Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Вопросы формирования кластерной системы образования в российской федерации. Проект «Концепция создания образовательного кластера (на базе системы дошкольного образования) Структура кластера в образовании

9.1. Отражение мирового системного кризиса в образовании

Социально-культурные, эколого-экономические и ресурсно-технологические проблемы современной цивилизации открыто свидетельствуют о системном кризисе, который, как полагает ряд исследователей (Дж. Боткин, Н.Н.Моисеев, А. Печчеи, С.Хантигтон и др.), носит антропологический характер. Современное общество функционирует в условиях перманентного экологического кризиса; все его социокультурные проблемы связаны с нарастающей технократизацией культуры, падением уровня духовности, ориентацией на рост материальных потребностей. Эти тенденции, характерные в целом для современной мировой цивилизации, находят свое специфическое отражение на региональном и локальном уровнях и, преломляясь сквозь призму природно-климатических, эколого-экономических, политико-правовых, демографических, этнонациональных и других особенностей, проявляются в жизни населения отдельных регионов. И Тюменская область в этом плане не исключение, но особую роль в Западно-Сибирском регионе обретает подготовка инженерно-технических работников для ресурсных сфер - геологоразведка, нефтегазодобыча, энергетика.

Специфика складывающихся здесь социокультурных проблем обусловлена рядом ее отличительных особенностей :

Огромная территория, на которой располагаются 3 равноправных субъекта Российской Федерации (Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа и, собственно, сама Тюменская область), протянувшаяся с юга на север почти на две тысячи километров и включающая пять природно-климатических зон;

Неоднократная за последние сорок лет смена концепций развития региона, отставание темпов становления его социальной инфраструктуры от темпов хозяйственного освоения природы,

Сырьевой характер хозяйства, направленный на добычу и транспортировку углеводородного сырья, монопрофильность производств и связанная с этим мировоззренческая установка людей на временность проживания на территории;



Особенности демографических процессов, высокий уровень миграции, приток населения из других областей России и ближнего зарубежья, многонациональный и многоконфессиальный состав населения, сравнительно невысокий уровень культуры;

Активное социально-культурное строительство в северных городах, в которых еще только начинает складываться инфраструктура, и невысокие его темпы в малых городах юга с давними культурными традициями;

Высокий духовный потенциал и культурные традиции старых городов региона с четырехсотлетней историей и, прежде всего, г. Тобольска, который до начала XIX века был столицей всего Сибирского края;

Наличие достаточно большого количества самостоятельных профессиональных учебных заведений (большинство вузов - 11 находятся на юге, при этом 8 - в г. Тюмени, 4 - в автономных округах), среди них 4 педагогических института, множество филиалов вузов из крупных образовательных центров России.

9.2. Роль профессионального образования в преодолении кризиса

Преодоление кризиса и переход общества к устойчивому развитию связаны, в первую очередь, с формированием качественно новой культуры человечества. Культурологический подход переводит решение проблемы в сферу образования, приоритетной задачей которого становится воспитание у каждого человека внутренней убежденности в необходимости добровольного следования стратегии устойчивого развития. Это определяет роль системы высшего образования в преодолении кризисных явлений: формирование новой генерации специалистов с высоким уровнем общей и профессиональной культуры, глобальным мышлением и высоконравственным сознанием, способных практически осуществлять идеи коэволюции природы и общества. Особую миссию при этом несут технические образовательные учреждения, готовящие инженерные кадры и кадры среднего звена для сферы промышленного природопользования.

Необходимость формирования социально и профессионально значимых качеств выпускника профессионально-технического учебного заведения декларируются во многих программных документах, регламентирующих их деятельность (Закон о высшем и послевузовском образовании, Концепция модернизации профессионального образования в РФ и пр.), однако анализ их реальной практики говорит о преобладающем "технократическом крене" в подготовке специалистов. Более того, системы воспитания , ориентированные в основном на календарно-тематический план праздников, крайне высокозатратны. И идеология организации учебного процесса, и содержание образования, и система воспитания, складывавшиеся в них в течение длительного времени, не могут в полной мере обеспечить выполнение социального заказа современного общества, не вполне соответствуют концепции устойчивого развития и пока еще далеки от гуманистических идеалов.

Удовлетворение новых запросов общества в подготовке специалистов требует перестройки всей работы современного профессионально-технического учебного заведения. Важнейшие современные требования, предъявляемые к системе образования ­- глобализация и интернационализация, стандартизация и унификация, открытость и доступность, высокое качество образовательных услуг, обеспечивающих конвертируемость образования, социальную и профессиональную мобильность выпускника, его конкурентноспособность и другие личностные качества специалиста.

Но традиционная педагогическая воспитательная (как и отмеченная во введении дидактическая) система в профессиональном учебном заведении содержит пять традиционных компонентов, которые не включают социального заказа общества на подготовку такого специалиста и связанных с ним дополнительных структур в этой системе.

Одной из наиболее перспективных форм решения данной проблемы являются региональные многоуровневые учебно-научно-производственные инновационные культурно-образовательные кластеры .

9.3. Понятие кластера и кластерный подход в производственных

и экономических системах

Кластер представляет собой структуру, построенную по принципу пирамиды, в вершине (блок К1) которой находятся кластеробразующие предприятия, деятельность которых зависит от системы организаций и предприятий (блоки К2-5), работающих в едином экономическом направлении (рис. 2.)

Рис. 2. Структура регионального многоуровневого кластера

К1 - предприятия (организации), специализирующиеся на профильных видах деятельности; К2 - образовательные и научно-исследовательские организации;

К3- предприятия, поставляющие продукцию или оказывающие услуги для специализированных предприятий, обслуживающие отрасли общего пользования, включая транспортную, энергетическую, инженерную, природоохранную и информационно-телекоммуникационную инфраструктуру;

К4 - организации рыночной инфраструктуры (аудиторские, консалтинговые, кредитные, страховые и лизинговые услуги, логистика, торговля, операции с недвижимостью); К5 - некоммерческие и общественные организации, объединения предпринимателей, торгово-промышленные палаты, организации инновационной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства: бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные парки, венчурные фонды, центры трансфера технологий, центры развития дизайна, центры энергосбережения, центры поддержки субподряда (субконтрактации).

Кластерный подход достаточно широко используется для описания функционирования экономических систем и организации деятельности производственных комплексов (Портер И. и др.), как технология организации и управления широко и успешно используется в экономических и социальных системах.

"Кластер " - это блок, состоящий из иерархии структур, объединенных транзитивной сетью взаимосвязей. Структуры каждого иерархического уровня включают совокупность взаимодополняющих элементов одного класса, объединенных по какому-то существенному признаку. В экономике это сети поставщиков, производителей, потребителей, элементов промышленной инфраструктуры, исследовательских институтов, взаимосвязанных в процессе производства добавочной стоимости и образующих целостность. Их агломерация, близость поставщиков, производителей и потребителей, удачное использование местных особенностей, сети динамично развивающихся взаимосвязей обеспечивают синергетический эффект, что приводит к созданию особой формы инновации - совокупного инновационного продукта.

9.4. Кластерный подход в образовании

На наш взгляд его адаптация для проектирования, моделирования и управления в сфере образования может дать вузу неоспоримые преимущества перед традиционными подходами.

Превращение вуза в региональный образовательный кластер, объединяющий в своей структуре систему образовательных, культурных, научных, инновационных, социальных подразделений, предполагающий углубление и упрочнение его связей с учреждениями культуры, конструкторскими бюро, проектными институтами, технологическими и производственными предприятиями региона, дает дополнительные возможности для расширения спектра образовательных услуг, повышение их качества, расширение профессиональных возможностей выпускника, его горизонтальной и вертикальной мобильности в будущем, что позволит наиболее полно удовлетворять как его личные запросы, так и запросы работодателей. В такой структуре создается поле потенциальных возможностей для перевода внешних воздействий на будущего специалиста со стороны педагогов в его внутренние интенции - стремление к самообучению, самовоспитанию и саморазвитию. Но для этого необходима и перестройка деятельности всего профессорско-преподавательского коллектива профессионального учебного заведения.

Использование идей и технологий этого подхода на базе некоторых крупнейших вузов уже имеет место в функционирования высшего образования, в частности, и в нашем регионе. Именно крупные вузы, имеющие очень широкий спектр специальностей и специализаций, наиболее полно реализуют принципы системности, научности, непрерывности, гуманизации и гуманитаризации образования, приближают его к потребностям региона, имеют возможность более рационально распределять выпускников, развивают контрактно-целевую и договорную формы подготовки специалистов, более целенаправленно осуществляют повышение квалификации, создают дополнительную учебно-лабораторную базу, отвечающую современным требованиям и максимально приближенную к условиям научно-производственного и образовательного комплексов региона.

Кластеризация современного профессионального образования осуществляется практически по одному сценарию. Несмотря на то, что они выпускают специалистов для разных сфер и развиваются каждый по своей траектории, они создают вокруг головного вуза вертикаль образовательных учреждений, обеспечивающих системность, непрерывность и преемственность предпрофессиональной, начальной, высшей профессиональной и постпрофессиональной подготовки.

Образовательные учреждения разного уровня, входящие в его структуру, обеспечивают многоступенчатость подготовки кадров. Предпрофессиональная и начальная профессиональная подготовка осуществляется в рамках гимназий лицеев, колледжей и техникумов, функционирующих под патронатом вуза или непосредственно в их структуре. Высшая профессиональная подготовка осуществляется на базе созданных внутри вузов профильных учебных институтов. И здесь обеспечивается многоступенчатость подготовки кадров. Этому способствует вхождение вузов нашего региона в Болонский процесс и переход на европейскую систему подготовки: бакалавриат - специалитет - магистратура. Постпрофессиональная подготовка осуществляется через систему институтов дополнительного и дистанционного образования.

Научно-исследовательские институты, промышленные предприятия, образовательные и иные учреждения региона являются базой студенческих производственных практик и участвуют таким образом в формировании специалиста на собственной научно-учебной базе, в соответствии со своими потребностями и перспективами развития. Будущий специалист еще в студенческие годы активно входит в проблематику предприятия и приобщается к конкретным исследованиям.

Сеть филиалов позволяет каждому из вузов выстраивать собственное единое региональное образовательное пространство. Несмотря на возражения в средствах массовой информации против филиальной системы, позитивные культуроформирующая, воспитательная и консолидирующая функции филиалов нашего вуза, высвечивающиеся сквозь призму социальных процессов и перемен в регионе, не вызывают сомнения. Они и сегодня выполняют стабилизирующую социальную функцию.

В этом ракурсе можно выделить две плоскости, две особо важных стороны их функционирования: а) непосредственное влияние вуза и его филиалов на социально-культурную среду поселений разного уровня и прилегающих к ним территорий; б) опосредованное влияние на уровень культуры населения региона через своих выпускников (рис. 11).

9.5. Кластеризация образовательной системы ТюмГНГУ

Особое значение для Западно-Сибирского региона имеет подготовка инженерных кадров для ресурсных сфер - геологоразведка, нефтегазодобыча, трубопроводный транспорт, технология переработки нефти и газа, энергетика. Выпуск специалистов для этих областей осуществляет Тюменский нефтегазовый университет. Все признаки его превращения в культурно-образовательный кластер региона налицо.

Кластеризация образовательной системы ТГНГУ проявляется в ее иерархичности, обмене кадрами между ее отдельными уровнями, кооперации элементов, наличии единой инфраструктуры. На первом уровне иерархии образовательного кластера функционируют технический лицей, нефтегазовый колледж, машиностроительный техникум, а также под патронатом головного вуза ­- несколько профильных профтехучилищ; второй уровень - подготовка специалистов в рамках институтов базового вуза и филиалов (институты геологии и геоинформатики, транспорта, нефти и газа и пр.); третий уровень - постпрофессиональная подготовка, в том числе, отделения дополнительного профессионального образования, учреждения реализующие модель "воспитания через всю жизнь"; высший уровень - подготовка кадров через аспирантуру, докторантуру и соискательство.

Укрепляются международные, федеральные и межрегиональные связи вуза с научными и образовательными учреждениями разных типов; создана разветвленная система филиалов, в том числе и зарубежных, а также новые структурные научно-образовательные подразделения и дистанционная форма обучения. Ежегодно возрастает набор студентов, успешно функционируют сложившиеся научные школы и создаются новые, растет численность кадров высшей квалификации, расширяется круг дополнительных образовательных услуг.

Рис. 3. Университетский комплекс (ТюмГНГУ)

в социокультурном пространстве региона

Успешность решения задач инженерного образования решается за счет консолидации его естественнонаучного, гуманитарного и технологического потенциалов. Динамичное развитие традиционных для вуза технологических специальностей дополняет открытый в структуре вуза институт гуманитарных наук и таких специальностей как социальная работа, религиоведение, социология, связь с общественностью и др.

Кластерный подход к организации непрерывного профессионального образования способен самым существенным образом изменить содержание учебной и воспитательной работы в вузе, обеспечить их синергию и развитие инноваций, направить усилия и ресурсы не только на поддержку отдельных структурных его элементов, но и на развитие и укрепление сетей сотрудничества между ними, оптимизировать его деятельность, обеспечить целостность и единство образовательно-воспитательного пространства не только головного вуза, но и региональной системы образования за счет многочисленных горизонтальных и вертикальных прямых и обратных связей между учреждениями разного типа, найти новые инструменты управления и повысить его эффективность, а также использовать методы кластерного анализа для исследования инновационных процессов.

Кластеризация в сфере образования связана с формированием крупных университетских комплексов , включающих в себя подразделения, обеспечивающие подготовку специалистов на всех уровнях профессиональной компетентности. Университетский комплекс, как часть регионального кластера в определенной сфере промышленности, реализует принципы системности, научности, непрерывности, гуманизации и гуманитаризации образования, имеет возможность более рационально распределять выпускников, развивать контрактно-целевую и договорную формы подготовки специалистов, более целенаправленно осуществлять повышение квалификации, создавать дополнительную современную учебно-лабораторную базу, максимально приближенную к условиям научно-производственного и образовательного комплексов региона.

9.6. Университетский комплекс

и непрерывное профессиональное образование

Университетский комплекс обеспечивает полноценное функционирование системы профессионального образования региона (рис. 4). Ввиду того, что специальности среднего и высшего профессионального образования представляют собой определенные локальные области знаний, которые могут быть использованы при выполнении различных видов деятельности, в том числе проектно-конструкторской, производственно-технологической, испытательно-исследовательской, управленческой на различных уровнях и должностях, занимаемых специалистами с высшим или средним профессиональным образованием, необходим специфический подход к построению образовательной среды учреждения профессионального образования. Кластерный подход к педагогическому феномену профессионального образования предполагает выделение и анализ подсистем-компонентов, входящих в систему, а также изучение связей между компонентами, обусловливающих появление новых, интегративных качеств системы, которых нет у ее отдельных компонентов.

Рис.4. Университетский комплекс (ТюмГНГУ)

в структуре регионального кластера в сфере промышленного природопользования

Таким образом, эволюционно новым этапом развития университетского комплекса является кластер - ­специально организованная культурно-образовательная система, представляющая собой иерархически выстроенную совокупность образовательных, культурных, научных, инновационных, конструкторских, технологических, производственных, социальных и иных единиц, а также установленных тесных связей между ними. При этом университетский комплекс (рис. 5), обретая тесные связи с кластеробразующим предприятием и полноценно встраиваясь в структуру регионального кластера в сфере промышленного природопользования, модернизирует собственное образовательное пространство, реализуя кластерный подход.

Рис 5. Технологический аспект проектирования образовательного пространства вуза в контексте кластеризации

9.7. Условия создания образовательного кластера

Началом образования кластера служит такое состояние университетского комплекса, при котором (рис. 6) полноценно сформированы проектировочный и креативный компоненты деятельности вуза, ориентированной на социальный заказ , определяемый кластеробразующим предприятием.

Рис. 6. Кластеризация университетского комплекса

В настоящее время технологические перемены, особенно в области педагогики, самым существенным образом влияют на деятельность учреждений образования. Прежде чем приступать к разработке стратегии, следует тщательно взвесить и оценить такие факторы, как скорость технологического обновления в отрасли, достижения в сфере информационных технологий (ИТ), использование Интернета и многие прочие факторы. Не менее важно выделить часть финансовых ресурсов кластера на исследования и разработки, чтобы обеспечить фирме возможность идти в ногу с технологическими изменениями в отрасли. В таблице 5 приводятся некоторые факторы макроокружения кластера.

«Образовательные инициативы XXI века»

Международный конкурс инновационных проектов в области образования

ПРОЕКТ

«КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА (НА БАЗЕ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)»

Руководитель проектной команды:

СабитовРамисКашавович, УрГЭУ,

к. н., доцент

Участники проектной команды:

УрГЭУ

УрГЭУ

г. Екатеринбург, РФ

2013 г.

Введение . 3

1 Теоретические основания образовательной деятельности кластера . 3

1.1 Кластеризация экономики . 3

2 Концепция создания кластера в области дошкольного образования . 3

Заключение . 3

Приложение . 3


ВВЕДЕНИЕ

Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка , первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком.

Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности . Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой "заделы" на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода. Воспитание и обучение необходимо адресуются ко всему спектру психических качеств ребенка, но адресуются по-разному. Основное значение имеют поддержка и всемерное развитие качеств, специфических для возраста, так как создаваемые им уникальные условия больше не повторятся и то, что будет "недобрано" здесь, наверстать в дальнейшем окажется трудно или вовсе невозможно.

Сегодня, в эпоху постиндустриальной экономики, когда обилие природных ресурсов уже не гарантирует территории возможность экономического роста, уровень развития человеческого капитала приобретает первостепенное значение. Поэтому формирование образовательных кластеров, охватывающих весь период становления личности человека (от рождения до получения профессии путем обучения в профильных образовательных учреждениях), является одним из актуальных направлений адаптации отрасли образования к современным рыночным условиям, позволяющим внедрять новые методы и подходы к управлению рынком образовательных ресурсов, основанных на экономических принципах воздействия, интеграции ресурсов, определения общих интересов и точек взаимодействия между всеми участниками этого рынка.

Существует два определения образовательного кластера. С одной стороны, образовательный кластер - это совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования , объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли. С другой стороны, образовательный кластер - система обучения и инструментов самообучения в инновационной цепочке наука-технологии-бизнес, основанная преимущественно на горизонтальных связях внутри цепочки. Стратегической целью создания кластера является повышение конкурентоспособности региона в области образования.

Цель данной работы - разработка концепции создания кластера на базе системы дошкольного образования.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

Охарактеризовать теоретические основания, актуальность и потенциал образовательной деятельности кластера;

Проанализировать элементы, которые составить образовательный кластер.

Структура данной работы включает в себя введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложение.

1 Теоретические основания образовательнойдеятельности кластера

1.1 Кластеризация экономики

Кластер - это группа соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга.

Глобальная причина появления кластеров в мировой экономике - это ограниченные масштабы технологических изменений в промышленности и усиление конкуренции. Одно предприятие не может выйти на рынок, ему нужно с кем-то объединяться.

А. Маршал одним из первых предложил понятие «кластер». Майкл Портер связал разработку кластерной модели с конкурентоспособностью стран и регионов. Согласно теории Майкла Портера, кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы гос. управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга.

М. Портер считает, что конкурентоспособность страны следует рассматривать через призму международной конкурентоспособности не отдельные ее фирм, а кластеров – объединений фирм различных отраслей. Причем, принципиальное значение имеет способность этих кластеров эффективно использовать внутренние ресурсы. Им же разработана система детерминант конкурентного преимущества стран, получившая название «конкурентный ромб» (или «алмаз») по числу основных групп таких преимуществ. К ним относятся:

Факторные условия: людские и природные ресурсы, научно-информационный потенциал, капитал, инфраструктура, в том числе факторы качества жизни;

Условия внутреннего спроса: качество спроса, соответствие тенденциям развития спроса на мировом рынке, развитие объема спроса .

Смежные и обслуживающие отрасли (кластеры отраслей): сферы поступления сырья и полуфабрикатов, сферы поступления оборудования, сферы использования сырья, оборудования, технологий.

Стратегия и структура фирм, внутриотраслевая конкуренция: цели, стратегии, способы организации, менеджмент фирм, внутриотраслевая конкуренция.

При этом Портер утверждает, что необходимо поддерживать развитие всех без исключения кластеров, потому что невозможно предугадать, какой кластер будет развиваться быстрее, а какой медленнее. Поэтому политика правительства, при которой помощь оказывается только тем кластерам, которые имеет в настоящее время высокие темпы развития, по его мнению, ошибочна .

Высокая ценность данной концепции М. Портера, состоит в том, что с ее помощью можно определить стадии развития страны или внутреннего региона в соответствующие механизмы повышения их конкурентоспособности, т. е. можно использовать в разработке и реализации ее как национальной, так и региональной политики экономического роста.

М. Энрайт разработал теорию региональных кластеров. Объектом исследования М. Энрайта были региональные различия в конкурентоспособности внутри страны и географический масштаб конкурентного преимущества. Он сделал допущение, что конкурентные преимущества создаются не на наднациональном или национальном уровне, а на уровнерегиональном, где главную роль играют исторические предпосылки развитие регионов, разнообразие культур ведения бизнеса, организации производства и получение образования .

Для подтверждения выдвинутого им тезиса М. Энрайт провел исследование в нескольких отраслях промышленности, сконцентрированных в разных регионах мира – химическую промышленность в ФРГ и Швейцарии, производство синтетических волокон в Японии, производство керамической плитки в Италии и пришел к выводу о существовании региональных кластеров.

Региональный кластер, по М. Энрайту, представляет собой промышленный кластер, в котором фирмы-члены кластера находятся в географической близости друг к другу. Иначе, региональный кластер – это географическая агломерация фирм, работающих в одной или нескольких родственных отраслях хозяйства .

Исходя из результатов проведенного исследования, М. Энрайт сделал заключение, согласно которому конкурентные преимущества формируются не на национальном или наднациональном уровнях, а на региональном. Отсюда следует, что региональные кластеры являются конкретными объектами проведения кластерной политики. Именно они нуждаются во внимании со стороны государственных структур и поддержке исследовательских организаций. Главными же детерминантами улучшения развития региональных кластеров, по мнению М. Энрайта, являются четыре стороны ромба конкурентных преимуществ, определенные Портером.

В России тема кластеров получила развитие с некоторым отставанием от других стран, однако, тем не менее, привлекла к себе внимание многих исследователей и экономистов. На протяжении нескольких лет складывается тенденция возрастания интереса к кластерам как инструменту развития регионов. О перспективе развития кластеров было заявлено на уровне официальных документов. Например, «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г.» в качестве одного из важнейших направлений экономического развития страны предусматривает стимулирование в экономике спроса на инновации и результаты научных исследований, создание условий и предпосылок к формированию устойчивых научно-производственных кооперационных связей, инновационных сетей и кластеров .

В Правительстве России кластерная политика рассматривается, как одна из 11 “ключевых инвестиционных инициатив” наряду с созданием Инвестиционного фонда РФ, Банка развития и внешнеэкономической деятельности , Российской венчурной компании, особых экономических зон, новой программы по созданию технопарков и другими инициативами, которые являются инструментами диверсификации российской экономики. В настоящее время многие субъекты РФ стали разрабатывать стратегии развития, основанные на кластерном подходе.

Профессор Майкл Портер полагает, что в России много областей, которые могут сложиться в эффективные кластеры. Главная задача заключается в том, чтобы определить, “в какую нишу мировой экономики Россия может сейчас вписаться особенно производительно и эффективно”. А реализовать эти проекты позволит очевидное конкурентное преимущество нашей страны – высокий уровень образования и квалификации .

1.2 Актуальность и потенциал образовательного кластера

Система отечественного образования особенно активно развивается в последние 20 лет. Однако темпы развития одного из самых консервативных социальных институтов не всегда адекватны изменениям, происходящим в различных сферах общества – экономике, политике, социальной жизни. Это требует постоянных корректировок в образовательной политике и вынуждает многие образовательные структуры перестраивать свою деятельность в контексте объективных изменений в жизни общества.

Основные задачи образовательной политики связаны со стратегической направленностью образования на воспроизводство человеческого капитала, с долгосрочностью экономического эффекта от реализации образования в производственном секторе, а также с повышением удовлетворенности потребителей образовательными услугами .

Указанные инициативы призваны обеспечить системные изменения в сфере образования. Для решения таких задач разрабатываются соответствующие механизмы, направленные на диверсификацию сети образовательных учреждений, автономизацию их деятельности, сетевое взаимодействие и интеграцию усилий государства, общества и личности в обеспечении качества образования в национальной системе.

Образовательный кластер в ряду механизмов – достаточно новая инициатива. Эволюция данного понятия от естественно-научной парадигмы до гуманитарной дает определенную информацию для понимания причин, сущности и содержания предполагаемых инноваций в образовании .

В экономике «кластер» указывает на отраслевую и географическую концентрацию предприятий, которые производят и продают ряд связанных или взаимодополняемых товаров совместными усилиями.

В педагогике кластер – группа, состоящая из участников, различающихся по уровню профессиональной готовности, специальности, преследующая общие цели обучения, осуществляющая совместную учебно-профессиональную деятельность.

Инновационный образовательный кластер – это системное объединение различных организаций, позволяющее использовать преимущества внутри кластерного взаимодействия с целью более быстрого и эффективного распространения новых знаний, стимулирующих инновации для роста конкурентоспособности экономики регион .

Таким образом, общими признаками кластера выступают:

а) группировка элементов по определенному признаку внутри системы;

б) степень концентрации и наличия тесноты связей между элементами;

в) эффект объединения, заключающийся в решении сложных задач.

Следовательно, образовательный кластер может рассматриваться как система, реализующая образовательную, научно-исследовательскую, организационно-педагогическую деятельность высокого уровня, являющаяся научным центром, инновационным образованием и экономически успешным предприятием в процессе решения сложных педагогических задач.

Потенциал образовательного кластера построен на следующих возможностях:

а) укрупнения представительства субъектов образования в решении задач образовательной политики;

б) расширения профильного и межотраслевого сотрудничества заинтересованных субъектов и организаций;

в) аккумуляции ресурсов и возможностей учреждений различных уровней;

г) достижения качественно нового результата на основе объединения вкладов различных профессиональных сообществ.

В основе данного потенциала заложено сетевое взаимодействие учреждений различных ступеней образования, различной направленности и ведомственной принадлежности. Это позволяет расширять ресурсные возможности, привлекать дополнительных специалистов, увеличивать зону инновационного влияния и поле исследовательской деятельности . В этом смысле, в инновационном аспекте кластеры являются точками роста, вокруг которых сосредотачивается деятельность многих профильных учреждений .

Структура кластера и организация входящих в него элементов обусловлены содержанием и сложностью решаемых задач. Обычно сложность задач предполагает выстраивание системы элементов (организаций и учреждений), взаимосвязанных по вертикали (ступени образования: дошкольное, общее, профессиональное) и горизонтали (учреждения образования, науки, культуры и др.).

Такая интеграция рассматривается как фокусная: кластер фирм, сосредоточенных вокруг одного центра – предприятия, научно-исследовательского института или учебного заведения.

В организационном плане важны условия эффективного функционирование образовательного кластера, в основе которых лежат:

а) задачи государственной политики, региональные потребности общества, социальный заказ со стороны работодателей;

психологическая готовность и доверие субъектов инновационной деятельности ;

в) инновационная направленность, наличие ресурсного центра и управляющей системы, концентрирующей и координирующей основные направления развития учреждений-участников образовательного кластера;

г) существующий опыт взаимодействия в решении общих задач;

д) сложившиеся связи и объективная необходимость организации взаимодействия;

е) наличие технологической и научной инфраструктур, позволяющих развивать сотрудничество;

ж) статус образовательных учреждений, степень их открытости и развития.

Таким образом, предназначение кластера раскрывается в его миссии как инновационной формы интеграции науки и образования для решения сложных педагогических задач в процессе обучения, воспитания и развития подрастающего поколения, профессиональной подготовки компетентных специалистов, оказания образовательных услуг заинтересованным потребителям.

2 Концепция создания кластера в области дошкольного образования

Образовательный кластер как системное объединение различных организаций, позволяет использовать преимущества внутрикластерного взаимодействия с целью более быстрого и эффективного распространения новых знаний, стимулирующих инновации для роста конкурентоспособности экономики региона.

Под кластером в образовательной системе понимают совокупность ее свойств, отвечающих за эффективность и качество решения определенного круга задач на конкретном этапе деятельности субъектов.

С начала XXI века проектирование различных моделей системы дошкольного образования становится все более востребованным современным социумом. В сегодняшнем мире практически невозможно найти готовые рецепты, использование которых позволит детскому саду наладить собственную эффективную систему взаимодействия с воспитанником, воспитателем, семьей и обществом в целом.

Наиболее эффективными условиями решения этих задач являются отработка новых моделей содержания образования, организационно-правовых форм образовательных институтов, экономических условий деятельности, новых моделей управления образованием, а также сетевой характер взаимодействия различных социальных институтов.

Среди приоритетов развития инновационной деятельности выделяются развитие инновационной инфраструктуры, разработка и дальнейшая реализация кластерной политики, поддержка реализации инновационных проектов .

Важнейшей задачей развития России последних лет является кардинальное изменение сырьевой модели экономического развития на модель современной инновационной экономики.

Одним из методов достижения данной задачи является применение кластерного подхода, который рассматривается в качестве одного из наиболее эффективных методов развития территорий в развитых странах.

Основным преимуществом кластерной модели развития является возникновение эффекта синергии между участниками кластера. Объединение усилий предпринимателей, органов управления , субъектов инвестиционной и инновационной деятельности, мер государственной поддержки на определенной территории дает значительные преимущества в конкурентной борьбе, способствует рационализации производственно-рыночных процессов, перераспределению рисков и проведению гибкой политики, необходимой в условиях быстро меняющейся конъюнктуры. Такое объединение усилий в развитых странах показало высокую эффективность.

Создание кластеров значительно повышает эффективность экономической политики. Во-первых, в рамках кластеров делается акцент на вопросах повышения конкурентоспособности не только отдельных предприятий, а всей производственной цепочки, включая поставщиков, смежников, исследовательские и образовательные организации (кластерный подход стимулирует поддержку коллективных проектов).

Во-вторых, кластерный подход предполагает эффективное использование механизмов государственно-частного партнерства, делая акцент на поддержке со стороны государства коллективных проектов, исходя из потребностей самого бизнеса, что значительно повышает эффективность расходования бюджетных средств .

По сути, на базе кластеров создаются региональные центры роста, которые способны стать локомотивами регионального социально-экономического развития .

Нами была разработана концепция создания кластера на базе системы дошкольного образования. Данная концепция предлагает создать такое дошкольное образовательное учреждения(ДОУ), которое обеспечивало бы не только образовательные запросы населения, но и решало бы задачи культурно-просветительского характера, способствовало бы реализации единения семьи и дошкольного учреждения, уделяло бы особое внимание здоровью воспитанников, их комфортному обучению и делало бы установку на непрерывное образование. И только тесное взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с различными социальными партнерами легло в основу идеи объединения всех ресурсов (материальных, человеческих, информационных, экономических и т. д.) в единыйобразовательный кластер.

Таким образом, образовательный кластер (на базесистемы дошкольного образования) представляет собой гибкую сетевую структуру, в которую входят группы взаимосвязанных объектов (образовательные учреждения, общественные и политические организации , научные школы, вузы, исследовательские организации, бизнес-структуры и т. д.), объединенные вокруг ядра инновационной образовательной деятельности для решения определенных задач и достижения конкретного результата (продукта).

Маршрут взаимодействия внутри образовательного кластера – маршрут построения взаимовыгодных отношений между отдельными элементами кластера в рамках конкретного проекта и в заданный период времени.

Стратегической целью создания кластера является повышение конкурентоспособности региона в области дошкольного образования.

Задачи создания и развития образовательного кластера на базе системы дошкольного образования:

Интенсивный поэтапный темп внедрения инноваций с тщательным отслеживанием эффективности;

Повышение эффективности и качества дошкольного образования;

Подготовка квалифицированных специалистов для системы дошкольного образования, сервиса и услуг для родителей и детей дошкольного и младшего школьного возраста;

Создание крупных программ и проектов образовательного, экономического, социального и технологического характера, активизация научных исследований и инновационной деятельности, а также обеспечение условий и возможностей для их реализации;

Повышение эффективности использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов систем при подготовке специалистов и проведении научных исследований по приоритетным направлениям развития дошкольного образования;

Способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому.

Образовательный кластер позволит создать механизм партнерских отношений образовательных учреждений разных типов и видов с родителями, общественными организациями, учреждениями культуры, здравоохранения и образования и другими группами населения. Это в свою очередь приведет к повышению эффективности образования детей.

Структура образовательного кластера на базе системы дошкольного образования (см. рис.)

font-size:12.0pt; font-family:" times new roman>Рис. Структура образовательного кластера на базе системы дошкольного образования

Теперь перейдем к характеристике каждого элемента в структуре разработанного нами кластерной модели дошкольного образования.

Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ).

Согласно нашей концепции, дошкольное образовательное учреждение является ядром кластера. Это может быть как муниципальное, так и негосударственное образовательное учреждение. ДОУ выполняет функцию общей подготовки детей к школе. Однако уже на данном этапе возможно выявление наклонностей ребенка, которые необходимо заносить в личное дело, на основе сведений которого может быть составлен психологический портрет дошкольника и определена его профессиональная пригодность. Здесь также осуществляется установка на непрерывное образование ребенка.

Жилой комплекс для молодых семей.

Предполагается, что в перспективе жилой комплекс для молодых семей может стать источником создания кластера. Но на сегодняшний день таким источником (на примере г. Екатеринбурга) является микрорайон, в котором осуществляется комплектация дошкольных образовательных учреждений . В Екатеринбурге, согласно, статистическим данным, процент возвращенных и затем уже отремонтированных зданий детских садов значительно больше процента новых построенных зданий данного типа (Приложение). Как правило, возврат зданий осуществляется в уже давно существующих и застроенных районах нашего города. Жилой комплекс нами рассматривается в качестве перспективного источника кластера в случае перехода города к застройке пустующих на данный момент территорий. Тогда развитие новых микрорайонов и примыкающих к ним учреждений дошкольного типа может идти по принципу создания кластера разработанной нами модели.

Учреждения здравоохранения.

На территории микрорайона (жилого комплекса) предполагается строительство (ремонт или переоснащение уже существующих медицинских учреждений данного типа) перинатального центра, детской поликлиники , осуществляющих мониторинг состояния здоровья подрастающего поколения.

Ассоциация родителей.

Этот элемент структуры кластера должен осуществлять взаимодействие со всеми участниками кластера на основе обмена ресурсами: людскими, финансовыми, информационными, материальными.

Органы власти.

Осуществление и разработка комплекса правовых, организационно-управленческих, социально-экономических мер по поддержке развития системы дошкольного образования, экспериментальной деятельности в ДОУ, новых моделей взаимодействия с муниципальными органами управления образованием – такая задача ставится перед органами власти.

НИИНО – Научно-исследовательский институт непрерывного образования.

Основная функция научно – исследовательского института непрерывного образования заключается в разработке комплексныхрегиональных программ развития дошкольного образования как инструмента его развития с учетом социально-экономических и социокультурных особенностей территорий. На дошкольный возраст работает целая индустрия - это и питание, и одежда, и игрушки, многие НИИ, а также частные компании разрабатывают современные средства и технологии воспитания и развития детей дошкольного возраста. Современный этап модернизации образования характеризуется кластеризацией образовательного пространства, где иерархия структуры начинается с дошкольных образовательных учреждений и заканчивается докторантурой, при этом происходит «сортировка» и «отсев» объектов образования. Кластеризация образовательного процесса позволяет создавать условия для обучения детей в соответствии с их возможностями, интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Высшее учебное заведение.

В эту группу могут входить: педагогический университет, технический и экономический университеты. Система дошкольного образования стала частью этой индустрии, а педагогический университет готовит для нее кадры. При кластерном подходе от того, насколько будут объединены цели ДОУ, педагогического университета, производителей товаров, разработчиков технологий, согласованы цели и задачи, найдены аспекты личностного смысла, привлекательные для всех субъектов сотрудничества, зависит успешность выработанной стратегии развития системы дошкольного образования. При этом эффективность любой системы оценивается через призму не отдельных составляющих, а кластеров - взаимосвязанных компонентов, элементов. Высшие и специальные учебные заведения в такой системе будут получать на входе не «сырой материал», а «удобренную почву», в результате чего процесс обучения будет приносить гораздо более высокий результат. А в глобальном (региональном) разрезе позволит формировать на выходе такой связанной системы профессионалов, преданных своему делу.

Дополнительное образование.

Здесь речь идет о школах развития, различных кружках, секциях, которые выбираются исходя из предпочтений и наклонностей ребенка.

Школа.

Это уже следующая образовательная ступень. Здесь школа может быть специализированным учреждением. Особенность такой школы заключается в отсутствии дискриминации и существование в рамках одного заведения направлений обычной школы и специализированной.

Элементы образовательного кластера – это организация в целом (вуз, бизнес-структура, образовательное учреждение и т. д.) или отдельные его структуры, сочетание структур, которые принимают участие в решении поставленной задачи. Состав участников образовательного кластера (его элементы) могут меняться, дополняться в зависимости от обстоятельств.

Этапы реализации формирования образовательного кластера

2 этап – строительство ДОУ и учрежденийздравоохранения (либо ремонт уже существующих), привлечение инвестиций.

3 этап – объединение участников кластера.

4 этап – совместная деятельность.

Механизмы реализации кластера

- Совместная деятельность участников кластера.

- Маркетинговая деятельность. Создание сайта для взаимосвязи с участниками кластера.

- Совместные финансовые фонды. Обеспечение целостности развития системы образования предполагается за счет новых подходов к проектному финансированию, при которых финансовую поддержку должно получить каждое образовательное учреждение. Отдельную группу составляют механизмы финансово-экономической стабилизации и снижения социальных рисков для усиления социальной функции образования и реализации стратегии модернизации.
Перечисленные условия, выделенные нами как минимально необходимая совокупность норм, которые должны целенаправленно и постепенно вводиться в практику муниципального управления , формируя новую инновационную среду местного самоуправления, обеспечивая в итоге возможность успешной модернизации и опережающего развития образования.

- Экономические фонды - управление созданием комплексной инфраструктуры дошкольного образования, включающей: материальную часть (в виде зданий и помещений, подходящих для пребывания детей и реализации образовательных программ , детских игровых площадок, детских спортивных сооружений); инфраструктуру жизнеобеспечения (поставщиков детского питания , содержания и ремонта материальной базы); медико-педагогическую службу (логопедов , психологов, социальных педагогов); консалтинговые службы для родителей (юридических, психологических, педагогических), инновационной инфраструктуры (ресурсных центров, центров повышения квалификации, инновационных и экспериментальных площадок) и др.

Эффективность создания и развития кластера

Реализация кластерного подхода в образовании позволит нам:

1. Преодолеть кадровый дефицит в профильных отраслях кластера

2. Повысить качество подготовки специалистов различного уровня для авиационного, ядерного и других создающихся кластеров.

3.Формирование образовательного кластера позволяет получить следующие преимущества: создание единого образовательного пространства; интеграция профессионального образования с предприятиями отрасли; сокращение сроков подготовки специалистов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для всей экономики государства организации, объединяясь в более упорядоченную систему (кластер), являются точкой роста, к которой начинают присоединяться другие организации.

Ключевым моментом образования кластера является рыночной механизм “выгодности” более тесного взаимодействия организаций, расположенных на одной территории. Концентрирование конкурентоспособных организаций и учреждений по территориальному принципу обусловлено образованием положительных обратных связей, когда одна или несколько наиболее перспективных структур распространяют свое положительное влияние на ближнее окружение.

В основе процесса образования кластера лежит обмен информацией по вопросам потребностей, техники и технологий между партнерами. Происходит свободный обмен информацией и быстрое распространение новшеств по различным каналам для всех участников кластера.

Важными факторами, обусловливающими развитие кластера, являются его диверсифицированность и инновационность, которые основаны на связях кластера с научно-исследовательскими организациями.

Принципиальное значение имеет способность объединений партнеров различных отраслей (внутри кластера) эффективно использовать внутренние ресурсы.

Кластер играет позитивную роль в привлечении инвестиций в образовательную систему.

Применение кластерной политики в образовании – основа инновационного развития как образовательной системы в начале, так и в дальнейшем национальной экономики.

Перечислим необходимые ресурсы для создания образовательного кластера.

Во-первых, это кадровые ресурсы: руководители образовательных учреждений, заинтересованные в эффективном сотрудничестве с различными организациями; творческие педагоги, готовые организовать работу школьных клубов или других объединений взрослых и детей.

Во-вторых, немаловажную роль играют информационные ресурсы:

– информационный банк данных обо всех и для всех участников образовательного кластера;

– поддержка активного взаимодействия с внешними информационными каналами, выполняющими функцию распространения;

– включенность информационных потоков всех субъектов и организаций, включенных в образовательный кластер в общую информационную среду района и города.

В-третьих, необходимы определенные организационные условия:

– определение, создание сетевой структуры, которая включает представителей власти, бизнес-сообщества, организации и т. д., сплоченных вокруг ядра инновационной педагогической деятельности;

– разработка нормативных документов, регламентирующих деятельность клубов и взаимодействие всех элементов в рамках образовательного кластера;

– регулярное проведение маркетингового исследования о возможных направлениях развития образовательного кластера.

Каждое образовательное учреждение имеет возможность использовать имеющуюся материально-техническую базу для реализации конкретного проекта, направления деятельности в рамках образовательного кластера. Построение образовательного кластера подразумевает, в том числе, использование материально-технических ресурсов всех партнеров.

В результате кластерного развития образования для каждого участника ожидается: наиболее активное внедрение инновационных технологий , предсказуемость результатов, интенсивное развитие образовательного учреждения. Инновационная деятельность образовательных кластеров развития, предполагает обеспеченную новыми идеями и подходами активность в привлечении дополнительного финансирования.

Таким образом, кластерное развитие образования – это перспективная альтернатива существующей системе, предполагающая целевое объединение профессионалов образования, передовых идей и материальных ресурсов.

Безусловно, вопрос пересмотра традиционного взгляда на обучение и воспитание подрастающего поколения требует длительной и существенной структурной и содержательной перестройки. Однако всегда успех ожидает того, кто ищет новых подходов к осуществлению этой важной миссии в системе человеческих взаимоотношений .

Список использованных источников

1.Долгосрочная целевая программа «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2годы Постановление от 31 октября 2011 г. N 4565 [Электронный ресурс]:Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www. *****

2. , Симонова инновационная образовательная

система: обоснование структурной модели: Концептуальная модель региональногоинновационного кластера педагогического образования (на базе УрГПУ) [Текст] / под ред. , /ФГБОУ ВПО «УрГПУ», 20с.

3. Кондратьева инновационная система: теоретическая концепция [Текст]: Методическое пособие / НГУ. - Новосибирск, 20с.

4. Портер М. Международная конкуренция[Текст]: - М., Международные отношения, 1993.

5. Пуденко поддержка общеобразовательных учреждений в рамках ПНПО как ресурс развития региональных образовательных систем [Текст]: // Образование и общество. – 2009. - № 3 (с. 15-21)

6. Громыко такое кластеры и как их создавать? // Алманах«Восток». – 2007. – Вып.1. – [Электронный ресурс].Режим доступа: http://www. *****/app/j_artp_1178.htm

7. , Тоготина кластер региона //ВлГУ: электронный журнал. – 2007. - № 18, часть 2. - [Электронный ресурс].Режим доступа: http://journal. *****/index. php? id=1869

8. «Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров».-[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. krsu. edu. kg/vestnik/v3/a15.html

9. Филиппов П. Кластеры конкурентоспособности // Эксперт Северо-Запад. - №от 01.01.01 года. – [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://stra. *****/lenta/innovation/1086/print

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица Показатели эффективности исполнения долгосрочной целевой программы «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2годы

Показатель

Текущее
значение
на 01.01.2012
<*>

Плановое значение показателя
(нарастающим итогом)

по итогам
2012 года

по итогам
2013 года

по итогам
реализации
Программы

Количество муниципальных
дошкольных образовательных
учреждений

Количество мест
в муниципальных дошкольных
образовательных учреждениях,
в том числе:

40182

42802

45847

48327

вновь построенных
и реконструируемых

1255

1555

Количество мест за счет
открытия новых групп
в действующих муниципальных
дошкольных образовательных
учреждениях

Количество негосударственных
дошкольных образовательных
учреждений, детских садов -
структурных подразделений
организаций

Количество мест
в негосударственных
дошкольных образовательных
учреждениях, детских садах -
структурных подразделениях
организаций

5376

5416

5496

5616

<*> С учетом ожидаемого увеличения сети муниципальных дошкольных
образовательных учреждений в 2011 году

ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

13.1. Воспитание как составная часть специального образования

13.3. Общие и специальные принципы воспитания детей

с ограниченными возможностями

13.4. Методы воспитания

13.5. Задачи воспитания в условиях интеграционных процессов

Воспитание как составная часть специального образования

В специальном образовании воспитание рассматривается как целенаправленно организованный процесс педагогической помо­щи в социализации, социокультурном включении и социальном адаптировании человека с ограниченными возможностями жиз­недеятельности.

Воспитание происходит в различных временных, исторических и социокультурных условиях и подвержено изменениям в соот­ветствии с меняющимися формами и реалиями общественной жизни. Его цели и задачи, методы и средства определяются обра­зовательными системами и учреждениями, которые зависимы от общественных условий и требований. И вместе с тем оно следует и соответствует как особым личностным потребностям каждого отдельного человека, так и запросам всего общества, отражаю­щим нормы и правила, действующие в данной социокультурной среде.

В педагогике воспитание является частью педагогического про­цесса и играет в нем ведущую роль, так как в ее системе воспита­ние и обучение настолько тесно взаимосвязаны, что их разделе­ние допустимо лишь в целях изучения и анализа каждой из этих составляющих образовательного процесса. Единство воспитания и обучения выражается и в совпадении многих важнейших принци­пов, методов и форм работы.

В современной отечественной педагогике под воспитанием по­нимают процесс целенаправленного формирования личности (В.С.Селиванов), специально организованную деятельность пе­дагогов и воспитанников для реализации целей образования в ус­ловиях педагогического процесса (В.А. Сластенин), процесс це­ленаправленного влияния, целями которого выступают усвоение Ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование принимаемой обществом системы ценностей -Смирнов).

В специальной педагогике воспитание - целенаправленное социальное взаимодействие, смыслом которого является специальная педаогическая помощь человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его развитии, социализации, освоении им действующих социокультурных норм и ценностей, в социокультур­ном включении, содействие ему в достижении свойственного обыч­ному человека образа жизни.


Цели специального воспитания могут быть представлены ком­плексом педагогических задач, направленных на формирование у детей следующих качеств и навыков:

Постижение жизненных ценностей и установление опреде­ленных ценностных ориентации;

Освоение (на доступном для каждого уровне) базовых со­ставляющих человеческой культуры и формирование культуры его собственной личности - культуры знания, культуры чувств и твор­ческого действия;

Обретение чувства доверия и интереса к жизни и к окружаю­щему миру;

Познание собственной личности, ее возможностей и границ развития;

Становление и реализация способности к мотивации само­развития и самопомощи;

Формирование жизненно значимых компетенций (знаний и навыков, необходимых в повседневной жизни, благодаря кото­рым осуществляется познание и упорядочивание предметного мира, самообслуживание, самообеспечение и достигается без­опасность существования);

Ориентирование в окружающем мире, в социальных отноше­ниях - пользование информацией, общение, взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, с окружающими людьми;

Навыки контроля и самоконтроля, самооценки собственной деятельности и поведения.

Известно, что психофизические нарушения влекут за собой ограничения жизнедеятельности, следствием чего становятся за­труднения или невозможность самостоятельного овладения соци­альным опытом, нравственными ценностями общества. Это, в свою очередь, порождает в человеке чувство беспомощности, зависи­мости от окружающих, которые вынуждены принимать на себя организацию и регуляцию всей его жизнедеятельности, служить посредниками в процессе социального взаимодействия. Поэтому специальное воспитание выступает как педагогическая помощь в совершенствовании качества жизни, протекающей в осложнен­ных условиях, вызванных ограничением возможностей жизнедея­тельности и социального взаимодействия. Без образовательной

поддержки, без направленной помощи, психолого-педагогического сопровождения у таких людей неизбежно развивается чувство ущербности, ограниченности умственно-духовного, социально­го, нравственного, эмоционального и эстетического бытия. Под­держка в жизни означает прежде всего помощь в преодолении социальной изоляции, в открытии для человека с ограниченны­ми возможностями всего многообразия окружающего мира, в до­ступности для него нормального человеческого существования и во включении его в этот мир в качестве носителя и потребителя общей культуры.

Специальное воспитание предусматривает комплекс воспита­тельных действий, которые должны подготовить ребенка, подро­стка к способности вести максимально соответствующий совре­менному человеку образ жизни, помочь ему в достижении чело­веческой зрелости.

Обучение в самом широком смысле этого слова - обучение быть человеком - это и есть воспитание.

Для специальной педагогики оказываются крайне важными сущности понятий «воспитуемость» и «обучаемость», так как в практике бытуют понятия «труднообучаемый», «необучаемый», «трудновоспитуемый» ребенок.

Специальная педагогика и специальное образование (в отли­чие от общей педагогики) включают в сферу своего педагогиче­ского воздействия и помощи людей со сниженными, а иногда и минимальными показателями обучаемости и воспитуемости, на­ходят и действенно используют пути и средства коррекционно-воспитательной работы в этих условиях.

В качестве нормативов минимальной обучаемости и воспитуе­мости зарубежные специалисты предлагают пользоваться крите­риями показателей развитости человеческих свойств: минималь­ный интеллект, самосознание, чувство времени, способность к общению, способность реализовать социальные отношения, по­требность во взаимодействии с другими людьми, включенность в контекст жизненной ситуации и осознание себя в сообществе. В то же время, например, тяжелую форму олигофрении (идиотию) некоторые специалисты (преимущественно представители меди­цины) считают признаком неспособности к указанным выше про­явлениям, следовательно, к обучаемости. В этом случае, по их мнению, речь идет лишь о поддержке и уходе. Подобный подход отражен, например, в американской терминологии, где дети де­лятся на «обучаемых» и «тренируемых». При IQ = 50 и ниже это «тренируемые» воспитанники.

Практика показывает, что к лицам с глубоким умственным недоразвитием неприложимы в качестве общепринятых термины «обучение» и «воспитание» в том смысле, в котором они при­няты к употреблению в обществе, в обычной образовательной среде, так как они ориентированы на общепринятые школьные нормативы (в том числе и нормативы специальной школы). В дей­ствительности следует говорить о способности людей с тяжелым интеллектуальным недоразвитием к принятию индивидуальной реабилитационной поддержки и ухода. Стимулирующая педа­гогическая поддержка позволяет обнаружить и развить у них дрем­лющие способности к освоению простейших социальных «че­ловеческих» умений. Концепция педагогического воздействия, воспитания в этом случае базируется на способности человека меняться, физически развиваться, достигать определенного со­вершенствования (расширения) сенсорных возможностей и на этой базе формировать простейшие умения, присущие чело­веку.

Специальные педагоги убежденно считают, что нельзя отка­зываться от поиска потенциальной способности к воспитанию даже у самых тяжелых умственно отсталых воспитанников. Отказ от по­исков путей и способов развития человеческого в человеке они рассматривают как своеобразный смертный приговор, как «мяг­кую эвтаназию» (Шпек О., 2003).

Таким образом, понятия «обучаемость», «воспитуемость» весьма относительны и зависят от того, какие цели заявляют и какую планку ставят образовательная и воспитательная программа, об­разовательное учреждение, а также от того, ориентируются ли педагоги на индивидуальные, личностные возможности воспи­танников или видят лишь нормативные критерии (в последнем случае, например, воспитанник детского сада, помещенный в вуз, также окажется необучаемым). Для специального воспитания важно определить, что имеется в виду под обучением и воспитанием применительно к той или иной категории детей с ограниченны­ми возможностями жизнедеятельности, тем более что нередко обу­чаемость рассматривается как предпосылка к воспитанию, а не как феномен, который присутствует в процессе специального вос­питания.

Специальная педагогика признает воспитание более широкой и всеобъемлющей категорией, чем обучение, что обусловлено при­оритетной значимостью задач социального включения и адапти­рования человека с ограниченными возможностями жизнедеятель­ности. Существуют группы детей, для которых характерны огра­ничения возможности собственно обучения (усвоения академи­ческих знаний) в соответствии со школьными нормативами. В то же время применительно к тем же детям можно говорить об ус­пешности их воспитания, имея в виду их социальное и средовое адаптирование, освоение ими необходимых социокультурных норм и ценностей.

В общей педагогике - в теории воспитания - сложился некий образ идеального ребенка, обладающего комплексом определенных качеств, к достижению которых как бы должен стремиться каждый воспитатель в своей работе. Предполагается, что он ста­вит высокие цели воспитания и обучения, создавая идеальную модель человека. Однако в реальной жизни у каждого ребенка на­ходятся такие свойства (не всегда это даже недостатки), которые препятствуют его соответствию этому идеалу, и тогда воспитание направляется в первую очередь на преодоление именно таких «от­личающихся» качеств.

Ребенок с ограниченными возможностями жизнедеятельности зачастую весьма далек от идеального образа, если судить о нем с указанных позиций. Специальной педагогике с самых ее истоков приходится иметь дело не с «идеальным ребенком», а реальным человеком (ребенком, подростком, взрослым) с ограниченными возможностями жизнедеятельности, отягощенным еще и специфи­ческими проблемами социокультурного включения. Поэтому, вы­страивая воспитательный маршрут, она исходит не из учета того, в чем ребенок не достает до идеала, а, наоборот, ориентируясь на все позитивное, что имеется (сохранилось) именно у этого вос­питанника. И опора на имеющиеся задатки, возможности служит отправной точкой для движения вперед, помогает увидеть сущ­ность воспитательных потребностей ребенка и понять задачи его воспитания.

Таким образом, специальная педагогика в своих подходах к проблемам воспитания отвергает мысль о неизменной модели идеального человека и руководствуется положением о том, что потенциальная программа саморазвития, заложенная в каждом новорожденном человеке, должна быть возможно более полно ре­ализована, а для этого требуется обеспечить необходимые образо­вательные условия в окружающей ребенка среде. Только в этом случае даже отягощенный самыми сложными проблемами ребе­нок получает шанс для развития.

Итак, специальное воспитание основывается на гуманистиче­ском представлении о том, что любой человек, даже с тяжелыми нарушениями жизнедеятельности, обладает потенциальными воз­можностями развития, саморазвития, а значит, и воспитания, что помогает ему встраиваться в меняющийся контекст социальных отношений.

Специфической особенностью воспитания в системе специ­альной педагогики является помощь для реализации самопомощи, т.е. коррекционная педагогическая помощь человеку (ребенку) в самостоятельном осуществлении собственной жизни. В большин­стве случаев это удается; и человек с ограниченными возможно­стями жизнедеятельности может научиться в значительной мере помогать себе сам, используя пути и средства компенсации нару­шения, применяя знания и навыки, приобретенные в результате коррекционно-воспитательной работы с ним.

Разделы: Администрирование школы

С начала XXI века проектирование различных моделей системы школьного образования становится все более востребованным современным социумом. В сегодняшнем мире практически невозможно найти готовые рецепты, использование которых позволит школе наладить собственную эффективную систему взаимодействия с учеником, учителем, семьей и обществом в целом.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Национальная образовательная стратегия-инициатива “Наша новая школа” предполагают качественные изменения в содержании образования, экономике образования, управлении системой образования.

Наиболее эффективными условиями решения этих задач являются отработка новых моделей содержания образования, организационно-правовых форм образовательных институтов, экономических условий деятельности, новых моделей управления образованием, а также сетевой характер взаимодействия различных социальных институтов.

Среди приоритетов развития инновационной деятельности в Петербурге выделяются развитие инновационной инфраструктуры, разработка и дальнейшая реализация кластерной политики, поддержка реализации инновационных проектов.

Рассмотрим создание образовательного кластера на примере средней общеобразовательной школы № 323 г. Санкт-Петербурга. С 2003 года педагогический коллектив начал работать над созданием такого учебного заведения, которое обеспечивало бы не только образовательные запросы населения, но и решало задачи культурно-просветительского характера, способствовало бы реализации концепции единения семьи и школы, уделяло бы особое внимание здоровью учащихся и их комфортному обучению. Так на свет появился Культурно-образовательный центр “Оккервиль”, открывший двери для всех жителей Муниципального округа № 57, включающий в себя: общеобразовательную школу, центр дополнительного образования, центр содействия развитию ребенка.

Сегодня Культурно-образовательный Центр – это единая образовательная система, работающая в рамках эксперимента по организация досуговой и образовательной деятельности детей дошкольного и школьного возраста, несовершеннолетних и молодежи, населения муниципального округа через разнообразные программы, различные формы культурологической деятельности.

Клубная деятельность Центра одна из наиболее привлекательных форм для современных детей, молодежи и взрослого населения. Работа клубов взаимосвязана между собой и является одной из приоритетных линий создания социокультурной среды района (в школе созданы и успешно функционируют пять клубов: “Патриот”, “Эколог”, “Семья”, “КВН”, “Слово”).

Результатом опытно-экспериментальной работы в целом, а также тесного взаимодействия клубов с различными социальными партнерами стала идея объединения всех ресурсов (материальных, человеческих, информационных, экономических и т.д.) в единый образовательный кластер.

Таким образом, образовательный кластер (на примере данной школы) – гибкая сетевая структура, включающая группы взаимосвязанных объектов (образовательные учреждения, общественные и политические организации, научные школы, вузы, исследовательские организации, бизнес-структуры и т.д.), объединенные вокруг ядра инновационной образовательной деятельности (ОУ) для решения определенных задач и достижения конкретного результата (продукта).

Маршрут взаимодействия внутри образовательного кластера – маршрут построения взаимовыгодных отношений между отдельными элементами кластера в рамках конкретного проекта и в заданный период времени.

Элементы образовательного кластера – организация в целом (вуз, бизнес-структура, образовательное учреждение и т.д.) или отдельные его структуры, сочетание структур, которые принимают участие в решении поставленной задачи. Состав участников образовательного кластера (его элементы) могут меняться, дополняться в зависимости от обстоятельств.

Школьная инфраструктура – к перечню мер по обеспечению современной школьной инфраструктуры следует отнести развитие взаимодействия образовательных учреждений с организациями различных сферы: учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, бизнеса и других. Инфраструктура задает размеры и другие топологические свойства образовательного пространства, которое характеризуется объемом образовательных услуг, мощностью и интенсивностью образовательной информации.

Образовательный кластер представляет собой один из способов организации школьной инфраструктуры, клубы – элементы данной инфраструктуры.

Школьный клуб – общественная неполитическая некоммерческая организация, которая создается в результате свободного волеизъявления взрослых и школьников, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей .

В России тема кластеров получила развитие с некоторым отставанием от развитых стран, однако, тем не менее, привлекла к себе внимание многих исследователей и экономистов. На протяжении ряда лет складывается тенденция возрастания интереса к кластерам как инструменту развития регионов. О перспективе развития кластеров было заявлено на уровне официальных документов. Например, “Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г.” в качестве одного из важнейших направлений экономического развития страны предусматривает “...стимулирование в экономике спроса на инновации и результаты научных исследований, создание условий и предпосылок к формированию устойчивых научно-производственных кооперационных связей, инновационных сетей и кластеров”.

В Правительстве России кластерная политика рассматривается, как одна из 11 “ключевых инвестиционных инициатив” наряду с созданием Инвестиционного фонда РФ, Банка развития и внешнеэкономической деятельности, Российской венчурной компании, особых экономических зон, новой программы по созданию технопарков и другими инициативами, которые являются инструментами диверсификации российской экономики. В настоящее время многие субъекты РФ стали разрабатывать стратегии развития, основанные на кластерах (например: Проект развития образовательных кластеров в республике Татарстан: Официальный портал Правительства Республики Татарстан, www.mert.tatar.ru )

Профессор Портер полагает, что в России много областей, которые могут сложиться в эффективные кластеры, свою задачу он видит в том, чтобы определить, “в какую нишу мировой экономики Россия может сейчас вписаться особенно производительно и эффективно”. А реализовать эти проекты позволит очевидное конкурентное преимущество нашей страны – высокий уровень образования и квалификации .

Что такое кластер в системе образования? Вот некоторые из определений:

  • Образовательный кластер
– “соединение работодателя и образовательных учреждений при помощи комплекса сквозных программ” (официальный сервер Республики Татарстан).
  • Школьный кластер:
  • “В каждом кластере опорные школы имеют педагогических партнеров – это школы-спутники..., дошкольные учреждения..., это и социальные партнеры – вузы, библиотеки, музеи, СМИ...” (Бином. Лаборатория знаний).

    Перспективы разработки образовательных кластеров весьма серьезны, но на данном этапе эта область еще слабо изучена. Есть исследования на основе системы образования Татарстана , работы о подходах к понятию и структуре создания кластера на основе образовательного учреждения , публикации о механизмах социального партнерства в системе кластера и ряд других работ.

    Модель образовательного кластера на примере организации клубной работы в образовательном учреждении представлена впервые.

    Приведем выводы:

    1. Для всей экономики государства организации, объединяясь в более упорядоченную систему (кластер ), являются точкой роста , к которой начинают присоединяться другие организации.
    2. Ключевым моментом
    3. образования кластера является рыночной механизм “выгодности” более тесного взаимодействия организаций, расположенных на одной территории. Концентрирование конкурентоспособных организаций и учреждений по территориальному принципу обусловлено образованием положительных обратных связей, когда одна или несколько наиболее перспективных структур распространяют свое положительное влияние на ближнее окружение.
    4. В основе процесса
    5. образования кластера лежит обмен информацией по вопросам потребностей, техники и технологий между партнерами. Происходит свободный обмен информацией и быстрое распространение новшеств по различным каналам для всех участников кластера.
    6. Важными факторами, обусловливающими развитие кластера, являются его диверсифицированность и инновационность , основанная на связях кластера с научно-исследовательскими организациями.
    7. Принципиальное значение имеет способность объединений партнеров различных отраслей (внутри кластера) эффективно использовать внутренние ресурсы .
    8. Кластер играет позитивную роль в привлечении инвестиций в образовательную систему.
    9. Применение кластерной политики в образовании – основа инновационного развития как образовательной системы в начале, так и в дальнейшем национальной экономики.

    Перечислим необходимые ресурсы для создания образовательного кластера.

    Кадровые ресурсы: руководители образовательных учреждений, заинтересованные в эффективном сотрудничестве с различными организациями; творческие педагоги, готовые организовать работу школьных клубов или других объединений взрослых и детей.

    Информационные ресурсы:
    – информационный банк данных обо всех и для всех участников образовательного кластера;
    – поддержка активного взаимодействия с внешними информационными каналами, выполняющими функцию распространения;
    – включенность информационных потоков всех субъектов и организаций, включенных в образовательный кластер в общую информационную среду района и города.

    Организационные условия:
    – определение, создание сетевой структуры, которая включает представителей власти, бизнес-сообщества, организации и т.д., сплоченных вокруг ядра инновационной педагогической деятельности;
    – разработка нормативных документов, регламентирующих деятельность клубов и взаимодействие всех элементов в рамках образовательного кластера;
    – регулярное проведение маркетингового исследования о возможных направлениях развития образовательного кластера.

    Материально-технические условия:

    Каждое образовательное учреждение имеет возможность использовать имеющуюся материально-техническую базу для реализации конкретного проекта, направления деятельности в рамках образовательного кластера. Построение образовательного кластера подразумевает, в том числе, использование материально-технических ресурсов всех партнеров.

    Рассмотрим составные части образовательного кластера. Он состоит из элементов различных сред. Элементы – организация в целом (вуз, бизнес-структура, образовательное учреждение и т.д.) или отдельные его структуры, сочетание структур, которые принимают участие в решении поставленной задачи. Состав участников образовательного кластера (его элементы) могут меняться, дополняться в зависимости от обстоятельств.

    Организация, которая представляет основной управленческий ресурс, становится ядром кластера и устанавливает систему взаимоотношений между его элементами.

    Совокупность элементов:

    1. Организационно-территориальная структура (кластерная плоскость) – различные среды, их объединения.

    2. Ресурсная структура – это кластерная вертикаль: объединение ресурсов (кадровых, финансовых, материальных, информационных, образовательных и т.д.) в зависимости от задачи.

    3. Функциональная структура – пересечение кластерной плоскости и кластерной вертикали: функция – инновационное решение задачи.

    Представляемый образовательный кластер включает три кластерные плоскости .

    Первая кластерная плоскость – “территория” образовательного учреждения (основное образование, дополнительное образование, служба сопровождения)

    Вторая кластерная плоскость – “территория” школьных клубов.

    Третья кластерная плоскость состоит из четырех сред:
    – социальной (представители власти, общественные и политические организации, система социальных учреждений, население региона, институт семьи);
    – научной (научные школы, вузы, исследовательские организации, консультационные центры);
    – экономической (система экономических хозяйствующих субъектов (производственные предприятия, предприятия торговли, сферы услуг), ресурсный потенциал);
    – культурной (организации культуры, организации дополнительного образования).

    Каждая среда включает в себя представителей различных организаций (социальных партнеров). В зависимости от поставленных задач количество кластерных плоскостей и сочетание элементов в них могут быть различны.

    Сама по себе идеология кластеров интересна и неисчерпаема с точки зрения реализаций. Но в основе любой реализации столь непростой системы лежит практический интерес и целесообразность. Образовательный кластер – это гибкая и мобильная структура, внутри которого может быть различное сочетание маршрутов взаимодействия.

    Нами представлена универсальная модель образовательного кластера – в зависимости от количества кластерных плоскостей и элементов различных сред может быть абсолютно разное количество маршрутов. Определяющим в их формировании будет являться цель и результат такого объединения. Ядром данного кластера является ученик, его интересы, потребности, возможности.

    Таким образом, успешное функционирование образовательного кластера представляет собой один из возможных путей развития современной школы. Опыт работы школы № 323 в данном направлении свидетельствует о положительных качественных и количественных изменениях, способствующих достижению требований к результатам обучения учеников, квалификационным категориям учителей, статусу школ инновационного характера.

    Список литературы:

    1. Образовательный кластер как форма организации клубной работы в школе / Под редакцией Л.А. Флоренковой, Т.В. Щербовой : Учебно-методическое пособие. – СПб, 2010.
    2. Проект развития образовательных кластеров в республике Татарстан: Официальный портал Правительства Республики Татарстан. www.mert.tatar.ru
    3. М. Портер, К. Кетелс Конкурентоспособность на распутье: направления развития российской экономики, доклад. http://xrumer.csr.ru/news/original_1324.stm
    4. Портер М. Конкуренция / М. Портер. СПб. – М. – Киев: “Вильямс”, 2002.
    5. Яворский О.Е. Образовательный кластер как форма социального партнерства техникума и предприятий газовой отрасли. Автореферат дисс. канд. пед. наук, Казань, 2008.
    6. Каменский А.М ., Внутришкольный образовательный кластер, 2009.
    7. Корчагина, Е.А. Социальное партнерство как механизм управления образовательным кластером / Е.А. Корчагин // Инновации в образовании. – 2007. – № 6. – С. 43–51.
    8. Юрьев, В.М., Чванова, М.С., Передков В.М. Университет как центр инновационно-образовательного кластера / В.М. Юрьев, М.С. Чванова, В.М. Передков // Вестник ТГУ. – 2007. – Выпуск № 5 (49). – С. 7–12.

    Похожие публикации