Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Как называется эффективный способ выполнения физического упражнения. Основные физические упражнения

Эффективность формирования двигательных навыков во многом зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. Различают три группы методов: наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы. К этой группе методов относятся показ физических упражнений, использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, кинограммы, диафильмы, кинофильмы, кинокольцовки), имитации (подражания), зрительных ориентиров, звуковых сигналов, помощи.

Показ физических упражнений. При показе у детей через органы зрения создается зрительное представление о физических упражнениях. Показ применяется, когда детей знакомят с новыми движениями. Упражнение демонстрируется несколько раз. Чтобы создать у ребенка правильное зрительное представление о физическом упражнении и побудить к его наилучшему выполнению, нужно показывать движение на высоком техническом уровне, т. е. в полную силу, в нормальном темпе, с подчеркнутой легкостью. После этого упражнение объясняют в целом и еще раз показывают. В дальнейшем показ используется для создания зрительных представлений об отдельных элементах техники упражнения. И перед показом детям сообщают, на какой элемент им следует обратить внимание. По мере усвоения упражнения (если это возможно) прибегают к частичному показу, т. е. к показу того элемента техники, который осваивается на данном занятии. Когда у детей уже создалось правильное зрительное и мышечно-двигательное представление о движении, целесообразно вызывать словом его образ, активизируя при этом мышление ребенка.
К показу воспитатель тщательно готовится. Важно правильно выбрать место, чтобы показываемое упражнение было видно всем детям. Например, общеразвивающие упражнения целесообразно показывать стоя на возвышении и в некотором отдалении от группы, впереди ставить детей маленького роста. Наиболее сложные упражнения (метание, прыжки и др.) следует показывать в разных плоскостях, чтобы создать правильное представление о положении туловища, ног, рук. В процессе обучения полезно давать детям задание наблюдать за своими товарищами и отмечать качество выполнения упражнений. К показу упражнений следует привлекать и детей : когда движение выполняется их сверстниками, дети могут лучше рассмотреть положение отдельных частей тела; кроме того, у детей возникает интерес к разучиваемому движению, появляется уверенность, желание самим выполнить упражнение как можно лучше. Детей привлекают к показу физических упражнений также из-за несоответствия размеров пособий росту воспитателя (упражнения на гимнастической стенке, подлезание под веревку, пролезание в обруч и др.)

Использование наглядных пособий. Для уточнениятехники физических упражнений используются наглядные пособия в виде плоскостных изображений (картины, рисунки, фотографии, кинограммы, диафильмы), а также кинофильмы, кинокольцовки. Наглядные пособия целесообразно показывать в свободное от занятий время. Рассматривая их, дети уточняют свои зрительные представления о физических упражнениях, правильнее выполняют их на физкультурных занятиях и точнее изображают в своих рисунках.

Имитация . Подражание действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы и общественной жизни занимает большое место при обучении детей физическим упражнениям. Известно, что дошкольнику свойственна подражательность, стремление копировать то, что он наблюдает, о чем ему рассказывают, читают. Подражая, например, действиям зайчика, мышки, дети входят в образ и с большим удовольствием выполняют упражнения. Возникающие при этом положительные эмоции побуждают много раз повторять одно и то же движение, что способствует закреплению двигательного навыка, улучшению его качества, развитию выносливости. Образы, соответствующие характеру разучиваемого движения, помогают создавать о нем правильное зрительное представление. Например, для выполнения прыжков на двух ногах, продвигаясь вперед, педагог использует образ воробышка. Образы, которые не полностью соответствуют характеру разучиваемого движения (прыгать как зайчики), применяются для того, чтобы дети с большим интересом выполняли физические упражнения. Такие образы используются после того, как движение в основном освоено, т. е. при закреплении двигательных навыков. Имитация широко используется при освоении общеразвивающих упражнений и таких движений, как ходьба, бег и др. Дети могут подражать движениям, повадкам животных (медведь, лиса, зайчик и др.), птицам (гусь, петух, курица-наседка, воробышек, цапля), насекомым (бабочка, жук, муха, комар, пчела, гусеница), растениям (цветок, трава и др.), различным видам транспорта (поезд, трамвай, автомобиль, самолет), трудовым операциям (колка дров, полоскание белья, резание ножницами и др.). Имитация используется во всех возрастных группах. Но чаще она применяется в работе с младшими детьми. Это связано с наглядно-образным характером мышления детей этого возраста и использованием несложных упражнений, для которых легко подобрать образы.

Зрительные ориентиры (предметы, разметка пола) побуждают детей к деятельности, помогают им уточнить представления о разучиваемом движении, овладеть наиболее трудными элементами техники, а также способствуют более энергичному выполнению упражнений. Например, яркие игрушки стимулируют детей к ходьбе, ползанию. Задание коснуться предмета, подвешенного выше поднятых рук, побуждает ребенка увеличить силу толчка и подпрыгнуть на соответствующую высоту; задание при наклонах достать руками носки ног способствует увеличению амплитуды движения. Зрительные ориентиры используют обычно после того, как у детей уже создано общее представление о разучиваемых движениях.

Звуковые ориентиры применяются для освоения ритма и регулирования темпа движений, а также как сигнал для начала и окончания действия, для фиксирования правильного выполнения упражнения (подлезая под веревку, к которой прикреплен колокольчик, ребенок, чтобы не задеть его, наклоняется ниже). В качестве звуковых ориентиров используются музыкальные аккорды, удары в бубен и барабан, хлопки в ладоши и пр.

Помощь при обучении физическим упражнениям используется для уточнения положения отдельных частей тела, для создания правильных мышечных ощущении. На первом году жизни перемещение отдельных частей тела и всего тела ребенка сначала выполняется полностью воспитателем, а в дальнейшем с небольшой его помощью, например; при обучении ползанию. Более старшим воспитатель помогает выпрямить спину при приседании, преодолеть неуверенность при ходьбе по скамейке, взяв ребенка за руку. Каталки, коляски побуждают к ходьбе и бегу, а стул-кресло на полозьях к передвижению на коньках по льду. При лазанье по гимнастической стенке и при прыжках в длину ив высоту воспитатель оказывает помощь детям в виде страховки.

Словесные методы. Данной группе методов относятся название упражнения, описание, объяснения, указания, распоряжения, команды, вопросы к детям, рассказ, беседа и др. Словесные методы активизируют мышление ребенка, помогают целенаправленно воспринимать технику упражнений, способствуют созданию более точных зрительных представлений о движении. Известно, что временные связи устанавливаются в коре головного мозга быстрее и прочнее, когда мышечно-двигательный раздражитель сочетается с речедвигательным. Благодаря такому сочетанию в дальнейшем легко удается оживить след зрительного образа движения путем оживления следа словесного обозначения (название упражнения вызывает отчетливое представление о нем). И, наоборот, при наблюдении за выполнением физических упражнений оживляется след словесного обозначения. Таким образом, словесные обозначения могут быть такими же раздражителями, как и физические упражнения. С помощью слова детям сообщают знания, дают задания, повышают интерес к их выполнению, анализируют и оценивают достигнутые результаты.

Название упражнения. Многие физические упражнения имеют условные названия, которые в известной мере отражают характер движения, например: «растягивание резинки», «накачивание насоса», «паровоз», «гуси шипят» и т. д. Воспитатель, показывая и объясняя упражнение, одновременно указывает, на какое действие оно похоже, и называет его. После того как упражнение будет в основном освоено, воспитатель только называет его. Название вызывает зрительное представление о движении, и дети правильно его выполняют. Названия сокращают время, которое тратится на те, чтобы объяснить упражнение или напомнить, как надо его выполнять.

Описание - это подробное и последовательное изложение особенностей техники выполнения разучиваемого движения. Описание, необходимое для создания общего представления о движении, используется обычно при обучении детей старшего дошкольного возраста. Словесное описание нередко дополняется показом упражнения. Например, показывая в замедленном темпе, как надо метать мешочки на дальность правой рукой, воспитатель говорит: «Дети, посмотрите, как я буду метать мешочек с песком. Вот я взяла мешочек в правую руку и крепко держу его. Встаю около веревки. Правую ногу отставляю назад, немного поворачиваюсь вправо, руку с мешочком опускаю вниз. А теперь смотрю вперед, прицеливаюсь. Затем замахиваюсь, отвожу руку с мешочком и отставляю ногу как можно дальше назад, бросаю мешочек изо всех сил, а чтобы не упасть, приставляю правую ногу к левой. Теперь посмотрите еще раз. Такое описание позволяет словесно обозначить основные элементы техники движений и создать четкое представление о них. Объяснение используется при разучивании упражнении . В объяснении подчеркивается существенное в упражнении и выделяется тот элемент техники, к которому нужно привлечь внимание на данном занятии. Постепенно у детей создается представление о каждом элементе.

Объяснение должно быть кратким, точным, понятым, образным, эмоциональным. Содержание объяснений изменяется в зависимости от конкретных задач обучения, подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. При объяснении следует ссылаться на уже известные упражнения. Так, обучая метанию в цель, воспитатель при объяснении опирается на знания о метании на дальность, делает сравнения, указывая на одинаковое исходное положение, сходство в замахе. Это активизирует мышление ребенка, и он быстрее, точнее воспринимает изучаемое движение. Дети привлекаются к объяснению физических упражнений, как правило, при закреплении двигательных навыков.

Пояснения применяются с целью направить на что-то внимание или углубить восприятие детей, подчеркнуть те или иные стороны разучиваемого движения. Пояснение сопровождает показ или выполнение физических упражнений. Слово в данном случае играет дополнительную роль.

Указания. При разучивании движений, закреплении двигательных навыков и умений слово применяется и в виде коротких указаний, которые могут быть использованы для уточнения задания; напоминания, как действовать; для предупреждения и исправления ошибок у детей; оценки выполнения упражнений (одобрение и неодобрение); поощрения. Указания могут даваться как до выполнения упражнения, так и во время его. В первом случае они применяются как способ предварительного инструктирования. Во втором случае воспитатель оценивает правильность выполнения заданий. Оценка качества выполнения способствует уточнению представлений детей о движении, помогает формированию умения замечать ошибки у себя и у сверстников.

Команды. Распоряжения. Под командой понимается произносимый воспитателем устный приказ, который имеет определенную форму и точное содержание («Смирно!», «Кругом!» и т. д.). Эта форма речевого воздействия отличается наибольшей лаконичностью и повелительным тоном. Команда относится к числу основных способов прямого руководства (экстренного управления) деятельностью детей. Цель команды - обеспечить одновременное начало и конец действия, определенный темп и направление движения. Команда состоит из двух частей: предварительной и исполнительной. В предварительной части указывается, что надо делать и каким способом, в исполнительной - заключен сигнал к немедленному выполнению действия. Важно научиться правильно подавать команду, т. е. умело акцентировать слова, варьировать силу и интонацию голоса. Так, подавая команду «На месте шагом марш!», сначала произносят слова «На месте шагом...» (предварительная команда), а затем - «Марш!» (исполнительная). Предварительная часть команды подается протяжно, затем делается пауза, и после нее громко, отрывисто, энергично произносится исполнительная часть. При подаче команды воспитатель обязан стоять в положении «смирно». Его уверенный тон, подтянутость, отчетливость команды дисциплинируют, организуют детей, заставляют их быстро и четко выполнять задание. Распоряжения отличаются от команды тем, что их формулирует сам воспитатель («К окну - поворот!»). Но подаются они также в повелительной форме. Распоряжения используются и для выполнения заданий, связанных с подготовкой места для занятий, раздачей и сбором физкультурного инвентаря. В младших группах при проведении физических упражнений используются распоряжения; постепенно детей приучают к пониманию и выполнению команд, принятых в гимнастике. Сила голоса при подаче команд и распоряжений должна соответствовать размерам помещения, где проводится занятие. Главное, чтобы дети услышали и поняли воспитателя, правильно и своевременно начали действовать. Если упражнение проводится под музыку, то предварительная часть команды (распоряжения) называется словами, а исполнительную часть (сигнал к исполнению) заменяет первый музыкальный аккорд.

Вопросы к детям побуждают к наблюдательности, активизируют мышление и речь, помогают уточнить представления о движении, вызывают интерес к ним. В начале занятия целесообразно, например, спросить у детей, кто умеет выполнять данное упражнение, кто помнит правила подвижной игры. В процессе занятия можно спросить, правильно ли выполняются упражнения. Эти вопросы помогают замечать ошибки. При ответах дети называют элементы техники, определяют характер усилий, отмечают ошибки и т. д.

Рассказ, придуманный воспитателем или взятый из книги, используется для возбуждения у детей интереса к занятиям физическими упражнениями, желания ознакомиться с техникой их выполнения. Сюжетный (тематический) рассказ можно применять непосредственно на занятии. Например, воспитатель рассказывает о поездке на дачу, о прогулке в лес и т. д., а дети выполняют соответствующие упражнения. На занятиях используются также стихи, считалки, загадки.

Беседа. Чаще всего она имеет вопросно-ответную форму. Беседа помогает воспитателю выяснить интересы детей, их знания, степень усвоения движений, правил подвижной игры; детям же - осознать, осмыслить свой чувственный опыт. Кроме того, беседа способствует уточнению, расширению, обобщению знаний, представлений о технике физических упражнений. Беседа может быть связана с чтением книги, рассматриванием рисунков, картин, с экскурсией на стадион, с прогулкой на лыжах и т. д. Беседу проводят как до занятий, прогулок, экскурсий, так и после них. Например, беседа после лыжной прогулки поможет уточнить технику передвижения на лыжах, поворотов, подъемов на горку и спусков с нее, а также обобщить знания о подготовке к такой прогулке (смазать лыжи с учетом свойств снега при различной температуре, одеться соответственно погоде). Беседа проводится со всей группой или с подгруппой. Воспитатель заранее подбирает темы, намечает вопросы и продумывает методику проведения беседы (приемы активизации детей и т д.).

К практическим методам относят повторение упражнений без изменения и с изменениями, а также проведение их в игровой и соревновательной формах.
Практические методы. Применяются для создания мышечно-двигательных представлений о физических упражнениях и закрепления двигательных навыков и умений. У детей легко образуются временные связи, но без повторения они быстро угасают, поэтому важно уметь рационально распределять повторение упражнений во времени, чтобы не утомлять детей на одном занятии.
Повторение упражнений. Вначале, чтобы создать мышечные ощущения, целесообразно повторять упражнения без изменения и в целом. На фоне такого целостного выполнения идет освоение элементов техники. Наиболее сложные движения можно расчленить на относительно самостоятельные элементы и, осваивая их в облегченных условиях, постепенно подойти к овладению движением в целом. Так, сначала обычно выполняются упражнения в подпрыгивании и доставании подвешенных предметов, в спрыгивании с возвышения, а затем уже прыжки в высоту с разбега. После того как дети в основном освоили физическое упражнение, следует увеличивать расстояние, массу пособий, а также изменять условия (помещение, участок, лес и т. д.). С целью закрепления двигательных навыков упражнения следует проводить в игровой и соревновательной формах.
Проведение упражнений в игровой форме. Этот метод применяется для закрепления двигательных навыков и развития физических качеств в изменяющихся условиях. Игровая деятельность носит комплексный характер и строится на сочетании различных двигательных действий (бег, прыжки и пр.). В игре детям предоставляется возможность творческого решения возникающих задач, проявления самостоятельности, находчивости в выборе способа действия. Внезапные изменения ситуаций по ходу игры побуждают действовать быстрее, более ловко. Выполнение движений в игровой форме приводит к динамичности сформировавшихся двигательных стереотипов.

Проведение упражнений в соревновательной форме. При выполнении физических упражнений в соревновательной форме возникает особый физиологический и эмоциональный фон, что усиливает воздействие упражнений на организм, способствует проявлению максимальных функциональных возможностей и психических сил. При этом предъявляются более высокие требования к физическим и морально-волевым качествам (решительность, честность, благородство и т. д.) Соревновательный метод повышает интерес к физическим упражнениям, содействует лучшему их выполнению. Кроме того, у детей развивается способность применять двигательные навыки и умения в усложненных условиях. Пользоваться соревновательным методом надо осторожно. При неправильной методике он может вызвать сильное нервное возбуждение, отрицательно сказаться на самочувствии и поведении детей дошкольного возраста. Не следует злоупотреблять, в частности, эстафетами: длительное пребывание в качестве зрителей-болельщиков, поочередное выполнение упражнений в напряженной обстановке перевозбуждает нервную систему детей. ,Соревновательный метод применяется в том случае, когда дети хорошо освоили движения. Проводить соревнования нужно быстро и со всей группой одновременно. Вначале они организуются на правильность выполнения упражнений: кто лучше прыгнет, кто правильнее пройдет по гимнастической скамейке и т. д. В дальнейшем, по мере закрепления двигательного навыка, критериями оценки становятся дальность броска, высота прыжка, быстрота выполнения упражнения: кто дальше прыгнет, кто больше раз попадет мячом в цель, кто быстрее добежит до флажка и т. д. В соревнованиях подводятся индивидуальные и коллективные результаты: кто раньше дойдет до середины, чей отряд, звено скорее соберется.

Техника физических упражнений – способ выполнения двигательного действия, с помощью которых двигательная задача решается наиболее целесообразно с относительно большей эффективностью.

В физическом упражнении выделяют три фазы:

Подготовительная (создает наиболее благоприятные условия для выполнения главной задачи действия); - основная (движения, с помощью которых решается главная задача действия); - завершающая (завершает действие).

Эффект физических упражнений зависит от биомеханических характеристик отдельных движений:

Пространственные – положение тела и его частей (и.п., оперативная поза), направление, амплитуда, траектория;

Временные – длительность движений (величина воздействия – нагрузка) и темп (количество движений в единицу времени);

Пространственно-временные – скорость и ускорение (определяют характер перемещения тела и его частей в пространстве);

Динамические – взаимодействие внутренних (силы активного сокращения - тяги мышц, сила упругого сопротивления растягиванию мышц, реактивные силы) и внешних (реакции опоры, гравитационные, трения и сопротивления внешней среды и т.д.) сил в процессе движений.

Критерии эффективности техники – признаки, на основе которых оценивается мера соответствия наблюдаемого способа двигательного действия объективно необходимому:

1) результативность физического упражнения:

Эффективность – соответствие решаемым задачам и высоким конечным результатам, уровню физической, технической, психической подготовленности;

Стабильность – помехоустойчивость, независимость от внешних и внутренних условий;

Вариативность – коррекция двигательных действий от условий соревнований;

Экономичность – рациональная затрата усилий, времени, пространства;

Минимальная тактическая информативность для соперника.

2) параметры эталонной техники (сопоставление параметров наблюдаемого действия с параметрами эталонной техники);

3) разница между реальным и возможным результатом.


  • Техника физических упражнений : общее понятие , основа техники , главное звено , детали .
    2) параметры эталонной техники (сопоставление параметров наблюдаемого действия с параметрами эталонной техники )


  • Техника физических упражнений : общее понятие , основа техники , главное звено , детали . Техника физических упражнений – способ выполнения двигательного действия, с помощью которых д.


  • Техника физических упражнений : общее понятие , основа техники , главное звено , детали . Техника физических упражнений – способ выполнения двигательного действия, с помощью которых д. Загрузка.


  • Техника физических упражнений : общее понятие , основа техники , главное звено , детали .
    Специально-подготовительные упражнения - элементы


  • Техника физических упражнений : общее понятие , основа техники , главное звено , детали .
    Специально-подготовительные упражнения - элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а... подробнее ».


  • Урок физической культуры - основная форма занятий физическими упражнениями в школе.
    1. Уточнить действие во всех основных опорных точках, как в основе , так и в деталях техники .
    3. Устранить мелкие ошибки в технике , особенно в ее основном звене .


  • Цель - сформировать у ученика основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чертах.
    точкам (элементам действия) путем освоения подводящих упражнений или структурных
    Как правило, обучение начинается с ведущего звена техники .


  • Достаточно скачать шпаргалки по Физической культуре - и никакой экзамен вам не страшен!
    1 - Уточнить действие во всех основных опорных точках, как в основе , так и в деталях техники .
    3 - Устранить мелкие ошибки в технике , особенно в ее основном звене .


  • - из-за необычности условий (особенности внешних физических условий, регламент деятельности, дефекты психологической
    Основное условие положительного переноса навыка – наличие структурного сходства в главном звене техники двигательного действия.


  • Основным методическим направлением в процессе физического воспитания является строгая регламентация упражнений .
    Можно осваивать отдельные детали , элементы и фазы в общей структуре движения, акцентируя внимание на основных деталях техники .

Найдено похожих страниц:10


Целевой результат движения зависит не только от содержания, но и одновременно от техники физических упражнений. Под техникой физических упражнений понимают способы выполнения двигательных действий, с помо­щью которых двигательная задача решается целесообразно с от­носительно большей эффективностью.

В физическом упражнении выделяют три фазы: подготовитель­ную, основную (ведущую) и заключительную (завершающую).

Подготовительная фаза предназначена для создания наиболее благоприятных условий выполнения главной задачи действия (на­пример, стартовое положение бегуна на короткие дистанции, за­мах при метании диска и т.п.).

Основная фаза состоит из движений (или движения), с помо­щью которых решается главная задача действия (например, стар­товый разгон и бег на дистанции, выполнение поворота и фи­нального усилия в метании диска и т.п.).

Заключительная фаза завершает действие (например, пробеж­ка по инерции после финиша, движения для сохранения равно­весия и погашения инерции тела после выпуска снаряда в мета­ниях и т.п.).

Эффект физических упражнений существенно зависит от биомеханических характеристик отдельных движений. Различают пространственные, временные, пространственно-временные и ди­намические характеристики движений.

Пространственные характеристики физических упражнений

К ним относятся положе­ние тела и его частей (исходное положение и оперативная поза в процессе выполнения движения), направление, амплитуда, тра­ектория.

От исходного положения во многом зависит эффективность последующих действий. Так, например, сгибание ног и замах рук перед отталкиванием в прыжках с места во многом определяют эффективность последующих действий (отталкивание и полет) и конечный результат.

Не менее важную роль играет и определенная поза в процессе выполнения упражнения. От того, насколько она будет рациональ­на, зависит и конечный результат. Например, при неправильной посадке конькобежца затрудняется техника бега; неправильная поза при прыжках с трамплина не позволяет в полной мере использо­вать воздушную подушку и осуществлять планирующий полет.

Направление движения влияет на точность двигательного дей­ствия и его конечный результат. Например, отклонение руки от правильного положения при метании копья или диска существенно отражается на направлении полета снаряда. Поэтому, осуществ­ляя двигательное действие, каждый раз выбирают такое направ­ление, которое бы в наибольшей мере отвечало рациональной технике.

Рациональная техника во многом зависит от амплитуды в подготовительных или основных фазах движения. Во многих слу­чаях она определяет:

    длительность приложения сил и, следо­вательно, величину ускорения (что очень важно, например, для результата в метаниях);

    полноту растяжения и сокращения мышц;

    эстетику и красоту выполняемых движений, характер­ных для спортивной и художественной гимнастики, фигурного катания на коньках и др. Амплитуда движений зависит от строе­ния суставов и эластичности связок и мышц.

Существенное значение для эффективности физических упраж­нений имеет траектория движения. По форме она может быть кри­волинейной и прямолинейной. Во многих случаях оправданной является закругленная форма траектории. Это связано с нецелесо­образными затратами мышечных усилий. В других случаях пред­почтительной является прямолинейная форма траектории (удар в боксе, укол в фехтовании и т.п.).

Особенности формы (техники) физических упражнений и ее значение

В сфере физического воспитания и спорта знание об изучаемых двигательных действиях существует как «техника физических упражнений» (поскольку в той сфере двигательные действия выступают как средства и методы воспитания, их принято называть «физическими упражнениями») .

В настоящее время понятие «техника» определяется как «способ выполнения двига тельного действия, с помощью которого двигательная задача решается целесообразно, с относительно большей эффективностью» .

В этом же смысле понимают «технику» и другие авторы, т.е. как отдельное, единичное, конкретное движение (систему движений). Д.Д. Донской замечает, что технику можно понимать в нескольких аспектах: как действие, как характеристику качества движений, как сведения о движении; Л.П. Матвеев считает, что «технику» можно понимать как модель соревновательного действия и как конкретный способ действия, существующий реально в чьем-то исполнении. Однако два последних автора, не раскрывали сущности техники в качестве теоретической модели действия, по сути дела оставаясь на позициях интерпретации техники как идеальной модели (отражения в сознании) реального действия .

Прогресс техники физических упражнений обусловлен совершенствованием спортивного инвентаря, одежды, оборудования, что постоянно приводит к появлению эффективных форм упражнений, в чем легко убедиться на примере спортивной техники, столь значительно изменившейся во всех видах спорта за последние годы.

Понятие «техника движений» имеет двоякий смысл:

  • 1) обозначает реально наблюдаемые индивидуальные способы выполнения двигательных действий;
  • 2) обозначает некоторые абстрагированные «модели» действий (их идеальные «образцы», описываемые словами, графически, математически или в какой-либо иной условной форме).

Лучше использовать понятие «модель техники». Если она разработана правильно, то дает представление о рациональных основах техники движений, ее предполагаемых эффективных формах. Поиск эталонов идеальной техники различных физических упражнений привел к выявлению некоторых, преимущественно биомеханических, закономерностей их построения. Перед специалистом физической культуры и спорта всегда возникает проблема разработки и уточнения конкретных моделей техники, которые могли бы соответствовать индивидуальным особенностям обучаемых. Реальные формы техники одних и тех же физических упражнений на различных этапах физического совершенствования не остаются неизменными, они зависят от степени развития физических и психических качеств личности, меняющихся в процессе обучения и воспитания .

В процессе совершенствования физических качеств изыскивают рациональные способы выполнения двигательных действий. В каждом произвольном двигательном акте есть двигательная задача, осознаваемая как желательный результат действия, способ, при помощи которого она решается. Одна и та же двигательная задача может быть решена несколькими способами (например, выполнить прыжок в высоту можно отталкиваясь ближе к планке), причем среди них есть более и менее эффективные. Те способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно, с большей эффективностью, принято называть техникой физических упражнений.

Это понятие находится в одном ряду с понятием «форма физического упражнения», если рассматривать не только внешнюю, но и внутреннюю структуру движений. Отличие в том, что понятие «техника» относится к эффективным формам физических упражнений, рационально построенным с учетом закономерностей движений. Степень эффективности техники физических упражнений в каждый момент относительная, так как сама техника не остается неизменной. Она беспрерывно совершенствуется и обновляется, становясь эффективной как у отдельного обучаемого (по мере совершенствования его двигательных умений и навыков), так и в целом (по мере научного познания закономерностей движений, совершенствования методов обучения физическим упражнениям и формирования физических качеств) .

Понятие формы физического упражнения принято связывать с завершающей частью двигательного рефлекса -- выполняемым движением. При этом подразумевается внешний вид, т. е. воспринимаемая зрительно общая картина данного движения. Это -- внешняя форма физического упражнения. По ней различаются основные виды и разновидности физических упражнений, как и вообще всяких движений. Однако только такое понимание формы поверхностно, недостаточно .

Наблюдая внешнюю форму физического упражнения, нетрудно заметить, что его выполнение занимает определенное время, общая картина выполнения возникает не сразу, а создается по степенно, как бы рисуется телом. Этот рисунок образуется в результате слитного, взаимосвязанного перемещения в пространстве различных частей тела. При более внимательном наблюдение можно заметить, что в процессе выполнения целостного движения некоторые части тела -- временно или же непрерывно -- сохраняют относительно неизменное положение, а другие, движущиеся, части перемещаются в строго определенных направлениях, с определенной амплитудой, скоростью и силой. Удается также проследить, что перемещение различных частей тела про исходит то одновременно, то последовательно.

Таким образом, простым наблюдением удается обнаружить определенное строение, структуру движения. Объективна именно конкретная структура движения и представляет собой его форму.

Поэтому, например, в период вхождения в работу, пока не изменится состояние организма и не наладится согласованная деятельность всех работающих органов, те или иные упражнения могут оказать на организм более сильные и иногда даже неблагоприятные влияния. Когда же путем предварительной специальной разминки или по истечении некоторого времени «врабатывания» функции различных органов становятся достаточно согласованными, координированными и налаживается хорошее кровоснабжение работающих органов -- влияния тех же действий становятся более умеренными. Появление и развитие усталости при выполнении тех же действий связано с падением работоспособности. При этом обнаруживаются новые, быстро прогрессирующие изменения в функциях многих органов, особенно в деятельности коры больших полушарий головного мозга. Это приводит к новым изменениям степени и даже характера влияния выполняемого упражнения.

Педагогу необходимо учитывать и явления так называемого последействия упражнений. Оно заключается в том, что после выполнения любого упражнения в деятельности и состояниях организма остаются на некоторое время соответствующие следы в виде остаточного возбуждения, повышения или понижения работоспособности, увеличения или уменьшения ранимости организма и т.п. В зависимости от характера и силы последействия создаются либо неблагоприятные, либо более благоприятные предпосылки для последующей деятельности организма при выполнении следующего упражнения. В результате этого может значительно измениться и влияние последнего. Так, например, одно и то же упражнение в лазании по канату будет оказывать различное влияние на организм в зависимости от того, будет ли оно дано после исполнения легких вольных упражнений или же оно последует сразу за очень быстрым бегом .

Педагог обязан анализировать все условия решения намеченных задач и гибко использовать находящиеся в его распоряжении методические возможности для обеспечения действительно необходимых в данный момент влияний физических упражнений .

Различают основу техники движений, ее главное звено и де тали.

Основа техники движений -- это совокупность звеньев и структуры движений, необходимая для решения двигательной задачи определенным способом (порядок проявления мышечных усилий, элементы согласования движений в пространстве и во времени). Выпадение или нарушение одного элемента или соотношения в данной совокупности делает невозможным само решение двига тельной задачи.

Главное звено (или звенья) техники движений -- важная часть способа выполнения двигательной задачи. Например, при прыжках в высоту с разбега -- отталкивание, соединенное с быстрым и высоким махом ногой; в метаниях -- финальное усилие; при подъеме разгибом на гимнастических снарядах -- своевременное и энергичное разгибание в тазобедренных суставах с последующим торможением и синхронным напряжением мышц пояса верхних конечностей. Выполнение движений, входящих в состав главного звена, происходит в короткий промежуток времени и требует значительных мышечных усилий.

К деталям техники движений относят отдельные составляющие, в которых проявляются индивидуальные вариации техники непринципиального характера. Они различаются, поскольку обусловлены морфологическими и функциональными особенностями (например, различия в соотношении длины и частоты шагов при беге обусловлены различиями в длине конечностей; неодинаковая глубина подседа при поднимании штанги -- различной степенью развития гибкости и силовых способностей). При неизбежных индивидуальных различиях в деталях техники нельзя отступать от общей закономерной основы техники движений, целесообразности индивидуального ее варьирования. Технику движений можно сравнить с безразмерной одеждой, которая подходит каждому. Механическое копирование индивидуальной техники выдающихся спортсменов нередко приводит к отрицательным результатам.

Для характеристики техники физических упражнений ключе вое значение имеет понятие «структурная основа системы движений», которое подразумевает закономерный и устойчивый поря док объединения отдельных элементов системы движений в составе двигательного акта. При анализе техники движений выделяют кинематическую (пространственную, временную и пространственно-временную), динамическую (силовую), ритмическую, или общую координационную, структуру движений. Грани структуры не изолированы друг от друга, они осуществляются для познания и практики взаимосвязи и взаимообусловленности всех характеристик техники физических упражнений .

В физическом упражнении выделяют три фазы: подготовительную, основную (ведущую) и заключительную (завершающую).

Подготовительная фаза предназначена для создания наиболее благоприятных условий выполнения главной задачи действия (например, стартовое положение бегуна на короткие дистанции, замах при метании диска и т.п.).

Основная фаза состоит из движений (или движения), с помощью которых решается главная задача действия (например, стартовый разгон и бег на дистанции, выполнение поворота и финального усилия в метании диска и т.п.).

Заключительная фаза завершает действие (например, пробежка по инерции после финиша, движения для сохранения равновесия и погашения инерции тела после выпуска снаряда в метаниях и т.п.).

Классификация физических упражнений. Классифицировать физические упражнения - значит логически представлять их как некоторую упорядоченную совокупность с подразделением на группы и подгруппы согласно определенным признакам.

В теории и методике физического воспитания создан целый ряд классификаций физических упражнений.

Классификация физических упражнений по признаку исторически сложившихся систем физического воспитания. Исторически в обществе сложилось так, что все многообразие физических упражнений постепенно аккумулировалось всего в четырех типичных группах: гимнастика, игры, спорт, туризм.

Каждая из этих групп физических упражнений имеет свои существенные признаки, но главным образом они различаются педагогическими возможностями, специфическим назначением в системе физического воспитания, а также свойственной им методикой проведения занятий.

В нашей системе физического воспитания гимнастика, игра, спорт и туризм дают возможность:

во-первых, обеспечить всестороннее физическое воспитание человека;

во-вторых, удовлетворить индивидуальные запросы и интересы многих людей в сфере физического воспитания;

в-третьих, охватить физкультурными занятиями людей практически на протяжении всей жизни - от элементарных детских подвижных игр до занятий упражнениями из арсенала лечебной физической культуры в пожилом возрасте.

Классификация физических упражнений по их анатомическом признаку.

По этому признаку все физические упражнения группируются по их воздействию на мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины и т.д. С помощью такой классификации составляются различные комплексы упражнений (гигиеническая гимнастика, атлетическая гимнастика, разминка и т.п.).

Классификация физических упражнений по признаку их преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств. Здесь упражнения классифицируются по следующим группам: скоросно – силовые виды упражнений, характеризующиеся максимальной мощностью усилий (например бег на короткие дистанции, прыжки, метания и т.п.); 2) упражнения циклического характера на выносливость (например, бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание и т.п.); 3) упражнения, требующие высокой координации движений (например, акробатические и гимнастические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание на коньках и т.п.); 4) упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств и двигательных навыков в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (например, спортивные игры, борьба, бокс, фехтование).

Классификация физических упражнений по признаку биомеханической структуры движения. По этому признаку выделяют циклические, ациклические и смешанные упражнения.

Классификация физических упражнений по признаку физиологических зон мощности. По этому признаку различают упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности.

Классификация физических упражнений по признаку спортивной специализации. Все упражнения объединяют в три группы: соревновательные, специально подготовительные и обще подготовительные.

В любой классификации упражнений предполагается, что каждое из них обладает относительно постоянными признаками, в том числе по эффекту воздействия на выполняющего упражнение.

Оздоровительные силы природы

Оздоровительные силы природы оказывают существенное влияние на занимающихся физическими упражнениями. Изменения метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления на уровне моря и на высоте, движение и ионизация воздуха и др.) вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека.

В процессе физического воспитания естественные силы природы используют по двум направлениям:

1) как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс физического воспитания. Они дополняют эффект воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Занятия в лесу, на берегу водоема способствуют активизации биологических процессов, вызываемых физическими упражнениями, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.;

2) как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма (солнечные, воздушные ванны и водные процедуры).

При оптимальном воздействии они становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановления.

Одним из главных требований к использованию оздоровительных сил природы является системное и комплексное применение их в сочетании с физическими упражнениями.

1.2 Техника физических упражнений и её характеристики

Характеристики движений человека - это те особенности, или признаки, по которым движения различаются между собой.

Различают качественные и количественные характеристики.

Качественные характеристики - характеристики, описываемые только словами и не имеющие точной количественной меры (например: напряженно, свободно, плавно, мягко и др.).

Количественные характеристики - характеристики, которые измеряют или вычисляют, они имеют количественную меру.

Педагогу при проведении урока нечем и некогда измерять и регистрировать количественные характеристики. Ему приходится пользоваться качественными характеристиками, он проводит качественный биомеханический анализ движений каждого ученика.

Изучая движения с помощью измерительной и записывающей аппаратуры, получают количественные характеристики. Их обрабатывают, проводят вычисления для количественного биомеханического анализа. Конечно, затем должен следовать и качественный анализ, чтобы понять законы движения и использовать их в физическом воспитании. Хорошо владея навыками количественного анализа, в повседневной практической работе можно с успехом пользоваться только качественным анализом.

Видно, что наиболее важными являются те из них, которые характеризуют изменения положения тела и движения. К ним относятся кинематические и динамические характеристики. При этом следует отметить тот факт, что движения человека и предметов, перемещаемых им, можно заметить и измерить, только сравнивая их положения с положением выбранного для сравнения тела (тело отсчета) . Поэтому все движения человека в биомеханике рассматриваются как относительные.

Похожие публикации