Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Не могу отпустить умершего мужа. Как пережить смерть любимого мужа, чтобы не началась депрессия? Как отпустить умершего? Богослужение в храме

Пережить смерь мужа не значит перестать любить

Потеря близкого человека - сложный жизненный этап, который каждый должен пройти, и избежать страданий на этом пути не удастся. Возможно, понять, как пережить смерть мужа поможет осознание того, что способность сохранять в сердце память об ушедших - не проклятие, а дар .

В плену скорби

Смерть мужа - событие, которое опустошает душу, разрушает привычный мир и лишает его радостных красок. Чувства, которые могли поблекнуть за долгие годы совместной жизни, возвращаются с новой силой, и воспоминания не утешают, а больно ранят.

Зигмунд Фрейд считал, что переживающий утрату любимого человека не представляет, как пережить смерть любимого мужа потому, что бессознательно стремиться разделить судьбу того, кого отняла смерть. Отсюда и шоковое состояние, сопровождающееся утратой воли к действию, потеря интереса к внешнему миру. Однако в большинстве случаев горюющий все же находит в себе силы вновь вернуться к жизни.

Время лечит

Когда умер муж как это пережить в первый момент не знает практически никто. Даже если уходу предшествовала длительная болезнь, свершившийся факт вызывает бурю эмоций. Необходимость немедленно действовать, улаживать формальности и организовывать похороны не дает впасть в оцепенение, однако болевой шок проходит, и оцепенение может смениться апатией.

Депрессия после смерти мужа - достаточно распространенное явление. Стараться ускорить естественный процесс горевания опасно. Даже когда женщина старается скрывать свои эмоции, чтобы не расстраивать близких, она неизбежно истощает свои психологические ресурсы.

Народные традиции, которые подсказывают, что делать когда умер муж, имеют глубокий смысл. Временные отрезки, которые во многих религиях связаны с траурными мероприятиями, далеко не случайны. Острота переживаний достигает своего пика приблизительно на сороковой день после смерти, а за год, который отводится на траур, большинству удается справиться со своим горем.

Позвольте себе горевать

В нашей культуре не принято бурно выражать эмоции, и многие женщины запрещают себе выражать скорбь при других людях. Однако жизнь после смерти мужа наладится быстрее, если разрешить себе плакать, говорить об умершем и делиться воспоминаниями. Иногда женщина может достаточно резко отвергать попытки ее утешить, однако это не значит, что она не нуждается в участии близких, которые обязательно должны быть рядом.

Когда муж умер, женщина может чувствовать гнев и обиду на того, кто оставил ее одну перед лицом проблем. Эти чувства нужно признать и прожить, иначе запертая боль приведет к бесчувственному окаменению души. Эту ситуацию можно описать так: нельзя вдохнуть, пока не выдохнут воздух, и невозможно начать новую жизнь до тех пор, пока горе не пережито полностью .

Отпустить не значит разлюбить

Главная задача, стоящая перед женщиной, которая не знает, как жить после смерти мужа, это разъединить судьбу умершего и свою собственную. Иногда сделать это мешает не столько любовь к покойному, сколько чувство вины и ощущение того, что исправить пошлые ошибки невозможно. Сильное горе позволяет как бы восполнить то, что супруг недополучил при жизни.

Психотерапия предлагает различные техники, облегчающие принятие трагического события. Вариантов, как отпустить умершего мужа, может быть много. Некоторым женщинам помогает арт-терапия, кому-то достаточно мысленно нарисовать картину, символизирующую примирение с уходом любимого человека в вечность.

Даже самым близким бывает сложно понять, что чувствует женщина, потерявшая супруга, тем более сложно ожидать от них действенной помощи. В Центр доктора Голубева обращаются люди, не знающие как пережить смерть друга, гибель близкого человека или смертельное заболевание члена семьи. При помощи психотерапевта пройти все стадии горя можно легче, как и принять факт утраты, чтобы начать новую жизнь, в которой образ умершего навсегда займет должное место в сердцах живых.

Данная статья содержит: молитва как отпустить умершего - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Для верующих людей далеко не секрет то, что тело – это лишь физическая материя. Принято считать, что душа – это и есть сам человек, а остальное – “одёжка”. Тело умирает, но душа живёт вечно. И так практически во всех религиях.

Когда-то давно учёные даже проводили эксперимент, в котором выяснили, что после смерти человек становится легче на определённое количество грамм. Тогда они решили, что столько и весит душа.

Вот уже много лет людей мучают вопросы о душе. О том, что с ней происходит “там”, дальше, после смерти телесной. Есть множество легенд, мифов и суеверий. И так как душа – нечто неосязаемое, все предположения о ней так и останутся лишь предположениями.

Наиболее распространённый вопрос, который интересует многих людей – это то, как же отпустить душу своего близкого, родного, любимого?! Давайте для начала разберёмся в том, что значит “отпустить душу”?

Что значит “отпустить душу” человека?

Прежде всего – после смерти близкого нужно понять, что он не попал в какую-то беду и уже ничего не изменить. Его просто нет. Нет в этом мире и в данном пространстве. Поменялось лишь то, что он не может что-то сказать, сделать, обнять и так далее. Ну а душа жива. Остаётся только догадываться что происходит с ней и где она находится. Для нас, людей, это пока остаётся загадкой. Отпустить душу человека нужно внутри самого себя. Понять, что она уходит дальше в мир, неизведанный нами.

Как “отпустить душу” человека.

Здесь важно понимать, что это происходит больше на духовном уровне. Ведь физически мы не можем осязать душу. Духовно же мы зачастую “держим” других. Привязываемся друг к другу. Так же духовно, а не физически. Человек так устроен, что он всегда стремится к союзу. Ему необходимы связи с другими людьми. Мы зависимы друг от друга. А когда близкие “уходят” от нас, будь то в прямом смысле или в смысле смерти, мы продолжаем их “удерживать” рядом у себя в сердце, душе и в голове.

Чтобы дать душе близкого человека спокойно “уйти” в мир иной нужно провести именно работу над собой. Нужно понять, что душе уже не нужен наш физический мир и ей будет лучше не утопать в наших слезах и страданиях, а идти дальше, зная, что мы в порядке и что мы будем помнить по-хорошему. Всё, чем мы можем помочь душе близкого при переходе в другой мир – это молиться за него. В разных религиях есть свои правила и каноны, которые должны соблюдать люди, потерявшие близкого.

Если слегка коснуться мистической стороны, то первые 40 дней после смерти человека, его близкие должны накрывать все зеркала плотной тканью. Принято считать, что душа может заблудиться в зеркальном мире и не найти путь.

Как “отпустить душу” нерождённого ребёнка.

У каждого человека есть душа. И ребёнок, который был зачат и находился в утробе тоже уже имел свою душу. Это первое, что зарождается в человеке. И если случилась такая трагедия, что ребёнок не увидел мир – это огромное горе для родителей, которое не все могут пережить. Если же люди верующие, то они знают, что Господь забирает душу тогда, когда это нужно ему и, к сожалению, нам никак на это не повлиять. Такие несчастья случаются не просто так. Скорее всего это урок для несостоявшихся родителей. Или же Бог уберег так от чего-то ещё более страшного. За ребёнка нужно так же молиться. Нужно попрощаться с ним, дав ему жизнь “там” – в более совершенном мире. А когда придёт время – будет дан ещё один шанс стать родителями!

Отпустить душу абортированного ребёнка так же необходимо! Здесь очень важно просить прощение перед ним если этот выбор был сделан вами намеренно.

Возможно, станет немного легче если родители, потерявшие ребёнка, находящегося ещё в утробе, проведут что-то вроде обряда, который они сами себе могут придумать. Если срок беременности был мал и ребёнка не приходится хоронить, то можно это сделать самим для себя. Например, похоронить какую-то игрушку или то, что напоминает об этой трагедии. Часто женщины хранят тесты на беременность. Можно даже закопать его. Положить цветы, попрощаться. Это более психологический приём для того, чтобы хоть немножко облегчить своё душевное состояние.

Как “отпустить душу” умершего мужа или умершей жены.

Очень часто после смерти одного из супругов другой начинает впадать в настоящую затяжную депрессию, буквально делая из дома “склеп” или “алтари”, где висит невероятное количество разных фотографий мужа или жены. Это очень мешает душе “уйти”. Она мечется и везде видит себя. Она видит страдания и от этого ей очень тяжело уходить. Достаточно будет поставить одно фото с чёрной ленточкой и свечку рядом на 40 дней. После чего свечку можно отнести на могилу и зажечь там. Можно сохранить фото у себя на столе или на стене, но одно. Просто на память. И лучше всего, чтоб это фото было связано с каким-то приятным событием. Главное, чтоб, смотря на него, не возникало глубокого траура. Если возникает, то лучше убрать фото. Ведь поминать и помнить можно без всяких “атрибутов” и вспомогательных предметов.

Как “отпустить душу” умершего любимого человека.

Самое главное – любить! Здесь ситуации очень похожи с предыдущей, где мы говорили о супругах. Так же не стоит делать “алтари” из фотографий и подарков. Если есть какие-то памятные подарки, игрушки, то, конечно, их можно оставить и смотреть на них. Можно их хранить и вспоминать о любимом человеке, но если это причиняет больше боли, то лучше отнести их так же на могилу, сохранив что-то одно.

Как “отпускается душа” усопшего на 40 день.

На 40 день после смерти человека принято посетить церковь и заказать панихиду об усопшем. Можно так же заказать литургию. В церкви так же ставят свечки “за упокой”, при этом читая молитву “об упокоении души”.

40 день считается очень важным, как и 9. В эти дни душа проходит самые сложные испытания на пути в “новый мир”. Все 40 дней родственники неустанно молятся об усопшем, помогая его душе. Затем принято делать поминальную трапезу, где за большим столом собираются близкие, читают молитву вначале трапезы, поминают и так же, завершая трапезу, читают молитву. И по-хорошему, алкоголя на столе должно быть или совсем мало, или не быть вообще.

У некоторых народов и религий принято на 40 день после смерти близкого человека устраивать какую-то благотворительную трапезу или помощь бездомным. Или просто делать какое-то доброе дело для нищего или бездомного человека.

Православные христиане немало знают о чудодейственных свойствах молитв. Поминая покойного, они помогают его душе очиститься от грехов и спокойно отправиться в Царствие Небесное, где она обретет вечный покой.

Молитвы об усопших - это не только дань уважения, но и способ заручиться поддержкой рода для удачи в жизни. Таким образом живые просят у Бога милости, так как молитвы спасают и наши души, позволяя им очиститься через искреннюю веру и покаяние. Они настраивают на умиротворение, искореняя все нечестивое, что творится у нас в сердцах, способствуют духовному росту и развитию. Молитвы также помогают подготовиться к внезапной кончине, ведь, как ни прискорбно, никто не не знает, когда этот час наступит. Души усопших охраняют тех, кто не предает забвению память предков, а посещает кладбище и заказывает в церкви молебны по близким людям, оставившим нас. Для этого перед литургией христиане приносят записки с именами всех покойных крещеных родственников и близких людей.

Если вы не знаете, жив или нет ваш близкий человек, по прошествии определенного времени необходимо обратиться к священнику, чтобы тот отпел его, дабы душа не металась по нашему миру в поисках выхода. Часто предпосылками к отпеванию служат вещие сны, где пропавшие без вести родственники, погибшие при различных обстоятельствах, подают знаки живым. В таком сне вы можете увидеть его мучения, взгляд, полный мольбы, или даже прямое обращение покойного с просьбой предать земле его прах и помолиться за его душу.

Молитва об умершем

«Великий Господи, опора в жизнях наших. Каждый предстанет пред очами Твоими в назначенный час. Разными путями, но неизменно в положенный час все до единого предстаем пред судом Твоим. Молим Тебя, Отче, помилуй души усопших братьев наших, родителей, детей и близких. Даруй им милость свою, как прощаешь грехи раскаивавшимся искренне. Избавь их от мучений, прости и помилуй их невольные грехи, совершенные по незнанию. Как чада просят прощения у родителей своих, так и мы молим тебя о прощении. Господи Всемогущий, молим тебя с верою искренней и о покаянии всех умерших, чей прах не погребен, чьи помыслы неясны. Даруй им справедливый суд, но упаси от дьявольских терзаний. Избавь души их от вечного скитания по грешной Земле, забери под свой покров. Аминь».

Молитва об усопших родственниках

«Всемилостивый Отец наш небесный! Я, раб грешный (имя), молюсь тебе в смирении. Упокой души родственников моих, покинувших наш мир (имена). Рабы Божьи теперь во власти Твоей. Их тела преданы земле, а вечные души направились в Царствие Небесное. Прими их и прости всемилостью своей, отпусти им грехи их прижизненные, вольные и невольные, и допусти их к вечному причастию. Позволь им наблюдать за нами, в живых находящихся, и через Твою милость подсказывать путь единственно верный и праведный. Аминь».

Молитвы за всех умерших в веках

«Раб грешный (имя), узами грехов скованный, просит у Тебя, Создатель, прощения и очищения. Пред Твои очи со смирением пришел я со своими бедами, позволь же мне помолиться за души всех умерших. За грешников и праведников, воинов и детей, стариков и молодых. Во всех веках души к тебе стекаются-возносятся. Не оставь ни одной без внимания, да прости им все их вольные и невольные ошибки. Жизнью и смертью Тебе обязанный, я молюсь о наставлении, покое и мире в сердце. Огради меня от бесовских проявлений при жизни, а я буду помнить о всех, кто почил ныне, и воздавать им уважение через слова молитвы искренней и очищающей. Да будет так во веки веков, и все грешники праведниками окажутся, да наступит на земле благословенное Царствие Небесное. Аминь».

Не забывайте почитать память своего рода, ведь каждый преданный земле возносится на Небеса, где продолжает наблюдать за своими родственниками и оказывать посильную помощь. Посещайте могилы, отдавая уважение, зажигайте свечи, чтобы очищающий огонь через молитвы и раскаяние освободил и ваши души от всех прегрешений. Живите в мире и не забывайте нажимать на кнопки и

Журнал о звездах и астрологии

каждый день свежие статьи об астрологии и эзотерике

Почему в Пасху не ходят на кладбище

Пасха - это величайший христианский праздник. На нем, вокруг страстей Христовых и его воскрешения держатся основные.

Дмитриевская родительская суббота: что нужно делать и что нельзя

Любая церковная дата имеет свои особенности, которые следует знать каждому верующему. В день поминовения усопших очень.

Православный календарь родительских суббот в 2017 году

В церковном календаре отмечено множество праздников, почитаемых православными христианами. К ним относятся и родительские субботы. Большинство их них зависят.

Православная Радоница: что это за праздник

В православии существует большое количество праздников и важных дат. Сразу за Пасхальной неделей следует Радоница. Это не праздник, а один.

Можно ли посещать кладбище на Пасху

Известно, что у Бога все живы, однако многие считают, что посещение кладбища на Пасху приравнивается к греху. Мы расскажем, .

как отпустить умершего

Как отпустить умершего мужа

В разделе Религия, Вера на вопрос Что нужно сделать, чтобы отпустить умершего? заданный автором Людмила Михайлова лучший ответ это Очень сочувствую вашему горю, постараюсь дать ответ, так как знаю, и простите, если он местами будет излишне жёстким.

Сначала должен Вам сказать, что Православное Христианство и те люди, которые занимаются ясновидением это противоположные вещи. Православное Христианство – от Бога. Магия ясновидение и прочее – от нечистого духа (беса) . То есть информация этих «ясновидящих» всегда не верна, и к ним не в коем случае нельзя обращаться, так как это большой грех. Такого понятия как «отпустить сына» в Православном Христианстве не существует.

То, что у Вас происходит нужно понимать единственно как то, что Ваш сын просит у Вас помощи. Вероятно, на том свете ему дано не лучшее место, но вы своими молитвами можете помочь ему подняться в рай.

Православное Христианство говорит, что самая святая молитва это молитва матери за сына, и Вы, конечно, должны молиться за сына, и поэтому, конечно, Вы можете помочь ему.

Слова Вашего сына: «Мама, дай мне, дай. » нужно однозначно понимать как то, что он просит у Вас помощи.

Если Ваш сын крещён, то необходимо его отпеть, заказать молитвы за упокой, обязательно отнести в храм съестные продукты на панихидный стол (на панихидный стол можно класть продукты, на которых не было крови, то есть молоко, яйца, хлеб, крупы, масло растительное и т. д. , но нельзя мясо и мясопродукты) при чём сделать это не разово, а на длительный срок заказать молитвы, и время от времени заносить продукты на панихидный стол.

Если сын был не крещён, то это очень сложный вопрос, сами не начинайте читать молитвы, подойдите к священнику, опишите то, что написали выше, и спросите что делать (на сколько я знаю, читается канон мученику Уару) , но сами не дерзайте читать без благословения, от этого может быть только хуже!! !

Также, я знаю от священника, что в таких случаях, и это нужно сделать в первую очередь – нужно кормить птиц, и когда бросаете корм птицам, то мысленно просите Бога, чтобы Он помог Вашему сыну.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Молитва об усопшем родственнике, читаемые дома до 40 дней

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же посетите нашу страничку в Одноклассниках и подписывайтесь на ее Молитвы на каждый день Одноклассники. «Храни Вас Господь!».

Ушедший из жизни родной или близкий человек повергает всех в скорбь, тоску и уныние. Слезы людей могут облегчить только их боль, никак не влияя на душу усопшего. На душу усопшего вряд ли повлияет солидный памятник, пышные и красивые поминки, а также престижное место на кладбище. Потому что все это материальное. Оно никак не влияет на духовный божий мир. Умершему помогает поминальная молитва за упокой души усопшего.

В таком молитвословии живые принимают святое участие в спасении души умершего. Люди обращаются с молитвой «Упокой, Господи, душу усопшего раба твоего» и продвигают Бога на милость души умершего. Такая милость дается только по прошению живых. Молитва за усопших родственников также доставляет спасение и живым.

Все дело в том, что при молитвословии об умерших люди настраивают также свою душу на небесный лад. Это все отвлекает от суетливого и временного живого мира и наполняет память людей о смерти и отклоняет их души от зла. Также такое молитвословие помогает живым надежду на неземное будущее, и воздерживаться от произвольных грехов.

Еще молитвы об усопших родственниках помогают расположить душу верующего крестьянина к исполнению основной заповеди Христа - готовиться к исходу в любой час. Помните, что усопшие также молятся и за нас. А особенную помощь мы можем получить по молитвословиям, которые показали свою Божественную силу и обрели блаженство в вечности.

Основные правила молитвенных обращений об умерших

Поминальное молитвословие об умершем родственнике считается долгом любого верующего православного человека. По канонам православной церкви особенно усердно необходимо молиться в течении первых сорока дней после кончины. Христианская церковь заповедует возносить молитву вдовы об усопшем муже, детей родителям или просто близкому человеку каждый день.

Православная церковь также заповедует прочитывать имена по специальному помяннику. Это небольшая книжечка, в которой сохранены имена усопших и живых сородников. Даже существует благочестивый обычай, по которому предлагают ведение семейных помянников. Прочитав имена всех записанных родственников, православные верующие могут помнить многие поколения родственников, которые давным-давно умерли.

Помните, что молитвы, читаемые дома, до 40 дней усопшему имеют намного лучший эффект, чем после 40 дней. Помимо этого стоит учесть, что в домашних условиях можно читать все молитвы. Даже те, которые нельзя упоминать на церковном Богослужении. Например, в храме запрещено читать молитву за не крещенных усопших или за самоубийц. Главное, точно воспроизводите весь текст молитвословия, сохраняйте все намерения и концентрацию. И ни коем случае нельзя ни на что отвлекаться.

Богослужение в храме

Поминать умершего человека в Церкви необходимо как можно чаще. Это нужно делать не только в дни поминовения, но и в любой другой день.

  1. Главным молением является короткая молитва об усопших православных христиан на Божественной литургии. Во время этого процесса приносится бескровная жертва Богу.
  2. После литургии следует панихида. Этот обряд служится перед кануном - специальным столиком с несколькими подсвечниками и с изображением распятия. Во время этого процесса в память об умерших следует оставить приношение на нужды церкви.
  3. Для души умершего человека очень важно заказать в церкви сорокоуст. Это обряд литургии, который длиться со дня кончины человека до 40 дней. По окончании сорокоуста - его можно заказать вновь. Длительные сроки поминовения можно заказывать на полгода и на год. А самым простым жертвованием за умершего считается свеча, которую ставят за упокоение.

Какие молитвы читать по усопшему дома

Помните, что самое большое, что можно сделать в память об умершем - это заказать литургию. Но все же не стоит забывать, что за них также можно совершать дела милосердия и молиться дома.

Молиться о спасении души умершего - это святая обязанность, которая возлагается на здравствующих родственников. Помните, что только молясь о умерших близких людях, можно доставить им единственное благо, которого они ждут. Этим благом будет поминовение Господа.

Церковь заповедует детям произносить слова молитвы об усопших родителях до 40 дней после их кончины. Это необходимо делать каждый день на протяжении этого периода. Для этого достаточно читать следующее краткое молитвословие каждое утро:

«Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное».

На кладбище

Кладбище - это святое место, на котором покоятся тела усопших до их будущего всеобщего воскрешения. Даже во времена язычества усыпальницы считались неприкосновенными и священными.

Помните, что могилу умершего человека всегда нужно содержать в идеальной чистоте. Крест на могиле считают молчаливым проповедником воскресения и бессмертия. Его обязательно ставят в ноги покойного для того, чтобы лик его был обращен на Распятие.

Придя на кладбище, нужно зажечь свечу и помолиться. Не нужно на кладбище есть и пить. Особенно недопустимым является лить водку на могильный холм. Ведь это оскверняет память умершего. Также не должен соблюдаться обычай оставлять на могиле кусочек хлеба и рюмку водки. Это пережиток язычества.

Наиболее эффективные поминальные молитвы

Дальше поговорим о том, какие молитвы читать по усопшему для того, чтобы Господь их услышал. Ведь молитвословия о покойниках с грузом грехов, способны намного улучшить загробную жизнь наших родных. А Господь всегда очень хорошо слышал тех, кто молится не только за себя, но и за других людей.

Со следующее поминальным молитвенным обращением обращаются к Господу вдовы:

«Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты - плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами.

Ты, Господи Владыко всяческих, благословил еси сочетати мя со единем из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим.

Аще отъял еси его от меня, не отыми от меня Своея милости. Якоже некогда приял вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшаго раба Твоего (имя), прости ему вся согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконьми его и не предаждь вечной муки, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в небесныя обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца, и Сына, и Святаго Духа православно даже до последняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит.

Ты Един кроме греха, и правда Твоя - правда во веки. Верую Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако, умилосердився, утиши и скорбь мою.

Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам святыя Церкви Твоея внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими и мое моление о рабе Твоем, и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше, Ты еси Бог, еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь!»

Молитвословие детей за своих умерших родителей:

«Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты - сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к Тебе аз, сирый, стеня и. плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих.

Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим мя, родителем моим (имя); душу же его, яко отшедшую к Тебе с истинною верою в Тя и твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное.

Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты, Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертаго рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков.

С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго для мене раба Твоего, родителя моего (имя), но отпусти ему вся согрешения его вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им в житии его зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его и вечныя муки избави.

Ты, милосердый Отче отцев и чад! даруй мне, во вся дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его в месте светле, в месте прохладне и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиве Господи!

приими днесь о рабе Твоем (имя), теплую молитву мою сию и воздай ему воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему мя первее всего ведети Тя, Своего Господа, в благоговении молитися Тебе, на Тебе единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя;

за благопопечение его о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им о мне моления пред Тобою и за все дары, им испрошенные мне от Тебе, воздай ему Своею милостию, Своими небесными благами и радостями в вечном царствии Твоем.

Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Екатерина, Ростовская область

Как «отпустить» душу погибшего мужа?

Здравствуйте! Подскажите мне, пожалуйста, что значит «отпустить» умершего? У меня погиб мой любимый муж, мой дорогой человек. Полгода прошло, плачу каждый день. Молитвы сейчас об упокоении его души читаю, наверное, действительно это помогает - легче становится. Но самой страшно, что ничего не радует в жизни. А еще мне все не верилось, что муж действительно погиб, думала, что это кошмарный сон, скоро проснусь. А теперь мне не верится, что было это счастье у меня в жизни - моя прошлая жизнь. Вы знаете, мы ведь каждый день счастливы были, осознавали это счастье, чувствовали его, проживали его, и говорили друг другу «спасибо». Время не лечит, и по-другому уже я себя без него ощущать не смогу.

Здравствуйте! Соболезную Вам в Вашем горе и надеюсь помочь Вам словом утешения. Можно подойти к этому вопросу с разных сторон, и поэтому я кратко, в виде тезисов изложу основные мысли и аргументы, которые позволят вам «отпустить умершего» и самой обрести смысл жизни. А дальше Вы можете глубже продумать то, о чем будет сказано. Буду отвечать вам, как христианке, и в начале напомню слова Спасителя Исуса Христа:

Исус сказал ей (Марфе, сестре Лазаря): Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир (Ин. 11:25-28).

Аминь, аминь говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Аминь, аминь говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут (Ин. 5:24-25).

Аминь, аминь говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную (Ин. 6:47 ).

1. Мы рождаемся в этот мир от смертных родителей, рождаемся с плачем и скоро сталкиваемся с утратой близких и узнаем, что неминуемо настанет момент нашей смерти. Но, конечно, одно дело умереть своей смертью, а другое — уйти раньше времени, оставляя вдовой супругу, сиротами детей. Еще тяжелее родителям хоронить своих деток. Скорбь была бы неутешной, если бы за порогом смерти ничего не было.

Апостол Павел утешает нас: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Исус умер и воскрес, то и умерших в Исусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак, утешайте друг друга сими словами» (1 Фес. 4:13-18).

2. Надо твердо веровать, что все происходит с нами по благому Божию Промыслу. Вам необходимо понять, что раз так случилось, то такова воля Божия относительно мужа, Вас и всех тех людей, с которыми он был связан родственными узами или просто общался. Мы видим только сегодняшний момент, а Бог просчитывает на далёкую перспективу. Мы не можем достоверно знать, почему это происходит. Но Господь хочет всем спастись (1 Тим. 2:4) и со временем очами веры мы увидим, что именно так должно было быть, это воля Господня.

3. Мы меряем все происходящее с нами только мерками и ценностями этой земной жизни, ищем земного, заведомо временного счастья. Как будто бы мы жили на земле вечно. А Господь устраивает все, заботясь о вечной нашей участи. И перед лицом вечности и наследования Царствия Небесного лишение земных благ, утрата близких часто становится приобретением. «Почитающие несчастьем для отходящих от жизни …и тяжко скорбящие об отошедших от здешней жизни к жизни духовной и бестелесной, кажется мне, не обращают внимания на то, какова наша жизнь, но страдают недостатком большинства людей, кои, по какой-то неразумной привычке, свое настоящее, каково бы оно ни было, любят как благо…» (святитель Григорий Нисский).

4. У Бога нет мертвых, Он — Бог живых (Мф. 22:32), и ваш супруг перешел в вечность к Богу. «…Если бы надежды христиан ограничивались сею жизнью, то справедливо было бы признать прискорбным раннее разлучение с телом. Но если для живущих по Богу началом истинной жизни есть разрешение души от сих телесных уз, то для чего нам печалиться, как не имеющим упования? Итак, послушайся моего совета и не падай под тяжестью горя, но покажи, что ты выше его и не поддаешься ему» (святитель Василий Великий. Письмо 97(101)).

«По видимости ты верная, но стараешься подражать эллинам и уподобляться неверным. Ибо если несомненно веруешь, что по скончании настоящего века будет воскресение всех умерших, то почему плачем непрестанно и неутешно терзаешь себя?» (Преподобный Нил Синайский. Письмо 2.160).

Об умершем должна быть теплая память, а не долгая безутешная печаль. Он только опередил нас. Но он воскреснет в будущем веке. Переключитесь на то, что ему там хорошо. А когда молитесь, молитесь не для того, чтобы стало легче Вам, а о нем, чтобы стало легче ему .

5. Молитесь Богу не только за упокой души мужа. Молитесь ему и о своей душе тоже. Просите его дать Вам сил перенести постигшее вас горе, это искушение, эту скорбь. Просите мудрости и вразумления. Обратитесь к Спасителю Христу Богу, как и сам Он призывает нас: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко » (Мф. 11:28-30).

6. Вы прекрасно понимаете, что ваша неутешная печаль не угодна Богу. Христиане так сильно не должны скорбеть. Преподобный Феодор Студит пишет: «У нас все ино, не по-мирски. Так, когда случится смерть, здесь не бывает плача и воплей, как у животолюбивых, но в тишине совершается погребение почившего: ибо здесь ни жена не голосит, ни дети не кричат, ни родные не слагают плачевных песней, припоминая то одно, то другое, но и исход бывает с радостью, и вынос с благой надеждою; хотя и слезы бывают, по духовной любви к отшедшему: в чем ничего нет неуместного; так как и Господь плакал при гробе Лазаря, по свойству естества нашего (Ин. 11:35)».

Вера и христианские истины помогают естественной печали о смерти близких перемениться на утешающую и тихую христианскую радость. И будем надеяться, что милостью Божиею и наш разум озарится светом Истины, и мы сможем достойно званию христианина принять и свою смерть, и смерть наших близких.

7. Не угодна такая сильная печаль и вашему супругу. Ради него самого Вы должны не убиваться, а начать жить, посвятить жизнь какой-то высокой цели, делая добрые дела в память о муже.

8. Обратитесь искренне к Богу, принесите ему свою скорбь и свои силы, веру, таланты, жизнь. Приобретя Бога, Вы приобретете все. Не имея Бога, без Бога Вы не имеете ничего.

9. Прибегните к Богу с покаянием. Покаяние откроет вам глаза на все то, что было в вашей жизни. И поразмыслите, ведь если «радость бывает на небеси о едином грешнике кающемся» (Лк. 15:7), то и мужу Вашему благочестие Ваше принесет радость.

10. Очевидно, что, безутешно скорбя об утрате мужа, вы ни ему не приносите пользы, ни себе, ни окружающим, ни Церкви, ни обществу. Но как обрести покой и силы для дальнейшей жизни? Это возможно, если только будет у вас настоящая цель, ради которой стоит жить и не страшно умирать. Это должно быть, что больше наших временных удовольствий и забот.

11. Люди тратят огромные деньги на памятники, а вы сделайте по-христиански скромную могилу. А в память об умершем жертвуйте на строительство и восстановление святых Божиих церквей. И вся Церковь будет молиться за вас.

Святое Евангелие и толкование на него святителя Иоанна Златоуста. Его же слова «К молодой вдове», «Об утешении при смерти»; святитель Григорий Нисский «Слово к скорбящим о преставившихся от настоящей жизни в вечную»; священномученик Киприан Карфагенский «Книга о смертности»; святитель Амвросий Медиоланский «О благе смерти»; преподобный Ефрем Сирин «Надгробные песнопения» и др. Не так давно мне в руки попала книга митрополита Месогейского и Лавреотикийского Николая «Там, где не видно Бога». В ней рассматриваются ситуации, когда человеку бросают вызов страдания и смерть, когда исчезает всякая надежда. Описываются драматические обстоятельства, в которые попадают родители, сталкиваясь со смертельной болезнью ребенка. Приводятся примеры людей, переживших трагедию смерти своих детей, и тех, кто преобразил ожидание собственной смерти в чаяние Царствия Божия.

Интересна повесть Клайва Стейплза Льюиса «Расторжение брака» (The great Divorce) — это аллегорическая повесть об аде и рае. Заглавие книги может ввести в заблуждение: на самом деле речь идет отнюдь не о разводе. Автор намекает на книгу английского художника и поэта Уильяма Блейка «Бракосочетание Неба и Ада» (1793). В ней утверждается, что Добро и Зло — только две стороны единого мира, что они необходимы друг другу, что они питаются друг от друга. В форме притчи-видения Льюис полемизирует с этой точкой зрения и показывает, что брак Добра и Зла невозможен.

Бог Вам в помощь, и простите меня, если я не справился с задачей. А в заключение приведу отрывок из слова святителя Иоанн Златоуста.

«Если мы — сыны мучеников, если мы желаем быть их общниками, то не станем скорбеть о смерти, не будем оплакивать любезных нам, которые прежде нас отходят к Господу. Если мы захотим скорбеть о них, то будут укорять нас блаженные мученики и скажут: о, верующие и желающие царства Божия, вы, которые горько плачете и рыдаете о любезных ваших, умирающих спокойно на ложах и мягких постелях, — что стали бы вы делать, если бы увидели их мучимыми и умерщвляемыми от язычников за имя Господне? Разве нет у вас древнего примера? Праотец Авраам, принося в жертву своего единственного сына, заклал его мечом послушания Богу (Быт. 0:10), не пощадил и того, кого любил такою любовью, чтобы доказать свою покорность Господу. Но, если вы скажете, что он так поступил по Божию повелению, то ведь и вы имеете заповедь, чтобы не скорбеть об усопших. А кто не соблюдает самого малого, тот как соблюдет большее? ...Хочу предложить еще один пример для исправления тех, которые думают оплакивать умерших. Этот пример — из языческой истории. Был один языческий начальник, имевший единственного и довольно любимого сына. Когда он, по языческому заблуждению, приносил в Капитолии жертву своим идолам, доходит до него весть, что единственного сына его не стало. Он не оставил жертвы, которая была в руках его, не заплакал и даже не вздохнул, но, послушайте, что отвечал: пусть, говорит, погребут его; я помню, что я родил сына смертным. Посмотри на этот ответ, посмотри на мужество язычника: он не велел даже дожидаться себя, чтобы сын был предан погребению в его присутствии. Что же будет с нами, братие, если диавол в самый день суда выведет его против нас пред Христом и скажет: этот почитатель мой, которого я обольщал своими кознями, чтобы он служил слепым и глухим истуканам, которому я не обещал ни воскресения из мертвых, ни рая, ни царства небесного, этот доблестный муж, узнав о смерти своего единственного сына, не опечалился, и не вздохнул, и не оставил при таком известии моего капища; а твои христиане, твои верующие, за которых Ты распялся и умер, чтобы они не боялись смерти, но были уверены в воскресении, не только оплакивают умерших и голосом, и видом, но даже затрудняются тогда идти в церковь, а некоторые даже и из клириков твоих и пастырей прерывают свою службу, предаваясь плачу, как бы вопреки Твоей воле. Почему? Потому, что Ты благоволил призвать их к Себе из тьмы века. Что же мы, братие, будем в состоянии отвечать на это? Не будем ли мы объяты стыдом, когда в этом отношении окажемся ниже язычников? Язычник, незнающий Бога, должен плакать, потому что он, как только умрет, прямо идет на казнь. Должен сокрушаться и иудей, который, не веруя во Христа, обрек свою душу на погибель. Достойны сожаления также и наши оглашенные, если они, или по своему неверию, или по нерадению ближних, скончаются без спасительного крещения. Но кто освящен благодатью, запечатлен верою, честен по поведению или неизменен в невинности, того, когда он отойдет из здешнего мира, надобно ублажать, а не оплакивать, тому надобно завидовать, а не скорбеть о нем сильно, — впрочем, завидовать умеренно, так как мы знаем, что в свое время и мы сами последуем за ними. …Итак, братие, мы показали всеобщность смерти, объяснили непозволительность слез, показали немощь древних и несвойственность ее для христиан, объяснили тайну Господню, привели свидетельство апостолов о воскресении, упомянули о деяниях апостолов и страданиях мучеников, указали, кроме того, на пример Давида и, сверх этого, на поступок язычника, наконец, представили и вредную, и полезную печаль, ту, которая вредит, и ту, которая спасает чрез покаяние. Когда таким образом всё это показано, то что другое должно делать нам, братие, как не взывать с благодарностью к Богу Отцу: «да будет воля Твоя и на земле, как на небе » (Мф. 6:10)? Ты даровал жизнь, Ты установил и смерть; Ты вводишь в мир, Ты и изводишь из мира и, изведши, сохраняешь; ничто из Твоего не погибает, так как Ты сказал, что и волос с голов их не погибнет (Лк. 21:18). «Скроешь лице Твое — мятутся, отнимешь дух их — умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лице земли » (Пс. 103:29,30). Вот, братие, слова, достойные верующих, вот спасительное врачевство; чей глаз отерт этою губкою утешения, увлажен с благоразумием этою примочкою, тот не только не почувствует слепоты отчаяния, но не испытает и малейшего нагноения печали, а напротив, взирая на все светло очами сердца, будет говорить подобно терпеливейшему Иову: «наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно! » (Иов.1:21)».

Когда человек теряет близкого, вполне естественно, что он страдает. Страдает по многим причинам. Это и скорбь по тому человеку, любимому, близкому, родному, с которым он расстался. Бывает, что жалость к себе душит того, кто потерял опору в человеке, ушедшему из жизни. Это может быть чувство вины из-за того, что человек не может отдать ему то, что хотел бы отдать или задолжал, потому что не считал нужным в свое время делать добро и любить.

Проблемы возникают тогда, когда мы не отпускаем человека. С нашей точки зрения смерть несправедлива, и очень часто многие люди даже бросают упрек Богу: «Как ты несправедлив, почему Ты отнял у меня его?» Но на самом деле, Бог призывает к себе человека именно в тот момент, когда он готов перейти в жизнь вечную. Очень часто бывает так, что человек не хочет отпустить близкого, не хочет мириться с тем, что его уже нет, что его не вернуть. Но смерть нужно принять, как данность, как факт. Его не вернуть, и всё тут. А человек начинает возвращаться обратно, к нему, понимаете? Это вещи из ряда вон выходящие, но они не так редко случаются. Совершенно бессознательно человек начинает горевать, и он хочет его как бы заместить. В нас так сильна тяга к смерти. Нам нужно тянуться к жизни, а мы, как это ни странно, тянемся к смерти. Когда мы цепляемся за человека умершего, мы хотим быть с ним. Но нам еще надо жить здесь, у нас есть задачи. Мы ему можем помочь только здесь, понимаете?

Неверующему человеку сложнее отпустить умершего, потому что он даже, может быть, не осознает, что ему так сложно расстаться с этим близким в силу того, что он не может его даже отдать Богу. А верующий человек привык всё возлагать на волю Божью, потому что встречи и расставания сопровождают человека всю жизнь.

В Библейской истории есть сюжет, который оказывает потрясающее терапевтическое воздействие на людей, столкнувшихся со стрессом, со смертью. Речь идет о нескольких жизненных фрагментах одного глубоко верующего человека по имени Иов. Всякий раз, потеряв что-то очень важное, а их было много значительных утрат, он повторял: «Бог дал, Бог взял» . В итоге, Бог видя в нем крепкую веру, возвращает все сполна. Эта притча о том, что преодолевая тоску по ушедшему, мы становимся стойкими и сильными. Человек, на самом деле, от самого рождения своего учится расставаться. Он учится быть вместе с другими, отождествляя себя с социумом. Но вместе с тем, всякий раз происходит процесс разотождествления, то есть отсоединения, расставания. Маленький человек учится расставаться со своей собственностью ещё в песочнице: «Моя лопатка, моя корзиночка». Отбирают - он плачет, ему очень тяжело расставаться со своим. А на самом деле ничего нашего на свете нет, понимаете? Ведь, что значит «моё»? Моё, оно ведь только до некоторой степени моё. В каждый момент нашей жизни мы должны быть готовы расстаться со всем, что мы считаем своим. С точки зрения психологии это такой вот феномен психической жизни человеческой, приобретение навыков к утрате.

Есть люди, которые замыкаются в себе и концентрируются на этой потере. Они в себе эти чувства как бы нагнетают, и не могут остановить поток страдательных эмоций. С детства мы привыкаем расставаться со скорбью. Кто-то зацикливается на этом: «Это моё, и всё тут!» Так велика притягательная сила этого эгоистического чувства. А более зрелый человек умеет расставаться без боли, без таких надрывов.

- Получается, что зрелый человек более спокойно воспринимает смерть?

Он спокойно передает умершего в руки Того, Кто имеет большее на него право. Почему? Потому что зрелость определяется той силой духа, с которой мы воспринимаем все сложные обстоятельства жизни. Чтобы ни случалось, мы должны всё воспринимать равнодушно, равно-душно. Так Св. преп. Серафим Саровский говорил. Нужно, чтобы душа ко всему относилась равномерно, или, как бы, одинаково, и к скорбям, и к радостям. Это такое абсолютное спокойствие во всем, и на самом деле это очень трудно.

Восприятие утраты, скорби духовного и душевного человека отличается тем, что душевность сопряжена надрывом, эмоциональным изломом, страстностью, чувственностью. Напротив, духовное отношение ровное, в нем любовь помогающая, тихая. Вспоминаю, как умерла моя мама. Это было вообще неожиданное событие. Мы с ней попрощались, она уезжала в другой город, и на следующий день мне позвонили, что она приехала, легла спать и умерла. Ей было 63 года всего, я провожала здорового человека. Для меня это был шок. Потому что я потеряла любимого человека совершенно неожиданно. Но она умерла по-христиански, спокойно, так умереть каждый мечтает. Я слышала не раз: «Вот бы, лечь и умереть». Вот она приехала, легла в свою постель и умерла. И когда я пришла в церковь, встретила своего батюшку, - он тоже знал мою маму, - я ему рассказала, а он мне говорит: «Ты, самое главное, воспринимай эту смерть духовно».

Я тогда еще только воцерковлялась, и для меня эти вопросы жизни и смерти были, так скажем, малопонятны. Тогда я еще никого не хоронила из близких людей. Я всё думала, что же значит воспринимать духовно? Из литературы, в которой раскрывается тема отношения к смерти я поняла, что относиться духовно, значит- не скорбеть.

Если ты чего-то не смог дать этому человеку, ты чувствуешь вину. Часто очень люди зацикливаются и страдают от того, что они недодали что-то любимому человеку. Осталось нечто, что их начинает тревожить. «Почему я не додал? Почему не сделал? Ведь я бы мог», - и вот на этом они уходят в иные круги восприятия, уходят в депрессию.

Человек, в таком случае начинает пребывать в чувстве вины. А чувство вины не должно быть мазохистским, оно должно быть конструктивным. Конструктивный подход такой: «Я себя поймал на мысли, что я застреваю на чувстве вины. Нужно духовно разрешить эту проблему». Духовно - это значит, нужно сходить на исповедь и признать перед Богом свой грех перед этим человеком. Нужно сказать: «Я виноват в том, что я ему то-то и то-то недодал». Если мы в этом каемся, то человек это чувствует.

Например, я бы подошла к маме при ее жизни и сказала: «Мам, ты прости, я тебе того-то и того-то недодала». Не думаю, что мама меня не простит. Точно также этот вопрос я могу решить, даже если этого человека нет рядом со мной. Ведь у Бога нет мертвых, у Бога все живы. В Таинстве исповеди происходит освобождение.

- А зачем в церковь идти, если можно дома все рассказать Богу? Бог ведь и так всё слышит.

Для неверующего человека можно начать хотя бы с этого, нужно признать свою вину. В психологической практике используются такие методы: письмо близкому, родному человеку. То есть, нужно написать письмо о том, что я был неправ, что я недостаточно уделял внимания, я тебя не любил, я тебе недодал чего-то. Можно начать с этого.

Кстати, очень часто в первый раз люди приходят в церковь именно в связи с этим обстоятельством, чьей-то смертью В первый раз человек может прийти в храм на похороны. А многие из них уже могут знать, что духовная дань - это на канон положить какие-то продукты, свечку поставить и помолиться за этого человека. Молитва - это связь между нами и ушедшим человеком.

Один из синонимов слова «кладбище» — «погост». «Погост» от слова погостить, ведь мы приезжаем сюда погостить. Погостили немножко, и вперед, на родину, ведь наша родина там.

В головах у нас всё перевернуто. Мы путаем, где наш дом. А ведь наш дом - это там, рядом с Богом. А сюда мы только лишь пришли погостить. Наверное, тот человек, который не хочет оставлять умершего, не осознает, что какое-то свое назначение здесь этот человек уже выполнил.

Почему мы не отпускаем наших близких? Потому что очень часто бываем привязаны к физическому. Мне, если говорить о своих чувствах, недоставало мамы: очень хотелось прижаться, прикоснуться к этому мягкому, родному человеку, вот именно не хватало рядышком её, не хватало физической близости. Но мы знаем, что этот человек продолжает жить, ведь душа человеческая бессмертна.

Когда умерла моя мама, я решила для себя вопрос духовного восприятия этого события, и мне удалось быстро восстановиться. Я признала, что я чего-то не сделала. Я покаялась, и попыталась реально сделать то, чего я не сделала в свое время маме. Я взяла и сделала это другому человеку. Еще помогает чтение Псалтыри, сорокоусты, ведь общение с родным человеком, даже если его нет рядом, не прекращается.

Другое дело, что нельзя уходить в диалог. Бывает иногда, люди даже заболевают психически, они начинают советоваться с умершим. В какой-то трудный момент можно попросить: «Мам, ну ты помоги мне, пожалуйста». Но это, когда очень трудно, а так лучше не беспокоить все-таки, молиться, молиться за близких. Когда мы делаем что-то для них, тогда мы помогаем им. Поэтому нужно делать все возможное, что в наших силах.

Когда я для себя решила эту проблему, и мне удалось быстро восстановиться, то однажды прихожу я к своей знакомой бабушке. И мама тоже была у нее в гостях когда-то пару раз. Где-то спустя сорок дней после смерти мамы, может быть, чуть больше, я прихожу навестить эту бабушку, а она начинает успокаивать меня, утешать. Она, наверное, думала, что я скорблю, переживаю сильно, а я ей говорю: «Вы знаете, меня не тяготит уже это. Я знаю, что маме там хорошо, и единственное, чего мне недостает - это того, что её нет рядом со мной физически, но я знаю, что она всегда рядом со мной». И вдруг, вижу, на столе у нее какая-то вазочка была, как у всех бабушек, с цветочками какими-то и ещё чем-то, и я, совершенно машинально, вытаскиваю оттуда бумажку. Вытаскиваю, а там маминым почерком написана молитва. Я говорю: «Вот видели! Она рядом со мной всегда. Даже сейчас она рядом со мной». Моя знакомая очень удивилась. Вот такая у нас связь, понимаете?

Надо отпускать, потому что, когда мы их не отпускаем, им тягостно, они тоже страдают. Потому что мы связаны, так же как здесь, на земле, когда не даем человеку свободы, тянем его, начинаем контролировать, звоним: «Ты где? А может быть там то? А может тебе плохо? А может быть тебе слишком хорошо?» По тому же самому принципу строятся наши отношения с усопшими близкими.

- Получается, что за сорок дней вы пришли в себя от кризиса, то есть сорок дней - это своего рода приемлемый срок. А какие сроки будут неприемлемыми?

Если человек год скорбит и это затягивается и дальше, то конечно это неприемлемо. Максимум полгода, год, можно поболеть, так скажем, а больше — это уже симптом болезни. Значит, человек впал в депрессию.

- А если он просто не может выйти из этого состояния?

Не помогает, значит пришла пора исповедать еще одну свою ошибку. Почему уныние входит в семь смертных грехов? Печалиться, унывать, нельзя, это малодушие, это болезнь духовная. Вера - это самое сильное и надежное лекарство.

- А есть ли какой-нибудь психологический способ себя подвигнуть к тому, чтобы сделать первый шаг? Ведь некоторое люди прямо так вот и думают: «Я по нему так долго скорблю, и таким образом я ему храню верность». Как это преодолеть?

Обязательно нужно что-нибудь делать для усопшего. Прежде всего, молиться за него подавать записочки в храм. А дальше - больше, снова появятся силы. Путь из депрессии обязательно связан с какими-то действиями, хоть чуть-чуть, понемножечку. Можно просто хотя бы сказать: «Как же я люблю его, Господи! Помоги Ты ему, Господи!» - всё. «Я за него страдаю, я за него переживаю. Вот он ушел в никуда, но я знаю, что он там не один, что он с Тобой». Нужно хотя бы что-нибудь говорить, делать ради этого человека, но только не бездействовать.

Предыдущая беседа

Вопрос психологу:

Здравствуйте. История началась в декабре 2015 года. Я находилась на то время более года в отношениях, все шло к свадьбе. Меня пригласили поучаствовать в конкурсе в одном из развлекательных центров города, там я и познакомилась с другим молодым человеком (вышло случайно, он был в компании со знакомыми). Он попросил мой номер телефона, и я не задумываясь дала, так как с моим молодым человеком мы немного повздорили, и я была зла.

Он мне так и не позвонил. Прошла зима и уже заканчивалась весна. В мае 2016 года мы с ним случайно списались в социальной сети, он пригласил прогуляться. Мы гуляли долго, но время летело, мне никогда и не с кем не было так легко. Я поняла, что человек просто часть меня. Он думает, делает, говорит как я. Он мне очень понравился, но я предложила ему дружбу, так как еще находилась в отношениях.

У моего молодого человека были проблемы, и я не хотела его оставлять, потому что была благодарна ему за все, хотя наши отношения давно уже развалились из-за непонимания и горы противоречий.

Я поставила себе установку, что сдам сессию, разберусь со всеми проблемами и признаюсь тому парню в чувствах. Ведь на тот момент у меня все мысли уже были заняты им, хоть и лгала всем, что это не так.

Моим планам не суждено было сбыться. В начале лета он разбился… на смерть…

Я не верила, я думала это заговор, я думала все выдумка, я плакала, впадала в депрессии, пила спиртное, умоляла его забрать меня с собой. И сейчас я каждый день думаю о нем и чувствую его присутствие. Я, кажется, сошла с ума.

Я неглупая девочка и знаю, что надо жить дальше. Вначале я вообще этого не хотела, а теперь мне стало просто наплевать на свою жизнь. Я стала очень холодной, расчетливой, злой и лицемерной. Я без проблем обижаю людей, говорю им гадости. Не думаю о будущем. Веду недостойный образ жизни, имею беспорядочные связи. Мне стало совершенно наплевать, что со мной будет, потому что моя душа воспринимает все нейтрально без эмоций. Я считаю, что все равно, что происходит с моим телом в этом мире, ведь я скоро уйду к нему, на небеса.

Мне страшно. Помогите хоть чем-нибудь…

На вопрос отвечает психолог Баштынская Светлана Викторовна.

Екатерина, здравствуйте!

Я соболезную вашей потере и очень сочувствую вам. Смерть близкого человека - это суровое испытание в жизни, и чтобы пережить это требуется время и силы, ведь приходится проходить через боль, горе, гнев, страх, сожаление и др. сильные чувства.

Так получилось, что вы не успели осуществиться свои планы с этим мужчиной, вы только собирались соединиться с ним, мечтали о будущем, о счастье. И в один момент все перевернулось. И перед вами вместо светлого будущего разверзлась пропасть, бездна - пустая, холодная и безжизненная. Как будто пропал смысл жизни, цель жизни - все потеряло значение.

Екатерина, то, что с вами происходит - это процесс переживания потери, горевания. Это нормальный естественный процесс. Не пройдя его, очень сложно вновь научиться радоваться, любить, жить дальше.

И в том, что вы написали, меня беспокоит момент, что вы направляете весь гнев на себя и свое тело. Вы понимаете, что это не очень здорОво, вы об этом пишите, и не знаете как выйти из этого. Важно признать свои чувства, свою злость, и, скорее всего, свое чувство вины. Я могу быть не права, и мне кажется, что вы вините себя за то, что не сказали раньше о своих чувствах, что, как вам кажется, упустили свое счастье, что, возможно, если бы вы сделали что-то по-другому, то он остался бы жив. И сейчас вы как будто наказываете себя за это.

И мне хочется сказать, что вы сделали все, что от вас зависело в той ситуации, вы пишите вполне логично о том, что происходило. И у меня возникает вопрос. Как вам удается сердиться только на себя? Когда же нормально сердиться на других - на вашего любимого, за то, что оставил вас, на участников аварии, на других людей, на мир, и может на Бога.

То, что вам страшно, говорит вам о том, что вы хотите жить дальше, ведь вы еще молодая девушка, у которой вся жизнь впереди, вы умная, сильная, смелая. И я уверена, что ваш любимый человек хотел бы для вас всего самого хорошего, он хотел бы видеть вас счастливой и любимой, он знал бы, что вы ни в чем не виноваты.

Похожие публикации