Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Любовь божья. Женщины древней истории.Рахиль(Рахель) Сестра рахили из библии 3 буквы

Ветхозаветный патриарх Иаков (Израиль),
его жены Рахиль и Лия
Иаков

Что страннику бездомному,
Богом ведомому,
остается?

Идти – от колодца,
от камня в Вефиле,
от лествицы, которая снится,

до колодца
с чистой водицей –
для овец Рахили...

Страннику – первородство
добывшему обманом,
скрытым Ревеккой

от Исаака, остается –
навеки
быть обманутым Лаваном...

Кровью-потом, семилетней
уступкой –
добиваться Рахили-голубки...

(Но будто плетью
горячею
жизнь огрели-разбили...)

В ночь брачную –
вместо пастушки-Рахили –
любить Лию незрячую...

Что страннику – первородством-
ношей
скошенному,

от любви излеченному –
пространствами-далями –
остается?

С Богом бороться –
стать Израилем,
хромотою отмеченным...



Иаков (Израиль) – патриарх ветхозаветной Церкви, сын Исаака и Ревекки, брат Исава и внук Авраама, легендарный родоначальник "двенадцати колен Израиля". Его история излагается в книге Бытия (XXV, XXVII-L).
Еще в утробе матери начинается соперничество Иакова с его братом-близнецом Исавом, во всем ему противоположном. Услышав, как сыновья ее в утробе стали биться, Ревекка спрашивает Бога об этом, и Тот отвечает ей: "Два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и старший будет служить младшему" (Быт. 25, 23).
«И настало время родить ей (т. е. Ревекке), - говорит бытописатель, - и вот близнецы в утробе ее. Первый вышел красный весь, как кожа, косматый и нарекли имя ему Исав. Потом вышел брат его, держась рукой своей за пяту Исава, и наречено имя ему Иаков».
Дети выросли, и стал Исав искусным в звероловстве, человеком полей, а Иаков – человеком кротким, живущим в шатрах. Иаков был любимый сын Ревекки, своей матери, и ее наставления оказывали на него сильное влияние в некоторых важных случаях его жизни.
Первое проявление его самостоятельной жизни, о котором повествует книга Бытия, указывает как бы на некоторую хитрость в его характере. Однажды, воспользовавшись голодом усталого Исава, Иаков покупает у него за кушанье из чечевицы (за "чечевичную похлёбку") право первородства (25, 29-34). Напомним, что первородство - одна из высших ценностей в израильском обществе. Первородные от стада и начатки плодов приносятся в жертву Богу, как Творцу жизни. Первородный сын (первенец) - это «крепость и начаток силы» отца, «верх достоинства и верх могущества» (Быт. 49–3). Недаром (забежим немного вперед) фараон, который девять раз обманывал Моисея, так болезненно воспринял поражение первенцев и только после этой, десятой «казни египетской», выполнил наконец свое обещание - отпустил народ Израиля.
Первородный сын имел материальные и моральные преимущества перед братьями (двойная доля наследства, положение главы рода в будущем). Первородство рассматривалось, как дар Божий и было неотъемлемо. Права первородного охранял закон (Втор. 21). Единственным нарушением этого права стал случай с Рувимом, сыном Иакова, которого отец, умирая, лишил преимущества за то, что тот «осквернил ложе» отца, вступив в греховную связь с его наложницей Валлой.
Таким образом, Иаков (Израиль), добыл право первородства незаконным путем, убедив брата-близнеца Исава, который первым появился на свет, продать ему право первородства за миску чечевичной похлебки.
После этого Иаков, по наущению Ревекки, обманом - выдав себя за брата - получил от полуослепшего отца благословение, дающее право на наследование всего имущества и власть над братьями и племенами, над которыми они будут стоять.

Однажды одряхлевший Исаак послал Исава в поле, чтобы тот наловил дичи и приготовил отцу кушанье: мол, за трапезой Исаак даст ему родительское благословение. «И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела в нее младшего сына своего Иакова; а руки его и гладкую шею его обложила кожею козлят; и дала кушанье и хлеб, которые она приготовила, в руки Иакову, сыну своему. Он вошел к отцу своему и сказал: отец мой! Тот сказал: вот я; кто ты, сын мой? Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя... И сказал Исаак Иакову: подойди, я ощупаю тебя, ты ли сын мой Исав, или нет? Иаков подошел к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы. И не узнал его, потому что руки его были, как руки Исава, брата его, косматые; и благословил его» (Быт. 27:15–23).
Так обманом Иаков получает от отца благословение как первородный сын (а тем самым и преимущественные права на плодородный Ханаан, тогда как Исаву достаётся сухая и скалистая область Эдом).
Вследствие сего последнего поступка он должен был бежать и, согласно с желанием своей матери, удалился в Месопотамию, в Харран, к своему дяде Лавану. Перед отправлением в путь Исаак благословил Иакова и указал ему искать себе жену из дочерей Лавана (XXVIII, 1-5).
В пути ему пришлось заночевать в некоем месте, прямо на голой земле, подложив под голову камень. Во сне он увидел лестницу до небес и ангелов на ней. И услышал он голос, возвещавший, что эту землю Бог отдает ему и потомству его, которое будет многочисленно, как земной песок.
Проснувшись, Иаков понял, что с ним - Бог, а место, на котором он находится, - дом Божий. Он поставил камень у своего изголовья как памятник, и назвал это место Вефиль. Здесь же он пообещал возвращать Богу десятую долю того, что Бог ему даст, - десятину.

Бежал Иаков пред родною кровью,
Усталый, лег на ложе земляном,
Там, камень положив под изголовье,
Забылся юноша глубоким сном.
И вот ему видение предстало:
Как цепь златая, с неба до земли
Таинственная лествица блистала,
И ангелы по ней, белея, шли.
То вверх, то вниз, воздушными стопами
Едва касаясь светлых ступеней,
Волнуя душу, схваченную снами,
Предчувствием ее грядущих дней.
А на вершине лествицы чудесной,
Как тень, был Некто, ангелов Господь,
И в ослепленьи радости небесной
Не мог Иаков ужас побороть.
И пробудился и воззвал он к Богу:
"Священно место это, здесь Творец"!
И указал Израилю дорогу
В обетованную страну Отец.
Он камень, взятый им под изголовье,
Помазал, и воздвиг, и посвятил
С благоговеньем, трепетом, любовью
Властителю и душ и умных Сил.
То первый был изгнанника-еврея
Прообраз храма и земной алтарь,
Здесь первое помазанье елея,
Доныне освящающее тварь.

М. Лот-Бородина



Живя у Лавана, Иаков полюбил младшую дочь его красавицу Рахиль (которую встретил, ещё подходя к Харрану, у колодца, куда Рахиль привела поить овец) и отслужил Лавану за неё 7 лет. Но Лаван обманом дал ему в жёны Лию, старшую свою дочь.
«У Лавана же было две дочери; имя старшей: Лия, имя младшей – Рахиль.
Лия была слаба глазами, а Рахиль была красива станом, и красива лицом.
Иаков полюбил Рахиль и сказал: я буду служить тебе семь лет за младшую дочь твою, Рахиль.
Лаван сказал: лучше отдать мне ее за тебя, нежели отдать ее за другого кого; живи у меня.
И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее...
... Лаван созвал всех людей того места, и сделал пир.
Вечером же взял (Лаван) дочь свою, Лию, и ввел ее к нему; и вошел к ней (Иаков).
Утром же оказалось, что это Лия. И (Иаков)сказал Лавану: что это сделал ты со мною? Не за Рахиль ли я служил у тебя? Зачем ты обманул меня?
Лаван сказал: в нашем месте так не делают, чтобы младшую выдать прежде старшей. Окончи неделю этой; потом дадим тебе и ту, за службу, которую ты будешь служить у меня еще семь лет других.
Иаков так и сделал; и (Лаван) дал Рахиль, дочь свою, ему в жены. И любил Иаков Рахиль больше, нежели Лию; и служил у него еще семь лет других». (Книга Бытия, гл. XXIX, ст. 1-6, 9-23, 25-28, 30).
Таким образом, Иаков получает в жёны и Рахиль, отслужив за нее ещё 7 лет. В то время многоженство было обычным явлением, поэтому, помимо Лии и Рахили, Иаков взял себе в жены еще и двух служанок: Валлу и Зелфу, и, таким образом, от четырех жен он имел 12 сыновей и одну дочь Дину (XXIV, XXX, 1, XXXV, 16-19).
После рождения сына Иосифа Иаков решает вернуться из Месопотамии в родную землю. У Лавана, желающего его вознаградить, он просит только пестрых овец и пятнистых коз, поголовье которых в стаде Иакова быстро выросло.
Иаков рассказывает своим близким сон, приснившийся ему в то время, когда скот зачинает: явившийся ему во сне ангел сказал: "Возведи очи твои и посмотри; все козлы, поднявшись на скот, пёстрые, с крапинами и с пятнами" (30, 10). В том же сне Бог велит Иакову вернуться на родину, в землю Ханаанскую. И через 20 лет по вступлении в Месопотамию Иаков тайно уходит из дома Лавана со своим семейством и со всем, что у него было, и направляется в землю Ханаанскую.
Узнав об этом, Лаван пустился за ним в погоню и нагнал его у г. Галаад и старался, хотя и тщетно, возвратить, по крайней мере, домашних своих богов, которым он суеверно поклонялся и которые похитила у него Рахиль, скрыв их под седлом своего верблюда. Впрочем, дело окончилось примирением, и Иаков получил возможность продолжать дальнейший путь (XXX, 25-43, ХХХIII).
В Маханаиме Бог ободрил Иакова - его встретили ангелы Божии; но все-таки по мере приближения к Отечеству, он ощущал в душе невольный страх, боясь встречи с братом своим Исавом, гнев которого против него, как он думал, еще не утих совершенно.
Во время одной из ночей он остается в шатре один и выдерживает в темноте таинственную борьбу с Богом, явившимся ему в образе Ангела (в Писании Он назван «Некто») иполучает новое имя – Израиль (Богоборец). На память об этой встрече у Иакова осталась на всю последующую жизнь хромота. Это место встречи с Богом Иаков назвал Пенуэл; «ибо , - говорил он, - я видел Бога лицом к лицу и сохранилась душа моя» (гл. XXXII).

Молитва Иакова
Книга Бытия, гл. XXXVII, ст.10

«Я жил у Лавана богатого; ныне
Спешу возвратиться в отчизну мою;
Я много добра приобрел на чужбине;
Все есть у меня: и рабы, и рабыни,

Но я пред тобой, как проситель стою!»
Страшась и желая свидания с братом,
Так молвил Иаков, к Исаву послав...
И вестник его возвратился с закатом,
Сказав, что с толпою идет к ним Исав.

Смутился Иаков, исполнен кручиной,
И надвое свой разделил караван...
Меж тем опустилася ночь над долиной
И с синих холмов заклубился туман...

И пал он во мраке ночном на колена,
И к Богу отцов с упованьем взывал:
«О Боже! Чья милость ко мне неизменна -
Не Ты ли в отчизну меня призывал?

В пустыне безводной Ты был мне вожатым
Среди отдаленных неведомых стран,
И посуху я перешел Иордан...
Щедротам великим Твоим и богатым

Нет меры! Покровом Своим осеняя,
Спаси же и ныне от мщенья Исава,
Лишенного мною священного права, -
От мщения брата помилуй меня!

Во гневе ему незнакома пощада.
Меня устрашает Исава приход:
Боюсь, что погибнут и матерь, и чада,
И с ними прервется Иакова род.

Но, Боже! прощая мое вероломство,
Раскаянье видя мое и тоску,
Сказал Ты: «Безчисленным будет потомство
Твое, уподобясь морскому песку!»



Свидание Иакова с братом его, Исавом, обошлось мирно и любовно. Достигнув потом Сокхофа, Иаков основал было здесь себе жилище, но затем двинулся к г. Сихему, близ которого раскинул свой шатер, купил себе часть поля и воздвиг здесь Господу жертвенник. После несчастного события, а именно – бесчестия, нанесенного князем Сихемским его дочери Дине, и жестокого отмщения за это сихемлянам ее братьями, Симеоном и Левием, - Иаков по повелению Божию со всем семейством собрался в Вефиль. Но перед отправлением в путь он приказал всем бывшим с ним бросить чужих богов, очиститься и переменить свои одежды. Вефиль был местом новых откровений милости Божией к Иакову.
Во время пути из Вефиля любимая супруга Иакова, Рахиль, скончалась от трудных родов, родивши ему сына Вениамина, и погребли ее близ Вифлеема.
Исаак был еще жив, будучи 180 лет от роду, когда Иаков посетил его в Хевроне, где, впрочем, он скоро скончался, и погребли его Исав и Иаков, сыновья его (XXXV).
После сего Иаков обыкновенно жил в земле Ханаанской, но в определенном ли каком месте, о том в книге Бытия точно не говорится. Один раз мы встречаем его живущим в долине Хевронской (XXXII, 1, 15). Жестокость сыновей Иакова, при продаже любимого его сына Иосифа в Египет, послужила для него источником горькой печали и скорби (XXXVII). Последовавший затем голод в земле Ханаанской и двукратное путешествие сыновей его в Египет за хлебом также причиняли ему немало беспокойств и огорчений. Но вот, наконец, он был утешен радостным известием, что Иосиф жив и в почете, и по его просьбе предпринял путешествие в Египет (XLII, XLV). На пути в Египет он получил новое знамение Божия благословения, именно в Вирсавии, и, наконец, прибыл в Египет со всем своим домом, и был обрадован лицезрением долго считавшегося потерянным сына. Выехав навстречу своему отцу в Гесем, Иосиф пал на шею его и долго-долго плакал. «Умру я теперь, увидев лице твое, - говорил Израиль Иосифу, - ибо ты еще жив» (XLVI, 29-30).
Представленный фараону в Египте, Иаков был принят им очень милостиво. «Сколько лет жизни твоей?» - спросил у него фараон. «Дней странствования моего - сто тридцать лет, - отвечал Иаков, - малы и несчастны дни жизни моей и не достигли до дней жизни отцов моих во днях странствования их » (XLVII, 8-10). И благословил Иаков фараона и вышел от него. По повелению фараона Иаков со всеми сыновьями и домом своим поселился в лучшей части Египта, в земле Гесемской, и оставался в ней до самой смерти своей, последовавшей через 17 лет по прибытии в Египет (ХLVII). Перед своей смертью он благословил сыновей Иосифа, приказал похоронить себя в Хевроне, и на смертном одре произнес торжественное пророческое благословение всем сыновьям своим, возвестив им, что будет с ними в последующие дни (XLVII, 29-31, ХLVIII, XLIX). По его кончине тело его было бальзамировано и с почетом перевезено в землю Ханаанскую в Хеврон и погребено там в пещере Махпела, согласно со сделанным им завещанием (L, 1-13)...
Из означенного краткого исторического очерка жизни Иакова нельзя не видеть, что он был один из величайших патриархов Церкви ветхозаветной. Многократные испытания и бедствия своей многострадальной стасорокасемилетней жизни он всегда переносил с непоколебимой верностью Богу, с твердым терпением и преданностью Промыслу Божию и с неизменным упованием на Него во всех обстоятельствах своей жизни; потому-то во всех прочих книгах Библии имя Иакова имеет весьма высокое значение, употребляется ли оно в смысле его потомков, или еврейского народа, или народа Божия и т. п.
Еще чаще встречается в Священном Писании другое и более замечательное имя, полученное Иаковом во время его таинственной борьбы с небесным противником - Израиль. Авраама обыкновенно почитают отцом верующих, но Иаков, или Израиль, сделался, так сказать, символом или представителем всей Церкви Божией на земле. Выражения «семя Иакова», «чада Иакова» часто прилагаются вообще ко всему обществу истинно верующих на земле (Втор. ХХХIII, 10, Пс. ХIII, 6 и др.). Новым Израилем нередко называется Новозаветная Христианская Церковь, основанная на земле Господом Иисусом Христом и Его апостолами.

О жизни святой праведной праматери Лии

О некоторых святых известно так мало, что не существует их житийных описаний. Все, что известно о святой Лии , можно прочитать в Библии, в Ветхом Завете (Быт., гл. 29).
Долго не было детей у Рахили, между тем, как у Лии было уже шесть сыновей: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон.
Иаков, вынужденный жениться на Лии, не любил ее; она же стремилась завоевать расположение мужа. Это видно, в частности, из символических имен, данных ею сыновьям. Имя Рувим трактуется как то, что «Бог узрел горе Лии, которой муж предпочитал Рахиль, и дал ей сына»; имя Симеон «Господь услышал, что я нелюбима, и дал мне и сего» ; имя Левий производится в Библии от слов, произнесенных Лией при его рождении: «Теперь-то прильнет ко мне муж мой». Таким образом Бог вознаградил и утешил Лию, благословив ее детьми (Быт. 29:31).
Племена потомков двенадцати сыновей Иакова образовали, согласно Библии, израильский народ. При первом перечислении колен Библия называет их именами 12 сыновей Иакова (Быт. 49:28).
По преданию, святая праматерь Лия покоится в Пещере Патриархов в Хевроне.

О жизни святой праведной праматери Рахили

Рахиль – младшая дочь Лавана, сестра Лии, вторая жена Иакова, мать Иосифа и Вениамина.
Согласно Библии, Рахиль была «красива станом и красива лицом» (Быт. 29:17), и Иаков любил ее больше, чем «слабую глазами» Лию (Быт. 29:30). Однако Рахиль долго оставалась бесплодна и завидовала плодовитости Лии. Отчаявшись, она, как прежде Сарра (Быт., 16:2–4), отдала свою служанку Билху в наложницы мужу; рожденных Билхой Дана и Нафтали Рахиль считала собственными сыновьями (Быт., 30:1–8).
В конце концов, Рахиль забеременела и родила сына, сказав: «Снял Бог позор мой. И нарекла ему имя Иосиф, сказав, Господь даст мне и другого сына» (Быт., 30:23–24).
Рахиль, как мы уже рассказывали, умерла во время вторых родов на пути из Бет-Эля в Эфрат, в Бет-Лехеме; умирая, она нарекла своего второго сына Бен-Они («сын моего страдания »), однако Иаков дал ему имя Вениамин . Иаков похоронил Рахиль не в семейном склепе в пещере Махпела, а там, где она умерла - у дороги, и воздвиг над ее могилой памятник из камней (Быт., 35:16–21; ср. 48:7).
Сделал он это потому, что предвидел, как изгнанные в Вавилонию пройдут здесь, и Рахиль будет молить Бога смилостивиться над ними. Могила Рахили у Бет-Лехема упоминается у раннехристианских писателей (например, у Евсевия); самый ранний из еврейских источников, описывающий эту могилу, - «Путеводитель по Иерусалиму » X в.
Еврейские путешественники, начиная с Вениамина из Туделы (около 1170 г.), говорят о памятнике, состоящем из двенадцати камней, одиннадцать из которых положили сыновья Иакова, а на них - большой камень, положенный самим Иаковом. Над могилой был сооружен купол на четырех колоннах. В конце XVIII в. вокруг могилы воздвигли здание, которое отремонтировали в 1841 г. на средства, предоставленные М. Монтефиоре. Во время иорданской оккупации (1948–1967 гг.) место вокруг могилы Рахили было превращено в мусульманское кладбище. Позже здание было отреставрировано израильским Министерством по делам религий и сегодня служит местом массового паломничества и туризма.
Память о Рахили сохранялась в ее потомстве во все последующие времена. Во времена Вооза и Руфи жители и старейшины Вифлеема, благословляя супружество Вооза с Руфью, желали ему такого же счастья и благословения от Бога, какие принесли Израилю Рахиль и Лия (Руф., 4:11). Пророк Иеремия, изображая бедствия и пленение Иудеев, представляет Рахиль, как праматерь Израильтян, осиротевшею и безутешно плачущею о сынах своих, ибо их не стало (Иер., 31:15). А евангелист Матфей, видя в этом печальном событии образ другого печального события, и именно – избиения Иродом Вифлеемских младенцев, повторяет слова пророка, применяя их к настоящему событию, - дети Вифлеемские принадлежали к потомству Рахили, и она, как мать их, безутешно плачет, потому что их нет (Мф., 2:18).
Церковь почитает святого Иакова как праотца, а жен его – Лию и Рахиль – как праматерей, как благочестивых и добродетельных людей, канонизированных Церковью, являющих собой образец добродетели и пребывающих, по учению Церкви, после их кончины на Небесах и молящихся перед Богом за всех членов Церкви, ещё живущих на земле.

История о любви Иакова и Рахиль

Эта история о любви очень давняя. Она началась в 1781 году до н. э. Иаков, как послушный сын, отправился в далекий Харран, чтобы найти себе жену из родственников-евреев. Его отец Исаак повелел, чтобы он не брал в жены женщину из Ханаана. Почему? Хананеи поклонялись ложным богам и отличались крайней безнравственностью - гомосексуализмом, скотоложством и кровосмешением. В поклонении богам они приносили в жертву своих детей-первенцев. Наверное, каждому из нас было бы не по себе от такой невестки, привыкшей к таким обычаям своего народа.

Прибыв в Ханаан, после многих дней пути, Иаков встречает людей у колодца. Эти люди присматривают за овцами. Иаков спрашивает у них, живет ли здесь его родственник Лаван. Они указали на девушку, которая шла к колодцу с овцами. Ее звали Рахиль, она дочь Лавана. Когда Иаков увидел эту девушку, он был счастлив, что нашел ее! Подойдя к ней, он поцеловал Рахиль и громко заплакал от радости. Иаков влюбляется в Рахиль с первого взгляда. Она была красива лицом и у нее была красивая фигура. Рахили тоже понравился Иаков. Оба счастливые они идут к Лавану.

Лаван очень рад, что на пороге появился видный жених. У Лавана было две дочери Лия и Рахиль, которые были уже готовы выйти замуж. Иаков хочет взять в жены Рахиль. Однако Лаван, как коммерсант того времени, сказал, чтобы Иаков отработал за Рахиль 7 лет. Что ж делать... Иаков соглашается, ведь он очень любит Рахиль.

Ну вот и прошли долгих 7 лет. Счастливый Иаков готовится к свадьбе. Наконец-то он будет с Рахиль. Но в первую брачную ночь, он с ужасом осознал, что оказался с Лией. Лаван обманул Иакова, отдав ему в жены Лию. Возмущенный Иаков идет к Лавану. Он не любит Лию! Однако Лаван, нашел оправдание своему поступку, якобы у них не принято выдавать младшую дочь раньше старшей. Как вы думаете, какой выход предложил Иакову Лаван? Отработать за Рахиль еще 7 лет. Я возмущена, например. А вы? Иаков идет и на это. Его любовь к Рахиль очень сильна. Спустя эти 7 лет, Иаков и Рахиль наконец-то вместе! Лаван же обогатился за счет Иакова, потому что Бог любил Иакова и благословлял его в труде.

Все было бы хорошо у Иакова, если бы Лия и Рахиль жили дружно. Но такого не было. Между ними было постоянное соперничество за внимание Иакова. Лия осознавала, что не любима и поэтому старалась как могла. Она родила Иакову много сыновей. Как пишет Библия, Лию благословлял , понимая ее ситуацию. А вот у Рахили детей не было долго. Это ее сильно мучило. Можно себе представить, как Лия всем своим видом показывала свое преимущество над Рахиль. Через какое-то время у Рахили все таки появляются дети. Первого звали Иосиф, второго - Вениамин. Однако, когда Рахиль рожала Вениамина, она была в дороге. Роды были сложными и Рахиль в муках умерла. Эти два сына были самыми любимыми у Иакова. Всех же сыновей у Иакова было 12.

Братья ненавидели Иосифа, продали его в рабство в Египет. Отцу сказали, что его растерзал дикий зверь. Иаков от горя долго плакал, так что они уже пожалели о том что сделали. По их вине чуть не пропал и Вениамин. Этого бы точно не перенес Иаков. Братья были очень расстроены произошедшим с Вениамином и очень переживали за отца. Но все обошлось. Иосиф оказался живой, да к тому же еще стал самым важным человеком в Египте после фараона. С Вениамином тоже все в порядке. Своих братьев с женами и детьми, а также отца Иакова, он позвал жить в Египет, что спасло их от голода, который начался в земле Израиль.

На этом хочу закончить эту замечательную историю о любви. О ней вы можете прочитать в Библии - Бытие с 29 до 46 главы.

Подпишись на рассылку! Без любви нет счастья в жизни! Она бесценный дар, но каждый в праве обладать ею!

Реферат на тему:

Валла (Библия)



Валла (ивр. בִּלְהָה ‎, Bilha, Bilhāh, «Нерешительная, застенчивая») - персонаж Книги Бытия, служанка Рахили, которая становится женой Иакова и приносит ему двух сыновей, Дана и Неффалима.

Завещание Неффалима, часть свитков Мёртвого моря, говорит, что отца Валлы и Зелфы звали Аhийот (букв. «сёстры»). Он был взят в плен и освобожден Лаваном, отцом Рахили и Лии, который дал ему жену, звавшуюся Hannah, которая была их матерью. Талмудические источники (Мидраш Раба, Быт.74:13 и др.), с другой стороны, утверждают, что Валла и Зелфа были также дочерьми Лавана, через его наложниц, что делает их сводными сёстрами Рахили и Лии.

Согласно Раши, пока Рахиль была жива, Иаков держал своё ложе в её шатре и посещал других жён в их шатрах. Когда Рахиль умерла, Иаков перенёс своё ложе в шатер Валлы, которая была наставником Рахили, чтобы сохранить близость к своей любимой жене. Однако, Рувим, старший сын Лии, чувствуя, что этот шаг пренебрегает его матерью, которая была главной женой, перенёс ложе Иакова в шатёр своей матери. Это вторжение в частную жизнь Иакова рассматривалось так серьезно, что Библия приравнивает его к прелюбодеянию, и потерял Рувим, первенец его, право на двойное наследство.

Валла считается похороненной в Гробнице праматерей в Тверии.


В популярной культуре

Идея наложниц раскрывается в «Рассказе служанки» Маргарет Этвуд. В романах «Красный шатёр» Аниты Диамант, и «Рахиль и Лия» Орсона Скотта Карда, Валла и Зелфа - сводные сёстры Лии и Рахили от разных матерей, следуя талмудической традиции.

Примечания

  1. Талмудичские источники (Мидраш Раба, Быт.74:13 - ru.wikisource.org/wiki/Бытие#74:13 и др.)
  2. 1 2 Завещание Неффалима, часть свитков Мёртвого моря
  3. Быт.30:3-5 - ru.wikisource.org/wiki/Бытие#30:3-5, 35:25 - ru.wikisource.org/wiki/Бытие#35:25
  4. Быт.35:22 - ru.wikisource.org/wiki/Бытие#35:22, 49:3,4 - ru.wikisource.org/wiki/Бытие#49:3.2C4; Втор.21:17 - ru.wikisource.org/Второзаконие#21:17
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 11.07.11 09:28:42
Похожие рефераты: Валла-валла (племя) ,

Прежде чем описывать житие Лии (Лилии),хочу сказать что источников практически не существует,имя Лия (Лилия) в православном календаре отсутствует под числом в месяцеслове,т.е не указан день празднования (именин),но указывается в богослужебных книгах.

Но более тщательно изучив данный вопрос вот,что можно узнать:

Уважаемые Лии (Лилии)!

Ваш день Ангела совершается в Неделю праотец, т.е. за 1 или две Недели перед Рождеством Христовым (7 января). Дата бывает различной. Каждый год надо смотреть в церковный календарь. Ваша Святая именуется как Лия. Святая Лия была первой женой ветхозаветного патриарха Иакова. О ней рассказывается в Ветхом завете (Бытие, гл. 29).

Благодарю за информацию сайт "Православие в Татарстане"и сайт "Православное искусство (Свято - Иоанновский монастырь г.Киев)"

Да соделает Господь жену, входящую в дом твой, как Рахиль и как Лию, которые обе устроили дом Израилев. (Руфь 4,11)

Лия и Рахиль – две родные сестры, дочери Лавана, волей небес оказавшиеся жёнами патриарха Иакова. Главное достоинство Рахили и Лии в том, что они «обе устроили дом Израилев», – так говорит о них Слово Божие. То, что Бог обещал Аврааму и Исааку, Он подтвердил Иакову: «И будет потомство твоё, как песок земной, и распространишься к морю, и к востоку, и к северу, и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоём все племена земные» (Быт. 28, 14). Рахиль и Лия родили Иакову двенадцать сыновей, родоначальников двенадцати израильских колен.

Имя Рахиль в переводе с еврейского означает «мать-овца». Овца – кроткое, смирное животное, часто приносимое в жертву. Овца как бы прообразно указывала на характер Рахили и на её внутреннюю красоту. Священное Писание отмечает: «Рахиль была красива станом и красива лицом» (Быт. 29, 17). Привлекательность её состояла еще и в особой прелести и живости глаз – главный признак истинно красивой женщины. Именно этой одухотворённостью лица Рахиль пленяла с первого взгляда. Не удивительно, что Иаков полюбил её с первой встречи и пронёс эту любовь к ней всю свою жизнь, даже на смертном одре он вспоминает её (Быт. 48, 7). Он вспоминает и Лию (Быт. 49, 31), ибо они обе помогли ему осуществить то, что Бог ему обещал: «Народ и множество народов будет от тебя, и цари произойдут от чресл твоих» (Быт. 35, 11).

Еврейское имя Лия переводится на русский язык, как «дикая корова», трудящаяся, страдающая. Корова, как правило, многоплодная, дающая много молока, всё отдаёт человеку, себе не требует ничего, кроме заботы о пище. Лия тоже была прекрасна, но слаба глазами (Быт. 29, 17). Еврейская традиция приписывает слабость её глаз тому обстоятельству, что она много плакала из-за того, что её, как старшую дочь, хотели выдать замуж за нечестивого Исава.

Именно многочадная Лия сыграла ведущую роль в созидании дома Израилева, а потому она, по милости Божией, вошла в гробницу праотцов и похоронена рядом с Авраамом, Исааком, Иаковом и их жёнами (Быт. 49, 30–32). Рахиль же отошла в вечность сравнительно ещё в молодом возрасте при вторых родах и погребена на дороге в Вифлеем (Быт. 35, 17–20).

Иаков первой встретил и горячо полюбил Рахиль, младшую дочь Лавана, она родила ему одного из лучших сыновей – прекрасного Иосифа. Молодая, привлекательная девушка сразу же покорила Иакова своей красотой и глубоко взволновала его, когда он узнал, что это его двоюродная сестра. Бог прямым путём привёл Иакова в дом его родного дяди, и он мог теперь исполнить завещание отца – взять из дома Лавана себе жену (Быт. 28, 1–5).

Рахиль и Лия по воле Божией стали жёнами Иакова и родили ему (вместе со служанками, Валлой и Зелфой) двенадцать сыновей, будущих родоначальников колен Израилевых. Рахиль была моложе и красивее Лии и в этом смысле выигрывала перед своей старшей сестрой. Менее красивая Лия стяжала внутреннюю красоту – красоту характера, духовность, и волей Божией, она первая стала женой Иакова.

Лаван обманул его и вместо Рахили дал ему Лию (Быт. 29, 21–25). То, что Иаков не обнаружил подмену даже на брачном ложе, объясняется обычаем Востока, существующим и поныне, – закрывать лицо невесты чадрой до наступления брачной ночи. В этом была рука Божия. Иаков совсем мог пройти мимо Лии, а Бог предусмотрел, что именно она будет носительницей семени Христа.

Лия обладала другими бесценными качествами: она имела то, чем должна обладать благочестивая жена. Она страстно заботится о деторождении, как будто духом предвосхищая, что в этом нуждается Бог. С этой целью она и служанку свою Зелфу отдаёт ему в жёны, чтобы и от неё иметь сыновей для Иакова (по закону древних жена могла «дать» мужу свою служанку и считать детей, рождённых от такого союза, своими). Будучи менее любимой Иаковом, Лия стяжала себе славу и хвалу от Бога тем, что послужила делу размножения потомства, через что родовое племя сынов Иакова стало народом.

Свершилось то, что Он определил сначала в отношении Иакова, а впоследствии – в отношении всего Израиля.

Рахиль умерла от родов второго сына, когда Иаков был на пути из Вефиля в Ефрафу. В Вефиле ему явился Господь и снова подтвердил Своё обетование (Быт. 35, 9–12). Умирающая Рахиль говорит, что рождающийся сын – дитя её смертельной скорби, потому она даёт ему имя «Бенони» (Быт. 35, 16–19). Но Иаков, не желая, чтобы имя последнего сына постоянно растравляло его сердечную рану и скорбь об утрате Рахили, изменил его на другое – Вениамин, что значит «сын десницы, сын силы и счастья».

Пророк Иеремия, изображая бедствие и пленение иудеев, представляет Рахиль как праматерь их, осиротевшую и безутешно плачущую о своих сыновьях, уводимых неприятелями в плен и длительное рассеяние. Господь утешил Рахиль, подарив ей двух славных сыновей. Господь утешит и всех жён Израиля, обещая возвратить плен израильтян и наполнить землю их сыновьями (Иер. 31, 15–17). Когда Ирод убивал вифлеемских младенцев, и матери Вифлеема плакали о них, то евангелист Матфей применил образ плачущей о детях Рахили. Ведь те дети принадлежали к её потомству, и она, как их мать, скорбит об их утрате (Мф. 1, 18). Именно таким запечатлелся образ плачущей Рахили в израильском народе.

Рахиль и Лия, обе жены патриарха Иакова, пройдя жизненный путь, получили великую часть в Господе, и их имена занесены на страницы Священного Писания как родоначальниц ветхозаветной Церкви.

Библия.Ветхий Завет.(Бытие,гл.29)

1 И встал Иаков и пошел в землю сынов востока [к Лавану, сыну Вафуила Арамеянина, к брату Ревекки, матери Иакова и Исава].

2 И увидел: вот, на поле колодезь, и там три стада мелкого скота, лежавшие около него, потому что из того колодезя поили стада. Над устьем колодезя был большой камень.

3 Когда собирались туда все стада, отваливали камень от устья колодезя и поили овец; потом опять клали камень на свое место, на устье колодезя.

4 Иаков сказал им [пастухам]: братья мои! откуда вы? Они сказали: мы из Харрана.

5 Он сказал им: знаете ли вы Лавана, сына Нахорова? Они сказали: знаем.

6 Он еще сказал им: здравствует ли он? Они сказали: здравствует; и вот, Рахиль, дочь его, идет с овцами.

7 И сказал [Иаков]: вот, дня еще много; не время собирать скот; напойте овец и пойдите, пасите.

8 Они сказали: не можем, пока не соберутся все стада, и не отвалят камня от устья колодезя; тогда будем мы поить овец.

9 Еще он говорил с ними, как пришла Рахиль [дочь Лавана] с мелким скотом отца своего, потому что она пасла [мелкий скот отца своего].

10 Когда Иаков увидел Рахиль, дочь Лавана, брата матери своей, и овец Лавана, брата матери своей, то подошел Иаков, отвалил камень от устья колодезя и напоил овец Лавана, брата матери своей.

12 И сказал Иаков Рахили, что он родственник отцу ее и что он сын Ревеккин. А она побежала и сказала отцу своему [всё сие].

13 Лаван, услышав о Иакове, сыне сестры своей, выбежал ему навстречу, обнял его и поцеловал его, и ввел его в дом свой; и он рассказал Лавану всё сие.

14 Лаван же сказал ему: подлинно ты кость моя и плоть моя. И жил у него Иаков целый месяц.

15 И Лаван сказал Иакову: неужели ты даром будешь служить мне, потому что ты родственник? скажи мне, что заплатить тебе?

16 У Лавана же было две дочери; имя старшей: Лия; имя младшей: Рахиль.

17 Лия была слаба глазами, а Рахиль была красива станом и красива лицем.

18 Иаков полюбил Рахиль и сказал: я буду служить тебе семь лет за Рахиль, младшую дочь твою.

19 Лаван сказал [ему]: лучше отдать мне ее за тебя, нежели отдать ее за другого кого; живи у меня.

20 И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее.

21 И сказал Иаков Лавану: дай жену мою, потому что мне уже исполнилось время, чтобы войти к ней.

22 Лаван созвал всех людей того места и сделал пир.

23 Вечером же взял [Лаван] дочь свою Лию и ввел ее к нему; и вошел к ней [Иаков].

24 И дал Лаван служанку свою Зелфу в служанки дочери своей Лии.

25 Утром же оказалось, что это Лия. И [Иаков] сказал Лавану: что это сделал ты со мною? не за Рахиль ли я служил у тебя? зачем ты обманул меня?

26 Лаван сказал: в нашем месте так не делают, чтобы младшую выдать прежде старшей;

27 окончи неделю этой, потом дадим тебе и ту за службу, которую ты будешь служить у меня еще семь лет других.

28 Иаков так и сделал и окончил неделю этой. И [Лаван] дал Рахиль, дочь свою, ему в жену.

29 И дал Лаван служанку свою Валлу в служанки дочери своей Рахили.

30 [Иаков] вошел и к Рахили, и любил Рахиль больше, нежели Лию; и служил у него еще семь лет других.

31 Господь [Бог] узрел, что Лия была нелюбима, и отверз утробу ее, а Рахиль была неплодна.

32 Лия зачала и родила [Иакову] сына, и нарекла ему имя: Рувим, потому что сказала она: Господь призрел на мое бедствие [и дал мне сына], ибо теперь будет любить меня муж мой.

33 И зачала [Лия] опять и родила [Иакову второго] сына, и сказала: Господь услышал, что я нелюбима, и дал мне и сего. И нарекла ему имя: Симеон.

34 И зачала еще и родила сына, и сказала: теперь-то прилепится ко мне муж мой, ибо я родила ему трех сынов. От сего наречено ему имя: Левий.

35 И еще зачала и родила сына, и сказала: теперь-то я восхвалю Господа. Посему нарекла ему имя Иуда. И перестала рождать.

Тут немного продолжения. Библия.Ветхий Завет (Бытие,гл.30)

1 И увидела Рахиль, что она не рождает детей Иакову, и позавидовала Рахиль сестре своей, и сказала Иакову: дай мне детей, а если не так, я умираю.

2 Иаков разгневался на Рахиль и сказал [ей]: разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева?

3 Она сказала: вот служанка моя Валла; войди к ней; пусть она родит на колени мои, чтобы и я имела детей от нее.

4 И дала она Валлу, служанку свою, в жену ему; и вошел к ней Иаков.

5 Валла [служанка Рахилина] зачала и родила Иакову сына.

6 И сказала Рахиль: судил мне Бог, и услышал голос мой, и дал мне сына. Посему нарекла ему имя: Дан.

7 И еще зачала и родила Валла, служанка Рахилина, другого сына Иакову.

8 И сказала Рахиль: борьбою сильною боролась я с сестрою моею и превозмогла. И нарекла ему имя: Неффалим.

9 Лия увидела, что перестала рождать, и взяла служанку свою Зелфу, и дала ее Иакову в жену, [и он вошел к ней].

10 И Зелфа, служанка Лиина, [зачала и] родила Иакову сына.

11 И сказала Лия: прибавилось. И нарекла ему имя: Гад.

12 И [еще зачала] Зелфа, служанка Лии, [и] родила другого сына Иакову.

13 И сказала Лия: к благу моему, ибо блаженною будут называть меня женщины. И нарекла ему имя: Асир.

14 Рувим пошел во время жатвы пшеницы, и нашел мандрагоровые яблоки в поле, и принес их Лии, матери своей. И Рахиль сказала Лии [сестре своей]: дай мне мандрагоров сына твоего.

15 Но [Лия] сказала ей: неужели мало тебе завладеть мужем моим, что ты домогаешься и мандрагоров сына моего? Рахиль сказала: так пусть он ляжет с тобою эту ночь, за мандрагоры сына твоего.

16 Иаков пришел с поля вечером, и Лия вышла ему навстречу и сказала: войди ко мне [сегодня], ибо я купила тебя за мандрагоры сына моего. И лег он с нею в ту ночь.

17 И услышал Бог Лию, и она зачала и родила Иакову пятого сына.

18 И сказала Лия: Бог дал возмездие мне за то, что я отдала служанку мою мужу моему. И нарекла ему имя: Иссахар [что значит возмездие].

19 И еще зачала Лия и родила Иакову шестого сына.

20 И сказала Лия: Бог дал мне прекрасный дар; теперь будет жить у меня муж мой, ибо я родила ему шесть сынов. И нарекла ему имя: Завулон.

21 Потом родила дочь и нарекла ей имя: Дина.

22 И вспомнил Бог о Рахили, и услышал ее Бог, и отверз утробу ее.

23 Она зачала и родила [Иакову] сына, и сказала [Рахиль]: снял Бог позор мой.

24 И нарекла ему имя: Иосиф, сказав: Господь даст мне и другого сына.

25 После того, как Рахиль родила Иосифа, Иаков сказал Лавану: отпусти меня, и пойду я в свое место, и в свою землю;

26 отдай [мне] жен моих и детей моих, за которых я служил тебе, и я пойду, ибо ты знаешь службу мою, какую я служил тебе.

27 И сказал ему Лаван: о, если бы я нашел благоволение пред очами твоими! я примечаю, что за тебя Господь благословил меня.

28 И сказал: назначь себе награду от меня, и я дам [тебе].

29 И сказал ему [Иаков]: ты знаешь, как я служил тебе, и каков стал скот твой при мне;

30 ибо мало было у тебя до меня, а стало много; Господь благословил тебя с приходом моим; когда же я буду работать для своего дома?

31 И сказал [ему Лаван]: что дать тебе? Иаков сказал [ему]: не давай мне ничего. Если только сделаешь мне, что я скажу, то я опять буду пасти и стеречь овец твоих.

32 Я пройду сегодня по всему стаду овец твоих; отдели из него всякий скот с крапинами и с пятнами, всякую скотину черную из овец, также с пятнами и с крапинами из коз. Такой скот будет наградою мне [и будет мой].

33 И будет говорить за меня пред тобою справедливость моя в следующее время, когда придешь посмотреть награду мою. Всякая из коз не с крапинами и не с пятнами, и из овец не черная, краденое это у меня.

34 Лаван сказал [ему]: хорошо, пусть будет по твоему слову.

35 И отделил в тот день козлов пестрых и с пятнами, и всех коз с крапинами и с пятнами, всех, на которых было несколько белого, и всех черных овец, и отдал на руки сыновьям своим;

36 и назначил расстояние между собою и между Иаковом на три дня пути. Иаков же пас остальной мелкий скот Лаванов.

37 И взял Иаков свежих прутьев тополевых, миндальных и яворовых, и вырезал на них [Иаков] белые полосы, сняв кору до белизны, которая на прутьях,

38 и положил прутья с нарезкою перед скотом в водопойных корытах, куда скот приходил пить, и где, приходя пить, зачинал пред прутьями.

39 И зачинал скот пред прутьями, и рождался скот пестрый, и с крапинами, и с пятнами.

40 И отделял Иаков ягнят и ставил скот лицем к пестрому и всему черному скоту Лаванову; и держал свои стада особо и не ставил их вместе со скотом Лавана.

41 Каждый раз, когда зачинал скот крепкий, Иаков клал прутья в корытах пред глазами скота, чтобы он зачинал пред прутьями.

42 А когда зачинал скот слабый, тогда он не клал. И доставался слабый скот Лавану, а крепкий Иакову.

43 И сделался этот человек весьма, весьма богатым, и было у него множество мелкого скота [и крупного скота], и рабынь, и рабов, и верблюдов, и ослов.

Хотелось бы добавить:

Праотец (греч. προπάτωρ) - группа ветхозаветных святых, почитаемых православной церковью как исполнители воли Божией в священной истории до новозаветной эпохи.

В более широком смысле праотцами именуются вообще все ветхозаветные святые (при этом различаются собственно святые праотцы и святые отцы, то есть святые, являвшиеся непосредственными предками Христа).

Праотцы являются предками Иисуса Христа по человечеству и тем самым прообразовательно участвуют в истории спасения, в движении человечества к Царству Небесному. К праотцам относятся прежде всего ветхозаветные патриархи (греч. πατριάρχης, родоначальник, праотец). Церковь почитает десять допотопных патриархов, которые, согласно Библии, были образцами благочестия и хранителями обетования ещё до дарования Израилю Закона и отличались исключительным долголетием (Быт.5:1-32).

Помимо святой Анны, в сонме праотцов почитаются ветхозаветные жёны,одна из них Праведная Лия , первая жена Иакова.

Перед Рождеством Христовым установлены особые празднования ветхозаветным святым - неделя праотцев и отцов (первоначально, по некоторым свидетельствам, в этот день праздновалась память лишь Авраама, Исаака и Иакова).

Ветхозаветные святые поминаются в чине литургии в ходатайственной молитве перед причастием: «Да обрящем милость и благодать со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими праотцы, отцы, патриархи, пророки…» (Литургия Василия Великого). Такое поминовение засвидетельствовано уже в тайноводственных словах святого Кирилла Иерусалимского (умершего в 386 году), который писал: «Затем поминаем преждепочивших Патриархов, Пророков, Апостолов, Мучеников, чтобы Господь принял эту жертву по их молитвам и их предстательству».

Похожие публикации