Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Суффиксы и окончания деепричастий. Правописание деепричастий

Деепричастие…Какая же это особенная часть речи! Или форма глагола? Или что-то иное? А ведь до сих пор ученые ведут жаркие споры о том, что такое же деепричастия. Это вылилось в то, что образовалось несколько точек зрения на данный вопрос. Попытаемся выяснить, что за «фрукт» такой деепричастие, разберемся с его разновидностями, а также узнаем суффиксы деепричастий.

Форма глагола или часть речи?

На сегодняшний день среди лингвистов нет единого мнения, к чему следует отнести деепричастие. Рассмотрим точки зрения известных языковедов по данному вопросу.

1. Известный лингвист Богородицкий В. А. относит деепричастие к… наречиям! А ведь действительно, сходство есть! Например: я ответил БЫСТРО (наречие) и я ответил НЕ РАЗДУМЫВАЯ (деепричастие) - отвечают на один и тот же вопрос - КАК?

Казалось бы, не раздумывая - обычное но все-таки оно содержит признак процесса, как бы добавляя основное действие глагола ОТВЕТИЛ.

Очень неоднозначная точка зрения, но все имеет место быть.

2. Такие языковеды, как Шанский Н. М. и Бабайцева В. В., считают деепричастие правда, с оговоркой «особая». Оно, как и существительное или прилагательное, обладает рядом признаков, которых не имеют остальные части речи. Самостоятельно употребляется в предложениях, имеет свои схемы словообразования. Так почему бы не отнести ее к частям речи?

3. Шведова Н. Ю., одна из составительниц «Грамматики-80», а с ней и Гвоздев А. Н., считают деепричастие одной из форм глагола, неизменяемая и неспрягаемая. И здесь нельзя не согласиться: «папа» деепричастия - это глагол. Он дал ему свои признаки, свой вопрос, дал ему признак действия, пусть и добавочное.

Вот основные точки зрения опытных языковедов. И каждый из них по-своему прав, поскольку деепричастия - это довольная сложная форма. Неудивительно, что многие путаются в этом вопросе. В школах, в зависимости от программы, изучает деепричастие 7 класс, и относят его к особой глагольной форме или к части речи, сразу оговаривая, что точного мнения нет до сих пор.

Признаки глагола у деепричастий

Самое главное сходство деепричастий с глаголом выражается в том, что последние от них и образованы. То есть, каждое деепричастие образуется только от глаголов и никак иначе, а также обозначает действие, только не основное, а добавочное.

  • Переходность (сочетание с глаголом в винительном падеже без предлога):

Переходить улицу (вин. пад., нет предлога), приласкать собаку (вин. пад, нет предлога).

Что переняли деепричастия от наречий

Как мы уже выяснили, «отцом» деепричастий является глагол. А вот «мамой» можно смело назвать наречие, именно от этих частей речи оно и взяло признаки.

От наречия деепричастию достались:

  • Самое главное - неизменяемость. Также как и прародитель, оно не склоняется и не спрягается, а потому не имеет никакого окончания, даже нулевого.

Говорить громк о (наречие) - говорить прикрикивая (деепричастие).

  • Примыкание - и та, и другая форма обладает только такой синтаксической связью.

Как образовались деепричастия несовершенного вида

Форму такие деепричастия берут от глагола, тоже, конечно же, несов. вида, а к ней уже присоединяются суффиксы. Суффикс А (Я) образует деепричастие несовершенного вида:

Смотреть - смотря, бегать - бегая, ворчать - ворча.

В том случае, когда глагол имеет суффикс -ВА, такое деепричастие будет образовываться от инфинитива глагола:

Оправдывать - оправдывая, наказывать - наказывая, заламывать - заламывая.

Некоторые глаголы образовывать несовершенные деепричастия не могут:

  1. несовершенные глаголы, имеющие суффикс -НУ: гаснуть, крикнуть;
  2. односложные глаголы, основа которых оканчивается на А или И: бить, спать;
  3. некоторые глаголы просто не имеют деепричастий совершенного вида: колоть, звать, ехать и другие.

Очень редко мы можем встретить суффиксы деепричастий -УЧИ или -ЮЧИ. Это уже устаревшая форма, но тем не менее иногда употребляется в речи.

Быть - будучи, играть - играючи.

Деепричастия, имеющие совершенный вид

Такая форма образуется уже не от глаголов в настоящем времени, а от инфинитива. К нему прибавляются суффиксы -В или -ВШИ или -ШИ:

Сделать - сделав, переписать - переписав, наесться - наевшись, принести - принесши.

От имеющих суффикс -ВШИ, образуется только возвратное совершенное деепричастие.

Роль в предложении

Деепричастия, как и наречия, в предложениях всегда выполняют роль обстоятельства:

Наигравшись, я ушел домой. Он сидел в комнате тихо, не мешая.

Стоит сказать и о такой важной конструкции в русском языке, которая образуется от деепричастия. Это называют деепричастие с зависимыми от него словами.

К примеру, деепричастие делая само по себе одиночное, не имеющее ничего в подчинении. А вот делая работу - это уже деепричастный оборот, поскольку теперь к слову делая присоединилось зависимое слово работу .

Учащиеся, делая работу, пользовались текстом.

Деепричастный оборот принято обособлять (выделять) запятыми с обеих сторон. Независимо от положения главного слова, к которому оно относится. Кстати, главным словом для всего оборота будет являться глагол. А ведь главная задача деепричастия - дополнить действие основного глагола.

Деепричастный оборот, являясь очень выразительной конструкцией, зачастую употребляется в художественной литературе, украшая речь. В разговорной речи почему-то этот оборот не прижился. Вероятно, в силу своей красочности. В жизни мы стараемся использовать более простые предложения.

Деепричастия - это очень загадочная вещь в русском языке. Мы до сих пор не можем назвать ее ни частью речи, ни формой глагола. Но теперь, зная все особенности, можно выбрать более подходящий для каждого взгляд ученого. Деепричастие украшает нашу речь, делает ее более совершенной, правильной. А использование деепричастных оборотов превращает любой скучный текст в настоящее литературное произведение.

Окончания причастий

Причастия имеют те же падежные окончания, что и прилагательные. Поэтому, чтобы не ошибиться в правописании окончаний причастий, следует их согласовать с существительными, к которым они относятся.

Например: Над колышущейся степью парили ястребы. Над степью какой ? - колышущей ся. В сверкающем блеске молнии было что-то угрожающее. В блеске каком ? - сверкающем . Этот звук называется шипящим. Звуком каким ? - шипящим .

Суффиксы причастий

1. В действительных причастиях настоящего времени пишутся суффиксы:

· -ущ- (-ющ-) , если причастия образованы от глаголов I спряжения: бор ющ ийся (борются), клокоч ущ ий (клокочут), колыш ущ ийся (колышутся), мел ющ ий (мелют), пол ющ ий (полют), стел ющ ийся (стелются), та ющ ий (тают).

· -ащ- (-ящ-) дыш ащ ий (дышат), жал ящ ий (жалят), завис ящ ий (зависят), кле ящ ий (клеят), мол ящ ий (молят), хвал ящ ий (хвалят).

Исключения: Глаголы брезжить и зиждиться имеют причастия брезжущий и зиждущийся . От глаголов мучить и мерить образуются две формы: мучащий, мерящий (нейтр.) и мучающий, меряющий (разг.).

Обратите внимание! В слове буд ущ ий (по происхождению – причастии) суффикс-ющ- добавляется к основебуд -, поэтому перед суффиксом не следует писать лишнюю гласнуюю (!).

2. В страдательных причастиях настоящего времени (они образуются только от переходных глаголов несовершенного вида) пишутся суффиксы:

· -ем- (реже -ом- ), если причастия образованы от глаголов I спряжения: организу ем ый (организуют), колебл ем ый (колеблют), проверя ем ый (проверяют), вед ом ый (ведут), влек ом ый (влекут), нес ом ый (несут);

· -им- , если причастия образованы от глаголов II спряжения: вид им ый (видят), завис им ый (зависят), кле им ый (клеят), слыш им ый (слышат).

Примечание. Причастие движимый образовано от устаревшего глагола движити .

3. В действительных причастиях прошедшего времени перед суффиксом -вш- пишется та же гласная, которая стоит перед суффиксом -л- в прошедшем времени (или перед суффиксом -ть в неопределенной форме): клеи вший (клеи л, клеи ть), лелея вший (лелея л, лелея ть), надея вшийся (надея лся, надея ться).

Причастия от глаголов типа обессилеть - обессилить отличаются гласными в, и перед суффиксом -вш -, сравните: обессиле вший (потерявший силы) и обессили вший (лишивший кого-нибудь силы).

В деепричастиях перед суффиксами -в-, -вш - также сохраняется та же гласная , которая стоит в прошедшем времени перед -л - (или в неопределенной форме перед -ть : выздорове в (выздорове л, выздорове ть), услыша в (услыша л, услыша ть), подбочени вшись (подбочени лся, подбочени ться).

4. В страдательных причастиях прошедшего времени пишутся суффиксы:

1) -нн-, если в прошедшем времени перед суффиксом -л- есть гласные а, я, е : разрисова нный (разрисова л, разрисова ть), настоя нный (настоя л, настоя ть), вываля нный (вываля л, вываля ть), разменя нный (разменя л, разменя ть), обиже нный (обиде л, обиде ть);

2) -енн-, ённ-, если в прошедшем времени (или в неопределенной форме перед -ть) есть гласная и: выезженн ый (выезди л), выращенн ый (вырасти л, вырасти ть), выхоленн ый (выхоли л, выхоли ть), напоенн ый (напои л, напои ть); также если причастия образованы от глаголов на -чь : выпеченн ый (выпечь), сбереженн ый (сберечь), увлечённ ый (увлечь). изречённ ый (изречь); такие же суффиксы используются при образовании причастий от глаголов, у которых перед суффиксом в неопределенной форме -ти стоит согласная: привезённ ый (привезти), принесённ ый (принести), выметенн ый (вымести).

Различаются в написании причастия приставочных образований от глаголов весить - вешать, месить - мешать, катить - катать и им подобных. От глаголов на -ить образуются причастия с помощью суффикса -енн- , а от глаголов на -ать (-ять) - причастия с суффиксом -нн- (при этом глагольные суффиксы -а-, -я- сохраняются), например: завешенный, обвешенный, развешенный и подобные образованы от соответствующих глаголов на -ить : завесить «закрыть чем-либо повешенным» (Плотно завешенное окно не пропускало света ); навесить – «прикрепить, надеть на что-либо» (навешенная дверь ); обвесить - «обмануть при покупке, недовесить»; развесить - «разделить по весу».

Завешанный, навешанный, обвешанный, развешанный и подобные образования от глаголов на -ать: завешать – «повесить на всем пространстве, о котором идет речь» (Все стены в комнате были завешаны пучками трав ); навешать - «повесить в большом количестве» (На стене были навешаны разнообразные плакаты ); обвешать – «разместить со всех сторон» (Празднично выглядят корабли, обвешанные разноцветными флажками ); развешать - «повесить по разным местам» (Летом хорошо развешанное белье быстро сохнет ). Причастия на -анный имеют значение «размещенный в большом количестве по всему пространству»; в остальных случаях причастия оканчиваются на –енный .

Замешенный, перемешенный, помешенный, смешенный месить - «мять, разминать, перемешивая какую-либо полужидкую массу» (месить тесто) - замесить, перемесить, помесить, смесить.

Замешанный, перемешанный, помешанный, смешанный и подобные - причастия от приставочных образований глагола мешать - «перемешивать, размешивать при помощи ложки, мешалки; соединить в одно что-либо однородное» (мешать ложечкой чай ). Сравните значение и употребление таких причастий в следующих примерах: Хорошо замешенный цементный раствор обладает высокой прочностью. В эту неприятную историю оказался замешанным мой друг.

Выкаченный, выкачанный - причастия от соответствующих глаголов выкатить (из сарая велосипед) и выкачать (из цистерны нефть);

Выстреленный, застреленный, пристреленный, подстреленный, простреленный и подобные - причастия от соответствующих глаголов на -ить: выстрелить, застрелить, пристрелить, подстрелить, прострелить; настрелянный, обстрелянный, отстрелянный, перестрелянный, пристрелянный (автомат), расстрелянный - причастия от соответствующих глаголов на -ять: настрелять, обстрелять, отстрелять, перестрелять, пристрелять (настроить прицельно), расстрелять , Например: Внезапно обстрелянный противником десант кое-как выбрался на берег. Настрелянные вокруг гильзы свидетельствовали о жаркой схватке. Пристрелянное ружье не дает осечки. Но: Пристреленный хищник лежал с оскаленной пастью.

5. Правописание -Н- и -НН- в суффиксах причастий .

6. В суффиксах страдательных причастий после шипящих под ударением вместо о пишется ё (е): вооруж ё нный - вооруж ё н, лиш ё нный - лиш ё н, соверш ё нный (сделанный) - соверш ё н, улич ё нный - улич ё н, сокращ ё нный - сокращ ё н .

От глагола жечь и его производных образуются причастия с помощью суффикса -ённ- : жж ённ ый, зажж ённ ый, нажж ённ ый, обожж ённ ый, пожж ённ ый, подожж ённ ый, прижж ённ ый, разожж ённ ый, сожж ённ ый (но: выжж енн ый ).

Правописание деепричастий. Суффиксы деепричастий

1. Деепричастия несовершенного вида образуются от глаголов настоящего времени несовершенного вида при помощи суффиксов -я или (после шипящих): советовать - советуют - советуя , стоять - стоят - стоя , стучать - стучат - стуча , бороться -борются - боря сь.

Глаголы с суффиксом –ва-, который выпадает в настоящем времени, образуют деепричастие от неопределенной формы: признавать - признавая , отдавать - отдавая .

Запомните. 1) Многие глаголы несовершенного вида не имеют формы деепричастия, например глаголы на -чь (стеречь , беречь ), глаголы с суффиксами –ну- (вянуть , чахнуть ) и некоторые другие (писать и т.п.).

2) Некоторые деепричастия, потеряв признак времени (вида), перешли в наречия: молча, лежа, сидя, стоя.

2. Деепричастия совершенного вида образуются от глаголов прошедшего времени совершенного вида с помощью суффиксов -в, -вши (после гласного) и -ши (после согласного): взять - взял - взяв - взявши ; увлечь - увлек - увлекши ; слиться - слился - сливши сь.

Примечание. Перед суффиксами пишется та же гласная, что и перед суффиксом л в прошедшем времени: обиде л - обиде в, броси л - броси в, растая л - растая в, замешка лся - замешка вшись.

Некоторые глаголы совершенного вида образуют деепричастия посредством суффиксов или от глаголов будущего времени: найти - найду - найдя , выйти - выйду - выйдя , услышать - услышу - услыша .

Цели:

  • обобщение и систематизация знаний учащихся по темам “Причастие” и “Деепричастие”;
  • закрепление практического умения находить в тексте причастия и деепричастия, причастные и деепричастные обороты;
  • закрепление умения составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему;
  • развитие логического мышления, навыков самостоятельной работы с текстом;
  • воспитание чувства взаимовыручки, развитие интереса к чтению через аналитическую работу с текстом повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”.

Тип урока: комбинированный урок применения ЗУН.

Метод: репродуктивно-творческий, наглядно-образный.

Оборудование:

  1. Таблица “Н.В.Гоголь. “Тарас Бульба”.
  2. Карточка-информатор (4 варианта).
  3. Карточки для индивидуальной работы.
  4. Тблица “Отличительные признаки причастия и деепричастия” (заполняется в процессе урока).
  5. Индивидуальные счетчики для подсчета заработанных баллов.

Эпиграфы:

Они [причастия] служат сокращением человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу.

М.В.Ломоносов

[Деепричастные обороты] являются принадлежностью в основном книжной речи. Несомненное их преимущество… заключается в их краткости и динамичности. Им присуща также большая выразительность

Д.Э.Розенталь

Ход урока

I. Объявление темы и цели урока.

Ребята! Мы закончили изучение тем “Причастие” и “Деепричастие”. Сегодня на уроке мы обобщим и систематизируем ваши знания путем составления таблицы “Отличительные признаки причастия и деепричастия”. Для чего нужна такая таблица? Во-первых, как уже было сказано, чтобы систематизировать ваши знания, ведь знания, приведенные в систему, остаются в памяти прочно и надолго. Во-вторых, возможно, кому-то из вас предстоит сдавать устный экзамен по русскому языку на итоговой аттестации по окончании 9 класса. В этом случае составленная нами таблица поможет быстро вспомнить все сведения о причастии и деепричастии. В-третьих, что особенно важно, вы сможете составлять подобные сравнительные таблицы по другим темам.

Дома вы подготовили примеры предложений с причастными и деепричастными оборотами из повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”, которые будете использовать при составлении таблицы. У каждого из вас есть также карточка-информатор, откуда вы можете брать примеры для иллюстрирования того или иного положения таблицы.

В течение урока вы самостоятельно будете подсчитывать заработанные баллы. Класс делится на две команды. В конце урока, когда будет определена команда-победитель, тот из вас, кто принесет победившей команде наибольшее количество баллов, получит дополнительную оценку.

II. Эпиграф.

К нашему уроку подобраны эпиграфы, но прежде чем они появятся на доске, определите, о чем в них идет речь.

(Учитель зачитывает эпиграфы, ребята добавляют недостающие слова: причастия, деепричастный оборот. )

III. Составление таблицы.

Какие грамматические признаки имеются у причастия и деепричастия? По каким признакам мы будем их сравнивать?

(Учащиеся называют грамматический признак, затем рассказывают, как он проявляется в причастии и деепричастии. Учитель в это время заполняет таблицу на доске. Лучше заранее подготовить карточки и прикреплять их на доску с помощью магнитов.

На каждое положение таблицы дети приводят примеры из домашнего задания или из информационной карточки).

Отличительные признаки причастия и деепричастия
Грамматические признаки Причастие Деепричастие
1. На какой вопрос отвечает? Какой? Какая? Какое?

Думающий, сплетенный, рассказавшая

Что делая? Что сделав?

Играя, восхищаясь

2. Что обозначает? Признак предмета по действию: человек, который думает – думающий человек Добавочное действие: смотрел, восхищаясь
3. К какому слову в предложении относится? К имени существительному: падающие листья; сыновей, учившихся в бурсе К глаголу: пошли, беспрестанно оглядываясь
4. Как изменяется? По падежам, числам и родам: глядевший – глядевшая; глядевший – глядевшие; глядевший, глядевшего, глядевшему и т.д. Не изменяется
5. Какие признаки глагола имеет? Вид, время, возвратность: глядевший – поглядевший; смеющийся Вид, возвратность: смотря, посмотрев, рассмеявшись
6. Как образуется (суффиксы)? ащ-ящ (смотрящий);

ущ-ющ (тающий);

вш, ш (строивший, несший)

ом-ем-им (ведомый, видимый, читаемый);

енн, нн, т (увиденный, прочитанный, сжатый)

а, я (глядя, слыша)

в, вши, ши (поужинав, остановившись, прилегши)

7. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)? Определением: И вывели на вал скрученных веревками запорожцев. Обстоятельством: Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи.
8. Как выделяется на письме знаками препинания? Причастный оборот выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова: Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом. Одиночное деепричастие и деепричастный оборот всегда выделяются запятыми: Рыдая, глядела она им в очи.

VI. Связный рассказ на лингвистическую тему.

По одному представителю от каждой команды тянут билет и отвечают на вопросы: “Что я знаю о причастии?” или “Что я знаю о деепричастии?”

Во время ответа класс внимательно слушает и рецензирует ответ.

V. Индивидуальная работа по карточкам или графический диктант.

(на усмотрение учителя)

Подведение итогов урока.

Итог подводится по индивидуальным счетчикам:

26-28 баллов – “5”;

22-25 баллов – “4”;

17-21 балл – “3”.

Ученик из победившей команды, набравший наибольшее количество баллов, получает дополнительно оценку “5”.

И деепричастия. О загадочности этих частей речи говорить не приходится: до сих пор не решен вопрос об их месте в морфологии русского языка. Основные их признаки, особенности и отличия рассмотрим в нашей статье.

Отглагольные образования

Неизвестной остается судьба этих частей речи. В современной школьной программе, в зависимости от автора учебно-методического комплекса, понятие о том, что такое причастия и деепричастия, трактуют по-разному. Некоторые авторы, как, например, Разумовская, справедливо считают их своеобразными формами глагола. Несомненно, доля истины в этом есть, поскольку образовались причастия и деепричастия именно от глагола.

Обе эти версии имеют право на существование, они логичны и каждая из них может быть по-своему аргументирована.

Вот такой он загадочный, русский язык. Причастие и деепричастие - особые формы, которые делают нашу речь более динамичной и красочной.

Оборот с причастием

Любая часть речи по-своему примечательна. И что такое причастия и деепричастия, что они делают в предложении особенного, чего не могут другие части речи? Их главная отличительная особенность - образование оборотов. Это происходит, когда у одного из них есть зависимые слова.

Например: Девочка, гуляющая по летнему саду, любовалась природой . Если внимательно рассмотреть это предложение, то мы увидим, что от причастия «гуляющая» можно задать вопрос «где?». Ответом будет словосочетание «по летнему саду». Это означает, что перед нами причастный оборот. Гораздо грамотнее и красивее использовать обороты, чем бесконечно повторять слово «который».

Не забываем ставить запятые, если стоит после своего определяемого слова (здесь им является «девочка»). При синтаксическом разборе возникает вопрос: как его подчеркнуть? Здесь все просто: задаем вопрос от определяемого слова: (девочка) какая? На него отвечает второстепенный член предложения, всем нам известный - определение. Поэтому стоит целиком весь оборот подчеркнуть волнистой чертой.

В случае, когда оборот идет перед своим определяемым словом, все по-другому. Там не нужно ставить запятые. Синтаксическая функция у такого оборота иная - каждая часть речи в нем подчеркивается независимо друг от друга.

Деепричастный оборот

С ним дело обстоит немного иначе. Во-первых, само по себе деепричастие может не содержать никаких зависимых слов, но, тем не менее, будет выделяться запятыми. Лингвисты называют его одиночным.

Например: Не раздумывая, он бросился в горящий дом спасать людей.

Как видим, деепричастие очень сходно по значению с наречием (здесь отвечает на вопрос «как?»). Можно даже заменить его этой частью речи: Быстро он бросился в горящий дом спасать людей.

Как и в случает с братом-причастием, деепричастие может подчинять себе слова и образовывать тем самым оборот. Поскольку в предложении оно всегда выполняет только одну роль, его принято называть Со знаками препинания здесь не перемудришь: запятые ставятся абсолютно всегда. И не нужно смотреть, как расположено относительно этого оборота определяемое слово.

Например: Не выполнив домашнее задание, Миша отправился на прогулку.

От деепричастия «не выполнив» зададим вопрос «что?» и получим ответ - «домашнее задание». Перед нами - деепричастный оборот.

и деепричастий

Словообразование каждой части речи изучается школьниками, начиная с пятого класса. Некоторые из них (например, существительное и прилагательное) имеют несколько способов появления новых слов: не только приставочный и суффиксальный, но и сложение и аббревиацию. С причастиями и деепричастиями все проще: их основной способ словообразования - это суффиксальный. Именно по этой морфеме мы отличаем их от других частей речи.

Зная, что такое причастия и деепричастия, запомнить суффиксы будет нетрудно. Нужно знать несколько простых правил. Не забывайте, что причастия делятся на две большие группы: действительные и страдательные.

У действмиельных причастий, находящихся в настоящем времени, суффиксы такие: ущ/ющ (танцующий, поющий), ащ/ящ (кричащий, летящий) .

У страдательных - ем- (колеблемый), -ом- (влекомый), им (зависимый).

Когда причастия стоят в прошедшем времени, отличать их будем также по залогу.

Действ.прич. : -вш- (купивший), ш (выросший).

Страд.прич. : -т- (расколотый), -енн- (прокрученный), -нн- (вымерянный).

Главное, что нужно сделать - верно определить часть речи. Тогда суффиксы причастий, деепричастий запомнить намного проще. Тем более, они схожи между собой.

У деепричастий категории залога нет, они отличаются лишь по времени. Наст.вр.: -а (не спеша), -я (угадывая), -учи (будучи), -ючи (припеваючи) . Прошедшее время: -в (сделав), -вши(не знавши).

Заключение

Суффиксы причастий и деепричастий легко запоминаются на практике. Достаточно выполнить несколько упражнений на эту тему, чтобы закрепить их правописание. Несмотря на кажущуюся сложность этих глагольных форм, они не представят особого труда для тех, кто внимательно читает правило.

В курсе изучения морфологии школьники проходят тему «Суффиксы действительных и страдательных причастий». В тонкостях и особенностях этой группы разберемся подробнее.

Причастие

Что это за интересное явление? До сегодняшнего дня не утихают споры лингвистов. Мнения разделились: одни считают причастие поскольку оно обладает рядом собственных признаков. Другие же уверены, что это всего лишь глагольная форма. Если обратиться к истории его возникновения, то можно узнать о том, что оно образовалось именно от глагола. Правда, внешне оно больше походит на имя прилагательное. Да и некоторые функции оно у него позаимствовало: оба они отвечают на один вопрос (какой?), и синтаксическая роль у них одинакова (определение). Поэтому ученые спорят и не могут прийти к единому решению.

Различные учебно-методические комплексы, по которым преподается русский язык в школе, тоже по-разному подходят к этой ситуации. К примеру, М. М. Разумовская относит причастие к глагольной форме, а В. В. Бабайцева - к самостоятельной части речи. Но и в том, и в другом учебнике говорится о том, что до сих пор не ясно, к какой категории его стоит относить.

Действительные

Прежде чем рассмотреть суффиксы действительных и страдательных причастий, необходимо знать, что эту часть речи принято делить на две большие группы по значению. Первую именуют действительными. Такое наименование они получили благодаря своему назначению: называть признаки таких предметов, которые сами выполняют действие.

Рассмотрим пример: «Ветер, дующий с моря, неистовствовал».

Как мы можем убедиться, ветер самостоятельно дул с моря, не прибегая к чьей-либо помощи и не подвергаясь никакому воздействию. Именно такие формы и называют действительными.

Еще пример: «Собака, охранявшая дом, была крупной породы».

Объект в этом предложении оберегает дом, то есть выполняет действие самостоятельно. Таким образом, причастие «охранявшая» относится к разряду действительных.

Страдательные

Следующей группой, имеющей несколько иное назначение, является разряд страдательных причастий. Они так названы, потому что не выполняют действие, а подвергаются ему.

Разберем пример: «Родители, вызванные в школу учителем, были обеспокоены».

В данном предложении мы видим причастие «вызванные». Оно образовалось от глагола «вызвать». Убедимся, что родители не сами приняли решение прийти в школу, а по просьбе преподавателя. Видим, что действие производят не они сами, оно совершается над ними. Поэтому и относят такое причастие к страдательным. То есть родители как бы «страдают», испытывая на себе чье-то воздействие.

Суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени

Теперь, когда мы разобрались в тонкостях этой морфологической группы, можно перейти к главной теме. Каждый из разрядов будет иметь свои особенности словообразования.

Суффиксы действительных и страдательных причастий будут отличаться в зависимости от времени. Так, в настоящем времени выделяют следующие: -ущ и -ющ, а также -ащ и -ящ. Пример: бунтующий, поющий, держащий, говорящий. Как видим, все они относятся к действительным. У страдательных же они другие: -ом, -им, -ем. Пример: влекомый, гонимый, осуждаемый.

У действительного причастия настоящего времени все суффиксы имеют особенности правописания.

Ели не знать правила, возникает много вопросов. Например, как нужно писать: борЮщийся или борЯщийся? В этом нам поможет глагол, от которого образуется это слово - бороться. Определим его спряжение. Поскольку его основа оканчивается на -оть, то это 1 спряжение. Теперь нужно воспользоваться следующим правилом: если слово относится к 1 спряжению, пишем -ущ или -ющ. Если же ко второму - то -ащ или -ящ. Таким образом, мы выяснили, что в слове «борющийся» необходимо писать -ющ. Главное - знать, как определять спряжение у глаголов.

Лучше помогает запомнить суффиксы действительных и страдательных причастий таблица. Да и к тому же к ней всегда можно обратиться, если вдруг правило вылетит из головы.

Суффиксы действительных и страдательных причастий прошедшего времени

Теперь, рассмотрев особенности образования этой части речи в настоящем времени, мы можем перейти к следующему этапу. Стоит помнить, что причастия не могут употребляться в будущем времени, поэтому дальше будем говорить о прошедшем. Этот признак они позаимствовали у глагола.

В прошедшем времени у выделяют суффиксы -вш и -ш. Например: растаявший, проросший.

У страдательных же их больше: -нн, -енн, -т. Например: засеянный, прикрепленный, наколотый.

И снова нам поможет вспомнить суффиксы действительных и страдательных причастий таблица.

С первым разрядом все понятно, никаких трудностей не возникает, а вот со страдательными сложнее. В некоторых словах не всегда понятно, какой суффикс необходимо выделить: -нн или -енн. Рассмотрим слово «обиженный» Казалось бы, что выделив суффикс -енн, мы не сделаем ошибки. Но это не так. Согласно правилу, если глагол, образовавший причастие, оканчивается на -ать, -ять, -еть, то выделяем суффикс -нн.

В данном примере основа глагола «обидеть» оканчивается на -еть, поэтому мы определяем в причастии суффикс -нн.

Возьмем еще один пример: «наряженный». И снова вспомним правило: если глагол оканчивается на -ить, -ти или -чь, то в этом случае употребим только суффикс -енн.

Также поступим и в словах "испеченный" (испечь), "принесенный" (принести), "спрошенный" (спросить).

Задания

На уроках русского языка особое внимание учитель уделяет тому, как и когда употребляются суффиксы действительных и страдательных причастий. Упражнения на эту тему помогут наиболее полно разобраться в ней.

Сперва необходимо дать список глаголов и попросить ребят определить их спряжение. Затем стоит дать задание образовать от них причастие разных разрядов и времен.

Например:

  • колоть (1 спр.) - колющий (действ., наст. вр.), коловший (действ., прош. вр.);
  • говорить (2 спр.) - говорящий (действ., наст. вр), говоривший (действ., прош. вр.);
  • брить (1 спр., искл.) - бреющийся (действ, наст. вр), брившийся (действ., прош. вр.), бритый (страд., прош. вр.);
  • обидеть (2 спр., искл.) - обижаемый (страд., наст. вр.), обиженный (страд., прош. вр.).

Похожие публикации