Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Избрание на царство романова год. Михаил романов

Тотчас после того как Москва освободилась от поляков, решено было приступить к избранию царя. Всюду по городам разослали грамоты с приглашением присылать выборных людей в Москву для совершения великого дела.

Когда выборные люди съехались, начались совещания. Прежде всего было решено выбрать «природного русского государя, а не иноземного и не иноверного королевича». Кроме того, сочли воз­можным из боярских родов выбрать только тот, который не был за­мешан в последних смутах. В итоге оказалось, что царь может быть избран только из рода бояр Романовых, которые по родству ближе всего стояли к прежнему царскому роду.

21 февраля 1613 года, в неделю православия, выборные в по­следний раз собрались на совещание для подачи письменных мне­ний - и все единогласно указали на юного Михаила Федоровича Ро­манова как на «природного государя». Тогда высшее духовенство и бояре взошли на Лобное место и спросили у народа, собравшегося на Красной площади: «Кого хотите в цари?» В ответ на это вся пло­щадь огласилась громкими криками: «Михаил Федорович Романов будет царь-государь Московскому государству и всей Русской державе!»

Тотчас после этого в Успенском соборе был отслужен молебен и было провозглашено многолетие новоизбранному царю, а затем ему принесли присягу все выборные, бояре и народ. Во все города разослали грамоты с из­вещением об избрании на царство Михаила Федоровича Романова. Юный царь находился в это время в Костроме и к нему отправили от всей Русской земли посольство - «пригласить его на царство».

По прибытии в Кострому 13 марта 1613 года по­сольство направилось в Ипатьевский монастырь, где жил шестнадцатилет­ний Михаил Федорович со своей матерью иноки­ней Марфой. После мо­лебна в соборной церкви посольство вручило из­бранному царю грамоту от всей Русской земли и пригласило его ехать в Москву для вступления на престол. Однако юный Михаил и его мать ответи­ли отказом. Инокиня Мар­фа от имени сына сказала, что у него «и в мыслях нет быть государем, что он еще не в совершенных ле­тах, а Московского госу­дарства люди измалоду­шествовались - клялись в верной службе прежним государям и всем им изме­нили». В подтверждение своих слов она припом­нила об измене Годунову и о сведении Шуйского с престола. «Притом, - добавила инокиня Мар­фа, - все государство Московское от польских и литовских людей разо­рено, царские сокровища и казна расхищены, так что царю нечем служилых людей жаловать и против недругов воевать».

На это послы отвечали, что прежние государи - и Борис Годунов, и Васи­лий Шуйский - «вступали на престол по своему хотению», а нынешний царь выбран всей Землей на царство «не по своему желанию, а по изволению Божию». При этом послы добавили, что «все люди Московского государства те­перь наказались и пришли в соединение», и со слезами молили Михаила Федоровича и инокиню Марфу, чтобы юный царь «воли Божией с себя не сни­мал, если не хочет, чтобы Бог взыскал на нем конечную гибель и разорение всего государства».

Тогда Михаил Федорович и его мать сказали, что «они во всем полагаются на праведные, непостижимые судьбы Божии». Мать благословила сына, и Михаил Федорович принял царский посох от архиепископа. Вскоре после этого юный царь поехал в Москву, где и венчался на царство 11 июня 1613 года.

Земский собор, созванный в январе 1613 г. (на нем были представители от 50 городов и духовенство), сразу же постановил: иноверца на престол не выбирать. На трон претендовало много достойных людей. Однако из всех выбрали 16-летнего Михаила Федоровича Романова, которого в тот момент в Москве даже и не было. Зато за него особенно рьяно и даже агрессивно ратовали бывшие тушинцы и казаки. Последних участники Земского собора побаивались – все знали неуемную силу казачьей вольницы. Другой кандидат в цари, один из руководителей Ополчения, князь Д. Т. Трубецкой, старался понравиться казакам, добиться их поддержки. Он устраивал обильные пиры, но ничего, кроме насмешек, в ответ от них не получил. Казаки, дерзко ходившие вооруженными толпами по Москве, смотрели на Михаила как на сына близкого им «тушинского патриарха» Филарета, полагая, что он будет послушен их вожакам. Впрочем, Михаил устраивал и многих других – русское общество жаждало покоя, определенности и милосердия. Все помнили, что Михаил происходил из рода почитаемой за доброту первой жены Ивана Грозного, Анастасии – «Голубицы».

Решение об избрании Михаила земцы приняли 7 февраля, а 21 февраля 1613 г., после торжественного шествия по Кремлю и молебна в Успенском соборе, состоялось официальное избрание Михаила на царство. Для Трубецкого победа партии Михаила оказалась страшным ударом. Как пишет современник, он почернел лицом с горя и заболел на 3 месяца. Еще бы – корона для Трубецкого оказалась потерянной навсегда. Собор снарядил депутацию в Кострому, к Михаилу. Посланные от имени всей земли звали юношу на царство.

К моменту прибытия депутации в Кострому Михаил с матерью, инокиней Марфой, жил в Ипатьевском монастыре. Этот старинный монастырь был основан в 1330 г., когда знатный татарин Чет остановился лагерем под Костромой. Ночью ему привиделась Богоматерь. Чет тотчас принял православие, а на месте чудесного явления Богоматери заложил монастырь, названный Ипатьевским Троицким. Этот татарин Чет, ставший в православии Захаром, был предком Бориса Годунова. Здесь-то 14 апреля 1613 г. и произошла встреча московской делегации с Марфой и ее сыном Михаилом.

Участник посольства Авраамий Палицын рассказывал, что мать царя долго не соглашалась отпускать сына на царство, и ее можно понять: хотя страна находилась в ужасном положении, Марфа, зная судьбу предшественников Михаила, очень беспокоилась о будущем несмышленого 16-летнего сына. Но депутация так горячо умоляла Марфу Ивановну, что она наконец дала свое согласие. И 2 мая 1613 г. Михаил Федорович въехал в Москву, а 11 июля он венчался на царство.

Юный царь поначалу правил несамостоятельно. За него все решала Боярская дума, за его спиной стояли родственники, получившие видные места при дворе; велика была и роль матери, «Великой старицы» Марфы, женщины волевой и суровой. Она стала игуменьей кремлевского Вознесенского монастыря. Все ждали возвращения отца царя – патриарха Филарета, томившегося в польском плену. Но это произошло не скоро.

Зимой 1613 г., в момент избрания на царство, Михаил с матерью находился в родовой вотчине Романовых под Галичем. Поляки, узнав об избрании Михаила Романова в цари, решили упредить посланцев Земского соб ра и захватить юношу. Крепостной бояр Романовых Иван Сусанин, став проводником отряда поляков, шедших «разбить» вотчину Михаила, завел врагов в лесную чащу и тем погубил их, но и сам погиб от их сабель. Так Сусанин ценой своей жизни спас для России будущего царя, основателя династии.

Царь Михаил и патриарх Филарет – отец и сын у власти

В 1618 г. королевич Владислав, по-прежнему претендовавший на русский трон, вновь подошел к Москве и встал в Тушине. Потом поляки с боями дошли до Арбата, но там их остановили русские полки. После этого в селе Деулино под Троице-Сергиевым монастырем 1 декабря 1618 г. русские и польские дипломаты заключили перемирие. А уже 1 июня 1619 г., согласно ему, около Вязьмы произошел обмен пленными. В числе людей, вернувшихся из плена, оказался и отец царя патриарх Филарет. Ему устроили торжественную встречу. У Пресни царь Михаил Федорович, стоя на коленях, приветствовал отца, который тоже опустился на колени перед своим сыном – царем.

Патриарх Филарет, человек сильный и волевой, прожил трудную, полную противоречий жизнь. Не раз ему угрожала опасность – при дворе полусумасшедшего Ивана Грозного, в келье монастыря, куда его в 1600 г. заточил Годунов, во времена Шуйского. В 1606 г. царь Василий, уступая мнению бояр, согласился на избрание Филарета патриархом. Потом же, обвинив его в распространении слухов о спасении «царя Дмитрия» из Москвы, отказался его поддерживать.

В октябре 1608 г. Филарет был в Ростове и при взятии ростовского Кремля войсками Тушинского вора находился вместе с защитниками города в главном соборе, воодушевляя их на сопротивление. Когда положение осажденных стало безвыходным, Филарет вышел навстречу осаждавшим собор с хлебом и солью, но тушинцы его схватили, бросили в простую телегу и как пленника повезли в свою «воровскую столицу». Там его принял Лжедмитрий II и сделал патриархом. Позже, при бегстве тушинцев, Филарета схватили верные Шуйскому люди. Он был оставлен в Москве, но лишен патриаршества. Тогда Филарет активно интриговал против Шуйского, а потом уже и открыто выступил за его свержение. Во время Семибоярщины Филарет отправился с делегацией в лагерь Сигизмунда под Смоленском, где поляки объявили его пленным и увезли в Польшу. Пленение затянулось на 8 лет.

С возвращения 70-летнего Филарета и до самой его смерти в 1634 г. в стране установилось двоевластие отца и сына («правили нераздельно»). Филарета вновь избрали патриархом, при этом он носил царский титул «Великий государь». Подобно монарху, Филарет принимал иноземных послов, ведал важнейшими государственными делами. Опыта в этих делах ему было не занимать. Правил патриарх Филарет осмотрительно, во всех начинаниях правительства стремился добиться поддержки Земских соборов, которые собирались часто.
С помощью «дозора», или переписи, он провел первый после разорения («Московской разрухи») учет земель, стремился обеспечить дворян поместьями. Важно, что Филарет признал законными владения тех дворян, которые в годы Смуты, «перелетая», получали земли и от Шуйского, и от Лжедмитрия, и от Владислава, и от других правителей. Эта разумная политика успокоила общество, как, впрочем, и успешная борьба с казачьей вольницей и разбоями.

Завершение Смуты, царские свадьбы

Постепенно жизнь в России входила в нормальную колею. Отряды казаков, так досаждавших властям, либо рассеялись, получив земли, либо их разбили в сражениях правительственные войска. После гибели Лжедмитрия II Иван Заруцкий сошелся с Мариной Мнишек. Он рассылал по всей стране грамоты с требованием присягать малолетнему сыну Марины, царевичу Ивану Дмитриевичу. В конце 1613 г. в кровопролитном сражении под Воронежем войско Заруцкого потерпело поражение, и атаман, вместе с Мариной и Иваном, бежал в Астрахань. Захватив город и убив воеводу, он хотел поднять на Россию ногайских татар, волжских казаков, просить помощи у персидского шаха и турецкого султана. Тут правительство действовало незамедлительно – стрельцы внезапно осадили Астрахань. Застигнутые врасплох приходом московских полков, казаки поступили в силу своих исконных обычаев. В обмен на помилование они схватили и выдали Заруцкого, Марину и Ивана властям. Заруцкого посадили на кол, а 4-летнего Ивана повесили в Москве. Марина умерла в тюрьме от болезни и тоски.

Став у власти, Филарет хотел упрочить положение новой династии удачным браком Михаила. Поначалу он искал сыну невесту за границей. Племянницу датского короля Христиана русским дипломатам сосватать не удалось, как и родственницу шведского короля Густава II Адольфа. Обязательный переход невесты в православие не устраивал королей-лютеран.

Тогда обратились к русским красавицам. В невестах долго ходила Марья Хлопова. Обычно вокруг выбора невесты кипела борьба – ведь родственники царицы взлетали очень высоко. Поэтому неудивительно, что Марью, как-то раз переевшую сластей и застрадавшую животом, оговорили перед царем, сказав, что она неизлечимо больна. Михаил тотчас отрекся от невесты. Из множества девиц он выбрал Марью Долгорукую, но через год юная царица умерла – кто-то отравил ее. Наконец в 1626 г. Михаил сыграл пышную свадьбу с Евдокией Лукьяновной Стрешневой, красивой, но незнатной дворянской дочерью, ставшей матерью 10 его детей.

Бывший боярин Федор Никитич Романов и отец нового царя, находился в польском плену. Корону держал Ф.И. Мстиславский, скипетр – Д.Т. Трубецкой, царскую шапку – дядя царя И. И. Романов, державу – В.П. Морозов. За платьем ходили победитель поляков и казначей Траханиотов. По крайней мере трое из названных – Мстиславский, Трубецкой и Пожарский – вполне сами могли возглавить Московское государство.

Почему к юноше, которому еще не исполнилось 16 лет, несколько сотен взрослых мужчин обратились с просьбой стать новым русским царем, «венчаться на царство»? Ведь Мишенька Романов не успел поработать ни директором крупного завода, ни секретарем областного комитета КПСС, ни даже вице-премьером в правительстве или хотя бы министром. Историки, отвечая на подобные вопросы, обязаны руководствоваться принципом историзма. А он предполагает, что при рассмотрении, казалось бы, похожих исторических ситуаций следует оценивать конкретный исторический сюжет, конкретное историческое событие в связи с другими сюжетами и событиями того же времени – в конкретно-историческом контексте.

Историческим фоном, конкретно-историческим контекстом, в котором происходило такое событие, как приглашение и избрание на царство Михаила Федоровича Романова, был завершающийся этап великой Смуты начала XVII в. К началу 1613 г. уже около одной третьей части населения Московии погибло в боях, умерло от голода, эпидемий. Часть территории была занята шведами и поляками. Казна опустела. Народу казалось, что Бог отвернулся от страны. Подобные ситуации не раз складывались в истории России как до, так и после венчания на царство Михаила Романова.

Освобождение Москвы открыло новые возможности для проявления воли народа в деле восстановления российской государственности. Она была выражена в решении Земского собора 21 февраля 1613 г. о призвании на русский престол Михаила Романова. На соборе, по выражению В. О. Ключевского, «восторжествовала старая привычная идея „природного“ царя», потому что «народный ум… не справился с новым положением и предпочел вернуться к старине…». При избрании на престол участники Земского собора учитывали родство Романовых с Рюриковичами. Михаил Романов называл Ивана Грозного дедушкой, так как приходился ему внучатым племянником, а Федору Ивановичу – двоюродным племянником. В Михаиле Романове не было ни капли крови Рюриковичей, но зато в Федоре Ивановиче была кровь Романовых. Ведь его матерью была Анастасия Захарьина-Юрьева, брат которой Никита Романович Захарьин-Юрьев был родным отцом Федора Никитича Романова и родным дедом Михаила Федоровича Романова.

Процесс избрания на царство Михаила Федоровича Романова завершился венчанием 11 июля 1613 г. на Троицком подворье Московского Кремля. Ему вручили «животворящий крест», бармы, шапку Мономаха, «аравийскую цепь», скипетр и державу. Для венчания использовали специально подготовленный «золотой трон», так как «персидский трон» был «осквернен» при венчании Лжедмитрия I. Царские регалии, символы власти, троны, на которых восседали различные российские правители, одежда, оружие и многое другое находятся в Оружейной палате и Алмазном фонде на территории современного Московского Кремля.

Романовы пострадали от и не запятнали себя сотрудничеством с поляками. О польском королевиче Владиславе, которому уже присягали как русскому царю, а также о шведском принце Филиппе-Карле, который также ходил в кандидатах в цари, в народе и слышать не хотели. За самыми родовитыми претендентами на престол – князьями В. П. Голицыным и Ф. И. Мстиславским – шла плохая слава после их сотрудничества с поляками. Полководцам-освободителям Москвы Д. М. Пожарскому и Д. Т. Трубецкому, возможно, не хватило куража, необходимой «продвинутости», чтобы в соответствии с принципом «винтовка рождает власть» встать во главе страны.

Сына Марины Мнишек и II, имевшего в свои два года от рождения прозвище «воренок Ивашка», опасались, но рассчитывали вскоре решить эту «проблему». Главным было то, что кандидатура Михаила по разным причинам устраивала различные политические и социальные силы, которые намеревались влиять на молодого царя. Многие считали, что Михаил Романов еще молод (16 лет), «умом не дошел и нам будет поваден». «Выбрали не способнейшего, а удобнейшего», – оценил происшедшее В. О. Ключевский, обозначая принцип «гнилого компромисса», который еще часто будет побеждать в отечественной истории.

Некоторые современные исследователи считают несправедливым мнение о Михаиле Романове как о человеке слабом, малодушном, безвольном. Приводятся примеры его умелого поведения, необходимой жесткости, осмотрительности и других качеств, полезных для правителя России. «Избранный окружением царя путь возрождения страны оказался верным. Вступив на престол, Михаил оставил на своих местах всех должностных лиц; не было ни одной опалы, ни одного удаления от должности. Даже вопрос о наказании изменников, расхитивших казну, был оставлен на усмотрение народа… Такой курс во многом способствовал всеобщему примирению. Михаил приблизил к себе многочисленных родственников. Брачные связи соединили клан Романовых со многими наиболее знатными фамилиями. Поэтому правительство нового царя оказалось достаточно представительным», – говорится в интересной работе.

Таким образом, не достоинства малоопытного юноши, а временный, говоря современным языком, консенсус, достигнутый, наконец, внутри большей части российской элиты, по вине которой страна «дошла до ручки», был главным фактором важного исторического выбора. «Просветление мозгов» у всех этих Романовых, Салтыковых, Черкасских, Шереметевых, Головиных, Морозовых, Сицких, Катыревых-Ростовских и прочих было достигнуто слишком дорогой ценой. Главным же, как представляется, условием «просветления» стало то, что знатные (бояре) и менее знатные (дворяне) господа Московии увидели, что народ (крестьяне, служилые люди «по прибору», ремесленники, торговцы, купцы) может вполне обойтись и без них. Да еще и последние мозги у них может выбить и вообще жизни лишить.

Под руководством молодого царя (или от имени молодого царя, что не имеет принципиального значения) правящий класс страны постепенно решал назревшие проблемы. Пополнялась казна, особенно за счет чрезвычайных налогов, установленных Земским собором. Введение воеводского правления позволило эти налоги лучше собирать и способствовало усилению централизации в деле управления страной.

Война против шведов и поляков закончилась невыгодными Столбовским миром и Деулинским соглашением, по которым Россия потеряла выход в Балтийское море и земли на западе (включая Смоленск). В организации борьбы с поляками на завершающем этапе важную роль вновь сыграл Земский собор. Зато на внутреннем фронте удалось решить проблему «воренка Ивашки». Подавлением, увещеванием и прощением была усмирена казачья вольница, служившая постоянным зачинщиком Смуты. Русский народ постепенно восстанавливал хозяйство, а с ним и государство.

Самостоятельность Михаила Романова как правителя не выглядит очевидной. Как самый настоящий «маменькин сынок» он повел себя в деле, которое во многом характеризует мужчину. У Михаила была любимая девушка М. И. Хлопова, с которой он познакомился во время ссылки. Ее под новым именем Анастасии (в честь жены Ивана Грозного) поселили в царском дворце и готовили к свадьбе. Неожиданно у молодой девушки обнаружилась странная болезнь, проявлявшаяся в частой рвоте. Хлопову лишили звания царской невесты и сослали в Нижний Новгород. Позже выяснилось, что ее оговорили окольничие Борис и Михаил Салтыковы, которые выдумали несуществующую болезнь. За ними стояла их тетка, инокиня Марфа, мать царя, в девичестве Ксения Шестова, которая, похоже, и управляла государством вместо сына. Царь, с которым так подло обошлись, не послал матушку «по матушке», не казнил обманщиков (их выслали), но на М. Хлоповой так и не женился.

В сентябре 1624 г. царь женился на М. В. Долгорукой, но через три месяца, возможно от отравления, она умерла.

Лишь в 1626 г. Михаил взял в жены дочь Можайского дворянина Евдокию Стрешневу, которая была прислужницей у одной из 60 наиболее знатных девиц, привезенных на выборы царской невесты. Мать снова воспротивилась, но у тридцатилетнего царя хватило воли настоять на своем. Марфа умерла в 1631 г.

С 1619 по 1633 г. Михаил был «папенькиным сынком». До насильственного пострижения Φ. Η. Романов являлся заметной фигурой. «Более всех братьев отличался Федор Никитич, от природы умный, острый, любезный и приветливый с русскими и чужеземцами, любознательный и начитанный, знакомый даже немного с латынью; никто лучше него не умел ездить верхом; не было в Москве красивее мужчины, так что красота его вошла в пословицу, и если портной, сделавши платье и примерив его, хотел похвалить, то говорил своему заказчику: „Теперь ты совершенно Федор Никитич“,» – писал о нем Н. И. Костомаров. После подписания перемирия с Польшей поляки отпустили Филарета в Москву. Почтительный сын полностью подчинился папе, который являлся не только патриархом, но и вторым «великим государем всея Руси». Под всеми официальными документами стояли две подписи – отца и сына. Филарет навел порядок при дворе, обуздал зарвавшихся родственников, на что действующий царь был явно не способен. Больше половины срока своего правления Михаил либо руководствовался советами матери (и ее родственников), либо мнением отца. Филарет умер в 1633 г.

Жизнь потихоньку шла вперед, и в народе у Михаила была неплохая репутация справедливого и милостивого царя. При нем единицей налогового обложения стали количество земли и особые заведения (мельницы, торговые лавки, пекарни и т. д.), составлены писцовые книги, что ограничивало произвол сборщиков налогов. Царь давал налоговые льготы разоренным городам, покровительствовал купечеству. Было запрещено казнить за уголовные преступления беременных женщин. Их казнили после родов, а детей отдавали родственникам. Фальшивомонетчикам перестали заливать горло расплавленным металлом. Их стали всего лишь заковывать «в железа» и ставили на щеке клеймо «вор». При Михаиле начался поиск полезных ископаемых, появились медеплавильные, железорудные, кирпичные и другие заводы. Продолжалось освоение Сибири. На Енисее был основан Красноярск.

Безусловной личной заслугой Михаила Романова стало развитие садоводства. Были заложены виноградники. За границей закупались дорогие растения, в том числе махровые розы, которых раньше не водилось на Руси. В особых висячих царских садах росли яблони, груши, вишни, сливы и даже грецкие орехи и виноград. А вот употребление табака Михаил категорически запретил.

У царя рано стали сильно болеть ноги. Он едва сам мог сесть в карету. 12 июля 1645 г., через 32 года и 2 дня после венчания на царство, царь умер от какой-то желудочной болезни.

Владимир Валентинович Фортунатов
Российская история в лицах

В монахи под именем Филарета . Когда архимандрит Филарет возведен был в сан ростовского митрополита, жена его Ксения, постриженная в монахини под именем Марфы, вместе с их сыном, Михаилом, поселилась в костромском Ипатьевском монастыре, который принадлежал к ростовской епархии. Во время пребывания поляков в Москве Марфа с Михаилом были в их руках и переносили с ними все бедствия осады от нижегородского ополчения , а после освобождения Москвы снова удалились в Ипатьевский монастырь.

Михаил Федорович Романов в юности

Великий земский собор, созванный в Москве для избрания царя, после бурных споров, разногласий и интриг, 21 февраля 1613 единогласно положил избрать на царство 16-летнего Михаила Федоровича Романова . Главной причиной, побудившей собор к этому выбору, было, вероятно, то обстоятельство, что Михаил по женской линии приходился племянником последнему царю старой династии, Федору Иоанновичу . Потерпев столько неудач при выборе новых царей во время смуты, народ убедился, что избрание только тогда будет прочно, если оно падет на лицо, соединенное более или менее тесною родственною связью с прекратившейся династией. Бояр, руководивших ходом дел на Соборе, могли склонять в пользу Михаила Федоровича также его юный возраст и кроткий, мягкий характер.

11 июля 1613, совершилось в Москве царское венчание Михаила Романова. Первою заботою молодого царя было умиротворение государства, терзаемого врагами извне и внутри. К концу 1614 государство было очищено от казацких шаек Заруцкого, Баловня и др. ; дольше держался литовский наездник Лисовский, от которого избавила Россию его внезапная смерть только в 1616.

Гораздо труднее было уладить внешние дела. Со шведами, захватившими Новгород и продолжавшими наступательные действия под начальством короля Густава Адольфа, в 1617 г. правительство Михаила Федоровича Романова заключило Столбовский мир , по которому Россия отдавала Швеции Ивангород, Ямы, Копорье и Орешек, что снова отрезало Москву от берегов Балтийского моря. Еще опаснее был второй враг – Польша, выставлявшая претендентом на московский престол королевича Владислава, которого призывала ранее сама же Москва . Но московские всяких чинов люди, «не щадя голов своих», сделали последнее усилие и отбили все приступы Владислава . 1 декабря 1618 г. было заключено Деулинское перемирие с уступкою Польше Смоленска и Северской земли, при чем Владислав от прав на московский престол не отказался.

По этому перемирию вернулся в Москву (в июне 1619 г.) отец царя Михаила Федоровича, митрополит Филарет, отправленный в 1610, в Польшу для переговоров и задержанный там. Возведенный тотчас по возвращении в сан московского патриарха с титулом «великого государя», он стал править вместе с Михаилом: дела докладывались обоим и решались обоими, иностранные послы представлялись обоим вместе, подавали двойные грамоты и подносили двойные дары. Это двоевластие продолжалось до смерти патриарха Филарета (1 октября 1633).

Патриарх Филарет. Художник Н. Тютрюмов

В 1623 Михаил Федорович Романов женился на княжне Марье Владимировне Долгоруковой, но она в тот же год умерла, и в следующем году царь женился на Евдокии Лукьяновне Стрешневой, дочери незначительного дворянина.

Деулинское перемирие не было прочно: Владислав продолжал носить титул московского царя, польское правительство не признавало Михаила Федоровича, не хотело с ним сноситься и оскорбляло его в своих грамотах. В 1632, вспыхнула вторая польская война , к которой в Москве давно готовились. Начатая весьма удачно, война была испорчена несчастной капитуляцией под Смоленском боярина М. Б. Шеина, заплатившего своей головой за неудачу. Правительство Михаила Федоровича Романова избавилось от затруднений только благодаря приближению турецкой армии к польским границам. Поляновский мир 17 мая 1634 оставлял за поляками все города, кроме Серпейска, уступленные по Деулинскому перемирию; русские уплачивали 20 тысяч рублей деньгами, а Владислав отказывался от своих прав на московский престол.

Правительство царя Михаила Федоровича вынуждено было всячески избегать войн, так что, когда в 1637 г. донские казаки взяли турецкую крепость Азов (при устье Дона), то по совету с земским собором (в 1642) Михаил отказался поддержать их и велел очистить Азов, не желая и не имея возможности вести войну о могущественным турецким султаном.

Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами. Картина А. Рябушкина, 1893

Главное внимание правительства Михаила Романова было обращено на внутреннее устройство государства , на подъем его экономических сил и упорядочение финансовой системы. Из каждого города приказано было взять в Москву по одному человеку из духовенства, по два из дворян и детей боярских и по два из посадских людей, которые могли бы сообщить правительству точные сведения о состоянии областей и о способах помочь разоренным жителям. Земские соборы , которых при Михаиле Федоровиче насчитывают около 12, значительно облегчали работу правительства, Необходимость упрочить внешнее положение государства заставила в 1621–22, произвести разбор военно-служилого класса по всему государству; еще раньше, в 1620 г., начат был новый кадастр. Десятни разборные и новые писцовые и дозорные книги этого времени дают любопытное описание военных и фискально-экономических сил государства, потерпевшего от бурь смутного времени. Попытки вызова ученых иноземцев, исправления богослужебных книг и основания правительственной школы в Москве дополняют общую картину работы правительства царя Михаила Федоровича.

Михаил Федорович Романов, основатель династии, скончался 12 июля 1645 г., оставив 3 дочерей и 16-летнего сына Алексея Михайловича , который и сменил его на престоле.

21 февраля 7121 года от сотворения мира, что соответствует 3 марта 1613 года современного григорианского календаря, Великий Земский и Поместный собор избрал царём Михаила Фёдоровича Романова. С этого дня началось правление династии Романовых в России.

Сложная внешне и внутриполитическая ситуация начала XVII века, названная историками Великой Русской Смутой, разрешилась в 1612 году победой народного ополчения Минина и Пожарского над поляками и освобождением Москвы от войск интервентов.

7 февраля 1613 года был собран Великий Земский и Поместный собор. Он проходил в Успенском соборе московского Кремля – единственном уцелевшем в Москве здании, которое могло бы вместить всех выборных. Численность собравшихся, по разным данным, колеблется от 700 до 1500 человек. Династический кризис, т.е. фактическое прекращение династии Рюриковичей и восцарение боярина Бориса Годунова стали одной из причин Великой Смуты, которая едва не привела к потере Россией своей государственности и политической независимости. Поэтому главной задачей собора являлось избрание нового царя.

Среди претендентов на престол фигурировали польский королевич Владислав, шведский принц Карл-Филипп, предводители народного ополчения Дмитрий Пожарский и Дмитрий Трубецкой, потомки царей Бориса Годунова и Василия Шуйского, а также многочисленные представители боярской знати: Мстиславские, Куракины, Голицыны, Воротынские. Кроме того, рассматривалась кандидатура Марины Мнишек и её сына от брака с Лжедмитрием II, царевича Ивана Дмитриевича, которого в народе прозвали «Ворёнком».

Согласно официальной версии, выработанной российскими историками в период царствования Романовых (Карамзин, Соловьёв, Ключевский, Костомаров и др.), кандидатура никому неизвестного 17-и летнего Михаила Романова возникла лишь из-за его родства по женской линии с династией Рюриковичей. Его отец, митрополит Филарет (в прошлом – боярин Фёдор Никитич Романов), являлся двоюродным братом царя Фёдора Иоанновича. Первая жена Ивана IV Грозного, царица Анастасия, происходила из рода Романовых-Захарьиных-Юрьевых и приходилась Фёдору Никитичу родной тёткой. При Борисе Годунове бояре Романовы подверглись репрессиям. Фёдор Никитич с семьёй отправился в ссылку, потом он и его жена Ксения Ивановна Шестова были насильно пострижены в монахи под именами Филарет и Марфа. Это должно было лишить их и их потомков всяких прав на престол. В 1605 году Филарет был освобождён Лжедмитрием I из Антониево-Сийского монастыря, где находился фактически в заключении, и сразу занял важный церковный пост (митрополит Ростовский). Филарет остался в оппозиции свергнувшему Лжедмитрия Василию Шуйскому. В 1608 году новый самозванец, Лжедмитрий II («тушинский вор»), желая «подружиться» с Филаретом, нарек его патриархом Московским, но тот не принял этого сана. Впоследствии Филарет представлял себя перед врагами самозванца как «пленника» в тушинском лагере и не настаивал на своём патриаршем сане. В 1610 году он был отбит («отполонён») у тушинцев, принял участие в свержении Василия Шуйского и стал активным сторонником Семибоярщины. В отличие от патриарха Гермогена, Филарет в принципе не возражал против избрания царём польского королевича Владислава, но требовал, чтобы тот принял православие. В 1611 году, участвуя в переговорах с отцом Владислава, польским королём Сигизмундом III, Филарет решительно отказался подписать подготовленный польской стороной вариант договора, был арестован поляками и томился в плену вплоть до 1619 года.

Стоит ли говорить, что Филарет Романов пользовался огромным уважением в кругах духовенства, а в глазах вчерашних ополченцев – служилых дворян и казачества – и вовсе выглядел патриотом, мучеником, героем. По выражению историка Н.И.Костомарова, в тот период Филарет «казался русским истинным мучеником за правое дело».

Однако Романовы не могли похвастать ни знатностью, ни древностью своего рода. Их первым исторически достоверным предком традиционно считается московский боярин Андрей Кобыла, происходивший из прусских князей. Но именно «худородность» Романовых, по сравнению с другими представителями боярских семейств, устраивала, прежде всего, служилое дворянство и казачество, которые старались воспрепятствовать боярской аристократии в её стремлении установить в стране монархию по польскому образцу. В пользу Романовых сыграл ещё и тот факт, что в отличие от других боярских родов (Куракины, Милославские, Шереметьевы) они в меньшей степени запятнали себя сотрудничеством с «непатриотичным» польским правительством в 1610-1612 годах.

Единственный выживший сын из детей Фёдора и Ксении Романовых - Михаил Фёдорович (1596-1645) – в детстве разделил изгнание и участь своих родителей. В силу сложившихся обстоятельств, он не получил ни должного образования, ни воспитания и вряд ли был способен управлять государством. Появившись перед выборными делегатами в Успенском соборе, такой «недоросль» мог бы испортить всё дело. Поэтому, сразу после освобождения Москвы от интервентов, Миша вместе с матерью отправился в вотчину Шестовых Домнино (близ Костромы), а интересы Романовых на Соборе представлял один из знатнейших московских бояр – Фёдор Шереметьев. Являясь родственником Михаила, сам он не мог претендовать на престол, поскольку, как и некоторые другие кандидаты, входил в состав Семибоярщины.

Согласно официальной точке зрения российских историков, позднее укоренившейся и в советской историографии, в 1613 году Собор добровольно, выражая мнение большинства жителей России, принял решение об избрании царём Михаила Романова. Кандидатуры иностранных претендентов и Марины Мнишек были отвергнуты практически сразу. Предводителю казаков Трубецкому припомнили, что тот «целовал крест», то есть присягал на верность Ворёнку – сыну Марины Мнишек. Пожарский, по некоторым данным, настаивал на избрании царём иностранца, а именно шведского принца Карла-Филиппа. Он считал, что монарх, никак не связанный с боярской аристократией, быстрее наведёт порядок, покончит со смутой и беспорядками. Очевидно, что боярская верхушка и духовенство, игравшие «первую скрипку» на Соборе, ни за что не пошли бы на избрание царём самостоятельного в поступках, способного к управлению воина. Пожарский и Трубецкой были выведены из состава претендентов «по незнатности рода», а юного Михаила Романова избрали большинством голосов, как компромиссную фигуру, которая в тот момент устраивала всех.

Думные бояре справедливо рассудили, что «Миша-де молод, разумом еще не дошел и нам будет поваден». Без поддержки пленённого родителя, молодой монарх стал бы лишь игрушкой в руках всесильной боярской аристократии. Нравственный облик Михаила как сына митрополита отвечал интересам церкви и народным представлениям о царе-пастыре, заступнике перед Богом. Состояние здоровья, способность к управлению или, говоря современным языком, деловые качества Романова при выборах на Соборе в расчёт не брались. Новый царь должен был стать не главой государства, а лишь символом возвращения к порядку, покою и старине («любяше и миловаше их вся, подаваше им, яко они прошаху»).

Что же касается других исторических версий, то, по мнению некоторых российских, советских и зарубежных историков, решение Собора не могло быть вполне добровольным и легитимным. Практически нет документов ни о составе собрания, ни о его ходе. Судить о том, что происходило в стенах Успенского собора зимой 1613 года, можно только по «Книге об избрании» первого Романова, написанной боярином А.С. Матвеевым шестьдесят лет спустя, и по известным письменным источникам. К последним можно отнести лишь два разноречивых экземпляра «грамоты об избрании Михаила Романова на царство», и грамоту, адресованную Строгановым, в которой новоиспеченный царь и Собор просят Строгановых: «хотя теперь и промыслов убавьте, а ратный людям жалованье дайте, сколько можете…».

О каких же «ратных людях» идёт речь в этом документе и за что им нужно было давать жалование в столь спешном порядке?

По одной из версий, которой придерживались российские историки Л.В. Черепнин, С.Ф. Платонов и другие, на окончательное решение Собора повлияла именно «военная сила». Пожарский и Трубецкой, распустив ополчение, фактически отказались от мести боярской верхушке, присягнувшей на верность полякам. Но формирования донских казаков, ранее входивших в ополчение Трубецкого, не покинули Москву зимой 1612-13 года. Казаки в своё время поддержали «тушинского вора» в борьбе с «боярским» царём Василием Шуйским. Филарет, яростный противник Шуйского, воспринимался казачьими атаманами как друг и союзник. С самого начала соборных заседаний они развернули активную агитацию за его сына, считая Михаила Романова «своим» кандидатом. С казаками была солидарна часть патриотически настроенного духовенства и боярства, близкая Шереметьевым и Романовым.

Однако результаты первого голосования по кандидатуре Михаила обманули ожидания его сторонников. Ссылаясь на отсутствие многих избирателей (выборные продолжали пребывать со всех концов страны), постановили решительное голосование отложить на две недели. Собор также потребовал явки на заседание самого кандидата, но Фёдор Шереметьев всячески противился этому, ссылаясь на соображения безопасности. Собор продолжал настаивать, но позднее (ориентировочно 17-18 февраля) внезапно переменил решение, позволив Михаилу Романову остаться в Костроме, а 21 февраля (3 марта) заочно избрал его на царство.

Причина столь «скорого» решения заключалась в том, что вооружённые донцы вломились во двор к крутицкому митрополиту, выломали ворота и решительно потребовали избрания царём сына Филарета. Перепуганный митрополит бросился к боярам. Спешно созвали всех на собор. Казацкие атаманы повторили свое требование. Бояре представили им список из восьми самых, по их мнению, достойных кандидатов. Фамилия Романова в списке не значилась. Тогда выступил один из казацких атаманов:

Польский полководец и канцлер Лев Сапега, сообщая о результатах выборов пленнику Филарету- отцу новоизбранного монарха, сказал:

«Посадили сына твоего на Московское государство одни казаки донцы». (С.Ф.Платонов)

Имеются сведения, что в выборах 21 февраля не участвовали ни Пожарский, ни Трубецкой, ни ряд их сторонников, которых казаки заблаговременно заблокировали в домах. Впоследствии Пожарский был практически удалён с политической сцены, подвергнут опале и в царствование Михаила Фёдоровича занимал лишь второстепенные, малозначимые должности при дворе.

По мнению наиболее радикально настроенных «антироманистов» (противников легитимности избрания Романовых), миф о всенародном представительстве при избрании Михаила Романова на царство Земским Собором 1613 года имеет гораздо более позднее происхождение. Его можно отнести ко временам Татищева и Карамзина, но никак не к началу – середине XVII века. Ряд советских и современных историков склонен рассматривать приход Романовых к власти как очередной государственный переворот, к счастью, завершивший Великую Смуту на Руси. В результате многолетней политической борьбы различных группировок боярства (Годуновы – Шуйские - Шереметьевы- Милославские – Голицыны - Романовы и т.д.) во главе государства встал отнюдь не самый достойный, а тот, кто устраивал самых хитрых, ловких и прозорливых представителей высшей аристократии. К слову сказать, при Романовых деятельность их предшественников – Годунова и Шуйского оценивалась крайне отрицательно. Хотя оба они были законными российскими государями, и их потомки имели не меньше прав на престол, чем племянник последнего Рюриковича.

После выборов нового царя пришлось ещё поискать: никто, кроме Шереметьева, не имел представления о том, где в данный момент находится молодой Романов. Лишь 13 марта 1613 послы Собора прибыли в Кострому. В Ипатьевском монастыре, где Михаил был с матерью, ему сообщили об избрании на престол. Узнав об этом, мать, инокиня Марфа, отказалась благословлять сына на царствование: она всерьёз опасалась за его жизнь. Действительно, поляки пытались помешать новому царю прибыть в Москву. Небольшой отряд отправился сперва в Домнино, а затем в Ипатьевский монастырь, чтобы убить Михаила. Согласно легенде, крепостной крестьянин Шестовых Иван Сусанин умышленно завёл поляков в дремучий лес и, отказавшись показывать дорогу к монастырю, где укрылся царь, погиб от рук интервентов. Доказательством реальности подвига Ивана Сусанина считается царская грамота от 30 января 1633 года о даровании зятю Сусанина Богдану Сабинину половины деревни с освобождением («обелением») от всех податей и повинностей.

11 июня 1613 года Михаил Федорович венчался на царство в Успенском соборе Кремля. Смута закончилась. Началось тяжелое, медленное воссоздание Российского государства, потрясенного глубоким династическим кризисом, жесточайшей социальной рознью, полным экономическим обвалом, голодом, политическим распадом страны, внешней агрессией…

Царь Михаил I дал, по свидетельству ряда современников, крестоцеловальную запись, что обязуется не править без Земского собора и Боярской думы (подобно Василию Шуйскому). По иным данным, такой записи он не давал и в дальнейшем, начав править самодержавно, никаких обещаний не нарушил. Первое время от имени Михаила правили мать царя и бояре Салтыковы. В 1619 году фактическим правителем страны стал возвратившийся из польского плена и избранный патриархом митрополит Филарет. С 1619 по 1633 год он официально носил титул «великого государя».

Династия Романовых рухнула спустя триста четыре года. В стране началась новая грандиозная смута, приведшая Россию на край национально-государственной гибели. Гражданская война навсегда расколола российский народ на «красных» и «белых». Глубокий экономический кризис смертельно поразил хозяйственный организм, а очередной политический распад, осложненный внешними силами, вновь грозил существованию самой российской государственности. Словно не было этих трёх веков Романовых, словно, едва выйдя из Смуты, Россия вновь пошла по кругам исторического ада. От Михаила до Михаила. От Ипатьевского монастыря до Ипатьевского подвала…

Будет ли следующий выбор более удачным? Или он станет отправной точкой, началом нового «круга», замкнуть который, так или иначе, предстоит грядущим поколениям россиян? Кто знает?..

Похожие публикации