Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Конспект семинара практикума для педагогов. Конспект семинара для педагогов "светя другим не сгори сам"

МБДОУ» Белоярский ДС»

Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Алгоритмы разработки проекта в ДОУ»

Подготовили:

Воспитатели

О.В. Когодеева,

К.И. Плешкова

2018г.


Форма проведения: морское путешествие.
Цель: обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологии проектирования, объединить усилия коллектива детского сада для использования в практике достижений передового опыта и педагогической науки.
Задачи:
- совершенствовать педагогическое мастерство педагогов;
- повышать методический уровень педагогов в овладении ими технологии проектирования;
- способствовать творческому поиску.
Предварительная работа:
- отбор и изучение литературы по использованию проектного метода в детском саду;
- изготовление раздаточного материала.
Дидактический материал и оборудование: билеты для каждого участника, карточки с заданиями, ноутбук, аудиозапись шума моря.

Ход семинара – практикума

Воспитатель 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мы очень рада Вас видеть. Тема нашей встречи: «Алгоритмы разработки проекта»
Воспитатель 2 Использование метода проекта в дошкольном образовании, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Воспитатель 1 Затрагивая эту тему, мы предлагаем отправиться в педагогическое путешествие на нашем пароходе «Сказочная полянка» к теплым берегам проектной деятельности на остров Проектов. Чтобы освежить и использовать свои знания проектного метода в своей творческой деятельности.
У Вас уже куплены билеты, поэтому прошу занять места в своих «каютах»
(педагоги рассаживаются за столы, каждый стол имеет свое название, на нем приготовлены все задания, которые понадобятся для последующей работы) .
Воспитатель 2 Итак. Отплываем. Закройте глаза, откиньтесь на спинку стула и послушайте, как шумит море (запись шума моря) . Открывайте глаза, мы с Вами уже далеко от берега, кругом океан. А пока мы плавно покачиваемся на волнах, давайте вспомним, что же такое Проект. Для плодотворной работы, я прошу вас объединиться в своих каютах вокруг столиков. Возьмите билет № 1 и обсудите задание. Одному из каюты необходимо ответить на заданный вопрос.


1 Задание: Подберите определение, что такое проект?
Проект, это………
1. Сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, в том числе представление различных точек зрения по этому вопросу, приведение статистических данных, интересных фактов (реферат, доклад, отчет);
2. Способ общения и передачи информации от человека к человеку в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и другое (коммуникация);
3. Работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата (проект);
4. Это обеспечение условий для становления у детей общечеловеческих ценностей, формирование у них нравственных смыслов и установок – отношения к миру по законам Добра, Правды, Красоты (воспитание);
5. Это стремление ребенка к согласованной, слаженной работе в детском коллективе (сотрудничество)
Молодцы, быстро справились с заданием.


Воспитатель 1. Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу.
Основной целью проектного метода является развитие свободной, творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Воспитатель 2. Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо ребёнку помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой..
Воспитатель 1 . Сейчас Вам предлагаю попробовать выполнить такую работу. Возьмите билет № 2 и выполните задание.

Участники команды встают возле своих стульчиков. Им необходимо рассчитаться по порядку до 33. Но при каждой цифре «3», и числе, которое делится на эту цифру, необходимо сделать хлопок в ладоши. Тест выявляет такие умения, как слушать и слышать другого. После минутного приготовления, команды приступают к выполнению задания.
Воспиатель2 Наше путешествие к острову Проектов продолжается. Откройте билет № 3 и давайте вспомним, какие же бывают проекты. Сначала прочитайте задание, обсудите, а потом ответьте на вопрос.


  • исследовательско–творческие : дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  • ролево–игровые: (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  • информационно–практико–ориентированные : дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересов, альбомов, витражи и др.);
  • творческие : после воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника, спектаклей, детского дизайна и т.д.


Воспитатель 1 А теперь предлагаем ответить на шуточные вопросы.
- Что у Бориса впереди, а у Глеба – сзади? (Буква «Б»).
-Какие часы показывают точное время только 2 раза в сутки? (Которые остановились).
- Чем оканчиваются день и ночь? (Мягким знаком).
- Растут две березы. На каждой березе по 4 шишки. Сколько всего шишек? (На березе не растут шишки).
Воспитатель 2 Предлагаем Вам открыть билет № 4 .
4 Задание: Придумать тему проекта и схематично его разработать. Время 10-15 минут.

Воспитатель 1. Работа по презентации. Обратите внимание на слайды.
Старший воспитатель А теперь мы предлагаем занять свои места в каютах, настало время возвращаться в детский сад (шум моря).

Воспитатель 2. Пока мы плывем назад, домой, я предлагаю обменяться полученными впечатлениями и продолжить фразу: «Я сегодня…»
Воспитатель 1. «Мечты – это паруса нашей жизни. Можно плыть и без них,… но медленно и недалеко. А Вам я желаю, что чтобы Ваш корабль «Работа» всегда плыл уверенно и сопровождался только положительными эмоциями. Творческих Вам успехов. Спасибо за работу.
Литература:
1. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей - М.: Айрис – пресс, 2008 г.;
2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ, М. – 2006 г.;
3. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? М. 2010 г.

  1. Задание: Подберите определение, что такое проект?

Проект, это ……

  1. Сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, в том числе представление различных точек зрения по этому вопросу, приведение статистических данных, интересных фактов;
    2. Способ общения и передачи информации от человека к человеку в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и другое;
    3. Работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата;
    4. Это обеспечение условий для становления у детей общечеловеческих ценностей, формирование у них нравственных смыслов и установок – отношения к миру по законам Добра, Правды, Красоты;
    5. Это стремление ребенка к согласованной, слаженной работе в детском коллективе.

2 Задание: Психогимнастика «Будь внимателен…»


Участники команды встают возле своих стульчиков. Им необходимо рассчитаться по порядку до 33. Но при каждой цифре «3», и числе, которое делится на эту цифру, необходимо сделать хлопок в ладоши. Тест выявляет такие умения, как слушать и слышать другого.

4 Задание: Придумать тему проекта и схематично его разработать. Время 15 минут.

3 Задание: Подбери определение.


Исследовательские проекты это –

Творческие проекты это-

Информационные проекты это-

Игровые проекты это-

Дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна/

Дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы/

Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересов, альбомов, витражи.

После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника, спектаклей, детского дизайна.


Ольга Крашенинникова
Конспект семинара-практикума для воспитателей «Если ребенок не слушается»

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 10 «Солнышко»

Конспект семинара-практикума для воспитателей

«Если ребенок не слушается »

Провела :

Педагог-психолог

Крашенинникова О. Е.

Цель : развитие компетентности педагогов в вопросах поддержания дисциплины.

Задачи :

1. Познакомить воспитателей с основными причинами непослушания детей , способами конструктивного непослушания ;

2. Развить умение реагировать на конкретные ситуации, подбирать наиболее эффективные методы регулирования поведения ребенка ;

3. Формировать умение видеть положительные качества детей.

Ход занятия

У всех нас часто возникает вопрос, «что делать, если ребенок не слушается . Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала определить причины непослушания ребенка .

Давай те попробуем с Вами вспомнить одну из недавних ситуаций непослушания . Поэтапно опишите свои эмоции и действия. А теперь постарайтесь определить главное, какое у Вас преобладавшее чувство, которое вы тогда испытывали (гнев, обиду, отчаяние, раздражение или другое чувство) . Существует гипотеза, по которой можно определить причину непослушания ребенка , для этого нужно определить чувство, которое Вы испытывали при непослушании ребенка .

Если вы испытываете раздражение, то непослушание , скорее всего, вызвано борьбой за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и благополучия, то он находит свой способ его получить - непослушание .

Чтобы разрешить данную проблему нужно уделять ребенку достаточное количество внимания, находить для него интересные занятия, которые бы увлекали его. Родителям необходимо завести правило выделять некоторое время, пусть не очень продолжительное, исключительно для общения с ребенком .

У вас возникает гнев? Тогда, скорее всего, причиной непослушания является борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской опеки. Детям особенно трудно, когда родители общаются с ними в основном в форме замечаний, опасений, указаний. Ребенок начинает восставать . Он отвечает упрямством, действиями наперекор.

Чтобы решить эту проблему, необходимо проанализировать свое поведение и отношение к ребенку и дать ему больше свободы и прав.

Если чувство - обида , то причина непослушания - желание отомстить . Дети часто обижаются на родителей. К примеру : родители более внимательны к младшему; родители разошлись; в доме появился отчим; родители часто ссорятся и т. д. Много единичных поводов : резкое замечание, несправедливое наказание. В глубине души ребенок переживает , а на поверхности - протесты, непослушание , неуспеваемость в школе.

Чтобы устранить данную проблему, необходимо выяснить, за что именно ребенок держит на вас злость, и постараться исправить ситуацию.

Если Вы попадаете во власть чувства безнадежности, а порой и отчаяния - в этом случае причиной непослушания является потеря веры в собственный успех. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, ребенок теряет уверенность в себе, у него формируется низкая самооценка.

Для решения данной проблемы необходимо помочь ребенку повысить у него самооценку.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Работа над педагогическими ситуациями : прочитайте ситуацию, выявите причину непослушания ребенка , постройте алгоритм действий.

СИТУАЦИЯ № 1

Воспитатель просит ребенка пяти лет убрать со стола краски и альбом, т. к. на этом же столе будет подан ужин. Ребенок продолжает заниматься своим делами. Воспитатель повторяет просьбу , ребенок говорит "сейчас" или "да" и продолжает увлеченно раскрашивать. Почему он игнорирует просьбу воспитателя , не обращает на нее внимание?

СИТУАЦИЯ № 2

Ребёнок за завтраком вылил компот на стол. Воспитатель , сдвинув брови, погрозила ему пальцем и отобрала чашку. За обедом ребенок повторяет эксперимент. Но у воспитателя хорошее настроение , она не наказывает ребенка . За ужином – та же ситуация, но воспитатель выходит из себя , выводит ребенка из-за стола и наказывает его.

СИТУАЦИЯ № 3

Воспитатель гуляет с детьми на участке. Ребенок играет в песочнице , вдруг берет горсть песку и кидает в другого ребенка . «Не делай этого. Нельзя!» - говорит воспитатель . Ребенок смеётся и кидает снова. «Не делай этого, а то задам!» - повышает голос воспитатель . Ребенок повторяет еще раз . Воспитатель выводит ребенка из песочницы и сажает на лавку.

СИТУАЦИЯ № 4

Однажды к воспитателю обратилась за советом мать двоих детей (мальчики – 3,5 и 4,5 года) : «Что мне делать? Если дети совершают один и тот же проступок, я их наказываю – запрещаю смотреть любимые мультики. Но при этом один переносит это спокойно и с пониманием вины, быстро отвлекается, находит другое занятие, а другой начинает плакать, кричать, требовать и не успокаивается иногда несколько часов подряд».

Нарисовать портрет послушного ребенка : какими качествами должен обладать послушный ребенок .

Работа с памятками : каждому участнику тренинга раздается памятка.

Памятка «Варианты конструктивного поведения взрослого в разных ситуациях непослушания »

- Если идет борьба за внимание, нужно оказывать ребенку это положительное внимание. Придумать какие-нибудь совместные занятия - игры, прогулки.

- Если источник конфликтов - борьба за самоутверждение, то следует, наоборот, уменьшить свою включенность в дела ребенка . Для него очень важно накапливать опыт собственных решений и даже неудач. Больше всего поможет избавиться от лишнего давления и диктата понимание, что упрямство и своеволие ребенка - лишь раздражающая вас форма мольбы : "Позвольте же мне жить своим умом".

Когда вы испытываете обиду, то нужно спросить себя : что заставило ребенка причинить ее вам ? Какая боль у него самого? Чем вы обидели или постоянно обижаете его? Поняв причину, надо, конечно, постараться ее исправить.

Самая трудная ситуация у отчаявшегося воспитателя и родителя и разуверившегося в своих силах ребенка . Нужно перестать требовать "полагающегося" поведения, свести к минимуму свои ожидания и претензии. Наверняка ребенок что-то может , у него есть к чему-то способности. Найдите доступный для него уровень задач и начните движение вперед. Помогайте, вместе ищите выход из тупика. При этом ребенка нельзя критиковать ! Ищите любой повод, чтобы его похвалить, отмечайте любой, даже самый маленький успех. Постарайтесь подстраховывать его, избавлять от крупных провалов.

Памятка : «Каким надо быть взрослым, чтобы не провоцировать своего ребенка на еще большее непослушание ».

Быть терпеливыми. Это самая большая добродетель, какая может быть у воспитателей и родителей ;

Уметь объяснять ребенку , ПОЧЕМУ его поведение неправильно, но при этом избегайте занудства, быть предельно краткими;

Уметь отвлечь, предложить ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что ему сейчас хочется;

Не торопиться с наказаниями;

Уметь выражать благодарность ребенку за те хорошие поступки, которые он совершает. Награждайте его. Награды более эффективны, чем наказания. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение, вместо того чтобы считать его обычным, то одно и это пробудит в нем желание поступать так и дальше, чтобы еще раз услышать похвалу.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок не слушается?» Воспитателю очень тяжело выполнять свою работу, если ребенок не слушается, не желает одеваться, убирать за собой игрушки, и много других.

Физкультурное занятие в рамках семинара-практикума для родителей с детьми Конспект открытого физкультурного занятия инструктора по ФК Гордеевой Ольги Юрьевны "Семинар-практикум для родителей с детьми младшей.

Конспект семинара-практикума для педагогов ДОУ в рамках программы «Профилактика эмоционального выгорания» Тема: «Тело, эмоции, разум: принципы взаимодействия» Оборудование: музыкальный центр + муз. диск с веселой музыкой, обручи по количеству.

Конспект семинара-практикума для педагогов «Театрально-игровая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» Цель: повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей.

Муниципальное дошкольное образоватеьное учреждение «Детский сад «Светлячок» общеразвивающего вида города Фурманова»

Подготовила и провела

воспитатель средней группы

С.И.Воробьева

Декабрь 2018

Семинар-практикум для воспитателей по теме:

«Социо-игровые технологии в детском саду»

Цель: обогащение педагогического опыта внедрением в практику социо-игровой технологии.

Задачи:

    Образовательная:

Разучивание воспитателями игр, соответствующих социо-игровой технологии, предназначенных для детей разного дошкольного возраста.

2. Воспитательная:

Побудить педагогов сделать воспитательный процесс интересным и увлекательным.

3. Развивающая:

Расширение кругозора воспитателей в области применения социо-игровой технологии в соответствии с возрастными особенностями детей.

4. Коррекционная:

Исключить из педагогической практики отжившие штампы и стереотипы. Повысить самооценку педагогов и престиж воспитателя.

Качественный прогнозируемый результат.

    Разученные на семинаре-практикуме игры и упражнения будут применяться педагогами в воспитательно-образоватеьном процессе.

    Социо-игровые технологии сделают процесс воспитания и обучения через игру более интересным и увлекательным для детей.

    Повысится результативность воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО

    Повысится самооценка педагогов и престиж воспитателя.

План проведения семинара-практикума.

    Коммуникативная и интеллектуальная готовность к семинару: игра - «Ассоциации».

    Разучивание игр, соответствующих социо-игровой технологии.

    Рефлексия «Белые конверты»

    Подведение итогов семинара-практикума.

Коммуникативная и интеллектуальная готовность к семинару: игровое упражнение - «Ассоциации».

Добрый день уважаемые педагоги! Прошу всех встать в круг. Приглашаю вас принять активное участие в семинаре-практикуме по теме: «Социо-игровые технологии». Предлагаю выполнить упражнение «Ассоциации»: передавая мяч, называть ассоциации на слово «Игра-это…»

Игра это – деятельность, активная форма работы, развлеченье и ученье, интересный процесс, развитие для ребенка, современная и классическая технология, средство воспитания, игра-это средство изучения личности ребенка и т.д.

- Всем спасибо за разминку . А теперь, уважаемые коллеги, время перейти к разучиванию игровых упражнений и игр, которые соответствуют социо-игровой технологии, т.е. такие игры, при которых все дети слушают, говорят и делают. Как вы поняли, что первое, проигранное с вами упражнение, также имеет место быть в воспитательно-образовательном процессе, однако, приемлемо оно для детей от 5 лет и старше.

Предлагаю определить правила проведения практикума:

В ходе нашего занятия необходимо разобрать как можно больше игр, поэтому, сначала игру разучиваем, затем вместе определяем цель данной игры и проводим рефлексию по завершению каждой игры или игрового упражнения. Для этого подготовлены игровые фишки разного цвета: зеленого цвета – если игра для вас новая, красного – игру знаю и применяю, желтого – игру знаю, но не применяю, либо знала, но забыла. Каждый берет одну фишку и складывает в первый конверт, после второй игры вновь выбираете соответствующие фишки и складываете в конверт №2 и так далее при разучивании и проигрывании других упражнений.

Итак, игра № 1 «Приветствие». Предлагаю вам поприветствовать друг друга разными способами. Итак, начали:

Здравствуйте! Добрый день! Привет! Приветик! Доброе утро! Доброе время суток! И т.д.

А теперь давайте поздороваемся как здороваются в Лапландии. Вечно мерзнущие Лапландцы здороваясь, трутся носами.

А вот как приветствуют друг друга Американцы: жмут руки, трутся носами и плюют друг на друга. Такое необычное приветствие придумали в самый разгар холодной войны братья-американцы Майкл и Брайен Маккомак в 1973 году как протест против международной напряженности.

А теперь поздороваемся как Арабы: они скрещивают руки на груди.

А теперь поприветствуем друг друга как Китайцы: они совершают поклон с вытянутыми вдоль тела руками.

А Тибетский народ при встрече снимает головной убор, левую руку закладывают за ухо и высовывают язык.

Молодой Американец похлопывает друга по спине.

Латиноамериканцы обнимаются.

Французы – целуются.

Самоанцы обнюхивают друг друга.

В Индии складывают руки, поднимая пальцы до уровня бровей.

В Замбези приседают и хлопают в ладоши.

В некоторых индейских племенах до сих пор привстрече садятся на корточки и сидят, пока их не заметят как знак миролюбия.

Как вы считаете, уважаемые коллеги, когда уместна данная игра? С какой целью данную игру мы включим в воспитательный процесс? Да, конечно, для формирования коммуникативной готовности к занятию и для сплочения детского коллектива. Данную игру можно проводить как фронтально, так и в мини-группах . Причем, игра подойдет для ребят не только старшего, но и младшего возраста .

Рефлексия. Цветные фишки.

Игра №2. "Зимние забавы"

Дети встают в круг. Слушают, запоминают, проговаривают вместе с воспитателем и выполняют движения.

Я мороза не боюсь.

Я с ним крепко подружусь (берутся за руки).

Подберется к нам мороз. (руками показывают как мороз крадется).

Тронет щеки (касаемся руками щек).

Тронет нос (дотрагиваемся руками до кончика носа),

Значит, надо не зевать:

Бегать, (бег на месте),

Прыгать, (прыжки на месте)

И играть (вспоминаем зимние забавы: Едем на лыжах, надеваем коньки, везем санки, катим снежный ком, лепим снеговика).

Итак, уважаемые коллеги! С какой целью можно включить данную игру в занятие?

Эта игра может служить введением в тему, как коммуникативная готовность к занятию, для сплочения группового коллектива, для развития творческого воображения, подражательности и для координации речи с движением, а также как физкультминутка на занятии. Вот сколько задач может решить данная игра. Доступна для детей разного дошкольного возраста.

Рефлексия. Цветные фишки.

Игра №3 "Замок"

А теперь я приглашаю всех за стол. Объединитесь в две мини-группы.

Для этой игры нам потребуются предметные картинки. Для детей старшей и подготовительной группы можно использовать сюжетные картинки. перед вами я раскладываю по три предметные картинки с изображением домашних животных. Внимательно рассмотрите изображения. Постарайтесь запомнить окраску и фактуру изображенного животного. Время на просмотр - 30 секунд. Ваше время истекло. Теперь я собираю картинки и одно животное прячу в сарайчик и закрываю под замок. Посмотрите в замочную скважину и постарайтесь отгадать: кого я закрыла? Если сложно ответить на вопрос, то замочек можно немного подвигать, но не открывать всю картинку.

А теперь такое же задание выполнит вторая мини-группа. Для детей младшего возраста мы будем использовать яркие предметные картинки, например, картинки с изображением игрушек. Попробуйте!

Итак, уважаемые коллеги! С какой целью можно данную игру включить в образовательную деятельность?

Да, с целью закрепления знаний по теме, с целью развития устойчивого внимания, зрительной памяти и мышления!

Рефлексия. Цветные фишки.

Игра №4 "Царь Горох"

Для проведения этой игры выбирается один игрок - Царь, остальные ребята (лучше, если это будут мини-группы) - работники

Работники идут к царю и просятся к нему на работу:

Царь-горох! Прими нас на работу!

Царь отвечает:

А что вы умеете делать?

Мы не скажем, а покажем!

Работники договариваются, что будут делать, показывают с помощью мимики и жестов. Царь-Горох отгадывает, что умеют делать работники. Например, кроят ткань, шьют, стирают одежду, прополаскивают, гладят, сушат, чистят ботинки, шнуруют ботинки, чистят картошку и т.д.

Да, эта игра для детей любого возраста. Она может послужить физкультминуткой, а также поможет закрепить знания по лексической теме: "Профессии", "Овощи и фрукты", "Одежда и обувь", "Зимние забавы" и другие. Данная игра развивает у детей фантазию, творческое воображение, артистичность, способствует сплочению детского коллектива и развитию лидерских качеств.

Рефлексия. Цветные фишки.

Игра №5 "Волшебный подарок"

Играющие встают в круг и с помощью мимики и жестов дарят друг другу подарки. Игрок, принимающий подарок, старается отгадать - что ему подарили. Если угадать не удается, то допускается незначительная звуковая подсказка.

С какой целью уместно вставить в воспитательно-образовательный процесс данную игру?

Эта игра для детей среднего, старшего и подготовительного к школе возраста. Она может послужить средством формирования готовности к занятию, физкультминуткой, а также поможет закрепить знания по лексической теме. Данная игра развивает у детей фантазию, творческое воображение, артистичность, способствует сплочению детского коллектива и развитию лидерских качеств. Эта игра может служить введением в тему, как коммуникативная готовность к занятию.

Рефлексия. Цветные фишки.

Игра №6 "Оживи картину."

Играющие объединяются в мини-группы. Каждая мини-группа получает репродукцию с картины (желательно- с картины известного художника). Например, одной группе дается картина "Опять двойка" Решетникова, а другой - картина Пластова "Сенокос". Время на подготовку - 2 минуты. После демонстрации "Ожившей" картины зрители отгадывают название произведения. Интересны для "оживления"

С какой целью уместно вставить в воспитательно-образовательный процесс данную игру?

Эта игра для детей среднего, старшего и подготовительного к школе возраста. Она может послужить физкультминуткой. Эта игра может служить введением в тему, как коммуникативная готовность к занятию. Данная игра развивает у детей фантазию, творческое воображение, артистичность, способствует сплочению детского коллектива и развитию лидерских качеств. С помощью данной игры можно развить кругозор детей в области мировой художественной культуры. Дети быстро запомнят выдающиеся произведения русских художников.

Рефлексия. Цветные фишки.

Игра №7 "Гостьюшка."

Гостьюшка надевает платочек, выходит в середину круга и говорит:

Вот и я пришла к вам в гости!

А мы ей хором:

Очень рады, что пришли.

Тут Гостьюшка улыбается, глядит на нас всех и спрашивает:

Расскажите мне, ребята, как денек вы провели?

Мы опять дружно отвечаем:

Все расскажем по порядку. Утром делали зарядку!

Как? - спрашивает гостьюшка.

Вот этак и вот так, Еще этак и вот так! - отвечаем мы и показываем как делали зарядку.

А потом? - спрашивает Гостьюшка.

За завтрак сели, без остатку все поели!

Как?

Вот этак и вот так, Еще этак и вот так! - отвечаем мы и показываем как едим кашу, пьем молоко, утираемся салфетками и благодарим за завтрак.

А потом?

А потом гулять ходили и снеговика лепили!

Как?

Вот этак и вот так, Еще этак и вот так! - показываем как катим большой снежный ком, потом ком поменьше и ставим его на первый ком, затем ком самый маленький и делаем нос - морковку.

А потом?

А потом обедать сели, с аппетитом все поели!

А потом?

А потом легли в кроватки и заснули крепким сном.

Как?

Вот этак и вот так. Еще этак и вот так! - дети ложатся на ковер, посапывают, похрапывают, закрывают глаза. Тогда Гостьюшка говорит:

Ну, я вижу, ребятишки, день вы славно провели. До свиданья!

Дети вскакивают, кланяются, кричат:

До свиданья, очень рады, что пришли!

Приходите завтра днем, мы вам песенку споем!

Как? - спрашивает Гостьюшка?

Дети запевают песню, когда она кончается, Гостьюшка говорит:

Я не очень -то спешу, коль попросите, спляшу!

Как? - кричат дети,

Вот этак и вот так. Еще этак и вот так! - Гостьюшка пускается в пляс, а дети вокруг ее! Весело!

Уважаемые коллеги! Детей какого возраста Вы пригласили бы поиграть в "Гостьюшку"? Скажите, с какой целью данную игру включим в свою работу?

Да, эта игра может служить рефлексией прожитого дня, для сплочения детского коллектива, развитие коммуникативных качеств. Данная игра развивает у детей фантазию, творческое воображение, артистичность

Рефлексия. Цветные фишки.

Игра №8 "Тишина"

Для проведения игры устанавливается ширма. Детей знакомят с разными звуками: шуршание смятой бумаги, звук переливания воды, резания бумаги ножницами, а также с различными звуками музыкальных инструментов. Далее воспитатель выполняет движения за ширмой и издает звуки, которые должны отгадать дети.

Игра нацелена на развитие внимания и фонематического слуха. Может быть использована для формирования интеллектуальной готовности к занятию и настроя на работу. Игра для детей 3 - 7 - летнего возраста.

Рефлексия. Цветные фишки.

Игра №9 "Медвежата в чаще жили"

Дети встают в круг или у своих стульчиков. Повторяют движения и слова за воспитателем.

Медвежата в чаще жили. Головой они кружили. Вот так. Вот так. Головой они кружили. Медвежата мед искали. Дружно дерево качали. Вот так. Вот так. Дружно дерево качали. А потом они плясали. Свои лапки поднимали. Вот так, вот так свои лапки поднимали. Эта игра для детей разного возраста.

Игра нацелена на развитие физической активности, координацию движения и речи, способствует поддержанию интереса к занятию, может быть использована при освоении лексической темы:"Дикие животные". Рефлексия. Цветные фишки.

Игра №10 Пальчиковая сезонная: "Сосульки, снежки сугробы" или "Картошка, капуста, морковка"

Данную игру включают в занятие не только как пальчиковую для развития мелкой моторики, но и для развития устойчивости внимания и координации движения с речью.

Воспитатель показывает ладонями рук сосульку, складывая пальцы тыльными сторонами ладоней, опуская вниз, Снежки - кисти рук сжать в кулачки, сугробы - пальчики сжаты, ладони полукруглые. Во время игры меняется очередность и темп. Ведущим в игре может стать один из детей, запомнивший движения.

Те же движения выполняются при изображении морковки, капусты, картошки.

Данная игра предназначена для детей любого возраста. Она способствует развитию внимания, памяти, мелкой моторики, координации движений с речью.

Рефлексия. Цветные фишки.

Игра-упражнение №11 "Жуки"

Дети приседают на корточки на ковре и проговаривают:

Я жук, я жук

Я тут живу,

Жужжу, жужжу,

Ж-Ж-Ж

По сигналу воспитателя жуки летят на поляну и жужжат. По сигналу "Дождь" жуки летят в домики.

Данная игра предназначена для детей любого возраста. Она способствует развитию внимания, автоматизации звука Ж, может служить динамической паузой в занятии.

Рефлексия. Цветные фишки.

Игра-упражнение №12 "Квадрат"

Для проведения игры дети объединяются в мини-группы, необходимо 4 предметные картинки одинакового размера и формы. Из картинок выкладывается квадрат. Дети смотрят на картинки и запоминают их в течение 1 минуты. По истечении времени картинки переворачиваются лицевой стороной вниз. Первый ребенок пытается назвать предметы в той последовательности, как они были выложены в начале игры. Если ребенок не справился с заданием, то попытка дать правильный ответ переходит к другому игроку и так далее, пока задание не будет выполнено: пока команда не назовет последовательно предметные картинки, выложенные в квадрат.

Игра предназначена для детей 3 - 7 лет. Данная игра развивает зрительную и слуховую память, развивает концентрацию внимания, может служить средством подачи нового материала, закрепления изученного или средством повторения. Данную игру можно использовать как в начале образовательной деятельности, так и как итоговое задание.

Рефлексия. Цветные фишки.

Игра-упражнение №13 "Кто я?"

Для проведения игры требуются обручи из полоски бумаги с надписями для размещения на голове. Ведущий надевает каждому игроку обруч так, чтобы игрок не видел надпись на своей голове.

С помощью вопросов игрок угадывает Кто он.

Данная игра предназначена для детей от 4 лет и старше. Когда играют дети, вместо надписей на головах у детей - предметные картинки. Для взрослых - надписи.

Данная игра помогает закрепить знания детей об овощах, фруктах, игрушках, домашних и диких животных. Игру можно применять для актуализации знаний детей, для повторения характерных признаков, развития кругозора, мышления, памяти, внимания.

Рефлексия. Цветные фишки.

Игра-упражнение №14 "Веселые клоуны"

Игра направлена на координацию движений и ориентацию в пространстве.

Ведущий просит детей поднять в верх правую руку. Поставить на пояс левую руку. Правой рукой дотронуться до левого уха. Левой рукой дотронуться до правого носка, затем до правой пятки и так далее. Данную игру можно упростить, тогда игра будет называться "Зеркало". Воспитатель показывает движения, стоя лицом к детям, а дети повторяют. Другая интерпретация игры - "Кривое зеркало". Воспитатель показывает движение, а дети выполняют все движения в противоположную сторону.

Данную игру используют как в начале занятия для формирования интеллектуальной и коммуникативной готовности, так и в середине занятия как физкультминутку. Игра предназначена для детей от 3до 7 лет.

Рефлексия. Цветные фишки.

Игра-упражнение №15 "Лыжи" - пальчиковая игра с крышками.

Игра на развитие мелкой моторики и на координацию движений с речью.

Игроки надевают на пальцы крышки от бутылок (на указательный и средний) выполняют скользящие движения по плоскости стола и одновременно проговаривают текст

Игра для детей от 3-х дет и старше.

По сугробам ноги ходят. Спор с сугробами заводят: - Не увязнем мы в снегу, - Говорили на бегу, - И пройдем там, где нам нужно. Лыжи нас поддержат дружно, Им сугробы не помеха. Снег для них - одна утеха.

Данная игра может быть включена в структуру занятия в любой момент.

В заключении нашей работы хочется добавить, что к социо-игровой технологии относятся старые, всем известные игры: «Кольцо, ко мне!», «Море волнуется …», Светофор», «Садовник» и другие.

А теперь подведем итоги работы практикума: посчитаем фишки в конвертах. Я рада, что в вашем педагогическом арсенале появились новые игры. Всем спасибо за работу!

Проблема детских конфликтов всегда актуальна. Воспитатели зачастую не знают, как правильно разрешить конфликт, решают проблему не конструктивно. Педагог-психолог представляет семинар «Детские конфликты. Методы профилактики и способы разрешения», который познакомит педагогов с особенностями протекания детских конфликтов, методами их профилактики и возможными способами их разрешения.

Цель: ознакомление педагогов с особенностями протекания детских конфликтов, методами их профилактики и возможными способами их разрешения.

1. Познакомить педагогов с понятием «конфликт», а также особенностями протекания детских конфликтов.

2. Ознакомить педагогов с некоторые методами профилактики конфликтов в детских коллективах.

3. Обучить педагогов некоторым приемам профилактики детских конфликтов.

Подготовка: презентация; распечатать карточки для игры «Веревочки»; карандаши; распечатать памятки.

Психолог: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема нашего семинара сегодня: «Детские конфликты. Методы профилактики и способы разрешения»

Семинар, условно, будет состоять из 3 частей. В первой – мы постараемся осветить особенности детских конфликтов. Во второй – некоторые методы их профилактики.А в третьей – особенности поведения педагога в конфликтных ситуациях детей, а также способы их разрешения.

Итак, начинаем. 1 часть семинара: «Особенности детских конфликтов».

Каждый человек своеобразен. И даже когда ему всего три года, у него формируются собственные представления об окружающем мире. Мировоззрение ребенка уже включает в себя общие сведения о правилах поведения, обычно это происходит через оценку взрослых. И вот, такие разные, каждый со своими детскими амбициями, они собираются вместе. В любом коллективе конфликты неизбежны, детское сообщество не является исключением.

Конфликт (от лат. conflictus - ссора, столкновение, спор) определяется как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, столкновение противоположно направленных и не совместимых друг с другом тенденций в сознании индивидов, в межличностных или межгрупповых взаимодействиях, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.

Как Вы думаете, по каким причинам происходят конфликты в группе?

С детскими конфликтами взрослые сталкиваются довольно рано. Их появление некоторые ученые относят к возрасту от одного года. У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте – из-за правил игры. Детские конфликты могут возникать по поводу ресурсов, дисциплины, трудностей в общении, ценностей и потребностей, взаимной неприязни, соперничества, разницы в возрасте, недостаточной сплоченности детского коллектива и др.

Необходимо всегда помнить о том, что конфликтные ситуации будут возникать в любом случае. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям в жизни. Небольшие ссоры и стычки можно расценивать как первые жизненные уроки взаимодействия с равными людьми одного круга, момент взаимодействия с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись. Поэтому взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.

В детской группе основной и самой частой причиной возникновения конфликта является обостренное чувство собственности. Другими словами, из-за игрушек. Как правило, дети относятся к своим предметам игр весьма трепетно, оберегают их, и нервничают, когда их берет кто-то посторонний. При этом чужие вещи ребенок часто рассматривает, как потенциально свои. Вот здесь и необходимо закладывать в ребенка основные понятия о своем и чужом. Кроме того, что «чужое брать нельзя», взрослые (родители и воспитатели) должны объяснять, почему этого нельзя делать. Желательно донести до сознания детей, какие чувства будет испытывать тот, у кого без спроса взяли или отняли вещь.

Но прежде чем у них сформируется эмпатия, великодушие, они должны установить для себя пределы безопасности: постоянство окружения близкими взрослыми, свое место в доме, отношения с людьми, со своими игрушками. Покушение на игрушку, которую ребенок считает своей, является покушением на его безопасность, на его личностное пространство. Взрослые, часто сами лишенные способности делиться чем-то с другими, постоянно требуют этого от детей.

Осознание взрослыми права ребенка на собственность очень важно, так как оно снимает многие ненужные переживания и заставляет задуматься о том, чтобы дать детям средства для разрешения конфликтов, вместо того, чтобы называть ребенка жадиной, плохим мальчиком или девочкой и т.п. Нравоучения о справедливости, угрозы, внушение чувства вины ни к чему хорошему не приводят. Задача взрослых состоит в том, чтобы помочь детям увидеть в каждом человека, научить их некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться, вместе найти выход из сложной ситуации. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера.

Наблюдения за детьми в конфликтных ситуациях свидетельствуют о том, что часто ее участники по-разному разрешают возникшие проблемы, одни силовыми методами, другие же, хорошо владеющие коммуникативными методами, улаживают свои споры и разногласия более мирным ненасильственным способом. Это и есть два основных способа разрешения конфликтных ситуаций: деструктивный и конструктивный.

Конструктивные выходы из конфликта предполагают продвижение в ситуации и ее разрешение («Предложу другую игру», «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть, и мы договоримся»). Сторонники конструктивного подхода более коммуникабельны, они пытаются сообща найти выход из ситуации и снять напряжение путем принятия консенсуса. Таким способам разрешения конфликтов и надо учить детей.

Деструктивные способы предполагают либо уход от ситуации («Уйду и не буду с ними играть», «Сам буду играть один»), либо агрессивное ее разрешение («Всех побью и заставлю играть»), либо привлечение внешних средств, для разрешения конфликта («Позову воспитателя, она всех заставит играть»). Применение агрессивных, насильственных методов разрешения конфликтов говорит, как правило, о затруднениях в общении, непонимании и непринятии другой точки зрения, а силовое воздействие может указывать на нарушения в эмоционально-личностной сфере ребенка.

В общении детей друг с другом часто возникают ситуации, требующие согласованности действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого: тот толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки и т. д., но ребенок не понимает, что каждый сверстник - личность, со своим внутренним миром, интересами и желаниями. Важно помочь ребенку посмотреть на себя и сверстника со стороны.

Чаще всего в группе ярко выделяются дети популярные и непопулярные. Популярные дети - это ловкие, умелые, смышленые, опрятные; к непопулярным зачисляют неопрятных, тихих, плаксивых, вредных, слабых и плохо владеющих игровыми действиями и речью (в число таких детей попадают дети из конфликтных семей с остро неблагоприятной эмоциональной атмосферой, дети из семей с гипо- или гиперопекой, дисгармоничными типами воспитания, это агрессивные, плохо контролирующие свое поведение дети, тревожные дети). У сверстников вызывают раздражение и те дети, с которыми трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, несообразительные, неумелые.

Существует даже своеобразная типология конфликтных детей чаще всего провоцирующих конфликтные ситуации в группе:

1.«Агрессивисты» – задирают других и раздражаются сами, если их не слушают, не воспринимают. Этим и вызывают к себе неприятие.

2.«Жалобщики» – часто на что-нибудь жалуются, тем самым могут спровоцировать между собой других ребят.

3.«Молчуны» – спокойные и немногословные, но узнать, чего они хотят на самом деле очень сложно. Таким поведением они создают барьеры в общении.

4.«Сверхпокладистые» – со всеми соглашаются, не имеют своей позиции.

5.«Всезнайки» – считают себя умнее других, высокомерны, снисходительны.

6.«Нерешительные» – медлят с принятием решений, боятся ошибиться, застревают.

8.«Скрытые» – затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика, мстительны.

9.«Невинные лгуны» – вводят других в заблуждение ложью и обманом.

При этом были выделены следующие способы воздействия таких детей на других участников игрового конфликта – тактики манипуляции:

1. «Физическое воздействие» – такие действия, когда дети, особенно младшие, толкают друг друга, дерутся, а также отнимают игрушки, разбрасывают их, занимают чужое место в игре и т.д.

2. «Опосредствованное воздействие» – в этом случае ребенок воздействует на соперника через других людей. Сюда отнесены жалобы на сверстника воспитателю, плач, крик с целью привлечь внимание взрослого, а также воздействие с помощью других детей, вовлекаемых в конфликт для подтверждения своих притязаний.

3. «Эмоциональное подавление» – сюда отнесены такие способы воздействия на соперника, которые адресованы непосредственно ему, но осуществляется это на уровне плача, крика, топанья ногами, гримасничанья и т.д., когда ребенок не объясняет своих притязаний, а оказывает на соперника определенное психоэмоциональное давление.

4. «Вербальное подавление» – в данном случае средством воздействия является уже речь, но это главным образом различные указания сопернику, что он должен делать или чего он делать не должен. Это высказывания типа «Отдай», «Уходи», своеобразная маркировка собственных действий – «Я буду врачом», отказ выполнять требуемое партнером действие, а также вопросы, требующие конкретного ответа, например, «Куда ты дел машину?». В последнем случае сверстник также должен выполнить определенное действие, но уже не предметное, а речевое.

5. «Угрозы и санкции» – сюда отнесены такие высказывания, в которых дети предупреждают соперников о возможных негативных последствиях их действий, - например, «А я расскажу»; угрозы разрушения игры – «Я с вами не буду играть»; угрозы разрыва отношений в целом – «Я с тобой больше не дружу», а также различные междометия и слова, произносимые с угрожающей интонацией: «Ну!», «Ах, так!», «Понял?» и т.п.

6. «Псевдоаргументы» – сюда отнесены высказывания, с помощью которых дети пытаются объяснить, обосновать свои притязания или показать неправомерность притязаний соперников. Это высказывания типа «Я первый», «Это мое», заявления о своем желании – «Я тоже хочу», апелляция к своему положению в игре – «Я учительница и знаю, как надо учить», риторические вопросы типа «Зачем ты все разломал?», «Чего ты сюда пришел?», в которых явно просматривается негативная оценка действий партнера, а также прямые оценки своих действий и действий соперников («Ты не умеешь играть», «Я лучше знаю, как надо лечить») и разнообразные обидные прозвища, дразнилки и т.д. В эту же группу отнесены и случаи, когда дети пытаются апеллировать к определенным правилам, - например, «Надо делиться», «Продавец должен быть вежливым» и т.д.

Если знать особенности этих типов детей и учитывать их возможные способы общения и взаимодействия со сверстниками, то можно научиться грамотно профилактировать детские конфликты. И вместо разрешения ссоры деструктивным способом, обучить детей социально приемлемым нормам поведения и общения.

Но самое главное, конечно же, о чем хочется сказать – это то, что конфликты в детском коллективе лучше предупредить, чем разрешить.

Итак, мы подошли ко 2 части нашего семинара: «Методы профилактики конфликтов».

Наиболее перспективно предупреждение конфликтов на ранних стадиях, на стадии их зарождения. Признаками зарождения конфликтов могут быть: стычки между детьми, нарушение дисциплины, обзывание, приставание, нарушение правил в играх, отчуждение ребенка от группы, затянувшееся выяснение отношений. Воспитатель обязан обратить внимание на каждый такой штрих и принять меры по предупреждению назревающего конфликта.

С целью профилактики конфликтов, и самое сложное, на мой взгляд, группу детей в определенное время нужно сформировать, а затем обеспечивать и поддерживать в ней здоровый нравственно-психологический климат, культивировать уважительное отношение к личности каждого, ее достоинствам и индивидуальным особенностям; воспитывать самокритичность, доброжелательность; поощрять организацию продуктивной деятельности; поддерживать высокий авторитет воспитателя. Воспитатель должен уметь вовремя замечать нежелательные поведенческие тенденции детей и, также, уметь перестроить их не приказным порядком, а психолого-педагогическим путем, используя совместные игры и занятия.

Итак, вот некоторые основные методы профилактики детских конфликтов.

1 метод. В теории и практике дошкольной педагогики большое значение придается детской коллективной деятельности на занятиях. Она выступает основным методом профилактики конфликтов дошкольников. Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в совместной деятельности, дошкольник учится уступать желаниям сверстников или аргументированно убеждать их в своей правоте, прилаживать усилия к достижению общего результата. В общем, она способствует сплочению коллектива воспитанников.

В этом случае профилактика конфликтов происходит в процессе развития навыков общения детей со сверстниками. С этой целью можно использовать:

Сюжетно-ролевые игры (в том числе и с наличием проблемной ситуации);

Имитационные игры (имитирующие в чистом виде какой-либо человеческий
процесс);

Интерактивные игры (игры на взаимодействие);

Социально-поведенческие тренинги (направленные на обучение модели конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации);

Обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;

Психогимнастика;

Чтение и обсуждение художественных произведений;

Просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий;

Дискуссии и т.д.

Мы с Вами можем прямо сейчас, на себе, попробовать пару упражнений по развитию навыков общения детей друг с другом.

Упражнение «Сороконожка»

Цель: демонстрация модели поведения в конфликтной ситуации.

Время: 10-15 минут.

Ход упражнения:

Участники встают в круг, взявшись за руки. Каждый выбирает в комнате то место, куда ему хотелось бы попасть, но не произносит это вслух. В течение трех минут участники должны побывать в том месте, которое выбрали. Задание выполняется молча, участники не разъединяют рук.

На следующем этапе упражнения участникам разрешается разговаривать. Задание тоже.

Обсуждение:

1. Какие чувства вы испытывали, когда выполняли упражнения молча?

2. Что хотелось сделать?

3. Удалось ли вам достигнуть поставленной перед вами задачи, когда вам было разрешено разговаривать между собой?

Упражнение «Топтыжки»

Цель: обучение технологии формирования толерантности и конструктивного поведения в конфликтных ситуациях у детей.

Время: 10 минут.

Ход упражнения:

«Начиная с меня, выполняем задание по кругу. Правой ногой будем наступать на левую ногу соседа. Тот, кому наступили, попытается оправдать обидчика, называя по имени. Например, я наступаю на ногу Инне. Инна говорит: «Я прощаю тебя, Татьяна, потому, что ты спешила на работу» и наступает на ногу Марине. Марина говорит: «Я не обижаюсь на тебя Таня. В этом троллейбусе так тесно и всем надо ехать» и т.д.

Объяснения могут быть любыми, но не должны повторяться.

Примечание: Наступать на ногу необходимо чисто символически, без усилия.

Рефлексия.

В жизни бывают ситуации, когда случайно возникают объективные условия для возникновения конфликта. Так бывает и в детском коллективе

Согласитесь, что порой очень важно волевым усилием, своей, тактичностью, толерантностью сдержать нахлынувшее на вас раздражение и желание действовать агрессивно. Улыбнитесь, пошутите, скажите теплые слова, и вы почувствуете, что ваше раздражение улетучилось, и прошла боль. Необходимо, по возможности, готовить себя к таким ситуациям. Очень важно развивать у детей навыки контроля чувств.

2 метод. Личный пример воспитателя, как один из методов профилактики детских конфликтов. Он помогает в поддержании положительного личного примера педагога развитие самоконтроля – это процесс осознания и волевого смирения индивидуального поведения (под поведением понимаются: мысли, эмоции, действия), которое должно соответствовать определенным стандартам, правилам, регуляторам, установившимся в обществе.

Можно выделить ряд принципов, в соответствии с которыми воспитатель может повлиять на воспитанников личным примером:

1. Дети охотнее реагируют на доводы взрослых, если чувствуют взаимную привязанность и доверие друг другу. Дети менее агрессивны у взрослых, оказывающих им эмоциональную поддержку. Речь идет об уважении и принятии ребенка.

2. Внешний контроль за поведением необходим всем детям дошкольного возраста. У ребенка формируется характер и постоянная коррекция поведения со стороны взрослого ему очень необходима. Однако средства контроля не должны представлять собой крайности (от вседозволенности до жесткого авторитаризма), такие средства непродуктивны. Воспитательные приемы могут основываться на организации деятельности ребенка, например, как уже говорилось выше, с помощью интересных сюжетно-ролевых и подвижных игр, игрушек, оборудования среды. Здесь подразумевается умение воспитателя сохранять внутренний баланс и объективность по отношению к детям.

3. Воспитательные приемы более эффективны, когда действие их постоянно, а не временно. Положительный эффект достигается в том случае, если взрослые не имеют разногласий по вопросам дисциплины. Здесь речь идет о внутренней самоорганизации и воспитательной последовательности.

4. Образование происходит легче, когда в процессе преобладает поощрение за положительные действия или высказывания, а наказания применяются в крайних случаях. Дисциплинарные воздействия перестают быть эффективными, если ругать ребенка постоянно независимо от того, что и как он сделал. Физические наказания должны быть исключены. Чрезмерно строгие, унижающие и жестокие наказания не дают положительного эффекта, поскольку провоцируют со стороны ребенка противодействие, чувство отчуждения и агрессивное поведение. Здесь, конечно же, говорится о принципе опора на положительные индивидуальные особенности воспитанников.

А сейчас, предлагаю Вам немного попрактиковаться в разрешении некоторых конфликтных ситуаций, возможных в Вашей педагогической практике. В которых, на мой взгляд, и реализуется принцип личного примера воспитателя. Ведь от того, как поступит воспитатель в сложной ситуации будет зависеть его авторитет в глазах воспитанников.

Проблемные ситуации для педагогов

Ване 2,5 года. Он не просто не дает детям игрушки, но еще и очень бурно и эмоционально реагирует. Если он играет какой-то одной игрушкой, а другую в это время кто-то берет, так он все бросает, бежит отнимать, при этом еще может стукнуть, укусить (за одежду), топает ногами, рычит, фыркает и кричит: «Не дам!» Чужие игрушки он берет и при этом, если хозяин хочет забрать, реагирует так же бурно, как и в случае со своей игрушкой.

Что делать в такой ситуации, как отучить Ваню не реагировать так бурно на то, что дети берут его игрушки?

Обычно дети жадничают, когда боятся, что их игрушки заберут у них навсегда. Они не верят, что им вернут их «добро». Вам надо объяснить ребенку, что его игрушка останется у него в любом случае. Можно попробовать «проиграть», отрепетировать дележ и обмен игрушками в игре дома. Пусть игрушки поделят Мишка-жадина и Заяц-добряк. Пусть Заяц объяснит Мишке, что его игрушки другие берут на время и обязательно вернут обратно. Попросите ребенка сыграть роль и Мишки-жадины, и Зайца-добряка. И не торопите его. Ему нужно время, чтобы освоить эти правила.

Вике 2 года 1 месяц. Проблемы с другими детьми она решает тем, что кусает их. В семье девочки с самого рождения живет ее двоюродная сестра, которая на год старше Вики. Сестра часто отнимает игрушки у Вики, дерется. Теперь же Вика укусами решает все проблемы, возникающие между ней и другими детьми.

Подскажите, что делать?

Разрешение конфликтной ситуации:

Нужно объяснять девочке, что кусаться нельзя, показывать другие способы преодоления конфликтов с детьми. По возможности надо просто физически препятствовать ее укусам, следить за играми ребенка. Учите ее говорить «отдай», «не бери - это мое», прежде чем она начнет кусаться. Если двоюродная сестра все время отнимает у девочки игрушки и ее за это не наказывают и даже не делают замечания, то неудивительно, что ребенок борется за справедливость своими способами. Вам надо помочь ей освоить правила совместных игр и показать, как вести себя в случае, если ее права нарушены.

3 метод. В дошкольной практике очень широко используется метод убеждения. Особенность использования метода заключается в том, что педагог имеет дело с дошкольниками, у которых по каким-либо причинам не сформированы общепринятые нормы и правила поведения в обществе или же у него сформированы искаженные понятия об этих нормах и соответствующие формы поведения. При убеждении педагог воздействует на сознание, волю и чувства дошкольника. Однако при этом нельзя смешивать понятия «убеждение» и «морализирование», когда декларируются хорошо известные истины; а если они еще и произносятся в командном тоне, то ребенок перестает слушать взрослого или агрессивно относится к нему. Убеждение может реализовываться через такие известные в педагогике методы, как рассказ, беседа, положительный пример и т.д.

Для доверительных бесед с детьми в группе можно оборудовать такие уголки и зоны как: «Солнечный круг»; «Уголок доверия»; «Островок желаний»; «Островок доверия»; «Островок чувств»; «Секретная комната»; «Уютный уголок»; «Стол переговоров»; «Уголок тишины»; «Коврик мира»; «Мирные стулья»; «Уголок для друзей». В гости к детям могут приходить литературные герои.

Но что делать в том случае, если конфликт уже развязался?Об этом мы узнаем из 3 части нашего семинара: «Способы разрешения конфликтов в детском коллективе»

Разрешение конфликта – это минимизация проблем, разделяющих стороны конфликта, осуществляемая через поиск компромисса, устранение (полностью или частично) причин, породивших конфликт, изменение целей участников конфликта, достижение соглашения по спорному вопросу.

Так как в детском конфликте, как правило, воспитателю отводится роль наблюдателя-посредника, то главная его цель в этом случае – целенаправленное воздействие по устранению или минимизации причин, породивших конфликт, коррекция поведения участников конфликта, обеспечение нормального обмена мнениями участников конфликта, чтобы они слушали и слышали друг друга посредством того, кто между ними. Поэтому для воспитателя в конфликте важен не сам предмет и материал конфликта, а формальная сторона взаимодействия, т.е. его организованность. Деятельность воспитателя должна быть направлена на достижение соглашения сторон конфликта.

К базовым навыкам управления конфликтом, в основном, относят коммуникативные навыки и навыки принятия решений - конструктивные приемы и техники активного слушания, ведения диалога, способность к различению позиционных требований и базовых интересов, видение перспективы и др.

Становясь посредником в разрешении детских конфликтов, воспитатель должен учитывать характерные особенности таких конфликтов:

1. При разрешении конфликтной ситуации воспитатель, педагог несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта, т. к. воспитанники усваивают социальные нормы отношений между людьми.

2. Различное понимание событий и их причин участниками, конфликт глазами воспитателя и детей видится по-разному, поэтому воспитатель не может навязывать свое решение.

3. Присутствие других детей при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл.

4. Профессиональная позиция воспитателя (педагога) - взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы детей.

5. Детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить.

Об алгоритме действий педагога при разрешении конфликтных ситуаций Вы узнаете из памяток, а сейчас предлагаю выполнить одно упражнение. Оно иллюстрирует позицию воспитателя, который выступает посредником в детских конфликтах и их разрешении. Очень часто бывает так, что при конфликтных ситуациях между воспитанниками, воспитатель, как бы противопоставляется воспитанникам.

Упражнение «Веревочки»

Цель: иллюстрировать позицию воспитателя, который выступает посредником в детских конфликтах и их разрешении.

Время: 10-15 минут.

Инструкция:

Разделитесь на «А» и «Б» (происходит деление на пары). Сейчас вам необходимо будет разбиться на пары «А» напротив «Б» и взяться за концы карандашей.

Похожие публикации