Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

«Ошибки великих мастеров. Закат реализма

«Суть-то исторической картины - угадывание. Если только сам дух времени соблюден - в деталях можно какие угодно ошибки делать», - доказывал Василий Иванович Суриков критикам своего шедевра «Боярыня Морозова», которые пеняли живописцу, что тот халтурит: места для кучера мало, рука боярыни слишком длинна и неестественно вывернута… А сколько еще таких ошибок великими художниками было совершено? «Тайны ХХ века» предлагают присмотреться к известным полотнам получше и взглянуть на творчество великих художников по-новому…

Я не узнаю вас в гриме!

Повествование начнем с одного из величайших мастеров кисти - Леонардо да Винчи. Невольную ошибку он совершил в процессе создания знаменитой «Тайной вечери»: если вглядеться в нее повнимательней, то можно заметить, что Христос и Иуда - на одно лицо.

Леонардо да Винчи, «Тайная вечеря»

Дело в том, что натурщика на роль Иисуса да Винчи нашел быстро - им стал певчий церковного хора, а вот поиски Иуды затянулись на три года. В конце концов Леонардо наткнулся на подходящего пьянчужку, валяющегося в грязи итальянской улочки.

Художник отвел бродягу в ближайший трактир и принялся делать эскиз облика Иуды. Когда рисунок был закончен, выяснилось, что перед да Винчи… все тот же певчий, который позировал ему несколько лет назад.

Еще одна ошибка (если это можно так назвать) была допущена да Винчи в картине «Благовещение», где архангел Гавриил получил от художника столь маленькие крылья, что вряд ли смог бы без травм спуститься на них на грешную землю.

Леонардо да Винчи, «Благовещение»,

Леонардо оправдывался тем, что его крылья анатомически верны, потому что списаны с птиц, однако неизвестный автор позже добавил крыльям архангела солидности и ширины. Правда, в итоге композиция в картине нарушилась, и крылья стали выглядеть громоздкими и несколько гротескными.

Левой! Левой!

У полуанекдотической истории с памятником Ленину, где вождь мирового пролетариата позирует с двумя кепками - одной на голове, другой в руке - оказывается, есть исторический прототип.

Фрагмент картины Рембрандта «Ночной дозор».

Харменс ван Рейн Рембрандт в своей картине «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга» (более известна как «Ночной дозор») изобразил командира дозора Кока с двумя правыми перчатками: одной на руке, а другой − в той же руке.

А известный живописец эпохи барокко Питер Пауль Рубенс при создании полотна «Союз Земли и Воды» почему-то наделил Венеру двумя правыми руками - изображенная левая, лежащая на руке Нептуна, на левую совсем не похожа.

Питер Пауль Рубенс, «Союз Земли и Воды».

Другой художник эпохи барокко, итальянец Караваджо, в картине «Ужин в Эммаусе» также учудил и изобразил корзинку, набитую фруктами и отрицающую законы физики - стоя на краю стола, она не переворачивается. Возможно, потому что за столом сидит сам Иисус?

Караваджо, «Ужин в Эммаусе»

Если продолжать тему перевертышей, то нельзя не упомянуть про ляп в картине Ильи Репина «Бурлаки на Волге»: там артель тащит баржу, на которой флаг почему-то перевернут вверх ногами.

Перевернутым оказалось и лицо Винсента ван Гога в его знаменитом «Автопортрете с отрезанным ухом». Там эксцентричный художник изображен с забинтованным ухом, но в реальности-то он повредил себе левое - тогда как на картине поранено правое!

Родные березки

Что касается неточностей в картинах отечественных художников, то, кажется, здесь мы впереди планеты всей. Так, когда все тот же Илья Репин в процессе написания картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» обнаружил, что антураж и одежда персонажей не совсем соответствуют реальности, он бросил первый вариант и принялся писать картину заново.

Илья Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Однако сегодня неспециалисту будет очень трудно определить, какой же из вариантов мы можем увидеть в Интернете - правильный или неправильный.

На картине Виктора Васнецова «Богатыри» допущено сразу несколько ошибок. Если опираться на исторические данные и принять возраст Ильи Муромца за эталон, получится, что в то время Добрыня Никитич должен уже быть седобородым немощным стариком, а Алеша Попович - маленьким мальчиком, тогда как на полотне они изображены почти ровесниками. А Алеша, являющийся правшой (что подтверждается висящим слева мечом), почему-то повесил налево и колчан, здорово затруднив себе вытаскивание стрел из него в бою.

Весьма строгим критиком живописи оказался император Николай I, для которого баварский художник-баталист Петер фон Гесс взялся нарисовать 12 больших картин, изображающих главные битвы Отечественной войны 1812 года.

Так, осмотрев первую картину “Битва под Вязьмой”, государь повелел «написать Килю (придворному живописцу), что… император чрезвычайно был доволен картиной Гессе… но… сюртуки офицеров застегнуты на картине на левую сторону, у нас все офицеры застегивают на правую сторону, и число пуговиц на оных сторонах должно быть только по 6.

На шинели унтер-офицера галуну не должно быть. У портупей-юнкера перевязи для ношения не употребляются. Выпушки белой из-под галстуков не делать». Впрочем, доделывать работу фон Гессу не пришлось - перечисленные государем ошибки были исправлены профессорами и учениками батального класса Академии художеств.

Петер фон Гесс, “Битва под Вязьмой”

Досталось живописцу и от следующего императора, Александра II, который, осмотрев очередное полотно, повелел, «чтобы на картине, изображавшей сражение при Клястицах, у солдат лейб-гвардии Павловского полка, что на первом плане, профессор Виллевальде переписал форму мундиров, какая существовала в то время».

К счастью для фон Гесса, ни Николай I, ни Александр II не разглядели в «Сражении при Вязьме» в руках русских солдат ружей из будущего, тогда на вооружении еще не имевшихся, и вензель вместо восьмиконечной звезды у лейб-кирасирских императорских величеств полков в «Бородинском сражении».

«С величайшим любопытством рассматривали мы… „Переход французских войск через Березину в 1812 году“, - писал известный русский писатель Ф.В. Булгарин в газете „Северная пчела“. - В этой картине, по нашему мнению, красот и недостатков наполовину. Смейтесь над нами все великие художники и знатоки, но мы откровенно скажем, что первая вещь, бросившаяся нам в глаза, это нерусская рогожа на русской телеге. Что ни говорите, а эта безделица производит впечатление.

Петер фон Гесс. Переправа через Березину

Рогожа травяная, светло-палевая, в каких нам привозят из Америки кофе, и так велика, что покрывает всю телегу. Это не пахнет Русью! Зачем же, спросим, откуда явился новенький раскрытый чемоданчик на той же самой телеге? Спросим, как уцелели, у одной из дорожных колясок, зонтики и трости в кожаных футлярах, привязанных к заду коляски? А куда и зачем галопирует этот калмык в тесной толпе пехотинцев? Ведь он передавит их…»

Вывод из всего написанного, впрочем, Булгарин делает неожиданный: «Колорит, как во всех картинах г-на Гессе, бледноватый, но картина вообще принадлежит к замечательным произведениям искусства».

И ведь прав, прав Фаддей Венедиктович!..

Юрий ДАНИЛОВ

«Суть-то исторической картины - угадывание. Если только сам дух времени соблюден - в деталях можно какие угодно ошибки делать», - доказывал Василий Иванович Суриков критикам своего шедевра «Боярыня Морозова», которые пеняли живописцу, что тот халтурит: места для кучера мало, рука боярыни слишком длинна и неестественно вывернута… А сколько еще таких ошибок великими художниками было совершено? «Тайны ХХ века» предлагают присмотреться к известным полотнам получше и взглянуть на творчество великих художников по-новому…

Я не узнаю вас в гриме!

Повествование начнем с одного из величайших мастеров кисти - Леонардо да Винчи. Невольную ошибку он совершил в процессе создания знаменитой «Тайной вечери»: если вглядеться в нее повнимательней, то можно заметить, что Христос и Иуда - на одно лицо.

Леонардо да Винчи, «Тайная вечеря»

Дело в том, что натурщика на роль Иисуса да Винчи нашел быстро - им стал певчий церковного хора, а вот поиски Иуды затянулись на три года. В конце концов Леонардо наткнулся на подходящего пьянчужку, валяющегося в грязи итальянской улочки.

Художник отвел бродягу в ближайший трактир и принялся делать эскиз облика Иуды. Когда рисунок был закончен, выяснилось, что перед да Винчи… все тот же певчий, который позировал ему несколько лет назад.

Еще одна ошибка (если это можно так назвать) была допущена да Винчи в картине «Благовещение», где архангел Гавриил получил от художника столь маленькие крылья, что вряд ли смог бы без травм спуститься на них на грешную землю.

Леонардо да Винчи, «Благовещение»,

Леонардо оправдывался тем, что его крылья анатомически верны, потому что списаны с птиц, однако неизвестный автор позже добавил крыльям архангела солидности и ширины. Правда, в итоге композиция в картине нарушилась, и крылья стали выглядеть громоздкими и несколько гротескными.

Левой! Левой!

У полуанекдотической истории с памятником Ленину, где вождь мирового пролетариата позирует с двумя кепками - одной на голове, другой в руке - оказывается, есть исторический прототип.

Фрагмент картины Рембрандта «Ночной дозор».

Харменс ван Рейн Рембрандт в своей картине «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга» (более известна как «Ночной дозор») изобразил командира дозора Кока с двумя правыми перчатками: одной на руке, а другой − в той же руке.

А известный живописец эпохи барокко Питер Пауль Рубенс при создании полотна «Союз Земли и Воды» почему-то наделил Венеру двумя правыми руками - изображенная левая, лежащая на руке Нептуна, на левую совсем не похожа.

Питер Пауль Рубенс, «Союз Земли и Воды».

Другой художник эпохи барокко, итальянец Караваджо, в картине «Ужин в Эммаусе» также учудил и изобразил корзинку, набитую фруктами и отрицающую законы физики - стоя на краю стола, она не переворачивается. Возможно, потому что за столом сидит сам Иисус?

Караваджо, «Ужин в Эммаусе»

Если продолжать тему перевертышей, то нельзя не упомянуть про ляп в картине Ильи Репина «Бурлаки на Волге»: там артель тащит баржу, на которой флаг почему-то перевернут вверх ногами.

Перевернутым оказалось и лицо Винсента ван Гога в его знаменитом «Автопортрете с отрезанным ухом». Там эксцентричный художник изображен с забинтованным ухом, но в реальности-то он повредил себе левое - тогда как на картине поранено правое!

Родные березки

Что касается неточностей в картинах отечественных художников, то, кажется, здесь мы впереди планеты всей. Так, когда все тот же Илья Репин в процессе написания картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» обнаружил, что антураж и одежда персонажей не совсем соответствуют реальности, он бросил первый вариант и принялся писать картину заново.

Илья Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Однако сегодня неспециалисту будет очень трудно определить, какой же из вариантов мы можем увидеть в Интернете - правильный или неправильный.

На картине Виктора Васнецова «Богатыри» допущено сразу несколько ошибок. Если опираться на исторические данные и принять возраст Ильи Муромца за эталон, получится, что в то время Добрыня Никитич должен уже быть седобородым немощным стариком, а Алеша Попович - маленьким мальчиком, тогда как на полотне они изображены почти ровесниками. А Алеша, являющийся правшой (что подтверждается висящим слева мечом), почему-то повесил налево и колчан, здорово затруднив себе вытаскивание стрел из него в бою.

Весьма строгим критиком живописи оказался император Николай I, для которого баварский художник-баталист Петер фон Гесс взялся нарисовать 12 больших картин, изображающих главные битвы Отечественной войны 1812 года.

Так, осмотрев первую картину “Битва под Вязьмой”, государь повелел «написать Килю (придворному живописцу), что… император чрезвычайно был доволен картиной Гессе… но… сюртуки офицеров застегнуты на картине на левую сторону, у нас все офицеры застегивают на правую сторону, и число пуговиц на оных сторонах должно быть только по 6.

На шинели унтер-офицера галуну не должно быть. У портупей-юнкера перевязи для ношения не употребляются. Выпушки белой из-под галстуков не делать». Впрочем, доделывать работу фон Гессу не пришлось - перечисленные государем ошибки были исправлены профессорами и учениками батального класса Академии художеств.

Петер фон Гесс, “Битва под Вязьмой”

Досталось живописцу и от следующего императора, Александра II, который, осмотрев очередное полотно, повелел, «чтобы на картине, изображавшей сражение при Клястицах, у солдат лейб-гвардии Павловского полка, что на первом плане, профессор Виллевальде переписал форму мундиров, какая существовала в то время».

К счастью для фон Гесса, ни Николай I, ни Александр II не разглядели в «Сражении при Вязьме» в руках русских солдат ружей из будущего, тогда на вооружении еще не имевшихся, и вензель вместо восьмиконечной звезды у лейб-кирасирских императорских величеств полков в «Бородинском сражении».

«С величайшим любопытством рассматривали мы… „Переход французских войск через Березину в 1812 году“, - писал известный русский писатель Ф.В. Булгарин в газете „Северная пчела“. - В этой картине, по нашему мнению, красот и недостатков наполовину. Смейтесь над нами все великие художники и знатоки, но мы откровенно скажем, что первая вещь, бросившаяся нам в глаза, это нерусская рогожа на русской телеге. Что ни говорите, а эта безделица производит впечатление.

Петер фон Гесс. Переправа через Березину

Рогожа травяная, светло-палевая, в каких нам привозят из Америки кофе, и так велика, что покрывает всю телегу. Это не пахнет Русью! Зачем же, спросим, откуда явился новенький раскрытый чемоданчик на той же самой телеге? Спросим, как уцелели, у одной из дорожных колясок, зонтики и трости в кожаных футлярах, привязанных к заду коляски? А куда и зачем галопирует этот калмык в тесной толпе пехотинцев? Ведь он передавит их…»

Вывод из всего написанного, впрочем, Булгарин делает неожиданный: «Колорит, как во всех картинах г-на Гессе, бледноватый, но картина вообще принадлежит к замечательным произведениям искусства».

И ведь прав, прав Фаддей Венедиктович!..

Юрий ДАНИЛОВ

This entry was originally posted at

3 декабря 1961 года в нью-йоркском Музее Современного Искусства произошло знаковое событие – картину Матисса «Лодка», которая 46 дней провисела в перевёрнутом виде, перевесили должным образом. Стоит сказать, что это не единичный забавный случай, связанный с картинами великих художников.

Пабло Пикассо нарисовал один из своих известных портретов менее чем за 5 минут

Как-то один из знакомых Пабло Пикассо, рассматривая его новые работы искренне сказал художнику: «Извини, но понять я этого не могу. Таких вещей просто не существует». На что Пикассо парировал: «Ты и китайский язык не понимаешь. Но он всё-таки существует». Впрочем, Пикассо не понимали многие. Как-то он предложил русскому писателю Эренбургу, своему хорошему другу, написать его портрет. Тот с радостью согласился, но не успел расположиться в кресле, чтобы позировать, как художник заявил, что всё готово.

Эренбург выразил удивление быстротой исполнения работы, ведь не прошло и 5 минут, на что Пикассо ответил: «Я знаю тебя 40 лет. И все эти 40 лет я учился писать портреты за 5 минут».

Илья Репин помог продать картину, которую не писал

Одна дама приобрела на рынке всего за 10 рублей совершенно бездарную картину, на которой гордо красовалась подпись «И.Репин». Когда ценительница живописи показала эту работу Илье Ефимовичу, он рассмеялся и дописал «Это не Репин» и поставил свой автограф. Через некоторое время предприимчивая дама продала картину неизвестного художника с автографом великого мастера уже за 100 рублей.

Медведей на известной картине Шишкина нарисовал другой художник

В среде художников существует негласный закон – профессиональная взаимовыручка. Ведь у каждого из них есть не только любимые сюжеты и сильные стороны, но и слабые места, так почему бы не помочь друг другу. Так, доподлинно известно, что для картины «Пушкин на берегу моря» Айвазовского фигуру великого поэта нарисовал Репин, а для картины Левитана «Осенний день. Сокольники» даму в черном рисовал Николай Чехов. У пейзажиста Шишкина, который мог прорисовать на своих картинах каждую травинку и хвоинку, при создании картины «Утро в сосновом бору» никак не получались медведи. Поэтому мишек для известного шишкинского полотна нарисовал Савицкий.

Кусок фибролита, над которым просто разливали краску, стал одной из самых дорогих картин

Самой дорогой картиной в мире в 2006 году было полотно Джексона Полока «Номер 5, 1948». На одном из аукционов картина ушла за $140 миллионов. Это может показаться забавным, но над созданием этой картины художник особо «не заморачивался»: он просто разливал краску по куску фибролита, разложенному на полу.

Дату создания своей картины Рубенс зашифровал по звёздам

Искусствоведы и учёные долгое время не могли установить дату создания одного из самых известных полотен Рубенса – картины «Пир богов на Олимпе». Загадка разрешилась только после того, как к картине присмотрелись астрономы. Оказалось, что персонажи на картине расположились точно в таком же порядке, как располагались планеты на небосклоне в 1602 году.

Логотип «Чупа-Чупс» нарисовал всемирно известный сюрреалист

В 1961 году Энрике Берната, владелец компании «Чупа-Чупс», обратился к художнику Сальвадору Дали с просьбой придумать изображение для конфетной обёртки. Дали просьбу выполнил. Сегодня это изображение, хотя и в несколько изменённом виде, узнаваемо на леденцах этой компании.

Cтоит отметить, что в 1967 году в Италии с благословения Папы Римского была выпущена уникальная версия Библии с иллюстрациями Сальвадора Дали.

Самая дорогая картина Мука приносит несчастья

Картина Мунка «Крик» была продана на аукционе за $120 миллионов и является сегодня самой дорогой картиной этого художника. Говорят, что Мунк, жизненный путь которого – чреда трагедий, вложил в неё столько горя, что картина вобрала в себя негативную энергетику и мстит обидчикам.

Один из сотрудников музея Мунка как-то случайно уронил картину, после чего начал страдать от страшных головных болей, которые привели этого человека к самоубийству. Ещё один сотрудник музея, не сумевший удержать картину, буквально через несколько ней попал в страшную автомобильную аварию. А посетитель музея, позволивший себе прикоснуться к картине, через какое-то время сгорел в пожаре заживо. Впрочем, не исключено, что это просто совпадения.

У «Чёрного квадрата» Малевича есть «старший брат»

«Чёрный квадрат», являющийся, пожалуй, самой известной картиной Казимира Малевича, представляет собой полотно 79,5*79,5 сантиметров, на котором на белом фоне изображён чёрный квадрат. Свою картину Малевич написал в 1915 году. А ещё в 1893 году, за 20 лет до Малевича, Альфонс Алле, французский писатель-юморист, нарисовал свой «черный квадрат». Правда, называлась картина Алле «Битва негров в глубокой пещере тёмной ночью».

Тайная вечеря. Леонардо да Винчи.

Как-то на улице художник увидал пьянчужку, который безуспешно пытался выбраться из выгребной ямы. Да Винчи отвёл его в одно из питейных заведений, усадил и начал рисовать. Каким же было удивление художника, когда, разоткровенничавшись, пьяница признался, что несколько лет назад уже позировал ему. Оказалось, что это тот самый певчий.

Как говорится в пословице, и на солнце бывают пятна. В мире нет ничего идеального, и если задаться целью, то найти мелкие и не очень мелкие грешки можно абсолютно во всём!

Сейчас вы узнаете о пяти шедеврах мировой живописи, на которых есть вопиющие ошибки. Неужели художники на самом деле могли так крупно ошибиться? Или они решили намеренно исказить реальность?

«Сикстинская Мадонна». Рафаэль Санти
Невероятно, но огрехи можно заметить даже на знаменитой «Сикстинской Мадонне»! В первую очередь внимание критиков привлекает рука изображенного на картине Сикста II. На первый взгляд кажется, что у него шесть пальцев!

Впрочем, при ближайшем рассмотрении становится ясно, что пальцев у Сикста II всё же пять. А за шестой перст ошибочно принимается изгиб ладони.

Но есть на картине и другой занятный момент. Если присмотреться к ногам Мадонны, можно заметить неестественно толстый мизинец. Некоторые даже считают, что первоначально у Богоматери было нарисовано шесть пальцев, но затем художник исправил эту оплошность.

«Рождение Венеры». Сандро Боттичелли
По логике вещей, богиня любви Венера должна выглядеть идеальной женщиной, вот только на полотне Боттичелли этого не наблюдается. У главной героини картины неестественно длинная шея и опухшая левая нога. И это при том, что ведущие художники эпохи Ренессанса славились анатомической точностью своих работ!

Некоторые искусствоведы полагают, что Сандро Боттичелли нарочно изобразил Венеру с такими недостатками. Якобы он полагал, что богиня должна брать личностными качествами, а не только одной внешностью.

«Бар в “Фоли-Бержер”». Эдуард Мане
Не нужно быть художником, чтобы заметить, что на картине отличается расположение предметов на переднем плане от их же отражения в зеркале. Бутылки отзеркалены вовсе не в том порядке!

Более того, дама отражается в зеркале вовсе не под тем углом! Так как же всемирно известный художник-импрессионист мог так оплошать? Многие искусствоведы сходятся в мысли, что Мане намеренно нарисовал неправильное отражение, чтобы показать иллюзорность нашего мира.

«Девятый вал». Иван Айвазовский
Айвазовский по праву считается одним из лучших маринистов, если и вовсе не лучшим. Но, несмотря на безграничную любовь к морю, в своих картинах художник нередко изображал его с ошибками!

Например, огромная волна на картине «Девятый вал» нарисована с эффектным изгибающимся гребнем. Но волны такой формы могут быть только у побережья, а в открытом море они имеют вид конуса! Конечно же, Иван Константинович рисовал свои полотна с берега и не мог изобразить реальный шторм.

«Ужин в Эммаусе». Караваджо
Дотошный наблюдатель может найти на этом полотне сразу ряд неточностей, главной из которых является несоответствие фруктов сезону. По сюжету, действие картины развивается в канун Пасхи, то есть весной. А в это время года не может быть свежего винограда, яблок и груш!

Более внимательные зрители верно подметили, что корзина с фруктами как бы парит в воздухе, тогда как в реальной жизни она бы рухнула со стола.

Ошибки допускают все. Ученые делают неверные выводы, финансисты вкладывают средства в рискованные проекты. Иммунитета от этого нет ни у гениев, ни у простых смертных. Обычным людям даже доставляет удовольствие видеть, как ошибаются великие мастера.

И если ученые имеют возможность исправить свою недочеты, то люди искусства оставляют свои творения потомкам. В результате ошибки оказываются запечатленными самой историей. Расскажем ниже о самых удивительных промахах великих творцов прошлого.

Большое романское распятие Сан-Дамиано. Это творение было изготовлено в VII столетии неизвестным мастером. Оно стало известным благодаря тому, что именно перед этим распятием молился Святой Франциск Ассизский перед тем, как Бог одарил его идеей реформации Римской католической церкви. Однако древнее творение вышло весьма неоднозначным. Долгое время это распятие было фактическим стандартом для последующих христиански икон. Так было на протяжении сотен лет. Так продолжалось до тех пор, пока копия канонической работы не украсила стены церкви Ворр Акрес, что в Оклахоме. Верующие люди неожиданно разглядели, что форма пресса Иисуса изображена в виде фаллоса! То ли художник неправильно трактовал изображение, а то ли решил подшутить и привнести в церковь немного эротики. Возможно мастер полагал, что на самом деле пресс должен выглядеть так, в форме фаллоса. В итоге американского художника заставили переделать копию так, чтобы она не смущала больше прихожан.

Мужчина с тремя ногами у Нормана Роквелла. Искусствоведы могут восхищаться общей идеей картина, а вот простые люди, которые ничего не понимают в высоком искусстве, могут находить там весьма странные вещи. Так произошло с одной картиной Нормана Роквелла. От глаз многочисленных экспертов и ценителей долгое время ускользала одна интересная деталь. Сам художник выпускал работы, как конвейер. За свою жизнь Роквелл создал около 4000 работ. Практически все они посвящены обычным американцам, которые занимаются своими повседневными делами. Кажущаяся простота картин обманчива, у художника есть множество почитателей. Некоторые ценители даже полагают, что Роквелл является самым великим художником XIX века. Прославили его работы, публиковавшиеся на развороте газеты "The Saturday Evening Post". Они оказались ярким примером человека, прославлявшего американскую культуру. Новые обложки выходили из рук Роквелла каждые две недели. Все они были пропитаны любовью к стране и ее простым людям. Весь мир мог наблюдать воочию настоящую американскую мечту. Художнику удалось не просто приукрасить действительно, но внушить гражданам других стран, что Америка живет какой-то своей, сказочной жизнью. А в массах стала популярна та сама идея американской мечты. Одно из классических произведение Роквелла носит название "Люди, читающие сводки фондовой биржи". Там изображены четыре человека, которые изучают курсы акций, размещенные на плакате. Эта картина была размещена на первую полосу газеты. Но мастер видимо так устал, что допустил одну незаметную, но существенную ошибку. Веселые европейцы могли истолковать это лишь одним образом – в Америке живут мутанты! Дело в том, что молодой человек в красном свитере опирается на третью ногу! Две его конечности сведены вместе и выпрямлены, а вот под фартуком проглядывается третья нога. Она согнута в колене и на нее парень и опирается рукой. Вскоре художник понял, что изобразил что-то не то. Его шокировала собственная невнимательность. Когда Ричард Халперн писал биографию выдающегося художника, то там он отметил, что Норман Роквелл крайне неохотно рассказывал о той своей работе. А неопознанная третья конечность называлась им не иначе, как неопознанный фаллический символ. Неужели, художников так волнует эта тема, что она постоянно встречается в их работах?

Мужеподобные женщины Микеланджело. На многих картинах великого художника атлетичные и накачанные люди являются не атлетами-мужчинами, а самыми что ни на есть женщинами. Если современный человек начнет пристально изучать творчество итальянца, то быстро обнаружится его слабость к неестественно перекачанным дамам. Но в XVI веке бодибилдерш еще не было в природе. Возможно мастер просто питал слабость к трансвеститам с атлетичной внешностью? Все знают, что Микеланджело был самым настоящим гением, только вот что толкало его изображать женщину, которая так похожа на культуриста? Мы бы простили художнику эту слабость, но однажды он решил пойти дальше – рисовать геркулесов с женской грудью обнаженными. Между тем историки предлагают простую разгадку. Практически нет сомнений в том, что Микеланджело был гомосексуалистом. Однако для того, чтобы его работы прямо не указывали на это, голые фигуры мужчин он разбавлял женскими телами. А моделями для них служили все те же атлеты, позировавшие художнику. Именно поэтому тех представительниц слабого пола, которые изображены мастером, слабыми назвать тяжело. В пользу этой версии говорят и формы грудей женщин, которые выглядят на таких телах крайне неестественно. Выглядят груди так, как будто их пришил пластический хирург. Естественно об этом и речи не могло быть в XVI столетии. Ярким образцом таких странных форм является фреска "Страшный суд", украшающая Сикстинскую Капеллу. У одной из женщин грудь словно приклеена.

Рога у Моисея. Человек с рогами вовсе не является дьяволом или иным порождением Ада. Это – Моисей, которого так изобразили в десяти канонических заповедях. Согласно библейской истории эти 10 основных жизненных законов были дарованы еврейскому пророку самим Господом богом. В подтверждение такого необычного облика легендарного персонажа существует множество картин, скульптур и других художественных произведений. На всех них Моисей неизменно изображается с сатанинскими рожками на голове. Но что они там делают у святого персонажа? Если Бог на самом деле существует, то письменная работа, известная сегодня как Библия, имеет к нему крайне слабое отношение. Ведь священное писание неоднократно переписывалось в течении всей истории человечества. Появлялись новые правила и доктрины, которые церковники умело навязывали верующим людям. Другой помехой для правильно распространения Библии стали языке. Дело в том, что предложение на иврите может получить совсем иное значение в других культурах. Неразбериха с присутствием в первоисточнике непереводимых слов породила путаницу. Ведь им просто не было синонимов в другом языке. Стоит также учитывать и менталитет различных народов, которые толковали фразы каждый по-своему. Есть большая вероятность того, что сатанистские рога у Моисея появились благодаря работам известного святого Иеронима. В свое время он переводил Библию с иврита на латынь, работа эта получилась весьма неуклюжей. Но эта версия Священного писания стала очень популярно и получила название Вульгата, что означает "общедоступная". Переводчик решил, что роговидные лучи, освещавшие пророка, будут непонятны верующим и заменил их дьявольскими рогами. Так и появились изображения Моисея в таком виде. Творческая традиция существует в искусстве вот уже около тысячи лет. Наиболее ее известной реализацией стала мраморная скульптура Микеланджело "Моисей". Она занимает главное место в скульптурной композиции на гробнице папы Юлия II в римской базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи. Когда творец создавал свою работу, он узнал об ошибочном переводе, но решил не спорить с канонической уже версий и оставил пророку его рога. Таким образом невольно Микеланджело стал одним из первых в целой плеяде талантливых мастеров, кто своим творчеством только укрепил такой образ Моисея – с рогами на голове.

Неприличный жест Уильяма Пенна. Этот человек считается одним из отцов-основателей современного американского государства. В свое время он основал целую колонию для европейцев, не желающих подчиняться колониальным властям. Это место было названо им в честь себя же, Пенсильванией. В 1894 году в Филадельфии был воздвигнут памятник этой исторической личности. Бронзовый Уильям Пенн появился на верхушке башни с часами местного Сити-холла. Фигура оказалась немаленькой – целых 11,28 метра. Это самая высокая скульптура, установленная на вершину здания. Однако многие находят, что Пенн свысока машет жителям города своим половым органом. Чтобы убедиться в этом, достаточно посетить Филадельфию. Там любой местный житель, особенно мужского пола, расскажет и покажет детали этой неприличной истории. Если издалека посмотреть на бронзового гиганта, то окажется, что Пенн приветственно машет своим немаленьким членом. Лишь подойдя поближе окажется, что это – плод нездорового воображения. На самом деле один из основателей США машет своей рукой. Просто под определенным ракурсом фигура выглядит до неприличного странно. Автором этого монумента стал Александр Милн Калдер. Он наверное полагал, что городские жители будут смотреть на его работу снизу вверх, взирая на Пенна с площади под башней. Но со временем оказалось, что лучше всего статую видно с улицы Первая Пен-Сквер. И пешеходы не могут отделаться от мысли, что они наблюдают именно пенис почтенного гражданина. Со стороны площади JFK зрелище остается таким же неприглядным. Сегодня мы можем лишь догадываться, стало ли это задумкой озабоченного автора или же всему виной современное общество. Ведь сексуальная распущенность привела к тому, что люди стали улавливать намек на фаллос в любых предметах схожей формы.

Тайные пристрастия Рембрандта. Похоже становится модным подозревать классических художников прошлого в гомосексуальных наклонностях. Историки и культурологи постоянно выискивают все новые доказательства в биографиях и картинах великих. Не обошло это веяние и Рембрандта. В доказательство его любви к мужчинам приводят знаменитую картину "Ночной дозор", написанную в 1642 году. На ней знаменитый художник изобразил готовящихся к выступлению солдат. Только вот тень от руки капитана Франса Кока, отдающего приказ, неловко легла на паховую область лейтенанта Виллема ван Рёйтенберга. Хотя и кажется абсурдным в чем-то уличать Рембрандта на основе этого факта, такая нелепая теория произвела скандал, ее стали раздувать и дальше. Любители исторических заговоров и тайн пришли к выводу, что таким образом Рембрандт решил высмеять заказчиков своей картины. Дело в том, что художник не любил военных и не мог отказать себе в удовольствии посмеяться втихаря над ними. Этой истории добавляет скандальности и девушка, стоящая на заднем плане. Ведь на ее поясе висит мертвый петух, что также является прямым намеком на нестандартную сексуальную ориентацию бравых мушкетеров. Рембрандт очевидно решил подшутить над недалеким капитаном Коком. Ведь тот с умным видом в своей правой руке в перчатке держит другую перчатку. И тоже правую! Недавно исследователи произвели рентгенограмму картины. Оказалось, что в процессе создания картины наибольшему числу изменений подверглась именно паховая часть Рёйтенбюрга.

Мемориал Неистового Коня. Эту скульптуру создал Корчак Зюлковски. Она изображает известный эпизод из истории индейцев. Один белый человек спросил у воина Неистовый Конь из племени Оглала Лакота: "И где теперь твои земли?". Индеец указал вдаль и ответил захватчику: "Мои земли там, где моя могила". Ошибка скульптора в том, что он недооценил значимость жестов. То, что в России считается дружелюбным, в Африке вполне может оказаться смертельным оскорблением. В данном случае Зюлковски изобразил индейца с вытянутой вперед рукой и выставленным указательным пальцем. Но у индейцев такой жест традиционно считается грубым и агрессивным, это знак ненависти и презрения. У европейцев аналогом может считать выставленный вверх средний палец руки, означающий "Fuck you". В итоге фраза получила иной смысл. Коренные жители земли трактуют скульптуру теперь иначе. Создается впечатление, что воин ответил: "Моя земля там, где ваши могилы". Таким образом вместо символичной покорности судьбе вышла картина готовности к борьбе.

Похожие публикации