Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Мотивация детей к образовательной деятельности в доу. Сообщение для воспитателей

Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Проблема мотивации учения появилась тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступил к подобному обучении как специально организованной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Проблема мотивации учения появилась тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступил к подобному обучении как специально организованной деятельности. Возникнув, эта проблема до настоящего времени является, если не главной, то одной из важнейшей в психологии и педагогике обучения, ей посвящено огромное число работ.

Современная теория обучения и воспитания при анализе педагогических явлений все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под влиянием деятельности и общения.

Дошкольный возраст - это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. В общественные процессы каждый человек включается c раннего детства.

Так что же тогда называется мотивом? А то, что, отражаясь в голове человека побуждает деятельность, направляет ее на удовлетворение определенной потребности, называется мотивом этой деятельности.

Мотивы поведения ребенка существенно изменяются на протяжении дошкольного детства. Младший дошкольник большей частью действует, как и ребенок в раннем детстве, под влиянием возникших в данный момент ситуативных чувств и желаний, вызываемых самыми разными причинами и при этом не отдает себе ясного отчета в том, что заставляет его совершать тот или иной поступок. Поступки старшего дошкольника становятся гораздо более осознанными. Во многих случаях он может вполне разумно объяснить, почему поступил в данном случае так, а не иначе.

Один и тот же поступок, совершенный детьми разного возраста, часто имеет совершенно разные побудительные причины.

Можно выделить некоторые виды мотивов, типичных для дошкольного возраста в целом, оказывающих наибольшее влияние на поведение детей.

Интерес детей к миру взрослых;

Игровые;

Установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми;

Самолюбие;

Самоутверждение;

Познавательные;

Соревновательные;

Нравственные;

Общественные.

Раскроем каждый из мотивов:

Мотивы интереса детей к миру взрослых - Это стремление действовать, как взрослые. Желание быть похожими на взрослого руководит ребенком в ролевой игре. Нередко подобное желание может быть использовано и как средство, позволяющее добиться от ребенка выполнения того или иного требования в повседневном поведении. «Ты ведь большой, а большие одеваются сами» - говорят ребенку побуждая его к самостоятельности. «Большие не плачут» - сильный аргумент, заставляющий ребенка сдержать слезы.

Игровые мотивы – Эти мотивы появляются в ходе овладения игровой деятельностью и переплетаются в ней со стремлением действовать, как взрослый. Выходя за пределы игровой деятельности, они окрашивают все поведение ребенка и создают неповторимую специфику дошкольного детства. Любое дело ребенок может превратить в игру. Очень часто в то время, когда взрослым кажется, что ребенок занят серьезным трудом или прилежно чему-то учится, он в действительности играет, создавая для себя воображаемую ситуацию.

Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми – Эти мотивы имеют большое значение в поведении ребенка дошкольника. Хорошее отношение со стороны окружающих необходимо ребенку. Желание заслужить ласку, одобрение, похвалу взрослых является одним из основных рычагов его поведения. Многие действия детей объясняются именно этим желанием. Стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми заставляет ребенка считаться с их мнениями и оценками, выполнять устанавливаемые правила поведения.

По мере развития контактов со сверстниками для ребенка становится все более важным их отношения к нему. Когда ребенок трехлетнего возраста приходит в первые в детский сад, он может в течение первых месяцев как бы не замечать других детей, он действует так, как будто их вовсе нет. Он может, например, потащить стульчик из- под другого ребенка, если сам хочет сесть. Но в дальнейшем положение изменяется. Развитие совместной деятельности и образование детского общества приводят к тому, что завоевание положительной оценки сверстников и их симпатии становится одним из действенных мотивов поведения. Особенно стараются дети завоевать симпатию тех сверстников, которые им нравятся и которые пользуются популярностью в группе.

В дошкольном детстве развиваются мотивы самолюбия и самоутверждения . Их исходный пункт – возникающее на рубеже раннего детства и дошкольного возраста отделение себя от других людей, отношение к взрослому как к образцу поведение. Взрослые не только ходят на работу, занимаются почетными в глазах ребенка видами труда, вступают между собой в различные взаимоотношения. Они так же воспитывают его, ребенка, предъявляют требования и добиваются их исполнения, и ребенок начинает претендовать НАТО, что и его уважали и слушались другие, обращали на него внимания, исполняли его желания.

Одно из проявлений стремления к самоутверждению – притязания детей на исполнение главных ролей в играх. Показательно, что дети, как правило, очень не любят брать на себя роли детей. Всегда гораздо привлекательнее роль взрослого, облеченного уважением и авторитетом. У младших и средних дошкольников самоутверждение обнаруживается и в том, что они приписывают себе все известные им положительные качества, не заботясь о соответствии их действительности, преувеличивают свою смелость, силу и т.п.

На вопрос, сильный ли он, ребенок отвечает, что, конечно, он сильный, ведь может поднять все «даже слона». Стремление к самоутверждению при известных условиях может приводить к отрицательным проявлениям в форме капризов и упрямства.

В период дошкольного детства происходит формирование новых мотивов, связанных с усложнением деятельности детей. К ним относятся познавательные и соревновательные мотивы .

Уже в три – четыре года ребенок может буквально засыпать окружающих вопросами: «Что это?», «А как?», «Зачем?» и т.п. позднее преобладающим становится вопрос «Почему?». Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент». Хорошо известно, как любят дети «потрошить» игрушки, стараясь узнать, что у них внутри.

Ребенок трех – четырех лет не сравнивает своих достижений с достижениями сверстников. Стремление к самоутверждению и желание получить одобрение взрослых выражаются у него в попытках сделать что- либо лучше других, а в простом приписывании себе положительных качеств или в выполнении действий, получающих положительную оценку взрослого. Так, младшие дошкольники, которым предложили играть в дидактическую игру и объяснили, что победитель получит в награду звездочку, предпочитали все действия выполнить сообща, а не по очереди (как требовали условия игры), и не могли удержаться от подсказки сверстнику, если им был известен правильный ответ. Что касается звездочки, то каждый ребенок требовал ее независимо от результата, которого он достиг.

Развитие совместной деятельности со сверстниками, особенно игр с правилами, способствует тому, что на основе стремления к самоутверждению возникает новая форма мотивов – стремление выиграть, быть первым. Почти все настольные игры, предлагаемые детям среднего и особенно старшего дошкольного возраста, а большая часть спортивных игр связаны с соревнованием. Некоторые игры прямо так и называются: «Кто ловче?», «Кто быстрее?», «Кто первый?» и т.п. старшие дошкольники вносят соревновательные мотивы и в такие виды деятельности, которые сами по себе соревнования не включают. Дети постоянно сравнивают свои успехи, любят прихвастнуть, остро переживают промахи, неудачи.

Особое значение в развитии мотивов поведения имеют нравственные мотивы , выражающие отношение ребенка к другим людям. Эти мотивы изменяются и развиваются на протяжении дошкольного детства в связи с усвоением и осознанием нравственных норм и правил поведения, пониманием значения своих поступков для других людей. Первоначально выполнение общепринятых правил поведения выступает для ребенка лишь как средство поддержания положительных взаимоотношений со взрослыми, которые этого требуют. Но поскольку одобрение, ласка, похвала, которые ребенок получает за хорошее поведение, приносит ему приятные переживания, постепенно само выполнение правил начинает восприниматься им как нечто положительное и обязательное. Младшие дошкольники поступают в соответствии с нравственными нормами только по отношению к тем взрослым или детям, к которым испытывают симпатию. Так, ребенок делится игрушками, сладостями со сверстником, которому он симпатизирует. В старшем дошкольном возрасте нравственное поведение детей начинает распространяться на широкий круг людей, не имеющих с ребенком непосредственной связи. Это связано с осознанием детьми нравственных норм и правил, пониманием их общеобязательности, их действительного значения. Если четырехлетний мальчик на вопрос, почему не следует драться с товарищами, ответит: «Драться нельзя, а то попадешь прямо в глаз» (т.е. ребенок учитывает неприятные последствия от поступка, а не сам поступок), то к концу дошкольного периода появляются ответы уже иного порядка: «Драться с товарищами нельзя, потому что стыдно обижать их».

К концу дошкольного детства ребенок понимает значение выполнения нравственных норм как в собственном поведении, так и в оценке им поступков литературных персонажей.

Среди нравственных мотивов поведения все большее место начинают занимать общественные мотивы – это желание сделать что-то для других людей, принести им пользу. Уже многие младшие дошкольники могут выполнить задание ради того, чтобы доставить удовольствие другим людям: под руководством воспитателя изготовить флажок для малышей или салфеточку в подарок маме. Но для этого нужно, чтобы дети ярко представляли себе людей, для которых они делают вещь, испытывали к ним симпатию, сочувствие. Так, чтобы младшие дошкольники довели до конца работу над флажками, воспитатель должен в яркой, образной форме рассказать им о маленьких детях, воспитывающихся в яслях, об их беспомощности, о том удовольствии, которое им может доставить флажок.

По собственной инициативе выполнять работу для других дети начинают значительно позднее – с четырех-, пятилетнего возраста. В этот период дети уже понимают, что их поступки могут приносить пользу окружающими. Когда младших дошкольников спрашивают, почему они выполняют поручения взрослых, они обычно отвечают: «Мне нравится», «Мама велела». У старших дошкольников ответы на этот же вопрос носят другой характер: «Помогаю, потому что бабушке и маме трудно одним», «Я люблю маму, поэтому помогаю», «Чтобы помочь маме и все уметь». По-разному ведут себя дети разных дошкольных возрастных групп и в играх, где от действий каждого ребенка зависит успех команды, к которой он принадлежит. Младшие и часть средних дошкольников заботятся только о собственном успехе, в то время как другая часть средних и все старшие дети действуют, чтобы обеспечить успех всей команде.

У старших дошкольников можно наблюдать вполне сознательное выполнение нравственных норм, связанных с помощью других людей. Изменения в мотивах поведения на протяжении дошкольного детства состоят не только в том, что меняется их содержание, появляются новые виды мотивов. Между разными видами мотивов складывается соподчинение, иерархия , мотивов: одни из них приобретают более важное значение для ребенка, чем другие.

Поведение младшего дошкольника неопределенно, не имеет основной линии, стержня. Ребенок только что поделился гостинцем со сверстником, а сейчас он уже отнимает у него игрушку. Другой ревностью помогает матери убирать комнату, а через пять минут уже капризничает, не хочет одевать брюки. Это происходит потому, что разные мотивы сменяют друг друга, и в зависимости от изменения ситуации поведением руководит то один, то другой мотив.

Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника . Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению. По мере ее развития появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его поведение в целом как хорошее или плохое. Если главными мотивами поведения становятся общественные мотивы, соблюдение нравственных норм, ребенок в большинстве случаев будет действовать под их влиянием, не поддаваясь противоположным побуждениям, толкающим его на то, чтобы, например, обидеть другого или солгать.

Напротив, преобладание у ребенка мотивов, заставляющих получать личное удовольствие, демонстрировать свое действительное или мнимое превосходство над другими, может привести к серьезным нарушениям правил поведения. Здесь потребуется специальные воспитательные меры, направленные на перестройку неблагоприятно складывающихся основ личности. Конечно, после того, как возникло соподчинение мотивов, ребенок необязательно во всех случаях руководствуется одними и теми же мотивами. Такого не бывает у взрослых. В поведении любого человека обнаруживается множество разнообразных мотивов. Но соподчинение приводит к тому, что эти разные мотивы теряют равновесие, выстраиваются в систему. Ребенок может отказаться от привлекательной игры ради более важного для него, хотя, возможно, и более скучного занятия, одобряемого взрослым. Если ребенок потерпел неудачу в каком-нибудь значимом для него деле, то этого не удается компенсировать удовольствием, полученным по «другой линии». Так, ребенку, который не справился с задачей, было сказано, что он все-таки молодец, причем, как и другие дети, он получил конфету. Однако он взял конфету без всякого удовольствия и решительно отказался ее съесть, а его огорчение ничуть не уменьшилось: из-за неудачи полученная конфета стала для него «горькой».


Кочинова Марина Евгеньевна

Любая деятельность, будь то игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, должна быть интересна для детей любого возраста. В современных условиях образовательный процесс не ограничивается одним-двумя занятиями, а длится в течение всего дня, в различных режимных моментах. При этом так называемое «прямое обучение», когда ведущим по-прежнему, является педагог, перестает быть актуальным. Современная теория обучения и воспитания все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под влиянием деятельности и общения. Как же сделать так, что бы любой вид деятельности был интересен детям? И здесь воспитатель обращается к приемам мотивации.
Мотивация - представляет собой совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности.
Цель мотивации - вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу, или какой либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение новых знаний, умений и навыков. Именно с мотивации начинается любое взаимодействие между ребёнком и взрослым. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей.
Таким образом, под внешними силами понимается воздействие педагога, предложение вида деятельности. Воспитатель планирует, что конкретно он хочет развить или дать детям представление о чем-либо посредством той или иной деятельности. Прежде всего, предлагаемая деятельность должна вызывать положительные эмоции. Во-вторых - деятельность должна быть осмысленной. А осмысленной она становится тогда, когда есть заинтересованность у самого ребенка. Именно эту заинтересованность воспитателю необходимо вызвать у дошкольников.
Под внутренними силами, помимо природной любознательности, понимается эмоциональный отклик ребенка, формирующийся или сформированный интерес к предлагаемой деятельности.
Методы и приемы подразделяются на игровые, словесные, наглядные и практические.
В современной педагогике определяют следующие типы мотивов, типичных для дошкольного возраста:
1. Мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением действовать, как взрослые.
2. Игровые мотивы, связанные с интересом к самому процессу игры.
3. Мотивы общения, установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми.
4. Мотивы самолюбия, самоутверждения.
5. Познавательные и соревновательные мотивы
6. Нравственные мотивы, выражающие отношения ребенка к другим
людям.
Все эти мотивы изменяются и развиваются на протяжении дошкольного
детства, вступают в определенные иерархии. При этом необходимы такие приемы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у детей.
Приемов мотивации гораздо больше, чем типов. Разнообразие приемов мотивации обусловлено возрастом детей. Приемы мотивации, которые подходят для детей младшего и среднего возраста, будут отличаться от приемов, подходящих для старшей и подготовительной группы даже в рамках одного вида мотивации. Так, например, ребенок трех-четырех лет еще не сравнивает своих достижений с достижениями сверстников. Одним из основных мотивов у младших школьников является стремление к самоутверждению и желание получить одобрение взрослых. Это выражается в приписывании себе положительных качеств или в выполнении действий, которые влекут положительную оценку взрослого. В то же время старшие дошкольники вносят соревновательные мотивы в любые виды деятельности, даже в такие, которые сами по себе соревнования не включают. Дети постоянно сравнивают свои успехи, переживают промахи, неудачи. Отсюда будут и разные приемы мотивации, которые педагог использует в своей деятельности, опираясь на возраст воспитанников.
В своей работе с детьми подготовительной группы я использую разные мотивационные приемы, используя мотив, как манок на деятельность. Как и с детьми младшего дошкольного возраста, отличными мотивационными приемами являются игры-превращения и игры-путешествия. В отличие от малышей просто побыть в какой-либо роли, детям 6-7 лет уже не достаточно. Поэтому я дополняю эти приемы соревновательными элементами. Кто быстрее, кто больше, кто аккуратнее, у кого интереснее, у кого чем-то отличается от других, кто внимательнее, кто тише, а так же все возможные комбинации и прочее…, ограничиться здесь можно лишь только собственной фантазией. Но ввиду того, что у каждого ребенка скорость усвоения информации и темпы достижения результата разные, ни один ребенок не оставаться в проигрыше. И здесь задача педагога - найти такой отличительный элемент, и подчеркнуть его, чтоб воспитанник не чувствовал себя в соревновании неудачником, а наоборот, понимал, что он отличается от других чем то особенным. В целом дети подготовительной группы очень любят соревнования.
Подводя итог в своей статье, я хотела бы еще раз подчеркнуть важность выбора приема мотивации в соответствии с возрастом детей. И если мы движемся в сторону построения образовательного процесса, основываясь на интересах ребенка, через организацию деятельности воспитателем, к достижению целей образовательного процесса, то в первую очередь, при организации деятельности и выборе приема мотивации, воспитателю необходимо основываться на возрастных характеристиках той группы детей, с которой он работает.

Мотивы, побуждающие ребенка к деятельности

Подготовила: Сергеева Н.В. - воспитатель 1 кв. категории МБДОУ «ДСОВ №47» г.Братск

Новое время, новые ориентиры в образовании связанные с социальной ситуацией развития ребенка.

Совсем недавно для педагога главное было усвоение ребенком знаний, умений и навыков. В новой образовательной ситуации достижения детьми определяются личностными качествами, которые обеспечивают успешную подготовку к школьному обучению, что в свою очередь принципиально меняет подходы к организации образовательной деятельности, представляющую собой процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно - ориентированный характер.

В основе образовательного процесса стоит ребенок, как полноправный участник, активно присваивающий культуру. В центре педагогического процесса находится педагог, он главное действующее лицо, организатор взаимодействия и общения с детьми в интересной содержательной деятельности, направленной на развитие, в которой каждый может проявить творческую и познавательную инициативу, активность.

Как показывает практика, организация совместной партнерской деятельности вызывает определенные трудности, одной из которых является подача нового материала, организация детей, оценка деятельности. Как сделать серьезное занятие для ребенка интересным занимательным делом так, чтобы дети не догадывались об этом?

Образовательный процесс длиться весь день, технично вплетаясь в режимные моменты. Каким упорством и фантазией необходимо владеть педагогу, чтобы процесс обучения превратить в увлекательную игру, так как далеко не у всех детей потребности совпадают. У одних потребности связаны с познавательными интересами, а другие испытывают потребность в общении.

Так как основным видом обучения является совместная организованная образовательная деятельность детей со взрослым, то развитие ребёнка осуществляется не в учебной деятельности, а в игре обеспечивающей организацию жизнедеятельности. Одна из функций игры заключается в том, что она служит средством организации интересной деятельности, удовлетворяющей разнообразные потребности ребенка и развитие его мотивационной сферы, в основе которой находится потребность в достижении успеха, целеустремленность, чувство уверенности. Любая деятельность должна быть направлена на достижение цели, обеспечивать взаимодействие в общении, быть интересна для детей, для того, чтобы каждый ребенок смог проявить активность, творчество и инициативу. Её содержание должно быть насыщено определенным объёмом информации об окружающем мире.

Когда речь идет о совместной организованной деятельности, перед педагогами возникает проблемная ситуация, как включится в деятельность наравне с детьми, как заинтересовать детей, так, чтобы они добровольно присоединились к деятельности, свободно перемещались, действовали в своем определенном темпе. Здесь на помощь приходит мотивационная направленность деятельности.

Что же такое мотивация? Это побуждение поведения детей через их потребности, личные мотивы, интересные им цели, ценностные ориентации и т. п., которое направляет детей и организует их, а также придаёт деятельности смысл и значимость для самого ребёнка.

Именно с этого начинается всякое взаимодействие между ребёнком и взрослым. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей. А для этого, педагог должен владеть необходимыми способами мотивации.

Учитывая, что на каждой возрастной ступени своя приоритетная сфера деятельности в педагогической практике педагогами используются несколько видов мотивации, направленных на создание интереса к деятельности или занимательному делу, созданию условий увлеченности, умственного напряжения, направления усилий детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений. В практике используются несколько видов мотивации: игровая мотивация, мотивация общения, мотивация личной заинтересованности.

Психологи утверждают, мотивация тесно связана с эмоциональной сферой ребенка. По мнению К. Изарда «эмоции играют позитивную роль в организации, мотивации и подкреплении поведения». От того, как организует педагог процесс общения, как мотивирует на предстоящую деятельность, зависит успех образовательного процесса.

Мотивация позволяет решить сразу несколько задач:

  • Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.
  • Повысить познавательную активность и работоспособность детей.
  • Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.
  • Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.

У каждого педагога должно быть в арсенале множество приемов, побуждающих ребенка к деятельности. Так, например, универсальной мотивацией для детей младшего дошкольного возраста является мотивация «Помоги игрушке». Суть её в том, что игрушки приходят в группу с просьбой о помощи. Они нуждаются в самых разных предметах (дома, фрукты, железная дорога и т.п.), которые они не могут сделать сами, но которые наверняка сделают эти умные и добрые дети. Дети младшего возраста переживают «кризис 3- х лет», когда начинаю осознавать себя отдельным человеческим существом, имеющим собственную волю. Игра как ведущий вид деятельности и овладение средствами и способами практических действий создаёт уникальные предпосылки накопления познавательного опыта и развитие ручной умелости, в связи с этим у детей возникает потребность чувствовать свое превосходство и компетентность. Так как взрослый не может взять ведущую роль, тем самым заглушив превосходство ребенка, в роли безопасного партнёра выступает игрушка. Это универсальная мотивация для 3-летних детей для поддержания инициативы, чувствовать свое превосходство и компетентность.

Подчеркнем, что превосходство выражается в этом случае в реальной помощи, пусть даже игрушечным персонажам. Эта мотивация наиболее эффективна именно в группе, где искренняя готовность хотя бы части детей вовлекает в решение задачи и всех остальных. На фоне принятой цели воспитатель показывает, как именно сделать нужную вещь (нарисовать, слепить, построить), т.е. знакомит детей со способом достижения поставленной цели.

В основе мотивации общения - потребность ребенка в общении, в коммуникации. В связи с расширением информационного кругозора, становлением сюжетно - ролевой игры, как ведущей формы, возникает острая потребность в общении. Подобная потребность остро выражена у детей среднего возраста. Учитывая эту особенность, в практике используется мотивация общения «Помоги мне». В этой ситуации мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Например, детям сообщается, что необходимо помочь смастерить подставку для кистей и нужна их помощь. Педагог интересуется, как дети могут помочь, каждому ребёнку дается посильное задание. В конце подчеркивается, что результат был, достигнут путём совместных усилий.

Мотивация личной заинтересованности связана с развитием познавательных интересов, расширением сферы собственной компетентности, что характерно для старших дошкольников. К ним относятся мотивации «Научи меня», «Создание предметов своими руками для себя». Этот вид мотивации используется с целью повышения интереса к конкретной деятельности, к определенному познавательному материалу, учитывая психологическую закономерность: ребенок не будет проявлять активность в неинтересной деятельности.

Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у детей имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. С мотивацией деятельности теснейшим образом связано ее стимулирование, дающее толчок, импульс к мысли, чувству и действию.

В целях подкрепления и усиления воздействия на ребенка тех или иных факторов применяются различные методы стимулирования, среди которых наиболее популярными являются соревнование, поощрение и наказание.

Поощрение – это способ положительной оценки поведения ребёнка, при которой он испытывает гордость, уверенность в своих достижениях или поступках. Как правило, поощрение выражается в виде похвалы, одобрения. оценки. Если в младшей группе детского сада дети получали удовольствие от любого доброжелательного общения со взрослыми, то в средней для них становится важной и оценка. Поэтому у ребенка возникает потребность не только в общении с воспитателем, но и в положительной оценке его деятельности со стороны взрослого. В связи с этим необходимо с большим вниманием подходить к вопросу положительного стимулирования их деятельности. Наказание – принято считать дополнительным методом воспитания, который связан с осуществлением отрицательного поступка, плохого отношения к деятельности. Если этот метод используется правильно, то он должен вызывать у ребёнка желание не поступать плохо, формировать умение оценивать своё поведение. Очень важно, чтобы наказание не вызывало страданий, поэтому к этому методу необходимо относится очень осторожно.

Соревнование как метод соперничества используется в основном в старшем дошкольном возрасте, когда дети могут управлять своим поведением.

Таким образом, мотивация и методы стимулирования в организации совместной партнерской деятельности для дошкольников являются непосредственным стимулом, без которого ребёнок просто не сможет включиться в предлагаемую взрослым педагогическую ситуацию. Педагог, как партнер по деятельности, в свою очередь, должен вызвать у ребенка интерес к деятельности, через мотивацию деятельности для достижения цели, учитывая при этом индивидуальные черты характера и интересы каждого из детей группы.

Литература:

1. Доронова Т. М., Гербова В. В., Гризик Т. И.. Воспитание, образование и развитие детей 3–4 лет в детском саду: Метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / Т. М. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик. – М. Просвещение, 2004.

2. Доронова Т. М., Гербова В. В., Гризик Т. И., Воспитание, образование и развитие детей 6–7 лет в детском саду: Метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / Т. М. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик. – М. Просвещение, 1997.

3.Божович Л.И. Проблемы мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М.,1972.

4.Вегнер Л.А., Вегнер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. – М.: Знание,1994.

5.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.:1977.

6. Ю. К. Бабанский. Методы стимулирования поведения и деятельности.

– М.: Педагогика. 1983 г.

Интернет ресурсы:

Http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac49.htm

http://knowledge.allbest.ru/psychology/3c0b65635a2ad78b5d53b88521316c26_0.html


Бурлакова Марина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №94 г.о. Самара
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: Мотивация учащихся к творческой деятельности как показатель результативности в условиях ДОУ
Дата публикации: 07.10.2019
Раздел: дошкольное образование

Мотивация учащихся к творческой деятельности как показатель

результативности в условиях ДОУ

Развитие

творческих

способностей

подрастающего

поколения

наиболее актуальная проблема, как в России, так и во всем мире. Наше

традиционное образование – фактологическое, оно предполагает передачу

учащимся готовых знаний, в результате чего ребенок получает сумму знаний,

умений и навыков. В итоге мы воспитываем человека с потребительской

психологией, что ослабляет внутреннюю мотивацию ребенка и приводит к

невостребованности

потенциала

личности.

образования

дополнительного образования в частности – организовать обучение таким

максимально

задействовать

В современных условиях образование в ДОУ детей играет уникальную

роль в системе образования и служит задачам обеспечения необходимых

личностного

развития

укрепления

здоровья

профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте от

3 до 7 лет, позволяет адаптировать детей к жизни в обществе, формирует

общую культуру, позволяет организовать содержательный досуг.

Актуальной задачей учреждений образования является формирование

творческой

личности

учащихся.

мольберты,

добиться

идеальной

посещаемости

поведения,

внутренней мотивации на освоение знаний, умений и навыков в творческой

деятельности вряд ли можно добиться успеха. А так как мы хотим воспитать

творческую

личность,

является

наиважнейшей

поддержание

учащихся

устойчивой

мотивации

творчеству,

способствует

повышению

показателя

результативности

образовательного

процесса в учреждении дополнительного образования. Детям необходимо

фантазии,

нестандартно,

оригинально, смело, любить неизведанное, новое и, преодолевая трудности,

уверенность

значимости,

интересности

возникающих

самостоятельные

достойный

уважения

полезный

саморазвития

личности,

повышения

творческой

адаптации к миру. Только так творческая деятельность ребенка в условиях

дополнительного образования будет не угасать, а наоборот, поддерживаться и

закрепляться.

Сегодня будет говориться о том, а что же такое: мотивация. В самом

мотивация

человека

деятельности

понимается

совокупность

движущих

побуждающих

человека

осуществлению

определённых действий. Вся деятельность человека обусловлена реально

существующими потребностями. Люди стремятся либо чего-то достичь, либо

чего-то избежать. В узком смысле слова «мотивированная деятельность» - это

свободные, обусловленные внутренними побуждениями действия человека,

направленные на достижение целей, реализацию интересов.

Применительно

образования

предполагает

готовность и способность учащегося к выполнению различных социально

значимых видов деятельности (игровой, учебной, коммуникативной и др.),

обеспечивают

социальную

адаптацию

соответствии

возрастными и индивидуальными особенностями.

специфика

творческой

деятельности

учащихся

условия ее мотивирования? К условиям мотивации творческой деятельности

можно отнести следующее:

Творческая среда учреждения;

Профессиональная компетентность педагога;

Организация процесса обучения;

Учет возрастных особенностей учащихся;

Анализ и оценка результатов творческой деятельности.

Проявлению творческих способностей учащихся мешают

определенные барьеры. Их можно разделить на внутренние и внешние.

К внутренним барьерам относятся: стереотипы, излишняя ориентация

одобрение,

заниженная

самооценка,

недостаточный

саморегуляции.

К внешним барьерам, которые мешают ученикам проявлять творческие

способности, относятся: критика, стресс, дефицит времени.

Преодолеть

учащимся

учреждении

дополнительного

образования может помочь педагог, который старается снять угрозу внешнего

оценивания и критических суждений и стремится создать в объединении

благоприятную психологическую атмосферу.

Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и

личностно развивающим. Профессионализм общения педагога

дополнительного образования состоит в том, чтобы преодолеть естественные

трудности общения из-за различий в уровне подготовки, в способностях;

помочь ученикам обрести уверенность в общении в качестве полноправных

партнеров педагога. Важно помнить, что оптимальное общение – не умение

держать дисциплину, а обмен с учащимися духовными ценностями. Общий

язык с учащимися – это не язык команд, а язык доверия.

Педагогу на своих занятиях необходимо:

Создать уютную и безопасную психологическую базу ребенку в его

поисках, к которой он мог бы возвращаться.

Поддерживать способности ребенка к творчеству и проявлять

сочувствие к неудачам. Избегать неодобрительной оценки творческих

идей ребенка.

Быть терпимым к необычным идеям, уважать любопытство, вопросы и

идеи ребенка.

Давать ребенку возможность самостоятельно заниматься творческим

процессом.

Находить слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка.

Поддерживать необходимую для творчества атмосферу, помогая

ребенку избежать общественного неодобрения.

В своей работе необходимо использовать разные методы для развития

творческих

способностей

учащихся:

эвристический,

исследовательский,

проблемный, поисковый. Именно эти методы обучения позволяют педагогу

предоставить учащимся больше самостоятельности и творческого поиска.

Очевидна необходимость индивидуального подхода к ребенку. Степень

сложности,

предлагаемых

освоения должны способствовать расширению пространства творчества, а не

ограничивать живой интерес к процессу, стремлению экспериментировать и

Общеизвестно, что источником деятельности человека и предпосылкой

его поведения является потребность. Именно потребности лежат в основе

мотивации человека. Поэтому, задачей педагога, является создание таких

воспитанников

появилась

потребность

творческой

деятельности, основанной на интересе. Без наличия интереса и желания

заниматься каким-то определенным делом ребенок не будет возвращаться к

значительное

отвергать

многообразие

практических

Возникновение

познавательного

интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта,

знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа

подачи материала.

Мотивация учащихся во многом зависит от инициативной позиции

педагога

обучения.

Характеристикой

являются: высокий уровень педагогического мышления и его критичность,

способность и стремление к проблемному обучению, к ведению диалога с

учащимся,

стремление

обоснованию

взглядов,

способность

самооценке своей преподавательской деятельности.

подбор материала, составление заданий, конструирование образовательных и

педагогических задач на основе проблемного обучения с учетом

индивидуальных особенностей каждого ребенка.

внимание

занятиях,

способствовать развитию творческих способностей учеников, должен видеть

потенциал в каждом ученике, внимательно реагировать на все проявления

творческой активности. Только благодаря такой работе повышается уровень

учебной мотивации, формируются навыки самостоятельности, самоконтроля,

интерес к учебным предметам.

Формировать и развивать мотивацию – значит не заложить готовые

мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и

ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели

складывались

развивались

прошлого

индивидуальности, внутренних устремлений самого учащегося.

мотивация

является

продуктивности

процесса

обучения

определяет

эффективность

деятельности.

Мотивация

творческой

деятельности

занимает

компонентов

деятельности

учреждения,

спо собствует

формированию положительного отношения учащегося к учебному предмету

и пониманию его ценностной значимости для личностного развития. Через

формирование

положительной

мотивации

значительно

улучшить

качественные

показатели

познавательных

процессов.

Сформированность

мотивационной

является

показателем

каче с тва

образовательной деятельности.

1. В дошкольном возрасте закладываются предпосылки учебной деятельности, формируются отдельные ее элементы.

В младшем дошкольном возрасте на занятиях необходимо формировать у детей способность к постановке цели собственной деятельности (на этапе от 2 до 3 лет), учить освоению различных способов деятельности (на этапе от 3 до 4 лет).

После 4 лет деятельность ребенка приобретает четкую направленность на конечный результат. Педагог приучает детей слушать объяснения, выполнять задания, не мешая друг другу; поддерживает интерес к содержанию занятий, поощряет старание, активность. Все это весьма существенно для дальнейшего развития учебной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируются следующие элементы учебной деятельности:

Умение определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результата;

Самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном;

Умение планировать произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;

Умение планировать деятельность, ориентируясь на ее результат.

2. Как показало исследование А.П. Усовой, для развития учебной деятельности ребенка необходимо формировать умение слушать и слышать воспитателя, смотреть и видеть то, что он показывает, следовать его инструкции при выполнении учебного задания.

Важным показателем развивающейся учебной деятельности А.П. Усова считала отношение ребенка к оценке со стороны педагога. Если ребенок не реагирует на положительную или отрицательную оценку выполнения учебной задачи, значит, у него отсутствует стремление к самосовершенствованию (потребность закрепить успех, исправит ошибку, пополнить опыт), а это снижает возможности его обучения.

3. Успешное формирование учебной деятельности зависит от того, какими мотивами она побуждается. Если ребенок не хочет учиться, научить его нельзя. Внешне деятельность детей на занятиях может быть похожей, но внутренне, психологически, весьма разной. Часто она побуждается внешними мотивами, не связанными с усваиваемыми знаниями и тем, что делает ребенок.

Внутренняя мотивация вызвана познавательным интересом ребенка: «интересно», «хочу знать (уметь)». В этом случае знания являются не средством достижения какой-то другой цели («чтобы не ругали», «нужно порадовать бабушку»), а прямой целью деятельности ребенка.

Результаты учебной деятельности значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами.

Похожие публикации