Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

2 демонстративный непрерывный способ тренировки. Переменный метод тренировки

Основы гиревого спорта: обучение двигательным действиям и методы тренировки Владимир Федорович Тихонов

Равномерный метод

Равномерный метод

Равномерный метод предполагает выполнение специально-подготовительных и соревновательных упражнений в одном темпе в течение продолжительного времени. При этом на занятии упражнение выполняется один раз в одном подходе. Основная цель этого метода - повышение аэробных возможностей организма спортсмена. Метод применяется в основном на этапе общей физической подготовки.

В зависимости от подготовленности спортсмена вес гирь, темп и продолжительность выполнения упражнения будет различным. Например, выполнение упражнения толчок с гирями 24 кг в течение 10 минут в темпе 10 подъемов в минуту можно рассматривать как медленный для мастеров спорта, но для новичков, готовящихся к выполнению норм первого разряда, он является недоступным.

Существуют некоторые закономерности, позволяющие выбрать оптимальный темп подъемов. Для начинающих гиревиков - это выполнение упражнения в пределах собственных аэробных возможностей. Темп и продолжительность выполнения упражнения должна быть доступной для гиревика. Одним из признаков выполнения упражнения в аэробном режиме является возможность разговаривать. Но как только дыхание затрудняется и становится невозможным вести разговор, значит, темп является повышенным. Повышение аэробных возможностей организма в процессе тренировок позволяет в дальнейшем выдерживать более высокий темп.

Наиболее распространенный среди спортсменов способ определения темпа выполнения упражнения - измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС). Исходя из максимального значения ЧСС, определяемой при физической нагрузке предельной интенсивности, рекомендуется вычислить значение, равное 75 %. Это значение принято считать верхним пределом аэробной зоны. Наиболее простой, но менее точный способ определения максимального значения ЧСС состоит в следующем: из числа 220 вычитается возраст спортсмена в годах.

Для определения уровня ЧСС во время тренировочного занятия необходимо остановиться и нащупать пульсирующую артерию на шее. Количество ударов за 10 секунд умножается на 6. Если полученное значение превышает 75 % от максимальной ЧСС, значит, упражнение выполняется слишком быстро и следует снизить темп выполнения упражнения или выполнять упражнения с гирями меньшего веса. Вместе с тем необходимо выработать ритмичное дыхание в соответствии с выбранным темпом. Неритмичное дыхание, натуживание резко повышает интенсивность физической нагрузки, которая отражается в резком повышении ЧСС.

Например, 40-летний гиревик, максимальная ЧСС которого равна 180 уд./мин, должен выполнять упражнение в таком темпе, который позволяет сохранять ЧСС на уровне 135 уд./мин. Это соответствует 22–23 ударам за 10 секунд измерения.

Более точные значения ЧСС можно получить, используя пульсометр. Пульсометр с помощью компьютера графически представляет характер изменения ЧСС на протяжении всего времени выполнения упражнения. Однако этот дорогой прибор (от 3000 до 20 000 рублей) не является предметом первой необходимости на начальном этапе подготовки.

Недостаток равномерного метода заключается в том, что при выполнении упражнений в относительно невысоком темпе с гирями малого веса (с низкой интенсивностью) недостаточно развивается сила мышц гиревика, скоростно-силовые качества, специальная выносливость, необходимые для успешного выступления в соревнованиях. В ходе подготовки к соревнованиям необходимо выполнять определенный объем нагрузки такой интенсивности, которая приводит к повышению результатов.

Из книги Соблазнение автора Сергей Огурцов

Метод №4: Шок Этот метод основывается на разрушении ее привычных стереотипов.В этом случае вы говорите с железными интонациями Арнольда Шварценеггера в роли Терминатора:«Непривлекателен? А разве кто-то говорил, что я должен быть привлекателен для тебя? Меня это мало

Из книги Энергия Сотворения автора Сергей Коновалов

МЕТОД ЛЕЧЕНИЯ Практика Доктора Коновалова основана на его способности управлять тонкими энергиями, создавая в лечебном зале своеобразный купол, заполняя все внутреннее пространство зала этой энергией, на много порядков превышающей обычный биоэнергетический фон

Из книги Как увеличить размеры мужского полового члена автора Гэри Гриффин

ДАОСИСТСКИЙ МЕТОД Основанная на даосистской метафизике, эта восточная философия являет собой сочетание духовной концентрации и манипуляцию половыми органами. В соответствии с требованиями даосистской сексуальности нужно добиться ощущения «ладони в перчатке», чтобы

Из книги Болезни почек. Самые эффективные методы лечения автора Александра Васильева

МЕТОД «ДОЕНИЯ» В августовском номере журнала «Плейбой» за 1989 год была опубликована статья Донны Пауэлл «Как сделать его больше», в которой она давала рекомендации, как увеличить размеры мужского полового органа. Это очень простой метод, основанный на принципе «доения»,

Из книги Всё, что нужно знать о своих анализах. Самостоятельная диагностика и контроль за состоянием здоровья автора Ирина Станиславовна Пигулевская

Из книги Лечение простатита и других заболеваний предстательной железы традиционными и нетрадиционными способами автора Дарья Владимировна Нестерова

МЕТОД «V» Несколько лет назад у жителя штата Нью-Джерси Юджина Вискионе возникла не поддающаяся лечению болезнь пейрония (аномальное искривление пениса). Такой синдром может возникнуть в любое время и обычно связывается с травмой члена, особенно при половом

Из книги Настольная книга для истинной женщины. Секреты естественного омоложения и очищения организма автора Лидия Ивановна Дмитриевская

Оперативный метод Еще совсем недавно самым распространенным способом извлечения камня (если он не отходит, конечно, сам) считался оперативный метод. Больной перед операцией должен пройти полное клиническое обследование. Операция обычно длится 2–3 часа. Период

Из книги Голодание ради здоровья автора Юрий Сергеевич Николаев

Метод И. Добротворского Очень хорошо на больных хроническим пиелонефритом действует схема лечения, предложенная врачом Игорем Доб-ротворским: очищение почек, фитотерапия, исцеляющие настои, дыхательная гимнастика, медленный бег, обливание прохладной водой, хождение

Из книги Рак желудка и кишечника: надежда есть автора Лев Кругляк

Метод Амбурже При исследовании этим методом больной ограничивает прием жидкости днем и исключает ночью. Мочу собирают за 3 часа. Утром больной опорожняет мочевой пузырь (эта моча отбрасывается), отмечает время и ровно через 3 часа собирает мочу для исследования.Метод

Из книги Метод Шевченко (водка + масло) и другие способы борьбы с раком автора Анастасия Савина

Метод Стрельниковой Данная гимнастика основана на динамичных дыхательных упражнениях, которые сопровождаются движениями рук, ног и туловища. Упражнения дыхательной гимнастики следует выполнять точно и регулярно. Лишь в этом случае комплекс упражнений окажет

Из книги Как 100 % бросить курить, или Полюби себя и измени свою жизнь автора Давид Кипнис

Метод релаксации 2 Лягте на пол, руки вдоль туловища, ноги слегка раздвинуты.Сконцентрируйте свое внимание на пальцах ног, направьте «луч» внимания именно на это место, скажите себе: «Мое внимание на пальцах ног, я спокойна, пальцы ног расслаблены»; затем двигайтесь снизу

Из книги Дыхание по методу Бутейко. Уникальная дыхательная гимнастика от 118 болезней! автора Ярослава Сурженко

«Полюбившийся метод» Марию Григорьевну больные прозвали «Королевой». Она хорошо известна в клинике. Появление её всегда встречают возгласами: «А, Мария Григорьевна! Опять к нам! Ну, как поживаете?» Она со всеми здоровается, всех знает по имени и отчеству, сестер зовет

Из книги автора

МЕТОД М. В. КУТУШОВА Автор собственной теории возникновения рака предлагает и свои методы диагностики и лечения злокачественных новообразований. Будучи опытным врачом-практиком и исследователем, автор прибегает к помощи буддийской философии и тибетской медицины. Его

Из книги автора

Метод Шевченко

Из книги автора

Мой метод Я твёрдо решил бросить курить и рассчитывал добиться результата сам, без сложных подготовок и специальных курсов. У меня это получилось. И поверьте - всё оказалось значительно проще, чем я думал.После того, как я перепробовал разные методы бросить курить, я

Из книги автора

Метод Бутейко © ООО «Издательство АСТ»Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и

Практические методы спортивной тренировки.

В спортивной тренировке под термином «метод» следует понимать способ применения основных средств тренировки и совокупность приемов и правил деятельности спортсмена и тренера.

В процессе спортивной тренировки используются две большие группы методов: общепедагогические, включающие словесные и наглядные методы, и практические, включающие методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный.

Все эти методы применяют в различных сочетаниях. Каждый метод используют не стандартно, а постоянно приспосабливают к конкретным требованиям, обусловленным особенностями спортивной практики. При подборе методов необходимо следить за тем, чтобы они строго соответствовали поставленным задачам, общедидактическим принципам, а также специальным принципам спортивной тренировки, возрастным и половым особенностям спортсменов, их квалификации и подготовленности.

К словесным методам, применяемым в спортивной тренировке, относятся рассказ, объяснение, беседа, анализ и обсуждение и др. Эти формы наиболее часто используют в лаконичном виде, особенно при подготовке квалифицированных спортсменов, чему способствует специальная терминология, сочетание словесных методов с наглядными. Эффективность тренировочного процесса во многом зависит от умелого использования указаний и команд, замечаний, словесных оценок и разъяснений.

Наглядные методы, используемые в спортивной практике, многообразны и в значительной степени обуславливают действенность процесса тренировки. К ним прежде всего следует отнести правильный в методическом отношении показ отдельных упражнений и их элементов, который обычно проводит тренер или квалифицированный спортсмен. В последние годы широко применяются вспомогательные средства демонстрации - учебные фильмы, видеомагнитофонные записи, макеты игровых площадок и полей для демонстрации тактических схем, электронные игры. Широко используются также методы ориентирования. Здесь следует различать как простейшие ориентиры, которые ограничивают направление движений, преодолеваемое расстояние и др., так и более сложные - световые, звуковые и механические лидирующие устройства, в том числе с программным управлением и обратной связью. Эти устройства позволяют спортсмену получить информацию о темпо-ритмовых, пространственных и динамических характеристиках движений, а иногда и обеспечить не только информацию о движениях и их результатах, но и принудительную коррекцию.

Методы спортивной тренировки, основанные на двигательной деятельности спортсмена, можно подразделить на методы строго регламентированного упражнения, соревновательный и игровой методы.

Методы строго регламентированного упражнения. Основная черта данных методов заключается в строгой упорядоченности действий выполняющего упражнения и достаточно четком регулировании воздействующих факторов.

В спортивной практике выделяется ряд разновидностей методов строго регламентированного упражнения. К ним относятся прежде всего две основные группы: методы, преимущественно направленные на освоение спортивной техники, и методы, преимущественно направленные на воспитание двигательных качеств.

Среди методов, направленных преимущественно на освоение спортивной техники, следует выделять методы разучивания упражнений в целом (целостно-конструктивные) и по частям (расчлененно-констру-ктивные). Разучивание движения в целом осуществляется при освоении относительно простых упражнений, а также сложных движений, разделение которых на части невозможно. Однако, при освоении целостного движения, внимание занимающихся последовательно акцентируют на рациональном выполнении отдельных элементов целостного двигательного акта.

При разучивании более или менее сложных движений, которые можно разделить на относительно самостоятельные части, освоение спортивной техники осуществляется по частям. В дальнейшем целостное выполнение двигательных действий приведет к интеграции в единое целое ранее освоенных составляющих сложного упражнения.

При применении этих двух методов освоения движений большая роль отводится подводящим и имитационным упражнениям.

Методы, направленные преимущественно на совершенствование двигательных качеств. Структура практических методов тренировки определяется тем, имеет ли упражнение в процессе однократного использования данного метода непрерывный характер или дается с интервалами для отдыха, выполняется в равномерном (стандартном) или переменном (варьирующем) режиме.

В процессе спортивной тренировки упражнения используются в рамках двух основных групп методов - непрерывных и интервальных. Непрерывные методы характеризуются однократным непрерывным выполнением тренировочной работы. Интервальные методы предусматривают выполнение упражнений как с регламентированными паузами, так и произвольными паузами отдыха.

При использовании обоих методов упражнения могут выполняться как в равномерном (стандартном), так и в переменном (вариативном) режиме. В зависимости от подбора упражнений и особенностей их применения тренировка может носить комплексный (интегральный) и избирательный (преимущественный) характер. При комплексном воздействии осуществляется параллельное совершенствование различных качеств, обусловливающих уровень подготовленности спортсмена, а при избирательном - преимущественное развитие отдельных качеств. При равномерном режиме использования любого из методов интенсивность работы является постоянной, при переменном - варьирующей. Интенсивность работы от упражнения к упражнению может возрастать (прогрессирующий вариант) или неоднократно изменяться (варьирующий вариант).

Непрерывные методы тренировки, применяемые в условиях равномерной и переменной работы, в основном используются для повышения аэробных возможностей, воспитания специальной выносливости к работе средней и большой длительности.

Возможности непрерывных методов тренировки в условиях переменной работы значительно многообразнее. В зависимости от продолжительности частей упражнений, выполняемых с большей или меньшей интенсивностью, особенностей их сочетания, интенсивности работы при выполнении отдельных частей, можно добиться преимущественного воздействия на организм спортсмена в направлении повышения скоростных возможностей, развития различных компонентов выносливости, совершенствования частных способностей, определяющих уровень спортивных достижений в различных видах спорта.

В случае применения варьирующего варианта могут чередоваться части упражнения, выполняемые с различной интенсивностью или же с различной интенсивностью и изменяющейся продолжительностью.

Интервальные методы тренировки (в том числе повторные и комбинированные) широко применяются в практике спортивной тренировки. Выполнение серии упражнений одинаковой и разной продолжительности с постоянной и переменной интенсивностью и строго регламентированными произвольными паузам-и является типичным для данных методов. В одном комплексе могут также сочетаться прогрессирующий и нисходящий варианты.

Упражнения с использованием интервальных методов могут выполняться в одну (например, 10x800 м - в беге, 6x5 км в лыжном спорте и т.п.) или несколько серий 6х(4Х50м) в плавании и т.п.

В режимах непрерывной и интервальной работы в спортивной тренировке используется и круговой метод, направленный на избирательное или комплексное совершенствование физических качеств.

Игровой метод чаще всего воплощается в виде общепринятых подвижных и спортивных игр, однако, его нельзя осуществлять с какой-либо конкретной игрой. В принципе, он может быть использован на материале самых разнообразных двигательных действий при условии, что они поддаются организации в соответствии с требованиями игрового метода.

Для игрового метода характерна, прежде всего, "сюжетная" организация: деятельность играющих организуется на основе образного или условного "сюжета" (замысла, плана игры), который намечает общую линию поведения, но не предопределяет жестко конкретные действия и способы достижения игровой цели (выигрыша). В рамках "сюжета" и правил игры допускаются различные пути и цели, причем выбор конкретного пути и реализация игрового замысла происходят в условиях постепенного, чаще случайного изменения ситуации. Отсюда ясно, что игровой метод позволяет программировать действия занимающихся лишь с большей долей вероятности. Вместе с тем он предоставляет широчайшие возможности для творческого решения двигательных задач и в настоящей мере способствует проявлению самостоятельности, инициативы, находчивости.

Одной из существенных черт игрового метода является то, что в нем как бы моделируются активные межличностные и межгрупповые взаимоотношения, которые строятся как по типу сотрудничества (между игроками одной команды), так и по типу соперничества (между противниками в парных и командных играх), когда сталкиваются противоположные интересы, возникают и разрешаются игровые конфликты. Это создает эмоциональный накал и содействует яркому выявлению нравственных качеств личности.

Однако точность дозировки в игровом методе всегда существенно меньше, чем в методах строго регламентированного упражнения.

Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе спортивной тренировки не только для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, находчивость, быстроту ориентировки, самостоятельность, инициативу. В руках умелого педагога он служит также весьма действенным методом воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности.

Не менее важна его роль как средства активного отдыха и переключения занимающихся на иной вид двигательной активности с целью ускорения и повышения эффективности адаптационных и восстановительных процессов, поддержания ранее достигнутого уровня подготовленности.

Соревновательный метод предполагает специально организованную соревновательную деятельность, которая в данном случае выступает в качестве оптимального способа повышения эффективности тренировочного процесса. Применение данного метода связано с высокими требованиями к технико-тактическим, физическим и психическим возможностям спортсмена, вызывает глубокие сдвиги в деятельности важнейших систем организма и тем самым стимулирует адаптационные процессы, обеспечивает интегральное совершенствование различных сторон подготовленности спортсмена.

При использовании соревновательного метода следует широко варьировать условия проведения соревнований с тем, чтобы максимально приблизить их к тем требованиям, которые в наибольшей мере способствуют решению поставленных задач.

Соревнования могут проводиться в усложненных или облегченных условиях по сравнению с официальными.

В качестве примеров усложнения условий соревнований можно произвести следующие:

Соревнования в условиях среднегорья, в условиях жаркого климата, при плохих погодных условиях (сильный встречный ветер - в велосипедном спорте, "тяжелая" лыжня - в лыжном и т.п.);

Соревнования в спортивных играх на полях и площадках меньших размеров, при большей численности игроков в команде соперников;

Проведение серии схваток (в борьбе) или боев (в боксе) с относительно небольшими паузами против нескольких соперников;

Соревнования в играх и единоборствах с "неудобными" противниками, применяющими непривычные технико-тактические схемы ведения борьбы.

Облегчение условий соревнований может быть обеспечено: планированием соревнований на дистанциях меньшей протяженности в циклических видах; уменьшением продолжительности боев, схваток -в единоборствах; упрощением соревновательной программы - в сложнокоординационных видах; использованием облегченных снарядов - в метаниях; уменьшением высоты сетки - в волейболе; массы мячей - вводном поло и футболе; применением "гандикапа", при котором более слабому участнику предоставляется определенное преимущество - он стартует несколько раньше (в циклических видах), получает преимущество в заброшенных шайбах или мячах (в спортивных играх) и т.д.

По особенностям регулирования нагрузки и другим регламентирующим моментам соревновательный метод занимает как бы промежуточное положение между игровым методом и методами строго регламентированного упражнения. Соревнование довольно жестко регламентируется определенными правилами (официальными и неофициальными), но эта регламентация затрагивает лишь некоторые стороны и условия состязания (предмет состязания, порядок выступления, условия оборудования и др.). Это же касается конкретного характера деятельности и определяется в решающей мере логикой соревновательной борьбы.

Заключается в продолжительном выполнении нагрузки (не менее 30 минут, в равномерном режиме при частоте пульса 150-160 ударов в минуту.

Пример: кросс, бег

Метод повторно-переменной тренировки

* Характеризуется планомерным изменением скорости выполнения упражнения в сторону её увеличения на столько, чтобы возник (кислородный долг), который должен быть погашен при дальнейшем выполнении упражнения в умеренном темпе в производительных паузах отдыха.

* До повышения интенсивности работа выполняется при пульсе 140-160 ударов в минуту.

Пример: бег 3 км -через каждые 500 м ускорение 30 метров.

Интервальный метод

* Многократное повторение кратковременных "порций" работы,при строгой регламентации продолжительности упражнения и пауз отдыха, между повторениями для каждого тренировочного занятия.

* Интенсивность подбирается таким образом чтобы к концу выполнения упражнения пульс был равен 180 ударов в минуту

Следующую серию начинать с пульсом 120-130 ударов в минуту!.

* Продолжительность одной серии упражнения циклического характера 1,5-2 минуты,специальных(волейбольных) 2-4 минуты!

Метод круговой тренировки

* Характеризуется последовательным выполнением упражнений, направленных на воспитание силы, быстроты, выносливости.

Игровой метод

* Использование спортивных игр, подвижных игр, а так же специальных эстафет в качестве средства воспитания выносливости.

Пример: футбол,баскетбол,лапта,волейбол и т.д.

Специальная выносливость

1. Скоростная

2. Прыжковая

3. Игровая

* Для воспитания специальной выносливости необходимо многократное выполнение нагрузки высокой интенсивности, но непродолжительное время.

Скоростная выносливость

* Это способность волейболиста выполнять технические приёмы и перемещения с высокой скоростью на протяжении всей игры.

Используются упражнения на воспитание специальной быстроты,но выполняется многократно и более длительно.

ВАЖНО: не нарушать технические приёмы!

Методы воспитания:

1. Повторный

2. Повторно-переменный

3. Интервальный

4. Игровой

5. Соревновательный

* Дозировка физической нагрузки:

Продолжительность одной серии (--------30 секунд--------)

Интенсивность -высокая

Отдых 1-3 минуты

Подходов 5-6

Прыжковая выносливость

* Способность к многократному повторному выполнению прыжковых игровых действий с оптимальными мышечными усилиями

* Проявляется в прыжках для выполнения нападающего удара, блока, подачи

Средства тренировки:

Прыжковые упражнения с малыми отягощениями и без отягощений,имитационные и специальные упражнения.

1. Повторный

2. Интервальный

3. Круговой

Дозировка:

Продолжительность: 1-3 минуты

Интенсивность - без остановки.

Игровая выносливость

Способность вести игру в высоком темпе, без снижения эффективности выполнения технико-тактический действий.

ИГРОВАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ -совершенствуется путём проведения игр с большим количеством партий) (что предусмотрено правилами соревнований)

Педагогический контроль в воспитании физических качеств

Основная цель педагогического контроля – определение связи между факторами воздействия и теми изменениями, которые происходят у занимающихся.

Методы контроля:

1. Педагогические наблюдения

3. Приём учебных нормативов

4. Тестирование

5. Контрольные и другие соревнования

6. Простейшие врачебные методы

7. Хронометрированние занятий

8. Определение динамики физических нагрузок на занятиях по ЧСС

Контроль уровня воспитания общей выносливости

Гарвардский степ-тест.

Подъем и спуск с тумбы высотой 50 см(для мужчин) и 43 см (для женщин), 45 см для юношей,40 для девушек. В темпе 30 раз в минуту, в течении 5 минут. Сразу после выполнения теста спортсмен садится и трижды определяет частоту пульса. В течении 30 сек.

Контроль уровня развития скоростной выносливости

1. Бег “ёлочкой”

2. Бег к четырём точкам из центра площадки

ü Дистанция пробегается дважды без пауз отдыха.

Контроль уровня развития прыжковой выносливости

1. Прыжки на “оптимальную” высоту

ü Толчком с 2 ног (с места)

2. Прыжки с разбега, с доставанием максимальной высоты.

Контроль за уровнем скоростно-силовой подготовки волейболистов

Уровень развития абсолютной силы определяется в некоторых движениях при помощи штанги.

Для определения взрывной силы применяются разнообразные контрольные упражнения:

Сила ног:

1. Приседания в течение 20 секунд (количество раз)

2. Прыжки в длину толчком 2 ног

3. Тройной толчок с 2 ног

Сила рук

1. Броски 1-3 кг мяча одной и двумя руками с места и разбега, сидя и в прыжке.

2. Подтягивания на перекладине в течении 20 секунд (количество роз)

3. Сгибания и разгибания рук в упоре лёжа, на кольцах, параллельных брусьях в течении 20 секунд.

Гибкость

Ø Гибкость способность человека выполнять движения с большей амплитудой.

По признаку преимущественного проявления движущих сил выделяют:

1)Активная гибкость – проявляется за счёт собственных мышечных усилий человека (наклон вперёд, наклон и т.д.)

2)Пассивная гибкость – реализуется в результате взаимодействия мышечных усилий и внешних сил (помощью партнёра).

По признаку режима работы мышц целесообразно различать:

1. Динамическую -гибкость проявляется упражнением динамического характера типа сгибание – разгибание

2. Статическая гибкость имеет место в статических упражнениях

Зависит от:

1. Эластичности мышц и связок

2. Состояния ЦНС (например: при эмоциональном подъёме на соревнованиях гибкость увеличивается.

3. Внешняя температура среды

4. Суточной периодизации (утром гибкость хуже, чем вечером)

5. Возраст и пол - с 7 до 11 лет интенсивная подвижность

Влияние силы на гибкость

Гибкость отрицательно связано силой занятия силовыми упражнениями могут ввести к ограничению подвижности в суставе

Однако это отрицательное влияние можно преодолеть путём рационального сочетания упражнений на гибкость и на силу можно добиться высокой степени развития обеих качеств

Гибкость в волейболе

Гибкость волейболе проявляется при выполнении всех технических приемов игры.

хорошая подвижность в лучезапястном локтевом и лучевых плечевом суставе,а также в тазобедренном коленом и голеностопного суставе будет способствовать эффектному ведению игры.

Методика воспитания гибкости

Основным средством развития гибкости является упражнения на растягивание (упражнения с увеличенной амплитудой движения) (упражнения на растягивание)

В основе методики развития лежит многократное систематическое повторение разнообразных упражнений на растягивание, метод повторный.

Упражнения на гибкость необходимо давать в следующей очереди:

1. Активные

2. Пассивные

* После занятия на гибкость необходимо обязательно выполнять упражнения на расслабление. Начинать же упражнения на гибкость можно только после хорошего предварительного разогрева тела.

Повторение растягивающих упражнений целесообразно проводить сериями, небольшими интервалами отдыха (30 – 40 секунд)

Амплитуда следует постоянно увеличивать как в рамках одной серии, так и во всех последующих.

Типичное число повторений в рамках физического воспитания в одной серии 10 – 12 раз. Число серий от 4 до 8.

Для высококвалифицированных спортсменов эти величины могут быть выше. Однако общая нагрузка на гибкость……

Воспитание гибкости

Упражнения на гибкость проводится в начале или в середине учебно-тренировочного занятия после хорошей разминки, но никак не на фоне утомления.

в процессе физического воспитания не следует добиваться прядильного развитие гибкости.

Её нужно развивать лишь до такой степени который обеспечивает беспрепятственный выполнения двигательного действия и необходимых движений.

Контрольные упражнения тесты для определения уровня развития гибкости

1. Подвижность в плечевом суставе- за голову гимнастическую палку.

2. Подвижность позвоночного столба -наклоны вперёд.

3. Подвижность в тазобедренном суставе- шпагат.

4. Подвижность в коленном суставе -(Приседания – руки вперёд или за голову.

Прыгучесть

Ø Способность прыгать оптимально высоко

Способы увеличения давления на опору:

1. Силовые возможности за счёт разбега

2. При прыжке с местам за счёт быстрого подседания на оптимальную глубину

Интервальный метод имеет два различных принципа: принцип непрерывности (интервальная тренировка) и интервальный принцип (интервальная работа). Оба метода оказывают принципиально разное влияние на организм спортсмена.

Принцип непрерывности (интервальная тренировка) . Исследования немецкого ученого X. Рейнделла подтвердили, что при этом методе основное тренирующее воздействие происходит не в период нагрузки, а во время снижения ее, то есть во время кратковременной паузы отдыха. Такая тренировка направлена на совершенствование обменных процессов, функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Это «тренировка сердца», как ее назвали многие ученые. В лыжном спорте она применяется для развития специальной выносливости.

Интенсивность выполнения кратковременных упражнений не должна быть высокой: 60-80 процентов от максимальной на данном отрезке дистанции. Эта тренировка отличается от переменной строго дозированными интервалами нагрузки и отдыха.

Длительность выполнения упражнений - до 1 мин (наиболее рациональная - до 30-40 с на равнине и 15-20 с на подъеме), длительность интервалов снижения нагрузки-45-90 с. Количество повторений упражнения большое - до 20-35 раз. Упражнения выполняются сериями, между сериями отдых более длительный - 8-15 мин.

Особое значение в такой тренировке придается контролю за пульсом. По данным ряда ученых, пульс в конце упражнения не должен превышать 150-180 ударов в минуту, а в конце интервала отдыха - 120-140, в конце паузы между сериями -90-100 ударов в минуту.

Количество повторений упражнений в серии индивидуально и определяется на одном из первых занятий с применением интервальной тренировки. Тренер предлагает занимающемуся выполнить максимальное количество повторений в режиме (по интенсивности и интервалу), проверяет пульс сразу после нагрузки и после планируемого интервала отдыха.

Определив число максимальных повторений данного отрезка, в дальнейших занятиях надо использовать его в сериях, исходя из формулы МП/2 (МП - максимальное количество повторений).

По мере повышения тренированности в эту формулу вводятся поправки:

При проведении ускорений на подъеме длительность выполнения упражнений сокращается. Между сериями ускорений целесообразно предлагать прохождение спусков с поворотами и препятствиями.

Известный немецкий специалист по круговой тренировке М. Шолих рекомендует интенсивность в силовых упражнениях, равную 50-60 процентам от максимальной.

По данным ученых, физиологическая направленность этого метода тренировки следующая: регуляция сердечнососудистой системы, капилляризация, мышечный обмен веществ, повышение способности к потреблению кислорода.

Следует подчеркнуть, что у начинающих спортсменов интервальная тренировка вызывает такой же тренировочный эффект, как и равномерная (ввиду недостаточной физиологической нагрузки от пробегаемых отрезков), поэтому ее лучше применять при определенном стаже тренировки.

Интервальный принцип (интервальная работа) оказывает воздействие на организм спортсмена посредством самой нагрузки. Метод применяют для совершенствования качеств быстроты и скоростной выносливости. Интенсивность выполнения упражнений может достигать 80-90 процентов от максимальной.

Интервальный принцип включает четыре основных элемента: время (длина дистанции, объем), темп (интенсивность нагрузки), интервалы (паузы отдыха), количество повторений. В каждом из этих элементов имеется три возможных варианта. Так, дистанция может быть короткой (до 30-35 с), средней (1-1,5 мин), длинной (до 3 мин); интенсивность - высокой, средней, слабой (имеется в виду и в интервалах отдыха); интервалы отдыха - кратковременными (30-60 с), средними (1-1,5 мин), большими (3 мин и более); количество повторений - большое, среднее, малое. Эти составные части можно варьировать различными сочетаниями, что позволяет говорить о 225 вариантах интервальной работы. Кроме того, учитывается и вид деятельности в интервалах отдыха.

Выбирая различные сочетания этих элементов, тренер должен исходить из задачи тренировки и желаемого тренировочного эффекта. Необходимо помнить, что интервальная работа является эффективным средством для подведения организма к спортивной форме, поэтому не следует применять этот метод продолжительное время.

Длина дистанции выбирается так, чтобы спортсмен имел на данном отрезке интенсивность 70-80 процентов от максимальной, смог одновременно тренироваться на скорости, превышающей предполагаемую на соревновательной дистанции на 8-12 процентов.

В сумме длина отрезков одного тренировочного занятия должна приближаться примерно к 1/3-1/4 тренировочной дистанции, в некоторых случаях она может доходить и до 1/2 длины дистанции (речь идет о 3, 5 и 10 км). Интервалы отдыха более длительные - 3-6 мин при работе на средних и длинных отрезках и 1,5-3 мин при работе на коротких отрезках. Количество повторений в сериях небольшое - 4-6, в уроке может быть несколько серий. Надо постепенно сокращать интервалы отдыха от повторения к повторению (например, 5, 4, 3 мин).

Если сохранять постоянными длину отрезка, интервал отдыха и интенсивность, а увеличивать от занятия к занятию количество повторений, то преимущественно будет совершенствоваться выносливость, при постепенном увеличении скорости пробежек - скоростная выносливость.

Интервальная работа дает быстрый тренировочный эффект при осуществлении принципа перегрузки, или, как его называют иначе, принципа максимальной нагрузки. Этот принцип заключается в следующем: после того как спортсмен адаптировался к нагрузке, в течение нескольких следующих недель прогрессивно увеличивается количество повторений (примерно в 2 раза) или прогрессивно уменьшаются интервалы отдыха (примерно наполовину).

Дополнительное увеличение количества, темпа или времени выполнения упражнений ведет к постоянному расширению границ выносливости. Вопрос о количестве повторений, скорости и длине дистанции должен решаться индивидуально, контроль за пульсом обязателен. При появлении симптомов утомления, изменениях в технике можно рекомендовать переключение на выполнение части целого упражнения (то есть работу только руками или только ногами), использование различных способов лыжных ходов.

Данные методы тренировки разработаны авторами статьи в Московской государственной академии физической культуры на основании применения мониторов сердечного ритма (МСР) в качестве контроля за тренировочными и соревновательными нагрузками в подготовке спортсменов на выносливость. Они еще неизвестны большому кругу ученых, тренеров и спортсменов.

1. МЕДЛЕННАЯ ИНТЕРВАЛЬНАЯ ТРЕНИРОВКА

Суть ее состоит в преодолении тренировочных отрезков спортсменом в пульсовом режиме более низком, чем его соревновательный пульс и короткими интервалами отдыха, которые должны обеспечить неполное восстановление. В качестве примера приведем тренировку бегуна, использующего медленный интервальный метод (бег 5 Х 800 м) в пульсовом режиме 181 - 190 уд./мин. длительность интервала отдыха бегом трусцой (или частично ходьбой) до пульсового режима 140 - 150 уд./мин. Соревновательный пульс у данного бегуна на основной дистанции (1500 м) равен 201 - 205 уд./мин.

Данный метод применяется для развития сердечно - сосудистой систем, что влияет больше на совершенствование общей выносливости спортсмена, чем специальной. Поэтому его не следует часто применять в подготовке бегунов, тренирующихся на дистанции 800 м, и вероятно, не надо использовать во время подготовки к основным соревнованиям на дистанции 1500 м.

2. БЫСТРАЯ ИНТЕРВАЛЬНАЯ ТРЕНИРОВКА

Суть ее состоит в том, что она по сравнению с медленной интервальной тренировки допускает более высокий пульсовой режим преодоления на отрезках и более продолжительный отдых между тренировочными отрезками, а, следовательно, большую степень восстановления.

Тот же самый пример тренировки - бег 5 Х 800 м, используемый спортсменом через несколько дней был видоизменен и превратился в пример быстрой интервальной тренировки 5 Х 800 м в пульсовом режиме 191 - 195уд./мин. и длительностью интервала отдыха бегом трусцой до пульсового режима 120 уд. /мин.

Данный метод тренировки в первую очередь оказывает влияние на развитие скелетных мышц ног. Он направлен, в основном, на совершенствование специальной выносливости и скорости бегуна и тем самым повышает выносливость скелетных мышц и выносливость сердечно - сосудистой системы, их способность переносить накопление продуктов распада и работать в анаэробных условиях (без кислорода).

Медленный интервальный метод находит основное применение на начальных этапах подготовки, быстрый в соревновательных сезонах.

Однако, чтобы метод тренировки мог классифицирован как интервальный он должен:

1)состоять из серий повторений тренировочных отрезков, преодолеваемых в пульсовом режиме ниже, чем при повторном методе.

2) включать интервал отдыха небольшой продолжительности достаточной лишь частичного восстановления частоты сердечных сокращений после предшествующей «порции» работ.

Термин «интервальная тренировка» нередко еще используется ошибочно при описании любого тренировочного метода, включающего повторение отрезков в чередовании с интервалом отдыха. Термин этот по своему происхождению действительно связан со словосочетанием «интервал» отдыха. Но интервал отдыха далеко не главный компонент данного метода, но об этом речь пойдет ниже.

Если в интервальной тренировке, например, серия преодолеваемых отрезков прерывается более длинным интервалом отдыха во время которого ЧСС у спортсмена может снизиться почти до нормального уровня (т. е. ниже 90 - 100 уд./мин.), то такая тренировка превращается в повторную. Точная граница между тем, где заканчивается один метод тренировки и начинается другой, в большинстве случаев зависит от интерпретации тренера.

Повторная тренировка представляет собой преодоление спортсменом нескольких отрезков постоянной длины, которые могут либо короче соревновательной дистанции, либо равны ей, либо длиннее ее. Пульсовой режим преодоления приведенных выше отрезков при применении повторного метода надо планировать исходя из соревновательного пульса спортсмена, который он имеет на основной дистанции.

Для наглядности приведем пример повторной тренировки для средневика на длинных отрезках по пульсовому режиму: 1000 м Х 2 с интервалом отдыха почти до полного восстановления ЧСС. Соревновательный пульс у бегуна на основной дистанции (800 м) равен 191 - 195 уд./мин. Следовательно, пульсовой режим при использовании повторного метода у спортсмена должен быть несколько выше, чем при быстром интервальном методе, т. е. 186 - 190 уд./мин. За интервал отдыха (ходьбой или сидя) ЧСС у спортсмена должна достигать уровня ниже 90 - 100 уд./мин. И только после этого можно продолжить повторение следующего отрезка. Использующие в повторном методе интервалы отдыха должны обеспечить относительно полное восстановление организма спортсмена к началу выполнения очередной «порции» работы.

Воздействие повторного метода тренировки на организм спортсмена всегда носит острый характер, поэтому его следует применять осторожно и в умеренном объеме. Небольшое количество спринтерских отрезков (30 м Х 2 - 3; 60 - 2 - 3; 100 м 1- 3), выполняемых повторным методом можно включать почти в каждом основном тренировочном занятии. Однако объем бега на коротких отрезках (200, 300, 400 м) при использовании повторного метода за одно тренировочное занятие не должно быть больше (1000 - 2000 м) для средневиков и стайеров.

Правильно применяемый повторный метод тренировки повышает способность спортсмена поддерживать довольно высокий пульсовой режим бега в течение «среднего отрезка» времени. Повторная тренировка это не спринт и не бег в полную силу. Спортсмен бежит с заданной и контролируемой ЧСС, которая зависит от того, к какой дистанции и пульсовому режиму он должен подготовить свой организм. Этот тип тренировки является средством развития специальной выносливости и скорости, а может рассматриваться и как метод, направленный на выработку темпа. Поэтому этот метод тренировки находит основное применение в соревновательных сезонах.

На практике интервальная и повторная тренировка вызывает у тренеров и спортсменов значительно больше вопросов, чем например метод непрерывных длительных нагрузок. В таблице 1 приведены основные особенности интервального и повторного методов тренировки.


При включении прерывистых методов тренировки (интервального, повторного, варианты серий тренировочных отрезков и др.) в тренировочную программу тренеру или спортсмену следует учитывать пять компонентов в этих методах:

1) Длина тренировочных отрезков;

2) Пульсовой режим преодоления отрезков (т. е. скорость бега);

3) Интервал отдыха между повторениями;

4) Количество повторений в тренировочной серии;

5) Форма отдыха

Нельзя не отметить, что каждый компонент этих методов приведенных выше влияет на эффективность тренировки. Поэтому, нами на основании изучения научно - методической литературы как зарубежной, так и отечественной, а также собственных исследований, приведенных по данному вопросу, были сделаны обобщения по этим параметрам, на которых мы остановимся более подробно.

ДЛИНА ТРЕНИРОВОЧНЫХ ОТРЕЗКОВ

Как показал анализ научно - методической литературы и практический опыт, наиболее распространенными отрезки, которые используют в своей подготовке бегуны на средние и длинные дистанции, когда применяют интервальный или повторный метод являются следующие:

Спортсмены Тренировочные отрезки

Средневики 200, 300, 400, 600, 800, 1000, 1200, 2000 м

Стайеры 200, 300, 400, 800, 1000, 1200, 2000, 3000, 5000 м

Иными словами, при интервальном или повторном методах длина тренировочных отрезках может быть одинаковый или различный. Однако, отрезки равные соревновательной дистанции редко применяются в тренировке бегунов. Преодоление спортсменом отрезков, длиннее чем его соревновательная дистанция (это особенно желательно на весеннем и осеннем этапах), повышает выносливость бегуна и способствует созданию определенного психологического настроя. У спортсмена, тренирующегося на дистанциях, длиннее соревновательной, появляется уверенность, что на более коротких дистанциях он сумеет показать лучший результат. Однако, этот подход не должен вытеснять тренировку на отрезках более коротких, чем соревновательные, особенно на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям.

ПУЛЬСОВОЙ РЕЖИМ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОТРЕЗКОВ (Т. Е. СКОРОСТЬ БЕГА)

Для того, чтобы спортсмену подобрать нужный пульсовой режим преодоления тренировочных отрезков при применении интервального и повторного метода, тренер или сам спортсмен должен знать свой соревновательный пульс на тех дистанциях, на которых он собирается стартовать. Следует отметить, что многие тренеры или сами спортсмены не знают своего соревновательного пульса, как на основной дистанции, так и на смежных. Поэтому надо подойти к этому важному вопросу со знанием дела, т. е. замерить соревновательный пульс на тех дистанциях, на которых соревнуется спортсмен при помощи монитора сердечного ритма POLAR RS 800 SD во время самих соревнований.

Учитывая тот факт, что каждый спортсмен в беге на выносливость имеет сугубо индивидуальный пульс, нами на основании практического опыта по применению мониторов сердечного ритма в качестве контроля за тренировочными и соревновательными нагрузками были выявлены пульсовые режимы в повторном и интервальном методах тренировки на тренировочных отрезках в зависимости от соревновательного пульса спортсменов на основной дистанции (см. табл.2).




Исходя из того, что каждый спортсмен имеет сугубо индивидуальный соревновательный пульс, поэтому некоторые спортсмены могут не попасть в диапазон соревновательного пульса, приведенных в таблице. В этом случае нужно самому спортсмену определить его для себя. Как это сделать не трудно догадаться: путем фиксации с помощью монитора сердечного ритма своего пульса как на основной соревновательной дистанции так и на смежных.

Как видно, из таблицы при повторной тренировке пульсовой режим бега у спортсменов на тренировочных отрезках должен быть всегда выше, чем при интервальной. И в заключение, остановимся на общих закономерностях по данному параметру.

Если спортсмен преодолевает тренировочный отрезок в пульсовом режиме далеким от его соревновательного пульса на основной дистанции, то это обстоятельство не оказывает должного воздействия на специальную выносливость.

Если спортсмен преодолевает тренировочный отрезок в пульсовом режиме очень близким к его соревновательному пульсу на основной дистанции, следовательно, согласно физиологии образуется большой кислородный долг. Иными словами, спортсмен развивает скорость и специальную выносливость.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ИНТЕРВАЛОВ ОТДЫХА

При интервальном методе используются короткие паузы отдыха, в то время, как при повторном продолжительные. Иными словами, очередное повторение тренировочного отрезка при медленном интервальном методе спортсмен начинает, когда ЧСС достигает в отдыхе бегом трусцой (или частично ходьбой) уровня пульсового режима 140 - 150 уд./мин, а в быстром интервальном методе уровня 120 - 130 уд./мин. А вот при повторном методе очередное повторение тренировочного отрезка спортсмен может начинать только после того, когда его ЧСС достигнет в отдыхе ходьбой или сидя уровня 90 - 100 уд./мин, хотя такое снижение не всегда возможно на практике.

Продолжительность интервалов отдыха между повторениями зависит от того, какое качество должен развивать спортсмен, И в заключение остановимся на общих закономерностях по данному параметру:

Сокращение интервалов отдыха и использование не высоких пульсовых режимов в преодолении тренировочных отрезков спортсменами снижают воздействие тренировки на скоростные качества и увеличивают воздействие на выносливость.

Увеличение интервалов отдыха (в различных пределах) позволяет спортсмену использовать более высокие пульсовые режимы в преодолении тренировочных отрезков.

КОЛИЧЕСТВО ПОВТОРЕНИЙ

Число отрезков, преодолеваемых спортсменом в серии повторном или интервальном методами, зависит от многих факторов (имеется в виду состояние спортсмена, этапа тренировки и т. д.). Однако следует отметить, что имеются и общие принципы, руководствуясь которыми тренер или сам спортсмен может подобрать нужное количество повторений:

Чем короче соревновательная дистанция, которой готовится спортсмен, тем меньшее количество повторений в серии он должен выполнить на одинаковых отрезках. Например, используя интервальный метод тренировки, стайер может выполнить серию 1000 м Х 10 в интервале бег трусцой до пульса 140 - 150 уд./мин., а средневик 1000 м Х 4 -5 .

Чем выше пульсовые режимы в преодолении тренировочных отрезков в серии, тем меньше должно быть их количество. Так, применяя интервальный метод тренировки, спортсмен готовящийся в соревнованиях пробежать 10000 м, может выполнить серию 5 Х 2000 м в пульсовом режиме 171 - 180 уд./мин с интервалом отдыха бегом трусцой до уровня пульса 140 - 150 уд./мин. Соревновательный пульс у данного спортсмена на этой дистанции 191 - 195 уд./мин. Если спортсмен применит повторный метод тренировки, то он должен пробежать 2 Х 2000 м в пульсовом режиме 186 - 190 уд./мин. с интервалом отдыха ходьбой или сидя до уровня пульса 90 - 100 уд. /мин.

Желательно, чтобы суммарный объем отрезков, выполняемых повторным методом, был значительно меньше суммарного объема отрезков в интервальном беге.

И в заключение, на основании анализа литературных данных и практического опыта работы приводим наиболее характерное число отрезков в серии, которые применяют спортсмены в интервальной или в повторной тренировке:




ФОРМА ОТДЫХА

Спортсмены обычно отдыхают между тренировочными отрезками в серии трусцой или, проходя шагом аналогичные отрезки (например, 5 Х 200 м в пульсовом режиме 175 - 180 уд./мин, отдых бегом трусцой до 140 - 150 уд./мин. Соревновательный пульс у данного спортсмена на основной дистанции (1500 м) равен 196 - 200уд./мин.

Некоторые специалисты рекомендуют спортсменам отдыхать сидя или лежа, ссылаясь на то, что частота пульса восстанавливается до нормального уровня быстрее, чем за этот же промежуток времени при беге трусцой. Иногда спортсмену более целесообразно не сидеть или лежать, а медленно двигаться, особенно после преодоления отрезков с высокими пульсовыми режимами, когда образуется большой кислородный долг. Поэтому медленный бег окажет на мышцы массирующий эффект, что поможет выведению продуктов энергетического распада (молочная кислота, углекислый газ и т. д.) и доставке в мышцы кислорода, сахара.

В заключение, по данному параметру мы приводим только общую схему, которой должны пользоваться спортсмены в отдыхе между отрезками в серии, когда они применяют интервальный или повторный метод.




(с) Анатолий Якимов, Август Ревзон, Сергей Старостин, Денис Зиновьев

Похожие публикации