Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Сибирская принцесса. Принцесса Укока

В 1993 г новосибирские археологи обнаружили на плато Укок в Кош-Агачском районе сенсационную находку — в одном из курганов с вечной мерзлотой, в ледовой «линзе», в могиле с богатым убранством, была найдена хорошо сохранившаяся мумия молодой женщины, которую прозвали «Укокская принцесса». Женщина была похоронена более двух тысяч лет тому назад и принадлежала к пазырыкской знати. Сенсационная находка взволновала мировую общественность — подобных находок не было с момента обнаружения царских (Улаганский район Республики Алтай) и в Алтайского края. Памятник, где нашли мумию, назвали Ак-Алаха-3. Сама мумия хранится в в столице Республики Алтай, сопроводительный инвентарь (грифоны в золотой фольге и др.) остались в Музее истории культуры народов Сибири и Дальнего Востока в новосибирском Академгородке.

По поводу национальной принадлежности «принцессы Укока» споры идут до сих пор. Анализ ДНК женщины выявил ее европеоидные корни, антропологи также утверждают, что «шаманка» имела южно-европеоидные черты лица, ее одежда имеет иранское (индоевропейское, не тюркское) происхождение. Предполагают, что пазырыкцы были беглецами предположительно с юго-запада (возможно, из Передней Азии), а потомками пазырыкцев являются современные селькупы (устар. нзвание «остяки-самоеды») и кеты. С этим выводом категорически не согласна алтайская общественность. Сами алтайцы считают, что найденная женщина является прародительницей алтайского народа — легендарной «принцессой Кадын», и требуют ее возвращения на родину .

Памятник Ак-Алаха-3 находится на плоскогорье Укок, в долине реки Ак-Алаха, между дорогой, идущей от погранзаставы Ак-Алаха к стоянке Бертек и рядами колючей проволоки (пограничной системой). В 3 км к западу от этих курганов находится памятник Ак-Алаха-1 с пятью скифскими курганами.

Памятник Ак-Алаха-3 состоит всего из двух курганов — пазырыкского (18 м в диаметре, и 0,5 м высотой) и тюркского кургана VII в.н.э. к югу от него (10 м в диаметре). Насыпи обоих курганов были варварски повреждены — сдвинуты бульдозером, засыпаны грунтом, многие камни унесены местными жителями для строительства зданий.

Сняв насыпь с пазырыкского кургана, археологи обнаружили грабительский лаз, ведущий в погребение мужчины. Как оказалось, это было впускное погребение знатного кара-кобинца , ограбленное в древности. Под этой могилой было обнаружено нетронутое погребение молодой пазырыкской женщины с богатым погребальным инвентарем. Как оказалось, обе могилы — кара-кобинца и пазырыкской женщины — были сооружены примерно в одно время (примерно IV-III вв. до н.э., то есть 2300-2400 лет назад). Фактически, впускное погребение кара-кобинца спасло от грабителей захоронение «принцессы Укока».

В основном погребении был обнаружен лиственничный сруб 3,6 х 2,3 м, высотой 1,1 м, имитирующий жилище. Весь объем сруба был полностью заполнен льдом. Верхнее перекрытие состояло из 11 обтесанных лиственничных бревен. Внутри сруба находилась длинная колода-склеп из лиственницы с двухскатной крышей, подобная той, что была найдена в Пятом Пазырыкском кургане (царском) в Улаганском районе. Со всех сторон на колоду крепились кожаные аппликации, изображавшие оленей (такие же аппликации были обнаружены в Первом и Втором Пазырыкском курганах), видимо, имевшие особое магическое значение, возможно, призванные сопровождать человека в «иной» мир.

Туристка.Ру побывала в музее Новосибирского института археологии и этнографии, и оценила строительные способности пазырыкцев. Сразу впечатляет тот объем работ, который выполнен при захоронении женщины: пазырыкцам нужно было каким-то образом доставить на плоскогорье Укок огромные бревна (на плато отсутствует лес), их обтесать, выкопать в мерзлом грунте огромную яму... согласитесь, что это довольно непросто! То, как выполнен сруб (без единого гвоздя) может свидетельствовать о том, что пазырыкцы не были 100%-ными кочевниками, а умели делать и настоящие жилища из бревен. А теперь представьте себе огромную, темную от времени лодку длиной 2,7 м, выдолбленную в цельной лиственнице, накройте ее крышкой из того же дерева, — вот так выглядит колода, в которой нашли пазырыкскую женщину. Высота колоды составляет 0,68 м. Крышка колоды с двух сторон была прибита четырьмя медными гвоздиками. Вообще захоронение в лиственничной колоде может говорить об особом статусе похороненного, обычно таким образом хоронили царских особ, шаманов и детей. Например, найденный в кургане памятника Ак-Алаха-3 пазырыкский мужчина, похороненный в тот же год, не имел в погребальной камере колоды, а располагался на огромной деревянной кровати внутри сруба, что говорит о том, что его статус был ниже, чем у «принцессы». Сама форма колоды (напоминает шаманскую лодку «ротык») могла означать то, что погребенный отправляется «плыть» к предкам. Неслучаен также и выбор породы дерева, из которого изготовлена колода.

У многих народов различным видам деревьев соответствовали разные сакральные функции, из этих верований в дальнейшем сформировалось представление о «мировом древе» (древе жизни, исцеляющем древе). Некоторым деревьям приписывалось женское порождающее начало, иные народы даже «вели» свой род от дерева — так, например, нивхи «происходили» из лиственницы. Белый цвет березы воплощал сакральную чистоту. Древние считали, что захоронение в стволах, пнях может помочь человеку »возродиться», поэтому кеты хоронили своих детей в выдолбленных изнутри кедровых пнях, а селькупы умерших младенцев оборачивали берестой (сакральная чистота) и подвешивали к ветвям деревьев. В представлении селькупов лиственница связывалась с небом (крона дерева достигает небес), считалась «деревом жизни»: умерший, похороненный на лиственнице, мог заново «родиться». Интересно, что якутских шаманов также хоронили в лиственничной колоде, привязанной к ветвям большой лиственницы; буряты замуровывали умершего шамана в специально выбранную для этого «шаманскую» сосну, таким образом, дерево становилось носителем духа умершего шамана. Шаманская лодка «ротык», с помощью которой шаман на своих камланиях «отправлялся в мир иной», выполнена из кедра. Таким образом, захоронение пазырыкской женщины «в стволе» дерева (в колоде), видимо, символизирует возврат к материнскому лону и является подготовкой к дальнейшему «рождению» из него. Кроме того, возникает вопрос, а не была ли пазырыкская женщина шаманкой в своем племени? К этому вопросу мы еще вернемся.

В колоде на правом боку, головой на восток, а лицом на север, на подстилке из темного войлока лежала молодая женщина (примерно 25 лет). Сверху ее укрывало меховое покрывало с нашитыми украшениями из золотой фольги. Голова женщины находилась на войлочной подушке, руки и ноги были согнуты. Женщина была одета в длинную, до колен, шелковую рубаху коричневато-желтого цвета с чересчур длинными рукавами и в длинную шерстяную юбку, сшитую из трех горизонтально расположенных широких полотнищ — двух красных и одного белого. К юбке крепился пояс из плетеного красного шерстяного шнура. На юбку были нашиты бронзовые подвески. На ногах мумии были длинные, выше колен, чулки из белого войлока, украшенные сверху аппликацией из красного войлока. Чулки такого покроя носили как скифские женщины, так и мужчины-воины. Подошвы у чулок были из красного войлока и скроены отдельно. По всей видимости, красный цвет в отделке и некоторых деталях одежды имел защитное значение, оберегал от злых духов. В войлочном мешочке («косметичке») рядом с женщиной найдено бронзовое зеркало в деревянной оправе с вырезанным на ней оленем, кисточка из конского волоса, стеклянные индийские бусины разных цветов, коренной зуб человека и рассыпавшийся синий порошок (вивианит — а именно из него состоял порошок — как дешевый краситель стал известен в Европе лишь в ХIХ веке, а пазырыкцы использовали его двумя тысячелетиями раньше). Шею «принцессы Укока» украшала деревянная гривна с прикрепленными к ней деревянными подвесками в виде барсов, покрытых золотой фольгой. Почему пазырыкцы часто изображали на гривнах волков и барсов? Изображения этих животных, скорее всего, должны были защищать одно из уязвимых мест человека - его шею. В ушах женщины были золотые серьги-кольца. Мизинцы мумии были обвязаны шерстяными нитями.

В изголовье на небольшом блюде находились семена кориандра, некоторые были обуглены. На семена кориандра нужно обратить особое внимание, и вот почему: кориандр использовался как лекарственное растение и как благовоние; кориандр произрастал в Средиземноморье и Средней Азии, выращивался в Индии, Палестине и Египте, таким образом, на Алтае он должен был являться большой редкостью, возможно, кориандр привозили какие-то единичные торговцы или... пазырыкцы привезли его с собой с земли предков, когда мигрировали из Передней Азии! Плоды кориандра были обнаружены во Втором, Третьем и Пятом Пазырыкских курганах. В любом случае, присутствие этого растения в погребении Ак-Алаха -3 неслучайно, возможно, окуривание тела в колоде связано с последующим возрождением в «ином» мире.

Несомненно, что шелковая рубаха была роскошью, изготавливалась из привозной ткани, и это, наряду с имеющимся захоронением коней и бальзамированием, свидетельствует о том, что принцесса происходила из среднезажиточных слоев своего племени, возможно, была шаманкой. Рубаха была изготовлена из нитей дикого шелкопряда, все швы, а также горловина и края рукавов обшиты шерстяными красными шнурами (обереги от злых духов, которые могли «проникнуть» через разрезы), и была копией рубахи во Втором Пазырыкском кургане. Ученые предполагают, что происхождение рубахи скорее всего индийское, а не китайское, так как в это время китайцы давно уже использовали нити одомашненных шелкопрядов, кроме того, древнейшие китайские ткацкие станки выпускали ткани шириной до 50 см, рубаха же «принцессы Укока» скроена из ткани шириной 130 см. Рядовые и даже знатные воины-всадники, погребенные на Укоке, не имели рубах, они надевали шубы на голое тело.

Настоящим открытием для археологов была находка в погребении отлично сохранившихся оригинальных парика и головного убора женщины. Они занимали почти треть колоды. Нужно сказать, что в древности именно головной убор и прическа нес самую значимую информацию о человеке, у каждого племени он имел свою форму, а статус человека внутри племени можно было «прочитать» по его украшениям. Девушки, переходя в статус женщины, или меняя род, меняли также прическу и головной убор. Обритую голову пазырыкской женщины покрывал парик, состоящий из войлочной шапочки, на которую наносился специальный пластичный материал черного цвета — с его помощью парику придавалась необходимая форма и объем. В составе формовочной массы присутствуют сажа, глина, обугленные семена дикорастущих злаков, животный жир. Интересно, что во всех женских пазырыкских погребениях находили пятна черного цвета под головой погребенных женщин, и не могли объяснить его происхождение. Теперь тайна раскрылась — оказывается, все пазырыкские женщины в повседневности носили подобные парики! К парику были пришиты деревянные накосники-украшения, их покрывали золотой фольгой. На темени волосы специальным образом собирали в пучок, на который сверху надевали «конус», выполненный из шерстяных ниток красного цвета. Венчал конус деревянный олень, стоящий на шаре, весь покрытый золотой фольгой. Другой покрытый резьбой олень с раздвоенным туловищем и рогами козерога «лежал» на парике перед «конусом». Образ фантастического оленя-козерога потом встретится нам в татуировке женщины. Надо сказать, что этот образ олицетворял Солнце и Верхний мир у многих центральноазиатских народов. Сзади «конуса» к парику крепилось высокое вертикальное сооружение из войлока в виде прямоугольника с закругленными краями (61 см), покрытое черной шерстяной тканью, которое, видимо, являлось символом «древа жизни»: у его подножия «паслись» деревянные олени, в верхней части крепились пятнадцать составных деревянных птичек с кожаными крыльями, хвостами и лапками, длинными шеями, как у лебедей. Все фигурки выполнены из кедра и покрыты золотой фольгой. Такие птички могли быть символом будущего пополнения рода (у многих народов птицы символизируют человеческие души, а у некоторых — души нерожденных детей). Кроме того, в срубе был найден остроконечный чехол-колпак из войлока длиной 84 см и широкими полями, который в каких-то случаях надевался на сложную прическу. Такой же колпак был найден во Втором Пазырыкском кургане, за сотни километров от Укока. Ученые считают, что такой сложный головной убор носила каждая пазырыкская женщина, и нельзя однозначно судить по нему о том, что «принцесса Укока» была шаманкой. Хотя вполне возможно, что в дальнейшем подобные головные уборы стали носить только шаманы и «ведьмы». ТуристкаРу была поражена красотой деревянных фигурок, а также тем, насколько изысканными и необычными были прически пазырыкских женщин. А колпак-чехол действительно напоминает шляпы ведьм, какими их обычно изображают!

Тело женщины хорошо сохранилось благодаря бальзамированию и хранению в естественном «ледяном холодильнике». Бальзамирование умерших было необходимой частью погребального обряда у пазырыкцев. Дело в том, что своих умерших они хоронили всего два раза в год — весной или в начале лета, и осенью, то есть от момента смерти человека до его погребения нередко проходило полгода. «Принцесса Укока» была похоронена в середине июня, перед откочевкой на летние пастбища, что подтверждается содержимым желудков захороненных с ней лошадей. Бальзамирование не было какой-то привилегией знати — бальзамировали и рядовых воинов. У женщины удалены мозг, внутренние органы, ребра и грудина, череп и брюшная полость заполнены веществом наподобие торфа, шерстью овец, лошадиным волосом, корешками, песком и глиной. Еще у нее отсутствовали два верхних резца, хотя все остальные зубы были здоровы — видимо, удаление зубов было частью какого-то магического ритуала, или свидетельствовало о ее особом статусе. Тело по всей видимости покрывалось маслом и смолами с добавлением ртути (ртуть использовали для бальзамирования древние китайцы, считалось, что ртуть и киноварь гарантируют «бессмертие»). Возможно, пазырыкцы действительно верили в то, что человек сможет заново «родиться» в том же теле, тогда становится понятно их стремление сохранить целостность тела после смерти, возможно, что у них были мифы с этим связанные. В мировой истории есть случаи, когда мумии до своего погребения могли оставаться включенными в жизнь своего рода, то есть они как бы еще продолжали «жить» в кругу своих родственников — их могли «выставлять» на праздниках, им могли оказывать знаки почитания. Возможно, что в пазырыкском обществе мумии тоже играли подобную роль в жизни племени.

Отчетливо видна синяя татуировка, полностью покрывающая обе руки женщины. Трудно представить, что высокохудожественная графика выполнена более двух тысяч лет назад — древние мастера могли бы дать фору современным художникам! Татуировка «укокской принцессы» по стилю идентична той, что украшала тело мужчины во Втором Пазырыкском кургане, за сотни километров от Укока, и воина в расположенном по соседству могильнике Верх-Кальджин-2, все татуировки настолько похожи, что, возможно, нанесены одним мастером. На левом плече изображено фантастическое животное — по виду это олень, но на его голове растут два вида рогов — оленя и козерога, а морда оканчивается клювом грифона (грифон — это сказочное крылатое существо, наполовину лев, наполовину орел). Непростой это образ — олень-козерог (или лошадь-козерог), и посмотрите, как часто он встречается у пазырыкцев! У индоевропейских народов олень-козерог сопровождал умерших в «иной», «верхний» мир. Кроме того, каждый отросток оленьих рогов оканчивается стилизованной головой грифона. И даже из спины оленя «вырастает» голова грифона! Еще изображены баран, снежный барс и фантастический хищник с туловищем оленя, на котором «растет» голова грифона, хвостом тигра и страшными когтистыми лапами. Вероятно, такие несуществующие в реальной жизни животные тоже помогали человеку проникать в «иной» мир.

Что же еще может понадобиться человеку в другом мире или в следующей жизни? Похоже, пазырыкцы со всей серьезностью подходили к этому вопросу, стремились снабдить умершего всем необходимым, все личные вещи отправлялись вместе с человеком. В погребальной камере рядом с колодой были найдены два низеньких деревянных столика-блюда на ножках, сосуды из дерева и рога, два керамических сосуда с налепленными на них кожаными аппликациями (обычно изображались петух, барс, грифон — видимо, имевшие охранное значение).

Стенки рогового сосуда были сшиты (!!) из рога яка, и состыковывались с круглым днищем из рога дикого горного козла (подобный сосуд найден во Втором, Третьем и Пятом Пазырыкском кургане). Так как процесс его изготовления трудоемкий, а пазырыкцы хорошо умели делать посуду из дерева и глины, то скорее всего, роговой сосуд здесь имеет чисто сакральное значение - возможно, в нем находился напиток для угощения божества. Существует древнегреческая легенда о том, что вода Стикса (реки в царстве мертвых) может удерживаться лишь сосудами из рога дикого животного. Дикие животные принадлежали царству богов, духов.

Деревянный сосуд имел ручку, выполненную в виде фигурок двух барсов, он не имеет аналогов в других пазырыкских захоронениях. В него была вставлена деревянная палочка-мутовка (для взбивания кумыса) с длинной ручкой из лиственницы и насадкой из березы в виде серпа. Все сосуды, как с плоским, так и с круглым дном, устанавливались в подставки-кольца, сшитые из войлока. На деревянном столике лежали лучшие куски мяса: курдючная часть барана и крестец жеребенка, в который воткнут большой железный нож. Верхняя часть рукоятки ножа изображала несуществующих, фантастических животных — оскаленными головами волков с растущими на них рогами козерогов.

Мы не знаем, почему древние пазырыкцы снабдили «принцессу» едой и питьем (предполагают, что в сосудах был кумыс и другие напитки) — возможно, они считали, что ее ждет длинное путешествие, и это были припасы «на дорогу»; по другой версии, мясо было подношением умершим родственникам, которые встретят женщину в другом мире; по третьей, важно было угостить божество, которое провожало или встречало душу в ином мире. Мы также не знаем, почему набор помещаемых в могилу сосудов всегда состоял из трех видов — роговые, керамические, деревянные, не кроются ли за этим символичные образы земли (керамика), растений и животных? Число «три» считалось сакральным у протоиранцев, а ученые считают, что именно из Передней Азии на Алтай в свое время бежали пазырыкцы. Не менее символична и мутовка с насадкой в виде серпа — известно, что в алтайских легендах боги пользовались мутовкой при создании Вселенной!

Вся утварь располагалась у восточной стенки погребальной камеры — между покойной и захоронением коней, на полу, покрытом войлочным ковром. В камере отсутствует деревянный пол — его заменяет специальным образом уложенная галька, возможно, это связано с представлением древних о том, что жизненная сила «уходит в землю мертвых» и ничто не должно этому мешать. Интересно, что все предметы не были новыми — они использовались в быту, а некоторые даже имели следы починки.

За погребальной камерой найдена длинная жердь, видимо, для того, чтобы в будущей жизни у «принцессы Укока» была возможность построить юрту.

В северной части могильной ямы, на глубине 2,8 м, были захоронено шесть коней. Кожаная упряжь и украшения из кожи не сохранилась, зато сохранились многочисленные кедровые резные украшения узды: псалии, подвесные бляхи, нагривник и др.; найдены железные удила, войлочное покрытие седла с аппликациями, плетеные окрашенные шерстяные «косы» для украшения седла. Некоторые деревянные фигурки были покрыты золотой фольгой. Как и в татуировке женщины, так и в украшениях коней встречается очень много изображений львиного грифона: мастерски выполненными головками грифона оканчиваются псалии, на налобный ремень крепилось деревянное украшение в виде объемного грифона, они же в виде разноцветных аппликаций нашиты на войлочное покрытие седла. На войлочное покрытие седла пятого коня при помощи аппликации изображена целая композиция — тигр «терзает» оленя. Идентичное изображение украшает войлочный чепрак коня из Первого Пазырыкского кургана. Исследователи предполагают, что существовали кожаные «трафареты», по которым пазырыкцы разных племен воспроизводили одни и те же сюжеты.

Итак, подведем итоги. Татуировка, парик у женщин — широко были распространены и у рядовых членов племени. В погребальном инвентаре всех пазырыкцев найдены практически те же предметы, что и у «принцессы», даже золотая фольга на деревянных украшениях не являлась чем-то особенным. А вот бальзамирование, сооружение огромной погребальной камеры, а также лиственничной колоды-склепа, наряду с умерщвлением шестерых коней в богатом убранстве уже выделяют пазырыкскую женщину из общего ряда. Добавим к этому найденные блюдечко с кориандром и роскошную шелковую рубаху — они были настоящими сокровищами, и могли принадлежать только знати или членам общества с высоким социальным статусом. Удивительно и одиночное захоронение женщины — для пазырыкцев характерны родовые могильники, в «царских» Пазырыкских курганах женщины, как правило, похоронены вместе с мужчинами. Возможно, «принцесса Укока» действительно была «шаманкой» в своем племени, такие люди давали обет безбрачия, поэтому возле ее погребения мы не находим могил пазырыкских мужчин. Несомненно одно — найденная пазырыкская женщина имела высокий общественный статус в своем племени.

«Укокская принцесса»: Активные туры с посещением объекта:

    Экскурсионные
  1. Тропою скифов Алтая. Плато Укок. (11 дней, 22500 р., 1-12 чел.)

Алтайская принцесса Укока или легендарная принцесса Кадын. Кто она, эта загадочная мумия, которой уже более 2000 лет и почему ее история вызывает ужас и почему вскрытие ее могилы понесло за собой множество катастроф.

Она умерла 2500 лет назад - загадочная 25-летняя девушка с татуировкой оленя на левом плече. Во всем мире ее знают как Алтайскую принцессу. Тайна ее жизни и смерти до сих пор будоражит умы ученых. Почему алтайскую мумию похоронили вдали от семейных курганов? Кем действительно могла быть принцесса Укока? И самое главное - что стало причиной ее смерти?

Плато Укок считается самым красивым и таинственным местом горного Алтая. Оно давно привлекает внимание археологов - там были найдены скифские стоянки, захоронения и удивительные каменные алтари древней кочевой цивилизации. И вот как-то раз сотрудники Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук приступили к раскопкам ничем не примечательного кургана в бассейне реки Ак-Алаха.

Когда был снят верхний слой почвы с вечной мерзлоты, археологи обнаружили древний грабительский лаз, который привел к погребению богатого скифа. В загробный мир того сопровождали «предметы первой необходимости»: три коня, железные ножи, глиняная утварь. Исследователи начали бережно поднимать наверх то, что не тронули грабители, и тут вдруг под первым захоронением открылось второе: останки шести коней в богатейшей сбруе и саркофаг с мумией женщины европей ской внешности.

Открытые захоронения датировали приблизительно IV-III веками до н. э. При этом верхнее из них спасло от разграбления нижнее, разительно отличавшееся по устройству. Это был лиственничный сруб площадью 3,6 x 2,3 и высотой 1,1 м, имитирующий жилище и весь заполненный льдом. Внутри была колода-саркофаг в виде лодки длиной 2,7 и высотой 0,68 м из цельного ствола лиственницы. Саркофаг накрывала двухскатная крышка из того же дерева, украшенная кожаными аппликациями с изображением оленей. В двух местах крышка была прибита к колоде медными гвоздями, очень похожими на современные, хотя их возраст составлял почти две с половиной тысячи лет.

Поражал объем работ, который был выполнен древним строителям. Каким-то образом они смогли доставить на плоскогорье Укок огромные бревна, обтесали их, выдолбили в мерзлом грунте огромную яму. Да еще изготовили необычный склеп, тогда как знатных скифов в те времена хоронили на огромной деревянной кровати, такой, какая была найдена в верхнем захоронении. Даже в наши дни сделать все это непросто!

В колоде на правом боку - головой на восток, лицом на север - на подстилке из темного войлока лежала молодая женщина, ее укрывало меховое покрывало с нашитыми украшениями из золотой фол ьги. Голова ее покоилась на войлочной подушке.

Принцесса Укока

На женщине была шелковая рубаха до колен коричневато-желтого цвета, тканная из нитей дикого шелкопряда. Все швы ее, горловина и края рукавов обшиты красными шерстяными шнурами. А ведь в то время даже на знатных скифских воинов при погребении на Укоке не надевали рубах: просто шуба на голое тело. Кроме рубахи на мумии была длинная шерстяная юбка, сшитая из трех горизонтально расположенных полотнищ - двух красных и одного белого, - и пояс, который был сплетен из красного шерстяного шнура. На юбке нашиты бронзовые подвески. На ногах мумии длинные, выше колен, чулки из белого войлока, украшенные аппликацией из красного войлока. Может быть, красный цвет в отделке и деталях одежды выполнял роль оберега.

Шею женщины украшала деревянная гривна с прикрепленными к ней деревянными же подвесками в виде барсов, которые были покрыты золотой фольгой, в ушах - золотые серьги-кольца, на мизинцах - цветные шерстяные нити.

В находившемся рядом войлочном мешочке обнаружили бронзовое зеркало в деревянной оправе с вырезанным на ней оленем, кисточку из конского волоса, стеклянные бусины различных цветов, коренной человеческий зуб и рассыпавшийся синий порошок - вивианит, минеральный краситель, который использовался с древнейших времен (в Европе он, правда, стал известен только в XIX столетии).

Более всего ученые были поражены прекрасной сохранностью забальзамированного тела. У мумии были удалены мозг, внутренние органы, ребра и грудина. Череп и брюшную полость заполняли какое-то вещество вроде торфа, овечья шерсть, конский волос, какие-то корешки, песок и глина. На теле, покрытом маслами и смолами с добавлением ртути, была отчетливо видна удивительно красивая синяя татуировка. Это и была самая большая странность - эти сложные татуировки были нанесены на руки, ноги, грудь и спину мумии. Ученые не исключают, что они несут какую-то информацию, может быть, предназначенную для потомков. Может быть, даже некое пророчество. Но расшифровать его пока не получается. На левом плече красовалось фантастическое животное: по виду олень, но с рогами и оленя и козерога, морду зверя завершал клюв грифона - крылатого существа, наполовину льва, наполовину орла. Такой же стилизованной головой грифона оканчивался каждый отросток рогов. Кроме этого, имелись изображения барана, снежного барса и какого-то хищника с хвостом тигра и страшными когтистыми лапами.


В погребальной камере рядом с колодой обнаружили два низких деревянных столика-блюда на ножках, сосуды из дерева и рога, два керамических сосуда с кожаными аппликациями петуха, барса и грифона. На деревянном столике находились припасы в дальнюю дорогу из лучших кусков мяса: курдючная часть барана и крестец жеребенка, в который был воткнут большой железный нож.

Уникальная мумия была доставлена в Институт археологии и этнографии СО РАН, поздней ее восстановлением занялись в Научно-исследовательском центре биологических структур (Институт Мавзолея) в Москве.


Кем она была?

По облику таинственная женщина резко отличалась от скифов - высокого роста, тонкие европейские черты. Кем она могла быть при жизни? Где ее родина? Как оказалась на Алтае? Ведь, если судить по богатству погребального «приданого», умершая должна была занимать высокое положение в социальной иерархии. А у скифов женщины никогда не пользовались влиянием, не говоря уже о власти. Выходцам из других племен скифы добровольно никогда бы не подчинились. А здесь явно и почет, и влиятельность.

Вначале исследователь решили, что это останки очень знатной женщины. С легкой руки журналистов ее начали именовать Принцесса Укока, Алтайская княжна или Алтайская принцесса. Однако со временем покойную «разжаловали». Зам. директора Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН академик Вячеслав Молодин заявил, что, судя по предметам, обнаруженным в захоронении, а также по обряду погребения, древняя женщина была скорей всего жрицей.

Однако кем бы она ни была, местное население на протяжении всех этих лет требовали возвратить мумию на место ее последнего упокоения. Дело в том, что на Алтае существует культ предков и прикасаться к их праху запрещается - иначе можно разгневать духов. Шаманы забили тревогу утверждая что мумия белой женщины, это Алтайская принцесса Очи-бала, она же Белая Госпожа Ак-Кадын - прародительница алтайцев, хранительница покоя, которая стояла на страже, защищала от зла, не давая ему проникнуть в наш мир из других. Название Принцесса Укока дали уже журналисты.

Больше того, считающие Землю живым организмом алтайцы верят, что Принцесса Укока - хранительница планеты, и если ее не возвратить в родные места, может разразиться настоящая катастрофа. Некоторые люди даже уверяют, что слышали голос Принцессы, которая просила вернуть ее на родину.



Проклятие алтайской принцессы

Тем временем в Новосибирске продолжали изучать мумию. Долгое время никаких бед не происходило. Шаманы говорили, что Принцесса ушла из жизни добровольно, чтобы прикрыть собой ворота зла. Объявили: якобы существует пророчество, что принцессу потревожат и это повлечет за собой неприятности местного значения. А если ее не вернут на место, то катаклизмы охватят весь мир. Припугнули уже глобально. И результат не заставил себя ждать

Мистические же события начали происходить ровно спустя 10 лет после того, как была потревожена древняя могила. 2003 год, сентябрь — Алтай сотрясло страшное землетрясение, эпицентр которого совпал с тем самым местом, где некогда покоился таинственный прах. Землетрясение было до такой степени сильным, что находящееся неподалеку село Бельтир было разрушено до основания.

После этого республику захлестнули новые беды: случилось множество наводнений, резко возросло количество самоубийств. Жители горного Алтая верили, что землетрясения, пожары и другие беды обрушились на Алтай только потому, что была потревожена древняя гробница. Не остались в стороне и шаманы. Они уверяли, что все эти несчастья прекратятся только после того, как мумия шаманки вернется на родину. После этого правительство запретило на юге горного Алтая любые археологические работы.

И вот в 2012 г. ведающие люди, шамагы Алтайского края, поднялись на плато Укок и провели там специальный обряд. Дело в том, что мумию в конце концов решили вернуть в Горно-Алтайск и обряд проводился для того, чтобы духи предков попросили Принцессу не сердиться на тех, кто вновь посмел ее «разбудить», и ничто не омрачило ее возвращения. Ведь 19 лет назад вертолет, на котором мумия перевозилась в Новосибирск, едва не потерпел катастрофу и совершил вынужденную посадку.

Может быть, именно благодаря обряду, в котором принимали участие также шаманы из Тувы и Хакасии, транспортировка прошла благополучно. Мумию перевозили на вертолете «Ми-8» в специально оборудованном саркофаге. Теперь принцесса Укока будет храниться в реконструированном Республиканском краеведческом музее имени А.В.Анохина в Горно-Алтайске. Специально для древней гостьи у здания музея возведено строение в форме погребального кургана, в котором и поместили саркофаг с мумией. По последнему слову техники созданы все условия для их длительного хранения. Ведь никто не хочет узнать, что произойдет, если принцесса нашлет проклятие снова…


Колода, в которой была захоронена Алтайская принцесса.

авт. стат. Ева Вернигор-Тарновска

Когда археологи в 1993 году во главе с ученой из Новосибирска Натальей Полосьмак взялись за раскопки на плато Укока, ни у кого практически, кроме конечно самой Натальи, не было надежды найти что-нибудь стоящее и интересное. Этот одинокий курган на границе между 4 государствами, (Россией, Казахстаном, Монголией и Китаем), был полностью переворошен и перекопан. Но, как оказалось, чутье ученой ее не подвело.

Копали долго. Сначала добрались до находок, используемых в железном веке. На этом не стали останавливаться, и труд был вознагражден драгоценной находкой. Под перекрытием из нескольких деревянных досок был найден саркофаг, изготовленный из лиственницы. Воды подземелья проникли в саркофаг и сковали его многовековой толщей льда так, что пришлось сутками его размораживать. Археологи работали не покладая рук, снедало любопытство быстрее добраться до содержимого.

Плоскогорье Укок, фото: edwardjournal.livejournal.com

Принцесса Укока

Когда, наконец, лед растопили, было обнаружено тело молодой женщины, хорошо сохранившееся благодаря низкой температуре. Оказалось, как потом выяснили ученые, это тело молодой особы лет 25, довольно высокого роста (выше 165 см).

Хранилось оно неимоверно долгих 2500 лет. Удивительно, но удалось даже распознать причудливые татуировки, сделанные на теле девушки.


На левой руке самым завораживающим был рисунок сказочного животного, представляющего собой смесь оленя, грифона и козерога. Татуировки в древних племенах делались не только с целью украшения. Каждый знак на теле имел свое значение. К примеру, главный символ племени обычно наносился на плечо - именно так нанесены одинаковые или похожие символы у пазырыкцев. Это своего рода герб, гражданство и паспорт.


Сотрудники музея института археологии и этнографии СО РАН упаковывают мумию «»Принцессы Укока» для передачи ее в национальный музей имени А. В. Анохина в Республике Алтай. Александр Кряжев/РИА Новости
У древних индоевропейцев, а именно к этой расе относится девушка, олень-козерог сопровождал усопших в «иной» мир.

Также вместе с телом принцессы были обнаружены захороненные останки 6 жертвенных лошадей со всей амуницией. Так древнейшее племя пазырыков хоронило только знатных особ. Об этом также свидетельствуют изысканные одежды, в которые было облачено тело девушки: шелковая китайская рубашка, которая в те далекие времена ценилась выше золота, юбка из тонкой шерсти, войлочные чулки-сапоги и шуба. На обритую голову девушки был надет странный парик из конского волоса высотой около 90 см.

Найденную принцессу в народе стали называть «Принцессой Укока», еще реже — «Белой госпожой».

Так кем же была девушка? Почему она умерла такой молодой? Была ли она принцессой?

Тайны «Принцессы Укоки»

Шаманы Алтайского края уверены, что девушка не была принцессой. По их мнению, она являлась прародительницей алтайцев и проводницей между этим и потусторонним миром. Так они называют целителей, колдунов, ворожей. Об этом свидетельствует место захоронения вдали от других склепов, хотя и у пазырыков было принято хоронить семейными кланами. Ученым удалось выяснить, что девушку хоронили не сразу – спустя лишь несколько месяцев. Возможно, проводились какие-то древние ритуалы перед захоронением такой важной особы. Тело было забальзамировано специальными смесями из масел, смол, ртути и воска.

Учеными также было выяснено, от чего умерла «Принцесса Укока». Это был рак четвертой степени молочной железы. Болезнь, к сожалению, не щадит даже целителей и знахарей.

Проклятие мумии

Говорят, что когда раскапывали мумию, земля вокруг задрожала, а вертолет, на котором перевозили ее, несколько раз совершал аварийную посадку.

Катаклизмы на землю Алтайскую, действительно посыпались как из рога изобилия. Землетрясение, сильнейший град, возросшее количество самоубийств в крае, и наконец, сильнейшее наводнение…

Неужели во всем этом виновата «Принцесса Укока»?

В это особо верят местные жители. Алтайцы свято верят, что жрица охраняла врата подземного мира, чтобы нечистые духи не вырвались на свободу и не бесчинствовали. И, что все беды, свалившиеся на алтайскую землю, это месть Белой Госпожи.

Вдобавок ко всему, якобы еще до начала раскопок некой маленькой девочкой из близлежащей деревни было сделано предсказание. Она уверенно заявляла, что ученые потревожат могилу знатной жрицы, которая проклянет за это землю Алтайскую.

Рисунок-реконструкция внешнего облика Алтайской принцессы и рисунки ее татуировок.

За справедливость

Несколько жителей Алтая в декабре 2015 года обратились в суд с иском о возвращении «Принцессы Укоки» на родину. И не просто о возвращении, а еще и захоронении. Были собраны подписи местных жителей — более 22 тысяч. Инициатором подачи иска был пользующийся авторитетом у местных жителей — шаман Акай Кине.

Подаче искового заявления предшествовали многочисленные митинги, общественные акции, обращения в разные инстанции, в том числе, Академию наук РФ, правительство Республики Алтай, органы прокуратуры, администрацию Президента России и лично Владимиру Путину. В связи с многочисленными обращениями представителей малых народов Сибири, в Республике Алтай был сформирован общественный комитет по вопросам захоронения останков (мумии).

Народ настолько рьяно требовал решить эту проблему, что политики стали использовать это в своих целях, обещая вернуть принцессу, в случае, если их изберут на ту или иную должность…

Но в конечном итоге иск был отклонен.

Решение Горно-Алтайского городского суда, отклонившего иск о захоронении мумии алтайской принцессы, прокомментировал Акай Кине:

«Мы не в состоянии противостоять сложившемся «нравственным» нормам современного мира, когда считается нормальным раскапывание умершего и ворошение праха предков. Согласно нашему мировоззрению, мировоззрению коренного населения Алтая, это недопустимо».

Факты

Главный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН Наталья Полосьмак у своей находки - мумии, прозванной Алтайской принцессой. Фото: Владимир Зинин/ИТАР-ТАСС

Так стоит ли опасаться мести «Укокской принцессы»? Как утверждают ученые, несколько подобных мумий хранятся в Эрмитаже уже более 80 лет, и, при этом, никаких мистических последствий для его сотрудников не было…

Кто именно в 1993 году назвал алтайскую мумию принцессой, сейчас уже не установить. Академик Анатолий Деревянко в одном из своих интервью рассказывал, что сам был удивлен, впервые услышав про принцессу Укока. По его убеждению, эта женщина средних лет была весьма среднего достатка, и на «голубую кровь» тогдашнего алтайского нобилитета никак не тянула. «Она принадлежала в лучшем случае к среднему классу», – для ясности сказал академик.

Более того, «Принцесса Укока» не могла быть прародительницей алтайцев, так как анализ ДНК и скелета принцессы показал её индоевропейское происхождение.

На самом деле на горном плато Укок близ китайской границы, экспедиция вскрыла три древних захоронения. Из трех «могил» поразительно хорошо сохранились останки двух человек — мумифицированное тело молодого мужчины, и мумия нашей героини — «Принцессы Укока».

Если судить по этим могилам, алтайцы того времени (так называемой пазырыкской культуры) копали для своих покойников довольно большую яму. Изнутри укрепляли стенами из бревен, пол выстилали черным войлоком, на который клали ритуальные предметы и самого покойника в гробу, выдолбленном из толстого ствола дерева. На профессиональном сленге археологи называют этот гроб «колодой», а могилу «срубом». Фактически это и был подземный бревенчатый дом-сруб, последнее жилье покойного.

В Академгородке даже были немного расстроены, что известной стала лишь «женская мумия»:

«Почему-то они даже не вспомнили про вторую мумию, мужскую, которую нашли вместе с «принцессой». Хотя она сохранилась гораздо лучше. Молодой мужчина с рыжей косичкой, весь в татуировке, словно хипстер какой-нибудь».

Находки древних мумий, принадлежащих к европеоидной расе, обнаружены по территории всей Сибири, Монголии и даже Китая. Этот факт свидетельствует о том, что белая раса обитала на этих землях уже очень давно, а не несколько столетий назад.

Сейчас мумия «Алтайской принцессы» находится в городе Горно-Алтайск в музее им. Анохина, который полностью был отреставрирован. В специальном саркофаге, в котором она покоится, поддерживается особый температурно-влажностный режим. Оборудование не отечественное — «немецкой сборки». Мумия «Укокской принцессы» на всеобщее обозрение не выставляется!

Кстати, основным инвестором для нового дома мумии, и в целом реставрации музея им Анохина, стал Газпром, выделив более 700 млн. рублей.



Алтай не раз восхищал археологов удивительными историческими артефактами, ведь горные захоронения прекрасно сохраняются в вечной мерзлоте. Наиболее известной находкой стало погребение "Принцессы Укока", которое, как говорят на Урале, охранялось древним проклятьем.


В 1993 году новосибирские археологи исследовали курган Ак-Алаха-3 на плоскогорье Укок, Республика Алтай. Курган был давно разграблен и находился в полуразрушенном состоянии, и ничего сенсационного ученые не ожидали. Сначала они вышли на разоренное захоронение железного века, но под ним неожиданно обнаружили другое, более древнее. Погребение было не тронутым, его внутреннее пространство было заполнено льдом. Теперь археологи поняли: курган, вопреки их ожиданиям, может преподнести немало сюрпризов. Весть о находке моментально разлетелась по миру: вскоре на место раскопок прибыли ученые из Швейцарии, Бельгии, Японии и США, а также журналисты “National Geographic”.

Опытных членов экспедиции во главе с доктором наук Натальей Полосьмак разбирало любопытство, однако, чтобы не повредить содержимое кургана, действовать приходилось очень аккуратно. Несколько дней ушло на то, чтобы с помощью горячей воды растопить огромную ледяную глыбу. Когда дело было сделано, под слоем льда ученые обнаружили шесть лошадей с седлами и сбруей, а также деревянную колоду, внутри которой находилась хорошо сохранившаяся мумия.


Это была молодая женщина примерно 25 лет. Тело лежало на боку, ноги согнуты. Сохранилась одежда усопшей: рубашка из китайского шелка, шерстяная юбка, шуба и чулки-сапоги из войлока. Все признаки указывали на принадлежность захоронения к скифской Пазырыкской культуре, распространенной на Алтае две с половиной тысячи лет назад.


Внешний вид мумии свидетельствовал о своеобразной моде тех времен: на обритой наголо голове одет парик из конского волоса, руки и плечи покрыты многочисленными татуировками. В частности на левом плече был изображен фантастический олень с клювом грифона и рогами козерога – сакральный алтайский символ.


Конечно же находка вызвала немалый общественный резонанс. Пресса тут же окрестила девушку «Алтайской принцессой» или «Принцессой Укока». Однако ученые посчитали такие заявления опрометчивыми: ни размеры кургана, ни вещи умершей (за исключением дорогой шелковой рубашки) не указывали на ее знатное происхождение. Хотя и простолюдинкой алтайскую девушку назвать нельзя. Судя по всему, это была обладательница неких «тайных знаний» – например, целительница и ворожея.

Мумия была срочно доставлена в Новосибирск, где и продолжилось ее изучение. К местным специалистам присоединились гости из Москвы – сотрудники НИИ при Мавзолее В.И. Ленина. Анализ останков показал, что «принцесса» принадлежала к европеоидной расе. Девушка была погребена через несколько месяцев после смерти – в марте-апреле, когда оборвалась ее короткая жизнь. Для мумификации тела использовались специальные бальзамы, воск и ртуть.


Местные шаманы заявили, что ничего нового им археологи не сообщили: они давно знали об этом священном для них погребении. Умершая, заявили они, является их легендарной прародительницей Кыдын (другое имя – Очы-Бала). Тело, стало быть, нужно вернуть из Новосибирска на Алтай и больше не тревожить. Доводы археологов о том, что генетически «Кыдын» не имела никакого отношения к современным жителям республики, не подействовали. Даже со временем шумиха вокруг «алтайской принцессы» не стихала.


Некоторые политики и партии перед выборами в Республике Алтай обещали в случае своей победы непременно вернуть святыню. В 1998 году местный Курултай, не имея на то никаких полномочий, объявил Укок «зоной покоя» – отныне раскопки здесь стали запрещены. Многочисленные СМИ продолжили тиражировать информацию о «проклятии алтайской принцессы» – дескать, нарушение покоя мумии вызвало многочисленные беды и катаклизмы. В их числе – произошедшее на Алтае в 2003 году землетрясение и даже монетизация льгот.


Решение местных парламентариев о «зоне покоя» впоследствии было отменено. А в сентябре этого года наконец сбылись чаяния тысяч алтайцев: в сопровождении шаманов мумию вернули на «малую родину».

Теперь саркофаг с «Принцессой Укока» хранится в Национальном музее имени Анохина в Горно-Алтайске. Здание музея основательно отреставрировали, а для "принцессы" соорудили отдельную пристройку. Спонсором всего этого выступила компания "Газпром". Главе компании Алексею Миллеру на торжественном открытии музея благодарные алтайцы вручили высший республиканский орден и презентовали коня. А оркестр исполнил специально написанную оду "Газпрому" на алтайском языке.

Плато Укок считается самым красивым и таинственным местом горного Алтая. Оно давно привлекает внимание археологов – там были найдены скифские стоянки, захоронения и удивительные каменные алтари древней кочевой цивилизации. И вот как-то раз сотрудники Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук приступили к раскопкам ничем не примечательного кургана в бассейне реки Ак-Алаха.

Неожиданная находка

Когда был снят верхний слой почвы с вечной мерзлоты, археологи обнаружили древний грабительский лаз, который привел к погребению богатого скифа. В того сопровождали «предметы первой необходимости»: три коня, железные ножи, глиняная утварь. Исследователи начали бережно поднимать наверх то, что не тронули грабители, и тут вдруг под первым захоронением открылось второе: останки шести коней в богатейшей сбруе и саркофаг с мумией женщины европейской внешности.

Открытые захоронения датировали приблизительно IV–III веками до н. э. При этом верхнее из них спасло от разграбления нижнее, разительно отличавшееся по устройству. Это был лиственничный сруб площадью 3,6 x 2,3 и высотой 1,1 м, имитирующий жилище и весь заполненный льдом. Внутри была колода-саркофаг в виде лодки длиной 2,7 и высотой 0,68 м из цельного ствола лиственницы. Саркофаг накрывала двухскатная крышка из того же дерева, украшенная кожаными аппликациями с изображением оленей. В двух местах крышка была прибита к колоде медными гвоздями, очень похожими на современные, хотя их возраст составлял почти две с половиной тысячи лет.

Поражал объем работ, который был выполнен древним строителям. Каким-то образом они смогли доставить на плоскогорье Укок огромные бревна, обтесали их, выдолбили в мерзлом грунте огромную яму. Да еще изготовили необычный склеп, тогда как знатных скифов в те времена хоронили на огромной деревянной кровати, такой, какая была найдена в верхнем захоронении. Даже в наши дни сделать все это непросто!

Описание мумии

В колоде на правом боку – головой на восток, лицом на север – на подстилке из темного войлока лежала молодая женщина, ее укрывало меховое покрывало с нашитыми украшениями из золотой фольги. Голова ее покоилась на войлочной подушке.

Мумия в лаборатории

На женщине была шелковая рубаха до колен коричневато-желтого цвета, тканная из нитей дикого шелкопряда. Все швы ее, горловина и края рукавов обшиты красными шерстяными шнурами. А ведь в то время даже на знатных скифских воинов при погребении на Укоке не надевали рубах: просто шуба на голое тело. Кроме рубахи на мумии была длинная шерстяная юбка, сшитая из трех горизонтально расположенных полотнищ – двух красных и одного белого, – и пояс, который был сплетен из красного шерстяного шнура. На юбке нашиты бронзовые подвески. На ногах мумии длинные, выше колен, чулки из белого войлока, украшенные аппликацией из красного войлока. Может быть, красный цвет в отделке и деталях одежды выполнял роль оберега.

Шею женщины украшала деревянная гривна с прикрепленными к ней деревянными же подвесками в виде барсов, которые были покрыты золотой фольгой, в ушах – золотые серьги-кольца, на мизинцах – цветные шерстяные нити.

В находившемся рядом войлочном мешочке обнаружили бронзовое зеркало в деревянной оправе с вырезанным на ней оленем, кисточку из конского волоса, стеклянные бусины различных цветов, коренной человеческий зуб и рассыпавшийся синий порошок – вивианит, минеральный краситель, который использовался с древнейших времен (в Европе он, правда, стал известен только в XIX столетии).

Более всего ученые были поражены прекрасной сохранностью забальзамированного тела. У мумии были удалены мозг, внутренние органы, ребра и грудина. Череп и брюшную полость заполняли какое-то вещество вроде торфа, овечья шерсть, конский волос, какие-то корешки, песок и глина. На теле, покрытом маслами и смолами с добавлением ртути, была отчетливо видна удивительно красивая синяя татуировка. Она полностью покрывала руки женщины. На левом плече красовалось фантастическое животное: по виду олень, но с рогами и оленя и козерога, морду зверя завершал клюв грифона – крылатого существа, наполовину льва, наполовину орла. Такой же стилизованной головой грифона оканчивался каждый отросток рогов. Кроме этого, имелись изображения барана, снежного барса и какого-то хищника с хвостом тигра и страшными когтистыми лапами.

В погребальной камере рядом с колодой обнаружили два низких деревянных столика-блюда на ножках, сосуды из дерева и рога, два керамических сосуда с кожаными аппликациями петуха, барса и грифона. На деревянном столике находились припасы в дальнюю дорогу из лучших кусков мяса: курдючная часть барана и крестец жеребенка, в который был воткнут большой железный нож.

Уникальная мумия была доставлена в Институт археологии и этнографии СО РАН, поздней ее восстановлением занялись в Научно-исследовательском центре биологических структур (Институт Мавзолея) в Москве.

Кем она была?

Мумия Принцессы Укока

По облику таинственная женщина резко отличалась от скифов – высокого роста, тонкие европейские черты. Кем она могла быть при жизни? Где ее родина? Как оказалась на Алтае? Ведь, если судить по богатству погребального «приданого», умершая должна была занимать высокое положение в социальной иерархии. А у скифов женщины никогда не пользовались влиянием, не говоря уже о власти. Выходцам из других племен скифы добровольно никогда бы не подчинились. А здесь явно и почет, и влиятельность.

Вначале исследователь решили, что это останки очень знатной женщины. С легкой руки журналистов ее начали именовать Принцесса Укока, Алтайская княжна или Алтайская принцесса. Однако со временем покойную «разжаловали». Зам. директора Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН академик Вячеслав Молодин заявил, что, судя по предметам, обнаруженным в захоронении, а также по обряду погребения, древняя женщина была скорей всего жрицей.

Однако кем бы она ни была, местное население на протяжении всех этих лет требовали возвратить мумию на место ее последнего упокоения. Дело в том, что на Алтае существует культ предков и прикасаться к их праху запрещается – иначе можно разгневать духов. Принцесса Укока же, по мнению многих, является прародительницей народов, живущих сейчас на Алтае, легендарной принцессой Кадын.

Больше того, считающие Землю живым организмом алтайцы верят, что Принцесса Укока – хранительница планеты, и если ее не возвратить в родные места, может разразиться настоящая катастрофа. Некоторые люди даже уверяют, что слышали голос Принцессы, которая просила вернуть ее на родину.

Проклятие алтайской принцессы

Колода, в которой была захоронена Алтайская принцесса.

Тем временем в Новосибирске продолжали изучать мумию. Долгое время никаких бед не происходило. Мистические же события начали происходить ровно спустя 10 лет после того, как была потревожена древняя могила. 2003 год, сентябрь – Алтай сотрясло страшное землетрясение, эпицентр которого совпал с тем самым местом, где некогда покоился таинственный прах. Землетрясение было до такой степени сильным, что находящееся неподалеку село Бельтир было разрушено до основания.

После этого республику захлестнули новые беды: случилось множество наводнений, резко возросло количество самоубийств. Жители горного Алтая верили, что землетрясения, пожары и другие беды обрушились на Алтай только потому, что была потревожена древняя гробница. Не остались в стороне и шаманы. Они уверяли, что все эти несчастья прекратятся только после того, как мумия шаманки вернется на родину. После этого правительство запретило на юге горного Алтая любые археологические работы.

И вот в 2012 г. ведающие люди, как их там называют, поднялись на плато Укок и провели там специальный обряд. Дело в том, что мумию в конце концов решили вернуть в Горно-Алтайск и обряд проводился для того, чтобы духи предков попросили Принцессу не сердиться на тех, кто вновь посмел ее «разбудить», и ничто не омрачило ее возвращения. Ведь 19 лет назад вертолет, на котором мумия перевозилась в Новосибирск, едва не потерпел катастрофу и совершил вынужденную посадку.

Может быть, именно благодаря обряду, в котором принимали участие также шаманы из Тувы и Хакасии, транспортировка прошла благополучно. Мумию перевозили на вертолете «Ми-8» в специально оборудованном саркофаге. Теперь принцесса Укока будет храниться в реконструированном Республиканском краеведческом музее имени А.В.Анохина в Горно-Алтайске. Специально для древней гостьи у здания музея возведено строение в форме погребального кургана, в котором и поместили саркофаг с мумией. По последнему слову техники созданы все условия для их длительного хранения. Ведь никто не хочет узнать, что произойдет, если принцесса нашлет проклятие снова…

Похожие публикации