Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Обращение к аллаху с просьбой молитва. Тавассуль – обращение к Аллаху через посредничество Каким именем просить аллаха чтобы человек слушался

С Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.

Нет сомнения в том, что если какой-либо народ отходит от единобожия, начинает практиковать различные проявления многобожия и язычества и укрепляется на этом, то его ждут тяжелые потрясения, которые проявляются в виде природных катаклизмов, экономического и политического упадка, а также в виде войн и внутренних беспорядков.

Это не что иное, как закон Всевышнего в Его творениях, который не поддается изменению. Тот, кто взглянет на потрясения, которые Всевышний обрушил на Афганистан, Ирак, земли Кавказа, а также сегодняшние Египет, Йемен и Ливию, тот непременно задастся вопросом: “Почему подобное происходит на землях мусульман?” А ответ на это вопрошание заключается в том, что люди, населяющие эти земли, исповедуют идеи крайнего мистического суфизма. Эти земли переполнены гробницами, мавзолеями, призывами к мертвым, принесением жертв и обетов могилам праведников и прочими проявлениями большого многобожия.

Если же говорить о землях постсоветского пространства, то говоря о землях России, Бухары и Туркестана, ханафитский имам аль-Хужанди сказал: “Причина того, что Всевышний допустил победу безбожного коммунизма на этих землях заключается в том, что на них было сильно распространено многобожие и поклонение могилам”. См. “Хукму Ллахи аль-Ахад ас-Самад” с. 30-31.

К глубокому сожалению, мы оказались испытаны тем, что на землях нашей родины, Крыма,начали развиваться идеи секты «хабашитов». И одним из самых страшных новшеств, которое они хотят привить нашему народу, это поклонение могилам праведников. Они называют это «просьбой о заступничестве».

Испокон веков в Крыму мусульмане жили по Ханафитскому мазхабу. Что касается самого имама Абу Ханифы, его учеников первых поколений ханафитов, то их высказывания по этим вопросам скудны и редки, так как поклонение могилам не существовало в первые века Ислама. Что же касается ханафитов поздних поколений, то обнаруживается то, что их книги и труды зачастую очень жестко, масштабно и красноречиво опровергают заблуждения могилопоклонников!!! Так давайте посмотрим что говорят имамы этого мазхаба обо всем этом.

1. Разъясняя убеждения имама Абу Ханифы (150 г/х), имам ан-Нейляуи сказал: «Однажды, имам Абу Ханифа увидел человека, который подошел к могилам, поприветствовал их, а затем начал разговаривать с ними и обращаться к ним. Тогда имам Абу Ханифа сказал ему: «Ответили ли они тебе?». Тот сказал: «Нет». Тогда имам сказал: «Горе тебе! Как ты разговариваешь с телами, которые не могут тебе ответить, не владеют ничем и не слышат голоса?» После чего прочитал ему Аят из Корана: «И ты не можешь заставить слышать тех, кто в могилах» (35: 22)». «Шифа ус-Судур» с. 44, а также: «Ар-Ракк аль-Маншур» с. 92.

2. Разъясняя различные виды многобожия, один из имамов ханафитского мазхаба – имам Ахмад ар-Руми (1043) сказал: «Третий вид многобожия – многобожие «приближения». Он заключается в том, что человек поклоняется кому-либо, кроме Аллаха, для того, чтобы этот кто-либо приблизил его к Аллаху. Этот вид многобожия – многобожие первых идолопоклонников. Их убеждения заключались в том, что они слишком низки и ничтожны, чтобы поклоняться Всемогущему Творцу напрямую, и это является великим оскорблением по отношению к Творцу. Исходя из этого, они начали поклоняться тем, кто имеет более высокое положение перед Творцом, чем они». «Мажалис уль-Абрар» с. 118-120.

3. Разъясняя, что могилопоклонники идут дорогой язычников в том, что берут себе посредников между ними и Господом миров, имам Уалиуллах ад-Дахляуи (1176 г/х), имам ханафитов своего времени, сказал: «Некоторые из них имеют убеждение о том, что Аллах является Господом, Управляющим мирами, но, вместе с этим, Он оказал почет некоторым праведникам, наделив их почетом и божественностью, и отдав в их руки право на управление некоторыми явлениями бытия. При этом, они считают, что Всевышний принимает их заступничество за некоторых людей. Этим самым они отвели Аллаху роль царя царей, а праведникам отвели роль неких наместников, которые управляют бытием на местах. Эти убеждения не что иное, как убеждения иудеев, христиан и многобожников, а также некоторых лицемеров из общины Мухаммада сегодняшнего дня». «Хужжату Ллахи аль-балига» 1/61.

4. В своей книге «Шарх ‘Акыда ат-Тахауия» имам Ибн Абиль-’Изз подтвердил, что такой вид посредничества и заступничества также является основой многобожия арабов времен невежества, а также основой многобожия индусов, турков и берберов. См. «Шарх ‘Акыда ат-Тахауия» с. 21.

5. Сказал имам Махмуд аль-Алюси (1270 г/х) – муфтий ханафитов Багдада своего времени: «Обращаться с просьбами к творению и превращать их в посредников, прося их обратиться с мольбой к Аллаху – несомненно разрешено, если тот, к кому обращаются – живой, а если же он мертв или отсутствует, то ни один ученый не будет сомневаться, что это непозволительно и является одним из нововведений. Этого не делал никто из первых поколений мусульман. Не пришло ни одного сообщения, чтобы сподвижники просили у мертвых чего-либо, ведь сподвижники больше остальных стремились к благу». «Рух уль-Ма’ани» 6/125

7. Разъясняя отрывок из «‘Акыды ат-Тахауия»,ученые ханафиты сказали: «Всевышний Аллах приказал Своим рабам обращаться к Нему с мольбой и пообещал, что ответит им. Он побуждает Своих рабов обращаться к Нему одному, не придавая Ему сотоварищей. Это потому что Аллах – Скромный, Щедрый, стесняется Своего раба в том, чтобы оставить без ответа мольбу его, когда он протягивает к Нему руки в мольбе. Поэтому Всевышний многократно приказал Своим рабам обращаться в сложной ситуации к Нему одному. В Коране и Сунне пришло множество контекстов, которые подтверждают это. Они побуждают людей обращаться к Аллаху, Господу миров в тяжелой ситуации и запрещают обращаться к кому-либо из творений. Это потому что Аллах один обладает всякой вещью, и нет для него ничего невозможного, и не составляет для Него сложности дать рабу то, что он у Него просит. А также, потому что Аллах – Скромный, Щедрый, Милосердный, Добрый, Дарующий – дает и отвечает, и способен облегчить трудности людей. Он описан качествами милости. Поэтому никто не может обойтись без Аллаха даже на мгновение – ни мусульманин, ни неверующий. Ведь даже многобожники нуждаются в Нем. Когда раб призывает одного Аллаха, он подтверждает этим то, что Аллах является Сущим, Богатым, Слышащим, Знающим, Щедрым, Милосердным, способным на всякую вещь. Потому что никто не будет призывать несуществующего, бедного, глухого, скупого, жестокого и неспособного. Всевышний Аллах радуется, когда Его рабы взывают к Нему, просят у Него и проявляют свою нужду в Нем. А что касается тех, кто не просит Его в тяжелые моменты и не взывает к Нему, таковых Он не любит и гневается на них. Поэтому тот, кто считает, что он не нуждается в Аллахе, отворачивается от Него и обращается к кому-либо, кроме Него одного, тот становится неверующим и пристанище его – вечный Огонь. Что же может быть хуже этого?! Это потому что тот, кто не взывает к Аллаху – тот не познал Аллаха, даже если он утверждает, что познал Его». См. «Шарх ‘Акыда ат-Тахауия» Ибн Абиль-‘Изз с. 519-524; «ан-Нур аль-Лями’» с. 115; «Шарх Тахауия» Гунейми аль-Майдани с. 131-132.

9. Сказал имам Шукри аль-Алюси: «Наша религия, а также разум и врожденное свойство говорят нам о невозможности того, чтобы Всевышний ниспослал в Своем чистом, совершенном шариате – разрешенность обращаться с мольбами и просьбами к мертвым и отсутствующим. Подобно тому, как говорят христиане: «О, мать Иисуса! Заступись за нас перед Богом» или: «О, Иисус! Дай мне то-то». Точно также говорят могилопоклонники: «О, ‘Али! О, Хусейн! О, ‘Аббас! О, ‘Абдулькадир! О, ‘Айдарус! О, Бадауи! О, такой-то!», и подобные слова многобожия, которые содержат в себе придавание сотоварищей Аллаху и уравнивания творений с Ним – превыше Он того, что Ему приписывают. С подобным этому религия не приходила никогда. Напротив, это одна из ветвей явного язычества, которая приводит к вечному Аду и гневу Всемогущего, Прощающего. Об этом говорили ученые Ислама». «Фатх уль-Маннан» с. 445, 449.

Это были слова имама Абу Ханифы, его учеников, а также одних из самых великих имамов ханафитского мазхаба.

Знай, брат мой, что основной причиной, толкающей людей на обращение к мертвым, является убеждение, что Всевышний не примет их покаяние, раскаяния и просьбы о прощении. Они считают, что добиться прощения Всевышнего и Его милости можно только через посредничество праведников, которые заступаются за них в потустороннем мире. Их убеждение состоит в том, что если они обращаются непосредственно к Аллаху, то Всевышний не смотрит на них и не отвечает на их мольбы.

Для опровержения этих убеждений достаточно лишь привести некоторые аяты и хадисы.

Что касается аятов, то Всевышний Аллах говорит:

1. «Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ибо Он – Прощающий, Милосердный» (39:53).

2. «О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, – быть может, вы преуспеете» (24:31).

3. «Просите прощения у вашего Господа и раскаивайтесь перед Ним» (11:3).

4. «Неужели они не знают, что Аллах принимает покаяния от Своих рабов и принимает пожертвования, что Аллах – Принимающий покаяния, Милосердный?» (9:104).

Брат мой, неужели после этих великих аятов ты продолжишь верить этим лжецам в том, что не можем мы добиться прощения нашего Господа, кроме как взяв себе посредников?! Именно для разрушения основ убеждений этих язычников, все пророки и посланники, которые приходили к своим народам, разъясняли им о милости и прощении Аллаха. Они разъясняли своим народам, что своим обращением к этим посредникам они превращают их в божеств и поклоняются им. Пророки разъясняли людям, что в этих посредниках нет никакой нужды, так как Всевышний слышит Своих рабов и протягивает к ним Руку прощения.

А теперь, послушай, что говорил пророк Мухаммад:

Абу Муса аль-Аш’ари рассказывал, что посланник Аллаха сказал: «Поистине, Всевышний Аллах протягивает Свою Руку ночью, чтобы принять покаяние того, кто грешил днем, и протягивает Свою Руку днем, чтобы принять покаяние того, кто грешил ночью. И так будет до тех пор, пока солнце не взойдет с запада». Муслим 2759).

3. Джабир ибн Сулейм рассказывал: «Я сказал пророку: «Ты посланник от Аллаха?» На что он ответил мне: «Я посланник Аллаха, который если постигнет тебя беда и ты обратишься к Нему с мольбой, Он отведет эту беду от тебя. А если тебя постигнет засушливый год и ты обратишься к Нему, Он исправит положение». (Абу Дауд 4/344; Тирмизи 5/72; см. «аль-Мишкат» 1/599).

4. Абу Хурайра рассказывал, что посланник Аллаха сказал: «Аллах гневается на того, кто не просит у Него». (Тирмизи 5/456; Бухари в «Адаб уль-Муфрад» 224 и др., см. «ас-Сахиха» 2654).

5. Сальман аль-Фариси рассказывал, что посланник Аллаха сказал: «Поистине, ваш Господь (благословенен Он и возвышен) – Стеснительный, Щедрый. Он стесняется не ответить Своему рабу ничем, тогда как он протягивает к Нему свои руки в мольбе». (Абу Дауд 2/156; Ибн Хиббан 3/ 160).

Как говорится «Комментарии излишни»

Просим Аллаха укрепить нашу умму на истине. На единобожии. И не дать сил и возможности различным заблудшим сектам искажать Его религию!

И в заключении хвала Аллаху –

Господу миров!

Азиз ЭМИР-АЛИ

Значимое место в религиозной жизни приверженцев ислама занимает дуа – обращение к Аллаху, мольба к единственному Богу. Совершение просьбы устанавливают связь человека со Всевышним. Читать дуа – неотъемлемая часть поклонения Господу.

В исламе прописано 5 столпов – первоочередных обязанностей верующих:

  1. Шахада – свидетельство веру в Аллаха.
  2. Намаз – обязательные молитвы.
  3. Ураза – пост.
  4. Закят – налог.
  5. Хадж – паломничество в Мекку.

Дуа называют молитвами, путают с Намазам. Но у понятий есть различия:

  • дуа – молитвенное обращение к Всевышнему. Читают для выражения любви к Господу, свидетельствования своей веры, поклонения Аллаху;
  • мольба совершается на языке, удобном читающему. Намаз только на арабском;
  • допустимо читать мольбу своими словами. Намаз совершается в строго по Сунне;
  • намаз совершают за тахаратом – омовением. Допустимо вознесение мольбы без омовения.

Дуа – взывание к помощи Всевышнего, способ прямого обращения к Господу. Аллах в Коране говорит, что каждая мольба будет услышана. Он отвечает каждому взывающему.

Мольба — способ показать Богу покорность, слабость. Он сотворил человечество, чтобы было покорным и исполняло его волю, поклонялось ему.

Дуа подчеркивает веру в силу Господа:

  • после Намаза, в момент предельной близости к Господу;
  • мольба во втором ракаате;
  • в одиннадцатом ракаате ночного Намаза;
  • совершаемые по особому поводу или нужде (просьбы);
  • на каждый день месяца Рамадан;
  • на дни недели;
  • читаемая в ночь могущества;
  • совершаемая в праздники;
  • от действия темных сил.

Как правильно читать

  • в суре Алль –Аррафат сказано (смысл): «У Господа много прекрасных имен. Обращайтесь к Аллаху через них». Читая дуа, обращаются к Всевышнему почтительно, подчеркивая его величие, покорность;
  • читают текст, повернувшись по направлению к Каабе;
  • голос, которым произносится текст, должен выражать смирение, покорность, звучать тихо;
  • перед произнесением просьбы восхваляют Господа, каются в прегрешениях;
  • текст должен подчеркивать смирение перед волей Всевышнего;
  • держать руки во время дуа поднятыми до груди, с раскрытыми ладонями, на расстоянии друг от друга;
  • запрещено совершать мольбу без веры в Аллаха, силу веры;
  • читают текст смиренно, настойчиво, терпеливо;
  • допускаются благие просьбы. Нельзя читать текст со злым умыслом.

За себя

Главное условие принятие дуа за себя – запрещено просить невозможное — возвышение до божественного уровня.

Запрещено просить то, что противно Мусульманской вере. Под запретом мольбы во вред другим единоверцам.

Аллах не примет мольбу:

  • если нет истиной веры в Господа;
  • запрещено зевать во время чтения слов;
  • нельзя закрывать глаза;
  • под запретом одежда с изображением людей, живых существ. Запрещено размещать предметы с их изображением;
  • запрещено крутить головой, опираться на что-либо во время обращения к Господу.

Дуа произносят с чистой совестью, светлыми помыслами.

За другого человека

Истинный мусульманин знает, что возносить мольбы нужно за близких. Они укрепят семейные связи, подчеркнут узы единоверия.

Тексты дуа, прочтенные не за себя важны, Аллах принимает их, облегчая участь тех, за кого они произнесены.

Мусульманин, следующий законам Корана, испытывает потребность возносить мольбы за людей, совершающих добрые дела, просит у Господа для них счастья и благ.

Не существует четких правил, как делать дуа за другого человека.

Нуждаются в мольбе люди, сраженные недугом. Пророк говорил:

«Когда мусульманин навещает больного, у которого не завершен срок жизни, рядом с ним семь раз прочтет: Прошу Всевышнего, Аллаха всемогущего, Господина престола избавить тебя от болезни, мольба будет услышана и Аллах излечит».

Примеры текстов и переводов для разных языков

Допустимо совершать дуа на родном языке читающего. Нужна уверенность в силе молитвы, чистый дух и сердце. Во время прочтения концентрируются на тексте, не отвлекаются, не совершают лишних движений. Душа, сердце обращены к Всевышнему.

Аллах благосклонен к текстам, совершенным языком пророка. Но, когда человек не в силах произнести текст четко, осознавая смысл дуа, мольба принята не будет. В таких случаях с просьбой к Господу обращаться на родном языке.

Для увеличения принятия необходимо выучить лучшие дуа прошения Аллаху на арабском с переводом.

На арабском

Короткие дуа на арабском языке:

Читают после пробуждения:

«Аль Хаамду лли-Ляххи алязи ахх-йа-на ба дамма аммата на ва илляйх-ннушур.»

В переводе на русский означает:

«Слава Аллаху. Он воскресит людей после смерти. К Нему мы отправимся в последний путь».

Совершают, выходя из дома:

«Биссмил л-ляххи тавакальту аллял л-лаххи, ва-ля-я хуалля ва-ля-я куватэ илля бил-л-ляхх.»

«Лишь на Господа уповаю. Лишь у Аллаха сила и мощь. Ни у кого, кроме него».

Любимый текст Пророка к Аллаху:

«Рабана Атина фидунья хассанатуа у-а-филль ахиратти хассанатуа у-а-кина газабанар».

«О, Всевышний! Дай легкости в жизни дай помощи в предопределенном, огради от греха и мук в огне».

Дуа после азана:

«Алахумма раба хаззихид-да ватит тамах, васалятиль каиммах. Аатти Мухамаданиль василятта валль фадыля-та вадараджаталь аалияр-рафи-а ваб-ассху макамам ммахмуданил ляззи ва атах. Варззукна шаффа аттаху йа-умалль кыямма. Инакя лля-тухлифулль ми-ад».

«О, Всевышний. Господин призыва будущего Намаза. Дай Мухамаду наивысшую степень в Раю, воскреси его на алль-Вассиля, которое ты сулил. Обещанное Аллахом исполнится».

На татарском

Мусульмане владеют русским языком, но для совершения мольбы предпочтительнее родной. Примеры дуа на татарском:

В страшные моменты:

«Бит Аллаһ кулындадыр күп ганимәтләр» — «Нет иной силы, нет сохранности ни от кого. Лишь от Аллаха»

Дуа на татарском языке для исполнения желаний:

«Вә эшләреңне җиңел кыл! Вә кылган эшләренең ахыры Аллаһуга хастыр»

«Всевышний, облегчи. Даруй помощь в исполнении задуманного. Сделай легким его свершение».

На узбекском

Носителям наречия, предписано выучить короткие дуа на узбекском языке:

Дуа на каждый день на узбекском:

«ey alloh, men, albatta, siz ongli boshqa hech kimni ibodat sizning himoya so’rayman, va men o’zim bilmayman narsa uchun mag’firat so’rang».

«Всевышний, молю тебя о защите от искушения, от иной веры. Молю прощение за все»;

Для восхваления Всевышнего:

«ulug’vorlik va maqtov allohning ijodlariga o’xshashdir, chunki uning taxti og’irligi va uning so’zlari uchun juda murakkab bo’ladi».

«Хвала Аллаху Всевышнему настолько, сколько его творений, сколько угодно ему, насколько его трон тяжел, сколько потребуется чернил для записи слов его»

На башкирском языке

Дуа при трудностях и несчастьях на башкирском:

«Сикһеҙлеген, беҙ ҡайтып инә һәм беҙ уны аллаһы! Уларға ҡарағанда мин аллаһ һәм бәхетһеҙлек тураһында минең өсөн бүләкләнде алмаштырыу-иң яҡшы!»

  1. Тасбих вслед хза Намазом – 33 раза.
  2. Сура из Корана алль-Ихлас – 3 раза.
  3. Истигфар – 70 раз в день.

В исламе Намаз читают после ритуального омовения, запрещено совершать не в состоянии Джанабата (означает полное омовение после полового акта).

На дуа запреты не распространяются. Но существует запрет на прикосновение к текстам с именем Всевышнего немытыми руками.

Почему Аллах не отвечает на дуа

Дуа у мусульман — способ обращения к Господу с мольбой о помощи, поддержки в беде, форма прошения здоровья, благ счастья, метод получения ответов на волнующие вопросы.

Аллах не отвечает на молитвы по причинам:

  1. Мольба произнесена не в соответствии с Шариатом, способствует разрушению семьи, несет греховное значение.
  2. Совершающий не имеет истинной веры, поклоняется другим божествам, не посещает мечеть.
  3. Аллах услышал мольбу, но не исполнил просьбу. Желание будет исполнено позже, воздастся после смерти или она не соответствует божьему промыслу.
  4. Человек принимал в пищу не халяльные продукты.
  5. дуа совершена с запятнанной совестью, без покаяния, почтения к Господу.
  6. Мудрость гласит: когда достойный мусульманин возносит мольбу, Аллах не выполняет просьбу, потому что хочет слышать его голос. Нелюбимым рабам Бог отвечает сразу.

Знание и соблюдение правил чтения священных текстов дает гарантию, что мольба будет услышана и принята. Но Аллах милостив и усердным последователям прощает погрешности в совершении дуа.

Обращение к Аллаху с мольбой в Рамадан

Одним из замечательных свойств Рамадана является то, что в этот месяц Всевышний по милости Своей отвечает на наши мольбы. А поскольку обращение к Нему с мольбой само по себе почётно, то Всевышний Аллах упомянул об этом среди тех аятов, где повествуется о Рамадане.

Говоря о посте, мудрости его предписания и нормах Шариата, связанных с ним, Всевышний сказал:

Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов взывающего, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, - быть может, они последуют верным путем (2:186).

Ответ на мольбу - величайший почёт в этот благородный месяц, и «нет ничего более почитаемого у Аллаха, чем мольба, обращённая к Нему», как сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). И в месяц щедрости вы обращаетесь к Щедрому и Великодушному Господу в самом благородном виде поклонения.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

ِ هْيَلِإ ِهْيَدَي َعَفَر اَذِإ ِهِدْبَع ْنِم ىِيْحَتْسَي ٌميِرَك ٌّىِيَح َى لاَعَتَو َكَراَبَت ْمُكَّبَر َّنِإ اًرْفِص َا مُهَّدُرَي ْنَأ

Поистине, ваш Господь - Стыдливый и Щедрый, и Он стыдится того, чтобы раб Его, воздевший к Нему руки, опустил их ни с чем.

Всевышний Аллах любит того, кто взывает к Нему с мольбой. Именно поэтому Он велел нам делать это - Он велит лишь то, что любит:

Ваш Господь сказал: “Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам”... (40:60)

Более того, Аллах недоволен теми, кто отказывается взывать к Нему с мольбой, относясь к этому пренебрежительно или проявляя высокомерие. Так, Всевышний сказал после слов, приведенных выше:

...Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными (40:60)

Обращение к Аллаху с мольбой во время поста - это нечто особое. Это знают те, кто взывает к Всевышнему незадолго до разговения, смиренно обращается к Нему перед рассветом и плачет, устремляясь к Господу своему, после долгой ночной молитвы, во время витра. Они ощущают близость к своему Господу и чувствуют, что получат ответ на свою мольбу от Господа, Который близок к ним.

Рамадан - это месяц обращения ко Всевышнему с мольбами, так же, как и месяц Корана и терпения, месяц поста, кормления людей, месяц щедрости и великодушия. Ибн Кясир (да помилует его Аллах) сказал: «В этих словах Всевышнего, побуждающих обращаться к Нему с мольбой и вплетенных между разъяснением норм поста - указание на необходимость усердствовать в обращении к Нему с мольбой после завершения дней Рамадана, а также при каждом разговении».

Однако почему верующие должны усердствовать в обращении к Аллаху с мольбой во время поста и после него? Они усердствуют ради получения особого вознаграждения, уготованного тем постящимся, которые обращаются к Нему с мольбами. Оно заключается в том, что Аллах не отвергает их мольбы - это воздаяние им за то, что они постятся, надеясь на Его награду.

ُّدَرُت اَم ًةَوْعَدَل ِهِرْطِف َدْنِع ِمِئاَّصلِل َّنِإ

Поистине, мольба постящегося, с которой он обращается к Аллаху при разговении, не отвергается.

Это награда не только соблюдающим пост в Рамадан, но и постящимся вообще - каждому постящемуся предоставлена возможность обратиться к Аллаху с мольбой, которая не будет отвергнута. Как сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует):

ِموُلْظَمْلا ُةَوْعَدَو َرِطْفُي ىَّتَح ُمِئاَّصلاَو ُلِداَعْلا ُماَمِلإا ُمُهُتَوْعَد ُّدَرُت َلا ٌةَثَلاَث ِى تَّزِعِب ُلوُقَيَو ِءَا مَّسلا ُباَوْبَأ اَهَل ُحَتْفُتَو ِةَماَيِقْلا َمْوَي ِمَا مَغْلا َنوُد ُهَّللا اَهُعَفْرَي ٍينِح َدْعَب ْوَلَو ِكَّنَُر صْنَلأ

Мольба троих не будет отвергнута. Это справедливый имам, постящийся - до тех пор, пока он не разговеется, а также тот, с кем поступили несправедливо. В Судный день Аллах вознесёт эту мольбу до туч небесных и отворит ей небесные врата, и скажет: “Клянусь величием Моим, Я помогу тебе, даже если произойдет это спустя некоторое время!”

Именно поэтому праведные люди всегда стремились приблизиться к Близкому, Отвечающему посредством обращения к Нему с мольбами. Эти мольбы пронизывали их дневной пост и их ночную молитву, а также все остальное их время. Всевышний Аллах призывает нас к тому, чтобы мы обращались с мольбой к Нему Одному. Он говорит:

Взывайте же к Аллаху, очищая перед Ним веру, даже если это ненавистно неверующим (40:14)

«Мольба - поклонение», как сказал Посланник (да благословит его Аллах и приветствует). Это поклонение озаряет пост, смягчая сердце, возвышая дух, усмиряя страсти и укрощая душу. Оно подготавливает рабов Всевышнего к тому, чтобы они стали отвечающими Аллаху, и Он отвечал на их мольбы. Ответ на мольбу приходит тогда, когда сердце смиренно, а душа слаба и свободна от давления страстей. А такое состояние лучше всего достигается во время поста.

Обращение к Аллаху с мольбой все время сопровождается испрашиванием у Него помощи и содействия. Ведь обращаясь к Нему с мольбой, мы просим Его о помощи, а прося Его о помощи, мы обращаемся к Нему с мольбой. То есть, мы поступаем в соответствии со словами Всевышнего:

Тебе Одному мы поклоняемся и Тебя Одного молим о помощи (1:5)

В какое бы время вы, братья и сёстры–постящиеся, ни обратились к Аллаху, вы в любом случае преуспеете и получите награду. Для этого достаточно, чтобы ваша мольба была искренней. Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

ُ هَّللا ُهاَطْعَأ َّلاِإ ٍمِحَر ُةَعيِطَق َلاَو ٌمْثِإ اَهيِف َسْيَل ٍةَوْعَدِب وُعْدَي ٍمِلْسُم ْنِم ام ُْنَأ اَّمِإَو ِةَرِخلآا ِى ف ُهَل اَهَرِخَّدَي ْنَأ اَّمِإَو ُهُتَوْعَد ُهَل َلَّجَعُت ْنَأ اَّمِإ ٍثَلاَث ىَدْحِإ اَهِب اَهَلْثِم ِءوُّسلا َنِم ُهْنَع َفِْر صَي

Каждому мусульманину, взывающему к Аллаху с мольбой, если только в ней нет ничего грешного и нет порывания родственных связей, Аллах дарует одно из трёх: либо Он ускорит исполнение его желания, либо отложит это и воздаст ему добром в Мире Вечном, либо отведёт от него вместо этого такую же беду.

И вместе с этим есть периоды, в которые мольба имеет больше шансов на ответ. И этими периодами пользуются искренние и разумные люди, как в Рамадан, так и в любое другое время:

1) Глубокая ночь. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

اَيْنُّدلا ِرْمَأ ْنِم اًْر يَخ َهَّللا ُلَأْسَي ٌمِلْسُم ٌلُجَر اَهُقِفاَوُي َلا ًةَعاَسَل ِلْيَّللا ِى ف َّنِإ ٍةَلْيَل َّلُك َكِلَذَو ُهاَّيِإ ُهاَطْعَأ َّلاِإ ِةَرِخلآاَو

Поистине, есть ночью такой период времени, что если мусульманин попросит (в него) у Аллаха блага этого мира или мира вечного, Он обязательно дарует ему это, и этот период бывает каждую ночь.

2) Предрассветное время. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

ىِذَّلا اَذ ْنَم ُلوُقَيَف اَيْنُّدلا ِءَا مَس َى لِإ َّلَجَو َّزَع ُهَّللا ُلِزْنَي ِلْيَّللا ُثُلُث َىِقَب اَذِإ ىِنُقِزَْر تْسَي ىِذَّلا اَذ ْنَم ُهَل َرِفْغَأَف ِى نُرِفْغَتْسَي ىِذَّلا اَذ ْنَم ُهَل َبيِجَتْسَأَف ِى نوُعْدَي ُرْجَفْلا َرِجَفْنَي ىَّتَح ُهْنَع ُهَفِشْكَأَف َُّّر ضلا ُفِشْكَتْسَي ىِذَّلا اَذ ْنَم ُهَقُزْرَأَف

С наступлением последней трети каждой ночи Всеблагой и Всевышний Господь наш нисходит к нижнему небу, говоря: “Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его? Кто станет просить у Меня удел, чтобы Я даровал его ему? Кто станет просить отвести от него зло, чтобы Я отвёл его от него?” - и это продолжается до самого рассвета.

3) Ночи Рамадана. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

ْتَقِّلُغَو ِّ نِجْلا ُةَدَرَمَو ُينِطاَيَّشلا ِتَدِّفُص َناَضَمَر ِرْهَش ْنِم ٍةَلْيَل ُلَّوَأ َناَك اَذِإ ٌباَب اَهْنِم ْقَلْغُي ْمَلَف ِةَّنَجْلا ُباَوْبَأ ْتَحِّتُفَو ٌباَب اَهْنِم ْحَتْفُي ْمَلَف ِراَّنلا ُباَوْبَأ ِراَّنلا َنِم ُءاَقَتُع ِهَّلِلَو ِْر صْقَأ َِّّر َِّّر شلا َىِغاَب اَيَو ْلِبْقَأ ِْر يَخْلا َىِغاَب اَي ٍداَنُم ىِداَنُيَو ٍةَلْيَل َّلُك َكِلَذَو

Когда наступает первая ночь Рамадана, шайтанов и самых непокорных джиннов заковывают, и врата Огня закрываются, и не открываются ни одни из них, и врата Рая распахиваются, и не закрываются ни одни из них. И глашатай взывает: “О стремящийся к благу! Вперёд! О желающий зла! Остановись!” - и Аллах освобождает некоторых от Огня. И происходит все это каждую ночь.

4) Время призыва на молитву. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

ُ ءاَعُّدلا ُّدَرُي َلا و ،ُءاَعُّدلا َبيِجُتْساَو ،ِءَا مَّسلا ُباَوْبَأ ْتَحِتُف ِةلاَّصلِل َيِدوُن اَذإةَماَقِلإاَو ِناَذَلأا َْني ْني َب ما يف

Когда раздается призыв на молитву, отворяются небесные врата и приходит ответ на мольбу. Поистине, мольба в период между азаном и икамой не остаётся без ответа.

5) Между азаном и икамой. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

اوُعْداَف ِةَماَقِلإاَو ِناَذَلأا َْني ْني َب ُّدَرُي َلا َءاَعُّدلا َّنِإ

Мольба не остаётся без ответа между азаном и икаммой, взывайте же к Аллаху!

6) Во время земного поклона в молитве. Всевышний сказал:

Падите же ниц перед Аллахом и поклоняйтесь! (53:62).

А Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

ٌدِجاَس َوُهَو ِهِّبَر ْنِم ُدْبَعْلا ُنوُكَي اَم ُبَرْقَأ

Ближе всего к своему Господу раб бывает во время земного поклона.

7) После завершения молитвы. Всевышний сказал:

Посему, как только освободишься, будь деятелен и устремись к своему Господу (94:7–8).

8) В пятницу. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

ُ هاَطْعَأ َّلاِإ اًْر يَخ ُلَأْسَي ِّىلَصُي ٌمِئاَق َوْهَو ٌمِلْسُم اَهُقِفاَوُي َلا ٌةَعاَس ِةَعُمُجْلا ِى ف

Есть в пятницу определённый период времени, и если раб Аллаха, являющийся мусульманином и совершающий молитву, попросит о чём-нибудь Всевышнего Аллаха в это время, то Он обязательно дарует ему это.

9) После пробуждения ночью , если только человек ляжет спать в состоянии ритуальной чистоты. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: َّ

زَع َهَّللا ُلَأْسَيَف ِلْيَّللا َنِم َّراَعَتَيَف ًارِهاَط ِهَّللا ِرْكِذ َى لَع ُتيِبَي ٍمِلْسُم ْنِم اَم ُهاَّيِإ ُهاَطْعَأ َّلاِإ ِةَرِخلآاَو اَيْنُّدلا ِرْمَأ ْنِم ًاْر يَخ َّلَجَو

Любому мусульманину, который ляжет вечером в состоянии ритуальной чистоты и со словами поминания Всевышнего Аллаха, а потом проснётся ночью и попросит Аллаха о каком-нибудь благе этого мира или мира вечного, Он непременно дарует это.

И старайтесь, братья и сёстры–постящиеся, обращаясь к Аллаху, называть Его величайшим из Его Имён.

«О Аллах! Поистине, мы просим Тебя посредством величайшего из Твоих Имён - ведь если просят Тебя о чём-то посредством него, Ты даруешь это, и если обращаются к Тебе с мольбой посредством него, Ты отвечаешь на эту мольбу - чтобы Ты даровал нам все то, о чём мы просим Тебя, и простил нам все наши грехи, и чтобы Ты был во всём доволен нами… Амин!».

20.06.2017 Fatima_bint_Dzhabrail 💜 14 1143 1

Fatima_bint_Dzhabrail 💜 💜

Дорогие братья и сестры!

Всем нам известно о важной роли «дуа» - молитвы в жизни мусульман. С раннего детства и до последнего вздоха верующие просят Всевышнего ниспослать здоровье и спокойствие, крепкую веру и благодать. В течение только одного дня, мы в пятикратных намазах со словами: «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи. Веди нас прямым путем» (1:5-6) десятки раз просим Его о спасении. Если Господь не укажет и не поведет по истинному пути, то человек обречен. Прямой путь - особый, он без крайностей и фанатизма, не всем дано распознать его - кто-то скитается в жизни в поисках славы и богатства, а кто-то уходит в себя и тонет сомнениях и чрезмерности в религии.

Помните и знайте, что Аллах доволен теми, кто просит Его, более того, Он повелевает совершать «дуа»:

«Ваш Господь сказал: “Взывайте ко Мне”» (40:60).

Также Всевышний обещал отвечать на мольбы: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам» (40:60). Но, как говорят ученые, эти слова носят общий характер. Чтобы наши слова были услышаны и приняты Творцом необходимо выполнить ряд обязательных условий, о чем я расскажу чуть ниже.

«Дуа» - не просто слова и обращение, в первую очередь, просьбы, направленные Аллаху являются поклонением. В конце приведенного аята, Господь упоминает слово «ибада» - поклонение и связывает его мольбой:

«Ваш Господь сказал: "Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением…"» (40:60).

«Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными» (40:60).

В аяте сообщается, что их ожидает две скверные вещи: унижение и муки в Аду. Возможно, множество людей не просят Аллаха из-за неграмотности. Мы не имеем право перечислять их к тем, кто умышленно «превозносится над поклонением». Они нуждаются в религиозном образовании. Поэтому некоторые прямо и говорят: «Мы не знаем, как и какими словами обращаться ко Всевышнему». Из-за отсутствия религиозного образования, кто-то придает молитве национальную окраску. Мол, просить Творца нужно только на определенном языке. Все эти доводы и аргументы не выдерживают критики. Есть еще одна категория людей, которые не обращаются к Аллаху с мольбами из-за гордыни и личных убеждений.

Любой из нас нуждается в чем-либо. Стоить ушибить ногу или встретиться с трудностями, мы тут же обращаемся к Творцу. Сам по себе человек слабое существо, никто не застрахован от несчастных случаев и болезней. По воле Аллаха врачи могут улучшить здоровье больного и спасти его от смерти. Только за один месяц в мире совершаются тысячи операции на сердце и внутренние органы. Но есть вещи, которые вне желаний и возможностей людей. И только Создатель в состоянии исправить ситуацию и спасти нас. Кому ты обратишься за помощью, если начнешь тонуть в безлюдном водоеме, либо в морозный день заглохнешь на автомобиле в глухом месте? Кто поможет тебе выбраться здоровым и невредимым из огромного леса? Каково состояние тех, кто находится на высоте 10 км, и вдруг у самолета отказывают двигатели. Разве мало таких случаев. Помочь в состоянии только Аллах и никто другой! В таких ужасных и страшных ситуациях как-никогда мы нуждаемся в Его помощи, и не просто помощи, а скорой и молниеносной помощи! И теперь вдумайтесь в достоинство и значение «дуа». Счастлив тот раб, чьи мольбы принимаются. Он просит Аллаха, и Аллах отвечает ему, Он не оставляет его одного и дарует ему спасение!

Теперь приступим к важному вопросу о том, почему Аллах не принимает мольбы у многих просящих. Часто мы сами ощущаем это. Как-то раз ко мне подошел мужчина стал рассказывать о проблемах на работе. Сказал, что он посещает мечеть, но вот с работой и деньгами проблемы. В мире каждую секунду Аллаху обращаются сотни и сотни человек. В большинстве случаев нарушаются основные принципы «дуа», допускаются элементарные ошибки.

Просишь ли ты Аллаха искренне?

Может ты сомневаешься в успехе просьбы, и обращаешься так, «на всякий случай»? Просящий ни на капельку не должен сомневаться в милости Аллаха:

«Обращайте к Нему лица в любом месте поклонения и взывайте к Нему, очищая перед Ним веру (искренне)» (7:29).

Мне приходилось встречаться со странными людьми. С одной стороны, они подвергали сомнениям существование Всевышнего и ахирата (жизни после смерти), с другой, они во время дуа что-то просили. Вера и поклонение строятся на искренности.

Каешься ли ты в грехах и просишь ли у Аллаха прощения?

Грехи опасны тем, что они способны создать серьезную преграду между тобой и Господом. Например, просьбы притеснителей и тиранов не доходят до Аллаха. Прежде чем просить Господа о чем либо попроси у Него прощения за прошлые грехи, покайся искренне! Пророк Нух (мир ему) обращаясь к своему народу призывал к покаянию и сообщил им о плодах такого искреннего поступка:

«Я говорил: “Просите у вашего Господа прощения, ведь Он - Всепрощающий. Он ниспошлет вам с неба обильные дожди, поддержит вас имуществом и детьми, взрастит для вас сады и создаст для вас реки» (71:10-12).

«Истигфар» и «тауба» - прошение прощения и искреннее покаяние необходимые условия перед поклонением Аллаху.

Проси Аллаха со смирением и трепетом

Обратите пристальное внимание на лица верующих, когда они с поднятыми руками обращаются ко Всевышнему. У некоторых безразличие, кто-то смотрит на часы, лишь единицы со слезами на глазах просят о прощении и милости. В Досточтимом Коране сказано:

«Взывайте к Господу своему со смирением и в тайне» (7:55).

Когда сподвижники Пророка ﷺ вставали на намаз, то они тряслись от страха, на их коже выступали мурашки. Каково наше состояние?

Больше обращайся к Аллаху в благополучии

Нередко, к нам в мечети приходят единоверцы под воздействием сложных жизненных ситуаций. Муж заболел и не может выздороветь, умер ребенок, сгорел дом и куча серьезных проблем заставляют людей впервые в жизни обращаться к имаму за советом. Где они раньше были? Почему мы их не знаем в лицо? Неужели чтобы начать праведную жизнь обязательно нужно столкнуться с каким-то горем? И тут возникает опасный момент: человек,оказавшись лицом к лицу с трагедиями, начинает молить Аллаха о помощи, о благополучном исходе дела, но все тщетно, ситуация не выправляется, помощи нет. Чтобы нам самим не встать на подобные грабли, рекомендую внимательно вслушаться и запомнить слова благословенного пророка Мухаммада ﷺ:

«Не забывай об Аллахе в благополучии, и Он не забудет тебя в беде» (Ахмад, сахих).

До «дуа» совершите омовение, затем повернитесь лицом в сторону киблы и поднимите обе руки. Выберите самые подходящие временя для мольбы. Согласно достоверным хадисам лучшее время для «дуа» это - время сухура, перед утренним намазом, также последняя часть ночи, последний час пятницы, время, когда идет дождь, и промежуток между азаном и икаматом. Просите Аллаха в наилучших местах - в мечетях.

Пусть Всевышний услышит и примет наши молитвы!

(Продолжение следует)

Имам-хатыб нижегородской Соборной мечети Мунир-хазрат Беюсов

Вопрос:

У меня вопрос про тавассуль. Известно, что секта т.н. салафитов считает подобные действия (обращение к Аллаху через пророков или праведников) язычеством и уклонением от единобожия. Подобные убеждения разделяют многие ученые из Саудовской Аравии и даже имамы двух священных городов (Мекки и Медины). Пожалуйста, разъясните этот вопрос.

Ответ:

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.

Тавассуль (обращение к Аллаху через какое-то посредничество) – к примеру, через Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и других пророков, аулия (праведных людей) дозволено и даже считается желательным в соответствии с мнением ученых всех четырех школ исламского права (мазхабов).

Подобного мнения (о дозволенности тавассуля) придерживались ученые Ислама во всю его историю. Саляфы (праведные предшественники) были такого же мнения, что и ученые четырех мазхабов более позднего времени.

Смысл тавассуля заключается в обращении ко Всевышнему Аллаху через посредство и заступничество другого человека. Например, если человек говорит: «О, Аллах, я прошу прощения моих грехов через василя (заступничество) Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Тавассуль может также осуществляться через собственные праведные дела, через всех пророков и праведных людей (как живых, так и умерших). Все эти виды тавассуля считаются дозволенными.

Допустимость тавассуля доказана из Корана, Сунны, практики уммы мусульман и нашего разума.

Вот некоторые доказательства:

1) Аллах говорит в Коране:

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и ищите средства (василя) (приближения) к Нему» (сура аль-Маида, 5:35).

Слово «василя » (средство приближения) – это общее указание на возможность приближения к Аллаху через определенных людей и действия.

2) Аллах говорит:

«Если они (люди) совершат несправедливость по отношению к себе (совершат грех) и придут к тебе (Мухаммад), и Посланник Аллаха попросит прощения за них, то они найдут Аллаха Прощающим и Милосердным» (Ан-Ниса, 6: 64).

В этих аятах ясно говорится о допустимости тавассуля. Некоторые люди утверждают, что речь идет лишь о живых людях, но подобные утверждения могут исходить только от тех, кто отрицает бессмертие души (а подобное отрицание ведет и к отрицанию воскрешения из мертвых).

Кроме того, если мы обращаемся к Аллаху через посредников, на самом деле мы просим лишь у Аллаха. Мы используем высокое положение и уровень человека перед Аллахом. Иными словами, мы говорим: «О, Аллах, Твой Пророк (мир ему и благословение) или такой-то Твой раб более близок к Тебе вследствие своего положения и праведности. Я же не обладаю никакими заслугами, но у меня есть любовь к праведным людям, так прости же меня ради моей любви к ним».

Ни один человек в здравом уме не будет утверждать, что в этом вопросе есть какая-то разница между живыми и мертвыми. По этой причине такие ученые как имам ас-Субки, Хафиз ибн Касир, имам Навави (да помилует их Аллах) и многие другие ученые говорили о допустимости тавассуля через праведников, независимо, живы они или умерли.

3) Имам ат-Тирмизи (рахимахуллах) передает от Усмана ибн Хунейфа (да будет доволен им Аллах):

Однажды к Пророку (мир ему и благословение) пришёл слепой мужчина и сказал: “Обратись с мольбой к Аллаху, чтобы Он исцелил меня”. Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Если хочешь, я обращусь к Нему с мольбой за тебя, но если ты пожелаешь проявить терпение, то так будет лучше для тебя”. Слепой сказал: “У меня нет поводыря, и это сложно для меня”.

И тогда Пророк (мир ему и благословение) повелел ему тщательно совершить омовение, совершить два ракаата намаза и обратиться к Аллаху с такой мольбой:

“О Аллах, я молю тебя и обращаюсь к тебе посредством Пророка Мухаммада, пророка милости. О Мухаммад, я обращаюсь посредством тебя к Аллаху, чтобы Он исполнил мою нужду» (Передано Тирмизи, Абу Даудом, Насаи, Табрани и другими с надежной цепочкой передатчиков).

4) Кроме того, имам Табрани передает в своей книге Аль-Му’джам аль-Кабир через того же Усмана ибн Хунейфа, о том, что нечто подобное случилось и после смерти Пророка (мир ему и благословение), во времена правления третьего халифа Усмана (да будет доволен им Аллах).

Некий человек пришел к халифу со своей нуждой, но халиф забыл о его просьбе. Человек пожаловался Усману (передатчику хадиса) на свою нужду, и тот посоветовал ему совершить омовение, прийти в мечеть, совершить два ракаата намаза и сделать такое дуа: «О Аллах, я обращаюсь к Тебе через Пророка Мухаммада, Пророка Милости. О Мухаммад! Я обращаюсь через тебя к Аллаху, чтобы Он исполнил мою нужду…»

5) В хадисе, переданном имамом аль-Бухари и другими, сказано, что сподвижник Умар (да будет доволен им Аллах) делал тавассуль через дядю Посланника Аллаха (мир ему и благословение) Аббаса (да будет доволен им Аллах), прося Всевышнего Аллаха о дожде во время засухи.

Здесь открытым текстом указана дозволенность тавассуля через умерших. Хадис был классифицирован как подлинный (сахих) аль-Байхакы, Мунзири, аль-Хайтами и другими.

Эти и многие другие хадисы ясно говорят о допустимости и обоснованности тавассуля. По этой причине великие суннитские ученые придерживались подобного мнения на протяжении веков. Даже в современную эпоху большинство мусульман Ахлю-Сунна валь-Джамаа разделяют это мнение.

Многие книги на арабском и других языках были написаны в опровержение тех, кто считает тавассуль язычеством (ширк ). Ученые из Сирии, Иордании, Ливана, Кувейта, Арабских Эмиратов, Индии, Пакистана и Саудовской Аравии отвергли подобное мнение, которого придерживается меньшинство мусульман – секта т.н. салафитов.

Если действительно некоторые из ученых Харамейна (двух священных мечетей) высказывают такое мнение (о запретности тавассуля), то это делается, как правило, от слепого следования за имамом Ибн Таймийей. Этот ученый, несмотря на свои большие познания, во многих вопросах выбрал путь, отличный от пути большинства уммы, и ученые Ахлю-Сунна осудили его ошибочные взгляды.

Однако в совершении тавассуля нужно быть осторожным, чтобы не совершить ошибки в вероубеждении (акыде). Следует понимать, что лишь Один Всевышний Аллах имеет влияние на все события, внешние и внутренние, и Он лишь Один принимает наши просьбы и исполняет их – все остальное (через кого мы обращаемся к Нему) лишь средства для достижения Его довольства. Кроме того, не следует верить, что дуа не будут приняты без тавассуля. Это и есть подлинный таухид.

А Аллах знает лучше.

[Муфтий] Мухаммад ибн Адам

Дарул Ифтаа,

Лестер, Великобритания

Похожие публикации