможет. Щас! Вики знает 8 Сергеев Абрамовых , но ни один из них ни по возрасту ни по заслугам не тянет на "человека и парохода". Хорошо, копаем глубже, Гугл - тоже великая штука и - оба-на, вот он, владелец заводов, газет, проходов - Абрамов Сергей!

"Сергей Абрамов- известный бизнесмен, владелец пароходов, отелей и ещё много
чего. Увлеченный человек, жизнелюб, многодетный отец. В прошлом- врач..."

Ну Абрамов и Абрамов. Мало ли на свете успешных бизнесменов. Хотя постойте - а кто такой был капитан Рачков?
А вот в этом случае все произошло быстро, потому как Иван Семенович Рачков оказался гораздо более известным, чем его последователь на борту.
Потомственный речник, сын лоцмана, штурман, капитан. Последняя должность - капитан парохода "Иосиф Сталин"

Надо сказать, что пароходов, теплоходов и прочих кораблей и судов с таким названием было много, что и понятно)) Этот - тот, что построен с использованием корпуса парохода "Графиня" постройки 1909 года. В гражданскую "Графиня" сгорела у Царицына и в 1930 году на её корпусе водрузили новую надстроку и дали имя великого отца и учителя.
В ночь на 27 августа 1942 года капитану Рачкову у пристани Сталинграда был вручен приказ - принять на борт женщин и детей и следовать с ними в Куйбышев. Такой же приказ получили капитаны “Михаила Калинина” и “Парижской Коммуны”.
"Коммуна" и "Калинин" шли первыми и им повезло. Немцы вышли к Волге, танковые орудия и полевая артиллерия начали простреливать фарватер. Пароход "Иосиф Сталин" получил тяжелые повреждения, сел на мель и был расстрелян. Положение осложнялось тем, что выше горящего парохода был подорван миной караван с горючим, поверхность реки была покрыта горящим мазутом, и вскоре вокруг судна образовалось огненное кольцо. К апитан Рачков до конца руководил эвакуацией с горящего судна, но получил смертельное ранение в разрушенной рубке парохода. Тело капитана Рачкова привязали к дивану-скамейке, спустили в воду и оно потом было поймано на переправе. Иван Семенович Рачков похоронен на площади Павших бойцов в Волгограде. Он посмертно награжден орденом Ленина.
Так сообщает по разным источникам интернет. Об отважном капитане была сложена песня.
А как обстояло дело нынешним погорельцом? Будущий "Сергей Абрамов" после постройки в 1960 году в Чехословакии имел прозаическое название "Дружба" - ну, может в честь дружбы народов вообще, может в честь прошедшего три года назад фестиваля в Москве - не знаю. Но в 1965 году ему дали другое имя - "Капитан Рачков". Почему - понятно, 1965 год, 20 лет Победы, капитан-речник погибший на фронте должен продолжать ходить по Волге. И ходил он до того момента, когда компания "Цезарь Трэвел" Сергея Абрамова не приобрела трехпалубник. Причем - в достаточно хорошем состоянии:
"Для переделки нужно выбирать оптимальное судно, у которого будет минимальное количество корпусных работ и работ по движительно-рулевому комплексу. Теплоходы «Капитан Рачков» и «Сергей Лазо» по этим показателям меня вполне устроили. Эти два судна были почти идеальны в части состояния основного корпусов и машин. Я за годы своей работы видел состояние корпусов многих судов, в том числе четырехпалубных, и по сравнению с ними «Рачков» и «Лазо» - это теплоходы с очень хорошим корпусом."
Пройдя модернизацию теплоход сменил название, а дальше все всё знают - кино , вино и домино и - печальный конец

Осталось какое-то нехорошее ощущение... С одной стороны - успешный бизнесмен, Сергей Абрамов, строил свой бизнес, возможно - спас в середине 2000-ных теплоход от медленной смерти где-нибудь в затоне им. Парижской Комунны (есть такое место на Волге), а с другой... Ну, это как бы если кто взял, купил монумент в Волгораде на Мамаевом кургане, сделал ему капремонт и назвал - "Иван Иванович зовет". Ну, старался человек, деньги вкладывал, почему бы и нет, за то памятник отремонтировал... Наверно это преувеличение жуткое. Ничего страшного, это же не памятник - теплоход. Но чувство осталось.
Плохая примета - менять имена кораблей. Менять такие имена - наверно вдвойне плохая. Менять такое имя на свое - что-то где-то за не знаю какой гранью...

А фото капитана Рачкова, человека, не парохода на просторах инета я не нашел...

Иван Семёнович Рачков (род. 14 октября 1899, Кстово - ум. 26 августа 1942, Сталинград) - потомственный речник, участник Сталинградской битвы - капитан парохода «Иосиф Сталин». Член ВКП(б). Пароход «Иосиф Сталин» был обстрелян с правого берега Волги немецкой артиллерией и затонул 26 августа 1942 года во время эвакуации мирного населения из Сталинграда в Куйбышев. Погибло несколько сотен человек. Капитан И. С. Рачков погиб при исполнении своего долга во время спасения пассажиров с тонущего горящего судна. За свой подвиг был посмертно награждён орденом Ленина и похоронен на Площади Павших борцов в Волгограде.

Биография

Иван Семёнович родился в городе Кстово Нижегородской губернии (сейчас Нижегородская область) в семье лоцмана. В 1912 году он начал работать матросом на пароходе «Лилия». В 1916 году Иван Семёнович работал на пароходе "Чайковский" одновремкнно с Александром Ивановичем ТорсуковымВладимир Казарин. . СГpress.ru. Проверено 4 декабря 2015. Весной 1918 года стал штурвальным.

В 1935 году Иван Семёнович закончил Горьковский речной техникум и был назначен первым штурманом, а затем капитаном судна «Гончаров». В 1938 году был переведён на почтовый пароход «Иосиф Сталин» Волжского грузопассажирского речного пароходства.

Участие в Сталинградской битве

В 1942 году во время Сталинградской битвы пароход под управлением Ивана Семёновича совершал рейсы, вывозя из Сталинграда мирных жителей и раненых бойцов. Обратными рейсами доставлял продовольствие, боеприпасы и пополнение защитникам Сталинграда.

В ночь с 26 на 27 августа 1942 года судно с эвакуируемыми жителями было обстреляно с оккупированного берега и затонуло. Иван Семёнович, спасая пассажиров, погиб на боевом посту.

Обстоятельства гибели

Днём 24 августа в районе посёлка Рынок артиллерийским огнём с берега и бомбардировкой с воздуха было потоплено пассажирское судно «Композитор Бородин», на котором находилось 700 человек. Погибло около 400 человек. Следующая попытка эвакуации вверх по течению проводилась ночью.

Погрузка мирного населения на борт «Иосифа Сталина» проходила на пристани у завода «Красный Октябрь» с утра 26 августа. В ночь на 27 августа пароход направился в Куйбышев совместно с пароходом «Михаил Калинин» и теплоходом «Парижская Коммуна». «Иосиф Сталин» шёл замыкающим в колонне, когда в районе Акатовка - Рынок караван подвергся обстрелу с оккупированного (западного) берега Волги. При появлении судов противник запустил осветительную ракету и с помощью громкоговорителей на русском языке приказал стать на якорь: «Русский пароходы, сдавайсь. Не будешь - будем стрелять пушка».

Суда сбросили ход и начали маневрирование. «Парижская коммуна», имитируя выполнение приказа, приблизилась вплотную к правому берегу, который заканчивался высоким обрывом, и, дав полный ход, попыталась проскочить опасный участок. Под обрывом образовалась мёртвая зона, по которой прошла «Парижская Коммуна», а за ней «Михаил Калинин». В это время немцы стали выдвигать к обрыву орудия. Несмотря на манёвр, пароходы не смогли выйти из-под обстрела, и на обоих судах были попадания, вызвавшие пожары, которые были потушены силами команд. К моменту прохождения участка «Иосифом Сталиным» орудия были выдвинуты максимально вперёд и мёртвой зоны уже не было. Капитан Иван Семёнович Рачков принял решение не приближаться к берегу, а полным ходом проскочить зону поражения. Траектория судна проходила в 200 метрах от орудий, и противник без проблем расстреливал корабль. На пароходе вспыхнул пожар, усугублённый большим количеством деревянных надстроек. Один из снарядов попал в машинное отделение и вывел из строя пожарное оборудование. Пароход потерял ход и стал дрейфовать вниз по течению. Многие пассажиры и члены команды погибли во время пожара и от артиллерийского обстрела. Оставшиеся в живых стали бросаться за борт. Капитан Рачков управлял судном и руководил спасательными работами, находясь в рулевой рубке. Он решил посадить пароход на песчаный осерёдок, чтобы пассажиры и команда могли спастись на отмели. Один из снарядов попал в рубку, и Иван Семёнович был смертельно ранен. Штурман довёл судно до осерёдка, что дало возможность спастись части людей. Судно затонуло на малой глубине, и над поверхностью Волги осталась мачта с красным флагом. Во время спасательной операции с борта «Иосифа Сталина» удалось спасти 50 человек, большинство из которых имели ранения и ожоги. Капитан Иван Семёнович Рачков оставался на своём посту и руководил спасением судна, пассажиров и перевозимых грузов до самой смерти. Члены экипажа привязали тело капитана Рачкова к дивану-скамейке и спустили в воду. Позже тело было подобрано на переправе.

Награды

  • орден Ленина (6 сентября 1943 года, посмертно)
  • орден Знак Почёта

Память

Иван Семёнович Рачков похоронен в Волгограде в братской могиле на площади Павших борцов.

Именем капитана Ивана Семёновича Рачкова названы:

  • улицы:
  • библиотека:
  • речные суда: одно из судов Волжского речного пароходства с 1966 по 2004 год носило имя «Капитан Рачков».

Ивану Семёновичу была посвящена народная песня «Капитан Рачков».

На теплоходе смело можно ставить точку. Все разговоры о восстановлении, которые изначально отдавали духом авантюризма, так и остались разговоры. Произошло то, что и должно было произойти - теплоход "Сергей Абрамов" списан и отправлен в Череповец для последующей разделки на металлолом. После "Сергей Абрамов" стал третьим из 14 теплоходов проекта 26-37, которые свое уже отработали. Под катом некоторые фотографии пятидесяти двухлетней круизной биографии теплохода и пожара 2011 года, который стал переломным моментом в жизни судна.

Речной пассажирский теплоход "Дружба" проекта 26-37 был построен в 1960-м году на судостроительной верфи Slovenske Lodenice n.p. Komarno в Чехословакии (г.Комарно). В 1961 году теплоход был распределен на баланс Волжского речного пароходства и начал свою первую транспортную навигацию в Советском союзе. Как и многие его собратья по проекту "Дружба" работала на транспортной линии Москва - Астрахань. В 1965 году теплоход сменил имя: "Дружба" стала называться "Капитан Рачков", в честь капитана парохода "Иосиф Сталин" Ивана Семеновича Рачкова, погибшего в 1942 году при эвакуации мирных жителей из Сталинграда. С этим именем на борту пароход отработал без малого 40 лет. Был таким же как все в плеяде волжских транспортников.

Фото с форума: oldsaratov.ru

Теплоход "Капитан Рачков" на Волге (1990 год). Автор фото: Илья Рабин.

Теплоход "Капитан Рачков" на Волге (2000 год). Автор фото: Alexey_NN87.

Про транспортно-круизные реалии "Капитана Рачкова" особенно нечего и рассказать - теплоход как теплоход. Отзывали о нем по разному и хорошо и не очень. "Капитану Рачкову" удалось пережить лихолетье девяностых годов, когда многе теплоходы остались стоять в затонах, а некоторые и были списаны. Транспортные линии начинали разваливаться, они признавались убыточными, теплоходы снимались с работы, продавались, но наш герой продолжал трудиться на неизменном маршруте Москва - Астрахань - Москва до 2004 года. В 2004 году два волжских теплохода проекта 26-37 - "Капитан Рачков" и "Сергей Лазо" были выкуплены у пароходства новой московской круизной компанией "Цезарь Трэвел" . Оба теплохода были серьезно реконструированы. Заодно теплоходы переименовали: "Сергей Лазо" стал "Президентом", его брат-близнец "Капитан Рачков" стал "Сергеем Абрамов" в честь хозяина фирмы его купившей. Переделанные суда получили новый проект - 26/37-311.

В 2005 году обновленный теплоход вышел в навигацию. Переделан он был весьма убедительно по тогдашним меркам. Была уменьшена пассажировместимость, все каюты были оборудованы индивидуальными санблоками, кондиционерами, холодильниками и телевизорами. Новый хозяин нашел своему теплоходу еще одно применение - осенью "Сергей Абрамов" остался зимовать у причалов Северного речного вокзала в качестве гостиницы, на борту работал ресторан. Недорогая гостиница для современной Москвы большая редкость, поэтому постояльцы на "Абрамове" были всегда, а участники круизных интернет-форумов облюбовали его как место для встреч в межсезонье в традиционной "речной" обстановке. Каждый год для работы на зиму руководство "Цезарь Трэвела" оставляло именно "Абрамова", в то время как другие теплоходы компании до весны разоружались. В навигацию теплоход выполнял круизы: первые годы из Москвы, потом из Самары и Казани.

Теплоход "Сергей Абрамов" в Болгарах (2009 год). Авто фото: Ivan90.

Теплоход "Сергей Абрамов" в Твери (2011 год). Автор фото: PIT.

2007 год стал по настоящему "звездным часом" для "Сергея Абрамова". На борту теплохода практически всю навигацию велись съемки кинофильма "День выборов". Шикарный шарж о выборном процессе в государстве россиянском сделал "Абрамова", наверное, самым узнаваемым теплоходом на Волге.

Свою последнюю навигацию 2011 года "Сергей Абрамов" отработал в Самаре, а осенью как обычно вернулся в Москву, чтобы встать на зиму гостиницей. Вот одна из последних его "круизных" фотографий. Сентябрь 2011 года теплоход спешит в Москву.

После ноябрьских праздников 2011 года "Сергей Абрамов" уже стоял у своего обычного "минус первого" причала Северного речного вокзала Москвы в качестве зимней гостиницы. Участники речного форума даже успели в первые дни работы провести там посиделки. Увы, гостиницей теплоход проработал только несколько дней. 14 ноября 2011 года около 4 часов утра на борту "Сергея Абрамова" вспыхнул пожар. Позднее пожарные установят, что очаг возгорания был в кормовом кубрике, где находятся каюты экипажа, там же будет обнаружено тело единственного погибшего - члена экипажа теплохода. Пожар распространялся стремительно, в результате выгорели практически внутренние помещения теплохода. Ведомство нынешнего министра обороны прибыло вовремя. Потом долго экипировывались и почти 12 часов щедро поливали теплоход водой. Повинуясь законам физики, набрав воды в корпус "Сергей Абрамов" лег на грунт у причала речного вокзала. Следует отметить, что фактически пожара было два: после того, как сбили первый очаг возгорания и начали работы по разбору, теплоход загорелся еще раз. К вечеру следующего дня МЧС отрапортовало в СМИ, что пожар на теплоходе "Сергей Абрамов" потушен, так как там просто нечему больше гореть. Небольшая фотохронология событий:

Ну, вот так вот "Абрамову" дали выгореть, доложили об очередном успешно потушенном пожаре, чиновники-судоходчики с большими глазами задавали в СМИ вопросы, мол, "какая гостиница?", "какой ресторан?", уверяя, что ничего подобного никогда не было, а теплоход просто подошел на минутку к причалу и случайно сгорел, еще раз пообещали усилить все возможные меры и на это все. "Сергея Абрамова" подняли через несколько дней, откачали воду и оттащили к причальной стенке грузового порта. Хозяин теплохода Сергей Абрамов озвучил, что несмотря ни на что восстановит теплоход, хотя удручающий вид судна говорил, что это какая-то авантюра. А на навигацию-2012 в акватории Северного порта появилась новая достопримечательность - погорелец "Абрамов". Он так и простоял весь год, пока разговоры о его восстановлении затихали, а его судьба становилась все более и более очевидной.

Теплоход "Сергей Абрамов" в Северном порту.
Автор фото: Михаил Архипов ( riverpilgrim ).

Чуда не произошло, произошло то, что было очевидно. 08 ноября 2012 года теплоходы "Павлин Виноградов" и "Шлюзовой-111" оттащили "Сергея Абрамова", от причальной стенки Северного порта и повели по каналу имени Москвы к Волге. Финальной точкой этого маршрута будет завод "Северсталь" в городе Череповце, где "Абрамова" распилят и отправят на переплавку.

Вот в нескольких словах его невеселая история. Круизные теплоходы уже давно не списывались, тем печальнее судьба "Сергея Абрамова".

Похожие публикации