Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Дифференциация звонких и глухих парных согласных в картинках. Введение

учитель-логопед

Головченко Антонина Витальевна

Практикующие логопеды не понаслышке знают, каким устойчивым бывает дефект оглушения (озвончения) согласных звуков.

Более всего дефекты звонкости и глухости проявляются при произнесении парных звуков у дошкольников. Исправление недостатков произношения звонких согласных следует начинать с щелевых звуков, причем с наиболее простого из них по артикуляции звука [в], после него переходят к звукам [з] и [ж]. Значительно большие трудности могут возникнуть при постановке звонких взрывных [б], [д] и [г].

Общие приёмы для постановки звонких звуков:

Последовательно протяжно произносятся гласные звуки, каждый — сначала шепотом, а затем громко, после чего непосредственно переходят к аналогичному произношению нужного согласного. Например, озвончение звука [з]: шепотом — [а]; громко — [а]; шепотом — [и]; громко — [и]; шепотом — [с]; громко — [з].

Важно, чтобы смежные артикуляции гласного и согласного были сходны: [и] — [с], [о] — [ш], [у] — [в], [а] — [к].

Логопед произносит звонкий звук, а ребенок кистью руки касается его гортани и ощущает дрожание в ее области (для восприятия вибраций голосовых складок следует к гортани прикладывать тыльную сторону кисти руки). Далее он сам произносит этот звук, держа одновременно одну руку на своей гортани, а другую - на гортани логопеда. В результате нередко получается звонкий звук.

Дифференциация звонких и глухих парных согласных в речи у детей дошкольного возраста — очень долгий и трудный процесс. Для того, чтобы разнообразить работу по различению этих звуков, можно использовать различные игры и задания в картинках. Интересные картинки — задания помогут детям не только услышать, но и увидеть визуально разницу при правильном или ошибочном произношении парных слов.

Если ребёнок озвончает согласные, попросите его сказать нужное слово шёпотом. Если оглушает, произносить слово, контролируя вибрацию гортани. Полезно пальцами слегка потряхивать гортань, чтобы вызвать вибрацию голосовых складок.

Можно предложить ребенку такие задания:

  1. Показать картинку, которую называет логопед, например: «Где коза? А где коса?».
  2. Показать и назвать картинки в том же порядке, в каком их называет взрослый, например: «Бочки, почки, бочки».
  3. Назвать картинку, которую показывает логопед.
  4. Исправить взрослого, который называет картинку то правильно, то ошибочно. Например: «Это зуб? Да. Это суп? Нет! Это зуб».

Картинки для игры в полноценном масштабе можно скачать по ссылке

Игра - презентация на различение парных звонких и глухих согласных "Найди соседа"

Цель игры : учить детей на слух определять парные звонкие и глухие согласные, развивать фонематический слух, обогащать словарь детей.
Обучение грамоте дошкольника один из сложнейших видов деятельности. Будущий первоклассник должен уметь не только читать, владеть звукобуквенным анализом, но и правильно употреблять термины "звук", "буква", "слог", "слово" и "предложение". Также различать гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные. Но не все дети, даже те, которые правильно произносят звуки, различают парные звонкие и глухие согласные. Данная презентация поможет детям выделить звуки в начале слова и находить слова на парный звук. Игровые упражнения развивают фонематический слух, так как первые звуки слов очень похожи по звучанию, и нужно быть очень внимательным, чтобы их различать. Играя, ребенок познакомится с парами звонких и глухих согласных звуков: [б] - [п], [д] - [т], [г] - [к], [в] - [ф], [з] - [с], [ж] - [ш]. Обратите внимание на то, что звуки называются парными, потому что произносятся почти одинаково. Разница лишь в том, что первые звуки произносятся с голосом, они - звонкие, а вторые звуки произносятся без голоса, они - глухие.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (звонкие и глухие согласные звуки)

Дидактическая игра "Четвертый лишний" (звонкие и глухие согласные звуки) содержит красочный картинный материал и поможет ребенку закрепить умение дифференцировать согласные звуки по звонкости-глухости...

Игры на дифференциацию звонких и глухих согласных звуков

Предлагаемые дидактические игры развивают умения дифференцировать звонкие и глухие согласные, выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости). Игры используются воспитателям...

Звонкие и глухие согласные. Знакомство со словами-действиями.

Цель:

    Дать понятие о звонкости-глухости согласных. Совершенствование навыков звукового анализа.

    Познакомить со словами-действиями, их ролью.

    Развивать знаково-символическую коммуникацию у детей.

    Развитие фонематического восприятия.

    Воспитывать эмоциональность, выразительность речи.

Оборудование : рабочий лист с заданиями (РЛ), карточки с картинками, контурное изображение большого дерева, небольшие конвертики-сюрпризы с вложенными карточками с согласными буквами (1 карточка в каждом), карточки с изображением звонка и уха.

Ход урока:

    Организационный момент.

    Скороговорки.

Поспеши, не мешкай, сбегай за орешком.

По двору, по подворью в добром здоровье.

У нас на подворье погода размокропогодилась.

    Повторение изученного. Игра «Волшебное дерево»

У. – А начнем мы сегодня с игры. У меня есть картинки, которые нам нужно расположить на дереве или около него. (На доске выставляются картинки). Итак, посадите птицу на дерево справа, название которой начинается со звука [в]. (Параллельно с размещением картинок выставляются буквы на доске).

У. - Посадите на ствол дерева птицу, название которой начинается со звука [д] (дятел).

У. - Посадить под дерево слева птицу, название которой начинается со звука [ч] (чайка). Поместить под дерево справа животное, название которого начинается со звука [з] (заяц), закрепить над деревом насекомое, название которого начинается со звука [ш] (шмель).

У. – С каких звуков начинались все эти слова? Д. – Согласных.

Картинки: ворона, дятел, чайка, слон, заяц, шмель, осы.

    Введение в тему занятия.

У. – Ребята, согласные звуки делятся на две группы: звонкие и глухие согласные. Сейчас мы потренируемся в определении звонких и глухих согласных. Приложите пальцы к гортани и произнесите, например, звуки [б, в, г]. Чувствуете, как вибрирует (двигается) гортань? Это звучат голосовые связки, как колокольчик, образуя звонкие согласные. Продолжайте держать пальцы на гортани и произнесите звуки [п, ф, к] – вибрации нет, голосовые связки не работают. Произносится только шум, похожий на звук напильника.

Пробуют любые два-три звука с учителем.

У. – А теперь распределим наши картинки в две группы по звонкости-глухости первого согласного.

У. – Посмотрите на рабочий лист. В левой его части мы сейчас будем работать. Надо назвать изображенный предмет и подписать картинку. Посмотрите на первую пару. Что нарисовано? (гора-кора). Запишем с помощью букв каждое слово. (Учитель на доске) Какой первый звук? и т.д. Посмотрите на слова. Чем они похожи по написанию и произношению? Чем отличаются? Давайте рядом со звонкими согласными приклеим картинку со звоночком.

Аналогична работа с другими словами.

    Физкультминутка.

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, –

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

    Развитие фонематического анализа и слуха.

У. – Найдите задание в правой части листа. Нам нужно, с опорой на картинки, выбрать и записать слоги. На первой паре картинок прочитайте, какие слоги предлагаются для выбора? (БА-ПА). Что нарисовано слева? (ламПа). Какой слог уже написан? (ЛАМ). Какой надо дописать? (ПА)

Аналогично с другими словами.

У. – Вернемся к нашему дереву. Скажите ребята, как одним словом назвать все слова-названия картинок? (слова-предметы). Сейчас мы с вами выполним задание в средине РЛ и узнаем что-то новое. Кто нарисован? (птицы). А знаете ли вы названия птиц, и какие звуки они издают? Попробуем разобраться вместе. Читаем слово и думаем, какой птичке оно подходит.

У. – Я еще раз прочитаю вам все слова. Как вы думаете, какой вопрос можно задать ко всем этим словам? (что делает?). Такие слова называются словами -действиями . Приведите свои примеры слов-действий.

У. - Давайте поиграем. Первый вариант будет хлопать в ладоши, когда я назову слова-предметы, второй – слова-действия.


У. – У нас есть задание в нижней части листа. Прочитайте слово. Каждой букве соответствует цифра – это код. С помощью этого кода мы сможем составить новые слова. Посмотрите на шифр. Поставим каждой цифре соответствующую букву и получится новое слово. Давайте попробуем.

Первое слово вместе, остальные самостоятельно с проверкой.

    Итог занятия. Рефлексия.

Ребята, давайте повторим, какими же могут быть согласные звуки? (звонкими и глухими).

У вас на столах лежат конвертики-сюрпризы. Откройте их. У каждого из вас карточка с буквой, обозначающей согласный звук. Нужно определить, какой согласный звук обозначает ваша буква: звонкий или глухой. Затем повесить свою карточку рядом со звоночком, если согласный звук звонкий, и рядом с ухом, если согласный звук глухой.

Используйте карточки, чтобы научить ребенка определять когда согласные бывают мягкими, когда твердыми.

Синим цветом -твердые
Зеленым цветом - мягкие




Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове "мир" слышится мягкий согласный зыук [м"], а в слове "мак" - твёрдый согласный звук [м]. Мягкость согласного обозначается с помощью добавления к его записи символа ", например: [м"].

Запомните:
Всегда мягкие звуки: [й"], [ч"] , [щ"].
Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц].

Остальные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы е, ё, и, ю, я или ь, и твёрдыми, если за ними следуют другие гласные и согласные.



















Начнем с того, что я считаю нет смысла очень рано учить ребенка именно читать, если ребенок созрел, то он за две недели с легкостью научится. Всему свое время.

Большое внимание в обучении своих детей я уделяю развитием логического мышления. Ребенок должен научиться думать, а не зубрить. Так и в чтении, если ребенок созрел, то он легко поймет логику формирования букв в слоги, слоги в слова..

Сначала я знакомлю с гласными буквами, показываю, что их можно пропеть. И если, например, приложить руку к горлу и произнести гласные звуки, то рукой мы ощутим легкое дребезжание.

Как все гласные буквы усвоены, нужно показать, что есть еще и согласные, и они дружат. А если убрать из слова все гласные, мы и не сможем ничего понять. Например, имя Саша ----- Сш. Не понятно..А чтобы было понятно, нужно чтобы буквы дружили.

Распечатаем, первый лист с согласными, я люблю начинать с буквы М.

И пытаемся соединить слоги. Если согласный синий, мы его произносим твердо, а зеленый - мягко. Потом можно слепить из пластилина эту букву.

И в тетрадке в крупную клетку попробовать напечатать М и слоги

Поиграть в игру с мячом в слова на букву М и т.д.

http://www.razvitierebenka.com/2011/12/blog-post_02.html#.Ua8D_L3vcqG

Сегодня практически все дети знают буквы и алфавит уже в раннем детстве. Однако, учить буквы рекомендуется, не называя буквы так, как они звучат в алфавите. Буквы надо учить звуками. Говоря о букве «Б», необходимо называть ее [б], а не «бэ». Это нужно для того, чтобы ребенку потом было легче объединять буквы в слоги и слова.

Однако мир звуков на этом не ограничивается. И когда малыш подрастет, ему предстоит освоить и такие понятия, как гласные звуки, твердые, мягкие, парные, глухие и звонкие согласные. Приглашаю поговорить сегодня о таких разных звуках. Мы поговорим об этом в сказочной форме, в форме наиболее близкой для детского восприятия. Приглашаю вас в фонетическую сказку . Это дополненная версия сказки о звуках, представленная в .

Итак, дружные буквы живут в гостеприимном . А звуки создали большое Королевство, которое называется Фонетика.

Королевство звуков — Фонетика

В королевстве звуков русского языка Фонетика дружно жили - поживали гласные и согласные звуки. У каждого звука был свой домик. У гласных звуков домики были выкрашены в красный цвет, а у согласных в синий. Но крыши всех домиков были белыми и менялись сами по себе, когда звуки ходили друг к другу в гости.

Всего в королевстве 42 жителя : 6 гласных звуков [а],[э],[о],[у],[и],[ы] и 36 согласных. Они жили дружно и часто ходили друг другу в гости. И каждый раз когда они гостили друг у друга происходило волшебство: стоило им взяться за руки как получались новые звуки для новых слов.

Гласные звуки любили петь. Поэтому в их домиках всегда звучала музыка. А вот у согласных звуков петь совсем не получалось. Зато они были очень податливыми и всегда и во всем «соглашались» с гласными. При этом они могли становиться твердыми или мягкими . Вот например, звук [п]. В слове «пила» звучит мягко, а в слове «пыль» - твердо. А все потому, что звук [и] смягчил [п], а звук [ы] наоборот придал твердости.

Вот так согласные звуки, берясь за руки с гласными, становятся по их просьбе мягкими или твердыми.

Однако были в королевстве и «непослушные» звуки. И хотя они жили в синих домиках и назывались согласными, они ни в какую меняться не хотели. А произошло это в день, когда праздно сидя на скамеечках, они заспорили кто же главнее: гласные или согласные звуки. И звуки [ж] ,[ш] и [ц] решили стать независимыми и никому не подчиняться, особенно гласным звукам. Они провозгласили себя твердыми звуками, которые никогда ни при каких обстоятельствах не станут мягкими! И в доказательство своего твердого решения они выкрасили белые крыши своих домиков в темно-синий цвет.

Но уступчивые и неконфликтные звуки [щ] ,[й] и [ч] очень расстроились и испугались, что в королевстве будет нарушен баланс соотношения звуков и решили остаться навсегда мягкими. А чтобы все жители Фонетики знали об этом, покрасили крыши своих домиков в зеленый цвет.

Однако, вскоре в королевстве Фонетики появились еще 2 жителя — мягкий и твердый знаки. Но и они не нарушили единства звукового мира. Мягкий знак помогал согласным становиться мягкими, а твердый — твердыми. Они построили себе белые домики и все зажили мирно и дружно.

Но не только своими твердыми и мягкими характерами славились жители Королевства Фонетики. У многих из них были и есть свои особые предпочтения. Одни звуки любили шум листопада, а другие звон дождя. Они даже построили себе отдельные кварталы так, что в одном — всегда звонко бьет колокольчик, а в другом — как под куполом — глухо и шумно... Так появились звонкие и глухие согласные . А между кварталами протекает речка.

Так в квартале с колокольчиком поселились звуки [р], [л], [м], [н], [й], [б], [г], [в], [д], [ж], [з]. А в тихом квартале — [п], [ф], [т], [ш], [с], [к], [х], [ц],[ч],[щ]. И некоторые буквы так сдружились, что соединили свои домики мостиками. Так есть мостик между звуками п-б, ф-в, т-д, ш-ж, с-з и к-г. Это парные согласные .

Вот так и живет удивительное Королевство Фонетики. Звуки ходят друг к другу в гости, меняются, подстраиваются, шумят, кричат, поют... Весело у них. А в этом веселье рождаются слова, из них предложения, которые составляют нашу речь. Кстати, речь бывает... А впрочем, об этом поговорим в другой раз.

Как выучить мягкие и твердые согласные

Вот такие непростые взаимоотношения у звуков. Чтобы сыну легче было рисовать фонетические схемы слов, мы с ним делали очень удобные облачки. По ним определять твердость или мягкость согласных звуков очень просто.

О том, как с помощью облачек мы учили твердые и мягкие согласные читайте в .

Как различать звонкие и глухие согласные

А облегчить ребенку различие между звонкими и глухими согласными нам помогал очень простой прием. Называя звук, прижмите ладонь к шее. Если звук звонкий, то ощущается вибрация (дрожание) голосовых связок. Если звук глухой — вибрации не будет.

Для этих же целей мы использовали картинку с домиками и мостиками через речку, которую вы видели выше.

Приятного вам знакомства с миром Фонетики!

Всего самого доброго!

Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале "Мастерская на радуге"

Похожие публикации