Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Классный час что в человеке самое главное. Классный час назначение и сущность человека

Цели.

Образовательная:

  • Способствовать формированию нравственно-этической культуры, положительных черт своего характера; подвести детей к пониманию того, что сознательное совершенствование человека является добрым деянием.

Развивающая:

  • Развивать умения общаться с людьми, анализировать свои поступки и оценивать их; умение делать выбор осознанно.

Воспитательная:

  • Воспитывать взаимоуважение, доброту, вежливость; нравственную ответственность за свои поступки.

Оборудование: карточки зелёного и красного цвета для игры; карточки «сердце», «плакса», «равнодушие»; индивидуальные карточки.

Ход занятия.

  1. Вступительная часть.

Классный час сейчас начнём

И беседу поведём

О словах о важных,

Дорогих, отважных,

Трудовых и строгих,

Скромных и убогих.

Я - человек! Каждый ли на Земле может так сказать про себя?

Прежде чем ответить на этот вопрос, скажите, чем, кроме внешних признаков, должен обладать человек? (у человека должны быть добрые и чистые мысли, хорошие качества характера, доброе и любящее сердце, образованный ум, он должен делать добрые дела, человек должен быть человечным)

Мудрые слова о важности того, что вы сейчас сказали, написал М.М.Пришвин «Всё прекрасное на земле от солнца, всё хорошее - от человека».

Красота природы существует благодаря теплу и свету солнца, а всё хорошее, что существует на Земле, создано хорошими людьми. Плохое совершают плохие люди, которые не достойны носить гордое звание - человек. Люди, когда хотят призвать кого-то стать лучше, так и говорят: «Будь человеком!» («Стань человеком!»). То есть, они призывают проявить всё то, о чём вы говорили. Таким образом, человеком мы называем не тело, не внешний облик, а тот внутренний мир, того внутреннего человека, которого мы не видим, но который проявляется во всём том, что совершает человек.

Ответим на вопрос: каждый ли может сказать про себя «Я - человек!» (нет, только тот, кто добр, имеет любящее сердце, хорошие качества характера)

Скажите, так о чём пойдет речь на классном часе, на какую он тему? (о том, что надо помогать тому, кому трудно; об умении дружить; об уважительном отношении к старшим; о доброте и любящем сердце; о вежливости; о совершении благородных поступков, ничего не требуя взамен).

То есть, мы постараемся ответить на вопрос: что значит быть… (настоящим человеком) . Это и будет темой нашего классного часа. Мы поговорим о тех человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим человеком.

Достаётся недёшево

Счастье трудных дорог.

Что ты сделал хорошего,

Чем ты людям помог?

Этой мерой измерятся

Все земные труды.

Может, вырастил деревце

В своём городе ты?

Иль под снежной порошей

Жизнь спасаешь кому?

Делать людям хорошее -

Хорошеть самому!

Если сегодня классный час вам понравится, вы возьмёте для себя полезное и нужное, поднимите карточку с сердцем; если нет, то плаксу. А кто останется равнодушным, пустой листок.

2.Основная часть.

Чтобы делать людям хорошее, надо прежде всего быть вежливым человеком, т.к. «вежливость» - это одно из важнейших качеств воспитанного человека. До 16 века «вежа» - означало «знаток», это тот, кто знает правила приличия формы выражения доброго отношения к людям. Иногда ребята ведут себя грубо, им кажется, что в этих случаях они поступают как самостоятельные, независимые и почти взрослые люди. Послушайте стихотворение А.Л.Барто «Признание» и скажите, какие правила вежливости можно из него вынести.

1уч-ся

Поди узнай, поди пойми,

Он всех в один несчастный день

Чуть не довёл до слёз.

Его зовут - стоит, как пень,

Как будто в землю врос.

2уч-ся

Смотри, не пей сырой воды,

Советует сосед.

Один стакан, потом другой

Андрюша пьёт в ответ.

Поди узнай, поди пойми,

Что стало с парнем лет восьми?

3уч-ся

Придёшь обедать к 3 часам,-

Ему сказала мать.

Он пробурчал: - я знаю сам,

А сам явился в 5.

Ну что с тобой, Андрюшенька?

И сын признался ей:

Когда я вас не слушаюсь,

То выгляжу взрослей.

Ребята, а у нас в классе есть такие, как Андрюшка?

Дети: - Нет.

(встаёт уч-ся и говорит): - Может мне быть таким, как Андрюшка?

Дети: - Егор, будь человеком!

Ребята, какие же правила вежливости можете назвать, прослушав это стихотворение? (не надо быть грубым; не делай неприятностей, никого не обижай; будь внимательным к людям). А автора А.Л.Барто можно назвать настоящим человеком? (да; ведь она на примере других детей учит нас быть внимательными к окружающим, прислушиваться к советам старших, совершать только хорошие поступки).

1слайд - Итак, правила вежливости, прочитаем хором.

* Будь внимательным к людям.

* Не будь грубым.

* Не причиняй другому неприятностей и обид.

Неуважительное отношение к людям - признак плохого воспитания. Невоспитанным, злым, грубым с родителями, своими товарищами и совсем незнакомыми людьми бывают не только мальчики, но и девочки. Послушайте стихотворение А.Л.Барто «Любочка» и скажите, каким же надо быть человеком?

4уч-ся

Кто не знает Любочку? Любу знают все.

Девочки на празднике соберутся в круг.

Как танцует Любочка! Лучше всех подруг!

Кружится и юбочка, и ленточка в косе.

Все глядят на Любочку, радуются все.

Но если к этой Любочке вы придёте в дом,

Там вы эту девочку узнаете с трудом.

Она кричит ещё с порога, объявляет на ходу:

У меня уроков много, я за хлебом не пойду!

Едет Любочка в трамвае - она билета не берёт.

Всех локтями раздвигая, пробирается вперёд.

Говорит она толкаясь: - Фу! Какая теснота!

Говорит она старушке: - Это детские места.

Ну, садись, - вздыхает та.

Синенькая юбочка, ленточка в косе.

Вот какая Любочка во всей своей красе.

Случается, что девочки бывают очень грубыми,

Хотя необязательно они зовутся Любами.

Ребята, а у нас в классе есть такие, как Любочка?

Дети: - Нет.

(встаёт уч-ся и говорит): - Может мне быть таким, как Любочка?

Дети: - Егор, будь человеком.

Ребята, каким же надо быть человеком? (быть трудолюбивым и отзывчивым; помогать малышам, уважать старших; не оскорблять людей; помогать, кому трудно).

2 слайд: - Прочитаем хором, запомним и будем такими же.

* Помогай тому, кому трудно.

* Будь трудолюбивым и отзывчивым.

* Уважай старших, помогай малышам.

* Не оскорбляй людей ни словом, ни делом.

Уважай старших, своих товарищей. А что такое уважение? (доброжелательное отношение к человеку). Уважать человека - это значит:

* быть готовым оказать ему помощь;

* вежливо разговаривать;

* сидеть за одной партой в классе;

* вместе играть на переменах;

А теперь немного поиграем и выясним знание вами волшебных слов. Подумайте, какой вывод можно сделать? Отвечаем хором.

Игра « Словарь волшебных слов».

  1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого…(спасибо).
  2. Зазеленеет старый пень, когда услышит …(добрый день).
  3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы…(спасибо).
  4. Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь…(здравствуйте).
  5. Когда вас бранят за шалости, говорите…(прости, пожалуйста).
  6. И во Франции, и в Дании на прощанье говорят…(до свидания).

Какой же вывод можно сделать? (всегда будь вежливым).

Прочитаем хором. 3 Слайд

* Будь вежлив на словах и на деле.

Ребята, а у нас в классе есть дети, которые не знают волшебных слов?

Дети: - Нет.

(встаёт уч-ся и говорит): - Может мне быть таким человеком?

Дети: - Егор, будь вежливым человеком.

Скажите, вежливый человек может быть злым?

Дети: - Нет.

Почему? (ответы уч-ся).

Конечно, нет. Ведь вежливость тогда настоящая, когда она искренняя, естественная, А значит, она рядом с добротой, доброжелательным отношением друг другу, ко всему живому. Не зря гласит русская народная пословица «Хорошо тому, у кого доброе сердце». Ведь доброта помогает людям жить.

5уч-ся

Добрым быть совсем-совсем не просто,

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета.

Доброта не пряник, не конфета.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

6уч-ся

Землю обогнули тоненькие нити

Нити параллелей и зелёных рек.

Протяните руку, руку протяните

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,

От хорошей шутки даже тает снег.

Станет добрым и весёлым хмурый человек.

Ребята, а у нас в классе есть злые, грубые дети?

Дети: - Нет.

(встаёт уч-ся и говорит): - А может мне быть таким?

Дети: - Егор, будь добрым человеком.

4 слайд:

  • Будь добрым.
  • «Сейте разумное, доброе, вечное…» - сказал когда-то поэт Н.А.Некрасов. Эти слова могут стать прекрасным девизом для вас.
  • Дари радость и улыбки. Давайте сейчас улыбнёмся друг другу и споём замечательную песню В.Шаинского «Улыбка».

Исполняется песня «Улыбка».

Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не даётся с рождения, не передаётся по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днём, воспитывать в себе её - доброту. Доброта начинается с любви к людям. Сердцем вдохни, не утрать радость любви, силу добра.

5 слайд :

7уч-ся

Добрые люди, ничто нас не остудит,

И не захлопнуть распахнутых дверей.

Добрыми будем, и мир добрее будет,

Добрыми будем, и будет жизнь добрей.

Совершите чудо, руку протяните.

Надо, чтобы в дружбу верил человек.

Это так чудесно, если с вами рядом

Улыбнулся незнакомый хмурый человек.

Сделав добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно. «От добра добра не ищут», - гласит русская народная пословица. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-то выгоды и ответа. Если вы научитесь этому, вы - настоящий человек.

3.Заключительная часть.

А сейчас проверим, как вы усвоили и насколько запомнили правила воспитанного настоящего человека. Я буду называть ситуацию, а вы определите: вежливыми, воспитанными или нет были действия в ней. Если да - поднимите зелёную карточку, если нет - красную. Работаем в паре.

Игра «Вежливо - невежливо».

  • Говорить грубые слова.
  • Обижать маленьких.
  • Поиграть с младшей сестрой или братом.
  • Поздороваться при встрече.
  • Толкнуть, не извиниться.
  • Помочь пожилому перейти дорогу.
  • Заплатить за проезд в автобусе.
  • Помыть дома посуду, сходить в магазин.
  • Жаловаться на других.
  • Не уступить место в автобусе взрослому.
  • Сказать «спасибо».

Молодцы, хорошо усвоили правила воспитанности. А только ли вежливым, добрым, хорошим должен быть настоящий человек? (ответы уч-ся)

Вспомните произведение С.Я.Маршака «Рассказ о неизвестном герое». О ком это произведение? (о простом парне, который во время пожара спас девочку)

Почему автор называет его героем? (увидев пожар, он бросился на помощь совершенно чужому человеку; неожиданно появился и так же исчез, не ожидая благодарности, красивых слов в свой адрес; на такое способен не каждый)

Что можно сказать об этом парне? Какой он? (храбрый, смелый, скромный)

Так каким же должен быть настоящий человек? Перед вами листочки, подчеркните слова, характеризующие настоящего человека (инд. работа) Проверка 6 слайд.

А какие вы в жизни? Приведите примеры о своём настоящем поступке? (ответы уч-ся)

Я желаю каждому из вас вырасти хорошим, вежливым, добрым, настоящим человеком.

7слайд:

8 уч-ся

Куда подует ветер, туда и облака.

По руслу протекает послушная река.

Но ты человек, ты сильный и смелый.

Своими руками судьбу свою делай.

Иди против ветра, на месте не стой.

Пойми, не бывает дороги простой.

Теперь не доверяют как прежде чудесам.

На чудо не надейся, судьбой командуй сам.

В удушье городов в наш беспокойный век

Почувствовать дыхание природы

Способен настоящий человек,

Влюблённый в состояние свободы.

Настоящий человек деньгами не богат,

Он в них кумира видеть не умеет.

Сокровища души - его бесценный клад,

Который никогда не оскудеет.

Настоящий человек умеет отдавать

И оттого становится богаче.

Настоящий человек не станет унывать,

Решая в жизни сложные задачи.

Настоящий человек лишь добрые дела творит,

Отвергнув мелочные страсти.

Настоящий человек не может делать зла.

И потому я всем желаю счастья.

Хотелось бы узнать ваше мнение. Если вам понравился классный час, много полезного для себя взяли, то поднимите карточку с сердцем. Если нет, то плаксу. А кто остался равнодушным к тому, о чём мы с вами говорили, пустой листок. 8 слайд (небольшая беседа о выборе).

Хочу поблагодарить вас за то, что слушали и старались понять услышанное, за вашу помощь. Когда я вам говорю «благодарю» (на доске «благо - дарю»), это значит, что я вам от всего сердца желаю всего наилучшего. Старайтесь и вы благодарить людей за всё хорошее, что они вам делают. Я надеюсь, что каждый из вас будет настоящим человеком и дарить только радость для окружающих.

9 слайд:

Классный час хочу закончить словами великого русского писателя К.Г.Паустовского « Человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание - человек».

Используемая литература.

Т.В.Волкова «Наука быть человеком», Волгоград, 2008г. (материалы для классных часов 1-4 классы).

  1. И.В.Персидская, Г.А.Фонова, Н.В.Лободина и др. «Классные часы в начальной школе», 2007г.
  2. О.Е.Жиренко, Е.В.Лапина, Т.В.Киселёва «Я - гражданин России» (классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию).
  3. С.Я.Маршак «Рассказ о неизвестном герое» (отрывок).
  4. Я.Л.Барто «Любочка» (отрывок).

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Наровчат

Классный час для учащихся 9 класса

«Что значит быть добрым и человечным?»

Выполнила учитель математики

МБОУ СОШ с. Наровчат

Трушина Ольга Александровна

Цели:

Воспитывать у учащихся добрые чувства: человечность, внимательность, доброжелательность, сочувствие, прощение.

Развивать умение оценивать собственные поступки и поступки окружающих;

Формировать навыки толерантного отношения к людям.

Ход проведения.

Учитель:

Мы с вами живем в непростое время, где все изменяется с огромной скоростью. Это время сложного периода для страны, поэтому мы особенно остро нуждаемся во внимательном, чутком отношении со стороны окружающих.

Ребята, давайте ответим на вопросы (на доске – кроссворд. Учащиеся вписывают в него слова).

1. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (Доброта).

2. Внутренний мир человека. (Душа)

3. Наука, изучающая процессы и закономерности психологической деятельности человека. (Психология).

4. Проявление заботы, внимания. (Заботливость).

5. Почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств. (Уважение).

6. Самое ценное, что есть у человека. (Жизнь).

7. Чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми. (Совесть).

8. Жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем другого человека. (Сострадание).

9. Высокий уровень чего–нибудь, высокие умения. (Культура).

10. Группа живущих вместе родственников. (Семья).

Сегодня наш разговор пойдёт о доброте. Добрые чувства проявляются у людей с детства: это человечность, доброта, доброжелательность, внимательность, толерантность.

Человек живет в труде и заботе о людях, о животных.

Древнегреческий философ Демокрит сказал: «У людей зло вырастает из добра, когда не умеют им управлять и надлежащим образом пользоваться».

Так ли это?

(Учитель просит учащихся высказать свое мнение по поводу этих слов. Учащиеся высказывают свое отношение к словам).

Да, быть добрым очень трудно, потому что добрые дела делаются не для себя, а для кого-то, значит, человеку надо уделить внимание, потратить время и силы.

Учитель:

У каждого из нас бывают ситуации, когда надо поступить по-доброму, правильно, не сделав зла другому человеку.

Учащийся:

Почаще сейте вы добро,

Его запомнят свыше где-то.

Потом вернется к вам оно,

Как надежды лучик света.

За все то время, что мы есть

Нам нужно сильно постараться,

Словами добрыми согреть,

Кто очень будет в них нуждаться.

И если человек печален и поник,

То тотчас к нему ты подойди

И в сей сложный грустный миг,

Слова прекрасные и добрые скажи.

А старикам должны мы дать,

Надежду - ту, что им нужна!

Всегда должны их поддержать –

Жизнь прекрасна ведь всегда!

Больную душу добрым словом

Легко и просто излечить.

Тогда и под ночным покровом

Луч солнца будет нам светить

Давайте всем добро дарить!

Пусть это будет ежедневно,

Стараться будут отплатить

Добром Вам люди непременно!

Для доброты не нужно много,

Не нужно денег или злата.

Для доброты нужна всего-то

Душа, теплом и верою богата.

1 ведущий:

Говорят, что если есть в человеке доброта, чуткость, доброжелательность, он как человек состоялся. Василий Александрович Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу добрых чувств».

Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, благотворить, чувствует себя счастливым!

2 ведущий:

Если человек любит только себя, он не имеет друзей и когда в жизни ему приходиться трудно, остается один, переживает чувство отчаяния, страдает.

Любовь к окружающим, семье, отдельному человеку определяется, прежде всего, отношением к детям, старикам, к самым беззащитным и нуждающимся в помощи, к «братьям нашим меньшим», к родной природе, стремлением помогать людям в несчастье. Конечно, мы не всегда имеем возможность помочь, но к этому надо стремиться.

1 ведущий:

Вот сейчас прозвучали слова:доброта, милосердие, доброжелательность, человечность, благотворить, внимание друг к другу. Как вы их понимаете?

Ведущие (по очереди).

Милосердие – это сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, мягкосердечность.

Благотворить – значит делать добро, помогать бедным, инвалидам, старым людям.

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Доброжелательность – желание добра, готовность содействовать благополучию других, благожелательность.

Человечность – достойно человека, отзывчиво, гуманно.

Внимание друг к другу – заботливое отношение.

1 ведущий:

Уважать других, невзирая на различия, быть внимательным к другим, бережно относиться ко всему живому на нашей планете – это значит быть толерантным. Все слова, о которых мы сейчас говорили, можно назвать одним словом – толерантность.

2 ведущий:

Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких-либо отличий.

1 ведущий:

В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки.

Учитель:

Также надо уметь прощать тех, кто причинил нам боль. Только добрый человек сможет понять и простить. Прощение не дается легко, но последствии прощения облегчают жизнь.

Лев Толстой написал историю о двух людях, которые сильно ненавидели друг друга. Один несправедливо обвинил другого перед судом присяжных, и того сослали в ссылку в Сибирь. Там этот человек женился, построил дом, и у него родились дети. Когда его семья собиралась за обеденным столом, они всегда ставили еще один стул для нежданного гостя. Сосланный в ссылку человек был верующим и всегда был готов принять у себя в доме всех, кого приведет к нему Бог. Однажды вечером, когда разыгралась сильная метель, в дверь дома тихо постучали. Открыв дверь, ссыльный был очень удивлен, увидев перед собой своего смертного врага. В сердцах мужчин пробудились чувства горечи и обиды. Но, несмотря на эти чувства, нежданного гостя впустили в дом и пригласили к столу.

Какой смысл услышанного вами?

(На зло отвечай добром. Учащиеся высказывают свое отношение об услышанной истории.)

Учитель:

Что значит простить?

Простить – это значит:

Не таить обиду;

Перестать сердиться (гнев всегда порождает ответный гнев);

Перестать упрекать человека за нанесенную обиду

Томас Фуллер (философ) сказал: “Худшие из людей те, кто не хочет прощать”.

Учащийся:

Доброта - это готовность защитить слабого и беззащитного.

В. Сухомлинский сказал «Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека. Не причиняй своими поступками, своим поведением боли, оскорбления, беспокойства, тяжёлых переживаний другим людям. Умей поддержать, помочь, подбодрить человека, у которого горе. Помни, что такое же горе может постигнуть и тебя. Не будь равнодушным. Равнодушие - это душевная слепота».

Самое главное человеческое качество – умение сопереживать. Сопереживать, сострадать кому-то в горе.

Учащийся:

Жизнь нуждается в милосердии.
Милосердием мы бедны.
Кто-то злобствует, кто-то сердится.
Кто-то снова в тисках беды.
Жизнь нуждается в сострадании.
Наши души - как топоры...
Слишком многих мы словом ранили,
Позабыв, что слова остры.
А.Дементьев

Учитель:

Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах.

Каждый из нас судит о людях по-своему, по себе.

Очень многие люди умеют замечать в окружающих положительные качества, а другие видят только от­рицательные.

Учащийся:

Об этом хорошо сказал Расул Гамзатов в одном из своих стихотворений:

«Вот человек, что скажешь ты о нем?»

Ответил друг, плечами пожимая:

Что про него хорошего я знаю?».

«Вот человек, что скажешь ты о нем?» -

Спросил я у товарища другого.

«Я с этим человеком не знаком,

Что я могу сказать о нем плохого?».

(Учитель предлагает учащимся вспомнить из своей жизни ситуации, когда им пришлось усом­ниться в людях, или наоборот почувствовать себя неправым. Учащиеся приводят примеры из своей жизни)

Учитель:

Как вы думаете, ребята, понятие доброта, человечность относится только к живым предметам?

Вы правы, наша русская природа трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину. В минуты великой печали и душевного волнения она дарит нам успокоение, в минуты радости помогает острее почувствовать красоту жизни, но самое главное – она дарит нам здоровье, именно поэтому мы должны беречь природу, относиться к ней исключительно бережно.

Словесное рисование. А теперь представьте на миг, что за окном – не поздняя осень с ее температурными перепадами, хмурым небом и холодным, пронизывающим ветром, а звонкая, веселая, радостная весна с пряным запахом ожившей земли и цветущих трав.

Итак, минуты поэзии (учащиеся выразительно читают стихотворения)

Учащийся:

Опять черемуха в цвету,

Сбежались ландыши гурьбою…

Свою земную красоту

Природа дарит нам с тобою.

Ты оглянись, ты окунись

В ее рассветы и закаты,

В ее лесные ароматы –

И до земли ей поклонись.

Лишь только солнышко весной

Лучи рассыплет над полями –

Уже ручей звенит струной!

Уже гроза гремит громами!

А там лесные соловьи

Опять засвищут до восхода!

Ты слышишь, дарит нам природа

Напевы лучшие свои.

Где красота – там доброта.

Их разлучить ничто не может,

Любая светлая мечта

На двух подруг всегда похожа..

И нам без них не обойтись

Ни светлым днем, ни днем дождливым,

В. Суслов

Учитель:

«Почти 200 лет назад на окраине Вены в маленьком деревянном доме умирал слепой старик – бывший повар графини Тун. Он ослеп от жара печей. Все убранство комнаты составляли: кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, наконец, клавесин – единственное богатство жившей вместе с поваром его восемнадцатилетней дочери Марии.

Когда Мария умыла умирающего и надела на него чистую рубаху, старик сказал: «Я никогда не любил священников и монахов. Но мне нужно перед смертью очистить свою совесть. Попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедовать умирающего. Тебе никто не откажет».

Мария накинула платок, побежала через сад и остановилась на улице. Долго она ждала прохожего. Наконец, она вернулась домой. Вместе с ней в комнату вошел очень молодой, худой, маленький человек. Совсем по- мальчишески он тряхнул головой, поправил напудренный парик, быстро подвинул к кровати табурет, сел, и, наклонившись, пристально посмотрел в лицо умирающего. «Говорите! – сказал он. – Может, властью, данной мне от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души».

И старый повар шепотом рассказал незнакомцу о том, как когда – то, когда его жена Марта тяжело заболела и врач прописал ей дорогие лекарства, приказал кормить ее сливками и винными ягодами, поить горячим красным вином, он украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. «Мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я научил ее не трогать ни пылинки с чужого стола».

Старик заплакал: «Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!». «То, что вы совершили, не есть грех и не является кражей, - сказал незнакомец, - а, наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви. А теперь скажите мне вашу последнюю волю».

«Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии!». «Я сделаю это. А еще чего вы хотите?» Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал: «Я хотел бы еще раз увидеть Марту такой, какой я встретил ее в молодости. Увидеть солнце и этот сад, когда он зацветет весной. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова».

«Хорошо, - сказал незнакомец и встал, подошел к клавесину и сел перед ним на табурет. – Хорошо, - повторил он. – Слушайте и смотрите». И он заиграл.

Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина, не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой. Мария вскрикнула. Незнакомец встал и подошел к кровати.

Старик сказал, задыхаясь: «Я видел все так ясно, как много лет назад, но я не хотел бы умереть, не узнав ваше имя. Имя!»

Это был гениальный австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт».

Какие чувства вызвал рассказ?

Какова основная мысль?

Как вы считаете, что заставило старика заплакать?

Как вы оцениваете поступок гениального австрийского композитора В.А. Моцарта?

Сделайте вывод.

Учащийся:

Меня очень удивил ход событий в этом небольшом рассказе. Кажется, простая, грустная история, но как она закончилась, меня просто поразило. Я даже не предполагала, что этот молодой худощавый человек может оказаться гениальным австрийским композитором В.А. Моцартом! И я благодарна ему за то, что он проявил такое благородство, доброту и милосердие по отношению к умирающему человеку. Ведь если кто-то нуждается в твоей помощи, ты должен ее оказать.

Этот рассказ вызвал у меня бурю эмоций: и грусть, и печаль, и слезы…

Учитель:

На протяжении всего мероприятия мы подспудно шли к вопросу, заключенному в теме: что значит быть добрым и человечным? (учащиеся делают вывод)

Заключительное слово учителя.

Если человек ожидает благодарности и похвалы за свою доброту, это не может считаться истинной добротой. Добрые дела сами по себе должны доставлять удовольствие, и при этом, давая что-то другим или помогая кому-то, не стоит ожидать награды. Такова настоящая доброта!

Потерян смысл слова «доброта»,

Ведь нынче «с целью» все поступки.

«Да, друг, я помогу тебе сполна…

А ты мне сделаешь уступки!»

Конечно, многие из нас загружены, нервы испорчены насущными заботами и прочими стрессами, и нам легче отмахнуться, пройти мимо… Но ведь когда-то и нам потребуется чья-то бескорыстная помощь или просто участие, доброе слово…

В добре нуждаются все: наши родные и близкие, знакомые и незнакомые и даже животные!

Психологи уверены, что очень часто в нашей жизни срабатывает принцип бумеранга: те, кто помогал другим, и сами не останутся без помощи. Делайте добро и оно вернется к вам сторицей! К тому же, добрые люди излучают свет и тепло, которые притягивают других.

Так что доброта, милосердие, отзывчивость, бескорыстная помощь - это не пустые слова, это внутренний свет, говорящий о том, что перед вами человек с живой душой.

Ученые из Мичиганского университета не так давно провели эксперимент и выяснили, что проявление бескорыстной доброты действует на человека как лекарство: улучшает состояние здоровья и сохраняет молодость.

Вот на этой ноте мы и закончим наше внеклассное мероприятие.

Спасибо всем.

Список литературы:

    Психология: Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского/. - М.Просвещение, 1990

    Энциклопедия. К и М, 2007 г.

    Периодические издания.

4. http://www.aforizm.cn/?Stihi_aforizmy

Сущность и назначение человека
(Нравственно-этическое воспитание) (классный час в 10 классе)
Форма проведения: беседа
Цель:
дать общее представление об историческом развитии философских рассуждений, о сущности и назначении человека в этом мире;
помочь ребятам составить представление о таких понятиях, как добродетель, истинное благо, удовольствие, цель человеческого существования.
Содержание классного часа
Часть 1. Мудрые о вечном
Сегодня к нам пришли мудрые философы из прошлых веков. Проблема, которая издавна волнует умы человечества и является темой нашего сегодняшнего разговора,- сущность и назначение человека в этом мире. Давайте послушаем мысли мудрых людей и попытаемся осмыслить их высказывания. Обсудим эти воззрения и выясним, созвучны ли они с вашими представлениями.

Аристотель (384-322гг. до н.э.)
Великий древнегреческий мыслитель, воспитатель крупнейшего полководца древнего мира Александра Македонского
Что человек есть существо общественное в большей степени, нежели пчёлы и всякого рода стадные животные, ясно из следующего: природа ничего не делает напрасно; между тем один только человек из всех живых существ одарён речью. Голос выражает и печаль, и радость, поэтому он свойствен всем живым существам.
Но речь способна выражать и то, что полезно и что вредно, равно как и то, что справедливо и что несправедливо Это свойство людей отличает их от других живых существ: только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость.

Эразм Роттердамский (1466-1536)-выдающийся гуманист эпохи Возрождения
Человек-это некое странное животное, состоящее из двух чрезвычайно разных частей: из души - как бы некоего существа и тела вроде бессловесной скотины.

Блез Паскаль (1623-1662) – французский математик, физик, философ.
Суть человеческого естества - в движении. Полный покой означает смерть
Как пусто человеческое сердце и сколько нечистот в этой пустоте!
Человек несомненно сотворён для того, чтобы думать; в этом главное его достоинство и главное дело жизни, а главный долг в том, чтобы думать пристойно. И начать ему следует с размышлений о себе самом.
Но о чём думают люди? Вовсе не об этом, а о том, чтобы поплясать, спеть песни, сочинить стихи, поиграть в кольцо и т.д., повоевать, добиться королевского престола, и ни на минуту не задумываются о том, что это такое: быть королём, быть человеком.
Величие человека в его способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы -ничто. Постараемся же мыслить достойно: в этом -основа нравственности.
Славолюбие- самое низменное свойство человека и вместе с тем самое неоспоримое доказательство его высокого достоинства, ибо, даже владея обширными землями, крепким здоровьем, всеми насущными благами, он не знает довольства, если не окружён уважением ближних. Превыше всего он ценит людской разум. Почёт-заветная цель человека, он будет всегда неодолимо стремиться к ней, и никакая сила не искоренит из его сердца желания её достичь.
Человек не должен приравнивать себя ни к животным, ни к ангелам, не должен пребывать в неведении о двойственности своей натуры. Пусть знает каков он в действительности.
Роберт Оуэн (1771-1858)- великий английский мыслитель, социалист-утопист.
Ученик: Что такое человек?
Оуэн: Организованное существо или животное, обладающее умственными и нравственными свойствами и способностями обнаруживающее влечение к одним предметам и антипатию к другим.
Ученик: Чем отличается он от животных или известных организованных существ?
Оуэн: Тем, что он одарён умственными и нравственными способностями, превосходящими способности всех остальных животных; благодаря этому он может подчинять своей власти, поэтому он является повелителем животных.
Ученик: Каким образом произошёл человек?
Оуэн: Ещё неизвестны такие факты, на основании которых кто бы то ни было из людей мог бы дать разумный или удовлетворительный ответ на этот вопрос. В настоящее время бесполезно заниматься рассмотрением этого вопроса, и единственно правильное его разрешение заключается в том, что человек, равно как и все остальные организованные существа, обязан своим происхождением неизвестной ему силе Всякое существо сообразуется с общими и индивидуальными законами, существующими для его вида.
Ученик: В чём состоит счастье человека?
Оуэн: В приятных ощущениях или умеренном удовлетворении всех его естественных потребностей.
Ученик: В чём состоит несчастье человека?
Оуэн: В болезненных ощущениях или в том, что потребности, вытекающие из его физических или нравственных способностей, не удовлетворяются.
Людвиг Фейербах (1804-1872)-выдающийся немецкий философ 19 века
Особым назначением человек обладает лишь как существо моральное, т.е. как социальное, гражданское, политическое. Это назначение человек сам избрал для себя, исходя из своей природы, своих способностей и стремлений.
Тот, кто сам не назначает себя для чего-либо, тот и не имеет назначения к чему-либо. Кто не знает в чём его назначение, тот и не имеет особого назначения.
Максим Алексеевич Антонович (1835-1918) – русский демократ-просветитель, последователь Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова. Сотрудник журнала «Современник»
Какая цель человеческого существования? В чём состоит задача или загадка человеческой жизни? Человек существует для того, чтобы существовать, живёт для того, чтобы жить.
Цель человеческого существования есть жизнь полная, разумная, приятная, словом, естественная. К сожалению, такие высокие слова, как «жизнь», «приятность», «Удовольствие», совершенно опошлены перетолкованиями и злоупотребления их. Под хорошей жизнью разумеют роскошь, возможность не стесняться в самых нелепых желаниях; под удовольствиями имеются кутёж, обжорство, пьянство, сладострастие. Для приобретения средств для такой жизни считается дозволительным всё: подлости, мошенничества, всякие бесчестные дела, измена, предательство. и т.д. Так что если вы спросите какого-нибудь негодяя, почему он возлюбил блага жизни, то, по его понятиям, честь и совесть вовсе не относятся к благам жизни.
Такой хорошей жизни противополагается неприятная нравственно разумная жизнь, далёкая от удовольствий, полная лишений, самоотречения. Справедливо ли это?
Добродетель есть жизнь, одна из потребностей и сторон жизни.
Разумный человек поступает честно и самоотверженно, потому что этого требуют его ум, его убеждения, его чувства, вся его нравственная природа, получающая высокое наслаждение от удовлетворения; иначе он действовать не может, потому что в противном случае он ощущал бы ад внутри себя, неумолимые укоры совести, терпел бы боль и страдания от неудовлетворения своей нравственной природы.
Николай Алексеевич Бердяев (1874-1948)-русский философ 20 века
Проблема человека есть основная проблема философии. Человек есть существо, недовольное самим собою и способное себя перерастать. Он зависит от природной среды, и вместе с тем гуманизирует эту среду, вносит в неё новое начало. Человеческая природа динамична и изменчива.

Часть 2. «Обсуждение»
Обсудим вопросы:
1. Чем отличается человек от животного?
2. Что такое «добродетель»?
Понятие «удовольствие» в вашем представлении.
Что важнее – богатство душевное или материальное?
Каково назначение человека в вашем понимании?
Какие цели ставит перед собой нравственно гармоничный человек?
какие мысли философов нашли отклик в вашем сердце, в вашем представлении о сущности и назначении человека в этом мире?

Афоризмы о жизни

Афоризм – это роман, из которого вычеркнуто всё лишнее М.Генин
Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобой законом. М Аврелий.
жизнь слишком серьёзная штука, чтобы говорить о ней всерьёз.
Жизнь- всего лишь дурная четверть часа, состоящая из чудесных секунд.
Что такое невозможное? То, что когда-то совершал сам.
Переделать других -очень легко, себя -намного труднее о.Уайльд
Надо жить так, чтобы не бояться смерти и не желать её. Л.Толстой
Умереть – значит присоединиться к большинству. Петроний
Жизнь коротка, это понятно; но по сравнению с чем? А.Моруа
Так жить нельзя, а по-другому мы не умеем. Б.Крутнер
Жизнь и смерть ходят рядом, но ничего не знают друг о друге. Э.Кроткий
(классные часы в 10-11кл стр 57-62)

Часть3. Вы живёте в согласии с самим собой?
Психологическое тестирование (анонимное)
Свернись в себя самого. Смотри внутрь себя.
Предлагаю 15 вопросов. На вопросы отвечать «ДА», «Нет», «Не знаю»
Тестовые вопросы
1 Я вполне доволен собой.
2. Иногда меня беспокоят или нервируют противоречивые мысли и чувства, касающиеся людей или событий
3 Я могу самостоятельно принимать решения, касающиеся моей личной жизни.
4 Я люблю представлять себе различные ситуации, в которых веду себя совершенно иначе, чем в жизни.
5 Кроме мелких промахов, мне нечего поставить себе в вину.
6 У меня часто возникает такое чувство, что я сам(а) не знаю, чего хочу.
7. я столь хорошо знаю своё тело (организм), что понимаю, когда мелкие недомогания вызваны внутренними конфликтами или душевным разладом.
8 Меня очень огорчает то, что я никогда не достигну идеального состояния собственной личности.
9 вместо того, чтобы взрываться и злиться, я умею вести мысленный (внутренний) диалог и разговаривать с собой даже тогда, когда проблема вызывает противоречивые мнения или чувства.
10 Иногда я реагирую на определённые ситуации иначе, чем хотелось бы.
11. Есть вещи, в которые я глубоко верю. И такие ценности, во имя которых я сделал бы больше, чем могу сейчас определить.
12 Я всегда спешу, мне не хватает времени, или я берусь за выполнение заданий, превышающих возможности одного человека
13 Я умею поддерживать себя в трудных ситуациях, а когда у меня есть возможность (время, место,..), то я позволяю себе «переболеть.»
14 Я считаю, что сегодня мир так сильно изменился, что добро и зло стали чем-то относительным.
15 Часто, слыша критические оценки других людей в отношении себя, вслух я соглашаюсь с ними, хотя по правде я так не думаю.
Подсчёт результатов
Ответ «ДА» на вопросы 1, 3,5,7,9,11,13 10 баллов
Ответ «Нет» на вопросы 2,4,6,8,10,12,14,15-10 баллов
Ответы «Не знаю» -5 баллов
Подсчитайте очки. Стр 64-65
Основной вывод: (66-67)
В христианстве земная жизнь истолковывается как время «спасения души», преодоление наследственного греха, способ соединения человека с Богом. Вечно живут великие учёные, поэты, борцы за свободу и счастья человечества. Память о них вечна. Всё хорошее, доброе, нравственное, что создал человек, остаётся с ближними, не пропадает. Человек продолжает жить в своих детях, внуках, потомках.

Классный час.

Класс :3

Тема: Методическая разработка классного часа с использованием ИКТ на тему "Твои возможности"

Цель:
-развитие личности учащегося, содействие ему в определении и совершенствовании его отношении к самому себе, окружающим людям, миру. Задачи курса:
-показать разнообразие способностей человека
-заинтересовать учеников изучением себя и своих способностей (люди говорят: лучший на свете педагог - наш собственный интерес).
-дать сведения о гигиене человека
-расширить представления учеников об окружающем мире
-улучшить взаимоотношения учащихся в классе
- способствовать развитию в школьниках потребности активно познавать мир;
-способствовать формированию объективной самооценки школьников;
-развивать коммуникативные и поведенческие навыки
-улучшить успеваемость - помочь в выборе профессии.

Задача классного часа
:
-ознакомить учащихся с потенциальными возможностями человека
-дать сведения о роли больших полушарий головного мозга
-дать сведения о темпераменте человека
-познакомить учащихся с тремя основными системами восприятия и переработки информации
-предоставить возможность ученику оценить свой кругозор.

Ход классного часа.
-Ребята, ответьте мне честно на один вопрос. "Кого вы больше всего любите!"
Варианты ответов - маму, папу, котенка, себя… и т.д.
-Кого вы в первую очередь ищете на фотоографии? Да, правильно, себя. Потому что, мы больше всего любим себя. А как сделать, чтобы этому Я было в жизни хорошо и комфортно. За много веков до нашего времени мудрец сказал глубоко и просто: "Познай себя!" Но как подступиться к себе, как ухватить свое многоликое Я, с чего начать?

Эпиграфом сегодняшнего классного часа я взяла следующие строчки:
Пока человек существует,
Он будет себя открывать.
Е.М Богат

Учащимся предлагается через экран информация о возможностях человека.
1.Память человека способна вместить столько информации, сколько ее имеется в хранилищах самой крупной библиотеки.
2. Художник Н.Н. Ге, увидев один раз комнату в одном из Петербургских
дворцов, точно воспроизвел ее на картине.
З. Композитор Милий Александр Балакирев точно воспроизвел мелодию П.И. Чайковсксого услышанную два года назад.
4. Моцарт обладал феноменальной памятью. Отец взял маленького Моцарта в Ватикан, где исполнялось секретное духовное сочинение композитора
Аллегри. Утром Моцарт сказал отцу: "Отец, этот подарок мы пошлем нашей
Нинель. Она будет первым человеком после Папы, имеющим ноты Аллегря.

5. А. Македонский знал в лицо каждого из 30 тысяч своих солдат.
6. Ученый А.Ф. Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов.
7. Лина По, потеряв зрение, на ощупь создала более 100 скульптур.
8. Генрих Шлиман за 6-8 недель мог освоить иностранный язык.
9. А. Алехин мог играть вслепую на 40 досках. 10 Венгерский шахматист Янош Флеш в 1960 году установил рекорд, играя
по памяти на 52 досках: 31 партию он выиграл, 18 - свел вничью, З - проиграл. Обсуждение с учащимися о самых невероятных возможностях человека.
Классный руководитель.
-Далеко не все известные люди смогли раскрыть свои способности в школе, и только благодаря упорному труду впоследствии смогли добиться успеха.
Предлагается информация об известных людях.
1. Шведского ученого-натуралиста Карла Линнея в школе считали тупицей
Карл в 20 лет закончил школу. Однако доктор Ротман заметил склонность
Линнея к естественным наукам. Используя интерес Линнея к ботанике доктор Ротман однажды принес ему книгу Плиния на латинском языке. Линнею пришлось выучить латинский,
2. Отец считал Чарльза Дарвина бездарным: "У тебя только и есть интерес, что к стрельбе, возне с собаками и ловле крыс. Ты будешь позором для себя и своей семьи". Фундаментальный труд "Происхождение видов..." принес Ч. Дарвину мировую славу.
З. Н.В. Гоголь писал посредственные сочинения.
4. Дядя Якоб успокаивал А. Эйнштейна: "Ничего, Альберт, не все становятся профессорами, и ты кем-нибудь станешь".
5. Демосфен страдал дефектом речи, имел слабый голос. Чтобы избавиться от картавости, он говорил, набрав в рот мелких камушков, часами декламировал стихи на берегу моря.
Говорят, что гений - это 1% вдохновения и 99% потения.
Классный руководитель:
-Вышеперечисленные примеры доказывают нам, что это на самом деле так. Для полного развития своих способностей человек должен знать о неограниченных потенциальных возможностях, должен захотеть реализовать эти возможности, должен обладать стойким характером. Всем известно, действия или события,
превосходящие другие того же вида называются рекордами. И рекорды мирового масштаба вносятся в книгу рекордов Гиннеса.
Учащийся выступает с сообщением о Книге рекордов Гиннеса.
Учащиеся делятся на группы по 5 человек. Через Интернет находят книгу рекордов Гиннеса и определяют: -великанов
-карликов
-толстяков
-долгожителей.
Классный руководитель.
-Попробуем для начала составить о себе самое общее представление. Важнейшую роль в жизни человека играют большие полушария головного мозга. Поверхность больших полушарий образована серым веществом - корой. Кора отвечает за высшую нервную деятельность - речь, сознание, мышление, внимание, память. Левое полушарие в большей степени отвечает за логическое, абстрактное мышление, словесное восприятие. Правое полушарие отвечает за образное восприятие и мышление, эмоции. Считают, что левое полушарие "направлено к людям", а правое полушарие "направлено к природе". Жизнь отчетливо указывает на существование двух категорий людей: художники (писатели, музыканты, живописцы, скульпторы и т.д.), у которых преобладает деятельность правого полушария, и мыслители, у которых преобладает деятельность левого полушария (логический т мышления). Асимметрия полушарий является результатом умственной работы.
Зная особенности своего головного мозга, можно прогнозировать успехи определенных областях человеческой деятельности. Как же узнать, какое полушарии у нас ведущее? Разработан метод экспресс-анализ характера, основанный четырех врожденных признаках. Эти признаки не меняются до конца жизни.
1. Переплетите пальцы рук, и вы заметите, что сверху всегда оказываете один и тот же палец; если это левый вы человек эмоциональный. Правый - у вас преобладает логический склад ума.
2. Попробуйте "прицелиться", глядя на мишень через карандаш. Правый ведущий глаз говорит о твердом, настойчивом, даже агрессивном характере левый - о мягком и уступчивом.
З. Если при переплетении рук на груди наверху оказывается левая рука, тс вы склонны к кокетству, правая - склонны к простоте и простодушию.
4. Если при аплодировании удобнее хлопать правой рукой, можно говорить о решительном характере, левой вы часто колеблетесь, прежде чем принять решение.
Обозначьте левый глаз - Л, левая рука - Л, и т.д.; правый глаз - П, правая рука - П, и т.д. Расшифруем записи.
ПППП - для вас характерен консерватизм, ориентация на общепринятое мнение. Не любите конфликтовать и спорить.
ПППЛ - определяющая черта характера - нерешительность.
ППЛП - характерны кокетство, решительность, чувство юмора, артистизм Очень контактный тип характера, у женщин встречается наиболее часто.
ППЛЛ - редкий тип характера. Близок к предыдущему, но мягче. Некоторое
противоречие между нерешительностью и твердостью характера.
ПЛПП сочетание аналитического склада ума и мягкости. Чаще встречаете у женщин - тип "деловой женщины". Медленное привыкание, осторожность, терпимость и некоторая холодность.
ПЛПЛ слабый и самый редкий тип характера. Беззащитны, подвержен влиянию (как правило, женщины).
ЛППП - распространенный характер. Основная черта - эмоциональность, сочетающаяся с недостаточной настойчивостью. Поддаются влиянию. Счастливы в друзьях, легко сходятся с людьми.
ЛППЛ тип "маленькой королевы", характерны мягкость, наивность.
ЛЛПП присущи дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов. Склонность к самоанализу.
ЛЛПЛ - преобладают простодушие, мягкость, доверчивость. Очень редки; тип, практически не встречается у мужчин.
ЛЛЛП - эмоциональность, энергичность, решительность. Часто принимаю решения наспех. Очень важен дополнительный тормоз. Мужчины менее эмоциональны.
ЛЛЛЛ - антиконсервативный тип характера. Способны на старые веши
взглянуть по-новому. Эмоциональны, эгоистичны, упрямы, иногда замкнуты.
ЛПЛП - самый сильный тип характера. Вас трудно в чем-либо убедить. Вы с трудом меняете свою точку зрения. Энергичны, упорно добиваетесь поставленной цели.
ЛПЛЛ - настойчивы, склонны к самоанализу, с трудом находят себе новых друзей. Устойчивые люди.
ПЛЛП легкий характер. Вы счастливо умеете избегать конфликтов, любите путешествовать. Легко находите друзей. Часто меняете свои увлечения.
ПЛЛЛ - непостоянство. Независимость, желание все сделать самому. Способность анализировать помогает вам успешно решать сложные задачи. Вы кажетесь мягким. Но становитесь требовательным, когда речь идет о деле.
Результаты теста заносятся в газету. И, безусловно, нужно помнить, что не бывает плохих характеров, бывают лишь лучше или хуже воспитанные люди.
Характер - стержень личности, вырабатывается и изменяется в течение жизни человека. Характер во многом зависит от темперамента.
Учащиеся выступают с сообщениями о четырех вида темперамента.
Сангвиник - жизнерадостный человек, живой, подвижный, увлекающийся. Ему свойственны: повышенный уровень притязаний, лидерство, стремление к общению, неконфликтность, активность, решительность, богатство эмоций. Процессы активности и торможения уравновешены.
Холерик - энергичен, повышенно возбудим, страстен. Необуздан, плохо переключается, вспыльчив, работает по настроению, общение затруднено, не стремится к лидерству, не гнушается сарказма, усугубляет конфликты, но верный друг. Такой человек пусть лучше прокричится, если ему нужно.
Флегматик - "я никого не трогаю, не трогайте ради Бога меня". Человек хладнокровный, равнодушный, редко раздражающийся, настойчивый, с медленной восприимчивостью. Мало общителен, вялые жесты, движения, мимика. Хорош своей сдержанностью. Объективен в отношении других. добросовестен. Нужна
тихая, спокойная работа.
Меланхолик. Для него характерны: склонность к угнетенному настроению и
мрачным мыслям, грусть, замедленность движений, затрудненность течения мысли. Очень сложное общение; очень точно дает характеристику любому; плаксивен, капризен. Может учиться хорошо, если чувствует внимание, робок. Не умеет снимать конфликты и сам не конфликтует.
(Учащиеся определяют к какому типу характера они относятся)
Классный руководитель:
-У каждого человека информация сохраняется в памяти в виде слуховых, зрительных и кинестетических образов. Визуалы в момент вспоминания могут увидеть вспомнить чей то голос, определенную фразу и через слуховой образ вспомнить все остальное. Кинестетики могут вспомнить, как они двигались, что делали, что чувствовали. Учащиеся выступают с сообщениями о трех основных системах восприятия и переработки информации - визуалы, аудиалы, кинестетики. (Учащиеся определяют кто они: визуалы, аудиалы или кинестетики.) Характеристика визуала. Тихий, задумчивый, "себе на уме", мало разговорчив, друзей почти нет. Контакты завязывает с трудом. В детстве предпочитает общаться со взрослыми. Послушен. Легко и с удовольствием учится. Часами может просиживать у телевизора. Страстью может стать компьютер. Любит рассматривать картины, марки, фотографии. К животным равнодушен, хотя не прочь полюбоваться ими. Гулять не любит. Предпочитает телевизор и компьютер прогулке и общению с друзьями. В одежде разборчив, красота на первом месте, Цирк, театр, все зрелища производят на него сильное впечатление, но рассказывает о впечатлениях мало. При переживании стресса замыкается в себе, ведет себя отчужденно, переживает все внутри себя. Если конфликт с родителями сильный, может убежать из дома. Трудности в общении. Нет внутренней мотивации для общения с ровесниками. Может производить впечатление холодного и отчужденного, не любит ласкаться, не любит, когда его тормошат, "тискают". В школе учится успешнее всех других типов, нет проблем с дисциплиной. Во время перемен предпочитает остаться там, где тише. Темп речи ускоренный, все описания визуалов будут "вращаться" вокруг таких слов, как "представляете", "видите", видимо", "посмотрите".
Характеристика аудиала.К двум годам во всю говорит, к четырем болтает без умолку, если нет собеседника, разговаривает сам с собой. Без труда вступает в контакты с детьми и взрослыми, с удовольствием говорит со всеми. Речь хорошо развита. Легко отгадывает загадки, легко воспринимает информацию на слух. Очень любит слушать, когда ему читают. При освоении алфавита долго не может запомнить буквы. Непослушен. Возражает на замечания взрослых. В ответ на какое-нибудь требование от него можно услышать сто слов-контраргументов. Равнодушен к одежде и зрелищам. Любит слушать песни, легко запоминает мелодии. При стрессе постоянно срывается на крик, обижается на любое изменение интонации голоса. Может изводить родителей, бесконечно повторяя одну и ту же фразу. Трудности: неспособность сосредоточиться, непрерывная болтовня, склонность к угадываниям. Если захочет записать домашнее задание, скорее переспросит соседа по парте, что записано на доске. Часто узнает домашнее задание по телефону. На перемене хочет всласть наговориться. Рассказ аудиала подчинен только ему понятной логике. Он вслушивается в произносимые им звуки, потому что ему это доставляет удовольствие.
Характеристика кинестетика.Необычайно подвижны. Пятнадцатиминутное сидение за столом - подвиг. После такого подвига наступает утомление, может
начать капризничать. Все делают сами, трогают руками, придумывают забавы и шутки. Если находятся без дела, портится настроение. Самостоятельны и талантливы. Про кинестетика можно вообще забыть (если у него нет идей по поводу вас). Он будет лепить, рисовать, заниматься конструктором, пойдет в кино, организует поход в лес, будет делать опыты - главное ему не мешать. доставляет беспокойство родителям и учителям. Кинестетикам надо все потрогать, у них на руках "липучки - они не могут спокойно слушать, рассматривать, им надо вскакивать, тормозить, бегать и прыгать. Хорошо воспринимают запахи, вкус. Очень любят животных, которых они гладят, к которым прижимаются. На перемене разминаются, двигаются, играют в подвижные игры, его возбужденный голос перекрывает все другие голоса. На уроке отвечает: медленно, с трудом подбирая нужные слова, голос при ответе низкий, приглушенный.
Любимый ответ - "я не знаю" и пожимание плечами, глаза в пол.
У учащихся старших классов каналы восприятия информации выравниваются, поэтому можно говорить лишь о частном преобладании какого-либо канала.
Классный руководитель: -А теперь попробуем оценить свой кругозор. (Учащиеся письменно отвечают на вопросы. Результаты работы заносят в газету.)
Вопросы:
1. Первый российский император.
2. Собственноручная надпись, сделанная знаменитостью на книге, фотографии,
в альбоме коллекционера.
3. Причиняет гораздо больше горя, чем радости, хотя употребляют его радо
радости.
4. Русский художник, иконописец, автор Троицы (10-20-е гг. ХУ в.).
5. Общественное книгохранилище.
6. Центральный храм Акрополя в Афинах.
7. Звуковая эмблема государства. Во время исполнения все встают, мужчины
обнажают головы, военные отдают честь.
8. Ничем не ограниченная власть, опирающаяся на силу господствующего
класса.
9. Политический деятель, оратор, писатель древнего Рима (106-43 гг. до н. э.).
10. Объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого
сознания. Вещество, из которого состоят физические тела. 11. Своеобразное мнение, остроумное суждение, расходящееся с общепринятыми представлениями, противоречащее (иногда только внешне) здравому смыслу.
12. Искусство писать четким красивым почерком.
13. Бывают свои, чужие, библиотечные.
14. Знак любви. Марлен Дитрих советует: "Не тратьте их понапрасну, но о
не подсчитывайте".
15. Единственные люди, для которых мы никогда не станем взрослыми.
16. Огромный амфитеатр для гладиаторских боев, построенный в 75-82 гг. г Риме.
В плане представляет эллипс, длиной 188 м, шириной 156 м, высотой 50 м. 17.Нужна каждому человеку. И даже не одна, а несколько: для волос, для зубов, для обуви, для одежды. 18.Полководец, которому народ присвоил почетное звание "Маршал Победы" 19.Величайший художник!1452 - 1519), автор "Джоконды". 20.Небесное тело, вращающиеся вокруг Солнца и плучающие от него свет и тепло.
21. Автоматическое устройство, действующее по заданной программе и обрабатывающее в кратчайшие сроки большие объемы информации.
22. Автор "Сказки о рыбаке и рыбке", создатель русского литературного
языка.
23. Физик-теоретик, один из основателей современной физики. В 40-е годы
выступил против применения ядерного оружия. Лауреат Нобелевской премии 1921 г
24. Совокупность движений человеческого общества в производственной,
общественной и умственной деятельности.
25. Американский ученый (1894-1964), один из "отцов" кибернетики. Ему
принадлежат слова: "Мозг писателю нужнее, чем компьютер".
26. Искусство объемного художественного изображения.
27. Развитие от низшего к высшему, от простого к сложному.
28. Автор строк: "тяжело в ученье, легко в походе"; полководец.
29. Автор картины "Герника", в которой изображена апокалиптическая картин войны, смерти, разрушения; отклик мастера на события гражданской войны в его родной Испании.
30. Шутливое название врача по имени бога врачевания в древнеримской
мифологии.
31. Форма общественного сознания, представляющая собой систему наиболее общих понятий о мире, месте человека в нем, теоретическая основа
мировоззрения.
32. Процесс создания материальных благ, без которых невозможно само существования людей.
33. Автор романа "Остров сокровищ".
34. Американский промышленник, один из основателей автомобильной промышленности США. Он говорил: "Я никогда не стою, если имею возможность сидеть, и никогда не сижу, если имею возможность лежать".
35. Испанский живописец-сюрреалист, автор картины "Остатки автомобиля,
дающие рождение слепой лошади, убивающей телефон".
36. Звездная система.
37. Житель древнегреческой колонии Сибарис - бездельник, проводящий
жизнь в роскоши и праздности.
38. Объединение людей, связанных совместной работой, общими целями и
интересами.
Ответы: 1. Петр Первый. 2. Автограф. 3. Алкоголь. 4. Андрей Рублев. 5. Библиотека. 6. Парфенон. 7. Гимн. 8. диктатура. 9. Марк Цицерон. 10. Материя. 11. Парадокс. 12. Каллиграфия. 13. Книги. 14. Поцелуй. 15. Родители. 16. Колизей.17.
Щетка. 18. Георгий Жуков. 19. Леонардо да Винчи. 20 Планета. 21. Компьютер. 22. Александр Пушкин 23. Альберт Эйнштейн. 24. Культура. 25. Норберт Винер. 26. Скульптура. 27. Эволюция. 28. Александр Суворов. 29. Пабло Пикассо. 30. Эскулап. 31. Философия. 32. Производство. 33. Роберт Стивенсон. 34. Генри Форд.
35. Сальвадор Дали. 36. Галактика. 37. Сибарит 38. Коллектив.
Заключительное слово классного руководителя. -Основными источниками развития человека являются - среда, наследственность и самосозидательный труд. Успех последнего зависит от того, насколько юноши и девушки осведомлены о возможностях человека вообще и свих личных резервах в частности.. Это сказывается на осуществлении стремлений и попыток улучшить свои личностные качества, развивать способности, воспитывать волю и характер. Многие учащиеся зачастую просто не знают, как работать над собой, как заниматься созиданием. Для полного развития своих возможностей человеку необходимо:
1.Человек должен знать о неограниченных возможностях личности.
2.Человек должен захотеть развивать эти возможности.
3. Человек должен обладать волей, необходимой для претворения в жизнь своих планов.

Открытое внеклассное мероприятие

в группе 15 ТМТ

по теме

«Быть Человеком»

Классный руководитель Одинцова Галина Николаевна

Цель . Обсудить самую важную, самую актуальную проблему всех времен и народов, проблему: что есть человек, каким он должен быть.

Задачи . - Формировать активную жизненную позицию.

Учиться аргументации, доказательности, терпимости к другой точке зрения.

Учить сердце и душу добру и человечности.

Форма. Дискуссия.

Ход занятия

1 .Вступление.

Сегодня на занятии нашем давайте будем вместе мы!

Ведь в центре обсужденья имя, которым все наречены!

Но, часто ли мы об этом задумываемся?!

2. Постановка проблемы, формулировка темы

Учитель предлагает выслушать начало песни «Светофор» В.Леонтьева

«Действительно в мельканье дней, скоростей и огней проходит наша жизнь… Мы бежим, и в ритме бега мы видим мир, друг друга отрывисто, мимолетно, мгновенно… Мы не хотим или не можем остановиться. А,может, стоит остановиться и задуматься над собой, над своими поступками, посмотреть на себя со стороны: на свои слова, помыслы, деяния… И,быть может, тем самым приблизиться к истине по поводу одной из важнейших проблем; ЧТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК? Но, увы, как, порой, это нелегко –ОСТАНОВИТЬСЯ! Мы в толпе, мы в спешке!

Проклятье века - это спешка,

и человек, стирая пот,

по жизни мечется, как пешка,

попав затравленно в цейтнот.

Поспешно пьют, поспешно любят,

и опускается душа.

Поспешно бьют, поспешно губят,

а после каются, спеша.

Но ты хотя б однажды в мире,

когда он спит или кипит,

остановись, как лошадь в мыле,

почуяв пропасть у копыт.

Остановись на полдороге,

доверься небу, как судье,

подумай - если не о боге -

хотя бы просто о себе.

Под шелест листьев обветшалых,

под паровозный хриплый крик

пойми: забегавшийся - жалок,

остановившийся - велик.

Пыль суеты сует сметая,

ты вспомни вечность наконец,

и нерешительность святая

вольется в ноги, как свинец.

Есть в нерешительности сила,

когда по ложному пути

вперед на ложные светила

ты не решаешься идти.

Топча, как листья, чьи-то лица,

остановись! Ты слеп, как Вий.

И самый шанс остановиться

безумством спешки не убий.

Когда шагаешь к цели бойко,

как по ступеням, по телам,

остановись, забывший бога,-

ты по себе шагаешь сам!

Когда тебя толкает злоба

к забвенью собственной души,

к бесчестью выстрела и слова,

не поспеши, не соверши!

Остановись, идя вслепую,

о население Земли!

Замри, летя из кольта, пуля,

и бомба в воздухе, замри!

О человек, чье имя свято,

подняв глаза с молитвой ввысь,

среди распада и разврата

остановись, остановись!

Е. Евтушенко

ДАВАЙТЕ ОСТАНОВИМСЯ!!!

Работа с фрагментом картины «Диоген, ищущий человека»

Дискуссия: какого человека искал Диоген? (От каждой группы по одному выступающему)

Студенты говорят, что он, вероятно, искал человека хорошего, способного на добрый поступок; человека нескучного, с которым можно было бы поговорить; настоящего, человечного; какого-то своего, понятного, человека без прекрас…

Предлагается слайд, на котором вопросы внеурочной дискуссии.

3 .Основная часть

По группам предлагается дискуссия по разным ситуациям, темам:

Так что есть красота?...(Рассуждение о красоте внутренней и внешней, мнимой и реальной, которая «спасет мир»)- 1-я группа

Белорусское поверье о хорошем-плохом человеке (О себе или о другом; альтруизм и эгоизм)- 2-я группа

Жить долга, когда она полна(о смысле человеческой жизни, о месте человека в этой жизни)- 3-я группа

-Притча о борьбе двух волков (проблема выбора) (задание общее для всех групп).

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы -
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе:
Щит и латы. Посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе

4.Вывод-рефлексия

Так какой же он человек. Что же значит быть человеком ( по группам кластер или синквейн )

Мне в данном случае пришли на ум следующие мысли:

Как просто и как сложно ответить на вопрос,

Определиться в этом людском мире.

И, быв твореньем Бога, не забыть,

Чтоб Человеком стать стать мало им родиться!

Слайд+ слова О.Хайяма

«Человек словно в зеркале мир многолик:

Он ничтожен и он же безмерно велик!

Слайд «Можно по разному в жизни жить…»

Так что же значит быть человеком?! – КАЖДЫЙ ГЛАВНОЕ КАЧЕСТВО.

Быть человеком - что это значит ?
Просто
желать , если рядом плачут ,
Быть
справедливым во всех деяньях ,
Ближнего
разделять страданья .
Быть
человеком - значить быть добрым ,
К
людям внимательным быть выше ,
В
слове вернее , в помыслах чище .
Будь
поскромнее в своих желаньях ,
Помни
хорошее в расставаньях .
Людям
дари уважение , ласку ,
А
не истерики , шок и встряску .
Не
пресмыкайся перед сильнейшим ,
Не
раболепствуй перед умнейшим .
Маленький
ты или с чинами -
Все
перед богом равны мы с вами .
Злу
же на свете нет оправданья :
Сколько
оно приносит страданья !
Злом
человек оскверняет душу -
Людям
такой человек не нужен !
Чтобы
не стал ты таким уродом ,
Бедным
, больным помогай , сиротам .
Слабых
не обижай стариков :
Сам
ведь будешь когда - то таков .
Ближних
своих не съедай речами -
Как
же в этом грешны мы с вами !
Заповеди
даны человеку ,
Чтоб
выполнять их от века до века .
Правы
, не правы Бог вас рассудит ,
И
по делам вам вашим будет .
Быть
человеком - Что это значит ?
Многим
задуматься , не иначе

Похожие публикации