Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Что можно в качестве садака дать нуждающимся. Фитр садака: его значение и правила раздачи

Ответ:

Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Благотворительность в Исламе, как правило, называют садакой. Садака это широкий термин, который применяется для всех видов благотворительности, в том числе для лиллях (ради Аллаха), закят и фитр.
Таким образом, существуют различные типы садака (благотворительности).

1) Фард садака является обязательной. Обычно она известна под названием закят.

2) Ваджиб садакой называют ту, что также обязательна. Это относится к садакат-уль-фитр (закят-уль-фитр), которая обязательна для каждого , который обладает суммой на день Ид-уль- Фитр.

Другой вид садаки, которая обязательна к выплате, это средства нажитые харамным образом. К примеру, процентные деньги необходимо отдать бедным без намерения получить за это вознаграждение.

3) Необязательная садака (милостыня). К ней можно отнести лиллях (то, что дается ради довольства Господа), совершение любого добродеяния, помощь кому-либо, подарки, благосклонное отношение и т.п. Короче говоря, любое дело, которое делается ради довольства Аллаха, будет называться садака, как это понятно из следующего хадиса:

تبسمك في وجه أخيك لك صدقة، وأمرك بالمعروف ونهيك عن المنكر صدقة، وإرشادك الرجل في أرض الضلال لك صدقة، وبصرك للرجل الرديء البصر لك صدقة، وإماطتك الحجر والشوكة والعظم عن الطريق لك صدقة، وإفراغك من دلوك في دلو أخيك لك صدقة


«Улыбка в лицо твоего брата есть садака. Повеление тобой совершать добрые дела и запрещение тобой (совершать) порицаемое есть садака. Указание тобой правильного пути человеку в заброшенной местности есть для тебя садака. и зрение твое, употребленное (тобой) во благо человека с плохим зрением, есть для тебя саадака. Убрать с дороги то, что причиняет вред, колючки или кости, есть для тебя садака; перелить (набранную тобой воду) из своего ведра в ведро твоего брата есть садака» (Тимризи, хадис № 2083, передал Абу Зарр) .

Милостыня, которую по доброй воле дает большинство людей попадает в эту категорию (необязательная садака или лиллях). Человек очень вознаграждаем за такого рода благодеяния. Такая садака может быть дана бедным, чтобы они могли купить еду или одежду. Ее также можно дать детям-сиротам, вдовам, беженцам и т.д. Или, к примеру, больным, которым требуются деньги на лечение. Также ее можно дать не только тем, кто болен, но и даже своим детям и жене, - это также является одной из форм садака. Делать подарки друзьям - это тоже садака.

Конечно, ният (намерение) играет важную роль в совершении добрых дел, и Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) в одном из хадисов сделал акцент на нияте:

إنما الأعمال بالنيات

«Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям» (Сахих ал-Бухари, хадис №1, передал Умар).

Поэтому, когда подаете милостыню, убедитесь, что Ваши намерения искренне ради довольства Аллаха. Не подавайте ради показухи или для достижения какой-либо мирской выгоды. Сделайте это так, чтобы Аллах был доволен, так скрытно, чтобы об этом никто не знал, кроме вас, того, кому вы даете и Аллаха. Расулюллах (саллаллаху алейхи уа саллям) гарантировал такому человеку безопасность и тень под Троном Аллаха в День Киямата, в день, когда не будет никакой тени, кроме тени Аллаха. Из семи категорий людей, которым будет предоставлена эта привилегия, будет тот, кто подавал милостыню тайно. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям), описал такого человека следующими словами:

ورجل تصدق بصدقة فأخفاها حتى لا تعلم شماله ما تنفق يمينه

«Человек, кто подаёт милостыню (настолько) тайно, что его левая рука не ведает, сколько тратит правая» (Сахих ал-Бухари, хадис №1423, передал Абу Хурайра) .

Вы также можете сделать намерение приносить радость другим мусульманинам, - помощь и принесение радости мусульманам является одним из самых любимых дел в глазах Аллаха. Сайидуна Аббас (радиаллаху анху) сообщает, что Расулюллах (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:

إن أحب الأعمال إلى الله بعد الفرائض إدخال السرور على المسلم

Самое любимое в глазах Аллаха после обязательного, - это приносить радость мусульманину (Аль-Му"джамуль Кабир, Табарани, хадис № 11079).

Как правило, подавая любого рода пожертвование вы, прямо или косвенно, приносите радость другим мусульманам. Если вы подаете бедному человеку, чтобы утолить его голод или согреть его в холода, вы тем самым приносите ему радость. Если вы помогаете вдове, которая остро нуждается в деньгах, вы приносите ей радость и облегчение. Если вы жертвуете мечети или исламскому институту, это становится причиной радости того и поддержки тому, кто получает пользу от этого. Если покупаете подарок своей жене, вы приносите радость ее сердцу. Если вы покупаете игрушку или сладости своему ребенку, то вы приносите радость ему.

Поэтому, пока вы сохраняете правильное намерение, вы будете сильно вознаграждены Аллахом за ваши благодеяния, какой бы маленькой не казалась сумма пожертвования.

Следует отметить, что в любом случае милостыня не уменьшает богатство человека. Скорее, она приводит лишь к его увеличению. Как говорится: «чем больше отдаешь, тем больше получаешь». На самом деле, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал в хадисе:

ما من يوم يصبح العباد فيه، إلا ملكان ينزلان، فيقول أحدهما: اللهم أعط منفقا خلفا، ويقول الآخر: اللهم أعط ممسكا تلفا

«Каждый день, когда рабы (Аллаха) просыпаются утром, (с небес) обязательно спускаются два ангела, один из которых говорит: «О Аллах, возмести расходующему (свои) средства!» - а другой говорит: «О Аллах, приведи скупого к гибели!» (Сахих ал-Бухари, хадис №1442, передал Абу Хурайра).

Тем не менее, важно отметить, что Ислам делает акцент на умеренности во всех видах деятельности, в том числе и в благотворительности. Человек не должен отдавать столько, что приведет к тому, что он ничего не оставит себе или своей семье. Предпочтительнее подавать в соответствии со своими возможностями и сохранить часть имущества для своего пользования. Ни один человек не сможет иметь сердце больше и горячее, чем сердце Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям). Он был человеком, который всегда был готов помочь и отдать то, что у него было и он никогда не говорил «нет» кому бы то ни было. Как сказал поэт:

ما قال لا قط إلا في تشهده
ولولا التشهد لكانت لاؤه نعم

Он никогда не говорил «нет», кроме как в ташахуде (Нет божества кроме Аллаха)
Если бы не было необходимости в ташахуде, его «нет» было бы всегда «да».

Это была степень щедрости нашего любимого Пророка (салляллаху алейхи уа саллям), что слово «нет» не было даже частью его словарного запаса. Несмотря на это, Аллах по-прежнему подчеркивал умеренность и советовал ему:

وَلَا تَجْعَلْ يَدَكَ مَغْلُولَةً إِلَى عُنُقِكَ وَلَا تَبْسُطْهَا كُلَّ الْبَسْطِ فَتَقْعُدَ مَلُومًا مَحْسُورًا

Не позволяй своей руке быть прикованной к шее (не будь скуп), и не раскрывай ее во всю длину (не расточительствуй), а не то сядешь порицаемым и опечаленным (Коран, 17:29).

Таким образом, подавая часто и щедро, не забывайте сохранять искреннее намерение и помните об умеренности.

А Аллах знает лучше.

Уассалам.


Муфтий Сухайл Тармахомед
Джамиат уль-Улама, Дар уль-Ифта
Перевел: abdelgaffar (Q433)

Абу Масуд Укба бин Амр аль-Ансари (радыяллаху анху) рассказывал: «После ниспослания аятов о садака мы стали переносить на спинах грузы,чтобы отдать заработанное. Когда пришёл один человек и сделал крупное пожертвование, мунафики воскликнули: «Он делает это напоказ!»

Вскоре другой человек пожертвовал только горсть фиников, и они сказали: «Поистине, Аллах не нуждается в этом садака!». Затем Всевышний ниспослал аят: «[Мунафики] высмеивают тех, кто раздаёт милостыню сверх положенного, и тех, которые могут раздавать её лишь с трудом [по бедности]. Но насмеётся над ними Аллах, и будет уготовано им мучительное наказание!» (Сура «ат-Тауба», 9 / 79; Бухари, «Закят», 10; Mуслим, «Закят», 72).

Объяснение хадиса

Всевышний обращается к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям): « Бери [, Мухаммад], с их имущества взносы на пожертвования, чтобы ими смыть скверну их грехов и возвысить их достоинства [перед Аллахом]. Молись за них, ибо твои молитвы - успокоение для их [душ], ибо Аллах - слышащий, знающий» (Сура «ат-Тауба», 9 / 103)

После ниспослания аята Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) стал призывать раздавать . И состоятельные, и неимущие сахабы отозвались на повеление давать садака с такой же готовностью и воодушевлением, как и на призыв к любому другому богослужению. Те, кто не имел ничего, стали переносить грузы и раздавали заработанное. Мунафики встретили их рвение обидными комментариями, пытаясь свести на нет усердие .

Из других риваятов хадиса известно, что человеком, который пожертвовал много денег, был Абдуррахман бин Ауф (радыяллаху анху). Он раздал половину своего состояния - четыре тысячи дирхемов. Мунафики оценили его поступок как показуху (рия). Потом они стали смеяться и издеваться над Абу Акиль аль-Ансари, который принёс горсть фиников. Но это была половина его дневного заработка!

Мунафики попросту злились, что богатые и бедные сахабы отдавали половину имеющегося. Конечно, размер садака различался, но доля оставалась неизменной - ! Все жертвовали одинаково, но каждый согласно своим возможностям. Этот принцип проявлялся и в других примерах усердия сахабов на пути Аллаха. Мунафиков, которые надсмехались над их благородными устремлениями, заставил замолчать Всевышний Аллах.

Уроки хадиса

1. Не стоит недооценивать доброе дело, каким бы малым оно ни казалось.

2. Каждый из нас должен выполнять в меру собственных сил, не обращая внимания на «комментаторов».

3. Усердие на пути Аллаха (муджахада) - стремление всеми силами выполнять Его приказы.

4. Сахабы проявили максимум усердия в поклонении Всевышнему.

5. Нельзя приуменьшать значение садака, даже если размер подаяния невелик. Приучайте детей давать милостыню с юных лет.

6. Садака предупреждает конфликты между бедными и богатыми в обществе и служит защитой от ада в будущей жизни.

«Фитр» означает разговение, воздержание от поста. Поэтому праздник после поста месяца рамадана называется Ид-уль-фитр (Праздник разговения), так как это день радости после завершения поста. В этот счастливый день в качестве знака благодарности необходимо раздать определенное количество милостыни, называемой фитр-садака (садакат-уль-фитр).

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сделал фитр-садаку обязательной в качестве очищения поста от бесполезных разговоров и пустых бесед, а также в качестве еды для бедных. (Абу Дауд)

Поэтому данная милостыня с целью очищения поста необходима (ваджиб). Другой ее целью является помощь бедным и нуждающимся, чтобы они могли порадоваться этому счастливому дню вместе со своими более богатыми собратьями.

В сборнике имама Тирмизи приводится рассказ о том, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) послал глашатая, чтобы объявить по всей Мекке:

Внимание! Фитр-садака– ваджиб для каждого мусульманина: мужчины и женщины, свободного и раба, молодого и старого. Она составляет два мудда пшеницы или эквивалент этого, или один саа пищевых культур!

Раздать беднякам определенное исламом количество денег, ячменя, фиников или др. в Праздник разговения – ваджиб. Такая милостыня в этот знаменательный день и называется «садакат-уль-фитр» . Пророк (мир ему и благословение Аллаха) приказал раздавать фитр-садаку в тот же год (2-й год хиджры), когда был сделан обязательным пост в месяц рамадан. Причинами ее раздачи являются следующие:

1. Для принятия поста.

2. Благодарность Всевышнему за дарование нам достаточной силы, чтобы поститься в рамадан.

3. Очищение поста и получение всех благ от него.

4. Празднование завершения поста.

5. Демонстрация величия праздничного дня.

6. Поспособствовать тому, чтобы бедные тоже почувствовали праздничную атмосферу.

Садакат-уль-фитр – обязательная милостыня, которую необходимо уплатить до Праздник разговения. Если это не будет сделано, она останется долгом, независимо от того, сколько времени пройдет после Праздника.

Правила раздачи фитр-садаки

Фитр-садака (или фитра) – ваджиб для всех мусульман: мужчин, женщин и детей, – которые в день Праздника разговения обладают нисабом закята.

Если ребенок родится до рассвета, то фитра за него уплачивается. Если же ребенок родился после рассвета (в Праздник разговения), фитра за него не является ваджибом.

Отец должен заплатить фитру за всех своих неполовозрелых детей.

Муж не обязан выплачивать фитру за свою жену. Если она обладает нисабом, она должна раздать фитру сама.

Если у неполовозрелого ребенка имеется имущество, равное нисабу, фитра за него может быть выплачена из его имущества.

Фитру лучше раздать до праздничного намаза. Не разрешается задерживать раздачу фитры до следующих дней (после дня Праздника). Но если она не была роздана в день Праздника или ранее, то обязательство сохраняется, и фитру необходимо раздать.

Разрешается раздать фитру заранее, в любое время в течение месяца рамадана. Фитру можно раздать даже до рамадана. Садакат-уль-фитр – ваджиб как для всех постившихся, так и для тех, кто по той или иной причине не постился.

Фитру можно отдать только бедным, т. е. тем, кто может принимать закят.

Фитра не может быть использована ни для какой другой благотворительной цели, кроме как раздачи бедным. Поэтому, если деньги от фитры собираются и затем используются в каких-то иных благотворительных целях, обязательство фитры с тех, кто ее оплатил подобным образом, не снимается.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Пост задерживается между небом и землей до тех пор, пока не отдана фитра»

Данные слова иллюстрируют важность фитры и ее прямого отношения к принятию нашего поста. Пост представляется для принятия Всевышним, только когда обязательство фитры исполнено правильным образом. Поэтому мусульманам следует очень добросовестно отнестись к раздаче фитры. Если сборщики фитры неправильно используют или распределят фитру, обязанность фитры с заплативших им таким образом фитру снята не будет.

Выплата фитр-садака является обязанностью каждого мусульманина, мужчины или женщины, в ведении которого есть 613,35 грамма серебра или его денежный эквивалент, который находится в свободном обращении. Каждый человек, которому принадлежит такая сумма, должен заплатить фитр-садака (милостыня разговения) не только от своего имени, но и от имени своих несовершеннолетних детей.

Фитр - садака является одним из условий принятия поста в месяц Рамадан. Выплачивается от всех членов семьи (в том числе грудных детей) до начала праздничной молитвы Ураза-байрам. Сумма (в зависимости от благосостояния семьи): 100 руб . - для малоимущих; 300 руб . - людей среднего достатка; от 500 руб . и выше - для состоятельных.

Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Каждый мусульманин должен давать милостыню». Один человек спросил: «Скажи мне, а если у него ничего не найдется» Он сказал: «Пусть потрудится своими руками, принесет пользу самому себе и даст садака».

Тот спросил: «О посланник Аллаха, а что, если он не сможет сделать этого?» Он сказал: «Тогда пусть поможет оказавшемуся в очень затруднительном положении». Человек спросил: «А если он не сможет?» Он сказал: «Тогда пусть побуждает к одобряемому (или: к благому) и воздерживается от совершения дурного, и это станет милостыней» (Бухари, Муслим).

Когда сподвижника Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) спросили: «А какая милостыня самая лучшая?» Он ответил: «Большая и лучшая», а затем зачитал аят из Корана (смысл): «Вы не достигните блага (полного воздаяния), пока не пожертвуете тем, что любите сами» (Али Имран, аят 92). Его опять спросили: «А у кого нет имущества (в большом количестве)?» Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) ответил: «Отдай то, что осталось лишним от необходимого (тебе и твоей семье) количества».

Опять спросили: «А если нет излишков в имуществе?» Он (да будет доволен им Аллах) ответил: «Поделись излишком пищи своей». Еще раз задали вопрос: «А если и этого нет?» На это великий сподвижник ответил: «Пусть поможет своей силой (т.е. что-то сделает)». Задали ещё один вопрос: «А если и этого не может сделать?» Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) ответил: «Пусть убережёт себя от огня ада хотя бы половиной сухого финика». Его спросили: «А если и этого он не может?» Сподвижник Пророка (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Пусть тогда не вредит людям» (Абу Ллайс Ас-Самарканди в книге «Танбих»).

Наша религия милосердна, гибка и многогранна, и любой человек, даже не располагающий средствами, не может быть отделен от поклонения, которое хочет совершить. Мы привыкли считать, что саадака – это лишь деньги или какая-либо вещественная помощь.

Милостыня – это обязанность мусульманина, и если в человеке есть намерение и стремление помочь другому, то отсутствие денег не является препятствием, так как садака считаются множество других деяний. Садака, на которую совершенно не нужны деньги и на которую не требуется много сил являются:

Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) передал, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Нет ни одной человеческой души, для которой садака (милостыня) не является обязательной каждый день, в который восходит солнце».

(Люди) спросили: «О посланник Аллаха, откуда же нам взять садака, которую мы стали бы подавать?» (На это) он сказал: «Поистине, врат благ имеется множество: (это и) прославление Аллаха, и восхваление Его, и возвеличение слов: «Нет бога, кроме Аллаха», и побуждение к одобряемому, и удержание от порицаемого, и устранение с дороги того, что может принести людям вред, и объяснение сказанного глухому, и выведение на путь слепого, и указание тому, кто просит указаний, на то, в чем он нуждается, и (садака для тебя будет) ты пойдешь к опечаленному, который просит о помощи, и если ты поможешь своими руками слабому, и все это – садака от тебя тебе же».

  • Улыбка . «Улыбка в лицо твоего брата есть саадака».
  • Доброе слово . Наш Пророк (мир ему) сказал: «Доброе слово - это садака» [Бухари].
  • Идти в мечеть на намаз : «Каждый шаг по направлению к мечети - это тоже милостыня» [Бухари, Муслим].
  • Убрать препятствие с дороги : «Убрать с дороги то, что причиняет вред, колючки или кости, есть для тебя садака» [Бухари, Муслим].
  • Проявлять справедливость : «Справедливо рассудить двух людей - это милостыня» [Бухари, Муслим].
  • Помочь человеку с его грузом : «Помочь человеку поднять груз на верховое животное - это садака» [Бухари, Муслим].
  • Садака на свою семью : «О сын Адама, поистине, лучше тебе потратить излишнее, а удерживать это для тебя хуже(, ибо) за то, что необходимо тебе для жизни, порицаниям ты не подвергнешься. Начинай же (расходовать свои средства) с тех, кто находится у тебя на попечении» .
  • Помощь нуждающемуся : «Помогай нуждающимся и угнетенным» [Бухари, Муслим].
  • Отдаление от запретного : «Отстраняйтесь от запретного, так как это считается милостыней от вас» [Бухари, Муслим].
  • Посадить дерево : «Если мусульманин сажает дерево или сеет семена, а затем птица, человек или животное ест их плоды - это рассматривается как пожертвование на благотворительные цели (садака)».
  • Помочь заблудившемуся : «Указание тобой правильного пути человеку в заброшенной местности есть для тебя садака».
  • Накормить других . Один человек спросил Посланника Аллаха (мир ему): «Каково самое лучшее проявление ислама?» На что Посланник Аллаха (мир ему) ответил: «Кормление людей, а так же распространение приветствия тем кого знаешь и кого не знаешь» [Бухари, Муслим].
  • Потратить на другого человека любой ресурс (время, еда, знания). «Воистину, мой Господь увеличивает или ограничивает удел тому из Своих рабов, кому пожелает. Он возместит все, что бы вы ни израсходовали. Он - Наилучший из дарующих удел» (34:39).

В хадисе сказано: «Не найдётся среди вас такого, с кем Господь его не станет говорить без переводчика, а потом (человек) посмотрит направо и не увидит ничего, кроме совершённого им раньше, и посмотрит он налево и не увидит ничего, кроме совершённого им раньше, а потом он посмотрит вперёд и не увидит перед лицом своим ничего, кроме пламени (Ада). Так защитите же себя от Огня хотя бы с помощью половинки финика, а если (человек) не найдёт и этого, то с помощью благого слова!»

Вопрос от Dia:

Ассаламуалейкум! Хотела бы узнать по больше про садака, а точнее кому нужно давать садака. Дело в том, что на улице я часто вижу людей, которые просят дать им денег, дать садака. В частности, это вполне здоровые люди. Иногда думаю, почему эти люди не работают, не зарабатывают сами? И правильно ли давать им садака? Да простит меня Аллах, если я чего-то не знаю, или в чем-то не права, просто хотела узнать, кому правильнее давать садака. Заранее спасибо.

Ответ:

Для того, чтобы какая-либо помощь могла считаться садакой, необходимо, чтобы она обладала тремя особенностями:

1. Совершалась только ради довольства Аллаха Всевышнего.

2. Оказывалась тем, кто является бедным и нуждающимся.

3. Оказывалась совершенно безвозмездно.

Любая помощь, которая обладает этими тремя особенностями, может считаться садака. При отсутствии же хотя бы одной из этих особенностей, оказанная помощь не будет рассматриваться как садака.

Аллах Всевышний говорит в Коране:

«Расходуйте из того, чем Мы вас наделили, до того, как вас постигнет смерть и вы скажете: «Господи! Предоставь мне недолгую отсрочку, и я буду раздавать милостыню и стану одним из праведников» (аль-Мунафикун 63/10).

«О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из приобретенных вами благ и того, что Мы взрастили для вас на земле, и не стремитесь раздать в качестве пожертвования дурное, чего бы вы сами не взяли, пока не зажмурили глаза» (аль-Бакара 2/267). В этом аяте Аллах Всевышний приказывает нам раздавать садака, и описывает то, каким оно должно быть.

Описывая верующих, Аллах Всевышний говорит: «... которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей» (Али Имран 3/134).

«Тем, кто расходует свое имущество на пути Аллаха и не сопровождает свои пожертвования попреками и оскорблениями, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (аль-Бакара 2/262). Этот аят указывает на то, что садака является одним из важнейших путей достижения довольства Аллаха Всевышнего, а так же счастья в обоих мирах.

Что касается вопроса о том, кому следует раздавать садака, то ответ на него мы так же находим в Коране: «Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый» (ат-Тауба 9/60).

Теперь поговорим о тех, кто просит деньги на улицах. Как мы видим, в большинстве своем нищими являются старики, калеки или больные, которые не способны найти работу. Но есть так же и те, кто превратил нищенство в профессию.

Следующий хадис показывает отношение посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) к нищенству и способы решения этой проблемы. Анас ибн Малик (радыйаллаху анху) рассказывает: «Однажды к посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) пришел один из ансаров и попросил кое-что. Посланник Аллаха спросил у него: «Есть ли у тебя, что ни будь дома?». Человек ответил: «Да, посланник Аллаха. У нас есть кусок шерстяной ткани, одну часть мы стелим под себя, а другой частью накрываемся. Еще есть сосуд, из которого мы пьем воду». Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тогда сходи и принеси мне эту ткань и сосуд». Этот человек отправился домой и принес эти вещи. Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) взял эти вещи в руки и сказал присутствующим: «Есть ли тот, кто купит у меня две эти вещи?». Один из присутствующих сказал: «Я дам за это один дирхем». Затем посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Есть тот, кто даст больше?», повторив это два или три раза. Тогда один человек сказал: «Я дам за это два дирхема». Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) передал деньги тому человеку, сказав: «На один дирхем купи еды своей семье, а на второй купи топор, и принеси его мне». Человек пошел, купил топор, и вернулся к посланнику Аллаха. Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Возьми этот топор, наруби дров и продай их. И не появляйся в течение пятнадцати дней». Человек нарубив дров, продал их. Когда он снова пришел к посланнику Аллаха, у него уже было пятнадцать дирхемов. На часть из них он купил одежду, а другую часть потратил на еду. Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал ему: «Это твое состояние лучше, чем предстать в судный день с черным пятном нищенствования».

Просить подаяния могут три группы людей: 1) нищие, не имеющие абсолютно ничего; 2) человек, имеющий большие долги; 3) тот, на кого возложена обязанность выплаты возмещения за убийство.

Из этого хадиса можно сделать вывод, что если человек не способен работать, является инвалидом или тяжело больным, и никто, в том числе и государство не могут помочь ему, то он может обращаться за подаянием к другим, для удовлетворения своих потребностей. К это можно добавит и тех, у кого есть долги.

Что же касается тех, кто сделал нищенство своей профессией, имея возможность работать, то в отношении таких людей посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тот, кто просит у людей ради увеличения своего благосостояния, просит часть огня» (Муслим, Закят, 35).

Этот хадис запрещает просить подаяние тем, кто на самом деле не нуждается, и указывает, что такое занятие приведет человека в Ад.

Похожие публикации