Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Статусный сердечный и летящий голос регистры. Выравнивание регистров певческих голосов

Все певческие голоса подразделяются на женские, мужские и детские. Основные женские голоса – это сопрано, меццо-сопрано и контральто , а самые распространённые мужские голоса – тенор, баритон и бас .

Все звуки, которые можно спеть или сыграть на музыкальном инструменте, бывают высокими, средними и низкими . Музыканты, когда говорят о высоте звуков, пользуются термином «регистр» , подразумевая целые группы высоких, средних или низких звуков.

В глобальном смысле женские голоса поют звуки высокого или «верхнего» регистра, детские голоса – звуки регистра среднего, а мужские – звуки низкого или «нижнего» регистра. Но это верно лишь отчасти, на самом деле всё гораздо интереснее. Внутри каждой из групп голосов и даже внутри диапазона каждого отдельного голоса тоже есть разделение на высокий, средний и низкий регистр.

Так, например, высоким мужским голосом является тенор, средним – баритон, а низким – бас. Или, ещё пример, у певиц самый высокий голос – сопрано, средний голос вокалисток – это меццо-сопрано, а низкий – контральто. Окончательно усвоить разделение мужских и женских, ну заодно и детских голосов на высокие и низкие, вам поможет вот эта табличка:

Если говорить о регистрах какого-либо одного голоса, то у каждого из них есть и низкие звуки и высокие. Например, тенор поёт и низкие грудные звуки, и звуки высокие фальцетные, не доступные басам или баритонам.

Женские певческие голоса

Итак, основные виды женских певческих голосов – это сопрано, меццо-сопрано и контральто. Они различаются, прежде всего, диапазоном, а также тембровой окраской. К числу тембровых свойств можно отнести, например, такие, как прозрачность, лёгкость или, наоборот, насыщенность, сила голоса.

Сопрано – женский самый высокий певческий голос, его обычный диапазон – две октавы (целиком первая и вторая октава). В оперных спектаклях часто партии главных героинь исполняются именно певицами с таким голосом. Если говорить о художественных образах, то лучше всего высокий голос характеризует молодую девушку или какого-нибудь фантастического персонажа (например, фею).

Сопрано по характеру звучания разделяют на лирическое и драматическое – вы и сами легко можете представить себе, что партии девушки очень нежной и девушки сильно страстной не может исполнять одна и та же исполнительница. Если голос с лёгкостью справляется с быстрыми пассажами и фиоритурами в своём высоком регистре, то такое сопрано называют колоратурным .

Контральто – уже говорилось о том, что это самый низкий из женских голосов, притом очень красивый, бархатный, к тому же и очень редкий (в некоторых оперных театрах нет ни одного контральто). Певице с таким голосом в операх нередко поручают партии мальчиков-подростков.

Ниже приводится табличка, в которой называются примеры оперных партий, которые часто исполняют те или иные женские певческие голоса:

Давайте, послушаем, как звучат женские певческие голоса. Для вас – три видео-примера:

Сопрано. Ария Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта» Моцарта в исполнении Белы Руденко

Меццо-сопрано. Хабанера из оперы «Кармен» Бизе в исполнении прославленной певицы – Елены Образцовой

Контральто. Ария Ратмира из оперы «Руслан и Людмилы» Глинки в исполнении Елизаветы Антоновой.

Мужские певческие голоса

Основных мужских голоса всего три – это тенор, бас и баритон. Тенор из них самый высокий, его высотный диапазон – ноты малой и первой октав. По аналогии с тембром сопрано, исполнителей, обладающих этим тембром, разделяют на теноров драматических и теноров лирических . Кроме того, иногда упоминают такую разновидность певцов, как «характерный» тенор . «Характер» ему придаётся каким-нибудь фоническим эффектом – например, серебристостью или дребезжанием. Характерный тенор просто незаменим там, где требуется создать образ седовласого старика-старца или какого-нибудь хитреца-пройдохи.

Баритон – этот голос отличается своей мягкостью, густотой и бархатностью звучания. Диапазон звуков, которые может спеть баритон, заключается в пределах ля большой октавы до ля первой октавы. Исполнителям с таким тембром часто поручаются мужественные партии персонажей опер героического или патриотического плана, однако мягкость голоса позволяет раскрывать и любовно-лирические образы.

Бас – голос самый низкий, может петь звуки от фа большой октавы до фа первой. Басы бывают разные: одни раскатистые, «гудящие», «колокольные», другие жёсткие и очень «графичные». Соответственно и партии персонажей для басов отличаются разнообразием: это и героические, и «отцовские», и аскетические, и даже комические образы.

Наверное, вам интересно узнать, какой же из мужских певческих голосов самый-самый низкий? Это бас-профундо , иногда певцов с таким голосом называют также октавистами , так как они «берут» низкие ноты из контроктавы. Кстати, мы ещё не упомянули о самом высоком мужском голосе – это тенор-альтино или контртенор , который совершенно спокойно поёт почти женским голосом и с лёгкостью достигает высоких нот второй октавы.

Как и в предыдущем случае, мужские певческие голоса с примерами их оперных партий отображены в табличке:

Теперь послушайте, каково звучание мужских певческих голосов. Тут для вас ещё три видео-примера.

Тенор. Песня индийского гостя из оперы «Садко» Римского-Корсакова в исполнении Давида Послухина.

Баритон. Романс Глиэра «Сладко пел душа-соловушко», поёт Леонид Сметанников

Бас. Ария князя Игоря из оперы Бородина «Князь Игорь» в оригинале написана для баритона, но в данном случае её поёт один из самых лучших басов XXвека – Александр Пирогов.

Рабочий диапазон голоса профессионально обученного вокалиста в среднем обычно составляет две октавы, иногда, правда, певцы и певицы обладают куда более широкими возможностями. Для того, чтобы вы хорошо ориентировались в тесситурах при выборе нот для занятий, предлагаю вам познакомиться с рисуночком, наглядно демонстрирующим допустимые диапазоны для каждого из голосов:

Перед заключением хочу порадовать вас ещё одной табличкой, с помощью которой можно познакомиться с вокалистами, обладающими тем или иным тембром голоса. Это нужно для того, чтобы вы самостоятельно могли найти и послушать ещё больше аудио-примеров звучания мужских и женских певческих голосов:

На этом всё! Мы с вами говорили о том, какие бывают голоса у певцов и певиц, разобрались с основами их классификации, размерами диапазонов,выразительными возможностями тембров, а также послушали примеры звучания голосов знаменитых вокалистов. Если вам понравился материал, поделитесь им на своей страничке в контакте или в своей ленте твиттера. Для этого под статьёй есть специальные кнопочки. Успехов!

1. Шумовой регистр

4. Свистковый (флейтовый) регистр

Это тот голосовой регистр, который идет еще выше головного! правда, этот регистр есть не у всех. У детей, как правило, он есть, а также у здоровых молодых вокалистов. А у людей, так сказать, постарше, он отсутствует. Эх, возраст..

5. Есть еще один вид регистра голоса - средний регистр (смешанный) . Но мы о нем не сказали, потому что он не является физиологическим регистром, но очень важен для общего понимания сути. Он появляется путем наложения речевого регистра на головной. Сейчас попробую описать, откуда он берется.

Как определить диапазон голоса? Ищем средний регистр

Итак, для начала нам нужно определить диапазон Вашего речевого регистра. Пропойте саму низкую ноту, которую только сможете взять. Найдите эту ноту на клавиатуре пианино (если нет пианино, воспользуйтесь онлайн пианино Pianoplays.com). Теперь поднимайте голос выше и остановитесь там, где Вам уже не удобно петь в речевом режиме, где голос уже срывается на фальцет. Теперь эту самую высокую ноту также найдите на пианино. Таким образом, расстояние от самой низкой ноты Вашего речевого голоса до самой высокой - это и есть диапазон Вашего речевого (грудного) регистра.

Теперь определим диапазон Вашего фальцета (головного, верхнего регистра голоса). Но начните его определять сверху: спойте фальцетом самую высокую ноту, которую только сможете взять. Найдите ее на пианино. Постепенно голосом двигайтесь вниз до тех пор, пока он (голос) не перейдет на речевой режим. Найдите эту крайнюю ноту на пианино.

Если Вы все внимательно сделали и нашли крайние ноты обоих регистров на пианино, то должны были заметить, что оба этих регистра как бы накладываются друг на друга. Т. е. несколько самых высоких нот речевого диапазона являются несколькими самыми низкими нотами головного диапазона. Посмотрите, о чем я говорю:

Таким образом, те ноты, которые находятся в районе наложения, можно спеть как речевым, так и головным голосом. Этот район наложения и является Средним (смешанным) регистром .

Переходим на следующий урок, где мы с Вами узнаем о том, как "прокачать" этот самый средний регистр, чтобы брать высокие ноты!

1. Основной регистр — самый удобный для пения,т.к его октава находится в привычном, речевом диапазоне.

2. Переход в ф альцетный регистр (головной)
Отступив вниз примерно на октаву от верхнего предела диапазона голоса – возникает так называемая переходная нота, соединяющая головной регистр с основным. Практика показывает, что поднимаясь до этой ноты, у вокалиста появляется заметное напряжение в голосе (ведь эта самая высокая нота при грудном звукоизвлечении) и в такой момент чаще поют только самим горлом (фальцетом), без работы диафрагмы, поэтому голос звучит не естественно и расходуется очень много дыхания и соответственно сил. Так уж устроены наши голосовые связки.

Упражнение:

Задача заключается в том, чтобы незаметно для чужих ушей пройти этот переход между двумя регистрами (основным и головным).
И чтобы этому научиться мы сейчас сделаем упражнение в котором нужно плавно и ровно проскользить голосом целую октаву (например, от ноты Ля до следующей Ля ), тем самым стараться спрятать переходную ноту сделав регистры похожими друг на друга.

Две ноты Ля с интервалом в октаву (3 струна 2 лад и 1 струна 5 лад):

Когда вы станете уверенно петь данное упражнение, переходите на следующие ноту по диапазону вверх, т.е от Ля-диез до Ля- диез через октаву (один лад на грифе гитары от каждой ноты, а значит 3 струна 4 лад и 1 струна 6 лад).

3. Переход в басовый регистр:
Отступив вниз на две октавы от верхнего предела диапазона голоса мы попадаем в басовый регистр и также наш голос ощутит следующую переходную ноту соединяющую два регистра (основной и басовый). Эта нота тоже будет звучать не уверенно и не устойчиво.
Делаем упражнение похожее на первое, только с заметно низкими нотами в голосе:

Пример:
От ноты Ми до Ми через октаву.

Регистры голосовые

виды тембра в человеческом голосе, как мужском, так женском. Грудной регистр принадлежит нижней части голоса; его звуки свободны, густы. Головной Р. принадлежит верхней части голоса; звуки менее естественны и отличаются напряжением. Смешение обоих Р. встречается в средней части голоса и называется средним Р., или медиумом. В мужском голосе верхние, чисто головные ноты называются фальцетом, или фистулой (см. Голос). В органах название Р. носят поршни, открывающие доступ воздуха к известному набору флейт или труб того или другого тембра. Р. приводятся в действие регистровыми кнопками, помещающимися по бокам и над клавиатурой (см. Орган).

Н . С.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Регистры голосовые" в других словарях:

    - (лат. vox, франц. voix, итал. voce, англ. voice, нем. Stimme). 1) Мелодич. линия как часть многоголосного муз. произведения. Совокупность этих линий составляет муз. целое фактуру муз. произведения. Характер движения голосов… … Музыкальная энциклопедия

    Ручные гармоники язычковые клавишно пневматические музыкальные инструменты, класс гармоник. Звук в таких инструментах извлекается путём воздействия на их свободно проскакивающие в проёмах планок язычки (голоса) струёй воздуха,… … Википедия

    ГОЛОС - ГОЛОС, всеобщее понятие, объединяющее звуки, исходящие из гортани человека, независимо от того, предназначаются ли они для выражения мысли и чувства или же являются в результате неосознанных рефлекторных мышечных движений. В развитии Г. должно… … Большая медицинская энциклопедия

    - (лат. Gutturales verae, нем. Kehlkopflaute) образуются в гортани (см.) деятельностью голосовых связок. Гортань (собственно голосовая щель) имеет четыре следующих артикуляции: 1) голосовая щель широко раскрыта и беспрепятственно пропускает… …

    Тесситура - (ит. tessitura ряд тонов в диапазоне голоса) высотное положение голоса в данный момент по отношению ко всему диапазону этого голоса. Например, если диапазон рассматриваемого голоса лежит в пределах 100 250 Гц (баритон), а в данный момент… … Педагогическое речеведение

    Таманьо, Франческо Франческо Таманьо Основная информация Полное имя Francesco Tamagno Дата рождения … Википедия

    - (от греч. φωνητικός = звуковой, голосовой) отдел языкознания, занимающийся изучением звуковой стороны языка. Термин этот недостаточно точен и определенен. По своему этимологическому составу он должен бы означать учение о всяких звуках вообще, но… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Что такое регистр голоса? У всех людей голос имеет регистровое строение. Регистры отличаются по принципу извлечения звука. У неопытных вокалистов регистры голоса не связаны между собой, тогда как профессионалы знают, как их соединить. Если вы попробуете попеть на глиссандо (см. определение Глиссандо) до верхнего порога вашего диапазона, то заметите, что в некоторых местах голос начинает как бы ломаться, перескакивать и меняет свою окраску, проскакивают так называемые "петухи". Это ваши мосты. Вам нужно найти способ соединить их. Вот список основных регистров.

Falsetto - Фальцет

Whistle Register - Свистковый регистр

Stroh bass - Штро бас

Представляет собой не что иное, как наш обычный разговорный голос, но усиленный при помощи вокальных приёмов. Положив руку на грудную клетку и пропев удобную вам нижнюю ноту вашего диапазона вы почувствуете вибрацию в этой области груди. Именно потому голос и называется грудным - в звукообразовании активно задействован крупнейший резонатор нашего тела, поэтому голос звучит мощно и насыщенно. Диапазон грудного голоса ограничен лишь вашими природными данными, связанными с длиной и толщиной связок, а так же с плотностью и формой их смыкания. Он составляет у здорового среднестатистического человека около двух-двух с половиной октав. Многие девушки, особенно с высокими голосами часто сталкиваются с проблемой пытаясь научиться "петь грудью". Переходный участок у них проявляется очень низко, где-то через полторы октавы. Как решить эту проблему? Найти опытного педагога и никакие виртуальные советы тут не помогут. Это основной певческий тембр и прежде чем овладевать другими приёмами необходимо как следует освоить именно его. Не вижу особого смысла приводить примеры грудного голоса, мы и так слышим его каждый день, а тембральная окраска может быть самой разнообразной. О том от чего зависит тембр поговорим позже.

2. Фальцет .

Фальцет - это тот самый голос, на который наш голос срывается при попытке петь выше переходного участка грудного диапазона. В народе такие срывы называются "петухами" - очень неприятное явление, особенно если оно случается на сцене. Таким образом, выше переходного участка находится фальцет. Рассмотрим природу фальцетного звукообразования. Если при грудном звукоизвлечении связки смыкаются плотно по всей длине и высота звука контролируется их натяжением, то при фальцетном звукоизвлечении связки смыкаются только частично, а не по всей длине, оставляя небольшое отверстие, через которое проходит воздух, придающий фальцету шипящее звучание. Высота звука в данном случае регулируется длиной смыкаемой части связок. Чем тоньше ваши связки, и чем лучше они смыкаются, тем выше вы можете петь фальцетом. Чем больше площадь смыкания связок, тем ниже нота, чем меньше - тем выше. Вот пример фальцета. Вообще говоря фальцет вам не нужен. Конечно, он используется многими вокалистами, как приём, но вашей первостепенной задачей должно оставаться освоение грудного регистра. Если вы умеете петь грудным голосом, то освоить фальцет не составит труда. Известные исполнители поющие фальцетом - Prince, Earth Wind and Fire, Пресняков, Витас.



Микст, или как его ещё называют "смешанный голос" - это способ звукоизвлечения, в котором задействованы оба механизма - и грудной и фальцетный. Голос при этом не имеет переходного участка. У многих людей микстовое звукообразование от природы.

4. Свистковый регистр.

Этот регистр развит чаще всего у женщин. Очень яркий тому пример - Mariah Carey, которая много использовала свистковый регистр в своих ранних записях. У мужчин такая способность встречается крайне редко, что очевидно связано со строением связок и типом смыкания. Но и мужчины порой показывают удивительную способность петь в таком регистре. Пример(Адам Лопес)

5. Штробас.

Штробас довольно часто используется в современной эстраде. Штробас - позволяет брать очень низкие ноты, которые находятся гораздо ниже нашего грудного диапазона и могут достигать контр октавы у мужчин. Эти ноты не пропеваются, а как бы "проскрипываются", и используются в основном как приём "подъезд к ноте", что придаёт голосу некоторую сексуальность, как показано ниже в примере номер 1:



Второй пример демонстрирует, как низко можно издавать звуки при помощи штробаса. Практического применения это почти не находит, но в принципе, путём долгих тренировок штробас можно развить и получать вполне мощный звук. Всё зависит от художественных целей, которые ставит перед собой вокалист - просто так, для спортивного интереса, этим заниматься не стоит. Лучше уж направить свои усилия на что-нибудь более полезное - например тренировку слуха и точного попадания в ноты.

6. Inward singing - Пение на вдохе.

Такой вид звукоизвлечения можно скорее отнести с фальцетному, хотя по звучанию он больше напоминает свистковый регистр. Не знаю использует ли кто нибудь данный приём. Лично я использую это, если нужно пропеть высокую ноту, которую не достать фальцетом. Принцип здесь простой - контролируемый звук на вдохе. Многим это может показаться парадоксальным, но если связки колеблются на выдохе, то с таким же успехом они могут колебаться и на вдохе. Для того, чтобы проделать такой трюк необходимо прежде хорошо распеться и расслабиться полностью. Никакие мышцы не должны быть напряжены вообще.

Связки

Когда мы поём, то обычно не задумываемся о том, как наши связки издают звук. Моя преподавательница сказала бы "И правильно делаете!". Многие слишком зацикливаются, пытаясь подробно разобраться в том, что и как работает. Знать что к чему, хотя бы для общего развития, конечно необходимо, но не забывайте - мы не паталогоанатомы. Посмотрите на картинку (рисовал как мог, так что не ругайте):

Tongue - язык

Vocal cords - связки

Как видно из рисунка связки расположены довольно глубоко, поэтому чтобы к ним подобраться нужно очень постараться - одним зеркальцем тут не обойтись. Вот ещё одна иллюстрация гортани в разрезе. На английском голосовые связки называются vocal cords или vocal folds. Кроме истинных вокальных связок существуют и ложные вокальные связки - false folds.

Сами связки представляют из себя не самую красивую картину. Вот тут можно увидеть видео на котором сняты связки человека и то, как они работают в разных режимах. Говоря простым языком - две упругие складки вибрируют при смыкании, когда между ними проходит воздух.

Используем шарик, чтобы понять принцип работы связок. Сдавите шарик, но вместе с тем удерживайте пальцами края отверстия, чтобы воздух не выходил. Теперь слегка отпустите края отверстия чтобы воздух немного вышел. Поэкспериментируйте с краями отверстия, чтобы убедиться, какие разные звуки оно издаёт в зависимости от количества выходящего воздуха. То же самое происходит и с нашими связками – мы контролируем высоту и громкость звука подавая больше или меньше воздуха или растягивая (отпуская) связки. Самое интересное, что индивидуальность голоса зависит не столько от связок, сколько от всего вокального тракта. Если бы мы "вытащили" наши связки наружу, то услышали бы однообразный бесцветный звук.

Многие музыкальные инстременты работают по принципу колебаний мембраны. Например - та же русская гармошка. Когда гармонист растягивает меха, воздух втягивается в инструмент через клапаны, открываемые нажатием кнопок. Каджый клапан открывает своё отверстие, над которым находятся пара металлических язычков. Язычки колебаются под действием входящего/выходящего воздуха и издают звук. Высота звука зависит от размеров язычков - толщины, длины и ширины, а так же от материала из которого они изготовлены. Такая аналогия помогает понять принцип действия наших вокальных связок.

Опора

Что такое опора? Зачем она нужна и как её развить? В этой статье постараюсь ответить на эти вопросы. Сперва – что такое опора? Опора, это особое ощущение, соответствующее определённой слаженной работе дыхательных и вокальных мышц, а так же резонаторов, позволяющей певцу петь свободно и не напрягаясь. Это ощущение приходит не сразу, а только с практикой, при условии, что вы правильно формируете звук, хотя, бывает, что у некоторых опора работает сразу.

Обычно именно ваш преподаватель говорит вам, что звук стал опёртым и просит вас запомнить физические и вокальные ощущения на будущее. Это совсем не просто для начинающего, так как приходится концентрироваться на огромном количестве чувств и "прислушиваться" к тому, на что раньше никогда не обращал внимания. Мозг анализирует огромное количество информации и образует новые связи в соответствии с поступающими данными. Стоит закрепить неверный навык и он останется с вами надолго. Переучиться крайне сложно. Именно поэтому так важно в процессе обучения иметь рядом опытного педагога. В общем опору нужно рассматривать как совокупность ощущений ведущих к наиболее качественному результату при минимальных затратах энергии.

На самом деле ощущение опоры довольно субъективно и каждый ощущает её по разному. Большинство думает, что это столб воздуха поддерживаемый дифрагмой и упирающийся в нёбо. Многие считают, что опора – это напряжение дыхательных мышц, обеспечивающих необходимое давление на связки. Некоторые ощущают опору, как давление воздуха под связками – они рассматривают опору, как поток воздуха, удерживаемый связками. И, наконец, есть такие, которые считают, что воздух должен упираться в зубы. Таким образом разница в ощущениях приводит к различной терминологии. Некоторые говорят о опоре голоса, изолируя это понятие от опоры дыхания; другие считают, что это одно и то же. Что же мы имеем в итоге? У нас есть такие разные понятия, как акустическая опора, опора дыхания и опора голоса. Эта разница на самом деле основана на различии в способах звукообразования.

Итак. Зачем нужна опора в пении? Как и было сказано ощущение опоры облегчает работу гортани, увеличивает выносливость голосового апарата. Напряжение связок сводится к минимуму слаженной работой дыхательной и вокальной системы. В книге Дмитриева "Основы вокальной методики " описываются исследования этого эффекта с помощью рентгена. Был открыт один интересный факт. Ощущение опоры у опытных певцов всегда сопровождалось заметным сужением гортани прямо над связками! Рисунок ниже несколько схематичен, но принцип понять можно...

Этот интересный для нас факт можно использовать для развития опоры. Сужение гортани создаёт нечто вроде камеры с дополнительным сопротивлеинем и берёт на себя возможные нагрузки. Таким образом при правильном дыхании наши связки могут совершать колебательные движения без напряжения затрачивая минимум энергии на сопротивление давлению воздуха под ними. Другими словами нужно найти баланс между давлением воздуха под и над связками. Как это сделать? На практике можно используйте тот факт, что гортань слегка сужается, когда вы стонете или задерживаете дыхание. Попробуйте. Сделайте вдох диафрагмой и задержите дыхание как если бы вы собирались нырнуть на большую глубину. Расслабьтесь и выдохните. Чувствуете разницу? Попробуйте ещё. В конце повтрите вдох и с этой позиции начните петь.

Опора - одно из важнейших понятий в вокальном искусстве. Если у вас проблемы с интонацией, значит скорее всего виновата опора, а точнее её отсутствие. Если вы чувствуете, что вам хронически не хватает дыхания - это опять таки опора подвела. Если у вас быстро садится голос, хотя вы даже и не высоко поёте...то у вас отсутствует, либо слабо развита опора. Как видите - всё упирается в опору, простите уж за каламбур.

PS. Никакая книга не научит вас как опирать звук, обязательно консультируйтесь у педагога!

Похожие публикации