Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Изменения в налоговом кодексе с 19 августа. Налоговый кодекс изменен: чего ждать налогоплательщикам

Поправки в Налоговый кодекс вступают в силу с 19 августа 2017 года. Федеральный закон 163 от 18.07.2017 вводит новую статью 54.1, которая не допускает уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и суммы налога в результате искажения сведений. При камеральных и выездных проверках налоговый инспектор должен выявить умышленное нарушение, произведенное должностным лицом. Нельзя искажать факты хозяйственной жизни и информацию об объектах налогообложения.

При этом компания может уменьшить сумму налога, если одновременно выполняются два условия:

  • целью сделки не является неуплата налога;
  • сделку проводит лицо указанное в договоре или лицо, которому было передано обязательство по закону.

Сделка признается реальной, когда найдет налогоплательщик, который её совершил. Если сделка сделана и результат получен, но контрагент не мог её сделать на самом деле (нехватка сотрудников, адрес регистрации или учредитель являются массовый, нет соответствующего персонала), то налоговый инспектор должен найти настоящего исполнителя, чтобы признать сделку нереальной. В противном случае она признается реальной и не может являться нарушением.

Подписание первичных документов неуполномоченным лицом, нарушение контрагентом законодательства о налогах и сборах, возможность провести сделку с другими контрагентами по отдельности не является основанием для признания уменьшения налога неправомерным.

В письме ФНС от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@ "О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)" представлены возможные действия налоговых инспекторов, направленные на доказательство умысла в совершении правонарушения.

  • Анализ первичных документов (счета-фактуры, товарные накладные, договоры), для объяснения схемы фиктивного документооборота, направленного на получение налоговой выгоды.
  • Анализ необязательных документов (переписки, заявки, складские книги, журналы выдачи пропуском, протоколы совещаний).
  • Повторный опрос лиц, давшие "конкурирующие" показания.
  • Приоритетный допросе работников, которые на момент проведения проверки не являются сотрудниками организации.
  • Проверка реальности сертификатов на товар, объема выпущенной продукции и взаимоотношений продавца и производителя при перепродаже товара.
  • Проверка лиц, принимающих товар, расходующих его в.производство и принимающие решение о закупке при приобретении ТМЦ для использования внутри компании.
  • Опрос бухгалтера для выявления фактов отражения в бухгалтерском учете фиктивного движения товаров.
  • Выявление функции контроля руководителя при оприходовании продукции в учете и вынесение поручений об их учете.
  • Анализ сведений в информационных ресурсах (ЕГРЮЛ, ЕГРН, Налоговая отчетность, Банковские счета, ЕГРП, ГИБДД, Гостехнадзор, ГИМС, Роспатент).

Цель проверки - выявить факты фиктивности сделки и доказать осведомленность должностных лиц в нереальности затрат. Для этого необходимо определить действия либо бездействие должностных лиц организации, которые обусловили совершение правонарушения. Налоговая доказывает умысел одновременно со сбором доказательств совершения налогового правонарушения. Для этого используется: получение пояснений налогоплательщика, допросы, истребование документов, осмотры, выемка, направление запросов в банки. Также вина налогоплательщика может быть доказаны судом. Налоговая признает его решение. При доказывании вины компании штраф за умышленную неуплату налогов возрастет с 20 до 40 процентов неуплаченной суммы налога. Кроме того, такое правонарушение может повлечь уголовную ответственность.

Статья подготовлена по материалам Чаадаевой О.В., советника налоговой службы РФ I ранга, старшего преподавателя Приволжского Института повышения квалификации ФНС РФ, члена Палаты налоговых консультантов РФ.

Теперь в Налоговом кодексе РФ легализован давно применяемый в судебной практике по налоговым спорам принцип права на вычеты (расходы) по реальным хозяйственным операциям.

С 19 августа 2017 года вступает в законную силу (начинает действовать) новая статья 54.1 Налогового кодекса. Очевидно эти дополнения кодекса стали причиной появления небезизвестного письма ФНС, которое публика восприняла, как «запрет» инспекциям снимать вычеты по НДС и расходы по налогу на прибыль при налоговых проверках. (По нашему мнению, как раз все наоборот.)

Новая статья кодекса совершенно конкретно ограничивает усмотрение налоговиков при оценке обоснованности получения налоговой выгоды в случаях «дефектной» первички — подписание неполномочным или неизвестным лицом, убирает из рук налоговиков возможность оценки целесообразности хозяйственных операций, конкретизирует распределение бремени доказывания, что бесспорно следует приветствовать.

Вместе с тем, налогоплательщикам не стоит заблуждаться относительно значительного улучшения их положения: часть 1 новой статьи кодекса содержит термин «искажение» в отношении бух учета и отчетности и налогового учета и отчетности, что он означает, кодекс не раскрывает.

Очевидно, налоговое администрирование модернизируется, как методологически, так и технологически, а это значит снятие вычетов и расходов во время налоговых проверок теперь должно быть оформлено гораздо более мотивированно. Во всяком случае именно так ФНС разъяснило инспекциям их функции и полномочия.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ЧАСТЬ ПЕРВУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 1

Внести в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2003, N 22, ст. 2066; N 23, ст. 2174; N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3231; N 45, ст. 4377; 2005, N 45, ст. 4585; 2006, N 31, ст. 3436; 2007, N 1, ст. 28; 2008, N 48, ст. 5500, 5519; 2009, N 30, ст. 3739; N 52, ст. 6450; 2010, N 31, ст. 4198; N 48, ст. 6247; N 49, ст. 6420; 2011, N 1, ст. 16; N 27, ст. 3873; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4575; N 47, ст. 6611; N 49, ст. 7014; 2012, N 27, ст. 3588; N 31, ст. 4333; 2013, N 9, ст. 872; N 26, ст. 3207; N 30, ст. 4081; N 44, ст. 5645; N 52, ст. 6985; 2014, N 14, ст. 1544; N 45, ст. 6157, 6158; N 48, ст. 6660; 2015, N 1, ст. 15; N 10, ст. 1393; N 18, ст. 2616; N 24, ст. 3377; 2016, N 7, ст. 920; N 18, ст. 2486; N 27, ст. 4173, 4176, 4177; N 49, ст. 6844) следующие изменения:

1) дополнить статьей 54.1 следующего содержания:

«Статья 54.1. Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов

1. Не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.

2. При отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, по имевшим место сделкам (операциям) налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога в соответствии с правилами соответствующей главы части второй настоящего Кодекса при соблюдении одновременно следующих условий:

1) основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;

2) обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

3. В целях пунктов 1 и 2 настоящей статьи подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом, нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах, наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций) не могут рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога неправомерным.

4. Положения, предусмотренные настоящей статьей, также применяются в отношении сборов и страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов.»;

19 августа 2017 года вступает в силу новая редакция Налогового кодекса РФ. Законодатели определили пределы осуществления налогоплательщиками прав по исчислению налоговой базы и сумм налогов, сборов или страховых взносов. Кроме того, установлены особенности определения налоговых периодов для вновь созданных ИП.

Редакцию части первой Налогового кодекса РФ изменили сразу два новых закона, вступающих в силу 19 августа 2017 года:

Федеральный закон от 18.07.2017 N 163-ФЗ ;

Федеральный закон от 18.07.2017 N 173-ФЗ .

Первый из них ввел так называемую презумпцию добросовестности налогоплательщиков, установив пределы осуществления ими прав по исчислению налоговой базы и сумм налогов, сборов или страховых взносов. Вторым законом установлены особенности для определения налоговых периодов у вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.

Новые обязанности налогоплательщиков и контролирующих органов

В Налоговый кодекс добавлена новая , определившая пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов. Согласно ее нормам налогоплательщики не могут уменьшать налоговуб базу и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика. Такое уменьшение возможно только в соответствии с правилами соответствующей главы части второй НК РФ при одновременном соблюдении следующих условий:

  • основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
  • обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

Пунктом 3 этой же статьи НК РФ определено, что если первичные учетные документы подписаны неустановленным или неуполномоченным лицом, контрагент налогоплательщика нарушил требования законодательства о налогах и сборах, а также налогоплательщик мог получить тот же результат экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций), органы ФНС не могут рассматривать это в качестве самостоятельного основания для признания уменьшения налогоплательщиком налоговой базы или суммы подлежащего уплате налога неправомерным.

Дополнена пунктом 5 следующего содержания:

Доказывание обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 54.1 НК РФ, и (или) факта несоблюдения условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 54.1 НК РФ, производится налоговым органом при проведении мероприятий налогового контроля в соответствии с разделами V, V.1, V.2 настоящего Кодекса.

Налоговый период

Значительные изменения законодатели внесли в , в ней появилось сразу несколько новых пунктов, регулирующих особенности определения налоговых периодов для новых ИП и организаций. В частности, определено, что если государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя была осуществлена в период с 1 января по 30 ноября одного календарного года, то первым налоговым периодом для такого ИП является период времени со дня государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по 31 декабря этого календарного года. Если же ИП был зарегистрирован в период с 1 декабря по 31 декабря одного календарного года, то первым налоговым периодом для него будет являться период времени со дня государственной регистрации до 31 декабря календарного года, следующего за годом создания ИП.

Кроме того, законодатели установили, что при прекращении физическим лицом деятельности в качестве ИП последним налоговым периодом для него является период времени с 1 января календарного года, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве ИП до дня государственной регистрации этого события. Но если государственная регистрация физического лица в качестве ИП была осуществлена и утратила силу в течение календарного года, то налоговым периодом для него является период времени со дня государственной регистрации до утраты силы государственной регистрации физического лица в качестве ИП.

Также в статью добавлено новый пункт 3.1 следующего содержания:

Если в соответствии с частью второй настоящего Кодекса налоговым периодом по соответствующему налогу признается квартал, даты начала и завершения налогового периода определяются с учетом положений, установленных настоящим пунктом и пунктом 3.2 статьи 55 НК РФ.

Еще в одном новом пункте 3.2 данной статьи, в частности, сказано, что при прекращении организации путем ликвидации или реорганизации или же прекращении физическим лицом деятельности в качестве ИП последним налоговым периодом для такой организации (такого ИП) является период времени с начала квартала, в котором была прекращена организация или утратила силу государственная регистрация ИП, до дня государственной регистрации соответствующего события.

Слова «деловая цель», «необоснованная налоговая выгода», «должная осмотрительность», «добросовестность» настолько плотно вошли в жизнь обычного российского предпринимателя, что, пожалуй, он не хуже любого налогового инспектора объяснит их смысл. А по итогам посещения очередного налогового семинара, вместо планирования новой производственной линии, начнет рисовать у себя в воображении увесистое обоснование (с цифрами, графиками, убедительными показаниями) необходимости привлечения нового контрагента.

Почти ни один акт налоговой проверки, ни одно решение суда не обходится без упоминания о той самой необоснованной налоговой выгоде, которая повлекла ущерб для бюджета. А введено это понятие было уже более 10 лет назад - Постановлением Высшего Арбитражного Суда №53 от 12.10.2006 года. Высший Арбитражный Суд с тех пор канул в лету, слившись с Верховным Судом, а выработанная им концепция - жива.

Но, то ли несолидно ссылаться на судебное постановление (ведь у нас не Англия с ее прецедентным правом), то ли устарели размытые понятия о добросовестности, было решено - быть соответствующим положениям в Налоговом кодексе РФ. 18 июля 2017 года выверенные поправки в кодекс были подписаны Президентом. Родилась новая статья 54.1. Новые правила начнут применяться к проверкам, назначенным после 19 августа 2017 года.

Это значит, что все операции за период 2014 - 2016 и последующих годов могут быть оценены с учетом новых критериев.

Сразу скажем, революции не произошло. В закон в лаконичной, лишенной эмоциональной окраски форме внесены положения, отражающие смысл привычного уже поиска «деловой цели», доказывания обоснованности налоговой выгоды, чтобы исключить оценочный подход к суждениям о поведении налогоплательщика. Предположим, что суды постепенно перейдут от цитирования Постановления № 53, к ссылкам на закон. Как это отразится на статистике рассмотрения налоговых споров - покажет время.

Итак, во-первых, вместо презумпции добросовестности налогоплательщика и презумпции достоверности сведений в бухгалтерской и налоговой отчетности, закон констатирует:

«Не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения» в налоговом и/или бухгалтерском учете.

В кодексе не используется столь привычное понятие «налоговая выгода». Однако, говоря о недопустимости искажения сведений для уменьшения налоговой базы и/или суммы налога, законодатель и имеет в виду то, что раньше считалось необоснованной налоговой выгодой.

Во-вторых, если все сведения в отчетности учтены верно, следующим тестом для налогоплательщика будет проверка соблюдения одновременно двух условий (п.2 ст.54.1):

  • снижение размера налоговых обязательств не является единственной целью сделки;
  • обязательство по сделке исполнено именно тем лицом, которое заявлено стороной договора, либо лицом, к которому обязательство перешло по закону или договору (например, по договору цессии, в порядке правопреемства и т.п.).
И снова что-то до боли знакомое, не так ли?

Первое условие - не что иное как «деловая цель» сделки, которая не должна быть связана исключительно с уменьшением налоговых обязательств.

Иногда приходится слышать такой ответ на вопрос о целесообразности создания двух сбытовых компаний, применяющих УСН: «Если все обороты будут в одной компании, она не сможет из-за оборотов применять УСН, и бизнес станет невыгодным». Запомните: это пример чистосердечного признания для налогового органа - иной цели, нежели соблюдение условий применения специального налогового режима, у предпринимателя нет.

Если же речь идет о территориально обособленных отделах продаж, различных целевых категориях клиентов, разных управленческих командах да еще и соревнующихся между собой в результативности, то эффект от применения пониженной ставки налога становится уже не первостепенным.

Второе условие говорит, что сделка должна быть исполнена именно тем лицом, которое указано в документах. Или иным, к которому обязательство исполнить сделку перешло по закону или договору. То есть не неким, неустановленным третьим лицом.

Условие крайне важное, так как может переломить сложившуюся в интересах налогоплательщика тенденцию «установления действительного размера налоговой выгоды», когда речь идет о налоге на прибыль. Напомним, еще в 2012 году Высший Арбитражный Суд постановил:

Реальный размер предполагаемой налоговой выгоды и понесенных налогоплательщиком затрат при исчислении налога на прибыль подлежит определению исходя из рыночных цен, применяемых по аналогичных сделкам.

Иной правовой подход влечет искажение реального размера налоговых обязательств по налогу на прибыль...

Постановление Президиума ВАС РФ № А71-13079/2010-А17 от 03.07.2012

Это привело к тому, что налоговый орган перестал оспаривать учет налогоплательщиком затрат, когда не мог доказать завышение себестоимости. Например, дом построен - значит кирпичи были; пищевая продукция выпущена и проверить ее состав возможно только после проведения дорогостоящей экспертизы - затраты на мясо, муку, прочие ингредиенты принимаются и т.п. Подчеркнем, что речь шла только о налоге на прибыль, однако хотя бы в этой части налогоплательщик мог быть спокоен.

После вступления в силу изменений, если налоговый орган поставит под сомнение возможность исполнения сделки, например, по доставке конкретного сырья конкретным контрагентом, затраты могут быть исключены при расчете налога на прибыль. Только практика применения новых положений покажет, сможет ли налогоплательщик по-прежнему ссылаться, что сырье (материалы, комплектующие) действительно было и действительно использовано при производстве, строительстве или оказании услуг, несмотря на недоказанность взаимоотношений с конкретным поставщиком. Соблюдение перечисленных выше принципов позволит налогоплательщику выйти победителем из налогового спора.

Чтобы это было сделать проще, чем кажется, в законе предусмотрены обстоятельства, которые сами по себе не могут подтвердить неправоту налогоплательщика (п.4 ст.54.1 НК РФ):

  1. подписание первичных документов неустановленным или неуполномоченным лицом.
    Аналогичный подход был отражен и в письме ФНС России от 23.03.2017 г. № ЕД-5-9-547, в котором упоминалось о назревшей проблеме осуществления налоговыми органами формального сбора доказательств для целей подтверждения получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Очень часто налоговые органы не оспаривают реальность осуществления операций с контрагентами, а просто ограничиваются доводами о недостоверности первичных документов, основываясь на допросах руководителей контрагентов, заявлявших о непричастности к деятельности компаний, и почерковедческих экспертиз. В связи с этим ФНС России заявила, что факт отрицания допрашиваемыми лицами подписания документов от имени контрагентов или наличия у них полномочий руководителя не является безусловным и достаточным основанием для вывода о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
  2. нарушение контрагентом налогоплательщика налогового законодательства. Если документы составлены поставщиком идеально, товар поставлен (услуги оказаны), причем сомнений в их необходимости для реальной экономической деятельности не было, но внезапно оказалось, что контрагент перестал уплачивать налоги, проверяемый налогоплательщик не может нести за это ответственность. Несомненно, закрепление этого правила в законе будет на пользу налогоплательщикам;
  3. возможность получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций). Также давно устоявшееся правило о том, что предпринимательская деятельность осуществляется на свой риск, а задним числом указывать, что сделка оказалась невыгодной, бесполезной да и другие поставщики были на рынке, налоговый инспектор не вправе.
Выяснение вопроса о том, насколько правильно рядовой налогоплательщик определил налоговую базу в соответствии с изложенными правилами, будет осуществляться в ходе обычных выездных и камеральных налоговых проверок. Иными словами, налоговый орган, как и прежде, должен доказать обстоятельства, на которые ссылается он, а налогоплательщику будет предоставлен шанс опровергнуть доводы. Ни о каком одностороннем вменении нарушения или о создании отдельной проверочной процедуры речь не идет.

Таким образом, законотворцы проделали многоступенчатую работу, в которой искали разные варианты закрепления в кодексе того, что сложилось на практике. Начинали с попыток найти универсальное определение «злоупотреблению правом», а пришли к предельно лаконичным формулировкам, лишенным простора для оценки и субъективизма.

Однако и завоевания добросовестных налогоплательщиков не были оставлены без внимания. При наличии деловой цели, подтвержденной целесообразности заключенных сделок и их реальном исполнении, доначисления налогов будут несостоятельными.

Федеральный закон от 18 июля 2017 года № 163-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (действует с 19 августа 2017 года).

Статья 1

Внести в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824; 1999, № 28, ст. 3487; 2003, № 22, ст. 2066; № 23, ст. 2174; № 27, ст. 2700; 2004, № 27, ст. 2711; № 31, ст. 3231; № 45, ст. 4377; 2005, № 45, ст. 4585; 2006, № 31, ст. 3436; 2007, № 1, ст. 28; 2008, № 48, ст. 5500, 5519; 2009, № 30, ст. 3739; № 52, ст. 6450; 2010, № 31, ст. 4198; № 48, ст. 6247; № 49, ст. 6420; 2011, № 1, ст. 16; № 27, ст. 3873; № 29, ст. 4291; № 30, ст. 4575; № 47, ст. 6611; № 49, ст. 7014; 2012, № 27, ст. 3588; № 31, ст. 4333; 2013, № 9, ст. 872; № 26, ст. 3207; № 30, ст. 4081; № 44, ст. 5645; № 52, ст. 6985; 2014, № 14, ст. 1544; № 45, ст. 6157, 6158; № 48, ст. 6660; 2015, № 1, ст. 15; № 10, ст. 1393; № 18, ст. 2616; № 24, ст. 3377; 2016, № 7, ст. 920; № 18, ст. 2486; № 27, ст. 4173, 4176, 4177; № 49, ст. 6844) следующие изменения:

1) дополнить статьей 54 1 следующего содержания:

"Статья 54 1 . Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов

1. Не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.

2. При отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, по имевшим место сделкам (операциям) налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога в соответствии с правилами соответствующей главы части второй настоящего Кодекса при соблюдении одновременно следующих условий:
1) основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
2) обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

3. В целях пунктов 1 и 2 настоящей статьи подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом, нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах, наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций) не могут рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога неправомерным.

4. Положения, предусмотренные настоящей статьей, также применяются в отношении сборов и страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов.";

2) статью 82 дополнить пунктом 5 следующего содержания:
"5. Доказывание обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 54 1 настоящего Кодекса, и (или) факта несоблюдения условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 54 1 настоящего Кодекса, производится налоговым органом при проведении мероприятий налогового контроля в соответствии с разделами V, V 1 , V 2 настоящего Кодекса.".

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

2. Положения пункта 5 статьи 82 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к камеральным налоговым проверкам налоговых деклараций (расчетов), представленных в налоговый орган после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также выездным налоговым проверкам и проверкам полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, решения о назначении которых вынесены налоговыми органами после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Президент
Российской Федерации
В.Путин

В результате изменений, в НК РФ добавлены положения о необоснованной налоговой выгоде, определяющие ситуации, когда налогоплательщик не вправе получить налоговый вычет и или расходы принять к учету для целей налогообложения, даже при налиции "формально корректных" первичных документов.

Проявление необоснованной налоговой выгоды в 2017 году и ранее может выражаться

  • в недобросовестной конкуренции в налоговой сфере;
  • сотрудничестве с однодневками, офшорами;
  • размывании налоговой базы;
  • необоснованном использовании налоговых послаблений, льгот и т. п.
  • Согласно упомянутому постановлению Пленума Высшего арбитражного суда России от 12 октября 2006 года № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», необоснованная налоговая выгода возникает при уменьшении налоговой обязанности путём всевозможных действий, состав которых не является исчерпывающим.

О получении необоснованной налоговой выгоды в 2017 году можно вести речь, в случаях если:

  1. Документально не обосновано право на ее получение.
  2. Налоговики доказали, что сведения в представленных документах:
    • неполны;
    • не соответствуют действительности;
    • содержат противоречия.

То есть действует общепринятый принцип: налоговая выгода обоснована пока не доказано обратное. По сути, в новых нормах речь идёт о борьбе с агрессивными способами оптимизации налогового бремени, которые приводят к:

  • неисполнению либо не целиком исполнению обязанностей по уплате налогов;
  • получению права на возмещение налога – возврат/зачет.

Что нового

Понятие "необоснованная налоговая выгода" с 2017 года регулируется положениями статьи 54.1 НК РФ «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов». В частности:

  1. Прямо запрещено уменьшение налоговой базы и/или налога к уплате путем искажения информации:
    • о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов);
    • об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и/или бухгалтерском учете, налоговой отчетности.
  2. При отсутствии фактов, перечисленных выше, по имевшим место сделкам/операциям плательщик может уменьшить налоговую базу и/или сумму налога согласно положениям соответствующей главы НК РФ при соблюдении одновременно следующих условий:
    • 1) главной целью сделки/операции не выступает неуплата/неполная уплата и/или зачет/возврат налога;
    • 2) обязательство по сделке исполнено стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и/или лицом, которому оно передано в силу договора или закона.
  3. 3 В силу сказанного выше не могут рассматриваться как отдельные основания и как неправомерные уменьшение плательщиком налоговой базы и/или размера налога к уплате:
    • подписание «первички» неизвестным или неполномочным лицом;
    • нарушение контрагентом налогового законодательства;
    • наличие у плательщика возможности получить тот же экономический результата при совершении иных не запрещен ных законом сделок, операций.
Требования статьи 54.1 НК РФ распространяются на:
  • сборы;
  • взносы во внебюджетные фонды;
  • плательщиков сборов;
  • плательщиков страховых взносов;
  • налоговых агентов.

Похожие публикации