Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Великий чайный путь. Монголия и Бурятия объединятся

О Великом чайном пути многое известно из школьной программы. Но теперь проехать по легендарным местам сможет любой желающий. В международных путеводителях появился «Великий чайный путь» длиной 3000 км - новый туристcкий маршрут, который обслуживает специальный поезд «Звезда Евразии». Он проходит по пути Транссибирской магистрали. Такая инициатива стала совместным проектом глав государств и туристических отраслей Монголии, России и Китая.

В первую очередь, маршрут «Великий чайный путь» рассчитан на активное привлечение туристов из Китая. Они смогут останавливаться в каждом пункте следования поезда на два дня.

История Великого чайного пути

Издавна чай был не просто напитком для Китая: секреты возделывания плантаций держали в тайне и считали чай лекарством от любых недугов. Для остальных народов он долгое время оставался неизведанным продуктом, но в XVI веке всё изменилось - чай стали вывозить за пределы Китая.

Проложенный между Европой и Азией, Чайный путь по торговому обороту уступал только Шёлковому пути. Его география была весьма обширна и охватывала, помимо территорий самого Китая, Россию и Монголию. Вместе с разными видами чая перевозились другие товары. Долгие годы своего существования Чайный путь способствовал экономическому росту многих государств.

Своё начало Чайный путь брал в китайском Ухане. Именно сюда чай свозили из китайских провинций и готовили к отправке. Затем продукцию отправляли тремя маршрутами: сухопутным, водным и водно-сухопутным. Пожалуй, основной маршрут шёл через Улан-Батор (Ургу), Пекин, Улан-Удэ (Верхнеудинск), Иркутск, Омск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Ярославль, завершался в Москве и Санкт-Петербурге, откуда товар распределялся по регионам страны или шёл дальше, в Европу.

Пункты туристического маршрута

Поезд отправляется из Маньчжурии и следует в Читу. Здесь туристам предстоит посетить театр «Забайкальские узоры» и отправиться в фермерское хозяйство, где их встретят культурной программой с казацкими песнями, старинными свадебными обрядами и угощениями.

После Читы туристы посетят Улан-Удэ. Это один из интереснейших пунктов программы, ведь город способен удивить своей самобытностью. За два дня гости Улан-Удэ успеют посетить городские музеи и познакомиться с бурятским фольклором. В программе - экскурсия по историческому центру, Этнографическому музею народов Забайкалья и дацану Ринпоче Багша. Состоятся встречи со старообрядцами, посещение старообрядческой церкви и женского монастыря.

Следующим пунктом маршрута стал Иркутск. Здесь туристы узнают, какое место занимал чай в истории города, увидят коллекцию музея деревянного зодчества «Тальцы» и отправятся к главной сибирской жемчужине - озеру Байкал. Также будет возможность выпить чашку чая в старинном купеческом доме. В оставшееся время гости Иркутска прогуляются по его центральным улицам, чтобы полюбоваться домами с деревянной резьбой.

Изначально туристский маршрут «Великий чайный путь» был рассчитан на 8 дней. Но уже точно известно, что к нему присоединились другие города России - Новосибирск, Красноярск и Екатеринбург. Всего маршрут объединит 20 городов. В Новосибирске гости посетят Театр Оперы и Балета, Краеведческий музей и Монумент Славы, а в Красноярске - пароход Святитель Николай, на котором Ленин отправлялся к месту ссылки, и заповедник «Столбы». В Екатеринбурге путешествие завершится посещением Частного музея военной техники.

Перспективы развития у маршрута «Великий чайный путь» более чем оптимистичные. Планируется, что поезд будет провозить по нему туристов еженедельно и круглогодично. Эксперты уже предсказали проекту славу самого популярного туристического маршрута по России, а власти регионов готовы обеспечить качественный сервис.

В 15-16 вв. между Европой и Азией пролегал Великий чайный путь. Это дорога, по которой шли караваны с чаем. Путь считался вторым после Великого шелкового пути по объемам торгового оборота. Он шел из Китая по территории Монголии и России. Просуществовавший более 200 лет путь сыграл неоценимую роль в развитии взаимоотношений народов этих стран, оказал большое влияние на развитие экономики, торговли, культуры.

Чайный путь проходил по Сибирскому тракту, старинному сухопутному маршруту. Так называли его южную ветку, которая начиналась от Верхнеудинска (ныне Улан-Удэ) до Кяхты. Все началось с подписания в 1727 году Буринского договора, согласно которому были установлены границы около будущего города Кяхты. Чуть позже был заключен Кяхтинский трактат об определении торговых и политических отношений между Россией и Китаем.

Был заложен город Троицкосавск, а рядом с ним торговая слобода Кяхта и город Маймачен со стороны Китая. Кяхта стала центром торговли между двумя странами. Большую роль в торговых отношениях сыграл Верхнеудинск, там был перевалочный и товарораспределительный узел, а позже пункт оптовой торговли. В нем проводились крупные торговые ярмарки, регулировалась торговля с Монголией и Китаем.

Чай был одним из важнейших предметов торговли, несмотря на то, что долгое время в России чай оставался напитком аристократов и стоил очень дорого. Со временем китайский чай стал популярным и у простого народа. Россия превратилась в одну из самых чаепотребляемых стран мира.

В первой половине 19 века через Кяхту проходило в шесть раз больше чая, чем в конце 18 века. Китай был заинтересован в экспорте чая в Россию и интерес к русскому рынку только рос. Через Кяхту чай поступал во многие города России, а также на Аляску, в Западную Европу. К концу 19 века популярность Кяхты выросла настолько, что город стали именовать «Российской столицей чая» и «городом-миллионером». В Кяхте было около 100 купеческих торговых домов, которые принадлежали купцам-миллионерам. Торговый оборот достигал 30 млн. рублей.

Как доставлялся чай

Чай в Китае закупался в обмен на пушнину, икру и другие продукты. Процесс закупки был тщательно продуман. Сначала русские купцы получали от китайских продавцов узоры, так назывались образцы продукции от всех поставщиков. После определения качества каждого товара составлялось секретное положение, где была представлена сравнительная оценка китайских и русских товаров. Высоко оценивались цветочные чаи, в составе которых были типсы, покрытые белым пушком. Остальные чаи делились на три сорта.

В 18 веке зеленый чай, поставляемый в Кяхту, был более высокого качества, чем тот, который получала Европа через Кантон. В 19 веке в Кяхту стал поступать плиточный и . Весь товар проверялся на таможне. После чего ящики с чаем обшивались выделанными шкурками, мехом вовнутрь. Такую тару в народе прозвали цибиками. Они были квадратными или прямоугольными. Стандартный квадратный цибик вмещал 24-26 кг чая, а его вес с обшитым ящиком составлял около 47 кг. Прямоугольные цибики были больше и могли вместить до 36 кг, полный вес составлял до 55 кг. Ящики грузили на верблюдов. Каждый верблюд вез на себе до 220 кг груза, из которых 150 кг составлял чай.

Караваны верблюдов двигались по нескольким маршрутам. Некоторые из них были очень сложными. Из Кяхты в центр России чай переправляли по рекам Селенге, Ангаре, Байкалу до Енисейска. Оттуда груз должен был добраться по суше до реки Кеть. Далее снова по реке до города Колпашево. Следующим перевалочным пунктом был город Тобольск. До него ящики с чаем шли по рекам Иртыш и Обь. Путешествие было долгим, зимой из Тобольска чай увозили на санях до реки Чусовая. И только летом оттуда его доставляли по воде в Нижний Новгород, в Ирбит и на Макарьевскую ярмарку. Позже чай поступал в Москву.

Путь чая из Китая в Москву составлял 11 тысяч километров. По времени он занимал от шести месяцев до года. Казенные караваны организовывали раз в три года. Такой караван возглавлял доверенный купец, сопровождал правительственный комиссар, гвардейский офицер с охраной в составе 100 казаков и 4 целовальника (должностные лица по сбору податей). Численность казенного каравана достигала 200 человек.

Чай в России 19-20 века

На Европейской части России Москва в 19 веке являлась главным распределительным центром. В Северную столицу оттуда привозили весь чай. В это время в Москве было открыто уже более 300 чайных, 100 чайных магазинов, а в Петербурге только одна чайная лавка.

В середине 19 века наступил кризис в торговой области Кяхты. Причина - популярность морского пути через многочисленные порты. Доставка морем делала чай дешевле. В результате этого был заключен Петербургский договор между Россией и Китаем, торговые обороты возросли, но не для Кяхты. После того, как был построен Суэцкий канал, значение Кяхты, как крупного торгового города, заметно снизилось. Производство чая началось на Цейлоне и в Индии, через Суэцкий канал доставка чая в Европу стала более дешевой.

Караванная торговля потерпела полный крах в 1903 году, когда была построена Транссибирская магистраль. Поезда доставляли чай в Москву быстрее, это было более выгодно, чай заметно подешевел и стал доступен обычным людям. Многие купцы переехали из Кяхты и Верхнеудинска в Москву и Петербург.

Русские купцы сыграли большую роль в развитии чайного производства в Китае и в торговле между нашими странами. Самый крупный чайный рынок располагался в городе Ханькоу. Русские купцы построили в 1861 году порт, откуда чай перевозился морем в Россию и Европу. Первая железная дорога Китая была построена русским купцом А. Д. Старцевым. За десять лет в конце 19 века русские купцы открыли в Ханькоу восемь перерабатывающих чай заводов. Великий чайный путь просуществовал до 1929 года.

Великий чайный путь в наши дни

Сейчас многие участки, входившие в знаменитый Великий чайный путь, превратились в автомобильные и железнодорожные магистрали. Они продолжают использоваться для осуществления торговли между странами. Многие города считаются исторически значимыми объектами: Кяхта, Улан-Удэ в Бурятии, Енисейск, Ачинск в Красноярской области, Колывань в Новосибирской области, Тобольск, Ишим в Тюменской, Кызыл в республике Тува и другие населенные пункты.

В 1992 году был разработан туристический проект «Великий чайный путь». В его создании приняли участие представители Монголии, России и Китая. На сегодняшний день это самый длинный сухопутный туристический маршрут, который позволяет познакомиться с культурой стран, узнать много исторических интересных фактов. На всем протяжении маршрута расположены исторические объекты, воссоздающие определенные моменты истории и культуры разных народов.

Путь Воина, Путь Отшельника, Путь Мага… Среди множества Путей – малоизвестный, странный, таинственный Путь Чайного Мастера. Можно ли идти таким Путем в нашей обычной жизни, и если да — как Путь Чая соотносится с духовными поисками современного человека?

О Духовности

Понятия «обычная жизнь» и «духовный путь человека» для меня идентичны. Но, оказывается, эту точку зрения разделяют далеко не все. В чем же загвоздка?

Когда люди говорят о своей «обычной жизни», они имеют в виду каждодневный распорядок дня: семейные обязанности, работу, отдых, хобби, занятия спортом и т.д.

Говоря о «духовном пути», некоторые имеют в виду — церковь, другие – йогу и восточные учения, третьи – специфические духовные практики и медитацию, четвёртые – все сразу.

В целом, люди начинают задумываться о своем духовном пути, когда по тем или иными причинам теряют ясность в вопросах «зачем жить?» и «кто я?», и начинают по необходимости или просто ради интереса искать истинный смысл своих поступков и смысл жизни.

Но поскольку вопрос духовного пути, как таковой, отсутствует в нашем образовании и представлен либо церковью, либо самоучками-эзотериками, основная проблема большинства кроется именно в сознательном отделении духовности, то есть смысла жизни, от того, что мы делаем ежедневно, — то есть, от самой жизни. Получается, что жизнь, теряющая свой смысл, обрести его не может, будучи отделенной от «духовности». В итоге мы получаем несчастного человека, который вынужден работать ради денег, осознавая бессмысленность своей каждодневной деятельности по сравнению с теми духовными знаниями и благостными идеями, которыми он напичкал себе голову. Следствием этого является отсутствие связи между идеями и их воплощением. Идей существует очень много, законченных образов и схем реализации — меньше, самой реализации – ничтожно мало. Многие «духовные» люди имеют доступ к красивым и вкусным духовным идеям, но в связи с жесткостью нашего мира не находят в себе силы их воплотить в жизнь. Как результат, большинство идей остаются мёртвыми, а их носители продолжают страдать.

Вероятно, многим знакома сентенция: «Совсем не одно и то же: знать о Пути, встать на Путь, идти по Пути и самому стать Путем». Это как раз о том, что вся каждодневная жизнь, начиная с режима дня, заботы о здоровье, определения вашего круга общения, творческих занятий, любимого человека и заканчивая вашими духовными практиками, и является вашим истинным Путем.

Следуя этому принципу, например, в древнюю оккультную школу Пифагора не принимали людей без семьи, не достигших определённого возраста и социального положения. Истории не известны случаи, когда не реализованные в обычной жизни люди были бы допущены к каким-либо тайным знаниям, дающим им реальную возможность воздействовать на себя и на мир.

О разных Путях

Каждый человек абсолютно уникален и приходит в этот мир, неся в себе особые качества и предрасположенности. Можно сказать, что у Бога для каждого человека есть специальный план его развития, а у человека, соответственно, есть задача следовать этому плану. Если человек ему соответствует, он становится ближе к Богу, то есть, к самому себе, становится счастлив. Если человек выбирает не следовать плану и не использовать данные ему качества характера, он как бы изменяет себе и может начать разрушать себя и мир вокруг.

Чтобы ответить для себя на вопрос «Кто я?», описать свои предрасположенности, можно использовать астрологию или пройти как можно больше психологических тестов, расспросить ваших знакомых – какие качества характера в вас им наиболее ярко видны, наконец, понять – что вы в своей жизни не можете не делать? Или поступить как-то иначе. Для ответа на вопрос «Кто я?» важно иметь лишь терпение и желание получить на него ответ.

Если сгруппировать людей по свойственным им качествам и наложить результат на нашу социальную реальность, то мы получим восемь классических направлений деятельности, в которых люди духовно развиваются, или восемь типов людей: 1. Бизнес. 2. Искусство. 3. Политика. 4. Религия. 5. Наука. 6. Учительство. 7. Целительство. 8. Синтез направлений.

Остановлюсь на тех из них, которые могут иметь отношение к феномену чая.

О Пути Чая

Классически китайцы выделяют три вида взаимодействия с чаем:

  • Чай как дело
  • Чай как искусство
  • Чай как Путь

Понятие «Чай как дело» в наибольшей степени относится к «людям бизнеса», т.е. к тем, кому максимальное счастье приносят конкретные действия и их конкретные результаты. Сделать из чая свое дело означает — начать зарабатывать чаем. Вашей изначальной и главной целью в этом случае будет получение прибыли, в какой бы форме это ни происходило – торговля чаем как товаром, создание чайных клубов, проведение чайных церемоний, фестивалей, коллекционирование чая, который со временем дорожает и т.д.

Для людей, основной предрасположенностью которых является стремление к конкретным материальным вещам («людей бизнеса»), такой подход к чаю вполне может быть их духовным путем, т.к. на нём они будут реализовывать себя, и будут счастливы.

Выражение «Чай как искусство» имеет отношение к тем, кто живет созданием прекрасного. Искусство в своей сути не имеет никакой конкретной цели, кроме создания шедевров красоты и гармонии; «чайное искусство» не является исключением. Идущие этим путем, проводят чайную церемонию так, что она завораживает, открывает людям иные миры. Основой в этом случае является создание утонченного продуманного ритуала, который всегда будет стремиться проявить себя в различных формах — начиная от традиционной церемонии и заканчивая, например, чайным театром, живописью, музыкой, кино. Человек свободен в форме самовыражения, и если он избрал в качестве временного посредника для этого именно чайную культуру, он должен привнести в неё себя, создав нечто новое и сохранив, таким образом, традицию — живой, а себя — счастливым.

Отвечая на вопрос, что такое «Чай как Путь», необходимо понять склонности человека, для которого реальным стал именно такой вид духовного пути.

Вероятно, он должен начать с заботы о самом растении, с познания всех тонкостей его растительной жизни. Эта форма деятельности – постоянная забота – является неотъемлемой частью его натуры. Растения реагируют на любовь к себе и платят людям тем же. Кроме того, человек должен обладать острым обонянием и развитой интуицией, чтобы понимать, как обрабатываются листья чая для получения изысканного и полезного напитка.

Громким титулом «Чайный мастер» можно назвать только того человека, который создал продукт под названием «Чай» от начала до конца. То есть – вырастил его, обработал, приготовил, смог правильно заварить и подать тому, кому он был нужен в подходящее для этого время. При этом совершенно необязательно устраивать чайную церемонию.

Чай по своей сути является очень сильно действующей лекарственной травой, и, следовательно, основным направлением деятельности человека, идущего «Путем чая», должно быть именно Целительство – в истинном смысле слова, то есть работающее с чертами характера человека, исцеляющее душу, а потом уже тело. При этом характер самого чая очень медитативный — не зря исторически выращиванием самых изысканных сортов занимались монахи и отшельники. И «человек чая» должен этому соответствовать – пребывать в том возвышенном состоянии, свойственном чаю.
Нельзя забывать и о таком аспекте, как настроение. В повседневной жизни чай помогает поддержать беседу, сгладить шероховатости в общении — сегодня это одна из важнейших его функций. Именно поэтому чай – самый популярный, после воды, напиток. Тот, кто заваривает чай, должен обладать всеми позитивными качествами, свойственными бармену: угадывать, что необходимо человеку в данный момент, и самим действием по созданию напитка творить определенное настроение. Например, в Японии чайный мастер готовил чай самураям перед боем. Это была своего рода настройка: чайный мастер передавал таким образом свое внутреннее уравновешенное и отстраненное состояние, необходимое в бою.

Занимаясь делом своей жизни, человек не должен отвлекаться на что-либо ещё. Поэтому в идеале чайное дело должно быть выстроено таким образом, чтобы «кормить» человека и приносить достаточный для жизни доход. Круг полностью замкнется, а идущий по «Пути чая» получит ресурсы, необходимые для перемен и преобразований.

Фотограф Дмитрий Преображенский.

Монголия и Бурятия привязывают продвигаемый Китаем экономический пояс “Шелкового пути” к России. Как сообщило агентство ”Голос Монголии” , выставочная площадь ярмарки этого года составила 70 тыс. кв. метров, среди участников столь грандиозной ярмарки Япония, Республика Корея, США, Россия. По задумке авторов маршрута "Великого чайного пути", который в Китая преподносят как часть амбициозного проекта создания экономического пояса и китайской концепции "Один пояс - один путь".

"Совместное использование туристических ресурсов позволит реализовать туризм по маршруту чайного пути, туризм по трем озерам - монгольскому озеру Хубсугул, российскому озеру Байкал и озеру во Внутренней Монголии Далайнор.

На данный момент Монголия, Китай и Россия уже приступили к популяризации туризма по “Великому чайному пути”, всесторонне развернули трансграничное туристическое сотрудничество, состыковали экономический пояс китайского "Шелкового пути" с Трансевразийской железной дорогой России и степными путями Монголии, создали экономический коридор между тремя странами", - передал "Голос Монголии".

Как известно, столицей сухопутного "Чайного пути", по которому этот азиатский напиток попадал в Европу (британцы в 18-19 веках возили чай из Индии и Китая морским путем), был русский город Кяхта на границе Китая и России на территории современной Бурятии. Оттуда чай, который был известен в Китае около 5 тысяч лет, везли большими караванами и обозами в Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ) на знаменитую Верхнеудинскую ярмарку, затем оттуда его доставляли санными дорогами через замерший Байкал в Иркутск и далее на запад к границам Российской империи со странами Европы.

"Чайный путь" на территории современной Бурятии

Предлагаем краткую историю развития "Чайного пути" в Бурятии и того, как этот процесс повлиял на известность местных топонимов в Европе и мире. Эта история изложена в научно-популярной статье "документоведа" Центра стратегических востоковедных исследований БГУ Туяны Доржиевой.

"Пырейное место"

"Чайный путь, который с середины XVIII в. до начала XIX в. обеспечивал русско-китайские торговые отношения, не случайно историки называют «великим». Это путь, сыгравший огромную роль в становлении Бурятии как культурно, индустриально, политически и социально развитого региона России.

Именно с образованием Чайного пути начинают активно развиваться торговые отношения между тремя странами - Россией, Монголией и Китаем. Это была первая и единственная в то время дорога, по которой производилась русско-китайско-монгольская торговля.

В настоящее время Чайный путь представляет большой интерес для исследователей разных областей науки и искусства. Активно реализуется проект по развитию международного туризма на Чайном пути (в нем принимают участие представители РФ, США, КНР, Монголии). Презентация данного проекта была представлена на Первом международном фестивале «Чайный путь - путь этнокультурных контактов» в июле 2007 г. в г. Кяхте. В фестивале принимала участие делегация Китая во главе с именитым режиссером-постановщиком Ван Синь Мин, который намерен снять 100-серийный телеспектакль «Чайный путь».

В Бурятии периодически организуются туристические экскурсии в г. Кяхту, через который проходил Чайный путь. 17 июня 2005 г. была открыта выставка под названием «Чайный путь» в Музее истории Бурятии. Опубликованы статьи и монографии по истории Чайного пути и г. Кяхты (И.П. Кривокурцева, Е.Е. Попова, В.В. Птицын, А. Субботин, В.П. Шпалтаков, Т.В. Шуман и др.).

История Чайного пути начинается с основания торговой слободы Кяхты. В 1727 г. русские дипломаты, возглавляемые чрезвычайным послом и полномочным министром С.Л. Владиславичем-Рагузинским, обязаны были добиться признания за русскими права иметь «свободный торг» как с китайцами, так и монголами и узнать, какие товары оттуда привозятся и сколько они стоят. Однако решение этих проблем цинские власти ставили в прямую зависимость от признания новых границ империи. Лишь заключение Буринского договора (август 1727 г.), устанавливающего русско-китайскую границу, сдвинуло переговоры с мертвой точки.

Кяхтинский договор, подписанный 21 октября 1727 г., определил место для строительства будущей торговой слободы для русско-китайской торговли: между рекой Кяхтой и горой Ороготой. 15 июня 1728 г. С.Л. Владиславич-Рагузинский в торжественной обстановке в присутствии представителей обеих сторон положил первый камень при закладке торговой слободы Кяхты, которая стала одним из самых крупных центров русско-китайско-монгольской торговли. Через два года слобода была полностью отстроена и 29 августа 1729 г. официально было объявлено, что «на Кяхте торг открыт».

В результате расширения Троицкосавска Кяхта становится одним из его поселков. Поскольку в данный период торговая слобода имела международное значение, а также в силу социально-политического фактора (для топонимии советского периода не характерно использование имен царских чиновников и религионимов в географических названиях) ойконим Кяхта вытеснил название Троицкосавск, а географический термин слобода ныне используется для обозначения окрестностей бывшей Кяхты (Слобода). Имя же Саввы Рагузинского, по данным топонимических словарей, осталось навсегда запечатленным в названии притока Селенги, маленькой речки Сава в Кяхтинском районе. Название Кяхта, которое сохранилось до сих пор, произошло от бурятского хяагта, что означает ‘пырейное место’ (хяаг - ‘пырей’).

Кяхтинская торговля с самого своего возникновения составляла одну из важнейших статей российской внешней торговли. Долгое время Кяхта была единственным пунктом, через который Россия могла поддерживать коммерческие и даже дипломатические связи с Китаем. Эта торговля послужила важным средством к упрочению благосостояния сибирского края, хотя и имела для Сибири преимущественно транзитный характер. Чайная торговля через Кяхту начала угасать в начале XIX в. в связи с появлением более удобного и быстрого способа доставки товара на рынки России Транссибирской магистрали.

О маршруте "Чайного пути"

Точный маршрут Чайного пути установить достаточно трудно, поскольку он мог варьироваться в зависимости от времени года (зимой - по льду, летом - по суше), способа передвижения (на волах или верблюдах). В исторических источниках, где дается описание маршрута, чаще всего упоминаются названия китайских поселений Калган и Маймачен, по России - Кяхта, Удинский острог, Иркутск, Тобольск, Нижний Новгород. По данным А. Субботина, протяженность Чайного пути составляла более 10 тыс. верст, почти третью часть земного шара. По Бурятии Чайный путь проходил от г. Кяхты до оз. Байкал вдоль реки Селенги, протяженность данного отрезка составляет примерно 435 км.

С ростом колонизации, развитием торговли, зарождением промышленности старые остроги, бывшие когда-то временными укрепленными пунктами, становятся более прочными торгово-административными центрами, возникают города и поселки городского типа. А.П. Окладников приводит следующие данные: "В Верхнеудинском уезде в 1791 г. насчитывалось 252 поселения, в том числе два города: Верхнеудинск и Селенгинск, три острога (Кабанский, Илимский, Итанцинский), три крепости (Троицкосавская с Кяхтинским форпостом (торговая слобода Кяхта), Петропавловская и Кударинская), тринадцать казачьих караулов, затем слободы и деревни".

Таким образом, опираясь на исторические факты, представляется возможным сделать вывод о том, что формирование Чайного пути привело прежде всего к обогащению ойконимии исследуемого ареала, а также Бурятии в целом. Топонимия Чайного пути на территории Бурятии, по современным картографическим данным, подтверждает сказанное. Ойконимы составляют наиболее многочисленную группу именуемых географических объектов рассматриваемого ареала - 128 (56,4% общего числа топонимов Чайного пути на территории Бурятии), из них русских - 71, бурятских - 38.

Славяноязычные топонимы образуют внушительный пласт топонимии как территории Чайного пути, так и всего региона. По республике в настоящее время насчитывается около 300 названий населенных пунктов на русской языковой основе, что составляет более 30% общего числа ойконимов Бурятии. Абсолютное большинство славяноязычных ойконимов составляют названия по имени или фамилии первопоселенца: Арсентьево, Барыкино, Дубинино, Жилино, Ивановка, Ильинка, Инкино, Метешиха, Тресково, Шергино и др. Данный факт подчеркивает стихийный характер процесса номинации, обусловленный интенсивным заселением края.

В связи с развитием торговли по Чайному пути интенсифицировалось движение, что повлекло за собой в силу практической необходимости расширение не только ойконимической, но и оронимической, гидронимической и других онимических систем ареала. Достаточно большое количество оронимов и гидронимов на русскоязычной основе позволяет предположить, что обогащение происходило в большей степени за счет русских названий. Действительно, анализ стратиграфических пластов топонимии Чайного пути на территории Бурятии выявил, что славяноязычный и монголоязычный пласты являются наиболее многочисленными. Это объясняется тем, что русский и бурятский языки в течение последних четырех веков являются доминирующими на данной территории и продолжают оставаться продуктивными в сфере образования топонимов.

Языковая принадлежность Монгольские (бурятские) - 64 топонима, или 28,2% (пример: Баян-Гол); русские - 115, 50,7% (Большой Луг); тюркские - 9, 4% (Заганский хребет); тунгусские - 13, 5,7% (Селенга); палеоазиатские - 5, 22% (Куналей); гибридные -15, 6,6% (Усть-Кяхта).

Местные названия узнали в Европе

Формирование Чайного пути предполагало более активное использование топонимических названий как уже бытующих, так и вновь образованных. Поскольку Бурятия занимала ключевую позицию в развернувшейся чайной торговле между Китаем и Россией, она, безусловно, была в центре внимания историков, географов, картографов, путешественников и т.д., а это означает, что географические названия региона стали известны далеко за его пределами как внутри России, так и за рубежом.

Историческая обстановка эпохи Чайного пути, характеризующаяся взаимовлиянием русского и местного населения, отразилась и в особенностях терминологической системы топонимии Бурятии. Первые русские землепроходцы, впоследствии и русские переселенцы Сибири в новой природной обстановке и новых хозяйственных условиях не находили в своем природном словаре нужных слов для обозначения некоторых новых для них явлений, в этом случае они заимствовали у местных жителей необходимые слова и ввели их в обиход. К числу широко употребительных локальных географических терминов, бурятских по происхождению, относятся: тайга, бом, убур, дабан, аршан, байц, байсаниты, горхон, гуджир, хужир, сардык, гоби, обо, утуг.

Приведем толкования некоторых из них. Улус - принятое русскими название бурятских селений, соответствующих селу или деревне. Аршан, аршаан - минеральный или теплый источник, имеющий целебные свойства. В прошлом буддисты в Бурятии приписывали свойства аршана некоторым пресным источникам, поэтому буряты, особенно Аларского района, аршаном стали называть ключи с холодной, пресной, чистой водой, придавая им целебное значение. Термин аршан широко распространен в Монголии, Западном Китае, Средней Азии, Алтае и Восточной Сибири. Его происхождение связывают с санскритским рашиани - "нектар, питье богов". В Бурятию термин аршан занесен в связи с распространением буддизма (ламаизма). Дабан - на монгольских языках дабаа, дабаан - горный перевал, седловина в хребте, подъем. Термин образован от глагола дабаха - подниматься на гору, переходить через перевал.

Население Бурятии входило в наиболее частые и тесные контакты с монголами и китайцами, находясь на границе с Монголией, через которую чай перевозили в Россию. Эти контакты оказали взаимовлияние на культуру, быт, мировоззрение контактирующих народов, отразились на выборе мотивов номинации географических объектов. По этому поводу уместно привести мнение А.В. Суперанской о том, что «имена собственные, как имена нарицательные, имеют или имели свою мотивировку. Все они социальны и историчны, так как отражают не только общественные вкусы, но и характерные мировоззрения людей, их общественные взаимоотношения, идеологию, и, наконец, общественные традиции». Кроме того, закрепление русско-китайской и русско-монгольской границы, рост колонизации, развитие торговли и торгового капитала, ремесел, зарождение промышленности отразилось на социально-экономической и политической жизни бурятского населения в XVIII в., а также внесло изменения в сельское хозяйство (рост сенокошения, земледелия, распространение огнестрельного оружия для пахоты и т.д.) и быт, усилило связь бурятского хозяйства с рынком.

Таким образом, справедливо заключить, что эпоха Великого Чайного пути - это не только яркая страница истории, но и свидетельство истории формирования топонимической системы Бурятии", - говорится в статье Туяны Доржиевой.

Великий Устюг.
Картина В. Березина, 1795 г.

Великий Устюг: исторические связи с Китаем

Старинный русский город Великий Устюг, расположенный на северо-востоке Вологодской области в 600 км от Вологды, основан в 1147 г. Он славится своей многовековой историей. Это ¬– город-заповедник, словно нетронутый временем с целыми улицами сохранившихся до наших дней домов, построенных в XVIII–XIX веках, т.е. в те времена, когда Великий Устюг был одним из значимых пунктов Великого чайного пути и великоустюгские купцы активно участвовали в торговле с Китаем.
Великий чайный путь начинался в Китае, пересекал территорию нынешней Монголии и через Россию шел в Европу. Он разделялся на несколько сухопутных и водных маршрутов, имел множество дорог, волоков, водных путей по рекам и морям. Наиболее значимые пункты сухопутного пути: Тяньмынь, Юэкоу, Цзинчжоу, Шаян, Тайгу, Синьсянь, Шаньин, Датун, Калган (ныне Чжанцзянкоу), Пекин, Чжанбэй, Ундерхаан, Мурен, Хух-Хото, Улан-Хуа, Замын-Уула, Эрдэнэ, Урген, Айраг, Чойр, Баян, Налайх, Урга (ныне Улан-Батор), Дархан, Маймачен (ныне Алтан-Булак), Троицкосавск (ныне Кяхта), Новоселенгинск, Гусиноозерск, Верхнеудинск (ныне Улан-Уде), Кабанск, Мысовая (ныне Бабушкин), Слюдянка, Иркутск, Нижнеудинск, Илимск, Енисейск, Канск, Красноярск, Новосибирск, Ишим, Омск, Томск, Тобольск, Тюмень, Туринск, Верхотурье, Екатеринбург, Кунгур, Соликамск, Ирбит, Нижний Новгород, Великий Устюг, Вологда, Кострома, Ярославль, Переяславль-Залесский, Москва, Санкт-Петербург. Из Москвы радиальные пути шли на юг, север и запад страны.
Водно-сухопутный маршрут шел по реке Янцзы до Шанхая, далее – через Хуанши, Цзюйцзян, Чичжоу, Жэньцзян, Порт-Артур (ныне Люйшунь), Тянь-цзин, Вафандянь, Гайчжоу, Дашицяо, Хайчэн, Ляоян, Мукден (ныне Шэньян), Телин, Сыпин, Чанчунь, Хпрбин, Чжаодун, Дацин, Лунцзян, Хайлар, Манчжурия, Нерчинск.
В Верхнеудинске (Улан-Удэ) оба маршрута соединялись. Из Иркутска вдоль реки Лена, через Якутск шла наиболее крупная ветвь пути на Аляску.


В 1727 году между Россией и Китаем был подписан Буринский трактат, а затем на его основании – Кяхтинский договор, определивший политические и торговые отношения между Россией и Китаем. Кяхтинский договор установил границу между государствами, началось строительство города Троицкосавска (город в Бурятии, на границе России и Монголии, в середине 1930-х годов был объединён с торговой слободой Кяхта и стал называться по имени этой слободы). На расстоянии трех верст от него образовалась русская торговая слобода Кяхта и китайский торговый город Маймачен. С этого времени Кяхта становится главным центром российско-китайской торговли. В середине XVIII века через Кяхту проходило 67 % товарооборота России с азиатскими странами. В 1762 году Екатерина II провозгласила полную свободу торговли в Кяхте, в том числе пушниной. К этому времени пушнина составляла около 85 % российского экспорта в Китай. В дальнейшем её доля снижалась, но она по-прежнему значительно превосходила объёмы торговли металлами, тканями, скотом, кожей и другими товарами. Из Китая в Россию ввозились чай, шелковые и хлопчатобумажные ткани, фарфор, золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни. В Великоустюгском государственном музее-заповеднике хранится ряд вещей, привезенных в те времена их Китая – это в первую очередь китайская посуда и ткани.
Движение торговых караванов в одну сторону занимало один год. Распродажа русских товаров и закупка китайских товаров занимали несколько месяцев.
В 1800 году принимаются правила торговли с Китаем. Правила устанавливали фиксированные расценки товаров, разрешены только бартерные операции. Цены устанавливались «общим уговором» торгующих в Кяхте российских купцов. Запрещены покупка и продажа за деньги, а также кредитные операции. Торговля с Китаем была очень прибыльной и вызывала большую заинтересованность в правительственных и торговых кругах России. Многие известные русские и китайские купцы создали на ней крупнейшие состояния того времени.
В качестве примера можно привести деятельность представителей купеческой семьи Захаровых. Григорий Федорович Захаров (1713 г. р.) появился в Великом Устюге в середине XVIII в. У него была большая семья: три сына (Лев, Иван, Петр) и дочери Мария и Анна. Г. Ф. Захаров, его сыновья и внуки занимались торговым промыслом, ездили в Сибирь, торговали пушниной и «выменными» китайскими товарами. Эти долгие путешествия по бескрайней Сибири и к китайской границе были не безопасны и рискованны, но торговля с Китаем приносила в то время значительные прибыли устюжским купцам.
Разбогатевшие великоустюгские купцы активно занимались строительством в родном городе. Одними из самых щедрых благотворителей были уже упоминавшиеся купцы Захаровы. В 1781 г. Г.Ф.Захаров внес в Вологодский приказ общественного призрения 6000 рублей серебряной монетой, чтобы проценты с данного капитала обращались в пользу бедных и неимущих людей в Устюге. В 1787–1788 гг. Захаровы выстроили на свои средства двухэтажный каменный воспитательный дом на Набережной, известный в прошлом в Устюге как Захаровская богадельня (бывшее хирургическое отделение больницы). На содержание богадельни они вложили в сиротский суд 17200 рублей. От членов семьи Захаровых в Вологодский приказ общественного призрения и в здешний сиротский суд в разные годы было внесено 40200 рублей. В 1812 г., когда Отечество подверглось нападению французов, Григорий Львович одним из первых пожертвовал 1000 рублей на ополчение. Когда в апреле 1817 г. в Устюге было очередное большое наводнение он двое суток «пропитывал и покоил» значительное число людей, пострадавших от наводнения.
Члены купеческой семьи Захаровых активно проявляли себя в общественной жизни. Не случайно в конце XVIII в. Григория Федоровича, а в начале XIX в. Льва Григорьевича избирали на пост городского головы Великого Устюга.
Купец первой гильдии Лев Григорьевич (1738–1809) жил со своей семьей в сохранившемся до наших дней каменном доме на улице Большой слободе о восьми теплых покоях (ныне здание детской художественной школы). В Великоустюгском государственном музее-заповеднике хранится его портрет, написанный в начале XIX в., на обороте которого имеется надпись: «Великоустюжский первой гильдии купец Лев Григорьев сын Захаров. Родился 15 февраля 1738 года. Скончался 27 марта 1809 года, пожертвовавший в здешний сиротский суд двенадцать тысяч рублей на содержание убогих».
На Великом чайном пути работало несколько торговых ярмарок. Наиболее известными были Кяхтинская, Верхнеудинская, Иркутская, Енисейская, Нерчинская, Мангазейская, Тарская, Сургутская, Туруханская, Ирбитская, Макарьевская (Нижегородская), Московская ярмарки. Ирбитская, Макарьевская (Нижегородская), Московская ярмарки. Ярмарок с больших торговым оборотом было 20, со средним – 5. Основную массу составляли малые ярмарки – 96.
Приказчик Российско-Американской компании, первенствующим директором которой был устюжский купец Михаил Матвеевич Булдаков, устюжанин Николай Иванович Коробицын в своих «Записках» пишет о поездке из Устюга на Макарьевскую ярмарку, об обмене в Кяхте пушнины на китайские товары (чаи, ткани), о продаже этих товаров на Макарьевской ярмарке и о доставке их в Москву. Когда Коробицын был направлен Российско-Американской компанией в качестве приказчика в первое русское кругосветное плавание 1803–1806 годов, он написал о таком поручении, данном ему компанией: «Поступившия в груз корабля Невы товары должны быть в моем ведении, которыя по благополучном в Америку прибытии здать тамо находящейся компанейской конторе, а при отправлении оттуда в обратной вояж, по назначению Главнаго компании правления, получа от тамошней конторы в свое ведение, погрузя в корабль; и на обратном оттоле пути, ежели обстоятельства позволят, зайти в китайской порт Кантон, то оныя, смотря и соображая обстоятельствам, к пользе компании променять на китайския товары».
Достигнув своего апогея к середине XIX века, торговля в Кяхте вступила в полосу кризиса. Причиной этому стало использование морского пути между Россией и Китаем через порты Шанхай, Гуанчжоу, Владивосток, Одессу, что делало перевозку чая дешевле. Монополия Кяхты в торговле с Китаем закончилась. Между Россией и Китаем был заключен новый, Петербургский договор, в результате чего объемы торговли в целом значительно возросли, но торговый оборот в Кяхте стал снижаться. После строительства Суэцкого канала, удешевившего доставку чая в Европу, и с началом производства чая в Индии и на Цейлоне Чайный путь постепенно теряет свое значение. В 1903 году завершилось строительство Транссибирской магистрали, что положило конец караванной торговле. Открытие Суэцкого канала и Транссибирской железной дороги оставило в стороне Кяхту. С тех пор благодаря скорости доставки чай в России значительно дешевеет, а его употребление становится массовым.
Великий чайный путь оказал огромное влияние на социально-экономическое и культурное развитие России, Монголии и Китая и сыграл важную роль в сближении народов. На пути строились города и поселки, почтовые станции и постоялые дворы, церкви и школы, заводы и фабрики, ярмарки и чаепитейные заведения. Значительные средства государственной казны и крупные капиталы купцов вкладывались в строительство дорог и городов, в образование и культуру, в строительство церквей и в освоение новых земель. Путь благотворно повлиял на темпы освоения Сибири и Дальнего Востока России. По нему происходил обмен не только товарами, но и технологиями производства, а также знаниями.
К началу XIX века Россия уже была самой «чаепотребляющей» страной мира. Во всех крупных русских городах элита общества (дворяне-аристократы) с незначительными искажениями копировали английскую чайную традицию. Подобное «английское» чаепитие было популярно в петербургских и московских салонах, гостиных и т.п. Этот «светский чай» был не столько потреблением напитка, сколько поводом для общения. Кроме того, существовала купеческо-помещичья культура чаепития. Непременные атрибуты – самовар, большое количество сладостей и еды, особой популярностью пользовались сахар, мед, всевозможные варенья, конфеты, пироги, кулебяки, пряники, бублики и прочие мучные изделия. В чай нередко добавляли спиртное – крепкие настойки и бальзамы. Чаепитие чаще всего было семейным и приравнивалось к одному из приемов пищи – обеду или ужину. В любом провинциальном городке имелось с десяток чайных, где простой люд мог побаловаться ароматным чайком. Во многих городах России были открыты чайные склады и магазины. Чай вызвал к жизни самоварное производство, дал стимул для расширения посудного, фарфорового, сахарного и булочного дела. Чай стал любимым напитком каждой русской семьи. Не были исключением и жители Великого Устюга. Здесь, как и в других русских городах, самовар стал непременным атрибутом семейной жизни. Об этом свидетельствует замечательная коллекция самоваров, хранящаяся в Великоустюгском государственном музее-заповеднике.
История Чайного пути дала богатый материал для развития культурного туризма и создания крупнейшего в мире трансконтинентального международного туристского маршрута. Туристический проект «Великий чайный путь» разрабатывается с 1992 года при поддержке более 50 организаций трех стран: России, Монголии и Китая. Целью проекта является развитие крупного международного туристского направления с использованием историко-культурного наследия и бренда «Великий чайный путь». Идейной основой проекта послужило богатое историко-культурное наследие маршрута торгового Чайного пути, сложившегося еще в начале XVIII века. Это самый длинный из существующих сегодня сухопутных туристских маршрутов, который позволяет пересечь Евразию и познакомиться с уникальной культурой многих стран и народов. В состав международного туристического проекта «Великий чайный путь» вошли Омская, Свердловская, Иркутская, Кировская области, Пермский край, республики Бурятия, Тыва, Хакасия и Татарстан. «Великий чайный путь» становится популярным туристским брендом и привлекает все большее количество путешественников. Вологодская область тоже могла бы стать участником этого проекта – для этого у нее имеется значительный потенциал.
Для развития взаимного сотрудничества с Китаем гостиница Великий Устюг, ООО «Гостиный двор» предлагает открыть в Великом Устюге в купеческом особняке Неледина (XVIII век, ул. Красная, 76), расположенном на территории гостиничного комплекса, представительство Китая.




Китайские вещи XVIII – XIX веков из собрания Великоустюгского музея-заповедника
Ткань конца XVII века. Китай из собрания Великоустюгского музея-заповедника Риза XVII века из собрания Великоустюгского музея-заповедника

Похожие публикации