Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Курьезы, связанные с известными картинами. «Ошибки великих мастеров

Наполовину самиздатная книга Александра Лозового об ошибках и неточностях в живописи.

Эту книгу я случайно купил в Москве, и чувство случайности не покидало меня и во время её чтения. Автор случайно написал книгу, разместив в ней в случайном порядке ошибки великих мастеров, сделанные случайно или не очень. Одним словом, в книге достаточно непроизвольности, теперь бы немного организованности и логичности.

Айвазовский стремился в первую очередь к иллюзорной передаче волн на холсте, фотографическому сходству с действительностью, абсолютному подражанию природе. Но Айвазовский иногда ошибался даже в реалистичном изображении моря, хотя и стремился именно к этому.

Он смотрел на волны большей частью с берега Чёрного моря, в Феодосии. Смотрел и на спокойное море, и на бурное. У набегающих на берег валов гребни волн заворачиваются, и у них образуется так называемый «фартук». Айвазовский изображал на своих картинах именно такие валы, волны-буруны. Он по наивности и незнанию предполагал, что аналогичные волны во время шторма идут по всему морю.

В его известной картине «Девятый вал» изображен тонущий корабль во время шторма далеко от берега. Но волны в этом месте моря, не у берега, бывают совершенно не такими, какими их написал художник. Волны в шторм в морях и океанах имеют конусообразную, пирамидальную форму и никак не напоминают прибрежную волну с «фартуком», которая возникает на отмели.

Эта же ошибка присутствует в другой довольно внушительной по размерам картине Айвазовского — «Волна». Почти сорок лет прошло между написанием двух полотен. Но за это время художник так и не вник в суть разбушевавшейся стихии.

В книге достаточно много таких художественных вкусностей и описаний, почему в картинах появляются исправления, подтёки и лишние мазки краской. К примеру, я до прочтения книги не задумывался о том, как на самом деле трудно перекрыть ненужный элемент на картине. Оказывается, краски теряют от смешения свою яркость и цвет, так что порой художники оставляют на холстах ошибки и неточности, лишь бы не править по уже нарисованному.

В одной из своих фресок Паоло Уччелло изобразил хамелеона в виде верблюда. Художник никогда не видел хамелеона, и его ввело в заблуждение созвучие слов: «камелеонто» (хамелеон) и «камелло» (верблюд). А в картине Сурикова «Меньшиков в Березове» потолок в избе написан художником так низко, что, если сидящий за столом Меньшиков встанет, то непременно ударится о потолок головой.

Книгу особенно приятно читать с айпадом в руках, находя и рассматривая все описанные картины. Так скорость чтения значительно падает, но интерес повышается. За время чтения небольшой книжки я открыл для себя немало новых полотен и даже одного нового художника, Рериха.

Японское искусство попало в Европу совершенно непроизвольно. Различные мелкие японские товары были завёрнуты в гравюры (ксилографии, то есть отпечатки с деревянных досок), как в упаковочную бумагу. Скорее всего, это были забракованные, не получившиеся оттиски, для которых, чтобы не выбрасывать, нашли новое применение. Именно они и вызвали первый неподдельный интерес к японскому искусству.

К сожалению, у книги есть несколько недостатков. Самый главный — её практически нигде нельзя купить, даже сеть не находит такой книги. Подозреваю, что мой экземпляр неожиданно для меня самого оказался значительной библиографической редкостью. Помимо этого, у «Ошибок» есть целый ряд структурных и смысловых ошибок, попытки растекания по древу, топтания на месте и прочие пословицы. Впрочем, опытному читателю не впервой все это фильтровать прямо на ходу.

Есть произведения искусства, которые словно бьют зрителя по голове, ошарашивая и изумляя. Другие затягивают в раздумья и в поиски смысловых слоев, тайной символики. Некоторые картины овеяны тайнами и мистическими загадками, а другие удивляют непомерной ценой.

Мы тщательно просмотрели все главные достижения в мировой живописи и выбрали из них два десятка самых странных картин. Сальвадора Дали , чьи работы полностью попадают под формат этого материала и первыми приходят на ум, не включили в эту подборку намеренно.

Понятно, что «странность» - это довольно субъективное понятие и для каждого есть свои удивительные картины, выбивающиеся из ряда прочих произведений искусства. Мы будем рады, если вы поделитесь ими в комментариях и расскажете о них немного.

«Крик»

Эдвард Мунк. 1893, картон, масло, темпера, пастель.
Национальная галерея, Осло.

«Крик» считается знаковым событием экспрессионизма и одной из самых известных картин в мире.

Существуют две трактовки изображенного: это сам герой охвачен ужасом и безмолвно кричит, прижимая руки к ушам; или же герой закрывает уши от звучащего вокруг крика мира и природы. Мунк написал четыре варианта «Крика», и есть версия, что картина эта - плод маниакально-депрессивного психоза, от которого страдал художник. После курса лечения в клинике Мунк не возвращался к работе над полотном.

«Я шел по тропинке с двумя друзьями. Солнце садилось - неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор - я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом. Мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу», - говорил Эдвард Мунк об истории создания картины.

«Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?»

Поль Гоген. 1897-1898, холст, масло.
Музей изящных искусств, Бостон.

По указанию самого Гогена картину следует читать справа налево - три основные группы фигур иллюстрируют вопросы, поставленные в названии.

Три женщины с ребенком представляют начало жизни; средняя группа символизирует ежедневное существование зрелости; в заключительной группе, по замыслу художника, «старая женщина, приближающаяся к смерти, кажется примирившейся и предавшейся своим размышлениям», у ее ног «странная белая птица... представляет бесполезность слов».

Глубоко философская картина постимпрессиониста Поля Гогена была написана им на Таити, куда тот сбежал от Парижа. По завершении работы он хотел даже покончить жизнь самоубийством: «Я верю, что это полотно превосходит все мои предыдущие и что я никогда не создам что-то лучше или даже похожее». Он прожил еще пять лет, так и получилось.

«Герника»

Пабло Пикассо. 1937, холст, масло.
Музей королевы Софии, Мадрид .

«Герника» представляет сцены смерти, насилия, зверства, страдания и беспомощности, без указания их непосредственных причин, но они очевидны. Рассказывают, что в 1940 году Пабло Пикассо вызвали в гестапо в Париже. Речь сразу зашла о картине. «Это сделали вы?» - «Нет, это сделали вы».

Огромное полотно-фреска «Герника», написанная Пикассо в 1937 году, рассказывает о налете добровольческого подразделения люфтваффе на город Герника, в результате которого шеститысячный город был полностью уничтожен. Картина была написана буквально за месяц - первые дни работы над картиной Пикассо работал по 10-12 часов, и уже в первых набросках можно было увидеть главную идею. Это одна из лучших иллюстраций кошмара фашизма, а также человеческой жестокости и горя.

«Портрет четы Арнольфини»

Ян ван Эйк. 1434, дерево, масло.
Лондонская национальная галерея, Лондон.

Знаменитая картина целиком и полностью наполнена символами, аллегориями и разнообразными отсылками - вплоть до подписи «Ян ван Эйк был здесь», превратившей картину не просто в произведение искусства, а в исторический документ, подтверждающий реальность события, на котором присутствовал художник.

Портрет предположительно Джованни ди Николао Арнольфини и его жены является одним из наиболее сложных произведений западной школы живописи Северного Возрождения.

В России в последние несколько лет картина обрела большую популярность благодаря портретному сходству Арнольфини с Владимиром Путиным.

«Демон сидящий»

Михаил Врубель. 1890, холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

«Руки противятся ему»

Билл Стоунхэм. 1972.

Эту работу, конечно, нельзя причислить к шедеврам мировой живописи, но то, что она странная, - это факт.

Вокруг картины с мальчиком, куклой и ладошками, прижатыми к стеклу, ходят легенды. От «из-за этой картины умирают» до «дети на ней живые». Выглядит картина и впрямь жутковато, что порождает у людей со слабой психикой массу страхов и домыслов.

Художник же уверял, что на картине изображен он сам в возрасте пяти лет, что дверь - представление разделительной линии между реальным миром и миром снов, а кукла - проводник, который сможет провести мальчика через этот мир. Руки представляют альтернативные жизни или возможности.

Картина обрела известность в феврале 2000 года, когда была выставлена на продажу на eBay с предысторией, рассказывающей, что картина - «с привидениями». «Руки противятся ему» купил за 1025 долларов Ким Смит, который затем был просто завален письмами с жуткими историями и требованиями сжечь картину.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Художники - это те еще чудаки, бесспорно, талантливые и любящие время от времени прятать на своих полотнах для нас, созерцателей, много любопытных пасхалок.

сайт делится с вами занимательными, но малозаметными деталями на картинах известных художников, которые удивят, рассмешат и заставят пересмотреть свой взгляд на искусство.

1. Скрытые полотна Ван Гога

Довольно долгое время между именитыми искусствоведами велись споры по поводу авторства картины «Натюрморт с луговыми цветами и розами», которая с 1974 года хранится в фондах голландского музея Крёллер-Мюллер.

Лишь сейчас благодаря современным технологиям специалистам удалось определить автора картины, и им оказался Ван Гог. Во время экспертизы оказалось, что под натюрмортом скрыта другая работа Ван Гога, которая изображает двух полуобнаженных борцов. Ученые знают о том, что художник довольно часто рисовал борцов, закрашивая их после.

2. Иероним Босх «Сад земных наслаждений»

В своем триптихе под названием «Сад земных наслаждений» Босх припрятал для нас много разных символов. Картину условно делят на Рай, Ад и Земную идиллию, каждая створка которой содержит множество занимательных пасхалок. Но особую популярность обрел мужчина со стороны Ада, на ягодицах которого изображены ноты. Эти ноты «озвучили» и назвали «Мелодия из ада».

3. Обнаженная Мона Лиза

Невозможно не заметить сходство между знаменитой картиной Леонардо да Винчи и малоизвестным наброском под названием «Монна Ванна», на котором изображена обнаженная девушка. Ранее считалось, что первую картину рисовал малоизвестный художник Салаи - ученик да Винчи. Однако исследователи из Лувра после ряда экспертиз опровергли данную теорию, доказав, что полотно целиком и полностью принадлежит руке именитого художника.

4. Месть Микеланджело

Церемониймейстер Папы Римского при осмотре почти законченного «Страшного суда» оскорбил творчество Микеланджело, указав на нагие тела и сказав, что такому место только в тавернах и общественных банях.

За это уязвленный Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы изобразил мужчину в виде бога ада с ослиными ушами, что означает глупость, и со змеей, кусающей в пах.

5. Марк Шагал «Над городом»

В своей картине «Над городом» Марк Шагал изобразил парящую над поселком пару - себя и свою возлюбленную Беллу Розенфельд, возвышая свои чувства над обычными человеческими потребностями. Проникнувшись романтическими веяниями, художник, впрочем, не забыл в форме баловства привнести в свое творение нотки бытовой прозаичности, как бы сравнивая возвышенное и обыденное. Так, в противовес влюбленным на полотне появился мужчина, справляющий нужду.

6. Жак-Луи Давид «Клятва Горациев»

Герои картины Давида присягают родине, вскидывая руки в жесте, который всем известен как фашистское приветствие, именуемое в народе «зигой».

Поэтому искусствоведы смело предполагают, что Жак Луи Давид считается «первооткрывателем» этого жеста, который делают братья Горации на его знаменитой картине. Лишь спустя время у французского художника этот жест позаимствовал Муссолини.

7. Норман Роквелл «Люди читают биржевые сводки»

Норман Роквелл был жутким трудоголиком и за свою жизнь нарисовал около 4 000 полотен о жизни среднестатистических американцев.

Однако при создании картины «Люди читают биржевые сводки» потерял бдительность и одарил мужчину третьей ногой. Приглядевшись, можно увидеть, что на полотне обе ноги прямые, а полусогнутая, на которую упирается рука, получается третьей. Сам художник заметил ошибку лишь спустя несколько месяцев и был шокирован своей невнимательностью.

8. Портрет Билла Клинтона

Спустя 20 лет после написания портрета Билла Клинтона автор Нельсон Шэнкс признался, что тень над камином символизирует события, связанные с секс-скандалом между 24-м президентом Америки и сотрудницей Белого дома Моникой Левински. Во время работы над картиной художник взял манекен, наряженный в синее платье, который и отбросил тень на камин, а также на репутацию Клинтона.

Порой мы видим на картинах то, чего не может быть в действительности, каким бы правдоподобным ни казалось изображение. Это происходит, когда художники допускают ошибки, связанные с нарушением законов геометрии. В одних случаях несоответствия бросаются в глаза, в других вовсе незаметны, но вызывают у нас ощущение чего-то необычного и даже странного. Подобные неточности бывают как случайными, так и допущенными намеренно - с целью привлечь внимание или поразить воображение зрителя.

Леонардо да Винчи. Поклонение волхвов. Эскиз. 1481 год.

Мауриц Эшер. Бельведер. Литография. 1958 год.

Леонардо да Винчи. Благовещение. Около 1472-1475 годов.

Жос де Мэй. Натюрморт в окне. 1997 год.

Ван Дейк. Портрет знатной генуэзской дамы и её сына. 1626 год.

Джованни Беллини. Ужин в Эммаусе. 1490-е годы.

Джорджо де Кирико. Пророк. 1915 год.

Рене Магритт. Портрет Эдварда Джеймса. 1937 год.

Сальвадор Дали. Лебеди, отражённые в слонах. 1937 год.

Дирк Баутс. Христос в доме Симона. 1440 год.

Загадка Леонардо

Перед вами эскиз картины «Покло-нение волхвов» Леонардо да Винчи (1452-1519). Как признают специалисты в области живописи, знаменитый итальянский художник эпохи Возрождения превосходно владел приёмами построения линейной перспективы. В самом деле, набросок заднего плана выверен с математической точностью - взгляд скользит по прямым линиям, устремляющимся к центральной точке схода , и фиксируется на ней. Но приглядитесь к колоннам у левого края рисунка. Ничего странного не замечаете? Колонны изображены с нарушением той самой перспективы, которая так восхищает в рисунке Леонардо. Колонна, что опирается на ступеньку, изображена сразу на двух планах: переднем (у основания) и зад-нем (на уровне капители). Да и вторая колонна стоит явно не на месте.

Истинная причина «ошибки», допущенной художником, так и останется для нас загадкой. В то время уже сложившийся мастер, Леонардо вряд ли допустил просчёт по неведению, тем более что налицо «отвлекающий манёвр» - взгляд зрителя волей-неволей сосредотачивается в центре картины.

Другое дело - работа начинающего художника, вчерашнего ученика. Взгляните на «Благовещение», самую раннюю из известных картин Леонардо да Винчи. На ней допущено несколько ошибок. Наиболее явная - рука Девы Марии не может достать книгу, лежащую на аналое: он стоит ближе к зрителю, чем к самой Деве. Как следствие - её правая рука длиннее левой, пропорции фигуры нарушены.

Нереальные объекты

Невозможную фигуру, или геометрически противоречивое изображение, подобное колоннам на эскизе Леонардо, представляет собой конструкция на знаменитой литографии «Бельведер» голландского художника-графика Маурица Эшера (1898-1972). По этой картине, написанной почти через 500 лет после «Поклонения волхвов», можно судить о направлении имп-арт (от английского impossible - невозможный и art - искусство) в так называемом оптическом искусстве - оп-арте, которое представляет её автор. Вариации на эту же тему встречаются в работах и других современных художников, создающих парадоксальные объекты, которые кажутся реальными, однако не могут существовать в действительности. Изображая различные предметы, авторы намеренно нарушают законы геометрии и добиваются тем самым неожиданных визуальных эффектов - создают поразительные оптические иллюзии. Вот лишь один пример - «Натюрморт в окне» бельгийского художника и дизайнера Жоса де Мэя (1928-2007). На картине верхняя и нижняя половины «оконной рамы», если рассматривать их по отдельности, выглядят как нормальные, но соединённые вместе образуют невозможный объект. Дело в том, что они показаны с различных точек, в разной перспективе, и это приводит к неверному расположению одной части относительно другой.

Нарушая соразмерность

А вот «Портрет знатной генуэзской дамы и её сына» кисти знаменитого фламандского портретиста Антониса ван Дейка (1599-1641). Герои картины производят совершенно разное впечатление. Из-за сильной диспропорции женщина выглядит нереально. У неё огромный для человека рост, несоразмерно маленькая голова и, судя по положению рук и ног, проблемы с телосложением. Кажется, что портрет дамы собран по частям, и они плохо подогнаны одна к другой. В фигуре мальчика ничего подобного не наблюдается, она воспринимается совершенно естественно.

Стоит или падает?

Наиболее частые ошибки в произведениях живописи - нарушение перспективы и пропорций. Но глаз замечает и другие неточности. Например, на картине «Ужин в Эммаусе», написанной предположительно итальянцем Джованни Беллини (около 1430-1516), сцена трапезы выглядит очень реалистично. Тщательно прорисованы позы, лица и одеяния людей, детали интерьера, еда и посуда. А вот ножки стола явно не на месте. Через их концы, как верхние - со стороны столешницы, так и нижние - упирающиеся в пол, можно мысленно провести прямые линии, которые окажутся параллельны одна другой. Это значит, что все ножки расположены в одной плоскости. Такой стол крайне неустойчив, он упадёт при первой же попытке поставить его на пол. Следовало бы развернуть пары ножек (достаточно одну, а лучше сразу обе - из соображений симметрии конструкции) в пространстве, скажем на 90о, чтобы они располагались в параллельных плоскостях.

Любопытно, что эта ошибка встречается и на полотнах других живописцев, например в картине «Пророк» Джорджо де Кирико (1888-1978), одного из предшественников сюрреалистов. Хотя тут всё зависит от нашей договорённости. Если сочтём, что мольберт падает, то художник не ошибся, а если решим, что мольберт твёрдо стоит на полу, то это такой же вымысел автора, как и всё изображение.

Запрещённое изображение

Пример «ошибки» иного рода, свидетельствующий об оригинальном авторском замысле, - знаменитая картина-загадка «Портрет Эдварда Джеймса» бельгийского художника-сюрреалиста Рене Магритта (1898-1967). У полотна есть и другое название - «Воспроизведение запрещено». Герой картины - известный в своё время английский коллекционер и меценат, друг и покровитель Магритта - смотрит на себя в зеркало, но, вопреки закону отражения (симметрии относительно плоскости), вместо лица видит свой затылок. С точки зрения геометрии это невозможно, значит, такое «воспроизведение» действительно запрещено. Правда, это касается только героя портрета: и каминная полка, и лежащая на ней книга отражаются в зеркале правильно. Ошибка допущена Магриттом, конечно, намеренно. Это в его стиле - сочетать в своих работах вещи, в реальности не сочетаемые, изображать персонажей со спины, закрывать или заменять их лица различными предметами.

Два в одном

Интересна для изучения и картина-перевёртыш Сальвадора Дали (1904-1989) «Лебеди, отражённые в слонах», в которой мы также сталкиваемся с нарушениями законов симметрии. С одной стороны, лебеди на воде - самостоятельная часть картины, а с другой - они словно срослись с деревьями. Самое удивительное, что их отражение в воде - это не лебеди, а фигуры слонов, стоящих на земле. Перевернём картину «вверх ногами» и увидим лебедей, которые, отразившись «в обратную сторону», вновь превращаются в слонов. С точки зрения геометрии такое взаимно обратное превращение объектов объясняется проявлением закона зеркальной симметрии. Но присмотритесь к группе лебедей. Три птицы отражаются в воде правильно, а четвёртая, будто завалившаяся набок, нет. Не потому ли, что по замыслу автора этот лебедь отражается в другой зеркальной плоскости и она расположена под углом к первой? В реальности такое, конечно, было бы невозможно, а в воображении художника-сюрреалиста вполне.

Напоследок ещё одна картина-загадка. Перед вами полотно «Христос в доме Симона» нидерландского живописца Дирка Баутса (около 1410-1475). Она написана на библейский сюжет - помазание Христа женщиной при посещении им дома Симона . На полотне есть несколько заметных глазу ошибок и несоответствий. Попробуйте отыскать нарушения в изображении фигур и предметов, делающие картину больше похожей на коллаж. На ней также есть деталь, лишняя с точки зрения геометрии. Какая именно?

Ошибки допускают все. Ученые делают неверные выводы, финансисты вкладывают средства в рискованные проекты. Иммунитета от этого нет ни у гениев, ни у простых смертных. Обычным людям даже доставляет удовольствие видеть, как ошибаются великие мастера.

И если ученые имеют возможность исправить свою недочеты, то люди искусства оставляют свои творения потомкам. В результате ошибки оказываются запечатленными самой историей. Расскажем ниже о самых удивительных промахах великих творцов прошлого.

Большое романское распятие Сан-Дамиано. Это творение было изготовлено в VII столетии неизвестным мастером. Оно стало известным благодаря тому, что именно перед этим распятием молился Святой Франциск Ассизский перед тем, как Бог одарил его идеей реформации Римской католической церкви. Однако древнее творение вышло весьма неоднозначным. Долгое время это распятие было фактическим стандартом для последующих христиански икон. Так было на протяжении сотен лет. Так продолжалось до тех пор, пока копия канонической работы не украсила стены церкви Ворр Акрес, что в Оклахоме. Верующие люди неожиданно разглядели, что форма пресса Иисуса изображена в виде фаллоса! То ли художник неправильно трактовал изображение, а то ли решил подшутить и привнести в церковь немного эротики. Возможно мастер полагал, что на самом деле пресс должен выглядеть так, в форме фаллоса. В итоге американского художника заставили переделать копию так, чтобы она не смущала больше прихожан.

Мужчина с тремя ногами у Нормана Роквелла. Искусствоведы могут восхищаться общей идеей картина, а вот простые люди, которые ничего не понимают в высоком искусстве, могут находить там весьма странные вещи. Так произошло с одной картиной Нормана Роквелла. От глаз многочисленных экспертов и ценителей долгое время ускользала одна интересная деталь. Сам художник выпускал работы, как конвейер. За свою жизнь Роквелл создал около 4000 работ. Практически все они посвящены обычным американцам, которые занимаются своими повседневными делами. Кажущаяся простота картин обманчива, у художника есть множество почитателей. Некоторые ценители даже полагают, что Роквелл является самым великим художником XIX века. Прославили его работы, публиковавшиеся на развороте газеты "The Saturday Evening Post". Они оказались ярким примером человека, прославлявшего американскую культуру. Новые обложки выходили из рук Роквелла каждые две недели. Все они были пропитаны любовью к стране и ее простым людям. Весь мир мог наблюдать воочию настоящую американскую мечту. Художнику удалось не просто приукрасить действительно, но внушить гражданам других стран, что Америка живет какой-то своей, сказочной жизнью. А в массах стала популярна та сама идея американской мечты. Одно из классических произведение Роквелла носит название "Люди, читающие сводки фондовой биржи". Там изображены четыре человека, которые изучают курсы акций, размещенные на плакате. Эта картина была размещена на первую полосу газеты. Но мастер видимо так устал, что допустил одну незаметную, но существенную ошибку. Веселые европейцы могли истолковать это лишь одним образом – в Америке живут мутанты! Дело в том, что молодой человек в красном свитере опирается на третью ногу! Две его конечности сведены вместе и выпрямлены, а вот под фартуком проглядывается третья нога. Она согнута в колене и на нее парень и опирается рукой. Вскоре художник понял, что изобразил что-то не то. Его шокировала собственная невнимательность. Когда Ричард Халперн писал биографию выдающегося художника, то там он отметил, что Норман Роквелл крайне неохотно рассказывал о той своей работе. А неопознанная третья конечность называлась им не иначе, как неопознанный фаллический символ. Неужели, художников так волнует эта тема, что она постоянно встречается в их работах?

Мужеподобные женщины Микеланджело. На многих картинах великого художника атлетичные и накачанные люди являются не атлетами-мужчинами, а самыми что ни на есть женщинами. Если современный человек начнет пристально изучать творчество итальянца, то быстро обнаружится его слабость к неестественно перекачанным дамам. Но в XVI веке бодибилдерш еще не было в природе. Возможно мастер просто питал слабость к трансвеститам с атлетичной внешностью? Все знают, что Микеланджело был самым настоящим гением, только вот что толкало его изображать женщину, которая так похожа на культуриста? Мы бы простили художнику эту слабость, но однажды он решил пойти дальше – рисовать геркулесов с женской грудью обнаженными. Между тем историки предлагают простую разгадку. Практически нет сомнений в том, что Микеланджело был гомосексуалистом. Однако для того, чтобы его работы прямо не указывали на это, голые фигуры мужчин он разбавлял женскими телами. А моделями для них служили все те же атлеты, позировавшие художнику. Именно поэтому тех представительниц слабого пола, которые изображены мастером, слабыми назвать тяжело. В пользу этой версии говорят и формы грудей женщин, которые выглядят на таких телах крайне неестественно. Выглядят груди так, как будто их пришил пластический хирург. Естественно об этом и речи не могло быть в XVI столетии. Ярким образцом таких странных форм является фреска "Страшный суд", украшающая Сикстинскую Капеллу. У одной из женщин грудь словно приклеена.

Рога у Моисея. Человек с рогами вовсе не является дьяволом или иным порождением Ада. Это – Моисей, которого так изобразили в десяти канонических заповедях. Согласно библейской истории эти 10 основных жизненных законов были дарованы еврейскому пророку самим Господом богом. В подтверждение такого необычного облика легендарного персонажа существует множество картин, скульптур и других художественных произведений. На всех них Моисей неизменно изображается с сатанинскими рожками на голове. Но что они там делают у святого персонажа? Если Бог на самом деле существует, то письменная работа, известная сегодня как Библия, имеет к нему крайне слабое отношение. Ведь священное писание неоднократно переписывалось в течении всей истории человечества. Появлялись новые правила и доктрины, которые церковники умело навязывали верующим людям. Другой помехой для правильно распространения Библии стали языке. Дело в том, что предложение на иврите может получить совсем иное значение в других культурах. Неразбериха с присутствием в первоисточнике непереводимых слов породила путаницу. Ведь им просто не было синонимов в другом языке. Стоит также учитывать и менталитет различных народов, которые толковали фразы каждый по-своему. Есть большая вероятность того, что сатанистские рога у Моисея появились благодаря работам известного святого Иеронима. В свое время он переводил Библию с иврита на латынь, работа эта получилась весьма неуклюжей. Но эта версия Священного писания стала очень популярно и получила название Вульгата, что означает "общедоступная". Переводчик решил, что роговидные лучи, освещавшие пророка, будут непонятны верующим и заменил их дьявольскими рогами. Так и появились изображения Моисея в таком виде. Творческая традиция существует в искусстве вот уже около тысячи лет. Наиболее ее известной реализацией стала мраморная скульптура Микеланджело "Моисей". Она занимает главное место в скульптурной композиции на гробнице папы Юлия II в римской базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи. Когда творец создавал свою работу, он узнал об ошибочном переводе, но решил не спорить с канонической уже версий и оставил пророку его рога. Таким образом невольно Микеланджело стал одним из первых в целой плеяде талантливых мастеров, кто своим творчеством только укрепил такой образ Моисея – с рогами на голове.

Неприличный жест Уильяма Пенна. Этот человек считается одним из отцов-основателей современного американского государства. В свое время он основал целую колонию для европейцев, не желающих подчиняться колониальным властям. Это место было названо им в честь себя же, Пенсильванией. В 1894 году в Филадельфии был воздвигнут памятник этой исторической личности. Бронзовый Уильям Пенн появился на верхушке башни с часами местного Сити-холла. Фигура оказалась немаленькой – целых 11,28 метра. Это самая высокая скульптура, установленная на вершину здания. Однако многие находят, что Пенн свысока машет жителям города своим половым органом. Чтобы убедиться в этом, достаточно посетить Филадельфию. Там любой местный житель, особенно мужского пола, расскажет и покажет детали этой неприличной истории. Если издалека посмотреть на бронзового гиганта, то окажется, что Пенн приветственно машет своим немаленьким членом. Лишь подойдя поближе окажется, что это – плод нездорового воображения. На самом деле один из основателей США машет своей рукой. Просто под определенным ракурсом фигура выглядит до неприличного странно. Автором этого монумента стал Александр Милн Калдер. Он наверное полагал, что городские жители будут смотреть на его работу снизу вверх, взирая на Пенна с площади под башней. Но со временем оказалось, что лучше всего статую видно с улицы Первая Пен-Сквер. И пешеходы не могут отделаться от мысли, что они наблюдают именно пенис почтенного гражданина. Со стороны площади JFK зрелище остается таким же неприглядным. Сегодня мы можем лишь догадываться, стало ли это задумкой озабоченного автора или же всему виной современное общество. Ведь сексуальная распущенность привела к тому, что люди стали улавливать намек на фаллос в любых предметах схожей формы.

Тайные пристрастия Рембрандта. Похоже становится модным подозревать классических художников прошлого в гомосексуальных наклонностях. Историки и культурологи постоянно выискивают все новые доказательства в биографиях и картинах великих. Не обошло это веяние и Рембрандта. В доказательство его любви к мужчинам приводят знаменитую картину "Ночной дозор", написанную в 1642 году. На ней знаменитый художник изобразил готовящихся к выступлению солдат. Только вот тень от руки капитана Франса Кока, отдающего приказ, неловко легла на паховую область лейтенанта Виллема ван Рёйтенберга. Хотя и кажется абсурдным в чем-то уличать Рембрандта на основе этого факта, такая нелепая теория произвела скандал, ее стали раздувать и дальше. Любители исторических заговоров и тайн пришли к выводу, что таким образом Рембрандт решил высмеять заказчиков своей картины. Дело в том, что художник не любил военных и не мог отказать себе в удовольствии посмеяться втихаря над ними. Этой истории добавляет скандальности и девушка, стоящая на заднем плане. Ведь на ее поясе висит мертвый петух, что также является прямым намеком на нестандартную сексуальную ориентацию бравых мушкетеров. Рембрандт очевидно решил подшутить над недалеким капитаном Коком. Ведь тот с умным видом в своей правой руке в перчатке держит другую перчатку. И тоже правую! Недавно исследователи произвели рентгенограмму картины. Оказалось, что в процессе создания картины наибольшему числу изменений подверглась именно паховая часть Рёйтенбюрга.

Мемориал Неистового Коня. Эту скульптуру создал Корчак Зюлковски. Она изображает известный эпизод из истории индейцев. Один белый человек спросил у воина Неистовый Конь из племени Оглала Лакота: "И где теперь твои земли?". Индеец указал вдаль и ответил захватчику: "Мои земли там, где моя могила". Ошибка скульптора в том, что он недооценил значимость жестов. То, что в России считается дружелюбным, в Африке вполне может оказаться смертельным оскорблением. В данном случае Зюлковски изобразил индейца с вытянутой вперед рукой и выставленным указательным пальцем. Но у индейцев такой жест традиционно считается грубым и агрессивным, это знак ненависти и презрения. У европейцев аналогом может считать выставленный вверх средний палец руки, означающий "Fuck you". В итоге фраза получила иной смысл. Коренные жители земли трактуют скульптуру теперь иначе. Создается впечатление, что воин ответил: "Моя земля там, где ваши могилы". Таким образом вместо символичной покорности судьбе вышла картина готовности к борьбе.

Похожие публикации